Мимические движения лица примеры значение. Мимика лица

Что такое мимика? Каждый знает общее значение этого слова, но далеко не все владеют полной информацией. Маленькие дети начинают понимать смысл выражения лица в возрасте менее года, задолго до того, как начинают говорить. Они очень четко реагируют на эмоциональное состояние человека по его лицу, взгляду.

Мимика, она же экспрессия лица, — это происходящие под влиянием эмоционального состояния человека движения лицевых мышц. Каково же первостепенное значение слова «мимика»? У него греческое происхождение, от корня, означающего «подражание». Большая часть людей при разговоре концентрирует внимание на лице собеседника.

Анализ мимики

Анализ мимики проводится:

  1. По произвольным и непроизвольным аспектам.
  2. По физиологическим аспектам, таким как тонус, сила, симметричность (или несимметричность).
  3. С социокультурных и психологических позиций (связь выражений лиц с культурами, группами различного типа).

В совокупности полученная путем такого анализа информация характеризует человека, его пол и возраст, профессию, этнические и социальные параметры, эмоциональное состояние при речи. Любой комплекс мимических движений является характерным для одних состояний и наборов индивидуальных параметров, и одновременно нехарактерным для других. При анализе мимики человека важно учитывать ее основополагающие характеристики: гармоничность, динамику, изменчивость. Это означает, что изменение любого из этих параметров может в корне изменить смысл всей мимической картины.

Взгляд

Гармоничность мимики проверяется анализом соответствия мимической картины разных частей лица. Несоответствие мимических движений, например верхней и нижней его частей, может говорить о том, что субъект не говорит искренне или скрывает свое настоящее отношение к окружающим.

Мимика лица взаимосвязана с другими психофизическими аспектами, например с физиогномическими параметрами, особенностями взгляда. К. С. Станиславский характеризовал последний как ничем не опосредованное общение из души в душу. Динамические аспекты взгляда (направление к собеседнику или в другую сторону, время задержания на собеседнике взгляда, скорость изменения вышеперечисленных аспектов) содержат в себе информацию об отношении к собеседнику: «стрельба глазами», «строить глазки», «заигрывать глазами», «смерить взглядом», «глядеть свысока», «наблюдать уголком глаза», «поймать взгляд», «звать глазами», «провожать глазами». Люди склонны отождествлять движения глаз с морально-этическими особенностями и характером человека (бегающий взгляд — вор).

Значение зрительного контакта

При соприкосновении друг с другом люди подсознательно выбирают различные средства общения, мимика - одно из них. При анализе отношений между собеседниками определяющее значение имеет не только доля времени зрительного контакта, но и его разрыв и восстановление, а также конкретные моменты, когда он имеет место, а когда — нет.

В среднем при нормальных взаимоотношениях зрительный контакт сохраняется от 30 до 60 % протяженности разговора. При положительной динамике отношений собеседник предпочитает удерживать зрительный контакт, когда слушает, а не когда говорит. Наоборот происходит при агрессивном общении, также - увеличивается частота и активность контакта. При благоприятных взаимоотношениях люди чаще фиксируют свой взгляд на собеседнике при позитивных высказываниях, чем при негативных.

Визуальное доминирование

Обратная ситуация может свидетельствовать о попытке собеседника доминировать, агрессивно брать ситуацию в свои руки. Визуальный индекс доминирования (ВИД) рассчитывается по формуле «частота контакта глаз во время слушания/частота контакта глаз во время речи» и характеризует стремление собеседника к борьбе за главенство в общении. Чем этот параметр ниже, тем сильнее у человека желание доминировать.

Зачастую частота зрительного контакта может характеризовать неравенство собеседников. Считается, что собеседник, статус которого выше, меньше склонен к поддержке визуального контакта. Если собеседников несколько и наиболее часто взгляды остальных фиксируются на одном из них, это характеризует его верховенствующее положение. Визуальный контакт понимается как взаимопроникновение людей в персональное пространство друг друга. Уход от контакта является уходом из взаимодействия, стремлением освободить свое персональное пространство.

Поддается ли контролю мимика

Анализ взгляда с целью выявления личностных особенностей и межличностных взаимоотношений субъектов характеризуется как вышеуказанными временными параметрами, так и пространственными, такими как движение глаз вверх, вниз, вправо, влево; направление взгляда в сторону или на собеседника, интенсивность визуального контакта; психофизические параметры. Что такое мимика и можно ли ее контролировать? Из всех видов экспрессии именно лицевая экспрессия (мимика) наиболее поддается контролю со стороны человека.

Мимика - средство невербальной утечки информации

Концепция «о невербальной утечке информации» учитывает это и ранжирует различные элементы экспрессии в зависимости от информативности. Основополагающими для этой характеристики являются три аспекта:

  • среднее время передачи;
  • разнообразие невербальных комплексов реакций, характерных для соответствующей части тела;
  • возможность для собеседника наблюдать их.

Человеческое лицо занимает первое место по этим параметрам, более того — что такое мимика, можно сказать, изучив особенности проявления эмоций именно на лице. По этой причине многие люди, контролируя мимику, меньше уделяют внимания контролю других аспектов экспрессии, что делает более сложным анализ мимических реакций. Однако существуют довольно частые непроизвольные реакции. Так, люди при неискренней характеристике события, факта или человека склонны реже улыбаться, а нервные люди, передавая несоответствующую действительности информацию, стараются выглядеть очень спокойными.

Глаза не обманывают

Трудно поддаются анализу и управлению собственные реакции глаз на эмоциональное состояние, и это позволяет по праву назвать глаза настоящим зеркалом, в котором отражается душа. Но в некоторых случаях развитие мимики происходит со временем.

Хорошо управляемые мимические мышцы могут вообще не двигаться, а глаза, скорее всего, сообщат нужную информацию. Взгляд характеризует как состояние человека - он бывает испуганным, радостным, печальным, так и его отношение к окружающим людям и ситуации - может быть недовольным, выражающим уважение или презрение.

