В Риме на площади Пьяцца Аугусто Императоре находится огромная гробница, сооруженная во времена Древнего Рима. Сегодня, как видно по фото, она больше похожа на хорошо сохранившиеся руины, внутрь не пускают туристов, но даже в таком виде мавзолей Августа доминирует над всем окружающим ландшафтом. Это одно из самых древних сохранившихся до наших дней сооружений, поэтому после реконструкции этот исторический памятник был закрыт для посещений и теперь находится под охраной властей.
История
Строить мавзолей на Марсовом поле начали в 28 году до нашей эры. Император Август был человеком болезненным, и поэтому он рано стал задумываться о возможной в любой момент смерти и о месте последнего успокоения. При этом он хотел, чтобы и члены его семьи были похоронены рядом с ним.
Задуманное сооружение не отличалось пышностью, но имело достаточно большую площадь, до 225 футов в диаметре. Тут нашли последний приют сам император, его жена Ливия, сестра Октавия, зять императора Марцелл, похороненный здесь первым, еще до смерти самого императора, другие члены императорского рода, императоры, жившие позднее: Нерва, Тиберий, Клавдий.
После того как империя пала, мавзолей был разграблен вестготами, которые часть урн разбили, а часть похитили, но само здание практически осталось нетронутым, о нем забыли на много веков, и он превратился в поросший дерном пригорок. В Средние века холм укрепили и перестроили в крепость для семейства Колонна, которая тоже была разрушена в ходе сражений с другим влиятельным семейством Орсини.
Потом уже в XVI веке здание стало частью стены, окружавшей парк, разбитый кардиналом Содерини. На верхней части здания в XVIII веке запускались праздничные фейерверки. В 1909 году его закрыли куполом, и под ним был сооружен зал «Августео» на 3500 мест, где проводились концерты. Здесь часто выступал оркестр, которым дирижировал Тосканини.
Восстанавливать строение начали в 1936 году, когда дуче отдал приказ убрать все наслоения и открыть старую римскую постройку, в результате раскопок сооружение обнаружили и установили, что именно оно и есть когда-то знаменитая императорская усыпальница. Нашли могилу самого Августа и захоронения некоторых членов императорской семьи.
Большую роль в реставрации усыпальницы сыграл Бенито Муссолини. Он лично контролировал ход работ. Одержимый мечтами о славе, равной славе великих римских цезарей, Муссолини считал, что он реинкарнация Августа.
Архитектура
Мавзолей был сооружен без излишнего пафоса во внутренней и внешней отделке. Ему придали форму могильников, традиционных для этруссков. Фундамент и нижняя часть имеет форму цилиндра диаметром 87 метров. Выше было утроено несколько барабанов, таким образом сооружение поднималось в высоту на 44 метра. На последнем барабане укрепили скульптуру Августа.
Внутри крышу поддерживали своды. В центр помещения, где стояли урны с прахом, можно было попасть по коридору. Сооружение окружала терраса, украшенная колоннами, с нее можно было попасть на один из барабанов, на нем росли вечнозеленые деревья, скорее всего кипарисы.
Мавзолей украшали и скульптурные группы из розового гранита, по мнению историков, они являлись символами победы над Клеопатрой и Антонием. Еще одной важной деталью были бронзовые плиты, на которых выбили тексты, повествующие об основных событиях в жизни Августа.
В мавзолее долгое время не проводились работы, потому что Риму не хватало средств, и к тому же считалось, что желающих осматривать древние развалины будет мало. Для эксперимента открыли на день доступ во внутренние помещения, и, несмотря на то, что в городе шел дождь, на площадь приехали пять тысяч человек, чтобы увидеть памятник изнутри. После этого было принято решение закончить реставрацию здания.
Местоположение, время работы и стоимость
Адрес: Piazza Augusto Imperatore. Roma,Италия.
Как добраться
Доехать можно автобусами № 2,26,81, 90, 90b, 115, 911.
Или до станции метро Spagna.
Мавзолей Августа это огромная гробница, построенная римским императором Августом в 28 году до н.э. в районе «Марсово поле» в Риме. Мавзолей был и остаётся самой большой гробницей на территории Римской империи, которую можно сравнить только с усыпальницей Адриана на другом берегу Тибра, больше известной как «замок Святого Ангела».
