Написала какая то шелли. Перси Шелли — аристократ, вольнодумец и гениальный английский поэт

Percy Bysshe Shelley

Английский поэт-романтик

Родился 4 августа 1792г. в Филд-Плейс (графство Суссекс), был старшим из семерых детей состоятельного землевладельца Т.Шелли, впоследствии возведенного в баронеты.

1802-1804 - учится в школе Сайон-Хаус близ Лондона.

1804-1810 - учится в школе Итон.

1810 - поступает в Юниверсити-колледж Оксфордского университета. Он много читает, интересуется логикой, этикой, метафизикой и критикой христианства и знакомится дружбу с Т.Дж.Хоггом (1792-1862), который разделяет многие его увлечения, хотя и уступает в остроте ума. Анонимно публикует роман «Застроцци», написанный в манере готического романа и сборники стихов «Посмертные отрывки Маргарет Николсон» (Posthumous Fragments of Margaret Nicholson) и «Оригинальная поэзия Виктора и Казиры» (Original Poetry by Victor and Cazire, совместно с сестрой Элизабет).

1811 - Шелли и Хогг анонимно выпускают брошюру под названием «Необходимость атеизма» (The Necessity of Atheism), в которой утверждают, что бытие Божие нельзя обосновать рационально. 25 марта 1811 их исключают за упорное нежелание ни признать своё авторство, ни отказаться от него.

В этом же году Шелли анонимно публикует роман «Сент-Ирвин» (St. Irvin), также как и «Застроцции» написанный в манере готического романа.

Вскоре Шелли бежит из дома вместе с 16-летней Гарриет Уэстбрук (вскоре он женится на ней в Эдинбурге). Он колесит по Шотландии, Ирландии и Уэльсу, нигде не задерживаясь подолгу, по-прежнему много читает и с мыслью о близящемся освобождении человечества одну за другой публикует брошюры. Как и ранние произведения, проза Шелли этого периода имеет политический и антирелигиозный характер.

1812 - Шелли знакомится с автором «Исследования о политической справедливости» У.Годвином и философом Дж.Ф.Ньютоном, разрабатывавшим далекие от канонических теории религии и морали; каждый из них оказал огромное влияние на мировоззрение Шелли и в известной степени на всю его дальнейшую жизнь. В Ирландии Шелли принимает участие в движении за независимость, публикует публицистические работы «Обращение к ирландскому народу» (An Address to the Irish People), призывающую ирландцев организоваться и вести борьбу политическими методами, и «Декларацию прав» (Declaration of Rights), многие положения которой были вдохновлены американской «Декларацией независимости».

1813 - первое значительное произведение Шелли - изданная анонимно философская поэма «Королева Маб» (Queen Mab), написанная в традиционной для английской поэзии форме «видений» (Ленгленд, Э.Спенсер, Дж.Мильтон). «Королева Маб» - это оптимистический трактат в стихах, излагающий с достаточной полнотой взгляды Шелли на причины социальных бед и пути их устранения.

1814 - Шелли знакомится с Мэри Уолстонкрафт Годвин, дочерью его почитаемого наставника в философии, что приводит к окончательному разрыву с Гарриет, отношения с которой уже давно напряженные, несмотря на рождение в 1813г. дочери Ианты. Шелли и Мэри уезжают во Францию, оттуда в Швейцарию. В результате преждевременных родов Гарриет в декабре у Шелли появляется сын Чарлз. Через три месяца и у Мэри рождается ребёнок (он умер в младенчестве).

1815 - написана поэма «Аластор, или Дух одиночества» (Alastor; or The Spirit of Solitude, опубл. 1816г.), написанная белым стихом. Она полна отголосков поэзии У.Вордсворта и развивает характерный для романтизма мотив тщетного стремления юного мыслителя к воссоединению с призрачной идеальной девой.

1816 - когда Шелли и Мэри гостят у Байрона в Швейцарии, Шелли пишет абстрактно-философский «Гимн Интеллектуальной Красоте» и пантеистический «Монблан». В этом же году у Мэри рождается сын Уильям, а Гарриет кончает жизнь самоубийством, после чего буквально в эти же дни, 30 декабря, Шелли и Мэри женятся.

1817 - поэма «Лаон и Цитна» (Laon and Cythna), впоследствии переименованная в «Восстание Ислама» (The Revolt of Islam, 1818), написана спенсеровой строфой и повествует о влюбленной паре, которая бросает вызов общественным установлениям и политической тирании. В это время Шелли болеет, борется с нуждой и пребывает в подавленном состоянии. Суд отказывает отдать ему детей Гарриет на воспитание. Он принимает под свой кров и опеку сестру Мэри Клер Клермонт, родившую от Байрона внебрачную дочь, и с появлением на свет в октябре дочери Клары в пятый раз становится отцом.

1818 - Шелли помогает Мэри писать «Франкенштейна». Сам он пишет повествовательную поэму «Розалинда и Елена» (опубл. 1819г.). Вскоре семья уезжает в Италию, где продолжает вести кочевой образ жизни. В Венеции умирает дочь Клара; в Неаполе Шелли удочеряет младенца Елену - она прожила пять месяцев; в Риме умирает сын Уильям; во Флоренции Мэри рожает четвертого ребенка, Перси.

