Народы и государства средневековой африки. Жизнь племен африки в средние века

Задание на урокПочему африканские
государства отставали в
своем развитии от
европейских стран?

Вступление.

Многие историки считали, что народы большей части Африки, населенной
чернокожими, ничего ценного в культуре не создали и их история началась с
появлением европейцев. Изучение истории Африканского континента,
начавшееся сравнительно недавно, опровергло эту теорию.
Пирамиды Мероэ
Рисунки бушменов

1. Народы Африки

Народы Африки в разных частях континента развивались неравномерно. В
тропических лесах Центральной Африки жили племена пигмеев, бушменов и
другие. Они занимались охотой и собирательством. Кочевники Южной
Сахары разводили скот и обменивали его на нужные им продукты и вещи.
Пигмеи

1. Народы Африки

Другие народы занимались
земледелием. Больше всего
сеяли просо и рис,
выращивали бобы и овощи,
разводили хлопчатник,
сахарный тростник и
кокосовые пальмы.
Африканцы с давних времен
плавили железо в глиняных
печах. Ремесленники
изготовляли орудия труда,
оружие, посуду, ткани, вещи
из стекла и кожи. Африканцы
рано научились приручать
слонов, использовали их на
разных работах ив сражениях.
Африканский дом

1. Народы Африки

Порт
На просторах равнины в
междуречье Нигера и Сенегала, в
долинах этих рек, расположен
Западный Судан. Здесь добывали
много золота. О богатствах Судана в
Средние века ходили легенды. Один
из арабских географов сообщил, что
здесь «золото растет в песке, так
же как морковь, и его собирают на
восходе солнца». Через Западный
Судан проходили важнейшие
торговые пути от Гвинейского
залива к берегам Средиземного
моря. Земледельцы торговали с
кочевниками, обитавшими на
границе Сахары: в обмен на соль,
шкуры и скот кочевники получали
зерно и изделия ремесла. Путь
через пустыню Сахару был трудным
и опасным. Не один десяток
караванов погиб здесь от жажды
или нападений кочевников.

2. Западная Африка

Самым древним
государством Судана была
Гана, достигшая
могущества в X веке. Царь
Ганы и родовая знать
разбогатели от торговли
золотом и солью. У царя
была большая армия,
состоявшая из отрядов
лучников и конницы.
В столице Ганы был
огорожен стенами особый
царский квартал с дворцом,
святилищем и тюрьмой.
Здесь проводились
торжественные царские
приемы. В другой части
города были выстроены
мечети и дома арабских
купцов.
Воины-лучники

10. 2. Западная Африка

Поселение в
Мали
В конце XI века войска султана арабского государства Марокко
(Север Африки) захватили и разрушили столицу Ганы. Царь
обязался платить султану дань и вместе со знатью принял ислам.
Восставшее население вскоре изгнало марокканцев, но территория
Ганы сократилась, она подчинилась государству Мали.

11. 2. Западная Африка

Расцвет Мали относится к XIII веку, когда его правители завоевали
соседние территории, где проходили караванные пути и добывали золото.
Правитель и его приближенные приняли ислам. После этого в городах
поселились мусульманские купцы из Северной Африки.
Манса Муса – правитель Мали

12. 2. Западная Африка

Позже, в XV веке, окрепло
государство Сонгай.
Расширение его границ было
достигнуто в правление
энергичного, воинственного Али
Бера (1464-1492). Он построил
большой речной флот; в армии
была введена суровая
дисциплина. Али Бер почти всю
жизнь провел в походах. Ему
удалось присоединить к своим
владениям главные города
Судана. В африканских
сказаниях и легендах Али Бер
предстает волшебником,
который умел летать,
становиться невидимкой и
превращаться в змея.
Али Бер

13. 2. Западная Африка

Работа на поле
Правители и вельможи держали
на своих землях по 500-1000
зависимых людей, которых
селили в особых поселках.
Зависимые люди платили
владельцу оброк, а государству
налоги. Свободные общинники
также зависели от знати.
С середины XVI века Сонгаи
быстро слабеет. Родственники
правителя, занимая высокие
должности, устраивали
заговоры, влиятельная
мусульманская знать в городах
мало считалась с правителями.
Начавшиеся междоусобные
войны привели государство в
упадок. В конце XVI века Сонгаи
было разгромлено войсками
султана Марокко.

