Наглядно образное мышление осуществляется как. Наглядно-образное мышление

Будучи теснейшим образом связанным со всеми другими познавательными процессами, такими как восприятие, память, внимание, воображение, представляет собой высший психический процесс обобщенного и опосредованного отражения действительности.

В силу обобщенного характера мышления на его основе возможно более глубокое познание действительности но сравнению с познанием на уровне представлений и восприятий, поскольку в процессе мышления устанавливаются связи между процессами и предметами. В онтогенезе развитие мышления идет по пути все большего обобщения признаков и объединения их в более крупные классы. Снижение или искажение процесса обобщения свидетельствует о патологическом изменении мышления.

Важнейшей характеристикой мыслительного процесса является использование в качестве опосредований таких средств, как действия, прямо связанные с практическими манипуляциями, и языка как символического выражения мысли и средства коммуникации между людьми.

Мыслительный процесс порождает новое (новое, возможно, только для мыслящего субъекта) знание в ходе решения проблем на основе переработки полученной информации.

Допонятийное и понятийное мышление

В своем развитии мышление проходит две стадии: допонятийную и понятийную.

Допонятийное мышление оперирует не понятиями, а образами и является начальной стадией развития мышления у ребенка. Особенности допонятийного мышления выражаются в том, что суждения детей единичные, о данном конкретном предмете; при объяснении чего-либо все сводится к частному, знакомому; большинство суждений — суждения по сходству или суждения по аналогии, поскольку в этот период в мышлении главную роль играет память. На этом уровне главной формой доказательства является пример.

Мышление в онтогенезе развивается от наглядно-действенного (до 2-3 ле) до наглядно-образного (до 6-7 лет). Начиная с 6-7 лет, т.е. с момента обучения в школе, у ребенка начинает интенсивно развиваться ведущий для человека вид мышления - понятийное , или словесно- логическое. Взрослый человек владеет всеми видами мышления, хотя развиты они у него могут быть в разной степени.

Теоретическое и практическое мышление

Теоретическое и практическое мышление различают по типу решаемых задач и вытекающих отсюда структурных и динамических особенностей мыслительного процесса.

Теоретическое мышление связано с познанием общих закономерностей.

Теоретическое понятийное мышление представляет собой оперирование понятиями на основе логики и уже имеющихся знаний без непосредственного обращения копыту. Основной фактор успешного решения задач — полнота и надежность исходной информации. Теоретическое понятийное мышление наиболее характерно для научных теоретических исследований.

Теоретическое образное мышление отличается от понятийного тем, что его материалом являются не понятия, суждения или умозаключения, а образы , которые или непосредственно извлекаются из памяти, или творчески воссоздаются воображением. Этот тип мышления присущ людям творческим — литераторам, поэтам, художникам, архитекторам, модельерам и т.д.

Основная задача практического мышления — подготовка физического преобразования действительности : постановка цели, создание плана, проекта. В практическом мышлении очень ограничены возможности для проверки гипотез, поскольку оно зачастую развертывается в условиях жесткого дефицита времени, что делает практическое мышление подчас не менее, а более сложным, чем теоретическое.

Наглядно-образное мышление

Процесс наглядно-образного мышления непосредственно связан с мыслящим человеком окружающей действительности и без него совершаться не может. Мысля наглядно-образно, человек как бы привязан к действительности, а сами необходимые для мышления образы представлены в его кратковременной и оперативной памяти (в отличие от этого образы для теоретического образного мышления извлекаются из долговременной памяти и затем преобразуются). Данная форма мышления наиболее полно и развернуто представлена у детей дошкольного и младшего школьного возраста, а у взрослых — среди людей, принимающих решение о предметах своей деятельности на основе наблюдения за ними (например, у авиадиспетчеров).

Наглядно-действенное мышление

Процесс наглядно-действенного мышления представляет собой практическую преобразователыую деятельность , осуществляемую человеком с реальными предметами. Основным условием решения задачи в данном случае являются правильные действия с соответствующими предметами, так называемый «ручной интеллект». Этот вид широко представлен у людей, занятых реальным производственным трудом, например у инженера-механика, сантехника.

В реальной жизни жесткой дифференциации между видами мышления нет, и все они необходимы для большинства видов деятельности. Однако в зависимости от ее характера и конечных целей доминирует тот или иной вид мышления. По этому основанию они все и различаются. По степени своей сложности, по требованиям, которые предъявляют к интеллектуальным и другим способностям человека, все перечисленные выше виды мышления не уступают друг другу.

