Мультимедийные технологии как средство повышения эффективности обучения. Использование интерактивного оборудования

Для оптимизации образовательного процесса в современных учебных заведениях необходимо применять наглядный метод обучения. При организации учебно-воспитательного процесса преподаватели стараются использовать разнообразные технические средства обучения, иллюстрации, технологические карты; совершенно недавно для этих целей использовали аудио- и видеоаппаратуру: магнитофон, телевизор, проигрыватель виниловых дисков, кинопроектор и диапроектор. Но время не стоит на месте, и в современных условиях мультимедийные функции успешно совмещает в себе персональный компьютер, дополненный предметной медиатекой.

Еще совсем недавно бытовало расхожее мнение, что компьютер может использоваться только учителем информатики, а другим предметникам он как бы и не нужен, но сегодня уже становится ясным, что информационные технологии открывают поистине огромные возможности в профессиональной деятельности. Применение компьютера позволяет совместить различные технические средства обучения с наглядными пособиями; упорядочить методический материал и эффективно использовать его на уроках, учитывая индивидуальные особенности учащихся.

Только 45 минут длится урок, а учителю нужно сделать многое: провести опрос, проверить домашнее задание, провести какие-то практические занятия, объяснить новый материал, закрепить его. Как здесь можно обойтись без всемогущего электронного помощника - компьютера? Ведь он при умелом использовании может взять на себя значительную часть этой работы, а его мощная интеллектуальная база, интерактивность в сочетании с наглядностью дает возможность стать непосредственным участником событий и позволяет управлять его развитием.

Компьютерные технологии качественно изменяют содержание, методы и организационные формы обучения и при определенных условиях могут способствовать развитию индивидуальных способностей обучаемых, их личностных качеств; формированию познавательных способностей; стремлению к самосовершенствованию. Практика показывает, что использование компьютера имеет немало преимуществ перед традиционными методами обучения. При использовании компьютера на уроках ученик вовлекается в учебный процесс в качестве активного участника. Компьютерные программы позволяют осуществить индивидуализацию обучения, дают возможность организовать самостоятельные действия учащихся.

Каждый ученик имеет возможность работать в своем темпе, не зависев от более слабых или, наоборот, сильных одноклассников. Компьютер способствует формированию у детей рефлексии своей деятельности, позволяет наглядно представить результат своих действий.

Опыт работы показывает, что у учащихся, активно работающих с компьютером, формируется более высокий уровень самообразовательных навыков, умений ориентироваться в бурном потоке информации, умение выделять главное, обобщать, делать выводы. Поэтому очень важна роль учителя в раскрытии возможностей современных информационных технологий в процессе преподавания как естественных, так и гуманитарных дисциплин.

В процессе обучения одну из важнейших ролей играет наглядность изучаемого материала. Учеными физиологами доказано, что около 95% информации человек получает с помощью зрительного анализатора. Таким образом, чем нагляднее представлен изучаемый материал, тем лучше он запоминается учащимися.

Последние десятилетия важнейшим методическим пособием в учебном процессе является учебник. Но современные информационные технологии развиваются таким образом, что мультимедийная презентация может претендовать на роль учебника в образовательном процессе. Благодаря современным информационным технологиям, можно разработать учебные пособия, которые более наглядно будут показывать изучаемый материал. Одной из активных форм обучения, предлагающей использование компьютерных технологий является создание мультимедийного реферата или презентации. Цель мультимедийной презентации - донести информацию в наглядной, легко воспринимаемой форме.Якупова Г. З. Использование интерактивного и мультимедийного оборудования в образовательной деятельности// Журнал информатизация образования, 2007, №1.

Программа Power Point позволяет достаточно просто создавать мультимедийные презентации. Главное свойство этой программы заключается в том, что она поддерживает использование не только текстовой информации, но и позволяет вставлять и оперировать объектами, созданными в других программах. Примерами таких объектов являются аудио фрагменты, которые могут использоваться для звукового сопровождения, и графические объекты, что позволяет наиболее наглядно представить изучаемый материал. Мультимедийные презентации могут использоваться для объяснения новой темы, контроля знаний, как средство информации во внеклассной работе.

При показе мультимедийных презентаций важную роль играет интерактивная доска. Она - одна из самых важных инструментов при получении знаний учащихся. При помощи этой доски учитель может провести урок более интересным и увлекательным. Интерактивная доска дает возможности использовать мультимедийные ресурсы, обогащать урок дополнительным материалом. Электронные интерактивные доски обогащают возможности компьютерных технологий, предоставляя большой экран для работы с мультимедийными материалами.

Интерактивное оборудование, в частности, интерактивная доска, документ-камера, обеспечивают эффективность использования компьютеров при проведении уроков, занятий, внеклассных мероприятий, родительских собраний, совещаний, презентаций и др.

Интерактивная доска - это гибкий инструмент, совмещающий в себе простоту обычной маркерной доски с возможностями компьютера. В комбинации с мультимедиа проектором, данная доска становится большим интерактивным экраном, одним прикосновением к поверхности которого, можно открыть любое компьютерное приложение или страничку в Интернете, демонстрировать нужную информацию или просто рисовать и писать. Все, что нарисовано или написано во время проведения занятия, можно сохранить в виде компьютерных файлов, распечатать, послать по электронной почте, сохранить в виде Web-страниц и разместить их в Интернете.

Интерактивная доска - это сенсорный экран, подсоединенный к компьютеру, изображение с которого передает на доску проектор. Достаточно только прикоснуться к поверхности доски, чтобы начать работу на компьютере.

Она реализует один из важнейших принципов обучения - наглядность.

Интерактивная доска работает вместе с компьютером и видеопроектором, представляя собой единый комплекс. На ней можно делать все то же, что и на обычном компьютере.

