Научная организация труда школьника в современных условиях. Методическая папка "учить учиться" как нот при обучении физике

В современных условиях образования традиционная технология обучения, ориентированная на преподнесение и усвоение готовых знаний, не может быть признана достаточной. Совершенствование и обновление системы образования ставит своей целью подготовку выпускника средней школы – конкурентоспособного, умеющего принимать правильные решения в различных жизненных ситуациях, способного к постоянному самообразованию и саморазвитию.

Если ранее эти характеристики предписывались выпускнику вуза, новоиспеченному специалисту, то сейчас время диктует наличие этих качеств у выпускника средней школы. И тот факт, что ученик, завершая обучение в школе, владеет комплексом разносторонних знаний, еще не свидетельствует о его полноценной готовности к продолжению обучения в вузе. Во-первых, чаще всего эти обширные знания опираются на память и по этой причине не обладают достаточно действенной силой, во-вторых, эти знания получены путем огромного перенапряжения сил, затраты большого количества времени во вред своему здоровью и в ущерб развитию других интересов.

Таким образом, получается, что учащиеся недостаточно компетентны в своем основном виде умственной деятельности – в учебе. Иначе говоря, недостаточно сформирована учебная или организационно-познавательная компетенция, которая предполагает умение учиться. Поэтому необходимо научить ученика учиться, сделать его самостоятельным в учении. Эта проблема определяется как научная организация труда учащегося.

Научная организация труда учащегося – это система научно-обоснованных мероприятий, направленных на непрерывное, систематическое исследование и оптимизацию организации учебного труда и его условий в целях обеспечения наибольшей эффективности при рациональном использовании времени, сил, средств в интересах всестороннего развития личности .

Научная организация труда учащегося предполагает:
– создание благоприятных условий умственного труда и отдыха, т.е. оптимальный для конкретных условий режим труда и отдыха учащихся;
– рационализацию приемов и методов самообразования, сокращение энергозатрат в процессе обучения за счет формирования навыков и умений и планирования самообразования;
– формирование ориентировки в научной и учебной информации, навыков и умений работы с книгой, библиографическими пособиями, ресурсами ИНТЕРНЕТ;
– организация активного отдыха, оздоровительных внеучебных мероприятий;
– развитие творческой инициативы и дисциплины.

Для того чтобы реализовать научную организацию учебной деятельности (труда) учащихся в процессе изучения курса физики в средней школе нами была разработана методическая папка “Учись учиться!”. Целью создания методической папки является оптимизация учебной деятельности учащихся и развитие их самостоятельности. Содержание методической папки составлено на основе материалов из разных научных, научно-методических и практических источников. Эти материалы собирались в течение нескольких лет и выдержали тщательную коррекцию и апробацию в личном педагогическом опыте.

На самом деле компоненты содержания методической папки не представляют особой новизны для опытного учителя. Несомненно, учителя используют те или иные компоненты папки в своей работе. Эти материалы все в отдельности существуют в разных источниках, наши попытки найти их в более компактно собранном виде в интернет ресурсах или в современных методических пособиях не обвенчались успехом.

Новизна работы состоит в том, что все эти материалы, находящиеся в весьма разрозненном виде собраны воедино, отредактированы, адаптированы для удобства восприятия учащимися и представлены в одной папке. Данная методическая папка размножена для каждого ученика и может использоваться им как на уроке, так и дома. Ценностью папки является то, что этот продукт может быть использован для научной организации учебной деятельности учащихся по любому предмету.

По структуре методическая папка состоит из нескольких частей:
1) Руководство по формированию общих учебных навыков и умений;
2) Руководство по формированию предметных навыков и умений;
3) Руководство по формированию навыков и умений самоконтроля;
4) Инструкция по технике безопасности.
5) Справочный материал по предмету.

Методическая папка помогает обеспечивать активное восприятие учебного материала, его самостоятельную проработку, создание связей с ранее изученным материалом, его закрепление, повторение и применение. Правила и памятки направлены на активизацию мыслительных процессов учащихся на уровне как логического, так и творческого мышления, а также на развитие их учебных умений. При этом они учитывают учебно-познавательные возможности и уровень развития учебных умений учащихся, предполагают их посильное умственное напряжение. Рабочее руководство помогает ученику в выделении существенного материала из несущественного, второстепенного, направляет ученика на самоконтроль.

Одна из важных составляющих общей компетенции ученика – информационная компетенция. Современный ученик находится в океане информации, в котором важно не утонуть, а наоборот получить все необходимое для себя, интерпретировать, запомнить и использовать в своей жизнедеятельности. Все это представляет огромный труд. И чтобы этот труд был плодотворным, необходимо уметь правильно читать и извлекать нужную информацию. В этом деле учащимся помогают знания методов эффективного чтения. С этой целью в папке “Учись учиться!” включены рекомендации – памятки о том, что нужно знать учащемуся, приступая к чтению, во время чтения и после прочтения (Приложение 2).

Далее в папке описываютcя приемы работы с учебной литературой, определяются такие понятия как выписки, план текста, тезисы, конспект, рецензия, реферат и аннотация. Здесь же даны правила выполнения вышеперечисленных видов работ (Приложение 3) . Самым популярным видом работы учащихся является написание реферата. И эта работа часто сводится к простому списыванию текста из одного источника или, же еще проще, заимствуется из сети интернет. Учащимся необходимо знать, что существуют разновидности рефератов и особые правила его написания и оформления (Приложение 4) . Так же считаем необходимо для учащихся знание основных требований к представляемым для участия в конференции работам, докладам и сообщениям (Приложение 4) .

Правильная организация выполнения домашней работы является залогом эффективного обучения (Приложение 5) . Существуют несколько простых правил самостоятельной работы дома, о которых следует знать и ежедневно руководствоваться каждому ученику. Эти правила помогают экономить время, правильно распределять энергию, учиться ставить приоритеты, а также создают благоприятную среду для психологического и физиологического здоровья учащегося.

Конкретные упражнения: игры, физкультминутки и паузы, которые даны в папке (Приложение 6, 7) могут использоваться как на уроке, так и дома при выполнении домашней работы и при работе на компьютере. Применение элементов здоровьесберегающих технологий и фрагментов психологических разрядок эффективно позволяет мотивировать положительное отношение к учебе, к уроку, активизировать мыслительную деятельность до конца занятия, влияет на качество и продуктивность получаемых знаний.

Кроме различных правил работы для развития продуктивной познавательной деятельности выделяется рекомендации о том, как решать задачи. На решение задач затрачивается значительная часть учебного времени. Рациональное использование этого времени реализуется при использовании учащимися предписания алгоритмического типа: а) общие, определяющие этапы и требования при решении любой физической задачи, (Приложение 13) ; б) частные, для решения того или иного типа задач (Приложение 14) . Чтобы хорошо решать задачи, ученику необходимы знания физических, математических формул, умения вычисления тригонометрических функций (Приложение 24) , основных единиц измерений, умение пользоваться обозначениями физических величин. Для лучшего запоминания используются приложения констант, греческий и латинский алфавиты, множители и приставки СИ, табличные данные (Приложение 8, 9, 10, 20, 21, 22) .

При работе по методическим рекомендациям, по плану у учащихся вырабатывается навык самостоятельной работы, умение и желание и возможность работать самому с любым материалом: незнакомый текст, эксперимент, задача, знакомый параграф, и при этом, что особенно важно, создается ситуация успеха. Для этих целей отдельно выделена страница “Как выполнять самостоятельные работы” и план изучения явления, опыта, величины, закона, прибора, теории (Приложение 11, 12) .

Степень самостоятельности и активности при выполнении эксперимента зависит от характера инструктажа (Приложение 14) По мере развития у учащихся экспериментальных умений устное инструктирование прекращается. Для оформления отчетов предлагается бланк с колонками: “Что делаю”, “Что наблюдаю”, “Как я объясняю”. В 7 классе можно использовать четвертую колонку: “Как мы объяснили”, что позволит учащимся отработать навыки кратко и правильно формулировать свою мысль. В старших классах отчет по работе проводится по другой схеме, в которой выделяется цель работы, оборудование, действия, полученные результаты и вывод. Отчет по этим схемам способствует развитию у учащихся коммуникативной и организационно-управленческой компетенций.