Всестороннее, глубокое, многогранное познание мира невозможно без высшего познавательного процесса – мышления. В психологии различают несколько видов мышления, отличающихся, в первую очередь, по содержанию: абстрактное, наглядно-действенное и наглядно-образное мышление. Помимо этого, существуют и такие, главная особенность которых заключается в характере задач: теоретическое и практическое, а то, что включает в себя некую оригинальность мышления, классифицируется на: творческое и репродуктивное.

Формирование наглядно-образного мышления

Суть наглядно-образного мышления состоит в решении поставленных задач посредством представления, образов (последние хранятся в оперативной и кратковременной памяти). В наиболее простой форме оно проявляется у ребенка дошкольного возраста и младшего школьного (4-7 лет). В этот период происходит переход от наглядно-действенного до рассматриваемого нами вида мышления. Малышу уже не требуется, как раньше, для познания нового объекта потрогать его руками. Главным становится умение отчетливо его воспринимать, представлять.

Важно отметить, что этот вид мышления присутствует у архитекторов, модельеров, поэтов, парфюмеров, художников. Его главная особенность заключается в том, что человек воспринимает объект с точки зрения его многогранности, умело сочетает необычные свойства предмета.

Исследование наглядно-образного мышления

Швейцарский психолог Пиаже проводил эксперименты, благодаря которым удалось сделать вывод относительно того, что дети мыслят наглядными образами, не руководствуясь при этом понятиями. Так, группе детей в возрасте 7 лет демонстрировали два шарика, что были сделаны из теста и имели одинаковый объем. Малыш, рассмотрев детально предметы, утверждал, что они одинаковые. Далее исследователь на глазах у всей аудитории превращал один из шариков в лепешку. Дети, в свою очередь, видели, что шар просто изменил свою форму, к нему не прибавили ни единого кусочка, но, несмотря на это, они придерживались мнения, что экспериментатор увеличил количество теста в приплюснутом шарике.

Психологи это объясняют тем, что детям этого возраста несвойственно орудовать определенными понятиями, чтобы объяснить случившееся. В большинстве случаев их мышление зависит от их . Так, когда малыши смотрят на шар, изменившийся в форме и занимающего на поверхности стола больше места, они считают, что к этой лепешке прибавили теста. Это обусловлено их мышлением в виде наглядных образов.

Как развить наглядно-образное мышление?

Еще в работах Аристотеля отмечена важность развития этого вида мышления. Создание мысленного образа помогает личности быть нацеленной на результат, стремиться к достижению запланированного, позволяет быть ориентированной в собственных поступках. Именно оно помогает активизировать творческий потенциал, заложенный в каждом из нас. Тот, у кого развито образное мышление, способен мыслить быстрее, чем те, у кого доминирует абстрактная

Переход от раннего детства к дошкольному психоло­гически обусловлен возникновением следующего ново­образования - внутренней позиции. В ряде случаев она появляется не в 3 года, а тремя - четырьмя месяцами раньше. С возникновением внутренней позиции у ребен­ка и связан переход от наглядно-действенного мышления к наглядно-образному.

Дж. Брунер отмечает, что «сначала ребенок знает свой мир главным образом благодаря тем привычным дейст­виям, с помощью которых он управляется с этим миром. Со временем мир оказывается представленным ему еще и в образах, сравнительно свободных от действий. Постепен­но формируется дополнительно еще один новый и мощный путь: перевод действия и образов в языковые средства, что создает третью систему представления. Каждый из трех способов представления - действенный, образный и символический - отражает события своим особым обра­зом. Каждый из них накладывает сильный отпечаток на психическую жизнь ребенка в разных возрастах; в ин­теллектуальной жизни взрослого человека взаимодействие всех трех линий сохраняется, составляя одну из главных ее черт».

Наиболее полно внутренняя позиция как возрастное новообразование дошкольного возраста проявляется в ро­левой игре. Если в раннем детстве предмет приобретал символическое значение через другие такие же конкретные объекты (отсюда вытекает неизбежность действенного, практического мышления), то в дошкольном возрасте сим­волизм роли строится на символизме подчиненных заме­щающих действий, т. е. имеет под собой не действен­ную, практическую, а образную, предполагаемую основу. Поэтому мышление дошкольника выступает как наглядно-образное. Всякий предмет выступает по отношению к дру­гим предметам в той или иной роли, благодаря чему высвечивается какая-то одна его сторона. Активно изме­няя его положение, ребенок заставляет вступать предмет также и в другие отношения, раскрывающие его неявные стороны. Процесс изменения данного положения, соверша­емый в умственном плане, является преобразованием, которое раньше совершалось практически, а теперь осу­ществляется мысленно, на основе опыта прошлых преобра­зований.