В интерактивной доске объединяются проекционные технологии с сенсорным устройством, поэтому такая доска не просто отображает то, что происходит на компьютере, а позволяет управлять процессом презентации (двустороннее движение!), вносить поправки и коррективы, делать цветом пометки и комментарии, сохранять материалы урока для дальнейшего использования и редактирования. К компьютеру, и, как следствие, к интерактивной доске может быть подключён микроскоп, документ-камера, цифровой фотоаппарат или видеокамера. И со всеми отображёнными материалами можно продуктивно работать прямо во время урока.

Мультимедийная презентация - это современная и перспективная информационная рекламная технология. Создаваемый аудио-, видео-, фотографический ряд обеспечивает эффективное и интересное восприятие информации. В состав мультимедийной технологии входят следующие компоненты: цифровые фотоизображения; форматированный текст; компьютерные рисунки и анимация; аудио звук, голосовое сопровождение зарисовки.

Мультимедийные презентации помогают за короткий срок донести информацию до аудитории, наглядно показать объекты в трехмерном измерении. Уникальность мультимедийной презентации заключается еще в том, что она может использоваться на всех типах уроков.

На уроке, посвященном изложению нового материала, мультимедийная презентация может стать незаменимым помощником преподавателя: излагаемый материал в доступной форме частично показан на слайдах презентации, преподавателю остается только дополнить его, внести свои комментарии и разъяснения к наиболее сложным моментам и изображениям.

Мультимедийные презентации можно также использовать и на уроке контроля знаний. С помощью мультимедийной презентации можно создать оболочки для проведения тестирования учащихся по любой теме. Кроме того, неограниченны возможности мультимедийной презентации в воспитательной деятельности педагога. Использование мультимедийной презентации в учебном процессе позволяет повысить качество обучения, сохранить время, затрачиваемое на методическую деятельность педагога. В настоящее время трудно представить преподавание татарского языка и литературы без использования различных компьютерных учебников и книг.

Использование электронных интерактивных досок может сделать образовательный процесс более увлекательным, приносящий ученикам истинное удовольствие. Селевко Г.А. Современные образовательные технологии. - М: Народное образование, 1998. - 255 с.

Наблюдения показывают, что при использовании интерактивной доски учащиеся более внимательны, увлечены и заинтересованы в уроке, чем при работе на обычной доске. Кроме того, исследователи утверждают, что рассеянные ученики лучше всего воспринимают информацию, размещенную на телевизионном или компьютерном экране, и интерактивная доска отвечает этим требованиям. Использование интерактивной доски может сделать образовательный процесс более увлекательным, приносящим ученикам истинное удовольствие, - а они, в свою очередь, начинают уделять учебе больше внимания. Интерактивная доска может обогатить любой урок и сконцентрировать учащихся на учебе. Эта технология помогает преподавателям творчески привлекать внимание и активизировать воображение своих учеников.

Таким образом, по нашему мнению, интерактивные доски позволяют решать следующие задачи при организации образовательного процесса :

· Уйти от привнесенной компьютерной культурой чисто презентационной формы подачи материала. Последняя хороша для введения в тему, для первичного знакомства с материалом. Более глубокое освоение потребует интерактивного взаимодействия с компьютером, желательно с включением моторики ученика.

· Позволяют экономить время занятия за счет отказа от конспектирования материала. Ученики по окончании занятия получают файл с его записью, который можно дома просмотреть на ПК в пошаговом режиме. При этом не только доступны предлагаемые преподавателем иллюстрации и записи, но и правильно воспроизводится последовательность его действий у доски.

· Повышают эффективность подачи материала. Проектор выводит на поверхность интерактивной доски заранее подобранную преподавателем фоновую картинку или фоновое слайд-шоу. Акустические системы создают в аудитории нужный фоновый звук, а преподавателю остается позаботиться о содержательной части материала, он может, скажем, писать или рисовать на интерактивной доске. По силе и глубине воздействия на аудиторию грамотно построенное занятие с использованием компьютера и интерактивной доски может сравниться с кино и театром. Однако от преподавателя для этого потребуются режиссерские знания и навыки. Впрочем, еще пару десятилетий назад фотография и видеосъемка были уделом избранных; возможно, в ближайшие годы в массы пойдет и режиссура.

· Позволяет организовать групповую работу (или групповых игр), навыки которой сегодня принципиально важны для успешной деятельности во многих областях. Захарова И.Г. Информационные технологии в образовании. Учебное пособие для студентов высших педагогических заведений. - М.: Издательский центр "Академия", 2003. - 192 с.

Работая с интерактивной доской, учитель всегда находится в центре внимания, обращен к ученикам лицом и поддерживает постоянный контакт с классом. Таким образом, интерактивная доска еще позволяет сэкономить драгоценное время.

Используя такую доску, можно сочетать проверенные методы и приемы работы с обычной доской с набором интерактивных и мультимедийных возможностей.

Таким образом, мультимедийные презентации помогают за короткий срок донести информацию до аудитории, наглядно показать объекты в трехмерном измерении. Уникальность мультимедийной презентации заключается еще в том, что она может использоваться на всех типах уроков.

Информационные и интерактивные технологии позволяют по-новому использовать текстовую, звуковую, графическую и видеоинформацию при организации учебно-воспитательной работы, повышают интерес к творчеству, а дальнейшее использование творческих работ, выполненных на компьютере, стимулирует познавательную активность учащихся. В исследовательской работе ребенок полностью отходит от зубрежки, он осознанно впитывает в себя знания.

