Написание не и ни таблица. Дидактический материал "правописание не с разными частями речи"

76. Правописание частиц НЕ с разными частями речи, НЕ и НИ.

1. Пишутся раздельно:

  • частицы бы(б), же(ж), ли(ль) (прочитал бы, пошел ли, такой же),
  • частицы вот, ведь, мол, будто и т.д. (Он мол не; здешний. Ты ведь это знаешь!);

2. Пишутся через дефис:

  • частицы кое-, кой-, -то, либо-, -нибудь, -ка, -де, -с, -тка, -тко, -таки (да-с, кто-нибудь, дайте-ка, он-де, довольно-таки),

Правописание частиц НЕ с разными частями речи

часть речи

раздельно

1. если без не не употребляется (невежа, невзгода),
2. если можно подобрать синоним без не (неправда - ложь, недруг - друг),

1. если есть или подразумевается противопоставление;не друг, а враг),
2. в вопросительном предпо женин при логическом подчер кивании отрицания (Вас сюда устроил отец, не правда ли?

1. если баз не не употребляется (небрежный, невзрачный).
2. если можно подобрать синоним без не (немаленький -большой, гвмслодой-старый),
3. если есть противопоставление с союзом но (река не-яубокая, но холодная),
4. с краткими прилагательны-ии, если полные прилагательные, от которых они образованы, пишутся в не слитно невысокий - невысок)

1. если есть или подразумевается противопоставление с союзом а (не большой, маленький),
2. с относительными прилагательными (небо здесь южное),
3. с краткими прилагательными, если полные прилагательные, от которых они образованы, пишутся с не раздельно (книга не интересна, а скучна)

с неопределенными и отрицательными местоимениями без предлогов (несколько, некому, нечто)

всегда пишется раздельно (не трое, не седьмой)

местоим. с другими разрядами местоимений (в не моем классе, не на нашем этаже)

если без не не употребляется (ненавидеть, недоумевать)
примечание: глаголы типа недосмотреть пишутся слитно, так как в их состав входит единая приставка недо-,

со всеми остальными глаголами (не знать, на плакать

если без не не употребляется (ненавидев, недоумевая)
примечание: деепричастия, образованные от глаголов с приставкой недо- пишутся слитно, так же, как и глаголы (недосмотрев)

со всеми остальными деепричастями (не зная, на плакав)

причаст.

причастив

если полные причастия не имеют при себе зависимые слова (непришедший ученик)

1 . если полные причастия имеют зависимые слова (не пришедший вовремя ученик),
2. с краткими причастиями (контрольные работы не проверены),
если есть или предполагается противопоставление (не законченная, а только начатая работа)

1 . если без не не употребляется (нелепо, небрежно),
2. наречия на -о, -е, если можно подобрать синоним бел не (неглупо - умно)

1. наречия на -о,-е, если есть или подразумевается противопоставление (не смешно, а грустно),
2, наречия на -о, -е, если при них есть пояснительные слова вовсе не, ничуть не, далеко не отнюдь не (вовсе не смешно).
3. если наречие пишется через дефис (не по-русски)

Задачи и тесты по теме "Правописание частиц НЕ с разными частями речи, НЕ и НИ."

  • Частица как служебная часть речи - Частица 7 класс
  • Частицы - Морфология. Служебные части речи 10 класс

    Уроков: 1 Заданий: 9 Тестов: 1

Задачи:

  • формировать навык написания [не] со словами разных частей речи.
  • развитие логического мышления, умения анализировать, синтезировать.
  • воспитание интереса к родному языку.
  • формировать навык взаимоконтроля и самоконтроля.

Оборудование:

Ход урока

I Организационный момент.

II Определение целей и задач урока.

На доске несколько примеров с орфограммой. Определите, какая орфограмма это, именно она станет предметом нашей беседы и работы на уроке сегодня.

  1. (не) обладающий фактом
  2. поступил (не) по-товарищески
  3. очень (не) красивый зонт
  4. (не) доедал во время войны
  5. (не) лепица
  6. (не) седьмой класс
  7. (не) знал причины
  8. (не) взирал на трудности
  9. (не) мне сказали.

