Море между черным и средиземным. Контроль над проливами босфор и дарданеллы и невыученные уроки истории

После того, как Турция сбила российский бомбардировщик в Сирии, отношения между двумя странами резко накалились. В этой ситуации ключевое значение приобретает вопрос контроля над Черноморскими проливами (которые последовательно соединяют Черное море с Мраморным, а Мраморное - с Эгейским, обеспечивая выход в Средиземноморье).

Аналитик об инциденте с Су-24: Эрдоган совершил роковую ошибку Турция решилась на агрессивные действия из страха окончательно потерять влияние в регионе, где ее и так окружают в основном противники, но явно не рассчитала последствия, отмечает Абдель Мотталеб эль-Хуссейни.

Проливы Босфор и Дарданеллы являются важнейшей мировой военно-экономической артерией, они играют важную логистическую роль в материально-техническом снабжении операции ВКС России в Сирии.

Как заявил пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков, "правила морского судоходства через Черноморские проливы регулируются международным правом - конвенцией Монтре - и здесь мы, конечно, рассчитываем на незыблемость норм свободы судоходства через Черноморские проливы".

Выясним, каким образом Конвенция Монтре регулирует права России, Турции и других держав в отношении проливов. А для начала кратко расскажем о роли проливов в историческом контексте.

Геополитический центр Европы

Вопрос Черноморских проливов во все времена являлся важнейшим направлением российской внешней политики, в котором России традиционно противостояли западные державы и Турция. Начиная с XIX века постоянно предпринимались попытки урегулировать порядок пользования проливами мировыми державами, с переменным успехом для каждой из сторон.

Основным бенефициаром от подобной ситуации оставалась Великобритания, которая, не являясь черноморской державой, тем не менее выстраивала свои геополитические интересы в регионе - во многом за счет Турции и остальных черноморских держав. Что касается России, то она последовательно защищала не только свои интересы, но и суверенитет Турции (в частности, на Лозаннской конференции 1922 года, когда само существование турецкого государства было под вопросом).

В 1936 году статус проливов был наконец урегулирован Конвенцией Монтре, которая восстановила суверенитет Турции над Черноморскими проливами, а также гарантировала особые права черноморских государств в части использования проливов. Таким образом была отвергнута британская идея уравнять права черноморских и нечерноморских держав на проход их военных кораблей через проливы, получив под таким предлогом значительное военное преимущество.

Рассмотрим основные положения Конвенции Монтре, касающиеся регулирования прохода через проливы торговых и военных судов черноморских и иных держав в мирное и военное время.

Статья 2 Конвенции признает право свободного прохода торговых судов всех стран через проливы как в мирное, так и в военное время. При этом статья 6 Конвенции содержит условие, что, если Турция сочтет себя находящейся под угрозой непосредственной военной опасности, право свободного прохода также сохраняется — но с условием, что суда должны входить в проливы днем, а проход должен будет совершаться по пути, указываемому турецкими властями.

Военные корабли и право Турции на закрытие проливов

Юрист: у Турции нет права закрыть Босфор и Дарданеллы Турция может закрыть проход по заливам только для судов, идущих под флагами той страны, с которой Анкара официально находится в состоянии войны, прокомментировал ситуацию руководитель Центра морского права.

Что касается режима прохода военных кораблей, то он различен в отношении черноморских и нечерноморских государств.

Черноморские державы вправе проводить через проливы в мирное время (при условии предварительного уведомления властей Турции) любые свои военные корабли.

Для военных кораблей нечерноморских держав Конвенция устанавливает ограничения по классу, разрешая проход через проливы мелким надводным кораблям, небольшим боевым и вспомогательным судам. Общий максимальный тоннаж всех судов иностранных морских отрядов, которые могут находиться в состоянии транзита через проливы, не должен превышать 15 000 тонн. Общий тоннаж военных судов нечерноморских государств в Черном море не может превышать 30 000 тонн (с возможностью повышения этого максимума до 45 000 тонн в случае увеличения численности ВМФ черноморских стран) со сроком пребывания не больше 21 суток.

Ключевыми положениями Конвенции являются права Турции на закрытие проливов в военное время.

Во время войны, в которой Турция не участвует, проливы закрыты для прохода военных судов любой воюющей державы. В случае если Турция участвует в войне, а также если она посчитает себя "находящейся под угрозой непосредственной военной опасности", ей предоставлено право разрешать или запрещать проход через проливы любых военных судов.

Таким образом, Турция имеет право закрыть проливы только в случае официального объявления ей войны (со всеми вытекающими последствиями), либо в случае прямой военной угрозы.

Адмирал: Турция не сможет закрыть Черноморские проливы для кораблей РФ По конвенции Монтре 1936 года, Турция имеет право закрывать проливы Босфор и Дарданеллы для прохода зарубежных военных кораблей только в случае объявленной войны.

Понятие "непосредственной военной опасности" Конвенцией не раскрывается и связано с конкретной ситуацией.

Например, согласно Военной доктрине РФ, военная опасность — состояние межгосударственных или внутригосударственных отношений, характеризуемое совокупностью факторов, способных при определенных условиях привести к возникновению военной угрозы. Таким образом, очевидно, что ключевое понятие - это непосредственность военной угрозы: она должна быть явно выражена и не может носить гипотетический характер.

Следует также отметить, что необоснованное закрытие проливов, согласно статье 21 Конвенции, может быть отменено Советом Лиги Наций (в настоящее время его функции переданы ООН), если он большинством в две трети голосов решит, что меры, принятые таким образом Турцией, необоснованны, и если большинство стран, подписавших Конвенцию, с этим согласятся.

Как Турция "поправила" Конвенцию национальным законодательством

Однако следует также учитывать разницу между нормой и практикой ее применения турецкими властями. А в отношении Черноморских проливов она весьма неоднозначна.

В национальном праве самой Турции существует множество норм, осложняющих использование норм Конвенции. Например, в 1982 году Турция решила в одностороннем порядке распространить внутренний регламент порта Стамбул на проливы, что дало бы право закрывать их в мирное время. От этой идеи она была вынуждена отказаться только под прямым давлением СССР и других государств.

В 1994 году Турция ввела в действие Регламент судоходства в проливах - также в одностороннем порядке. Данный документ содержит множество лазеек, позволяющих Турции нарушать права других держав на судоходство, обосновывая это проводимыми в проливах работами, полицейскими операциями и прочими сомнительными обстоятельствами. Неоднократно указывалось, что данные положения явно не соответствуют Конвенции Монтре, что было полностью проигнорировано турецкими властями.

Таким образом, строго юридически Турция не имеет право перекрыть России доступ в проливы, однако на практике вполне может создать множество проблем в реализации данного права.

Игнорируют нормы Конвенции и США, систематически нарушающие сроки пребывания своих кораблей в Черном море. Так, 5 февраля 2014 года в связи с событиями в Крыму в Черное море вошел фрегат ВМС США "Тейлор", на 11 суток превысив допустимый срок нахождения в акватории.

Конвенция Монтре и жертва, ставшая хищником

Очевидно, что в настоящее время эффективность ряда норм Конвенции вызывает вопросы.

Подводные камни Конвенции Монтре видел Советский Союз, который после окончания Великой Отечественной войны стремился гарантировать свою безопасность в Черном море - учитывая враждебную позицию Турции, готовившей "удар в спину", пока СССР сражался с нацистской Германией.28 сентября 2015, 16:06

Политолог: участие в кипрском урегулировании важно для России Россия выступает за достижение всеобъемлющего, справедливого и жизнеспособного урегулирования кипрского вопроса, заявили в МИД РФ. По мнению политолога Игоря Шатрова, именно Россия может сыграть решающую роль в урегулировании кипрского конфликта.

В протоколе Берлинской конференции трех союзных держав было сказано: "Конвенция о Проливах, заключенная в Монтре, должна быть пересмотрена как не отвечающая условиям настоящего времени…данный вопрос будет темой непосредственных переговоров между каждым из трех Правительств и Турецким Правительством".