14. 3. Восточная Африка

На севере нынешней Эфиопии в древности существовало государство
Аксум, расцвет которого был в IV--V веках. Под власть его царей попали
побережье Южной Аравии с караванными путями и часть Восточного
Судана.
Замок в Эфиопии

15. 3. Восточная Африка

Христианский
манускрипт из
Эфиопии
Аксум поддерживал
тесные связи с Римской
империей, а позднее - с
Византией. Царь и его
приближенные приняли
христианскую веру. В
стране была создана
письменность. В VII веке
арабы отняли у Аксума
владения в Южной
Аравии, а затем напали
на него. Государство
распалось на отдельные
княжества; князья вели
жестокую борьбу за
престол. В X веке Аксум
перестал существовать.
Священнослужители
эфиопской ортодоксальной
церкви

16. 3. Восточная Африка

На
восточном
берегу
Африки выросли городагосударства. В них охотно
селились арабы, иранцы,
индийцы. Здесь строили
большие корабли, было
много опытных моряков.
Купцы из этих городов
плавали
на
своих
кораблях по Индийскому
океану,
торговали
с
Индией,
Ираном
и
другими странами Азии.
Торговые пути

17. 4. Культура Африки

Народы Африки сохранили старинные легенды, предания и сказки, где
реальные события прошлого перемешаны с вымыслом. Сказители бережно
хранили эти предания, передавали их из поколения в поколение.
Африканец в национальной одежде

18. 4. Культура Африки

Наиболее значительными были достижения средневековой культуры у
народов Западного Судана. После распространения ислама архитекторыарабы строили там мечети, дворцы, общественные здания.
Мечеть в Мали

19. 4. Культура Африки

Вход в мечеть в Томбукту
Возникли мусульманские
школы, а в городе
Томбукту - высшее
училище, где изучали
богословие, историю,
право, математику,
астрономию. Ученые
создали письменность на
основе местных языков.
Были основаны
библиотеки, где
хранилось, много
рукописных книг. Книги
продавали в лавках,
причем, по словам
современника, получали
«больше прибыли, чем от
прочих товаров».
Томбукту

20. 4. Культура Африки

Когда войска Марокко завоевали Томбукту и другие города Судана,
архитектурные сооружения и библиотеки были разрушены. Ученых и
ремесленников угнали в рабство, и почти все они погибли в пути через
пустыню.
Судан. У разрушенного храма

21. 4. Культура Африки

Немалые достижения
имели африканцы в
искусстве. Старинные
деревянные и
бронзовые скульптуры
и маски поражают
выразительностью. В
царском дворце в
Бенине были найдены
бронзовые доски с
барельефами
(выпуклыми
изображениями) царей
и вельмож, сценами
охоты, войны и
придворной жизни.
Ритуальная маска

22. 4. Культура Африки

Европейцы стали
осваивать Африку еще в
античное время. В XIV веке
они свободно плавали
вдоль ее северо-западного
побережья, выменивая
ножи, стеклянные бусы и
другие изделия
европейских
ремесленников на золото,
очень ценимую в Европе
слоновую кость, рога
носорогов, которым
приписывали лечебные
свойства, попугаев для
знатных дам.
Рынок в Томбукту. Фото 19 века

23. 4. Культура Африки

Тогда же сделала первые шаги торговля европейцев «черными рабами». Их
крали или покупали у местных вождей, а затем продавали в гаремы султанов,
использовали в качестве охранников или редких «экспонатов».
Караван рабов

24. Использованные материалы

Агибалова Е.В., Донской Г.М. История Средних веков 6 класс/
учебник для общеобразовательных школ. - М.: Просвещение,
2008 г.
Иллюстрации:
- Девятайкина Н. И. История Средних веков: Учебное пособие. 6
класс. Ч. 1 / Девятайкина Н. И. - М.: ОЛМАПРЕСС, 2008.

25.