Согласно римскому историку Светонию (70 – 130), мавзолей появился во время шестого консульства
Августа в 28 году до н.э., хотя неясно, в этом году строительство началось или завершилось. Тем не менее, в 23 году до н.э. здесь прошло первое захоронение. На Марсовом поле к тому времени уже стояло несколько гробниц известных римлян, включая захоронение консула Авла Гирция, военачальников Гая Центрониана и Луция Корнелия Суллы, и, конечно же, Гая Юлия Цезаря
. Таким образом, Август хотел не просто покоиться среди наиболее выдающихся сограждан, но его гробница должна была доминировать над остальными.
Вид сбоку
Мавзолей, окружённый забором, стоял в центре общественного сада. Устринум , использовавшийся для кремации только императоров и членов их семей, по-видимому, стоял к востоку от мавзолея, возможно, выходя на улицу Виа Фламина.
Верхний рисунок — мавзолей в горизонтальном разрезе. Нижний — мавзолей в вертикальном разрезеМавзолей Августа был идеально круглым в плане. На уровне земли его диаметр насчитывал около 89 метров (300 римских футов), высота внешних стен равнялась 12 метрам (40 римским футам). Покрывавшие стены плиты белого известняка (травертина) со временем были разворованы, обнажив кладку из туфа и каркас из цемента, поддерживаемый огромными блоками травертина. Судя по рисункам времён Ренессанса, на внешней стене был дорический архитектурный пояс и выступающий карниз. Второй и третий внутренние круги были выше внешнего и соединялись с ним и друг с другом при помощи массивных опор. В помещения, образуемые между стенами, не было доступа, при этом у них не было крыши, и они были заполнены землёй. Таким образом, все три стены сливались в единую полостную стену шириной 25 метров, в которой был только один узкий проход с южной стороны. Проход вёл в крытый коридор между третьей и четвёртой стенами. Четвёртая стена изнутри и снаружи была покрыта травертином, из-за чего была практически полностью разобрана. В ней было две двери, которые вели в следующий круглый коридор, окружавший собственно погребальную камеру , огороженную пятой стеной, которая также была покрыта травертином с обоих фасадов. Камера представляла собой круглое помещение диаметром около 9 метров, в центре которого стояла колонна , сделанная из цемента. Дверь в неё выходила на юг, тогда как с трёх остальных сторон было сделано по прямоугольному углублению для погребальных урн. В центральной колонне была сделана квадратная камера, где, вероятно, стояла урна с прахом самого Октавиана Августа.
Две основные версии реконструкции мавзолеяИз-за плачевного состояния внутренней части мавзолея, его оригинальная высота и внешний вид теперь неопределяемы. Древнегреческий историк Страбон («География», том 5, глава 3), видевший его в 7 году до н.э., описывал его как гигантский курган (тумулус) на высоком основании из белых камней густо засаженный деревьями. Это описание можно интерпретировать двумя способами (см. рисунок). Версия А : это могла быть покатая земляная насыпь, заполнявшая пространства между тремя наружными стенами и покрывавшая сверху внутренние помещения. Версия Б : толщина четвёртой стены позволяет предположить, что она возвышалась над курганом, и мавзолей выглядел как купол с барабаном. В обоих случаях высота мавзолея равнялась половине диаметра, то есть, 40 – 45 метров (150 римских футов). Максимальная высота сохранившихся руин – 30 метров. Страбон не уточнял, какие именно и как деревья были посажены на кургане. Он добавлял, что на самой вершине стояла бронзовая статуя императора Августа . Эта статуя должна была быть огромной, чтобы гармонировать с размерами самого мавзолея.
К IV веку перед входом были установлены два обелиска из розового асуанского гранита. В V веке вестготы завоевали и разграбили Рим, разрушив мавзолей Августа, который в то время был одним из важнейших строений в городе. После этого римляне частично разобрали гробницу на строительные материалы, а обелиски обрушили. Первый из них был найден в XVI веке при папе Сиксте V и установлен на площади Эсквилино позади базилики Санта-Мария-Маджоре. Второй обелиск был обнаружен в XVIII веке и стал частью фонтана Диоскуров на Квиринальской площади.
