Можно ли пойти на архитектора после 9. Учимся за рубежом: архитектор

1. Поступить - это только начало пути. Важно понимать, что цель творческого конкурса заключается в том, чтобы дать вам представление о нагрузке и необходимых навыках во время обучения. Это значит, что вашей целью должно быть не "сдать творческое задание", а "овладеть необходимыми навыками" - на максимально возможном для вас уровне, для того, чтобы плодотворно работать во врем обучения. Поэтому важно сразу формировать правильное отношение к занятиям - как к части дела жизни, которое вам интересно и которое вы не оставите после поступления, а не как кзаданию, экзамену, к которому нужно подготовиться и просто сдать.
2. Конкурс зависит от ВУЗа, в который вы хотите поступить. Например, в МАРХИ на бюджет некоторые и после нескольких курсов обучения в провинциальном ВУЗе не всегда проходят. Но главное - не бойтесь! Выбор есть всегда.Для начала определитесь с амбициями и возможностями (хотите поступать в родном городе или куда-то ехать, есть ли возможность платить за обучение в случае поступления на контрактную форму, готовы ли вы, если понадобится, отложить обучение и поступить в желаемый вуз через год, не с первой попытки и т.д.). Как определитесь с вузами, найдите программы вступительных испытаний. Ищите студентов этих вузов, студенческие сообщества, группы вконтакте, задавайте вопросы непосредственно по месту. С вами обязательно поделятся необходимой информацией о подготовке.
С этой информацией ищите преподавателя.
3. Преподаватель. Он нужен для правильной постановки руки. Важно, чтобы этот человек вас воодушевлял, и хорошо бы, чтобы он имел представление именно об архитектурном образовании. Бегите от того, кто скажет, что у вас не получится или вы не успеете, от того, кого не будет интересовать специфика заданий. Это для академического рисунка, композиции. Если будет задание по черчению, то можно готовиться самостоятельно, это не сложно. Если в вашем городе есть архитектурный факультет, ищите преподавателя там, спрашивайте у студентов. Курсы обычно бывают годовые (в год перед поступлением) или краткосрочные, летом или весной. Туда стоит пойти, чтобы ознакомиться с требованиями конкретного вуза. Но лучше найти как можно раньше преподавателя, с которым будет комфортно. :)
Не забывайте еще о том, что есть другие экзамены, о математике - ее тоже нужно будет не только сдать, но и уметь-любить. :)

За два года можно подготовиться основательно. Помните, главное - ваши стремления и желания. Подготовиться можно, а если что-то не успевается или не получается - в любом случае можно поступить через год, или поступить в другой вуз, или сменить вуз во время обучения - это вообще не проблемы! :)

P.S. За два года до поступления я попала к преподавателю, который ставил мне только подсолнухи и вообще заявил, что за два года точно не подготовлюсь, а-ля "ну, не мечтай". В итоге бросила и вернулась к занятиям в уже 11 классе, но к хорошему преподавателю. На первом же поставил рубленую голову, я сама не верила, что получится, но он грамотно объяснил и - смогла! Мне потребовалось восемь месяцев регулярных занятий академическим рисунком, два раза в неделю по четыре часа. Летний месяц перед конкурсом провели в мастерской, работали весь день. Поступила! А могла два года сидеть с натюрмортами и слушать, что рисовать я "так быстро" не научусь.

Какие предметы нужно сдавать на архитектора? Этот вопрос интересует многих выпускников российских школ. Ведь профессия эта престижная, высокооплачиваемая и интересная, потому что напрямую связана с творчеством. Если вы чувствуете в себе силы и уверенность, то обязательно испытайте свою судьбу в этой специальности. Хорошие архитекторы - штучный товар на современном рынке труда. Так что вы гарантированно найдете работу своей мечты.

