Можно ли увидеть звук опыты. Опыты со звуком в домашних условиях

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 000 г. Челябинска»

Проект «Как увидеть звук?»

(подготовительная группа)

Участники проекта:

1.Нургарипов Андрей (7 лет)

2.Бузян Марина (7 лет)

3.Муратова Соня (6 лет)

Руководитель проекта:

Челябинск, 2016

Проект «Как увидеть звук»

ПРОБЛЕМА:

Учитель-логопед, Александра Ивановна, всегда говорит, что звук мы слышим и произносим. И у нас возник вопрос. А как звук увидеть?

ГЛАВНАЯ ЦЕЛЬ ПРОЕКТА:

Формирование навыков систематизации, классификации и умения самостоятельно делать выводы собственной творческой деятельности.

ЗАДАЧИ ПРОЕКТА:

1.Узнать из литературы, интернета, детских научных передач, родителей о природе звука.

2.Узнать о способах «сделать звук видимым».

3. Формировать способы познания и применение их в исследовательской деятельности .

4. Развивать социальные навыки: умение работать в коллективе, договариваться между собой.

МЕРОПРИЯТИЯ:

    Сбор разнообразного материала для копилки проекта, привлечение родителей, сотрудников, педагогов детского сада к её созданию. Беседы с музыкальным руководителем, учителем–логопедом , воспитателями. Чтение художественной и научной литературы , просмотр детских научных мультфильмов, передач. Беседы о прочитанном и увиденном. Проведение экскурсии для наблюдений звуков явлений природы и окружающего мира. Составление моделей и картотек. Организация выставки «Звучащие объекты» Экспериментально – исследовательская деятельность по изучению природы звука и его сущности. Презентация проекта детьми.

ЭТАПЫ РАБОТЫ НАД ПРОЕКТОМ

ПЕРВЫЙ ЭТАП – КОПИЛКА

Энциклопедии, материалы для экспериментов и опытов. Предметные картинки объектов живой, неживой природы и природного мира. Звучащие объекты: линейка металлическая и деревянная, расчёска с редкими и частыми зубчиками, ложки разного размера, колокольчики, воздушный шарик , музыкальные инструменты и т. д.

Стихи, загадки о музыкальных инструментах, художественное слово по теме

ВТОРОЙ ЭТАП – СОЗДАНИЕ КАРТОТЕКИ

В ходе работы над проектом были проведены опыты на выявлениесвойств природы звука. И опытным путём доказано, чтозвук можно увидеть, если придать объекту дрожание.

Опыт 1. Цель: Подвести ребёнка к пониманию причин возникновения звука: колебание объектов.

Вывод: Звук – это колебания, которые распространяются в пространстве.

Опыт 2. «Можно ли увидеть звук»

Цель: Увидеть действие звуковой волны.

Вывод: Звуковые волны заставляют предметы двигаться.

Цель: Только ли по воздуху распространяются звуки?

Вывод: Звуковые волны могут распространяться в твёрдой, жидкой и газообразной среде.

Цель: Узнать все ли звуки одинаковые?

Вывод: Высота звука зависит от частоты колебаний.

ТРЕТИЙ ЭТАП – МОДЕЛЬ

Звуковым волнам непременно нужна среда, в которой они могли бы распространяться. Чем быстрее колебания какого-либо тела, тем выше производимый им звук. Чем медленнее колебания, тем ниже звук. Громкий звук создаёт сильные колебания, а тихий звук создаёт слабые колебания. Шум это беспорядочное смешение звуков различной частоты и силы.

ЧЕТВЁРТЫЙ ЭТАП – ПРОДУКТЫ ПРОЕКТА

    Выставка «звучащих объектов».

    Составление моделей звука.

Модель «Звуки в окружающем мире» Модель «Громкие и слабые звуки»

Модель «Высокие и низкие звуки» Модель «Как мы видим и слышим звук»

    Создание картотеки опытов детьми.

ПЯТЫЙ ЭТАП – ПОСТАНОВКА НОВОЙ ПРОБЛЕМЫ

Почему загорается лампочка в подъезде от громкого звука или шума?

ШЕСТОЙ ЭТАП – ПРЕЗЕНТАЦИЯ

1.Описание детьми этапов работы над проектом (приложение 1).

2.Описание опытов (приложение 2).

3.Художественное слово (приложение 3).

Приложение 2

ОПИСАНИЕ ОПЫТОВ

Опыт 1. «Откуда берутся звуки?»

Оборудование: железная линейка

Возьмем железную линейку, положим ее на стол. Ладонью одной руки прижмем линейку к столу. Другой рукой приведем в колебательное движение свисающую часть линейки. Пусть первоначально будет свисать незначительная часть линейки. Мы слышим звук. Колебания линейки, а значит, и частиц воздуха очевидны. Значит, звук на самом деле вызван колебательными движениями частиц воздуха, и в основе звука лежат колебания. Теперь пусть будет выступать большая часть линейки. Повторим опыт. Звука мы не слышим, линейка не зазвучала. Почему? С этим вопросом мы постараемся разобраться позже.

Опыт 2. «Свеча и бутылка»

Для следующего опыта нам нужно взять пластиковую бутылку и отрезать у неё дно, и на это место натянуть пищевую плёнку, очень плотно прижав её и завязав резинкой. Затем зажигаем свечу. Над свечой располагаем бутылку так, чтобы его отверстие находилось точно над пламенем свечи. Ударим с силой по натянутой плёнке. Услышим звук и заметим, что свеча потухла.