В папке даны критерии оценивания при выполнении самостоятельных, контрольных и лабораторных работ. Следует заметить, что во всех случаях при выполнении лабораторных работ, если ученик не соблюдает требований техники безопасности, оценка снижается (Приложение 16, 17, 18, 19) .

Папка содержит системно-структурную схему (Приложение 23) , руководствуясь которой учащиеся учатся систематизировать усвоенный материал. Систематизация – необходимое условие глубины и прочности знаний. Она позволяет более продуктивно использовать память, освобождая ее от необходимости запоминать материал как сумму частных сведений и фактов за счет группировки, которые легче удержать в сознании и воспроизвести в нужных случаях. Изучаемый материал выстраивается в логике: научные факты, гипотезы, величины, законы, применение. Системно-структурный подход позволяет сделать изучаемую теорию обозримой. Деятельность ученика в рамках этого подхода развивает общелогические (интеллектуальные) умения, которые ориентированы на формирование таких приемов умственной деятельности, как анализ, синтез, сравнение, доказательство и т. д.

При сборе и систематизации содержание папки придерживались концепции здоровьесбережения учащихся. Потому использование папки в учебной деятельности позволит не только развить способности к самостоятельной работе, мышлению и выработки навыков самообразования, но и позволит снизить утомляемость, эффективно использовать учебное время, реализовать развитие личности.

Таким образом, научное обоснование мероприятий, направленных на оптимизацию организации учебного труда и его условий в целях обеспечения наибольшей эффективности обучения в интересах всестороннего развития личности рассматривается в качестве необходимых условий высокой продуктивности процессов обучения учащихся . На наш взгляд, методическая папка “Учись учиться!” является средством реализации парадигмы НОТ, которая определяется в триаде: “экономия времени учителя и учащихся; создание оптимальных условий труда для всех участников учебно-воспитательного процесса; сохранение их здоровья”.

Литература.

  1. Бугаев, А.И. Методика преподавания физики в средней школе. – М.: Просвещение. 1981 г.
  2. Ваганова, В.И., Павлуцкая, Н. М., Попова С.В. Методика подготовки к ЕГЭ. Физика. – Улан-Удэ. 2008 г.
  3. Ваганова, В.И., Скокова, Л.В., Добун – Оглы, С.Б. Домашний эксперимент по физике в 7–8 классах. – Улан-Удэ. 1996 г.
  4. Енохович, А.С. Справочник по физике и технике. – М,: Просвещение. 1983 г.
  5. Зверева, Н.М. Активизация мышления учащихся на уроках физики. – М.: Просвещение. 1980 г.
  6. Кирилова, Г. Д. Теория и практика урока в условиях развивающего обучения. . – М.: Просвещение. 1980 г.
  7. Крутский, А.Н. Косухина, О.С. Психодидактика: новые технологии в преподавании физики. – М.: Педагогический университет “Первое сентября”. 2006 г.
  8. Малафеев, Р.И. Проблемное обучение физике в средней школе. – М.: Просвещение. 1993 г.
  9. Материалы курсов БИПКРО и РИКУиО. Улан-Удэ.
  10. Методы эффективного чтения текста. Как лучше понять учебник //Библиотека в школе. № 22. 2001 г.
  11. Нечаев, Е.А. Вопросы научной организации труда студентов ВУЗа. //Сборник научных трудов.
  12. Орехов, В.П., Усова, А.В., Турышев, И.К. и др. Методика преподавания физики в 8–10 классах средней школы. – М.: Просвещение. 1980 г.
  13. Павлуцкая Н.М. Механика, в конспектах, задачах и тестах. –Улан-Удэ. 2010 г.
  14. Пайкес, В.Г., Ерютин, Е.С., Ерютина, С.Г. Дидактические материалы по физике. 10 класс. – М.: Аркти. 2001.
  15. Разумовский, В.Г., Бугаев, А.И., Дик, Ю.И. и др. Основы методики преподавания физики. – М.: Просвещение. 1984.
  16. Раченко, И.П. НОТ учителя. – М.: Просвещение. 1982 г.
  17. Ребенок за компьютером. – М,: Эксмо.2006.
  18. Скокова, Л.В., Хижняк, Ю.А. Рабочая тетрадь для выполнения домашних заданий. – Улан-Удэ. 2010 г.

НАУЧНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ТРУДА ШКОЛЬНИКОВ

Введение. Что такое НОТ.

НОТ - это науч­ная организация труда. Может быть, эти сухие на первый взгляд слова не вызовут к себе романтического отноше­ния. Но если глубже вникнуть в их смысл, то НОТ рас­кроется как сокровищница творческих сил, помогающая творить чудеса на производстве, в учебе, науке.

Работать в соответствии с принципами НОТ - значит добиться максимального эффекта при наименьших за­тратах энергии, времени, материалов. НОТ предусматривает, прежде всего, правильное ис­пользование времени с наибольшим результатом, умение ценить каждую минуту и распределять во времени все этапы работы. Это особенно важно в наши дни, когда ускоряются темпы жизни, труда, учения и увеличивается объем знаний. НОТ - это хорошая организация труда, преодоление разгильдяйства и расхлябанности. НОТ тре­бует, чтобы человек ясно представил себе цель работы, ее смысл, умел среди многих дел выделить главное, умел установить план и порядок выполнения работы .

«Устают и изнемогают не столько от того, что много работают, а от того, что плохо работают»,- совершенно справедливо говорил известный физиолог ­ский. Выполнять работу надо без суеты и спешки, самыми рациональными приемами, доводить работу до конца. Важно вырабатывать у себя чувство времени, чтобы, не глядя на часы, вы могли сказать, который теперь час, сколько времени ушло на то или иное дело (чтение книги, решение задачи и т. д.). Для учащихся важно овладеть в совершенстве умением читать, писать, считать, наблю­дать, мыслить и совершать быстро и легко другие элемен­ты учебного труда. Надо добиваться того, чтобы читать со скоростью шестьсот слов в минуту, находить в словаре нужное слово за пятнадцать секунд и т. д. Проверьте по часам нормы своей учебной работы, например скорость письма и чтения, перевода с иностранного языка , решения задачи. После установления своих норм поищите резервы их сокращения. Поделитесь соображениями на этот счет с товарищами.

Особое внимание НОТ уделяет рабочему месту, где было бы удобно, уютно и приятно работать. Этому помогают светлые тона рабочего помещения, музыкальный фон, дружеские отношения между работающими. Тогда у человека создается радостное настроение и творческое отношение к труду. Рабочий должен идти в цех, а ученик в класс как на праздник. Очень важна в любой работе ритмичность - равно­мерный темп работы, чередование труда и отдыха. Учиться учиться - вот в чем важнейшая задача школьника. Хорошо эту мысль выражает народная муд­рость: «Если человеку подарить одну рыбу, то он будет сыт один день. Если подарить две рыбы, то он будет сыт два дня. А если научить человека ловить рыбу, то он будет сыт всю жизнь».

§1.Сотвори себя сам (самовоспитание воли).

Дорогие друзья! У вас возникло горячее желание хорошо учиться, органи­зовать свой труд, избавиться от недостатков, стать силь­нее, изменить свой характер, воспитать в себе храбрость и самообладание, добиться в жизни высоких целей. Это большая и трудная работа. Ее успех будет зависеть, от вашей воли. Без этого самые лучшие мечты останутся неосуществленными. И, наоборот, с помощью воли чело­век способен добиться, казалось бы, невозможного. Вспомните некоторые известные вам примеры. Живший две тысячи лет назад Демосфен был невероятно за­стенчивым и косноязычным. Его речь понимала с трудом. В результате долгих и упорных упражнений он стал вели­чайшим оратором Греции. Вагнер узнал ноты только в двадцать лет, но он вошел в историю как крупнейший композитор. А. Эйнштейну трудно давалась физика, одна­ко он не только изучил и понял ее, но и стал основополож­ником целого революционного переворота в физике. Все эти люди добились высоких целей в постоянной борьбе с самими собой, со своими недостатками. Они опирались на сильную волю.

Что же такое воля? Воля - это сознательно организо­ванная деятельность человека, направленная на преодо­ление трудностей при достижении цели. Без преодоления трудностей нет волевого усилия. Тренированная воля дает человеку власть над своим поведением, дает уверен­ность в своих силах и возможностях.