Значение мимики

Характерные для конкретного человека особенности мимики и взгляда могут свидетельствовать еще и о характеристиках личности. Так, взгляд исподлобья в сочетании с недоверчивым выражением лица может говорить о соответствующем отношении к людям вообще, о постоянном страхе ошибиться или быть обманутым. Лицо во время общения в любом случае приковывает к себе внимание, ведь оно может сказать и о вышеназванных аспектах, и о том, понял ли нас собеседник, желает ли он продолжать разговор, и о многом другом. Значение мимики в общении сложно переоценить. Ниже приведены характеристики наиболее часто и очевидно отображаемых мимикой эмоций и состояний.

Мимика как средство выражения эмоций

  1. Удивление — сиюминутная реакция на новое или неожиданное событие. Чаще всего брови поднимаются, в результате чего на лбу образуются морщины. Глаза широко раскрываются, но при этом не напряжены. Нередко приоткрывается рот.
  2. Страх — опасение возможности неблагоприятного, травмирующего события. Брови в этом состоянии также могут быть приподняты, но не так, как в предыдущем случае. Они сильнее растянуты в стороны, чем вверх, так как глаза раскрыты более широко и напряженно. Лоб также сморщивается. Рот растягивается с напряжением.
  3. Гнев. Проявление угрозы или намерения причинить ущерб. Так как это состояние повышает артериальное давление, лицо краснеет, могут вздуваться вены. Дыхание учащается. Лицо в целом напряжено. Брови сходятся у носа, образуя как бы указывающий вниз угол. Губы напряжены, могут даже быть оскалены. Нередко приоткрыты так, что видны зубы.
  4. Отвращение — реакция на любую форму контакта с вызывающим эмоциональное отторжение объектом. Брови направляются вниз, не сморщивая лоб. Глаза становятся уже, так как прикрываются веками. Рот может приоткрываться, его уголки направляются вверх или вниз, иногда рот немного открывается, напрягаются губы. Морщины в таком состоянии могут возникнуть на носу.
  5. Радость. Возникает при поднятии настроения. При сочетании с удивлением радость может быть вытеснена последним в смысле отображения на лице. Нередко используется для маскировки других эмоций, вплоть до ярости и страха. Однако распознать истинное эмоциональное состояние можно по голосу, дыханию, жестам и другим параметрам. Радость почти не вызывает напряжения мышц лица. Участие бровей в реакции минимально. Глаза немного суживаются, могут «блестеть». На губах возникает характерная полуулыбка. Выражение в целом является приятным для собеседника.
  6. Печаль — реакция на горе, потери. Как правило, проявляется коротко, после чего сменяется обычным выражением лица человека. Брови опускаются, в особенности их внешние стороны. Лоб сморщивается вертикально, образуя соответствующие морщины посередине. Глаза полузакрыты, уголки губ немного опущены.

Необходимо понимать, что взгляд - элемент невербального общения без слов. Мимика способна более точно передать состояние человека, нежели голос и слова. При чрезмерно пристальном и частом взгляде между собеседниками может возникнуть напряжение. Однако при контакте с дружественно настроенными людьми необходимо сохранять периодический визуальный контакт, так как его отсутствие может трактоваться как отчужденность и избегание общения.

Само выражение всех этих эмоций на лице человека и дает ответ на вопрос, что такое мимика.

Под влиянием разных эмоций мимические мышцы придают лицу определенное выражение — мимику. Умение различать основные выражения лица приобретается у детей с ранних месяцев. Хотя маленькие дети не могут сказать, но они точно чувствуют настрой и мимику того, кто к ним подходит, и реагируют соответствующим образом — весело смеются или плачут.

В общении подростков и взрослых людей используется более разнообразная мимика. Иногда она намеренно минимальна, чтобы скрыть свои эмоции, но сделать это очень сложно. Управлять мимикой для сокрытия чувств значительно сложнее, чем жестами. А вот подчеркнуть мимикой эмоции очень просто — пошире улыбнуться или еще более поднять брови от удивления. Некоторые люди чрезмерно выражают свои эмоции, чем приковывают к себе излишнее внимание. Это утомляет окружающих.

Каждый человек в жизни испытывает разные эмоции, они перетекают одна в другую и при спонтанном проявлении выражаются естественно. Совсем не нужно их подчеркивать. Преобладание тех или иных эмоций у определенного человека является составляющей чертой его характера.

В процессе общения лицо собеседника невольно приковывает к себе внимание. Оно позволяет нам получить ответную информацию — поняли ли нас, как отнеслись к нашему сообщению и др. Универсальными эмоциями, которые можно отобразить мимически, являются радость, удивление, страх, печаль, отвращение, гнев, презрение. Они проявляются на лице следующим образом:

1) удивление — мгновенная мимическая реакция на что-либо неожиданное или новое. Очень сложно зафиксировать удивление на лице, тем не менее, встречаются люди, лицо которых как бы все время улыбается. Мимика удивления: поднятые вверх брови, горизонтальные морщины на лбу, широко раскрытые, но без напряжения, глаза, рот приоткрыт;

2) страх — ожидание неминуемой боли или неприятности, которые невозможно предотвратить. В состоянии страха у человека приподняты брови, но иначе, чем при удивлении. Они растянуты и сведены у переносицы. На лбу появляются короткие морщины. Глаза напряженно и широко раскрыты, губы напряженно растянуты;

3) гнев — возникает в качестве физической угрозы. Она может быть намерением причинить какой- либо вред. От гнева у человека повышается артериальное давление, поэтому лицо краснеет, на висках и шее при сильном гневе вздуваются вены. Дыхание становится более частым, лицо искажается напряженной гримасой. Брови сдвигаются у переносицы. Между бровями залегают вертикальные морщины. Внешние концы бровей поднимаются кверху. Напряженные губы сжимаются или могут изображать оскал — сквозь напряженно раскрытые губы видны зубы;

