Могу ли я стать патриотом. Патриотизм - дань моде или истинная природа человека


Боб Марли умер 11 мая 1981 года. Он был легендой или даже больше. Мы знаем крайне мало людей, которые не любят Боба, а те, кто знает его, просто обожают. Уж больно он позитивный парень!

Сегодня мы немного расскажем про Боба Марли в фактах. Это будет напоминать систему FAQ.

Почему Боб Марли не стригся и не брился

Боб Марли родился на Ямайке, на зеленом острове. На карибских берегах зародились его религия - растафарианство - и его музыка - реггей. И теперь всякий уважающий себя ямайский негр старается быть похожим на Боба Марли.

Романтичная бухта Runaway bay - место высадки Колумба на Ямайку. Именно здесь каравеллы впервые пристали к берегу, и именно отсюда ушел последний испанец, когда англичане отобрали у них Ямайку. Сейчас остров, как поется в известной песне, «ничейный» и «бухта ничейная», развалины, ржавый сухогруз «Амазония», обшарпанная кафешка, которая неизвестно как называется - на стенах намалеваны разные слова: «Columb», «Sunny», «Runaway bay», «Selassie». И так же коряво, но крупно вырезано на деревянной двери: «Мерзкий, грязный, ужасный». «Селассие - тот, кто меня привел к такой жизни, он - тот, кто указал мне верную дорогу!» - реггей из кафешки разносится над бухтой. Поет, конечно, Боб Марли.

Хозяин откидывает дерюжный полог и выходит к посетителям. Волосы его похожи на клочья свалявшейся пакли, какой она бывает между бревнами старого деревенского дома. Он говорит медленно, слова трудно выходят через неподвижные пухлые губы, но все-таки он отвечает на все вопросы. Оказывается, этого негра-хозяина зовут Sunny, а залив Runaway - место, где мы находимся в данный момент времени, которое, впрочем, течет, как песок, ведь прошлого нет, а будущее еще не наступило. Селассие - эфиопский император, который однажды приезжал на Ямайку, для растаманов он пророк и наместник бога Джа.

Санни еще не растаман, он только готовится к принятию религии, обряды еще не практикует, не созрел. Он пока еще «дред-лакс» (dread lacks) - «спутанные волосы». Дреды для растамана - антенны в духовный мир, средство общения с богом. Санни никогда не расчесывает и не стрижет волосы, однако моет их и смазывает иной раз маслом. Моет не шампунями (по его мнению, это вредно), а отваром из листьев мыльного дерева.

Самую приятную обязанность растамана - курение ганджиба-са, ганджи (одно из наименований индийской конопли) - Санни выполняет регулярно. Скоро он откажется от мяса, начнет соблюдать обряды, войдет солдатом в построенную по военному принципу иерархию растаманов, и его пригласят на веселую сходку банануну. Знает ли Санни, что император Эфиопии Хайле Селассие умер? Знает. А знает ли, что его лично расстрелял из автомата друг Советского Союза товарищ Менгисту Хайле Мариам, а после приказал зарыть труп под полом своего кабинета? Нет, таких подробностей Санни не знает, но догадывается, что Селассие жил в роскоши и вел себя нескромно, и потому народ вполне мог обидеться. Такова жизнь, и пророки иногда умирают. Вот Боб Марли умер, а ведь он точно был пророк. Санни не хочет жить и умереть, как Селассие, он хочет жить и умереть, как Боб Марли.

Растафари - религия ямайских негров, близкая христианству в эфиопском варианте: шестиконечные звезды, царь Соломон, царица Савская. Главное отличие - экстерьер и дымок ганджи. Растаман носит вязаную шапочку трех эфиопских цветов - черного, красного и желтого, или таких же цветов берет под Че Гевару, или щегольской цилиндр с козырьком. Под шапкой скрывается копна паклеобразных нечесаных волос. К концу жизни иной растаман носит на голове пять а то и семь килограммов дредлоков. Но, странное дело, вы не увидите на Ямайке лысеющих растаманов. Наверное, опыт растаманов доказывает, что именно расчесывание и стрижка волос приводят к их потере. Желающие поспорить могут поинтересоваться у индийцев-сикхов, которые тоже не стригут волосы, есть ли среди них лысые. Сикхи, в отличие от растаманов, расчесывают волосы металлическим гребнем и покрывают свои шевелюры (или лысины) чалмой.