1819 - лирическая драма «Освобожденный Прометей» (Prometheus Unbound, опубл. 1820), в которой Шелли в основном опирается на сюжет древнегреческого трагика Эсхила, но радикально переделывает его, изменив побудительные мотивы, движущие героями. Под пером Шелли античная трагедия преобразуется в типичную романтическую драму преступления и наказания, раскаяния и духовного воскресения, в нравственное исследование самой возможности искупления.

В этом же году написана пятиактная, в манере Шекспира, драма в белых стихах «Ченчи» (The Cenci), на сюжет из истории Рима эпохи Возрождения, наглядно раскрывающая концепцию трагедии у Шелли: попытка сберечь душу при непрестанном давлении со стороны разложившегося общества неизбежно калечит людей нравственно - за исключением «немногих душ святых». Здесь, как и в «Освобождённом Прометее», поднимается тема оправданности насилия в борьбе со злом. Также написана политическая аллегория-поучение «Маскарад Анархии» (The Masque of Anarchy).

1819 - написаны «Оды к Западному ветру» (опубл. 1820), где Западный Ветер, характерный для Шелли символ вечной Изменчивости - как природы, так и общества, олицетворяет будущее изменение мира. Написана сатирическая поэма «Питер Белл Третий» (Peter Bell the Third, опубл. посмертно) - гневное обличение английского поэта-романтика У.Вордсворта за его измену свободомыслию

1820 - написаны стихотворение «К жаворонку», в котором Шелли воспевает природную непосредственность, противопоставляя её книжной мудрости и философские стихотворения на мифологическую тему, в которых ярко проявляется пантеизм Шелли «Гимн Аполлону» (опубл. 1824) и «Гимн Пану» (опубл. 1824). Также созданы «Царь Эдип, или Тиран-толстоног» (Oedipus Tyrannus, or Swellfoot the Tyrant, 1820) - «аристофановская» комедия на тему скандального разрыва короля Георга IV с королевой Каролиной и мифологическая поэма «Атласская колдунья» (The Witch of Atlas).

1820-1822 - семья Шелли живёт в Пизе.

1821 - написаны элегия на смерть Джона Китса «Адонаис» (Adonais), лирическая драма «Эллада» (Hellas), прославляющая восстание греков против турецкого владычества.

1822 - Шелли работает над поэмой «Триумф жизни» (The Triumph of Life, незаверш.), где пытается изложить своего рода духовную историю западной цивилизации. Форма «видения», некоторые мотивы и образы поэмы заимствованы у Данте, и система стихосложения свидетельствует о том, что Шелли овладел мастерством терцины. Кроме того, Шелли вступает в литературную дискуссию, поводом для которой служит выступление романиста и поэта Т.Л.Пикока, занимавшего в отношении Шелли своеобразную позицию друга-оппонента. Результатом этой дискуссии становится трактат Шелли «Защита поэзии» (A Defence of Poetry, опубл. 1840), название которого повторяет сочинение поэта эпохи Возрождения Филипа Сидни. В нём Шелли выражает характерный для романтической эпохи взгляд на поэзию как целостное учение о мире, объединяющее любые иные формы знания. Здесь сформулировано эстетическое кредо Шелли: цель поэзии - в созидании красоты, а красота поэзии служит нравственному совершенствованию людей. Поэзия несовместима с себялюбием и алчностью, поэтому особую роль она играет в «тёмные времена», когда она становится «источником прекрасного, великодушного и истинного».

В Викитеке.

Своей пламенной верой в полновластный и всеразрешающий разум, своим полным пренебрежением к унаследованным от прошлого человеческим воззрениям, верованиям и привычкам Шелли принадлежит ещё к последователям идей века Просвещения . «Политическая справедливость» Годвина , проникнутая целиком революционным анархизмом девяностых годов XVIII в. , стала очень рано его евангелием; но идеи Годвина претворились у Шелли в красивые поэтические видения, смело задуманные и своеобразные. Эти образы, воздушные и туманные, убаюкивают сознание своей дивной художественностью. Как поэт, Шелли принадлежит уже целиком к началу XIX столетия, к тому блестящему возрождению поэзии, которое мы называем романтизмом . Поэтическое дарование Шелли, таким образом, не вполне соответствует его миросозерцанию. Двойственность Шелли, как рационалиста и романтика , мыслителя и художника , проповедника и поэта , составляет самую характерную черту его гения.

«Шелли научил нас, - пишет профессор Доуден - признавать благодетельность высшего закона, тяготеющего над избранными душами, живущими ради идеи, ради надежды, и готовых претерпеть за них и попреки, и посрамление, и даже принять смерть мученичества». Но этот высший закон, как его представил себе Шелли, - вовсе не добровольное подвижничество или жалкий аскетизм; Шелли и в стихах, и в прозе отдаёт должное музыке, живописи, скульптуре и поэзии и обогащает наше сознание их могуществом. Его только никогда не удовлетворяет эпикурейское наслаждение красотой или удовольствием. Его поэзия вливает в нас божественную тревогу, которую не могут рассеять ни музыка, ни живопись, ни скульптура, ни песня; через их посредство мы поднимаемся к какой-то высшей красоте, к какому-то вожделенному добру, которых мы, может быть, никогда не достигнем, но к которым мы постоянно и неминуемо должны стремиться» («Transcripts & Studies», стр. 100). Женственно-красивый и нежный облик Шелли, с его открытым и вдумчивым взором, заканчивает обаятельность его, как поэта и как человека.

