Н.А. Некрасов "Кому на Руси жить хорошо": описание, герои, анализ поэмы

В феврале 1861 года в России было отменено крепостное право. Это прогрессивное событие сильно всколыхнуло крестьян и вызвало волну новых проблем. Главную из них Некрасов описал в стихотворении «Элегия» , где есть афористичная строка: «Народ освобожден, но счастлив ли народ?». В 1863 году Николай Алексеевич начал работать над поэмой «Кому на Руси жить хорошо» , в которой затрагиваются проблемы всех слоев населения страны после отмены крепостного права.

Несмотря на довольно простой, фольклорный стиль повествования, произведение является достаточно сложным для правильного восприятия, поскольку в нем затрагиваются серьезные философские вопросы. На многие из них Некрасов искал ответы всю жизнь. Да и сама поэма, которая создавалась долгих 14 лет, так и не была завершена. Из задуманных восьми частей автор успел написать четыре, которые не следуют одна за другой. После смерти Николая Алексеевича издатели столкнулись с проблемой: в какой последовательности публиковать части поэмы. Сегодня мы знакомимся с текстом произведения в том порядке, который предложил Корней Чуковский, скрупулезно работавший с архивами писателя.

Некоторые современники Некрасова утверждали, что идея поэмы возникла у автора еще в 50-е годы, до отмены крепостного права. Николай Алексеевич хотел уместить в одно произведение все, что знал о народе и слышал от многих людей. В какой-то мере это ему удалось.

Для поэмы «Кому на Руси жить хорошо» подобрано много жанровых определений. Одни критики утверждают, что это «поэма-путешествие», другие отзываются о ней как о «Русской Одиссее». Сам автор считал свой труд эпопеей , поскольку здесь изображена жизнь народа в переломный момент истории. Таким периодом может быть война, революция, а в нашем случае – отмена крепостного права.

Автор стремился описывать происходящие события глазами простых людей и с применением их лексики. Как правило, в эпопее нет главного героя. Поэма Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» вполне отвечает этим критериям.

Но вопрос о главном герое поэмы был поднят не раз, он не дает покоя литературным критикам и по сей день. Если подходить формально, то главными героями можно считать мужиков-спорщиков, отправившихся искать счастливых людей на Руси. Отлично подходит на эту роль и Гриша Добросклонов – народный просветитель и спаситель. Вполне можно признать, что главным героем в поэме выступает весь российский народ. Это наглядно отражено в массовых сценах гуляний, ярмарки, сенокоса. Важные решения принимаются на Руси всем миром, даже облегченный вздох после смерти помещика вырвался у крестьян одновременно.

Сюжет произведения достаточно прост – на дороге случайно встретились семь мужиков, которые затеяли спор на тему: кому хорошо живется на Руси? Чтобы решить его, герои отправляются в путешествие по стране. В долгой дороге они знакомятся с самыми разными людьми: торговцами, нищими, пьяницами, помещиками, священником, раненым солдатом, князем. Довелось спорщикам повидать и много картин из жизни: острог, ярмарку, рождение, смерть, свадьбы, праздники, торги, выборы бургомистра и т. д.

Семь мужиков не описаны Некрасовым в деталях, их характеры практически не раскрыты. Странники идут вместе к одной цели. А вот персонажи второго плана (сельский староста, Савелий, холоп Яков и другие) вырисованы ярко, с множеством мелких подробностей и нюансов. Это позволяет сделать вывод, что автор в лице семи мужиков создал условно-аллегорический образ народа.

Проблемы , которые поднял Некрасов в своей поэме, очень многообразны и касаются жизни разных слоев общества: алчность, бедность, безграмотность, мракобесие, чванство, моральная деградация, пьянство, высокомерие, жестокость, греховность, сложность перехода на новый жизненный уклад, безграничное терпение и жажда бунта, угнетенность.

Но ключевой проблемой произведения является понятие счастья, которое каждым персонажем решается по собственному разумению. Для богатых людей, таких как поп и помещик, счастье – это личное благополучие. Для мужика очень важно уметь уходить от бед и напастей: медведь гнался, но не догнал, на работе сильно били, но до смерти не забили и т. д.

Но есть в произведении персонажи, которые не ищут счастье только для себя, они стремятся сделать счастливыми всех людей. Такими героями являются Ермил Гирин и Гриша Добросклонов. В сознании Григория любовь к своей матери переросла в любовь ко всей стране. В душе парня бедная и несчастная мать отождествилась с такой же бедной страной. И семинарист Гриша считает целью своей жизни просвещение народа. Из того, как Добросклонов понимает счастье, вытекает главная идея поэмы: это чувство способен в полной мере ощутить только тот человек, который готов посвятить свою жизнь борьбе за счастье народа.

Основным художественным средством поэмы можно считать устное народное творчество. Автор широко использует фольклор в картинах жизни крестьян и в описании будущего заступника Руси Гриши Добросклонова. Народную лексику в тексте поэмы Некрасов применяет по разному: как прямую стилизацию (пролог составлен), начало сказки (скатерть-самобранка, мифическое число семь) или косвенно (строки из народных песен, ссылки на разные легенды и былины).

Язык произведения стилизован под народную песню. В тексте есть много диалектизмов, многочисленных повторов, уменьшительных суффиксов в словах, устойчивых конструкций в описаниях. Из-за этого произведение «Кому на Руси жить хорошо» многие воспринимают как народное творчество. В середине девятнадцатого века фольклор изучали не только с точки зрения науки, но и как способ общения интеллигенции с народом.

Подробно проанализировав произведение Некрасова «Кому на Руси жить хорошо», легко понять, что даже в незаконченном виде оно является литературным наследием и представляет огромную ценность. И сегодня поэма вызывает живой интерес у литературных критиков и читателей. Изучая исторические особенности русского народа, можно сделать вывод, что они немного изменились, но суть проблемы осталась прежней – поиск своего счастья.

  • Образы помещиков в поэме Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»

История создания поэмы

К работе над поэмой «Кому на Руси жить хорошо» Некрасов приступил в середине 1860-х годов и продолжал писать ее до конца жизни. Произведение осталось незавершенным. До сих пор остается спорным вопрос о последовательности частей поэмы. Как правило, части поэмы публикуются в порядке создания их автором: «Часть первая», «Последыш», «Крестьянка», «Пир на весь мир».

Тематика. Россия в исторической перспективе

В «Кому на Руси жить хорошо» нашла отражение жизнь таких сословий и социальных групп, как крестьянство ,дворянство , духовенство, разночинская интеллигенция (Савва и Гриша Добросклоновы). Важное место в произведении занимают такженародное творчество, картины природы и сельского труда .

В поэме Некрасова отразилась жизнь пореформенной России , отчасти – жизнь России до реформы 1861 года. Некрасов изобразил российскую действительностьв исторической перспективе. Поэт пишет отяжелом наследии крепостничества , осовременном кризисе , который переживает крестьянство и другие сословия после реформы. Некрасов задумывается также обудущем России и ее народа.