Растаманы обязаны соблюдать запреты: не есть свинину, моллюсков, рыб без чешуи, не курить табак (только ганджу), не пить ром и вино, не употреблять соль, уксус, молоко, не играть в азартные игры. Поскольку бог Джа создал человека по своему образу и подобию, то любое искажение божественного облика - грех, в том числе стрижка и бритье.

Боб Марли был растаманом, поэтому не стригся, не брился и не делал всего остального, чего не велел ему делать его бог Джа.

Почему Боб Марли умер с косяком во рту?

Растафари - модная религия: потертые штаны, майки с Бобом, шерстяные джемперы, береты, дреды. За последние годы число белых поклонников растафарианства увеличилось многократно. Они есть повсюду: в Лондоне, Нью-Йорке, Амстердаме. Достаточно растафари есть и в Москве. Курение марихуаны, свободный секс, реггей, принципиальная лень, танцующая походка - это как детская болезнь: не надо в школу ходить, лежишь себе в постели, читаешь книжку про пиратов, пьешь микстуру от кашля, ешь апельсин. Но на следующий день надоедает болеть, хочется во дворе гулять, да и в школу тоже пора.

Каждый ямаец со вкусом костерит американцев. Проклятые янки гоняют наркодельцов, чтобы бедным людям жизни не давать, а сами в Калифорнии выращивают в три раза больше ганджи, чем на Ямайке! Если ямаец ганджу не курит, то заваривает на ночь от бессонницы и вполне искренне считает, что табак убивает гораздо быстрее. Конопля - трава мудрости, так считают эти парни. По их преданию она выросла на могиле царя Соломона. А еще ганджа помогает от астмы и глаукомы! Но это они так считают, а мы как-то не сильно так думаем.

Может быть, астматиков на Ямайке и нет. Но вот мутных личностей с выморочными вытаращенными глазами много.

А Боб Марли был похоронен с косяком во рту.

Очень долго негры не приезжали в Эс-Сувейре по своей воле. Но вот в конце шестидесятых в Эс-Сувейре появился Джимми Хендрикс. По одной версии, его привлекли свежая красота города и желание основать Город Свободы, по другой - застучал сердце позвало его туда, где загубили его предков. Не будем забывать, что к этому времени друг Хендрикса Боб Марли уже стал растаманом и настойчиво предлагал всем неграм подумать о возвращении в Африку.

Марли отсидел полгода в американской тюряге за косяк, а в Марокко в те годы водилось вдоволь дешевого гашиша и не было никаких законов, запрещающих курить травку. Словом, вознамерился Джимми Хендрикс купить пару кварталов Эс-Сувейры и пригородную деревню для пляжного отдыха, и никаких препятствий у него не возникло: евреи, составлявшие примерно половину населения города, тысячами уезжали в Израиль, а арабское население не спешило заселять опустевшие дома. В кафе Rial Amadine Джимми Хендрикс курил гашиш, пил инжирную водку и сочинял песни, самая известная из которых - «Замок в песках”. Еще он играл на гитаре, причем не мог играть обыкновенным способом в волшебной Эс-Сувейре и потому перебрасывал гитару за спину, заламывал руки и своими длинными пальцами управлялся со струнами и за спиной. Когда ему наскучивало играть, он левитировал. Старший метрдотель Rial Amadine вспоминает, как мальчишкой он подсматривал за левитирующим негром, - и хорошо помнит, зачем врать: Джимми Хендрикс парил в нескольких сантиметрах над ковром.