Биография

Созерцательная, склонная к мечтательности и к сильным душевным возбуждениям натура Шелли сказалась очень рано, когда ещё ребёнком, в поместье своего деда, он рассказывал маленьким сестрам страшные сказки и забавлялся химическими и электрическими опытами, производившими впечатление алхимии .

Те же интересы преобладают и позже в Итонской школе , куда отец поэта, сэр Тимоти Шелли, деревенский сквайр , отдал своего сына, в надежде ввести его в круг избранной молодежи. В первые годы мы и здесь видим Шелли за чтением страшных романов г-жи Редклиф и Люиса и за химическими опытами. Здесь впервые жизнь показалась Шелли и своей неприглядной стороной.

Суровое воспитание тогдашнего английского юношества жестоко отразилось на чувствительной душе поэта. Он долго помнил издевательства, кулачную расправу, приставанья своих товарищей и наставников. В «Лаоне и Цитне» он вспоминает о них, как о своих «тиранах и врагах». В последние годы пребывания в Итоне занятия Шелли становятся более серьёзными. В нём просыпается потребность творчества.

Четыре года, которые Шелли прожил в Италии, были самыми продуктивными и полными годами его жизни. В первые два года уже возникли его «Освобожденный Прометей» и трагедия «Ченчи», заставляющие думать, что останься Шелли в живых, Англия обладала бы сильным, глубоким и вдумчивым драматургом. В это время расширяются артистические запросы Шелли, характерные для него, как для английского романтика, родоначальника того особого эстетизма, который тянется через Рёскина до Росетти и В. Морриса. Давнишний восторг перед поэзией древней Эллады, перед Гомером , гимны которого переводил Шелли, перед Софоклом , с которым он никогда не расставался, и, наконец, перед Феокритом , чье влияние слышится в одной из наиболее проникновенных поэм Шелли, «Адонис», написанной за год до его смерти в память рано умершего Китса, весь этот чисто артистический восторг перед Грецией ещё обновляется вестями о греческом восстании и знакомством с одним из его видных деятелей, Маврокордато . Шелли искренно говорит ему: «мы все греки» и задумывает свою «Элладу» (1821).

Под небом Италии - Италии начала века, где вспыхнуло национально-освободительное движение, - Шелли увлекается Данте , с его «Божественной Комедией» и с более близкой лирическому гению самого Шелли, «Vita Nuova». С Италией, «раем изгнанников», как назвал её Шелли, связаны, кроме «Ченчи», «Строки, написанные среди Евганейских холмов» и «Юлиан и Маддало». Через посредство итальянского Возрождения Шелли понял и поэтов «старой веселой Англии» времён королевы Бетси , к изысканной прелести которых так внимательно прислушивались поэты-лэкисты и ещё больше Китс. Подобно лэкистам, поэта приковывает к себе и красота природы. Время пребывания в Италии может быть названо самым счастливым периодом в жизни Шелли. Первый год, проведённый частью в Ливорно, частью в Неаполе, был омрачен посещением Байрона в Венеции. Шелли был удручен не только распутством Байрона, но и его странным отношением к маленькой дочери Аллегре и к её матери. Несколько позже супругам Шелли пришлось оплакивать потерю своего сына Уильяма, похороненного на том же кладбище в Риме, где покоится теперь и прах Шелли. Но уже второй и третий год итальянской жизни, прошедшие частью в Пизе, частью в Ливорно, были полны надежд и разнообразия впечатлений. Кроме Байрона, которого, несмотря на разочарование в нём, как в человеке, Шелли продолжал от времени до времени посещать, к образовавшемуся около него кружку присоединились теперь Медвин и Трелоне, поддерживавшие бодрость духа Шелли. Медвин, двоюродный брат Шелли, был и товарищем его по пансиону, где он воспитывался до поступления в Итон. От него мы знаем о Шелли-мальчике (см. Th. Medwin, «The life of P. B. S.», Лондон, 1847). Блестящие и остроумные рассказы Трелоне касаются именно последних годов жизни Шелли; он же сообщил всего более подробностей и о несчастной поездке под парусами, во время которой погиб Шелли (см. E. Trelawny, «Recollections of the last days of S. & of Byron», 2 изд., Лондон, 1859; см. также «Records of S., Byron & the author», Л., 1878).

Творчество Шелли медленно пробивало путь к читателю (издание «Ченчи» и «Освобожденного Прометея», вышедшее в Лондоне в г., получили известность лишь после смерти поэта). Написанный в год смерти блестящий очерк «В защиту поэзии», о котором Шарп, один из биографов поэта, справедливо пишет, что «каждый, кто интересуется поэзией, должен не только прочесть, но изучить его», вовсе не нашёл издателя.