Профессия - архитектор

По своей профессии архитекторы тесно связаны со строителями. Поэтому ответы навопрос о том, какие предметы нужно сдавать на архитектора и строителя, часто совпадают. Ведь для того чтобы построить качественное здание, не обойтись без грамотного проектирования. Также необходим проект планировки и интересные интерьерные решения. Все эти вопросы может решить архитектор. Это одна из старейших высококвалифицированных профессий, которой уже десятки веков.

Еще тысячи лет назад архитектор зданий и дворцов, мостов и церквей был желанным гостем в каждом образованном городе. Лучшие образцы древней архитектуры мы можем наблюдать и сегодня.

Как раньше становились архитекторами?

В прошлые века для того, чтобы стать архитектором, приходилось потратить порой не одно десятилетие. Сначала нужно было сдавать непростые экзамены, затем освоить искусство владения основными навыками приготовления смесей и красок, знать основы зодчества. На это уходило много лет, зато в конечном счете получались первоклассные специалисты.

А ведь еще предстояло несколько лет проработать учеником архитектора. Ведь налаженной передачи информации не существовало, поэтому особенностям профессии обучали уже во время работы. В итоге очень небольшое количество людей действительно становились профессионалами.

В современном мире требования к навыкам специалистов существенно изменились. Ведь новыми стали не только методы, но и средства для строительства зданий и сооружений. Сегодня нужно поступить на архитектурный факультет, и через пять-шесть лет вы получите диплом квалифицированного специалиста.

Неизменной остается только цель архитектора - построить первоклассное здание. При этом необходимо максимально эффективно использовать его площадь, а оригинальные дизайнерские идеи не должны оказывать влияние на характеристики.

Архитекторы бывают разные

Как и в большинстве профессий, архитекторы разделяются по специальностям и направлениям. В настоящее время можно выделить несколько основных.

Архитектор-реставратор - в обязанности которого входит работа по восстановлению культурного наследия. Ландшафтный архитектор специализируется на проектировании садовых участков, парков и скверов.

Особая профессия - дизайнер-архитектор. Он отвечает не за столько за проектирование, сколько за интерьер и непосредственно внешний вид здания. Архитектор-градостроитель готовит исключительно большие и масштабные проекты, как правило, это промышленные здания и сооружения, жилые кварталы многоэтажной застройки.

Непосредственно строительными работами руководит главный архитектор.

Личностные качества архитектора

Обязательное условие для студентов, которые мечтают попасть на архитектурный факультет, - творческий подход к работе. Без креатива в этой профессии не обойтись. Также важно уметь четко формулировать свою идею и доносить ее до окружающих.

Обязательная способность профессионального архитектора - развитое пространственное мышление. Только в этом случае выполнять проекты будет просто, а работа начнет приносить удовольствие.

Не обойтись и без креативности. Оригинальный и нестандартный подход к решению проблемы приветствуется на этой работа. Также важно правильно организовать пространство вокруг себя. Ведь, помимо творческой составляющей, важно выдерживать установленные сроки и не срывать сроки выполнения заказов.

Успех в этой профессии вам обеспечат чувство вкуса и стиля.

Обязательные экзамены

Для того чтобы осознать, какие предметы нужно сдавать на архитектора, вам требуется окончательно определиться с конкретной специальностью. В наши дни самыми популярными считаются факультеты "Архитектура" и "Общий дизайн".

В первом случае ваша будущая профессия будет тесно связана со строительством, во втором большее внимание будет уделяться культурным и эстетическим аспектам в проектировании.

Если вы выберете архитектурный университет по специальности архитектора интерьеров или ландшафтов, то на вступительных экзаменах от вас потребуется сдать русский язык, историю России, литературу и пройти творческий конкурс. Последнему предмету уделяется наибольшее внимание при приеме абитуриентов. В творческий конкурс на этой специальность включают рисунок, композицию и черчение.