Почему так произошло? Ударом мы вызвали колебания воздуха. Колебания воздуха потушили свечу, а колебания воздуха над бутылкой образовали звук, который дошел до нашего уха.

Примечание: Прежде чем приступить к следующему опыту, надо хорошо вымыть руки с мылом.

Поставим бокал на стол, левой рукой будем крепко держать его за ножку. Затем, слегка намочив чистой водой пальцы правой руки, начнем водить средним или указательным пальцем правой руки по краю бокала. Через несколько секунд мы услышим мелодичный звук. Звук не будет прекращаться, пока мы водим пальцем по краю бокала.

В отличие от опыта с линейкой, в этом опыте звук мы слышим, а колебания, которые бы вызвали колебания частиц воздуха, мы не видим. Может, не только колебания вызывают звук?

Нальем в бокал чистую воду и будем снова водить пальцем по краю бокала. В этом случае мы тоже услышим звук. Продолжая круговые движения пальцем, посмотрим на поверхность воды. На ней образовались маленькие волны. Стенки бокала совершают колебания. И в этот раз звук рожден колебаниями частиц воздуха, которые были вызваны звучащими и колеблющимися стенками бокала.

Опыт 4. «Опыт с зернами»

Чтобы доказать, что звук, который мы слышим из репродуктора, тоже рожден колебаниями мы провели следующий опыт. На мембрану репродуктора мы насыпали зерна гречки и включили музыку. Как резвились зернышки можно увидеть на фото.

Вывод: Звук рождается колебательным движением тел, т. е. в основе образования звука лежат колебания, вызывающие в свою очередь колебания частиц воздуха.

Опыт 5. «Почему не всегда слышен звук?»

Вернемся к опыту с линейкой. Если выступающая часть линейки будет длиннее той, что лежит на столе, то звука мы не услышим. Но почему так произошло? Чем эти колебания линейки отличались от тех, что рождали звук? Повторим опыт с линейкой и исследуем образовавшие колебания. (Демонстрация опытов колебаний линейки при разной длине выступающей части.) Замечаем, когда выступает большая часть линейки, колебания будут редкими и звука мы не услышим, а когда выступает меньшая часть линейки, колебания частые и звук мы хорошо слышим.

Значит, звук образуют частые колебания. Из дополнительной литературы узнали: чтобы услышать звук, по меньшей мере надо, чтобы за 1 секунду совершилось 16 колебаний, если их меньше, звука нет.

Вывод: Далеко не всякое колебание сопровождается звуком. В образование звука важна частота колебаний: минимальная частота - 16 колебаний в секунду.

Опыт 6. «Воздушный шар».

Дети держат воздушные шары перед ртом и громко произносят свое имя. Голосовые связки колеблются и производят звук. Колебания распространяются и передаются воздушному шару.

Аналогичный опыт можно провести с магнитофоном. Дети держат воздушные шары в руках перед магнитофоном и чувствуют вибрацию. Чем дальше от проигрывателя, тем слабее она ощущается. Что вам понадобится:

Опыт 7. «Усилитель звука из воздушного шара»

Надуть воздушный шар и держать его близко к уху. Постучите ногтем, с другой стороны. Несмотря на то, что вы лишь слегка коснулись ногтем шара, в ушах слышен громкий шум. Когда вы надули шарик вы заставили молекулы воздуха внутри прижаться ближе друг к другу. Поскольку молекулы воздуха внутри баллона ближе друг к другу, они становятся лучшим проводником звуковых волн, чем обычный воздух вокруг вас.

Опыт 8. «Влияние частоты колебаний на высоту звука.»

Цель: Исследование характеристик звука

Высота звука

Проводя опыты с линейкой, мы заметили: когда выступающая часть линейки была короткой, линейка очень часто совершала колебания, длинная же выступающая часть линейки совершала редкие колебания. При этом звук отличался по высоте. Результаты эксперимента мы представили в таблице.

Когда выступающая часть линейки была равна 50, 40, 30, 20 см – звука мы не услышали. Звук появился, когда выступающая часть линейки была равна 10 и менее сантиметров. Причем, чем меньше была выступающая часть линейки, тем выше звук становился. Предлагаем вам услышать все это самим.

1. Чем меньше выступающая часть линейки, тем больше колебаний в секунду совершает линейка, тем больше частота колебаний, тем выше звук.

2.Существует предельная длина выступающей колеблющейся части линейки (в нашем эксперименте, она чуть больше 10 см), при которой звук мы не слышим.

Опыт 9. «Громкость звука»

Для опыта будем использовать бумажный стакан, с отрезанным донышком, накрытым тонкой бумагой. Положим колонку вверх громкоговорителем. Поставим стакан без дна на динамик. А наверх стакана зерно. Включая музыку на разную громкость, проследим за всеми движениями зерна. Зерно подпрыгивает выше, когда музыка звучит громче.

Вывод: Громкость звука зависит от амплитуды колебаний.

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Мы живём в звучащем мире.

Звуки всюду нам слышны.

Часто слышим мы в эфире

Сотни звуков тишины.

Вся природа – мир звучащий:

Шелест листьев на ветру,

Дятла стук в глубокой чаще,

Дождь, шумящий поутру.