В конце мая 1822 г. Шелли с женой и супругами Уильямс жили на берегу моря около Специи, в вилле Casa Nova. Шелли, не умевший плавать и не имевший понятия о морском спорте, страстно любил море и вместе с Байроном приобрёл шхуну, названную «Ариэль». Когда прибыла шхуна, у Шелли было несколько видений: то маленькая Аллегра выходила из моря, то какая-то фигура позвала его за собой в гостиную и там, сняв покрывало, оказалась его двойником, исчезнувшим со словами: «Siete soddisfatto»(итал. Вы довольны ). Кто-то видел также Шелли в лесу, когда он в это время был дома. 1 июля Шелли и Уильямс отправились в Ливорно и оттуда в Пизу, где происходило совещание между Байроном и Ли Гентом по поводу затеянной первым газеты. На возвратном пути Шелли вновь шёл на шхуне «Ариэль» с Уильямсом и лишь одним мальчиком в качестве матроса, а Трелоне следовал на яхте Байрона, «Боливар». Скоро из-за густого тумана «Ариэль» не был более виден, а после быстро налетевшего непродолжительного, но сильного шквала от «Ариэля» не оставалось уже и следа. Через несколько дней море выкинуло два трупа, оказавшихся Шелли и Уильямсом. Труп Шелли был сожжен на месте, и урна с его прахом отослана в Рим, где она покоится на протестантском кладбище рядом с останками поэта Китса и маленького сына Шелли. В карманах Шелли были найдены томики Софокла и Китса.

Память

  • В честь Шелли назван кратер на Меркурии .
  • В культовом сериале "Твин Пикс" Уиндом Эрл неоднократно цитирует стихотворение Перси Шелли "Философия любви".
  • В фильме "Трещины" цитировался стих Биши Шелли "Озимандиас".
  • В 5-ой серии сериала "Преступления прошлого" также несколько раз упомянуто стихотворение "Озимандиас".
  • Стихотворения Шелли Перси Биши были ключом к раскрытию серии преступлений в игре L.A. Noire .

Книги на русском языке

  • Шелли Перси Биши. Стихотворения/ Пер., предисл. Р. Дубровкина . М.-СПб.: Летний сад, 2001. (билингва)

Ссылки

  • Шелли, Перси Биши в библиотеке Максима Мошкова
  • Перси Биши Шелли .(недоступная ссылка - история )
  • Перси Биши Шелли - биографическая справка и переводы Александра Лукьянова . Архивировано из первоисточника 28 ноября 2012.
  • Рихард Аккерман , «Источники, прототипы и сюжеты поэтических произведений Шелли: „Аластор“, „Эпипсихидион“, „Адонис“, „Эллада“» (нем. Quellen, Vorbilder, Stoffe zu Shelley’s Poetischen Werken: Alastor; Epipsychidion; Adonais; Hellas; 1890 )
  • Рихард Аккерман , «„Фарсалия“ Лукана в стихотворениях Шелли» (нем. Lucans Pharsalia in den Dichtungen Schelley’s; Цвайбрюккен, 1895-1896 )

Перси Биши Шелли — великий английский поэт — родился 4 августа 1792 г. в графстве Суссекс.

П. Шелли был выходец из богатой аристократической семьи. Его отец был человеком консервативных взглядов, и сын, обнаруживший свой вызывающий радикализм, рано с ним разошелся. В детстве поэт увлекался опытами с реактивами и электричеством, чем всегда смешил своих сестер, а также читал им страшные сказки. Суровое воспитание в семье, а также издевательства и насмешки в школе оказали серьезное влияние на тонкую, ранимую душу поэта. После окончания школы П. Шелли учился в Оксфордском университете, к моменту поступления в который он уже был автором двух произведений: «Цастроцци» и «Святой Ирвайн». Из университета он был исключен 25 марта 1811 г. за бунтарский нрав и публикацию памфлета с красноречивым заголовком: «Необходимость атеизма», на титульном листе которого даже не было фамилии Шелли, однако он занимался его распространением среди студентов. После этого отец запретил ему даже появляться на пороге дома, назначив ему ежегодную пенсию. Так началась самостоятельная жизнь автора.

Ранние стихи П. Шелли выражали наивные радикальнореволюционные воззрения: он разделял идеи национально-освободительного движения в Ирландии, даже пытался спровоцировать там восстание.

Светское, буржуазно-аристократическое общество очень резко реагировало на независимость и радикализм Шелли. В 1816 г. трагически погибла первая жена поэта. Против него восстает его тесть, который, используя свои связи с влиятельными людьми, запрещает ему воспитывать детей от первого брака. Главными аргументами тестя были атеистические взгляды поэта, высказанные им в «Королеве Маб», а также его связь с Мэри Годвин (которая к тому моменту стала женой овдовевшего поэта). В 1818 г. Шелли был вынужден покинуть Англию, переехать сначала в Швейцарию, а оттуда — в Италию.

В Италии Шелли прожил четыре года, и эти годы были самыми продуктивными в его творчестве. Автор пишет такие произведения, как «Освобожденный Прометей» и трагедия «Ченчи» (эти произведения были изданы в Лондоне в 1821 г., однако получили свою заслуженную известность лишь после смерти поэта).

