Можно понять по внешнему виду. Психологическая оценка по внешности и поведению

Так, к примеру, астеник (от греч. asthenikos – слабосильный, болезненный) – конституционный тип человека с такими признаками телосложения как худощавость, длинная шея, продольно вытянутый череп, узкое, четко очерченное лицо. В плане психических свойств астеники характеризуются повышенной чувствительностью и холодностью, пониженной общительностью, склонностью к интроверсии, высокой тревожностью. Атлетический тип человека – атлетик - (от греч. – athletes – борец) – конституционный тип человека, для которого характерно крепкое телосложение, развитая мускулатура, выносливость, настойчивость, как правило, уверенность в себе, конкурентоспособность, решительность, развитый волевой компонент, иногда – агрессивность. Пикнический же тип (пикник) характеризуется средним ростом, плотной фигурой, мягким широким лицом на короткой шее, основательным жирным животом в сочетании со специфическими психическими особенностями. По психическим особенностям пикников условно можно разделить на подгруппы: болтливо-веселые; спокойные юмористы; тихие, душевные люди; беспечные любители жизни; энергичные практики.

Не менее важное значение в наблюдении имеют так называемые актуальные психологические состояния человека, а именно страх, радость, гнев, волнение, сомнение и т.п. Они могут выражаться как в особенностях речи (вербально), так и в непосредственном поведении человека. Невербальное общение включает в себя такие формы самовыражения, которые не опираются на слова и другие речевые символы. Его ценность состоит, в частности, в том, что оно спонтанно и проявляется бессознательно.

Выражение лица – главный показатель чувств. Подчеркивая определенную связь внутреннего, психологического содержания личности с внешними, морфологическими особенностями строения лица, следует помнить, что лицо любого человека не является чем-то застывшим, а представляет собой целую гамму различных движений, что выражается в мимике.

Например, полностью поднятая голова указывает на уверенность в себе, выраженное самосознание, полную открытость и внимание к окружающему миру. Подчеркнуто поднятая голова обнаруживает отсутствие близости, самопревознесение или высокомерие. Запрокидывание головы назад демонстрирует большое желание деятельности, вызов. И, напротив, склоненная набок голова указывает на отказ от собственной активности, полную открытость собеседнику, стремление идти навстречу вплоть до покорности. Расслабленно свисающая вниз голова – признак всеобщей нехватки готовности к напряжению, безволие.

Улыбка – это проявление мимики, имеющее множественную коммуникативную функцию. Она, как правило, выражает дружелюбие, однако чрезмерная улыбчивость зачастую отражает потребность в одобрении. Натянутая улыбка в неприятной ситуации выдает чувства извинения и беспокойства. Улыбка, сопровождаемая приподнятыми бровями, выражает готовность подчиняться. Оттянутые вниз уголки рта символизируют в целом негативное отношение к жизни, общее невеселое выражение лица. Приподнятые уголки рта отражают позитивное отношение к жизни, оживленное и веселое выражение лица. Если рот выглядит пухлым, то его указывает на увеличенную жизненность чувств; мягким – на чувствительность; острым, точно вырезанным – на интеллектуальность; твердым – на определенность воли.

Впечатление об искренности или притворности улыбки возникает в зависимости от скорости, с которой поднимаются уголки рта, и от одновременного расширения глаз с последующим кратким смещением век. Исследователь подчеркивает, что слишком длительное расширение глаз без их кратковременного закрывания в сочетании с улыбкой рассматривается как угроза. Напротив, кратковременно закрывание глаз – умиротворяющий элемент мимики. Улыбающийся как бы дает понять: «Я не жду от вас ничего плохого, видите, я даже закрываю глаза».

«Язык взгляда» очень разнообразен. Так, полностью открытые глаза характеризуют высокую восприимчивость чувств и рассудка, общую живость. Слишком же широко открытые, «вытаращенные», глаза свидетельствуют об усилении оптической привязанности к окружающему миру. Прикрытые, «занавешенные» глаза – зачастую признак инертности, равнодушия, высокомерия, скуки или сильного утомления. Суженный или прищуренный взгляд означает либо сконцентрированное пристальное внимание, наблюдение, либо, в сочетании с взглядом сбоку, коварство, хитрость. Прямой взгляд, с лицом, полностью обращенным к партнеру, демонстрирует интерес, доверие, открытость, готовность к прямому взаимодействию. Взгляд сбоку, углами глаз, свидетельствует об отсутствии полной отдачи, скепсисе, недоверии. Взгляд снизу, при склоненной голове, указывает либо на агрессивную готовность к действиям, либо, при согнутой спине, на подчиненность, покорность, услужливость. Взгляд сверху вниз, при откинутой голове, обнаруживает чувство превосходства, высокомерие, презрение, поиски господства. Уклоняющиеся взгляд указывает на неуверенность, скромность или робость, возможно чувство вины. Агрессивно-жесткий человек, как правило, смотрит прямо в глаза, широко открыв свои; губы твердо сжаты, брови нахмурены, разговаривает сквозь зубы, почти не двигая губами. Мягкий, уступчивый человек смотрит из под прикрытых век, не выдерживает взгляда в упор.

В процессе общения собеседники смотрят друг другу в глаза, в среднем, от 30 до 60% времени. Анализ взгляда собеседника может дать дополнительную характеристику о психологическом состоянии.

Выделяют следующие виды взглядов: прямой; сквозь собеседника; сведенный (центрированный); бесцельный; фиксированный на чем угодно, только не на собеседнике или партнере; мимо партнера; снизу; сбоку; искоса; искоса через плечо; сверху вниз; уклоняющий­ся; интимный; очарованный; деловой; сальный; живой; вялый; беспокойный; оценивающий (взгляд от макушки до пяток); агрессивно-оскорбляющий; пронизывающий; пьяный; контролирующий; холод­ный.

Прямой взгляд сопутствует открытости и готовности к общению, а также правдивости высказываний. Человек с прямым взглядом уве­рен в себе, сознает свои силы и возможности. Прямые взгляды у партнеров в бе­седе, наряду с попеременным контактом "глаза в глаза", иллюстри­руют взаимное доверие друг к другу, уважение, свободное обсужде­ние самых острых проблем, негативных и рискованных тем. Кроме прямого взгляда, для открытых общению собеседников есть место только одному - сведенному (центрированному) взгляду. Он появляется у партнеров тогда, когда в беседе требует обсуждения конкретная, неотложная ситуация. Партнеры как будто бы видят ее перед собой. Зрачки несколько смещаются от центра друг к другу и застывают в этом положении.

Бесцельный взгляд иллюстрирует раздумье, задумчивость, уход в себя.

Взгляд, фиксированный на чем угодно, только не на собеседнике, иллюстрирует незаинтересованность в общении, неуважение к парт­неру и попытку ухода от обсуждаемых проблем.

Взгляд снизу, когда голова человека склонена, а зрачки синхронно и вынужденно поднимаются вверх от центра, иллюстрирует сле­дующие варианты поведения его владельца:

а) покорность, подчеркнутое внимание, услужливость - если спи­на согнута и в теле отмечается незначительная напряженность;

б) скрытность, расчетливая, дозированная подача информации в беседе - если напряжение в теле более выражено и на лбу заметны вертикальные складки;

в) враждебная закрытость, готовность к агрессии - если напряже­ние во всем теле, "набыченная", напряженная голова, напряженный и сжатый рот.

Взгляд сбоку, при котором зрачки синхронно уходят вправо или влево, иллюстрирует скептическое, негативное отношение к собеседнику, закрытость, недоверие, критику. Если при этом широко раскрыты глаза - человек пытается скрыть страх. Если же на лбу у человека в этот момент горизонтальные складки, а зрачки сужены и взгляд прищурен, то это человек, готовый к агрессивным действиям ("взведенный курок пистолета").

Взгляд искоса иллюстрирует попытку контроля над ситуацией, отслеживание реакции собеседника на свои слова.

Взгляд искоса через плечо демонстрирует закрытость по отноше­нию к собеседнику с одновременным презрением к нему.

Взгляд сверху вниз сопровождается откидыванием головы назад - человек бессознательно увеличивает дистанцию между собой и собеседником. Его зрачки смещаются вниз от центральной позиции - ил­люстрация высокомерия, гордости. Окружающими всегда воспринимается, как демонстрация превосходства, что, естественно, не способствует общению.

