Лепка: история, виды, материалы. Творческий проект "лепка из пластилина"

«Ёжик».

Конспект НОД в старшей группе.

Образовательная область «Художественное творчество» (лепка)

Задачи:

1.Продолжать учить скатывать пластилин круговыми движениями; закреплять навыки аккуратной лепки.

2.Закреплять навыки лепки разными способами: раскатывание, оттягивание, сглаживание, расплющивание.

Пластическая хирургия является важным элементом процесса повторной аттестации в работе с людьми с ограниченными умственными способностями и существенно влияет на их развитие. Художественные занятия оказывают большое влияние на всестороннее развитие детей с умственными недостатками. Они приносят им много удовольствия, они приносят радость и много эстетических переживаний.

Терапия детей с умственными недостатками в глубокой степени. Л. Творчество и умственное развитие ребенка. Маевский Т. Методическое пособие для учителей, работающих с детьми с нарушениями зрения в системе интеграции. Работа с зеркалом и видение мира в жизни ребенка. Искусство для школьников.

3.Соблюдать последовательность в делении и обработке вещей.

4.Воспитывать эмоциональный отклик на результаты творческой деятельности.

Предварительная работа: Чтение рассказов и сказок о Ежике. Беседа на тему «Чем питаются ежи». Рассматривание иллюстрации «Ежик в лесу». Загадывание загадок.

Материалы к НОД: пластилин, шишка, дощечка для раскатывания пластилина, салфетка, стека.

Пилецка В. Личность, как возможность творческой адаптации людей с нарушениями зрения. Реабилитация и воспитание детей и подростков с нарушениями зрения. Полковская И. Реабилитационная работа с умственно отсталыми детьми в школе жизни. Попек С. Психологический анализ художественного творчества детей и подростков.

Психология рисования творчества. Войцеховский А. Творчество в жизни людей с ограниченными возможностями. Трояновская - Качмарская А. Ребенок и творчество. Влодарский З. Матчак А. Введение в психологию. Войцеховский А. Запуск деятельности детей с более глубокими умственными недостатками.

Ход НОД

Дети стоят вокруг стола на котором собрана инсталляция сказочного леса. Звучит музыка «Сказочный лес».

Воспитатель:

Ребята, слышите, звучит какая волшебная музыка? Это звуки сказочного леса. А вы хотите попасть в этот лес? Для этого нужно отгадать загадку:

Он живет в лесу под елкой,

Носит колкие иголки.

С. Избранные психологические работы. Наша деятельность направлена ​​на создание открытого, современного детского сада с высоким уровнем образования и обучения. творческого и педагогического персонала, основанного на творчестве. с любезной поддержкой со стороны Совета родителей.

«Творческое мышление ломает обычные узоры, чтобы смотреть на вещи под разными углами». Эдвард де Боно. Предоставление детям возможностей играть и учиться вместе в безопасных, дружественных и адаптированных к их потребностям развития в атмосфере уважения, принятия и безопасности. Создание условий для полного индивидуального когнитивного развития каждого ребенка в соответствии с его возможностями и потребностями. Моделирование, проектирование, стимулирование, создание творческих способностей ребенка посредством применения обучения, основанного на обнаружении и действии ребенка. Формирование человека, открытого для мира, чувствительного к другому человеку, готового выполнять различные социальные роли. Открыта для нужд родителей и ожидания окружающей среды. Он обеспечивает соответствующие условия для выполнения уставных задач детского сада и пребывания детей в учреждении. Он направлен на обеспечение того, чтобы дети полностью достигли зрелости в школах, выполняя цели, изложенные в основной учебной программе дошкольного образования: помогая детям развивать свои таланты и формировать интеллектуальную деятельность, необходимую им в повседневных ситуациях и в процессе дальнейшего образования; построение системы ценностей, в том числе воспитание детей, чтобы они лучше знали, что хорошо, а что плохо; формирование эмоциональной эластичности детей, необходимой для рационального преодоления новых и трудных ситуаций, включая умеренную выдержку стресса и неудач; развитие социальных навыков детей, необходимых в правильных отношениях с детьми и взрослыми; создание условий, способствующих общей и последовательной игре и обучению детей с различными физическими и интеллектуальными способностями; забота о здоровье детей и их физическая подготовка; поощрение участия в играх и спортивных играх; формирование знаний детей о социальном, природном и техническом мире и развитие способности представлять свои мысли таким образом, который понятен другим; познакомить детей с миром эстетических ценностей и развивать способность выражать себя через музыку, небольшие театральные формы и изобразительное искусство; формирование детского чувства социальной принадлежности и патриотического отношения; предоставляя детям лучшие образовательные возможности, поддерживая их любопытство, активность и независимость, а также формируя те сообщения и навыки, которые важны для школьного образования. Он тесно сотрудничает с различными учреждениями, местными учреждениями, обеспечивающими непрерывность образовательного, образовательного и заботливого процесса. Он поддерживает родителей детей с различными трудностями и образовательных и образовательных проблем. Он проводит мероприятия, способствующие адаптации будущих дошкольников.