Поэт воссоздал в своем произведении глубокий кризис , который переживают после реформы 1861 года все сословия, не только крестьянство. Рушатся былые устои жизни помещиков и духовенства (главы «Поп» и «Помещик»). Особенно тяжелой реформа оказалась для крестьянства.

Добра ты, царска грамота,

Да не при нас ты писана, –

говорят мужики о реформе.

Рассказывая о кризисных явлениях российской действительности в современную ему эпоху, Некрасов выявляет не только противоречия между сословиями (прежде всего между помещиками и крестьянами), но инестроения в самой народной жизни ,противоречия в сознании народа . Народ в поэме выступает каквеликий труженик и одновременно какпьяная, невежественная толпа . В то же время крестьянство, по мысли Некрасова, несмотря на своюнеграмотность , являетсяносителем высоких духовных ценностей ,богатейшей культуры . Наконец, поэтвоспевает силу народную, бунтарский дух народа и одновременноскорбит о холопстве крестьян, об их смирении перед угнетателями.

В поэме воплотились революционно-демократические идеи Некрасова – прежде всего в образе Гриши Добросклонова, в его песнях, но также и в словах самого автора-повествователя. Лучшее будущее народа поэт связывает сприобщением крестьян к прогрессивной литературе и общественной мысли. Особенно ярко такая точка зрения проявляется вавторском отступлении о народных заступниках:

Эх! Эх! Придет ли времечко,

Когда (приди, желанное!)

Дадут понять крестьянину,

Что розь портрет портретику,

Что книга книге розь?

Когда мужик не Блюхера

И не милорда глупого –

Белинского и Гоголя

С базара понесет?

Ой, люди, люди русские!

Крестьяне православные!

Слыхали ли когда-нибудь

Вы эти имена?

То имена великие,

Носили их, прославили

Заступники народные!

Вот вам бы их портретики

Повесить в ваших горенках,

Основные мотивы

Назовем основные мотивы произведения. Это народные страдания инародное счастье ,правда-матушка ;крестьянский труд ;суровая женская доля ;богатырство идолготерпение ,бунтарство ихолопство . Звучат в произведении исатирические мотивы : поэт обличает помещиков, их произвол в отношении народа, а также крестьян-холопов, заискивающих перед угнетателями.

Центральный мотив произведения – этонародное счастье . Он начинает звучать в устах семерых мужиков-странников, затем подхватывается другими персонажами произведения:

Кому живется весело,

Вольготно на Руси?

Извечный вопрос о правде и неправде, о горе и счастьеимеет в поэме Некрасоваконкретно-историческое преломление . Действие поэмы происходит в пореформенной России, и речь в ней идет о жизни народа после реформы.

Персонажи

Сюжетообразующую роль в поэме играет собирательный образсеми мужиков-странников .Этот образстановитсясимволом русского крестьянства, ожидающего перемен в своей жизни. В поэме, по замечанию Н.Н.Скатова, подчеркнутоэпическое единство семи стран­ников . В изображении путешествующих мужиков, по существу, нет индивидуальных характеристик. В нем отраженыобщие черты народного сознания :

В каком году – рассчитывай,

В какой земле – угадывай,

На столбовой дороженьке

Сошлись семь мужиков:

Семь временнообязанных,

Подтянутой губернии,

Уезда Терпигорева,

Пустопорожней волости,

Из смежных деревень:

Заплатова, Дырявина,

Разутова, Знобишина,

Горелова, Неелова –

Неурожайка тож,

Сошлися и заспорили:

Кому живется весело,

Вольготно на Руси?

Семь крестьян из поэмы «Кому на Руси...» напоминают нам странников-правдоискателей из стихотворения «Размышления у парадного подъезда». Оба образа отражают представления поэта о чаяниях всего русского крестьянства.

Вместе с тем в произведении выделяются и индивидуально очерченные фигуры крестьян.

Назовем прежде всего Якима Нагого . Еговнешность напоминает нам крестьянина-белоруса из «Железной дороги»:

Грудь впалая; как вдавленный

Живот; у глаз, у рта

Излучины, как трещины

На высохшей земле...

Персонаж соединяет в себе такие черты, как огромное трудолюбие и беспробудноепьянство :

В деревне Босове

Яким Нагой живет;

Он до смерти работает,

До полусмерти пьет.

Некрасов отмечает также любовь Якимак эстетической стороне жизни : во время пожара герой вместо денег стал спасать картинки.

Ермил Гирин (он жеЕрмила ,Ермило ) – это народныйправдолюбец . В его образе воплощена крестьянскаямечта о справедливости, о правде-матушке ,о праведном «крестьянском» царе . Особенно явственно правдолюбие Ермила раскрывается в рассказе о том, как он стал бурмистром в поместье князя:

Пошел Ермило царствовать

Над всей княжою вотчиной,

И царствовал же он!

В семь лет мирской копеечки

Под ноготь не зажал,

В семь лет не тронул правого,

Не попустил виновному,

Душой не покривил.

Ярко характеризует Ермила также сцена торгов , схватка героя с купцом Алтынниковым. Ермил черпает силу в народной поддержке: как известно, выстоять Ермил смог благодаря тому, что крестьяне одолжили ему денег – как говорится, «с миру по нитке».

Как и всякий народный герой, Ермил не без греха . «Не согрешишь – не покаешься», – гласит народная пословица. И действительно, вместо своего брата Митрия Ермил отправляет в рекруты сына бедной вдовы. Однако вскоре геройраскаивается в своем поступке, и справедливость торжествует.

Твердость нравственной позиции Ермила проявляется во время крестьянского бунта . Рассказчик намекает на то, что герой отказался, по-видимому, умиротворять взбунтовавшихся крестьян и поэтому попал в острог.

Пожалуй, наиболее яркий образ в поэме – это Матрена Тимофеевна Корчагина . Поэт отмечаеткрасоту ивеличие героини:

Матрена Тимофеевна –

Осанистая женщина,

Широкая и плотная,

Лет тридцати осьми.

Красива; волос с проседью,

Глаза большие, строгие,

Ресницы богатейшие,

Сурова и смугла.

Жизнь Матрены Тимофеевны неотделима от жизни природы . Не случайно мужики-странники встречают ее в самую благодатную пору – во время уборки урожая:

Уж налились колосики.

Стоят столбы точеные,

Головки золоченые

Задумчиво и ласково

Шумят. Пора чудесная!

Нет веселей, наряднее,

Богаче нет поры!

Повествование о ней в части «Крестьянка» ведется преимущественно от первого лица: героиня сама рассказывает о собственной жизни, которая поистине трагична. И в самом деле, ей выпала горькая доля . Погиб её сын Дёмушка. На глазах всего мира Матрёну высекли за проступок сына Федотушки. Героиня претерпела голод, пожары, другие бедствия. Ее мужа Филиппа едва не забрали в рекруты. Поэтому неутешительны слова Матрены Тимофеевны, обращенные к странникам:

А то, что вы затеяли

Не дело – между бабами

Счастливую искать!

