Направление человек и общество примеры. Пример сочинения по тематическому направлению "Человек и общество" на примере произведения Достоевского "Преступление и наказание"

Человек и общество – это новое направление для истового сочинения в 2017-2018 гг. Чтобы понять суть проблемы, нужно подобрать несколько точных аргументов и примеров из литературы. Лучшие писатели всех времен помогут нам в этом.

Среди основных аргументов можно выделить следующие моменты:

Гармоничная связь общества и человека. Почему эта связь так важна?

Противостояние человека и общества. На чем оно основа? В чем кроются главные проблемы?

Конфликт человека и общества. Это вечный конфликт? Его можно пройти или все останется так на века?

В каких случаях общество обязано оберегать человека и защищать его интересы?

Где человек является должником перед обществом? Когда он должен служить обществу?

Уходит от проблемы человека и общества нельзя, так как мы каждый находимся в эпицентре событий.

Главная наша задача в том, чтобы как можно раньше понять принципы этих отношений и двигаться в нужном направлении. Ведь результат наших действий мы увидим не скоро. Пройдут года, и только тогда мы поймем, были ли мы правы или же все время ошибались.

В литературе есть много примеров об отношениях человек и общества. Например, Евгений Онегин так боялся мнения со стороны, чтобы был готов участвовать в дуэли со своим другом, с молодым парнем, который собирался жениться, с человеком, которого он сам подставил.

Также в этом итоговом сочинении можно показать примеры того, когда общество было нездоровым и одному человеку приходилось идти против него. Это не конец, продолжение ниже.

Полезный материал по теме

  • Несёт ли общество ответственность за каждого человека? Человек и общество: ЕГЭ, проблема, аргументы, пример.

В произведении Тургенева «Муму» мы наблюдаем за тем, как крепостной лад полностью коверкал нормальные отношения между человеком и обществом. Там не могло родиться что-то нормальное и адекватное.

В произведении Толстого «После бала» также показала подобная картинка. Первая сцена – это чудесный бал, где все милые и любезные. А вторая сцена – это жуткая казнь и издевательства, которые исходят из приказов «милых» людей.

Можно ли жить в обществе и быть от него свободным?

Человек создан для общества.

Он не способен и не имеет мужества

жить один. (У. Блэкстоун)

Хотим ли мы это признавать или нет, но каждый из нас рождается и воспитывается в коллективе, изменяется, развивается, приобретает те или иные навыки, взгляды, психологию благодаря влиянию других людей. А изоляция привела бы к полной деградации личности или отсутствию личности как таковой в человеке. Почему так происходит, не сложно понять: общество - социальное явление, исторически развивающееся. И человек, включенный в общество, так или иначе «вынужден» перенимать культуру, язык, мораль и взгляды этого объединения людей, становясь носителем их языка, морали и культуры. Как сказал В.И. Ленин, «жить в обществе и быть свободным от общества нельзя».

Можно ли жить в обществе людей и не зависеть от их мнения, морали, взглядов, правил, законов, то есть быть свободным? На эти и другие вопросы и отвечает литература, рассматривая человека и общество в единстве.

Ф.М. Достоевский в философском романе «Преступление и наказание» создает образ Родиона Раскольникова, «попытавшегося» противопоставить себя людям, тому социальному окружению, которое, по мнению героя, ломает человека, делает его жертвой, слабой и бессильной. Спасти человека от общественного безумия - именно эта задача приводит Раскольникова к совершенно безнравственной теории о «сильных мира сего», могущих совершать преступления, переступать через общественные законы, то есть жить в обществе и «быть свободным» от него. К таким свободным личностям герой романа отнес и себя. И просчитался: явно безнравственная теория о внутренней и внешней свободе, независимости от людей привела его к нравственным страданиям.

Вспомним Робинзона Крузо (Даниэль Дефо «Остров сокровищ»), оказавшегося на необитаемом острове в силу внешних обстоятельств. Вот, казалось бы, она, такая желаемая свобода! Не получилось «быть свободным от общества». Даже ежедневный труд по обустройству жилища, выращиванию продуктов, добыванию пропитания и одежды не спас героя от одиночества. Желание быть среди людей, желание общения с ними стали для него главной мечтой в новой жизни. Научиться быть свободным от всех он так и не смог.