Хорошо видны два уровня
В Средние века семья Колонна превратила мавзолей Августа в крепость , которая была разрушена и разграблена в 1167 году, когда эта семья проиграла графам Тускулумским в сражении при Монте-Порцио. Папа Павел III в 1546 году продал эту землю Франческо Содерини, который провёл там раскопки в поисках античных скульптур, а после – превратил мавзолей в сад-лабиринт со скульптурами, который был очень популярен среди людей искусства XVI века. Вскоре из-за финансовых трудностей скульптуры были проданы, но мавзолей оставался садом вплоть до 1780 года, когда его приобрёл маркиз Франческо Саверио Вивальди-Арментьери, превративший его в амфитеатр на 1000 мест, где стали проводить бои буйволов, ставить оперы, театральные представления и устраивать фейерверки. Поскольку амфитеатр не приносил достаточно прибыли, в 1802 году его купил папа Пий VII. После объединения Италии Ватикан продал мавзолей графу Телфенеру, который построил над ним крышу и сделал концертным залом имени Умберто I. В 1907 году он был расширен и по 1936 годы здесь работал концертный зал «Аугустео» с 3500 сиденьями и внутренними лестницами с опорами, часть которых сохранилась до наших дней. Муссолини убрал почти все пристройки, оставив только то, что относилось к оригинальному мавзолею. Внутри он построил двухэтажную башню, отмечавшую то место, где когда-то покоился прах Октавиана Августа.
Мавзолей, превращённый в сад. 1575 год, рисунок Этьена Дюперака
Со стороны улицы Piazza Augusto Imperatore
Теории
Различные взгляды на настоящий вид мавзолея зависят от представления о степени важности его в политической идеологии Августа. С одной стороны, простой земляной курган по форме напоминает тумулусы этрусков и азиатских греков, что, возможно, должно было пробуждать у его современников воспоминания о тумулусах принцев Трои, которые, по распространяемой Августом версии, были его предками. С другой стороны, мавзолей был построен до того, как Август принял титул августа, то есть до возникновения его идеологии.
Слово «мавзолей » применялось к этому строению с самого начала, то есть, возможно, его монументальный внешний вид должен был соперничать с великими династическими гробницами греческих правителей, и, особенно, с гробницей правителя Карии Мавсола (прав. 377 – 353 гг. до н.э.) в Галикарнасе, которая считалась одним из чудес света. Однако, с точки зрения архитектуры, кроме монументальности между этими строениями нет ничего общего.
Эта часть находится намного ниже уровня современной улицы
Одна из теорий гласит о том, что мавзолей Августа был создан по подобию мавзолея Александра Македонского (356 – 323 гг. до н.э.) в . Эта гробница, называвшаяся также «Сема», была построена при Птолемее I в границах Александрии на месте дворца. Известно, что император Август видел своими глазами эту усыпальницу и мог пожелать, чтобы его ассоциировали с великим греческим правителем. Эту теорию нельзя ни подтвердить, ни опровергнуть, поскольку о внешнем виде этого здания не известно ничего.
Форма и структура мавзолея Августа не были уникальными. Подобные тумулусы, только меньшей формы, можно найти в римских пригородах . Например, гробницы Ораци на Аппиевой дороге (V в. до н.э.), Торрионе на Палестинской дороге (после 15 г. до н.э.), Казал Ротондо (40 г. до н.э.), Курьяци (до IV в. до н.э.) и другие (см. карту ниже).
С двух сторон мавзолей обнесён высокой решёткой
Вход в мавзолей Августа
Кто похоронен в мавзолее Августа
В мавзолее, по-видимому, покоились многие члены семьи Августа . Первым в 23 году до н.э. здесь был похоронен племенник Августа Марк Клавдий Марцелл, в 12 году до н.э. – его друг и зять Марк Випсаний Агриппа, в 9 году до н.э. – Друз Старший, во 2 году до н.э. – Луций Цезарь Випсаниан, в 4 году – Гай Цезарь Випсаниан, в 14 году – сам Октавиан Август. После его смерти в стены справа и слева от входа в мавзолей были встроены две бронзовые плиты с текстом «Res Gestae» («Деяний») – деяниями Августа, записанными им собственноручно (современные копии висят теперь на здании, в котором стоит алтарь Мира). Впоследствии внутри были похоронены Друз Младший (23 г.), жена Августа Ливия Друзилла (29 г.), Тиберий Цезарь Август (37 г.), Агриппина Старшая (33 г., мать Калигулы; в Средние века её урна использовалась для измерения объёма зерна и сейчас стоит в Капитолийском музее), братья Калигулы – Нерон Юлий Цезарь Германик (31 г.) и Друз Юлий Цезарь (33 г.), Поппея Сабина (65 г., жена императора Нерона). Последнее из найденных захоронений было сделано в 96 году. Это был римский император Нерва, который, однако, не имел никакого отношения к роду Юлиев. Возможно, что прах жены императора Септимия Севера Юлии Домны, временно был помещён в мавзолей в 218 году.