В последующем СССР продолжал отстаивать жесткую позицию по проливам, выдвинув требования к Турции об исключительном контроле проливов черноморскими державами. Претензии к Турции были сняты только после смерти Сталина, который не успел реализовать свои черноморские планы.

Западные историки любят говорить, что якобы именно "враждебные" действия СССР повлекли вступление Турции (ставшей "жертвой давления") в НАТО.

Однако, как мы видим из дальнейшего развития событий, "жертва" за короткое время превратилась в хищника, почувствовавшего вкус крови.

Была осуществлена беспрецедентная агрессия в отношении Греции и Кипра, лишившегося значительной части своей территории - за что Турция не понесла никакого наказания и даже отказалась выполнять решение ЕСПЧ о компенсациях изгнанным жителям Кипра. Турция стала забывать о многих ранее принятых на себя международных обязательствах, претендуя на восстановление "имперского" статуса, игнорируя интересы других стран и допуская военную агрессию.

История наглядно показывает, что подобные притязания заканчиваются плачевно. Это следует помнить и в связи с законным правом России пользоваться проливами, оплаченным кровью наших солдат. России есть чем поддержать выполнение Конвенции Монтре, защитив тем самым свои важнейшие геополитические интересы.

Владимир Викторович Волк - эксперт Центра научной политической мысли и идеологии

Непонятно, до какой степени дойдет обострение отношений между Россией и Турцией и какие «ноу-хау» применят провокаторы военного противостояния в этом регионе, если учесть что наследники Османской империи нередко выступали в роли «стенобитной машины» на стороне англосаксонских партнеров. Российская сторона периодически вбрасывает в информационное пространство тезисы о собственной реакции на агрессию против выполнявших боевое задание Су-24. То, что Владимир Путин вернёт «должок» - не сомневается никто. Другой вопрос - как? И к каким результатам это может привести?

Со всех сторон звучат всевозможные прогнозы и предложения: от санкций на турецкий импорт и ассиметричного ответа с атаками на турецкие воздушные суда до поддержки курдского народно-освободительного движения в Турции, которое составляет около трети всего населения. Может ли Турция использовать против России тонкий, но весьма болезненный фактор проливов Босфор и Дарданеллы?

ОТ ТРОЯНСКОЙ ДО ПЕРВОЙ МИРОВОЙ

Справка: Проливы Босфор и Дарданеллы стоят друг от друга на расстоянии 190 км и разделяются Мраморным морем (площадью 11,5 тыс. км). Проливы соединяют открытое море (Средиземное) с закрытым (Черным). Морское судно, идущее из Черного в Средиземное море, входит в Босфор, на берегах которого расположилась бывшая столица Турции - Стамбул. Довольно узкий (в некоторых местах его ширина достигает 750 м) пролив длиной около 30 км у своих азиатских берегов образовывал бухту Золотой Рог длиной 12 км и глубиной до 33 м. Минуя Босфор, корабль входит в Мраморное море, а через некоторое время его встречает другой пролив - Дарданеллы. Он имеет длину 60 км, ширину в наиболее узкой его части 1,3 км, в на­иболее широкой - 7,5 км и разделяет собой Галлиполийский полуостров, относящийся к Европейскому материку, и северо-западный берег Малой Азии. Это единственный путь сообщения между Чёрным и Средиземным морями. Именно через них проходят танкеры с товарами из черноморских стран. Большая часть российского грузопотока, следующего этим маршрутом, - нефть и нефтепродукты. Снабжение российской авиагруппы в Латакии, как и снабжение сирийской армии, после демарша по американскому щелчку болгарских «братушек» осуществляется Россией также морским путем - через эти «каменные ворота».

Пролив Дарданеллы не только сейчас, но и с глубокой древности имел огромное стратегическое значение . Начало его военно-стратегической истории - Троянская война. Точная дата этой войны не установлена, при этом большинству историков представляется, что происходила она в XIII-XII вв. до н. э. По теории немецкого историка Пауля Кауэра, опубликованной в 1895 году и считающейся и сегодня одной из самых основательных, Троянская война - это противостояние эолийцев с жителями северо-западной части полуострова Малая Азия.

В эпохи Византийской империи (395–1453 гг.), а затем Османской империи (1299-1922 гг.) и Дарданеллы, и Босфор всецело принадлежали им, но, как только флот появился у России, возникает «вопрос о проливах», или Восточный вопрос. После затяжных переговоров в 1833 году между Россией и Турцией был заключен Уникяр-Искелесийский договор об оборонительном союзе. Секретная статья договора обязывала Турцию закрывать Босфор и Дарданеллы для военных кораблей всех третьих стран по требованию России. Это соглашение чрезвычайно обеспокоило Англию и Францию, и в 1841 году, когда срок его истек, немедленно была принята Лондонская конвенция о Проливах, восстановившая закон Османской империи, по которому Босфор и Дарданеллы объявлялись в мирное время закрытыми для военных судов всех стран.

Право на свободный проход российского флота через Босфор и Дарданеллы было одним из поводов Крымской войны 1853-1856 гг. за господство на Ближнем Востоке. Будучи изначально русско-турецкой, в мировой историографии эта война называется Восточной войной. Англия, Франция и Турция были в ней союзниками с 1854 года, в 1855-м к ним присоединилось Сардинское королевство. Россия в этой войне потерпела поражение. По условиям Парижского мирного договора 1856 году ей было запрещено иметь военный флот на Чёрном море. О выходе в проливы и речи не было. Но в Первую мировую войну Великобритания и Франция были уже противниками Турции. Ко времени подписания Севрского мирного договора 1920 году, наряду с Версальским договором, завершившим войну, большая часть Турции была оккупирована войсками Антанты.

Стоит добавить, что до революции, в 1915 году, было подписано секретное соглашение между странами Антанты, по которому Великобритания и Франция соглашались разрешить вековой Восточный вопрос путем передачи Константинополя с черноморскими проливами Российской империи в обмен на земли в азиатской части Османской империи. Однако Босфорская операция так и не состоялась - после Октябрьского переворота Владимир Ленин подписал в декабре 1917 года обращение к трудящимся мусульманам Востока, где разгласил существование секретного соглашения, заявив, что «тайные договоры свергнутого царя о захвате Константинополя, подтвержденные свергнутым Керенским, ныне порваны и уничтожены».

ТУРЦИЯ САМА ОПРЕДЕЛЯЕТ - УГРОЖАЮТ ЛИ ЕЙ

Черноморские проливы - общее название проливов Босфор, Дарданеллы и расположенного между ними Мраморного моря. Они целиком находятся в пределах Турции и образуют единственный естественный водный путь между Черным и Средиземным морями, имеющий важное международное значение. Через проливную зону ежегодно проходит несколько десятков тысяч судов.

Босфор (по-турецки - Karadeniz Bogazi, по-гречески - Bosporos) - пролив между Европой и п-овом Малая Азия, который соединяет Черное и Мраморное моря. Его длина по фарватеру около 30 км, наибольшая ширина 3,7 км, а в самом узком месте - 750 м. Наименьшая глубина на фарватере 33 м, наибольшая до 80 м, а у самых берегов около 10 м. В проливе встречаются отмели, песчаные косы и банки, грунт дна в основном илистый. Берега высокие (20 - 25 м), об-рывистые, крутые (до 25°) и извилистые.

В Босфоре существуют два течения, Одно (поверхностное) направлено из Черного моря в Мраморное, а другое (глубинное) - в обратную сторону. Водообмен через пролив определяется разностью плотности воды. Воды Эгейского и Мраморного морей, расположенных южнее, сильнее подвержены испарению, вследствие чего содержат больше солей (соленость Мраморного моря 26 промилле), чем воды Черного моря (18 промилле), питаемого осадками и многочисленными реками, впадающими в него. Поэтому Черное море отдает в Мраморное значительно менее соленую воду и принимает более соленую. Средняя скорость поверхностного течения 6,4 км/ч (в самой узкой части пролива - Румелихисары - Анадолухисары 7 - 9 км/ч), а глубинного - местами свыше 4 км/ч. Основные потоки течений формируются на различной глубине. Так, близ Стамбула рубеж между ними пролегает преимущественно на глубине примерно 20 м, а в верхней части Босфора - около 50 м. Однако такое положение периодически меняется. При южных ветрах (господствующие ветры - северо-восточного направления) нижнее течение, идущее со стороны Мраморного моря, способно задержать верхнее, а иногда даже направить его в противоположную сторону. Одновременно в южной части пролива Босфор вдоль европейского берега, а в северной вдоль азиатского узкой полосой проходят противотечения. Весной и осенью здесь часто бывают туманы.

