Название владимиро суздальской земли в средневековой руси. Ростово-Суздальская (Владимиро-Суздальская) земля

  • Общество
  • Исторические факты
  • Социальная страница
  • Неизвестная Россия
  • Литературная страница
  • Рецепты
  • Наши контакты

    Помощь детям!

    Статьи дня

    Елена Горьканова 7.04.2015

    Елена Горьканова 7.04.2015

    История Владимиро-Суздальского княжества XII - XIV вв., одного из крупнейших государственных образований Северо-Восточной Руси, является важным звеном между становлением Киевского государства и образованием централизованного Русского государства. Уже в IX веке на территорию будущего княжества проникают славянские переселенцы. Их путь сюда - с юга и с запада (из Поднепровья, земель смоленских кривичей и новгородских словен). Именно в это время здесь воз-никли поселения кривичей и словен новгородских. Они образовали основу сложившейся впоследствии великорусской народности.

    Местное угро-финское население постепенно усваивало язык, культуру и обычаи славян.

    Природные богатства края, обилие рек и озер, густые леса, давшие название Залесскому краю, соседствовали с безлесным «Опольем» - северорусской житницей. Неслучайно уже тогда эта область привлекла внимание киевских князей. С X века эти земли вошли в состав Древнерусского государства с центром в Киеве.

    Однако само это государство постепенно распадалось на отдельные самостоятельные княжества. Среди вновь возникших княжеств была и Ростово-Суздальская земля, объединившая пространства Окско-Волжского междуречья. Она вела торговлю и поддерживала экономические связи со странами Западной Европы, Средней Азией и Закавказьем.

    Киевский князь Владимир Мономах первым стал подчинять своей власти земли Северо-Восточной Руси и первым определил значение высокого холма над клязьменскими кручами для постройки здесь города-крепости - Владимира (1108 г.).

    Во Владимиро-Суздальский край он направил своего сына Юрия, получившего потом прозвище Долгорукого. Однако Юрий мало внимания уделял своей северной вотчине, занятый борьбой за киевский стол. Под конец жизни он строит во Владимире церковь во имя своего покровителя - св. Георгия (1157 г.).

    Подлинный расцвет города и Владимиро-Суздальского княжества приходится на период княжения Андрея Боголюбского и Всеволода III «Большое гнездо». Сильная княжеская власть опиралась на нарождающееся дворянство - «молодшую дружину», а также на торгово-ремесленное население Владимира и других городов.

    На вторую половину XII века приходится необычайный взлет владимиро-суздальской культуры и искусства. Андрей Боголюбский расширяет столицу на запад и восток, куда выводят монументальные Золотые и Серебряные ворота. Насыпными валами горододельцы укрепляют крепость, прорезывая в них проезды для Волжских, Ирининых и Медных ворот так, что периметр Владимира увеличивается и достигает восьми километров, превосходя средневековые Киев и Новгород.

    В центре города воздвигается (1158-1160), который должен был стать не только главным храмом владимирской епископии, но и оплотом независимой от киевских духовных властей митрополии. Строительство собора было следствием стремлений Андрея Боголюбского сделать град Владимир «главой всем», т. е. политическим центром феодальной Руси. Здесь хранилась и главная реликвия Владимирской земли - икона Богоматери, привезенная князем Андреем из Вышгорода, по преданию написанная самим Апостолом Лукой.

    В те же годы сооружался и загородный замок князя - Боголюбов-город. Расположенный в 10 километрах от Владимира, он должен был стать не только резиденцией Андрея Боголюбского, но и опорным пунктом на восточных границах княжества. Здесь возводится монументальный дворец князя, в центре которого - храм Рождества Богородицы, замечательный выразительностью своих форм и богатством настенного убранства. Дворец соединялся с церковью Рождества переходами: это был единый архитектурный ансамбль, выполнявший две задачи: культового и оборонительного сооружения.

    Неподалеку от Боголюбово, у слияния Нерли и Клязьмы строители Андрея возвели храм Покрова на Нерли - жемчужину древнерусского зодчества. Устремленный ввысь, пленяющий красотой своих пропорций белокаменный храм отражается в старице Клязьмы, усиливая выразительность окружающей природы. Это поистине сокровище русской культуры, выразившее ту высоту мастерства строителей Андрея Боголюбского, которая была присуща подлинной гениальности…

    Андрей Боголюбский пал жертвой боярского заговора в 1174 году. В Боголюбском монастыре, в старой колокольне, под лестницей, до сих пор остались следы крови, вытекшей из его ран. Его преемник, князь Всеволод III Большое гнездо (1176-1212) продолжал политику своего брата. В это время происходит дальнейший рост политического могущества Владимиро-Суздальского княжества. Во Владимире и других городах продолжается белокаменное строительство.

    В 1194-1197 гг. в столице княжества был воздвигнут Дмитриевский собор - выдающееся произведение русского и мирового зодчества. Первоначально, входя в ансамбль дворца Всеволода Большое Гнездо, он знаменовал собой одну из вершин развития владимиро-суздальской архитектуры. В 1230-1234 гг. в Юрьев-Польском заканчивается строительство Георгиевского собора - последнего (до татарского нашествия) белокаменного храма, замечательного резным убранством, сплошь покрывающим его стены...

    В 1238 году орды Батыя разгромили княжеские дружины, опустошили и сожгли города. После осады сгорел Киев, Чернигов, Рязань, Владимир и многие другие. Но монголо-татарское иго не смогло уничтожить высоких культурных и политических традиций Владимирской земли. Они были сохранены, восприняты и развиты в процессе «собирания Руси» Московской в 14-15 вв.


























    Северо-восточная Русь - Владимиро-Суздальская или Ростово-Суздальская земля (как она называлась сначала) располагалась в междуречье Оки и Волги. Здесь к началу XII в. сложилось крупное боярское землевладение. В Залесском крае имелись плодородные почвы, пригодные для земледелия. Участки плодородной земли получили название ополий (от слова "поле"). Один из городов княжества даже получил название Юрьев-Польской (т.е. находящийся в ополье). Здесь росли старые и возникали новые города. У впадения Оки в Волгу в 1221 г. был основан Нижний Новгород - крупнейший опорный и торговый центр на востоке княжества. Дальнейшее развитие получили старые города: Ростов, Суздаль, Владимир, Ярославль. Строились и укреплялись новые города-крепости Дмитров, Юрьев-Польской, Звенигород, Переяславль-Залесский, Кострома, Москва, Галич-Костромской и др.

    Территория Ростово-Суздальской земли была хорошо защищена от внешних вторжений естественными преградами - лесами, реками. Ее называли Залесским краем. Один из городов получил из-за этого название Переяславль-Залесский. Кроме того, на пути кочевников к Ростово-Суздальской Руси лежали земли других южнорусских княжеств, принимавших на себя первый удар. Экономическому подъему северо-востока Руси способствовал постоянный приток населения. В поисках защиты от нападения врагов и нормальных условий для ведения хозяйства население земель, подвергавшихся набегам кочевников, устремлялось во Владимиро-Суздальские ополья. Сюда шел колонизационный поток и с северо-запада в поисках новых промысловых земель.