Образно звучат в конце «Крестьянки» слова странницы-богомол­ки о женском счастье:

Ключи от счастья женского,

От нашей вольной волюшки

Заброшены, потеряны

У Бога самого.

Следует также отметить, что часть «Крестьянка» почти полностью построена на фольклорных образах и мотивах. Поэт стремится подчеркнуть неразрывнуюсвязь героини с народно-поэтической стихией.

Савелий – крестьянин-бунтарь . Внушителенвнешний облик героя, напоминающего медведя:

С большущей сивой гривою,

Чай двадцать лет не стриженной,

С большущей бородой,

Дед на медведя смахивал,

Особенно как из лесу

Согнувшись выходил.

Бунтарское начало в характерегероя наиболее ярко проявляется в истории с убийством немца-управляющего, которого Савелий «живого закопал» в землю.

Герой наделен богатырской силой . В то же время это ибогатырь духа , по замечанию Н.Н.Скатова. Под конец жизни Савелий уходит в Песочный монастырь молиться за все русское крестьянство.

Среди эпизодических лиц поэмы выделяются фигуры праведников . Назовём среди них богомольцаФомушку и посадскую вдовуЕвфросиньюшку , которая заботилась о страждущих в холерные годы.

В своей поэме Некрасов изобразил не только тех представителей народа, которые вызывают симпатию читателя. Поэт показал и холопство , и другие негативные черты народной жизни.

Клим Лавин из части «Последыш» –ленивый идвуличный мужик, который хочет и господам угодить, и доверие односельчан не потерять:

Что ни на есть отчаянный

Был Клим мужик: и пьяница,

И на руку нечист.

Холоп князя Переметьева , облизывая господские тарелки и допивая вино из рюмок, «заработал» «барскую болезнь» – подагру. Он похваляется перед крестьянами:

С французским лучшим трюфелем

Тарелки я лизал,

Напитки иностранные

Из рюмок допивал…

Читатель узнает о Сидоре , который, находясь в тюрьме, посылал барину оброк. Дворовый человекИпат и после реформы продолжает считать себя холопом князя Утятина.

Ипат сказал: «Балуйтесь вы!

А я князей Утятиных

Холоп – и весь тут сказ!»

Любовь к князю он не потерял даже после того, как хозяин искупал его в проруби и переехал санями, сделав в итоге инвалидом.

В поэме рассказывается о предательстве Глеба , который назван Иудой. По вине Глеба его собратья-крестьяне оставались долгие годы в крепостной зависимости («Крестьянский грех»).

Поистине трагична судьба Якова Верного – холопа примерного, который повесился в присутствии собственного барина.

В своей поэме Некрасов показал жизнь не только крестьянства, но и других сословий России – духовенства (в главе «Поп»),помещиков (Оболта-Оболдуева из главы «Помещик» и князя Утятина из части «Последыш»).

В главе «Поп» сельский священник рассказывает о своеймноготрудной жизни. В прежние времена, когда богатые помещики жили в своих вотчинах, они щедрыми пожертвованиями поддерживали деревенских батюшек. Теперь же, после реформы, одни помещики разорились, другие уехали в Петербург или за границу. Поместья в запустении, народ обнищал, и с нищих крестьян священнику неловко даже брать «за требу воздаяние»:

Деревни наши бедные,

А в них крестьяне хворые

Да женщины печальницы,

Кормилицы, поилицы,

Рабыни, богомолицы

И труженицы вечные,

Господь прибавь им сил!

С таких трудов копейками

Живиться тяжело!

Священник напоминает странниками и о злых шутках крестьян в адрес попа, попадьи, поповской дочки. Из рассказа батюшки становится ясно, что после реформы 1861 года духовное сословие переживает нелегкие времена.

Глава «Помещик» повествует обо всём российском барстве, хотя рассказ ведет конкретный помещик – Гаврила Афанасьевич Оболт-Оболдуев .

Внешний вид помещикаважный ,солидный . Однако, несмотря на почтенные лета героя, в его облике чувствуется имолодцеватость :

Помещик был румяненький,

Осанистый, присадистый,

Шестидесяти лет;

Усы седые, длинные,

Ухватки молодецкие,

Венгерка с бранденбурами,

Широкие штаны.

Герой характеризует барскую жизнь и в прошлом, и в настоящем. Он повествует о былой идиллии дворянских усадеб: тут ипсовая охота , ироскошные пиры на праздники.

В настоящем же помещичье сословие тоже переживает кризис . Осознает это и Оболт-Оболдуев. Не случайно он так тоскует по прежним временам.

Помещик выступает в этом рассказе и как крепостник-деспот , не изменивший своих привычек и после реформы 1861 года. Он восклицает:

Закон – мое желание!

Кулак – моя полиция!

Удар искросыпительный,

Удар зубодробительный,

Удар скуловорррот!

Образ князя Утятина в части «Последыш» – олицетворениеупадка ,вырождения помещиков.

Своим внешним видом герой напоминает сказочное, диковинное существо :

Нос клювом, как у ястреба,

Усы седые, длинные

И разные глаза:

Один, здоровый, светится,

А левый – мутный, пасмурный,

Как оловянный грош!

Князь Утятин никак не может поверить в то, что крепостное право уже отменили , и ведет себя так, как будто ничего не произошло. Самое печальное заключается в том, что крестьяне-вахлаки, одураченные посулами наследников князя, готовы играть «камедь» (комедию), изображая себя крепостными.

Наследники Утятина – его сыновья-гвардейцы и их жены , невестки князя, с нетерпением ожидающие смерти выжившего из ума старика, – тоже изображены в сатирических тонах.

Не менее яркие характеристики дает Некрасов и другим помещикам. Среди них Шалашников , жестоко поровший своих крепостных за неуплату оброка; господинПоливанов , который купил за взятки деревеньку и там «вольничал, бражничал, горькую пил», чинил насилие и произвол, отдал в рекруты племянника своего преданного слуги Якова Верного и довел самого Якова до самоубийства. Среди помещиков-самодуров особой жестокостью отличается душегубпан Глуховский («О двух великих грешниках»).

Впрочем, среди лиц дворянского сословия, описанных в некрасовской поэме, встречаются и достойные, добродетельные люди. Это, например, Павлуша Веретенников, собиратель фольклора , выручивший старика Вавилу и купивший его внучке ботиночки;адмирал-вдовец («аммирал-вдовец»), совершивший геройские подвиги в битвах с врагом и великодушно отпустивший на волю своих крепостных («Крестьянский грех»). Это, наконец,губернаторша Елена Александровна , с сердечной теплотой пришедшая на помощь Матрене Тимофеевне.