Кроме того, в Босфоре наблюдается еще одно любопытное явление: почти в точности совпадают очертания обоих берегов, а также характер почвы и разрезы скал. Переправа с одного берега на другой очень сложна, Прибрежная полоса проливе почти на всем протяжении занята селениями и отдельными постройками. На европейском берегу имеется несколько удобных для стоянки судов бухт (Бююк-Дере, Тарабья, Истинье). У м. Сарай с проливом соединяется бухта Золотой Рог (ее длина около 10 км, средняя ширина 450 м, глубина до 42 м). Местность, непосредственно прилегающая к проливу, представляет собой холмистое плато, сильно расчлененное долинами рек и ручьев, с абсолютными высотами до 328 м, покрытое богатой растительностью.

Мраморное море по форме напоминает эллипс. Его площадь 11 472 км2, длина 280 км, наибольшая ширина 80 км, средняя глубина 250 м, а максимальная 1389 м. Берега преимущественно высокие, обрывистые, скалистые и сильно расчлененные, вдоль них тянутся горные хребты. Вершины гор большей частью лишены растительности, а их склоны поросли травой, кустарниками и деревьями. Горные долины заняты полями, виноградниками и оливковыми рощами.

В Мраморном море имеется несколько заливов, полуостровов и групп островов. На азиатском берегу в глубь материка на 52 км вдается Измитский залив (ширина входа 6 км), а к югу от него лежит Гемликский длиной 30 км и шириной 12 км. На южном побережье по обе стороны от вдающегося в море на 15 км гористого п-ова Капыдагы находятся заливы Бандырма и Эрдек.

В Мраморном море расположено несколько групп островов. Первая - Принцевы о-ва - включает девять островов, лежащих в пределах акватории порта Стамбул и на подходах к проливу Босфор с юго-востока. Вторая группа состоит из небольших островов в заливе Бандырма. В третью группу (в западной части моря) входят самые крупные - о. Мармара и о-ва Пашалиманы. Кроме того, на юго-востоке отдельно находится о. Имралы.

Дарданеллы (по-турецки - Canak-kale bogazi, по-гречески - Dardanelles) - пролив между Европой и п-овом Малая Азия, соединяющий Мраморное море с Эгейским. Общая его протяженность 120 км, ширина от 1,3 до 27 км, глубина судоходной части 29 - 153 м. Грунт дна преимущественно илистый, местами встречаются песок и ракушечник. В Дарданеллах также существуют два противоположных течения, что обусловлено разной плотностью воды в соединяемых морях. Поверхностное течение направлено с северо-востока на юго-запад и несет из Мраморного моря более пресную (соленость 25,5-29,0 промилле) и менее плотную (плотность 1,018) воду со скоростью 2 - 6 км/ч, глубинное состоит из соленой (до 38,5 промилле) и более плотней (1,029) веды, движущейся со скоростью около 1 км/ч. Граница раздела между течениями проходит на глубине 12 - 25 м.

Берега пролива, сложенные из песчаников и известняков, однообразны, покрыты скудной растительностью. Европейский берег преимущественно возвышенный, а азиатский - низменный. На них имеются небольшие бухты и участки с песчаными пляжами. Местность в районе пролива представляет собой холмистое плато, расчлененное многочисленными долинами рек и ручьев. На берегах часто встречаются населенные пункты, наиболее крупные из которых - портовые города Гелиболу и Чанаккале.

Учитывая огромное стратегическое и экономическое значение Черноморских проливов, многие государства не раз пытались навязать странам этого района невыгодный для них правовой режим проливов. Советский Союз, принимая во внимание свои политические, экономические, культурные и военные интересы, с даьних времен связанные со Средиземным морем, всегда стремился разрешить вопрос о Черноморских проливах в духе взаимопонимания и уважения суверинитета Турции с гем, чтобы обеспечить свободу мирного судоходства. Факты истории свидетельствуют, что на протяжении столетий замыслы западных держав неизменно были направлены на изоляцию России, а затем и СССР от Средиземноморья. Это, в частности, подтверждают так называемые Лондонские конвенции (1840, 1841 и 1871 годов) о правовом режиме проливов Босфор и Дарданеллы, положившие начало вмешательству нечерноморских держав в их правовой режим в ущерб интересам прибрежных государств. Такой же невыгодной для черноморских стран была и Лозаннская конвенция 1923 года. При поддержке СССР правовой режим проливов был изменен Конвенцией, заключенной в Монтрё (Швейцария) в 1936 году. Она провозгласила «принцип права свободы прохода и мореплавания в проливах» без ограничения срока действия (Конвенция была заключена на 20 лет и дважды автоматически продлевалась).

За торговыми судами всех стран сохраняется свобода прохода через проливы как в мирное, так и в военное время с соблюдением установленных Конвенцией правил. Военным кораблям и судам нечерноморских стран доступ ограничен классом (легкие надводные корабли, небольшие боевые и вспомогательные суде), общим тоннажем (15 тыс. т) и общим числом в момент прохода (девять единиц), а в отношении входа в Черное море еще и общим тоннажем одновременного пребывания в нем не свыше 45 тыс. т. Военные корабли неприбрежных стран могут находиться в этом море не более трехнедельного срока.

Черноморским государствам при соблюдении ряда формальностей, установленных Конвенцией 1936 года, разрешается проводить корабли любого тоннажа, включая приравненные к классу линейных, которые должны проходить через проливы в одиночку в сопровождении не более двух эскадренных миноносцев. Эти государства вправе также проводить через проливы свои подводные лодки (построенные или купленные) в целях возвращения их в базы либо для ремонта на верфях, расположенных за пределами этого моря. Подводные лодки должны следовать поодиночке днем в надводном положении. О каждом проходе военных кораблей черноморских стран через проливы турецким властям должно направляться предуведомление не менее чем за 8 сут до предполагаемого прохода, а нечерноморских государств - за 15 сут. В случае участия Турции в войне она вправе разрешать или запрещать проход через проливы любых военных кораблей. Во время войны, в которой эта страна не участвует, проливы должны быть закрыты для военных кораблей любой воюющей державы. Однако известно, что во время второй мировой войны руководство Турции, объявив после нападения Германии на Советский Союз о своем нейтралитете, предоставило фашистским захватчикам возможность в нарушение упомянутых положений использовать Черноморские проливы.

Для обеспечения пролета невоенных летательных аппаратов между Средиземным и Черным морями турецкое правительство указывает воздушные маршруты. Причем летательные аппараты имеют право пользоваться ими при условии направления Турции предуведомлений за 3 сут, если рейсы совершаются эпизодически. Если же через проливы совершаются регулярные воздушные рейсы, то направляется общее предуведомление о датах пролета.

В совместной Декларации о принципах добрососедских отношений между СССР и Турцией, принятой в 1972 году, обе стороны подтвердили, что в своих двусторонних международных отношениях они будут руководствоваться принципами мира, дружбы и добрососедства, и декларировали неприменение силы или угрозы силой, а также отказ от предоставления своей территории для совершения агрессии и подрывных действий против других государств. В 1982 году Турция приняла новый регламент порта Стамбул, которым предусмотрены право ее властей на временное приостановление прохода судов через Босфор и обязательная лоцманская проводка судов через этот пролив. Данные пункты регламента противоречат Конвенции 1936 года.