Но прежде всего следует помнить, что доска - всего лишь инструмент, а эффективность учебного процесса во многом зависит от мастерства преподавателя и качества специализированного программного обеспечения. Попова Е.Н. Интерактивные технологии - не роскошь, а средства обучения// Интернет и образование, Август, Том 2009, № 11(http://www.openclass.ru/io/11/osipova)

Россия, 2-й подъезд, офис 2402

www. sibir. *****

Комплекты

интерактивного оборудования

для школ

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования предписывает образовательным учреждениям самостоятельно за счет выделяемых бюджетных средств и привлеченных в установленном порядке дополнительных финансовых средств обеспечивать оснащение образовательного процесса на ступени начального общего образования. Материально-техническое и информационное оснащение образовательного процесса должно обеспечивать возможности, среди которых: эффективное использование времени, отведенного на реализацию части основной образовательной программы , использование современных образовательных технологий, активное применение образовательных информационно-коммуникационных технологий . Активное использование ИКТ подразумевает, в том числе использование дистанционных образовательных технологий, технологий создания и использования информации (в том числе запись и обработка изображений и звука, выступления с аудио-, видео- сопровождением и графическим сопровождением), общение и поиск информации в сети Интернет, работа с использованием вещественных и виртуально-наглядных моделей, использование цифровых планов и карт, и т. д.

В связи с широким спектром образовательных задач, которые ставятся образовательным стандартом, следует рассматривать оснащение школьных классов именно как комплексный вопрос, подбирая оборудование таким образом, чтобы наиболее эффективно решать поставленные задачи. Представленные комплекты интерактивного оборудования имеют многочисленные примеры успешной реализации в учреждениях общего образования, и позволяют наиболее полно соответствовать федеральным требованиям к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений. Все представленные решения являются своего рода типовыми и предусматривают возможность комбинирования различных комплектов с добавлением необходимого оборудования под задачи конкретного учебного заведения.

Краткое описание комплектов:

Краткий обзор цен. Здесь представлены самые ходовые позиции. Специальное предложение! (стр.3.). Специальные предложения. Интерактивный минимум (стр. 3). Базовый комплект интерактивного оборудования, который может служить своего рода отправной точкой в процессе дальнейшей информатизации образовательного учреждения.

4. Мобильный класс (стр. 4). Комплект интерактивного оборудования, подобранного с учетом необходимости перемещения его между помещениями. Этот комплект позволит проводить интерактивные занятия в различных помещениях при небольшом количестве оборудования.

5. Начальная школа (стр. 5). Комплект, максимально учитывающий особенности этой стадии обучения.

6. Интерактивный класс SMART (стр. 7). Многофункциональное комплексное решение для достижения максимальной эффективности процесса обучения.

7. Актовый зал (стр. 9). Универсальное решение, позволяющее оснастить актовый зал как многофункциональное помещение, с возможностью работы в режимах сцены для творческих коллективов , зала для совещаний и конференций, места проведения торжественных мероприятий, места для проведения музыкальных вечеров и дискотек.

8. Комплект видеоконференцсвязи (стр. 11). Данный комплект позволит любому классу или аудитории функционировать в системе дистанционного обучения.

9. Система распределенного вещания (стр. 12). Комплект для организации внутренней школьной системы распределенного вещания.

Краткий обзор цен.

Данный раздел содержит краткий обзор розничных цен на интерактивное оборудование и мультимедиа-проекторы.

Интерактивная доска SMART Board 640 (Диагональ 162 см, Потребляемая мощность 1 Вт, резистивная технология

Интерактивная доска SMART Board 660 (Диагональ 162 см, Потребляемая мощность 1 Вт, резистивная технология , размеры в рабочем положении 139.1х105.7х13 см)

Интерактивная доска SMART Board 480 (Диагональ 195.6 см, принцип работы DViT , размер рабочей поверхности 156,5 × 117,3x13 cм)

Интерактивная доска SMART Board 680 (Диагональ 195.6 см, Потребляемая мощность 1 Вт, резистивная технология , размеры в рабочем положении 156,5 × 117,3x13 cм)

Интерактивная доска SMART Board X880 (Диагональ 195.6 см, принцип работы DViT, размер рабочей поверхности 156,5 × 117,3x13 cм, более 2 касаний )

Интерактивная система SMART Board 480iv со встроенным проектором V25 (Диагональ 195.6 см, принцип работы DViT, размер рабочей поверхности 156,5 × 117,3x13 cм, штанга, с короткофокусный проектор с поддержкой 3D )

поддержка 3D , яркость: 2500 люмен, контрастность: 1800:1)

мультимедиа-проектор CASIO XJ-Mx768, поддержка 3D , яркость: 3000 люмен, контрастность: 1800:1)

мультимедиа-проектор Epson EB-S12 (800x600, 2800 люмен , контрастность: 3000:1)

мультимедиа-проектор Epson EB-X02 (1024x768,2600 люмен , контрастность: 3000:1)

Специальные предложения!

В рамках сотрудничества с образовательными учреждениями были разработаны самые интересные и перспективные предложения.

Специальные предложения условно делятся на:

ü Сезонные (согласно программам финансирования).

По должностному составу участники анкетирования распределились следующим образом: 70% респондентов – учителя, 21,3% - заместители директора школы, остальные должностные категории представлены нерепрезентативно (менее чем по 1%).

Наибольшее количество опрошенных - 76,5% респондентов - принадлежат к возрастной группе отлет.

77, 4% респондентов преподают в школе более 10 лет, более 85% - преподаватели в средних и старших классах.

Доступность аппаратных средств (ИД), программного обеспечения.

Подавляющее большинство респондентов - более 90% используют в своей работе следующие технические средства: компьютер, интерактивную доску, проектор+экран.

Часть респондентов используют документ-камеру -12%.

Менее 10% опрошенных используют на занятиях интерактивный планшет, пульт для опроса, флип-чарт.

Распределение по маркам интерактивных досок, которые респонденты используют при проведении уроков отображено на Диаграмме 1. В процентном отношении:

SMART Board - 57%

Interwrite Board (School Board) - 27%

Hitachi Starboard - 14%.

Остальные производители ИД представлены нерепрезентативно.