4) отвращение — ответная мимическая реакция на неприятный запах, вкус, звук, прикосновение и др. Брови опускаются, особых морщин при этом не появляется. Глазные щели суживаются, веки почти прикрываются. Уголки рта опускаются, а сам рот может быть приоткрыт. Губы при этом напряжены. Язык может немного высунуться. Появляются морщины на носу;

5) радость — приятное ощущение, соответствует приподнятом настроению. Часто сочетается с удивлением, но не фиксируется на лице. Радость может быть маской, под которой скрываются негативные эмоции (гнев, страх). Но ложные эмоции всегда достаточно легко распознать по другим приметам (голосу, дыханию, жестам). При радости на лице нет чрезмерного напряжения, брови почти не участвуют в мимике. Глазные щели немного суживаются, глаза блестят. Приподняты кверху уголки губ, которые растянуты в полуулыбке. Это приятное выражение лица;

6) печаль — мимическая реакция, которая чаще связана с потерями, неудачами. В норме она проявляется недолго и затем появляется привычное для человека выражение лица. У опечалившегося человека внешние концы бровей опущены вниз. Между сдвинутыми бровями появляются вертикальные морщины. В середине лба образуются короткие морщины. Глаза чуть приоткрыты. Верхние и нижние веки образуют треугольник. Углы рта опущены вниз.

Взгляд является частью невербального общения. Глядя на собеседника, можно заметить все изменения в его лице и позе, а также жесты. Во время разговора обычно люди периодически встречаются глазами. Следует воздерживаться от постоянного или пристального взгляда в глаза, иначе он будет мешать общению. При разговоре соперников или враждующих людей они будут избегать смотреть в глаза друг другу прямо. В обычном общении, периодически взглядывая на собеседника, вы поддерживаете контакт друг с другом, даете понять свою доброжелательность, производите впечатление коммуникабельности, помогаете понять сказанное и сами лучше понимаете собеседника.

Истинные чувства отражаются на нашем лице потому, что мимика может быть непроизвольной, неподвластной нашим мыслям и намерениям. Но лицо может и лгать, так как мы в состоянии контролировать свою мимику, не позволяя людям увидеть правду и вынуждая их принять ложь. Лицо ведет двойную жизнь, сочетая выражения, которые мы намеренно принимаем, с теми, которые порой появляются спонтанно, без нашего ведома

Истина редко бывает чистой и никогда – однозначной. (Oscar Wilde)

На самом деле когда человек общается, его всегда сопровождают микровыражения, и их можно увидеть. Это говорит о том, что даже дипломаты или сотрудники спецслужб не всегда превосходно могут превосходно лгать и сдерживать смою мимику, во время сильных эмоций.


Мимические движения - это радостное, напряженное, скорбное выражение лица и т. п. - непроизвольны и не целенаправленны. Все произвольные движения, однако, имеют мимический аспект: они не идентичны друг другу даже тогда, когда имеется в виду одна и та же цель, и варьируют у одного и того же человека в зависимости от его эмоционального состояния.
С одной стороны, лицо вроде бы подчиняется нашей воле. С другой - живет само по себе, своей собственной, нам неведомой жизнью. Безотчетная, непроизвольная составляющая присутствует постоянно, очень часто становится преобладающей - и всего более, когда мы охвачены каким-нибудь чувством. Плач, смех, зажмур наслаждения, яростный оскал, равно как и простое зевание - все это судороги лицевых мышц, несколько по-разному протекающие… Два уровня жизни лица - произвольный и непроизвольный - вполне соответствуют нашему внутреннему расслоению: сознанию и подсознанию. Лицо - средоточие психической мускулатуры - орган общения психики с другой психикой - и с самою собой. Орган души.
Лицо является весьма ценным источником информации для верификатора, ибо оно может и лгать, и говорить правду, и делать то и другое одновременно. Обычно лицо несет сразу два сообщения – то, что лжец хочет сказать, и то, что он хотел бы скрыть. Одни выражения лица поддерживают ложь, давая нам неверную информацию, другие же – выдают правду, потому что выглядят фальшиво, и истинные чувства просачиваются сквозь все по-пытки скрыть их. В какой-то момент лицо, будучи лживым, может выглядеть вполне убедительно, однако уже через мгновение на нем могут проявиться потаенные мысли. А бывает и так, что и искренние и показные эмоции передаются различными частями лица в одно и то же время. Я думаю, большинство людей не может сразу же раскусить лжеца лишь потому, что не умеет отличать искренние выражения лица от ложных.



Наряду с непроизвольными и намеренными выражениями существуют еще и некогда заученные нами и теперь появляющиеся автоматически, желаем мы того или нет, а порой – даже и вопреки этому и, как правило, без нашего осознавания. Примером тому являются выражения лица, вошедшие в привычку и ставшие «ритуальными»; они довольно часто появляются на нашем лице, особенно когда мы, например, не можем выразить свой гнев в адрес высокопоставленной особы. Однако сейчас нас будут интересовать лишь намеренные, контролируемые, фальшивые выражения, используемые людьми при попытке ввести в заблуждение, и непроизвольные, спонтанные, эмоциональные, которые порой выдают истинные чувства лжеца вопреки всем его стараниям скрыть их.
Непроизвольное выражение эмоций на лице является результатом эволюции. Многие выражения человеческого лица подобны тем, что можно видеть и у приматов. Некоторые эмоциональные выражения – по крайней мере, говорящие о счастье, страхе, гневе, отвращении, грусти, горе, а возможно, и о ряде других эмоций – универсальны, одинаковы для всех людей, независимо от возраста, пола, расовых и культурных различий.
Эти выражения дают нам богатую информацию о чувствах человека, выдавая малейшие движения его души. Лицо может передать такие оттенки эмоциональных переживаний, какие выразить в словах под силу только поэту. Оно может сказать нам:
- какие эмоции испытывает человек (гнев, страх, грусть, отвращение, горе, радость, удовлетворение, возбуждение, удивление, презрение) – каждой из этих эмоций соответствует свое определенное выражение лица;
- о наложении эмоций – часто человек испытывает сразу две эмоции, и обе частично отражаются на его лице;
- о силе испытываемых эмоций – все эмоции имеют различные степени проявления – от легкого раздражения до ярости, от опасения до ужаса и так далее.
Помимо автоматических, привычных выражений лица, у людей могут быть и вполне осознанные, которые они принимают, подавляя проявление своих истинных эмоций и имитируя другие, на самом деле не испытываемые. Большинство людей прекрасно используют те или иные мимические способы обмана. Практически каждый может припомнить случай, когда чье-либо выражение лица совершенно сбило его с толку, однако почти всем знакомо и обратное, когда по лицу человека прекрасно видно, что он лжет. В жизни каждой супружеской пары бывают минуты, когда один читает на лице другого чувство (обычно страх или гнев), которое его партнер не только не осознает, но и отрицает.