Конечно, социальные общества многообразны. Их стремления, взгляды, законы тоже. И в литературе противостояние героя обществу - любимая тема

писателей-классиков. Чацкий, Печорин, Базаров, Рудин, даже Ларра с его безнравственностью и себялюбием. Судьба этих героев трагична. Хотя бы потому, что, живя в обществе, они отринули это общество, попытавшись обрести «свободу». Но в том - то и смысл, что каждый из нас, являясь частью общего, должен не отрицать это общее, а бороться за его «чистоту» и нравственность. Как сказал Д. Медведев, общество только тогда станет прогрессивным во всех смыслах, когда каждый из нас станет работать над собой, а не противостоять всем.

(414 слов).

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Итоговое сочинение Человек и общество

Официальный комментарий ФИПИ: Для тем данного направления актуален взгляд на человека как представителя социума. Общество во многом формирует личность, но и личность способна оказывать влияние на социум. Темы позволят рассмотреть проблему личности и общества с разных сторон: с точки зрения их гармоничного взаимодействия, сложного противостояния или непримиримого конфликта. Не менее важно задуматься об условиях, при которых человек должен подчиниться общественным законам, а общество –учитывать интересы каждого человека. Литература всегда проявляла интерес к проблеме взаимоотношений человека и общества, созидательным или разрушительным последствиям этого взаимодействия для отдельной личности и для человеческой цивилизации.

Словарная работа: Человек –живое существо, в отличие от животного обладающее даром речи и мысли и способностью создавать и использовать орудия в процессе общественного труда, обладатель лучших моральных и интеллектуальных свойств. Общество –совокупность определенных производственных отношений, образующая особую ступень развития в истории человечества. Организация, объединение людей, ставящих себе какие-нибудь общие задачи.

Синонимы: Личность, индивидуум, существо. Союз, сообщество, община, товарищество, круг, среда.

Афоризмы и высказывания известных людей «Человек создан для общества. Он неспособен и не имеет мужества жить один» У. Блэкстоун «Мы рождены затем, чтобы объединиться с нашими братьями –людьми и со всем родом человеческим» Цицерон «Создает человека природа, но развивает и образует его общество» В. Г. Белинский

«Общество –это капризное существо, расположенное к тем, кто потакает его прихотям, а вовсе не к тем, кто способствует его развитию» В.Г. Кротов «Чтобы совершать великие дела, не нужно быть величайшим гением; не нужно быть выше людей, нужно быть вместе с ними» Ш. Монтескье «Человек без людей –что тело без души. С народом никогда не погибнешь. ...Самая прекрасная жизнь –это жизнь, прожитая для других людей» Х. Келлер

«Не стоит ориентироваться на общественное мнение. Это не маяк, а блуждающие огни» А. Моруа «Каждый человек -центр мира, но именно каждый, и мир только тем и ценен, что полон таких центров» Э. Канетти «Быть человеком -значит не только обладать знаниями, но и делать для будущих поколений то, что предшествовавшие делали для нас» Г. Лихтенберг «Все дороги ведут к людям» А. де Сент-Экзюпери

Методические рекомендации: Возникновение человека и возникновение общества -это единый процесс. Нет человека -нет общества. Нет общества -нет и человека. В социальном смысле человек -существо, возникшее в коллективе, воспроизводящееся и развивающееся в коллективе. Исторически сложившиеся нормы права, морали, быта, правила мышления и языка, эстетические вкусы формируют личность, делают из отдельного человека представителя определенного образа жизни, культуры и психологии.

Что же мы называем обществом? В узком смысле общество представляет собой совокупность людей, осознающих, что у них есть постоянные общие интересы, которые могут быть удовлетворены лучше всего только собственными их действиями. В широком смысле, общество –это часть мира. В него входят не только все ныне живущие люди. Для общества характерно непрерывное развитие, значит, оно имеет настоящее, прошлое и будущее. Поколения людей, которые жили в далеком и совсем недавнем прошлом, не ушли бесследно. От них живущие сейчас люди получили язык, науку, искусство, практические умения. Если бы было не так, то каждое поколение вынуждено было бы начинать с изобретения каменного топора.