Элементы инфраструктуры в районе проливов (рис. 1). В связи с неослабевающим значением Ближневосточного региона в планах НАТО важное место отводится развитию инфраструктуры зоны проливов в Турции, которая во многих случаях играет роль связующего звена между странами - членами блока и государствами Ближнего и Среднего Востока. Командования вооруженных сил США и НАТО, проявляя повышенный интерес к данном» району, по-прежнему пытаются объяснить его все той же давно набившей оскомину мнимой «советской военной угрозой», в частности, «Турции и ее проливам». Территория, воздушное пространство и прибрежные воды страны включены в «зону ответственности» главного командования объединенных видов вооружейных сил НАТО на Южно-Европейском ТВД. В рамках блока оборона проливной зоны возложена непосредственно на (штаб в Измире), командование (там же) и командование объединенных ВМС в северо-восточном районе Средиземного моря (Анкара).

По взглядам иностранных военных специалистов, в случае войны турецкие вооруженные силы «не смогут сами удержать фракийский фронт и проливную зону против сильных атак противника с суши, воздуха и моря». Поэтому «для оказания быстрой помощи в локальном конфликте при обсроне проливов» в рамках блока созданы так называемые «мобильные силы». Основным же защитником «интересов» США в данном районе является , который американская печать открыто называет «стражем проливов». А роль «заслона проливной зоны» в планах НАТО отводится турецким вооруженным силам: прикрытие ее в Восточной Фракии возложено на войска 1-й полевой армии (штаб в Стамбуле), с воздуха - на силы и средства 1 ТАК (Эскишехир), с моря - на командование Северной военно-морской зоны (Стамбул). Для обеспечения действий войск в этом регионе подготавливается соответствующая военная инфраструктура. Реконструируются старые и строятся новые военно-морские базы, порты и аэродромы, скгзды различного назначения, совершенствуются пути сообщения, системы ПВО и связи, оборонительные укрепления и другие элементы оперативного оборудования территории.

Базирование турецких ВМС организовано в рамках военно-морских зон - Северной и Южной. Каждая из них включает несколько военно-морских районов, баз и пунктов базирования. Командованию Северной военно-морской зоны подчинены военно-морские районы: Черноморский, Босфорский и Дарданелльский. Их командиры отвечают за блокаду проливов, обеспечение всех видов обороны побережья, поддержку приморского фланга сухогрузных войск, переброску личного состава и боевой техники через проливную зону. Большинство военно-морских без и портов (табл. 1) Турции расположено в проливной зоне. Они играют важную роль в деятельности ВМС и жизни страны в целом. Кроме выполнения своих обычных функций, базы и порты могут использоваться для обеспечения перебросок войск и военных грузов из других стран НАТО и в прибрежных водах Турции. К основным ВМБ в проливной зоне относятся Гёльджюк и Стамбул, Там же создано несколько пунктов базиривания и построено много портов (Бандырма, Гемлик, Дарыджа, Измит, Мармара-Эреглиси, Муданья, Текирдаг, Тютюнчифтлик, Чанаккале, Хереке, Эрдек, Ярымджа и другие), которые в военное время могут служить для базирования кораблей.

Гёльджюк - главная военно-морская база (ГВМБ) турецкого флота, расположенная на южном берегу Измитского залива. Площадь акватории около 1 км2. Она имеет рейд, несколько причалов и пирсов (длина причального фронта 3,3 км с глубинами 5 - 12 м), три плавучих дока. На кораблестроительных и судоремонтных предприятиях базы могут строиться надводные корабли до фрегатов УРО включительно и дизельные подводные лодки, а также проводится ремонт и докование кораблей всех классов национальных ВМС. Зесь же находится завод по изготовпенчю боеприпасов и мастерские по ремонту торпед. В Гёльджюк расположены штаб флота, береговые штабы его основных соединений, центр по подготовке личного состава и центр снабжения. К ГВМБ приписан почти весь корабельный состав турецкого флота. Рейд ВМБ пригоден для якорной стоянки кораблей основных классов (до 40 единиц).

Стамбул - крупнейший порт и военно-морская база на южном входе в пролив Босфор которая обеспечивает контроль водного пути по проливу не всем его протяжении. Морская акватория порта включает часть пролива (южнее маяков Руменихисары и Анадолухисары), бухту Золотой Рог и северо-восточную часть Мраморного моря. В ее пределах- находятся два самостоятельных порта - Стамбул (европейская часть) и Хайдарпаша (азиатская).

Стамбульский порт объединяет три гавани: внутреннюю, среднюю и внешнюю. Первая расположена к запасу от Галатского моста в бухте Золотой Рог и разделяется мостом Ататюрка на две части. На берегу залива находятся судостроительные и судоремонтные предприятия, где строятся боевые корабли и катера ВМС, проводится ремонт судов и кораблей до эскадренного миноносца. К западу от моста Ататюрка расположена военно-морская база.

Средняя гавань (к востоку от Галатского моста) используется для захода и обработки пассажирских и грузовых судов. И наконец, внешняя гавань, занимая остальную часть стамбульского поpта. Длина причального фронта около 10 км с глубинами до 11 м.

Основные грузовые и пассажирские причалы построены на территории среднего и внешнего портов. Там же действуют станция железной дороги (обеспечивает перевалку грузов с судов на железнодорожный транспорт), пассажирский морской вокзал, возведены складские помещения и грузовые площадки. Порты оснащены современным оборудованием, буксирами и лоцманскими камерами.

Порт Хайдарпаша чмеет искусственные насыпные причалы общей протяженностью свыше 2600 м, глубины у стенок до 10 м. Гавань защищена волноломами длиной 1700 м. Погрузочно-разгрузочные работы выполняются с помощью 35 кранов разной грузоподъемности. На территории порта есть элеватор, складские помещения (24 тыс. м2), площадки для грузов (150 тыс. м2) и хранилища для ГСМ.

ВМБ Стамбул используется как для постоянного базирования кораблей турецкиx ВМС, так и для периодического захода кораблей 6-го флота США и других стран НаТО.

Бандырма - один из наиболее важных портов Мраморного моря и пункт базирования ВМС. Располагаясь в глубине одноименного залива, он защищен от моря п-овом Капыдагы, а также двумя волноломами общей длиной 1500 м. Протяженность причальной линии составляет около 3000 м, глубины у стенок - более 12 м. Порт оснащен современными техническими средствами для выполнения погрузочно-разгрузочных работ и связан с внутренними районами страны железной и шоссейной дорогами. Бандырма является главным портом вывоза промышленной и сельскохозяйственной продукции, а также перевалочным пунктом при переброске военных грузов и войск через Мраморное мере. ПБ может обеспечить базирование кораблей до крейсеров включительно.

Эрдек и Чанаккале - пункты базирования ВМС. Здесь же оборудованы порты. Кроме того, на побережье Мраморного моря имеется много небольших портов, которые располагают пирсами и причалами, крановым и другим оборудованием, специальными сооружениями.

Автодорожная сеть. Значительная часть автомобильных дорог страны сосредоточена в зоне Черноморских проливов. Автодороги связывают между собой морские порты и практически все важные промышленные и административные центры.

В европейской части Турции к важнейшим шоссе, выходящим к проливной зоне, относятся: Эдирне - Бабаэски - Люлебургаз - Чорлу - Стамбул, Кырларери - Бабаэски - Хайраболу - Текирдаг, Хайраболу - Шаркёй, Кешан - Геяиболу - Эджеабад. На азиатском побережье проливной зоны основными автодорогами являются: Стамбул - Измит, Бейкоз - Шиле - Кандыра, Ускюдар - Шиле, Измит - Кандыра. Вдоль южного побережья Мраморного моря проложены шоссейные дороги: Измит - Гельджюк - Ялова - Гемлик Бурса, Бурса - Бандырма - Эрдек, Бандырма - Гёнен - Битв - Чан - Чанаккале.

Турция включена в проект, предусматривающий сооружение трансъевропейской автомагистрали, ввод в строй которой ожидается в конце 1993 года. Часть ее маршрута протяженностью 3000 км пройдет также через зону Черноморских проливов. Уже завершаются строительные работы по реконструкции дороги Эдирне - Адапазары - Анкара.

