Наглядно образное мышление характеризуется что. Основные виды мышления и их особенности

Мышление наглядно-образное

Один из видов мышления . Связано с представлением ситуаций и изменений в них. С помощью М. н.-о. наиболее полно воссоздается все многообразие различных фактических характеристик предмета. В образе может быть зафиксировано одновременно видение предмета с нескольких точек зрения. Важной особенностью М. н.-о. является установление непривычных, «невероятных» сочетаний предметов и их свойств. В этом своем качестве М. н.-о. практически неразличимо с воображением . М. н.-о. - один иэ этапов онтогенетического (см. ) развития мышления.


Краткий психологический словарь. - Ростов-на-Дону: «ФЕНИКС» . Л.А.Карпенко, А.В.Петровский, М. Г. Ярошевский . 1998 .

Мышление наглядно-образное

– один из видов мышления - мышление, в основе коего лежит моделирование и разрешение ситуации проблемной в плане представлений. Связано с представлением ситуаций и изменений в них. С его помощью особенно полно воссоздается все многообразие различных фактических характеристик предмета, ибо образе может фиксироваться одновременно видение предмета с нескольких точек зрения.

Выступая следующим этапом развития интеллекта после мышления наглядно-действенного, этот вид мышления основан на использовании определенных перцептивных эталонов, на основе коих возможно вскрытие перцептивно неочевидных связей объектов.

В представлениях, коими оперирует мышление наглядно-образное, выражаются не только ситуативно возникающие связи, но и более глубокие, скрытые существенные свойства, не представленные в наглядной ситуации.

Основой функционирования мышления наглядно-образного выступает перевод перцептивной структуры ситуации проблемной в систему семантических признаков, образующих определенные значения, за счет чего достигается достаточно большая широта для возможностей моделирования.

Важная особенность мышления наглядно-образного - установление непривычных, «невероятных» сочетаний предметов и их свойств. В этом качестве оно практически неразличимо с воображением. Мышление наглядно-образное - один из этапов онтогенетического (см. ) развития мышления.


Словарь практического психолога. - М.: АСТ, Харвест . С. Ю. Головин . 1998 .

МЫШЛЕНИЕ НАГЛЯДНО-ОБРАЗНОЕ

вид мышления , который осуществляется на основе преобразований образов восприятия в образы-представления, дальнейшего изменения, преобразования и обобщения предметного содержания представлений, формирующих отражение реальности в образно-концептуальной форме. Психолого-генетические исследования показали, что переход от наглядно-действенного к М. н.-о. образуется при стремлении определить существенные связи и отношения объектов и представить их в целостном организованном виде. Для этого требуется также умение формировать представления в виде операторных эталонов, своеобразных средств оперирования образом и способность представлять скрытые возможные изменения и преобразования свойств и связей объектов.

Представления могут вбирать в себя очень многое из накопленного опыта в дополнение к воспринятому из реальных условий и тем самым создавать совершенно уникальную по масштабам и содержанию «картину» мира объектов и явлений для анализа и обобщения . Аналитические действия с содержанием представлений не ограничиваются, как правило, выделением ситуативно возникающих связей, а направлены в большей степени на обнаружение более глубоких, скрытых существенных свойств обобщаемого и устойчивых отношений, которые не представлены в непосредственном виде в наглядной ситуации. В общем становлении образно-концептуальной модели отражения значительную роль играют первичные представления. По способу формирования и содержанию они выступают единичными понятиями , или концептуальными единицами, из которых формируются элементы модели. Такие понятия складываются еще при наглядно-действенном мышлении в результате анализа и синтеза отношений признаков и последующего их абстрагирования и перевода в предметно-понятийную форму. Это происходит г. о. в процессе хранения, актуализации и переработки представлений.

При М. н.-о. преобразование наглядных условий мыслительных действий состоит, прежде всего, в переводе их перцептивного содержания на «язык» семантических признаков, на язык значений . Значения объектов (частей, явлений) на данном уровне отражения не только выступают в форме отдельных преобразованных единиц предметного содержания (первичных представлений), но и используются для дальнейшего процесса обобщения и установления функциональных связей (содержание вторичных представлений). Структура таких связей приобретает моделирующий характер. Образно-концептуальная модель служит основанием для формирования моделей проблемных ситуаций и для порождения структур нового знания . Выделение устойчивых отношений и структур взаимосвязей в виде закона позволяет перейти к более высокому уровню обобщенного отражения средствами мышления визуального . (В. М. Гордон.)