Итак, общество -это все человечество в его истории, современности и перспективе. Объединение людей в общество не зависит от чьего-то желания. Вступление в человеческое общество происходит непо заявлению: каждый родившийся человек естественно включается в жизнь общества. Как общество влияет на человека? Способен ли один человек изменить общество? Может ли человек оставаться цивилизованным вне общества? На эти вопросы и отвечает литература, предметом которой является человек и личность в единстве их мироощущения и миропонимания.

А.С. Грибоедов «Горе от ума» Образ Чацкого -нового, умного, развитого человека -противопоставляется фамусовскому обществу. Все гости Фамусова немеют от восторга при виде любого заезжего французика из Бордо, копируют обычаи и наряды иностранных модисток и безродных заезжих проходимцев, разжившихся на русских хлебах. Устами Чацкого Грибоедов с величайшей страстью разоблачил это недостойное раболепие перед чужим и презрение к своему. Отличительная особенность Чацкого как сильного человека в сравнении с чопорным фамусовским обществом заключается в полноте чувств. Во всем он проявляет истинную страсть, всегда бывает пылок душой. Он горяч, остроумен, красноречив, полон жизни, нетерпелив. При этом Чацкий -единственный открытый положительный герой в комедии Грибоедова.

М.Ю.Лермонтов «Герой нашего времени» Душа и характер человека формируются в постоянной борьбе: с одной стороны, согласно устремлениям его воли, с другой -обществом и эпохой. Исследуя психологию героя, автор представляет Печорина как героя своего времени. Он стремится любыми средствами снять маски с окружающих, увидеть их истинные лица, понять, на что каждый из них способен. «Герой нашего времени» -роман о самореализации личности, ее ответственности перед людьми и своим собственным «я». Печорин исполнен бунтарского неприятия устоев существующего общества, поэтому его попытки приблизиться к людям, найти некое гармоническое равновесие в отношениях с ними бесплодны.

Л.Н.Толстой «Война и мир» Петербургский высший свет -особый мир со своими законами, обычаями, нравами, интеллектуальный центр страны, ориентированный на Европу. Но первое, что бросается в глаза при описании взаимоотношений в этом обществе, -неестественность. Все представители высшего света привыкли играть роли, и за актерской маской нет человека, есть лишь пустота и равнодушие. Образ общества служит не только силой, формирующей взгляды, мнения, принципы мышления и идеалы поведения, но и фоном для выражения за счет него ярких личностей, благодаря высоким моральным качествам и героизму которых была выиграна Отечественная война 1812 года, что во многом отразилось на дальнейшей судьбе государства.

М.Горький «Старуха Изергиль » В «Старухе Изергиль » образ юноши Ларры противопоставлен образу Данко. Горький подчеркивает: свобода в одиночестве –это не свобода. Свобода имеет ценность только тогда, когда связана с обществом, с людьми. Человек –существо социальное. Человек должен сделать все, чтобы жить в мире и согласии с другими. Юноша Данко -абсолютная противоположность Ларры. Ради свободы своего народа идет на великую жертву –отдает жизнь во благо родного племени. Данко не ждал благодарности за свою жертву. Он существовал ради людей, ради их блага. Данко не помнил о себе, постоянно беспокоился за других. Этот герой –романтический идеал Горького.

М.А.Шолохов «Тихий Дон» М.А.Булгаков «Мастер и Маргарита» А.И.Солженицын «Один день Ивана Денисовича» Рэй Брэдбери «451 градус по Фаренгейту»

Примерные темы: В чем проявляется конфликт между человеком и обществом? Согласны ли вы с утверждением Плавта: «человек человеку - волк»? Что, по вашем мнению, значит мысль А. Де Сент-Экзюпери: «Все дороги ведут к людям»? Может ли человек существовать вне общества? Может ли человек изменить общество? Как общество влияет на человека? Несет ли общество ответственность за каждого человека? Как общество влияет на мнение личности? Согласны ли Вы с утверждением Г. К. Лихтенберга: «В каждом человеке есть что-то от всех людей. Можно ли жить в обществе и быть от него свободным? Что такое толерантность? Почему важно сохранять индивидуальность? Подтвердите или опровергните высказывание А. де Сталь: «Нельзя быть уверенным ни в своем поведении, ни в своем благополучии, когда мы ставим это в зависимость от людского мнения» Согласны ли Вы с утверждением: «Неравенство унижает людей и поселяет между ними несогласие и ненависть»?

