Назначение поэзии в творчестве некрасова. Тема предназначения поэта и поэзии в лирике Н.А

Дон Алонсо Кехано все свое время посвящает чтению романов... Рыцари, поединки, великаны и заколдованные принцессы занимают его воображение настолько, что он может занести свой огромный меч над головой старой экономки, вообразив, что она - великан. Этот высокий худой человек лет пятидесяти весь погружен в мир рыцарства. «Рыцари, - думает он, - жили не для себя. Для всего мира совершали они подвиги! Заступались за вдов и сирот, за слабых и беззащитных, за угнетенных и оскорбленных. А теперь каждый живет в своей норе, не заботится о благе ближнего».

Доходов с имения бедного дворянина едва хватает на самую скромную пищу и одежду. Все свободные деньги он тратит на романы. Этот пылкий и наивный человек верит, что все в этих книгах правда.

И вот он решает сделаться странствующим рыцарем и отправиться на поиски приключений. Но ведь нельзя в старом кафтане отправляться на подвиги! В чулане дон Алонсо нашел старые латы и оружие, они принадлежали кому-то из его предков. Шлем он изготовил собственноручно, кое-как собрав в одно целое старый шишак и забрало.

Имя себе старый Кехано подобрал звучное: Дон Кихот Ламанчский. Верховой конь нашелся - старая и тощая белая кляча по имени Росинант. Осталось только найти даму сердца. Ведь все свои подвиги рыцари посвящали прекрасной даме.

В соседней деревушке Тобосо престарелый рыцарь видел молодую работящую крестьянскую девушку по имени Альдонса. Он назвал ее пышным именем - Дульсинея Тобосская. И если кто-то усомнится в том, что его избранница принцесса крови, он сумеет отстоять честь ее имени!

Ранним июльским утром Дон Кихот оседлал Росинанта, надел доспехи, взял в руки копье и отправился в путь.

И вдруг путник сообразил, что его никто не посвятил в рыцари. А непосвященному нельзя сражаться! Если верить романам, то любой владелец замка может посвятить в рыцари. Дон Кихот отпустил поводья Росинанта - пусть конь и судьба приведут его, куда надо. Целый день ехал бедный рыцарь, конь уже начал спотыкаться от усталости.

И вот вдали показалась бедная гостиница. Двух деревенских девиц, сплетничавших у ворот, всадник принял за прекрасных дам. Своими учтивыми оборотами речи он очень рассмешил их.

Хозяин таверны интересуется, есть ли у путника деньги. Дон Кихот ни когда не читал, чтобы рыцари брали в дорогу с собою такую вещь, как деньги.

Хозяин убеждает его в необходимости запастись деньгами, бельем, мазью от ран и, главное, сообразительным оруженосцем.

Хитрый трактирщик, не желая предоставлять жилища без платы, отправил странника охранять его доспехи во дворе. Дон Кихот отнесся к этому «заданию» с большой ответственностью: положил доспехи на корыто у колодца и, словно ночное привидение, затоптался возле. Погонщики мулов, которым нужно было напоить животных, были повержены «рыцарским копьем».

Безумца чуть было не побили камнями. Но трактирщик заступился за бедолагу и двумя сильными ударами по плечу посвятил его в рыцари.

Дон Кихот задумался над выбором оруженосца. Он мысленно остановился на одном простодушном крестьянине. Росинант живо повернул к дому. Вдруг в ближайшем лесочке раздались крики и звуки ударов. Но толстый крестьянин привязал к дереву мальчишку-пастушонка и хлещет его ремнем за то, что тот опять не устерег овец.

Дон Кихот угрожает грубияну копьем и заставляет его дать честное благородное слово, что пастушка больше не будут бить и заплатят ему жалованье. Естественно, как только заступник удалился, пастушок был набит хозяином «с прибавкой и с надбавкой», и никаких денег не получил.

Дон Кихот же, в полной уверенности, что совершил героический поступок, отправляется дальше. На дороге он встречает целую компанию всадников - это купцы, которые представляются воспаленному воображению дона рыцарями. И значит, согласно кодексу, утвержденному романами, нужно сразиться с ними: пусть признают, что Дульсинея Тобосская - краше всех в мире.

Купцы подсмеиваются над сумасшедшим странником. Тот бросается и бой, сваливается с коня, не может подняться - ему мешают тяжелые латы. Один из слуг вступается за хозяина и жестоко колотит невезучего героя.

Некий добрый крестьянин, немало дивясь нелепым бредням Дон Кихота, погрузил его на своего осла. А доспехи и даже обломки копья навалил на Росинанта. Фантазер был доставлен домой.

Экономка и священник считают, что весь вред - от глупых книг. Надо их сжечь! Да, сжечь, а безумцу сказать, что его библиотеку унес алой чародей...

Дверь в библиотеку заделали и наглухо заштукатурили.

Священник и цирюльник (парикмахер, брадобрей) сожгли библиотеку на костре во дворе, а свихнувшемуся читателю наплели небылиц о волшебнике, что прилетал на огромном драконе и уничтожил книги. Алонсо Кехано вполне этому поверил, но мечтать о подвигах не перестал.

Неподалеку жил бедный крестьянин Санчо Панса. Он был не очень-то сообразителен и невероятно хотел разбогатеть. Дон Кихот предложил ему жалованье и службу оруженосца. Кроме того, доверчивому крестьянину было обещано в будущем сделать его губернатором какого-нибудь завоеванного острова.

Дон Кихот продал лучшую часть своего имения, набил кошелек монетами, исправил свое изломанное оружие и велел новоявленному оруженосцу позаботиться о провизии. Санчо отправился в путь верхом на осле, что показалось сеньору довольно неприличным для оруженосца. Но без длинноухого товарища Санчо отказывался выезжать - пешком ходить ему совсем не по душе.

Из деревни эти двое выбрались ночью и по дороге сильно петляли, желая избавиться он преследованная.

В поисках приключений и мечтах о губернаторстве путники доехали до поляны, на которой возвышалось десятка три ветряных мельниц. Дон Кихот уверяет Санчо, что это на самом деле великаны, и бросается в бой с «чудовищами» несмотря на уговоры благоразумного оруженосца.

Поднимается ветер - и крутит крылья мельниц все сильнее. Благородному дону кажется, что великаны ударились в бегство. Он бросается в нападение. Ветер все сильнее, крылья напоминают безумному сеньору размахивающие руки. Пришпорив Росинанта, бросился искатель приключений вперед и вонзил копье в крыло. Ветер поднял бедолагу вверх, бросил на землю - чуть ли не на версту в сторону от места событий, а копье изломал в щепы.

При помощи верного оруженосца, охая, взбирается старый дон на свою клячу. Наконечник от копья он насадил на палку, найденную в лесу. Он совершенно уверен в том, что колдун Фрестон (тот самый, что сжег его библиотеку), превратил великанов в мельницы.

Далее Дон Кихот встречает двух монахов. Они едут верхом, укрываясь от жары под зонтиками. В одну сторону с монахами следует и карета, где путешествует некая дама. Безумный рыцарь тут же объявляет даму - прекрасной принцессой, а монахов - разбойниками, взявшими ее в плен. И как ни пытаются его переубедить, повергает монахов на землю. Санчо тут же начинает грабить одного из них: рыцарям ведь достается в бою добыча?

Благородный же дон с вежливым поклоном сообщает даме и ее прислужнице, что они свободны от своих мучителей, - и пусть в благодарность сообщат об этом подвиге властительнице его сердца донне Дульсинее Тобосской. Женщины готовы пообещать все что угодно, но тут опомнились слуги, сопровождавшие карету. Одного из них «защитник угнетенных» так рубанул мечом по голове, что тот упал, обливаясь кровью из носа и ушей.

Испуганная дама бросилась перед не на шутку разошедшимся безумцем на колени, умоляя пощадить ее слугу. Пощада была милостиво дарована. Санчо перевязывает своему господину разрубленное ухо. Дон Кихот вдохновенно рассказывает доверчивому оруженосцу очередную легенду - о чудодейственном целительном бальзаме, рецепт которого ему якобы известен. Крестьянин говорит господину, что продавая такой бальзам, можно обогатиться. Но дворянин очень серьезно отвечает, что он «не торгаш».

