Наши помощники органы чувств. Наши помощники – органы чувств

Конспект НОД в подготовительной группе

«Наши помощники-органы чувств»


Выполнила:

Андриянова О.В.

воспитатель

Цель: Закрепление знаний детей об органах чувств, их роли при восприятии человеком окружающего мира.

Задачи:

Образовательные:

Закрепить знания детей о мозге, об органах чувств (слух, зрение, вкус, обоняние и осязание) .

Уточнить, какое значение для человека имеют органы чувств при восприятии им окружающего мира.

  • Развивающие: развивать тактильные, зрительные, слуховые, вкусовые ощущения.
  • Воспитательные: воспитывать бережное отношение детей к органам чувств, культуру их охраны.

Методы и приемы:

Средства обучения:

  • Демонстрационный материал (муляж или цветная таблица с изображением мозга, карточки с изображением органов чувств)
  • Баночки с продуктами, различными на вкус

Дети входят в группу, их встречает доктор Медуница

М. - Добрый день. Ребята, меня зовут доктор Медуница. Сегодня я приглашаю вас и других моих гостей в «Институт здоровья». Пожалуйста, присаживайтесь на стульчики.

Ребята, как вы думаете, почему у моего института такое название? (Ответы детей) .

Вы правы, я изучаю здоровье человека. А здоровье зависит от того, как работают различные органы нашего организма.

Хотите узнать что-нибудь о них? (Да) .

Хорошо, я с удовольствием вам о них расскажу, но сначала ответьте мне на вопрос.

«Кто такой командир?» (Ответы детей)

А знаете ли вы, что в каждом из нас живет вот такой "командир"?

(Педагог показывает детям модель или цветную таблицу с изображением мозга)

Кто из вас знает, как его зовут? (Ответы детей)

Это головной мозг - самый главный наш орган, без которого мы не можем жить. (Воспитатель предлагает детям показать на себе месторасположение мозга.) .

Правильно, мозг надежно спрятан в нашей черепной коробке. Человеческий мозг сложно устроен, но самая главная его часть - это кора мозга.

На что она похожа? (Показывает половинку грецкого ореха без скорлупы и предлагает сравнить ее с "извилистыми, спутанными морщинками - бороздками" коры головного мозга)

Сложный узор у извилин головного мозга. У каждого человека извилины различные.

А знаете, дети, у нашего мозга есть секрет, хотите, я вам его открою?

У нашего "командира" - мозга есть память. Он может запоминать на долгие - долгие годы множество запахов, картин, звуков и никогда их не забывать.

А как вы думаете, какие органы помогают мозгу всё это запомнить? (Ответы детей.)

Правильно, это глаза, уши, нос, язык, руки.

Они помогают нам познать окружающий мир, и поэтому мы называем их нашими помощниками.

Сейчас я загадаю вам загадку, а вы попробуйте отгадать её.

Загадка

На ночь два оконца

Сами закрываются,

А с восходом солнца

Сами открываются. (Глаза)

Молодцы!

Глаза - это один из ценнейших органов чувств человека.

Воспитатель: Ребята, я предлагаю вам выяснить с помощью эксперимента, зачем человеку глаза?

Мы с вами поиграем.

Дети встают беспорядочно в группе. Одному ребенку завязывают шарфом глаза и предлагают пройти от двери до окна, стараясь обходить товарищей.

Так зачем же человеку глаза?

Правильно, ребята, благодаря глазам мы получаем почти всю информацию об окружающем мире. Но чтобы наши глаза хорошо видели их надо беречь. Вы знаете правила по охране зрения? (Дети перечисляют правила)

  • Нельзя тереть глаза грязными руками.
  • Нужно беречь глаза от колющих и режущих предметов.
  • Нельзя близко и долго смотреть телевизор.
  • Нельзя долго играть в компьютерные игры
  • Нужно тренировать глаза, делать упражнения, смотреть вдаль.

Воспитатель: Молодцы, правила вы хорошо знаете. А сейчас я научу вас делать для глаз специальную гимнастику. (Проводится комплекс зрительной гимнастики)

Гимнастика для глаз "Белка"

Белка дятла поджидала, (Резко перемещать взгляд вправо - влево)

Гостя вкусно угощала:

Ну-ка, дятел, посмотри (Перемещать взгляд вверх - вниз)

Вот орехи: раз, два, три!

Пообедал дятел с белкой (Помигать глазами)

И пошел играть в горелки. (Закрыть глаза и погладить веки указательными пальцами)

А сейчас слушайте внимательно 2-ю загадку:

Загадка

Маша слушает в лесу, как кричат кукушки,

А для этого нужны нашей Маше: (ушки)

Слух для человека - это большая ценность. Чтобы уши были здоровыми, хорошо слышали все звуки, надо за ними ухаживать, беречь их.

Воспитатель: А мы знаем правила по охране слуха.

Воспитатель: А сейчас я хочу проверить хороший ли у вас слух.

