Неформальные позитивные. Формальные негативные санкции: понятие, примеры

Все процедуры, при помощи которых поведение инди­вида приводится к норме социальной группы, называются санкция­ми .

Социальная санкция - мера воздействия, важнейшее средство социального контроля.

Выделяют следующие виды санкций :

- негативные и позитивные ,

- формальные и неформальные .

Негативные санкции на­правлены против человека, отступившего от социальных норм.

По­зитивные санкции направлены на поддержку и одобрение человека, который следует данным нормам.

Формальные санкции налагаются официальным, общественным или государственным органом или их представителем.

Неформальные предполагают обычно реакцию членов группы, друзей, сослуживцев, родственников, знакомых и т.д.

Таким образом, можно выделить четыре типа санкций :

1. фор­мальные негативные,

2. формальные позитивные,

3. неформальные не­гативные,

4. неформальные позитивные.

Например , пятерка за ответ студента на занятии - формальная позитивная санкция. Примером отрицательной неформальной санкции может быть осу­ждение человека на уровне общественного мнения.

Позитивные санкции обычно влиятельнее негативных санкций .

Например , Для студента подкрепление учебных успехов положительными оценками является более стимулирующим, чем негативная оценка за плохо выполненное задание.

Санкции эффективны только тогда, когда су­ществует согласие относительно правильности их применения и авторитета тех, кто их применяет.

Например , взыскание медсестра может воспринять как должное, если считает его справедливым, и при взыскании, не соответствующем проступку, медсестра будет считать, что с неё поступили несправедливо, и не только не исправит по­ведения, но, напротив, может проявить реакцию негативизма.

Основные формы соци­ального контроля

Формы социального контроля - это способы регулирования жизнедеятельности человека в обществе, которые обусловлены различными общественными (групповыми) процессами и связаны с психологическими харак­теристиками больших и малых социальных групп.

Формы социаль­ного контроля предопределяют переход внешней социальной регу­ляции во внутриличностную.

Наи­более распространенными формами социального контроля являются :

Тра­диции,

Мораль и нравы,

Этикет, манеры, привычки.

Ø Закон - совокупность нормативных актов, обладающих юри­дической силой и регулирующих формальные отношения людей в масштабах государства .

Законы непосредственно связаны с конкретной властью в обществе и определяются ею, что, в свою очередь, ведет к установлению определенного образа жиз­ни. Многие важные события в жизни (вступление в брак, рождение ребенка, окончание университета и т.д.) непосредст­венно связаны с законами. Пренебрежение правовыми нормами может привести к негативным социально-психологическим последствиям.



Напри­мер , люди, проживающие в гражданском браке, при юридически неоформленных супружеских отношениях, могут столкнуться с не­гативными санкциями неформального характера.

Закон выступает как активная и действенная форма социального контро­ля.

Ø Табу система запретов на совершение каких-либо действий или мыслей человека.

Одной из наиболее древних форм социального контроля, предшествующих появлению законов, является табу. В первобытном обществе табу регулирова­ли важные стороны жизни. Считалось, что при нарушении запре­тов сверхъестественные силы должны покарать нарушителя. На уровне современного индивидуального сознания табу чаще всего связаны с суевериями - такими предрассудками, в силу которых многое из происходящего представляется проявлением сверхъес­тественных сил или предзнаменованием.

Например , студент, отправ­ляющийся сдавать экзамен, может изменить путь, если дорогу пе­ребегает черная кошка; молодая мать боится, что чужой взгляд причинит вред младенцу, и т.д. Человек боится, что если ритуал не будет им совершен, то обязательно возникнут неблагоприятные для него последствия. Внутренние табу - это (часто на уровне подсознания) социальные в прошлом запреты.

Ø Обычаи – повторяющиеся, привычные для большинства способы поведения людей, распространенные в данном обществе .

Обычаи усваиваются с детства и имеют характер общественной привычки. Главный признак обычая - распространенность. Обычай опреде­ляется условиями общества в данный момент времени и тем отли­чается от традиции.