Шлем дона весь изрублен, и он дает клятву «не есть хлеба со скатерти», пока не отнимет в бою шлем у какого-нибудь рыцаря. Санчо разумно возражает, что рыцари в шлемах не стоят на каждом перекрестке.

Ночевать искателям подвигов приходится у пастухов под открытым небом. Оруженосец вздыхает о мягкой постели, а рыцарь радуется, что с ним происходит все, как в романах,- кочевая жизнь, лишения...

Росинант, во время привала путников в лесу, поскакал к табуну молодых здоровых лошадей, которым его компания не пришлась по праву. Лошади стали кусать и лягать беднягу, табунщики принялись хлестать его плетьми. Дон Кихот, в восторге от нового повода к сражению, бросился на защиту своего верного коня. Тут табунщики так отколотили и рыцаря, и оруженосца, что чудодейственный бальзам им бы очень пригодился.

Добродушная хозяйка трактира облепила страдальцев целебными пластырями и дала приют на чердаке. Ночью избитый рыцарь так стонал, что разбудил спавшего рядом погонщика мулов - и тот с такой яростью напал на путешественника, что сломал кровать, на которой тот спал.

Утром Дон Кихот посылает оруженосца за вином, маслом, солью и розмарином для чудодейственного бальзама. Он мешал снадобье, бормотал над ним молитвы, простирал руку для благословения... В результате священнодействия получилась ужасная гадость, от которой и у самого дона, и у Санчо случились приступы рвоты. Причем дон проспал три часа - и ему полегчало, а оруженосец так ослаб, что еле взобрался на осла и проклял все бальзамы на свете. Дон Кихот только отмахивался: «Ты - не рыцарь. Такой бальзам тебе и не может помочь...» Санчо справедливо сердился: «Зачем тогда нужно было давать средство, если знаешь, что оно помочь не может?»

Платить за постой в трактире благородный дон отказывается: он никогда не читал, чтобы рыцари за это платили - они ведь оказывают хозяевам честь подобным визитом. За этот отказ влетело бедному Санчо: трактирщик и собравшиеся у трактира люди подбрасывали Санчо на одеяле, как мячик. Натешившись, его усадили на осла и выставили за порота.

Да еще и мешок с провизией отобрали...

А странствующий рыцарь все никак не может угомониться: два встречных стада баранов он принимает за сражающие войска - и бросается в гущу воображаемой битвы, кроша овец направо и налево. Пастухи пробовали угомонить безумца криками, а потом не выдержали - и забросали камнями. Дон Кихот, несмотря на уверения своего спутника, что это были просто бараны, и это происшествие считает шутками злого волшебника Фрестона.

Жажда подвига не оставляет рыцаря: он нападает на похоронную процессию монахов, которую принимает за шествие привидений. В этот раз бедного дона не бьют, а Санчо Панса под шумок добирается до груженого провизией мула и набирает запас еды.

После встречи с монахами Санчо присваивает своему дону имя, под которым он известен уже много столетий: Рыцарь Печального Образа.

У реки Дон Кихот чуть не повторяет свой подвиг с ветряными мельницами - только уже с валяльными молотами, приводимыми в движение силой воды. Санчо, уразумев, наконец, невозможность открыть глаза своему хозяину на реальность, потихоньку спутывает задние ноги Росинанту - и тот не может двигаться, только жалобно ржет. Дон Кихот верит, что враждебные силы заколдовали коня - и путники смирно ждут рассвета. Когда всходит солнце, Санчо начинает смеяться:

Хороши бы мы были, если бы поскакали прямо в воду!

Дон Кихот, разгневавшись, изо всех сил бьет верного оруженосца копьем по плечу:

Ты забываешь должное ко мне уважение! Я и сам в этом виноват: допустил слишком большую близость между нами. Теперь ты будешь заговаривать со мной только тогда, когда я сам к тебе обращусь.

На дороге путникам попадается человек, едущий верхом на осле. На голове его что-то блестит. Это цирюльник из ближайшего села, который надел поверх своей новой шляпы медный тазик, чтобы защитить ее от пыли и зноя. Тазик показался странствующему рыцарю золотым шлемом, который он и отбил довольно легко, просто пригрозив брадобрею копьем. Санчо снимает с осла цирюльника новую красивую сбрую. Он бы и осла забрал, но рыцарь запретил ему.

Дон Кихот водрузил себе на голову тазик, удивляясь его величине - очевидно, это шлем легендарного великана Мамбрина.

Навстречу путникам движется партия каторжников под конвоем. Их гонят на галеры. Храбрый рыцарь сначала учтиво обращается к начальнику конвоя с просьбой освободить «угнетенных». Начальник, естественно, отказывает - он выполняет свою работу. «Освободитель несчастных» вышибает начальника из седла. Каторжники (а наказаны они за разбой и грабеж) разрывают свои цепи, разгоняют конвой и грабят начальника, валяющегося на земле.

Рыцарь Печального Образа требует от них в благодарность явиться к Дульсинее и сообщить о его подвиге. Каторжники осыпают рыцаря и оруженосца градом насмешек и камней, снимают с Санчо плащ и уводят его осла. Оруженосец ковыляет за своим повелителем, волоча на себе мешок с провизией.

Неожиданно путники находят труп полуистлевшего мула, а рядом с ним - чемодан, в котором находится немного белья и кошелек с сотней золотых монет. Рыцарь жалует эту находку своему оруженосцу. Санчо, ощущая себя невероятно богатым, хочет вернуться домой - обрадовать жену.

Печальный рыцарь забирается высоко в горы. Там он собирается, подражая своему герою - рыцарю давних времен Амадису Галльскому, впасть в благородное безумие, ходить голым, поститься и бичевать себя. Оруженосца же он отправляет назад с письмом к Дульсинее и поручением рассказать о его безумствах.

Санчо оставляет хозяина в горах и отправляется в обратный путь на Росинанте. Письмо к Дульсинее он по рассеянности забыл.

Дома между тем беспокоятся о Дон Кихоте. Племянник и экономка ищут его повсюду. Цирюльник и священник собираются в путь - на поиски. Но прямо за воротами встречают Санчо верхом на Росинанте. Выслушав историю приключений рыцаря-безумца, обеспокоенные друзья собираются на его поиски. Надо вернуть бедного дона домой. Но как? Только обманом. В сказки рыцарь верит куда больше, чем в реальные факты и справедливые доводы.

Священник познакомился с одной путешествующей дамой, которую удалось уговорить выдать себя за притесняемую девушку, - и таким образом выманить дона из его отшельнического приюта в горах. Санчо на Росинанте был их проводником.

Красавица выдала себя за принцессу Микомиконского царства, цирюльник привязал себе бороду из рыжего коровьего хвоста - и изображал из себя верного пажа несчастной принцессы. Дон Кихот поверил всему, что ему сказали, взгромоздился на свою тощую клячу и отправился совершать подвиг. По дороге их встретил священник. Путники остановились в гостинице.

Ночью благородный дон бросился в сражение со «страшным великаном», который притеснял принцессу Микомикон. Хозяин гостиницы побежал в комнату - и увидел, что постоялец поражает своим копьем мехи (бурдюки) с вином, которые хранились в этом же помещении. Вино затопило всю комнату. Священник удержал хозяина от расправы: «Человек не в своем уме! Мы возместим все убытки!»

Утром Дон Кихот уверял всех, что отрубил голову великану, и требовал отправить этот трофей Дульсинее Тобосской.

Цирюльник и пастор обманом заманили героя в деревянную клетку, поставленную на телегу, и таким образом увезли его домой.

Домашние Дон Кихота, увидев его в клетке, обливаются слезами. Он совсем отощал, чрезвычайно бледен и страдает от невероятного упадка сил. Его укладывают в постель, как больного ребенка.

Санчо Панса же радует жену и дочь кошельком, полным золота, и рассказами о фантастических приключениях. Длинноухого друга своего Санчо вскоре отыскал и отнял у вора.

