Мозгового штурма генерируется большое количество. Попеременный мозговой штурм

«Работа в команде очень важна. Она позволяет свалить вину на другого»
Из законов Мэрфи

…Говорят, что мозговой штурм придумали древние викинги. Когда во время плавания команда дракара попадала в трудную ситуацию, на палубе собирались все - начиная с капитана и заканчивая юнгой. Все они поочередно предлагали свой способ решения проблемы, причем начинал юнга, а заканчивал капитан. Именно такой порядок исключал влияние авторитета старших на высказывания младших. Принятие решений оставалось прерогативой вождя… Предлагаемая вниманию читателей статья - практическое пособие по проведению мозгового штурма. Не углубляясь в теорию метода, не заостряя внимание на методологических вопросах, не рассматривая подробно возможности специального обучения модератора и участников группы, мы сосредоточимся на типичных ошибках в организации мозгового штурма и правилах его проведения. Безусловно, для лучшего понимания этих правил полезно знать, для чего, собственно, предназначена процедура штурма. Мы предполагаем, что штурм может быть организован в офисе читателя, и для этого не придется приглашать специалистов из консалтингового агентства или специально обученного методолога. Тем не менее, во время процесса генерации идей абсолютно необходима деятельность ведущего, которого называют модератором (иногда - “фасилитатором”).

Интересно, что… В процессе правильно организованного мозгового штурма человек средних интеллектуальных способностей начинает высказывать почти в два раза больше интересных идей, чем в том случае, когда он думает над решением задачи один.
История

Есть история, которая достойна занять свое место в ряду баек о рождении великих идей - про ванну Архимеда, яблоко Ньютона, сон Менделеева и других.

Во время второй Мировой войны английский офицер А. Осборн как-то раз собрал на палубе весь экипаж и предложил каждому высказаться по поводу жизненно важной проблемы: как можно защитить корабль от немецких торпед? В ряду прочих матросами была выдвинута свежая гипотеза, что, если выстроиться всем у борта и дружно подуть на торпеду - может быть, она свернет в сторону. Смешно? Глупо?.. Но Осборн запатентовал изобретение, состоящее в том, что в борт корабля монтируется небольшой дополнительный винт, который гонит вдоль борта струю воды. Тем самым существенно снижается уязвимость судна - торпеда может изменить курс и скользнуть вдоль борта…

Психолог А. Осборн считается отцом классического мозгового штурма, brainstorming’а. В 1953 году вышла книга А. Осборна “Управляемое воображение”, в которой были раскрыты принципы и процедуры творческого мышления. Что же вызвало к жизни метод мозгового штурма и все его разновидности?

Прежде всего - желание преодолеть стереотипы мышления. Именно на решение этой задачи направлены все известные эвристические методики (метод контрольных вопросов, метод фокальных объектов, ТРИЗ и т.д.). В определенный момент становится ясно, что типовые решения не работают, необходимы новые пути, необходимо творчество. Но беда в том, что и осознанно творческая деятельность часто осуществляется по стереотипным, шаблонным схемам. В каждом творце сидит неумолимый внутренний критик - опыт, специальные знания, конформизм… Чем больше новая идея не совпадает с представлениями внутреннего критика - тем больше у нее шансов погибнуть в зародыше. Как правило, все шаблонные идеи лежат на поверхности сознания, они всегда под рукой, так как востребованы в повседневной жизни чаще всего. Известен опыт с “быстрыми аналогиями”: “Фрукт? - Яблоко! Поэт? - Пушкин!”. Как правило, в самом начале процесса генерации участники штурма активно выдают именно шаблонные идеи. Одна из частных задач мозгового штурма - как можно быстрее снять “пласт стереотипов”, дать людям возможность высказать их и забыть.

Второе “ноу-хау” мозгового штурма Осборна - разделение процессов генерации и анализа. Способность к творчеству у различных людей присутствует в различной степени - многим гораздо проще и природосообразней заниматься аналитикой, разбором, развитием, экспертизой идей.

Метод мозгового штурма представляет собой двухэтапную процедуру решения задачи: на первом этапе генерируются идеи, а на втором они анализируются, развиваются. Таким образом, “автор” и “критик” искусственно разводятся - эти функции реализуют разные группы участников и в разное время.

Интересно, что… Подход к решению проблем “в два приема” описан еще Тацитом, исследовавшим быт германцев: “На пиршествах они толкуют и о примирении враждующих между собой, и о заключении браков, о выдвижении вождей, полагая, что ни в какое другое время душа не бывает столь расположена к откровенности и -никогда так не воспламеняется для помыслов о великом… На следующий день возобновляется обсуждение тех же вопросов. И то, что они в два приема занимаются ими, покоится на разумном основании: они обсуждают их, когда неспособны к притворству, и принимают решения, когда ничто не препятствует их здравомыслию”. Этому свидетельству две тысячи лет!

Именно мозговой штурм - наиболее употребительный из всех эвристических методик способ решения проблем. Это не удивительно - для проведения штурма достаточно кабинета с круглым (или овальным) столом, группы сотрудников и пары часов рабочего времени. При этом сплошь и рядом при проведении штурма нарушаются основные “правила игры”, те самые правила, благодаря которым мозговой штурм отличается от производственного совещания…. Главная причина непонимания сути мозгового штурма - это, как ни парадоксально, кажущаяся простота термина. Что такое “синектика” - не каждый знает, а вот, что такое “мозговой штурм”, вроде бы, ясно из названия - это коллективное решение проблемы по принципу “одна голова - хорошо, а две - лучше”. При этом часто сам метод оказывается скомпрометированным в глазах участников, да и организаторов…
Как неправильно

Место действия: офис ООО “Сепулька LTD”, кабинет руководителя. Время действия: 16.00

Так, Лена, собери мне всех к 17-ти! Будет мозговой штурм, ага. Ничего не конкретизируй - сюрпрайз, так сказать! Просто передай - не придут, пусть пеняют на себя. Всех сотрудников из отдела сепуления. Всех - это значит всех, тут места хватит. Будем сидеть, пока не родим решение. Вот такой рабочий день, да…