  • Представление ребенка в мир, основанный на традиции, культуре и красоте.
  • Обеспечивает специализированную помощь: речевую терапию и психологическую.
Основным организационным подразделением детского сада является группа детей того же возраста, с учетом их потребностей, интересов и талантов.

Если вдруг клубком свернется –

Хищный зверь ни с чем вернется.

В зубы, в лапы не возьмешь

Как его прозвали?... (Ежик)

Воспитатель: Молодцы! Правильно отгадали загадку. Мы с вами оказались в лесу на сказочной полянке. А кто это там сидит под елочкой?

Правильно, это ежик.

Воспитатель берет в руки игрушку ежа и говорит, что ежик под елочкой сидит один и отчего-то грустит. Как вы думаете, ребята, почему грустит ежик? Ему, наверное, скучно. Давайте слепим ему друзей из пластилина.

Преимуществом детского сада является его расположение вдали от оживленных улиц и шума, в тихом районе Варшавского района Волы. Наш детский сад расположен в одноэтажном, отдельно стоящем доме. У нас есть собственный огороженный сад детского сада, расположенный рядом со зданием, что обеспечивает детям безопасность и комфорт на открытом воздухе. На детской площадке есть много деревьев, кустарников и газонов, две песочницы, различные виды наружного оборудования и садовые игрушки, чтобы сделать пребывание детей на открытом воздухе.

Игровые комнаты просторны и интересны, создавая условия для безопасной игры и обучения. Рядом с каждой комнатой есть детская ванная. В здании есть гимнастический зал, богато оборудованный оборудованием для занятий физическими упражнениями и движениями и инструментами для ритмической деятельности.

Воспитатель:

Посмотрите, какой он замечательный. Ребята, обратите внимание на его части тела. Какие части тела есть у ежика?

Туловище, голова, ножки.

Воспитатель:

Скажите, какой формы туловище? Голова? Ноги?

Дети отвечают: овальной, круглой.

Воспитатель:

Какая часть тела самая большая?

Туловище. После туловища по величине идет голова, потом – ножки.

На детей, которым доверена наша помощь, обращаются высококвалифицированные педагогические сотрудники, которые прилагают все усилия, чтобы подготовить детей к следующему образовательному этапу - школьному обучению. В учебной и дидактической работе предпочтение отдается методам, которые поддерживают развитие ребенка, используя его врожденный потенциал и возможности для развития. Преподаватели используют различные методы и формы работы с детьми, постоянно совершенствуя свои педагогические навыки.

Детский сад открыт с - 30. График дня дня. Младшие группы Продолжительность. Деятельность детей. 00 - 00. Обязанности детей. Классы помощи, проводимые учителем. Создание условий для того, чтобы дети принимали действия в соответствии с их идеями, развивая интересы и таланты детей.

Ребята туловище у нас уже готово- это шишка.

А, скажите, каким способом нужно лепить Голову? Лапки?

Дети (с помощью воспитателя)

Голову нужно делать так: раскатать круговыми движениями ладоней кусочек пластилина, который побольше, чтобы получился шар, потом прямыми движениями раскатываем пластилин в форме конуса.