С 5 по 7 класс мы изучали эту орфограмму, однако по отдельности каждую часть речи, а сегодня систематизируем все теоретические сведения по правописанию “ [Не] с частями речи”. А в конце урока вернёмся к данным примерам (записанным на доске) и легко раскроем скобки.

III Обобщение теоретических сведений.

Итак, составляем конспект. Работаем в 3 группах; опираемся на знания конспекта, составленные в 5, 6 и 7 классах.

1 группа готовит конспект “ [Не] с прилагательными, существительными, наречиями”.

2 группа: [Не] с глаголами, деепричастиями; [Не] с числительным, с местоимением.

3 группа: [Не] с причастием;

Совместно с делегатами от каждой группы составляем обобщающий опорный конспект.

1. [Не] с существительными, прилагательными, наречиями на -о,-е.

раздельно

1. без [Не] не употребляется.

H/p: нелепый.

2. можно заменить синонимом.

H/p: неурожайный год (голодный год).

1.наличие противопоставления с союзом а .
H/p: не широкая, а узкая.

NB! (лат.nota bene-“надо запомнить”)

Неширокая, а спокойная река

Неширокая, но рыбная река.- В этих

примерах противопоставления нет.

2.слова усиления

далеко не + отрицательные

вовсе не местоимения и наречия.

отнюдь не ничуть не…

никому не…

никогда не…

H/p: ничуть не глупый

3.полное отрицание

H/p: я не гений

он не шмель

с прилагательными

4. с прил. цвета:

H/p: он не красный

5.с относительными и притяжательными

прилагательными.

H/p: не лисий хвост

не серебряный браслет

6. степень сравнения

H/p: не хуже других

не самый умный

7. словарные слова

H/p: не рад

не должен

не горазд

* Наречия не на – о, - е рассматриваем по другому правилу:

1) если без [не] не употребляется, то [не] пишем слитно.

H/p: неподалёку.

2) если без [не] употребляется, то [не] пишем раздельно.

H/p: не по-зимнему одет.

2. [Не] с глаголами, деепричастиями.

РАЗДЕЛЬНО

H/p: не крикнул * приставка недо со значением “мало, ниже нормы”

не вызывая H/p: недосолил суп

не оглянувшись. недосмотрел за ребёнком

СЛИТНО , если без [не] употребляется.

H/p: негодуя

негодовать.

Отличать от производных предлогов невзирая на = вопреки

несмотря на

3. Не с числительными, местоимениями.

Раздельно:

не каждый

не двадцать пятый

NB! Правописание отрицательных и неопределённых местоимений зависит от наличия или отсутствия предлога м/у отрицательными частицами [не] и [ни] и местоимением.

H/p: не у кого ни с кем

некого никем

4. Не с причастием.

IV Закрепление материала. Практическое применение теории по данной орфограмме.

1) Работа в группах. Раздаются конверты с одним и тем же практическим материалом. Все примеры взяты из ЕГЭ 2007-2008 гг. У каждой группы своё индивидуальное задание.

1 группа: перечислить слова, которые пишутся с [не] слитно.

2 группа: раздельное написание слов с [не] перечислить

3 группа: указать пункт конспекта, определяющий написание слова

H/p: несмотря на болезнь №3 (правописание гл., дееприч., мат-л *).

Проверка осуществляется экспертами, которые выбраны учителем в каждой группе в начале работы над этим заданием, т. е. 1-ую группу проверяет эксперт из 2-ой группы, 2-ую из 3-ей, 3-ью из 1-ой. Если выступающий из какой-либо группы ошибается, то эксперт обращается к другим учащимся из этой же группы.