Все собрались? Кого ждем? Ничего, докурят, придут и включатся - нам тут долго мариноваться… Итак, у нас сейчас будет мозговой штурм. Всем уже ясно, что ваш отдел сепуления работает из рук вон, так дальше нельзя, нужно предлагать новые идеи, нужно что-то менять. Сейчас все будут высказываться смело и открыто. Говорить можно абсолютно все, но по делу. Главное - дать идею, которая позволит улучшить наши сепульгарии и качество сепулек на выходе. Покуда не родим - никто домой не уходит. Начнем с Виктора Палыча, вы у нас самый главный по сепульгариям… Нет соображений? Мы подождем. Сколько надо, столько и подождем, нам ваше мнение крайне важно. Да потерпите вы, Зина, от вас у всех в ушах звенит уже… Что?.. Сережа, вы вообще долго думали, прежде чем сказать-то? Вот же послал Господь сотрудничков… Ага, дадим слово Павлику… Обоснуй, Паша, обоснуй сначала. Вы, Ольга Олеговна, не согласны? А вы вообще что-нибудь в этом понимаете? Не согласны - спорьте, только не деритесь, ха-ха… Теперь Викентий Иваныч, ваша очередь. Вы в сепульном бизнесе еще до кризиса начинали, кто ж нас спасет, если не вы… Это я запишу, это интересно. А вы все - учитесь, пока жив Иваныч!.. Кто считает, что это глупо? Если считаете так - где аргументы? Ну и молчите. Да хоть уходите совсем - от вас толку мало. Остальные - высказывайтесь, я потом скажу, чья идея лучше и как правильно…

Как правильно

«Выдавать глобальные идеи - это удовольствие; искать сволочные маленькие ошибки - вот настоящая работа!»
Фредерик Брукс-мл.

Подготовка и проведение классического мозгового штурма в офисе и силами сотрудников - возможно. Необходимо только следовать правилам:

Для проведения эффективного устного мозгового штурма рекомендуется формировать группу из 6–8 человек.

Если меньше - меньше и количество идей, кроме того, может не возникнуть “критической массы”.
Группа “штурмующих” - это самые разные люди, которые не являются узкими специалистами в исследуемом вопросе. Это должны быть люди разного пола, возраста, профессии, темперамента. Именно разнородный состав и различный опыт участников позволяют надеяться, что они предложат решения, сильно отличающиеся от привычных.
Между участниками и модератором не должно быть отношений субординации. Это понятно - не должно быть зажимов, связанных с реноме участников, с угрозой, реальной или мнимой, их авторитету в коллективе и у начальства.
Крайне желательно, чтобы участники обладали выраженной склонностью к производству идей, определенными творческими способностями. Присутствие именно “творцов” в группе генерации позволит сделать процесс более продуктивным.
Продолжительность штурма необходимо оговорить заранее и придерживаться регламента. Идеальная длительность для дискуссии от 20 до 40 минут. Участники должны знать, что время ограничено и им необходимо выдать как можно больше идей в сжатые сроки. Это активизирует их, заставит выложиться в отведенное время. Четкий “тайминг” - такое же обязательное условие для участников, как длина дистанции - для бегунов.
До и во время проведения МШ необходимо создать обстановку максимального психологического комфорта - предложить чай и кофе, даже включить негромкую, но не успокаивающую, а бодрую музыку. Это раскрепощает.
В процессе генерации идей необходимо поддерживать непринужденную и доброжелательную атмосферу общения. Идеи могут быть любые - неосуществимые, бредовые, безумные, шутливые. Обоснование идей не требуется Во-первых - на обоснование нет времени. Во-вторых - участники и не способны к грамотному обоснованию, они, по определению, не являются профессионалами.
Недопустима критика, анализ, развитие идей, высказанных участниками. Допустимо лишь комбинирование идей, помощь участников друг другу при формулировке высказываний, моральная поддержка. Критика и анализ - прерогатива группы экспертов!

В задачи модератора входит:

Разослать не позднее, чем за 2 дня всем участвующим оповещение о мозговом штурме и времени его проведении с кратким описанием вопроса обсуждения (проекта), целей, имеющихся препятствий для решения задачи и т.д.
На дискуссии следить за тем, чтобы она проистекала в соответствие с вышеописанными требованиями.
В случае “зависания” процесса, уметь дать новый импульс, направить мысли участников в ином направлении, предложить неожиданные ассоциации - например, с помощью метода контрольных вопросов (см. ниже).
Не давать оценок высказанным идеям и самим участникам, как личностям и специалистам.
Постараться максимально раскрыть творческий потенциал каждого из участников.
Фиксировать (записывать) все поступающие идеи, даже те, которые кажутся абсолютно бесполезными.

Метод контрольных вопросов и аналогии

Контрольные вопросы - это своего рода наводящие вопросы, которые позволяют модератору дать новое направление мыслям участников, проскочить период “зацикливания” на круге схожих между собой идей. Один из классических списков контрольных вопросов принадлежит английскому изобретателю Т. Эйлоарту. В свою очередь рекомендую воспользоваться приемами, которые неплохо себя зарекомендовали на практике. Вот некоторые из них с пояснениями:

Попробовать “национальные” решения
Как бы решил проблему английский лорд? Предложите изящное французское решение, расточительное американское. Что бы сказал по этому поводу горячий испанский мачо? Как бы решили вопрос трудолюбивые китайцы?..
Метод эмпатии
Эмпатия - вживание, представление себя на месте другого. В нашем случае - мы должны сказать себе: “Я и есть объект, о котором идет речь”. Например, если мы придумываем новую упаковку для кефира, мы говорим: “Я и есть кефир. Я стою на полке в магазине. Я холодный, белый, вкусный. Как я выгляжу? Что мне сделать, чтобы эта симпатичная девушка обратила на меня внимание? Что будет, если я вдруг свалюсь с полки?” и т.д.
Прямая аналогия
Рассматриваемый объект, часть нашей проблемы, сравнивается с аналогичным объектом в природе, технике и т.д. Например, для решения вопроса повышения прочности автопокрышек можно рассмотреть копыта лошади, подушечки на лапах кошки и т.п.
Символическая аналогия
Суть проблемы или ее возможные решения предлагается сформулировать в виде метафор, например, для бутылки прохладительного напитка - “удобная прохлада”, “прозрачный призрак”, “пенный овал”…
Фантастическая аналогия
Предложим участникам сформулировать главное неустранимое препятствие, которое мешает решению задачи, а затем - на время “отменим” его! Допустим на какое-то время существование в природе материала с немыслимыми свойствами, отсутствие силы трения, гравитации или наличие волшебных эльфов (вспомним “демонов Максвелла!”)