Лапки делаются, способом раскатывания маленького овала немного придавливая.

У нас был выбор из 11 работ, подготовленных детьми вместе со своими родителями. Наибольшее количество голосов было отдано работе № 1 семьи Никола из первой группы. Выбор оказался чрезвычайно сложным, потому что оба полученных текста оказались отличными.

Идея, лежащая в основе этого проекта, связана с исследованиями психолога Альберта Бандуры, который заложил основы теории изучения наблюдателей. Основная идея заключается в том, что люди, особенно дети, учатся, наблюдая за своими сверстниками. Мы часто обвиняем окружение ребенка в обучении ненадлежащему поведению, обвиняем телевидение, которое изобилует вредными программами, где наши дети принимают нецензурный язык анимированных мультфильмов и насильственного поведения.

Ребятки посмотрите на заготовленные детали.

Что нам не хватает?

Правильно! Нам не хватает носика и глазок.

Для носика и глаз – раскатать круговыми движениями ладоней кусочек пластилина, один кусочек на носик и два маленьких шарика на глазки.

Воспитатель:

Обратите внимание. Сначала к туловищу прикрепляется голова, затем ноги, к голове – носик, потом глазки. Каждую деталь нужно плотно примазывать при соединении.

Таким образом, независимо от того, используем ли мы видео в естественной среде или в Центре терапии, цель имитационного обучения будет легко достигнута и значительно сократится. Видеомоделирование помогает детям учиться новым навыкам благодаря любимой деятельности, а именно, смотреть фильмы. Эти видео иллюстрируют некоторые из способов поведения, которые мы хотим, чтобы ребенок проявлялся, когда он выполняет определенную процедуру.

Усиление внимания во время занятий, творческие навыки игры, функциональная игра, независимость в повседневной жизни. Укрепление навыков общения в социальных сетях. Усовершенствуйте функциональный язык, используемый в повседневной жизни, положительные выражения лица, способность защищать.

Но сначала разомнемся.

Физкультминутка «Ежик».

Ежик топал по тропинке, и грибочек нес на спинке. (Ходьба по кругу друг за другом.)

Ежик топал не спеша, тихо листьями шурша. (Ходьба на месте).

А на встречу скачет зайка, длинноухий попрыгайка.

В огороде чьем-то ловко, раздобыл косой морковку. (прыжки на месте)

А теперь, пора за работу приниматься. Рассаживайтесь на свои места. Мы с вами начнем лепить наших ежиков.

Снижение неадекватного поведения, беспокойство по поводу определенных действий. Таким образом, мы намереваемся сделать серию видеоматериалов, которые будут предоставлены родителям и кадры в поле, бесплатно. Будут ли они использовать планшеты или смартфоны, они смогут бесплатно получить доступ к платформе при выборе поведения, которое они готовят в процессе терапии. План проекта включает три этапа: базовое видеомоделирование, самомодулирование видео и двухточечное видеомоделирование.

Мы отредактируем материал таким образом, чтобы при просмотре и обучении правильному поведению ребенок получал желаемую информацию от координатора своей терапии. Внешняя поддержка со всеми материалами будет предоставлена ​​семьям детей в Центре Арика вместе с диаграммами наблюдений. После нескольких недель реализации мы будем собирать отзывы от бенефициаров и выбирать темы для следующего этапа программы.

Ребята, наша физкультминутка начиналась со слов «Ежик топал по тропинке, и грибочек нес на спинке». Давайте нашим ежикам слепим грибочки и яблочки.

Воспитатель обращает внимание на осанку детей.

Воспитатель:

Но перед тем, как слепить грибочки и яблочки, давайте сделаем пальчиковую гимнастику.

Пальчиковая гимнастика «Хитрый ежик».

Этот метод видеомониторинга позволяет ребенку с аутизмом учиться мотивирующему, визуальному способу, имеющему большое значение в его развитии. Согласно исследованиям Альберта Бандуры, чтобы ребенок научился подражать кому-то другому, необходимо проявлять осторожность для моделирования и мотивации. Он заметил, что у ребенка больше мотивации следовать модели, которая имеет один и тот же пол, возраст и физически выглядит.