Джимми упрашивал Боба Марли: приезжай к нам, брат, вместе воспарим над миром! Боб собрался, прилетел в Касабланку. Но в аэропорту его задержали: слишком много вез гашиша, несколько больших сумок. Ему сказали: «Зачем так много тащишь? У нас купишь лучший в мире - из города Ктема». А Боб в ответ: «Знаю я ваш гашиш, он парфюмом воняет». Еще он сказал: «Ктемский полцены не имеет против ямайского, и если человек привык курить ямайский ганджубас, ни на какой другой он его не променяет». Ему сказали: «Положим, ты прав, когда ты прав, но сейчас ты не прав, поэтому ополовинь запасы: половину мы у тебя отберем, а половину - из уважения к тебе - пропустим, вот такой компромисс мы допустим с нашей стороны». А Боб сказал: «Пропускайте всё, или я уеду домой». Он не был склонен к компромиссам, думал, с ним шутят, и допустил большую ошибку. Марокканцы отличаются от всех прочих арабов внешним спокойствием, поэтому в Марокко легко ошибиться: человек с виду спокойный, а на самом деле - разъярен и нервничает. Характер у марокканцев взрывной, причем никогда не знаешь, когда они взорвутся. Боб Марли перебрал с наездами, и его самого не пропустили, а родной гашиш отобрали. Вышло по марокканской пословице: «Упрямый бык всегда мутную воду пьет».

Потом Боб расстраивался, что не попал в Марокко. Там легко научиться левитации, тем более если ты негр. Вот Джимми Хендрикс быстро научился. Он поехал в Марракеш, там на площади перед мединой под треск кастаньет и вытье глухих дудок прыгают негры гнауа из таинственной секты акробатов. Танцоры так отчаянно вертятся, прыгают и выкрикивают сакральные слова, что к концу танца глаза у них закатываются, руки повисают плетьми. И тогда они садятся как будто отдохнуть - и впадают в настоящий религиозный транс. Одни бормочут что-то себе под нос, другие просто не шевелятся, третьи смотрят сквозь тела, навесы и стены и видят что-то, другим невидимое. В таком состоянии недолго и воспарить. Джимми и воспарил.

А Боба Марли завернули в аэропорту, поэтому он так и не научился левитировать.

Боб Марли – знаменитый композитор, неординарный музыкант, легендарный исполнитель песен в стиле регги. Его песни любят и знают наизусть все поклонники этого музыкального направления. Марли стал своеобразным родоначальником этого музыкального жанра, и сейчас, на протяжении многих лет после своей смерти, он остается самым популярным и известным в мире исполнителем таких песен.

Его образ как музыканта - мужчины с длинными дредами, обязательно в «растаманской» шапке, с неизменной широкой улыбкой на лице и с гитарой в руках - стал олицетворением регги как оно есть.

Боб родом с Ямайки. Родился в семье работящего европейца-военного, прибывшего с материка, и юной коренной жительницы острова. Маленький Марли практически не виделся с папой, ведь он постоянно был на заданиях и много работал. Отец Боба умер, когда ребенку исполнилось 10 лет.

Мальчик учился в обычной местной школе, после её завершения стал работать разнорабочим. В подростковом возрасте Боб влился в субкультуру руд-боев, ставящую во главу угла агрессивность и романтизировавшую криминал. Внешние отличительные признаки у таких молодых людей – обязательно короткая стрижка или обритая голова, подогнанные по фигуре вещи из костюмной ткани.


Музыкальная составляющая у этого движения также была в наличии – молодежь этой волны «отрывалась» на дискотеках под ска (направление ямайской музыки). Именно в этой субкультуре и в этом возрасте юный Боб начинает пробовать себя в музыке и пытается раскрыть и развить свой творческий потенциал.

Музыка

Первые музыкальные эксперименты Боб Марли ставил самостоятельно, однако они не были слишком успешными. В молодости он стал участником музыкального коллектива, с которым достиг первого признания. Его группа “The Wailers”, созданная вместе с друзьями и единомышленниками, прошла долгий путь и много раз преобразовывалась, меняя состав и позиционирование на музыкальной арене, но в итоге принесла своим создателям сначала национальную, а затем и мировую известность.


Боб выпускал синглы и альбомы сначала в составе группы, а затем трансформировал ее в собственный авторский проект «Боб Марли и The Wailers». Вместе они проехались с гастролями по всем Соединенным Штатам Америки, а затем и по остальным странам мира (в Европе, Африке, Азии).

В СССР Марли стал популярен уже на закате своей жизни – песни свободолюбивого необычного певца, ставшего голосом целого поколения у себя на родине, все же прошли через «железный занавес» и произвели неизгладимое впечатление на жителей Союза.


Творчество Марли и его группы получает признание среди музыкальных критиков – их альбомы и синглы получают награды, а Марли неоднократно становится обладателем звания «Лучший певец».