Уклоняющийся взгляд - иллюстрация неуверенности, боязливости, чувства вины или робости. Зрачки постоянно "убегают" из цен­тральной позиции.

Оценивающий взгляд (от макушки до пяток) - часто встречается при первом знакомстве людей. Зрачки совершают последовательные движения от центра вверх и от центра вниз. Обычно такой взгляд по­зволяет себе человек, управляющий ситуацией: в нем заинтересованы больше, чем он.

Живой, беспокойный взгляд - иллюстрация заинтересованности в беседе, ожидание обсуждения главной темы. Движения зрачков быстрые, по всем зонам.

Вялый взгляд - типичен для флегматиков. Иллюстрация спокойствия, полного знания обсуждаемого вопроса, скуки. Характерен для человека в состоянии сытой сонливости, вплоть до сна наяву.

Агрессивно-оскорбляющий взгляд - демонстрация собственной силы, готовности "раздавить" собеседника. Обычно сопровождается презрительной гримасой или полным отсутствием мимики на лице, что более опасно.

Пронизывающий взгляд - в народе говорят "как холодом обдало". Своеобразный взгляд следователя, прокурора, человека, наделенного властью или имеющего право требовать отчета, даже обвинять в данной ситуации.

Контролирующий взгляд присутствует при крайне важной или напряженной беседе человек отслеживает малейшие телесные проявления и действия партнера, ловит каждое его слово. Девиз этого состояния "Я все увижу, все услышу - ничего не пропущу"

Пьяный взгляд - характерен для психических больных и людей в состоянии алкогольного опьянения. Безостановочное движение глаз, разбегающихся во все стороны, изредка прерывается остановками, вы званными стремлением ухватить нить беседы, ситуацию.

Холодный взгляд - человек безэмоционально созерцает окружающее. Окружающее для него - не более чем скучное театральное действие с плохими актерами.

Сальный взгляд - ощупывающий взгляд развратника. Может быть бесцеремонным, а может посылаться украдкой.

Очарованный взгляд - взгляд человека, находящегося на пике эмо­ционального, религиозного или другого экстаза.

Глаза откровенно говорят о внутренних переживаниях человека, недаром опытные "игроки" пытаются скрывать их выражение за стеклами темных очков.

Людей обычно выдают:

  • · какие-либо изменения в обычном выражении глаз - возникновение некой эмоции, сигнал реагирования на стимул;
  • · непроизвольные движения глаз (заметно "бегающие глаза") - тревога, стыд, обман, страх, неврастения;
  • · блестящий взгляд - горячка, возбуждение;
  • · остекленелый взгляд - чрезвычайная слабость;
  • · увеличение зрачков - ощущение интереса и получение удовольствия от информации, общения, фотографии, партнера, пищи, музыки и прочих внешних факторов, принятие чего-либо, но также и сильное страдание;
  • · употребление некоторых лекарств и наркотиков (марихуаны, кокаина);
  • · сужение зрачков - накатывание раздражения, злобы, ненависти и сходных отрицательных эмоций, непринятие чего-либо; действие определенных наркотиков (морфия, героина);
  • · сумбурные движения зрачков - знак опьянения (чем больше таковых движений, тем человек пьянее);
  • · усиленное моргание - возбуждение, обман.

Люди всегда предпочитают смотреть на тех, кем они явно восхищаются, или на тех, с кем у них близкие взаимоотношения с близкого расстояния; женщины при этом проявляют больший визуальный интерес, чем мужчины.

В ходе общения чаще всего смотрят партнеру в глаза, когда слушают, а не когда говорят, хотя, осуществляя внушение, иной раз применяют прямой взгляд в глаза в момент произнесения диалога.

Субъект, который смотрит вам в глаза заметно меньше одной трети всего периода общения либо не честен, либо пытается скрыть что-то; тот же, кто нескрываемо упорно вглядывается в глаза, испытывает к вам повышенный интерес (зрачки расширены), выказывает откровенную враждебность (зрачки сужены) или стремится доминировать.

Модификации контактов глаз имеют следующую расшифровку:

  • · "отсутствующий взгляд" - сосредоточенное размышление;
  • · переведение взгляда на окружающие предметы и в потолок - падение интереса к беседе, излишне длинный монолог партнера;
  • · настойчивый и пристальный взгляд в глаза (зрачки сужены) - признак враждебности и явного желания доминировать;
  • · настойчивый и пристальный взгляд в глаза (зрачки расширены) - знак сексуальной заинтересованности;
  • · отвод и опускание взгляда - стыд, обман; - взгляд сбоку - недоверие;
  • · взгляд то отводится, то возвращается назад - отсутствие согласия, недоверие.

Походка

Должны быть отмечены особенности походки:

быстрая походка с размахиванием руками указывает на энергич­ность, целеустремленность, решительность;

медленная походка с опущенным взглядом, еле волоча ноги - указывает на угнетенное состояние, депрессию;

подчеркнуто интенсивное движение руками, подбородок припод­нят, ноги - словно деревянные, походка - принужденная, рассчитан­ная на то, чтобы произвести впечатление, все - это указывает на само­довольство, демонстративность, помпезность, свойственные данному индивиду;

стремительная походка, руки на бедрах - соответствуют вспышкам энергии, стремлению достичь своих целей кратчайшим путем за наименьшее время;

очень медленная походка в позе с опущенной головой, руками, сцепленными за спиной, задумчивым выражением лица - указывает на озабоченность решением какой-то проблемы.

Различают несколько типов походки:

ритмичная – расслабленная форма приподнятого, но уравновешенного настроения, типична для гуляющих;

равномерная /по типу армейского маршевого шага/ – волевая деятельность или стремление к цели;

широкие шаги – часто экстраверсия, целеустремленность, предприимчивость, непринужденность абстрагирующее мышление;

короткие, маленькие шаги – чаще интроверсия, осторожность расчет, быстрое мышление и реакция, сдержанность, тип мышления, скорее, конкретный;

ритмически сильная /с усиленными движениями бедер/ – наивно – инстинктивные и самоуверенные натуры, раскачивание плеч в резонанс – в основном, эффектные, самовлюбленные индивиды;

шаркающая, «провисающая» – отказ от волевых усилие, и стремлений, вялость, медлительность, леность;

твердая, угловатая , «ходульная», «деревянная» – зажатость, недостаток контактов, робость, неспособность к свободному проявлению.

постоянное приподнимание на напряженных носках ног – стремление вверх, ведомое сильной потребностью в чувстве превосходства, особенно интеллектуального.

В общении между людьми язык тела, как филогенетически более древний, приобретает качественное значение. По языку тела легко судить о состоянии внутреннего мира человека.

Человек, владеющий ситуацией, не очень заботится о неприкосновенности границ "своей территории". Ему не требуется защита в виде различных прикрытий - столов, стульев, папок, портфелей.

К расширению территории склонны неуверенные в себе люди. Сидя, они расширяют личное пространство вытянутыми ногами или руками, раскинутыми на спинки соседних стульев, используют для этой цели различные предметы. Стоя, они широко расставляют ноги, опираются вытянутыми руками на спинки стульев, колонны, стены, дверные косяки или просто подбочениваются. Люди, которые пере­оценивают важность статуса партнера, сами расширяют границы его территории, держась от него в стороне, на почтительном расстоянии.

Имеет значение пантомимика обследуемого: осанка, поза, жести­куляция, автоматизированные элементарные (тики) и генерализован­ные (вздрагивания и т.п.) двигательные реакции, общая двигательная активность. Сгорбленная осанка, опущенная голова, застывшая ми­мика - чаще всего указывают на депрессивное состояние. Горделивая осанка, поднятый подбородок, взгляд свысока - указывают на самодовольство и честолюбие человека. Если такая осанка сочетается с украшени­ем символическими знаками, это может указывать на наличие у индивида бредовых идей самовозвеличивания. Скрещенные на груди руки указывают, как правило, на защитную позицию человека. Скрещенное положение рук может быть и не связано с позицией защиты, а являться элементом комфортной позы. В этом случае кисти рук расслаблены. Определенно о защитной позе свидетельствует сочетание скрещенных на груди рук со сжатыми кулаками или напряженными пальцами. Защитную позицию усиливает скрещенное положение ног. Если в положении сидя "нога на ногу" человек покачивает верхней, это обычно указывает на то, что ему наскучила ситуация.