В описании каждой стратегии последуют подробные инструкции о том, как применять эти видеозаписи, и поможет ребенку практиковать определенный навык и закончить рутину с меньшей поддержкой со стороны взрослого. Таким образом, способность ребенка стать самостоятельной будет возрастать.

Хитрый ежик-чудачок

Сшил колючий пиджачок . Пальчики оттопырены в стороны)

Весь в иголках, без застежек, (Сжимаем кулачок и оттопыриваем по одному

пальчику.)

На иглу нацепит ежик (Сцепляем руки в открытый замок.

Грушу, сливу – всякий плод, Двигаем всеми пальчиками)

Что под деревом найдет, (Двигаем указательным пальчиком из стороны в

сторону)

И с подарочком богатым (Сцепляем руки в открытый замок. Поспешит к своим ребятам. Двигаем всеми пальчиками)

Вопросы детям:

Из каких частей состоит ёж? (ответы детей);

Что есть у ёжика на голове? (ответы детей);

Что носит ёжик на спинке туловища? (ответы детей);

Для чего ёжику нужны иголки? (Ответы детей);

Где живет ёжик?

Чем питается?

Почему ежик загрустил?

Как мы смогли помочь ежику?

Воспитатель: Молодцы, ребята! Вы много смогли рассказать о ёжике. Теперь у нашего ежика появилось много друзей, и он больше не будет грустить. Спасибо вам, ребята!

> Лепка как вид художественно-прикладного искусства и ее влияние на развитие детского творчества

По толковому словарю русского языка С.И.Ожегова лепка - вид пластики - создание скульптурных произведений из пластических материалов . В современной литературе по художественному творчеству лепка определяется как придание формы пластическому материалу (пластилину, глине, пластике и др.) с помощью рук и вспомогательных инструментов - стеков и т. п. Один из базовых приемов широкого жанрового диапазона станковой и декоративно-прикладной скульптуры . Значение лепки для развития ребенка огромно. Это - искусство детей - очень живое, непосредственное, с реалистическим или экспрессивным отношением к действительности.

Лепка в силу своей специфики является эффективным средством познания объемно-пространственных форм действительности - важного фактора в общем развитии ребенка. В педагогическом отношении роль лепки также важна, как и других общеобразовательных предметов. В раннем возрасте она нередко представляет собой более активное развивающее начало, чем рисунок. Трехмерное изображение объемных предметов помогает школьникам познать объекты в реальной полноте их формы. Работа с материалами лепки, учащиеся расширяют круг знаний о свойствах материалов, овладевают полезными техническими навыками, тренируют руку и глаз, а пространственное мышление .

Лепка - самый осязаемый вид художественного творчества. Ребенок не только видит то, что создал, но и трогает, берет в руки и по мере необходимости изменяет. Разные фигурки легко объединяются в интересные композиции. С ними можно играть и показывать спектакли. А лепные картинки или интерьерные поделки очень украсят любое помещение. Все, что видит и о чем мечтает ребенок, может воплотиться в лепных образах. Так рождается особый мир - маленький, игрушечный, но как настоящий. Лепка дает удивительную возможность моделировать мир и свое представление о нем в пространстве .

Лепка - один из самых эмоциональных из продуктивных видов изобразительной деятельности. Скульптор И. Я. Гинцбург говорил о значении лепки следующее: «…В семье изобразительных искусств лепка играет ту же роль, как и арифметика в математических науках. Эта азбука представления о предмете. Это первое чтение, изложение предмета. Правильное соотношение частей, отличие главного от второстепенного - тела от приставных частей - все это ясно выражается при изображении предмета посредством лепки».

Техника лепки - самая безыскусная, но при этом самая развивающая. В лепке синхронно работают две руки, и координируется работа двух полушарий.

Лепка - это не только забавные игрушки и радость совместного общения, это и: - координация движений обеих рук и развитие мелкой моторики; - разнообразие сенсорного опыта (чувство пластики, формы, материала, веса); - возможность создания объемных поделок; - умение планировать работу и доводить ее до конца; - богатое воображение и эстетический вкус.