  1. (Не) смотря на тёплую осень, дни стояли тёплые.
  2. Вале (не) было скучно.
  3. Обломов - ребёнок, а (не) безнравственный эгоист.
  4. Мост ещё (не) построен.
  5. (Не) высказанный упрёк светился в глазах героини.
  6. Герой оказывается орудием (не) понятой им силы и погибает.
  7. Клементьев ушёл, (не) кого позвать в гости.
  8. В детстве Чехов был (не) истощим на выходки.
  9. Друзья разъехались, и (не) кого позвать в гости.
  10. Закрытые шлюзы высоко подняли воды (не) большой, но быстрой речки.
  11. (Не) наше пока это дело
  12. Дружба с ним была далеко (не) легка.
  13. Я (не) нашёл, что сказать.
  14. (Не) городской сад, однако одно загляденье.
  15. Всей жизни для этого (не) жаль.
  16. Ничуть мы (не) злые, каждый в отдельности и вовсе добрый.
  17. Почему ты мне (не) рад.
  18. (Не) такой я тебя представлял.
  19. Гол забил (не) шестнадцатый игрок, а первый.
  20. Абсолютно (не) успевающий ученик из 8 класса.

1 группа – 1,3,5,8,9,10,20

2 группа – 2,4,6,7,11,12,13,14,15,16,17,18,19

2) Раскроем скобки и определим, как пишутся слава, которые в начале урока помогли нам определить тему урока. Объяснение слов происходит согласно опорному конспекту.

V Подведение итогов, выставление отметок.

Что прежде всего нужно сделать, если встречается слово с [не]. (Определить часть речи, а уж потом применить конспект).

Наиболее эрудированными сегодня были …..

VI Д/з дифференцировано (каждый ученик выбирает сам)

  1. у. 394 (учебник 7 кл. “Русский язык” Авторы М.Т Баранов, Т.А. Ладыженская)
  2. составить рассказ из 5-6 предложений, в каждом из которых должно быть слово с [не], объяснить их правописание.

"Не" с различными частями речи.
Слитно или раздельно?

Для того чтобы ученики поняли и успешно освоили новую орфографическую тему, учитель должен прежде всего показать внутреннюю логику законов русской орфографии, сделать эти законы понятными, привычными и простыми. Средства могут быть разными. Особенно это касается моментов отработки и закрепления новых знаний. Тут подойдут и таблицы (готовые или продуманные учителем, «вымученные» им – и потому лучшие), алгоритмы, занимательные и развивающие задания, игры.

Наглядностью и «занимательностью» не следует пренебрегать и в старших классах, чтобы уроки русского языка не превращались в тоскливое повторение того, что как будто бы было изучено в 6–7-х классах, но большинством забыто напрочь, а многими воспринимается просто как новое откровение.

I. Дидактический материал из всевозможных пособий помогает учителю при изучении и повторении темы «Не с различными частями речи». Главный принцип написания, который должны усвоить школьники, здесь таков:

Частица не , написанная раздельно, выражает отрицание признака или действия.

Приставка не-, написанная слитно, говорит только о том, что предмет имеет противоположное качество, признак или действие.

Исходя из этого принципа, можно объединить многочисленные правила в простые схемы:

Частица не пишется раздельно:

с глаголами (не был), с деепричастиями (не спеша), с числительными (не раз), а также с краткими прилагательными с оттенком долженствования (он не нужен – не требуется, не обязан – не хочет);

– со всеми словами, если при них есть или подразумевается противопоставление с союзом а (не глубокая, а мелкая речка), а также при усилении отрицания словами далеко не, никому не, нисколько не, вовсе не, отнюдь не (вовсе не радостные лица);

с прилагательными в сравнительной степени (не тоньше);

в словах с предлогами (не с кем, не в духе, не для кого, не в силах).

Не пишется слитно:

– в словах, которые без не не употребляются (не вежа, не победимый);

в словах, которые дают качественную характеристику предмету и которые можно заменить синонимом (не приятель – враг, очень не здоровый вид – очень больной вид, не здоров – болен);

в отглагольных прилагательных на -мый (не зависимый);

в неопределенных местоимениях (не кто, не что, не который);

в глаголах с приставкой недо-, придающей глаголу значение неполноты, недостаточности действия (недо делать, недо оценивать).