Кажется ли Вам справедливым мнение о том, что сильные люди часто бывают одинокими? Справедливо ли мнение Тютчева о том, что «всякое ослабление умственной жизни в обществе неизбежно влечет за собой усиление материальных наклонностей и гнусно-эгоистических инстинктов»? Нужны ли общественные нормы поведения? Какого человека можно назвать опасным для общества? Согласны ли Вы с высказыванием В. Розанова: «Общество, окружающие убавляют душу, а не прибавляют. “Прибавляет” только теснейшая и редкая симпатия, “душа в душу” и “один ум”»? Можно ли назвать любого человека личностью? Что происходит с человеком, оторванным от общества? Почему общество должно помогать обездоленным? Как вы понимаете высказывание И. Бехера: «Человек становится человеком только среди людей»? Согласны ли Вы с утверждением Х. Келлер: «Самая прекрасная жизнь – это жизнь, прожитая для других людей» В каких ситуациях человек чувствует себя одиноко в обществе? Какова роль личности в истории? Как социум влияет на решения человека? Подтвердите или опровергните утверждение И.Гёте: «Лишь в людях себя познать способен человек». Как Вы понимаете высказывание Ф. Бэкона: «Всякий, кто любит одиночество, – либо дикий зверь, либо Господь Бог»?

Ответственен ли человек перед обществом за свои поступки? Сложно ли отстаивать свои интересы перед обществом? Как вы понимаете слова С.Е. Леца: «Ноль – это ничто, но два ноля уже кое-что значат»? Нужно ли высказывать свое мнение, если оно отличается от мнения большинства? Один в поле не воин? Что важнее: личные интересы или интересы общества? К чему ведет равнодушие общества к человеку? Согласны ли вы с мнением А. Моруа: «Не стоит ориентироваться на общественное мнение. Это не маяк, а блуждающие огни»? Как Вы понимаете выражение «маленький человек»? Почему человек стремится быть оригинальным? Нужны ли обществу лидеры? Согласны ли Вы со словами К. Маркса: «Если ты хочешь оказать влияние на других людей, то ты должен быть человеком, действительно стимулирующим и двигающим вперед других людей»? Может ли человек посвятить свою жизнь интересам общества? Кто такой мизантроп? Как вы понимаете высказывание А.С. Пушкина: «Легкомысленный свет беспощадно гонит на самом деле то, что дозволяет в теории»? К чему приводит неравенство в обществе?


Итоговое сочинение на тему «Человек и общество» с аргументами из литературы представлено ниже.

«Способен ли один человек противостоять обществу?»

Вступление

Общество – это целая система со своим укладом, законами и нормами оценок. Каждый из нас – часть этого большого целого, способного либо поглотить нас целиком, либо наделить возможностями успешного сосуществования.

Проблема

Способен ли человек противостоять обществу, общественному мнению или это заведомо проигранный бой?

Тезис №1

«Один в поле не воин», — утверждает древняя пословица. Сложно противостоять мнению большинства, для этого нужно обладать особым даром убеждения и харизмой.

Аргументация

В рассказе М. Горького «Старуха Изергиль» мы видим героя, способного повести за собой окружающих людей. С одной стороны, Данко подчинил людей своей воле, ведя их к спасению, убеждая в лучшем будущем ценой собственной жизни. Но с другой стороны, что он получил в ответ? Как только он вывел их из чащи, толпа тут же забыла его, растоптав последние искры, напоминающие о его вырванном из груди горящем сердце.

Вывод

Одному человеку очень сложно противостоять целому обществу. Но это возможно, и такие люди есть и будут. Они обладают уникальным даром убеждения, особым складом характера.