Нередко ребята принимают за силу воли грубость, жестокость, упрямство. Но ведь грубияны и хулиганы как раз безвольны. Им-то ведь не нужно ничего в себе пере­делывать. Оскорбляют и обижают они как бы походя. Во­левым можно назвать человека только в том случае, если он знает, ради чего добивается поставленной цели. Если этого нет, остается одно упрямство. Иногда за силу воли принимают физическую силу. Связь между тем и другим, конечно, есть. Но одно другим не заменяется. И сильный может оказаться «тряпкой». Любопытно, что подлинно волевыми оказываются не просто сильные, но физически организованные, тренированные люди (космонавты, спортсмены). Вместе с тем сила воли помогает физически слабым людям стать крепкими и сильными. Пример - братья Знаменские. В детстве они росли физически слабы­ми. Тренируясь в беге, братья стали знаменитыми спорт­сменами. В их память учрежден даже специальный приз.

С чего же начать и как проводить самовоспитание во­ли? Вот что советуют психологи и педагоги. Воля воспитывается при помощи тренировки опреде­ленных качеств. Составьте список качеств, которые вы хо­тели бы иметь, и тех недостатков, от которых хотите из­бавиться (например, преодолеть застенчивость, боязнь темноты).

Учитывайте свои возможности и берите трудности по силам. Воспитывайте нужные качества постепенно. За один присест ничего не сделаете. Главное заключается в систематичности занятий и неуклонном (пусть даже ма­леньком) продвижении вперед. Каждый день давайте себе задание чуть-чуть потруднее, чем вчера.

Уверенность в победе над собой уже половина успеха. Эту уверенность надо поддерживать хотя бы маленькими, но ежедневными успехами.

Подбадривайте себя примерами достижений других. Повесьте перед столом портрет любимого героя (, ­ского,) и старайтесь следовать ему. Из­учите опыт его работы над собой.

Если вас поддерживают друзья, радуются вашим побе­дам, вы быстрее достигнете успеха. В коллективе товари­щей прислушивайтесь к критике в свой адрес.

Не выдумывайте искусственных трудностей. Некото­рые ребята, испытывая свою стойкость и храбрость, устраивают самоистязания, ходят по краю крыши высо­кого дома и т. д. На самом деле таким путем они вос­питывают у себя авантюризм , лихачество, безрассуд­ность. Настоящее мужество и хладнокровие воспитывает тот, кто тренирует свою волю в самых обычных условиях.

Постоянная тренировка, непрерывный контроль по­могут вам воспитать сильную волю. Одного желания без длительной тренировки мало. Особенно важен самоконт­роль. Допустим, вы вспыльчивы и хотите обуздать свою горячность. Психологи советуют: в момент вспышки за­ставьте себя считать до десяти. Вспышка пройдет. Постепенно хладнокровие станет чертой вашего характера. Создавайте так называемые сторожевые посты. Это хорошая форма самовоспитания, при которой вы предварительно мысленно проделываете предстоящие действия. Если, на­пример, вы ложитесь спать, прикажите себе встать в семь часов утра. Через несколько дней таких упражнений в мозгу возникнет сторожевой пост. В нужный час он сра­ботает. Такие посты можно создавать и в других случа­ях. Например, вы приказываете себе слушать вниматель­но. «Сторож» не даст отклониться от приказа. Конечно, все это складывается не сразу, а после многократных упражнений.

Приучайте себя к самоотчету. Каждый вечер отчитывайтесь перед собой в проведенном дне (что из намечен­ного выполнено, а что нет). В самоотчет должна входить и самооценка (насколько добросовестно вы выполняете принятые решения). Полезно ввести самопоощрение и са­монаказание (например: «Я не заслужил сегодня похода в кино»).

Успехи и неудачи фиксируйте в дневнике. Это ваш требовательный и верный хранитель жизненного опыта. Регулярные отчеты самому себе воспитывают привычку к постоянному самоконтролю и, наконец, самодисципли­ну - основу воли.

Развивайте способность самовнушения. Владея тех­никой самовнушения, вы легко научитесь владеть и своим настроением, продуктивнее работать. Здесь вам поможет аутогенная тренировка. Аутогенная тренировка есть вид направленного самовнушения. Для овладения ее основа­ми нужно несколько месяцев ежедневных занятий.

Вопросы и задания

1.Что такое сила воли и зачем она необходима школьнику?

2.Приемы самовоспитания воли.

3.Подготовьте перечень качеств, которые вы хотели бы воспитать в себе.

§2.Умеете ли вы учиться и отдыхать.

Труд и отдых- верные союзники. Труд создает условия для хорошего отдыха, отдых обеспечивает творческий трудовой подъем.

Умеете ли вы отдыхать? Вопрос не праздный. Если вы в часы отдыха бесцельно слоняетесь по квартире или про­стаиваете под бренчание гитары в подъезде, окутав себя облаком табачного дыма, то, пожалуйста, не воображай­те, что отдыхаете. От такого «отдыха» вы еще больше устанете и подорвете свое здоровье. Не будет для вас от­дых и тогда, когда, лежа в кровати, станете до поздней ночи запоем читать детективную литературу, а потом погрузитесь в тревожный и прерывистый сон. Телевизор, если сидеть около него и, не отрываясь просматривать под­ряд все программы, превратится в злое чудовище, погло­щающее ваше время и здоровье.

Как же отдыхать по-настоящему? Об этом вы можете узнать, познакомившись с принципами НОТ. Одно из условий разумного отдыха - хорошая работа, когда вы сделали что-то полезное, остались довольны своим трудом и чувствуете потребность в отдыхе, который честно заслужили. Помните, ничто так сильно не утомля­ет, как безделье. Оно развивает лень, гасит интерес к жиз­ни, делает человека безвольным и слабым. Бойтесь без­делья! Ищите разумное и интересное применение своим силам!

Сочетайте труд с отдыхом, переключайтесь с физиче­ского труда на умственный или с одного вида учебного труда (математики, физики, химии) на другой (историю, литературу). Различные виды утомления требуют раз­личного отдыха. Если вы устали чертить, то ступайте играть в баскетбол , после занятий спортом полезно сесть за книгу.

Особенно важно умело втягиваться в работу. Это надо делать неторопливо и не начинать с трудного. Помните, что переход от отдыха к труду требует перестройки рабо­ты всего организма, а для этого надо время и умение. Вот почему начинайте с легкого дела, чтобы постепенно вработаться, приобрести, как говорят спортсмены, «вто­рое дыхание».

Не допускайте переутомления. Это достигается рациональной организацией труда, которая складывается из ясного понимания цели труда, точного расчета сил и вре­мени, строгой дозировки работы, умения подвести ей итог. Чтобы легче работалось, надо научиться учиться, т. е. овладеть наиболее рациональными умениями и на­выками чтения, письма, счета, наблюдения, работы с кни­гой и особенно мышления и памяти. Большую по объему и трудности работу не выполняйте в один прием, а рас­пределите по частям во времени. На каждый день состав­ляйте план работы и строго его выполняйте. Просмотри­те, нет ли в вашей работе чего-то лишнего, от чего можно отказаться, сосредоточив внимание на главном. Помните слова: «Небрежный человек все делает вдвойне». Вот почему НОТ требует наведения порядка в работе, когда все делается раз и навсегда, крепко и основательно.

Надо уметь организовать отдых. В его основе должна лежать активная деятельность - движение, ускоряющее обмен веществ, повышающее жизненный тонус и быстро снимающее усталость. Проанализируйте, много ли и час­то ли вы двигаетесь? Скажем прямо, что вы ведете в ос­новном сидячий образ жизни: сидите за партой в классе, дома за домашними заданиями или перед телевизором.

Врачи установили, что с поступлением в школу на 50 про­центов сокращается двигательная активность. Отсюда вялость, сонливость, быстрая утомляемость. Что мы пред­лагаем вам в качестве активизации отдыха?