В конце весны 1822 г. П. Шелли переезжает с семьей на остров Специи в Средиземном море. Надо отметить, что поэт ничего не знал о морском деле и даже не умел плавать, однако он со всей страстью любил море и вместе с Байроном приобрел шхуну, названную «Ариэль». 1 июля 1822 г. Шелли и Уильямс, который жил с ним по соседству, отправились на шхуне в Ливорно, где проходило совещание Байрона по поводу издаваемой им газеты. На обратном пути на шхуну налетел шквальный ветер, а когда туман рассеялся, от нее не осталось и следа. Так 8 июля 1822 г. не стало великого английского поэта. Лишь спустя несколько дней на берег вынесло два тела — П. Шелли и его соседа Уильямса. Урна с прахом П. Шелли была отправлена в Рим, где и находится до сих пор на протестантском кладбище.

Исповедуя идеи утопического социализма, автор верил в счастливое будущее человечества, верил в победу Добра над Злом, Света над Тьмой, будучи художником лучезарного, оптимистического миросозерцания. Все светлые мотивы мы находим в романтической поэме-«видении» «Королева Маб» (1813 г.), в драматической поэме «Освобожденный Прометей» (1820 г.), в эпической поэме «Восстание ислама» (1818 г.).

Поэма «Адонис» доносит до читателя все внутренние переживания автора за поэта Джона Китса — певца красоты, тонкого лирика, который умер в возрасте 26 лет. В политических стихах Шелли всегда стоит на стороне трудового народа. Одно из таких стихотворений «Песнь людям Англии».

П. Шелли был поэтом-романтиком, поэтому в своих произведениях широко использовал символы, аллегории, библейские и мифологические образы, олицетворения. И переход от настоящего к прошлому и будущему всегда производил легко.

В ранних своих произведениях Шелли доносил до читателя, что обновление человечества происходит лишь путем мирного прогресса и нравственной проповеди. В трагедии из пяти актов «Ченчи» (1819 г.) героиней является юная девушка Беатриче, которая убивает своего отца, тирана и насильника. Шелли, описывая страдания девушки, утверждает правомерность отпора преступлению.

Тема свободы занимает особое место в поэзии П. Шелли — «Ода защитникам свободы», «Ода свободе», «Свобода».

Лирика П. Шелли похожа на философские идеи Платона: поэт-философ утверждает «общественную» силу поэтов, «непризнанных законодателей мира» (в трактате «Защита поэзии», 1822 г.).

Вечная красота природы воспета в стихах П. Шелли. Природа наделена духовной силой, которая находится в постоянном движении и изменении (стихотворения «Облако», «Ода западному ветру», «Стансы близ Неаполя», «К жаворонку» и др.).

«Освобожденный Прометей»

Прометей — главный герой произведения — титан, защитник людей от злых богов. Обрекая себя на мучения, Прометей бросает вызов тирании Зевса — он похищает огонь для людей. Главный герой борется за свободу, за исполнение мечты человечества верить в любовь, а не в силу тирана. Правда Прометея носит трагический и обреченный характер. За неповиновение Зевс приковал Прометея к скале и посылал ему разные испытания (орел, терзающий прикованного к скале героя, фурии с железными крыльями, испепеляющая молния). Но несмотря на все страдания, главный герой побеждает тирана.

Зевс повержен. Он осознает свою причастность к человеческой семье, взваливая страдания народа на свои плечи.

Лишь после этого Прометей становится истинным героем, доказывая свою правоту.

И встал лицом к лицу С коварной силой.

Властителя заоблачных высот, Насмешливо глядящего на землю,

Где стонами измученных рабов Наполнены безбрежные пустыни...

Перевод К. Бальмонта

«Королева Маб»

Одна из ранних поэм английского поэта, строку из которой «День завтрашний придет!» использовал Ф. Энгельс для своего стихотворения «Вечер». В этой строке заключен весь основной мотив творчества П. Шелли, с его страстной верой в лучшее и светлое будущее человечества. Несмотря на то, что стихотворение явно навеяно философией и поэзией XVIII в., когда господствовали идеи Просвещения, в произведении очень много «светлых юношеских чувств», как сказал Бернард Шоу, и эмоций. Эти компоненты постоянно врываются в поток абстрактных рассуждений о том, что какой-то «дух природы» дает надежду на перемены к лучшему и «самоуничтожение» социального зла. По сюжету произведения, прекрасная девушка Ианте спит глубоким сном, а королева фей Маб показывает ее душе на волшебном экране картины прошлого, настоящего и будущего мира. Образ королевы взят из старинной английской сказки. Свои мысли автор как раз и вкладывает в уста королевы, которая периодически начинает страстно рассуждать о «коварных убийцах прошлого и настоящего», или дает резко отрицательные характеристики современным политикам, священнослужителям и капиталистам. Автор показывает читателям современную эпоху как эпоху всепоглощающей власти денег и корысти.

Все на публичном рынке продается:

Честь, добродетели, таланты,

Продажна и Любовь...

Перевод К. Бальмонта

Эта поэма сыграла важную роль в политическом просвещении рабочего класса Англии.

«Восстание ислама»

В отличие от предыдущих произведений поэта, в которых он сатирически высмеивал пороки современности и философски рассуждал о судьбах мира, в «Восстании ислама», написанном в 1818 г., Я. Шелли переходит к художественному воплощению темы «народ и революция». В этом произведении мы видим романтическое изображение народной революции, которая, по мнению поэта, может случиться в любой стране Европы.