Диаграмма 1. Использование марок ИД при проведении занятий

Полимедиа-Сибирь"
тел. моб. +7(9
тел. раб. +7(3внутр.107)

Постепенно интерактивные технологии все более плотно входят в жизнь как взрослых, так и детей. Все дети наблюдают как родители по несколько часов в день проводят за экраном компьютера или ноутбука. Современное детство уже нельзя представить без технологического оборудования. Сейчас в дошкольных образовательных учреждениях (ДОУ) идет активная практика внедрения интерактивного оборудования в образовательный процесс, которое специально адаптировано под занятия с детьми. Это позволяет вывести обучение на новый уровень и получать положительные результаты. Качество образования улучшилось в несколько раз, а сам процесс обучения стал вызывать у детей больше интереса, нежели стандартные программы.

На сегодняшний день интерактивное оборудование подразумевает под собой специальные сенсорные доски, столы, проекторы, игровые комплексы и т.д.

Интерактивная доска и ее преимущества

Использование интерактивной доски в ДОУ для занятий позволяет сделать предоставление информации более широким и доступным ребенку. В то же время значительно усиливается мотивация ученика. Способы применения интерактивного оборудования такого типа могут быть самыми разными. В зависимости от возраста детей, педагог самостоятельно выбирает методику. С помощью интерактивной доски преподаватель также может управлять презентацией, делать пометки, комментарии и сохранять тот или иной материал. Как правило, к доске можно подключить с помощью компьютера видеокамеру, микроскоп, фотоаппарат и другие устройства. Это позволяет сразу же начать работу с материалами, которые отображаются на доске, что вызывает у детей настоящий восторг.

Интерактивный стол в дополнение к доске

Использование интерактивного стола в ДОУ в последнее время стало очень популярным, ведь он позволяет максимально быстро привлечь внимание ребенка к учебному процессу. Кроме того, в несколько раз лучше развивается моторика у детей и есть возможность провести знакомство с современными компьютерными технологиями.

Интерактивный стол можно легко использовать не только для индивидуальных занятий, но и для достаточно большой группы детей. Он позволяет научить детей работать в коллективе благодаря мультитач технологии, что очень цениться в дошкольных учреждениях, так как ребенок готовится к дальнейшему обучению в школе.

Оснащение сенсорной комнаты в ДОУ

Правильное оснащение сенсорной комнаты в дошкольном учреждении позволяет:

  • улучшить внимание ребенка и снизить его гиперактивность;
  • развить таланты детей и творческие способности;
  • увеличить уровень чувствительности и развить мелкую моторику у ребенка.

И это только небольшая часть того, что может дать сенсорная комната.

Для обустройства комнаты психологической разгрузки в дошкольных учреждениях принято использовать интерактивное оборудование разных типов: интерактивные доски и столы, сенсорный пол, игровые комплексы. Обязательно устанавливаются проекторы, которые позволяют не только выучить необходимый материал, но и развивают речь детей, предоставляют возможность играть в интересные современные развивающие игры.

К преимуществам интерактивного оборудования в ДОУ можно отнести:

  • Дети быстро учатся аккуратно обращаться с техникой;
  • С помощью сенсорного оборудования можно в несколько раз снизить психологический барьер, который очень часто может возникать между ребенком и педагогом или между несколькими детьми. Использовать его очень просто, и для обучения необходимо минимальное количество времени;
  • Если раньше ребенок не слишком вникал в учебный процесс, то после начала использования интерактивной доски или стола у него появляется заметный интерес. Таким образом, возрастает мотивация детей заниматься и выполнять разнообразные задания педагога;
  • Есть возможность быстрее найти индивидуальный подход к каждому ребенку, стимулировать самообразование. Ребенок может самостоятельно играть со столом или доской;
  • Материал воспринимается в несколько раз лучше, благодаря использованию комбинации разных форм передачи информации. Ребенок одновременно может получать информацию визуально, а также тактильным и звуковым методом.

Компания АНРО технолоджи предоставляет полный спектр интерактивного оборудования для оснащения дошкольных учреждений. Все сенсорные столики, доски и другое оборудование разрабатывается специально, исходя из детских потребностей. В ассортименте товаров есть игровые комплексы, оборудование для индивидуальной и групповой деятельности детей, мобильные интерактивные проекторы для сенсорной комнаты. Кроме того, все производимое оборудование подходит для использования по программе «Доступная среда» для детей с ограниченными возможностями здоровья.



























Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Объектом изучения темы «Мультимедийные технологии как средство повышения эффективности обучения» являются средства мультимедиа. Предметом изучения данной темы являются возможности средств мультимедиа и перспективы их использования.

Мультимедиа - область компьютерной технологии, связанная с использованием информации, имеющей различное физическое представление и существующей на различных носителях.

Мультимедиа - это сумма технологий, позволяющих компьютеру вводить, обрабатывать, хранить, передавать и отображать такие типы данных, как текст, графика, анимация, оцифрованные неподвижные изображения, видео, звук, речь.

Мультимедиа средства - это комплекс аппаратных и программных средств, позволяющих человеку общаться с компьютером, используя самые разные, естественные для себя среды: звук, видео, графику, тексты, анимацию.

В последнее время создано много мультимедийных программных продуктов. Это и энциклопедии из самых разных областей жизни (история, искусство, география, биология, музыка) и обучающие программы (по иностранным языкам, физике, химии) и так далее.

Из всех аспектов использования компьютеров в данной работе рассматривается только образовательный. Дети и взрослые могут использовать мультимедиа как эффективное средство обучения. Это как простые программы, способные научить ребенка распознавать цвета, так и высокоинтеллектуальные, обучающие иностранным языкам или математическим законам.

Как сделать процесс обучения более эффективным. Как учить так, чтобы ребенок проявлял интерес к знанию?