Во-первых, в минуту отдыха использовать спортивные упражнения, быструю ходьбу, езду на велосипеде и т. д. Во-вторых, почувствовав усталость, сделайте в работе пе­рерыв, побегайте на месте, сполосните лицо и шею холод­ной водой или примите душ - и снова за работу. В-треть­их, не перегружайте себя, не перекладывайте всю тяжесть труда на один и тот же орган. В-четвертых, не следует чрезмерно активизировать отдых и строить жизнь только в ускоренном ритме. Порой бывает необходимо остано­виться, сбросить с себя торопливость и в тишине заду­маться, помечтать с удочкой над гладью реки. Кстати, от­дых на лоне природы быстро восстанавливает силы. От­правляйтесь в лес за грибами или просто так - на про­гулку - пешком или на велосипеде.

Помогает отдохнуть и проникновение в чудесный мир подлинного искусства, который волшебной силой своего воздействия на ваши чувства быстро снимает усталость и переключает внимание. Учитесь понимать настоящее искусство. Если вам станет тяжело, прослушайте люби­мую пластинку или раскройте томик хороших стихов, и вы почувствуете, как исчезнет усталость.

Устойчивость внимания во многом зависит от вашего внутреннего состояния, от настроения и интереса к уче­нию. Если вы больны или устали, то внимание притупля­ется. Лучший отдых - спортивные упражнения, неболь­шая прогулка, переключение на другую работу, душ или умывание прохладной водой. Почувствовав утомление, сделайте разрядку, но недолгую, так как потом будет трудно снова сосредоточиться. Разрядка может быть в виде музыкальной минутки или спортивного упражне­ния. Потом настройтесь на работу, внушите себе, что работа эта вам очень нужна и интересна.

Научитесь переключать внимание с одного объекта на другой и распределять его между несколькими объектами. (Это требование жизни, в которой часто приходится про­изводить несколько операций одновременно.) Для этого попробуйте писать числа от 1 до 20 и одновременно назы­вать их в обратном порядке. Темп работы замедлится, но подобные упражнения помогут научиться переключать внимание.

Вопросы и задания

1. Что такое внимание, какова его роль в учении и труде?

2. Приемы развития внимания.

3. Подберите примеры произвольного и непроизвольного внимания,

составьте логическую цепочку по фактическому материалу любого

учебного предмета.

4. Проанализируйте, что вам мешает, и что помогает сохранить

устойчивость внимания.

§4.Как научиться лучше запоминать.

Что мы называ­ем памятью? Память - это процесс запоминания, сохра­нения и последующего воспроизведения того, что человек раньше воспринимал, переживал или делал.

Отбирать для запоминания нужно самое важное, су­щественное, жизненно необходимое. Не засоряйте память пустяками. Запоминайте факты, цифры, формулы, стихи в определенном порядке, в системе, чтобы в вашей кладо­вой памяти можно было легко и быстро отыскать нужное. Ничего не запоминайте, предварительно не осмыслив. Осмыслить - значит установить причину явления или факта, найти оценку или определение, установить собст­венное отношение к изученному материалу.

Какой у вас вид памяти? Зрительный? Слуховой? Мо­торный? Старайтесь пользоваться всеми тремя одновре­менно, но больше тем, который у вас преобладает. Труд­ные места читайте вслух, но не забывайте, что лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Глаз способен воспринимать во много раз быстрее, чем ухо.

Не торопитесь! Выясните, сколько времени вам надо на освоение того или иного материала. У каждого учени­ка свои временные нормы запоминания. Помогает запоминать ясно поставленная цель или за­дача. Важно точно знать, что нужно запомнить и для ка­кой цели: все выучить или часть, передать своими сло­вами или наизусть.

При изучении материала приучайте себя расчленять его на смысловые куски, составлять к ним вопросы или заголовки и вести последовательную запись, сначала в виде плана, потом конспекта. Запоминая по частям (звеньям), старайтесь, чтобы звенья цепи не прятались в памяти, а чтобы вы могли созерцать всю картину сразу. Вот почему стихи, отрывки литературного текста, пара­графы, изучаемые по частям, необходимо повторить це­ликом. Небольшой по объему материал лучше учить сразу, а трудный и большой - по частям, но предвари­тельно познакомившись со всем заданием.

Накануне ответа еще раз проверьте свои знания. Луч­ше запоминается тот учебный материал, который вы добыли сами. Поэтому старайтесь сами заложить в свою кладовую памяти разнообразные знания, проявляйте са­мостоятельность в учебе. Чтобы было нескучно повторять, следует при повторении углублять свои знания, связывать старый материал с новым.

Помогают запоминанию и те чувства, настроения, с которыми вы относитесь к изучаемому материалу. Труд­но изучать то, что вам не нравится. Заставьте себя полю­бить учебный предмет, поверьте в его жизненную ценность и необходимость, поищите в любом учебном предмете ин­тересное, удивительное - и успех обеспечен.

Наполняя свою кладовую памяти драгоценными до­стижениями науки и практики, помните, что вы должны быть не ходячей энциклопедией, а человеком высоких идей и большого сердца.

При осмысливании текста учебников (фактов, событий и явлений) заменяйте чужие слова привычными, коротки­ми предложениями, не стремитесь заучивать текст слово в слово. Перевод новых сведений на язык собственных мыслей приводит к высоким результатам запоминания.

Важный момент при запоминании - проявление ак­тивности памяти. Это достигается следующими приема­ми: меньше читайте текст, больше пересказывайте его своими словами; пересказывать можно мысленно, но не сразу после чтения, а спустя некоторое время. Наиболее эффективно повторять через пятнадцать-двадцать ми­нут, через восемь-девять и через двадцать часов после запоминания; не торопитесь заглянуть в текст, если что-то забыли. Постарайтесь напрячь память, но не более трех-четырех минут, иначе это вызовет переутомление.

Не обманывайтесь при чтении или слушании чувством знакомости. То, что материал знаком и понятен, не всегда означает, что вы его запомнили. Только систематическая самопроверка позволит установить, усвоили ли вы задан­ный урок.

Вопросы и задания

1. Память. Ее значение и виды.

2. Приемы развития памяти.

3. Определите вид памяти у своего товарища. Для этого составьте

три списка различных слов и проверьте, каким способом они лучше запомнятся: при прослушивании, при записывании или при внимательном рассматривании списка в течение двух-трех секунд. Проверьте, какой список слов лучше запомнился: если первый, то у товарища слуховая память, второй – моторная, третий – зрительная. Память может быть и смешанная.

4. Обсудите, что помогает вам лучше запоминать. Какой вы избрали порядок для кладовой вашей памяти? Как эту кладовую вы себе представляете: в виде разветвленного дерева или дома с многочисленными коридорами и комнатами, где вы размещаете материал для запоминания?

§5.Как научиться мыслить.

Мышление есть процесс познания общих и существенных свойств пред­метов и явлений, познания связей и отношений, сущест­вующих между ними. Мышление дает нам возможность знать, судить о чем-то, предвидеть что-то. В основе мыш­ления лежат знания, которые наша память сохраняет в виде фактов, событий, образов, связей. Отсюда следует вывод: чтобы хорошо мыслить, надо больше знать. Од­нако если вы носите в своей памяти много знаний и мо­жете их в любое время воспроизвести, это не значит, что вы уже мыслите. Чтобы научиться мыслить, надо знать механизм действия мыслительных операций и уметь их производить с. любым фактическим материалом, который вы изучаете.

Мышление совершается при помощи таких мыслитель­ных операций, как анализ и синтез, абстракция и конкре­тизация, обобщение. Анализ - это расчленение явления или предмета на составные части и выделение в них су­щественных признаков. Синтез - соединение отдельных частей и признаков в единое целое. Анализ и синтез - две стороны единого процесса познания.

Среди мыслительных операций важную роль играет установление причинно-следственных связей между со­бытиями или явлениями. В ходе этих операций вы долж­ны ответить на вопрос «почему?», а также уметь отли­чить причину от следствия. Например, кровавые события 9 января 1905 года не могли быть причиной революции, они сами явились следствием развития растущих клас­совых противоречий и кризиса самодержавия. Девятое января явилось толчком к революции 1905 года, который вызвал и массовые стачки, и другие революционные вы­ступления.

Никогда не расставайтесь с вопросом «почему?». По­чему появляются пятна на солнце? Почему у слона длин­ный хобот, а у жирафа длинная шея? Будьте всегда «почемучками». Ищите, спрашивайте, доходите до сути яв­ления.

Как хорошо сказал об этом поэт Б. Пастернак:

Во всем мне хочется дойти

До самой сути.