Ø Традиции – носят вневременной характер и су­ществует достаточно долго, передаваясь из поколения в поколе­ние.

Под традициями понимают такие обычаи, которые:

Во-первых, сложились исторически в связи с культурой данного этноса;

Во-вторых, передаются из поколения в поколение;

В-третьих, определяются менталитетом (духовным складом) народа.

Можно сказать, что традиции - это одна из наиболее консервативных форм социального контроля. Но и традиции могут постепенно меняться и преобразовываться в соответствии с социально-экономическими и культурными изме­нениями, влияющими на социальные шаблоны поведения.

Например , традиция существования патриархальной семьи постепенно меня­ется во многих странах мира. Состав современной семьи, прожи­вающей под одной крышей, все чаще включает в себя лишь два поколения: родители - дети.

Обычаи и традиции охватывают массовые формы поведения и играют огромную роль в общества. Психологический смысл обычая или традиции солидарность людей . Солидарность объединяет людей одного общества, де­лает более сплоченными и, следовательно, более сильными. Нака­зание (негативные санкции), следующее за нарушением традиции, лишь способствует поддержанию единства группы. Невозможно понять сущность традиции вне культуры народа. Многие обычаи устраняются с изменением жизни в обществе.

Ø Мораль – особые обычаи, имеющие нравственное значение и связанные с пониманием добра и зла в данной социальной группе или обществе .

Мораль определяет то, что люди себе традиционно разрешают или запрещают в связи с их представлениями по поводу плохого и хорошего. Несмотря на разнообразие таких представлений, моральные нормы весьма схожи в большинстве человеческих культур вне зависимости от того, в каких формах они воплощаются.

Ø Совесть особое, уни­кальное качество человека, определяющее его сущность .

По В.Далю, совесть - это нравственное сознание, нравственное чутье или чувство в человеке; внутреннее сознание добра и зла; тайник души, в котором отзывается одобрение или осуждение каждого поступка; способность распознавать качество поступка; чувство, побуждающее к истине и добру, отвращающее ото лжи и зла; не­вольная любовь к добру и к истине; прирожденная правда в раз­личной степени развития (Толковый словарь живого великорус­ского языка. - СПб., 1997. - Т. 4).

В философии и психоло­гии совесть трактуется как способность личности осуществлять нравственный самоконтроль, самостоятельно формулировать для себя нравственные обязанности, требовать от себя их выполнения и про изводить оценку совершаемых поступков(Философский эн­циклопедический словарь. - М., 1983; Психология: Словарь. - М., 1990).

Совесть несет в себе внутренние осо­бые контролирующие функции, она является абсолютным гаран­том реализации моральных принципов. В то же время нельзя не заметить, что, к сожалению, в современной жиз­ни не всегда способствуют развитию этого уни­кального человеческого свойства.

Ø Нравы – обозначение обычаев, имеющих нравственное зна­чение и характеризующих все те формы поведения людей в том или ином социальном слое, которые могут быть подвергнуты нравственной оценке.

В отличие от морали нравы связаны с опре­деленными социальными группами. То есть об­щепринятая мораль в обществе может быть одна, а нравы разные.

Например , нравы элиты и нравы рабочей части общества имеют существенные различия.

На индивидуальном уровне нравы проявляются в манерах человека, особенностях его поведения.

Ø Манеры совокупность привычек поведения именно данного человека или определенной социальной группы .

Это внешние формы поведения, способы делать что-либо, харак­теризующие определенный социальный тип. По манерам мы мо­жем определить, к какой социальной группе относится человек, какова его профессия или основной вид деятельности.

Ø Привычка – неосознаваемое действие, которое столько раз по­вторялось в жизни человека, что приобрело автоматизированный характер .

Привычки складываются под влиянием бли­жайшего окружения и прежде всего семейного воспитания. Осо­бое внимание следует обратить на то, что привычки приобретают характер потребности , если они сформированы и закреплены .