Существуют тысячи различных выражений лица, и все они отличаются друг от друга. Многие из них никак не связаны с эмоциями и относятся к так называемым знакам речи, ко-торые, так же как и иллюстрации, соответствуют ударению и пунктуации (например, выражения лица, отражающие вопросительный или восклицательный знак). Но есть еще и мимические эмблемы: подмигивание, удивленное вздергивание бровей, презрительное прищуривание глаз, рот «подковой», скептическая гримаса, отвисшая челюсть и т. д. Есть еще и мимические манипуляции – покусывание и облизывание губ, причмокивание, надувание щек. Кроме того, есть просто эмоциональные выражения лица, как искренние, так и притворные.

Причем одной эмоции соответствует не одно выражение лица, а десятки, а порой даже и сотни.
Каждая эмоция имеет определенный и очень специфический ряд выражений. В этом нет ничего удивительного, ведь каждой эмоции соответствует не одна ситуация, а целый ряд. Давайте рассмотрим выражения гнева. Гнев различается по:
- своей интенсивности (от легкого раздражения до ярости);
- степени контролируемости (от взрыва до затаенной злобы);
- темпу развития (от внезапной вспышки до медленного кипения);
- темпу угасания (от внезапного до затяжного);
- накалу (от кипящего до хладнокровного);
- степени искренности (от неподдельного до наигранного – как у родителей, бранящих своего непослушного, но любимого ребенка).
А если к этому добавить еще и примеси к гневу других эмоций: злорадства, вины, праведности, презрения, – то составляющих этого ряда будет еще больше.


Отвращение. При отвращения нахмуриваются брови и морщится нос, приподнимается верхняя губа, а нижняя опускается, рот приобретает угловатую форму. Язык слегка высунут, как будто выталкивает попавшее в рот неприятное вещество.Дети, испытывая отвращение, высовывают язык и говорят «фу» или «бе», взрослые могут выразить данную эмоцию лишь движением верхней губы или едва заметным сморщиванием носа. Эти движения порой настолько неуловимы, что могут остаться незамеченными для окружающих. Иногда они непроизвольны, и человек не осознает, что испытывает отвращение.

Печаль. У опечаленного человека внутренние концы бровей приподняты и сведены к переносице, глаза слегка сужены, а уголки рта опущены. Иногда можно наблюдать легкое подрагивание слегка выдвинутого подбородка. В зависимости от возраста человека и интенсивности переживаемой печали ее мимическое выражение может сопровождаться плачем. Мимически печаль держится в течение нескольких секунд, но ее переживание может длиться дольше. Обычно она так или иначе выдает себя, хотя ее признаки могут быть почти неуловимыми. Лицо выглядит поблекшим, лишенным мышечного тонуса, глаза кажутся тусклыми. Опечаленный человек разговаривает мало и неохотно, темп его речи замедлен.


Презрение - это комплексное пантомимическое выражение. Изображая презрение, человек становится выше: он выпрямляется, слегка откидывает голову и смотрит на источник эмоции, как будто сверху вниз. Всем своим видом он как бы показывает свое превосходство над «соперником». В момент презрения приподняты брови и верхняя губа, могут сжиматься уголки губ, рот слегка приподнимается и в смежной с углами рта области щек образуются небольшие симметричные углубления. Могут быть приподнята бровь или откинута назад и вбок голова.


Счастье. Лоб и брови в состоянии покоя, нижние веки приподняты, но не напряжены. У внешних уголков глаз морщинки, называемые паучьими или гусиными лапками. Уголки губ оттянуты в стороны и приподняты.


Удивление. Брови приподняты вверх, на лбу могут образоваться горизонтальные морщинки. Верхние веки приподняты и показывают склеру, нижние веки расслаблены. Губы расслабленны и приоткрыты.


Страх. Брови сведены и приподняты, за счет чего могут образоваться морщинки в центре лба. Верхние веки приподняты, так что видно склеру над радужной оболочкой. Губы напряжены и растянуты в стороны, а рот слегка приоткрыт.


В отличие от маски или гримасы живое лицо непостижимо меняется каждый миг - и меняется именно его микромимика - соотношение тонусов разных мышц, игра их волокон и связок в бесконечно разнообразных сочетаниях и колебаниях. Тонусная микромимика передает тайные движения души, глубинные настроения и состояния духа, передает характер.
Большой мимикой можно играть как мячом, жонглировать масками. Можно грозно хмуриться, можно ласково улыбаться; можно хитро прищуриться или, подняв брови, изобразить удивление; можно нарисовать лицом ужас, ярость, отчаяние, заковаться в непроницаемость - все возможно и сверх того; но - если ты не актер-профессионал, не ас лицедейства - никогда точно не знаешь, что получается и каково возможное впечатление…
Очень трудно управлять тонусом лица - микромимикой, которая только и придает выражениям живость, подлинность и убедительность. Немудрено: в отличие от рук, ног и туловища физиономии своей (как и, пардон, тыльной физиономии) мы не видим - и по природе не должны видеть, общаемся с ней вслепую. Да, менее всего, как ни странно, мы знаем и понимаем свое собственное лицо - всю нашу жизнь оно для нас самое незнакомое, самое неожиданное, самая большая загадка… Отсюда и ненасытная потребность в общении с зеркалами…

Не каждый политический деятель способен так искусно управлять выражением лица. Бывший президент Египта, Анвар Садат, писал о своих юношеских попытках научиться контролировать мышцы лица: «…Моим хобби была политика. В те годы в Италии правил Муссолини. Я видел его фотографии и читал о том, как он умел менять выражение лица пе-ред публикой, принимая то твердый, то агрессивный вид, так что люди, глядя на него, чита-ли мощь и силу в каждой черте его лица. Меня это завораживало. Я стоял дома перед зеркалом и пытался имитировать властность его лица, однако мои результаты были неутешительными. У меня лишь уставали мышцы лица, и было больно – вот и все» .
Как понять, что политики говорят искренне, а чему их научили? Разобраться в мимике помогли физионом Ольга Гладнева и психолог.