Второй уровень мавзолея со стороны улицы
Достопримечательности поблизости: , церковь Сан-Рокко (19 в.), часовня Сан-Джироламо-дей-Кроати (16 в.), церковь Карло-аль-Корсо (17 в.), дворец Боргезе (16 в.), церковь Сан-Джакомо-ин-Аугуста (16 в.), фонтан Порто-ди-Рипетта (18 в.)
Полезная информация о мавзолее Августа в Риме
Где находится:
На берегу Тибра; недалеко от замка Ангелов
Как добраться:
Ближайшая станция метро – Спанья (Spagna; линия А) находится, примерно, в 500 метрах к востоку от мавзолея.
Автобусы 301 или 913 до остановки Augusto Imperatore.
Автобусы 628, С3 или N25 до остановки Augusto Imperatore- Ara Pacis.
Ближайшая остановка туристического автобуса — Piazza di Spagna / Via Veneto
Строительство мавзолея началось в 28 году до нашей эры после триумфального возвращения императора в Рим из Александрии, где он завершил период длительных гражданских войн (Марк Антоний и Клеопатра покончили с собой). Принято считать, что Август принял решение возвести монументальную родовую усыпальницу, посетив гробницу Александра Македонского.
В архитектурном плане Мавзолей Августа повторяет форму этрусских могильников - тумулусов. Его основой является дошедшее до наших дней цилиндрическое строение из травертина диаметром 87 метров, над которым возвышался не сохранившийся насыпной земляной конус с вечнозелёными деревьями, а на его вершине была установлена статуя императора Августа. Общая высота мавзолея составляла 44 метра. Вокруг сооружения на уровне основания находилась терраса с колоннами. Центральный вход предваряли два обелиска, предположительно символизирующие победу над Марком Антонием и Клеопатрой, а также бронзовые плиты с подробным жизнеописанием императора. В настоящее время один из обелисков находится на Piazza del Quirinale, а второй - на Piazza Esquilino.
Первым захоронением в мавзолее стал Марк Клавдий Марцелл (в 23 году до нашей эры). Затем - Марк Випсаний Агриппа, Друз Старший и Октавия (сестра Августа). Следующими были похоронены сам император и его супруга Ливия Друзилла. После них - Германик, Агриппина Старшая, Юлия Ливилла, Тиберий, Калигула, Клавдий, Британник, Поппея Сабина и несколько других представителей династии Юлиев-Клавдиев. Последним захоронением стал император Нерва в 98 году нашей эры. В начале II века в Риме был построен Мавзолей Адриана , который стал новой усыпальницей римских императоров и членов их семей.
В 410 году Рим был захвачен вестготами под предводительством Алариха, что привело к разграблению мавзолея и уничтожению всех урн с пеплом. При этом сооружение не было разрушено, хотя для него и наступили времена полного забвения, как и для всего города после падения Римской империи. В Средние века влиятельная семья Колонна использовала мавзолей в качестве крепости, однако в 1167 году их представители были изгнаны из Рима, а крепость - заброшена. В XVIII веке руины мавзолея периодически использовались захудалыми театральными труппами и бродячими артистами в качестве бесплатной концертной площадки.
В 1926 году на Марсовом поле стали проводить археологические раскопки, при которых большая часть мавзолея была освобождена от многовековых наслоений грунта. В период 1936-1938 годов, в связи со сносом окружающего старого жилого района древнеримская достопримечательность частично была восстановлена.