Именно П. Шелли ввел в литературу начала XIX в. образ совершенно новых героев, которых никто до той поры не описывал — республиканцев. Эти новые герои абсолютно глухи к страданиям бедняков. Их основная цель — привести к власти рабочие массы, предварительно возглавив их.

И выковали люди из цепей

Оружье, чтоб лишить тирана власти...

Перевод К. Бальмонта

Цели представленных нам борцов за свободу Лаона и Цитны возвышены так, чтобы *троны навеки рухнули, а золото утратило бы свою кровавую силу*. К сожалению, герой погибли на костре, однако семена свободы, посаженные ими, дают свои плоды, и народ одерживает победу над тиранией.

В 1818 г. писатель, окончательно затравленный правительством Англии, навсегда покинул страну и поселился в Италии, где написал свои самые великие произведения.

Наиболее широко талант Я. Шелли раскрылся в его лирических произведениях. Его стихи всегда пронизаны силой и непосредственностью, музыкальностью, многообразием и новизной ритмов, яркими метафорическими высказываниями и эпитетами. Поэт тонко чувствует природу и всегда рисует в своих стихах безмятежное море, «смыкающуюся лазурь» небес, все это навеяно пейзажами Испании.

В его стихотворениях, объединенных общим названием «Изменчивость», ясно видна идея вечности природы, ее бессмертного развития и возрождения. Все стихи пропитаны оптимизмом, в них, так же как и в жизни, за зимой приходит весна, а на смену эпохе социальных бедствий и войн всегда придет эпоха процветания и мира. Тема «западного ветра» — разрушителя является классической в поэзии английских авторов, однако именно П. Шелли (в произведении «Ода западному ветру») описывает ветер не как разрушительную силу, уничтожающую все вокруг своим ледяным дыханием, а как образ хранителя сил новой жизни, который в снеге хранит ее семена.

Ты гонишь тучи, как круговорот

Листвы, не тонущей на водной глади,

Которую ветвистый небосвод

С себя роняет, как при листопаде.

То духи молний, и дожди, и гром.

Ты ставишь им, как пляшущей менаде,

Распущенные волосы торчком

И треплешь пряди бури. Непогода —

Как бы отходный гробовой псалом.

У Я. Шелли очень много любовной лирики, большую часть которой он посвящал своей жене Мэри Годвин. Шелли считал, что именно любовь является той великой и могущественной силой, которая поднимает людей на подвиги и борьбу за свободу. В его творчестве любовь всегда побеждает тиранию и смерть, ведь именно любовь «всему дает блаженство нового рождения».

(29 лет)

Своей пламенной верой в полновластный и всеразрешающий разум, своим полным пренебрежением к унаследованным от прошлого человеческим воззрениям, верованиям и привычкам Шелли принадлежит ещё к последователям идей века Просвещения . «Политическая справедливость» Годвина , проникнутая целиком революционным анархизмом девяностых годов XVIII в. , стала очень рано его евангелием; но идеи Годвина претворились у Шелли в красивые поэтические видения, смело задуманные и своеобразные. Эти образы, воздушные и туманные, убаюкивают сознание своей дивной художественностью. Как поэт, Шелли принадлежит уже целиком к началу XIX столетия, к тому блестящему возрождению поэзии, которое мы называем романтизмом . Поэтическое дарование Шелли, таким образом, не вполне соответствует его миросозерцанию. Двойственность Шелли, как рационалиста и романтика , мыслителя и художника , проповедника и поэта , составляет самую характерную черту его гения.

«Шелли научил нас, - пишет профессор Доуден - признавать благодетельность высшего закона , тяготеющего над избранными душами, живущими ради идеи, ради надежды, и готовых претерпеть за них и попреки, и посрамление, и даже принять смерть мученичества». Но этот высший закон, как его представил себе Шелли, - вовсе не добровольное подвижничество или жалкий аскетизм; Шелли и в стихах, и в прозе отдаёт должное музыке, живописи, скульптуре и поэзии и обогащает наше сознание их могуществом. Его только никогда не удовлетворяет эпикурейское наслаждение красотой или удовольствием. Его поэзия вливает в нас Божественную тревогу, которую не могут рассеять ни музыка, ни живопись, ни скульптура, ни песня; через их посредство мы поднимаемся к какой-то высшей красоте, к какому-то вожделенному добру, которых мы, может быть, никогда не достигнем, но к которым мы постоянно и неминуемо должны стремиться" («Transcripts & Studies», стр. 100). Женственно-красивый и нежный облик Шелли, с его открытым и вдумчивым взором, заканчивает обаятельность его, как поэта и как человека.

Энциклопедичный YouTube

    1 / 2

    ✪ Перси Биши Шелли - «Лето и зима»

    ✪ Перси Биши Шелли отрывок из драмы "Прометей освобожденный"

Субтитры

Биография

Созерцательная, склонная к мечтательности и к сильным душевным возбуждениям натура Шелли сказалась очень рано, когда ещё ребёнком, в поместье своего деда, он рассказывал маленьким сестрам страшные сказки и забавлялся химическими и электрическими опытами, производившими впечатление алхимии .