В проливной зоне наиболее распространены дороги с асфальтобетонным покрытием, ширина проезжей части которых составляет 4 - 6 или 7 - 10 м при ширине дорожного полотна 5 - 8 или 8 - 12 м соответственно. Они обеспечивают движение автомашин со скоростью до 100 км/ч. В ряде населенных пунктов по берегам проливов Босфор и Дарданеллы сооружены специальные причалы, обеспечивающие сход не берег колесной и гусеничной техники с переправочных средств. На автодорогах имеется много мостов и других искусственных сооружений.

В 1973 году через пролив Босфор был построен первый подвесной автодорожный мост, соединивший районы Ортакей и Бейлербейи. Его общая длина составляет 1583,3 м, при этом протяженность центрального висячего пролета - 1097,3 м.

Высота средней части моста над уровнем воды 64 м, благодаря чему под ним могут проходить суда и корабли всех классов. Ширина моста 33,4 м, что обеспечивает трехрядное автомобильное движение в каждом направлении со скоростью до 100 км/u. Его пропускная способность свыше 130 тыс. автотранспортных средств в сутки в обоих направлениях.

В связи с тем что поток автотранспорта через Босфор постоянно возрастал, турецкое правительство в 1986 году приняло решение о строительстве второго моста в 5 км севернее первого, который был введен в строй в 1988 году. Он называется «Фатих Султан Мехмет» и соединяет районы Румеяихисары и Анадолухисары. Его общая протяженности 1090 м, а ширина обеспечивает четырехрядное движение автотранспортных средств в каждую сторону. Высоте центрального пролета над уровнем воды 64 м. Кроме того, планируется к 1993 году возвести третий автодорожный мост через Босфор южнее первого.

Берега бухты Золотой Рог соединяют три моста: Галатский (понтонный, длине 447 м), Ататюрка (каменный разводной, длина 465 м, ширина 25,6 м) и Халич (металлический, длина 995 м, ширина 31,2 м, высота над уровнем воды 22 м, открыт в 1974 году), по которому осуществляется трехрядчое движение автомобильного транспорта в обе стороны. Рядом с Гаяатским мостом сооружается еще один. Его ввод в эксплуатацию намечен на конец 1990 года.

Планируется также построить под проливом Босфор тоннель (общая длина с подъездными путями составит 12 км), который соединит районы Сарайбурну и Ускюдар. Oh предназначается для пропуска автомобильною и железнодорожного транспорта. Сооружение тоннеля рассчитано на четыре года Все это, вместе взятое, позволит значительно увеличить возможности командования вооруженных сил Турции по переброске войск и грузов через Босфор в случае необходимости.

Сеть железных дорог в проливной зоне развита слабо. Основной маршрут Эдирне - Стамбул - Измит пересекает ее с запада на восток. Через пролив Босфор в районе Стамбула действует железнодорожная паромная переправе. По ней можно переправить в течение 2,5 ч до 18 грузовых вагонов. От основного железнодорожного пути имеется ответвление Мандыракёй - Кыркларели.

К порту Бандырма подведена железнодорожная еетка от г. Балыкееир.

Трубопроводный транспорт в проливной зоне используется главным образом для обеспечения горюче-смазочными материалами основных группировок сухопутных войск, авиационных и морских баз, расположенных в этом районе. Сюда же подведен трубопровод от Западного магистрального продуктопровода НАТО Чукурхисар - Измит - Стамбул - Чаталджа. От него сделано несколько ответвлений и ведется прокладка топливопровода до авиационной базы в Чорлу. Кроме того, к этой авиабазе намечается проложить еще один трубопровод с побережья Саросского залива. Для снабжения населения европейской части Стамбула питьевой водой через Босфор проложен водопровод, пропускная способность которого свыше 350 тыс. м3 в сутки.

Аэродромная сеть . Для обеспечения базирования боевой авиации и воздушных перевозок в зоне Черноморских проливов построено несколько аэродромов (табл. 2) .

Наиболее интенсивное движение осуществляется через международный аэропорт Ешилькёй (Стамбул), который используется как гражданской, так и военной авиацией. На аэродроме имеются две взлетно-посадочные полосы (ВПП), рулежные дорожки, склады различного назначения, укрытия для самолетов боевой авиации. Он оборудован современными радиотехническими и навигационными средствами, обеспечивающими прием современных самолетов любых типов круглосуточно в сложных метеоусловиях. Здесь же находятся авиационное училище и авиационный завод. Аэропорт Ешилькёй может ежедневно принимать и выпускать свыше 600 самолетов.

Для базирования самолетов боевой и вспомогательной авиации используются аэродромы Бандырма, Балыкееир, Мюртед, Эскишехир, Енишехир, Чорлу и некоторые другие, меньшие по значимости. В инженерном отношении они отвечают требованиям НАТО и имеют ВПП, рулежные дорожки, групповые и одиночные стоянки, ангары, укрытия для самолетов, склады боеприпасов и ГСМ, ремонтные мастерские, обеспечены средствами ПВО. На крупных аэродромах установлено современное радио-, светотехническое и связное оборудование, позволяющее выполнять взлет и посадку самолетов днем и ночью в сложных метеорологических условиях.

Руководство вооруженных сил Турции и НАТО уделяет особое внимание противовоздушной обороне проливной зоны. Основу ПВО пролива Босфор составляют зенитные управляемые ракеты «Найк-Аякс» и «Найк-Геркулес», истребительная авиация и радиолокационные посты, входящие в объединенную систему ПВО НАТО «Нейдж», а также береговые посты наблюдения и оповещения.

На северном побережье Мраморного моря в районе Каргабурун построена станция радионавигационной системы ЛОРАН-С (обеспечивает полеты самолетов боевой и военно-транспортной авиации и навигацию кораблей ВМС США и НАТО в Средиземноморье). На ее территории развернуто антенное поле, сооружен комплекс зданий. В проливной зоне в районе Анадолукавагу и Карамюрсель созданы центры радио- и радиотехнической разведки, которые снабжают ВМС Турции и США разведывательными сведениями о деятельности боевых кораблей и авиации СССР в Черном море. В них установлены современные антенные сооружения и радиоэлектронная аппаратура.

Для материально-технического обеспечения соединений и частей вооруженных сил Турции и «мобильных сил» НАТО в зоне Черноморских проливов подготовлена довольно развитая система складирования. На складах созданы запасы оружия, боевой техники, топлива, боеприпасов (в том числе и ядерных в Чакмаклы), продовольствия и медикаментов, позволяющие вести боевые действия в течение длительного времени. Для обеспечения действий войск в Восточной Фракии и для прикрытия непосредственных подступов к Черноморским проливам турецкое командование в годы второй мировой войны и после нее создало мощные укрепленные рубежи и районы: Босфорский, Чаталджинский, Гелибольский и Дарданелльский. На всех укреплениях подготовлены долговременные огневые сооружения, позиции полевой артиллерии, траншеи, противотанковые рвы, склады различного назначения, заграждения и другие сооружения. Вдоль проливов для борьбы с кораблями и катерами установлены батареи береговой артиллерии, а также радиолокационные станции наблюдения и оповещения. Большое внимание уделяется созданию огневых позиций для мобильных и стационарных противокорабельных ракетных комплексов, оснащенных ракетами «Гарпун» и «Пингвин».

«Защита» проливной зоны постоянно отрабатывается на различных учениях как турецких вооруженных сил, так и объединенных вооруженных сил НАТО. Проводившиеся в последние годы натовские учения, например «Дисплей детерминэйшн» и «мобильных сил», имели своей целью отработку вопросов усиления группировки войск стран - участниц Североатлантического союза в зоне Черноморских проливов. В ходе их осуществлялась практическая высадка воздушных и морских десантов на территорию Турции и ее побережье, а также переброска подразделений сухопутных войск и ВВС НАТО с Центрально-Европейского ТВД в Восточную Фракию. Эти силы принимали участие в «боевых действиях» совместно с национальными войсками Турции.

В американской прессе неоднократно подчеркивалось, что данный район имеет решающее значение для всей стратегии НАТО на Южно-Европейском ТВД. Поэтому натовские страны во главе с США используют в настоящее время любые средства, чтобы закрепить свое военное присутствие в Турции - военном плацдарме, позволяющем контролировать пути из Черного моря в Средиземное, и добиться усиления ее роли на южном фланге блока.