«На этом фото Виктор Андреевич разочарован и раздражен, пытается подбирать слова так, чтобы никого не обидеть, - комментирует физионом Ольга Гладнева, специалист центра EVAX-BiS. - Это очень характерный снимок - в неудобных ситуациях президента трудно увидеть открыто негодующим. Потому что, исходя из законов физиономики, такой человек априори не будет стремиться к лидерству, а потому он говорит, как правило, словно через силу довольно часто. Врожденной мягкостью он и подкупает женщин, которых слушает, но поступает по-своему. Виктор Андреевич умеет работать скрупулезно и долго, терпеливый, видит недостатки, свои в том числе, имеет математический склад ума и обладает логическим мышлением».

«Здесь Юлия Владимировна уверенно рассуждает о том, во что не очень верит, - говорит Ольга Гладнева. - Прической она подчеркивает свои организационные способности, а открытый лоб сигналит о готовности слышать критику. Но если учесть, что над образом премьера работают имиджмейкеры, то «готовность» может быть неискренней. Ее лицо - вызов. Наверное, она единственный политик, к которому нет равнодушных. Это потому, что характер этой женщины - парадокс (это выдают высокие скулы и острый подбородок): когда она пытается делать хорошие вещи, получается плохой результат, и наоборот. Неудивительно, что в рядах ее подчиненных есть люди, настроенные против нее, а среди оппонентов - искренне восхищающиеся ею».

То, что эмоции Виктора Федоровича на публике достаточно однообразны, по мнению Ольги Гладневой, говорит о том, что он не играет ролей, а такие люди, как правило, хорошо разбираются в деле, за которое возьмутся. Решения у них принимаются быстро. «На этом фото Виктор Янукович точно рад кого-то видеть. Хотя улыбка на его лице не всегда естественна: когда вокруг не все хорошо, он не может притворяться. А если проанализировать фото, скажем, 10-летней давности, можно заметить, что с тех пор он стал менее категоричным и жестким, - говорит Ольга. - Общий анализ лица Януковича свидетельствует о том, что он не всегда говорит то, что на самом деле хочет сказать. Но в целом работа специалистов над его мимикой минимальна».


«У Яценюка необычное как для политика лицо, - говорит физиономист Ольга Гладнева. - На нем нет отпечатка уверенности в себе - черты лица мелкие. Но он наблюдателен, видит все недостатки - об этом говорят небольшие глаза. Способен строить грандиозные планы, при этом учитывает все. Из-за этого решения принимает долго и так же их воплощает. Он умеет придумывать, но ему нужны руки, которые воплотят его идеи, собственной энергии ему недостаточно. Он вежлив по западному клише, на вопрос: «Как дела?» отвечает: «Хорошо», и не важно, как на самом деле».

«Владимир Михайлович,анализ его мимики говорит о том, что это открытый, эмоциональный человек, любит себя проявить и поговорить. В кругу знакомых любит шутить. Люди с такими чертами лица реальной властью не обладают, но умеют действовать скрыто, через других. У него необычные идеи, креативное мышление - это подчеркивают скулы. Умеет слушать и анализировать, любую идею преподнести красиво. Но ему сложно завершать начатое»

Лицо Симоненко говорит о его решительности: «Он склонен доводить все до конца, однако итог - не всегда тот, каким был задуман, - говорит Ольга Гладнева. - В процессе дела могут обрастать новыми подробностями, а этот политик не всегда мобильно реагирует на перемены. Умеет приукрасить события, но видит их в реальном свете. На этом фото при выходе из Секретариата президента у него озабоченное лицо, хотя видно, что задумался он о чем-то своем. И так у этого политика всегда: он может размышлять о личном, но дела для него первичны все равно».


Олег Тягнибок«Есть некоторая разница между его личными установками и теми, что он высказывает на большую аудиторию - на фото взгляд одновременно вызывающий и уверенный, - говорит физионом Ольга Гладнева. - Потому-то он быстро принимает решения, быстро их воплощает в жизнь. На вещи смотрит реально, но позиционирует себя как оптимист. Из общего анализа лица следует, что в его команде всегда найдутся настроенные против него».

Люди, как правило, высказывают одно, а думают совсем другое, поэтому очень важно понимать их истинное состояние. При передаче информации лишь 7% от нее сообщается посредством слов (вербально), процентов 30 выражается звучанием голоса (тональностями, интонацией) и больше 60% идет по прочим невербальным (взгляд, жесты, мимика и т. д.) каналам.
Таким образом, если мимика - это движение мышц лица, отражающее внутреннее эмоциональное состояние партнера по общению, то владение мимикой необходимо, по сути, любому человеку, но особенно тому, кто по роду своей деятельности имеет многочисленные контакты с людьми.


Инструкция

Существует два типа мимики:- Рефлекторная бытовая мимика;
- Сознательная мимика. Она помогает актерам сознательно получать нужные им выражения лица .

С давних времен человечество знакомо с физиогномикой. Это искусство чтения лица , которое было особенно развито в Китае в эпоху средневековья, а также в Японии. В этих даже были созданы специальные , в которых мимика лица изучалась по миллиметру. Исходя из накопленного опыта физиономисты старались определить и судьбу каждого бугорка на лице, каждого покраснения или побледнения кожи.