Продумайте все аспекты проблемы. Наиболее важные из них часто бывают так сложны, что для их выявления требуется работа воображения.
Отберите подпроблемы для “атаки”. Обратитесь к списку всевозможных аспектов проблемы, тщательно проанализируйте их, выделите несколько целей.
Обдумайте, какие данные могут пригодиться. Мы сформулировали проблему, теперь нужна вполне определенная информация. Но вначале отдадим себя во власть творчества, чтобы придумать всевозможные виды данных, которые могут помочь лучше всего.
Отберите самые предпочтительные источники информации. Ответив на вопрос о видах необходимой информации, перейдем к принятию решения о том, какие из источников следует изучить в первую очередь.
Придумайте всевозможные идеи - “ключи” к проблеме. Эта часть процесса мышления, безусловно, требует свободы воображения, не сопровождаемой и не прерываемой критическим мышлением.
Отберите идеи, которые вероятнее всего ведут к решению. Этот процесс связан в основном с логическим мышлением. Акцент здесь делается на сравнительном анализе.
Придумайте всевозможные пути для проверки. Здесь мы опять нуждаемся в творческом мышлении. Часто удается обнаружить совершенно новые способы проверки.
Отберите наиболее основательные способы проверки. Принимая решение о том, как лучше проверять, будем строги и последовательны. Отберем те способы, которые кажутся наиболее убедительными.
Представьте себе все возможные области применения. Даже если наше окончательное решение подтверждено экспериментально, мы должны иметь представление о том, что может произойти в результате его использования в различных областях. Например, каждая военная стратегия окончательно формируется на основании представления о том, что может сделать неприятель.
Дайте окончательный ответ.

Задачи экспертов

Без последующей экспертизы идей сама процедура мозгового штурма не может считаться продуктивной. Сухой остаток первого этапа - список идей, зафиксированных модератором в краткой форме, часто с сокращениями, торопливо, иногда с элементами субъективной редактуры. Использование техники для фиксации представляется часто проблематичным - оператор с видеокамерой, как включенный наблюдатель, безусловно, разрушает атмосферу, влияет на результат (особенно “зажимаются” в присутствии камеры новички). Аудиозапись грешит наложением голосов друг на друга, что приводит иногда к полной невозможности расслышать некоторые высказывания.

Итак, со списком идей должна работать группа экспертов. Их задача:

Сгруппировать сходные идеи, постараться сформулировать общий принцип, который лежит в основе группы идей.
Классификация принципов.
Оценка перспективности каждого принципа с точки зрения практического воплощения при наличии известных экспертам ограничений.
Развитие перспективных принципов, наполнение их конкретным содержанием.
Формулировка способов решения задачи на профессиональном языке.

Разработка инновационной стратегии компании и реализация локальных инновационных проектов связаны с регулярными управленческими исследованиями и проблемами, возникающими практически на каждом этапе данных процессов. Принятие решений с позиции проблемно-ориентированного мышления требует от менеджмента привлечения специальных форм коллективной работы. Мозговой штурм (МШ) является одним из действенных средств креативной групповой деятельности, как нельзя кстати подходящим к инновации.

Возникновение и становление метода

Как и любая популярная методика, практика мозговой атаки или мозгового штурма обросла целым рядом легенд и мифов. Одна из подобных историй гласит, что еще во времена древних нормандских викингов существовала традиция собираться всей командой в центре ладьи с целью быстрого поиска выхода из критической ситуации и по кругу выражать свои идеи. Каждый из воинов, начиная с самых младших и заканчивая вождем, по очереди выкрикивал видение решения, а кормчий подводил итог и делал выбор. Представляется, что подобный «велосипед изобретался» в каждом поколении и в каждой нации, потому что правила его укладываются в логику обыкновенного здравого смысла в управлении людьми.

С развитием менеджмента как научной методологии многие управленческие средства стали закрепляться за авторами в видоизмененных интерпретациях. Особенно это ярко проявилось в американском научном творчестве прошлого столетия. Метод мозгового штурма – яркое метафоричное название инструмента коллективной активации креативного мышления, которое журналист, писатель и менеджер Алекс Осборн ввел в деловую культуру Запада в 40-50-х годах. Название техники «мозговой штурм» (Brainstorming), стало популярно сначала в Америке, затем в Европе. К слову сказать, данный метод коллективной генерации идей широко применялся в НИИ, КБ СССР, но его чаще называли методом мозговой атаки.

Правила мозгового штурма в советские годы несколько отличались от современных. Однако и темп жизни в научных учреждениях, особенно в период застоя, был ниже. Волею судеб в 80-х годах я присутствовал на одном из таких мероприятий, проводимого в КБ отраслевого института в сфере машиностроения. Два конкурирующих отдела работали над родственными проектными задачами. В одном из ключевых проектов возникла техническая проблема, с которой никак не могла справиться группа разработчиков. На техническом Совете КБ было предложено провести сборный семинар на тему «Повышение скорости разработки узла L с одновременным повышением качества выходных параметров агрегата М». Формой семинара была избрана мозговая атака.

Надо признать, что лучшие руководители советской формации прекрасно разбирались в тонкостях управленческой психологии и даже иногда педагогики. И именно социально-психологические закономерности деловых коммуникаций играли (и по сей день играют) ключевую роль для повышения креативности на совещаниях. Проводить мозговой штурм в тот момент был назначен ГИП по проблемной теме. Цели и задачам мероприятия он уделил первоочередное внимание. После их успешной формулировки с начальником отдела кадров был тщательно обсужден и подобран состав участников семинара.

Методика мероприятия предполагала формирование двух групп: генерации идей и их отбора. В первую вошли опытные и молодые конструктора, технологи из обоих отделов (численность – 10 участников), во вторую приказом были назначены три члена научно-технического совета и два заместителя руководителя института. В назначенное время на семинар были приглашены участники группы генерации. Прозвучал доклад одного из ведущих конструкторов по ходу ОКР и возникшим затруднениям. Затем слово взял ГИП. Очень доступно и спокойно он изложил, что сейчас коллегам предстоит высказать свои мысли о том, какое решение ускорит проектирование без потери качества изделия. Было наложено табу на любого рода критику.

На следующем этапе началась дискуссия без критических замечаний, которая продолжалась один час. Выступали вразнобой, все высказываемые идеи протоколировались секретарем. Назначили пятиминутный перекур, во время которого обсуждение обрело более острый характер, возросла активность неформальных лидеров коллектива, возник спор. Постепенно дискуссия перешла в комнату проектировщиков. ГИП мягко, но твердо направил выступающих, напомнив ключевую проблему, цель и задачи семинара. Так прошло еще 30 минут мозгового штурма. Всего было сгенерировано около 40 предложений, они анонимным списком легли на стол ведущему. ГИП подвел итог семинара и поблагодарил присутствующих за участие.

Через день собралась группа оценки идей. Мозговой штурм был продолжен на новой фазе, значительно спокойнее, чем предыдущий этап. Члены группы пришли уже подготовленными с пометками на полях заблаговременно предоставленных им списков. Один из заместителей директора сделал предложение по критериям отбора идей, и полемика сначала развернулась вокруг этого вопроса. Когда же он был улажен, дискуссия и голосование прошло быстро и продуктивно. Что обратило на себя внимание в тот момент? Было ощущение, что процедура затянута и слишком медленная, но результат оказался весьма добротным, а решение эффективным.