В образе Гриши Добросклонова и его братаСаввы Некрасов показал читателюразночинцев – народных заступников. Фамилия «Добросклонов» напоминала современникам Некрасова о рано ушедшем из жизни революционном демократе Н.А.Добролюбове, друге и соратнике поэта. Наиболее ярко мировоззрение Гриши раскрывается в егопеснях , которые герой поет односельчанам. В качестве примера приведем песню «Русь»:

Ты и убогая,

Ты и обильная,

Ты и забитая,

Ты и всесильная,

Матушка Русь!

Создавая образ Гриши, Некрасов обращался к юным читателям, призывая их посвятить себя делу освобождения народа.

Природа. Народный календарь

В поэме «Кому на Руси...» мы находим замечательные картины русской природы ; представлены разныевремена года .

Повествование начинается весной :

Леса, луга поемные,

Ручьи и реки русские

Весною хороши.

С Матрёной Тимофеевной странники встречаются в благодатную пору – летом , во время уборки зерновых: «Уж налились колосики...» (см. выше). Показаны в поэме и другие времена года –осень ,зима .

Важно, что в произведении Некрасова природа показанав крестьянском восприятии. В поэме отраженнародный календарь . События, различные явления в жизни природы и человека соотносятся сциклом сельскохозяйственных работ , а также сцерковными праздниками инародными поверьями .

Например, в главе «Сельская ярмонка» Некрасов, рисуя картину весенней природы , вспоминает опразднике святителя Николая Чудотворца, особенно почитаемого на Руси:

Недаром наши странники

Поругивали мокрую,

Холодную весну…

Лишь на Николу вешнего

Погода поуставилась,

Зеленой свежей травушкой

Полакомился скот.

Время колошения хлебов отмечено следующей народнойприметой :

Кукуй, кукуй, кукушечка!

Заколосится хлеб,

Подавишься ты колосом –

Не будешь куковать!

В части «Последыш» период сенокоса связывается со временемПетровского поста :

Петровки. Время жаркое.

В разгаре сенокос.

В день Симеона Летопроводца Матрена Тимофеевна вышла из младенчества:

В день Симеона батюшка

Сажал меня на бурушку

И вывел из младенчества

По пятому годку.

В соответствии с народным календарем день памяти святой великомученицы Екатерины отмечаетсяпервым катанием на санях :

Зимой пришел Филиппушка,

Привез платочек шелковый

Да прокатил на саночках

В Екатеринин день.

Церковными праздниками отмечены день расставания Матрены Тимофеевны с мужем и день рождения сына:

Филипп на Благовещенье

Ушел, а на Казанскую

Я сына родила.

После гибели Дёмушка Матрёна, в соответствии с народным обычаем, не берет «в рот яблока до Спаса», то есть доПреображения .

Жанровые и сюжетно-композиционные особенности поэмы. Художественные средства и приёмы

Некрасов обращается к жанру эпической поэмы , жанру древнему, который не был широко распространен в современной поэту литературе.

В эпической поэме, или эпопее, на первом плане жизнь не отдельной личности, а целого народа. В поэме Некрасова воссоздана судьба русского народа после реформы, а также народное сознание, крестьянский взгляд на мир.

Характерным для эпической поэмы элементом является пролог , где особую роль играютсказочно-фантастические образы . Это, например, волшебная птичка, скатерть самобранная, а также семь филинов, ворон, ведьма Дурандиха. Эти образы имеют символическое значение. Например, скатерть-самобранка – символ благополучия, земного счастья.

Кроме того, в своем произведении Некрасов использует различные жанры народного творчества . Этоволшебная сказка (о скатерти-самобранке – в прологе),песня (особенно много их в частях «Крестьянка» и «Пир на весь мир»),былина (например, рассказ о Савелии),плач (плач Матрены Тимофеевны по Дёмушке),легенда («О двух великих грешниках»),загадка (о снеге, о топоре, о замке, об эхе).

Рассмотрим некоторые сюжетно-композиционные особенности поэмы. Некрасов написал свое произведение в формепутешествия , что характерно для народного эпоса. Кому на Руси...» открывает образстолбовой дороженьки , на которой сошлись семь мужиков-странников.

Поэму отличает полифонизм . Она включает в себямножество сюжетных линий . В ней звучат самые разные голоса . Следует особо подчеркнуть рольмногоголосия в главах «Сельская ярмонка», «Пьяная ночь», «Счастливые», в части «Пир на весь мир». Перед читателем предстает вся крестьянская Россия.

Поэт использует в своем произведении такие художественные средства и приёмы , какобразный параллелизм ,олицетворения ,сравнения , постоянные эпитеты ,и другие художественные приёмы.

Приведем примеры. Прибегая к образному параллелизму , Некрасов уподобляет смерть младенца гибели соловьиного гнезда, рассказ о котором открывает главу «Дёмушка»:

Зажгло грозою дерево,

А было соловьиное

На дереве гнездо...

Ещё одна параллель трагическому событию – рассказ о ласточке, которая вьёт гнездо под берегом:

Ой, ласточка! Ой, глупая!

Не вей гнезда под берегом,

Под берегом крутым!..

Прибегает Некрасов и к такому приёму, как отрицательный параллелизм :

Не ветры веют буйные,

Не мать-земля колышется –

Шумит, поет, ругается,

Качается, валяется,

Дерется и целуется

У праздника народ!

Рисуя солнце после дождя, Некрасов прибегает к олицетворению : «Смеется солнце красное...»

Поэт использует в своем произведении многочисленные сравнения . Например, ночь уподобляется грамоте, которую Господь пишет червонным золотом на небесах:

Ночь тихая спускается,

Уж вышла в небо темное

Луна, уж пишет грамоту

Господь червонным золотом

По синему по бархату...

Народная молва уподобляется синему морю; «облака дождливые» сравниваются с «дойными коровушками».

В поэме встречаются постоянные эпитеты : «ветры буйные», «столбовая дороженька», «солнце красное», «море синее».

В поэме нередки слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами : «дороженька», «птенчики», «матушка», «молодушка», «липочка».

Все эти средства придают «Кому на Руси...» черты, сближающие поэму Некрасовас произведениями народного творчества.

Вопросы и задания

1. Расскажите об истории создания поэмы Некрасова «Кому на Руси жить хорошо». Когда поэт начал работать над этим произведением? Завершил ли он его? Какие части поэмы дошли до нас?

2. Какая эпоха нашла отражение в поэме Некрасова? Жизнь каких сословий и социальных групп отразил поэт? Почему мы можем сказать, что жизнь России показана в «Кому на Руси...» в исторической перспективе?

3. Какие противоречия народной жизни и народного сознания отразил Некрасов в «Кому на Руси...»? Какова авторская позиция в поэме?

4. Назовите основные мотивы некрасовской поэмы и кратко прокомментируйте их. Какой из мотивов является центральным, сюжетообразующим?

5. Определите идейно-композиционное значение семи мужиков-странников. Процитируйте начало поэмы – отрывок, характеризующий этот собирательный образ.

6. Расскажите о Якиме Нагом. Как поэт описывает внешность Якима? Какие противоположные черты соединяются в этом герое?