Для того чтобы освоить специальность реставратора, специалиста общего профиля или реконструктора, понадобится сдать несколько иной перечень предметов. Помимо уже привычных истории России и русского языка, это будет математика. Этот предмет на данной специальности считается профильным. Творческий конкурс будет включать в себя рисунок, композицию и черчение.

После окончания вуза вы можете рассчитывать сразу получить должность помощника архитектора. Это даст вам неплохие стартовые позиции для того, чтобы в полной мере усвоить особенности этой профессии. Правда, есть шанс сразу же получить в работу самостоятельный проект. В этой сфере нет возрастного ценза и часто работодатель делает свой выбор, основываясь не на опыте, а на вашем портфолио.

Как построить карьеру?

Специальность "архитектор" дает практически неограниченные возможности для формирования собственной карьеры. Начав с работы помощника, уже через шесть-семь лет, при должном старании и усердии, вы можете занять пост главного архитектора. В этой профессии чрезвычайно развиты вертикальные карьерные лифты.

Причем часто руководителями проектов становятся специалисты, не имеющие профильного образования. Например, инженеры или технологи. Это смежные специальности, так что, пройдя дополнительные курсы повышения квалификации, они вполне могут занять пост архитектора.

Выгодна эта профессия и в финансовом плане. Как правило, архитекторы получают достаточно, чтобы обеспечить себя и своих близких. Конкретные суммы, конечно, зависят от региона, в котором вам предстоит работать, а также конкретной специализации.

Архитектурные вузы

Чтобы стать первоклассным специалистом, важно выбрать престижный архитектурный университет. Одним из ведущих в стране считается Московский архитектурный институт. На рынке образования он с 1933 года.

Это один из немногих российских вузов, аккредитованный многими зарубежными архитектурными и художественными высшими учебными заведениями. Например, Британской академией архитекторов. Студентами МАРХИ являются около полутора тысяч будущих специалистов.

Здесь можно получить не только высшее образование, но и поступить в аспирантуру. Научный совет вуза присваивает степень кандидата архитектуры.

Архитекторы из города на Неве

Высококлассное образование дает и Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет. Архитектурный факультет здесь работает с 1830 года. Он один из старейших в России.

Архитектура и строительство - две специальности, которые тесно взаимосвязаны, именно из этого вуза выходят лучшие работники этих сфер.

Большое внимание уделяется современным компьютерным программам, связанным с архитектурой. Когда встает вопрос о том, где учиться на архитектора, многие выбирают питерский вуз.

Только на этом факультете обучаются более тысячи студентов, среди которых не только россияне, но и китайцы, вьетнамцы, жители африканских государств - Марокко, Туниса и Мали. Здесь оборудованы специальные учебные мастерские, рисовальные классы, кабинеты для занятия литографией.

Здесь вы сможете освоить такие интереснейшие направления, как архитектура и строительство, получить работу в сфере реконструкции общественных зданий, проектировании городской среды, эксплуатации инженерной инфраструктуры.

Институт имени Сурикова

Еще один факультет архитектуры, выпускающий первоклассных специалистов, работает в Московском государственном академическом художественном институте имени Сурикова.

Какие предметы нужно сдавать на архитектора в этом вузе? Их перечень практически не отличается. Это русский язык, история, математика и творческий конкурс. Вуз особенно славится выпуском креативных специалистов, которые покоряют будущих заказчиков своими оригинальными проектами.

Счастливый обладатель таланта к рисованию точит карандаши и записывается на подготовительные курсы архитектурного факультета. Летом абитуриенты сдадут экзамены, и самые везучие будут зачислены на первый курс...

Что посоветовать и о чем предупредить, а также можно ли стать архитектором без образования? Об этом мы расспросили выпускников и преподавателей архитектурного факультета Киевского университета строительства и архитектуры.