Этот же принцип написания относится и к причастиям:

Полные причастия с частицей не пишутся раздельно, если есть

зависимое слово: не погашенные никем огни;

противопоставление с союзом а: не погашенные, а зажженные огни.

Не с причастиями на -мый пишется раздельно, если есть зависимое слово в творительном падеже: Не видимые (прич.) глазом, но невидимые (прил.) миру слезы.

Если нет зависимого слова или противопоставления с союзом а , то частица не пишется слитно: Не погашенные огни тускло светились в тумане.

С краткими причастиями частица не пишется раздельно всегда: огни не погашены.

II. Можно представить эти правила в виде простой таблицы (уровень 7-го класса).

Не с различными частями речи

Часть речи

Слитно

Раздельно

Существительное, прилагательное, наречие на -о, -е

1. Не употребляется без не-:

неженка, нелепый, нелепо

2. Можно заменить синонимом без не-:

не скромно (хвастливо)

не глупый(умный)

3. В отрицательных наречиях:

не куда, не где

1. Есть противопоставление:

не правда, а ложь

2. Отрицание усилено словами

далеко, вовсе, ничуть, нисколько, никогда:

далеко не глупый

3. С наречиями не на -о, -е:

не по-товарищески

Местоимение

После не и ни нет предлога:

ни кого, не кого

После не и ни есть предлог:

не у кого, ни у кого

Глагол, деепричастие

не домогать (не употр. без -не )

не домогая (не употр. без -не )

не заметил (глагол),

не замечая (деепричастие)

Причастие

Нет зависимого слова или противопоставления:

не законченная работа

1. Есть зависимое слово:

не законченная вовремя работа

2. Есть противопоставление:

не законченная, а начатая работа

3. С краткими причастиями:

работа не закончена

III. Слова, которые без не не употребляются.

Существительные Прилагательные Глаголы

незнакомка

неистовство

невежа, невежда

нелепица, нелепость

ненависть

ненастье

непоседа

неприязнь

нержавейка (сталь)

неряха, неряшливость

нескладеха

Несмеяна (царевна)

несмышленыш

несуразица

неуклюжесть

неустойка

нехватка

нечистоты

неясыть (трава)

неистовый

неказистый

нелюдимый

ненавистный

ненастный

непоседливый

непроглядный (мрак)

неприглядный (поступок)

неприязненный

непутевый

неряшливый

несметное (количество)

несуразный

неуклюжий

нещадная (ругань)

негодовать

недоумевать

недоставать (чего-л.)

недосмотреть (за ребенком)

невзвидеть (света)

невзлюбить

ненавидеть

неистовствовать

мне нездоровится

ему неймется

тебе несдобровать

IV. Упрощенный вариант правил:

V. Работаем с алгоритмами.

VI. Развивающие задания.

1. Задание на быстроту реакции (хорошо выполнять после долгого писания). Учитель читает словосочетания, называя их порядковый номер, а ученики записывают только номера в два столбика: слитно не- и раздельно не

1) невыполненное поручение;

2) лес не хвойный;

3) негодующий взгляд;

4) окна не вымыты;

5) не рад встрече;

6) не было;

7) ему нездоровится;

8) кольцо не золотое;

9) нелегко решить;

10) далеко не легкое дело;

11) очень небрежно;

12) некошеный луг;

13) не смотря по сторонам;

14) несмотря на обстоятельства.

Ответ записывается так:

слитно: 1, 3, 7, 9, 11, 12, 14;

раздельно: 2, 4, 5, 6, 8, 10, 13.

2. Задание на внимание, которое одновременно развивает умение различать причастия и прилагательные.

Запишите только номера прилагательных, которые без не не употребляются:

1) незавершенный роман;

2) неторопливый;

3) неказистый;

4) непричастный;

5) небрежный;

6) незрелый;

7) неуклюжий;

8) необратимый.

А теперь вспомните остальные слова из списка, которые с не пишутся всегда слитно (тренировка слуховой памяти).