Большой психологический словарь. - М.: Прайм-ЕВРОЗНАК . Под ред. Б.Г. Мещерякова, акад. В.П. Зинченко . 2003 .

Смотреть что такое "мышление наглядно-образное" в других словарях:

    Мышление наглядно-образное - умственная деятельность с участием речи и посредством операций с наглядными образами, а не только с предметами. Это самая ранняя форма символического мышления, на которой можно говорить о том, что у детей появляются собственно мысли. Считается… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

    Категория. Форма мышления. Специфика. Характеризуется тем, что в его основе лежит моделирование и разрешение проблемной ситуации в плане представлений. Выступая следующим этапом развития интеллекта после наглядно действенного мышления, данный вид …

    Наглядно–Образное Мышление - Наглядно образное мышление мышление, в основе которого лежит моделирование и разрешение проблемной ситуации в плане представлений. Выступая следующим этапом развития интеллекта … Психологический словарь

    Наглядно-образное мышление - совокупность способов и процессов образного решения задач, предполагающих зрительное представление ситуации и оперирование образами составляющих её предметов, без выполнения реальных практических действий с ними. Позволяет наиболее полно… … Википедия

    Словарь-справочник по педагогической психологии

    Вид мышления, характеризующийся опорой на представления и образы … Психолого-педагогический словарь офицера воспитателя корабельного подразделения

    Один из видов мышления. Связано с представлением ситуаций и изменений в них. С помощью М. н. о. наиболее полно воссоздается все многообразие различных фактических характеристик предмета … Словарь по педагогической психологии

    Процесс познавательной деятельности, направленный на отражение существенных свойств объектов (их частей, процессов, явлений) и сущности их структурной взаимосвязи. Значение М. о. связано с тем, что видение и понимание объектов и явлений… … Большая психологическая энциклопедия

    Способ творческого решения задач проблемных в плане образного моделирования. Основой мышления визуального выступают мышление наглядно действенное и мышление наглядно образное, где при уподоблении действий предметно практических и чувственно… … Большая психологическая энциклопедия

    Образное мышление - Образ в психологии формируемый в сознании человека мысленный (ментальный) образ воспринимаемого им в окружающей среде объекта. Когда человек смотрит и воспринимает объект окружающей среды, в его голове формируется мысленный образ этого объекта.… … Википедия

Книги

  • Школа маленьких гениев. Комплект для занятий с детьми от 4 до 5 лет. Готовим руку к письму. Учимся говорить правильно. Учимся считать. Азбука. Развиваем внимание, память, мышление. Расту сильным и здоровым. Умные игры для... (количество томов: 7) , . Школа маленьких гениев предлагает комплексную программу занятий с детьми дошкольного возраста, охватывающую все сферы развития и образования ребенка и соответствующую Федеральному…

Переход от раннего детства к дошкольному психоло­гически обусловлен возникновением следующего ново­образования - внутренней позиции. В ряде случаев она появляется не в 3 года, а тремя - четырьмя месяцами раньше. С возникновением внутренней позиции у ребен­ка и связан переход от наглядно-действенного мышления к наглядно-образному.

Дж. Брунер отмечает, что «сначала ребенок знает свой мир главным образом благодаря тем привычным дейст­виям, с помощью которых он управляется с этим миром. Со временем мир оказывается представленным ему еще и в образах, сравнительно свободных от действий. Постепен­но формируется дополнительно еще один новый и мощный путь: перевод действия и образов в языковые средства, что создает третью систему представления. Каждый из трех способов представления - действенный, образный и символический - отражает события своим особым обра­зом. Каждый из них накладывает сильный отпечаток на психическую жизнь ребенка в разных возрастах; в ин­теллектуальной жизни взрослого человека взаимодействие всех трех линий сохраняется, составляя одну из главных ее черт».

Наиболее полно внутренняя позиция как возрастное новообразование дошкольного возраста проявляется в ро­левой игре. Если в раннем детстве предмет приобретал символическое значение через другие такие же конкретные объекты (отсюда вытекает неизбежность действенного, практического мышления), то в дошкольном возрасте сим­волизм роли строится на символизме подчиненных заме­щающих действий, т. е. имеет под собой не действен­ную, практическую, а образную, предполагаемую основу. Поэтому мышление дошкольника выступает как наглядно-образное. Всякий предмет выступает по отношению к дру­гим предметам в той или иной роли, благодаря чему высвечивается какая-то одна его сторона. Активно изме­няя его положение, ребенок заставляет вступать предмет также и в другие отношения, раскрывающие его неявные стороны. Процесс изменения данного положения, соверша­емый в умственном плане, является преобразованием, которое раньше совершалось практически, а теперь осу­ществляется мысленно, на основе опыта прошлых преобра­зований.