Тезис №2

К людям, способным изменить изменить мир, относятся многие руководители государств, военные предводители и религиозные деятели. Но есть такие и среди простых людей.

Аргументация

«И один в поле воин, если он Чацкий», — говорил И.А. Гончаров. Действительно, в своей пьесе «Горе от ума» А.С. Грибоедов изобразил человека, способного обличить пороки целого поколения, в котором сам же существовал. Чацкий явился к людям, живущим по уже устоявшимся правилам и перевернул все с ног на голову. Затем он уехал, никем не понятый и никому не нужный.

Вывод

Обладая бесстрашием и особым складом характера можно повлиять на общественный строй, хотя бы в ближайшем окружении. Однако это может грозить одиночеством.

Тезис №3

Есть люди, которые, отказавшись от попыток изменить мир, продолжают свое одинокое существование, отстранившись ото всех. Общество не принимает таких людей, а у них нет сил бороться с ним.

Аргументация

К таким людям относится Илья Ильич Обломов, главный герой романа А.И. Гончарова «Обломов». Илья Ильич обладает рядом положительных качеств, он духовно высоко развит, но не может найти применения своим талантам. Люди, окружающие его, живут по законам, чуждым ему – они лживы, они способны идти по головам ради достижения поставленных целей. Обломов не принимает таких правил, но не способен справиться с собой и хоть как-то приспособиться к законам жизни. Поэтому он самоустраняется и живет практически отшельником, проводя дни на диване в засаленном халате.

Вывод

Общество – достаточно сильная система. Она с легкостью может поглотить отдельно взятую личность, не похожую на остальных, если она не способна противостоять ему.

Общий вывод (заключение)

Законы социума таковы, что все мы, каждый из нас – часть одного большого целого. Мы вынуждены жить по единым законам для всех, даже если нас что-то не устраивает. Есть мужественные люди, отважившиеся пойти против устоев или возглавить новое направления в развитии. Но против течения могут плыть только сильнейшие. Остальных же общество ломает и обрекает на одиночество.

Темы итогового сочинения 2017 - 2018

"Человек и общество". Цель данного направления - показать неразрывную связь человека с обществом. Стоит задуматься, какое влияние оказывают на нас окружающие люди, как отражается на нашем мышлении и поведении общение с ними. Оценивая кого-либо, мы не можем не обращать внимание на его положение в обществе. Литература всегда проявляла интерес к проблеме взаимоотношений общества и человека. Лишается ли чего-то человек отвергающий общество? Почему общество может отвергать людей?

Данное направление ориентировано на две точки зрения: рассмотреть роль отдельно взятого человека в социуме и значимость общества в жизни человека. Люди, по разным причинам, часто отвергают окружение, также и окружение нетерпимо к тем, кто не считается с установившимися в нём правилами . Причинами для подобного отторжения могут быть личные принципы, заблуждения, страх или даже помешанность.

Многие авторы поднимали проблему взаимоотношений между обществом и человеком, актуальную и по сей день. Данное направление нацеливает на рассуждение о том, что же побуждает человека отгородиться от общества, или, напротив, подчиниться общественным законам. Каждый человек - важная часть общества, любой может внести свой вклад. Так как же взаимосвязан человек и социум? Действительно ли так важно быть его частью?

Друзья! Это примерный список тем итогового сочинения 2017. Прочтите его внимательно и постарайтесь подобрать к каждой теме аргумент и тезис. Здесь направление "Человек и общество" раскрыто со всех возможных сторон. Вероятно, на сочинении вам встретятся другие цитаты, но они все равно будут нести такой же смысл. И если вы поработаете с данным списком, у вас не возникнут сложности при написании итогового сочинения.