Паломничество Канку Мусы в Мекку
Канку Муса был самым знаменитым правителем Мали. О его паломничестве
(хадже) к святым местам в 1324 году стало известно во всем мусульманском
мире. В пути его сопровождала свита из 8 тысяч воинов и не меньшего числа
рабов; на верблюдов было нагружено до ста вьюков с золотом весом около
12 тонн. В каждом городе, куда Канку Муса прибывал в пятницу, он
приказывал строить мечеть. Даже в центре Сахары он лакомился свежей
рыбой, которую ему привозили гонцы, а для купания любимой жены
выкопали огромный бассейн и наполнили его водой из бурдюков.
Прибыв в Каир, Канку Муса, не торгуясь, платил любую цену за товары и
раздавал милостыню огромными суммами. В Мекке он покупал дома и
участки земли для черных паломников. В конце концов деньги, накопленные
поколениями подданных, у Мусы кончились, но ему так доверяли, что
каирский купец одолжил большую сумму. Хадж в Мекку укрепил авторитет
правителя Мали среди мусульман.

По мнению большинства ученых Африка – колыбель человечества. Останки древнейших гоминид, найденные в 1974 году в Хараре (), определяются возрастом до 3 млн. лет. Примерно к тому же времени относятся останки гоминид в Кооби-Фора (). Считают, что останки в Олдувайском ущелье (1,6 – 1,2 млн. лет) принадлежат тому виду гоминид, который в процессе эволюции привел к появлению человека разумного.

Становление древних людей происходило главным образом в зоне травяной . Затем они распространились практически по всему континенту. Первые найденные останки африканских неандертальцев (так называемого родезийского человека) датируются возрастом 60 тыс. лет (стоянки в , Ливии, Эфиопии).

Самые ранние останки человека современного вида (Кения, Эфиопия) датируются возрастом 35 тыс. лет. Окончательно человек современного вида вытеснил неандертальцев около 20 тыс. лет назад.

Около 10 тыс. лет назад высокоразвитое общество собирателей сложилось в долине Нила, где началось регулярное использование зерен дикорастущих злаков. Считают, что именно там к 7 тысячелетию до А.Д. сложилась древнейшая цивилизация Африки. Формирование и скотоводства в целом в Африке закончилось к середине 4 тысячелетия до А.Д. Но большинство современных сельскохозяйственных культур и домашних животных видимо пришли в Африку из Передней Азии.

Древняя история Африки

Во второй половине 4 тысячелетия до А.Д. усилилась социальная дифференциация в Северной и Северо-Восточной Африке и на основе территориальных образований – номов возникли два политических объединения – Верхний Египет и Нижний Египет. Борьба между ними завершилась к 3000 году до А.Д. возникновением единого (так называемый Древний Египет). В период правления 1 и 2 династии (30-28 века до А.Д.) складывалась единая для всей страны единая ирригационная система, закладывались основы государственности. В эпоху Древнего царства (3-4 династии, 28-23 века до А.Д.) произошло оформление централизованной деспотии во главе с фараоном – неограниченным хозяином всей страны. Экономической основой власти фараонов стало многоотраслевое (царское и храмовое).

Одновременно с подъемом хозяйственной жизни усиливалась местная знать, что привело вновь к распаду Египта на множество номов, к разрушению ирригационных систем. В продолжении 23-21 веков до А.Д. (7-11 династии) шла борьба за новое объединение Египта. Государственная власть особенно укрепилась при 12 династии в период Среднего Царства (21-18 века до А.Д.). Но вновь недовольство знати привело к распаду государства на множество независимых областей (14-17 династии, 18-16 века до А.Д.).

Ослаблением Египта воспользовались кочевые племена гиксосов. Около 1700 года до А.Д. они овладели Нижнем Египтом, а к середине 17 века до А.Д. уже правили всей страной. Тогда же началась освободительная борьба которую к 1580 году до А.Д. закончил Яхмос 1 который основал 18 династию. С этого начался период Нового Царства (правление 18-20 династий). Новое Царство (16-11 века до А.Д.) – время наивысшего роста экономики и культурного подъема страны. Усилилась централизация власти – управление на местах перешло от самостоятельных наследственных номархов в руки чиновников.

В последствие Египет испытывал нашествия ливийцев. В 945 году до А.Д. фараоном себя провозгласил ливийский военноначальник Шешонк (22 династия). В 525 году до А.Д. Египет был завоеван персами, в 332 году – Александром Македонским. В 323 году до А.Д. после смерти Александра Египет достался его военноначальнику Птолемею Лагу, который в 305 году до А.Д. объявил себя царем и Египет стал государством Птолемеев. Но бесконечные войны подорвали страну, и к 2 веку до А.Д. Египет был завоеван Римом. В 395 году уже нашей эры Египет стал частью Восточной Римской Империи, с 476 года – в составе Византийской Империи.