В работе, в поисках пути,

В сердечной смуте.

До сущности протекших дней,

До их причины,

До оснований, до корней,

До сердцевины.

Следующие мыслительные операции - это сопостав­ление или противопоставление, сравнение (явлений, лиц, образов, числовых величин и т. д.). Эти операции позво­ляют углубить представления, увидеть существенное в яв­лениях и вещах. Возьмем два события - восстание си­паев в Индии и восстание тайпинов в Китае в середине XIX века - и сопоставим их.

Что их сближает

Что их отличает

Оба восстания:

1.Происходили в Азии.

2.В колониальных странах.

3.Носили антифеодальный и антиколониальный характер.

4.Проходили в одно и то же время.

1.Индия – колония, Китай – полуколония.

2.Восстание тайпинов продолжалось 14 лет, сипаев – 2 года.

3.Тайпины были более организованы, имели более широкую классовую основу (кули, крестьяне, ремесленники).

Необходимо рассматривать все вещи и явления в раз­витии, т. е. следить, как они зародились, чем стали и куда стремятся. Например, изучая по зоологии гидру, нам важ­но знать не только ее строение, но и то место, какое она занимает в исторической цепи эволюционного развития органического мира.

Очень плохо, если ученик затвердит чужие слова и мысли и станет их воспроизводить, подобно магнитофон­ной ленте или попугаю. Знания только тогда хороши, когда они самим человеком поняты, переработаны самостоятельно, как бы открыты и изучены каждым заново.

Вопросы и задания

1. Что такое мышление. Важность его формирования у школьников.

2. Приемы развития мышления.

3. Напишите приемы основных мыслительных операций.

§6.Как развивать воображение.

Слушая рассказ учителя, читая книгу, решая задачу или работая над кар­той, вы можете прочно запомнить и глубоко понять лишь тогда, когда призовете на помощь воображение - силь­нейший резерв познания мира. Воображение - это мыс­ленное создание тех картин, звуков, запахов, вещей, яв­лений, которые человек раньше не воспринимал, не ви­дел и не слышал. Писатель К. Паустовский писал, что воображение раздвинуло границы мира и сознания. Действительно, вот вы задумались над решением задачи на движение или по географической карте изучаете озе­ра Западной Сибири. Быстро и правильно решить задачу вы сможете только в том случае, когда представите в своем воображении магистральные пути и поезда, иду­щие на разных скоростях; хорошо изучить озера Сибири вы сможете лишь тогда, когда сядете на «самолет вооб­ражения» и пронесетесь над светлой гладью озер.

Способность к воображению живет в каждом из нас, у одних она развита больше, у других меньше, но, как любая способность, она нуждается в постоянных и разумных упражнениях. Воображение бывает творческое и вос­создающее. Творческое воображение характеризуется новизной и оригинальностью возникающих у человека об­разов. Воссоздающее воображение опирается на словес­ное описание, на условное изображение (схему, модель).

Обратитесь к себе и своим товарищам, попробуйте определить, какое воображение у вас преобладает. То же самое проделайте с хорошо знакомыми вам литератур­ными героями и историческими личностями. Старайтесь развивать свое воображение. Для этого учитесь видеть в привычном и обыденном нечто новое, интересное, та­инственное, как видит это поэт А. Блок:

Случайно на ноже карманном

Найди пылинку дальних стран-

И мир опять предстанет странным,

Закутанным в цветной туман!

Допустим, на уроке биологии речь идет о бабочке. Присмотритесь - сколько в ней можно увидеть необык­новенного, нового для вас. Вас удивит рождение бабочки в процессе необычайных превращений, органы обоняния в усиках-антеннах, органы вкуса на лапках и т. д. Для развития воображения ученые рекомендуют больше рас­сматривать иллюстраций, вести наблюдения за приро­дой, трудом и жизнью людей, делать зарисовки и фото­графировать, собирать лучшие образцы репродукций живописи, чаще слушать музыку. Видеть, наблюдать, слу­шать надо уметь, т. е. замечать не только то, что само бросается в глаза своей необычайностью, а проникать в глубь событий и явлений, ставить перед собой задачи: что увидел для себя нового, красивого, что является су­щественным и характерным?

Развивает воображение и наблюдение с элементами личного творчества. Например, из окна своей квартиры понаблюдайте за вечерними огнями города и напишите сочинение «Огни моего города». Интересны наблюдения за людьми в их труде, отдыхе. Определите по типичным чертам их характер, профессию, возраст и т. д. Совершая прогулки в природу, учитесь замечать живописные места, наблюдать за жизнью птиц, насекомых, вспомните стихи или художественную прозу , где воспета красота природы. И самое главное - стараетесь не оставаться к этому рав­нодушными, помните, что и вы есть частица этого вол­шебного, прекрасного мира.

Не забывайте, что мир надо не просто созерцать, а изучать всесторонне, глубоко, творчески. Воображение - это психический процесс, состоящий не только из воспроизведения ранее виденных картин, но и из создания новых образов на основе самых причуд­ливых комбинаций. Таким путем созданы образы народ­ных сказок: избушка на курьих ножках, сфинкс - кры­латый лев с лицом женщины, кентавр - лошадь с торсом мужчины и т. д.

Испытайте и вы свое воображение. На основе знакомых образов и ситуаций составьте рассказы, сказки, набросайте рисунки, помечтайте вместе с товарищами о своих планах на будущее.

Развитию воображения помогает тематический под­бор стихотворений и художественной прозы, которые с наибольшей силой и полнотой выражают прекрасное. Особую ценность для развития воображения имеет музы­ка и поэзия. Слушая музыку или выразительно читая стихотворение, старайтесь наслаждаться не только мело­дией музыки и слов, но и внутренним видение м образов, вызванных музыкой и словами. Например, как вы себе представляете такие выражения из стихотворения М. Дудина «Соловьиный куст»?

...Луна садилась лосю на рога,

Медоточила жгучая крапива,

Чертополох рядился в жемчуга...

...Земля раскачивалась в поднебесье

На тонкой нитке свиста соловья.

Развивайте воображение и во время приготовления уроков. Для этого сядьте удобно, не напрягайтесь. От­ключитесь от окружающего и читайте учебник сосредо­точенно, превращая слова в зрительные образы. Време­нами останавливайтесь, вчитываясь в содержание, верни­тесь снова к тексту и задумайтесь над прочитанным. Так, изучая зону пустынь по географии, представьте себя спут­ником каравана. Тогда вы не только увидите песчаные волны барханов, но и услышите характерный звук начинающейся песчаной бури, почувствуете жар пустыни в жажду на пересохших губах.

Для развития творческого воображения есть много приемов игрового характера, когда приходится кое-что домысливать, досочинять. Вот некоторые из таких при­емов.

Выставляют два пейзажа, допустим, «Осень в лесу», принадлежащих разным художникам. Надо внимательно их рассмотреть, прочувствовать и сказать, какая из кар­тин лучше и полнее изображает осень и почему. Выставляют репродукцию картины «Допрос коммунистов». Одна половина ее закрыта (за­крыть офицеров, ведущих допрос). Надо рассказать о том, что изображено на закрытой части картины.

Посмотрите репродукцию, например картины В. А. Су­рикова «Переход Суворова через Альпы». Расскажите не только о том, что изображено на картине, но и что про­исходило до момента, предшествовавшего изображению, и что произойдет после. Короче говоря, постарайтесь «оживить» картину, увидеть ее в динамике.

НОТ школьника

Подготовка

к ОГЭ и ЕГЭ

учащихся 9, 11 классов

2017 учебный

Психологическая памятка для тех, кто готовится сдавать ЕГЭ и ОГЭ.