В лепке, как и в любой творческой деятельности, ярко выражена направленность на конечный результат. Лепка содействует гармоничному развитию личности ребенка, помогает создавать обстановку эмоционального благополучия, обеспечивать развитие у детей способностей к эстетической деятельности. Дети лепят людей, животных, посуду, транспорт, овощи, фрукты, игрушки и другие предметы окружающего мира. Разнообразие тематики связано с тем, что лепка, как и другие виды художественной деятельности, в первую очередь выполняет воспитательные задачи, удовлетворяя познавательные и творческие интересы ребенка.

Пластичность материала и объемность изображаемой формы позволяют ребенку овладеть некоторыми техническими приемами в лепке скорее, чем в рисовании. Например, передача движения в рисунке является сложной задачей, требующего длительного обучения. В лепке решение этой задачи значительно облегчается. Ребенок сначала лепит предмет в статичном положении, а затем сгибает его части в соответствии с замыслом. Передача пространственных соотношений предметов в лепке также упрощается - объекты, как в реальной жизни, расставляются друг за другом, ближе и дальше от центра композиции. Вопросы перспективы в лепке попросту снимаются .

Лепку можно классифицировать по материалу: из глины, пластилина, соленого теста, снега, песка и др. Каждая из них имеет свои особенности и возможности, поэтому не следует заменять их друг другом, а использовать разные материалы, в зависимости от поставленных целей и задач.

Глина. Основным и наилучшим материалом для лепки является глина. Она эластична, хорошо формуется; высохшее изделие обладает достаточной крепостью, сохраняет форму, хорошо принимает любую краску. Глина, добытая в разных местах, имеет свой индивидуальный цвет: желтовато-коричневый, красноватый, серо-белый, зеленовато-голубой, бурый. Некоторым детям не нравиться лепить из глины, потому что исходный материал темный некрасивый. Требует подготовительной работы по счистке и замачиванию.

Для предохранения рук от прилипания глины, перед началом занятия следует слегка смазать руки подсолнечным маслом. С самых первых занятий следует приучать детей аккуратно обращаться с глиной: не крошить, не сорить ею, не отщипывать крохотные кусочки. Если глина и попала на одежду - это не страшно, после высыхания она легко стряхивается. Легко смывается водой с рук.

Просушенные глиняные работы могут храниться длительное время. Их можно раскрашивать красками. Для увеличения прочности глиняные изделия необходимо подвергать обжигу в специальной печи .

Пластилин. Искусственная, долго не сохнущая пластическая масса. Пластилин применяется в основном при лепке мелких орнаментированных деталей. Пластилин тверже глины, поэтому его перед лепкой необходимо хорошо размять в руках. Главное преимущество пластилина, по сравнению с глиной, в том, что он не сохнет и всегда сохраняет пластичность, необходимую для лепки. Основной плюс пластилина - разнообразие цветов. Создавая работы из пластилина, дети самостоятельно решают не только задачи по созданию объёма, но и задачи, связанные с выбором цвета. Пластилин прекрасно смешивается и получается большое разнообразие оттенков. Пластилин можно многократно использовать.

Но пластилин имеет ряд недостатков. Он требует предварительного согревания, в то же время как в сильно разогретом состоянии он теряет пластичность, прилипает к рукам, вызывая неприятные ощущения, оставляет жирные, трудноудаляемые пятна. Для самых маленьких детей лучше подойдёт флуоресцентный пластилин (он более мягкий), для детей постарше - пластилин любой другой серии.

Сейчас в магазинах имеется пластилин не только различных сортов, но и с различными свойствами. Например, немецкий формпласт после окончания работы погружают на несколько минут в горячую воду - и он затвердевает. Правда такой пластилин второй раз уже не используешь .

