Moodle - система дистанционного обучения. Платформа Moodle как образовательная среда: рабочие правила и инструкции

На днях установила себе виртуальную обучающую среду Moodle, вот здесь . К счастью, установка прошла успешно, все работает как следует, в скором времени на платформе будут доступны различные платные и бесплатные сначала по английскому языку, а затем и по различным аспектам применения информационных технологий в обучении.

О различных особенностях и премудростях Moodle я тоже буду писать довольно много. В этой статье я хотела бы рассмотреть два вопроса.

Перед тем, как установить платформу , я полазила по различным форумам и блогам, пытаясь понять, как это лучше сделать. Ниже — краткие выводы из всего прочитанного.

1.Сначала хотела поставить себе Moodle на домашний компьютер при помощи Denwer. (Это программа, которая эмулирует работу сервера на локальном компьютере, используется для разработки сайтов). Поэкспериментировать немного. Но потом решила, что не стоит этого делать. Если что-то не будет работать корректно, велика вероятность того, что дело в том, что это Denwer. Во-вторых, перенести Moodle на реальный сервер может быть проблематично. В третьих, последняя версия платформы (у меня на момент написания статьи 2.8.1) имеет достаточно высокие требования к серверу, подумала, что на Denwer она может просто не установиться.

2. В обсуждениях на на англоязычных ресурсах читала несколько раз, что не стоит устанавливать Moodle на обычных хостингах типа GoDaddy, BlueHost, HostGator, так как если для работы WordPress, Joomla, или Drupal достаточно хостинга, стоящего около 5$ в месяц, то для Moodle уже нужны более дорогие решения, типа выделенного хостинга, от 60$ в месяц. Мой опыт это не подтверждает. У меня хостинг на Reg.ru ,не выделенный, самый простой shared. Все работает, стоит как раз около 5$ в месяц (доступные сейчас версии PHP — 5.1-5.5, есть 5.6 бета). Да, знаю, что если будет большая нагрузка на сервер (например, 50 учащихся одновременно делают quiz), то придется переходить на более дорогой тариф. Но, опять же, пока все работает, а если когда-нибудь у меня будут сотни учащихся, то, думаю, тогда и на выделенный сервер можно будет разориться. Про другие хостинги ничего определенного сказать не могу, не тестировала. Но, думаю, что если хостинг поддерживает основные веб-скрипты (Joomla, Drupal, WordPress и т.д.), и есть необходимая версия PHP, то все должно работать. Хотя, конечно, этот вопрос стоит уточнить в техподдержке.

3. Можно ли установить Moodle самостоятельно? Да, можно, при наличии минимальных технических знаний. Скажем так, если Вы можете сделать сайт на WordPress или Joomla, то установка Moodle не составит для Вас большого труда. Обновление Moodle часто бывает более проблематично, чем установка.
На официальном сайте есть инструкция:
ISSdLB83um0
В этом видео показана установка на cPanel. У меня ISPManager, мне было еще проще, так как не понадобился FTP-клиент.

Если процесс установки показался Вам слишком сложным, и Вы не хотите вникать в технические тонкости, но установить Moodle Вам необходимо, просто обратитесь к фрилансерам, например, на http://freelance.ru/ .

Как поступить, если Вы просто хотите протестировать платформу? Или у Вас небольшой проект, которые не подразумевает расходы на техническое обеспечение? Или Вы просто хотите поставить эксперимент, и платформа нужна Вам в качестве материала для исследования?Есть ли дешевые и быстрые способы, позволяющие все это реализовать?

1. Для полных новичков, учителей и разработчиков учебных курсов, которые просто хотят протестировать Moodle. Сделать это можно бесплатно, есть ограничения, касающиеся некоторых функций администрирования.

Update.

Еще стоит упомянуть демонстрационные сайты, доступные по адресу https://moodle.org/demo/ , для тех, кто хочет просто ознакомиться с различными возможностями платформы.

Update 2.