Наглядно-образное мышление развивается в две ста­дии. На первой из них имеют место и такие преобразования объекта, которые совершаются или сами по себе (природ­ные процессы), или другими людьми. При этом ребенок не является причиной совершения таких преобразований: они «спускаются» ему окружающей предметной и социаль­ной средой. Данная стадия соответствует игре-действию, когда ребенок не сам придумывает себе роль, а берет ту, которая предлагается.

На второй стадии картина меняется. Ребенок уже сам начинает пробовать различные перцептивные преобразо­вания. В исследовании Н. Н. Поддьякова, проведенном совместно с Э. С. Комаровой, изучался переход от нагляд­но-действенного мышления к наглядно-образному. Испы­туемыми были дети от 2 до 7 лет. Установка представляла собой квадратный ящик с четырьмя ручками по бокам, прикрытый сверху стеклом. В ящике располагались лаби­ринты, через которые ребенок должен был провести пред­мет и направить его в специальный приемник.

В одной из серий эксперимента испытуемого просили рассказать, какие манипуляции надо произвести с ящиком, чтобы достичь желаемого результата. Ребенок мог зри­тельно изучать проблемную ситуацию, однако практи­ческих действий по ее преобразованию осуществлять не мог. Здесь решение задачи требовало наглядно-образного мышления. Оказалось, что только на пятом году жизни отдельные из детей способны решить такую задачу.

Следует обратить внимание на то, что появление дан­ного вида мышления по времени совпадает с возникнове­нием у дошкольника ролевой игры, в которой имеют место распределение, контроль и оценка исполнения. Это значит, что в основе наглядно-образного мышления и роле­вой игры лежит одно и то же возрастное новообразо­вание, определяющее всю психическую жизнь ре­бенка.

Н. Н. Поддьяков указывает, что при формировании наглядно-образного мышления действия детей, ранее осу­ществляемые с реальными предметами, начинают воспро­изводиться без опоры на реальные вещи, т. е. на уровне представлений. Этот отрыв облегчается, если действия совершать не с реальными предметами, а с их заместите­лями - моделями. «Вначале модель может выступать как точная копия предмета, но и здесь уже происходят принци­пиальные изменения в деятельности ребенка - он действу­ет с моделью предмета и с помощью взрослого подводится к пониманию того, что эту модель и действия с ней необходимо соотносить с оригиналом. Иначе говоря, дети достаточно быстро усваивают, что их действия относятся к оригиналу, хотя и производятся с моделью. Это узло­вой момент формирования образного мышления, в котором важнейшую роль играют модели и действия с ними». Таким образом, в основе перехода от наглядно-дейст­венного мышления к наглядно-образному лежит внутрен­няя позиция как возрастное новообразование, относяще­еся к дошкольному возрасту. Наглядно-образное мышле­ние проходит в своем развитии две стадии: на первой ребенок совершает перцептивные преобразования объекта только с внешней помощью, а на второй - по своей инициативе преобразует ситуацию на образном уровне. И наконец, переход от наглядно-действенного мышления к наглядно-образному может быть ускорен благодаря спе­циально организованному обучению с использованием схем-заместителей.

Нагля́дно-о́бразное мышле́ние - совокупность способов и процессов образного решения задач, предполагающих зрительное представление ситуации и оперирование образами составляющих её предметов, без выполнения реальных практических действий с ними. Позволяет наиболее полно воссоздавать все многообразие различных фактических характеристик предмета, например, узнать в постаревшем лице школьного товарища. Важной особенностью этого вида мышления является установление непривычных сочетаний предметов и их свойств. Функции образного мышления связаны с представливанием ситуаций и изменений в них, которые человек хочет получить в результате своей деятельности, преобразующей ситуацию, с конкретизацией общих положений. .

За наглядно-образное мышление отвечает правое полушарие мозга. Наглядно-образное мышление приводит к мгновенному получению результата.