7. Почему Ермила Гирина мы можем назвать правдолюбцем? Прокомментируйте основные эпизоды, раскрывающие духовный облик этого персонажа.

8. Какие черты Матрены Тимофеевны Корчагиной свидетельствуют о том, что в ее образе Некрасов воплотил свои идеальные представления о женщине-крестьянке? Перечислите и кратко прокомментируйте факты из жизни Матрены, свидетельствующие о трагизме ее судьбы; приведите примеры из текста поэмы. Какие художественные средства использует Некрасов при создании образа героини? Процитируйте высказывания странницы-богомолки и самой Матрены о женском счастье.

9. Почему деда Савелия Некрасов называет «богатырем святорусским»? В чем проявилось богатырство героя? Почему Савелия можно назвать и богатырем духа?

10. Назовите и кратко охарактеризуйте крестьян-холопов. В чем именно проявляется их холопство? Верно ли утверждать, что среди холопов, изображенных в поэме, только комические фигуры?

11. Охарактеризуйте образ попа. Можно ли сказать, что деревенский священник изображен Некрасовым с сочувствием? Аргументируйте свою точку зрения примерами из текста.

12. Какие черты русского дворянства и дворянской жизни в целом отразились в образе Оболта-Оболдуева? Какие художественные приемы использует Некрасов при создании его образа?

13. Почему князя Утятина крестьяне прозвали «последышем»? Как поэт описывает внешность героя? В чем проявляются «чудачества» князя? Какими чертами характера Некрасов наделяет наследников Утятина?

14. Каких еще помещиков изобразил Некрасов в своем произведении? Есть ли среди дворян, описанных в поэме, добродетельные люди, сострадающие народу?

15. Какова роль в «Кому на Руси...» образов Саввы и Гриши Добросклоновых? Кто из реальных лиц, близких друзей поэта, стал прототипом Гриши Добросклонова? В какой форме Гриша выражает свои идеи? К кому обращается автор вместе со своим юным героем?

16. Расскажите о народном календаре, воссозданном Некрасовым в «Кому на Руси...» Как картины природы соотносятся с церковными праздниками и народными приметами? Приведите примеры из текста.

17. Охарактеризуйте жанр «Кому на Руси...» Был ли жанр эпической поэмы широко распространен во времена Некрасова? Какие цели преследовал поэт, обращаясь к этому жанру? Какой элемент «Кому на Руси...» является характерным для эпической поэмы? Какие жанры народного творчества использовал Некрасов в своем произведении?

18. Охарактеризуйте сюжетно-композиционные особенности «Кому на Руси...» Что лежит в основе сюжета произведения? В чем проявляется полифонизм поэмы?

19. Какие художественные средства и приемы использует Некрасов в «Кому на Руси...»? Перечислите их и приведите примеры из текста поэмы.

20. Составьте развернутый план-конспект на тему: «Образы помещиков и крестьян в поэме “Кому на Руси жить хорошо”».

21. Напишите сочинение на тему: «Традиции народного творчества в поэме “Кому на Руси жить хорошо”».

Меняются века, а имя поэта Н.Некрасова – этого рыцаря духа – остается незабвенным. В своём творчестве Некрасов раскрыл многие аспекты русской жизни, рассказал о крестьянском горе, дал почувствовать, что под гнетом нужды и темноты таятся ещё неразвернувшиеся богатырские силы.

Поэма «Кому на Руси жить хорошо» — стержневое произведение Н.А.Некрасова. Оно — о крестьянской правде, о «старом» и «новом», о «холопах» и «свободных», о «бунте» и «терпении».

Какова история создания поэмы «Кому на Руси жить хорошо»? 60-е годы XIX века характеризуются усилением политической реакции. Некрасову необходимо было отстоять журнал «Современник» и тот курс, которого придерживалось издание. Борьба за чистоту выбранного направления потребовала активизации некрасовской музы. Одна из главных линий, которой придерживался Некрасов, и которая отвечала задачам того времени, была народная, крестьянская. Работа над произведением «Кому на Руси жить хорошо» – главная дань крестьянской теме.

Творческие задачи, которые стояли перед Некрасовым при создании поэмы «Кому на Руси жить хорошо», следует рассматривать в фокусе литературной и общественной жизни 60-70-х гг. XIX века. Ведь поэма создавалась не один год, а более десяти лет, и те настроения, которые владели Некрасовым в начале 60-х, менялись, точно так же, как менялась и сама жизнь. Начало написания поэмы приходится на 1863 год. К тому времени император Александр II уже подписал манифест об отмене крепостного права.

Работе над поэмой предшествовали годы сбора по крупицам творческого материала. Автор решил не просто написать художественное произведение, а произведение, доступное и понятное простым людям, этакую «народную книгу», в которой показана с предельной полнотой целая эпоха в жизни народа.

В чем заключается жанровое своеобразие поэмы «Кому на Руси жить хорошо»? Литературные эксперты идентифицируют это произведение Некрасова как «поэму-эпопею». Такое определение восходит ещё к мнению современников Некрасова. Эпопея – это крупное художественное произведение эпического характера. По жанру «Кому на Руси жить хорошо» произведение лиро-эпическое. В нем эпические основы сочетаются с лирическими и с драматическими. Драматический элемент вообще пронизывает многие произведения Некрасова, увлеченность поэта драматургией отражается в его поэтическом творчестве.

Композиционная форма произведения «Кому на Руси жить хорошо» довольно своеобразна. Композиция – это построение, расположение всех элементов художественного произведения. Композиционно поэма построена по законам классической эпопеи: она представляет собой совокупность относительно автономных частей и глав. Объединяющим мотивом является мотив дороги: семь мужиков (семь – самое таинственное и магическое число), пытаются найти ответ на вопрос, который по сути своей является философским: кому на Руси жить хорошо? Некрасов не ведёт нас к некоему кульминационному моменту в поэме, не подталкивает к финальному событию и не активизирует действие. Его задача, как крупного эпического художника, – отразить аспекты русской жизни, нарисовать образ народа, показать многообразие народных дорог, направлений, путей. Этот творческий труд Некрасова – крупная лиро-эпическая форма. В ней задействовано много персонажей, развернуто немало сюжетных линий.

Главная мысль поэмы «Кому на Руси жить хорошо» заключается в том, что народ достоин счастья и есть смысл за счастье бороться. Поэт был уверен в этом, и всем своим произведением представил тому доказательства. Счастье одного, отдельно взятого индивида – этого недостаточно, это не решение вопроса. Поэма взывает к думам о воплощении счастья для всего народа, о «Пире на весь мир».

Начинается поэма с «Пролога», в котором автор рассказывает, как на столбовой дороге повстречались семеро мужиков из разных деревень. Между ними вышел спор о том, кому лучше живется на Руси. Каждый из споривших высказывал свое мнение, и никто не хотел уступать. В итоге, спорщики решили отправиться в странствие, чтобы из первых рук узнать, кому и как живется на Руси и выяснить, кто из них был прав в этом споре. От птички пеночки странники узнали, где находится волшебная скатерть-самобранка, которая накормит и напоит их в дальней дороге. Найдя скатерть-самобранку и убедившись в ее волшебных способностях, семь мужиков отправились в долгое путешествие.