Принципы и правила мозговой атаки

За прошедшие десятилетия в России изменился не только строй, но и управленческая культура. Скорости деловых событий резко возросли, производительность труда в национальных масштабах снизилась, деловая культура стала куда как более пестрой. Технологии коммуникаций получили значительное развитие, но и качество контактов ухудшилось. Ответственность решающих задачи лиц стала в принципе ниже, креативность сместилась в область личных интересов в ущерб интересам дела. Поэтому-то есть ощущение, что качество вырабатываемых решений в 70-80-е годы было выше не только у нас в стране, но и на Западе. Однако есть одно интересное «НО»: изощренность и результативность такого метода, как мозговая атака, стала почти безупречной!

Причина кроется в общем усложнении ведения бизнеса, увеличении числа факторов риска, в глобализации деятельности и открытости экономики. Настоящий тренд объективен и неотвратим, особенно в условиях инновационного вызова и многократного обострения конкуренции на международных рынках. Мозговой штурм распространен в менеджменте, но его потенциал еще далеко не исчерпан в экономике инновационного типа, поскольку проблемных зон становится только больше. Прогнозирование и постановка инновационной задачи, оценка, ранжирование и управление рисками, НИР и ОКР, функциональные переходы к коммерциализации и процессуальные циклы – все это только увеличивает число применения метода.

Под дискуссией для целей рассматриваемой темы мы договоримся понимать публичное обсуждение проблемы, связанной с инновацией, которое допускает или запрещает спор между участниками, основанный на аргументации высказываемого тезиса-суждения. Правилами мозговых штурмов допускается дискуссионная форма, в которой спор сведен на нет, поскольку в споре очень сложно при оппонировании не впасть в критику, являющуюся для данной методики недопустимой. Критика является ключевым ступором креатива в коллективной творческой деятельности.

Цель мозгового штурма – получить нетривиальный результат решения проблемы за счет разделения этапов генерирования и отбора идей. Задачей первого этапа является получение максимального числа предложений без их фильтрации и критического анализа на предмет «дикости», абсурдности, неадекватности, невыполнимости и т.п. Результатом этапа отбора являются идеи, получившие формулировки, готовые для перехода к фазе планирования. Принципы организации и проведения мозговой атаки состоят в следующем.

  1. Смена привычной обстановки, выездной характер мероприятия для целей результативности.
  2. Принцип особого энергетического (психоэмоционального) настроя ведущего и участников.
  3. Поиск интерактивного эффекта «перекрестного опыления», когда предыдущие выступления побуждают на новое выражение позиции.
  4. Поиск идей, а не строительство планов.
  5. Принцип приоритета количества перед качеством идей.
  6. Принцип отказа от субъективной оценки на этапе генерирования идей.
  7. Принцип пресечения полемики со стороны оппонентов любого типа.
  8. Принцип фокусировки на проблеме и теме обсуждения.
  9. Принцип равноудаленности ведущего от участников в обеих группах.

Правила проведения мозгового штурма на этапе генерирования идей состоят в следующем:

  • наложение табу на критику предложений в любой форме (вербальной и невербальной);
  • создание внутренних состояний и особой атмосферы с небольшим позитивным настроем;
  • правило расположения участников по кругу с общим визуальным контактом;
  • ведущий и помощник держатся вместе возле доски или флипчарта;
  • ограждение мероприятия от организационных сбоев, обеспечение его плавности;
  • поощрение высказываемым суждениям и идеям, особенно носящим характер инсайта, фантазии и креатива, выражаемым в краткой форме;
  • проведение этапа с поддержкой свободы ассоциаций и творческого настроя;
  • ограничение временного регламента 1 астрономическим часом;
  • правило завершения штурма на позитивном настрое и на подъеме;
  • объявление перерыва в случае снижения активности участников.

Алгоритм применения метода

На правилах, описанных в предыдущем разделе, базируется стадия генерирования идей. Но перед этим этапом существует еще масса задач, которые обязан выполнить постановщик задачи и назначенный ответственным за совещание ведущий. Основные этапы мозгового штурма предваряет большая подготовительная работа так называемого нулевого этапа , его последовательность состоит из действий:

  • формулирование ключевой проблемы, которую призван решить мозговой штурм;
  • определение целей совещания генерирующей группы;
  • отбор и выбор кандидата на роль ведущего совещания;
  • постановка и принятие задачи мозговой атаки;
  • коррекция задачи в ходе ее проработки на этапе отбора идей;
  • подбор участников в группу генерирования идей;
  • подбор аналитиков в группу оценки и формализации идей;
  • подбор участников в группу генерирования контридей (для отдельных модификаций метода);
  • подготовка помещения, техники, доски, принадлежностей;
  • назначение секретаря совещания и распределение ролей между участниками;
  • подготовка сценария мероприятия (в некоторых случаях);
  • психологический настрой ведущего на совещание.

Первый этап – генерирование идей. Место и время проведения основного совещания имеет значение, поскольку требуется создание особой атмосферы мероприятия и специального настроя участников на работу с тем, чтобы их ничего не отвлекало от погружения в творческий процесс. Метод мозгового штурма чаще всего подробно описывает именно этап генерирования, что не совсем полно отражает суть техники. Данный этап значительно проще провести в территориально обособленном месте, например, в отдельно снятом конференц-зале в отдалении от офиса компании. Порядок его выполнения в полноценном варианте состоит из следующих шагов.

  1. Представление участников (если в этом есть необходимость). Ведущий обрисовывает проблему, цель, задачи мероприятия. Иногда по проблеме с коротким докладом выступает один из участников мероприятия для лучшей ориентации присутствующих.
  2. «Разогревающее» мероприятие, повышающее психоэмоциональную активность участников (микротренинг, техника психоэвристического стимулирования). Выполняет привлеченный HR или специализированный тренер.
  3. Круговое генерирование идей с кратким протоколированием на доске или флипчарте.

При проведении мозговой атаки естественным образом проходит смена нескольких стадий: «разогрев», моменты исчерпания креативности, всплески, угасание творческого потенциала, завершающая стадия генерирования. Мозговому штурму на данном этапе в обязательном порядке следует придавать плавность хода, «рваный режим» совещания допускать нельзя. Многие неопытные ведущие спешат, искусственно ускоряют темп мероприятия, это ошибка. Лучшие результаты достигаются при размеренном ходе событий и спокойном обсуждении идей.

Второй этап мероприятия выполняется другой группой экспертов-аналитиков и следует задаче анализа отбора ценных идей из списка, наработанного группой генерирования. Основные стадии данного этапа представлены на схеме ниже.

Стадии этапа экспертизы наработанных идей входе мозгового штурма

Классификация видов мозгового штурма

Рассматриваемая нами методика со временем постепенно развивается и претерпевает модификации, и в настоящее время число разновидностей метода достаточно велико. Связано это с попытками нивелировать присутствующие в нем недостатки и усилить достоинства. Главным его достоинством является доступность и высокая вовлекающая сила, которая проявляется в большинстве случаев грамотного подхода к технике. Основные плюсы и минусы метода вынесены в отдельную таблицу, представленную далее.