Об отсутствии защитной позиции свидетельствуют: расслаблен­ные руки, расстегнутая куртка (пиджак и т.п.), наклон корпуса в сто­рону собеседника. О заинтересованном внимании говорит легкий наклон головы, взгляд, устремленный на собеседника. Когда человек утрачивает интерес, положение головы выпрямляется, плечи сначала поднимаются, затем опускаются, взгляд начинает блуждать по сторо­нам, часто корпус собеседника принимает ориентацию в сторону выхода из помещения.

Демонстративное выражение скуки - полное безразличие, жест "голова в руке", т.е. голова лежит на ладони, глаза полуприкрыты. Жест "рука подпирает щеку", поза роденовского "Мыслителя", обычно указывают на состояние размышления о чем-то. Жесты: потирание подбородка в процессе беседы, снимание очков и тщательное протирание их стекол, захватывание носа в неплотно сжатую горсть, соединенное с прикрыванием глаз - свидетельствуют о протекании сложного процесса размышления (оценивания), о большой сосредо­точенности над принимаемым решением. Касание носа или легкое потирание его, обычно указательным пальцем, выражает сомнение или затруднительное положение. У некоторых лиц эквивалентными по значению являются жесты касания мочки уха, протирания глаз. Если собеседник опирается подбородком на кисть руки, при этом указательный палец вытянут вдоль щеки (по носогубной складке), а остальные располагаются ниже рта, это, как правило, свидетельствует о критическом подходе к словам партнера. Если этот жест сопровождается наклоном тела от партнера - тон оценки явно негативный.

Комплекс жестов отрицательной оценки: сложенные на груди ру­ки, отклонение тела назад, скрещенные ноги, отворачивание лица в сторону ("нос воротит") или наклон головы вперед, взгляд исподло­бья (взгляд "поверх очков") - сигнал о неэффективности выбранной тактики беседы. В этом случае предпочтительнее отказаться от "лобовой атаки" и оставить "больные" вопросы до более благоприятного момента, перевести разговор в другое русло, чтобы снизить напряже­ние собеседника.

Если человек старается не смотреть на собеседника, то, скорее всего, он что-то скрывает. На это указывает также жест "рука (чаще левая) прикрывает рот" после реплики, как если бы человек хотел остановить свою речь, но слова уже слетели с губ. О том, что человек скрывает свои намерения, может свидетельствовать поза, когда локти ставятся на стол, образуя пирамиду, вершина которой - кисти рук расположены прямо перед ртом.

Наоборот, если пальцы кистей рук соединены наподобие купола (одноименные пальцы прикасаются кончиками друг к другу) - это означает доверительность и уверенность в себе. Руки могут быть со­единены таким образом на разных уровнях. Женщины обычно соединяют пальцы на коленях (в положении сидя) или чуть выше пояса (стоя). Лица, занимавшие руководящее положение, как правило, держат руки тем выше, чем выше их ранг. Более мягкая форма этого жеста - пальцы накладывают друг на друга (пальцы одной кисти при­крывают пальцы другой кисти), обычно, также означает доверие.

Жест "руки сжимают друг друга" (кисти охватывают одна другую, пальцы напряжены) наблюдается, когда человек попал в слож­ную переделку, например, должен отвечать на вопрос, содержащий серьезное обвинение против него. Тесно сцепленные руки, пальцы переплетены - жест подозрительности и недоверия. Если при сцепленных руках большие пальцы начинают массировать друг друга, это указывает на потребность в усилении уверенности, тенденцию к перестраховке. Для женщин типичный жест потребности в усилении своей уверенности - медленное и изящное поднимание руки к шее. Если надето ожерелье, то рука притрагивается к нему, как бы проверяя, на месте ли оно. Похожее или более энергичное движение у мужчины на завершающем этапе маскируется тем, что рука поглаживает шею или поправляет сзади воротник рубашки ("жарко под воротничком"). Этот жест бывает связан с чувством облегчения после миновавшей опасности, с разрешением неприятной ситуации.

Поза - "руки на бедрах" (в положении стоя) или "одна рука опи­рается на колено предплечьем, другая - ладонью" (в положении сидя) указывает на готовность к действию: выполнению задания, заверше­нию разговора, принятию решения.

Различаются несколько способов посадки человека:

закрытая /ноги и ступни сомкнуты/ – боязнь контакта, недостаток уверенности в себе;

беззаботно-открытая /ноги или бедра широко расставлены/ – недостаток дисциплины, леность, равнодушно-примитивная бесцеремонность;

ноги замкнуты одна за другую – естественная самоуверенность, благодушное настроение, нет готовности к деятельности или защите;

посадка на краешке стула, с выпрямленной спиной высокая степень заинтересованности в предмете разговора;

посадка при постоянной готовности вскочить /например, одна ступня – под сидением стоит полностью, другая – позади нее на носке/ – типичная для неуверенно-боязливых или злобно-недоверчивых натур.

По мнению психологов, люди, которые ходят быстро, размахивая руками, имеют ясную цель и готовы немедленно ее реализовать, а люди, обычно держащие руки в карманах, скорее всего, критичны и скрытны, им очень нравится подавлять других.

Те, что находятся в угнетенном состоянии духа, тоже часто при ходьбе держат руки в карманах, волочат ноги и редко глядят вверх или в том направлении, куда идут.

Таким образом, характер отношений, а также некоторые личностные особенности могут отражаться не осанке, посадке, походке и другой, типичной для данного человека позе.

Высокомерные люди откидывают корпус назад, выпячивают грудь и вскидывают голову – скромные пытаются быть незаметными, поэтому сутулятся, втягивают голову в плечи, которые слегка приподнимают. Типичный подхалим наклоняет весь корпус вперед, при этом устремляя взгляд на собеседника и широко, подобострастно улыбаясь.

Определение характера человека по его внешности – дело, безусловно, непростое. Всегда необходимо учитывать, что некоторые люди стремятся замаскировать свое внутреннее содержание внешней игрой. Однако определенную информации об индивидуально-психологических особенностях личности и поведения человека его типичные позы все же содержат.

Возможные привязки положений тела к психическому состоянию человека таковы:

  • · руки заложены за спину, голова высоко поднята, подбородок выставлен - чувство уверенности в себе и превосходства над другими;
  • · корпус подан вперед, руки (подбоченясь) на бедрах - уверенность в своих силах и готовность к активным действиям, агрессивность, взвинченность при разговоре, стремление отстаивать свою позицию до конца;
  • · стояние, опираясь руками о стол или стул - ощущение неполноты контакта с партнером;
  • · руки с расставленными локтями заведены за голову - осознание превосходства над другими;
  • · закладывание больших пальцев рук за пояс или в прорези карманов - знак агрессивности и демонстрируемой уверенности в себе;
  • · высовывание больших пальцев рук из карманов - знак превосходства;
  • · скрещенные конечности - скептическая защитная установка;
  • · нескрещенные конечности и расстегнутый пиджак - установка доверия;
  • · наклон головы в сторону - пробуждение интереса;
  • · наклон головы вниз - отрицательное отношение;
  • · легкий отклон головы назад - знак агрессивности;
  • · сидение на кончике стула - готовность вскочить в любой момент чтобы: либо уйти, либо действовать в создавшейся ситуации, либо унять скопившееся возбуждение, либо привлечь к себе внимание и подключиться к разговору;
  • · закидывание ноги на ногу со скрещиванием рук на груди - знак "отключения" от разговора;
  • · забрасывание ноги на подлокотник кресла (сидя на нем) - пренебрежение к окружающим, потеря интереса к разговору;
  • · скрещенные лодыжки у сидящего - сдерживание неодобрительного отношения, страх или взволнованность, попытка самоконтроля, негативное защитное состояние;
  • · положение (сидя или стоя) с ногами ориентированными на выход - явное желание прекратить разговор и уйти;
  • · частая перемена поз, ерзанье на стуле, суетливость - внутреннее беспокойство, напряженность;
  • · вставание - сигнал о том, что некое решение принято, беседа надоела, что-то удивило или шокировало;
  • · сцепленность пальцев рук - разочарование и желание скрыть отрицательное отношение (чем выше расположены при этом руки, тем сильнее негатив);
  • · кисти рук соединены кончиками пальцев, но ладони не соприкасаются - знак превосходства и уверенности в себе и в своих словах;
  • · руки опираются локтями о стол, а их кисти расположены - перед ртом - скрывание своих истинных намерений, игра с партнером в кошки-мышки;
  • · поддерживание головы ладонью - скука;
  • · пальцы, сжатые в кулак расположены под щекой, но не служат для опоры головы - признак заинтересованности;
  • · подпирание большим пальцем подбородка - знак некоей критической оценки;
  • · обхватывание своего бокала двумя руками - замаскированная нервозность;
  • · выпускание дыма от сигареты вверх - положительный настрой, уверенность в себе;
  • · выпускание дыма от сигареты вниз - негативный настрой, со скрытыми или подозрительными мыслями.