В главах первой части поэмы семь странников встречали на своем пути людей из разных сословий: попа, крестьян на сельской ярмарке, помещика и задавали им вопрос – насколько они счастливы? Ни поп, ни помещик не считали, что их жизнь полна счастья. Они жаловались на то, что после отмены крепостного права их жизнь ухудшилась. На сельской ярмарке царило веселье, но когда странники стали узнавать у расходящихся после ярмарки людей, насколько каждый из них счастлив, выяснялось, что истинно счастливыми можно было назвать лишь единицы из них.

В главах второй части, объединенных названием «Последыш», странники встречаются с крестьянами деревни Большие Вахлаки, живущими в довольно странном положении. Не смотря на отмену крепостного права, они в присутствии помещика изображали крепостных, как в старые времена. Старый помещик болезненно отнесся к реформе 1861 года и его сыновья, боясь остаться без наследства, подговорили крестьян изображать крепостных, пока старик не умрет. В конце этой части поэмы говорится, что после смерти старого князя его наследники обманули крестьян и затеяли с ними тяжбу, не желая отдавать ценные луга.

После общения с вахлакскими мужиками путешественники решили поискать счастливых людей среди женщин. В главах из третьей части поэмы под общим названием «Крестьянка» они встретились с жительницей села Клин, Матреной Тимофеевной Корчагиной, которую в народе прозвали «губернаторша». Матрена Тимофеевна рассказала им без утайки всю свою многострадальную жизнь. В конце своего рассказа Матрена посоветовала странникам не искать счастливых людей среди русских женщин, поведав им при этом притчу о том, что ключи от женского счастья утеряны, и найти их никто не в силах.

Странствование семи мужиков, ищущих по всей Руси счастья, продолжается, и они попадают на пир, устроенный жителями села Валахчина. Эта часть поэмы получила название «Пир на весь мир». На этом пиру семь странников приходят к осознанию того, что вопрос, ради которого они отправились в поход по Руси, занимает не только их, но и весь русский народ.

В последней главе поэмы автор предоставляет слово молодому поколению. Один из участников народного пира, сын приходского дьячка, Григорий Добросклонов, будучи не в силах заснуть после бурных споров, отправляется бродить по родным просторам и в его голове рождается песня «Русь», ставшая идейным финалом поэмы:

«Ты и убогая,
Ты и обильная,
Ты и забитая,
Ты и всесильная,
Матушка-Русь!»

Вернувшись домой, и проговорив брату эту песню, Григорий пытается заснуть, но его воображение продолжает работать и рождается новая песня. Если бы семь странников сумели узнать, о чем эта новая песня, они с легким сердцем могли бы вернуться домой, ибо цель странствия была бы достигнута, поскольку новая песня Гриши была о воплощении счастья народного.

Касаясь проблематики поэмы «Кому на Руси жить хорошо», можно сказать следующее: в поэме вырисовывается два уровня проблематики (конфликта) – социально-исторический (результаты крестьянской реформы) – конфликт нарастает в первой части и сохраняется во второй, и глубинный, философский (соль национального характера), который возникает во второй и доминирует в третьей части. Проблемы, поднятые Некрасовым в поэме
(цепи рабства сняты, но облегчилась ли крестьянская доля, прекратилось ли притеснение крестьян, устранены ли противоречия в обществе, счастлив ли народ) — не будут решены ещё в течение долгого периода.

Выполняя анализ поэмы Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо», важно сказать, что основной стихотворный размер этого произведения – трехстопный нерифмованный ямб. Причем в конце строки после ударного слога следуют два безударных (дактилическая клаузула). В некоторых местах произведения Некрасов использует также четырехстопный ямб. Такой выбор стихотворного размера был обусловлен необходимостью подачи текста в фольклорном стиле, но с сохранением классических литературных канонов того времени. Входящие в состав поэмы народные песни, а также песни Григория Добросклонова, написаны с использованием трехсложных размеров.

Некрасов стремился к тому, чтобы язык поэмы был понятен простому русскому человеку. Поэтому он отказался от использования лексикона классической поэзии того времени, насытив произведение словами простонародной речи: «деревнишка», «бревешко», «пустопляс», «ярмонка» и многие другими. Это позволило сделать поэму понятной любому крестьянину.

В поэме «Кому на Руси жить хорошо» Некрасов использует многочисленные средства художественной выразительности. К ним относятся такие эпитеты, как «солнце красное», «тени черные», «люди бедные, «сердце свободное», «совесть спокойная», «сила несокрушимая». Есть в поэме и сравнения: «выскочил, как встрепанный», «глазищи желтые горят, как… четырнадцать свечей!», «как убитые заснули мужики», «облака дождливые, как дойные коровушки».

Метафоры, встречающиеся в поэме: «лежит земля», «весна… дружная», «плачет пеночка», «бурливое село», «бояре — кипарисовы».

Метонимии – «притихла вся дороженька», «притихла площадь людная», «Когда мужик… Белинского и Гоголя с базара понесет».

В поэме нашлось место таким средствам художественной выразительности, как ирония: «…сказ про юродивого помещика: икается, я думаю, ему!» и сарказм: «Горда свинья: чесалася О барское крыльцо!».

Есть в поэме и стилистические фигуры. К ним относятся обращения: «Ну, дядя!», «А ты постой!», «Приди, желанное!..», «Ой люди, люди русские!» и восклицания: «Чу! лошадиный храп!», «А хлеба хоть не сей!», «Эх! Эх!», «Хоть проглоти перо!»

Фольклорные выражения – на «ярмонке», видимо-невидимо.

Язык поэмы – своеобразный, украшенный поговорками, присказками, диалектами, «простонародными» словами: «млада-младешенька», «целковенький», «погудка».

Поэма «Кому на Руси жить хорошо» мне запомнилась тем, что, несмотря на те трудные времена, в которые она создавалась и которые она описывает, в ней видно позитивное, жизнеутверждающее начало. Народ заслуживает счастья – вот главная теорема, доказанная Некрасовым. Поэма помогает людям разобраться, стать лучше, бороться за свое счастье. Некрасов – мыслитель, человек, обладающий уникальным общественным чутьём. Он прикоснулся к глубинам народной жизни, вытащил из её недр россыпь оригинальных русских характеров. Некрасов был в состоянии показать всю полноту людских переживаний. Он стремился постичь всю глубину человеческого бытия.

Некрасов нестандартно решал свои творческие задачи. Его творчество проникнуто идеями гуманизма.

Спустя два года после введения новых реформ Николай Некрасов начал работу над произведением, ставшим вершиной его творчества. Долгие годы он работал над текстом, и в результате была создана поэма, в которой автор не только смог изобразить народное горе, а вместе со своими героями стремился ответить на следующие вопросы: «В чем счастье народа?», «Как его достигнуть?», «Может ли отдельный человек быть счастлив среди всеобщего горя?» Анализ «Кому на Руси жить хорошо» необходим для того, чтобы выяснит, какие образы и помогли Некрасову ответить на эти непростые вопросы.