В 12-13 веках ряд попыток покорить предприняли и крестоносцы, что еще больше усугубило хозяйственное падение. В 12-15 веках постепенно исчезли культуры риса и хлопка, шелководство и виноделие, упало производство льна и других технических культур. Население очагов земледелия, включая долину , переориентировалось на производство зерновых, а также фиников, оливок и садово-огородных культур. Огромные площади заняло экстенсивное скотоводство. Исключительно быстро шел процесс так называемой бедуинизации населения. На рубеже 11-12 веков большая часть Северной Африки, а к 14 веку и Верхний Египет превратились в полупустынные сухие . Исчезли почти все города и тысячи селений. За 11-15 века население Северной Африки уменьшилось по оценкам тунисских историков примерно на 60-65%.

Феодальный произвол и налоговый гнет, ухудшающаяся экологическая обстановка привели к тому, что исламские правители не могли одновременно сдерживать недовольство народа и противостоять внешней угрозе. Поэтому на рубеже 15-16 веков многие города и территории Северной Африки оказались захвачены испанцами, португальцами и орденом иоаннитов.

В этих условиях Османская Империя, выступавшая в роли защитников ислама, при поддержке местного населения свергла власть местных султанов (Мамлюков в Египте) и подняли антииспанские восстания. В результате к концу 16 века почти все территории Северной Африки стали провинциями Османской Империи. Изгнание завоевателей, прекращение феодальных войн и ограничение турками-османами кочевничества привели к возрождению городов, развитию ремесел и земледелия, появлению новых сельскохозяйственных культур (кукуруза, табак, цитрусовые).

О развитии Африки южнее Сахары в средние века известно гораздо меньше. Достаточно большую роль играли торгово-посреднические контакты с Северной , и Передней Азией, что требовало большого внимания к военно-организационным аспектам функционирования общества в ущерб развития производства и это естественно вело к дальнейшему отставанию Тропической Африки. Но с другой стороны, по мнению большинства ученых, Тропическая Африка не знала рабовладельческого строя, то есть от общинного строя переходила к классовому обществу в раннефеодальной форме. Главные центры развития Тропической Африки средневековья это: Центральный и Западный , побережье Гвинейского залива, бассейн , область Великих озер.

Новая история Африки

Как уже отмечалось к 17 веку страны Северной Африки (кроме Марокко) и Египет входили в состав Османской Империи. Это были феодальные общества с давними традициями городской жизни и высокоразвитым ремесленным производством. Своеобразием социальной и хозяйственной структуры Северной Африки являлось сосуществование земледелия и экстенсивного скотоводства, которым занимались кочевые племена, сохранившие традиции родоплеменных отношений.

Ослабление власти турецкого султана на рубеже 16-17 веков сопровождалось хозяйственным упадком. Население (в Египте) с 1600 по 1800 годы сократилось вдвое. Северная Африка вновь распалась на ряд феодальных государств. Эти государства признавали вассальную зависимость от Османской Империи, но имели самостоятельность во внутренних и внешних делах. Под флагом защиты ислама они вели военные действия против европейских флотов.

Но уже к началу 19 века европейские страны добились превосходства на море и с 1815 года эскадры Великобритании, Франции, и стали предпринимать военные действия у берегов Северной Африки. С 1830 года Франция начала колонизацию Алжира, часть территорий Северной Африки были захвачены .

Благодаря европейцам Северная Африка стала втягиваться в систему . Рос вывоз хлопка и зерна, открывались банки, строились железные дороги и телеграфные линии. В 1869 году был открыт Суэцкий канал.

Но такое проникновение иностранцев вызвало недовольство среди исламистов. И с 1860 года во всех мусульманских странах началась пропаганда идей джихада (священной войны), что приводило ко множественным восстаниям.

Тропическая Африка до конца 19 века служила источником поставки рабов на невольничьи рынки Америки. Причем местные прибрежные государства чаще всего играли роль посредников в работорговле. Феодальные отношения в 17-18 веках сложились именно в этих государствах (район Бенина), на отдельной территории была распространена большесемейная община, хотя формально и существовало множество княжеств (как почти современный пример – Бафут).