  1. Как социум влияет на решения человека?
  2. Если ты хочешь оказать влияние на других людей, то ты должен быть человеком, действительно стимулирующим и двигающим вперед других людей. (К. Маркс)
  3. К чему приводит неравенство в обществе?
  4. Согласны ли Вы что «нет ничего опаснее в обществе, чем человек без характера»?
  5. Если тебе мешают люди, то тебе жить незачем. (Л. Н. Толстой)
  6. В чем проявляется конфликт между человеком и обществом?
  7. В одиночестве человек - либо святой, либо дьявол. (Р. Бёртон)
  8. Как общество влияет на человека?
  9. Меняются ли общественные нормы?
  10. Человек человеку — волк. (Плавт)
  11. Сложно ли отстаивать свои интересы перед обществом?
  12. Кажется ли Вам справедливым мнение о том, что сильные люди часто бывают одинокими?
  13. К чему ведет равнодушие общества к человеку?
  14. Ответственен ли человек перед обществом за свои поступки?
  15. Как общество влияет на мнение личности?
  16. Почему общество должно помогать обездоленным?
  17. Согласны ли вы с тем, что человека формирует общество?
  18. Не стоит ориентироваться на общественное мнение. Это не маяк, а блуждающие огни. (А. Моруа)
  19. Что такое равноправие в обществе?
  20. Человек не может жить в уединении, ему нужно общество. (И. Гёте)
  21. Может ли человек существовать вне общества?
  22. Существуют ли люди, чей труд незаметен для общества?
  23. Как Вы понимаете фразу: «одна голова - хорошо, а две - лучше»?
  24. Что такое толерантность?
  25. Работать для народа - вот самая неотложная задача. (В. Гюго)
  26. Все дороги ведут к людям. (А. Де Сент-Экзюпери)
  27. Всякий, кто любит одиночество, - либо дикий зверь, либо Господь Бог. (Ф. Бэкон)
  28. Легкомысленный свет беспощадно гонит на самом деле то, что дозволяет в теории. (А.С. Пушкин)
  29. Лишь в людях себя познать способен человек. (И. Гёте)
  30. Для чего нужны общественные организации?
  31. Человек становится человеком только среди людей. (И. Бехер)
  32. Несет ли общество ответственность за каждого человека?
  33. Человек создан для общества. Он не способен и не имеет мужества жить один. (У. Блэкстоун)
  34. Какого человека можно назвать опасным для общества?
  35. Может ли человек посвятить свою жизнь интересам общества?
  36. Почему важно сохранять индивидуальность?
  37. Всякое ослабление умственной жизни в обществе неизбежно влечет за собой усиление материальных наклонностей и гнусно-эгоистических инстинктов. (Тютчев)
  38. Нужно ли высказывать свое мнение, если оно отличается от мнения большинства?
    Создает человека природа, но развивает и образует его общество. (В. Г. Белинский)
  39. Может ли человек изменить общество?
  40. Кто такой мизантроп?
  41. Как Вы понимаете выражение «маленький человек»?
  42. В каждом человеке есть что-то от всех людей. Можно ли жить в обществе и быть от него свободным? (Г. К. Лихтенберг)
  43. Ноль - это ничто, но два ноля уже кое-что значат. (С. Е. Лец)
  44. Сложно ли сохранить индивидуальность в коллективе?
  45. Какова роль личности в истории?
  46. Один в поле не воин? Что важнее: личные интересы или интересы общества?
  47. Почему человек стремится быть оригинальным?
  48. Человек ответственен перед обществом?
  49. Как вы понимаете словосочетание «общественное сознание»? Чего не хватает современному обществу?
  50. Мы нуждаемся в общении более, чем в чем-либо другом (Д. М. Кэйдж)
    Нужны ли обществу лидеры?
  51. Если каждый - это целый мир, что ж один не может без другого? (Л. И. Болеславский)
  52. Что происходит с человеком, оторванным от общества?
    Общество деградирует, если не получает импульсов от отдельных личностей. (У. Джеймс)
  53. Нужны ли общественные нормы поведения?
  54. Можно ли утверждать, что счастье человека зависит исключительно от особенностей его общественной жизни?
  55. Люди думают о нас то, что мы хотим им внушить. (Т. Драйзер)
  56. Самая прекрасная жизнь - это жизнь, прожитая для других людей (Х. Келлер)
  57. Без многого человек может обойтись, только не без человека. (К. Л. Бёрне)
  58. Можно ли назвать любого человека личностью?