(нажмите для увеличения)

Какие можно выделить виды мозгового штурма? Наиболее широкое распространение имеет традиционный или классический метод. Его отличительными чертами являются быстрый сбор, короткая длительность, объединение в одну сессию этапов генерирования и отбора идей. В последние годы развитие также получили следующие разновидности мозгового штурма.

  1. Обратный МШ. В наибольшей степени подходит к инновационной деятельности в области продуктовых инноваций и разработки новых видов изделий. В нем применяется техника анализа дефектов, в которой сначала выявляется максимально полный перечень недостатков производимой продукции и заложенных в нее технических и маркетинговых идей. Также выявляются те потенциальные проблемы с продуктом, которые идеологически уже заложены в нем. Все это служит серьезным базисом креатива генерации прорывных инновационных решений.
  2. Теневой МШ. Генераторы идей разделяются на две подгруппы вместо одной. Первая из них действует в условиях прямой (классической) мозговой атаки. Вторая подгруппа явно или скрытно наблюдает за ходом совещания активной подгруппы, и каждый «теневой» участник молча записывает свои идей, возникающие под воздействием наблюдаемого обсуждения.
  3. Комбинированная мозговая атака. Данный метод мозгового штурма предполагает комбинацию или повторение классической мозговой атаки или двух предыдущих методов. Например, мероприятие может выполняться в виде двойного прямого мозгового штурма или обратно-прямой мозговой атаки. В первом случае совещание повторяется после значительного перерыва (2-3 дня), что значительно активирует креативность участников-генераторов. Во втором случае обратный механизм запускает выявление всех недостатков и проблем, в прямой МШ гораздо легче решает их через найденные идеи-антиподы.
  4. Индивидуальный МШ в отличие от коллективного мероприятия предполагает самооценку выдвигаемых идей. Однако оценочные мероприятия проводятся спустя время – через неделю и более.
  5. Другие методы, дополняющие разнообразие средств мозговой атаки. К ним относятся: челночный МШ, брейнрайтинг, метод мозгового штурма на доске, мозговая атака в стиле «Solo», визуальный МШ и мозговая атака в японском стиле. Этим списком полный перечень модификаций метода не исчерпывается.

По существу рассмотренный в настоящей статье метод является универсальным средством нахождения критических мест и поиска решений для управленческих исследований в инновационных проектах, в прогностике, в идентификации и факторном анализе рисков. Кроме того, он является одним из самых полезных инструментов проектной практики в целом, когда PM нуждается в быстрой и продуктивной мобилизации команды на оригинальный выход в ситуации. При освоении метода рекомендую начинать его применение с классической (прямой) формы. По мере достижения успеха в базовой модификации можно смелее прибегать к использованию развитых методов, что, безусловно, принесет новые более значимые эффекты.

Иногда в жизни любого человека случаются такие моменты, когда для того чтобы ответить на вопрос, необходимо применение мозгового штурма. Он может быть как коллективным, так и одиночным, здесь все зависит от ваших возможностей и ситуации.

Что такое мозговой штурм?

Для начала давайте разберемся, что же это такое. Мозговой штурм - это разновидность активного мышления, к примеру, обдумывание удивившей нас мысли, попытка сделать выводы, написание статьи и многое другое. Вы должны понимать, что большую часть своей жизни практически все люди мыслят пассивно. Мини-моделью мозгового штурма можно считать решение какой-либо геометрической задачки. Этот способ мышления был предложен американцем Осборном Алексом еще в 40-е годы прошлого столетия. Основной его идеей является отделение генерации идеи от критики.

Для чего он нужен?

Если вам надоела неопределенность, бессмыслица и внутренняя пустота, значит, пришло время изменить себя, а поможет вам в этом мозговой штурм. Это значит, что ваши мысли должны обновиться: отключите телефон, телевизор, компьютер, уединитесь на несколько часов и приготовьте чистую тетрадку с ручкой. После этого задайтесь вопросом, например, "в чем смысл вашей жизни?" Постоянно думайте, что самое главное жизни? В чем ее смысл? Каково ваше предназначение и на чем нужно сосредоточить максимум своих усилий? В этом списке может быть еще очень много вопросов, вы сами можете решить, какие будут тут находиться, а какие нет.

Организация мозгового штурма

Если вы поставили перед собой какую-либо задачу, но не можете решить ее, то вам поможет этот метод. Это значит, что вы не должны ограничивать свое пространство и время, а должны попытаться мыслить не как всегда. Самый доступный - это индивидуальный способ его проведения, с помощью которого вы сэкономите не только свое время, но также и время других людей. Однако более эффективным считается В нем обычно участвуют от 5 до 10 человек.

Но с чего следует начинать, если вы не знаете, что такое мозговой штурм? Он состоит из трех главных составляющих, а именно:

  • Вопросы организации и постановка проблемы.

Необходимо собрать людей (для группового мозгового штурма) и определиться с тем, какая задача стоит перед вами. Также нужно выбрать модератора, который будет записывать все возникающие идеи и следить за процессом решения проблемы. Хорошо, если это будет энергичный и активный человек.

  • Собственно мозговой штурм.

Это непосредственно предложения различных методов решения поставленной задачи, количество которых не ограничивается.

Для начала нужно удалить все повторяющиеся и не относящиеся в данной теме варианты. Самые подходящие идеи подвергаются доработке.

Вы должны понять, что мозговой штурм - это очень эффективный способ решения самых сложных задач. К процессу нахождения ответа на вопрос нужно относиться с такой ответственностью, как будто от того, найдете вы его или нет, зависит ваша жизнь. Записывать нужно абсолютно все идеи, мысли, слова и понятия, которые появляются у вас в голове, чтобы потом было из чего выбирать.

Сегодня одним из наиболее эффективных способов экспертного оценивания является метод мозгового штурма (ММШ). Сфера его применения определяется следующими случаями:

  • когда объект исследования не подлежит строгому математическому описанию и формализации;
  • когда характеристика изучаемого объекта недостаточно обоснована, поскольку не имеет обстоятельной статистики;
  • если функционирование объекта многовариантно и зависит от множества факторов;
  • при прогнозировании сложных экономических явлений, динамично изменяющихся и эволюционирующих;
  • если обстановка исключает другие способы прогнозирования.

Под эти условия подпадает широкий спектр социальных и экономических процессов. Аналогичную сферу применения имеют и другие методы экспертных оценок. Мозговой штурм нецелесообразно применять, когда его объект прогнозируем и хорошо изучен.