3. Определите на слух, является ли не частью корня существительного или это приставка, без которой слово не употребляется:

2) неряха;

3) немощь;

4) ненависть;

6) нектар.

4. Подберите синонимы к словам и запишите только их: невнимание, неграмотность, недоверие, несчастье, независимость. А теперь вспомните и запишите рядом существительное с не, которое вам диктовали.

5. Подберите антонимы с не к словам (на слух) и запишите только их: рабство – ..., противник – ..., сосредоточенность – ..., грязнуля – ..., аккуратный – ..., близко – ..., ложь – ..., низко – ....

6. Образуйте деепричастия от глаголов (на слух) и запишите только те (в паре с глаголом), что пишутся с не слитно:

не хватать, не пачкать, негодовать, не слушать,

не слышать, недоумевать, нежничать, нежиться.

Как вы напишите не с глаголом в предложениях:

Мне не хватает 100 рублей

Мне недостает 100 тысяч?

7. Образуйте деепричастия от глаголов (если это возможно) и запишите только их в два столбика (слитно и раздельно):

невзвидеть, ненавидеть, не спешить, не торопиться,

не делать, не сделать, негодовать, недоумевать,

не замечать, не заметить, неистовствовать,

не спросить, не спрашивать, (ему) нездоровится,

неймется, недосмотреть (за кем-либо).

От каких глаголов невозможно образовать деепричастия?

(После выполнения двух последних упражнений у ребят в тетрадях список практически всех глаголов и деепричастий, которые без не не употребляются).

VII. Упражнение на восстановление деформированного текста для закрепления .

Исправьте ошибки, допущенные в тексте.

И как уголок их был почти не проежжий, то и не от куда было почерпать новейшых известий о том, что делаится на белом свете: обозники с деревяной посудой жили только в двадцати верстах и знали небольше их. Несчем было даже сличить им своего житья-бытья: хорошо ли они живут, нет ли; богаты ли они, бедны ли.

Счастливые люди жили, думая, что иначе и не должно и не может быть, увереные, что и все другии живут точно так же и что жить иначе – грех.

В последнии пять лет из не скольких сот душь не умер никто, не то что насильственою, даже естественою смертью.

А если кто от старосте или от какой-нибудь застарелой болезни и почил вечным сном, то там долго после немогли надевитъся таком не обыкновенному случаю.

Однажды, впрочем, еще найдин был лежащий за околицей в канаве, у моста, видно, отставшей от проходившей артели человек.

Мужики нерешилисъ подойти близко. Прохожий зделал двежение, чтоб преподнятъ голову, но несмог: он, по-видемому, был не здоров или очень утомлен.

И все ушли в деревню, расказав старикам, что там лежит не здешний, ничего не говорит.

«Не здешний, так и не трогайте!» – сказали старики.

(По И.А. Гончарову)

VIII. Напишите диктант.

МАЛЬЧИКИ ЗАБЛУДИЛИСЬ

Мальчики не узнали леса. Он как будто изменился. Не те деревья, не те болота, не та трава. Виднеются какие-то странные цветы, прежде их не было. И вместо дороги неизвестная речка. Они выскочили на опушку и ахнули. Опять ничего не было похожего на знакомую местность. Ни горы, ни деревни, точно они сквозь землю провалились. Солнышко зашло. Но им было совсем не до заката. В лесу тьма была беспросветная, а они идут напролом, не разбирая дороги, и разобрать-то нельзя было. Они не видели далее друг друга. Вдруг Коля насторожился и вздрогнул. Протяжный едва уловимый звук доносился с левой стороны. Они бросились влево. Ноги неудержимо несли их через пни, болота, кусты. Но по-прежнему ничего не было слышно, кроме шума ветра да шелеста дождя. Оба дрожали и потирали на ходу руки о коленки.

(По Н.Тимковскому)
(130 слов)

ЛИТЕРАТУРА

1. Богданова Г.А. «Уроки русского языка в 8-м классе».

2. Ахременкова Л.А. «К пятерке шаг за шагом».

3. Коновалова Л.Ф. Русский язык. Опорные схемы. Упражнения. М., 2005.