Через некоторое время после написания этой статьи появился бесплатный хостинг для Moodle-сайтов — . Здесь доступны все основные возможности, при этом Вам нет необходимости самостоятельно устанавливать и обновлять платформу. Подробнее читайте в

В современной системе образования несколько лет назад появился термин «Moodle». Итак, что такое Moodle? Обучающая платформа MOODLE (англ. Modular Object-Oriented Dynamic Learning Environment) – модульная объектно-ориентированная динамическая учебная среда. Moodle – это open source software (открытые программные средства) — система, разработанная в Австралии бывшим сотрудником компании WebCT, первая версия которой вышла 20 августа 2002 года. Официальный сайт — http://www.moodle.org

Что такое Moodle? Аббревиатураозначает

M odular
O bject
O riented
D ynamic
L earning
E nvironment

Курсы Moodle — это информационные ресурсы, которые преподаватели размещают в Moodle, после чего студенты, имея соответствующие права доступа, могут записаться на курс и работать с ним: изучать информационные материалы, участвовать в семинарах, обсуждениях, проходить тестирование, сдавать экзамены и т.д. Обучающая платформа Moodle поддерживает разные методы записи студентов на курс: автоматический, вручную преподавателем, по кодовому слову, из внешней базы, гостевой доступ.

10 полезных фактов о Moodle:

1. Поддерживается большим количеством людей со всего мира и обладает высокой производительностью.

2. Поддерживает более 40-ка языков мира и может работать с кодировкой UTF-8.

3. Поддерживает множество баз данных (MySQL, PostgreSQL, MSSQL, Oracle, текстовый файл).

4. Использует протокол HTTPS для аутентификации (исключение перехвата пароля пользователя третьими лицами).

5. Moodle проста в обращении, имеет понятный интерфейс

6. Поддерживает различные внешние виды целого сайта либо отдельных курсов (темы).

7. Различает несколько типов пользователей: главный администратор, администратор, создатель курсов, преподаватель, студент, гость.

8. Имеет большой набор блоков, фильтров и модулей (полный список), позволяя изменять внешний вид и расположение блоков на титульной странице всего сайта или отдельно взятого курса.

9. Позволяет выполнять резервное копирование по расписанию либо вручную, а также имеет гибкую настройку системы безопасности.

10. Moodle проводит оценку знаний студентов на основе тестирования, предлагая такие типы вопросов, как описание, случайный, случайный вопрос на соответствие, вложенные ответы (короткие ответы, числовые, множественный выбор.) Для преподавателей иностранных языков незаменимым способом тестирования есть Hot Potatoes Quizez:

Medicine Hot Potatoes Test

Hot Potatoes Quiz

Будучи в Москве на , я познакомилась с Остином Вуд, преподавателем английского языка, который знаком с Moodle не понаслышке.

— Hi everyone! Welcome to ! Today I’m staying in Moscow. I’ve been here for the third day and happy to introduce you to Austin who is going to tell us about Moodle platform. Hello Austin! Please share your experience in using Moodle platform.

— Hello! To my experience with Moodle, it’s actually from the side of the student. We used Moodle at both my high school and in my university for, probably, six or seven different courses.

— What specific features should students keep in mind when learning English with Moodle?

— It’s great to offer teachers because they can use it to distribute materials. So reading assignments or worksheets and handouts — they can put these on Moodle instead of printing them out for the students. Today many students prefer to use electronic format so this way they can choose what they want to print out themselves at home, or simply read it on their phone or their tablet. It’s also very great for having discussions so students can post their thoughts, their reactions to some reading assignment or video and students can interact with a teacher. This allows them to have more interaction time than they might have in the classroom which is sometimes more dominated by teacher’s talking time.

— What about the assessment process? How is students’ knowledge assessed?

— Yes, today there’s a grading process built into Moodle. If teachers use Moodle for all their assignments, they can actually keep track of all the marks, all the grades in Moodle. So the day after assignment is admitted students can log in again and they can see their grade in the class. They don’t have to ask the teacher what marks they currently have — all the assessment is built into Moodle modules. This makes it very easy for teachers and very convenient for students.

— Do you consider Moodle to be an effective way of learning languages?

— Yes, I used it personally in my Spanish class at the high school. It was an excellent work for language learning, that’s why I am sure that it would be as effective with English.

— Thank you, Austin! I wish you successful teaching career in Russia and bright and enthusiastic students in your class.