Процесс модернизации обучения требует формирования у обучающихся компетентности, которая предполагает умение самостоятельно получать знания, используя различные источники. Формированию компетентности учащихся способствуют современные педагогические технологии, к их числу относятся компьютерные и проектные технологии.

Использование средств новых информационных технологий и возможностей компьютера как средства познания повышает уровень и сложность выполняемых задач, дает наглядное представление результата выполненных действий, возможность создавать интересные исследовательские работы, проекты.

Своей главной задачей является помочь обучающимся освоить такие способы действия, которые окажутся необходимыми в их будущей жизни. Новые педагогические технологии немыслимы без широкого использования новых информационных технологий, и компьютерных в первую очередь. Именно они позволяют в полной мере раскрыть педагогические, дидактические функции новых методов образования, реализовать заложенные в них потенциальные возможности.

Использование информационно-компьютерных технологий открывает для преподавателя новые возможности в преподавании своего предмета. Изучение любой дисциплины с использованием ИКТ дает обучающимся возможность для размышления и участия в создании элементов урока, что способствует развитию интереса школьников к предмету. Классические и интегрированные уроки в сопровождении мультимедийных презентаций, on-line тестов и программных продуктов позволяют учащимся углубить знания, полученные ранее. «Я услышал и забыл. Я увидел и запомнил. Я сделал и понял». Конфуций Таксономия Блума - таксономия педагогических целей в познавательной сфере, предложенная в 1956 году группой учёных под руководством американского психолога Бенджамина Блума Применение современных технологий в образовании создает благоприятные условия для формирования личности учащихся и отвечает запросам современного общества.
К наиболее часто используемым элементам ИКТ в учебном процессе относятся:

  • электронные учебники и пособия, демонстрируемые с помощью компьютера и мультимедийного проектора,
  • интерактивные доски,
  • электронные энциклопедии и справочники,
  • тренажеры и программы тестирования,
  • образовательные ресурсы Интернета,
  • DVD и CD-диски с картинами и иллюстрациями,
  • видео- и аудиотехника,
  • интерактивные карты и атласы,
  • интерактивные конференции и конкурсы,
  • материалы для дистанционного обучения,
  • научно-исследовательские работы и проекты.
  • дистанционное обучение

В настоящее время существует два направления использования ИКТ в процессе обучения.

Первое направление предполагает овладение компьютерной грамотностью для получения знаний и умений по темам в определенной области учебных дисциплин. Второе направление рассматривает компьютерные технологии как мощное средство обучения, которое способно значительно повысить его эффективность и качество знаний учащихся.

Уроки с использованием ИКТ кроме учебных целей по предметам имеют еще и задачи по формированию информационной грамотности учащихся:

  • получение знаний, позволяющих перерабатывать, осмыслять, оценивать большие потоки современной информации и умений пользоваться и управлять ей для различных практических целей
  • овладение современными ИКТ как инструментом профессиональной деятельности и общей культуры человека.

Планируя урок с применением новых информационных технологий, преподаватель должен соблюдать дидактические требования, в соответствии с которыми:

  • четко определять педагогическую цель применения информационных технологий в учебном процессе;
  • уточнять, где и когда он будет использовать информационные технологии на уроке в контексте логики раскрытия учебного материала и своевременности предъявления конкретной учебной информации;
  • согласовывать выбранное средство информационной технологии с другими техническими средствами обучения;
  • учитывать специфику учебного материала, особенности класса, характер объяснения новой информации;
  • анализировать и обсуждать с группой фундаментальные, узловые вопросы изучаемого материала.

Информационные технологии на разных этапах урока.

1. Организационный этап. Во вступительной части урока ученикам поясняются цель и содержание последующей работы. На данном этапе целесообразно показать слайд с указанием темы и перечня вопросов для изучения. Показ этой информации на экране ускоряет конспектирование.

2. Мотивационно-познавательная деятельность. Мотивационно-познавательная деятельность преподавателя формирует заинтересованность обучающегося в восприятии информации, которая будет рассказана на занятии или отдается на самостоятельное изучение. Формирование заинтересованности может происходить разными путями:

А) разъяснение значения информации для будущей деятельности, демонстрация задач науки, которые могут быть решены с помощью этой информации;

Б) рассказ о проблемах, которые были решены с помощью этой информации.

Эффект от применения какой-либо информации может демонстрироваться в виде графиков или диаграмм, показывающих прибыльность, экономический или другой эффект от ее применения.

Изображение на экране является равнозначным словам преподавателя. В этом случае преподаватель поясняет то, что показано на экране.
При изучении общих понятий явлений, законов, процессов основным источником знаний являются слова преподавателя, и изображение на экране позволяет продемонстрировать их условную схему.

3. Проверка усвоения предыдущего материала. С помощью контроля может быть установлена степень усвоения материала: запоминание прочитанного в учебнике, услышанного на уроке, узнанного при самостоятельной работе, на практическом занятии и воспроизведение знаний при тестировании.

4. Изучение нового материала. При изучении нового материала наглядное изображение является зрительной опорой, которая помогает наиболее полно усвоить подаваемый материал. Соотношение между словами преподавателя и информацией на экране может быть разным, и это определяет пояснения, которые дает преподаватель.

5. Систематизация и закрепление материала. Это необходимо для лучшего запоминания и четкого структурирования. С этой целью в конце урока преподаватель делает обзор изученного материала, подчеркивая основные положения и их взаимосвязь. При этом повторение материала происходит не только устно, но и с демонстрацией наиболее важных наглядных пособий на слайдах, выполнение тестов на компьютере.

6. Рефлексия - это обращение внимания субъекта на самого себя и на своё сознание, в частности, на продукты собственной активности, а также какое-либо их переосмысление.