Те же интересы преобладают и позже в Итонской школе , куда отец поэта, сэр Тимоти Шелли, деревенский сквайр , отдал своего сына, в надежде ввести его в круг избранной молодежи. В первые годы мы и здесь видим Шелли за чтением страшных романов г-жи Редклиф и Люиса и за химическими опытами. Здесь впервые жизнь показалась Шелли и своей неприглядной стороной.

Суровое воспитание тогдашнего английского юношества жестоко отразилось на чувствительной душе поэта. Он долго помнил издевательства, кулачную расправу, приставанья своих товарищей и наставников. В «Лаоне и Цитне» он вспоминает о них, как о своих «тиранах и врагах». В последние годы пребывания в Итоне занятия Шелли становятся более серьёзными. В нём просыпается потребность творчества.

Четыре года, которые Шелли прожил в Италии, были самыми продуктивными и полными годами его жизни. В первые два года уже возникли его «Освобожденный Прометей» и трагедия «Ченчи», заставляющие думать, что останься Шелли в живых, Англия обладала бы сильным, глубоким и вдумчивым драматургом. В это время расширяются артистические запросы Шелли, характерные для него, как для английского романтика, родоначальника того особого эстетизма, который тянется через Рёскина до Россетти и В. Морриса. Давнишний восторг перед поэзией древней Эллады, перед Гомером , гимны которого переводил Шелли, перед Софоклом , с которым он никогда не расставался, и, наконец, перед Феокритом , чье влияние слышится в одной из наиболее проникновенных поэм Шелли, «Адонис», написанной за год до его смерти в память рано умершего Китса, весь этот чисто артистический восторг перед Грецией ещё обновляется вестями о греческом восстании и знакомством с одним из его видных деятелей, Маврокордато . Шелли искренно говорит ему: «мы все греки» и задумывает свою «Элладу» (1821).

Под небом Италии - Италии начала века, где вспыхнуло национально-освободительное движение, - Шелли увлекается Данте , с его «Божественной Комедией» и с более близкой лирическому гению самого Шелли, «Vita Nuova». С Италией, «раем изгнанников», как назвал её Шелли, связаны, кроме «Ченчи», «Строки, написанные среди Евганейских холмов» и «Юлиан и Маддало». Через посредство итальянского Возрождения Шелли понял и поэтов «старой веселой Англии» времён королевы Бетси , к изысканной прелести которых так внимательно прислушивались поэты-лэкисты и ещё больше Китс. Подобно лэкистам, поэта приковывает к себе и красота природы. Время пребывания в Италии может быть названо самым счастливым периодом в жизни Шелли. Первый год, проведённый частью в Ливорно, частью в Неаполе, был омрачен посещением Байрона в Венеции. Шелли был удручен не только распутством Байрона, но и его странным отношением к маленькой дочери Аллегре и к её матери. Несколько позже супругам Шелли пришлось оплакивать потерю своего сына Уильяма, похороненного на том же кладбище в Риме, где покоится теперь и прах Шелли. Но уже второй и третий год итальянской жизни, прошедшие частью в Пизе, частью в Ливорно, были полны надежд и разнообразия впечатлений. Кроме Байрона, которого, несмотря на разочарование в нём, как в человеке, Шелли продолжал от времени до времени посещать, к образовавшемуся около него кружку присоединились теперь Медвин и Трелоне, поддерживавшие бодрость духа Шелли. Медвин, двоюродный брат Шелли, был и товарищем его по пансиону, где он воспитывался до поступления в Итон. От него мы знаем о Шелли-мальчике (см. Th. Medwin, «The life of P. B. S.», Лондон, 1847). Блестящие и остроумные рассказы Трелоне касаются именно последних годов жизни Шелли; он же сообщил всего более подробностей и о несчастной поездке под парусами, во время которой погиб Шелли (см. E. Trelawny, «Recollections of the last days of S. & of Byron», 2 изд., Лондон, 1859; см. также «Records of S., Byron & the author», Л., 1878).

Творчество Шелли медленно пробивало путь к читателю (издание «Ченчи» и «Освобожденного Прометея», вышедшее в Лондоне в 1821 году , получили известность лишь после смерти поэта). Написанный в год смерти блестящий очерк «В защиту поэзии », о котором Шарп, один из биографов поэта, справедливо пишет, что «каждый, кто интересуется поэзией, должен не только прочесть, но изучить его», вовсе не нашёл издателя.

В конце мая 1822 года Шелли с женой и супругами Уильямс жили на берегу моря около Специи, в вилле Casa Nova. Шелли, не умевший плавать и не имевший понятия о морском спорте, страстно любил море и вместе с Байроном приобрёл шхуну, названную «Ариэль». Когда прибыла шхуна, у Шелли было несколько видений: то маленькая Аллегра выходила из моря, то какая-то фигура позвала его за собой в гостиную и там, сняв покрывало, оказалась его двойником, исчезнувшим со словами: «Siete soddisfatto»(с итал.  -  «Вы довольны»). Кто-то видел также Шелли в лесу, когда он в это время был дома. 1 июля Шелли и Уильямс отправились в Ливорно и оттуда в Пизу, где происходило совещание между Байроном и Ли Гентом по поводу затеянной первым газеты. На возвратном пути Шелли вновь шёл на шхуне «Ариэль» с Уильямсом и лишь одним мальчиком в качестве матроса, а Трелоне следовал на яхте Байрона, «Боливар». Скоро из-за густого тумана «Ариэль» не был более виден, а после быстро налетевшего непродолжительного, но сильного шквала от «Ариэля» не оставалось уже и следа. Через несколько дней море выкинуло два трупа, оказавшихся Шелли и Уильямсом. Труп Шелли был сожжен на месте, и урна с его прахом отослана в Рим, где она покоится на протестантском кладбище рядом с останками поэта Китса и маленького сына Шелли. В карманах Шелли были найдены томики Софокла и Китса.