Песни Марли объединяли самых разных людей – и жителей неблагополучных районов городов Ямайки, и «золотую молодежь». Своим творчеством он дарил людям надежду на лучшее, веру и всепрощающую и всеобъемлющую любовь.

Его культовая песня “One love’’ превратилась в неутвержденный национальный гимн жителей Ямайки, она буквально объединила политиков и группировки, которые превратили во времена Марли Ямайку в поле боя за свои интересы. Эту песню он написал после того, как на него самого было совершено покушение – в него целенаправленно стреляли.

Марли выступал на сцене и радовал своим творчеством поклонников до самой смерти.

Смерть

В последние годы жизни Боб страдал от злокачественного заболевания – опухоли на пальце ноги, которая появилась в результате травмы во время игры в любимейшую игру певца – футбол. Композитор отказался «разбирать себя на части» и ампутировать охваченный болезнью палец, ведь он, как настоящий растаман, должен был умереть «целым». В итоге длительной упорной борьбы с раком певец проиграл – он умирает прямо во время гастрольного тура, так и не успев вернуться на родину.


Последние месяцы жизни певца были крайне тяжелыми – прописанное лечение имело серьезные последствия в виде выпадения волос и ослабления иммунитета. Ирония судьбы заключается в том, что лидер афро-американцев Марли фактически умер от заболевания, которое характерно для населения со светлой кожей. Марли был подвержен заболеванию в связи с тем, что отец у него был белокожим.

Личная жизнь

Футбол действительно занимал особое место в сердце певца. Любовь к этому спорту у Боба была настолько огромна, что пункт об обязательном доступе к футбольному полю и мячу в любое время был прописан в его райдере. И он действительно был хорош в этом виде спорта: играя на позиции опорника в центре поля, он буквально «приклеивал» мяч к своим ногам, никто и ничто не могли отобрать у Марли мяч. У него было много лет практики – любовь, даже страсть, к этому спорту у Марли появилась в далеком детстве.


Всю жизнь с Марли рука об руку прошла его жена Рита, которая работала у Боба на подпевке в начале его карьеры. Совсем молодой еще Боб однажды встретил на улице девушку, которая шла и пела с друзьями. Ее талант и внешность привлекли двадцатилетнего Боба, и он стал за ней ухаживать. Закрутился бурный роман, молодые влюбленные решили пожениться.

В начале карьеры Боба пара жила в любви и согласии, однако с приходом невероятной популярности муж стал все реже бывать дома и все чаще заводить случайные романы.


Боб Марли с женой и детьми

У Риты и Боба Марли была большая и дружная семья – жена подарила певцу сыновей и дочерей. Все дети – а их у четы Марли целых четверо – в настоящее время так или иначе связаны с музыкой и другими видами творчества. Всего же у Марли одиннадцать детей, не считая одного приемного сына.

Рита проявила героические черты, зачастую воспитывая и родных детей, и отпрысков Марли от интрижек с другими женщинами. По словам Риты, в начале отношений Боб был заботливым и любящим примерным мужем, однако с течением времени он стал изменять законной жене. В свое оправдание он говорил, что он хочет много детей и просто не желает утруждать Риту многочисленными беременностями. Кстати, свою самую популярную песню «Нет, женщина, не плачь» Марли посвятил именно своей единственной законной жене. Женщина признается, что, хоть ее отношения с Бобом можно назвать нормальными с большим трудом, она простила бывшего мужа и хранит о нем нежнейшую память.

Многочисленные дети Марли отдают дань таланту отца, продолжая его дело. Они выступают, поют, создают авторские музыкальные проекты или занимаются другими творческими профессиями. Иными словами, они все стараются оставить след в истории и сделать этот мир немного лучше.


Не так давно в одном из глянцевых журналов США вышел номер с фотографией на обложке, которая собрала в одном кадре всех детей и внуков Марли. Снимок стал очень популярным в социальных сетях, он разлетелся по просторам Интернета. Это стало встречей десятилетия для потомков Марли.

Наследие

Существует ряд конкретных сфер жизни и общих образов, которые навсегда будут ассоциироваться исключительно с Бобом Марли. Например, именно его именем миллионы подростков и студентов оправдывают свое желание покурить легкие наркотические травы. Ведь сам Марли откровенно признавал, что он это делает регулярно. Он мог позволить себе даже выйти на сцену, держа в губах «косяк».