История создания метода мозгового штурма

Данный метод изобретен в середине прошлого века основателем информационного агентства BBD&O, известным копирайтером Алексом Осборном. Расскажем об этом подробней. Ведь его детище - ММШ - востребовано руководителями для принятия особенных, принципиальных и креативных решений, требующих включения фактора «коллективного разума». В этом случае ведущим обсуждения чаще всего является сам руководитель. Такая роль требует сочетания в его личности определенных качеств: доброжелательного отношения к любым идеям, высокой творческой активности.

Как впервые был применен метод мозгового штурма?

Пример этот стал уже классическим. Не всю жизнь мистер Осборн был копирайтером и бизнесменом. В годы Второй мировой войны он служил капитаном торгового судна, курсировавшим между благополучной Америкой и воюющей Европой. Безоружные судна нередко бывали торпедированы и пущены на дно пребывающими на боевых рейдах немецкими военными кораблями.

Любитель истории Алекс Осборн вспомнил древнюю практику разрешения критических ситуаций моряками-викингами, когда ему передали радиограмму о возможной атаке вражеской подводной лодки. Когда-то вся команда созывалась на палубе дракара капитаном, а затем по старшинству, начиная с юнги и заканчивая капитаном, высказывали свой путь разрешения кризисной ситуации.

Капитан американского судна решил реанимировать древний метод управленческих решений - мозговой штурм (так он назвал его), и созвал команду на палубе. Среди высказанных абсурдных решений оказалось одно, которое попало в стадию дальнейшего переосмысления: чтобы вся команда выстроилась вдоль борта, к которому торпеда движется, и подула на нее, что приведет к отклонению смертоносного заряда.

Тогда немецкая подлодка проплыла мимо, но капитан Осборн запатентовал изобретение. К борту корабля приделывался винт, создающий в нужное время мощную струю, благодаря которой торпеда изменяла угол атаки и соскальзывала вдоль борта.

Методологическая основа мозгового штурма

Говоря шире, теоретической основой ММШ послужил знаменитый эвристический диалог Сократа. Древний философ считал, что с помощью искусных вопросов можно побудить любого человека к пробуждению его потенциальных способностей. Сократ усматривал в беседе важнейший инструмент прояснения истины. Алексу Осборну же удалось с помощью формальных правил смоделировать обстановку, способствующую пробуждению творчества в коллективе людей.

ММШ послужил теоретическим толчком для создания метода синектики, мотивирующего интеллектуальную деятельность в разных коллективах и сообществах.

Как правильно организовать мозговой штурм?

В чем скрыт потенциал ММШ? Дело в том, что он запускает механизм коллективного разума при разрешении актуальных проблем. При этом оговоримся, что существуют ситуации, исключающие его применение. В частности метод мозгового штурма неэффективен при нахождении выхода из таких проблем, которые:

  • имеют лишь одно решение;
  • обладают абстрактным и обобщенным характером;
  • если проблема сформулирована с излишней сложностью (в этом случае следует расчленить ее на подпроблемы и разрешать по частям).

В настоящее время ММШ настолько мощно вошел в практику корпоративной деятельности, как ведущий метод выбора оптимальных путей решения многовариантных задач, что приобрели актуальность его разновидности. Перечислим некоторые из них:

  • брейн-ринг;
  • мозговая атака с использованием доски;
  • "японский" мозговой штурм;
  • метод Дельфи.

В дальнейшем повествовании мы охарактеризуем эти частные способы ММШ. Однако вначале, для более полного их понимания, логично представить классический метод мозгового штурма с точки зрения методики его проведения.

Подготовительный этап ММШ

Его качественное осуществление требует соблюдения некоторых организационных моментов, в частности, соблюдения этапности.

Метод мозгового штурма предполагает четкую формулировку самой проблемы, выбор ведущего, а также определение участников двух групп: для генерации вариантов решения и для их последующей экспертной оценки.

Начиная уже с этапа организации, следует избежать ошибок, снижающих эффективность метода. Нечеткая, неясная постановка цели и задачи изначально приводит к нулевой эффективности. Если же выставленная на обсуждение задача имеет неоднозначную структуру (фактически состоящую из нескольких задач) то велика вероятность, что обсуждающие запутаются в приоритетности и порядке разрешения проблемы.

Состав групп

Оптимальное число участников в группах - 7 человек. Допустимым же количественным составом групп считается 6-12 человек. Формировать команды более мелкие не рекомендуется, поскольку так трудней достичь творческой атмосферы.

В группу желательно брать людей различных квалификаций, профессий. В качестве приглашенных лиц (не участников) принимаются специалисты. Для более динамичной работы приветствуются группы смешанные (и мужчины, и женщины). Рекомендуется также сбалансировать количество лиц с активной и созерцательной жизненной позицией. Отрицательный эффект несет в себе присутствие на обсуждении проблемы скептически относящегося к возможностям ее разрешения руководителя.

За несколько дней перед вторым этапом ММШ - обсуждением - лицам, отобранным в группы, доводят дату мероприятия и формулировку проблемы. Для этого ведущий раздает участникам компактные (до 1 страницы) печатные материалы с четко поставленной целью - разрешением проблемы, ее кратким описанием.

Полезным для обсуждающих будет узнать траекторию развития проблемы, ее нужно отобразить схемой. Также принципиально показать точки соприкосновения людей с проблемой: когда, при каких обстоятельствах эта проблема реально мешает реализации интересов общества.

Стандартные временные рамки мозговой атаки

Использование метода мозгового штурма будет эффективным при его надлежащей организации. Наиболее эффективно проводить ММШ утром c 10:00 до 12:00 либо после обеда - с 14:00 до 17:00. Непосредственно местом его осуществления целесообразно выбрать изолированную от шума отдельную комнату либо аудиторию. Ее желательно оснастить плакатом с правилами ММШ, доской для оперативного отображения идей.

Для максимальной концентрации участников на проблеме их столы должны быть расположены так, чтобы окружать стол руководителя, т. е. размещаться вокруг него по квадрату или эллипсу.

Решение проблемы методом мозгового штурма должно записываться либо на видео, либо на магнитофон, чтобы не упустить высказанных идей. Умеренный юмор на мероприятии приветствуется. Применение метода мозгового штурма актуально на протяжении сорока-шестидесяти минут. Если же обсуждается несложная подпроблема, то оказывается достаточно и четверти часа.

Этап непосредственной генерации идей

Фаза непосредственного генерирования идей характеризуется напряженной интеллектуальной работой присутствующих. К ее наступлению мозги участников мозговой атаки должны быть максимально настроены на творческую работу. Помочь правильно это сделать должна квалификация ведущего. В качестве зачина обычно следует краткое и плавное вступление, выражающее убеждение ведущего, что он собрал людей творческих и креативных, его доброжелательность и заряженность на успех мероприятия. Далее ведущий проводит непродолжительную интеллектуальную разминку присутствующих при помощи нескучных вопросов. Провоцируя активность участников, он может спросить, например, о лицейском прозвище Александра Сергеевича Пушкина (кстати, знаете ли вы, что будущего классика однокурсники называли Егозой?).