Благородный дон начинает постепенно выздоравливать, но все равно больше похож на какую-то высохшую мумию, а не на человека. В деревню является студент Самсон Карраско. Он вызывается вылечить рыцаря от его сумасшествия, но только если он вновь отправится путешествовать. Такова, дескать, его метода. Карраско рассказывает дону, что читал книгу, где описаны подвиги Рыцаря Печального Образа. Наивный мечтатель не замечает, что студент зло подсмеивается над ним. Вдохновленный тем, что может служить примером для благородного юношества, Дон Кихот отправляется в новое путешествие. С ним и верный оруженосец на вновь обретенном осле. За ними следом тайком продвигается Карраско, наблюдая интересный ему феномен сумасшедшего рыцаря-странника.

Дон Кихот ведет себя довольно смирно, он даже не думает вступать в бой со странствующими комедиантами, хоть они обряжены в странные костюмы: чертей, ангелов, императоров и шутов...

Карраско изготавливает себе роскошный наряд рыцаря Леса или Зеркал, в самом деле расшитый зеркальцами. На шлеме - роскошный плюмаж из пестрых перьев. Лицо закрыто забралом. У его оруженосца (Фомы, соседа Санчо) - ужасный крючковатый красный с синими бородавками нос. Нос сделан из картона - и Фома этим носом так напугал Санчо, что тот забрался на дерево. Рыцарь Леса вызывает Рыцаря Печального Образа на поединок, утверждая, что в честь своей дамы победил множество рыцарей - в том числе и Дон Кихота. Дон начинает спорить и предлагает решить спор поединком.

Тощему старику неожиданно легко удается вышибить своего молодого противника из седла. Дело в том, что конь Карраско заартачился - и этим сорвал его план: победить (неузнанным!) в бою безумного странника и по праву победителя взять с него клятву по крайне мере два года не искать приключений и смирно жить дома.

Дон Кихот решает, что превращение рыцаря Зеркал в знакомого студента - дело рук волшебника Фрестона. Он величественно отправляет «рыцаря Зеркал» к Дульсинее: пусть расскажет об очередном подвиге ее обожателя. Но Карраско, которому после боя со стариком пришлось залечивать избитые бока у случайного костоправа, продолжает преследовать благородного дона. Теперь студент не хочет лечить сумасшедшего - Самсон мечтает о мести за свое поражение.

11, 12

На пути Дон Кихот встречает человека в красивом зеленом наряде, на прекрасном коне. Это владелец соседнего имения - богач дон Диего. Он заинтересовался странными идеями сухопарого искателя подвигов и пригласил его и оруженосца к себе в имение, на что они согласились.

Рыцарь замечает пыль на дороге. Это клетки со львами, которых некто отправляет в дар королю. Сопровождающий говорит, что львы дорогою проголодались - и пора поскорее добраться до соседней деревни, чтобы накормить измученных путешествием животных.

Дон Кихот требует, чтобы голодных львов выпустили из клетки, - он немедленно с ними сразится!

Как не стараются переубедить рыцаря - он непоколебим. Льва выпускают. Животное высовывает из клетки огромную голову... И что же? Увидев торчащего перед клеткой дона со щитом в одной руке и копьем наготове - в другой, лев тряхнул гривой и удалился обратно в клетку. Искатель подвигов собрался уже было дразнить зверя, но вожатый сумел уговорить его оставить животное в покое - рыцарь уже достаточно доказал свою храбрость.

Дон Кихот велел Санчо заплатить погонщикам мулов за беспокойство, а вожатому непременно сообщить королю о беспримерном подвиге рыцаря Львов, - таким гордым именем он решил именовать себя с этого дня.

В усадьбе дона Диего и рыцарь, и оруженосец жили в почете - их закармливали разными вкусными блюдами, щедро наливали вина, пригласили на крестьянскую свадьбу...

Но долго жить на одном месте Дон Кихот не мог - и вскоре снова отправился в путь.

Новые дороги - новые встречи. В одну из гостиниц забредает уличный комедиант Педро с обезьянкой-предсказателем Питтакусом.

Рыцарь Львов с интересом наблюдает представление театра марионеток. Когда за принцессой Мелизандой гонятся кукольные мавры, то дон принимает театральное представление за чистую правду. Он отважно посшибал с картонного басурманского «войска» головы. Досталось в неразберихе и христианам: кукла Мелизанда осталась с разбитой головой и без носа.

Пришлось возмещать убытки. Впрочем, благородный дон не раскаивается в содеянном: он уверен, что это все тот же коварный колдун Фрестон обратил войско в кукол - и наоборот.

В дальнейшем пути рыцарь Львов заставил Санчо оставить на берегу реки коня и осла и впрыгнуть в лодку без весел и паруса. Лодку тут же понесло вниз по течению.

Куда вы? - кричали им с берега. - Лодка попадет под колесо водяной мельницы! Вы разобьетесь!

Добрые люди пытались преградить путь лодке шестами, но Дон Кихот вопил:

Прочь! Тут все заколдовано! Вам не удастся остановить меня! Я проникну в заколдованный замок и освобожу заключенных, чьи стоны я слышу.

Лодка налетела на шесты и опрокинулась. Рыцарь и оруженосец полетели в воду, откуда их благополучно вытащили. А вот сама лодка попала под колесо мельницы и разлетелась в щепки. Такая участь ждала бы и наших искателей приключений.

Тут налетели рыбаки, хозяева погубленного суденышка и потребовали возмещения убытка. Дон Кихот велел оруженосцу расплатиться с ними и ушел в печали: ему не удалось спасти воображаемых пленников.

К счастью, осел и Росинант остались в целости и сохранности.

Санчо был рассержен и даже хотел покинуть хозяина, но потом был переубежден, устыдился и даже пролил слезы раскаяния.

13-15

На поляне у леса путникам встретилась кавалькада охотников. Впереди скакала богато одетая всадница, явно из высших кругов общества. На руке у нее сидел ловчий сокол. Она беседовала со статным мужчиной - тоже знатным и великолепно одетым.

Герцог и герцогиня приглашают знаменитого рыцаря отдохнуть у них в поместье. Путники соглашаются.

На глазах у герцога по нелепой случайности рыцарь и оруженосец одновременно падают, - один - с коня, другой - с осла. Это чрезвычайно потешает знатную компанию, которая рассчитывает еще не раз повеселиться за счет легендарной парочки. В особом помещении, приготовленном со всевозможной роскошью для рыцаря Львов, ему предоставляют пышные одеяния: шелк, бархат, кружева, атлас. Воду в серебряном тазу и другие принадлежности для умывания ему приносят аж четыре камеристки (служанки).

Однако вода для бритья кончается в тот самый момент, когда лицо рыцаря намылено... Он стоит с вытянутой шеей, - и все втихомолку над ним потешаются. Так задумано. Господа развлекаются, подшучивая над рыцарем, а слуги - над Санчо.

Впрочем, знатная пара разрабатывает целый план - как разыграть и Санчо. Ему обещают остров, где он будет губернатором.

На охоте знатные господа затравили кабана. С наступлением темноты лес заполонили трубные звуки, загорелись тысячи огней. Прискакал фантастический гонец - с головой дьявола и верхом на зебре. Он объявил, что сей же момент к Рыцарю Печального Образа явится волшебник Мерлин с заколдованной Дульсинеей. Волшебник сообщит благородному дону, как избавить несчастную от чар.

Появляется процессия чародеев в самых невероятных нарядах. Они везут прелестную девушку, окутанную прозрачным покрывалом. Сгорбленный волшебник (все в ужасе замечают, что у него вместо головы - голый череп!) объявляет, что есть только одно средство расколдовать прекрасную Дульсинею: Санчо должен сам себе нанести плетью три тысячи ударов по голому телу!

Санчо изо всех сил пытается уклониться. Но Дульсинея осыпает его дикими проклятьями, среди которых и «злобный урод», и «куриное сердце», и «чугунная душа»... Санчо оскорбляется: Дульсинее неплохо бы поучиться вежливости!

Герцогиня намекает оруженосцу, что если он не согласится помочь великой повелительнице сердца его господина, то не видать ему губернаторства, как своих ушей без зеркала.