Проводится игра: "Узнай по голосу"

Все встают в круг, водящий ребенок - в центре. Дети, взявшись за руки, идут по кругу и говорят:

Алеша (Саша, Маша и т. д.) ,

Ты стоишь в кругу,

Мы зовем тебя: "Ау!".

Глаза закрывай

Кто позвал тебя, узнай!

Водящий закрывает глаза. Один из играющих называет его имя. Водящий должен определить по голосу, кто его позвал.

Загадка

Вот гора, а у горы

Две глубокие норы.

В этих норах воздух бродит:

То заходит, то выходит. (Нос)

А для чего человеку нос? (Ответы детей)

Чтобы ваши носы хорошо дышали, предлагаю выполнить дыхательную гимнастику.

Дыхательная гимнастика:

Раз, два, три, четыре, пять!

Отдыхать умеем тоже -

Руки за спину положим,

Голову поднимем выше

И легко - легко подышим.

(Глубокий вдох, через нос, руки медленно поднять, ладони свести вместе. Подняться на носки, подтянуться вверх, задержав дыхание. Медленный глубокий выдох со звуком ААААА, руки в такт выдоху опускаются вниз)

Ребята, под этими салфетками кое - что спрятано. Давайте попробуем угадать по запаху, что там находится. А наши помощники-носики нам в этом помогут.

Игра "Узнай по запаху"

Детям предлагается с закрытыми глазами определить по запаху, что находится в баночках. (Шоколад, апельсин, лук, лимон:)

Воспитатель: Как еще можно определить, что это за продукт, не видя его? (На вкус.)

Воспитатель: А определить продукты на вкус нам помогает,? Правильно язычок Поверхность языка имеет участки, каждый из которых воспринимает определенный вкус. Скажите, какими бывают продукты на вкус?(Горькими, сладкими, кислыми, солеными) .

Ребята, а вы знаете, что язык помогает не только определять продукты на вкус, но и правильно произносить звуки.

Воспитатель: Для того чтобы язык был чувствительным, и правильно произносил звуки давайте научим его выполнять специальные упражнения.

Выполняется артикуляционная гимнастика:

"Улыбка" Губы и зубы сомкнуты. Растянуть разомкнутые губы и произнести длительно звук И.

"Бублик" Округлить губы, удерживать под счет до десяти.

"Покусывание кончика языка"

"Часы" Приоткрыть рот, коснуться кончиком языка уголка рта и медленно двигать языком влево - вправо.

"Лошадка" Поцокать языком.

"Подуть на кончик языка"

Молодцы. А сейчас давайте проверим, стали ли наши язычки чувствительней?

Дети с закрытыми глазами определяют на вкус разные продукты: яблоко, банан, морковь, капусту.

Загадка.

Твои помощники, взгляни,

Десяток дружных братцев.

Как славно жить, когда они

Работы не боятся. (Пальцы)

Пальчиковая гимнастика

Мы очень хорошо потренировали свои пальчики.

Ребята, посмотрите какой у меня есть чудесная коробочка, а вам хотелось бы узнать, что в ней лежит?

Какие помощники нам в этом помогут?

Воспитатель вызывает детей по одному, и просит определить, какие игрушки находятся в мешке.

Воспитатель: Наша экскурсия по «Институту здоровья» подходит к концу. Закройте, пожалуйста, глазки. Представьте, что перед глазами возникает большой цветной экран, как экран телевизора. А по телевизору показывают фильм о нашей экскурсии в «Институт здоровья» от начала до конца. Откройте глаза. Скажите, что вам удалось увидеть на экране вашего волшебного телевизора.

А я видела, как мы говорили о важности наших органов чувств, о том, как они нам помогают. Что "командир" нашего тела называется. (дети продолжают) . Мы узнали, что у нашего мозга есть память. А помогают ему запоминать наши (органы чувств) .

Воспитатель: Ну вот, ребята, пора возвращаться в детский сад.

А теперь мы улыбнемся,

Крепко за руки возьмемся

И друг другу на прощанье

Мы подарим добрые пожелания

Цели: помочь детям ближе познакомиться друг с другом; научить общаться друг с другом.

Программное содержание:

Закрепить знания детей об органах чувств, с помощью которых мы познаем

Уточнить, какое значение для человека в процессе познания мира имеют зрение, вкус, обоняние и осязание.

Воспитывать потребность быть здоровыми.

Продолжать учить детей определять и выражать различные эмоциональные состояния.

Повышать интерес к своим сверстникам, поддерживать чувство общности и необходимости друг в друге.

Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми.

Способствовать развитию в детях уверенности в себе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Наши помощники – органы чувств».

Цели: помочь детям ближе познакомиться друг с другом; научить общаться друг с другом.

Программное содержание:

Закрепить знания детей об органах чувств, с помощью которых мы познаем

мир.

Уточнить, какое значение для человека в процессе познания мира имеют зрение, вкус, обоняние и осязание.