    Среди факторов, способствовавших подъему экономики и отделению Ростово-Суздальской земли от Киевской державы, следует назвать наличие выгодных торговых путей, проходивших по территории княжества. Важнейшим из них был Волжский торговый путь, связывавший северо-восточную Русь со странами Востока. Через верховье Волги и систему больших и малых рек можно было пройти к Новгороду и далее в страны Западной Европы. В Ростово-Суздальской земле, столицей которой тогда был город Суздаль, княжил в то время шестой сын Владимира Мономаха - Юрий (1125 - 1157). За постоянное стремление расширить свою территорию и подчинить себе Киев он получил прозвище "Долгорукий". Юрий Долгорукий, как и его предшественники, всю свою жизнь посвятил борьбе за киевский великокняжеский престол. Захватив Киев и став великим князем Киевским, Юрий Долгорукий не забывал о своих северо-восточных землях. Он активно влиял на политику Новгорода Великого. Под традиционное влияние ростово-суздальских князей попали Рязань и Муром. Юрий вел широкое строительство укрепленных городов на границах своего княжества. Под 1147 г. в летописи впервые упоминается о Москве, выстроенной на месте бывшей усадьбы боярина Кучки, конфискованной Юрием Долгоруким. Здесь 4 апреля 1147 г. состоялись переговоры Юрия с черниговским князем Святославом, привезшим Юрию в качестве подарка шкуру пардуса (барса). Еще при жизни отца сын Юрия - Андрей понял, что Киев утратил прежнюю роль. В темную ночь 1155 г. Андрей со своими приближенными бежал из Киева. Захватив "святыню Руси" - икону Владимирской богоматери, он поспешил в Ростово-Суздальскую землю, куда был приглашен местным боярством. Отец, пытавшийся образумить своего непокорного сына, вскоре умер. Андрей больше не вернулся в Киев. В княжение Андрея (1157-1174) развернулась ожесточенная борьба с местным боярством. Андрей перенес столицу из богатого боярского Ростова в небольшой городок Владимир-на-Клязьме, который застроил с необычайной пышностью. Были сооружены неприступные белокаменные Золотые ворота, возведен величественный Успенский собор. В шести километрах от столицы княжества на слиянии рек Нерль и Клязьма Андрей основал свою загородную резиденцию - Боголюбово. Здесь он проводил значительную часть времени, за что и получил прозвище "Боголюбский". Здесь, в Боголюбском дворце, темной июльской ночью 1174 г. Андрей был убит в результате заговора бояр, во главе которого стояли бояре Кучковичи, бывшие владельцы Москвы. Правители Владимиро-Суздальского княжества носили титул великих князей. Центр русской политической жизни переместился на северо-восток. В 1169 г. старший сын Андрея захватил Киев и подверг его жестокому разграблению. Андрей пытался подчинить Новгород и другие русские земли. В его политике находила отражение тенденция к объединению всех русских земель под властью одного князя.

    Политику Андрея продолжил его сводный брат - Всеволод Большое Гнездо (1176-1212). У князя было много сыновей, отчего он и получил свое прозвище (его сыновья изображены на рельефе стены Дмитриевского собора во Владимире). Двадцатидвухлетний сын византийской принцессы Всеволод жестоко расправился с боярами-заговорщиками, убившими его брата. Борьба между князем и боярством закончилась в пользу князя. Власть в княжестве окончательно установилась в форме монархии. При Всеволоде с большим размахом было продолжено белокаменное строительство во Владимире и других городах княжества. Всеволод Большое Гнездо пытался подчинить своей власти Новгород, расширил территорию своего княжества за счет новгородских земель по Северной Двине и Печоре, отодвинул границу Волжской Болгарии за Волгу. Владимиро-Суздальский князь был в то время сильнейшим на Руси. Автор "Слова о полку Игореве" говорил о могуществе Всеволода: "Волгу может веслами расплескать, а Дон шеломами вычерпать". Владимиро-Суздальское княжество сохраняло первенство среди русских земель и после смерти Всеволода Большое Гнездо. Победителем в междоусобной борьбе за владимирский великокняжеский престол между его сыновьями вышел Юрий (1218-1238). При нем был установлен контроль над Великим Новгородом. В 1221 г. он основал Нижний Новгород - крупнейший русский город на востоке княжества. Процесс дальнейшего экономического подъема Владимиро-Суздальского княжества был прерван монгольским нашествием.


    «Раздробленность Руси.

    Характеристика основных удельных центров

    (Владимиро-Суздальская земля, Великий Новгород, Галицко-Волынское княжество)»

    Нижний Новгород

    Введение…………………………………………………………………………...3

    Владимиро-Суздальская земля…………………………………………………...7

    Галицко-Волынская земля………………………………………………………12

    Новгородская земля (или Новгородская феодальная республика)…………...14

    Заключение……………………………………………………………………….20

    Список литературы………………………………………………………………21

    Введение:

    На рубеже XI – XII вв. единое Древнерусское государство распалось на целый ряд отдельных полусамостоятельных княжеств и земель. Начинается период феодальной раздробленности. Ему предшествовали острые междукняжеские усобицы. До этого времени усобицы, как правило, кончались победой одного, наиболее сильного из князей и поражением, а то и гибелью остальных.

    Иной характер носили междукняжеские отношения после смерти Ярослава Мудрого (1054). Его наследниками были пятеро оставшихся в живых к моменту его смерти сыновей: Изяслав, Святослав, Всеволод, Игорь и Вячеслав.

    Русскую землю Ярослав разделил между тремя старшими сыновьями (Игорь и Вячеслав получили менее существенные, чем остальные, земли, Владимир-на-Волыни и Смоленск, и оба вскоре умерли), создав своего рода триумвират Ярославичей. Изяслав как старший получил Киев, Великий Новгород и Туровское княжество, Святослав – Черниговскую землю, землю вятичей, Рязань, Муром и Тмутаракань, а Всеволод – Переяславль Киевский, Ростов-Суздальскую землю, Белоозеро и Поволжье. Это распределение было на первый взгляд странным: ни у одного из братьев не было какого-то одного, большого княжества, земли были расположены черезполосно. Более того, Святослав, которому достался находящийся на север от Киева Чернигов, получил в восточной части Руси её южную часть. Всеволод же, в чьих руках был Переяславль Киевский (южнее Киева), владел северной частью земель восточной Руси. Вероятно, таким образом, Ярослав пытался преодолеть возможность будущего раздробления, стремился создать условия, при которых братья зависели бы друг от друга и не могли править самостоятельно.

    На первых порах триумвират Ярославовичей был действенным: они вместе боролись против Ростислава Владимировича, захватившего Тмутаракань. Впрочем, он был вскоре отравлен византийским агентом: Византия боялась усиления русского влияния на Кавказе.