Вид мышления, развивающийся у ребенка в 2-3 года и составляющий доминанту его поведения до 6-7 лет, где основной единицей является образ. Как и действие, образ у ребенка характеризуется синкретичностью, обилием частных связей, случайностью в выборе признаков, большой долей субъективизма с преобладанием эмоциональных компонентов. В тесте Выготского - Сахарова, когда ребенку предлагают коллекцию разнообразных по цвету, размеру и форме фигурок и просят разделить ее на несколько более однородных групп, ребенок идет на поводу у самых броских поверхностных признаков, например собирает фигурки одного цвета или одной формы, что является ошибкой классификации. Жан Пиаже, долгие годы занимавшийся детским мышлением, обнаружил у детей одну специфическую особенность, которую даже назвали позже эффектом Пиаже. Если ребенку показать шарик, слепленный из пластилина, затем на глазах у него превратить этот шарик в лепешку и спросить, где больше пластилина, то ребенок укажет на лепешку, так как она занимает большее пространство. Это как раз демонстрация того, что у ребенка еще отсутствует способность к абстрагированию от первичных признаков и переход к более высокому обобщению. Наглядно-действенное и наглядно-образное виды мышления объединены в группу допонятийного мышления, так как оперирование понятиями здесь носит случайный неосознанный характер, и основу составляет непосредственное и конкретное отражение действительности. Это своего рода связующее звено между перцептивными процессами и абстрактными мыслительными, опосредованными знаками и символами. Наглядно-образное мышление доступно для психологического исследования по различным методам, где ведущую роль играют перцептивные элементы: цвет, форма, адекватность изображения какого либо предмета или явления. Наиболее распространенные методы: использование кубиков Косса, прогрессивных матриц Равена, исключение лишнего на картинках, классификация картинок, пиктограмма. Критерии развития наглядно-образного мышления могут быть различными - от правильности выполнения задания и скорости до степени оригинальности и абстрактности. Наглядно-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое мышление образуют этапы развития мышления в онтогенезе, в филогенезе. В настоящее время в психологии убедительно показано, что эти три вида мышления сосуществуют и у взрослого человека и функционируют при решении различных задач. . Это зависит от вида профессиональной деятельности, личностных и индивидуально психологических особенностей. .

Около 30 % учащихся с 4-го по 6-й класс пользуются преимущественно образным мышлением для запоминания правил и решения задач, около 25 % - преимущественно последовательно-логическим, 45 % - используют оба полушария .

Мышление - процесс познавательной деятельности индивида, характеризующийся обобщенным и опосредствованным отражением действительности. Выделяют следующие виды Мышление: словесно-логическое, наглядно-образное, наглядно-действенное. Различают также Мышление теоретическое и практическое, теоретическое и эмпирическое, логическое (аналитическое) и интуитивное, реалистическое и аутистическое (связанное с уходом от действительности во внутренние переживания), продуктивное и репродуктивное, непроизвольное и произвольное. Рассмотрим некоторые из этих видов мышления

Наглядно-действенное мышление

Мышление наглядно-действенное - один из видов мышления, характеризующийся тем, что решение задачи осуществляется с помощью реального, физического преобразования ситуации, опробования свойств объектов. Элементарные формы Мышление н.-д., наблюдаемые у высших животных, изучались И.П. Павловым, В. Келером, Н.Н. Ладыгиной-Котс и другими учеными. У ребенка Мышление н.-д. образует первую ступень развития мышления. У взрослого человека Мышление н.-д. сосуществует с наглядно-образным и словесно-логическим мышлением.

Наглядно-образное мышление

Мышление наглядно-образное - один из видов мышления. Связано с представлением ситуаций и изменений в них. С помощью Мышления н.-о. наиболее полно воссоздается все многообразие различных фактических характеристик предмета. В образе может быть зафиксировано одновременно видение предмета с нескольких точек зрения. Важной особенностью Мышления н.-о. является установление непривычных, "невероятных" сочетаний предметов и их свойств. В этом своем качестве Мышление н.-о. практически неразличимо с воображением. Мышление н.-о. - один иэ этапов онтогенетического развития мышления.

Словесно-логическое мышление

Мышление словесно-логическое - один из видов мышления, характеризующийся использованием понятий, логических конструкций. Мышление с.-л. функционирует на базе языковых средств и представляет собой наиболее поздний этап исторического и онтогенетического развития мышления. В структуре Мышление с.-л. формируются и функционируют различные виды обобщений.