Наглядно-образное мышление развивается в две ста­дии. На первой из них имеют место и такие преобразования объекта, которые совершаются или сами по себе (природ­ные процессы), или другими людьми. При этом ребенок не является причиной совершения таких преобразований: они «спускаются» ему окружающей предметной и социаль­ной средой. Данная стадия соответствует игре-действию, когда ребенок не сам придумывает себе роль, а берет ту, которая предлагается.

На второй стадии картина меняется. Ребенок уже сам начинает пробовать различные перцептивные преобразо­вания. В исследовании Н. Н. Поддьякова, проведенном совместно с Э. С. Комаровой, изучался переход от нагляд­но-действенного мышления к наглядно-образному. Испы­туемыми были дети от 2 до 7 лет. Установка представляла собой квадратный ящик с четырьмя ручками по бокам, прикрытый сверху стеклом. В ящике располагались лаби­ринты, через которые ребенок должен был провести пред­мет и направить его в специальный приемник.

В одной из серий эксперимента испытуемого просили рассказать, какие манипуляции надо произвести с ящиком, чтобы достичь желаемого результата. Ребенок мог зри­тельно изучать проблемную ситуацию, однако практи­ческих действий по ее преобразованию осуществлять не мог. Здесь решение задачи требовало наглядно-образного мышления. Оказалось, что только на пятом году жизни отдельные из детей способны решить такую задачу.

Следует обратить внимание на то, что появление дан­ного вида мышления по времени совпадает с возникнове­нием у дошкольника ролевой игры, в которой имеют место распределение, контроль и оценка исполнения. Это значит, что в основе наглядно-образного мышления и роле­вой игры лежит одно и то же возрастное новообразо­вание, определяющее всю психическую жизнь ре­бенка.

Н. Н. Поддьяков указывает, что при формировании наглядно-образного мышления действия детей, ранее осу­ществляемые с реальными предметами, начинают воспро­изводиться без опоры на реальные вещи, т. е. на уровне представлений. Этот отрыв облегчается, если действия совершать не с реальными предметами, а с их заместите­лями - моделями. «Вначале модель может выступать как точная копия предмета, но и здесь уже происходят принци­пиальные изменения в деятельности ребенка - он действу­ет с моделью предмета и с помощью взрослого подводится к пониманию того, что эту модель и действия с ней необходимо соотносить с оригиналом. Иначе говоря, дети достаточно быстро усваивают, что их действия относятся к оригиналу, хотя и производятся с моделью. Это узло­вой момент формирования образного мышления, в котором важнейшую роль играют модели и действия с ними». Таким образом, в основе перехода от наглядно-дейст­венного мышления к наглядно-образному лежит внутрен­няя позиция как возрастное новообразование, относяще­еся к дошкольному возрасту. Наглядно-образное мышле­ние проходит в своем развитии две стадии: на первой ребенок совершает перцептивные преобразования объекта только с внешней помощью, а на второй - по своей инициативе преобразует ситуацию на образном уровне. И наконец, переход от наглядно-действенного мышления к наглядно-образному может быть ускорен благодаря спе­циально организованному обучению с использованием схем-заместителей.

Мышление - процесс познавательной деятельности индивида, характеризующийся обобщенным и опосредствованным отражением действительности. Выделяют следующие виды Мышление: словесно-логическое, наглядно-образное, наглядно-действенное. Различают также Мышление теоретическое и практическое, теоретическое и эмпирическое, логическое (аналитическое) и интуитивное, реалистическое и аутистическое (связанное с уходом от действительности во внутренние переживания), продуктивное и репродуктивное, непроизвольное и произвольное. Рассмотрим некоторые из этих видов мышления

Наглядно-действенное мышление

Мышление наглядно-действенное - один из видов мышления, характеризующийся тем, что решение задачи осуществляется с помощью реального, физического преобразования ситуации, опробования свойств объектов. Элементарные формы Мышление н.-д., наблюдаемые у высших животных, изучались И.П. Павловым, В. Келером, Н.Н. Ладыгиной-Котс и другими учеными. У ребенка Мышление н.-д. образует первую ступень развития мышления. У взрослого человека Мышление н.-д. сосуществует с наглядно-образным и словесно-логическим мышлением.