Всей этой комедией заправлял главный гофмейстер герцога. Роль Мерлина он исполнял сам, а прекрасную Дульсинею изображал юный хорошенький паж.

На этом розыгрыши не закончились. Является очередная процессия, во главе с великаном, покрытым черным покрывалом, сквозь которое заметна длинная седая борода.

Дон Кихоту объявляют, что к нему - пешком из самой Азии! - явилась графиня Долориада Трифалда. Она хочет умолять его о защите... а вот и сама графиня. Она поднимает вуаль... О ужас! Ее лицо заросло бородой, лица ее горничных - тоже...

Чтобы избавить женщин от проклятия волшебника, Дон Кихоту нужно взгромоздиться на деревянного (якобы летающего) коня, управляемого при помощи пружины во лбу. И не одному - а вместе с оруженосцем.

Мне нет дела до всех бородатых графинь! - отбивается Санчо, однако в конце концов соглашается.

Вечером четверо человек в костюмах азиатских дикарей вносят в сад огромного деревянного коня. Рыцаря и его оруженосца усаживают на это чудовищное сооружение по-дамски (боком). Глаза им завязали под предлогом, что иначе они могут испугаться высоты и упасть вниз. Для имитации полета слуги герцогской четы то дуют «отважным путешественникам» в лицо при помощи огромных мехов, наподобие кузнечных, то суют под самый нос горящие факелы.

И, наконец, деревянный конь взлетает на воздух, поскольку он был набит петардами.

Герцог с герцогиней и вся его свита притворились лежащими без чувств. «Оправившись от обморока», они рассказали Дон Кихоту, что его полет так удивил грозного волшебника, что он избавил все жертвы от своего проклятия и перенес их обратно на родину, а смелого рыцаря с его доблестным оруженосцем вернул в сад герцогини.

«Заколдованная» графиня лишилась своей бороды и, удалившись, оставила большой пергамент с благодарностью своему спасителю.

16, 17

Санчо очень обрадовался, что так легко отделался, и наплел с три короба, рассказывая о своем путешествии под небесами...

И вот герцог наконец повелел Санчо отправиться губернаторствовать. Оруженосца нарядили в богатое платье, усадили на мула, а следом повели богато разукрашенного осла. Санчо убедили, что ехать на осле губернатору неприлично, но совсем расстаться со своим длинноухим другом он был не в силах.

Остров Баратория был на самом деле вовсе не остров, а один из принадлежавших герцогу городов. Но Санчо плохо разбирался в географии, поэтому его совершенно не удивило, что дорога к «острову» ни разу не пересекла водное пространство.

Все ждали новых чудачеств, но Санчо вел себя с достоинством, хотя тем, кто не знал, в чем дело, казалась странной его грузная фигура и доброе мужицкое лицо.

Гофмейстер, переодетый маршалом, говорит, что новый губернатор должен проявить себя, как мудрый судья. Поэтому к нему приводят людей со спорными вопросами. Все споры Санчо разрешает блестяще, пользуясь наблюдательностью и здравым народным умом.

Так, например, к губернаторскому креслу явились два старика, один из которых опирался на посох.

Старик без посоха принес жалобу на то, что уже давно дал второму в долг десять золотых монет. Должник заверяет, что деньги давно отдал, а заимодавец просто об этом забыл.

Пусть принесет клятву перед лицом губернатора! - требует истец.

Ответчик просит истца подержать его посох, тот повинуется. Старик, который брал деньги в долг, воздевает руки к небу и клянется:

Да видит Бог, что деньги я отдал этому человеку!

Санчо Панса внимательно наблюдает за происходящим, потом изымает посох и разламывает его. В посохе спрятаны монеты!

То есть, отдав перед клятвой выдолбленную палку со спрятанными в ней монетами, должник был формально прав: деньги он отдал. Но это был обман!

Санчо разгадал умысел обманщика. Народ дивился его сообразительности.

Огромное разочарование ожидало губернатора за обедом. В насмешку к нему приставили доктора Педро Черствого, который запрещал ему есть и груши, и ананасы, и паштеты, и куропаток... Причем все кушанья были сначала принесены, а потом убраны по приказанию фальшивого доктора.

Сначала раздразнили аппетит Санчо, а потом оставили его ни с чем. Да еще герцог, бывший инициатором этой потехи, прислал губернатору депешу (послание, письмо), где предупреждал, что Санчо хотят отравить. Так что не стоит ему дотрагиваться до вкусных блюд: а вдруг в них яд?

Санчо закусил хлебом и виноградом и отправился обозревать свои владения. В одной из харчевен ему удалось сытно поужинать бараниной с луком и телячьими ножками. Уснул он не голодным, но крайне недовольным своей новой должностью. Он мечтает отделаться от надоедливо го доктора и от его предписаний.

Ночью его поднимают с постели криками о нападении заговорщиков. На Санчо надевают неподъемные латы, в которых он не может не только воевать, но и двигаться. Он пробует шагнуть, но падает. Горят факелы, раздаются крики, через полумертвого от страха «губернатора» то и дело перепрыгивают и даже взбираются на него, как на возвышение.

В конце концов, объявляется, что над заговорщиками одержана по беда. Санчо без сил валится на кровать. Утром он отказывается от губернаторских полномочий, седлает своего любимого серого, не принимает никаких подарков. Берет для себя только краюху хлеба и немного овса для осла.

На обратной дороге Санчо и осел неожиданно упали в очень глубокую яму. Скорее, это был сухой колодец со стенами, облицованными камнем. Внизу находился разветвленный лабиринт.

Осел жалобно ревет, Санчо тоже издает вопли отчаяния. Поблуждай по лабиринту, осел и его хозяин добираются до небольшой расщелины, в которую пробивается свет.

Дон Кихоту наскучила праздная жизнью у герцога. К тому же он скучает без своего оруженосца. Герцог удерживает скитальца, но тот отвечает, что обязанности перед рыцарским орденом призывают его к новым подвигам. Разъезжая в задумчивости вокруг замка, благородный дон обнаруживает ту самую расщелину, из которой раздаются голоса осла и верного оруженосца.

Дон Кихот зовет на помощь герцога - и Санчо вместе с длинноухим ослом вытаскивают из ямы. Дон Кихот собирается на рыцарский турнир в Барселону. Там он сразится с каким-нибудь знаменитым рыцарем во славу своей возлюбленной Дульсинеи. Но ведь она заколдована! Санчо ведь еще не совершил самобичевания. А это необходимо - так внушил лго хозяину герцог. Санчо, любя своего господина, соглашается...

Во время этого неприятного для Санчо разговора на путников в лесу нападает разбойник. Однако, услыхав столь известное имя, как рыцарь Львов, он отказывается от намерения ограбить, оказывает парочке путешественников гостеприимство и дает им письмо к знатному господину в Барселоне - дону Антонио. На самом деле это продолжает развлекаться герцог.

В Барселоне рыцаря и его оруженосца окружили блестящие всадники. Им оказали необыкновенный почет и накормили на славу. Все это было, конечно, опять подстроено знатными господами для развлечения.

Вечером сеньор Антонио устроил у себя бал. Гости были предупреждены о возможности посмеяться. Девицы и дамы, забавляясь, приглашали «знаменитость» танцевать, а так как не самый ловкий и опытный танцор Дон Кихот не хотел никого обидеть, то он предупредительно и нежливо беседовал и танцевал с каждой, не замечая насмешки. Это довело его до обморока от изнеможения - и его отнесли в спальню. Санчо в гневе начал упрекать собравшихся: дело его господина не танцы танцевать, а совершать подвиги!

Гости потешались и над тем, и над другим.

Вечером знаменитого идальго повезли по улицам города. Незаметно для него сзади на новый роскошный плащ прицепили надпись «Это Дон Кихот Ламанчский». Зеваки и уличные мальчишки указывали на всадника и вслух читали надпись. Рыцарь Печального Образа счел это свидетельством своей необычайной популярности.