Есть особенные звуки –

Это музыки полёт.

В час веселья и разлуки

Нас прекрасный мир влечёт.

Ощущенье света, тени,

Мир прохлады и тепла.

Пёстрый мир тревог, волнений

Нам природа в дар дала.

Звуки леса, поля, моря...

Каждый день и каждый час.

Звуки радости и боли

В сердце каждого из нас.

Татьяна Лаврова

Загадки о музыкальных инструментах.

Он по виду брат баяну, У какого инструмента

Где веселье – там и он. Есть и струны, и педаль,

Я подсказывать не стану, Что же это? Несомненно

Круглый, яркий и тугой, Он ритмичный,

А звенит он лишь тогда, Наш весёлый… (барабан!)

Когда бьют его в бока.

Описание этапов работы детей над проектом.

Нам очень нравится проводить эксперименты и делать опыты.

Когда мы занимались с нашим учителем – логопедом, Александрой Ивановной, то она всегда говорила, что звуки мы можем слышать и произносить. И у нас возник вопрос – можно ли увидеть звуки? С этой проблемой мы обратились к своим воспитателям, а позже к родителям. Так возник наш проект – «Как увидеть звук?»

Вместе со взрослыми читали разную литературу, смотрели детские научные передачи, искали ответы на вопросы в интернете. И так мы собрали копилку «звучащих» объектов, картинки объектов окружающего мира. Изучив все материалы, мы выделили модель звука.

Что такое звук? Звук – это колебание, которое может распространяться в разной среде (в твердой, жидкой, газообразной).

Звук издают объекты рукотворного и природного мира. Например, гул самолета, шум дождя, топот ног, звуки животных и так далее.

Мы провели много простых, но очень интересных опытов на звучание объектов и по их результатам сделали выводы, что звук можно увидеть, если придать ему дрожание. Когда объект дрожит, он звучит. Это можно увидеть на опыте с линейкой.

Линейка создаёт дрожание – это звуковая волна, которая распространяется на окружающий её воздух, и эти колебания достигают нашего уха.

Но мы обратили внимание на то, что линейка звучит по-разному. Длинный конец дрожит медленнее и звук получается толстым и низким. А короткий конец - дрожит быстрее и звук слышится тонкий и высокий. Аналогично прошли исследования звучания расчёсок с редкими толстыми зубьями и частыми тонкими. Таким образом, высота звука зависит от частоты колебаний, (чем чаще дрожит, тем выше звук).

Звуковые волны распространяются по воздуху, и это нам помог увидеть опыт со свечой. После удара о дно бутылки, звук заставил колебаться воздух внутри бутылки. Воздух, выходя через маленькое отверстие, задул свечу.

Проведя опыты, мы узнали, что звуковые волны могут также распространяться в твёрдой и жидкой среде.

Когда мы ударяем по барабану рукой, он издает звук, эти звуковые волны передают колебания воде. И капельки начинают подпрыгивать.

В результате исследований:

Мы доказали, что звук можно не только услышать, но и увидеть через действие других объектов.

Собрали картотеку опытов.

Организовали выставку звучащих объектов.

Мы решили продолжить изучать звуки окружающего мира. А теперь нас заинтересовало, почему в подъезде загорается лампочка при ходьбе человека. Но это тема для другого исследования.

Спасибо за внимание, мы готовы ответить на все ваши вопросы!

Оглушительно гудя, проносится мимо нас тепловоз. И тотчас тон гудка становится ниже. Если источник звука приближается к нам, то до наших ушей в течение 1 секунды доходит колебаний больше, чем в том случае, когда источник неподвижен. Если же источник звука удаляется, число колебаний звука, воспринимаемых нами, уменьшается. Это явление называется эффектом Допплера. Хотите проверить, как движение звучащего тела сказывается на его звучании? Возьмите игрушечную свистульку и вставьте ее в резиновую трубку длиной 80-100 см. Держите трубку неподвижно и дуйте в нее. Вы услышите ровное звучание свистка. Не прекращая дуть, начинайте вращать трубку. Высота тона свистка будет то повышаться, то понижаться и тем заметнее и чаще, чем быстрее вы крутите трубку.

Свирель Пана

Имея полоску гофрированного картона и 8 трубочек - стеклянных, деревянных или металлических,- легко сделать так называемую свирель Пана. (Пан - древнегреческий бог лесов.) Длину трубок надо подобрать так, чтобы звуки, производимые ими, составили полную октаву. Самая длинная трубка даст самое низкое по тону звучание.


Укрепите 50-сантиметровую железную проволоку поперек 2 деревянных подставок, как показано на рисунке. Железный болт, обмотанный несколькими сотнями витков звонкового провода, будет электромагнитом. Включите его обмотку в сеть переменного тока последовательно с электрической плиткой и начинайте натягивать проволоку, вращая гвоздь (см. рисунок). Когда натяжение достигнет некоторой величины, проволока начнет сильно вибрировать. Это произойдет тогда, когда собственная частота колебаний проволоки станет равной частоте колебаний переменного тока. Проволока будет резонировать с пульсациями тока.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 11 «Журавушка» города Ставрополя

Мастер – класс для педагогов

«Опыты со звуками для дошкольников»

г. Ставрополь, 2016 год

Цель: Продемонстрировать некоторые виды экспериментирования со звуками для детей разных возрастных групп.