Неоценима роль, которую сыграл Марли в распространении растафарианства. Его песни последователи этой веры расхватали на цитаты, а самого певца считали посланником их истинной веры. Огромно влияние Марли на развитие философии панафриканизма среди определенной категории людей. Его вклад невероятен, он стал послом этой идеи и своими действиями и творчеством действительно изменил ход истории. За это он был награжден несколькими премиями и наградами.


Боб Марли в последние годы

Несмотря на то, что умер Марли в прошлом веке, его творчество и жизненная философия обретают все новых и новых поклонников до сих пор. Его фото печатаются на вещах масс-маркета и на вещах, входящих в коллекции первых линий мировых модных брендов. Влюбленных в песни Марли много и в современном Голливуде – певицы и , актриса Элиза Тейлор и многие другие.
Высказывания Боба Марли стали крылатыми фразами и выражениями, а его последние слова – о том, что невозможно купить жизнь за монету – стали афоризмом.

Что должно представлять собой национальное в России? Обязательно ли это должны быть фильмы о войне? О воспитательном значении для нашего молодого поколения именно военного кино и сохранении его традиций Pravda. Ru рассказал режиссер, актер, президент Международного фестиваля военного кино имени Юрия Озерова Олег Урюмцев.


"Кино должно воспитывать любовь к Родине"

— Что такое патриотическое кино и как его отличить от непатриотического?

— У нас на фестивале был актер Игорь Лифанов. В кулуарах зашел разговор, и он спросил: "Как мне стать патриотом?" Вот такой задал вопрос, хотя сам сыграл немало героических ролей. Я ответил просто: "Нужно любить свою Родину, свою землю и быть готовым ее защищать".

— Вы на фестивале дали приз китайцам… Как-то непатриотично…

— Китайцы с нами в одной лодке. Они с 1939 года воевали за освобождение своей Родины от японских милитаристов. Во Второй мировой войне Родину свою они защищали на два года дольше нас.

Понятие "Родина" есть у любой нации, даже у такой молодой, как американцы. Другое дело, что понятия "Родина" и "патриотизм" у нас глубоко в крови, а у них — на поверхности. Они используют любой повод для пропаганды и воспитания патриотических чувств к своей малой родине, к родным. Семья у них возведена в абсолют, на самый высокий уровень.

Что означает слово "патриотизм" с точки зрения словообразования? Патрос — папа, отец, в переводе с греческого. Так что патриотизм есть и у китайцев, и у американцев, и в Европе. В любой стране — какую ни возьми.

— И ваш фестиваль готов принимать любой патриотизм?

— Если этот патриотизм без оттенка милитаризма или национализма, то почему нет?

— Когда мы говорим о патриотизме в искусстве, не могу не затронуть проблему искренности. По сути, патриотизм может быть и жестоким, порой он убивает.

— У нас на фестивале есть приз имени Евгения Родионова, который присуждается за правдивое отражение патриотизма в военном кино. Действительно, мы видим очень много фальши в современном кинематографе. В этом году приз получил фильм "72 часа". Эта картина молодого режиссера Киры Ангелиной еще только выйдет в широкий прокат в ноябре или в декабре. Кино получилось правдивым. Сама тема непростая — предательство среди одноклассников во время войны.

— Все-таки у нас снимали отличные патриотические фильмы. Школа Озерова — она никуда не делась?

— Безусловно, но она трансформируется. Возьмем, к примеру, Федора Бондарчука и его "Сталинград" — это уже совершенно другое кино.

— Снять хорошее кино — это важно. Но, на мой взгляд, гораздо важнее сделать так, чтобы это кино дошло до людей, и прежде всего до детей. Фактически они лучше знают американскую киноиндустрию, чем наши отечественные фильмы.

— Вот поэтому мы и проводим наш фестиваль. Нынешний уже 13-й по счету. Он стартовал в 2003 году, к тому времени американцы уже успели "наследить" и в умах, и в душах, и в кинематографе своим Голливудом, захватив экраны разных стран. Свято место пусто не бывает: ушло советское кино — сразу появилось американское. В их "стране грез" все выверено до последнего шага, драматургически верно отстроено. Единственные, кто держится пока особняком и не пускает к себе американцев, это индийцы со своим Болливудом. В России же наше кино только начинает возрождаться.