- групповая экскурсия (до 10 человек) для первого знакомства с городом и главными достопримечательностями - 3 часа, 31 евро
- погрузиться в историю Древнего Рима и посетить главные памятники античности: Колизей, Римский Форум и Палатинский холм - 3 часа, 38 евро
- история римской кухни, устрицы, трюфель, паштет и сыр во время экскурсии для настоящих гурманов - 5 часов, 45 евро
Для себя и своих родных еще задолго до собственной смерти, в 28 году до н.э. Собственно, в этом году он не был еще ни императором (точнее, принц е псом), ни Августом. Это был один из первых проектов Октавиана после его победы у мыса Акций в 31 году до н.э.
Название «мавзолей» было выбрано не случайно. Такие гробницы строили себе величайшие персонажи прошлого - Александр Македонский и Мавзол, царь Карии - и Октавиан хотел, как минимум, подняться до их уровня. Строительство началось сразу после триумфального возвращения Октавиана в Рим из Александрии, где он завершил длительный период гражданских войн.
Мавзолей Августа. Реконструкция
Мавзолей был сооружен без излишнего пафоса во внешней и внутренней отделки. Постройка из травертина повторяла форму этрусских могильников - тумулусов . На большом цилиндре диаметром 87 метров располагался цилиндр поменьше, на нем - еще меньше. Крышу внутри поддерживали своды. Общая высота сооружения составляла 44 метра. Террасы между цилиндрами были засажены кипарисами, а на самом верхнем находилась статуя императора.
Нижний ярус мавзолея окружала терраса с мраморными колоннами. Арочный вход обрамляли два обелиска из розового египетского гранита, символизировавших, по мнению некоторых историков, победу Октавиана над Антонием и Клеопатрой. Сейчас эти обелиски находятся на Эсквилинской и Квиринальской площадях Рима (Piazza del Esquilino и Piazza del Quirinale ). Украшали вход и несколько бронзовых плит с жизнеописанием Августа. Эти плиты были установлены уже после его смерти.
Мавзолей Августа. Гравюра — реконструкция
От входа в центр мавзолея вел коридор. Сооружение имело сложную внутреннюю структуру - некоторое подобие лабиринта с разными отсеками. Внутри располагались ниши для хранения золотых погребальных урн с прахом членов императорской семьи.
Первым в мавзолее был похоронен племянник Августа Марк Клавдий Марцелл (23 год до н.э.). За тем - ближайший друг и сподвижник Августа Марк Випсаний Агриппа (12 год до н.э.), сын жены Августа Друз (9 год до н.э.) и сестра Августа Октавия Младшая. Следующими стали сам Август и его жена Ливия. После них - Германик, Агриппина Старшая, Юлия Ливилла, Тиберий, Калигула, Клавдий, Британник, Поппея Сабина и другие представители династии Юлиев-Клавдиев. Последним из захороненных стал император Нерва (98 год н.э.). В начале 2 века в Риме был построен , ставший новой усыпальницей последующих императоров Рима и членов их семей.
В 410 году Рим был захвачен вестготами под предводительством Алариха. Мавзолей Августа был разграблен - урны похищены, а пепел разбросан. При этом само здание осталось практически нетронутым, но для него наступили времена полного забвения, и за столетия оно превратилось в поросший дерном холм.
В средние века семейство Колонна укрепило холм, превратив его в крепость, которая была разрушена в ходе сражений с другим влиятельным семейством Орсини. Так в 1167 году величественный мавзолей превратился в руины. В 16 веке остатки сооружения облюбовал кардинал Франческо Содерини. Он превратил полуразрушенную усыпальницу в палаццо с садом. Стены дворца были встроены в остов бывшего мавзолея. В 18 веке руины руины периодически использовались разными театральными труппами и бродячими артистами в качестве дармовой концертной площадки, а так же для запуска праздничных фейерверков . В 19 веке здесь даже проводились бои быков, а в 1909 году здание было накрыто куполом, под которым был устроен концертный зал «Августео» на 3500 мест .
Наконец, в 1926 году на Марсовом поле стали проводить археологические раскопки, при которых б о льшая часть мавзолея была освобождена от многовековых наслоений грунта. В 1930 году строение было идентифицировано и началась работа по его сохранению как памятника археологии. Реставрация мавзолея Августа отвечала амбициям Бенито Муссолини по превращению Рима в великий город и возвращению ему славы Римской империи. Он лично контролировал ход работ. Одержимый мечтами о славе римских цезарей Муссолини считал себя «реинкарнацией» Августа. В период 1936 - 1938 годов окружающий мавзолей старый жилой район был снесен и достопримечательность частично восстановлена.