Соленое тесто. Самый безопасный и экологичный материал для занятий лепкой с детьми. Техника работы с солёным тестом несложна. Она не требует значительных денежных затрат, не занимает много времени на подготовку исходного материала.. Приёмы изготовления из солёного теста очень схожи с приёмами работы с пластилином. Но нужно учитывать, что тесто более нежный материал и отдельные детали примазывать не надо, а просто смочить водой.

Сушат изделия из теста на воздухе, а для ускорения процесса можно запечь в простой духовке. Оконченное произведение можно раскрасить, добавляя в краски клей ПВА. Тогда высохшая краска держится прочно, не смазывается, не растирается. А для придания глянца и лучшего внешнего вида, а также увеличения срока службы изделия из теста покрывают лаком.

Поделки из солёного теста следует хранить в сухом месте, обращаться с ними нужно осторожно, так как высохшее тесто довольно хрупко. А уж если отломался какой-то элемент, его можно приклеить клеем ПВА.

Снег. Зимой во время прогулок материалом для создания лепных скульптур может быть снег. Лепка из снега - очень интересное и увлекательное занятие. Но обязательным условием для этого материала является достаточная влажность. Начинается работа с того, что скатывается снежный ком. Если поделка высокая, то друг на друга ставятся несколько комков. Эта конструкция укрепляется в стыках (похлопыванием, налепами), а затем отсекается лишнее и дополняется отдельными частями.

Песок. Любимое занятие детворы на прогулке летом - игры с песком. Лепить из песка можно как отдельные постройки, так и целые города. Пользоваться для создания объёмных фигур различными формочками, ведерками, лопатками. Как и для снега, так и для песка обязательное условие - достаточная влажность. Песок поливается рано утром водой и ко времени наступления прогулки он становится достаточно хорошим для лепки. Лепить из песка нужно быстро и сильно не прихлопывать, так как он может обсыпаться, и постройка рухнет на глазах.

Воск. Очень приятен на ощупь и на запах, но он очень быстро остывает и твердеет, поэтому из воска хорошо лепить с детьми постарше, так как маленькие не успевают сообразить, что нужно сделать. Воск разрезают на кубики 3см на 3 см и погружают в горячую воду и лепят пока он теплый. Воск остается мягким 3-4 минуты, потом застывает.

Масса для лепки. Высокотехнологичный полимерный материал, экологически чистый, комфортный в использовании. В состав массы входят полимер, вода и красители на растительной основе. Масса пластична и приятна на ощупь. Лепится легко и приятно. Застывает в течении 2 часов, полностью в течении суток. Готовое изделие получается легким и упругим, стойким к повреждениям. Масса сохраняет свою эластичность при правильном хранении в герметично закрытой упаковке. Если масса стала терять свою эластичность, рекомендовано ее взбрызнуть водой из пульверизатора и герметично закрыть баночку.

Масса имеет богатую цветовую палитру, состоящую из ярких и спокойных цветов. Цвета массы для лепки легко смешиваются, и как в однородные, так и при не полном перемешивании в «мраморные» оттенки, причудливые узоры.

Папье-маше. В переводе с французского означает «жеваная бумага». Это масса из бумаги клея. В сыром состоянии она очень эластична, а высыхая становиться твердой и прочной. Применяется при изготовлении различной театральной бутафории, кукол, используется как материал в скульптуре малых форм.

Изделия из папье-маше легкие и прочные, а в случае поломки реставрируются очень просто: достаточно иметь под рукой клей и бумагу. Процесс оклеивания модели кусочками бумаги называется машированием или формовкой .

Синтетическая глина. Это паста на минеральной основе - ДАС. Этот материал, обладая всеми пластическими свойствами натуральной глины, не требует предварительной очистки и термической обработки. Продается в упаковке уже готовой для лепки, с необходимым содержанием влажности. Пока паста ДАС еще не высохла, ее можно изменять и лепить из нее скульптуры. Чаще всего паста бывает одноцветной - белой. В синтетическую глину можно «заворачивать» различные предметы. Затем она сама по себе затвердевает, после чего изделия нужно раскрасить, как изделия из глины .

Способы лепки для изображения объемной формы.