    Единым фронтом Ярославичи боролись против Всеслава полоцкого, который в 1065 г. Попытался захватить Псков, а затем и Новгород.

    Ярославичи, выступив против Всеслава, в 1067 году взяли Минск, а затем встретились с Всеславом в битве на реке Немиге. Всеслав был разгромлен и, понадеявшись на скрепленное клятвой – целование креста – обещание братьев «не сотворим ти зла», прибыл для переговоров. Однако Ярославичи схватили Всеслава и отвезли его в Киев, где посадили в «поруб» - подземную тюрьму.

    События последующих лет привели к распаду триумвирата. В 1068 году на р. Альте половцы разбили Ярославичей. Киевляне потребовали оружия, чтобы самим обороняться против кочевников, но Изяслав побоялся вооружать горожан. Началось восстание, Изяслав и его брат бежали, а князем был провозглашен Всеслав. Святослав вскоре наголову разгромил половцев, а Изяслав с помощью польских войск подавил восстание в Киеве, десятки горожан были казнены, многие ослеплены. Вскоре (1073) вспыхнули усобицы между Ярославичами, в них участвовали уже и внуки Ярослава. В битве на Нежатиной ниве (1078) погиб Изяслав, великим князем стал Всеволод.

    После его смерти (1093)на престол вступил сын Изяслава-Святополк. Однако бесконечные усобицы продолжались. В1097г в Любече по инициативе сына Всеволода – перееславского князя Владимира Мономаха собрался княжеский съезд. Князья выразили сожаление по поводу усобиц, идущих на пользу только половцам, которые «землю нашу несуть розно, и ради суть, оже межю нами рати», решили быть отныне единодушными («имемся въ едино сердце») и установили совершенно новый принцип организации на Руси: «Кождо да держить отчину свою». Таким образом, Русская земля больше не считалась единым владением всего княжеского дома, а была совокупностью отдельных «отчин», наследственных владений ветвей княжеского дома. Установление этого принципа юридически закрепляло уже начавшееся разделение Русской земли на отдельные княжества- «отчины», закрепляло феодальную раздробленность.

    Однако разделить землю князьям было легче, чем стать единодушными. В том же 1097 г. Внуки Ярослава Давыд и Святополк заманили к себе и ослепили теребовльского князя Василька, а затем вступили в войну друг с другом. Начался новый виток феодальной войны. Однако на некоторое время усобицы остановились благодаря деятельности Владимира Мономаха. Обстоятельства его появления на киевском престоле были таковы. В 1113 году в Киеве умер великий князь Святополк Изяславович. Его смерть ознаменовалась мощным народным восстанием. Киевляне разгромили двор близкого к Святополку тысяцкого Путяты и дворы ростовщиков. Киевские бояре обратились с просьбой занять великокняжеский престол к Владимиру Всеволодовичу Мономаху. Этот шестидесятилетний князь, внук по женской линии византийского императора Константина Мономаха (отсюда его прозвище) пользовался заслуженной популярностью на Руси. Став киевским князем, Владимир Мономах значительно облегчил положение закупов, дав им право уходить от своего господина, чтобы заработать денег и вернуть «купу», ввел ответственность за обращение закупа в полного холопа, снизил максимальный ростовщический процент для долговременных ссуд с 33 до 20 процентов и запретил превращать свободных в холопы за долги. Княжение Владимира Мономаха (1113 – 1125) и его сына Мстислава Великого (1125 – 1132) были временем восстановления единства Древнерусского государства.

    Однако центробежные силы оказались непреодолимыми. Феодальная раздробленность наступила. Произошел не распад Древнерусского государства, а превращение его в своеобразную федерацию княжеств во главе с великим князем киевским, хотя власть его все время слабела и была скорее номинальной. Отношения между князьями регулировались существовавшим тогда обычным правом и заключавшимися между ними соглашениями. Цель усобиц в период раздробленности была уже иной, чем в едином государстве: не захват власти во всей стране, а укрепление своего княжества, расширение его границ за счет соседей.

    Причины перехода к феодальной раздробленности следует искать, прежде всего, в появлении и распространении феодального землевладения не только княжеского, но и частного, возникновения боярских сел. Основой экономической мощи господствующего класса становится теперь не дань, а эксплуатация феодально-зависимых крестьян внутри боярских вотчин. Этот процесс постепенного оседания дружины на землю заставлял и князя быть менее подвижным, стремиться укрепить свое собственное княжество, а не переходить на новый княжеский стол.

    Другими причинами перехода к феодальной раздробленности были рост городов и развитие отдельных земель, что делало их более независимыми от Киева. Вместо одного центра появляется несколько.

    Количество княжеств постоянно менялось, так как каждое из них в ходе семейных разделов распадалось на новые. С другой стороны, встречались и случаи, когда соседние княжества объединялись. Поэтому можно перечислить лишь главные из княжеств и земель: Киевское, Переяславское, Турово-Пинское, Полоцкое, Галицкое и Волынское (объединившиеся в последствии в Галицко-Волынское), Ростово-Суздальское (впоследствии – Владимиро-Суздальское). Особняком стояла Новгородская земля с её республиканским строем. В XIII веке из неё выделилась Псковская земля, также республиканская.

    Для каждой из этих земель были характерны свои отличительные особенности, но вместе с тем их тесная связь в рамках федерации обеспечивалась общим сознанием единства Русской земли и общими основными законами, заключавшимися в Пространной Правде. Вот эти отличия и сходства земель я хочу рассмотреть поподробнее на примере более крупных из них, выделившихся в ходе феодальной раздробленности. Это и является целью моей работы.

    Владимиро-Суздальская земля в XI XIII вв.

    Расположенная на северо-востоке от Приднепровья Владимиро-Суздальская (ранее Ростово-Суздальская) земля была далекой окраиной Древнерусского государства. Поэтому эту землю часто называют Северо-Восточной Русью. Здесь первоначально жили угро-финские (мордва, меря, мурома) и балтские (в западной части) племена. Лишь на рубеже IX – X вв. с северо-запада сюда начинают проникать ильменские словене, а с запада – кривичи, на рубеже X – XI вв. – вятичи, которые упорно не подчинялись власти Древнерусского государства.

    Первоначальной столицей этой земли был Ростов. Находившаяся за лесом территория носила название Ополье. Земля здесь была, быть может, не так плодородна, как приднепровский чернозем, но все же давала достаточно устойчивые урожаи. Поскольку население здесь было до прихода славян очень редким, земля не была особенно ценной. Ценилась «роспашь», земля, с большим трудом отвоеванная крестьянином у леса, окультивированная и уже населенная крестьянами. Здесь было много угодий – рыбных, сенокосных, бортных, соляные промыслы.