Воспитывать потребность быть здоровыми.

Продолжать учить детей определять и выражать различные эмоциональные состояния.

Повышать интерес к своим сверстникам, поддерживать чувство общности и необходимости друг в друге.

Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми.

Способствовать развитию в детях уверенности в себе.

Организационный момент.

Восп. Дети, мы сегодня с вами оправимся в необычайное путешествие и посетим Институт здоровья. Побываем в разных лабораториях, где проходят исследования наших органов чувств. Скажите, какие органы чувств вы знаете? (Глаза, уши, нос, язык, руки) Они помогают нам познавать мир, и поэтому мы называем их нашими помощниками. Отправляемся в путь. Я загадаю вам загадку, отгадав ее, вы поймете, какой орган чувств исследуют в этой лаборатории.

На ночь два оконца,

Сами закрываются,

А с восходом солнца Сами открываются.

Дети. Это глаза.

Восп. Да, в этой лаборатории изучают глаза. А для чего нужны нам глаза? (Ответы детей) Значит, глазами мы видим мир. Как же беречь глаза? (Ответы детей) Если глаза заболят, нужно обратиться к врачу. А сейчас мы с вами сделаем зрительную гимнастику.

Сомкнуть веки обоих глаз на 3-5 мин (6 раз)

Быстро моргать глазами в течении 10-15 сек, затем повторить тоже 3 раза с интервалом в 7-10 сек

Пальминг - потереть ладони друг о друга и легко, без усилий, прикрыть ими на 30-40 сек закрытые глаза, чтобы полностью огородить их от попадения света. Открыть глаза.

Восп. Посмотрите, глаза у всех отличаются цветом и формой. А знаете ли вы какого цвета у вас глаза? (Ответы детей)

Игра «Определи по глазам, кто это»

Детям предлагается рассмотреть их фотографии, на которых не закрыты только глаза Дети рассматривают их и отгадывают, кто на них изображен.

Восп. Отгадайте следующую загадку:

Два брата на одной голове живут,

Все слышат, а друг друга не видят.

Дети. Это уши.

Восп. Да, в следующей лабаратории изучают ухо. (Тихо) Все сядьте на ^ ц.чики. (Дети садятся) А почему вы сели?

Дети. Потому что услышали, что вы сказали.

Восп. Чем вы это услышали? (ответы детей) А для чего нам нужны уши?

Какие правила нужно помнить, чтобы уши не болели и хорошо слышали?

Игр овое задание «Какой музыкальный инструмент звучит?»

На столе перед детьми лежат муз. инструменты: бубен, металлофон, колокольчик, погремушка. Дети встают спиной к столу. Воспитатель предлагает им отгадать на слух какой муз.инструмент прозвучал.

Восп . А теперь перейдем в следующую лабораторию. Отгадайте загадку:

«Между двух светил в середине я один»

Дети. Это нос.

Восп. Зачем нам нужен нос?

Дыхательное упражнение

Восп. Представьте себе, что вы находитесь в лесу. Вдохните глубоко носом и медленно выдохните.

Восп. Вы сказали, что нос помогает определить разные запахи. Сейчас мы это проверим.

Игра «Узнай по запаху»

Детям предлагается следующая ситуация: во время полета космонавта необходимы разные продукты питания, которые лежат в баночках. Но этикетки с названиями отклеились. Детям нужно определить, что находится в каждой баночке: апельсин, лук, лимон. Дети нюхают содержимое и называют его.

Восп. В следующей лаборатории изучают орган чувств язык. Дети, для чего нужен язык? (Ответы детей) Давайте немного поиграем с языком.

Артикуляционная гимнастика

  • «Холодно - жарко»: открыть рот и положит широкий язык на нижнюю губу, посчитать до 5; спрятать язык, закрыть рот, посчитать до пяти.
  • «Качели»: открыть рот и медленно поднимать язык вверх и опускать вниз.
  • «Часики»: открыть рот и медленно двигать языком влево -- вправо до уголков рта.
  • «Лошадка»: поцокать языком.

Восп. Язык делится на участки, каждый из которых отвечает за определённый вкус. Какие вкусы вы знаете? Что бывает сладким, горьким, кислым, соленым? (Ответы детей)

Игра «Определи на вкус»

Детям предлагается определить на вкус разные продукты: яблоко, банан морковь, капусту, печенье, конфету.

Восп. Мы сказали, что еще язык нам нужен для общения. А скажите, как люди знакомятся друг с другом? (Дети называют свои имена) Давайте поиграем с мячом в одну очень интересную игру.

Игра «Придумай ласковое имя»

Дети передают друг другу мяч и называют при этом уменьшительно

ласкательное имя соседа по игре.

Восп. Вы сказали, что с помощью языка мы можем общаться друг с другом, а еще можно общаться с помощью мимики и жестов.