Как поступить на архитектора

Как только вы поступили, у вас уже нет «завтра», есть только «сегодня» и «вчера», - рассказывают выпускники архфака . - Времени нет, а успеть нужно многое, иначе потом будете жалеть. Архитектор должен теоретически разбираться абсолютно во всем, чтобы наиболее полно и хорошо творить. Поверьте, о каждой вещи, которую вы пропустили, вам придется пожалеть в первый же день работы

Все не так просто. Мало кто из абитуриентов, понимает, чем именно ему придется заниматься. Я умею немножко рисовать и могу стать архитектором самостоятельно, говорят. А ведь архитектор - это серьезная профессия, это и гуманитарии, и инженеры одновременно. Сколько всяких расчетов предстоит делать, сколько нужно знать всяких «неинтересных» предметов - и сопромат будет, и конструкции... А все думают, что они будут рисовать свои невероятные идеи, - говорят преподаватели КНУСиА .

При поступлении в высшее учебное заведение на профессию архитектора необходимо сдавать следующие предметы:

  1. Литература;
  2. История;
  3. Черчение, рисунок и композиция.

Не забывайте находить время на сон , как бы ни было тяжело. По возможности, высыпайтесь за счет первой пары по социологии, например, иначе будет кровь носом и потеря сознания.

Обязательно ходите на пары . Это лучше, чем зря сидеть дома. А если прогуливаете, то прогуливайте в иностранной библиотеке университета за чтением архитектурных журналов. Да, и вообще! Ходите в библиотеку!

Можно ли стать архитектором не умея рисовать? В данном случае необходимо учитывать, что от архитектора не требуется умение писать картины, однако важно уметь чертить и понимать композицию т.к. это очень важно при проектировании.

Читайте книги . Если кто-то думает, что можно научиться только на небольшой практике на парах, то он сильно ошибается. Только читайте не "1000 лучших коттеджей 2012", а, к примеру, "Мастера архитектуры об архитектуре". Конечно, иногда можно и нужно быть несогласным с написанным, но вы узнаете, как они рассуждали тогда, и поймете почему.

Главное, делайте что-то по учебе каждый день , хотя бы несколько часов. Потом неожиданно окажется, что сделано все.

Старайтесь все делать вовремя , тогда во время сессии не захочется застрелиться.

Завидуйте, сильно завидуйте друг другу . Но не по-черному. Любая удача другого студента должна подстегивать вас тоже сделать хорошо. Повышайте свою планку, стремитесь сделать еще лучше, чем вчера.

Ручная работа вырабатывает вкус и видение , которые потом помогут вам красиво подавать работы на компьютере

Никогда не принимайте близко к сердцу "критику" маразматиков, это часто гробит хорошие идеи!

Главное , проявите интерес к предмету! Тогда все "злые и черствые" преподаватели сразу станут мягкими и добрыми, ведь им нужно немного уважения. За годы работы им надоело выдавливать жалкий минимум из неблагодарных, тупых лентяев. Просто ходите более-менее регулярно на пары и работайте. Проявляйте свой интерес и тогда всей кафедре сразу станет интересно с вами возиться.

Кстати , за конструктивный спор с преподавателями ещё никого не выгоняли и не отчисляли! Только потом тебя не хотят консультировать, если ты задал неудобный для "проффэсора арктиктуры" вопрос.

Основательно учите историю, конструкции, геометрию, физику и все точные науки, косвенно или непосредственно касающиеся архитектуры. И только тогда заявляйте о том, что сделали что-то крутое! Так что работайте, как больные!

С одной стороны, самое страшное - делать унылую чушь, но еще более страшно - делать унылую чушь, заявляя при этом, что это «новые подходы».

Учитесь думать .

Самый важный предмет на первом курсе это архпро, архпро и еще раз архпро. После архпро - начерталка.

Лучше всего селиться рядом с институтом , иначе придется ездить с планшетом и макетами в транспорте. А это ад.

Самый лучший напиток - это чай . Им угощают одногруппники в общаге. Его можно пить литрами, в отличие от кофе.

Не забывайте , что на будущее трудоустройство влияют не оценки, а умения. Вот что важно! Никому ваши оценки не нужны будут на работе.