Упражнения на развитие мимики обычно начинаются с самого простого и заканчиваются сложными тренировками, эффективность которых будет расти с каждым занятием. Для начала требуется развить подвижность мышц лица . Для этого произвольные движения лицевыми мышцами. Постарайтесь раскрепостить лицо, при этом восстанавливая его оптимальную подвижность. Через определенный промежуток времени после начала тренировок вы заметите, что ваше лицо стало более свободным и может принимать самые выражения. При этом вы не будете ощущать абсолютно никакого напряжения, потому что начальные упражнения состоят, в основном, из расслабления лицевых мышц.

Вместе с началом для развития мимики очень делать специальные упражнения для развития правильной речи. Благодаря этому, в дальнейшем развитие мимики будет происходить значительно быстрее, а процесс развития станет интуитивным и простым.

Дальше при помощи лицевых мышц требуется изображать перед зеркалом различные эмоции. Пробуйте произносить разные с оттенками разных эмоций. К примеру, можно сказать слово «Привет!» с радостью, с грубостью, с яростью, со злобой и так далее. На все воля вашей фантазии. Довольно скоро вы увидите, что ваше лицо принимает нужные вам оттенки эмоций в зависимости от окраски вашего состояния. Помимо этого все эти движения не будут произвольными. Вы будете их полностью контролировать и осознавать.

Завершающим этапом развития мимики вашего лица будет следующее упражнение. Пусть ваш напарник встанет перед вами и начнет изображать различного рода эмоциональные состояния. Далее, поменяйтесь с ним ролями. Запомните, что читая эмоции других , вы, таким образом, учитесь управлять эмоциями.

Источники:

  • мимика лица упражнения

Всю жизнь человек будто вытесывает себя из камня, - как скульптор, усердно работая над собой. Характер невозможно получить исключительно по наследству. Сознательный человек развивает себя по известному принципу "посеешь привычку - пожнешь характер". Для получения сильного характера необходимы качественные семена, хорошая почва, свет, тепло и своевременный полив. И не забывайте пропалывать сорняки.

Инструкция

Найдите хорошие семена для посева. Определитесь, какие привычки вы желаете в себе развить. Они могут касаться вашего физического , умственного, душевного и духовного. Изучайте биографии знаменитостей. Отмечайте в конспекте, какие привычки развивали они на протяжении жизни.

Позаботьтесь о доброй почве. Это - ваш психологический настрой, ваша миссия , смысл вашего существования, ваши цели. Для чего вам нужны хорошие семена? Зачем все это? Не лучше ли "есть, пить и веселиться, потому что завтра "? К чем вы склоняете ваше сердце?

Обеспечьте достаточно света и тепла. Создайте уютную обстановку для формирования новых привычек. Но не избегайте и . Помните о том, как закаляется . Надо поддерживать баланс. Какие-то привычки появятся в испытаниях, а какие-то надо развивать в "тепличных ". Не стоит о том, какой плод лучше - природный или тепличный. В жизни нужны и те, и другие. Иначе, оказавшись в хороших условиях после трудных лет, можно легко расслабиться и забыть о самовоспитании.

Поливайте ваши посевы. Полив - это такой труд, который нельзя пропустить. Иначе последствия могут быть катастрофичными и придется все начинать заново, но уже в следующей посевной компании. Занимайтесь поливом каждое утро, как трава орошается росой. Так ежедневно готовьте душу к предстоящей . Сначала все прорабатывается мысленно, а затем - на самом деле. Мысленная проработка - это и есть полив, орошение. Напоминайте себе непрестанно о своих , планах. Ведите записи.

Следите за сорняками. В Библии сказано, что худые сообщества развращают добрые нравы. Какой бы прекрасный вы в себе не воспитали, все может быть уничтожено. Будьте внимательны и сознательно формируйте свое окружение.

Обратите внимание

Сберегайте урожай, не дайте ему пропасть. Не оставляйте хорошие привычки, иначе можно их потерять.

Полезный совет

В природе сеяние и жатва постоянно чередуются. Бенджамин Франклин придумал для себя 12-недельный план личностного роста. И повторял его всю жизнь, каждую неделю прорабатывая одно качество. Есть смысл следовать подсказкам природы и опыту успешных людей. Подводите итоги и занимайтесь сеянием каждый год, на протяжении всей жизни.

Связанная статья

Источники:

  • Когда формируется характер в 2019

Мозг человека устроен таким образом, что первая реакция на происходящие события всегда основана на эмоциях. Сегодня считается, что именно эмоциональный интеллект помогает достичь успеха в жизни. Однако бесконтрольные переживания могут и навредить. Как же правильно развить эмоции ?

Инструкция

Первый шаг к развитию собственных эмоций - умение слышать окружающих. Каждый человек рад возможности высказаться. Однако редкий собеседник действительно сопереживает говорящему. Часто дело ограничивается формальными кивками и стандартными фразами. Умение слышать - это умение полностью включаться в речь собеседника, не отвлекаясь на посторонние мысли. Переспрашивайте, сопереживайте, учитесь извлекать полезное из общения с любым человеком, ведь каждый способен поделится ценным опытом.

Мыслите позитивно. На личностное развитие в целом и развитие эмоций в частности значительное влияние оказывает внутренний диалог. Отследить каждую мысль, которая в человеческой голове, и дать ей оценку, невозможно. Однако избегайте негативных суждений. Не злоупотребляйте обобщениями, типа «я всегда», «я никогда», стараясь заменить их на «в этот раз» или «иногда». Оценочные суждения замените фактами. Вместо того, чтобы мысленно обругать себя последними , констатируйте «я совершил ошибку».

Изучайте язык тела. Для этого стоит понаблюдать за другими. Зачастую люди маскируют свои эмоции словами. За холодными, жесткими фразами может скрываться неуверенность, за льстивыми речами - злость . Скрещенные руки или ноги - скрытности или скованности, и наоборот, свободная расслабленная поза говорит о том, что собеседник чувствует себя, как дома. Коллега прикрывает рот ? Вероятно, что он . Анализируйте жесты окружающих, потом обратите внимание на свои. Старайтесь, чтобы язык вашего тела соответствовал эмоциональному настрою ваших слов.