На следующий день дон Антонио, его жена, Дон Кихот и Санчо вошли в комнату, где помещалась на нефритовой доске бронзовая голова. Как уверял дон Антонио, она была сделана искусным волшебником и умела предсказывать, не раскрывая рта. Секрет объяснялся просто: от головы шла полая трубка - через ножку стола в нижний этаж. Там прятался студент Карраско, который и отвечал на вопросы по обстоятельствам, узнавая голоса. Так, Санчо он предсказал, что тот будет губернатором - но только в собственном доме.

После сеанса предсказания студент Карраско нарядился рыцарем Луны, вызвал Дон Кихота на бой, поверг его на землю вместе с Росинантом и потребовал на год отказаться от путешествий и подвигов.

Я готов признать несравненную красоту Дульсинеи, - заверил рыцарь Луны, - только возвратитесь домой.

Как вы догадались, все шалости герцога тоже были затеяны по инициативе студента. Дон Кихот дал это обещание и лишился чувств. Росинант так расшибся, что его едва довели до конюшни. Санчо плакал: свет славы его рыцаря закатился. Однако здравомыслящий оруженосец скоро утешился. Он сидел со своим господином в придорожном лесочке, обгладывал косточку свиного окорока и рассуждал, что хороший кусок мяса лучше всякого приключения. Тут, обдав их невыносимой вонью, чуть ли не по головам промчалось стадо свиней.

Это, Санчо, шутки Мерлина, который мстит нам за то, что мы до сих пор не освободили Дульсинею от чар.

Санчо согласился, что уж пора. Он устроил себе кнут из упряжи осла, удалился в лес и после первых пяти весьма болезненных ударов принялся бичевать... деревья. При этом он так взвизгивал, что его хозяин, привыкший к мучениям, проникся небывалой жалостью к своему оруженосцу.

Дон Кихот возвращается домой. Силы его надломлены. Он заболел лихорадкой, он истощен... И, главное, он наконец увидел, как жалка его кляча, как убоги доспехи и как он сам мало похож на рыцаря.

За три дня до смерти он сообщил окружающим:

Я вижу, что все, что я сделал, было бесцельно... Я преследовал призрак и служил посмешищем. Теперь я только бедный испанский идальго Кехано.

Санчо, прекрасно принятый своей семьей (ведь он привез им немало золота - подарок герцога), плачет у постели умирающего господина:

Живите, живите... Забудьте о своих неудачах... Взвалите их все на меня...

Перед смертью бывший рыцарь сделал завещание, где отказал все свое имение племяннице с условием, чтобы она не выходила замуж за странствующего рыцаря. Умер он тихо - будто уснул.

На его могиле эпитафия, сочиненная Самсоном Карраско: «Он удивлял мир своим безумием, но умер, как мудрец».

Сначала кратко, потом по частям подробнее

В одном селе, название которого Ламанчской, жил некий Дон Кихот. Этот идальго был очень необычным человеком, он любил читать романы о разных рыцарях, которые долгое время странствовали по земле, и при этом всегда имели даму сердцу, которую защищали и любили, а также, после долгих странствий привозили ей много рабов, слуг и много разных драгоценностей.

Именно этого и начитался в свое время идальго Дон Кихот. Он потому и решил сами стать рыцарем, который тоже будет странствовать по свету. Но для этого ему нужен был оруженосец, или попросту слуга, а потому он решил пригласить в свое путешествие, где они смогут стать знаменитыми и прославленными, а также заиметь много рабов и драгоценностей.

Эти слова глубоко запали в душу одного селянина, которого и пригласил с собою Дон Кихот. Санчо Пансе, как его и звали, был очень удивлен, но вместе с тем, с радостью отправился подальше от жены.

Вообще, Дон Кихоту пришлось еще перед путешествием как-то снарядиться в путь свой, потому как у него не было этих странных железных доспехов, и меча тоже не было, да и конь был слишком захудалым и костлявым. Но вскоре были найдены разные железяки, которые и помогли создать что-то вроде доспехов, как в те самые времена. Также, было найдена большая и крепкая палка, на которую они приделали наконечник из железа. Конь этот худой должен был их сопровождать в их долгом пути.

Кое-как взгромоздившись на бедное животное, они отправились в путь. Но перед этим Санчо Панче взял осла своего, и они так и отправились в путь. Своего коня Дон Кихот назвал Росинантом, а себя – Дон Кихотом Ламанчским. И решил сделать из соседки – даму сердца, которую назвал по-новому – Дульсинеей Тобосской.

Вскоре они остановились на постоялом дворе, где им пришлось приложить немало усилий, чтобы снять этот шлем, который мешал и есть и пить. Там же они заставили бедных перепуганных людей делать Дон Кихота – рыцарем официально. Кое-как сопроводив незваных гостей, которые так всех напугали, они помнили о них – как о странных сумасшедших.

Также, Дон Кихот вспомнил, что деньги и новые чистые сорочки, которые он забыл с собой взять – нужно забрать дома, а потому они повернули с Санчо Пансе домой. Но по дороге домой, они увидели, как какой-то сельчанин бьет мальчика, который являлся пастухом. Они спасли мальчика, но когда они повернули назад, то человек снова отлупил мальчишку, да к тому же еще больше, чем раньше. Вернулся он домой обессиленный, так как по дороге их побили купцы.

Читать краткое содержание Сервантес Дон Кихот по частям

Часть 1

В одном из сел Ламанчских жил благородный человек. Было ему около пятидесяти лет, и за прочтением романов он, порой забывал о своих каждодневных обязанностях - охоте и ведении своего хозяйства. И однажды он и сам, следуя примеру героев произведений, решил стать рыцарем.

Он приготовился к путешествию, собрав доспехи, дал своеему скакуну имя - Россинат, а себе решил присвоить имя Дон Кихот. Проведя время в размышлениях он понял, что ему нужна дама сердца, чью честь он будет отстаивать, ведь не бывает рыцарей, которые не делали бы подвигов во имя любви, и выбрал в качестве возлюбленной Альдонсу Лоренсо, которую прозвал Дульсинией Тобосской. Тронувшись в дорогу, он увидел дворец, который на самом деле являлся лишь таверной. Рассказы о чаяниях Дон Кихота развеселили постояльцев, но в итоге ему дали еды и питья.

После этого герой понял, что ему нужен самый настоящий обряд посвящения в рыцари, и эту роль он дал хозяину таверны. Тот спросил, располагает ли рыцарь какими-либо средствами, а когда услышал удивленное отрицание, объяснил, что на что-то жить ему все же необходимо, несмотря на его романтические ожидания.

Во время дозора за своим оружием Дон Кихот ударил постояльца, взявшего его собственность, а хозяин захотел как можно быстрее его спровадить. Он возвел его в почетный титул рыцаря ударом по спине и подзатыльником, и герой поехал навстречу судьбе. На своем пути он заметил деревенского мужчину, избивающего ребенка. Дон Кихот защитил мальчика, а после его уезда тот был избит до полусмерти. Увечья получил и сам герой при убеждении купцов признать его даму сердца самой восхитительной. Домочадцы Дон Кихота пришли к тому, что все романы, которые он читал, вредны и избавились почти от каждой книги.

Далее путешественник дал Санчо Пансе - хлебопашцу - возможность получить титул его личного оруженосца. Тот же, охваченный мечтами о становлении губернатором острова, сев на ослика, последовал за новым другом. На своем пути они увидели великанов - ветряные мельницы - с которым и решили сразиться. Но, потерпев неудачу, отправились в таверну. Там они оба подверглись позору: главный герой случайно принял служанку за девушку, пылающую страстью к нему. Началась битва, а после выяснения того факта, что у обоих нет денег, Санчо стали подкидывать на одеяле, словно пса во времена празднования.

Далее на своем пути они получили увечья от пастухов, чьих баранов рыцарь стал избивать, словно своих врагов. Рыцарь Печального Образа - так назвал Санчо своего спутника из-за грусти на его лице. Рыцарь пообещал себе отнять шлем встречного рыцаря, на самом деле являвшегося лишь цирюльником с тазом на голове. Совершив задуманное он, довольный, отправился дальше.