Замысел

Начиная произведение, автор едва ли сам знал ответ на эти тревожные вопросы. Это были сложные времена в истории русского народа. Отмена крепостничества не облегчила жизнь крестьянства. Первоначальный замысел Некрасова заключался в том, что мужики-странники после напрасных поисков возвращались домой. В процессе работы сюжетная линия несколько менялась. События в поэме находились под влиянием важных общественных процессов. Подобно персонажам своего стремится ответить на вопрос: «Хорошо ли жить на Руси?» И если на первом этапе работы над поэмой автор не находит основания для положительного ответа, то позднее в обществе появляются представители молодежи, которые действительно находят свое счастье в хождении «в народ».

Ярким примером стала некая учительница, сообщившая в письме Некрасову о том, что испытывает настоящие приливы счастья в своей работе в народе. Поэт планировал использовать образ этой девушки в развитии сюжетной линии. Но не успел. Он умер, не завершив работы над своим произведением. Поэму «Кому н Руси жить хорошо» Некрасов писал до последних дней своей жизни, но она так и осталась неоконченной.

Художественный стиль

Анализ «Кому на Руси жить хорошо» выявляет основную художественную особенность произведения. Поскольку книга Некрасова о народе, и прежде всего для него, в ней он использовал народную речь во всем ее разнообразии. Эта поэма представляет собой эпос, одной из целей которого было изобразить жизнь такой, какой она есть. Существенную роль в повествовании играют сказочные мотивы.

Фольклорная основа

Многое позаимствовал Некрасов из народного творчества. Анализ «Кому на Руси жить хорошо» позволил критикам выявить былины, сказания и пословицы, которые автор активно использовал в тексте. Уже в прологе встречаются яркие фольклорные мотивы. Здесь появляется и пеночка, и скатерть-самобранка, и многие анималистические образы русской народной сказки. Да и сами мужики-странники напоминают героев былин и сказок. В прологе также присутствуют числа, имеющие сакральное значение: семь и три.

Сюжет

Мужики поспорили о том, кому на Руси жить хорошо. Некрасов, используя этот прием, раскрывает главную тему поэмы. Герои предлагают несколько вариантов «счастливцев». Среди них пять представителей различных слоев социального общества и сам царь. Для того чтобы ответить на столь тревожный вопрос, странники отправляются в долгий путь. Но успевают расспросить о счастье лишь попа и помещика. По ходу поэмы общие вопросы меняются на более конкретные. Мужиков уже больше интересует счастье трудового народа. Да и замысел повествования сложно было бы осуществить, если бы простые мужики отважились наведаться к самому царю со своими философскими проблемами.

Крестьянские образы

В поэме присутствует множество крестьянских образов. Некоторым автор уделяет пристальное внимание, о других говорит лишь мимоходом. Самым типичным является портрет Якима Нагого. Внешний облик этого персонажа символизирует каторжное существование, которое свойственно крестьянской жизни на Руси. Но несмотря на непосильный труд, Яким не очерствел душой. Анализ «Кому на Руси жить хорошо» дает четкое представление о том, каким видел или хотел видеть Некрасов представителей трудового народа. Яким, несмотря на нечеловеческие условия, в которых он вынужден существовать, не ожесточился. Он собирает всю жизнь для сына картинки, любуясь и развешивая их по стенам. И во время пожара он бросается в огонь, чтобы спасти прежде всего любимые изображения. Но образ Якима отличается от более достоверных персонажей. Смысл его жизни не сводится к труду и выпивке. Большое значение для него имеет и созерцание прекрасного.

Художественные приемы

В поэме Некрасов уже с первых страниц использует символичность. Сами за себя говорят названия деревень. Заплатово, Разутово, Дырявино - символы образа жизни их обитателей. Правдоискатели встречаются во время своего странствия с разными людьми, но вопрос о том, какому на Руси жить хорошо, так и остается открытым. Бедствия простого русского люда открываются перед читателем. Дабы придать живости и убедительности повествованию, автор вводит прямую речь. Поп, помещик, каменщик Трофим, Матрена Тимофеевна - все эти персонажи рассказывают о своей жизни, и из их историй складывается общая безрадостная картина русской народной жизни.

Поскольку жизнь крестьянина неотрывно связана с природой, ее описание гармонично вплетается в поэму. Из множества деталей создается типичная бытовая картина.

Образ помещиков

Помещик, несомненно, является главным врагом крестьянина. Первый представитель этого социального слоя, встретившийся странникам, на их вопрос дает вполне развернутый ответ. Повествуя о богатой помещичьей жизни в прошлом, он утверждает, что сам всегда по-доброму относился к крестьянам. И все были довольны, и никто не испытывал горя. Теперь же все переменилось. Поля в запустении, мужик совсем отбился от рук. Всему виной - реформа 1861 года. Но следующий живой пример «благородного сословия», появляющийся на пути мужиков, имеет образ угнетателя, мучителя и стяжателя. Ведет он жизнь вольготную, трудиться ему не приходится. Все за него выполняют крестьяне, находящиеся в зависимости. Даже отмена крепостничества не сказалась на его праздной жизни.

Гриша Добросклонов

Вопрос, поставленный Некрасовым, так и остается открытым. Крестьянину жилось тяжело, и он мечтал о переменах к лучшему. Ни один из тех, кто встречается на пути странников, не являет собой человека счастливого. Крепостное право отменено, но все же не решен окончательно. Сильным ударом реформы стали как для помещичьего сословия, так и для трудового народа. Однако, сами того не подозревая, мужики нашли то, что искали, в образе Гриши Добросклонова.

Почему на Руси жить хорошо может только негодяй и стяжатель, становится ясным при появлении в поэме этого персонажа. Судьба его непроста, как и судьбы других представителей трудового класса. Но, в отличие от прочих персонажей в произведении Некрасова, Грише не свойственна покорность сложившимся обстоятельствам.

Олицетворяет революционные настроения, которые стали появляться в обществе во второй половине XIX века. В финале поэмы, пусть и незавершенной, Некрасов не дает ответа на вопрос, в поисках которого скитались так долго странники-правдоискатели, но дает понять, что счастье народное все же возможно. И не последнюю роль в нем сыграют идеи Гриши Добросклонова.

Поэма «Кому на Руси жить хорошо» произведение о народе, его жизни, труде и борьбе, поэмы Г. И. Успенскому Некрасов говорил, что он хотел
«Кому на Руси создать книгу «полезную, понятную народу и жить хорошо» правдивую». Такой поэма и получилась. Это произведение о народе и для народа. Стремясь создать произведение, понятное и близкое народу, поэт обратился к духовным сокровищам, созданным самим народом. Таким сокровищем явилось для поэта устное народное творчество. В нём, как в зеркале, отражается духовная жизнь народа, его мысли, надежды, быт. Некрасов называл народную поэзию «хранилищем русской народности». К художественному творчеству народа поэт обращался в течение всей жизни. Об этом красноречиво говорят хотя бы такие его произведения, как «Мороз — Красный нос», «Коробейники», «Зелёный шум» и др.