Наглядно-образное мышление

Мышление наглядно-образное - один из видов мышления. Связано с представлением ситуаций и изменений в них. С помощью Мышления н.-о. наиболее полно воссоздается все многообразие различных фактических характеристик предмета. В образе может быть зафиксировано одновременно видение предмета с нескольких точек зрения. Важной особенностью Мышления н.-о. является установление непривычных, "невероятных" сочетаний предметов и их свойств. В этом своем качестве Мышление н.-о. практически неразличимо с воображением. Мышление н.-о. - один иэ этапов онтогенетического развития мышления.

Словесно-логическое мышление

Мышление словесно-логическое - один из видов мышления, характеризующийся использованием понятий, логических конструкций. Мышление с.-л. функционирует на базе языковых средств и представляет собой наиболее поздний этап исторического и онтогенетического развития мышления. В структуре Мышление с.-л. формируются и функционируют различные виды обобщений.

Теоретическое мышление

Мышление теоретическое - вид мышления, основанный на выделении и анализе основного исходного противоречия исследуемой ситуации или решаемой задачи. Поиск средства разрешения противоречия приводит к формированию способа действия, последний позволяет решать целые классы задач. Мышление т. основано на анализе внутренних характеристик изучаемых явлений, позволяет мысленно изменять объект исследования и тем самым наиболее полно изучить его, вскрыв внутренние характеристики и отношения. Мышление т. отличается от эмпирического мышления, основанного на обобщении чувственно воспринимаемых наглядно данных свойств и отношений. Мышление т. характерно для научной деятельности.

Практическое мышление

Мышление практическое - один из видов мышления, который обычно сравнивают с мышлением теоретическим. Мышление п. связано с постановкой целей, выработкой планов, проектов и часто развертывается в условиях дефицита времени, что подчас делает его еще более сложным, чем мышление теоретическое.

Творческое мышление

Мышление творческое - один из видов мышления, характеризующийся созданием субъективно нового продукта и новообразованиями в самой познавательной деятельности по его созданию. Эти новообразования касаются мотивации, целей, оценок, смыслов. Мышление т. отличают от процессов применения готовых знаний и умений, называемых репродуктивным мышлением.

Пралогическое мышление

Мышление пралогическое - ранний этап развития мышления, на котором формирование его основных логических законов еще не завершено: существование причинно-следственных связей уже осознано, но сущность их выступает в мистифицированной форме (понятие введено Л. Леви-Брюлем). Явления соотносятся по признаку причина - следствие и тогда, когда они просто совпадают во времени. Партиципация (сопричастность) событий, смежных во времени и пространстве, служит в Мышлении п. основой для объяснения большинства событий, происходящих в окружающем мире. Человек при этом предстает тесно связанным с природой, особенно с животным миром. При Мышлении п. природные и социальные ситуации осознаются как процессы, происходящие под покровительством и при противодействии незримых сил. Порождением Мышлегием п. является магия как общераспространенная в первобытном обществе попытка влиять на окружающий мир, исходя из сопричастности явлений.

Л. Леви-Брюль не связывал Мышление п. исключительно с ранними этапами формирования общества: он допускал, что элементы Мышлегия п. проявляются и поныне в обыденном сознании (бытовые суеверия, ревность, страх возникают на основе партиципации, а не строго логического мышления). Современные исследователи полагают, что Леви-Брюль преувеличивал значение дологического мышления. В то же время патопсихологи находят элементы Мышления п. у психически больных. Архаизация психики при ее расстройствах представляет особый интерес как для психологии религии, так и для исторической психологии вообще.

Посредством мозговой активности, человек осознает окружающий мир и может действовать в нем. В сознании постоянно идет процесс формирования модели окружающего мира, при этом активность головного мозга человека в психологии имеет несколько форм и свои особенности, которые получили название: наглядно-действенного и образного мышления, понятийного и допонятийного и т.д.

Основой мыслительной деятельности, начиная с первобытного общества, является наглядно-действенное мышление. Оно отвечает за решение практических задач, например – необходимость обработать землю или построить жилище.

В психологии мышление наглядно-действенное определяется как практическая деятельность по изменению окружающей действительности, которая осуществляется посредством взаимодействия с реально осязаемыми предметами и объектами.

С младенческого возраста и до трех лет наглядно-действенное мышление является основным видом мозговой активности. На основании реальных действий и операций с предметами идет процесс формирования способности мыслить. Развитие ребенка и исследование окружающего мира происходит через прикосновения – он ко всему стремится прикоснуться, разобрать, разделить, соединить и т.п. Дети в процессе игры ломают предметы и игрушки, что является первым шагом к исследовательской деятельности и понимания устройства окружающей действительности, ее предметов и объектов.