И следите за осанкой!

Где-то полгода назад я написал статейку в небольшой журнал на тему архитектурного образования. Отправил и забыл, так что не знаю ее дальнейшей судьбы, собственно, и не особо интересно. Спустя время, признаю что это далеко не лучший материал для абитуриента, но может кому и понадобится. А профессионалам - так ради праздного интереса. Заранее прошу не корить за ошибки и ляпы.

- кому подходит профессия;

Профессия архитектор охватывает настолько большое поле деятельности, что в ней сможет себя найти почти любой человек. Тут важен вопрос мотивации освоения этой профессии. В двух словах, опишу мотивации, с которыми стоит идти в архитектуру, а с которыми нет. №1 - творческие амбиции, без них делать в архитектуре - нечего. Должно присутствовать желание постоянно создавать что-нибудь новое, причем, самое лучшее. Очень важно желание быть известным (или популярным). Если посмотреть на зарубежных «звезд» архитектуры: Норманна Фостера, Сантьяго Калатравы, Фрэнка Герри - все они публичные люди. Важно не только желание создать, но и рассказать об этом всему миру. Еще одна мотивация - желание быть разносторонне развитым человеком. Профессия архитектора находится на стыке инженера и художника. Желание «знать все» будет сильно помогать будущему специалисту.

Теперь то, что может сильно помешать. Во-первых, поиск «легкого пути». В архитектуре 5% - талант, а остальное - работа. Это действительно очень тяжелая специальность. На моих глазах люди падали в обмороки от переутомления, зарабатывали хронические заболевания во время учебы. Были даже смертельные случаи. Надо быть к этому готовым и не бояться. Во-вторых, желание заработать много денег, и по возможности сразу. Хороший архитектор созревает медленно, как вино. В начале, он стоит очень дешево, но спустя годы работы - становится дорогим. Это тоже надо осознавать. Большие заработки будут, но путь к ним достаточно долгий. В-третьих, излишняя восприимчивость будет сильно мешать в профессии. Количество критики всегда превышает количество похвалы. Особенно в начале пути. Надо уметь все спокойно воспринимать. Каждый хороший архитектор много раз слышал о том, из какого места у него растут руки, какая у него солома в голове, и что он никогда не станет архитектором. Нельзя подобные высказывания принимать близко к сердцу.

Исходя из вышесказанного, думаю, будет не сложно создать портрет человека, кому подходит эта профессия и примерить его на себя.

- краткий обзор вузов;

Выбор вуза для получения архитектурного образования, конечно важен, но не критичен. Специфика учебы на архитектора такова, что и в среднем, по общему мнению, вузе можно получить замечательное архитектурное образование. Главное - преподаватели творческих специальностей, которые встретятся на пути студента. Программы вузов и архитектурных факультетов примерно похожи. Единственный большой плюс престижных вузов, как МАрхИ, например, больший шанс встретить отличного преподавателя.

Подготовку к творческому конкурсу лучше всего не форсировать. У каждого вуза свои очень жесткие требования к рисунку и черчению. Лучший вариант - подготовительные курсы или частные занятия с преподавателями вуза, куда планируется поступление. Грамотный преподаватель подготовит человека «с нуля» до сдачи экзамена за год или полтора. Как ни странно, но хорошо, если до этого абитуриент нигде не учился рисунку. Преподавателю проще сразу поставить правильную технику, чем исправлять «ошибки школы». Сильно заранее готовиться к творческому экзамену не стоит. Лучше за год, но с большой интенсивностью, чтобы будущий студент «набрал форму» к экзамену и не сильно утомился от многолетней подготовки.