Весной 2014 года я подала заявку в Український інститут інформаційних технологій в освіті Національний Технічний Університет України «КПІ» в Киеве и закончила курс повышения квалификации научно-педагогических сотрудников, получив сертификат об окончании и защитив выпускную работу на «отлично»

«Разработка дистанционных курсов с использованием платформы Moodle» (специальность «Програмная инженерия»).
Мой авторский курс в Moodle «Навчання аудіювання студентів мовних вузів» разработан для студентов 2 курса факультета переводчиков Киевского национального лингвистического университета и охватывает следующие темы: «Mass Media»,

Moodle на равных соперничает с мировыми флагманами рынка СДО. Над системой уже более 10 лет работает международная команда разработчиков, под руководством фонда Moodle в Австралии. Благодаря этому, Moodle сочетает в себе богатство функционала, гибкость, надежность и простоту использования.
Система широко известна в мире, имеет более 60 тысяч инсталляций более чем в 100 странах, переведена на несколько десятков языков. Система хорошо масштабируется: существуют инсталляции, обслуживающие до миллиона пользователей.
СДО Moodle предназначена для создания и проведения качественных дистанционных курсов.

Moodle распространяется в открытых исходных кодах, что дает возможность "заточить" ее под особенности каждого образовательного проекта:

  • интегрировать с другими информационными системами;
  • дополнить новыми сервисами вспомогательными функциями или отчетами;
  • установить готовые или разработать совершенно новые дополнительные модули (активности).

Внедрение и сопровождение Moodle с помощью компании Открытых Технологии

Мы готовы провести для вас демонстрацию продукта по Skype, на вашей площадке или у нас в офисе.

Возможности Moodle

Все ресурсы – собраны в единое целое

В системе можно создавать и хранить электронные учебные материалы и задавать последовательность их изучения. Благодаря тому, что доступ к Moodle осуществляется через Интернет или другие сети, студенты не привязаны к конкретному месту и времени, могут двигаться по материалу в собственном темпе из любой части земного шара.

Электронный формат позволяет использовать в качестве «учебника» не только текст, но и интерактивные ресурсы любого формата от статьи в Википедии до видеоролика на YouTube. Все материалы курса хранятся в системе, их можно организовать с помощью ярлыков, тегов и гипертекстовых ссылок.

Совместное решение учебных задач

Moodle ориентирована на совместную работу. В системе для этого предусмотрена масса инструментов: вики, глоссарий, блоги, форумы, практикумы. При этом обучение можно осуществлять как асинхронно, когда каждый студент изучает материал в собственном темпе, так и в режиме реального времени, организовывая онлайн лекции и семинары.

Система поддерживает обмен файлами любых форматов - как между преподавателем и студентом, так и между самими студентами.

Учитель – на связи с учениками

Широкие возможности для коммуникации – одна из самых сильных сторон Moodle.

В форуме можно проводить обсуждение по группам, оценивать сообщения, прикреплять к ним файлы любых форматов. В личных сообщениях и комментариях – обсудить конкретную проблему с преподавателем лично. В чате обсуждение происходит в режиме реального времени.

Качество обучения – под контролем

Moodle создает и хранит портфолио каждого учащегося: все сданные им работы, оценки и комментарии преподавателя, сообщения в форуме. Позволяет контролировать «посещаемость» – активность студентов, время их учебной работы в сети.

В итоге, преподаватель тратит свое время более эффективно. Он может собирать статистику по студентам: кто что скачал, какие домашние здания сделал, какие оценки по тестам получил. Таким образом, понять, насколько студенты разобрались в теме, и с учетом этого предложить материал для дальнейшего изучения.

Moodle для пользователя

Возможности, которые Moodle дает пользователям, можно сгруппировать по ролям:

  1. Ученики
    • учатся в любое время, в любом месте, в удобном темпе,
    • тратят больше времени на глубокое изучение интересных тем,
    • знания лучше усваиваются.
  2. Преподаватели
    • поддерживают курс в актуальном состоянии,
    • меняют порядок и способ подачи материала в зависимости от работы группы,
    • тратят больше времени на творческую работу и профессиональный рост, потому что рутинные процессы можно доверить СДО,
    • поддерживают обратную связь с учениками, в том числе и после окончания учебы.
  3. Администрация
    • эффективно распределяет нагрузку на преподавателей,
    • анализирует результаты обучения,
    • снижает затраты на управление учебным процессом.