Подвижная игра «Солнышко и дождик»

Педагог произносит слово «солнышко» - дети бегают и резвятся. Как только звучит слово «туча», дети прячутся под «зонтиком».

Восп. А теперь улыбнитесь друг другу. Дети, когда вам бывает радостно? (Ответы детей) А когда грустно? (Ответы детей)

Давайте нарисуем с вами «настроение».

Детям предлагается изобразить эмоции радости и грусти на «солнышке» и

«тучке».

Восп. Дети, а из - за чего вы можете разозлиться? (Ответы детей)

Есть много способов помочь себе и другому человеку преодапеть плохое настроение и злость. Например, поиграть в игру.

Словсстная игра «Волшебные слова»

Дети становятся в круг, передают друг другу сердечко, говоря при этом добрые слова

Мы с вами ребята дружим, давайте возьмемся за руки и вспомним наш

девиз:

Как мы весело живем,

Дружно песенки поем,

Можно весело смеяться.

Пошутить, побаловаться И поспорить иногда,

Ну а драться - никогда!

Восп. А что вы чувствуете, когда держите друг друга за руки? (Ответы

детей)

Сейчас мы с вами оказались а лаборатории, где изучают последний орган чувств - руки. Дети, а для чего нужны руки? (Ответы детей)

Мы с вами уже хорошо знаем друг друга, что смогли узнать по глазам. А давайте проверим, сможем ли мы узнать друг друга с закрытыми глазами по рукам.

Игра «Жмурки»

Детям предлагается с закрытыми глазами узнать друг друга по рукам.

Восп- Ребята, мы с вами побывали в Институте здоровья, поговорили о значимости органов чувств, которые называем нашими помощниками.

А теперь мы улыбнемся,

Крепко за руки возьмемся.

И какие же слова

Говорим мы, уходя?

Дети говорят слова прощания.


Конспект занятия "Наши помощники - органы чувств"

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением физического развития воспитанников № 15 «Ромашка»

(Средняя группа)

Воспитатель 1 квалификационной категории Тагачакова Надежда Анатольевна

Цель: Закрепление знаний детей об органах чувств, их роли при восприятии человеком окружающего мира.

Образовательные:

  • закрепить знания детей о мозге, об органах чувств (слух, зрение, вкус, обоняние и осязание) .
  • уточнить, какое значение для человека имеют органы чувств при восприятии им окружающего мира.

Развивающие: развивать тактильные, зрительные, слуховые, вкусовые ощущения.

Воспитательные: воспитывать бережное отношение детей к органам чувств, культуру их охраны.

Методы и приемы:

  • Наглядные (показ, демонстрация) ;
  • Словесные (художественное слово, беседа, вопрос-ответ) ;
  • Игровые (пальчиковые игры, дидактические игры, подвижные игры, сюрпризный момент) ;
  • Практические (упражнения, опыты) .

Педагогические технологии: личностно-ориентированная, исследовательские, игровые.

Здоровьесберегающие технологи: дыхательная гимнастика, динамическая пауза, гимнастика для глаз.

Средства обучения:

Демонстрационный материал (муляж или цветная таблица с изображением мозга, карточки с изображением органов чувств)

Баночки с продуктами, различными на вкус

Дети входят в группу, их встречает доктор Медуница

М. – Добрый день. Ребята, меня зовут доктор Медуница. Сегодня я приглашаю вас и других моих гостей в «Институт здоровья» . Пожалуйста, присаживайтесь на стульчики.

Ребята, как вы думаете, почему у моего института такое название? (Ответы детей) .

Вы правы, я изучаю здоровье человека. А здоровье зависит от того, как работают различные органы нашего организма.

Хотите узнать что-нибудь о них? (Да) .

Хорошо, я с удовольствием вам о них расскажу…, но сначала ответьте мне на вопрос.

«Кто такой командир?» (Ответы детей)

А знаете ли вы, что в каждом из нас живет вот такой "командир"?

(Педагог показывает детям модель или цветную таблицу с изображением мозга.)

Кто из вас знает, как его зовут? (Мозг)

Это головной мозг - самый главный наш орган, без которого мы не можем жить. (Воспитатель предлагает детям показать на себе месторасположение мозга.) .

Правильно, мозг надежно спрятан в нашей черепной коробке. Человеческий мозг сложно устроен, но самая главная его часть - это кора мозга.

На что она похожа? (Показывает половинку грецкого ореха без скорлупы и предлагает сравнить ее с "извилистыми, спутанными морщинками - бороздками" коры головного мозга.)

Сложный узор у извилин головного мозга. У каждого человека извилины различные.

А знаете, дети, у нашего мозга есть секрет, хотите, я вам его открою?

У нашего "командира" - мозга есть память. Он может запоминать на долгие - долгие годы множество запахов, картин, звуков и никогда их не забывать.

А как вы думаете, какие органы помогают мозгу всё это запомнить? (Глаза, уши, нос, пальцы.)

Правильно, это глаза, уши, нос, язык, руки.