Держите под контролем! У каждого есть свои положительные и отрицательные стороны. Впадая в гнев, человек отдаляется от других, перестает критически, но зачастую именно негативные переживания толкают к деятельности, стимулируют добиваться цели назло всем.Научится выражать эмоции конструктивно поможет несложным прием. Разделите бумажный лист на две колонке. В первой напишите, как подсказывают поступить эмоции , а в другой - что советует мышление. Глядя в этот список, гораздо легче с переживаниями и принять решение.

Видео по теме

Источники:

  • как развить эмоции у детей в 2019

Мимикой сопровождаются все наши эмоции. Благодаря мимике мы можем понять, радуется человек или грустит, злится или, наоборот, находится в добром расположении духа. Мимику можно и нужно развивать. Во-первых, человек хорошо владеющий ею, более обаятелен, харизматичен. Во-вторых, это умение позволит лучше бороться со своими эмоциями и отражать на лице лишь те чувства, которые необходимы.

Вам понадобится

  • - Зеркало

Инструкция

Первое упражнение - разминка. Потребуется . В этом упражнении будут задействованы все подвижные лица. Нужно поочередно двигать то бровями, то глазами, то губами. Совершать можно абсолютно любые : поднимать и опускать брови, вращать глазами и т.д. Упражнение это выполнять в течение 3-5 минут.

Второе упражнение направленно на изучение своего лица, чтобы в последствие хорошо владеть им. Представьте какую-нибудь эмоцию, например, страх. Вспомните, при этом лица должно быть, и попробуйте его воспроизвести. Поиграйтесь. Попытайтесь изобразить совершено разные эмоции: удивление, радость, грусть, восторг и др.

Есть и упражнения на отдельные части лица, которые поддерживать мимические мышцы в тонусе, что, в свою очередь, подтянуть контуры лица, разгладить кожу, предотвратить появление преждевременных морщин.Вернуть коже вокруг глаз былую упругость и тонус поможет упражнение. Закройте и расслабьте глаза. Затем секунд на пять сведите глаза к переносице. Откройте глаза и посмотрите прямо перед собой. Потом снова закройте глаза. Сделайте пять подходов.

Чтобы разгладить носогубные складки, пощипывайте эту большим и указательным пальцами в течение двух минут. С помощью мимических упражнений можно придать губам дополнительный объем: сожмите губы и пощипывайте их от середины к уголкам. Делать это упражнение надо тоже в течение двух минут.

Избавиться от второго подбородка можно, произнося звук «кс», при этом губы надо хорошо растягивать, чтобы напрягались мышцы шеи. Зафиксируйте это положение на пять секунд, а затем, произнося звук «о», вернитесь в исходное положение. Повторите пять раз.

Видео по теме

Источники:

  • Как развить мимику в 2019

В определенных жизненных ситуациях хочется знать об окружающих все, а для этого необходимо научиться в буквальном смысле «читать мысли », то есть понимать, какие эмоции и чувства испытывает человек в данную минуту. Существует даже наука – физиогномика, позволяющая предугадывать поступки и желания, ориентируясь лишь на черты лица и мимику.

На что обращают внимание, когда составляют первое впечатление о человеке? В голову приходят разные варианты: одежда, телосложение, тембр голоса, поведение и… лицо. Да, на нем люди задерживают взгляд дольше всего. Черты лица являются своеобразной визитной карточкой и выдают полный набор характера человека. Некоторые в этом засомневаются, пока не вспомнят, что лицо состоит из мышц. А часто используемые мышцы оставляют на лице отпечаток прожитых эмоций и чувств.

Лицо расскажет не только о характере - оно откроет истину, если появился повод сомневаться в правдивости; передаст настоящие эмоции при лицемерии и, главное, лицо не обманет, в отличие от слов. В этом направлении психология шагнула далеко вперед. Теперь у каждого желающего, появилась возможность развить способность понимать невербальный язык человека.

Чтобы научиться читать сигналы лица и тела, для начала найдите ответ на вопросы - что такое мимика и как она связана с речью. В сети много информации на эту тему, но не вся она правдивая и исчерпывающая. В этом случае, лучше брать уроки у профессионалов в области психологии, чтобы не отложить в памяти бесполезный мусор.

Стоит обратить внимание на немецкого тренера по управлению - Веру Биркенбил. Она добилась успехов в области изучения работы мозга и разработала уроки на основе своих исследований.

Ее книга «Язык интонации, мимики и жестов» составлялась на протяжении нескольких лет, где Биркенбил озвучила результаты наблюдений и экспериментов с мимикой и жестами. Поэтому книга дает подробное описание процессов, происходящих с лицом и телом, когда человек испытывает эмоции.

Биркенбил относит к определению мимики изменения, которые происходят на лице, в том числе и психосоматику, движение головой, направление взгляда и позу.

В легкой и понятной форме, автор закладывает фундамент для понимания языка тела: книга построена в виде игры «вопросы и ответы». Дается определенная информация, а потом задания для закрепления. Вера Биркенбил описывает типы эмоций, а потом предлагает выбрать семейную фотографию и прочитать эмоции у всех членов семьи. Так что с помощью этой книги, новичкам станет гораздо проще шагать дальше и узнать, какие тайны скрывает психология.

Мимика и жесты в общении

Язык жестов и мимики сложен, поэтому одной книги недостаточно, чтобы верно его понимать. Часто выражение эмоций смешанное - в один момент появляется сигнал злости, тут же радости, а через секунду удивления. Так что, выделяя конкретную эмоцию, остается только угадывать, что же чувствовал человек на самом деле. Поэтому, после изучения основы, нужно научиться соединять все сигналы человека в одно целое.