Мозговая атака - это не совещание, где на задних рядах дремлют “прозаседавшиеся”. Этап реализации ММШ имеет целью формулировки максимума вариантов разрешения проблемы. Учитываются как идеи, обозначающие новые направления решения, так и идеи, развивающие варианты, уже сформулированные. При этом запрещается критиковать любой, даже самый фантастический вариант.

Поскольку предложенные способы могут быть не только самыми разными, но и самыми фантастическими, ведущий сам поддерживает веселую, творческую атмосферу, сам выдвигает в том числе и невероятные способы преодоления задачи.

Решение проблемы методом мозгового штурма считается эффективным, если в течение получаса зафиксировано свыше полутора сотен вариантов. Четко вырисовывается приоритет количества высказанных идей над их качеством. Все они оперативно фиксируются специально назначенными людьми маркерами на больших листах бумаги (А3 или А2).

Этап фиксации идей

Существует два способа их записи. При первом из них участники обсуждения высказывают свои идеи по очереди. В этом случае для отображения достаточно одного человека, которым может быть даже ведущий. Второй способ высказывания идей более динамичный. При нем любой обсуждающий может свободно высказывать свои идеи в любое время. Фиксировать идеи при этом единственному секретарю не по силам, поэтому для выполнения этой функции назначаю 2-3 человека. Плюсом второго способа является генерация большего количества идей. Минусом - то, что мыслительный процесс является многоканальным, поэтому нет возможности выстраивать мысль направленно. С вариантами решения ознакамливается в частном порядке группа рецензирования, но без предварительной оценки. Просто принимает к сведению.

К этапу экспертной оценки высказанных вариантов решения проблемы рекомендуют приступать только через определенный промежуток времени. Для осмысления предложенных участниками обсуждения способов необходимо взять паузу как минимум на неделю. Это время небезрезультатно! Ведь участники конкурса подсознательно будут анализировать и доосмысливать понравившиеся варианты. Это время так называемой творческой инкубации. Ведь метод мозгового штурма применяется для выбора наиболее удачной и креативной идеи, а для этого фаза творческой инкубации важна. Не рекомендуем пренебрегать ею.

Экспертная оценка

При наступлении этапа оценивания предложения вначале группируются по темам (по направлениям разрешения проблемы). Таким образом, вначале выделяются самые удачные способы разрешения по разным направлениям вариантов. По каждому из них выделяются актуальные факторы.

Затем алгоритм обсуждения вариантов решения проблемы предполагает использование метода Парето. Принцип, открытый и исследованный этим социологом, гласит: «20% усилий дают 80% результата».

Метод мозгового штурма задачи на стадии анализа способов решения задач, выявленных факторов разрешения проблем служит для выстраивания таблицы Парето, где по каждому фактору обозначаются количество его повторений, а также % к их общему количеству.

Затем выстраивается диаграмма столбикового типа, отображающая по вертикальной оси количество появлений фактора, распределяя их в порядке убывания значимости фактора - по горизонтальной. На конечной стадии производится анализ диаграммы Парето.

Кривая, соединяющая верхние точки диаграммы разных факторов, называется кривой Парето.

Широко используемые методы экспертных оценок мозгового штурма в своей основе содержат именно эту методику. Ее достоинством служит универсальность. ММШ считается востребованным и для решения задач управленческого характера. Конструктивной чертой мозгового штурма является развитие идей, первоначально высказанных одними участниками, со стороны других.

Практика пользования ММШ

Современные менеджеры нередко вынуждены принимать решения, требующие учета восприятия ценностей персонала, опирающиеся на их опыт, индивидуальные запросы. Метод мозгового штурма в принятии управленческого решения в этом отношении - инструмент идеальный. Ведь власть руководителя основывается на двух началах: организационном и личном. А мозговой штурм усиливает организационную сторону, позволяя эффективно мотивировать и организовывать людей для выполнения коллегиально принятых решений.

Очевидно, что ММШ не может быть достаточно эффективным, если люди, его практикующие, не обладают специальными и методическими знаниями. Но при этом уровень подготовки участников должен быть разным. Наиболее высокие требования предъявляются к интеллектуальным способностям ведущего, а также к его статусу в коллективе. На эту роль предпочтительно выбрать человека, реально пользующегося авторитетом: производственным (как глубокого специалиста), информационным (к нему коллеги обращаются за консультациями).

Зачастую метод мозгового штурма в принятии УР применяется руководителем в патовой ситуации:

  • когда недостаточно индивидуальных знаний и опыта;
  • если требуется шагнуть за рамки шаблонного мышления специалистов, выполняющих стандартные действия на своем участке, которые применительно к исследуемой проблеме оказываются неэффективными.

В этом случае многие разводят руками, говорят: «Выше головы не прыгнешь!». Правы ли они? Не всегда! В наше постиндустриальное время зачастую оказываются малоэффективными обычно применяемые в работе единоначальные методы принятия решений. Мозговой штурм же, наоборот, становится все более актуальным.

Мозговой штурм изучают в вузах

Возможно поэтому его сегодня изучают даже в вузах для разрешения профильных учебных задач, в приобщении к научно-исследовательской работе. Для обучения ММШ студентов существуют специальные образовательные методики, тренирующие:

  • оригинальность мышления (способность к уникальным решениям задач и оригинальным ассоциациям);
  • гибкость семантическую (умение определить в выборке нужный объект и определить для него неожиданное использование);
  • гибкость образную адаптивную (способность усматривать в стимуле новые продуктивные направления);
  • гибкость спонтанную семантическую (умение продуцировать максимум идей в сжатое время).

Виды мозгового штурма

Мозговой штурм как метод обучения предполагает овладение студентами его различными подвидами.

  • Брейн-ринг характеризуется письменной формулировкой обсуждающими вариантов решения проблемы. Участники записывают свои идеи и обмениваются листками. Таким образом, идеи, выдвинутые одним человеком, находят свое развитие с помощью фантазии и интеллекта других людей. Однажды фармацевты, проводя это мероприятие, посвященное созданию уникального продукта в свое время, совместив две записки, разработали уникальный продукт: шампунь-кондиционер в одном флаконе. Продуктивно сработал этот вид метод мозгового штурма. Пример этот является общеизвестным фактом и часто упоминается.