Французы с середины 19 века расширили владения по , португальцы удерживали прибрежные районы современных Анголы и Мозамбика.

Это достаточно сильно сказывались на местном хозяйстве: сократился ассортимент продуктов питания (европейцы ввезли из Америки и широко распространили кукурузу и маниок), пришли в упадок под влиянием европейской конкуренции многие ремесла.

С конца 19 века в борьбу за территорию Африки включились (с 1884 года), (с 1869 года), бельгийцы (с 1879 года), португальцы, .

К 1900 году в руках колониальных захватчиков оказалось 90% Африки. Колонии были превращены в аграрно-сырьевые придатки метрополий. Были заложены основы специализации производства на экспортных культурах (хлопок в Судане, арахис в Сенегале, какао и масличных пальм в Нигерии и т.д.).

Начало же колонизации Южной Африки было положено в 1652 году когда на мыс Доброй Надежды высадилось около 90 человек (голландцев и немцев) с целью создания перевалочной базы Ост-Индской компании. Так было положено начало созданию Капской колонии. Результатом создания этой колонии стало истребление местного населения и появление цветного населения (так как в течении первых десятилетий существования колонии смешанные браки разрешались).

В 1806 году Великобритания захватила Капскую колонию, что привело к притоку переселенцев из Британии, отмене в 1834 году рабства и введению английского языка. Буры (голландские колонисты) восприняли это отрицательно и продвинулись на север уничтожая при этом африканские племена (коса, зулу, суто и др.).

Очень важный факт. Установив произвольные политические границы, приковав каждую колонию к своему рынку, привязав ее к определенной валютной зоне, Метрополи расчленили целые культурно-исторические общности, нарушили традиционные торговые связи, приостановил нормальный ход этнических процессов. В результате ни одна колония не обладала более или менее этнически однородным населением. В пределах одной колонии соседствовало множество этнических групп, принадлежавших к различным языковым семьям, а иногда и к разным расам, что естественно осложняло развитие национально-освободительного движения (правда в 20-30 годы 20 века военные выступления имели место в Анголе, Нигерии, Чаде, Камеруне, Конго, ).

В годы 2 мировой войны немцы пытались включить африканские колонии в «жизненное пространство» третьего рейха. Война велась на территории Эфиопии, Сомали, Судана, Кении, Экваториальной Африки. Но в целом война дала толчок развитию добывающей и обрабатывающей промышленности, Африка поставляла продовольствие и стратегическое сырье воюющим державам.

Во время войны в большинстве колоний стали создаваться национально-политические партии и организации. В первые послевоенные годы (с помощью СССР) стали возникать компартии часто возглавляющие вооруженные выступления, возникли варианты развития «африканского социализма».
В 1956 году освободился Судан,

1957 году – Золотой Берег (Гана),

После завоевания независимости пошли по разным путям развития: ряд стран, в основном бедных природными ресурсами пошел по социалистическому пути ( , Бенин, Мадагаскар, Ангола, Конго, Эфиопия), ряд стран, в основном богатых – по капиталистическому (Марокко, Габон, Заир, Нигерия, Сенегал, ЦАР и др.). Ряд стран под социалистическими лозунгами проводил и те и другие реформы ( , и др.).

Но в принципе большой разницы между этими странами не было. И там и там проводилась национализация иностранной собственности, земельные реформы. Вопрос стоял только в том кто за это платил – СССР или США.

В результате 1 мировой войны вся Южная Африка попала под британское владычество.

В 1924 году был принят закон о «цивилизованном труде» по которому африканцы отстранялись от работ требующих квалификации. В 1930 году был принят закон о распределении земель, по которому африканцы лишались прав владения землей и должны были размещаться в 94 резерватах.

Во 2 мировой войне страны Южной Африки, входившие в Империю, оказались на стороне антифашистской коалиции, проводили боевые действия в Северной Африке и Эфиопии, но существовало и много профашистских группировок.

В 1948 году была введена политика апартхейда. Однако эта политика привела к резким антиколониальным выступлениям. В результате в 1964 году была провозглашена независимость и ,

Развитие стран Африки отличалось большим раз-нообразием. Её север входил в состав Арабского халифата, к югу от Сахары под влиянием ислама и торговли с арабами возникли большие государства. Иной исторический путь прошла Эфиопия.