1. Показать, как можно использовать опыты в экспериментальной деятельности детей.

2. Развивать познавательный интерес к окружающему, умение делиться приобретенным опытом с другими людьми.

Практическая значимость: Данный мастер класс может быть интересен педагогам, работающим по теме экспериментирования и поисковой деятельности детей. Педагог, использующий экспериментирование в своей работе, найдет для себя что-то новое, а неработающий, поймет насколько это интересное и увлекательное занятие.

Ход мастер-класса

Объяснялки (от детей):

1. Это такое помещение, где стоит много всяких баночек, в них что-то кипит. Они стеклянные и могут разбиться, поэтому надо быть осторожными. А ещё там по - разному пахнет, иногда даже взрывается. Там очень интересно, я бы хотел там работать. Люди там работают в белых халатах. (ЛАБОРАТОРИЯ) .

2. Это такое дело, когда хотят что-то узнать и специально устраивают, а потом смотрят. Если всё получилось, то говорят что он удачный, а если нет, то что-нибудь меняют и снова смотрят, и так пока не получится. Мне нравиться это делать, это интересно, только не всегда разрешают. (ЭКСПЕРИМЕНТ).

Как вы поняли, речь сегодня пойдет об организации экспериментальной деятельности с детьми. Китайская пословица гласит:

“Расскажи – и я забуду,

покажи – и я запомню,

дай попробовать – и я пойму”.

«Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать», — гласит народная мудрость. «Лучше один раз испытать, попробовать, сделать своими руками» - утверждают педагоги-практики.

«Чем больше ребенок видит, слышит и переживает, чем больше он узнает и усваивает, чем большим количеством элементов действительности он располагает в своем опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая деятельность», — писал классик отечественной психологической науки Лев Семенович Выготский.

Малыш — природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребенку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний.

Благодаря этому он познает мир, в который пришел. Он изучает все как может и чем может – глазами, руками, языком, носом. Он радуется даже самому маленькому открытию.

Дети дошкольного возраста по природе своей – пытливые исследователи окружающего мира. В старшем дошкольном возрасте у них развиваются потребности познания этого мира, которые находят отражение в форме поисковой, направленные на «открытие нового», которая развивает продуктивные формы мышления. Экспериментирование принципиально отличается от любой другой деятельности тем, что образ цели, определяющий эту деятельность, сам ещё не сформирован и характеризуется неопределённостью, неустойчивостью. В ходе эксперимента он уточняется, проясняется.

В силу своей мне наиболее близки опыты со звуками. С некоторыми из них я сегодня вас познакомлю.

С воспитанниками второй младшей группы можно провести опыт:

«Музыка или шум?»

Цель: Научить определять происхождение звука и различать музыкальные и шумовые звуки.

Материалы и оборудование: Металлофон, трубочка, ксилофон, деревянные ложки, металлические пластины, кубики, коробочки со «звуками» (наполненные пуговицами, горохом, пшеном, перышками, ватой, бумагой и др.)..

Ход: Дети рассматривают предметы (музыкальные и шумовые). Взрослый выясняет вместе с детьми, какие из них могут издавать музыку. Дети называют предметы, извлекают один-два звука, вслушиваясь в них. Взрослый проигрывает на одном из инструментов несложную мелодию и спрашивает, какая это песенка. Затем выясняет, получится ли песенка, если просто постучать по трубочке (нет); как назвать то, что получится (шум). Дети рассматривают коробочки со «звуками», заглядывая в них, и определяют, одинаковые ли будут звуки и почему (нет, так как разные предметы «шумят» по-разному). Затем извлекают звук из каждой коробочки, стараясь запомнить шум разных коробочек. Одному из детей завязывают глаза, остальные по очереди извлекают звуки из предметов. Ребенок с завязанными глазами должен угадать название музыкального инструмента или звучащего предмета.

В средней группе можно провести опыт «Почему все звучит?»

Цель: Подвести к пониманию причин возникновения звука: колебание предметов.

Материалы и оборудование: длинная деревянная линейка, лист бумаги, металлофон, пустой аквариум, стеклянная палочка, струна, натянутая на гриф (гитара, балалайка), детская металлическая посуда, стеклянный стакан.

Ход: Взрослый предлагает выяснить, почему предмет начинает звучать. Ответ на этот вопрос получают из серии опытов: - рассматривают деревянную линейку и выясняют, есть ли у нее «голос» (если линейку не трогать, она не издает звук). Один конец линейки плотно прижимают к столу, за свободный конец дергают - возникает звук. Выясняют, что происходит в это время с линейкой (она дрожит, колеблется). Останавливают дрожание и уточняют, есть ли звук (он прекращается); - рассматривают натянутую струну и выясняют, как заставить ее звучать (подергать, сделать так, чтобы струна дрожала) и как заставить замолчать (не дать ей колебаться, зажать рукой или каким-нибудь предметом); - лист бумаги сворачивают в трубочку, дуют в нее легко, не сжимая, держа ее пальцами. Выясняют, что почувствовали (звук заставил дрожать бумаг, пальцы почувствовали дрожание). Делают вывод о том, что звучит только то, что дрожит (колеблется). Дети разбиваются на пары. Первый ребенок выбирает предмет, заставляет его звучать, второй - проверяет, касаясь пальцами, есть ли дрожание; объясняет, как сделать, чтобы звук смолк, (прижать предмет, взять его в руки - прекратить колебание предмета).