  • Думайте о позитивном результате сдачи экзамена, переключайтесь от мыслей, связанных с негативными представлениями экзаменационной процедуры.
  • Никогда не думайте о возможности негативного исхода испытания.
  • Соблюдайте правильный режим подготовки к экзамену, для лучшего усвоения программы лучше изучать в день немного учебного материала, но качественно, полностью разобрав тему, с примерами, с вопросами. Не гонитесь за большим объёмом материала, не создавайте у себя в голове хаоса и беспорядка; окрошка из обрывков знаний не лучший помощник на экзамене.
  • Готовьтесь к экзаменам в соответствии со своими биологическими ритмами, кому-то лучше утром сесть за подготовку, а кто-то предпочитает спокойно начать готовиться вечером. Главное, соблюдайте режим здорового сна, спите не менее 8-ми часов в сутки.
  • Если вы чувствуете, что подвержены сильному волнению и тревоге, у Вас низкий уровень стрессоустойчивости, не бойтесь обратиться к психологу за помощью.
  • Необходимо подготовить место для занятий: лучше не держать на столе лишние предметы, удобно расположить нужные пособия, тетради, бумагу, карандаши.
  • Составьте план подготовки к экзаменам. Для начала определите, кто Вы - «жаворонок» или «сова», и в зависимости от этого максимально используйте утренние или вечерние часы. Также важно четко определить план работы на каждый день: какие именно разделы будут пройдены и в какое время.
  • Психологи рекомендуют начинать подготовку к экзамену с самого трудного для Вас раздела. Но если Вам трудно «раскачаться», начните с наиболее интересного и приятного: войдете в рабочий ритм - и дело пойдет.
  • Чередуйте занятия и отдых, скажем, 40 минут занятий, затем 10 минут - перерыв. Можно в это время помыть посуду, полить цветы, сделать зарядку, принять душ.
  • Не стоит стремиться к тому, чтобы прочитать и запомнить наизусть весь учебник. Полезно структурировать материал за счет составления планов, схем, причем желательно на бумаге. Планы полезны и потому, что их легко использовать при кратком повторении материала.
  • Выполняйте как можно больше тестов по этому предмету. Эти тренировки ознакомят вас с конструкциями тестовых заданий.
  • Тренируйтесь иногда с секундомером в руках, засекайте время выполнения тестов (в части А в среднем уходит 2 минуты на задание).
  • Готовясь к экзамену, не стоит думать о том, что Вы не справитесь с этой ситуацией. Положительный настрой будет способствовать усвоению материала.

Накануне экзамена

Многие считают: для того, чтобы полностью подготовиться к экзамену, не хватает всего одной, последней перед ним ночи. Это не всегда верно. Психологи рекомендуют накануне сложных и ответственных мероприятий перестать к ним готовиться, совершить прогулку, принять расслабляющую ванну, а главное - выспаться!

  • В пункт сдачи экзаменов необходимо явиться без опоздания, лучше за полчаса до начала тестирования. При себе нужно иметь пропуск, паспорт, несколько ручек (на всякий случай).
  • Необходимо продумать одежду на период экзамена: в пункте тестирования может быть прохладно или тепло, а процедура экзамена занимает несколько часов.
  • Все люди волнуются перед экзаменом, контрольной работой, спортивными соревнованиями и другими важными событиями. Это совершенно нормально и даже полезно, так как волнение помогает нам сосредоточить свои силы на решение самой важной на данный момент задачи. Но если мы волнуемся слишком сильно, то волнение не помогает нам сосредоточиться, а, наоборот, отвлекает.

Во время экзамена

  • Всегда есть задания, которые Вы в силах решить.
  • В начале тестирования Вам сообщат необходимую информацию о том, как заполнять экзаменационный бланк. Прослушайте её внимательно, чтобы выполнить качественно все инструкции.
  • После заполнения бланка регистрации, постарайтесь сосредоточиться только на ситуации экзамена.
  • Прежде всего, просмотрите весь тест полностью. Выберите те задания, ответ на которые у Вас не вызывает затруднение. Выполните сначала их. Отдохните после их выполнения несколько минут.
  • На втором этапе выберите более трудные задания, которые необходимо анализировать и устанавливать логические связи. Сконцентрируйтесь и решите их знакомым Вам способом. Сделайте еще один 2-3х минутный перерыв.
  • Третий этап - выполнение заданий, вызывающих наибольшую сложность. Попробуйте использовать знания из смежных предметов или областей знаний, систематизируйте их, и ответ на вопрос по физике может отыскаться в курсе химии. Попробуйте исключить самые неподходящие варианты ответов и оставить те, которые не противоречат основным научным положениям и законам, проанализируйте оставшиеся варианты и выберите наиболее правильный.
  • Если все способы и методы решения исчерпаны, положитесь на помощь случайных совпадений и теорию вероятности, действуйте, как подсказывает ваша интуиция, и выберите тот ответ, который «первым пришёл в голову».
  • Постарайтесь запланировать время для проверки всех ответов, даже самых лёгких, чтоб не допустить ошибок, связанных с невнимательностью и торопливостью в подборе решения.

Удачи Вам!

ОГЭ по математике

Для того чтобы получить свидетельство об окончании 9 класса, выпускнику необходимо сдать два обязательных экзамена в форме ОГЭ — русский язык и математику. По каждому из них нужно набрать не ниже минимального количества баллов.

Минимальное количество баллов по математике — 7.

Структура экзаменационной работы

Экзаменационная работа по математике состоит из трех модулей: «Алгебра», «Геометрия», «Реальная математика». В модули «Алгебра» и «Геометрия» входит две части, соответствующие проверке на базовом и повышенном уровнях, в модуль «Реальная математика»- одна часть, соответствующая проверке на базовом уровне.

Части 2 модулей «Алгебра» и «Геометрия» направлены на проверку владения материалом на повышенном уровне. Эти части содержат задания повышенного уровня сложности из различных разделов курса математики. Все задания требуют записи решений и ответа.

Общие цифры ГИА по математике

Время проведения экзамена: 235минут.

При выполнении работы можно воспользоваться справочными материалами.

Минимальный балл (соответствует тройке): 8.

Максимальный балл: 38. Из них - за модуль «Алгебра» - 17 баллов, за модуль «Геометрия» - 14 баллов, за модуль «Реальная математика» - 7 баллов

Количество заданий: 20 в 1-й части и 6 во 2-й части.

Структура теста ГИА по математике

Всего в работе 26 заданий, из которых 20 заданий базового уровня (часть 1), 4 задания повышенного уровня (часть 2) и 2 задания высокого уровня сложности (часть 2). Работа состоит из трёх модулей : «Алгебра», «Геометрия», «Реальная математика».

Модуль «Алгебра» содержит 11 заданий: в части 1 — восемь заданий; в части 2 — три задания.

Модуль «Геометрия» содержит 8 заданий: в части 1 — пять заданий; в части 2 — три задания.

Модуль «Реальная математика» содержит 7 заданий: все задания этого модуля — в части 1.

Минимальный результат выполнения экзаменационной работы - 5 баллов, набранные по всей работе, из них - не менее 3 баллов по модулю «Алгебра», 2 балла по модулю «Геометрия» и 3 баллов по модулю «Реальная математика».

Максимальное количество баллов за всю работу — 38.

Часть 1

Для записи решений и ответов на задания используйте бланк ответов № 1. Задание считается выполненным, если верный ответ зафиксирован в той форме, которая предусмотрена инструкцией по выполнению задания.

Часть 1 проверяется с помощью компьютера. Поэтому следует обращать внимание на правильное оформление ответов.

Часть 2 . Для записи решений и ответов используйте бланк ответов № 2. Запишите сначала номер выполняемого задания, а затем полное обоснованное решение и ответ.

Возможны различные способы решения.

Должно быть записано полное обоснованное решение задачи и ответ.

Формы записи решения и ответа могут быть произвольными.

Часть 2 проверяют эксперты . Главное требование — решение должно быть математически грамотным, из него должен быть понятен ход рассуждений автора работы. Полнота и обоснованность рассуждений оцениваются независимо от выбранного метода решения.

При выполнении задания можно использовать без доказательства и ссылок любые математические факты, содержащиеся в учебниках и учебных пособиях, входящих в Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации.

Часть 2 направлена на проверку владения материалом на повышенном уровне и позволяет выявить наиболее подготовленную часть выпускников, составляющих потенциальный контингент профильных классов.

ШКАЛА ПЕ-РЕ-ВО-ДА ОТМЕТОК


экзаменационной ра-бо-ты в целом в от-мет-ку по математике

Шкала пе-ре-сче-та суммарного балла за выполнение

На этих сайтах вы можете пройти тесты онлайн

Мы учимся всю жизнь, начиная с детского возраста и заканчивая глубокой старостью. Игра на гитаре, новое программное обеспечение, воспитание ребенка — мозг человека постоянно впитывает новую информацию, правда, происходит это с разной скоростью. В детстве информация усваивается очень быстро, но чем старше мы становимся, тем труднее учиться.