Теоретическое мышление

Мышление теоретическое - вид мышления, основанный на выделении и анализе основного исходного противоречия исследуемой ситуации или решаемой задачи. Поиск средства разрешения противоречия приводит к формированию способа действия, последний позволяет решать целые классы задач. Мышление т. основано на анализе внутренних характеристик изучаемых явлений, позволяет мысленно изменять объект исследования и тем самым наиболее полно изучить его, вскрыв внутренние характеристики и отношения. Мышление т. отличается от эмпирического мышления, основанного на обобщении чувственно воспринимаемых наглядно данных свойств и отношений. Мышление т. характерно для научной деятельности.

Практическое мышление

Мышление практическое - один из видов мышления, который обычно сравнивают с мышлением теоретическим. Мышление п. связано с постановкой целей, выработкой планов, проектов и часто развертывается в условиях дефицита времени, что подчас делает его еще более сложным, чем мышление теоретическое.

Творческое мышление

Мышление творческое - один из видов мышления, характеризующийся созданием субъективно нового продукта и новообразованиями в самой познавательной деятельности по его созданию. Эти новообразования касаются мотивации, целей, оценок, смыслов. Мышление т. отличают от процессов применения готовых знаний и умений, называемых репродуктивным мышлением.

Пралогическое мышление

Мышление пралогическое - ранний этап развития мышления, на котором формирование его основных логических законов еще не завершено: существование причинно-следственных связей уже осознано, но сущность их выступает в мистифицированной форме (понятие введено Л. Леви-Брюлем). Явления соотносятся по признаку причина - следствие и тогда, когда они просто совпадают во времени. Партиципация (сопричастность) событий, смежных во времени и пространстве, служит в Мышлении п. основой для объяснения большинства событий, происходящих в окружающем мире. Человек при этом предстает тесно связанным с природой, особенно с животным миром. При Мышлении п. природные и социальные ситуации осознаются как процессы, происходящие под покровительством и при противодействии незримых сил. Порождением Мышлегием п. является магия как общераспространенная в первобытном обществе попытка влиять на окружающий мир, исходя из сопричастности явлений.

Л. Леви-Брюль не связывал Мышление п. исключительно с ранними этапами формирования общества: он допускал, что элементы Мышлегия п. проявляются и поныне в обыденном сознании (бытовые суеверия, ревность, страх возникают на основе партиципации, а не строго логического мышления). Современные исследователи полагают, что Леви-Брюль преувеличивал значение дологического мышления. В то же время патопсихологи находят элементы Мышления п. у психически больных. Архаизация психики при ее расстройствах представляет особый интерес как для психологии религии, так и для исторической психологии вообще.

Смирнова Ольга Леонидовна

Невропатолог, образование: Первый Московский государственный медицинский университет имени И.М. Сеченова. Стаж работы 20 лет.

Написано статей

Человек в своем сознании постоянно создает модель мира, во время чего мозг активен и принимает формы, называемые наглядно-действенным или образным мышлением. Наука дает этому свое объяснение: это основной вид мыслительных процессов человека со времен первобытного общества, особенность которого состоит в том, что оно связано с решением практических задач. Благодаря такому типу мышления человек осознает потребность выполнить какое-либо действие, например, купить продукты или сделать зарядку.

У каждого формируется своя картина (или модель) мира. Благодаря активности клеток головного мозга человек получает знание об окружающем мире и своем существовании. Он совершает практическую деятельность по изменению действительности, используя наглядно-действенное мышление.

Мыслительная способность человека, развиваясь, проходит три этапа, от которых зависит тип мышления:

  1. Наглядно-действенное.
  2. Наглядно-образное.
  3. Словесно-логическое.

Действенное помогает решать необходимые задачи с помощью рук (дотрагиваясь до предмета): взять, перенести, построить, высыпать, разломать и т.д. Особенно важно для младенцев и детей постарше (1-3 года) улучшать мелкую моторику пальцев. Это имеет связь с формированием сознания. Поэтому первый этап в развитии – запустить наглядно-действенное мышление.

Данный тип считается основным и активно применяется малышами. Это движения без участия речи, они совершаются с помощью действий в отношении предметов, находящихся в данный момент в поле зрения малыша.

Тип мышления в разных источниках имеет такие определения: элементарное, базовое, простейшее, низшее. Его признаки заметны даже у животных.

Особенность – тесная связь мыслительных процессов с выполняемыми действиями. Ребенок, многократно играя с одним и тем же предметом, постепенно раскрывает его внутренние характеристики и особенности. Маленький человек развивает навыки, действуя «по образцу». Таким образом, предмет в руках крохи является способом познания окружающего мира.