Рассмотрим основные эмоции лица, часто присутствующие в разговоре:

  • Удивление. Является внезапной и короткой эмоцией. Мало кто знает, что удивление нейтрально, оно не относится к определению радости или печали. Дело в том, что на человека влияет следующая эмоция, которая заменяет удивление за доли секунд.

Признаки: Эмоция затрагивает три части лица и отличается внешними особенностями. Глаза широко распахиваются, при этом нижнее веко остается расслабленным. Слегка приоткрываются губы, и брови высоко поднимаются. Сдержанными людьми удивление выражается только бровями при нейтральном лице.

  • Страх. Ярко переживаемая негативная эмоция, которая вызывает изменения в организме человека. Кожа бледнеет и покрывается потом, резко увеличивается пульс, а руки вздрагивают. Эта эмоция сковывает человека и ему трудно двигаться. Страх истощает изнутри, поэтому он не может переживаться долгое время.

Признаки: Глаза открыты и напряжены. Нижнее веко немного подтянуто вверх. Брови приподняты, но не так сильно, как в случае с удивлением. Губы напряжены, и уголки губ опускаются вниз. Если о страхе говорят только глаза, значит страх слабый или контролируемый.

  • Отвращение. Люди по-разному переживают эту эмоцию. У одного она вызовет тошноту, а второй только слегка скривит лицо. Часто отвращение испытывается вместе с гневом. Гнев появляется на что-то или кого-то за вызванное отвращение.

Признаки: Главным образом отвращение передается носом и ртом - приподнимается верхняя губа, что приводит к сморщиванию носа. При сильном отвращении рот открывается, резко обозначая носогубные складки и напряженные щеки.

  • Гнев. Относится к опасным эмоциям, потому что провоцирует на причинение вреда. Во время вспышек гнева, эта эмоция перекрывает разум, и человек совершает поступки, о которых потом жалеет. Также, гнев влияет на соматические процессы организма - кожа краснеет, выделяются вены на лице и шее, а тело наклоняется в сторону обидчика. Продолжительность гнева зависит от самообладания. Чем сильнее внутренний контроль, тем меньше времени уйдет на то, чтобы прийти в себя.

Признаки: Обычно участвуют все части лица. Брови сдвигаются и образуют складки на лбу. Глаза могут быть прищурены или широко открыты. Рот либо плотно сжат, либо напряжен, словно человек хочет закричать.

  • Радость. Позитивная эмоция, от которой люди испытывают удовольствие. Значение радости у всех разное и вызывается в четырех случаях: Приятные ощущения; облегчение; улучшение; возбуждение.

Признаки: Губы растянуты, и уголки приподняты вверх. Щеки напряжены, носогубные складки явно обозначены, а на висках образованы морщинки.

  • Огорчение. Вызывается тремя причинами - разочарованием, утратой и ощущением безнадежности. Протекает пассивно. Лицо бледнеет, плечи опускаются, голова свешивается на грудь, а губы и щеки отвисают под действием собственной тяжести. Действие огорчения или печали может продолжаться от нескольких минут до нескольких лет.

Признаки: Внутренние уголки бровей приподняты, веки расслаблены, уголки рта опущены вниз или дрожат.

Некоторые эмоции человека могут переплетаться друг с другом и образовывать смешанные. Например, злость может одновременно появиться вместе с печалью и отвращением. Тогда следует обратить внимание на мимику и жесты, которые появились в последнюю очередь.

В зависимости от искренности этих эмоций, различают виды мимики:

  • непроизвольная (вызванная рефлекторно);
  • произвольная (сознательная или как элемент искусства).

Жесты и мимика влюбленного мужчины

У человека, проявляющего симпатию, меняются мимика, жесты, интонации, поза и движение. Мужчина сам не понимает свои невербальные сигналы симпатии, но женская натура к ним очень восприимчива, поэтому женщина первая разгадывает, что означают эти сигналы.

  • Когда мужчина находится рядом с привлекательной ему женщиной, его тело неосознанно разворачивается в ее сторону. Он хочет казаться лучше, поэтому приглаживает волосы, поправляет часы, галстук или смахивает несуществующие пылинки с одежды.
  • Один из самых ярких жестов симпатии, это закладывание большого пальца за ремень брюк, чтобы придать значение своей половой принадлежности. Также он подчеркивает физическую силу перед женщиной, за счет занимаемого пространства - держит руки на бедрах или вытягивает вперед ноги.
  • В разговоре его интонации станут более низкими и грудными, а контакт глазами увеличится. Симпатия повлияет и на мимику. Мужчина станет чаще улыбаться, порой даже напряженно, глаза распахнуться шире и приоткроются губы.

Женская психология намного сложнее, поэтому она использует больше завлекающих приемов, начиная от поправления прически до покачивания бедрами и интимных взглядов.

Сериал «Обмани меня»

Для таких любителей снят научный сериал «Обмани меня», основанный на исследовании профессора Пола Экмана. Этот сериал является сложной работой, где ключевая нить психология людей и раскрытие преступлений, с помощью чтения мимики и жестов. Если прочитать книгу Пола Экмана по Теории Лжи, то можно лучше понять, что означают те или иные моменты, характеризующие сериал.

Главный герой уверен, что определение лжи видно в каждом человеке. На основании едва заметных признаков - мимики лица, интонации и жестов, доктор и помощники помогают в расследованиях полиции. Они анализируют, о чем говорят поза, учащенное дыхание и сердцебиение. Сериал наглядно показывает, что скрывает психология человека и как вычислить ложь, с помощью внимательного наблюдения.

Умение разбираться в мимике и жестах позволит изменить и вашу жизнь. Вы улучшите отношения с коллегами, станете ближе к родственникам. Научитесь отличать правду ото лжи и добьетесь успехов по карьерной лестнице. Удивительно, что каждый третий человек не придает значения этим навыкам.

Тем более что способов для получения информации достаточно много – книги, журналы, интернет, фильмы, документальные программы и даже сериалы. Не нужно идти на жертвы, чтобы сделать жизнь лучше - откройте новую страницу книги, и жизнь откроет новую страницу для вас!