На первом этапе формирования привычки, в силу ее новизны, индивид испытывает определенные трудности усвое­ния. Но когда действие совершенно усвоено, оно становится не­обходимым. Мы не обращаем внимания на наши привычки, по­тому что это как бы часть нас самих, это нечто естественное и не­обходимое. Привычки других людей, не похожие на наши, могут стать весьма раздражающим фактором.

Например , молодожены могут испытывать некоторые бытовые трудности из-за разности привычек. А в семьях, которые существуют достаточно долго и благополучно, можно наблюдать единство привычек или, согласие по поводу их проявлений.

Известная пословица гласит:

«Посеешь поступок - пожнешь привычку,


СОЦИОЛОГИЯ: ИСТОРИЯ, ОСНОВЫ, ИНСТИТУЦИОНАЛИЗАЦИЯ в РОССИИ

Глава 4
ВИДЫ И ФОРМЫ СВЯЗЕЙ В СОЦИАЛЬНОЙ СИСТЕМЕ

4.2. Социальный контроль

Социальный контроль, что же он из себя представляет? Как относится социальный контроль к социальной связи? Для того чтобы это понять, зададим себе ряд вопросов. Почему при встрече знакомые кланяются и улыбаются друг другу, к праздникам посылают поздравительные открытки? Почему родители отправляют своих детей, достигнувших определенного возраста, в школу, а люди не ходят на работу босиком? Ряд подобных вопросов можно продолжать и дальше. Все их можно сформулировать следующим образом. Почему ежедневно люди одинаково выполняют свои функции, а некоторые функции даже переходят из поколения в поколение?

Благодаря данной повторяемости осуществляется непрерывность и стабильность развития общественной жизни. Она дает возможность заранее предвидеть реакции людей на ваше поведение, этим способствует взаимному приспособлению людей друг к другу, так как каждый уже знает, что он может ожидать от другого. Например, водитель, сидящий за рулем машины, знает, что встречные машины будут держаться правой стороны, а если кто-нибудь выедет ему навстречу и врежется в его машину, то за это можно требовать его наказания.

Каждая группа вырабатывает ряд способов убеждений, предписаний и запрещений, систему принуждения и давления (вплоть до физического), систему выражения, которые позволяют привести поведение индивидов и групп в соответствие с принятыми образцами деятельности. Эта система и называется системой социального контроля. Коротко это можно сформулировать так: социальный контроль - это механизм саморегуляции в социальных системах, который осуществляется благодаря нормативному (правовому, моральному и т.д.) регулированию поведения индивидов.

В связи с этим социальный контроль выполняет и соответствующие функции, с помощью его создаются необходимые условия для устойчивости социальной системы, он способствует сохранению социальной стабильности, а также, одновременно с этим, позитивным изменениям в социальной системе. Поэтому от социального контроля требуются большая гибкость и способность верно оценивать различные отклонения от социальных норм деятельности, имеющие место в обществе, чтобы наказывать соответствующим образом отклонения, приносящие вред обществу, а необходимые для его дальнейшего развития - поощрять.

Реализация социального контроля начинается в процессе социализации, в это время индивид начинает усваивать социальные нормы и ценности, соответствующие уровню развития общества, у него формируется самоконтроль, и он принимает различные социальные роли, которые накладывают на него необходимость выполнения ролевых требований и ожиданий.

Основные элементы системы социального контроля: привычка, обычай и система санкций.

Привычка - это устойчивый способ поведения в определенных ситуациях, в некоторых случаях принимающий для индивида характер потребности, который не встречает отрицательной реакции со стороны группы.

У каждого индивида могут быть свои привычки, например, рано вставать, делать утром зарядку, носить определенный фасон одежды и т.п. Существуют привычки, которые общеприняты для всей группы. Привычки могут складываться стихийно, быть продуктом целенаправленного воспитания. Со временем многие привычки перерастают в устойчивые черты характера индивида и выполняются автоматически. Также привычки появляются в результате приобретения навыков и устанавливаются традициями. Некоторые привычки есть не что иное, как пережитки старых обрядов и торжеств.

Обычно нарушение привычек не приводит к негативным санкциям. Если же поведение индивида соответствует принятым в группе привычкам, то оно встречает признание.