Полковник А. Горносталев.

План
Введение
1 Описание
1.1 Босфор
1.2 Дарданеллы

2 Вопрос о Проливах
Список литературы

Введение

Черномо́рские (или туре́цкие) проли́вы (тур. Türk Boğazları, греч. τα Στενά του Βοσπόρου или το Στενό), зо́на Проливов или просто Проливы (часто с заглавной буквы) - совокупность двух морских проливов, Босфора и Дарданелл, расположенных в Мраморноморском регионе северо-западной Турции. К зоне Проливов зачастую относят и находящееся между ними Мраморное море с окрестностями.

[править] Описание

Черноморские проливы последовательно соединяют Чёрное море с Мраморным, а Мраморное - с Эгейским, которое является частью Средиземного. Они же отделяют Европу (Фракию) от Малой Азии (Анатолии). Проливы обеспечивают доступ к Средиземному морю и мировым океанам большой части России, Украины, Закавказья и стран юго-восточной Европы. Помимо сельскохозяйственных и промышленных товаров, значимую долю экспорта через Проливы составляет нефть из России и остальных стран Прикаспия.

1.1. Босфор

Босфо́р (тур. İstanbul Boğazı, греч. Βόσπορος) - пролив, соединяющий Чёрное море с Мраморным. Длина около 30 км, максимальная ширина 3 700 м на севере, минимальная ширина пролива 700 метров. Глубина фарватера от 36 до 124 м. На обеих сторонах Босфора расположен исторический город Константинополь, ныне Стамбул.

Берега пролива соединяют два моста: Босфорский мост длиной 1074 метров (завершён в 1973 году) и Мост Султана Мехмеда Фатиха длиной 1090 метров (построен в 1988 году) в 5 км к северу от первого моста. Планируется третий автодорожный мост, но место строительства правительство Турции пока держит в секрете, чтобы избежать роста цен на землю. В настоящее время сооружается железнодорожный тоннель «Marmaray» (срок окончания - 2012 год), который объединит транспортные системы Стамбула, находящиеся в европейской и азиатской частях города.

1.2. Дарданеллы

Дардане́ллы (тур. Çanakkale Boğazı, греч. Δαρδανέλλια), древнегреческое название - Геллеспо́нт . Пролив между европейским полуостровом Галлиполи и северо-западом Малой Азии. Он соединяет Мраморное море с Эгейским. Координаты Дарданелл - 40°15" северной широты и 26°31" восточной долготы. Длина пролива составляет 61 километр, ширина - от 1,2 до 6 километров. Средняя глубина фарватера - 55 метров.

2. Вопрос о Проливах

Из-за стратегически важного геополитического положения черноморских проливов их статус со времён античной Троянской войны неоднократно вызывал международную напряжённость и служил предметом озабоченности стран-соперниц, особенно в периоды ослабления и смены той или иной из основных великих держав.

Пока Византийская империя, а после её падения Османская империя господствовали на Чёрном море, вопрос о Проливах фактически был внутренним делом этих государств, а потому более десяти веков не стоял в международной повестке дня. Однако к концу XVII века обстановка существенно изменилась: на побережье Азовского и Чёрного морей вышла Россия - и актуальность контроля над зоной Проливов повысилась, составив впоследствии важную часть «восточного вопроса».

Во времена заката Османской империи на Лондонской конференции в 1841 году было принято решение о закрытии Проливов для прохода чьих бы то ни было военных судов в мирное время. С точки зрения современного международного права зона Проливов является «открытым морем» и с 1936 года управляется согласно положениям Конвенции Монтрё о статусе проливов при сохранении над последними суверенитета Турецкой республики.

Согласно Конвенции, торговые суда всех стран обладают свободой прохода через проливы как в мирное, так и в военное время. Однако режим прохода военных кораблей различен в отношении черноморских и нечерноморских государств. При условии предварительного уведомления властей Турции черноморские державы могут проводить через проливы в мирное время свои военные корабли любого класса. Для военных кораблей нечерноморских держав введены существенные ограничения по классу (допускаются лишь мелкие надводные корабли), по тоннажу и сроку пребывания.

В случае участия Турции в войне, а также если Турция посчитает, что ей непосредственно угрожает война, ей предоставлено право разрешать или запрещать проход через проливы любых военных судов. Во время войны, в которой Турция не участвует, проливы должны быть закрыты для прохода военных судов любой воюющей державы.

Последним военным случаем (не считая учений), когда предусмотренные Конвенцией механизмы были задействованы, явился Югоосетинский конфликт августа 2008 года: через Проливы в сторону грузинских портов Батуми и Поти тогда проследовал ряд военных кораблей Шестого флота ВМС США.

Список литературы:

1. Τουρκική Πολιτική για τα Στενά на сайте министерства иностранных дел Греции. (греч.) + (греч.)

общее название проливов Босфор, Дарданеллы и расположенного между ними Мраморного моря. Ч. п. - единственный путь сообщения между Чёрным и Средиземным морями. Ч. п. в системе международных морских путей занимают особое положение. Пока Византия, а после завоевания в 1453 Константинополя турками - Османская империя господствовали над всем Черноморским побережьем и Чёрное море ввиду этого было фактически их внутренним морем, использование Ч. п. было внутренним делом этих государств. К концу 17 в. обстановка существенно изменилась. Петр I приступил к строительству Азовского флота и в 1696 взял Азов, Россия вышла на побережье Азовского и Чёрного морей. Теперь вопрос о входе в Чёрное море и выходе из него приобрёл международный характер, составив впоследствии важную часть т. н. восточного вопроса (См. Восточный вопрос). Долгое время усилия русской дипломатии, стремившейся открыть Чёрное м. и Ч. п. для русского флота, не приносили успеха. По Кючук-Кайнарджийскому миру 1774 (См. Кючук-Кайнарджийский мир 1774) за Россией признано право торгового мореплавания в Чёрном море и Ч. п. Позднее такое же право получили другие государства (за исключением государств, воюющих с Турцией). Гораздо более сложным делом было для русской дипломатии урегулирование вопроса о проходе военных кораблей. Интересы безопасности черноморских стран требовали установления в Ч. п. такого режима, который, обеспечивая их военным флотам надёжную связь с открытыми морями, в то же время оградил бы эти страны от угрозы агрессии со стороны нечерноморских держав. Этот принцип был четко сформулирован в 1802 канцлером А. Р. Воронцовым в ответ на претензии Франции, добивавшейся для своего военного флота права прохода через Ч. п. Аналогичной с Россией позиции придерживалась в то время и Турция. Не пропуская в Чёрное море военные корабли нечерноморских стран, она по русско-турецким союзным договорам (См. Русско-турецкие союзные договоры) 1799 и 1805 предоставила русским военным кораблям право прохода в Средиземное море.

Между тем нечерноморские державы, в первую очередь Великобритания и Франция, стремились получить право неограниченного доступа в Чёрное море для своих не только торговых, но и военных судов, с одновременным запрещением прохода через Ч. п. русского военного флота. Но поскольку открыто обосновать столь неправомерное требование не представлялось возможным, они добивались «равенства» с Россией, т. е. либо полного открытия, либо полного закрытия Ч. п. для военных кораблей всех стран.

Под влиянием наполеоновской дипломатии Турция в 1806 отменила в нарушение союзного договора 1805 с Россией свободный пропуск русских кораблей через проливы. Вслед за тем во время русско-турецких войны 1806-12 Великобритания навязала Турции договор (1809), который под видом «древнего правила Османской империи» воспрещал пропуск через Ч. п. военных кораблей любой иностранной державы (см. в ст. Англо-турецкие договоры). Ункяр-Искелесийский договор 1833, фактически восстановив русско-турецкий союз, обязал Турцию закрывать по требованию России Дарданеллы для прохода военных кораблей других государств. Однако уже Лондонская конвенция 1840 возродила якобы всегда существовавшее «древнее правило Османской империи».