Для воспитанников старшей группы можно подготовить следующий опыт «Как распространяется звук?»

Цель: Понять, как распространяются звуковые волны.

Материалы и оборудование: Емкость с водой, камешки; шашки (или монеты), стол с ровной поверхностью; глубокая емкость с водой или бассейн; тонкостенный гладкий бокал с водой (до 200 мл) на ножке.

Ход: Взрослый предлагает выяснить, почему мы можем слышать друг друга (звук по воздуху долетает от одного человека к другому, от звучащего предмета к человеку). Дети бросают камешки в емкость с водой. Определяют, что увидели (по воде расходятся круги). То же самое происходит со звуками, только звуковая волна невидима и передается по воздуху. Дети выполняют опыт по алгоритму: ребенок прикладывает ухо к емкости или краю бассейна. Другое ухо закрывает тампоном; второй ребенок бросает камешки. Первого ребенка спрашивают, сколько камешков брошено и как он догадался (услышал 3 удара, их звуки передались воде). Наполняют водой тонкостенный гладкий бокал на ножке, водят пальцем по краю бокала, извлекая тонкий звук. Выясняют, что происходит с водой) по воде пошли волны - передается звук).Ставят один конец расчески на стул, Повторяют опыт. Выясняют, почему звук стал громче (в случае затруднения предлагают одному ребенку проводить пальцем по зубьям, а другому в это время –легонько пальцами коснуться стула), что чувствуют пальцы. Делают вывод: дрожит не только расческа, но и стул. Стул больше, и звук получается громче. Взрослый предлагает проверить этот вывод, прикладывая конец расчески к разнообразным предметам: к столу, кубику, книге, цветочному горшку и т. д. (звук усиливается, так как колеблется большой по размеру предмет). Дети представляют, что заблудились в лесу, пытаются позвать кого-нибудь издалека, приложив руки рупором ко рту, выясняют, что ощущают руки (колебания), стал ли звук громче (звук усилился), какой прибор часто используют капитаны на кораблях, командиры, когда отдают команды (рупор). Дети берут рупор, уходят в самый дальний конец помещения, подают команды сначала без использования рупора, а затем через рупор. Делают вывод: команды через рупор громче, так как от голоса начинает дрожать рупор, и звук получается более сильным.

С воспитанниками подготовительной к школе группы целесообразно провести опыт «Почему комар пищит, а шмель жужжит»

Цель: Выявить причины происхождения низких и высоких звуков (частота звука).

Материалы и оборудование: Пластмассовые расчески с разной частотой и размером зубьев.

Ход: Взрослый предлагает детям провести пластмассовой пластиной по зубьям разных расчесок, определить, одинаковый ли звук и от чего зависит частота звука. Дети обращают внимание на частоту зубьев и размер расчесок. Выясняют, что у расчесок с крупными редкими зубьями звук низкий, грубый, громкий; у расчесок с частыми мелкими зубьями - звук тонкий, высокий. Дети рассматривают иллюстрации комара и шмеля, определяют их величину. Затем имитируют звуки, издаваемые ими: у комара звук тонкий, высокий, он звучит, как «з-з-з»; у шмеля - низкий, грубый, звучит, как «ж-ж-ж». Дети рассказывают, что комар маленький, крыльями машет очень быстро, часто, поэтому звук получается высокий. Шмель машет крыльями медленно, летит тяжело, поэтому звук получается низкий.

Проведение опытов со звуками интересно и детям, и взрослым. С другими опытами вы можете ознакомиться в составленной мною картотеке опытов.

Я надеюсь, что информация, полученная на мастер - классе, вам пригодится. Спасибо за внимание.

конструктивная и познавательная деятельность).

Тема: «Опыты со слухом и звуком».

Цель: Развитие познавательной активности ребенка в процессе анализа различных звуков.

Задачи: Закреплять представления детей о понятии «звук».

Сформировать представления о характере звука – громкости, длительности, высоте.

Развивать умение сравнивать различные звуки, определять их источники, зависимость звучащих предметов от их размера.

Подводить к пониманию причин возникновения звука – распространение звуковых волн.

Выявить причины усиления и ослабления звука.

Развивать слуховое внимание, фонематический слух и артикуляционный аппарат ребенка.

Интеграция образовательных областей: «Социализация», «Коммуникация», «Познание», «Физическое развитие»

Материалы и оборудование: расчёски, бутылочки с водой, картонные конусы, линейка с натянутой нитью, слайд «Строение органов речи», слайд «Строение органов слуха», металлическая миска с плёнкой, отрывок из мультфильма «Фиксики» , бокалы.

Ход НОД.

1.Организационный момент.

Сегодня мы с вами совершим путешествие в волшебный мир звуков. Начнем с веселой зарядки.

Мы, ребятки, дружно, вместе

Совершаем бег на месте.

Если в сердце не покой,

Громко топнули ногой.

И другой!

А теперь, мои хорошие,

Громко хлопайте в ладоши!

И садитесь!

- Что мы сейчас делали?

(Топали, хлопали, шумели.)

Как можно назвать такие звуки? (топот, хлопки, стук)

Они называются – шумы.