  • Для осуществления второго способа полезна учебная доска. К ней обсуждающие прикрепляют клеящиеся листочки с записанными на них вариантами ответов. Результаты их интеллектуального штурма наглядны, они легко комбинируются и сортируются.
  • Японская методика мозговой атаки, разработанная Кобояши и Кавакита, называется также рисовым градом. С ее помощью участвующие в мозговом штурме приходят к единому результату. Каждый участник по-своему определяет один определенный факт, по его мнению, исчерпывающе характеризующий проблему. Из этих карточек участники складывают набор, дающий полную характеристику проблеме. Затем начинается второй этап мозговой атаки по-японски: участникам выдаются чистые карточки, на которых каждый, по одному на каждой карточке, пишет свой вариант решения проблемы. Потом карточки группируются в разрезе подобия изложенных в них вариантов. Варианты объединяются, появляется объемное видение решения проблемы.
  • Более специализированным методом прогнозирования является метод Дельфи. Мозговой штурм при этом трансформируется в последовательное мнение специалистов. Он используется для прогнозирования социальных и экономических процессов. Метод этот многоэтапен, карточки с вариантами разрешения проблемы последовательно передаются всем участникам. В обсуждении участвует от 10 до 150 чел. Максимальна его эффективность прогнозирования на ближайший период от 1 до 3 лет.

Вместо заключения

Мозговой штурм как метод обучения и как метод изысканий результативен при его компетентном проведении. При этом следует избегать типовых ошибок. Особенное внимание нужно уделить подготовке его ключевой фигуры - ведущего. На стадии генерирования идей создается непринужденная и веселая обстановка, исключается любая критика. Важную роль играет скрупулезное фиксирование всех предложенных вариантов.

Его сфера применения в настоящее время обширна, ведь сейчас сложных и трудно описуемых процессов в обществе и экономике - великое множество.

Современному человеку приходится жить в постоянно меняющемся мире, где то, что еще вчера считали фантастикой, сегодня становится повседневностью и нормой. Конечно, нынешнее время можно назвать прекрасным и невероятно интересным, но оно, в свою очередь, заставляет каждого из нас жить в бешеном темпе и решать задачи, требующие значительного вложения сил и времени. В поисках нужного ответа человеку приходится перечитывать массу литературы и спрашивать совета у знакомых. Но и это не всегда помогает в решении проблемы. И здесь на помощь приходит методика, позволяющая из множества вариантов ответа найти тот единственный, который и позволит успешно справиться с поставленной задачей. Что это за способ? Его называют методом мозгового штурма. В чем он заключается и как его можно использовать на практике? Попробуем разобраться с этим вопросом.

Суть метода

Способ, позволяющий успешно решить поставленную задачу, который называют еще брейнстормингом, заключается в активизации того творческого потенциала, которым обладает целая группа людей. Для этого собирается небольшой коллектив, каждый член которого принимает участие в дискуссии. Разговор касается той или иной ранее озвученной проблемы.

Цель метода мозгового штурма заключается в том, чтобы собрать максимальное количество идей, которые призваны решить поставленную задачу. Причем сделать это необходимо в предельно сжатые сроки. Метод мозгового штурма дает возможность оптимизации креативного мышления коллектива и получения максимально эффективной идеи для ее последующего воплощения в жизнь.

Сфера применения

Использование метода мозгового штурма (ММШ) является на сегодняшний день одним из самых эффективных способов проведения экспертной оценки. Его используют в научно-технических направлениях, в менеджменте и даже в тех случаях, когда необходимо решить личные проблемы. Находит также свое применение метод мозгового штурма в играх. Другими словами, везде, где требуется эффективный и быстрый выход из сложившейся ситуации.

Сфера применения метода мозгового штурма обширна и касается тех случаев, когда:

  • объект, подвергающийся исследованию, не подлежит строгой формализации или математическому описанию;
  • характеристика объекта изучения обоснована недостаточно в связи с отсутствием обстоятельной статистики;
  • функционирование объекта отличается многовариантностью и зависит от большого количества факторов;
  • возникает необходимость в прогнозе сложных явлений из экономической сферы, которые постоянно эволюционируют и динамически развиваются;
  • существующая обстановка не приемлет других способов решения задачи.

Под описанные выше условия подпадает достаточно широкий спектр экономических и социальных процессов. Подобной сферой применения обладают и другие методы экспертных оценок. Мозгового штурма не должно быть в тех ситуациях, когда рассматриваемый объект хорошо изучен и прогнозируем.

История создания

Основоположником метода мозгового штурма считается известный копирайтер, основатель информационной компании BBD&O Алекс Осборн. ММШ был изобретен в середине 20 века и на сегодняшний день весьма востребован руководителями, стремящимися принять особенные, принципиального новые и креативные решения, в основе которых лежит фактор «коллективного разума».

Практика использования в вузах

Применяют мозговой штурм и как метод обучения. Его изучают в вузах, что позволяет решать профильные вопросы и приобщать студентов к научно-исследовательской работе.

Для того чтобы обучить методу мозгового штурма, в высших учебных заведениях используются специально созданные образовательные методики. Они позволяют тренировать оригинальность мышления, а также его гибкость - семантическую и образную.

Мозговой штурм как метод обучения позволяет будущим специалистам продуцировать в сжатый период времени максимум идей и развивает в них способность не пропускать новые, наиболее продуктивные направления деятельности.

Виды ММШ

Мозговой штурм, используемый в качестве одного из методов обучения, предполагает освоение студентами различных его подвидов.

  1. Брейн-ринг. Для этого подвида ММШ характерна письменная формулировка участниками группы всех путей решения проблемы. Обсуждающие записывают собственные идеи, а после обмениваются листками. Подобные действия позволяют мысли, выдвинутой одним человеком, получить свое развитие с помощью интеллекта и фантазии других людей. Свою эффективность данная методика особенно ярко показала на одном из собраний фармацевтов. Собравшись на совещание, где обсуждалось создание нового продукта, они, после совмещения двух записок, смогли разработать уникальный продукт. Им стал шампунь-кондиционер, то есть продукт 2-в-1.
  2. Использование учебной доски. На нее прикрепляются листочки, заполненные обсуждающими какую-то проблему. Результаты подобного интеллектуального штурма не только наглядны, но и могут быть легко скомбинированы и отсортированы.
  3. Японская методика. Этот был изобретен Кавакитой совместно с Кобояши и назван ими рисовым градом. Подобная методика предполагает приход всех участвующих в мозговом штурме к единому результату. При применении данного способа люди заполняют карточки, отражая на них свой вариант решения вопроса. После этого все листки группируются в разрезе изложенных на них вариантов, что и позволяет получить единое видение проблемы.
  4. Метод Дельфи. Это специализированный способ. Его используют для прогнозирования экономических и социальных процессов. При реализации метода Дельфи участниками заполняются карточки, с которыми могут ознакомиться все члены коллектива (в него может входить от 10 до 150 человек).