Сейчас существует большое количество мультимедийных учебников по разным предметам и классам. Поэтому использование на уроках демонстрационных средств (слайды, атласы, рисунки в учебнике, картины, анимации, видеозаписи) способствуют формированию у обучающихся образных представлений, а на их основе – понятий. Интересны различные энциклопедии и электронные справочники, которые издают большое количество издательств. Но не всегда в таких учебниках можно найти то, что действительно нужно в конкретном случае и подходит данной теме и данному преподавателю. Тогда есть основание создавать и использовать свои занятия с ИКТ.

В зависимости от дидактических целей и специфики курса учебных предметов можно выделить такие виды компьютерных программ: учебные, тренажёры, контролирующие, демонстрационные, имитационные, справочно-информационные, мультимедиа-учебники. Наиболее часто в своей работе преподавателя используют демонстрационные программы, к которым кроме картин, видеофрагментов, фотографий можно отнести и интерактивные атласы, и компьютерные лекции и уроки-презентации, разработанные при помощи PowerPoint.

Использовать их можно и на уроках закрепления знаний, практических умений и навыков, уроках повторения и систематизации знаний, оценки и проверки полученных знаний.

Компьютерная лекция, разработанная средствами PowerPoint – это тематически и логически связанная последовательность информационных объектов, демонстрируемая на экране или мониторе. В ходе лекции используются различные информационные объекты: изображения (слайды), звуковые и видеофрагменты. Эффективность работы со слайдами, картинами и другими демонстрационными материалами будет намного выше, если дополнять их показом схем, таблиц.

Чаще всего в своей практике преподаватель проводит уроки комбинированного типа, где присутствует и опрос домашнего задания, и объяснение нового материала.

Программа разработки презентаций PowerPoint позволяет подготовить материалы к уроку, комбинируя различные средства наглядности, максимально используя достоинства и нивелируя недостатки.

Условия презентации:

1. Проецирование на большой экран (участники следят за показом со своих мест, изменить порядок и быстроту кадров не могут).

2. Демонстрация на компьютерах слушателей (но управление презентацией осуществляется только автором).

3. Самостоятельный просмотр готовой презентации на компьютере в автоматическом или управляемом слушателем, а не автором, режиме.

Типы уроков с использованием презентаций в программе PowerPoint:

1) лекционные, которые имеют главной целью, не иллюстрировать, а зрительно дать сложный материал для записи учащимся в удобной форме;

2) уроки - иллюстрации по темам, где существует необходимость ярких зрительных образов,

3) уроки - наглядные пособия, помогающие как образцы, создавать учащимся подобные работы самостоятельно.

Используя слайд – фильмы, интерактивные модели, можно осуществлять дифференцированный, индивидуальный подход в работе с учащимися, владеющими разной степенью освоения учебного материала.

Использование компьютерных технологий эффективно на всех предметах, при изучении нового материала, на повторительно-обобщающих уроках, заключительных лекциях по курсу и других типах уроков. Использование слайд-фильмов (PowerPoint) во время лекций обеспечивает динамичность, наглядность, более высокий уровень и объем информации по сравнению с традиционными методами, повышается интерес к изучаемому вопросу и в целом к предмету. При подготовке к уроку используются электронные учебники, информация сети Internet, создаются дидактические материалы, учебно-методические пособия и для преподавателя, и для ученика.

Методы и приёмы использования информационных технологий на занятиях – разные, но при их внедрении мы выполняем единственную задачу: например, сделать урок литературы интересным, а чтение увлекательным. А нетрадиционные занятия с использованием информационных технологий должны привлечь современного обучающегося к чтению, облегчить процесс знакомства с классикой, пробудить интерес к книге.

Практика использования интерактивного оборудования показывает, что чаще всего педагог использует его как дорогостоящую доску с великолепными возможностями для представления учебного материала. Деятельность обучающихся при этом остается традиционной, ориентированной на восприятие материала, его запоминание. Главная же задача - поиск таких способов работы с интерактивным оборудованием, которые позволят модернизировать учебный процесс. Выделяется несколько идей использования интерактивного оборудования: - применение технологических приемов визуализации информации (построение кластеров, ментальных карт, графов, различных таблиц) на солидарной основе педагог - обучаемый; - применение в обучении технологических приемов, направленных на формирование мыслительных умений высокого уровня (анализ, синтез, оценка), на превращение информации в знание, которое формируют и моделируют сами обучаемые (ранжирование информации, построение причинных карт, приемы аргументации и построения доказательств); - использование интерактивных технологических приемов, когда обучаемые работают в парах и малых группах над решением задач, поставленных педагогом, представляют результаты своей деятельности, анализируют и оценивают работы друг друга; - использование приемов интенсификации, например, построение структурно-логических схем и опорных конспектов.

Интерактивная доска (англ. Interactive Whiteboard, IWB ) – это большой интерактивный экран в виде белой магнитно-маркерной доски.

Интерактивная доска может быть представлена как автономным компьютером с большим сенсорным экраном, так и подключаемым к ноутбуку устройством, объединяющим проектор и сенсорную панель.

Интерактивная доска имеет интуитивно понятный, дружественный графический интерфейс.

Благодаря наглядности и интерактивности, группа вовлекается в активную работу. Обостряется восприятие. Повышается концентрация внимания, улучшается понимание и запоминание материала.

Всю проведенную в ходе работу, со всеми сделанными на доске записями и пометками, можно сохранить в компьютере для последующего просмотра и анализа. В случае возникновения вопросов по ранее решенным задачам можно быстро к ним вернуться, следовательно, нет необходимости восстанавливать условие или решение.

Таким образом, используя интерактивную доску, мы можем организовать постоянную работу учащегося в электронном виде.

Это значительно экономит время, стимулирует развитие мыслительной и творческой активности, включает в работу всех учащихся, находящихся в классе.