Далее они дали свободу каторжникам, которые избили их после просьбы о привете возлюбленной Дон Кихота. У Санчо Пансо был похищен осел. На своем пути они нашли сундук, внутри которого были книга и золота. Деньги получил Санчо, а книга досталась Дон Кихоту. Рыцарь написал два письма: одно - даме сердца, а другое - своей племяннице, с просьбой о трех ослах. Эти письма было поручено доставить хлебопашцу.

Сам же Дон Кихот впал в раздумья о том, какой тип рыцаря ему ближе. Выбрав более печального героя, он начал заниматься поэзией, вдохновленный своей возлюбленной. . Санчо на пути встретил домочадцев Дон Кихота, обеспокоенных его судьбой, и тут выяснилось, что он забыл взять письма. Тогда он начал вспоминать их содержание и переврал все написанное. Озадаченные односельчане решили, что рыцаря необходимо вернуть и посвятили Санчо, что Дульсинея приказала герою приехать к ней. На деле же они обманывали его, обещая Санчо, что Дон Кихот станет великим, а он же получит остров. Односельчане, ожидавшие героев в лесу, внезапно стали слушателями печальной истории Карденьо, чья возлюбленная, Лусинда, была похищена. Внезапно к ним вышла девушка по имени Доротея, влюбленная в похитителя и оставленная им ради возлюбленной Карденьо. Она рассказала им, что та самая Лусинда не может вынести нового брака и надеется на встречу со своим истинным супругом. Карденьо, обрадованный новостями, поклялся, что отвоюет девушку и вызовет на дуэль похитителя, если он откажется принять влюбленную Доротею.

Дон Кихот получил от друга новости, но отказался ехать. Тогда Доротея выманила его, назвав себя принцессой, нуждающейся в помощи великого рыцаря. Рыцарь не смог отказаться и по пути в ее королевство встретил каторжника, укравшего осла Санчо Пансо. Осел был возвращен оруженосцу.

На своем пути они встретили избитого ранее мальчика, который возмущался рыцарством. Далее они вернулись в таверну, где были унижены постояльцами. Дон Кихот во сне принял бочки с вином над его головой за врагов и проткнул их, вызвав ужас его спутника. Туда прибыли путники - дама в маске и загадочный мужчина. Выяснилось, что это и есть Лусинда и ее похититель. Лусинда намеревалась уйти в монастырь. Воссоединение истинной любви вызвала радость окружающих. Рыцарь был уверен, что весь конфликт исчерпан лишь благодаря его бою с великанами. Односельчане рыцаря оповестили всех вокруг, что герой душевно больной. Доротея со своим возлюбленным заявили, что смогут ему помочь. Девушка сказала рыцарю о своей чрезмерной благодарности и о том, какое важное дело он совершил, не останавливаясь на своей лжи.

В таверну приехали два человека - дама и кавалер. Выяснилось, что мужчина участвовал в войне и был пленен, а великолепная дама помогла ему выбраться оттуда. Она хотела выйти за него замуж, но по религии это было невозможно. Далее зашли судья и его дочь. Какова была радость, когда мужчина, вызволенный из плена, узнал в нем своего брата и дал ему понять, что он жив. Когда все спали, Доротея залюбовалась пением табунщика с ослами. Она не дала спать и дочери судьи, ибо хотела, чтобы та насладилась мелодией. Но внезапно выяснилось: пела совершенно другая персона, нежели та, о которой подумала Доротея. Это был выходец из богатой семьи Луис, давно влюбленный в дочь судьи. Поскольку Клара была из бедной семьи, они переживали, что отец не разрешит им пожениться. Далее туда приехала новая свита. Прибыл отец Луиса, который искал сбежавшего сына. Сын же наотрез отказался возвращаться и предложил возлюбленной пожениться.

Следующим, кто посетил место, в котором обитал теперь Дон Кихот был цирюльник, у которого главный герой отвоевал таз с головы, называя его своим рыцарским шлемом. Цирюльник был настроен серьезно и решительно, пытаясь вернуть себе свое имущество. Дело шло к драке, но односельчанин Дон Кихота отдал ему другой таз, чтобы прекратить начатую ссору. В то же время, в таверну ворвался человек, разыскивающий рыцаря, поскольку именно он дал бежать заключенным. Священнику снова пришлось откупаться от врагов, чтобы устранить неприятности. Он вновь дал им понять что тот, кого они хотят арестовать, на самом деле сошел с ума. Тогда все те, кто хотели спасти Дон Кихота или весь мир от него приняли решение, что нужно из подручных материалов соорудить клетку, в которой его увезут обратно домой. Однако, Дон Кихот убедил выпустить его, не намереваясь сбегать. Он намеревался отнять у людей за молитвой скульптуру, изображавшую деву Марию, утверждая, что это женщина из богатого рода, которую необходимо спасти. После всех приключений герой оказался в привычной домашней обстановке, где женщины положили его в кровать и обеспечили его покой. Санчо Пансе же вернулся к своей супруге. Ей он дал обещания, что в будущем, когда для них начнется очередное приключение, он обязательно привезет ей власть над островом, при этом не любого, а наипрекраснейшего.

Часть 2

После возвращения обратно и ухаживания ключницы и племянницы, к герою пришел священник. Поговорив с ним, он понял, что Дон Кихот абсолютно здоров, нет и следа от мнимого помешательства, но стоило напомнить ему о рыцарстве, как становилось понятно, что его помешательство никуда не уйдет. Стало известно, что о приключениях Дон Кихота и его оруженосца существует книга, которой все зачитываются. После разговора с ее автором рыцарь решил, что пора снова отправляться в путь.

Они поехали на поединок рыцарей, но перед этим Дон Кихот захотел получить благословение его королевы. Санчо Пансо не смог сыскать ее дворца, поскольку было темно, но был уверен, что рыцарь уж точно знает, как он выглядит. И тут он впервые услышал, что его напарник не только понятия не имеет о том, как выглядит замок, но и возлюбленной своей никогда не видел, а лишь слышал о ней. Санчо, боявшийся того, что тайна станет явной, выдал за даму сердца Дон Кихота простую крестьянку. Каково же было удивление рыцаря, когда вместо прекрасной дамы он увидел дурной наружности простушку, которая мало того, что выглядела она далеко от образа, который он себе представлял, так и вела себя совершенно иначе. Она грубо крикнула на героя и его оруженосца, вставших перед ней на колени. Он списал это на проклятие колдуна.

Среди деревьев путешественники встретили Рыцаря Зеркал, страстно любившего Касильдею, который заявил, что одолеет известного рыцаря. Тогда они заключили пари, что тот, кто проиграет в этом бою, тут же сдастся на милость противнику. Дон Кихот немедленно напал на него и понял, что перед ним автор книги, намеренный вернуть его домой. Вновь подумав о том, что это проделки злого мага он двинулся дальше.

На своем пути он встретил другого благородного человека - Дьего. За ними ехала повозка со львами, и герой понял, что должен сразиться с хищниками. Но львы не вышли, а рыцарь дал себе титул Рыцарь Львов. Отобедав у своего приятеля, Дон Кихот поехал дальше.

Далее путешественники оказались на женитьбе Китерии и Камачо. Там внезапно появился Басильо, уверявший, что не может жить без невесты, и проткнул себя кинжалом. Невеста решила выйти за него, поскольку тот дал разрешение исповедовать его только при женитьбе с дамой его сердца. Выяснилось, что на самом деле они затеяли заговор, а Камачо понял, что ему не нужна женщина, влюбленная в другого.

Отважные путешественники приняли решение пойти в пещеру. Держась за веревку, поддерживаемую Санчо, он решил спускаться. Но когда веревка закончилась, пришлось его поднимать. Выяснилось, что это настолько легкое занятие, что показалось, будто ничего и не было привязано к ее концу. Однако, финальные рывки были тяжелы. Поднятый Дон Кихот был без сознания, герои еле-еле привели его в себя. Рыцарь повествовал о том, что застал на дне пещеры, вещал о множестве странных и невероятных вещей. Сказал, что увидел даже свою возлюбленную, которая пообещала дать ему все сокровища. Эта история не убедила даже Санчо, который и сам понимал, что вся эта история с заколдованной Дульсинеей выдумана им самим.