Первое многостороннее международное соглашение о Ч. п. - Лондонская конвенция 1841 подтвердила «древнее правило» и превратила его в международное обязательство. Т. о., Турция и Россия утратили принадлежавшее им право самостоятельно, двусторонними соглашениями регулировать порядок допуска военных судов в Чёрное море и выхода из него. Русский военный флот оказался запертым в Чёрном море. Запрещение же военным кораблям нечерноморских государств проходить в Чёрное море не представляло для России значительной ценности, тем более, что оно предусматривалось конвенцией 1841 лишь на мирное время. Между тем Турция, попадая во всё большую зависимость от западноевропейских держав, нередко делала для них исключения из «древнего правила». Это явилось одним из важных побудительных мотивов, толкнувших царскую Россию в 1853 на войну с Турцией (см. Крымская война 1853-1856 (См. Крымская война 1853-56)). Завершивший эту войну Парижский мирный договор 1856 воспретил России под видом обязательства поддерживать «нейтрализацию» Чёрного моря проведение эффективных мер для защиты своего Черноморского побережья. В 1870 русское правительство отказалось признавать статьи Парижского договора о «нейтрализации» Чёрного моря; Лондонская конвенция 1871 санкционировала отмену этих статей. Однако режим Ч. п. был определён в этой конвенции почти на той же основе, что и в 1841. Та же система была сохранена Берлинским трактатом 1878 (см. в ст. Берлинский конгресс 1878).

Вплоть до 1-й мировой войны русская дипломатия тщетно пыталась изменить невыгодный для России режим Ч. п. Бывали случаи, например в 1891 и 1894, когда турецкий султан выдавал фирманы на проход русских военных кораблей через Босфор и Дарданеллы (без вооружения и без вооруженной охраны), но нечерноморские державы затрудняли получение таких разрешений, а в период русско-японской войны 1904-05 Великобритания устроила военно-морскую демонстрацию вблизи Дарданелл, чтобы воспрепятствовать пропуску русских военных судов из Чёрного моря в Средиземное и появлению их на Д. Востоке. Международный надзор над Ч. п. был невыгоден и для Турции, т.к. нарушал её суверенитет, содействовал превращению Турции в полуколонию империалистических держав, создавал опасное для неё обострение отношений с Россией. В конце 19 - начале 20 вв. наибольшим экономическим и политическим влиянием в Турции пользовались Великобритания и Франция. Но в годы, непосредственно предшествовавшие 1-й мировой войне, значительно укрепились и позиции Германии. После вступления Турции в 1-ю мировую войну на стороне Германии было подписано секретное Англо-франко-русское соглашение 1915, предусматривавшее включение Константинополя (Стамбула) и Ч. п. в состав Российской империи. Это соглашение было призвано сохранить заинтересованность правящих кругов России в доведении войны с Германией до победного конца.

После победы Великой Октябрьской социалистической революции Советская Россия объявила об отказе от тайных договоров царского правительства, от соглашения о Константинополе и Ч. п. Напротив, империалистические державы поставили в порядок дня захват Ч. п. По подписании Мудросского перемирия 1918 (См. Мудросское перемирие 1918) военно-морской флот держав Антанты вошёл в Ч. п. В 1920 Стамбул был оккупирован войсками Антанты. Своё господство над Стамбулом и зоной Ч. п. империалистические державы использовали для осуществления вооруженной интервенции на юге Советской России, а также (при посредстве греческой армии) для интервенции против Турции. Согласно подписанному султанским правительством Севрскому мирному договору 1920 (См. Севрский мирный договор 1920), вопрос о Ч. п. разрешался в пользу империалистических держав.

Севрский договор не вступил в силу, т.к. англо-греческая интервенция в Турции потерпела поражение. Принципы решения вопроса о проливах, отвечавшие интересам как Советская России, так и Турции, были разработаны В. И. Лениным. Они были зафиксированы в Московском договоре от 16 марта 1921 между РСФСР и Турцией, предусматривавшем выработку международного статута Чёрного моря и Ч. п. конференцией «... из делегатов прибрежных государств, при условии, что вынесенные ею решения не нанесут ущерба полному суверенитету Турции, равно как и безопасности Турции и ее столице Константинополю». Идентичные статьи были включены в Карсский договор 1921 и в украинско-турецкий договор 1922. На Лозаннской конференции 1922-23 (См. Лозаннская конференция 1922-23) советская делегация вела настойчивую борьбу за справедливое решение вопроса о проливах. Лозаннская конвенция о проливах, подписанная 24 июля 1923, установила, что зона Ч. п. демилитаризуется и объявляется открытой для прохода любых военных кораблей. Такой режим ставил черноморские страны под угрозу агрессии, поэтому Советский Союз не ратифицировал Лозаннскую конвенцию. В апреле 1936 турецкое правительство, рассчитывая на поддержку Великобритании, заинтересованной в вовлечении Турции в орбиту своей средиземноморской политики и использовании турецких военно-морских баз, предложило державам - участницам Лозаннской конференции 1922-23 провести переговоры для заключения новой конвенции о Ч. п. В июне 1936 в Монтрё открылась международная конференция по вопросу о Ч. п. (см. Монтрё конференция 1936), которая завершилась подписанием 20 июля 1936 новой конвенции о Ч. п. В ней учитывались, хотя и не полностью, интересы черноморских стран. Им разрешалось проводить через Ч. п. любые свои корабли при соблюдении установленных правил прохода, в то время как допуск военных кораблей нечерноморских держав ограничивался тоннажем, классом и сроком пребывания в Чёрном море; проход военных кораблей воюющих держав воспрещался; Турция, в случае своего вступления в войну или находясь под угрозой войны, имела право разрешать или запрещать проход через проливы любых военных судов.

Во время 2-й мировой войны 1939-45 Турция, объявив после нападения Германии на СССР о своём нейтралитете, предоставляла фашистским агрессорам возможность использовать Ч. п. в своих целях. В свете этих обстоятельств Потсдамская конференция 1945 признала, что конвенция, заключённая в Монтрё, должна быть пересмотрена. В 1946 СССР приступил к переговорам с Турцией, но турецкое правительство отвергло советское предложения. В 1953 Советское правительство заявило правительству Турции, что оно пересмотрело своё прежнее мнение относительно указанных предложений. Т. о., конвенция 1936 остаётся международным актом, регулирующим судоходство в Ч. п.

Лит.: Ленин В. И., Интервью корреспонденту «Обсервер» и «Манчестер Гардиан» М. Фарбману, Полн. собр. соч., 5 изд., т. 45; Уляницкий В. А., Дарданеллы Босфор и Черное море в XVIII в., М., 1883; Горяинов С. М., Босфор и Дарданеллы, СПБ, 1907; Проливы. [Сб.], М., 1923; Дранов Б. А., Черноморские проливы. Международно-правовой режим, М., 1948; Миллер А. Ф., Турция и проблемы проливов, М., 1947; Альтман В. В., Из истории борьбы за проливы после первой мировой войны, в сборнике: Из истории общественных движений и международных отношений, М., 1957; Живкова Л., К вопросу о пересмотре Лозаннской конвенции о режиме проливов в англо-турецких отношениях в 1933-1935 гг., в сборнике: Проблемы британской истории. 1973, М., 1973; Dascovici N., La question du Bosphore et des Dardanelles, Gen., 1915; Fuad Ali, La question des Détroits, P., 1928; Howard H., The partition of Turkey, N. Y., 1966; Puryear V. J., England, Russia and the straits question 1844-1856, Berk., 1931; Irtem Süleyman Kâni, Bogazlar meselesi, Ist., 1936; Abrévaya J., La conférence de Montreux et le régime des Détroits, P., 1938; Bremoy G. de, La conférence de Montreux et le nouveau régime des détroits, P., 1939; Shotwell J. Т., Déak F., Turkey at the straits. A short history, N. Y., 1940.

А. Ф. Миллер.

  • - Балти́йские проли́вы см. Датские проливы...