Сама природа разделила Африку на две неравные части. В северной части, прилегающей к Средизем-ному и Красному морям, с глубокой древ-ности возникали очаги цивилизации. Здесь сменяли друг друга Древний Египет, фини-кийские и греческие колонии, Древний Рим, королевство вандалов, Византия. В VII в. арабы захватили всё побережье Северной Африки до Атлантики. Земли к западу от Египта они называли Магрибом, т. е. запад-ными землями. Там процветали огромные города, такие, как Фес и Танжер, создава-лись выдающиеся памятники мусульман-ского зодчества. От Магриба на юг, через пустыню Сахару, караванные пути вели в Тропическую Африку. Арабы называли её Билад ас-Судан (Страна чёрных) или просто Судан. Там жили многочисленные негритян-ские народности.

Большую часть Африки занимают пус-тыни, саванны, тропические леса. Нахо-дясь в разных природных условиях, наро-ды Африки и развивались по-разному. Обитатели тропических лесов, такие, как низкорослые пигмеи , занимались охотой и собирательством. А к северу и к югу от них, в саваннах, жили земледельцы и ското-воды.

На рубеже нашей эры многие народы Тро-пической Африки научились производить железо. Железные орудия труда позволили получать более высокие урожаи и способство-вали развитию ремесла.

Западный Судан

Арабы из Магриба вели торговлю с Западным Суданом — землями между Сахарой и Гвинейским заливом, бога-тыми золотом. Помимо золота, торговали также солью, скотом, слоновой костью. Вдоль торговых путей выросли города Томбукту, Дженне и др.

Самым древним государством Западного Судана была Гана, столь богатая золотом, что даже титул её правителя означал «хозяин золота». Это позволяло правителям содер-жать пышный двор и войско. Расцвет Ганы относится к X-XI вв., затем она ослабла и в XIII в. была захвачена соседним государством Мали. Могущество Мали в XIII — первой половине XIV в. тоже было основано на тор-говле золотом. Золотые монеты, бывшие в это время в ходу в Средиземноморье, чеканились прежде всего из золота Мали.

Пошлины с купцов обогащали мест-ных правителей; их власть усилива-лась. Они жили во дворцах, окру-жённые придворными, чиновниками и воинами. Их власть считалась свя-щенной, а сами они — посредника-ми между своим народом и богами. Когда в Западный Судан стал про-никать ислам, первым его прини-мали правители, их приближённые, жители крупных городов. С исла-мом сюда проникала и арабская культура, строились мечети и ме-дресе. А простые земледельцы и скотоводы ещё долго сохраняли языческие верования. Религиозные различия усугубляли имуществен-ное неравенство.

Особенно прославился своими богатствами правитель Мали Муса (1312-1337), бывший рев-ностным мусульманином. Его хадж в Мек-ку, возможно, самое дорогостоящее путеше-ствие в истории. На дорожные расходы караван верблюдов вёз сто тюков с золотом, весившим 12 тонн. Восток надолго запом-нил богатство правителей Мали, и связи Мали со странами ислама укрепились. Материал с сайта

Христианская Эфиопия

Эфиопия расположена на северо-востоке Африки. Существовавшее здесь Аксумское царство уже в IV в. приняло христианство и сумело отстоять его в борьбе с исламом. Позже оно распалось на отдельные княжества, но в XIII в. в Эфиопии возроди-лось сильное государство. Его правители воз-водили свой род к библейскому Соломону. В Европе их называли императорами.

С распространением христианства в Эфио-пии строились церкви и монастыри. В монас-тырях составлялись летописи, переводились произведения древних и средневековых авто-ров. В XII-XIII вв. начался расцвет эфиоп-ского искусства. В столице Эфиопии Лалибэ-ле церкви обычно не строились, а высекались из камня и украшались снаружи резьбой, а внутри фресками и иконами.

В поисках союзников против мусульман Эфиопия в XV-XVI вв. вела переговоры со странами Запада, хотя эфиопское христиан-ство было ближе к православию, чем к като-лицизму. Её делегация участвовала в работе Ферраро-Флорентийского собора. В Европе в ней тоже видели союзника против мусульман.