Долгое время здесь не проводилось никаких работ, поскольку на это не хватало средств и, к тому же, считалось, что желающих осмотреть развалины будет немного. Однако, когда, в качестве эксперимента, на один день был открыт доступ во внутренние помещения, несмотря на то, что шел дождь, к мавзолею приехали 5000 человек. После этого было принято решение продолжить реставрацию сооружения. 4 марта 2016 года комиссаром-префектом Рима был утвержден проект по выделению 6 млн евро на предварительные работы по восстановлению памятника.
Сегодня Мавзолей Августа по-прежнему закрыт для туристов, поскольку его внутренние помещения все еще находятся в плохом состоянии. Но даже оставаясь руинами, он является доминирующим элементом ландшафта северной стороны Марсова поля. Кроме того, это одно из самых древних сооружений города, сохранившихся до наших дней.
Добраться до мавзолея можно на метро по линии А, станция Spagna . От станции - 15 минут пешком до площади Piazza Augusto Imperatore .
МАВЗОЛЕЙ АВГУСТА (mausoleum Augusti) (рис. 54, 55) - первое августовское здание на Марсовом поле, датированное у Светония 28 г. до н. э., но, видимо, не законченное к 23 г. до н. э., в северной части поля между Фламиниевой дорогой и Тибром, возможно, формально не входившее к границы поля, а примыкавшее к нему. С самого начала Август планировал сделать окружающую территорию общественным парком с зелеными насаждениями и прекрасными аллеями для народных гуляний (Suetonius, Aug . 100. 4; Strabo 5. 3. 8 ). В отношении внешнего вида мавзолея источники сходятся в том, что по существу это был холм или тумулус с основанием из белого камня, покрытый вечнозелеными деревьями до самой вершины, где стояла бронзовая статуя Августа. Деревья обычно реконструируют как кипарисы, но со временем они выросли бы до очень больших размеров, стали бы угрожать структуре памятника и скрыли бы венчающую статую, поэтому лучше считать, что это было нечто вроде низкого можжевельника. Страбон отдельно отмечает, что деревья в близлежащем ustrinum (место кремации) были тополями.
Памятник был известен всегда и с течением времени использовался разными способами: как крепость семьи Колонна, как амфитеатр и арена для боя быков, как сад и, наконец, как концертный зал. В ходе строительства и перестройки этих сооружений и разграбления античных руин ради получения строительного материала мавзолей был превращен в голый каркас. Во время сооружения концертного зала в 1907 г. были предприняты раскопки, чтобы проанализировать сущность комплекса. Они были возобновлены в 1926 г. и продолжались до 1930 г. В 1934 г. началась работа по сносу окружающих зданий и изоляции мавзолея; в 1936 г. последовал демонтаж концертного зала и финальные раскопки и реставрация руин, закончившиеся в 1938 г.
Рис. 54. Мавзолей Августа. План.
В сущности, мавзолей Августа состоит из с.248 ряда концентрических бетонных колец, облицованных ретикулатом, за исключением тех мест, где была дополнительная облицовка травертиновыми блоками или мраморным покрытием. Вход обращен к югу; сводчатый туннель прорезает внешние кольца и ведет в кольцевой коридор; над входом находилась сводчатая комната неясного предназначения, возможно, просто для того, чтобы облегчить давление на нижнюю арку. За очень массивной внешней кольцевой стеной находился ряд полукруглых комнат, разделенных радиальными стенами на четверти круга, доступа в которые не было. Внутри этого кольца находилось еще одно, построенное по тому же образцу: длинные сводчатые комнаты без входа, приблизительно трапецеидальной формы. Внутренняя стена этого кольца, которая является внешней стеной кольцевого коридора, особенно высока, имеет толщину 5,70 м и, как считалось, возвышалась для поддержки верхней наружной колоннады; однако это противоречило бы описанию Страбона и этрусским традициям архитектуры тумулусов. Представляется более правильным принять описание Страбона буквально и считать, что над цилиндрическим основанием зеленый склон оставался целостным, а сложные внутренние сооружения служили лишь для поддержки земляного покрова.