Процесс формирования мышления

Ребенок от рождения и примерно до трех лет открывает для себя мир, видя и трогая находящиеся вокруг предметы. Младенцам интересно абсолютно все – от глаз мамы до пушистого кота. Но мало только видеть – им нужно потрогать вещи, находящиеся вблизи. Таким образом, с помощью осязания они начинают понимать, что – мокрое, а что – сухое, что – гладкое, а что – шершавое.

Чтобы понять, какой это предмет, малыш должен его потрогать, часто даже попробовать на вкус. Так он готовится к мыслительной деятельности. В желании понять особенности той или иной игрушки ребенок доходит до мысли, что пытается узнать, как она устроена, что у нее внутри. В результате игрушка часто ломается. Неправы родители, кто в таких случаях ругает ребенка. По сути, в этом действии малыша кроется желание познавать мир, это первый этап в развитии исследовательской деятельности.

Мыслительные процессы, происходящие в мозге маленького ребенка в этот период, отличаются от тех же процессов у взрослого. Основная разница – переход ребенка к активным действиям в попытке решить какую-либо проблему. Взрослый же человек вначале осознает, как и что нужно делать.

Примеры наглядно действенного мышления: ребенок хочет достать игрушку, которая лежит в шкафу на верхней полке. Из-за небольшого роста он не может дотянуться. Что делает малыш? Он берет стульчик, подставляет к шкафу, залазит и достает игрушку. Такие действия характерны для ребенка 2 – 3-летнего возраста.

Дети постарше (в 5 лет) могут в своем сознании сформировать предварительную картину этого действия, где предугадывают результат. Они «рисуют» в воображении, что будет, если стул, например, зашатается. Возможный результат действий заставит малыша быть осторожнее или позвать взрослых. Это уже наглядно-образное мышление.

Оно более сложное. В период его развития малыш представляет, что будет после того, как он произведет определенные действия. Это значимый этап в развитии мозговой деятельности человека (особенно дошкольника), который необходим в процессе дальнейшего обучения, ведь познать любую науку – это уметь мыслить.

Высшая форма развития процессов мышления – словесно-логическое. Его особенности:

  • основывается на базе языковых средств;
  • используются понятия;
  • применяются логические конструкции;
  • характеризует поздний этап развития мышления человека.

Словесно-логическое мышление – это умение мыслить с помощью понятий, которые выражаются в речи. Когда малыш произносит какое-то слово, перед его внутренним взором появляется конкретный предмет. Например, при слове «кот» в представлении возникает именно то животное, которое он видел (в книге или дома). Со временем малыш научится обобщать все предметы.

Как мыслят взрослые

Поскольку с наглядно-действенного мышления начинается процесс развития мыслительной деятельности человека, есть мнение, что для взрослых это неактуально. Но взрослый человек в процессе своей жизни постоянно обращается к этому типу мозговой активности. В некоторых видах деятельности это умение играет важную роль, например, в конструировании, механике, при проведении дизайнерских или строительных работ. Мышление здесь необходимо для реализации способностей разбираться в функционировании сложных механизмов и видеть, к какому результату это приведет.

Для решения конкретной задачи взрослый совершает действия с предметами в нужной последовательности. Зная, для чего предназначен молоток, человек без труда сможет при необходимости воспользоваться этим инструментом.

Есть такое выражение – ручной интеллект. Это знание о предназначении разных предметов и умение ими управлять. И хотя у взрослого человека в той или иной степени развиты все формы мышления, для некоторых видов деятельности на первом месте стоит наглядно-действенное.

Чаще им обладают мастера ручного труда:

  • сантехники;
  • инженеры-механики;
  • слесари;
  • маляры;
  • каменщики и др.

Но не менее важно наглядно-действенное мышление для ученых и изобретателей.

В разных видах работ нужно уметь пользоваться орудиями труда, а также иметь более глубокие знания нюансов профессии. Например, плотник должен не просто забивать гвозди, но и рассчитать:

  • места скрепления деталей;
  • количество гвоздей;
  • размер досок и т.д.

Кроме того, он должен ясно представлять, что получится в результате.

Таким образом, в жизни взрослого человека нет четкого разграничения между типами мышления. Он использует в разных ситуациях различные способности. Производя действия, человек представляет результат, составляет план и логически связывает понятия. В зависимости от характера работы и ее итога один вид мышления будет преобладать над другими. Все они взаимосвязаны между собой и одинаково важны.