Вопросы по этому материалу:

  • На Востоке ещё в древности под влиянием Египта и торговых связей между Средиземноморьем, Аравией и Индией возникли государства Нубия и Аксум (нынешняя Эфиопия). Начиная с VII в., арабские и берберские купцы везли в западносуданские земли высоко ценившуюся в Африке соль и некоторые другие товары из Средиземноморья. На пересечении торговых путей стали вырастать торговые центры: Аукар, Гана, Томбукту, Гао, Мали и др. Их населяли в основном торговцы-мусульмане и мест¬ная торговая знать. Они постепенно захватили власть в образовавшихся средневековых государствах. В средние века в бассейнах рек Нигер и Сенегал образовались пер¬вые государства: Гана, Мали, Сонгаи. Самым ранним из них в Западном Судане была Гана. Она возникла в VIII в., а в X в. достигла вершины своего могущества.

    Запомни!
    Гана, Мали, Сонгаи и Аксум - первые средневековые государства Африки.

    Одним из основных источников дохода Ганьг являлась торговая пошлина, которую платили приезжие купцы, арабы, берберы, евреи. Однако главным её богатством было золото.

    Торговля золотом и солью приносила большие доходы правителю Ганы и её знати.

    У правителя была крупная армия, состоявшая из 200 тысяч воинов, 40 тысяч из них были лучники и большое конное войско. О богатстве арабских купцов и несметных сокровищах правителя Ганы ходили легенды. Это привлекало к ней внимание воинственных соседних племён. В 1076 г.

    Султан Марокко Абу Бекр во главе мусульманского войска завоевал Гану и разграбил её. Правитель Ганы обязался платить дань и вместе со своей знатью принял ислам. Хотя народные восстания 1087 г. положили конец правлению марокканцев, Гана распалась. Её преемником стало новое государство Мали.

    Государство Мали.

    Хотя Мали образовалось как государство в VIII-IX вв., дальнейшему его развитию препятствовала мощь Ганы.

    В XI в. население Мали приняло ислам, что способствовало притоку в страну мусульманских купцов.

    В результате развития ремесел и торговли к XIII в. Мали достигает пика своего могущества.

    Правитель Мали Сундиата Кейт (1230-1255) создал многочисленную армию. Он завоевал соседние территории, где проходили караванные пути и добывали золото, в т.ч. и древние земли Ганы. Наместниками завоеванных территорий малийские правители назначали своих родственников и приближенных. Наместники наделяли отличившихся военачальников земельными угодьями. В их обязанности входил также сбор налогов с населения. Вскоре Мали прославилось на весь арабский мир. Его правитель Муса I в 1324 г. совершил хадж в Мекку. По преданию, он вёз с собой много золота и щедро раздавал его во время путешествия. Его сопровождали 8 тысяч воинов и 500 рабов, которые несли 10-12 тонн золота. Долгие годы после этого в арабском мире цена на золото оставалась низкой.

    Столица Ниара и другие города Мали были застроены богатыми зданиями и мечетями. Процветали ремесла и торговля. Большую роль играла родовая знать. Чтобы обезопасить себя от притязаний на власть близких родственников, правители возвышали воинов и чиновников из числа чужеземцев, в первую очередь и иноплеменников - рабов. Гвардия правителя также состояла из рабов.

    Основная часть населения жила большими общинами, состоявшими из патриархальных семей. Рабы - чужеземцы жили в хозяйстве на правах членов семьи. Уже во втором поколении они становились свободными.

    С конца XIV в. из-за распрей между династиями усилилась политическая раздробленность, и государство пришло в упадок.

    Государство Сонгаи.

    Племя сонгаи обитало к северо- востоку от Ганьг и Мали, вблизи торгового центра Гао.

    В XI-XII вв. сонгайское государственное объединение находилось под властью Мали. С его ослаблением в конце XIV в. сонгаиры, к тому времени принявшие ислам, во главе со своим правителем Али победили малийцев и создали большое государство со столицей в Гао. В пору расцвета Сонгаи занимало всю территорию бассейна реки Нигер.