А какие еще существуют звуки?

Присаживайтесь. А сейчас посмотрите я вам сыграю короткую мелодию на бокалах.(палочкой стучу по бокалам). Что вы слышите? (Перезвон)

А какие еще существуют звуки? (музыкальные)

Какой мы сделаем вывод ?

Вокруг нас много вещей, которые издают звуки. Мы слышим шелест листьев, шум двигателей самолета, плеск воды, голоса животных, речь человека.

Схема строения органов речи

Взрослый предлагает детям «пошептаться» - сказать друг другу « по секрету», тихо, какие-нибудь слова. Затем повторить эти слова так, чтобы услышали все. Выясняем, что мы для этого сделали. (Сказали громким голосом)

Откуда выходили громкие звуки? (Из горла) Дети подносят руку к горлу, произносят слова то шепотом, то очень громко и объясняют, что почувствовали рукой: когда говорили громко – в голе что-то дрожало, шепотом – дрожания не было.)

Что надо сделать для того, чтобы звук был громким. (Дёрнуть посильнее и звук усилится).

Если горлышко дрожит – значит звучит.

Я приглашаю вас в путешествие, в страну «Звуков»

-Цель нашей поездки: Узнать откуда берется звук? Где он прячется? Что требуется для его распространения?

3. Опыт с бутылкой «Вибрация».

Посмотрите на бутылочки с водой, вы слышите от них звук? Нет! А что нужно сделать, чтобы услышать плеск воды? Правильно, покачать эти бутылочки с водой, заставить их вибрировать.

4. Рассказ о слуховом аппарате.

- Как вы думаете, ребята, зачем нам уши?

- Правильно! Уши для того, чтобы слышать окружающие нас звуки. Они могут быть приятные и…(дети называют антонимы: неприятные), громкие и …(тихие), нежные и…(грубые), высокие и …(низкие)…Они окружают нас повсюду!

Слышали ли вы как про кого – то говорят «У него ушки на макушке?»

Где у человека расположена макушка?

Что у человека находится на макушке?

Где у человека расположены уши?

Кого же имели в виду, употребляя такое выражение?

Значит, про человека, который внимательно к чему – то прислушивается, и говорят, что у него ушки на макушке.

Сравните размер ушей зверей и людей.

Как вы думаете, зачем зверям нужны такие большие уши?

В какой сказке девочка интересовалась размерами ушей своей бабушки?

Что ответил Красной Шапочке волк?

Я предлагаю выяснить, зачем зверям такие большие уши?

5. Опыт с воронкой.

Дети должны попытаться услышать сказанное, но сходить с места и приближаться к музыкальному руководителю нельзя.

Если дети не могут услышать, что говорит музыкальный руководитель, можно предложить им представить, что делает плохо слышащий человек.

(Дети должны приложить руку к уху, тем самым сделав ухо больше).

Что нужно сделать, чтобы лучше слышать?

Дети проводят самостоятельный эксперимент с воронками, после чего делается

Вывод: стало лучше слышно, потому что через воронку в ухо попадает больше звука. Делается вывод и о том, зверям большие уши нужны для того, чтобы в них попадало больше звука. Тонкое слышание спасает их от опасности.

Показ слайда «Как устроено ухо?»

Звук – это энергия. Она образуется, когда что-то дрожит, то есть быстро перемещается вперед-назад. Это движение называется вибрацией. Мы слышим звуки, потому что вибрации предметов вызывают вибрации воздуха, которые достигают наших ушей.

6.Опыт «Как передаётся звук».

1. Надо взять металлическую миску. Затем – отрезать от полиэтиленового пакета кусок, по размеру больший, чем миска. Положить эту заготовку из пакета на миску и завязать веревкой или зафиксировать большой прочной резинкой сверху. Получится «барабан».

2. Скатать из салфеток маленькие шарики и положить сверху на поверхность «барабана».

3. Поставить миску вплотную к музыкальному центру (либо магнитофону или колонкам от компьютера). Включить музыку.

4. Шарики начнут подпрыгивать, словно танцевать.

Объяснение эксперимента для детей

Звук из колонки волной проходит по воздуху и бьет по натянутой пленке, которая колеблется, и бумажные шарики подскакивают вверх. Чем громче звук, тем сильнее подскакивают шарики. Но заметьте, тем и дискомфортнее вашим ушам, которые воспринимают звуковую волну.

Звуки – это волны, только воздушные, наши глаза их не видят, а уши слышат.

7. Физминутка.

Я предлагаю озвучить стихотворения. Придумайте, ка вы можете его озвучить.

Была тишина,

Грохотом

Сменилась

И вот уже дождик

Тихонько-

Ты слышишь?-

Закапал по крыше…

Барабанить

Он станет…

Барабанит!

Уже, барабанит! (А. Шибаев)

Лес ночной
Был полон звуков:
Кто-то выл,
А кто - мяукал,
Кто-то хрюкал,
Кто-то топал,
Кто-то крыльями
Захлопал.
Кто-то ухал
И кричал
И глазищами
Вращал,
Ну а кто-то
Тихо-тихо
Тонким голосом
МОЛЧАЛ! (С. Пшеничных)

8. Опыт «Как сделать звук громче?»

Выявить причину усиления звука.