— Юрий Озеров — отличный режиссер и с технической точки зрения очень интересный…

— Две с половиной тысячи человек массовки было задействовано во время съемок Курской дуги

— Вы имеете в виду "Освобождение"?

— Да, речь об этой картине. Двести пятьдесят ролей — представляете? Тогда же не было компьютеров!

— И смотрелось все на одном дыхании…

— В то время не было компьютерной графики — танки настоящие, самолеты настоящие. Мы когда в "Сталинграде" снимались у Озерова, часами стояли самолеты ждали, чтобы снять несколько эпизодов. Режиссер был "головой" всего процесса, у него не было никаких продюсеров.

— А почему съемки велись в Калининграде?

— Менять эту тенденцию, в том числе и на законодательном уровне. Нужно уменьшать количество показов американских фильмов, но при этом улучшать качество фильмов российских.

— Даже наше хорошее современное кино о войне не покажешь дошкольникам и детям младшего школьного возраста. Как быть с этой возрастной категорией?

— Во времена СССР у нас существовало детско-юношеское кино. Этим направлением занималась Студия имени Горького, которой выделялся приличный бюджет. В общем, был целый пласт в нашем кинематографе, который сейчас просто-напросто выпал.

— А сейчас что делать?

— Возрождать!

— Кинофестиваль может сыграть в этом роль?

— У нас есть программа "Соколенок", которая ориентирована на детей категории "6+".

— Что она собой представляет?

— Ну, во-первых, в ней представлено новое детское кино. Таких картин, к сожалению, немного. Поэтому мы обращаемся к ретро — это фильмы, которые в свое время выпускали Студия Горького, "Мосфильм", "Ленфильм".

— То есть необходимо восстанавливать пленку?

— Нет, оно уже оцифровано, его можно найти даже в свободном доступе. Мы сейчас занимаемся систематизированием этого кино, включаем туда новые картины, в том числе и мультипликационные. К примеру, мультфильм "Белка и Стрелка" идет на-ура, но, к сожалению, такого кино мало — это штучный товар. "Маша и Медведь" также входит в этот список.

— Мы с вами про войну говорим…

— А для детей неважно. Я еще раз подчеркну, патриотизм — это Отечество, это любовь к своим героям, своей стране, своей земле, той же Маше-хулиганке, от которой даже Медведь бегает.

— Давайте поговорим о планах. Что в ближайшей перспективе?

— Будем проводить 14-й фестиваль. Где он будет проходить, пока сказать не могу. Маловероятно, что это будет Москва. Мы обычно в столице проводим юбилейные фестивали. Москва все-таки пресыщена в этом отношении, кино нужно везти в регионы. К сожалению, с нашим бюджетом мы не дотягиваем до Владивостока и даже до Сибири, поэтому ориентируемся на западную часть страны.

— Китайцы в нем примут участие?

— Китайцы с нами всегда. С 2004 года.

— Что интересного они снимают?

— Все. А под военную тематику у них даже есть студия под названием "1 августа", которая специализируется именно на таком кино. Ежегодно на наш фестиваль они представляют как минимум один-два фильма.

— А как насчет совместных планов?

— Совместные проекты есть. Первый был с Никитой Михалковым — "Балет в пламени войны", планируются и другие. Но руки не такие длинные, пока не дотягиваются.

Как быстро бежит время, сменяются времена года, мелькают картинки перед глазами, порой кажется, что жизнь мчится неумолимо мимо нас, и даже не всегда удается следить за происходящим круговоротом событий. Давно ли, как казалось, были снесены все запреты, забыты заветы и наставления грядущих поколений, страна с бешенной скоростью неслась к новым идеалам и ценностям, не имеющим ничего общего с такими надоевшими лозунгами Советского Союза. И вот опять новое веяние, а точнее возвращение к уже начинавшему забываться прошлому, , вновь пытаются сделать частью повседневной жизни. Активно заработала государственная машина.