    Ростово-Суздальская земля, попавшая по разделу между Ярославичами в руки Всеволода, оставалась и дальше под властью его потомков – сначала Владимира Мономаха, а затем его сына Юрия Долгорукого, при котором фактической столицей княжества стал Суздаль. Вряд ли своё прозвище этот князь получил за особенности своего телосложения. Вероятней другое: свои «долгие» (т.е. длинные) руки он из Суздаля протягивал в самые разные концы Русской земли, активно участвуя в различных княжеских междоусобицах. Полем его деятельности была вся Русь: он стремился к захвату Новгорода и вмешивался в междукняжеские отношения даже в далекой Галицко-Волынской земле. Но главной целью его устремлений был киевский великокняжеский престол. Ему удалось захватить Киев дважды – в 1149 и в 1155 гг. После 1155 г. он уже не покидал Киева, отправив в Суздаль одного из своих младших сыновей – Василька. Юрий Долгорукий держал себя в Киеве так, что киевляне под конец говорили, что им с ним «не ужити». Его смерть в 1157 г. (есть сведения о том, что он был отравлен) привела к мощному народному восстанию против его приближенных.

    С именем Юрия Долгорукого часто связывают основание Москвы. Действительно, Юрий основал немало городов на границах своего княжества.

    С именами сыновей Юрия Долгорукого Андрея Боголюбского и Всеволода Большое Гнездо связан политический и экономический подъем Северо-Восточной Руси. Андрей Боголюбский по своей психологии был уже типичным князем времени феодальной раздробленности. Его вначале мало интересовала Киевская земля. Получив в ней от отца в качестве удела Вышгород, он не захотел там остаться и, нарушив отцовскую волю, бежал в далекий зелесский край, прихватив с собой «чудотворную» икону Божьей матери. Ни старинный центр Северо-Восточной Руси Ростов, ни отцовская столица – тоже достаточно старый город Суздаль не привлекали Андрея. Он решил поселиться в одном из новых городов, полвека тому назад основанном Владимире. Здесь менее сильны были вечевые традиции, и оставалось больше простора для княжеского самовластия. И вот неподалеку от Владимира лошади, которые везли икону Богородицы в Ростов, центр епархии, внезапно остановились. Никакие понукания не могли заставить их двинуться. Богородица сама «решила» избрать местом своего пребывания Владимир и даже сообщила об этом во сне самому Андрею. С тех пор эта икона именуется Владимирской божьей матерью. На месте, где остановились лошади, был основан княжеский замок Боголюбов, ставший загородной резиденцией Андрея. Отсюда и его прозвище – Боголюбский.

    Время Андрея Боголюбского – время весьма активной политики владимиро-суздальского князя. Он ведет успешную войну с Волжско-Камской Болгарией (1164), и в честь одержанной победы по его приказанию неподалеку от Боголюбова воздвигают замечательную церковь Покрова богородицы на реке Нерли. Андрея называют «самовластцем» Суздальской земли. Но этого ему было мало. Он стремился овладеть и великокняжеским престолом, и Новгородом. В 1169 г. войска Андрея под предводительством его сына Мстислава взяли Киев и учинили там страшную резню. Город был сожжен, горожане частью уведены в плен, частью истреблены. Однако, подчинив себе Киев и получив официально титул великого князя киевского, Андрей, в отличие от своего отца, не переехал туда. Его целью было укрепление своего, Владимиро-Суздальского княжества.

    Северо-Восточная Русь была далекой окраиной Древнерусского государства, ее окружали труднопроходимые леса (часто эти земли называли Залесьем). В ХI-ХII вв. активизируется миграция славян из Юго-Западной Руси, из новгородских земель в эти края. Столь массовое переселение связывают с половецкими набегами и ростом боярского вотчинного землевладения, усиливавшим эксплуатацию крестьян. Этот процесс приводил не только к увеличению числа сельских жителей, но и к появлению новых городов.

    Первоначальной столицей этой земли был Ростов. Ярослав Мудрый основал Ярославль, тогда же в летописях впервые упоминается Суздаль. В 1108 г. Владимир Мономах основал на реке Клязьме город Владимир. Этот город был построен князем, поэтому вечевые традиции здесь не были прочными. В большой зависимости от воли князя были и бояре. Все это способствовало установлению во Владимиро-Суздальской земле сильной княжеской власти.

    Залесской Русью правил Всеволод Ярославич, и она осталась под властью его потомков – сначала Владимира Мономаха, а затем его сына Юрия Долгорукого. При Юрии фактической столицей княжества стал Суздаль. Юрий получил свое прозвище Долгорукий за то, что его интересы простирались в разные уголки Киевской Руси. Он активно участвовал в междоусобицах, даже пытался захватить Новгород. Главной целью его политики было добиться киевского княжения, что ему и удалось сделать. С именем Юрия Долгорукого связывают первое упоминание о Москве (1147) . Его сыновья, Андрей Боголюбский и Всеволод Большое Гнездо, своей деятельностью добились политического и экономического подъема Северо-Восточной Руси.

    Андрей Боголюбский был типичным князем времен феодальной раздробленности, который не стремился к захвату Киева. Он обосновался во Владимире. С выбором столицы связана легенда об иконе Божьей Матери, которую взял с собой князь Андрей, отправляясь в Северо-Восточную Русь. Недалеко от Владимира кони встали. На этом месте было основано Боголюбово, ставшее загородной резиденцией князя (отсюда и его прозвище). С тех пор икону называют Владимирской Божьей Матерью. Андрей вел удачные войны, захватил и разорил Киев, подчинил своей власти Новгород.

    Целью Андрея было, с одной стороны, повысить роль Владимиро-Суздальского княжества в общерусской политике, а с другой – обособить Северо-Восточную Русь от Киевского государства. Этому способствовало превращение Божьей Матери Владимирской в небесную покровительницу княжества и установление богородичного культа. Этот культ противопоставил Северо-Восточную Русь Киеву и Новгороду, где почитали святую Софию. При князе Андрее велось мощное каменное строительство, что дополнительно подчеркивало суверенитет княжества. Подозрительность князя заставляла его бо?льшую часть времени проводить в Боголюбове. Но это не спасло его от заговора, и в 1174 г. он был убит.

    Борьба за власть завершилась победой одного из младших братьев Андрея – Всеволода, по прозвищу Большое Гнездо. Он продолжил политику Андрея, с его именем связано появление титула великого князя владимирского. Однако феодальная раздробленность не была преодолена. Уже князь Всеволод стал выделять уделы своим сыновьям. После его смерти Владимиро-Суздальское княжество продолжало дробиться.

    Ростово-Суздальслая земля, расположенная на северо-востоке от киевского центра, в междуречье Оки и Волги, долгое время была далекой окраиной Руси. Первоначально здесь жили финно-угорские (мордва, весь, мурома, меря), а в западной части также и балтские племена. Лишь на рубеже IX-X вв. с северо-запада сюда начинают проникать ильменские словене, а с запада - кривичи, на рубеже X-XI вв. - вятичи. В XI-ХII вв. славянская колонизация усилилась. Поначалу основной поток переселенцев шел из Новгородской земли, а позднее - из Южной Руси. Как считают археологи, славянизация местных племен кое-где затянулась до XIV в.