Жесты и телодвижения

"Жест есть не движение тела, а движение души". Он сообщает о желании человека и о том, что тот в этот момент испытывает, а привычный для кого-то жест - свидетельствует о черте его характера.

Внешне одинаковые жесты у различных людей могут означать совершенно непохожие вещи, но существуют и тождественные моменты:

  • · активная жестикуляция - частый компонент положительных эмоций, понимаемый другими как выказывание дружелюбия и заинтересованности;
  • · чрезмерная жестикуляция - признак беспокойства или неуверенности.

При определении мыслей и эмоций индивида следует отмечать лишь непроизвольную жестикуляцию:

  • · демонстрация открытых ладоней - показатель откровенности;
  • · сжатие кулаков - внутреннее возбуждение, агрессивность (чем сильнее сжимаются пальцы, тем сильнее сама эмоция);
  • · прикрывание рта рукой (или бокалом в руке) в момент речи - удивление, неуверенность в произносимом, ложь, доверительное сообщение, профессиональная подстраховка от чтения по губам;
  • · прикосновения к носу или легкие почесывания его - неуверенность в сообщаемом (как собой, так и партнером), ложь, поиск в ходе дискуссии нового контраргумента;
  • · потирание пальцем века - ложь, но иной раз - ощущение подозрительности и лжи со стороны партнера;
  • · потирание и почесывание различных фрагментов головы (лба, щек, затылка, уха) - озабоченность, смущение, неуверенность;
  • · поглаживание подбородка - момент принятия решения;
  • · суетливость рук (теребление чего-либо, скручивание и раскручивание авторучки, троганье частей одежды) - настороженность, нервозность, смущение;
  • · пощипывание ладони - готовность к агрессии;
  • · покусывание ногтей - внутреннее беспокойство;
  • · всевозможные движения руки поперек тела (поправить часы, прикоснуться к запонке, поиграть пуговицей на манжете) - маскируемая нервозность;
  • · собирание "ворсинок" с одежды - жест неодобрения;
  • · оттягивание от шеи явно мешающего воротничка - человек подозревает, что другие распознали его обман, нехватка воздуха при гневе;
  • · протирание стекол очков либо помещение дужки их оправы в рот - пауза для обдумывания, просьба подождать;
  • · снятие очков и бросание их на стол - чрезмерно острый разговор, трудная и неприятная тема;
  • · гашение или откладывание сигареты - период максимального напряжения;
  • · слишком частое сбивание пепла с сигареты - тягостное внутреннее состояние, нервозность;
  • · наклон головы набок - пробуждение интереса;
  • · быстрый наклон или поворот головы в сторону - желание высказаться;
  • · постоянное отбрасывание якобы "мешающих" волос со лба - беспокойство;
  • · явное стремление опереться на что-либо или прислониться к чему-либо ощущение сложности и неприятности момента, неразумение того, как выкрутиться из создавшегося положения (всякая опора повышает уверенность в себе).

Определенное диагностическое значение имеет оценка общей двигательной активности. Высокая двигательная активность, дости­гающая уровня двигательной расторможенности, характерна для лиц с преобладанием гипертимных черт характера. Лиц шизоидного типа отличают скованность движений, застывание в определенных фазах движений, двигательные стереотипы, ритуальные движения и автоматизмы. Лицам эпилептоидного типа свойственна определенная контрастность в психомоторике: медлительность, тяжеловесность, плохая переключаемость движений и в то же время, импульсивность, склонность к бурным двигательным разрядам. Для лиц, находящихся в состоянии депрессии, характерны вялые замедленные движения.

Важную информацию, отражающую состояние и свойства испы­туемого, несут особенности голоса и речи: сила и тембр голоса, интонация, темп речи, плавность. Возбуждение, гнев, восторг вызывают усиление и повышение тона голоса. Неуверенность, сомнения приводят к замедлению речи, растягиванию слов. Удивление, испуг сопровождаются непроизвольными восклицаниями. Волнение, страх вызывает дрожание голоса, усиление заикания.

Вот некоторые характеристики человеческого голоса:

–скорость речи: оживленная, бойкая манера говорить, быстрый темп свидетельствуют об импульсивности собеседника, его уверенности в себе, спокойная, медленная манера указывает на невозмутимость, рассудительность, основательность; заметные колебания скорости речи обнаруживают недостаток уравновешенности, неуверенность, легкую возбудимость;

–громкость: сильный голос, как правило, присущ истинной силе побуждений /жизненной силе/ либо кичливости; тихий, слабый голос указывает на сдержанность, скромность, такт или нехватку жизненной силы, слабость человека; резкие изменения громкости свидетельствуют об эмоциональности и волнении;

–артикуляция: ясное и четкое произношение указывает на внутреннюю дисциплину, потребность в ясности и недостаток живости; расплывчатое произношение, как правило, свойственно уступчивости, неуверенности, мягкости, вялости воли;

–высота: фальцет /дословно – «головной голос»/ присущ человеку, у которого мышление и речь больше исходят из интеллекта, грудной голос – мышление и речь эмоциональны, естественны, не созданы сознательно; высокий пронзительный голос – признак страха и волнения, а низкий означает покой, расслабленность и достоинство;

–режим и течение речи: ритмичное говорение /ровное перетекание слов с легкими периодическими колебаниями/ говорит о богатстве чувств, уравновешенности, скорее, хорошем основном настроении; строго цикличное, правильное говорение означает сильное осознание переживаемого, напряжение воли, дисциплину, педантичность, холодность чувств; округло–текучая манера говорить /типична для общения на пикниках/ свойственна людям, живущим глубоко, полно, эмоционально, угловато-отрывистая манера характеризует трезвое, целесообразное мышление.

Интересы наблюдения за особенностями смеха.

Так, смех на «а» /ха-ха/ – совершенно открытый, идущий от сердца, облегчающий и беззаботный.

Смех на «е» /хе-хе/ – не слишком приятный, а, скорее, дерзкий, завистливый.

Смех на «и» /хи-хи/ – одновременно скрытный и хитрый, смесь иронии и злорадства.

Смех на «о» /хо-хо/ звучит хвастливо-угождающее и в основе своей издевательский и протестующий.

Смех на «у» /ху-ху/ указывает на скрытый страх, боязливость.

Невротическое заикание, как правило, связано с перенесенными острыми психическими травмами (сильный испуг в детстве, разлука с родителями, внезапное изменение привычного жизненного стереоти­па - например, определение в детские ясли, сад и т.д.). Помимо заика­ния может наблюдаться другое нарушение речи, так называемое спо­тыкание. Спотыкание связано не с судорогами артикулярных мышц, а с разнообразными нарушениями темпа и ритма речи (уско­ренная, захлебывающаяся, неравномерная по ритму). При этом на­блюдаются также дефекты артикуляции (смазанность речи), неожиданные колебания громкости, монотонность, затрудненное нахожде­ние слов, нечеткая формулировка фраз, беспорядочная перестановка смысловых ударений. В происхождении спотыканий большое значение имеют остаточные явления ранних органических поражений головного мозга.

Интонация подчас более информативна, чем содержание речи. Одна и та же словесная формулировка может принадлежать совершенно различным людям и может быть высказана в спокойно-дружеском, бесстрастно-описательном, настойчиво-просящем, на­смешливом, жалобном или возмущенном тоне. Темповые особенно­сти речи являются важнейшими признаками темперамента человека: для подвижного типа характерна быстрая, стремительная речь, почти без пауз; для инертного - замедленная, с длительными паузами. За­медленная, вязкая, обстоятельная речь, с частыми персеверациями, склонностью к деталям типична для эпилептоидов. Замедленная примитивная речь с длительными паузами, отражающими затруднения в формулировании самых элементарных фраз, свойственна лицам с низким интеллектуальным развитием. Медленная, тихая, иногда еле слышная, речь, как бы через силу шевелящиеся губы - отличают лиц, находящихся в состоянии депрессии.