Они помогают нам познать окружающий мир, и поэтому мы называем их нашими помощниками.

Сейчас я загадаю вам загадку, а вы попробуйте отгадать её.

На ночь два оконца
Сами закрываются,
А с восходом солнца
Сами открываются. (Глаза)

Молодцы!

Глаза - это один из ценнейших органов чувств человека.

В- Ребята, я предлагаю вам выяснить с помощью эксперимента, зачем человеку глаза?

Мы с вами поиграем.

Дети встают беспорядочно в группе. Одному ребенку завязывают шарфом глаза и предлагают пройти от двери до окна, стараясь обходить товарищей.

Так зачем же человеку глаза? (Чтобы видеть)

Правильно, ребята, благодаря глазам мы получаем почти всю информацию об окружающем мире. Но чтобы наши глаза хорошо видели их надо беречь. Вы знаете правила по охране зрения? Дети перечисляют правила:

  • Нельзя тереть глаза грязными руками.
  • Нужно беречь глаза от колющих и режущих предметов.
  • Нельзя близко и долго смотреть телевизор.
  • Нельзя долго играть в компьютерные игры
  • Нужно тренировать глаза, делать упражнения, смотреть вдаль.

В- Молодцы, правила вы хорошо знаете. А сейчас я научу вас делать для глаз специальную гимнастику. (Проводится комплекс зрительной гимнастики)

Гимнастика для глаз "Белка"

Белка дятла поджидала, - (Резко перемещать взгляд вправо - влево)

Гостя вкусно угощала:

Ну-ка, дятел, посмотри - (Перемещать взгляд вверх - вниз)

Вот орехи: раз, два, три! -

Пообедал дятел с белкой- (Помигать глазами)

И пошел играть в горелки. - (Закрыть глаза и погладить веки указательными пальцами)

А сейчас слушайте внимательно 2-ю загадку:

Загадка Маша слушает в лесу, как кричат кукушки,

А для этого нужны нашей Маше: (ушки)

Слух для человека - это большая ценность. Чтобы уши были здоровыми, хорошо слышали все звуки, надо за ними ухаживать, беречь их.

В - А мы знаем правила по охране слуха.

В- А сейчас я хочу проверить хороший ли у вас слух.

Все встают в круг, водящий ребенок - в центре. Дети, взявшись за руки, идут по кругу и говорят:

Алеша (Саша, Маша и т.д.) ,

Ты стоишь в кругу,
Мы зовем тебя: "Ау!".
Глаза закрывай
Кто позвал тебя, узнай!

Водящий закрывает глаза. Один из играющих называет его имя. Водящий должен определить по голосу, кто его позвал.

Вот гора, а у горы
Две глубокие норы.
В этих норах воздух бродит:
То заходит, то выходит. (Нос)

А для чего человеку нос? (Чтобы дышать, нюхать.)

Чтобы ваши носы хорошо дышали, предлагаю выполнить дыхательную гимнастику.

Дыхательная гимнастика:

Раз, два, три, четыре, пять!
Все умеем мы считать.
Отдыхать умеем тоже -
Руки за спину положим,

Голову поднимем выше
И легко - легко подышим.

(Глубокий вдох, через нос, руки медленно поднять, ладони свести вместе. Подняться на носки, подтянуться вверх, задержав дыхание. Медленный глубокий выдох со звуком ААААА, руки в такт выдоху опускаются вниз)

Ребята, под этими салфетками кое - что спрятано. Давайте попробуем угадать по запаху, что там находится. А наши помощники-носики нам в этом помогут.

Игра "Узнай по запаху"

Детям предлагается с закрытыми глазами определить по запаху, что находится в баночках. (Шоколад, апельсин, лук, лимон:)

В- Как еще можно определить, что это за продукт, не видя его? (На вкус.)

В- А определить продукты на вкус нам помогает,? Правильно язычок Поверхность языка имеет участки, каждый из которых воспринимает определенный вкус. Скажите, какими бывают продукты на вкус? (Горькими, сладкими, кислыми, солеными) .

Ребята, а вы знаете, что язык помогает не только определять продукты на вкус, но и правильно произносить звуки.

В- Для того чтобы язык был чувствительным, и правильно произносил звуки давайте научим его выполнять специальные упражнения.

Выполняется артикуляционная гимнастика:

"Улыбка" Губы и зубы сомкнуты. Растянуть разомкнутые губы и произнести длительно звук И.

"Бублик" Округлить губы, удерживать под счет до десяти.

"Покусывание кончика языка"

"Часы" Приоткрыть рот, коснуться кончиком языка уголка рта и медленно двигать языком влево - вправо.

"Лошадка" Поцокать языком.

"Подуть на кончик языка"

Молодцы. А сейчас давайте проверим, стали ли наши язычки чувствительней?

Дети с закрытыми глазами определяют на вкус разные продукты: яблоко, банан, морковь, капусту.