На мой взгляд, самая большая ошибка - попытка поступить в один вуз в течении нескольких лет. Годы подготовки для поступления даже в лучший архитектурный вуз не дадут никаких знаний в архитектуре. Надо всегда помнить, что цель - стать архитектором, а не поступить в МАрхИ или МГСУ. Для достижения этой цели необходимо двигаться вперед: поступить в другой вуз; в тот же вуз, но на вечернее или заочное отделение; не стоит отбрасывать вариант получения среднего специального образования. Подготовка к поступлению это «топтание на месте», а учеба в профессиональном учебном заведении - путь к профессии, который может быть более тернистым, чем ожидается.

- как проходит учеба;

Когда я учился в МАрхИ, ходила поговорка: «Вылететь из института намного сложнее, чем поступить». Доля правды в этом есть. Можно, конечно, много говорить о том, что учиться тяжело, бывают конфликты с преподавателями, но получать архитектурное образование чрезвычайно интересно, независимо от того - является студент «физиком или лириком». Дело все в том же стыке инженера и художника. Все предметы можно «грубо» разделить на 3 вида: творческие, инженерные и общеобразовательные. Традиционно студенты ходят на творческие предметы - проект, рисунок; время от времени появляются на инженерных - конструкции, сопромат, архитектурная физика; очень редко вспоминают про общеобразовательные предметы - философия, социология. Это плохая традиция. В программе нет случайных предметов. Все знания, которые дает институт, пригодятся в профессии, но в одном случае это очевидно - проект, конструкции, материаловедение; а в другом нет.

Приведу небольшой пример. На занятиях по философии я бывал 2-3 раза за семестр. Объяснял себе это тем, что знание Канта и Гегеля мне никак не пригодятся в архитектурной практике. Получал свой трояк на зачете и был доволен. Спустя годы, в аспирантуре я проходил курс «философия науки». Только там я увидел, насколько глубоки философские корни в архитектуре и работа в современной архитектуре без знания философии просто невозможна. Мне пришлось тратить время на чтение учебников и рвать волосы от досады, что не посещал занятия в институте.

Но, конечно, самый важный предмет - архитектурное проектирование. По сути, все остальные предметы программы служат для продвижения студента в этом предмете. Многие мои коллеги вспоминают институтский проект, как «золотое время». Все потому, что фантазия архитектора ничем не ограничена. Нет никаких требований экономики, занудливых заказчиков, неуступчивых смежников. Это лучшая возможность проявить свой творческий потенциал. Не случайно, при приеме на работу очень часто просят институтские работы. Работая над клубом, музеем, пожарным депо, надо понимать что он для вас, скорее всего, единственный проект на эту тему. Лучше не жалеть сил и времени на проект. Именно тогда закладывается потенциал для роста в профессии. Главные архитекторы и «звезды» архитектуры начинаются с интересных творческих проектов.

- логика карьеры профессионала;

Сейчас подавляющее большинство студентов начинает работать уже на 2-м, 3-м курсе. Я считаю - это хорошо, но только в меру. Подработка помогает в освоении архитектурных программ, дает первое представление об архитектурной практике и психологически подготавливает к будущей работе. Но не стоит забывать, что №1 - все равно учеба. К работе в этот период лучше относиться не очень серьезно - просто, как к возможности попрактиковаться. Заниматься только учебой можно, но судя по практике, у таких студентов если и начинается карьерный рост, то с большим опозданием.

Я уже писал, что поле деятельности архитектора очень велико. Важно настроить себя на то место в архитектуре, где человек будет чувствовать себя наиболее гармонично. Выбрать свою нишу. Совершенно не обязательно стремиться стать успешным и популярным архитектором. Гнаться за большими объектами. Хороший макетчик может зарабатывать намного больше главного архитектора. Можно заниматься исследовательской деятельностью, преподаванием, малыми архитектурными формами - всем чем угодно, если это «твое». Быть в этой области успешным и зарабатывать достаточно много. Сейчас в архитектуре нет низкооплачиваемых специальностей, и хороший специалист получает высокую зарплату. Но в то же время, очень сложно «заработать состояние», занимаясь только архитектурой.