    От остальных русских земель Северо-Восточную Русь отделяли густые и труднопроходимые леса. Природно-климатические условия для ведения хозяйственной деятельности тут были более благоприятные, чем в Новгороде, но значительно хуже, чем в Южной Руси. Преобладали подзолистые почвы, хотя среди лесов располагались и массивы плодородных земель - суздальские ополья. Основным занятием населения было земледелие. Широкое распространение получили также разнообразные промыслы. Здесь располагались богатые рыбные ловли, соляные источники и бортные угодья. В целом же окраинная Ростово-Суздальская земля считалась захолустным уделом и традиционно передавалась киевским князем младшему сыну.

    Первоначальной столицей Северо-Восточной Руси был Ростов. Суздаль, второй после Ростова по величине город, впервые упоминается в летописях под 1024 г. В 1108 г. Владимир Мономах основал на реке Клязьме город Владимир. Усиление колонизационного процесса привело не только к увеличению населения, но и к возникновению новых городов. Однако по сравнению с Южной Русью городов здесь было мало, господствующим типом селений были деревни. Тем не менее, вечевые традиции «старших» городов Ростова и Суздаля («младшие» города веча не имели) играли важную роль в политической жизни края.

    Переселенцы с юга давали новым для них местам привычные южнорусские названия. Зачастую в географических названиях отражались и династические притязания князей. Так, Юрий Долгорукий заложил город, названный в честь родовой «отчины» отца Переяславлем. Как и южный Переяславль он стоял на реке Трубеж.

    Особую роль в освоении Северо-Востока играла княжеская власть, которая здесь изначально была сильней, чем в Приднепровье. Суздальским князьям удалось создать крупный домен. Свои огромные земельные владения они раздавали дружинникам и слугам, которые в целом были враждебно настроены к боярской знати старших городов и все надежды возлагали на князя. Но в отношениях князя с его дружиной уже не было патриархального равенства, а нередко проглядывало подданство.

    Появление боярских вотчин в Северо-Восточной Руси относится ко второй половине XII в. Часть земли князья раздавали церкви. Параллельно с появлением феодального держания и вотчинного хозяйства шла и монастырская колонизация. Освоение пустынных малолюдных районов часто начиналось с основания монастыря, становившегося местным центром, где окрестные крестьяне искали защиты и помощи.

    Долгое время Северо-Восточная Русь находилась в даннической зависимости от Киева. Когда Владимир Мономах посадил в Ростове своего сына Юрия, он хотел, видимо, сохранить такое положение. Но со смертью Мономаха зависимость Ростово-Суздальской земли от Киева прекратилась.

    Князь Юрий Владимирович получил характерное прозвище Долгорукого, вероятно, потому, что стремился далеко распространить свое влияние. Полем его деятельности была вся Русь. Он оказывал дипломатический и военный нажим на Новгород, вмешивался в княжеские междоусобицы даже в далекой Галичине. Под его влияние попали Рязань и Муром. Но главной целью его устремлений был киевский стол.

    Начиная с Юрия Долгорукого, князья Северо-Восточной Руси совершали походы против волжских булгар. Булгарское царство, вступившее после падения Хазарии в полосу расцвета, контролировало волжскую торговлю. Северная же Русь придавала волжскому торговому пути такое же значение, какое Киевская Русь придавала днепровскому.

    С именем Юрия Долгорукого связано первое летописное упоминание о Москве. По преданию, Москва первоначально принадлежала боярину Кучке, по имени которого поселение называли также Кучкино. В 1147 г. Юрий пригласил сюда своего союзника в борьбе с киевскими и смоленскими князьями черниговского князя Святослава Ольговича.

    В ходе упорной борьбы с племянниками Юрий в 1155 г. окончательно захватил Киев. После этого он уже не возвращалсявРостово- Суздальскуюземлю, кудаотправил младших сыновей.Старшегосына Андрея ЮрийпосадилвВышгородепод Киевом. Но наследник Долгорукого предпочел Киеву далекий залесский край. Не считаясь с волей отца, князь Андрей в 1155 г. уехал в Суздальскую землю, прихватив из женского монастыря икону Богородицы, привезенную из Константинополя и написанную, по преданию, евангелистом Лукой. Эта икона будто бы подсказала Андрею место ее дальнейшего пребывания: кони, везшие будущую святыню Северо-Восточной Руси, остановились как вкопанные в 11 верстах от Владимира, на месте будущей загородной резиденции князя - Боголюбова. С тех пор эта икона именуется Владимирской Божьей матерью.

    После смерти в 1157 г. Юрия Долгорукого ростовчане и суздальцы избрали Андрея на княжение. Но Андрей, получив власть из рук боярства и веча старших городов, вскоре перенес свою столицу во Владимир, а большую часть времени стал проводить под защитой стен мощного каменного замка в Боголюбове. Жестокий и властолюбивый политик, он опирался на младшую дружину (служилых людей) и население новых городов, в первую очередь Владимира, который в отличие от Ростова и Суздаля не имел ни веча, ни многочисленного и влиятельного боярства. Названный летописью «самовластцем», князь изгонял из Владимирской земли своих близких родственников, подвергал опале бояр и отдельных церковных иерархов.

    Установление Андреем культа Богоматери как основного во Владимиро-Суздальской земле как бы противопоставляло ее Киевской и Новгородской землям, где основным был культ св. Софии. Выстроив храм Успения Богородицы, князь пожаловал ему десятую часть в торговых доходах. Попытка Андрея учредить особую владимирскую митрополию вызвала противодействие Киева и Константинополя. Зато константинопольский патриарх позволил ему перенести епископский престол из Ростова во Владимир.

    В борьбе за политическую гегемонию на Руси Андрей в первую очередь стремился подчинить своей власти Киев и Новгород. Но его политика в отношении захваченного в 1169 г. Киева была совершенно новой в истории Руси. «Андрей,- отмечал В.О.Ключевский,- впервые отделил старшинство от места; заставив признать себя великим князем всей Русской земли, он не покинул своей Суздальской волости и не поехал в Киев сесть на стол отца и деда. …Таким образом, княжеское старшинство, оторвавшись от места, получило личное значение».

    Разгромив Мстислава Изяславича, Андрей решил изгнать из Новгорода его сына. Но поход его войска на Новгород в 1170 г. закончился неудачей. Только прекратив подвоз хлеба из волжских городов в Новгород, Боголюбский добился назначения новгородским князем своего ставленника.

    Деспотизм и властолюбие Андрея восстановили против него даже его ближайшее окружение. В Боголюбове, где князь, казалось, чувствовал себя в полной безопасности, в 1174 г. возник заговор. Заговорщики пробрались в княжескую спальню и убили Андрея.

    После смерти Боголюбского ростовские и суздальские бояре пригласили на княжение его племянников Ростиславичей, а жители Владимира обратились с аналогичным призывом к его братьям Михаилу и Всеволоду. Началась междоусобная война, в которой первоначально победу одержали племянники, ставленники боярства. Но уже в 1175 г. на престоле утвердился Михаил, а после его смерти в 1176 г. - и Всеволод.