Конструктивный способ. При этом способе образ создается из отдельных частей, как из деталей конструктора (отсюда и название). Конструктивным способом дети начинают лепить очень рано - уже в 2-3 года - и часто сами «открывают» его для себя. С развитием воображения, умения владеть руками, способности планировать свою работу, этот способ совершенствуется: увеличивается количество деталей, усложняется их взаимное расположение, более тщательной и выразительной становиться доработка.

Пластический или скульптурный. Более сложный метод по сравнению с конструктивным. Заключается он в лепке из целого куска, постепенном измении его - вытягивании, оттягивании, загибании, вдавливании необходимых частей.

Комбинированный способ. Это способ, объединяет два способа: конструктивный и скульптурный. Он позволяет сочетать особенности лепки из целого куска и из отдельных частей. Как правило, самые крупные детали выполняются скульптурным образом, а мелкие создаются отдельно и присоединяются к скульптурной форме. Он является универсальным по своим возможностям.

По видам скульптуры можно выделить лепку круглых форм (круглая скульптура) и рельефную лепку. К видам рельефной лепки относятся барельеф - лепная картина с выпуклым изображением (детали выступают над поверхностью основы) и горельеф - это рельеф с более выпуклым изображением, чем барельеф.

В предметной лепке изображение отдельных предметов для ребёнка является более простым, чем в рисовании, так как в лепке ребёнок имеет дело с реальным объёмом и ему не надо прибегать к условным средствам изображения. Дети с интересом лепят фигуры людей и животных. При лепке этих предметов они передают лишь наиболее яркие, характерные признаки, а форма основных частей остаётся обобщённой. Поэтому главной задачей является - обучение детей умению изображать в лепке основную форму предметов и наиболее яркие, характерные их признаки.

Сюжетная лепка требует от детей большого объёма работы, так как нужно вылепить каждый предмет, входящий в композицию, установить его, дополнить лепку деталями. Сюжетом для лепки могут служить эпизоды из окружающей жизни, содержание некоторых сказок, рассказов. Выразительность сюжетных композиций зависит не только от того, как дети умеют изображать форму, но и от того, как они связывают фигуры между собой изображением действия.

Основные задачи при обучении сюжетной лепке: - научить детей задумывать и изображать лепные композиции из нескольких предметов; - учить творчески подходить к решению сюжета, выделяя основное; - использовать различные приёмы лепки.

Декоративная лепка. В декоративной лепке дети создают декоративные или декорированные изделия - это вазы, маски, панно, лепные орнаменты, изделия по мотивам мелкой декоративной пластики народных умельцев и игрушек, украшения (бусы, броши), сувениры. Эти изделия связаны с жизнью, поэтому имеют больше смысла для ребенка. Например, большая художественная выразительность и непосредственность глиняных игрушек, красота материала из которого они выполнены, постепенно превратили их из немудреной детской забавы в произведения искусства, доставляющие эстетическое наслаждение не только детям, но и взрослым .

В школьной практике бывает так, что само знакомство с изобразительным искусством начинается с произведений большого искусства, а их понимание требует некоторой специальной подготовки. Декоративные же изделия, народная пластика - «это образы, близкие мировосприятию и мироощущению ребенка, это художественный язык, доступный для понимания и усвоения даже совсем маленькими детьми, это техника, виртуозно отточенная временем и руками сотен мастеров».

На примере изделий декоративно-прикладного искусства проще продемонстрировать детям единство формы и содержания, особенности композиции, так как при их рассмотрении дети не отвлекаются на сюжетные стороны работы. Декоративная лепка позволяет учить детей предварительно обдумывать тему, создавать заранее эскиз в виде рисунка, условно решать форму предмета, красивому заполнению пространства.

Лепка в силу своей специфики является эффективным средством познания объемно-пространственных форм действительности - важного фактора в общем развитии ребенка.

Лепка - осязаемый, эмоциональный, развивающий, продуктивный вид творческой деятельности, способствующий полноценному развитию школьников всех уровней обучения.

Лепка, как вид не только художественного, но и прикладного творчества может стать содержанием предметного кружка по технологии для учащихся средних классов. Что и является предметом нашего исследования.