Твои помощники, взгляни,
Десяток дружных братцев.
Как славно жить, когда они
Работы не боятся. (Пальцы)

Пальчиковая гимнастика «Ягодки»

Чуть приподнимите перед собой руку, так чтобы расслабленная кисть оказалась приблизительно на уровне лица. Пальчики расслаблены, свисают в низ.

С ветки ягодки снимаю

Пальцами другой руки поглаживаете каждый пальчик от основания до самого кончика, как будто снимая с него воображаемую ягодку.

И в лукошко собираю.

Обе ладошки складываете перед собой чашечкой.

Будет полное лукошко.

Одну ладошку, сложенную лодочкой, накрываете другой также сложенной ладошкой.

Я попробую немножко.

Я поем еще чуть-чуть.

Одна сложенная ладошка имитирует лукошко, другой рукой достаем воображаемые ягодки и отправляем их в рот.

Легким будет к дому путь!

Имитируя ножки, средний и указательный пальчики на обеих руках «убегают» как можно дальше.

Мы очень хорошо потренировали свои пальчики.

Ребята, посмотрите какой у меня есть чудесная коробочка, а вам хотелось бы узнать, что в ней лежит? (Да)

– Какие помощники нам в этом помогут? (Пальчики)

Воспитатель вызывает детей по одному, и просит определить, какие игрушки находятся в мешке.

В- Наша экскурсия по «Институту здоровья» подходит к концу. Закройте, пожалуйста, глазки. Представьте, что перед глазами возникает большой цветной экран, как экран телевизора. А по телевизору показывают фильм о нашей экскурсии в «Институт здоровья» от начала до конца. Откройте глаза. Скажите, что вам удалось увидеть на экране вашего волшебного телевизора. (Нашу экскурсию)

А я видела, как мы говорили о важности наших органов чувств, о том, как они нам помогают. Что "командир" нашего тела называется… (дети продолжают) . Мы узнали, что у нашего мозга есть память. А помогают ему запоминать наши … (органы чувств) .

В- Ну вот, ребята, пора возвращаться в детский сад.

А теперь мы улыбнемся,
Крепко за руки возьмемся
И друг другу на прощанье
Мы подарим добрые пожелания.

Используемая литература:

  • Воронкевич О. А. – «Добро пожаловать в экологию» , М: «Детство-Пресс» , 2007г.
  • Картушина М. Ю. – «Логоритмические занятия в детском саду» , М: «Сфера» , 2004г.
  • Козлова С.А. - Тематический словарь в картинках: «Я и мое тело: Органы чувств человека «, М: «Школьная Пресса» , 2005г.
  • В. В. Цвынтарный. «Играем пальчиками и развиваем речь» , М: «Карапуз» , 1998г.
  • Щетинин М. Н. «Стрельниковская дыхательная гимнастика для детей» М: «Айрис-Пресс» , 2008 г.

Конспект

Организованная образовательная деятельность с детьми подготовительной группы детского сада

(раздел образовательной программы « Познание »)

Тема: «Наши помощники – органы чувств»

Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Физическая культура».

Виды детской деятельности: познавательно-исследовательская, коммуникативная, игровая, двигательная.

Цель мероприятия:

Закрепление знаний детей об органах чувств, их роли при восприятии человеком окружающего мира.

1.Задачи:

Обучающая:

Закрепить знания детей о мозге, об органах чувств (слух, зрение, вкус, обоняние и осязание).

Уточнить, какое значение для человека имеют органы чувств при восприятии им окружающего мира

Развивающая:

Развивать тактильные, зрительные, слуховые, вкусовые ощущения.

Развивать исследовательские навыки и умения, обобщать имеющиеся представления о функциях органов.

Воспитательная:

Воспитывать бережное отношение детей к органам чувств, культуру их охраны.

2. Методы и приемы:

Наглядные (показ, демонстрация);

Словесные (художественное слово, беседа, вопрос-ответ);

Игровые (дидактические игры, подвижные игры, сюрпризный момент);

Практические (упражнения, опыты).

Педагогические технологии: личностно-ориентированные, исследовательские, игровые.

Здоровьесберегающие технологии: дыхательная гимнастика, пальчиковая гимнастика, гимнастика для глаз.

3. Средства обучения:

Демонстрационный материал (муляж мозга, карточки с изображением органов чувств).

Ёмкости с веществами различного запаха; продукты питания различного вкуса (лимон, шоколад, солёный огурец); мешочек с набором предметов из разных материалов.

I Вводная часть.

1.Введение игрового момента.

Дети входят в группу, их встречает доктор Медуница (воспитатель) .

Медуница. Добрый день. Ребята, меня зовут доктор Медуница. Сегодня я приглашаю вас и всех моих гостей в «Институт здоровья». Пожалуйста, присаживайтесь на стульчики.

Ребята, как вы думаете, почему у моего института такое название?

Ответы детей .