Пластмассовая расческа

Может ли звучать расческа? (пробуют, объясняют причину: зубья расчески дрожат от прикосновения пальцев и издаю звук, дрожание по воздуху доходит до слуха и мы его слышим) Звук очень тихий, слабый.

Ставим расческу одним концом на стул, повторяем опыт. Выясняем, почему звук стал громче.

Что чувствую пальцы?

- Делаем вывод: дрожат не только расческа, но и стул. Стул больше, и звук громче.

Проверяем вывод, прикладывая конец расчески к разным предметам: столу, кубику, книге и т.д. (Звуки получаются разные по силе)

9. Опыт «Почему комар пищит, а шмель жужжит?»

Проведите пластмассовой пластинкой по зубьям разных расчесок.

Одинаковый ли звук получился?

Выясняют. Что у расчесок с крупными резкими зубьями звук низкий. Грубый, громкий.

У расчесок с мелкими частыми зубьями – звук тонкий, высокий.

Иллюстрации комара и шмеля. Одинаковые они?.

Какие звуки они издают? У комара звук тонкий, он звучит, как «з-з-з», у шмеля – низкий. Грубый, он звучит, как «ж-ж-ж».

Комар маленький и крыльями машет очень быстро, часто, поэтому звук получается высокий, шмель машет крыльями медленнее, летит тяжело, поэтому и звук получается низкий.

10. Итог занятия.

Просмотр отрывка из мультфильма «Фиксики».


Ведущий – музыкальный руководитель: Прошу внимания! Прошу участия и понимания! Я мастер класс сегодня покажу –

Много интересного, поверьте, расскажу.

Дети любят со звуком развлечения -

Увлекут и вас, без всякого сомнения!

    Вопрос к слушателям:

Что такое эксперимент?

Эксперимент (с греческого) - проба, опыт, метод исследования.

Эксперимент является одним из видов познавательной деятельности детей и взрослых.

Вопрос к слушателям:

Какую роль играет экспериментирование в развитии ребёнка дошкольника?

(Ответы воспитателей)

Современная педагогика считает, что детское экспериментирование наряду с игровой деятельностью является одним из главных и естественных проявлений детской психики. Детское экспериментирование рассматривается, как основной вид деятельности в познании окружающего мира в период дошкольного детства.

Деятельность экспериментирования способствует формированию у детей познавательного интереса, развивает наблюдательность, мыслительную деятельность.

По мнению академика в деятельности экспериментирования ребёнок выступает как своеобразный исследователь, самостоятельно воздействующий различными способами на окружающие его предметы и явления, с целью более полного их познания и освоения.

Основная задача ДОУ поддержать и развить в ребёнке интерес к исследованиям, открытиям, создать необходимые для этого условия.

Маленькие дети любознательные. Среди вопросов, которыми они одолевают родителей и воспитателей, немало таких, как: «Зачем чирикают воробьи?»

«А как звучит музыка?» и т. п.

Те взрослые, которые отмахиваются от «докучных» вопросов ребёнка совершают непоправимое. Они задерживают его умственный рост, тормозят духовное развитие. Наш долг не только отвечать детям на их бесконечные вопросы, но и активно пробуждать их пытливость.

Я, как музыкальный руководитель, хотела остановиться на вопросах экспериментирования со звуками.

Вопрос к слушателям:

Что такое звук?

Звук - это вибрация, которая оказывает влияние на любой предмет, живой организм, в том числе и человеческий. В физике известен такой опыт: на лист железа насыпают песок и воздействуют на него различными звуками – песок при этом начинает принимать различные формы, для каждого звука свои. Почему? Да потому, что каждый звук имеет свои, присушите только ему особенности. Они – то и складывают, как в калейдоскопе, разнообразные узоры. По этим особенностям мы можем отличить один звук от другого и при необходимости узнать, определить, выделить из всего звукового многообразия тот, который для нас важен и необходим в данный момент. Умение различать эти особенности, или, как говорят педагоги, свойства звука, составляют основу развития музыкальных способностей. Каковы же загадочные свойства звука?

Все на свете дети знают,

Звуки разные бывают.

Журавлей прощальный клекот,

Самолёта громкий ропот,

Гул машины во дворе,

Лай собаки в конуре,

Стук колёс и шум станка,

Тихий шелест ветерка.

Звуки эти шумовые.

Только есть ещё другие:

Не шуршания, не стука-

Музыкальные есть звуки.

Вопрос к слушателям:

Какие существуют звуки?

(ответы воспитателей)

Прежде всего, разделим все окружающие нас звуки на две важные группы:

Звуки шумовые (от слова шум, шуметь)

Звуки музыкальные (от слова музыка)

Из музыкальных звуков складывается любая песня, любое музыкальное произведение, любая мелодия. У таких звуков и название особое - мелодичные.

В музыкальном образовании процесс экспериментирования со звуковым материалом развивает инициативность, произвольность и креативность личности ребёнка, способствует развитию интеллектуальной компетентности. Дети учатся находить звуковые ассоциации, группировать звуки на основе общих признаков, производить подбор к звукам словесных определений. Эксперименты проводятся в поисках звуков города, деревни; поиск ассоциаций при работе со звуками природы (шелест листьев - воспроизводится шуршанием бумаги, пение синицы - постукиванием по хрустальному стаканчику), в звучании музыкальных произведений, при изготовлении звуковых игрушек, шумелок. Вся эта деятельность носит игровой, занимательный характер. Она развивает слуховое восприятие, способность ребёнка определять источник звука.