Обычай - стереотипная форма социальной регуляции поведения, воспринятая из прошлого, которая отвечает определенным моральным оценкам группы и нарушение которой ведет к негативным санкциям. Обычай непосредственно связан с определенным принуждением для признания ценностей или принуждением в определенной ситуации.

Часто понятие “обычай” употребляют как синоним понятий “традиция” и “ритуал”. Под обычаем подразумевается неуклонное следование пришедшим из прошлого предписаниям, и обычай, в отличие от традиций, функционирует не во всех областях социальной жизни. Отличие обычая от ритуала заключается не только в том, что он символизирует определенные социальные отношения, но и выступает в качестве средства, применяемого для практического преобразования и использования различных объектов.

Например, обычай требует уважать почтенных людей, уступать место старым и беспомощным людям, относиться к людям, занимающим высокую должность в группе, согласно этикету и т.д. Таким образом, обычай - это система признанных группой ценностей, определенные ситуации, в которых эти ценности могут иметь место, и эталоны поведения, соответствующие этим ценностям. Неуважение обычаев, их невыполнение подрывают внутреннюю сплоченность группы, так как данные ценности имеют для группы определенную важность. Группа, используя принуждение, побуждает отдельных своих членов в определенных ситуациях соблюдать соответствующие ее ценностям эталоны поведения.

В докапиталистическом обществе обычай являлся основным социальным регулятором общественной жизни. Но обычай выполняет не только функции социального контроля, поддерживает и укрепляет внутригрупповую сплоченность, он помогает передавать социальный и

культурный опыт человечества от поколения к поколению, Т.е. выступает как средство социализации молодого поколения.

К обычаям относятся и религиозные обряды, и гражданские праздники, и производственные навыки и т.д. В настоящее время роль основного социального регулятора в современных обществах выполняют уже не обычаи, а социальные институты. Обычаи в “чистом” виде сохранились еще в сфере быта, морали, гражданской обрядности и в условных правилах различного рода - конвенциях (например, правила дорожного движения). В зависимости от системы общественных отношений, в которой они находятся, обычаи делятся на прогрессивные и реакционные, устаревшие. С устаревшими обычаями в развитых странах ведется борьба, утверждаются новые прогрессивные гражданские обряды и обычаи.

Социальные санкции. Санкции - это оперативные меры и средства, выработанные группой, необходимые для управления поведением ее членов, цель которых - обеспечить внутреннее единство и непрерывность общественной жизни, стимулируя для этого желательное поведение и наказывая нежелательное поведение членов группы.

Санкции могут быть негативными (наказание за нежелательные действия) и позитивными (поощрение за желательные, одобряемые обществом действия). Социальные санкции выступают важным элементом социального регулирования. Их смысл заключается в том, что они выступают в качестве внешнего стимула, побуждающего индивида к определенному поведению или определенному отношению к совершаемому действию.

Санкции бывают формальными и неформальными. Формальные санкции - это реакция формальных институтов на какое-то поведение или действие в соответствии с заранее оформленной (в законе, уставе, положении) процедурой.

Неформальные (диффузные) санкции - это уже спонтанная, эмоционально окрашенная реакция неформальных институтов, общественного мнения, группы друзей, сослуживцев, соседей, Т.е. непосредственного окружения на отклоняющееся от социальных ожиданий поведение.

Так как индивид в одно и то же время является членом разных групп и институтов, то одни и те же санкции могут подкреплять или ослаблять действие других.

По способу внутреннего давления выделяют следующие санкции:

- правовые санкции - это система наказаний и поощрений, разработанных и предусмотренных законом;

- этические санкции - это система порицаний, выговоров и побуждений, опирающихся на моральные принципы;

- сатирические санкции - это система всевозможных насмешек, издевок, применяемых по отношению к тем, кто ведет себя не так, как принято;

- религиозные санкции - это наказания или награды, установленные системой догматов и верований определенной религией, в зависимости от того, нарушает или соответствует поведение индивида предписаниям и запрещениям данной религии [см.: 312. С.115].