Медуница. Вы правы, я изучаю здоровье человека. А здоровье зависит от того, как работают различные органы нашего организма.

Хотите узнать что-нибудь о них?

Дети. Да

II Основная часть.

1.Мозг – главный орган человека.

Медуница. Хорошо, я с удовольствием вам о них расскажу, но сначала ответьте мне на вопрос.

- «Кто такой командир?» (Ответы детей)

А знаете ли вы, что в каждом из нас живет вот такой “командир”?

Педагог показывает детям модель мозга.

Кто из вас знает, как его зовут? (Ответы детей)

Это головной мозг – самый главный наш орган, без которого мы не можем жить.

Воспитатель предлагает детям показать на себе месторасположение мозга .

Правильно, мозг надежно спрятан в нашей черепной коробке.

А знаете, ребята, у нашего мозга есть секрет, хотите, я вам его открою?

У нашего “командира” – мозга – есть память. Он может запоминать на долгие – долгие годы множество запахов, картин, звуков и никогда их не забывать.

А как вы думаете, какие органы помогают мозгу всё это запомнить? (Ответы детей )

Правильно, это глаза, уши, нос, язык, руки. Они помогают нам познать окружающий мир, и поэтому мы называем их нашими помощниками.

2.Глаза – орган зрения.

Медуница. Сейчас я загадаю вам загадку, а вы попробуйте отгадать её.

На ночь два оконца

Сами закрываются,

А с восходом солнца

Сами открываются.

Педагог демонстрирует карточку с изображением глаза.

Медуница. Молодцы! Глаза – это один из ценнейших органов чувств человека.

Ребята, я предлагаю вам выяснить с помощью эксперимента, зачем человеку глаза?

Мы с вами поиграем.

Дети встают беспорядочно в группе. Одному ребенку завязывают шарфом гл аза и предлагают пройти от шкафа до стены , стараясь обходить товарищей.

Медуница. Так зачем же человеку глаза? (Ответы детей)

Медуница. Правильно, ребята, благодаря глазам мы получаем почти всю информацию об окружающем мире. Но чтобы наши глаза хорошо видели их надо беречь. Вы знаете правила по охране зрения?

Дети перечисляют правила :

Нельзя тереть глаза грязными руками.

Нужно беречь глаза от колющих и режущих предметов.

Нельзя близко и долго смотреть телевизор.

Нельзя долго играть в компьютерные игры

Нужно тренировать глаза, делать упражнения, смотреть вдаль.

Нужно кушать продукты с витаминами, гулять на свежем воздухе.

Медуница . Молодцы, правила вы хорошо знаете. А сейчас я научу вас делать для глаз специальную гимнастику, чтобы ваши глазки могли отдыхать.

Г имнастика для глаз.

Открываем глазки – раз,

А зажмуриваем – два,

Раз, два, три, четыре,

раскрываем глазки шире.

А теперь опять сомкнули,

Наши глазки отдохнули

3.Уши – орган слуха.

Медуница. А сейчас послушайте внимательно 2-ю загадку:

Маша слушает в лесу, как кричат кукушки,

А для этого нужны нашей Маше… (ушки)

Педагог показывает детям карточку с изображением уха.

Медуница. Ребята, а для чего нужны человеку уши? (Ответы детей)

- Что было бы, если бы мы не могли слышать? (Мы бы не понимали друг друга, не слышали бы пение птиц, журчание ручейка)

Слух для человека – это большая ценность. Чтобы уши были здоровыми, хорошо слышали все звуки, надо за ними ухаживать, беречь их.

- Какие вы знаете правила по охране слуха?

Дети перечисляют правила:

Не ковырять в ушах.

Защищать от сильного ветра.

Не слушать громкую музыку.

Сильно не сморкаться.

Медуница. А сейчас я хочу проверить хороший ли у вас слух.

Проводится игра: “Узнай по голосу”

Все встают в круг, водящий ребенок – в центре. Дети, взявшись за руки, идут по кругу и говорят:

Алеша (Саша, Алла и т. д.),

Ты стоишь в кругу,

Мы зовем тебя: “Ау!”.

Глаза закрывай

Кто позвал тебя, узнай!

Водящий закрывает глаза. Один из играющих называет его имя. Водящий должен определить по голосу, кто его позвал.

Медуница. Молодцы! Хорошо играли, хороший у вас слух.

4.Нос – орган обоняния.

Медуница. Приглашаю вас пройти в мою лабораторию, где мы продолжим беседу об органах чувств.

Дети проходят за столы. Медуница. А сейчас послушайте внимательно 3-ю загадку:

Вот гора, а у горы

Две глубокие норы.

В этих норах воздух бродит:

То заходит, то выходит.

Педагог демонстрирует карточку с изображением носа.

Медуница. А для чего человеку нос? (С его помощью различают запахи )

Медуница. Проведём эксперимент, проверим, сможете ли вы определить по запаху, что находится в этих баночках. А наши помощники-носики вам в этом помогут.