Использование интерактивной доски:

  • Делает занятия интересными и развивает мотивацию
  • Предоставляет больше возможностей для участия в коллективной работе, развития личных и социальных навыков
  • Освобождает от необходимости записывать благодаря возможности сохранять и печатать все, что появляется на доске
  • Учащиеся начинают работать более творчески
  • Делает занятия интересными и увлекательными для преподавателей и учащихся благодаря разнообразному и динамичному использованию ресурсов, развивает мотивацию
  • Позволяет реализовать принципы наглядности, доступности и системности. Можно использовать готовые рисунки по нужной теме.
  • Разнообразные Web-ресурсы. На видео материале можно организовать речевую ситуацию, обучать постановке вопроса, составлению высказывания, организации диалога. Работа с видеоматериалами значительно расширяют объем воспринимаемой информации.
  • Можно создавать ссылки с одного файла на другой - например, аудио-, видеофайлы или Интернет-страницы. Это позволяет не тратить время на поиск нужных ресурсов.
  • Аудио- и видеофайлы легко контролировать, проигрывая небольшие отрывки, при необходимости вернуться к любому уроку, вспомнить, что пройдено ранее. Материалы к уроку нужно приготовить заранее - это обеспечит хороший темп занятия и сохранит время на обсуждения.
  • Можно подключить и другое аудио - и видеооборудование. Это важно при изучении иностранного языка, когда преподаватели хотят, чтобы учащиеся могли одновременно читать текст и слышать произношение. Виртуальный магнитофон позволяет одновременно прослушивать аудио файлы и производить запись.

Заключение:

Компьютерных наглядных материалов и обучающих ресурсов по любой теме можно найти великое множество и использовать их многократно. Не нужно беспокоиться за сохранность бумажных карт, плакатов и т.п. - в них просто отпадает необходимость.

Существенно повышается уровень компьютерной компетенции учителей.

Интерактивная доска соответствуют тому способу восприятия информации, которым отличается новое поколение школьников, у которого гораздо выше потребность в темпераментной визуальной информации и зрительной стимуляции.

Электронные материалы содержат более интересные дидактические упражнения, чем учебники: здесь и построение различных грамматических конструкций, сортировка материала по группам, его сравнение, выделение, распознавание.

Положительно сказывается развитие в процессе использования электронных учебных материалов внимания, зрительной памяти, восприятия, техники чтения.

Заключение:

Урок более индивидуализирован, благодаря использованию аутентичных материалов, прежде всего визуальных. Визуальный материал должен быть очень ярким, образным; неоднозначным и пригодным для анализа. Всегда хороши „личностные “материалы, индивидуально окрашенные, эмоциональные. Лучше сочетать различные виды материалов ─ фото, плакаты, тексты, карикатуры, схемы, диаграммы.
Материал обязательно должен быть структурирован, должна быть внутренняя логика его построения, но не обязательно совпадающая с логикой учебника и программы.

Постепенно накапливается методическая база электронных материалов для дальнейшего использования.

Использование интерактивной доски оставляет привычную систему, где преподаватель всегда находится в центре внимания, обращен к ученикам лицом и поддерживает постоянный визуальный контакт с группой.

Использование интерактивной доски не вносит в педагогическую стратегию ничего принципиально нового. Выбор ее определяется индивидуальными особенностями, предпочтениями, квалификацией учителя. Он работает так же, как и раньше, хотя возможности его значительно расширяются. Любое занятие имеет двух субъектов - преподавателя и обучающтихся. Доска третьим субъектом стать все же не может. Но её возможности позволяют увеличить время работы на уроке, интенсифицировать ее даже при очень разном уровне готовности учащихся. Каждый может видеть, слышать, анализировать. То есть индивидуализация обучения значительно возрастает.

Но для этого урок должен быть действительно интерактивным. И на это должен работать, прежде всего, подбор материала, методическая и техническая его обработка.

Способы обучения с применением компьютерной техники полностью зависят от того, какие мотивы движут преподавателя, увлеченного использованием компьютерных технологий в образовании. На сегодняшний день такие уроки могут быть и данью моде, и баловством, и экспериментальной (не всегда безобидной для обучаемых) работой педагога по поиску новых форм обучения, и доказанной необходимостью.

Представляется, что использование компьютеров при преподавании оправдано лишь в единственном случае: если компьютер является средством облегчения ученического труда - иначе зачем?

Определяя цели, задачи и возможности использования компьютерных технологий на уроке, преподаватель может, прежде всего, иметь в виду следующие принципиальные позиции:

а) сохранение психического и физического здоровья учащихся;

б) формирование у обучаемых элементарных пользовательских умений и навыков;

в) помощь обучаемым в усвоении учебного материала на основе специально и грамотно созданных для этой цели прикладных компьютерных программ по изучению иностранного языка.

Селенкова Марина Викторовна

Интерактивное оборудование активно входит в нашу жизнь, становясь необходимым и важным атрибутом не только жизнедеятельности взрослых, но и средством обучения детей. Существуют различные интерактивные средства , направленные на развитие различных психических функций детей, таких как зрительное и слуховое восприятие, внимание, память, словесно-логическое мышление и др., которые можно с успехом применять при обучении детей дошкольного возраста. Постепенно интерактивные технологии все более плотно входят в жизнь как взрослых, так и детей.

Сейчас в дошкольных образовательных учреждениях идет активная практика внедрения интерактивного оборудования в образовательный процесс, которое специально адаптировано под занятия с детьми.

Интерактивные и мультимедийные средства призваны вдохновить и призвать их к стремлению овладеть новыми знаниями. Интерактивная доска значительно расширяет возможности предъявления учебной информации, позволяет усилить мотивацию ребенка. Применение мультимедиа технологий (цвета, графики, звука, современных средств видеотехники) позволяет моделировать различные ситуации и среды. Игровые компоненты, включенные в мультимедиа программы, активизируют познавательную деятельность обучающихся и усиливают усвоение материала.