    Страна была разделена на провинции, которые управлялись приближенными правителя. Основной доход в казну поступал от транзитной торговли и добычи золота. Вышим чиновникам щедро раздавались земли, на которых использовался труд рабов - иноплеменников. Через определённое время они превращались в зависимый крестьян, а их потомки становились владельцами небольших земельных наделов, который платили государству налоги. В Сонгаи было создано специальное наемное войско.

    Запомни!
    Государство Сонгаи с конца XVI века вело самостоятельную политику, его столицей был город Гао. В конце XVI в. Сонгаи завоеван султаном Марокко.

    Государство Аксум.

    На севере нынешней Эфиопии в древности существовало государство Аксум, расцвет которого пришелся на IV-V вв.

    Под власть его правителей попали побережье Южной Аравии вместе с караванными путями и часть Восточного Судана. Аксум поддерживал тесные связи с Римской империей, а позднее с Византией. Правитель и его приближенные приняли христианскую веру.

    В VII в. арабы завоевали южную часть Аравийского полуострова, которым владел Аксум, и стали продвигаться на континентальную часть страны. Аксум, терпел поражение за поражением и в X в. он был разрушен, а власть перешла к династии, не исповедовавшей христианство. По преданию, первым правителем Аксума является сын Соломона и царицы Савской - правительницы аравийской Сабы, с которой аксумиты были тесно связаны в древности - Манелик. Это свидетельствует о том, что отношение Аксума с Аравией были хорошими с древних времен, и название династии имеет историческую основу.

    • Здравствуйте Господа! Пожалуйста, поддержите проект! На содержание сайта каждый месяц уходит деньги ($) и горы энтузиазма. 🙁 Если наш сайт помог Вам и Вы хотите поддержать проект 🙂 , то можно сделать это, перечислив денежные средства любым из следующих способов. Путём перечисления электронных денег:
    1. R819906736816 (wmr) рубли.
    2. Z177913641953 (wmz) доллары.
    3. E810620923590 (wme)евро.
    4. Payeer-кошелёк: P34018761
    5. Киви-кошелёк (qiwi): +998935323888
    6. DonationAlerts: http://www.donationalerts.ru/r/veknoviy
    • Полученная помощь будет использована и направлена на продолжение развития ресурса, Оплата хостинга и Домена.

    И затем Северную Африку. Они начали торговать с местным населением, и постепенно благодаря торговле эти регионы разбогатели. К югу от Сахары были , покрытые густыми зарослями, которые с трудом поддавались расчистке. Кроме того, в этих районах была угроза опасных заболеваний. По мере того как африканцы осваивали обработку железа и изготовление прочных железных орудий, они продвигались все дальше на юг, расчищая с их помощью землю и распахивая поля.

    Государства Западной Африки

    Арабские купцы начали совершать регулярные путешествия через Сахару. Они покупали золото и в Западной Африке и продавали их в средиземноморских портах. Благодаря торговле население африканских стран богатело. Там стали строиться великолепные города с дворцами и мечетями. Самым прославленным городом из всех был город Тимбукту, который показан на рисунке. Некоторые из африканских царей управляли большими государствами. Одним из самых могущественных среди них было Мали. , посещавшие эти страны, вели путевые заметки и описывали свои впечатления от увиденной ими роскоши, особенно при дворах царей. Здесь показаны арабские купцы, пришедшие на прием во дворец африканского царя.

    С 1420 г. португальский принц Энрике, прозванный Мореплавателем, организовывал экспедиции для исследования западного побережья Африки и налаживания торговли с африканцами. Арабские торговцы покупали у восточноафриканских купцов в Килве и других городах восточного побережья лото, изделия из железа, бивни и кокосовые орехи. Оттуда на своих быстроходных судах они везли товары в Индию и Китай.

    На рисунке слева изображена христианская в Эфиопии. На севере только Эфиопия смогла противостоять наступлению ислама и сохранить христианскую веру.

    Жизнь на юге Африки

    Племена, жившие на юге Африки, различались, кроме всего прочего, образом жизни, который они вели. В пустыне Калахари бушмены добывали себе пищу охотой на диких животных. Пигмеи, живущие в тропических джунглях, тоже охотились, но, кроме этого, еще собирали в джунглях ягоды и фрукты. Племена, живущие на открытых равнинах востока, держали домашний скот и обрабатывали землю. Люди, умевшие обрабатывать железо и делать из него орудия, были незаменимы для своих соплеменников.