Игра “Узнай по запаху”

Детям предлагается определить по запаху, что находится в баночках. красной баночке – духи; в синей баночке – чеснок; в жёлтой баночке – апельсин)

Медуница. Молодцы! Какие запахи бывают? (Сильные, слабые, приятные, резкие)

- Может ли запах предупредить человека об опасности? (Может, испорченные продукты плохо пахнут, их нельзя есть, запах дыма при пожаре, утечка газа, подгорелая еда на плите).

Медуница. Чтобы ваши носики хорошо дышали, различали запахи, предлагаю выполнить дыхательную гимнастику.

Дыхательная гимнастика:

Глубоко вдохнем мы воздух

Ртом мы выдохнем его

Раз – вдох, два – выдох,

Раз – вдох, два – выдох,

Крылья носа мы погладим

Сверху, снизу разотрем

И еще разок вдохнем.

5.Язык – орган вкуса.

Медуница. А о чём пойдёт речь сейчас?

Всегда во рту, а не проглотишь?

Педагог показывает детям карточку с изображением языка.

Медуница. Правильно язычок. Поверхность языка имеет участки, каждый из которых воспринимает определенный вкус. Скажите, какими бывают продукты на вкус? (Горькими, сладкими, кислыми, солеными)

Как вы думаете, что нельзя пробовать на вкус? (Лекарство, незнакомые ягоды, грибы, немытые овощи и фрукты, испорченные продукты)

Медуница. Давайте проведём эксперимент и посмотрим, сможете ли вы определить на вкус какой это продукт.

Игра “Узнай по вкусу

Дети с закрытыми глазами определяют на вкус разные продукты: шоколад, лимон, солёный огурец.

Медуница. Чтобы наш язычок был более чувствительным и хорошо различал вкус пищи, давайте выполним упражнение для языка.

Упражнение для языка.

Ротик шире открывай

Язычок вперед давай.

Влево – вправо, тик да так

Время точно на часах.

Влево – вправо, влево – вправо

Язычок и так и сяк

Это часики висят.

6.Кожа – орган осязания.

Медуница. Но это ещё не все органы чувств. Существует ещё осязание – это свойство кожи

человека. Самая чувствительная кожа на кончиках пальцев рук. Педагог показывает детям карточку с изображением руки. Поэтому когда мы ласкаем кошку, нам приятно её гладить и ощущать тепло кожи руки. Давайте проверим чувствительность ваших пальцев с помощью разных предметов.

Проводиться игра « Волшебный мешочек». Дети определяют предмет, который находят в мешочке.

Медуница. Молодцы! Ребята, кожа защищает наш организм, поэтому её нужно беречь. Как вы думаете, что вредно для кожи? (Царапины, ушибы, ожоги, обморожение)

Что полезно? (Вода, мыло, мочалка, крем)

Медуница. Чтобы наши руки не уставали, а пальцы не потеряли чувствительность, сделаем зарядку для пальцев

Пальчиковая гимнастика «Капуста ».

Что за скрип? Что за хруст? Потереть кулак о кулак.

Это что ещё за куст? Изобразить куст капусты: соединить ладони в области

з апястья вместе, пальцы раздвинуть.

Как же быть без хруста? Потереть ладонь о ладонь.

Если я – капуста! Изобразить кочан капусты: левую руку сжать в кулак,

а правой ладонью его обхватить.

Летом жарко, летом душно – Обмахивать себя руками, как веером.

Просит дождика капуста. Поочерёдно постучать пальчиками по столу.

7.Д/игра «Собери картинку».

Медуница. В заключение нашей экскурсии, я предлагаю игру «Собери картинку». На каждом столе конверт с разрезными картинками. Вам надо собрать картинку и назвать орган чувств.

Дети самостоятельно выполняют задание, и по очереди, каждый стол, называет орган.

III Заключительная часть.

1.Итог.

Дети проходят на палас.

Медуница. Наша экскурсия по «Институту здоровья» подходит к концу. Закройте, пожалуйста, глазки. Представьте, что перед глазами возникает большой цветной экран, как экран телевизора. А по телевизору показывают фильм о нашей экскурсии в «Институт здоровья» от начала до конца. Откройте глаза. Скажите, что вам удалось увидеть на экране вашего волшебного телевизора?

Ответы детей.

А я видела, как мы говорили о важности наших органов чувств, о том, как они нам помогают. Что “командир” нашего тела называется (дети продолжают). Мы узнали, что у нашего мозга есть память. А помогают ему запоминать наши (органы чувств).

Медуница. Сегодня мы узнали очень много интересного об органах чувств. Мы

должны беречь их и ухаживать за ними.

2.Сюрпризный момент.

Медуница. На прощание я хочу угостить вас яблоками, которые содержат очень много витамин. Они полезны для всех наших органов.

Детям раздаются яблоки.

Медуница. До свидания, ребята. До новых встреч.