Приехав на луга, они встретили герцогов, читающих повествование о Дон Кихоте. Путники были приняты с почетом, но вскоре пришли и насмешки. Санчо, сам же придумавший историю, поверил, что возлюбленная его рыцаря заколдована. Тогда чародей Мерлин сообщил, что для снятия заклинания Санчо должен получить несколько тысяч ударов плетью. Оруженосец отказался, но после обещания ему владычества, он принял судьбу и решил делать это размеренно.

Далее в замок прибыли Злосмрад и графиня Трифальди, просившие помощи великого рыцаря. Они просили расколдовать обращенных в статуи людей и отнять бороды у беззащитных женщин. Дон Кихоту завязали глаза и посадили на лошадь, сооруженную из дерева, обдувая ветром. Сняв повязку они сказали ему, что он совершил свои подвиги вслепую, а Санчо начал готовиться к своему правлению. В то же время герцоги были удивлены тому, насколько разумен в действитеьности Дон Кихот.

Санчо был отправлен в город, герцогом которого был назначен, ведь он не имел представления о том, что острова обычно окружены водой. Там ему было сказано решить спор между швецом и простолюдином. Бедняк собрал сукна и отдал его портному, чтобы тот сообщил ему, сколько головных уборов удастся из них соорудить, и сам же постоянно поднимал количество, остановившись на пяти. Проделанная работа портного представляла собой пять колпаков для пальцев. Санчо решил, что никто из них ничего не должен друг другу, а колпаки следует отдать заключенным. Такую справедливость он проявлял в ведении дел и далее. Когда он сел за трапезу, то ни крошки не смог вкусить, поскольку все было вредно. Когда он строчил послание своей даме,с ним решили сделать это и герцоги, вручив множество подарков от себя. На следующий день Санчо оповестили о том, что надвигается битва, и надели на него два щита. Они прилегали настолько плотно, что во время боя Санчо упал, а когда его известили о победе, он собрал вещи и вернулся к Дон Кихоту, так как решил, что власть - не его занятие.

Дон Кихот же решил ехать в саму Барселону, чтобы доказать ложность слухов о нем. Там он потерпел поражение в бою с рыцарем, оказавшимся автором книги о нем. Тот заявил, что рыцарь должен не покидать своего дома год в надежде, что Дон Кихот станет благоразумным. По пути они снова заехали к герцогам, помешавшихся на своих шутках. Они вновь унизили Санчо, заявив, что он должен вытерпеть удары и уколы, чтобы спасти девушку.

По возвращении в свой город рыцарь решил стать пастухом и хотел, чтобы его совету последовали и его друзья. Он уже начал было придумывать новые имена, подходившие его помощникам, но заболел. Умирая, он понял, что все его мечты о рыцарстве были лишь плодом его больного воображения, они затмили его разум и мешали ему думать о действительно насущных вещах. Он даже решил сменить свое имя и вместо Дон Кихота появился Алонсо Кихано. Умер он так спокойно, как не умирал ни один из рыцарей.

Картинка или рисунок Сервантес - Дон Кихот

Другие пересказы для читательского дневника

  • Краткое содержание сказки Морозко

    В одной деревне жил одинокий старый мужчина, который сам воспитывал дочку, так как жена его давно умерла. Со временем старик решил жениться. Новая жена оказалась очень строга к стариковой девочке, постоянно ее бранила и попрекала.

  • Краткое содержание Горький Про Иванушку-дурачка

    Иванушка-дурачок был красив лицом, но дела и поступки его были странные. Однажды наняли его в работники в один дом. Муж с женой собрались в город за покупками и приказали ему приглядывать за детьми

  • Краткое содержание басни Крылова Ларчик

    Многие люди любят прилагать немыслимые усилия для решения простых задач. Да еще и говорить всем, о своем уме и превосходстве.

  • Краткое содержание Даль Девочка Снегурочка

    Жили на свете старик со старухой, и не было у них детей. Увидели они однажды, что соседские ребятишки снежки лепят, решили тогда старики себе ребенка слепить. Взяли комочек снега, занесли домой

  • Краткое содержание Платон Апология Сократа

    «Апология Сократа» представляет собой три речи в защиту на суде, по окончании которого Сократу вынесли смертный приговор либо изгнание из полиса. Сократ предпочел смерть, поскольку, во-первых, поле смерти он надеялся найти понимание среди богов,

Испанский идальго, начитавшийся рыцарских романов и доведенный ими до умственного расстройства, решает сделаться странствующим рыцарем, защищать угнетаемых, наказывать угнетателей. Он живет в фантастическом мире и разъезжая на своем коне Росинанте по действительному миру, видит не реальную жизнь, а свои мечты. Несообразность его мыслей с действительностью составляет основную идею романа. Это – мотив общий у всех наций во все времена. Хотя мечты героя Сервантеса имеют вид, свойственный только фантазиям не в меру пылких испанцев XVI века, контраст мечты с действительностью проходит через жизнь всех цивилизованных наций. Представитель прозаической действительности, оруженосец Дон Кихота Санчо Панса имеет у Сервантеса черты типичного испанского простолюдина того века, но содержание его житейской мудрости одно и то же у всех наций во все века.

Дон Кихот. Художественный фильм, 1957

Дон Кихот принимает каждую гостиницу за вельможеский замок, бедных девушек легкого поведения – за знатных девиц. Он заставляет встречаемых на дороге купцов признавать несравненную красоту владычицы его сердца Дульсинеи Тобосской и за это испытывает побои. Желая защищать угнетенных, он освобождает преступников и за это подвергается преследованию полиции; он принимает стада баранов за неприятельские войска, ветряные мельницы – за великанов. Это формы фантазерства, принадлежащие веку Сервантеса, его стране; но под ними лежит общий момент несообразности идеальных фантазий с действительностью. У всех цивилизованных наций во все времена были теоретики, не понимавшие реальности, увлекавшиеся мыслями непонятными для массы их сограждан.

Дон Кихот и Санчо Панса. Памятник на Площади Испании в Мадриде, 1930

Будучи пародией на рыцарские романы, роман Сервантеса имеет с тем вместе значение более широкое. Дон Кихот смешон лишь вначале, но чем дальше, тем больше оказывается он человеком достойным грустного уважения. Своими нелепыми поступками он возбуждает смех, но ближе знакомясь с ним, мы видим, что его стремления благородны. Он добросовестно исполняет все правила, которых должны держаться странствующие рыцари, а правила эти возвышенны. Он совершенно чужд эгоистических желаний, он хочет добра и справедливости. Его идеи благородны; он говорит совершенно разумно, пока речь не коснется странствующих рыцарей – тогда он высказывает фантастический вздор. Спутник Дон Кихота, оруженосец Санчо Панса, испанский поселянин, говорит народными пословицами и плебейскими афоризмами, но под этими национальными чертами тоже лежит общечеловеческое значение. Санчо – символ житейской прозаической рассудительности.

Основная идея Дона Кихота – изображение противоположности идеализма с действительностью. В рассказ о нелепом фантазерстве героя вплетено множество разнообразных, живых, завлекательных сцен, маленьких рассказов, романсов, стихотворений, то грустных, то веселых.

Описывая приключения Дона Кихот, Сервантес изображает жизнь южного народа, идущую под открытым небом, рисует идиллические картины жизни в лесу и на лугах. Сервантес выводит в своём романе множество лиц всех состояний, и все они обрисованы очень реалистично. Над шутливостью рассказа господствует элегическое чувство, возбуждаемое тем, что действительность так далека от сходства с возвышенными мыслями, которые в применении к ней оказываются сумасбродным фантазерством. Увлекшийся своими мечтами до нелепости Дон Кихот превосходно говорит об обязанностях человека, о том, каковы должны быть правила политики и администрации. Контраст его благородных понятий с нелепыми поступками создаёт главную привлекательность романа, служит источником смеха, в котором веселость соединяется с грустью.