Ниже вы увидите несколько способов, которые помогут хакнуть свой разум и заставить его работать быстрее и лучше.

Техническое обслуживание

Как и любой сложных механизм, мозг требует регулярного обслуживания, и если вы не пренебрегаете этим, он сможет справиться с любой задачей. Несколько полезных привычек помогают держать мозг в идеальном состоянии, так что процесс обучения будет проходить быстрее и проще.

Занимайтесь спортом

Я не доверяю ни одной мысли, которая пришла не во время движения.

Оказывается, физические упражнения нужны не только для отличной фигуры и здорового тела, но и для работы мозга. Если ваш мозг отказывается думать, попробуйте прогуляться или позаниматься в тренажерном зале. Исследования показывают, что память и ясность мышления улучшаются уже после 15 минут тренировки.

Медитируйте

Регулярные медитации не только снимают стресс, но и помогают улучшить вашу память. Кроме того, во время медитации развиваются навыки концентрации, что очень важно для процесса обучения.

Больше полиненасыщенных жирных кислот Омега-3

Эти незаменимые кислоты восстанавливают нарушенные нервные процессы, такие как внимание, скорость мышления и память. Кислоты Омега-3 в избытке содержатся в льняном масле и грецких орехах, арахисе и тыквенных семечках. Много их и в жирной рыбе — лососе, скумбрии, сардине и палтусе. Не зря говорят, что рыба помогает лучше думать.

Высыпайтесь

Для того чтобы мозг мог нормально функционировать, обязательно нужно высыпаться. Здоровый сон повышает скорость восприятия, помогает делать здравые суждения и обеспечивает быструю работу мозга.

Если перед сном повторить выученный материал, например, стихотворение или лекцию, за ночь информация прочно закрепится в памяти и утром вы будете отлично владеть предметом.

Пейте воду

Ученые из University of East London выяснили, что простая питьевая вода помогает лучше концентрироваться и решать сложные задачи. Результаты эксперимента, опубликованные в Daily Mail, показывают, что люди, испытывающие жажду, соображают медленнее на 14%. Так что всегда держите под рукой бутылку с водой.

Отвлекайтесь от учебы

Нельзя каждый день заниматься только одним делом — работой или учебой. Важно периодически отвлекаться на что-то другое, чтобы мозг за это время подвел итоги и переработал информацию.

Если вы решите завести хобби, выбирайте деятельность, связанную с концентрацией и координацией рук и глаз, например, жонглирование. Одно исследование показало, что жонглирование положительно влияет на работу мозга. Правда, положительные результаты проходили сразу после того, как люди бросали новое хобби.

Веселитесь

Смех — это лучший способ расслабиться и избежать эмоционального выгорания, особенно, когда вам приходится учиться в ускоренном темпе. Доказано, что смех помогает находить решение проблем и проявлять креативность.

Как облегчить сам процесс познания?

Разминка для мозга

Прежде чем погрузиться в работу, можно немного развлечься, попутно настроив мозг на работу. Например, можно мысленно подбирать рифмы для слов или решить несложную задачку. Такой «разогрев» помогает расслабиться и настроиться на восприятие более сложных вещей.

Учиться вместе

Если ваше обучение напоминает штурм крепости, можно найти кого-нибудь для поддержки. Будь то группа, клуб или приятель — в команде проще сосредоточиться на материале и сделать сам процесс обучения более организованным.

Robert E. Kennedy Library at Cal Poly /flickr.com

Обустройте место

Окружающая обстановка очень важна для обучения. В идеале помещение должно быть чистым, тихим и свежим, но не помешает и разнообразие. Например, в хорошую погоду можете попробовать поработать в парке или в уютном кафе. Единственное, что не стоит смешивать — обучение и кровать. Даже если она очень удобная, кровать подсознательно ассоциируется со сном и отдыхом, так что вам будет труднее сосредоточиться .

Метапознание

Большинство советов, как улучшить процесс обучения, завязаны на метапознании. Это понятие можно определить, как искусство осознания собственного сознания. Вы оцениваете собственное мышление, свою способность выполнить задачу и цели, которые для этого подойдут.

Нужно отстраниться от первого впечатления о материале и оценить, насколько быстро вы усваиваете знания, есть ли какие-то проблемы и способы учиться более продуктивно.

Делайте одну вещь за один раз

Многозадачность — это настоящий талант, но, к сожалению, она снижает эффективность работы. Если одновременно выполнять несколько дел, невозможно хорошо сконцентрироваться на них, так что время, нужное для решения задачи, увеличивается.


Не бойтесь неудач

Группа исследователей из Сингапура обнаружила, что люди, решающие сложные математические задачи без инструкций и помощи, чаще всего не справлялись. Однако в процессе они находили интересные идеи, которые помогали им в дальнейшем.

Это можно назвать «продуктивной неудачей», когда опыт, полученный в процессе решения, не раз поможет в будущем. Так что не бойтесь неудач — они вам пригодятся.

Проверьте себя

Не ждите последнего экзамена - почаще проверяйте себя сами или попросите друга, чтобы устроил вам небольшой тест. «Продуктивные неудачи» работают только с поиском решений, а если вы провалите экзамен, для которого требовалось механически запоминать материал, вашему обучению это не поможет, только помешает.

Сокращайте материал

Полезно дополнять свои конспекты визуальными элементами — графиками, диаграммами или картами.

Думайте, где это можно применить

Очень часто при изложении фактов и формул упускается сфера их применения. Сухие знания быстро забываются, и если вы хотите надолго запомнить что-либо, постарайтесь самостоятельно найти применение в реальной жизни. Знание о том, как, где и зачем применить факты в реальной жизни, надежно закрепят информацию в вашей памяти.

Применяйте разные методы

Чем разнообразнее источники получения знаний, тем больше вероятности, что они останутся в вашей памяти.

Согласованная работа разных областей мозга улучшает восприятие и сохранение информации.

Например, это может быть чтение статей, прослушивание аудио материалов, просмотр видео, написание или перепечатывание вручную, проговаривание вслух. Главное, не делайте все одновременно.

Связывайте с уже имеющимися знаниями

Если вы можете мысленно связать ваши знания с тем, что вы выучили раньше, это поможет более быстро и эффективно учиться. Не оставляйте знания обособленно — встраивайте их в большую картину мира, которая есть в вашем мозгу.

У вас всё получится

Будьте уверены в себе и знайте, что у вас все получится. Не только потому, что это правда, но и потому, что вера в силу своего интеллекта действительно увеличивает его .

НОТ

Скачать:


Предварительный просмотр:

НОТ школьника.

Памятка «Как выполнять домашние задания»

  • Проветри свою комнату до начала выполнения домашних заданий.
  • Выполняй задания в одно и то же время.
  • Если тебе это необходимо, включи тихую музыку.
  • Посмотри записи в дневнике. Определи, какие задания ты должен выполнить на следующий день.
  • Приготовь все принадлежности, которые необходимы тебе для выполнения домашних заданий.
  • Подумай, какое задание ты будешь выполнять первым. Начни с самого трудного, более легким заверши свою работу.
  • Отмечай в своем школьном дневнике карандашом выполненное задание.
  • Делай десяти минутный перерыв между каждым выполненным домашним заданием.
  • После подготовки уроков сложи книги и тетради в свой портфель.
  • Проверь, все ли ты положил в портфель для следующего дня.
  • Внимательно прочти весь рассказ.
  • Отметь в свой памяти, как называется рассказ, кто его автор.
  • Ответь с помощью текста на вопросы в конце рассказа.
  • Составь план пересказа текста.
  • При подготовке пересказа обрати внимание на следующие пункты:

Кто главный герой рассказа;

Где происходит действие;

Как ведут с6ебя герои рассказа;

Кто тебе нравиться и почему;

Кто тебе не нравиться и почему;

Какие чувства вызвал у тебя этот рассказ.

Найди в словаре слова, которые при чтении вызвали у тебя затруднение.