В Moodle есть решения для всех возможных задач управления учебным процесса. Если же готового решения пока нет или оно несовершенно, функционал системы можно легко расширить.




Почему Moodle? o Это бесплатная платформа o С отрытым кодом o Доступна на 78 языках o Имеющая модульную структуру o Содержащая необходимые функции и инструменты для обеспечения процесса обучения o Дающая возможность моделировать свое рабочее пространство самостоятельно


Что будут участники проекта делать в Moodle? (цели платформы) Обмениваться документами, идеями, ссылками и т.п. Сотрудничать со школой-партнером Общаться со всеми участниками проекта Создавать учебные материалы Взаимодействовать с экспертами проекта Делиться результатами проделанной работы






Возможности рабочего пространства пилотных школ проекта Форум: Вы можете открывать темы и обсуждать любые важные для Вас вопросы Чат: Вы можете общаться с партнерами в режиме реального времени Wiki: Вы можете совместно создавать документы с членами Вашей команды или с партнерами


Принципы общения Давайте общаться в Moodle по возможности как можно чаще Обменивайтесь идеями и информацией с коллегами и общайтесь друг с другом активнее. Чем больше мы будем делиться информацией, тем больше мы получим взамен Не волнуйтесь об уровне Вашего владения английским языком и опыте работы в Moodle – мы все здесь друг для друга ученики и учителя Размещая материалы, не забывайте об авторских правах С вопросами по разработке и содержанию материалов Вы можете обратиться к экспертам проекта - они также зарегистрированы в Moodle С любыми техническими вопросами и проблемами обращайтесь к администраторам платформы



Возможности платформы "Moodle"

образование электронный модульный программа

Moodle является аббревиатурой словосочетания "Modular Object-Oriented Dynamic Learning Environment" (модульная объектно-ориентированная динамическая среда обучения) и представляет собой автоматизированную, основанную на компьютерных и интернет-технологиях, систему управления обучением (СУО). Первая версия Moodle 1.0 была разработана Мартином Доугиамасом (Martin Dougiamas), преподавателем университета Пэрт (Perth), Австралия и введена в эксплуатацию в августе 2002 г. Несмотря на то, что система Moodle изначально была ориентирована на университетское образование, впоследствии она успешно использовалась также для организации как довузовского (школьного), так и послевузовского (корпоративного) обучения. На сегодняшний день (Май 2013) имеются 81,284 зарегистрированные инсталляции платформы Moodle в 233 странах мира, она переведена на 103 языка. Около 2 миллионов преподавателей по всему миру используют Moodle для обучения более 69 миллионов студентов. Посредством этой системы сегодня преподаются около 7,3 млн. курсов с использованием почти 67 миллионов электронных ресурсов.

Moodle, как любая другая система управления обучением (LMS), является веб-приложением, расположенным на сервере и доступ к нему осуществляется через браузер. Сервер обычно расположен в здании университета или факультета, но он может находиться в любом другом месте.

В своей основе, LMS дает преподавателю возможность создать вебсайт курса и управлять доступом к нему таким образом, чтобы только записавшиеся на курс студенты имели возможность просматривать его. Кроме контроля доступа, LMS предоставляет широкий набор инструментов, которые сделают учебный курс более эффективным. Ниже дается краткое описание этих возможностей.

1) Загрузка материалов. Большинство имеют средства для простой публикации материалов курса. Вместо использования HTML редактора и загрузки файлов на сервер через FTP в LMS просто используется веб-форма для сохранения материала на сервере. По своему усмотрению преподаватель загружает на сервер планы своих курсов, заметки к лекциям, дополнительные задания для чтения, чтобы обучающиеся могли использовать их в любой удобный момент.

2) Онлайн тесты. Возможность размещения онлайн тестов в материалах учебного курса, позволяет получить оценку сразу, как только на вопросы будет дан ответ. Таким образом они являются эффективным средством для оперативной проверки преподавателем и студентами текущего уровня освоения материала.