Непроизвольные реакции

Эти реакции обычно плохо поддаются контролю (хотя различными приемами пытаются их маскировать) и потому весьма информативны. Отдельные из них выявляют при аппаратной диагностике обмана, осуществляемой приборами, известными под обобщающим названием "детектор лжи" (а также "полиграф").

Стандартное прочтение этих реакций таково:

  • · покраснение лица (иной раз пятнами) - стыд, гнев;
  • · побеление лица - страх, признак виновности;
  • · расширение зрачков - интерес, удовольствие, согласие, сильная боль;
  • · сужение зрачков - неудовольствие, отвергание;
  • · усиленные биения пульса на венах рук или артериях шеи (поддергивание галстука на шее из-за активного сердцебиения) - тревога, страх, стыд, обман;
  • · снижение частоты пульса - повышенное внимание;
  • · быстрое или поверхностное дыхание - внутреннее напряжение;
  • · короткое дыхание через нос - злость;
  • · нарушенность дыхания, спазматические движения горла и рефлекторные сглатывания слюны - тревога, стыд, обман;
  • · пересыхание рта (сглатывания, облизывание губ, жажда) - страх, обман;
  • · внезапное обнажение зубов - признак ярости, агрессивность;
  • · испарина, пот - гнев, смущение, нервозность, обман;
  • · дрожь (в пальцах рук и ног, мышцах лица) - внутреннее напряжение, страх, обман;
  • · частое моргание - возбуждение, обман;
  • · урчание в животе - страх (не всегда, разумеется);
  • · скрип зубами - сильнейшая нервозность, стресс, отсутствие возможности осуществить задуманное.

По характеру ответов на вопросы, по тому, в какой манере и какими словами, как высказывается, можно получить первое представление об особенностях личности говорящего.

При эпилептоидной акцентуации характера человек обычно отвечает неторопливо и немногословно, но при этом обнаруживает чрезмерную склонность к детализации, потребность рассказать о несущественных мелочах, не имеющих непосредственного отношения к сути обсуждаемого вопроса. Такие лица не выносят, когда их перебивают, в требовании кратких и четких ответов по существу они видят невнимательность к себе, неблагожелательное отношение и тогда за­мыкаются.

При истероидной акцентуации характера наблюдаются пре­тенциозность, театральная манера высказывания, излишняя аффектация. Красочным описанием своих переживаний такая личность стре­мится произвести впечатление необычности, исключительности, со­средоточить на себе особое внимание.

При сенситивной и шизоидной акцентуациях характера имеет место излишняя сдержанность в ответах. Скупость высказываний у сенситивных личностей чаще всего бывает обусловлена застенчиво­стью, а у шизоидных - тем, что у них самих уже сложилось свое соб­ственное четкое представление о проблеме и они сообщают по своей инициативе лишь те сведения, которые им самим представляются важными.

При психастенической акцентуации характера вслед за ответом, а иногда и вместо него, можно услышать пространные рассуждения. За этим обычно стоят тревожная мнительность, опасения наихудшего, хотя и маловероятного, а рассуждения нередко служат для самоуспо­коения.

При ипохондрической акцентуации обследуемые постоянно ищут возможность рассказать о своих проблемах.

При неврастеническом типе нередко в тоне, которым даются ответы, сквозит несдерживаемое раздражение, а при паранойяльном типе - озлобление на всех и на все.

Учитывая многозначность связей внешних признаков и субъективной психической реальности, индивидуальную специфичность поведенческих и вегетативных реакций, следует при наблюдении значимой особенности поведения в той или иной ситуации зафиксировать эту особенность при повторении ситуации, а также в других ситуациях, отличающихся от первоначальной. Это позволяет отделить случайные совпадения закономерных. Любое предположение относительно психологической реальности, вызвавшей то или иное поведение, требует проверки, сопоставления с альтернативными источниками. Рассматривать частные условия появления наблюдаемого по­ведения в сопоставлении с общей ситуацией, что позволяет более точно понять смысл наблюдаемого.

Мы привыкли судить о человеке по первому впечатлению от его внешности, как в народе говорят «одежке», даже не задумываясь, что это не просто так. Древние мудрецы говорили, что при уродливом лице, но добром сердце первое может переродиться. А вот если сердце злое, то даже самое прекрасное лицо будет им разрушено с годами.

Современные исследования подтверждают, что связь между внутренней психологией и внешними особенностями определенно существует. Есть даже специальная наука, которая зародилась в Китае – физиогномика – изучающая характер и способности по формам тела их владельца. С помощью этой статьи вы поймете, как именно узнать характер человека по черточкам лица.

Следы на лице – знаки судьбы?

Известна одна старая китайская легенда, повествующая о встрече двух разных по сословию людей – полицейского и мастера в области физиогномики. При мимолетном взгляде на блюстителя порядка, он сделал встречному весьма странное предложение – взять в жены свою дочь. С течением времени обычный сельский полицейский превратился в первого императора династии Хань.

Может, не стоит считать этот рассказ просто красивой сказкой, ведь каждый из нас не раз замечал тревоги и заботы, буквально написанные на лице у ближнего, так же как и искренние радости? Специалисты по «чтению людей» уверены, что такие незначительные индивидуальные черточки, как шрамы и родинки, пятнышки и морщины, а также сам цвет лица – это не что иное, как метки человеческой судьбы, причем как настоящей, так и будущей.

Форма имеет значение: геометрия лица

Определить конкретные черты можно и по подбородку: широкий – волевая натура, квадратный – зацикленность на материальных благах, острый – изворотливость и хитрость.

7 главных составляющих характера, которые можно «увидеть»

  • уверенность – пропорция лица по длине и ширине. По мнению психологов, этому качеству соответствует 70%-ная ширина лица по сравнению с его длиной.
  • дружелюбие – высота глаз по соотношению к расстоянию между верхней частью глаз и бровями. К примеру, если брови человека расположены выше обычного, то он наверняка расположен к ограничению личного пространства.
  • терпимость – расстояние между глазами по горизонтали. Более терпеливый характер отличает личностей с широко посаженными глазами.
  • чувство юмора – длина подносового желоба. Длинный указывает на плоскую иронию и сарказм, более короткий – адекватное восприятие шуток на свой счет.
  • по форме и размеру губ можно определить щедрость речи . Обладатели тонких губ в большинстве случаев очень сдержанны.
  • мировоззрение – размер складки на веке. Более толстая говорит об аналитическом складе ума человека, а тонкая или вовсе отсутствующая свидетельствует о решительности и привычке руководствоваться действиями.
  • слышали такое выражение магнетический характер [b]? Так вот природный магнетизм можно узнать по глубине цвета глаз. Чем он насыщеннее и глубже, тем более харизматична личность.

И «каждая черточка будет мила»: учимся читать по лицам

Лоб: человеческие слабости и добродетели


По форме лбы делятся на два типа: узкий и плоский демонстрирует человека грубого, твердого и непреклонного, а высокий и круглый изобличает живой ум, способный к точным наукам, оригинальность и хорошее воображение. Характер такого человека отличается непредсказуемостью и вспыльчивостью. А на Таити, к примеру, до сих пор считается, что чем ниже и меньше лоб человека, тем он более удачлив в личной жизни.

Скажи мне, каков твой нос, и я скажу…


Нос – одна из главных «опорных точек» лица человека. Интересен такой исторический факт, что российская императрица Елизавета не позволяла мастерам писать свои портреты в профиль, боясь собственного маленького и слегка вздернутого носика, который лишал ее гордого и властного внешнего вида, соответствующего высокому статусу.

А на одном из островов в джунглях есть деревня амазонок, где каждой девочке рассекают кончик носа таким образом, чтобы остался шрам с небольшой ямочкой. Тамошние жители верят, что подобная манипуляция подарит будущей амазонке сильный, ловкий и решительный характер. При воспоминании об известных личностях хорошим примером является писатель Гоголь, нос которого был очень длинным и узким, что считается несомненным признаком таланта.