    Княжение Всеволода Большое Гнездо (1176-1212) - время наивысшего расцвета Владимиро-Суздальского княжества. Судя по летописям, он был первым владимирским правителем, прочно усвоившим титул «великого князя». Всеволод сломил сопротивление старого боярства и стал распоряжаться делами княжества столь же самовластно, как Андрей Боголюбский. Многие его враги из числа ростовских бояр погибли, другие лишились вотчин. С притязаниями Всеволода вынуждены были считаться в Киеве и Новгороде, Галиче и Смоленске.

    Однако внутри самого Владимиро-Суздальского княжества нарастали центробежные тенденции. Уже при жизни Всеволод начал выделять уделы сыновьям. В последний год жизни великий князь завещал владимирский стол не старшему сыну Константину, стороннику ростовских порядков, а второму - Юрию.

    Сразу после смерти в 1212 г. Всеволода Константин вступил с Юрием в борьбу, втянув в нее в качестве союзников новгородцев. Юрий, в свою очередь, объединился с братом Ярославом, который одно время занимал новгородский стол, но был из Новгорода выгнан. Ярослав, захватив Торжок, не пропускал в Новгород хлеб и пытался диктовать новгородским боярам свою волю. В этих условиях новгородцы попытались заключить отдельный мир с Юрием и одновременно уговорить Ярослава признать старшинство Константина

    В 1216 г. в битве на р. Липице (около г. Юрьева Польского) новгородцы, которые в очередной раз призвали Мстислава Удалого, обратили в бегство войско Ярослава. Юрий не оказал брату помощи.

    Победа Мстислава Удалого и новгородцев позволила Константину занять владимирский стол. Но после его смерти в 1218 г. великое княжение опять досталось Юрию Всеволодовичу. Потребность Новгорода в помощи против агрессии крестоносцев позволила Юрию вновь втянуть новгородцев в орбиту владимирской политики. Укрепляя свои позиции в Среднем Поволжье, Юрий Всеволодович в 1221 г. заложил на месте разрушенного мордовского городка при впадении Оки в Волгу г. Нижний Новгород, ставший со временем восточными воротами Руси.

    Раздел Владимиро-Суздальской земли между сыновьями Всеволода Большое Гнездо и распри между братьями окончательно подорвали могущество Северо-Восточной Руси. Князь Юрий Всеволодович погиб во время битвы с монголо-татарами на р. Сити в 1238 г.

    Новгородская земля

    История Новгородской земли - это, во-первых, история одного из крупнейших городов средневековья, демонстрировавшего близость к европейскому типу развития, а, во-вторых, история необъятной страны, которая раскинулась от Балтики до Ледовитого океана и Урала.

    Древнейшее ядро Новгородской земли представляло собой межэтническую конфедерацию славянских (словене, кривичи) и финно-угорских (меря, чудь) племен. Последние в Новгороде назывались обобщенно «чудскими племенами».

    Новгород был расположен на обоих берегах Волхова, недалеко от истока реки из озера Ильмень. Волхов разделял город на две стороны: восточную - Торговую и западную - Софийскую. Территория Новгорода формировалась постепенно. Только к концу XIII в. окончательно определилось деление города на пять основных административных районов - концов. Археологами изучены три древнейших племенных поселка, которые в дальнейшем стали основой трех концов Новгорода - Славенского (в восточной части города), Неревского и Людина (на Софийской стороне). Названия Славенского и Неревского концов этимологически соответствуют племенным союзам словен и неревы (летописной мери). В науке высказывается предположение (В.Л.Янин), что Людин конец изначально был поселением еще одного члена межэтнической конфедерации - кривичей.

    Первоначальные поселки, по всей видимости, постепенно продвигались навстречу друг другу, к некому центру, будущему детинцу, а те места, которые они занимали ранее, и получили название концов. Около 1168 г. возник Плотницкий конец, и только к концу XIII в. оформилась пятая административно-политическая единица Новгорода - Загородский конец.

    Территория вокруг Новгорода делилась на пять провинций, получивших позже название пятин. К северо-западу от Новгорода, между реками Волховом и Лугой, лежала Водская пятина; к северо-востоку, по обеим сторонам Онежского озера до Белого моря, - Обонежская; к юго-западу, по обеим сторонам реки Шелони, - Шелонская; к юго-востоку, между Мстой и Ловатью, - Деревская; в направлении к Волге - Бежецкая. Основная масса финских племен проживала в северных пятинах. Границы Новгородской земли на западе держались довольно прочно и никогда далеко не заходили за пределы естественного рубежа Чудского и Псковского озер. Южные пятины, с давних времен заселенные славянами, были более-менее пригодны для земледелия. На север и восток от пятин лежали новгородские «колонии» - Заволочье на Северной Двине, Тре на Кольском полуострове, Печора, Пермь, Вятка. Уже в XII в. все эти земли платили Новгороду дань. Для захвата колоний и эксплуатации их богатств новгородское боярство широко использовало землепроходцев-разбойников – «ушкуйников».

    В пятинах находились пригороды Новгорода: Ладога, Старая Русса, Торжок, Изборск, Копорье. Крупнейшим пригородом был Псков, который со временем выделился в самостоятельную республику и стал называться «младшим братом Новгорода».

    В Новгородской земле издавна было развито земледелие. Однако малоплодородные почвы существенно снижали эффективность зернового производства. Поэтому в случае неурожаев Новгород зависел от соседних русских земель. В то же время природно-климатические условия благоприятствовали развитию скотоводства. Широкое распространение получили охота, рыболовство, бортничество. Важным источником богатства Новгорода был грабеж земель-колоний, откуда поступали: пушнина, серебро, воск и другие предметы промыслового хозяйства.

    Уровень ремесленного производства в Новгороде был ничуть не ниже, чем в прославленных центрах Западной Европы и Ближнего Востока. Тут работали искусные кузнецы, кожевники, ювелиры, оружейники, ткачи, бондари и другие специалисты. Они работали преимущественно на заказ. Подавляющее большинство ремесленных мастерских располагалось в богатых боярских усадьбах, хозяева которых и эксплуатировали труд ремесленников. Большая боярская семья располагала исчерпывающим набором разных производств. Содействуя боярской консолидации, такая система организации городского владения одновременно решительно противодействовала консолидации ремесленников на профессиональной основе. Участие ремесленников разных профессий в единой хозяйственной организации боярского клана стало непреодолимым препятствием для их объединения в цеховые организации.

    Внешняя торговля Новгорода в значительной степени была подчинена потребностям ремесла. Основу новгородского импорта составляло разного рода ремесленное сырье. Ввозились, по сути, все виды цветных металлов, драгоценные камни, янтарь, сукна, даже некоторые виды древесины (например, самшит). Долгое время ввозилась соль, пока не были обнаружены ее залежи в самой Новгородской земле. Главными предметами новгородского вывоза в Западную Европу являлись меха, клыки моржей, воск, сало, лен, пенька.