3) Сбор и проверка заданий. Размещение и прием заданий онлайн, значительно упрощает процедуру текущего контроля - оценки отслеживаются автоматически. Кроме этого, средствами Moodle можно организовать кросс-рецензирование заданий с анонимным оцениванием работ студентов друг другом, что позволяет увеличить мотивацию и эффективность обучения.

4) Контроль успеваемости. Онлайн-вариант журнала контроля успеваемости позволяет студентам видеть свой прогресс в освоении курса. При этом доступ легко организовать так, чтобы студент видел только свои оценки и не знал об оценках сокурсников.

5) Форумы и чаты. Форумы и чаты предоставляют для зарегистрированных участников курса средства коммуникации за пределами учебных аудиторий. Форумы дают студентам больше времени на обдумывание и формулирование ответов, позволяя организовать более глубокие обсуждения изучаемого материала. С другой стороны, чаты позволяют организовать легкое и быстрое общение студентов друг с другом (например, для обсуждения совместного проекта) и преподавателем, независимо от того, где они находятся. Чаты можно использовать для различных целей - от анонса курсов, изменениях в расписании, вплоть до проведения самого занятия в режиме чата.

Программные коды Moodle относятся к числу открытых источников (open source) из чего вытекает две важные особенности:

1) открытость кодов означает, что каждый пользователь имеет доступ к исходному тексту программы, может проконтролировать работу любых ее частей, исправить ошибки, дорабатывать и дальше развивать эту систему. В настоящее время 158 разработчиков из разных стран зарегистрированы в системе с правом вносить изменения в официальную версию программы.

2) в отличие от достаточно дорогих коммерческих LMS, требующих приобретения лицензий и контрактов по поддержке, Moodle может быть скачан и инсталлирован бесплатно с сайта http://www.moodle.org. При этом нет никаких ограничений ни на число инсталляций, число пользователей и т.д. И хотя система располагает практически всем набором образовательных инструментов при наличии грамотных программистов она может быть доработана дальше, чтобы учесть более тонкие особенности образовательного учреждения.

Большинство коммерческих LMS созданы компьютерными инженерами как система инструментов для организации образовательного курса. В отличие от этих разработок, Moodle является более ориентированным на само обучение. Главный упор в нем делается не столько на доставку учебной информации, сколько на ее активное обсуждение, конструирование знаний самими обучающимися. Еще одним важным отличием Moodle как открытой системы является огромное сообщество единомышленников, сформировавшихся вокруг него. На сегодняшний день имеются более трехсот тысяч зарегистрированных пользователей Moodle, которые постоянно обмениваются информацией, помогают друг другу, предлагают новые идеи для развития, указывают на ошибки и т.д.Как отмечалось во вводной главе, задача электронного обучения не в том, чтобы вытеснить традиционное обучение "лицом-к-лицу", а в том, чтобы эффективно интегрироваться в него. Очевидно, при правильной организации смешанное обучение способно обеспечить наивысшее качество образования. В этом случае задачу доставки материалов преподаваемого курса можно в значительной степени осуществить электронными средствами Moodle, в то время как во время очных встреч преподаватель может сфокусироваться на вопросах студентов, на разъяснении сложных моментов, на организации дискуссий, т.е. для активизации процесса обучения. Электронные формы обучения предоставляют новые возможности для более активного вовлечения студентов в образовательный процесс. Например, многие студенты из-за скромности неохотно отвечают на очных занятиях. Онлайн форумы устраняют эти ограничения, более глубоко вовлекая студента в обучение.

Таблица 2 - Сравнение возможностей Moodle и коммерческих систем

В предыдущем разделе были представлены результаты сравнения Moodle с возможностями других открытых систем управления обучением. В таблице, представленной ниже, проводится сравнение возможностей этой системы с потенциалом наиболее известных коммерческих продуктов.

Как видно, Moodle обладая всеми основными возможностями коммерческих систем, предоставляет ряд дополнительных опций: возможность оценивания студентами своих работ, организация проверки студенческих работ другими студентами, журналы студентов. Дополнительные возможности Moodle проистекают из ее изначальной педагогической ориентированности на активное вовлечение студентов в процесс обучения.