Идеальной формой носа считается округлый кончик с гармоничными «крылышками». Если ноздри слишком большие – значит, характер имеет определенные дефекты. Костлявый, высокий и тощий – признак чрезмерной гордыни, а полный и луковицевидный говорит о доброте и сердечности его владельца. Знаменитый обладатель носа с горбинкой – Пушкин. Может, именно благодаря этой физической особенности он всегда отличался храбростью и смелостью.

Глаза – окна в душу


Большие глаза говорят о чувствительности и мужестве, внутреннем стремлении к первенству, маленькие же присущи личностям замкнутым, несговорчивым и угрюмым. В такой же связи находится и радужка глаза: если ее размер внушителен, то человека можно без колебаний определить как мягкого и спокойного, а более скромные показатели свидетельствуют о несбалансированности внутреннего мира и, соответственно, регулярных сбоях в отношениях с окружающими.

Если говорить о посадке глаз, то благоприятным признаком считается прямая горизонталь. Скошеность к низу говорит о мужской решительности и женском неблагоразумии, а вздутые веки – об усталости от жизни.

Исторический пример с большими, не слишком далеко расставленными глазами – известный предсказатель Нострадамус. По вышеназванным чертам можно узнать рассудительность, чувствительную и восприимчивую натуру.

Рот и губы: разгадка жизни

Так как с течением времени форма губ изменяется под влиянием мимики, которая, в свою очередь, находится в прямой зависимости от настроения человека, по этим чертам можно сказать многое. Специалисты физиогномики уверены, что чем шире отверстие рта, тем лучше характер его обладателя в целом и способность к служебной карьере в частности.

Современный человек плохо знает себя и свой характер, что уж говорить об окружающих людях. А ведь иногда для этого достаточно просто взглянуть в зеркало и присмотреться к привычным чертам. Познание себя никогда не бывает лишним.

Признайтесь, было бы здорово, если бы вы могли при первой встрече посмотреть на человека и уже знать какой он, что из себя представляет, можно ли ему доверять. Во многих известных фильмах мы можем наблюдать похожую сцену, в которой некий сыщик или психолог демонстрирует просто чудеса наблюдательности и выкладывает всю подноготную другого человека буквально через пару секунд. Но возможно ли такое на самом деле? Давайте разберемся, как узнать человека по внешности.

Как всегда, нам следует обратиться к науке, чтобы понять, как определить характер человека по внешности. И она нам говорит, что поведение и характер субъекта заложены в его генотипе. Одни гены могут влиять одновременно и на внешность и на характер. Более того, внешность помимо генов, может рассказать и о привычках вашего собеседника и других факторах, которые мы разберем ниже.

Что нам нужно, так это наблюдательность, ну и понимание того, на что смотреть. Осторожное наблюдение можно выполнить, например, в рамках разговора, не возбуждая у собеседника подозрений. Явный осмотр с ног до головы мало кому понравится. И не забывайте, что описание характера по внешности требует глубокого анализа всех факторов, а потому то, чего нет, порой так же важно, как и то, что вы увидите.

Одежда

Знаете, как говорят — встречают по одежке. И это очень важный фактор, который говорит о многом. Первое, на что стоит посмотреть — одежда дорогая или нет? Разумеется, это скажет вам о состоятельности человека. Безусловно, встречаются богатые люди, которые любят неброскую одежду, но это редкость.

Далее, стоит обратить внимание на то, насколько одежда ухожена, чистая ли она, поглажена или нет? Эти данные скажут вам о характере человека немало. Следит ли он за собой. Когда за одеждой следят, обычно это признак дисциплины и более жесткого характера. Если человек не сильно обращает внимание на вою одежду, часто это бывает признак того, что перед вами творческая личность, для которой материальное не так важно.

Фигура

По фигуре можно определить не только то, как работает обмен веществ (что больше интересно врачам), но и черты характера. Подтянутые спортивные люди, чаще отличаются высокой самодисциплиной и сильным характером. Это вовсе не значит, что человек агрессивен, часто наоборот, сильные и уверенные в себе люди не испытывают потребности к агрессии.

Более худощавые люди напротив могут быть несколько неуверенны и ранимы (не всегда). Но такой тип телосложения имеет свои особенности. Чем меньше масса тела, тем больше энергии организм расходует на мозг. Поэтому худощавые зачастую несколько умнее больших, сильных или полных людей.

Аксессуары

Самый известный аксессуар — это кольцо на пальце. Смотрите на правую руку при первой встрече, это позволит сразу определить, женат (замужем) субъект или нет. Другие вещи вроде цепочек или браслетов не так важны, если их не слишком много. А вот когда от украшений рябит в глазах, это говорит о характере человека то, что он достаточно самовлюблен и, возможно, несколько неуверен в себе.

Особенности строения шеи человека, его плеч, бедер и ног могут рассказать о характере и привычках. Например, короткая шея — это явный признак упрямства и недальновидности, тогда как длинная шея свойственна меланхоликам. «Бычья» шея говорит о храбрости человека. Ну а тех, у кого тонкая шея можно считать романтиками и интеллектуалами.

Плечи

Во время общения обращайте внимание и на плечи человека. Узкие плечи обычно говорят о том, что перед вами скорее застенчивый человек. Тогда как широкие плечи явный признак храбрости, иногда агрессивности.

Обычно первое, на что мы смотрим, это лицо. И быстрей всего мы сможем распознать человека по его лбу. Строение черепа, как известно из антропологии, характеризует и мозг человека. Поэтому смотрите на лоб. Высокий лоб — явный признак высокого интеллекта. Обладателям узкого лба свойственна вспыльчивость. А если лоб имеет квадратную форму, это может говорить о честности человека.

Брови

О характере объекта могут поведать и его брови. Тонкие брови — признак надменности и больших амбиций. Сросшиеся брови часто являются признаком грубости и жестокости. Тогда как широкие брови характерны для искренних и простых людей.

Глаза

Говорят, глаза — зеркало души. Возможно, так и есть. Во всяком случае, они выдают человека не меньше, чем все остальное. Глубоко посаженные глаза свойственны жадным и завистливым людям. Тогда как обладатели небольших глаза обычно любознательны и красноречивы. Узкие глаза выдают жестокого человека.

Нос тоже предательски выдает тайны о своем хозяине. Так, острый и длинный нос характерен для строгих и вспыльчивых людей. Люди со вздернутым носом обычно капризным и легкомысленны. Широкий и толстый нос говорит о грубости.

Маленький рот часто характерен для слабохарактерных людей. Если у объекта верхняя губа несколько больше нижней — перед вами эгоист. А выступающая нижняя губа свойственна людям, которые привыкли получать то, чего хотят. Узкий рот – это обычный признак скрытности. Ну а пухлые губы выдают смелость и чувство юмора.

Подбородок

Вы наверное уже знаете, что сильные и уверенные люди часто обладают широким подбородком. Это явный признак мужественности, вот почему девушки так любят подобных парней. У более скромных людей подбородок не столь выразителен.

Походка

Многое может сказать о человеке и его походка. И неважно как он пытается вести себя с вами, достаточно лишь минуту понаблюдать за тем, как он идет, и все становится ясно.

Свободная и властная походка говорят о сильном характере и самоуверенности. Напротив, робкая и нервная походка также красноречиво выдают характер субъекта или же его состояние на данный момент.

Руки

Обращайте внимание на рукопожатие. Впрочем, мужчины это итак знают, но не лишним будет напомнить. Крепка рука и жесткое рукопожатие говорят о сильном собеседнике. Еле заметное рукопожатие, напротив, означает, что перед вами или не совсем уверенный в себе человек или добрый. Следите за тем, на какой руке у человека часы, какой рукой он берет ручку, открывает дверь. Это позволит определить правша он или левша.

Волосы

Ну и конечно же волосы. У мужчин фактором, на который стоит обратить внимание, является чрезмерная ухоженность, использование лака. Это говорит о самовлюбленности, часто агрессивном характере и повышенном либидо.

Разумеется, нужно понимать, что всегда есть исключения, а потому смотрите на все факторы в целом, чтобы определить характер по внешности. Спустя некоторое время вы наберетесь опыта и сможете при первой встрече, лишь взглянув на человека, очень многое нем узнать. Ведь теперь вы знаете, куда нужно смотреть и как оценивать.