    К очень раннему времени восходят торговые отношения Новгорода со Скандинавией. Новгородские купцы посещали Византию, страны Востока, вели торговлю в отдаленных русских городах. В XII в. новгородцы имели свой гостиный двор в городе Висби на острове Готланд. В самом Новгороде было два двора иностранных купцов: Готский (готами называли жителей острова Готланд) и Немецкий. Со второй половины XII в. начинается усиленная торговля новгородцев с прибалтийскими немецкими городами, образовавшегося впоследствии Ганзейского союза. Император Фридрих II даже дал новгородским купцам право беспошлинной торговли в Любеке.

    Крупное новгородское купечество было организовано в сотни, которые несколько походили на западноевропейские купеческие гильдии. Наиболее влиятельным и организованным было объединение купцов-вощников (торговцев воском) «Ивановское сто», которое существовало при церкви Иоанна Предтечи на Опоках. Здесь же проводилось взвешивание товаров и происходил суд по торговым делам.

    Боярское землевладение в Новгороде в ряде случаев имело клановый характер. Большие участки города составляли наследственную собственность крупных боярских родов. Владельцы соседних усадеб вели происхождение от одного общего предка. Установлено, что сами городские усадьбы бояр не меняли своих границ на протяжении X-XV вв.

    До начала XII в., пока бояре не начали активно приобретать «села», боярское землевладение в Новгородской земле существовало не в частновладельческой, а в корпоративной форме. Дело в том, что местная аристократия, ведшая свое происхождение, видимо, еще от родоплеменной знати, принимала активное участие в сборе государственных доходов и контроле над ними. Это коренным образом отличало Новгород от южнорусских земель, где для сбора дани использовалась система полюдья, то есть безраздельный княжеский контроль над государственными доходами. Превращаясь в особую корпорацию, новгородское боярство обосабливалось от княжеской дружинной организации.

    Сельскохозяйственная продукция, поступая к сборщику, перерабатывалась и превращалась в товар. Это влекло за собой резкое увеличение ее цены. Поскольку в княжескую казну поступал только эквивалент денежной нормы, то разница между стоимостью переработанного продукта и исходным продуктом оставалась в руках сборщика. Боярство полностью сохранило за собой сбор государственных доходов и в вотчинный период, что консолидировало верхи новгородского общества и давало им средства и возможности для эффективной борьбы с княжеской властью.

    Социально-политическое развитие Новгородской земли изначально имело свою специфику. Княжеская власть всегда была вторичной по отношению к Новгороду. Уже при Ярославе Мудром новгородцы добились значительных политических успехов. Впоследствии самостоятельность новгородского боярства по отношению к княжеской власти продолжала усиливаться. Память о призвании Рюрика и сложившаяся практика заключения с князем договора («ряда») идеологически подготавливали торжество в Новгороде республиканских порядков. Около 1117 г. новгородцы становятся «вольны в князьях», то есть, открыто претендуют на право изгнания князя вне зависимости от воли Киева. В 1126 г. новгородцы сами избрали себе посадника. До этого посадник либо присылался из Киева, либо назначался князем из состава дружины.

    Важной вехой на пути к полной независимости Новгорода от Киева стали события 1132-1136 гг. После смерти Мстислава Владимировича его сын Всеволод, занимавший новгородский стол, решил покинуть Новгород и занять Переяславль. Когда же он, не достигнув успеха на юге, вернулся в Новгород, новгородское вече выгнало его, а потом под давлением сторонников князя вернуло его уже с дороги. Но в 1136 г. новгородцы взяли Всеволода со всем семейством под стражу. Князю было поставлено в вину, что он «не блюдет смерд», хотел уйти княжить в Переяславль, первым бежал с поля боя в войне с суздальским князем Юрием Долгоруким. Обвинение Всеволода в том, что он не заботится о смердах, вряд ли могло исходить от самих смердов. В этом случае сама новгородская верхушка заботилась о сохранении и воспроизводстве рабочей силы.

    Традиционно принято считать, что с победой боярства над княжеской властью в 1136 г. в Новгороде окончательно восторжествовали порядки феодальной боярской республики. Хотя, конечно, республиканская (вечевая) форма правления складывается не в одночасье, а формируется на протяжении длительного времени. Поэтому процесс формирования Новгородской республики продолжался и после 1136 г., но боярство с этого времени стало оказывать решающее влияние на выбор князя. Первоначально ни одному из княжеских родов Руси не удавалось закрепиться в Новгороде на длительное время, но с 30-х гг. XIII в. там княжили уже только представители суздальской ветви. Всего же на протяжении XII – XIII вв. смена княжеской власти в Новгороде проходила около 60 раз.

    Принято считать, что верховная власть в Новгороде находилась в руках общегородского веча. Оно занималось законотворческой деятельностью, заключало и расторгало договоры с князем, избирало всех высших должностных лиц, решало вопросы войны и мира, устанавливало повинности населения.

    Князь был составным звеном республиканского административного аппарата, но его функции резко ограничивались. Они сводились в основном к защите Новгорода от внешней опасности. Князь обязывался неукоснительно выполнять условия «ряда» с новгородцами, иначе ему могли «указать путь». Судебные права князя ограничивались, он не мог подвергать новгородских мужей репрессиям «без вины», ему запрещалось приобретать земли в волостях, то есть на окраинах Новгородской земли. Зато княжеская власть нередко брала на себя посреднические функции и мирила враждующие боярские группировки.

    Из среды и под контролем боярства вече избирало посадника, который со временем сосредоточил в своих руках всю исполнительную власть. Он созывал вече и выполнял его решения, заключал соглашения с князем. Кроме того, посадник руководил деятельностью всех должностных лиц, вместе с князем возглавлял военные походы, осуществлял судебные функции, представительствовал во внешних сношениях.

    Следующим официальным лицом Новгорода был тысяцкий. Первоначально он назначался князем, но с конца XII в. также стал избираться. Долгое время (до второй половины XIV в.) тысяцкими были представители небоярского населения – меньшие люди, купцы. Тысяцкий контролировал налоговую систему, наблюдал за порядком в городе, а в военное время возглавлял ополчение.

    Большую роль в жизни Новгорода играл владыка – епископ (позже архиепископ). С середины XII в. духовный пастырь также стал выбираться самими новгородцами. Вече называло трех кандидатов. После этого на другом берегу Волхова, в Софийском соборе, жеребьевкой с помощью ребенка или слепца выбирали одного из трех авторитетнейших служителей церкви. Избранного таким образом иерарха отправляли к митрополиту в Киев для посвящения. Первым новгородским владыкой, прошедшим через подобную процедуру, был Аркадий. Избрание произошло в 1156 г., когда в Киеве отсутствовал митрополит. Хотя митрополит Константин прибыл на Русь в том же году, хиротония новгородского епископа всячески откладывалась. Только спустя два года Аркадий дождался хиротонии от митрополита, вынужденного все же поступиться традицией и смириться с реальностями новгородско-киевских отношений середины XII в.