    Географическая энциклопедия

  • - Название Наименьшая ширина в км Наибольшая глубина в метрах Баб-эль-Мандебский 26 323 Бассов 26 323 Берингов 86 70 Большой Бельт 11 58 Босфор 0,7 80 Гибралтарский 14 1 181 Гудзонов 115 600 ...

    Географический атлас

  • - общее название Босфора, Дарданелл и расположенного между ними Мраморного м. Ч. п. соединяют открытые моря с закрытым Черным м. ...

    Советская историческая энциклопедия

  • - Устрицы - очень вкусный деликатес...

    Книга о вкусной и здоровой пище

  • - морские проливы, соединяющие Черное и Средиземное моря и включающие проливы Босфор, Дарданеллы и Мраморное море. Режим судоходства в Ч.п. регулируется Конвенцией, подписанной 20 июля 1936 г. в Монтре...
  • - система проливов между полуостровами Скандинавским и Ютландия, соединяет Балтийское и Северное моря....

    Современная энциклопедия

  • - Черномо́рские проли́вы Босфор и Дарданеллы, соединяют Чёрное и Средиземное моря через Мраморное море. До конца XVII в. проливы контролировались Османской империей...

    Географическая энциклопедия

  • - узкие водные пространства между морями, морем и заливом, морем и океаном и т. д. П. также называют сужения озер. ...

    Морской словарь

  • - международные проливы, соединяющие Балтийское и Северное моря и включающие проливы Большой и Малой Бельты, перекрываемые датскими территориальными водами, и пролив Зунд, перекрываемый датскими и шведскими...

    Энциклопедический словарь экономики и права

  • - более или менее узкие части моря между двумя материками, например Гибралтарский, Босфор, Керченский...
  • - см. Козачество и Казаки...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - Б. п. - Большой и Малый Бельты и Эресунн, единственный водный путь, соединяющий Балтийское м. с Северным морем и Атлантическим океаном. Современный режим Б. п. учитывает особый правовой статус их...
  • - система проливов между Скандинавским и Ютландским полуостровами. Включает проливы Малый Бельт, Большой Бельт, Эресунн, Каттегат и Скагеррак. Наименьшая ширина проливов: 0,5; 3,7; 10,5; 60 и 110...

    Большая Советская энциклопедия

  • - общее название проливов Босфор, Дарданеллы и расположенного между ними Мраморного моря. Ч. п. - единственный путь сообщения между Чёрным и Средиземным морями...

    Большая Советская энциклопедия

  • - система проливов, соединяющая Балтийское и Северное моря, между п-овами Скандинавским и Ютландия. Включает прол. Бельт Малый, Бельт Большой, Эресунн, Каттегат и Скагеррак...
  • - см. Датские проливы...

    Большой энциклопедический словарь

"Черноморские проливы" в книгах

Поют черноморские волны ПОВЕСТЬ

Из книги Поют черноморские волны автора Крупаткин Борис Львович

Поют черноморские волны ПОВЕСТЬ Посвящается Константину Ивановичу Агаркову, бывшему старпому гвардейского крейсера «Красный Кавказ», гвардии капитану I ранга в

ЧЕРНОМОРСКИЕ СТЕПИ 67 .

Из книги Древняя Русь автора

ЧЕРНОМОРСКИЕ СТЕПИ67. В начале второго тысячелетия до н.э. медные инструменты и утварь появились на территории Украины и Дона. Бронзовые вещи последовали за ними; к середине этого тысячелетия медная и бронзовая культура укоренилась в черноморских степях. Она находилась в

ЧЕРНОМОРСКИЕ СТЕПИ 85 .

Из книги Древняя Русь автора Вернадский Георгий Владимирович

ЧЕРНОМОРСКИЕ СТЕПИ85. В киммерийский период население черноморских степей в основном использовало бронзовые инструменты и товары, хотя железные изделия были известны с 900 г. до н.э. Позднее скифы принесли с собой свою особую культуру, которая включала как бронзу, так и

Проливы

Из книги Мировая холодная война автора Уткин Анатолий Иванович

Проливы В ситуации растущей враждебности естественное стремление СССР как черноморской державы обеспечить свободу судоходства по черноморским проливам, открывающим для Советского Союза выход в Мировой океан, было использовано американцами в своих целях. Бирнс еще

Глава I Англо-русское соглашение 1907 г. и Черноморские проливы

автора Лунева Юлия Викторовна

Глава I Англо-русское соглашение 1907 г. и Черноморские проливы В начале XX в. произошли коренные изменения в международной обстановке. Россия потерпела поражение в войне с Японией, произошла Первая русская революция 1905–1907 гг. На мировой арене позиции России были серьезно

Глава IV Балканские войны 1912–1913 гг. и Черноморские проливы

Из книги Босфор и Дарданеллы. Тайные провокации накануне Первой мировой войны (1907–1914) автора Лунева Юлия Викторовна

Глава IV Балканские войны 1912–1913 гг. и Черноморские

Черноморские берега

Из книги Империя. От Екатерины II до Сталина автора Дейниченко Петр Геннадьевич

Черноморские берега Все то время, пока бушевало пугачевское восстание, Россия вела войну с Турцией. Началась она в 1768 году из-за вмешательства России в дела Польши. С самого начала своего правления Екатерина II стремилась утвердить на польском престоле Станислава

Проливы

Из книги Энциклопедический словарь (П) автора Брокгауз Ф. А.

Проливы Проливы – более или менее узкие части моря, между двумя материками, напр. Гибралтарский, Босфор, Керченский; материком и островом, напр. Зунд, Баб-эльМандебский, или между 2 островами, напр. Большой Бельт, Бонифачио (между Сардинией и Корсикой). Некоторые морские

Проливы

Из книги Универсальный энциклопедический справочник автора Исаева Е. Л.

Проливы Баб-эль-Мандебский (Индийский океан; 109 км)Басса (Индийский океан; 490 км)Берингов (Тихий океан; 96 км)Большой Бельт(Атлантический океан; 120 км)Босфор (Атлантический океан; 30 км)Вилькицкого(Северный Ледовитый океан; 104 км)Гибралтарский(Атлантический океан;

Черноморские проливы

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ЧЕ) автора БСЭ

Проливы

Из книги Справочник кроссвордиста автора Колосова Светлана

Проливы 5 Бельт (Большой)Бельт (Малый)6 БассовБосфорДрейкаЦугару (Сангарский)7 ДатскийОтрантоЭресунн

§ 1.3. «Черноморские»

Из книги Ледокольный флот России, 1860-е - 1918 гг. автора Андриенко Владимир Григорьевич

§ 1.3. «Черноморские» По пятилетней программе Морского министерства на Машино– и мостостроительном заводе в Гельсингфорсе с мая 1914 г. строились 4 одинаковых буксирно-ледокольных («ледорезных») парохода мощностью по 450 л.с.; 2 из них первоначально предназначались для

ЧЕРНОМОРСКИЕ ПРОЛИВЫ

Из книги Военно-морской шпионаж. История противостояния автора Хухтхаузен Питер

ЧЕРНОМОРСКИЕ ПРОЛИВЫ Одной из деликатных задач, стоявших перед агентурной разведкой ВМС, было отслеживание судоходства в Черноморских проливах. По мере того как советский ВМФ становился силой, действовавшей на морях и океанах планеты, его корабли, в силу географии,

15. Проливы

Из книги Броненосцы типа "Екатерина II" автора Арбузов Владимир Васильевич

15. Проливы Черноморские проливы Босфор и Дарданеллы во все времена являлись стратегически значимыми для России. Для юга огромной империи они были единственным выходом из Черного в Средиземное море, представлявшее собой в конце XIX века центр мировой цивилизации и

Глава 4.2. Черноморские мытарства

Из книги Глубоководные аппараты (вехи глубоководной тематики) автора Шанихин Евгений Николаевич

Глава 4.2. Черноморские мытарства Строительство опытного глубоководного аппарата “Поиск-6” началось в 1971 г. Ново-Адмиралтейским заводом по проекту 1906 и рабочей конструкторской документации, разработанной ЛПМ Б “Рубин”.Руководство строительством на заводе было