Очень часто, собираясь на собеседование, мы волнуемся. Ведь мы не знаем, какой характер у возможного начальника, менеджера по подбору персонала. А хочется произвести приятное впечатление на них.

Иногда руководителю и кадровику достаточно взгляда и пары вопросов, чтобы решить, подходит человек организации или нет. И не всегда опыт работы играет важную роль. Бывает, что менее опытного сотрудника возьмут на более высокооплачиваемую работу.

Менеджеры по подбору персонала тщательно проверяют многие аспекты характера будущего работника.

Понятие характер и его типы

Характер - это совокупность индивидуальных особенностей личности, направленная на определенные поступки в различных жизненных ситуациях.

Давняя пословица гласит: «Посеешь поступок - пожнешь привычку, посеешь привычку - пожнешь характер, посеешь характер - пожнешь судьбу». Суть этой пословицы сводится к тому, что в жизни все взаимосвязано.

Характер человека определяется его отношением к окружающим людям, к работе, вещам, к себе самому.

На формирование характера влияют многие факторы: семья, школа, институт, жизненные ситуации. Любая черта характера может измениться как в лучшую, так и в худшую сторону.

Существует множество классификаций, которые ответят на вопрос, как определить тип характера человека.

Основные типы характера можно классифицировать на 3 группы:

  1. В зависимости от темперамента: меланхолик, холерик, сангвиник, флегматик.

Холерики - достаточно быстрые, подвижные, временами вспыльчивые люди.

Меланхолики - впечатлительные и ранимые люди. Такие люди больше всего склонны к грусти.

Флегматики - упорные, уравновешенные, немного медлительные.

Сангвиники - подвижные, упорные, быстрые, жизнерадостные.

  1. По Юнгу в зависимости от свойств психики выделяют 2 типа характера: интроверт и экстраверт.

Интроверты достаточно замкнутые люди, которые не любят шумных компаний. Они тщательно все анализируют и уделяют внимание любым мелочам.

Экстраверты общительные и веселые. У них много друзей. Они более халатно относятся к мелочам.

  1. По классификации Кречмера выделяют типы характера в зависимости от телосложения: астеники, атлетики, пикники.

Астеники склонны к худобе. Руки и ноги длинные, лицо вытянутое. Люди с таким телосложением достаточно замкнутые и упрямые.

Атлетики обладают хорошо развитой мускулатурой. Таким личностям свойственны властность, практичность, уверенность в себе и спокойствие в любых ситуациях.

Для пикников характерен лишний вес, маленький рост и широкое лицо. Таким людям свойственна коммуникабельность, эмоциональность.

Как определить характер человека

Основные способы определения типа характера - наблюдение и тестирование. Каждый раз кадровик даст заполнить соискателю работы анкету, которая состоит из большого количества вопросов. Эта анкета помогает определить темперамент и тип работы, который подойдет человеку.

Существует теория, что можно определить характер человека по внешности. Ведь многие сериалы, в частности, «Теория лжи» и «Менталист», показывают, что по выражению лица и поведению человека можно определить особенности его характера.

Ниже мы рассмотрим более подробно определение характера человека по лицу и глазам.

Люди с круглой формой лица добродушные, миролюбивые, мягкие, искренние и открытые. Ценят стабильные отношения.

Прямоугольная форма характеризует человека как целеустремленного, обладающего хорошими организаторскими способностями, чуткого и тактичного, уравновешенного, с высоким уровнем интеллекта.

Овальная форма лица свидетельствует о чрезмерном самолюбовании человека, а также о его практичности и трудолюбии. У таких людей возникают проблемы в отношениях с людьми.

Люди с треугольной формой - сложные натуры. Они могут быть вспыльчивыми, хитрыми, одиночками, но обладают большим творческим потенциалом.

Квадратная форма лица говорит о стремлении доминировать и агрессии. Такие люди умны, но достаточно агрессивны.

Люди с трапециевидной формой лица мягкие и добрые, жизнерадостные, дружелюбные. Им не стоит быть руководителями.

Соотношение ширины и длины лица расскажет об уверенности человека в себе. Те люди, у которых ширина лица составляет больше 70% от длины, достаточно уверены в себе.

Расстояние между глазами свидетельствует о терпеливости к ошибкам. Люди, у которых широко расположены глаза терпимее относятся к другим. Размер и форма губ свидетельствуют о щедрости. Люди с тонкими губами более сдержаны, а с более полной верхней губой - щедры.

Очень часто говорят, что «глаза - зеркало души». Люди с глубоким цветом глаз обладают большой харизмой. Маленькие глаза говорят о чрезмерной ревнивости человека, большие - о чувственности. Также маленькие глаза и нижние двойные веки свидетельствуют о непостоянстве человека.

Люби с круглыми глазами обладают жестким характером. Узкие глаза свидетельствуют о скрытности, глубоко посаженные - о коварстве. Большие глаза с полузакрытым веком расскажут о властном человеке. Способностями к лидерству обладают люди с большими глазами и складками на веках.

Таким образом, есть способы, которые подскажут, как определить характер человека, но первое впечатление и теории могут быть ошибочными. Только длительное общение поможет разобраться в характере человека.

Говорят: «Встречают по одежке, а провожают по уму». Давай немного перефразируем: «Встречаем по внешности, судим о характере». Наверняка ведь тебе случалось давать кому-либо характеристику, исходя только лишь из внешних данных. Например, люди с тонкими губами – хитрые и любят манипулировать, а тот, кто поджимает губы, – коварен. Ты даже не представляешь, как это близко к истине! Наша интуиция никогда не подведет, сигналя на определенные черты внешности: вот с этим человеком нужно быть осторожной, а этот – просто рубаха-парень. Что это, очередной миф или все-таки правда?

ru.fotolia.com

Был у меня один кавалер, интеллигентный, дружелюбный, выдержанный и спокойный. Мы часами могли разговаривать на всевозможные темы о литературе, театре, современном искусстве, у нас были одинаковые жизненные ценности и мировоззрение, а что самое приятное, он так же, как и я, любил животных. Ну просто суперкандидат в мужья! Но вот при взгляде на него его хорошая душа и все положительные качества как-то отступали на задний план. Нет, он не был отталкивающим или неприятным внешне. Но от всех его черт сквозило таким унынием, такой безнадежностью и еще чем-то непонятным, но однозначно настораживающим, что через какое-то время даже наши разговоры перестали быть приятными для меня. Однажды я сказала ему: «Извини, мы больше не будем видеться». И вот тут я поняла, что меня всегда настораживало в нем.

У мужчины резко поменялось выражение лица с умиротворенного на жесткое, он вскочил и со слезами на глазах принялся упрекать меня, что я такая-сякая, столько времени водила его за нос, что я разбила всю его жизнь, что он зря распахнул передо мной душу и немедленно бросает этот мир и уезжает жить дикой жизнью на край света! Такой резкий переход от спокойствия к истерическому состоянию был шокирующим, но, как оказалось позже, когда я изучила законы фенотипологии и физиогномики, закономерным.

Итак, разберем, в чем же дело. У мужчины были близко посаженные глаза с сильно нависающими веками, безвольный подбородок, покатые плечи, высокий слабый голос, отсутствовал волосяной покров на руках и ногах. Наши предки очень серьезно воспринимали подобные знаки тела, а особенно в науке «читать по лицу» преуспевали зороастрийы. Если следовать их классификации, у данного мужчины, исходя из его внешних данных, огромнейшие проблемы с самоидентификацией себя в социуме: покатые плечи – характеристика пессимиста, человека, не справляющегося с эмоциональными нагрузками, срезанный подбородок – признак фатального изъяна в характере и судьбе, опущенные веки тоже говорят о пессимизме, безынициативности, зависимости от чужой энергетики. Близкое расположение глаз свидетельствует о скрытности, а вялый голос и отсутствие оволосения по мужскому типу говорят о низкой мужской энергетике. Конечно же, подобный коктейль приводит к крайней неуравновешенности характера – кому нужен такой уныло-истеричный тип?

Давай рассмотрим основные сочетания фенотипичных (внешних) признаков и черт характера, и, возможно, это пригодится тебе в «тестировании» твоего бойфренда и ты не потратишь уйму времени впустую на неподходящего тебе человека.