Вопрос к слушателям:

А Вы используете в своей деятельности эксперименты со звуком?

(ответы воспитателей)

Практическая часть.

«Звучащий мир вокруг нас»

Предлагается задание «Озвучивание стихов» А. Шибаев

Грохотом

Сменилась

И вот уже дождик

Тихонько -

Ты слышишь?-

Закрапал,

Закрапал,

Закрапал

По крыше…

Барабанить

Он станет…

Барабанит!

Барабанит!

НОЧНОЙ ЛЕС

С. Пшеничных

Лес ночной

Был полон звуков:

Кто-то выл,

А кто - мяукал.

Кто - то хрюкал,

Кто - то топал,

Кто - то крыльями

Захлопал,

Кто - то ухал

И глазищами

Ну, а кто - то

Презентация своих работ.

Экспериментальная лаборатория.

Предлагаю педагогам погрузиться в мир звуков.

Проведение опытов.

Исследовательские игры.

1. Как звучит вода

Материал для исследования.:

Таз с водой,

Тростниковые трубочки,

Разнообразные по размерам и диаметру отверстий емкости (пластмассовые банки, бу­тылки и т. п.),

Ракушки,

Камешки, кубики деревянные или пластмассовые,

Мелкие металлические предметы,

Иллюстрации с изображением моря, ручейка, дождя и т. п.

Описание исследования:

Педагог предлагает прислушаться к воде — тишина. Затем воспитатели выбирают трубочки, по­гружая одним концом в воду, осторожно дуют в них. Вода тихонько булькает. После этого воспитатели пробуют оставить часть отверстия над водой и сильно дуют в трубочку — вода громко булькает. Разнообразными маленькими или большими ёмкостями воспитатели набирают и льют воду в таз с во­дой, переворачивают емкости, шлепают по воде, бросают в воду ракушки, камешки, деревян­ные и пластмассовые кубики, мелкие металлические предметы и т. п. Воспитатели внимательно слуша­ют, обмениваются мнениями, отмечая, что каждый раз вода звучит по-другому. Затем можно предложить воспитателям послушать аудиозапись звуков: шум ручья, морского прибоя, дождя.

2. Как звучат камни

Материалы для исследования:

—камешки разных размеров, разной формы,

—деревянные, картонные или пластмассовые коробочки.

Описание исследования:

Педагог вместе с воспитателями рассматривает камешки. Воспитатели выбирают те экземпляры, которые им больше понравились. Педагог уточняет, почему именно на них они остановили свой выбор. Здесь целесообразно предложить воспитателям постучать большими камнями громко, маленькими камнями - тихо, побренчать в ладошках, потереть друг о друга, катать в коробочках, катать все камни всем вместе.

3. Как звучит пластмасса

Материалы для исследования:

разнообразные по тембру звучания пластмассовые погремушки,

большие и маленькие пластмассовые емкости, заполненные различными сыпучими ве­ществами (мелкими камешками, крупным или мелким песком, горохом, крупой, в том числе мелко или крупно нарезанной пластмассой).

Описание исследования:

Воспитатели слушают, сравнивают и обсуждают, как звучат погремушки. При этом можно выделить звуки шуршащие тихие или громкие, постукивающие и т. п. Важно, чтобы воспитатели услышали и рассказали о своем впечатлениях.

4.Как звучит металл

Материалы для исследования:

Металлофоны,

Т реугольники,

Колокольчики различных видов и размеров,

Бубенчики,

Цимбалы,

Металлические трубочки, гвоздики,

Описание исследования:

Воспитатели рассматривают музыкальные инструменты и металлические пред­меты, придумывают различные способы звукоизвлечения (постукивание тихое или громкое, в разном темпе, импровизация ритмических рисунков, скользящие движения — глиссандо и т. п.). Пошумели! Затем педагог предлагает послушать тишину. После этого воспитатели исполняют задан­ные педагогом ритмические рисунки.

5.Как звучит бумага

Материалы для исследования:

Газетная бумага, картон, в том числе рифленый,

Набор бумаги разной толщины,

Банки, коробки с натянутой сверху бумагой.

Описание исследования:

Воспитатели выбирают бумагу. Мнут её, трясут ею и т. д. Вслушиваясь, соотносят особенности шуршания-звучания и качества бумаги, меняют ритмические рисунки и громкость звучания. Постукивают по коробкам, по бумаге на банках, проводят по рифленому картону палочкой. Затем все вместе оценивают успешные находки бумажного звучания.

6. Как звучит дерево

Материалы для исследования:

Кастаньеты, колотушки, коробочки, дрова, кокошник, копытце, трещотка, хлопушка;

Различные деревянные предметы быта (столы, стулья, доски, рубель, ложки, чаши и т. п.);

Описание исследования:

Педагог обращает внимание воспитателей на то, что музыкальные инструменты и предметы, сделанные из дерева, звучат очень своеобразно. Трещотка, кастаньеты, могут трещать и стучать. Коробочка, дрова звучат негромко, а колотушки, хлопушки могут стучать очень громко.

Воспитатели исследуют свойства звучания деревянных музыкальных инструментов и предметов. Педагог предлагает выбрать понравившейся инструмент для участия в импровизации под русскую народную мелодию.