Особенно высоко поэт ценил те произведения устного народного творчества, в которых звучали гнев, ненависть и протест крестьянства против векового угнетения и бесправия. Некрасов воспользовался народной поэзией не только для того, чтобы сделать свои произведения доступными народу, но и для того, чтобы показать необыкновенную талантливость народа, его духовную мощь, воздействовать на народ в демократическом духе.

Сам поэт был глубоким знатоком народного творчества. Много поэтических материалов хранилось в его записях, ещё большее богатство хранил он в своей удивительной памяти. Кроме того, Некрасов воспользовался сборниками народных сказок, песен, причитаний, загадок, пословиц и поговорок, собранных крупными учёными его времени: Рыбниковым, Барсовым, Далем, Афанасьевым и др.

В поэме мужики так говорят о себе и господах:
В кромешный ад провалимся.
Так ждёт и там крестьянина
Работа на господ!
Что ж там-то будет, Климушка?
А будет, что назначено: Они в котле кипеть,
А мы дрова подкладывать!
Связь с народным творчеством

Проявилась, как уже было сказано, и в сюжете поэмы, отмеченном печатью сказочности. Сказочными являются и такие персонажи, как чудесная птичка, говорящая человеческим голосом, и скатерть-самобранка, облегчившая странникам поиски счастливого. Элементы сказочной фантастики, имеющиеся в поэме, не помешали ей остаться реалистическим произведением, правдиво и полно показывающим все стороны современной Некрасову действительности. Поэт использует приём народного творчества в зачине поэмы. Для усиления впечатления от него Некрасов прибегает к приёму многократного повтора. При встрече с каждым новым лицом странники повторяют, кто они, отка родом и о чём поспорили. Повторяют они и рассказ о той «заботушке», которая «повыжила» их из домов, «раздружила» с работой, «отбила от еды», и своё решение:
В домишки не ворочаться.
Не видеться ни с жёнами,
Ни с малыми ребятами.
Ни с стариками старыми.
Покуда спору нашему
Решенья не найдём.
Покуда не доведаем.
Как ни на есть,— доподлинно
Кому жить весело,
Вольготно на Руси.

Рассказывая о горькой доле русской крестьянки, Некрасов особенно часто обращался к книге Барсова «Причитания Северного края». Эта книга представляла собой записи «плачей» талантливейшей сказительницы Ирины Федосовой, неграмотной крестьянки, обладавшей большим поэтическим даром и редкостной памятью: она помнила наизусть около тридцати тысяч стихов. Гневные, протестующие песни Федосовой были близки и дороги Некрасову, потому что в них воплотились муки, горе и ненависть народа к угнетателям. «Плачи» и «причитания» Федосовой легли, в частности, в основу главы «Дёмушка».

В поэме использовано большое количество народных загадок. Таковы загадки про эхо, снег, мельницу, замок, топор, звёздное небо, вечерние тени, колосья и т. д. Чаще всего Некрасов даёт их вместе с отгадкой:
Проснулось эхо гулкое
Пришла весна — сказался
снег!
Никто его не видывал,
Он смирен до поры:
А слышать всякий слыхивал,
Летит — молчит, лежит —
Без тела — а живёт оно,
молчит,
Без языка — кричит.
Когда умрёт, тогда ревёт.

Поэма, главным героем которой является народ, и не могла быть написана иным языком. Некрасов восхищался силой, красотой и сочностью народного слова, «какого не придумаешь, хоть проглоти перо». Народный язык, которым написана поэма, свидетельствовал о поэтической одарённости русского крестьянства, духовном величии народа — творца этого изумительного языка.

Народность поэмы сказалась на всех её изобразительных средствах, в частности — в сравнениях. На жизнь Некрасов смотрел глазами народа, события, людей и поступки расценивал с народной точки зрения, и поэтому сравнения, вошедшие в авторский язык поэмы, по своему характеру не отличаются от сравнений, которыми пользуются пахари — герои поэмы. Так, рисуя портрет Якима Нагого, портрет, приобретающий значение обобщающего символа, поэт пишет:

У глаз, у рта Излучины, как трещины
На высохшей земле;
И сам на землю-матушку
Похож он: шея бурая.
Как пласт,
сохой отоезанный.
Кирпичное лицо. Рука — кора древесная,
А волосы — песок.

Многие сравнения замечательны не только своей поэтической красотой, но и силой крестьянского гнева и горя, которые запечатлены в„них:
Как рожь под ветром стелется, По сердцу по крестьянскому Идёт огнёмтоской.
Брань господская. Что жало комариное. Мужицкая — обух.
У каждого крестьянина Душа, что туча чёрная,— Гневна, грозна — и надо бы Громам греметь оттудова, Кровавым лить дождям...

Песня складная Широко, вольно катится,
. Каждый из героев поэмы говорит своим особым языком. Речь крестьян отличается простотой и сочностью. Правдиво передавая речь народа, Некрасов, когда это диктуется поэтической необходимостью, прибегает к вульгаризмам:
Мужик, что бык: втемяшится В "башку какая блажь, Колом её оттудова Не выбьешь...
Чего орал, куражился? На драку лез, анафема?.. Иди скорей да хрюкалом В канаву ляг, воды испей, Авось, соскочит дурь!

Иной кажется речь попа или дьячка, пересыпанная такими словами, как пажити, благодушество, вертоград христов, аминь, роптать на бога грех и т. д.
197Речь героев поэмы является прекрасным средством их характеристики. Так, например, степенная речь старосты Власа, любимого мужиками, резко отличается от речи подставного бурмистра Климки Лавина, который «какихто слов особенных наслушался: атечество, Москва первопрестольная, душа великорусская; я — русский мужичок!»
По своему характеру стихи некрасовской поэмы примыкают к народным стихам. Некрасов воспользовался всеми приёмами устной народной поэзии: п о с го я нн ы мй"эпитетами (сыра земля, ярый воск/чёрны вороны, ветры буйные и т. д.), отрицательными сравнениями (не ветры воют буйные, не матьземля колышется...), зачинами, повторами, гиперболами и т. д.

Творчество Некрасова формировалось под сильнейшим влиянием Белинского и Чернышевского. Эстетическая теория Чернышевского нашла блестящее воплощение в поэзии Некрасова. Его стихи правдиво воспроизводили жизнь во всей её сложности и полноте, объясняли жизнь и учили произносить приговор над жизнью. Некрасовская поэзия ставила и помогала разрешать крупнейшие общественные вопросы. Он старался писать так, чтобы «словам было тесно, а мыслям просторно»; обращаясь к соратникам по творчеству, говорил:
Форме дай щедрую дань
Временем: важен в поэме