О чем говорят глаза etc

Приверженцы физиогномики (науки о чтении лица) считают, что различные части нашего лица отражают определенные аспекты характера и индивидуальности (причем трактовка внешности у мужчин и женщин иногда отличается):

  • Лоб: наш образ мыслей.
  • Глаза: показывают, насколько мы открыты миру.
  • Нос: работа и наши отношения с деньгами.
  • Рот: насколько мы экспрессивны.
  • Губы: насколько мы чувственны.
  • Подбородок: насколько мы уверены в себе.
  • Уши: наше взаимодействие с другими людьми.

Рост

Мало кто из женщин устоит перед двухметровым красавцем. Высокого мужчину природа априори наделила лидерскими качествами, которые позволят ему построить удачную и обеспеченную жизнь. Главное – воспользоваться этим природным талантом и не закопать его в землю. Очень подфартило и невысоким мужчинам: они обладают самой выраженной сексуальной мощью и, как следствие, активной жизненной позицией, общительностью, контактностью, умом и хитростью. Мужская составляющая усиливается, если у мужчины узкий таз и не очень длинные, но пропорциональные туловищу ноги с хорошо выраженной ступней. Маленькие мужчины, как мы знаем по примеру истории, чаще всего обладают комплексом Наполеона. И если тот, кто дал имя этому явлению, несмотря на рост, таки был мужчиной, завоевав пол-Европы, то в наше время редко кто из тех, кто не перешагнул планки в 160 см, добивается выдающихся результатов. Комплексы сжирают маленьких мужчин, это видно по их острому, злому, пронизывающему взгляду. Но бывают и исключения – редко, но все же.

Будь внимательна, если у мужчины плохо растет борода. Это означает, что в его организме мало тестостерона, что плохо сказывается на характере, – обычно такие экземпляры мстительны и трусливы. Так же насторожись, если у мужчины маленький рот, – это может быть признаком жадности и сварливости.

У женщин же все строго наоборот – маленькие дамы чаще оказываются настоящими тираншами и леди-боссами, а высокие крупнокостные женщины – скромными, застенчивыми и покорными. Законы природы требуют, чтобы женщина как субъект Вселенной была мельче мужчины, – тогда наступает полная гармония.

В голове и на голове

Понаблюдай: мужчины-лидеры чаще всего обладают круглым и довольно крупным черепом. Волосы у них при этом однозначно жесткие. Такой мужчина не носит конский хвост и прическу в стиле боб. А вот густая копна волос выдает рассудительного, остроумного, творческого мужчину – что же, приятно, не все ведь предпочитают иметь в собственной постели босса. Кто-то согласен и на вольного художника! Тот, у кого голова больше в ширину, чем в длину (форма тыквы, уж прости за сравнение), – типичный неудачник с низким уровнем благосостояния. Хрупкие мужчины с маленькой головкой чаще всего лузеры – социум требует от мужчины брутальности, а какая же брутальность с ножкой не больше 38-го размера, пальчиками пианиста и остальными не особо выдающимися достоинствами? Такие мужчины в большинстве закомплексованы, личная жизнь у них не складывается, а если такой экземпляр и женат, чаще всего становится домашним тираном. А когда у него еще и уши маленькие – все, диагноз готов: приземленная, поверхностная натура.

То ли дело дамы! Чем более вытянута макушка, тем ярче у женщины проявляются артистические, творческие наклонности, что может свидетельствовать как о взбалмошности и стервозности, так и о глубоком погружении в себя. Все познается в сочетании.

Лоб

В детстве мне говорили: «Ах, какая умная девочка растет!» А все потому, что лоб у меня высокий и широкий. Считалось, что это такой стереотип, но нет, оказывается, действительно существует взаимосвязь между большим лбом и щедрым интеллектом. А вот у обладателей низких лбов IQ чаще оказывается на нижней границе.

Глаза

Никакая другая черта внешности не скажет так много, как глаза и взгляд. Прямой открытый взгляд, без бегания зрачков, «приправленный» приятным спокойным голосом и светом, идущим из глубины (его, конечно, не видно, но он чувствуется), свидетельствуют, что перед тобой – человек без двойного дна, не привыкший к закулисным интригам, сплетням и коварству. Большие глазницы с яркой радужкой обычно говорят о том, что их обладатель добр, чистосердечен, мягок и консервативен. А вот те, у кого радужка небольшая (визуально кажется, будто взгляд утоплен), чаще оказываются ворчунами, брюзгами и неспособными на компромиссы в отношениях. Наш совет – не игнорируй старый добрый завет о том, что глаза – это зеркало души.

Нос и деньги

Честно говоря, не знаю, откуда в Интернете пошел миф о том, что длинный нос сулит безбедную и зажиточную жизнь. В зороастризме, например, нет таких данных. Но то, что у представителей этой религии были орлиные тонкие носы, – факт. Кстати, при взгляде на священное пламя зороастрийцы прикрывали носы специальными масками, дабы не осквернить дыханием огонь. Таким образом, можно предположить, что длинный нос может означать осторожность, почтение и уважение. Но это все предположение. А вот среди женщин, и ты наверняка это знаешь, бытует мнение, что обладатель крупного носа чрезвычайно темпераментен в постельных делах. В принципе, если сопоставить антропометрические данные представителей «горячих кровей», то действительно вырисовывается определенная картина: тот, у кого крупный нос, чрезвычайно хорош в технике секса и практически неистощим, что тот кролик на батарейках.

Борьба противоположностей

Совокупность внешних признаков и характера у мужчин и женщин, как мы говорили, отличается. Возможно, тебе будет любопытно узнать еще пару фактов: чем тоньше талия у женщины, тем выше ее сопротивляемость жизненным невзгодам, тем выше ее энергетика.

А вот тонкая талия у мужчины способствует тому, что ему легко, в два счета можно переломить хребет. В энергетическом смысле, конечно. Такие мужчины мнительны, поддаются хандре и чужому влиянию. Может быть, именно поэтому среди представителей балетной профессии так много лиц нетрадиционной ориентации?

Ноги, руки не для скуки

Как ни странно, но многое о человеке может сказать его колено. Обладатели острых коленок холеричны, их действия часто не обдуманы и поспешны. Мужчины с квадратными коленями спокойны, уравновешены, педантичны, исполнительны и инициативны. Если ты знаешь ленивых людей, обрати внимание – их колени чаще всего круглые. Ноги же в целом имеют огромное влияние на характер. Коротконогие люди, особенно женщины, считаются наиболее неприятными – желчь так и льется. Х-образные ноги говорят о ненадежности. Но все же для мужчины куда неприятней иметь короткие руки, чем ноги неправильной формы.

Особые черты

А теперь мы немного расскажем о чертах, которые являются не просто носителями информации, а символами, знаками судьбы. Эдакие печати, данные от рождения.

На то, что человек может прожить жизнь в одиночестве, не найдя вторую половину, указывает родимое пятно неровной формы на животе выше пупка с левой стороны у мужчин, с правой стороны – у женщин. Еще одна такая же «каинова печать» может находиться на шее ниже уха – две маленькие родинки. А о счастливом браке говорят две родинки сразу за ушной раковиной. Кроме того, родинка или небольшое родимое пятно на пояснице или в конце грудины, строго посередине, тоже являются предвестниками того, что в жизни ты устроишься как полагается женщине, за мужем.

Знак власти, влияния – треугольник из родинок вокруг пупка и родимое пятно неправильной формы на голове (помнишь Горбачева?). Признак неприятностей, каких-то ситуаций, связанных с насилием, – темное родимое пятно прямо в области третьего грудного позвонка.

Ну, и напоследок чуток пикантной информации, которую ты сможешь узнать, только будучи в близких отношениях с мужчиной. Знаешь, о людях говорят иногда «поцелованный Богом»? Так вот: если у твоего избранника на интимном месте плоская родинка коричневого цвета, не спеши обвинять его в измене и отсылать к доктору Купитману. Изучи для начала все то, о чем мы писали выше, и, кто знает, может быть, окажется, что именно твой мужчина как раз из тех везунчиков, кому свыше послан знак защиты от любых бедствий. Ну, а если и у тебя в центре в паховой области ниже линии волос на два пальца имеется родинка, тогда вы точно нашли друг друга!

Насколько полезна и интересна для тебя эта статья? Поделись с нами своими наблюдениями – не сомневаемся, что взгляд современной женщины иногда намного острее взгляда зороастрийца!