О.П. ЭХИНА,
г. Москва

Чтобы учащиеся поняли, в каких случаях написание не идет раздельно, а в каких случаях слитно, обязательно нужно пояснять эту тему при помощи таблиц, игр и развивающих заданий. Наградные примеры для заданий лучше всего запомнятся ребятам и легко будет употребляться в письменной речи

Существуют правила, которые нужно запомнить и выучить, чтобы знать, когда не пишется слитно. Это такие случаи написания не слитно :

  1. В словах, которые без “НЕ” не употребляются (невежа, непобедимый);
  2. В словах, которые дают качественную характеристику предмету и которые можно заменить синонимом (неприятель – враг, очень нездоровый вид – очень больной вид, нездоров – болен);
  3. В отглагольных прилагательных на -мый (независимый);
  4. В неопределенных местоимениях (некто, нечто, некоторый);
  5. В глаголах с приставкой недо-, придающей глаголу значение неполноты, недостаточности действия (недоделать, недооценивать).

В этих случаях написание не всегда раздельно, вне зависимости от того, к какой из частей речи принадлежит слово. Слитное написание не указывает на то, что предмет или признак имеет противоположное качество, действие или признак.

Раздельное написание НЕ

Ученики обязательно должны усвоить раздельно написание частицы не, так как это имеет большое значение для правильной и грамотной письменной речи.

Частица “НЕ” пишется раздельно :

  1. С глаголами (не ел);
  2. С числительными (не два);
  3. С краткими прилагательными с оттенком долженствования (он не нужен – не требуется);
  4. Со всеми словами, если при них есть или подразумевается противопоставление с союзом а (не тихая, а полноводная речка), а также при усилении отрицания словами далеко не, никому не, нисколько не, вовсе не, отнюдь не (вовсе не счастливые люди);
  5. С прилагательными в сравнительной степени (не толще);
  6. В словах с предлогами (не для кого, не в силах).

Раздельно написание не с разными частями речи чаще всего указывает на отрицание признака предмета или действия.

Тест на проверку

Предлагает вам задания и тесты на проверку усвоения знаний по поводу того, каким будет написание не – раздельное или слитное в письменной речи. Мы приведем вам примеры разных частей речи, а вы должны будете на слух или письменно определись, какое же написание не, слитное или раздельное. Попробуйте пройти тесты указанные ниже, исполнение разных заданий, чтобы усвоить раздельное написание не с разными частыми речи.

Упражнение на внимательность, а также на умение различать причастия и прилагательные. Пусть кто-то вслух диктует вам ниже указанные слова, а ты только записываете номера прилагательных, которые без не не употребляются:

  • незавершенная книга;
  • неторопливая;
  • неказистая;
  • непричастная;
  • небрежная;
  • незрелая;
  • некрасивая;
  • необратимая.

На слух постарайтесь понять, является ли не частью корня существительного или это приставка, без которой слово не употребляется :

  • небо;
  • неряха;
  • немощь;
  • ненависть;
  • немой;
  • нектар.

Укажите, как пишется не с глаголом, деепричастием, причастием :

  1. Солнце (не) принесло облегчения
  2. Упражнение было (не) выполнено.
  3. Он (не) навидел плохую погоду.
  4. Звери (не) убежали, а смотрели на охотника.
  5. (Не) читая книг, трудно быть интеллектуалом.
  6. Как пишется не с прилагательными и существительными:
  7. Она совершила (не) красивый поступок.
  8. Из чащи выполз (не) человек, а зверь.
  9. Это (не) кирпичный гараж.
  10. Река (не) большая, а маленькая.
  11. Ущелье (не) длинное, но очень глубокое.

Укажите, как пишется не с местоимения, наречия, числительные:

  1. Мы (не) раз любовались восходом.
  2. Виктору (не) когда было искать книгу.
  3. (Не) что проникло в здание музея.
  4. Я живу (не) на десятом этаже.
  5. (Не) которые люди любят собак.

Русский язык. Правописание частицы “не” с разными частями речи