    Новгородский владыка был хранителем городской казны, ведал государственными землями, участвовал в руководстве внешней политикой, контролировал эталон мер и весов, имел свой полк. Любые поземельные сделки считались недействительными без его санкции. При дворе епископа велась Новгородская летопись. Архиепископская должность была пожизненной, хотя случалось, что владыки уходили в монастырь или изгонялись по решению веча.

    В Новгороде существовали также и другие должностные лица. Во главе концов стояли «кончанские», во главе улиц – «уличанские» старосты. Они выбирались на соответствующих (кончанских и уличанских) собраниях.

    Одним из существенных вопросов истории Новгорода всегда было выявление степени демократизма его политического строя. Многие историки XIX – XX вв. видели в Новгородской республике образец «народовластия» (Н.М.Карамзин, И.Я.Фроянов), антитезу монархии. Широко распространено убеждение, что в вечевом собрании Новгорода участвовало все мужское население города – от бояр, до простых ремесленников и торговцев. Однако реальная власть в Новгородской республике принадлежала феодалам (боярам и меньшим) и богатейшим купцам. Наблюдалась отчетливая тенденция к олигархической форме правления (В.Л.Янин). Со временем боярство создало и специальный орган – совет «господы». Заседания этого неофициального правительства Новгорода проходили в покоях владыки на Софийской стороне и под его председательством. Совет подготавливал повестку вечевых собраний, разрабатывал меры воздействия на вече, осуществлял надзор за должностными лицами республики.

    Вечевая площадь Новгорода, которая находилась у Никольского собора на Торговой стороне, не превышала размеров боярской усадьбы. Тут стояла трибуна («степень») для руководителей республики, а также размещались скамейки остальных участников. По подсчетам В.Л.Янина здесь могли разместиться максимально 400-500 человек, что соответствовало числу богатых боярских усадеб Новгорода. Понятно, что места на скамьях могли занять в первую очередь богатые домовладельцы. Видимо, преимущества республиканского строя и его внешний демократизм основывались не на многолюдности общегородского веча, а на его гласности, а также на многоступенчатости вечевой системы города. Если общегородское вече было, по сути, искусственным органом, результатом создания межкончанской конфедерации, то низшие ступени веча (кончанские и уличанские) генетически происходили от древнейших народных собраний. Но именно они были и важнейшим средством организации внутриполитической борьбы боярства за власть. На них проще было разжигать и направлять в нужное русло политические эмоции всех социальных групп конца или улицы.

    В обычных условиях боярству незачем было созывать вече и апеллировать к воле низов. Поэтому общегородское вече не было органом ежедневного управления. Летописные воспоминания о нем разделены годами. Вече брало на себя всю полноту власти только в экстренных случаях: при отклонении нежелательного князя, вражеском нашествии и т. п.

    Чрезвычайное положение в Новгороде обычно сопровождалось арестом князя, посадника или других представителей республиканской администрации, грабежом имущества лиц, поставленных вне закона. Но элементы вечевого строя отразились на своеобразной ментальности новгородцев. Если в Юго-Западной Руси бояре казнили князей, то в Новгороде их не убивали, а вот с выборными должностными лицами вече не церемонилось и расправлялось со всей жестокостью.

    Для внутренней жизни Новгорода была характерна социальная напряженность, которая нередко выливалась в городские восстания (1136, 1207, 1228-1229 гг. и др.). Хотя в движениях такого рода принимали самое непосредственное участие городские низы, было бы преувеличением считать эти восстания проявлением классовой борьбы в чистом виде. В каждом конкретном случае боролись одни группы новгородцев во главе со своими боярами против других групп с их боярами. Это была борьба интересов, борьба уличанская и кончанская. Но уличная толпа, «черные люди» играли решающую роль в грабежах и погромах, жертвами которых становились представители какого-либо боярского клана.

    Самоутверждение новгородского боярства как участника корпоративной власти, в отличие от боярства южных княжеств, носило не центробежный, а центростремительный характер. Добившись ограничения княжеской власти, бояре Новгорода не дали возможности князьям растащить Новгородскую землю на части. Сохранению единства Новгородской республики способствовало и то, что у Новгорода не было многолюдных и богатых пригородов, за исключением Пскова.

    Псковская земля

    Псковская земля тянулась длинной и узкой полосой по берегам реки Великой, а также по берегам Чудского озера и вытекающей из него реки Наровы. Она играла роль передового русского поста на Западе. Благодаря своему выгодному географическому положению Псков (в древности Плесков) рано втянулся в международную торговлю, через него шел путь в Западную Европу из Новгорода. Главными предметами псковского экспорта были лен и конопля. Изначально Псков был настолько силен, что заставлял Новгород с собой считаться, и когда новгородцы принимали ответственное решение, они находили необходимым посоветоваться с псковичами.

    Отсутствие регулярного летописания в Пскове XII – XIII вв. является главной причиной скудности сведений о политической жизни города в это время. Тем не менее, можно достаточно подробно выделить основные вехи в расширении автономии Пскова на пути к оформлению самостоятельной Псковской республики. В 1137 г. псковичи призвали к себе изгнанного из Новгорода князя Всеволода Мстиславича и организовали оборону от новгородцев. Поддержало своего, псковского, князя и духовенство, стремясь добиться независимости псковской церковной организации. В дальнейшем имя и память Всеволода окружили почетом, его объявили святым, а его меч и гробница стали священными реликвиями города. Культ Всеволода служил идеологическому обоснованию псковской независимости. В 1192 г., во время очередного обострения отношений с Новгородом, псковское духовенство организовало демонстративный перенос мощей князя в Троицкий собор.

    Известно, что после смерти Всеволода в 1138 г. в Пскове на некоторое время утвердился его брат Святополк Мстиславич. Таким образом, с 30-х гг. XII в. в городе существовал княжеский стол, в котором псковичи были «вольны». Видимо, тогда же Псков перестает принимать посадников из Новгорода. Лишь в церковном отношении Псковская земля оставалась частью Новгородской епархии и подчинялась новгородским владыкам.

    В 1228 г. Псков самостоятельно, вопреки желанию Новгорода, заключил союз с Ригой. В 1237 г. псковичи продемонстрировали свою независимость от Новгорода, послав ратников в помощь немцам и чуди для участия в бесславном походе на Литву. Вряд ли правомерно относить обретение Псковом независимости на более поздний срок: ко второй половине XIII в. и тем более к так называемому Болотовскому договору 1348 г. между Новгородом и Псковом.

    Политическая и государственная организация Пскова в основных чертах повторяла новгородскую: вечевая система, выборный князь. Но вместо тысяцкого вече избирало двух посадников. Псковский собор Святой Троицы имел для псковичей такое же значение, что и Святая София для Новгорода. Общественная система Пскова в целом имела более демократичный характер, и боярство здесь играло довольно скромную в сравнении с Новгородом роль. Небольшие размеры Псковской земли и постоянная внешняя опасность не давали развиваться центробежным силам.