Цитаты

«Каждый способный мыслить должен сознавать, что нет доказательства существования бога».

Память

  • В честь Шелли назван кратер на Меркурии .
  • В культовом сериале «Твин Пикс» Уиндом Эрл неоднократно цитирует стихотворение Перси Шелли «Ода западному ветру». Это же стихотворение, исполненное под музыку, стало одной из песен проекта Amurekimuri украинской певицы Елены Войнаровской .
  • В фильме «Трещины» цитировался стих Биши Шелли «Озимандиас».
  • В 5-й серии сериала «Преступления прошлого» также несколько раз упомянуто стихотворение «Озимандиас».
  • Стихотворения Шелли Перси Биши были ключом к раскрытию серии преступлений в игре L.A. Noire .
  • Также фрагмент стихотворения «Озимандиас» («И письмена взывают с пьедестала: „Я Озимандия. Я царь царей. Моей державе в мире места мало. Всё рушится.“») является эпиграфом к технологии «конструирование» в игре Civilization 4.

Перси Биши Шелли (англ. Percy Bysshe Shelley; родился 4 августа 1792, графство Суссекс - 8 июля 1822, утонул в Средиземном море между Специей и Ливорно) - один из величайших английских поэтов XIX в., был женат на Мэри Уолстонкрафт Шелли.

Родился будущий поэт в Англии 4 августа. Он был старшим ребенком в своей семье. Учился Перси в неплохих школах близ Лондона. В университете он интересовался логикой, критикой. Сдружился с Т. Дж. Хоггом. Вместе они анонимно издали брошюру про необходимость атеизма. Откровенное глумление над Богом вызвало массу недовольств. Молодых людей быстро вычислили, а затем исключили из университета. Окончательно Шелли разорвал отношения с родителями тогда, когда сбежал с Гарриет, одноклассницей свих сестер. В Эдинбурге он с ней обвенчался.

Он и его молодая супруга много колесили по Англии, Ирландии, Шотландии, они нигде долго не задерживались. Перси постоянно публиковал «свободолюбивые» брошюры. Впрочем, проза и стихи того времени у Шелли были довольно слабыми. К тому же его произведения чаще всего были антирелигиозными и политическими.

В 1813 году Перси опубликовал свое первое значительное произведение – «Королева Маб», поэма. Несмотря на то, что в этом же году у него родилась дочка, семейная жизнь расстроилась. Перси познакомился с Мэри, дочкой У. Годвина, который был автором «Исследования о политической справедливости». Мэри и Шелли полюбили друг друга. Однако Гарриет категорически отказывалась давать развод. Махнув на все рукой, Перси и Мэри уехали на континент. В декабре 1814 года Мэри родила от Шелли сына, но тот умер в младенчестве. В 1816 году у пары родился еще один сын, которого назвали Уильямом. В этом же году их пригласил к себе в гости Байрон. Именно в Швейцарии Шелли создал сразу четыре шедевра английской литературы – поэмы «Лаон и Цитна», «Аластор, или Дух одиночества», стихотворения «Монблан», «Гимн Интеллектуальной Красоте».

В конце 1816 года Гаррет покончила жизнь самоубийством. Мэри и Перси смогли сыграть свадьбу. Поэт много болел, он старался заработать на содержание семьи, в которой произошло пополнение, ведь Мэри втянула в разврат свою сестру, которая родила от Байрона ребенка. Несчастный Перси же взял на содержание и ее и ребенка, так как отец Мэри и ее сестры отказался от дочерей. Семья отъехала в Италию, но там тоже все шло не так гладко. В Венеции умерла Клара, сестра Мэри. Ее ребенок тоже умер. Позже скончался в Риме сын Мэри Уильям. Семья ненадолго задержалась в Пизе.

Что касается творчества, то в Европе Шелли создал большую часть лучших своих произведений. Он написал трактат «Защита поэзии», стихотворную повесть «Розалинда и Елена», камерную лирическую драму «Освобожденный Прометей», поэму «Юлиан Маддало», романтическую трагедию «Ченчи», драматические сатиры «Питер Белл Третий», «Царь Эдип, или Тиран-Толстоног» и еще очень много великолепных произведений.
8 июля 1822 года Перси Биши Шелли погиб. Он и его товарищ отправились в плаванье вдоль берега на новом судне. Во второй половине дня начался шторм, а в заливе Специя шлюпка столкнулась с фелюгой из Ливорно. Все пассажиры шлюпки «Дон Жуан» погибли. Скоро их тела вынесло на берег. Их торжественно сожгли на костре. Шелли похоронен на протестантском кладбище рядом с могилой Джона Китса.