Использование интерактивных технологий позволяет перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором ребенок принимает активное участие в данной деятельности. Внедрение компьютерных технологий в новой и занимательной для дошкольников форме, помогает решать задачи речевого, математического, экологического, эстетического развития, а также помогает развивать память, воображение, творческие способности, навыки ориентации в пространстве, логическое и абстрактное мышление.

Использование интерактивных технологий в воспитательно-образовательном процессе ДОУ предполагает наличие интерактивного оборудования . Это компьютеры, интерактивные доски , мультимедийное оборудование , smart стол.

Учебно-воспитательный процесс в ДОУ может быть более успешным, эффективным, если будет использованы компьютер и интерактивные технологии в качестве дидактического средства.

Использование интерактивной доски , как правило, предполагает поощрение ребенка при верном выполнении задания самим компьютером, что является стимулом для познавательной активности, как старших, так и младших дошкольников.

С использованием smart стола возрастает индивидуализация обучения - ребенок может выполнять задания в удобном для него темпе, компьютер терпелив и ждет, пока ребенок сам придет к правильному решению.

Использование информационных технологий способствует моделировать ситуации, которую сложно пронаблюдать и обыграть с помощью традиционных форм обучения.

Таким образом, можно сделать следующие выводы :

- использование информационно-коммуникативных технологий в дошкольном учреждении являются обогащающим и преобразующим фактором развивающей предметной среды.

- интерактивное оборудование может быть использовано в работе с детьми старшего дошкольного возраста при безусловном соблюдении физиолого-гигиенических, эргономических и психолого-педагогических ограничительных и разрешающих норм и рекомендаций.

Необходимо вводить современные информационные технологии в систему дидактики детского сада, т. е. стремиться к органическому сочетанию традиционных и компьютерных средств развития личности ребенка. Но в то же время нужно помнить, что интерактивное оборудование не может заменить эмоционального человеческого общения так необходимого в дошкольном возрасте.

Наиболее эффективным в ДОУ является использование следующего интерактивного оборудования :

1) Интерактивная доска - универсальный инструмент, позволяющий любому педагогу организовать образовательный процесс так, чтобы у детей повысился интерес к занятиям , устойчивость внимания, скорость мыслительных операций. Опыт применения интерактивной доски показывает , что обучение и воспитание дошкольников с ОВЗ стало более привлекательным и захватывающим. Интерактивные доски значительно расширили возможности предъявляемого познавательного материала, позволили повысить мотивацию ребёнка к овладению новыми знаниями. Используется доска практически на всех занятиях - Ознакомлении с окружающим миром, Математике, Развитии речи, Подготовке к обучению грамоте, интегрированных занятиях . Игровые компоненты, включённые в мультимедийные программы, активизируют познавательную активность детей и усиливают эффективность усвоения материала.

2) Smart стол. Интерактивный стол - представляет собой интерактивный учебный центр с сенсорной поверхностью управление которой происходит с помощью прикосновений рук человека или других предметов. Это первый многофункциональный сенсорный стол, позволяющий эффективно вовлекать детей в процесс обучения. SMART стол был специально разработан для детей дошкольного возраста и дает им возможность совместно выполнять интерактивные задания и участвовать в обучающих и развивающих играх. Этот стол может выполнять роль компьютера так как в нем уже встроен процессор, камера и проектор. Стол совместим с ноутбуком, проектором, экраном, интернетом . Работа на интерактивном столе способствует развитию у детей когнитивных, социальных и моторных навыков. И это первый плюс использования данного оборудования с точки зрения педагога-психолога : развивается положительная мотивация обучения. А мотивация – это залог успеха любой деятельности.

3) Сенсорная комната - волшебное помещение для релаксации, снятия стресса и расслабления. В этой комнате размещено уникальное оборудование - или специальное , или сделанное собственными руками - позволяющее психологу мягко работать со своими подопечными, проводить профилактику и даже лечение нервной системы и органов чувств. Сенсорные комнаты бывают разных типов, но все они имеют одну единственную цель - помочь обрести личную гармонию и гармонию с окружающим миром, восстановить душевное равновесие, укрепить нервную систему. В зависимости от задачи и методики проведения сеансов, сенсорная комната оборудуется бескаркасными мебельными модулями и светомузыкальным сопровождением, ароматическими сенсорами, массажным и интерактивным оборудованием . Перечень оборудования сенсорной комнаты : мягкое напольное покрытие; сухой душ; сухой бассейн; напольные сенсорные дорожки; ребристый мостик; дидактическое дерево; центр тактильности; центр рисования песком; центр развития мелкой моторики; аудиовизуальное оборудование , декоративные световые панели и электронные приборы управления комплексом. Позиционное оборудование , включают в себя бескаркасную мебель - маты и мягкие кресла, подушки и экспериментальные модули, подстраивающиеся под форму человеческого тела, снимающие физическое и психическое напряжение и достигая максимальной релаксации. А также оборудование и панели , развивающие сенсорные ощущения - мячи-гиганты, массажные мелкие предметы, зеркальные элементы с фибероптической подсветкой, помогающие стимулировать тактильные и зрительные рецепторы. Звукоанимированные тактильные панно для детских сенсорных комнат позволяю создавать интересные объемные картины , пользуясь собственным замыслом или по уже отработанной схеме. Удивительны фонтаны света из светодиодных шнуров. Великолепное решение для темной сенсорной комнаты в сочетании со звездным небом и расслабляющей музыкой.

Средняя продолжительность использования интерактивной доски в процессе обучения составляет 15 минут, а время непосредственной работы с ней дошкольников - в пределах 10 минут. В заключении можно сказать, что интерактивные оборудования позволяют успешно решать задачи : развивают свободное общение со взрослыми и детьми, развивают все компоненты устной речи детей, а также способствуют практическому овладению дошкольниками нормами речи.