Но реально ли «внушить» человеку, гражданину чувство любви к ? И правильной ли дорогой опять движемся? Ведь если проанализировать имеющийся опыт, то становится, к сожалению, видно, что далеко не все граждане Советского Союза, не смотря на громкие лозунги, понимают, что же такое патриотизм, и что значит быть патриотом.

Напротив, если задавать вопрос «Патриотизм, есть ли он сейчас и нужен ли он стране?», многие отмахнутся, не желая задумываться, или же и вовсе эти вопросы вызывают усмешку или недовольство, как надоевшие за долгие годы. Вот и назревает разумный вопрос «Патриотизм - дань моде или же все-таки истинная природа человека?», а если природа, - то как не загубить росточки в молодом поколении, а напротив, способствовать их развитию…

Все мы с детского сада знаем, что патриотизм - это чувство любви к Родине. Но вот как ее любить, никто, к сожалению, не объяснил. Как не объяснили, что значит быть патриотом, именно поэтому многим и кажется, что это опять всего лишь громкие слова, не имеющие реальной почвы. На самом деле истинный патриотизм, не имеет ничего общего с модой, внешними атрибутами, громкими и пафосными речами, он заложен и есть в каждом человеке.

Его нельзя внушить или привить, а только можно помочь раскрыться лучшим качествам человека, таким как: уважение к себе и окружающим, терпимость, трудолюбие, ответственность, честь, совесть, долг, мораль, принципы, с которыми каждый идет по жизни. Но, если патриотизм есть в каждом, почему - же мы его не ощущаем? А все очень просто: в нашем обществе, изначально допущено одно ошибочное понятие, которое несет сбой всей системы. Считается, что патриот - это человек умеющий жертвовать своими интересами, ради интересов государства, страны, Родины…

Не жалеющий себя, ставящий на первый план интересы других. То есть изначально человек, его личность ставится в позицию ниже. Но, разве патриотом, может быть человек, считающий себя песчинкой, частью чего-либо, не понимающий своего истинного предназначения. Конечно же - нет, такой человек, может быть кем угодно хорошим работником, исполнителем, даже отличным гражданином, всегда и все выполняющим правильно, но не патриотом.

Чувство патриотизма, самой любви к Родине, приходит к нам только через осознание своей собственной значимости, значимости своего рода, и, следовательно, значимости и ценности свой страны. Патриотом может быть только человек, уважающий и знающий себя, но не надо путать это с эгоизмом. Ведь патриот, обладая осознанием ценности себя, уважая себя, ценит и уважает окружающих, так как прекрасно понимает, что каждый ответственен за свою жизнь сам, а неся ответственность за себя, мы вольно или невольно, отвечаем за происходящее вокруг нас.

То есть, чтобы в человеке проросло чувство патриотизма, необходимо чтобы он в первую очередь был человеком образованным, думающим, умеющим оценивать происходящее и принимать решения. Но кроме этого, большую роль играет осознание себя и своего предназначения, а понять себя можно только зная все, что было до меня. Мы должны иметь четкое представление, как жили поколения нам предшествующие, как они мыслили, что делали, как поступали в тех или иных ситуациях. Ни одна мелочь не должна быть забыта, ведь чтобы испытывать чувство гордости за свой род, не обязательно иметь в родственниках генерала, а достаточно знать, что возможно знакомая и любимая бабушка, замечательно пекла пироги или мариновала капусту, а возможно и была лучшей швеей на фабрике.

И только через осознание ценности и значимости своей семьи, ценности труда своей семьи, можно понять себя. Всем давно известно, что человек ценит, только то, что сделано им самим, к чему он приложил усилия, что добыто непосильным трудом. Следовательно, и патриотом может быть только человек думающий, работающий над собой и окружающей действительностью. Вот когда человеку не захочется потерять мир, созданный им самим, только тогда его можно будет назвать патриотом, ценящим и любящим свою Родину.