Дон Кихот и Санчо Панса. Художник О. Домье, 1866-1868

Дон Кихот говорит: «Странствующий рыцарь не может не иметь дамы, потому что для него так же естественно быть влюбленным, как для неба иметь звезды. Нет ни одного рассказа, в котором странствующий рыцарь не был бы влюблен; а если бы и был такой рыцарь, то его следовало бы признать не истинным рыцарем, а самозванцем, который не вошел в замок рыцарства через дверь, а прокрался в него как вор или разбойник через окно». Соответственно этому правилу странствующего рыцарства Дон Кихот воспламеняет себя идеальной любовью к несравненной красавице Дульсинее Тобосской. Но Санчо Панса видит, что эта несравненная Дульсинея – грубая сельская девушка, которая не хуже мужчины навьючивает мешки с хлебом на осла.

Продолжая традиции Пушкина, Лермонтова, Некрасов на протяжении всего своего творческого пути постоянно обращался к теме поэта и поэзии.

Уже в 40е г. XIX в., касаясь этих мотивов, поэт сопоставляет свою Музу с простой женщиной из народа (стих. «Вчерашний день, часу в шестом…», 1848 г.). Этим самым Н. подчеркивал народность своего творчества и одновременно показывал трудности, с которыми он столкнулся в начале творческого пути, борясь с цензурой. Муза его, словно молодая крестьянка, бичом исполосована, кнутом иссечена, злобными словами охаяна. Через 4 года в стихотворении «Муза» (1852 г.) поэт развивает эти оценки своей Музы. Н. сравнивает свою покровительницу с крестьянкой, поющей «в убогой хижине, перед дымною лучиной, согбенною трудом, убитою кручиной». Но Муза поэта не только уподоблена сельской труженице, но и названа «печальной спутницей печальных бедняков». Дважды произнесенное здесь слово «печали» очень точно определяет одну грань характера некрасовской Музы. Другая же ее грань – расположенность к мщению. В 1855 г. Будет сформулировано определение: «Муза мести и печали».

Н. создает и свое размышление о творце – «Блажен незлобивый поэт» (1852 г.). Созданное в пору «мрачного семилетия», оно посвящено памяти только что умершего Н.В.Гоголя. И, вопреки цензурному террору, ведет борьбу за «гоголевское» направление в литературе. Прославляя поэта – «обличителя толпы», Н. во II части стихотворения наделяет творца чертами пророка, которого «преследуют хулы», но который твердо проходит свой «тернистый путь». И хотя слово «пророк» еще не названо, но миссия пророчества, этика самопожертвования и служения любви и правде здесь четко обозначены.

Размышляя о художнике-творце, Н. создает прославленное стихотворение «Поэт и гражданин» (1856 г.), в котором образу Поэта он придал некоторые собственные черты (известные сомнения, колебания и покаяния). Обобщенностью отличается и фигура Гражданина, требующего от Поэта отклика на жизненные конфликты, активного служения народу, защиты обездоленных. Строчки «Поэтом можешь ты не быть, но Гражданином быть обязан» восходят к декабристской поэзии. Откликаясь на споры о роли поэта в обществе, которые велись в журналистике 1870х годов, Н. создает стихотворение «Поэту (Памяти Шиллера)» (1874 г.). Н. не касается здесь темы страдания и мук. Для Н. жизнь, мысль, творчество великого немецкого поэта прекрасны прежде всего потому, что в них он видит проявление личности художника-судии, который руководствуется высшими принципами нравственности и красоты. В стихотворении звучит призыв к боевому общественному служению:

Вооружись небесными громами!

Казни корысть, убийство, святотатство.

Сорви венцы с предательских голов…

Но, наверное, самым глубоким и выразительным стихотворением на тему поэта и поэзии становится в те же 70ые годы «Элегия» (1874 г.). Это искренняя душевная исповедь, итог, подводимый в конце пути. Здесь немало колебаний и сомнений. Но эти сомнения преодолеваются, хотя и ценою большого напряжения. Н. не случайно строки этого стихотворения считал «самыми душевными» и любимыми из написанных в последние годы жизни. В них переданы многие сокровенные его думы о современной действительности, положении народа и о себе. Осмысляя характер пореформенных лет, Н. приходит к неутешительному выводу, что старая тема «страданий народа» не утратила своей злободневности:

О, если бы ее могли состарить годы!

Процвел бы божий мир!

Но доля народа, участь крестьян по-прежнему остаются тягостными и невыносимыми. Многими своими мотивами это стихотворение Н. связано с пушкинскими традициями.

Размышления о народе и о лире, призванной оплакивать его бедствия и трагический рок, рождает проникновенную строфу о поэте и поэзии. Она является самым важным и глубинным некрасовским самовыражением:

Я лиру посвятил народу своему.

Быть может, я умру неведомый ему,

Но я ему служил – сердцем я спокоен…

В этом поэт видит роль и назначение поэзии вообще. Это назначение не только в том, чтобы «толпе напоминать, что бедствует народ», чтобы «к народу возбуждать вниманье сильных мира», но и в том, чтобы звать народ к окончательному освобождению от рабства и обретению им подлинного счастья («Народ освобожден, но счастлив ли народ?»). И обращаясь к юношам, поэт зовет их содействовать этому своими активными деяниями. Так Н. выразил свою важнейшую творческую программу.

Подводя окончательно итоги своего пути в четверостишии «Музе» (1876 г.), возвращаясь к мотиву ранних стихов, Н. вновь утверждает родственность своей поэзии простому люду. Пришедшая к гробу Муза – «сестра народа – и моя!» – восклицает поэт.

Сочинение на тему: «Тема поэта и поэзии в творчестве Н.А. Некрасова»

Тема поэта и поэзии является одной из важнейших тем в творчестве Н.А. Некрасова. Она протянута через несколько его произведений, в частности «Поэт и гражданин» и «Элегия».

Стихотворение «Поэт и гражданин» было написано в 1856 году. Это год проигрыша Крымской войны и упадка национального самосознания русских людей. Возможно, именно поэтому в этом стихотворении содержится призыв к активной жизненной позиции: «С твоим талантом стыдно спать». «Элегия» же написана в 1871 году уже после не только реформы 1861 года, но и после либеральных преобразований 60-70-ых годов. И она в какой-то мере подводит итог и оценивает результат произведенных изменений.

В стихотворении «Поэт и гражданин» Н.А. Некрасов показывает два направления поэзии. С одной стороны – лирическую, а с другой гражданскую. И Некрасов твердо настаивает на приоритете последней. С его точки зрения, 50-ые годы XIX века не время для лирики:

Еще стыдней в годину горя

Красу долин небес и моря

И ласку милой воспевать…

Гражданин в стихотворении Некрасова говорит о необходимости гражданской поэзии особенно во время кризиса во внешней и внутренней политике России:

Не будет гражданин достойный

К отчизне холоден душой.

Но такие сыны своей Родины есть. И одного из них Николай Алексеевич Некрасов описывает в своем другом стихотворении - «Памяти Добролюбова». Это стихотворение – гимн настоящему гражданину и патриоту Н.А. Добролюбову. Он, литературный критик, отдал своей Родине «свои труды, надежды, помышленья». В этом и заключается, с точки зрения Некрасова, важнейшая цель литературы. Он считает, что поэты, писатели, критики должны перенять лучшие качества характера Добролюбова, который был гордостью России.

Другая важная задача литературы – это использование авторами в своих произведениях «народной темы». В том же «Поэте и гражданине» Некрасов говорит поэту голосом гражданина:

Не верь, что неимущий хлеба

Пускай нам говорит изменчивая мода,

Что тема старая страдания народа.

И что поэзия забыть ее должна…

Уже проведены все реформы, но страдания народа не иссякают.

“Народ освобожден, но счастлив ли народ?”- вот главный вопрос «Элегии». После реформ жизнь крестьянства не улучшилась, поэтому Некрасов призывает к дальнейшей борьбе: «… каждый в бой иди!»

Некрасов, посвятив свою жизнь и творчество борьбе за человеческую жизнь народа, не знает услышит его сам народ,- «Увы! не внемлет он – и не дает ответа», - и, вообще, поймет ли его народ хотя бы когда-нибудь, ведь при жизни Некрасова простой русский человек, крестьянин, нес домой не Белинского и не Гоголя.