Памятка «Как списывать текст»

  • Прочти весь текст от начала до конца.
  • Прочти первое предложение, повтори его про себя и проговори его вслух.
  • Прочти еще раз и обрати внимание на написание слов
  • Пиши предложения, диктуя себе по слогам.
  • Прочти, что ты написал.
  • Сравни написанное в тетради с книгой.

Памятка «Как писать сочинение»

  • Прочти название темы сочинения и определи, о чем говорится в названии темы.
  • Определи основные мысли, связанные с темой сочинения.
  • Отметь их на черновике.
  • Составь план своего сочинения.
  • Излагай свои мысли по плану.
  • Прочти, что у тебя получилось в каждом пункте плана.
  • Зачеркни лишнее и допиши то, что ты пропустил.
  • Перепиши сочинение в тетрадь.

Памятка «Как подготовиться к изложению по учебнику»

  • Внимательно прочитай текст.
  • Найди непонятные для тебя слова и определи их значение.
  • Определи основную мысль текста и предложения, которые передают основное содержание текста.
  • Раздели текст на части и озаглавь их.
  • Уясни для себя постановку знаков препинания.
  • Перечитай текст еще раз.

Памятка «Как выполнять задание по математике»

  • Внимательно прочти задание.
  • Вспомни правило, которое относится к данной задаче или примеру.
  • Делай чертеж, если он поможет тебе с решением.
  • Делай вычисления на черновике.
  • Проверь свои вычисления и еще раз сравни их с содержанием текста задания.
  • Следи за словами на строчке, не переставляй их.
  • Старайся понять то, о чем читаешь.
  • При чтении будь внимательным к каждому слову.
  • Старайся не возвращаться к чтению прочитанного слова, если понял его.
  • Старайся при чтении про себя не шептать, не шевелить губами.
  • Помни, что нельзя читать текст выразительно, если не понимаешь его.
  • Старайся представить себе то, о чем читаешь.
  • Определи свое (и автора) отношение к событиям, героям и постарайся при чтении передать его интонацией.
  • Определи свою основную задачу чтения (что ты хочешь передать)
  • Читай, четко произнося слова, соблюдай паузу в конце предложения, между абзацами и частями текста.
  • Выделяй голосом важные мысли.

НОТ – это научная организация труда. Работать в соответствии с принципами НОТ – значит добиться максимального эффекта при наименьших затратах энергии, времени, материалов. НОТ предусматривает прежде всего правильное использование времени с наибольшим результатом, умение ценить каждую минуту и распределять во времени все этапы работы. НОТ – это хорошая организация труда, преодоление разгильдяйства и расхлябанности. НОТ требует, чтобы человек ясно представил себе цель работы, ее смысл, умел среди многих дел выделить главное, умел установить план и порядок выполнения работы. Особое внимание НОТ уделяет рабочему месту, где было бы удобно и приятно работать.

Учиться учиться – вот в чем важная задача школьника.

Твой режим дня.

Правильным режимом называется рациональное распределение всех видов деятельности и отдыха в течение суток. От режима во многом зависит состояние здоровья и физическое развитие, бодрое настроение и продуктивность занятий в школе и дома.

Соблюдение режима хорошо дисциплинирует, приучает к аккуратности и вырабатывает привычку целесообразно распределять и беречь свое время.

При построении режима дня младших школьников прежде всего учитывается:

Продолжительность школьных и внешкольных занятий;

Обеспечение достаточного отдыха с максимальным пребыванием на свежем воздухе;

Регулярное и полноценное питание;

Дополнительный сон.

При этом важно установить время пробуждения и продолжительность сна, время завтрака, обеда и ужина, время приготовления домашних заданий, а также время пребывания на свежем воздухе.

Особенно важно, чтобы все элементы режима проводились в одно и то же время.

Тот, кто систематически соблюдает режим дня, быстрее втягивается в работу, успешнее выполняет домашние задания, быстрее засыпает.

Правильное чередование учебного труда, отдыха, питания, физических упражнений, закаливания и пребывания на свежем воздухе повышает работоспособность организма к различным заболеваниям, благоприятно влияет на физическое развитие.

В каникулы и выходные дни режим немного меняется, однако время, отведенное на сон, прием пищи, самообслуживание, утреннюю гимнастику, остается тем же, что и в дни занятий.

Перегружаться развлечениями нельзя, т. к. это утомляет и нарушает отдых. Ежедневно необходимо отводить до 4-х часов на чтение художественной литературы и на творческую деятельность.

Внимание.

Без внимания невозможен успех в умственной работе.

1.Сядь прямо, соберись, приготовься слушать.

2.Убеди себя, что слушать необходимо.

3.Следя за рассказом учителя, старайся только понять, да получше.

4.Слушая объяснение учителя, работай мысленно сам, думай:

Задавай себе вопрос: «Почему так?» и ищи ответ;

Мысленно в уме дели рассказ на части.

Дома.

1.Научись создавать вокруг себя наилучшие условия для работы. Убери все, что может отвлечь от работы.

2.Выключи радио и телевизор, удобнее сядь за столом, расстегни тесный воротничок рубашки.

3.Принимаясь за уроки, собери все силы на первые минуты работы – вскоре появится внимание.

4.Помни – не отвлекаться.

5.Почувствовав усталость, сделай переменку, но недолгую.

6.Тренируй внимание разными способами: играми и упражнениями.

7.Учись быть внимательным к собеседнику.

Как быть внимательным.

Цель: - научить учащихся организовать свой труд посредством развития внимания;

Воспитывать внимательное отношение к окружающим людям;

Воспитывать у учащихся желание стать лучше, работать рациональнее.

Беседа.

Опасным врагом школьников является невнимательность. Невнимательный ученик не может быстро сосредоточиться и долго работать, пропускает важное, забывает выполнить что-то нужное, многое не знает. Такой ученик не только в учении, но и в работе, и в жизни становится беспомощным, жалким.

Как, например, хорошо вам известный герой стихотворения С.Я.Маршака «Вот какой рассеянный».(вспомнить стих)

Теперь проверим, внимательны ли вы? (игры на внимательность)

Внимание недостаточно хорошее, значит, нужно развивать, учиться быть внимательным, особенно необходимо оно на уроке.

Но что же происходит на уроке? На уроке порой – беда. Беда еще и в том, что даже в самом тихом классе перед нами много интересного:

В окно видно, как работает трактор,

Соседка что-то чертит в тетради,

Муха ползет по парте,

Солнечный зайчик мелькает.

Да и в голове у нас всякие мысли: вчерашний фильм, новый диск, планы на вечер и т.д. но как сосредоточиться именно на рассказе учителя, а не на мухе, не на соседке. В армии, когда командир отдает приказ, подчиненные становятся по стойке «Смирно!». Отчего это?

Не могли бы люди выслушать приказ, развалившись, засунув руки в карманы? Почему надо обязательно вытягивать руки по швам?

Оказывается: подобран человек не двигается, напряжен- и внимание его само собой обостряется.

Вывод: Если мы хотим быть внимательными на уроке, сделаем сначала то простое, чему нас учили с 1 класса: сядем прямо, соберемся, настроимся слушать… И нам гораздо легче будет направит внимание на рассказ учителя.

Выберем самый скучный урок, (как тебе кажется урок) на нем и попробуем быть внимательным.

Один ученик поднимал- поднимал руку, чтобы ответить, а учитель не спросил его. У него пропал весь интерес к уроку. Он не слушал, тогда какое может быть внимание?

Вывод: значит, чтобы быть внимательным, мало сидеть прямо - надо еще убедить себя, что урок действительно нужен тебе.

Быть внимательным, слушать с интересом - это значит думать о том, что рассказывают, а думать, значит задавать себе вопросы: почему так?

Слово «думать» означает только одно: искать вопросы, потом искать ответы на них.

Умей работать при любых обстоятельствах и при шуме тоже. Это полезно для развития внимания.

Лучший способ развить внимание – научить себя быть внимательным к людям.

Каждая встреча с другом, со знакомым с малознакомым, случайным человеком, каждая встреча, пусть самая мимолетная, заставляет тебя обратить все свое внимание на этого человека. Не разговаривать рассеянно, никому не относиться пренебрежительно. Полностью сосредоточиться на том, с кем мы разговариваем, заметить его состояние, постараться понять его. Это, значит, отвлечься от себя, от своих собственных мыслей и мыслей о самом себе.