Патриотизм раскрывается через осознание себя и ценности своего труда, для развития своего государства. Поэтому его нельзя ни внушить, ни привить, ни сделать модным, есть только один шанс стать патриотом - понять самого себя и работать над собой, изменяя мир вокруг себя. Именно поэтому в наши дни часто можно услышать слова, что патриотов сейчас крайне мало, люди зациклены на себе, своих сиюминутных проблемах. А почему? А все потому, что нет осознания себя и своего рода. Люди оторваны друг от друга, одиноки, не чувствуют своей важности и нужности окружающим, государству, Родине… Ведь не случайно всплеск патриотических чувств всегда приходится на времена, полные лишений, военные и послевоенные годы, каждый знает, что он нужен, нужна его семья, если не мы, значит никто. Все зависит от нас, мы - герои и участники событий, а не просто непонятные песчинки или пешки чужой игры…Патриотизм - чувство врожденное, но требующее помощи для развития.

Подводя итог, хочется лишь добавить: дайте людям узнать себя и раскрыть свои способности, и вы увидите истинных патриотов…

Библиографический список.

1. Бабочкин П.И. Молодежь в структуре современного российского общества // Методологические проблемы исследования молодежи. -М.: 2002. 132 с.

2. Бердяев Н.А. Судьба России// Русская идея. Судьба России. - М., 1997 – 754 с.

3. Гумилев Л.Н. От Руси к России / Л.Н. Гумилев. М.: ООО «Издательство АСТ», 2004. - 396, 4. с. - (Классическая мысль).

4. Демидов А. И. Порядок как политическая ценность // Полис: политические исследования. - 1992.- № 3.

Должен ли уличный беспризорник выросший в трущобах где-то в Бразилии или Африке, в голоде и в грязи, любить свою родину? И должен ли порядочный человек и соотечественник этого беспризорника любить свою родину? Всякую ли родину нужно любить? Какую родину нужно любить, а какую нет?

Можно ещё в пример привести гитлеровскую Германию и её граждан. А для российских патриотов ненавидящих современные США, можно привести в пример и эту страну.

Должны ли американцы (граждане США) любить такую свою страну?
И должны ли были немцы времён гитлеровской Германии любить соответственно такую свою?

Можно представить и совсем какой-то крайний вымышленный случай. Какую-то ужасную страну.
И тогда становится совсем очевидно, что не всякую родину следует любить.

А значит быть анти-патриотом, это не всегда плохо. Иногда это даже хорошо. Иногда хорошо любить не свою страну, а чужую.

То есть анти-патриот тоже может быть хорошим человеком.
И наоборот, патриот может быть плохим человеком.
Но как мне кажется, в некоторых странах этого часто не понимают.
И просматривается идеология, что если анти-патриот, значит плохой человек, а если патриот значит хороший.
Это надо исправлять.

И вообще, по-моему, размышлять понятием родина в качестве аргумента для любви это, мягко говоря, не очень умно.

Так как любить надо хорошие страны, вне зависимости от того родился в этой стране или не в этой.

А плохие страны соответственно надо не любить, а жалеть, и тоже вне зависимости от того является ли она твоей родиной.

И вообще, я не понимаю, зачем говоря о любви к России, приплетать слово патриотизм. Лично я когда слышу слово патриотизм, то у меня сразу возникает ассоциация со словом фанатизм. Ассоциации с чем-то слишком неразумным, неразборчивым, эгоистичным.

И зачем делать акцент на любви именно к России, к одной стране? Не лучше ли перечислить хотя бы пару, тройку, чтобы не выглядеть совсем бездумным фанатиком?
Не мешало бы ещё и обосновывать при этом как-то свою любовь.

Мне, например, нравятся многие современные страны (с поправкой на то, что я их мало знаю).

Швейцария, например, за возможность и доступность добровольной эвтаназии для тяжело больных.
Финляндия, за высокий уровень социальной поддержки бедняков, и за достаточно высокий уровень нравственности.

И родина моя Россия тоже нравится, за бесплатную медицину, например, и за часто достойную позицию во внешней политике, за достойное, здравое поведение наших дипломатов. К сожалению, оно не всегда такое, на мой взгляд. А ещё за счастливое детство, хотя оно было строго говоря во многом даже советское, а не российское. Так как не малая его часть проходила именно в советской России. Я 80-го года рождения.

Но и США, мне тоже по своему нравится. Хотя позиции России и США как известно часто сильно не совпадают. Но не очень нравится, и тут мне даже сложно сходу сказать за что, например.

Кто хочет что-то дополнить или возразить, подключайтесь.
В общем, предлагаю поговорить на тему патриотизма.