При входе в кольцевой коридор посетителя останавливала стена, и он должен был отклониться влево или вправо к одной из двух симметричных дверей в этой стене, расположенных не на оси. Возможно, предполагалось дать кортежу возможность сделать ритуальный обход погребальной комнаты, прежде чем поместить туда прах умершего. Затем из второго кольцевого коридора можно было попасть в круглую комнату для погребений с огромным бетонным столбом в центре, в котором находилась квадратная камера, вероятно, предназначенная для праха самого Августа. Внешняя комната для погребений имела три больших ниши для других урн с прахом: одна напротив входа и две на поперечной оси.
От надземной части осталось мало, но, учитывая сложную систему отсеков и колец, составляющих нижний уровень, предполагается, что такая же планировка повторялась и наверху, последовательно сужаясь на четырех уровнях. Рассчитано, что общий диаметр составлял 87- 89 м, высота без статуи - 44 м.
Рис. 55. Мавзолей Августа. Реконструкция внешнего вида Дж. Гатти.
Мавзолей стоял отдельно на прямоугольном участке, отмеченном киппами и вымощенном. Перед дверями стояла пара обелисков из красного гранита, впервые упомянутых Аммианом Марцеллином (17. 4. 16) и отсутствующих в рассказе Плиния об обелисках в Риме (HN 36. 69- 74); таким образом, они считаются более поздним дополнением, возможно, сделанным Домицианом или Адрианом. Они не имеют надписей, поэтому, как предполагается, относятся к римскому периоду. Сегодня они установлены за Санта-Мария-Маджоре и на Пьяцца-дель-Квиринале (Монтекавалло). Местоположение и форма двух бронзовых таблиц или pilae , на которых, согласно указанию Августа, были начертаны его « Деяния» (Res Gestae ; Suetonius, Aug . 101. 4; Augustus, RG praef .), также неясно, хотя с ними можно сопоставить мраморные таблицы перед гробницей Плавтиев возле Тиволи - гробницей, которая, вероятно, была сознательным подражанием Мавзолею Августа (см. Crema 253, рис. 276).
Первым в мавзолее суждено было упокоиться Марцеллу, племяннику и зятю Августа, в 23 г. до н. э. (Cass. Dio 53. 30. 3). В 1927 г. был найден мраморный надгробный камень с его именем и именем его матери Октавии. За ним последовало большинство членов семьи Юлиев-Клавдиев, умерших еще в милости. Флавии имели собственную семейную гробницу, но прах Нервы в качестве особой почести поместили сюда (Aur. Vict., Epit . 12. 12). Мнение, что в конце концов, более, чем через столетие, мавзолей был вновь открыт, чтобы на короткое время принять тело Юлии Домны, жены Септимия Севера, представляется с.249 ошибочным. Вероятно, она была погребена в кенотафе Гая и Луция Цезарей (см. Sep. C. et L. Caesarum).
Полное отсутствие декоративных элементов здесь объяснялось разграблением памятника в Средние века, но более вероятно, что это было сделано сознательно, из эстетических соображений. Форма тумулуса имела давнюю традицию как в Этрурии, так и на Востоке, и производила на людей впечатление в основном за счет размера холма. Это была форма гробницы, уже использовавшаяся на Марсовом поле для гробниц Суллы и Юлии (где был похоронен сам Юлий Цезарь). Марсово поле было избрано местом для мавзолея не только потому, что здесь было похоронено так много великих людей, но и потому, что оно было ровным, а Август решил построить мавзолей в самой дальней его части, где размер будет виден лучше всего, и тщательно окружить его парком и аллеями.
BullCom 54 (1926): 191- 234 (A. M. Colini и G. O. Giglioli); PBSR 10 (1927): 23- 35 (R. A. Cordingly и I. A. Richmond); Capitolium 6 (1930): 532- 567 (G. O. Giglioli); L’urbe 3. 8 (1938): 1- 17 (G. Gatti); CAR 2-D, 88, с. 90- 98; Historia 16 (1967): 189- 206 (K. Kraft); Nash 2. 38- 43; RömMitt 86 (1979): 319- 324 (M. Eisner).
© 1992 г. L. Richardson. A New Topographical Dictionary of Ancient Rome. John Hopkins University Press, Baltimore and London, 1992, pp. 247-249.
© 2010 г. Перевод с англ. .