Особенности детского мыслительного процесса заключаются в том, что решение любой проблемы сразу переходит в действия, а не создается изначально в сознании, как это происходит у зрелого человека.

Примеры такого поведения встречаются у всех детей - если малышу в возрасте двух лет нужно достать предмет, до которого он не достает руками, то он воспользуется стоящим рядом стулом; такие же действия будут у чуть более старшего ребенка. А особенности мышления детей пяти-шести лет в том, что они уже в состоянии основываться на свой опыт и формировать в сознании предварительную картину результата своих действий. Этот эксперимент является основанием для вывода, что у детей постепенно происходит развитие способности к понятийному восприятию. Развитие способности решать задачи в воображении происходит в период трех-пяти лет и обозначается в психологии как образное мышление.

Развитие в детском возрасте

Любой вид мышления получает свое развитие посредством действий, игры и общения со взрослыми. У детей формирование мышления проходит в 3 этапа :

  1. Действенное мышление. Для него характерно решение простых задач через манипулирование предметами – развитие детей происходит посредством исследования руками всех предметов и объектов, которые они видят: яркий пример – использование тонкой моторики, когда ребенок тянет, открывает, вертит.
  2. Образное мышление. Особенности этого вида восприятия проявляются в том, что ребенок учится создавать в воображении возможные последствия своих действий. Такой вид мыслительной активности является наиболее значимым и преобладает над остальными в период обучения в школе и высшем учебном заведении.
  3. Словесно-логическое. У детей происходит становление способности мыслить понятиями, которые выражаются посредством слов. Для маленького ребенка слово является ассоциацией с объектом или предметом, который малыш знал ранее . Пример: слово «собака» в сознании малыша обозначает конкретную собаку, с которой он встречался до этого. В более старшем возрасте дети бывают уже способны к обобщению.

Крайне важно участие родителей в развитии всех форм мыслительной деятельности в раннем возрасте. Для формирования наглядно-действенного мышления не потребуется много усилий и времени, достаточно регулярно проводить с малышом некоторые игры:

  • До годовалого возраста научите малыша пользоваться веревками, чтобы достать интересующий его предмет. Пример использования: к игрушке привяжите веревку и расположите ее так, чтобы достать игрушку, ребенку нужно было потянуть за веревочку. Игрушки периодически меняйте, чтобы у малыша сохранялся интерес.
  • Когда ребенок начинает вставать, для него характерно выбрасывать игрушки и наблюдать, как они падают. Привяжите игрушки к бортику кроватки, чтобы малыш мог потянув за веревку, достать игрушку.
  • Когда малыш начинает сидеть, попробуйте проводить с ним такие игры: положите в поле его зрения интересный предмет, например, шарик или кубик, привяжите к нему ленту и дайте один конец в руки малыша.

Аналогичные игры родители могут придумать и сами, главное, придерживаться цели научить детей использовать любой предмет для получения результата.

Значение во взрослом возрасте

Было бы неверным считать, что наглядно-действенный вид мышления преобразуясь впоследствии в образный и в словесно-логический, теряет свою актуальность для сформировавшегося человека. На самом деле, мы регулярно пользуемся этой формой мозговой деятельности, однако не замечаем этого. Примеры использования действенного вида мозговой активности человека имеют в быту широкий спектр: это и необходимость разобраться с принципами работы новой техники, переставить мебель, а также все те действия, при которых мы не имеем возможности предугадать результат . Также, наглядно-действенное мышление в особенности характерно для людей, чья деятельность имеет несколько форм: ремонтные работы, инженерно-механическая деятельность и другие виды работ, связанные с деятельностью практического характера.

И в заключение

В психологии процесс мышления – это вид психической деятельности, в результате которой формируется новое знание или продукт посредством творчества и практического изменения окружающего мира.

В психологии выделяют три этапа формирования мыслительной деятельности, посредством которых решаются основные возрастные задачи, такие как: выполнение практических действий, создание в воображении плана достижения результата и становление понятийного аппарата - это действенное, образное и понятийное виды мышления.

В начальный период обучения (младший и средний школьный возраст) большое значение имеет степень сформированности образного мыслительного процесса – ведь именно он отвечает за создание в голове способов решения задач и плана действий. Однако этот вид мышления не формируется самостоятельно – его основой является активная предметная деятельность, которая реализуется в конструировании, рисовании, сборе-разборе разнообразных предметов и т.п. в младенческом и раннем дошкольном возрасте. В связи с этим, задача родителей проводить со своими детьми различные игры, направленные на развитие наглядно-действенного и впоследствии образного