Карьера архитектора может развиваться совершенно в любом направлении, но для успешного развития необходима постоянная работа над собой. Прежде всего - самообразование; активное участие в общественной архитектурной жизни: посещение лекций, семинаров, выставок.

- трудовые будни, взаимодействие с инженерами;

Специфика профессии архитектора такова, что для осуществления творческих замыслов всегда нужно привлекать дополнительных специалистов - инженеров, конструкторов. Характер работы нагляднее всего можно рассмотреть на примере. Возьмем самый распространенный архитектурный заказ - индивидуальный жилой дом (в простом языке - коттедж). Архитектор получает заказ и начинает работу с эскизов. Делает планировки, фасады и согласовывает их с заказчиком. Затем идет архитектурный проект - чертежи планов, фасадов, врисовки в рельеф, общие спецификации. На этом, как кажется, работа архитектора заканчивается, но по архитектурному проекту нельзя построить дом. Нужны строительные чертежи, проекты инженерных систем. Это как раз работа инженеров. Грамотный архитектор знает основы инженерных специальностей и заранее предусматривает в архитектурном проекте возможность реализации тех или иных систем. Лучше всего работать над проектом в связке с конструкторами и инженерами, или, по крайней мере, консультироваться на этапе архитектурного проектирования. Даже после выполнения всех смежных проектов, работа архитектора может продолжаться. Речь идет об авторском надзоре за строительством. На крупных объектах ведется соответствующая документация, на небольших - приезжает человек с чертежами и рулеткой, и с умным видом ходит по стройплощадке. Зачастую, окончательные решения по выбору отделочных материалов, рисунку окон и ограждений принимаются уже во время строительства, когда архитектура не на бумаге, а ее можно «потрогать». В любом случае, посещение стройки очень полезно для понимания всего процесса создания архитектуры. При проектировании и строительстве крупных объектов, все усложняется, но суть остается той же самой.

Рабочий процесс может проходить совершенно по-разному: можно сидеть на работе с 9-ти до 6-ти; можно работать в свободном графике; ездить по объектам, согласующим организациям, смежникам; работать дома как частный архитектор - кому как больше нравится. В архитектурной деятельности, на мой взгляд, самое главное - результат, хорошая архитектура, а как она получилась, не так важно. Можно за 5 минут нарисовать «на коленке», а можно месяцами просиживать у монитора.

- ситуация в профессии сегодня, тенденции.

Сегодня российская архитектура переживает глубочайший кризис. Это признают и профессионалы и обычные люди, которым не безразлично то, что происходит в стране. Под кризисом я подразумеваю следующее: архитектура большинства строящихся крупных объектов просто безобразная (достаточно сравнить то, что строят во всем мире и что у нас), вероломно разрушаются объекты архитектурного наследия, очень тяжело идет смена поколений (особенно среди преподавателей вузов).

Профессиональная среда находится тоже в кризисе. Проектные институты, как показал последний год, убыточные. Хорошие должности в больших организациях достаются родственникам или знакомым, и пробиться через стройные ряды «своих» людей очень сложно даже классному архитектору. В частных мастерских тоже тяжело. Там большая конкуренция и не всегда честная. Работать частным архитектором можно, но рынок частных архитекторов настолько сильно наводнен непрофессионалами, что очень сложно хоть немного подняться из этого болота. Сейчас в архитектурной деятельности, если у тебя нет родственников или высоких покровителей, всего приходится добиваться «потом и кровью».

К счастью, любой кризис рано или поздно заканчивается. На мой взгляд, «поднять» российскую архитектуру способно новое поколение молодых архитекторов. Для этого есть все предпосылки: доступна информация по современной зарубежной архитектуре, появляются объединения молодых архитекторов, есть возможность обучения и стажировки за рубежом. Я верю, из поколения, которое только собирается поступать в архитектурный институт вырастут наши Кендзо Танге и Ричард Роджерс.