Моральные санкции реализуются непосредственно самой социальной группой через разные формы поведения и отношения к индивиду, а юридические, политические, экономические санкции - через деятельность различных социальных институтов, даже специально созданных для этой цели (судебно-следственные и др.).

В цивилизованных обществах наиболее часто встречаются следующие виды санкций:

Негативные неформальные санкции - это может быть выражение неудовольствия, огорчения на лице, прекращение дружеских отношений, отказ подать руку, различные сплетни и т.п. Перечисленные санкции имеют значение, так как после них уже следуют важные общественные последствия (лишение уважения, определенных выгод и т.д.).

Негативные формальные санкции - это всевозможные наказания, которые предусмотрены законом (штрафы, аресты, заключения, конфискация имущества, смертный приговор и т.п.). Эти наказания выступают в качестве угрозы, устрашения и, одновременно с этим, предупреждают, что ожидает индивида за совершение антиобщественных поступков.

Неформальные позитивные санкции - это реакция непосредственного окружения на позитивное поведение; которое соответствует эталонам поведения и системам ценностей группы, выражаемое в виде поощрения и признания (выражение почтения, похвалы и лестные отзывы

в устной беседе и в печати, доброжелательные сплетни и т.п.).

Формальные позитивные санкции - это реакция формальных институтов, осуществляемая специально выбранными для этого людьми, на позитивное поведение (публичное одобрение со стороны властей, награждение орденами и медалями, денежная награда, воздвижение памятников и т.п.).

В XX в. возрос интерес исследователей к изучению ненамеренных или скрытых (латентных) последствий применения социальных санкций. Это связано с тем, что ужесточение наказания может привести к противоположным результатам, так, например, боязнь риска может привести к снижению активности индивида и распространению конформизма, а страх быть наказанным за сравнительно мелкий проступок может подтолкнуть человека совершить более серьезное преступление, надеясь избежать разоблачения. Эффективность тех или иных социальных санкций должна определяться конкретно-исторически, в связи с определенным общественно-экономическим строем, местом, временем и ситуацией. Изучение социальных санкций необходимо для выявления последствий и для применения как для общества, так и для личности.

Каждая группа вырабатывает определенную систему надзора.

Надзор - это система формальных и неформальных способов обнаружения нежелательных поступков и поведения. Также надзор - это одна из форм деятельности различных государственных органов по обеспечению законности.

Например, в нашей стране в настоящее время выделяют прокурорский надзор и судебный надзор. Под прокурорским надзором подразумевается надзор прокуратуры за точным и единообразным исполнением законов всеми министерствами, ведомствами, предприятиями, учреждениями и другими общественными организациями, должностными лицами и гражданами. А судебный надзор - это процессуальная деятельность судов по проверке обоснованности и законности вынесенных приговоров, решений, определений и постановлений судов.

В 1882 г. в России был законодательно учрежден полицейский надзор. Это была административная мера, используемая в борьбе с освободительным движением с начала XIX в. Полицейский надзор мог быть гласным и негласным, временным и пожизненным. Например, поднадзорный не имел права менять место жительства, состоять на государственной и общественной службе и т.д.

Но надзор это не только система институтов милиции, следственных органов и т.п., к нему относится также и повседневное наблюдение за поступками индивида со стороны окружающей его социальной среды. Таким образом, неформальная система надзора - это постоянная оценка поведения, осуществляемая одними членами группы за другими, причем взаимная оценка, с которой индивид должен считаться в своем поведении. Неформальный надзор играет большую роль в регулировании повседневного поведения в ежедневных контактах, в выполнении профессиональной работы и т.п.

Система контроля, основанная на системе различных институтов, способствует тому, чтобы социальные контакты, взаимодействия и отношения совершались в установленных группой рамках. Данные рамки не всегда слишком жестки и допускают индивидуальную “интерпретацию”.


В зависимости от природы санкций, которые применяются по отношению к девианту, выделяются стили формального социального социального контроля.

1. Карающий (моралистический) стиль социального контроля .

Этот стиль имеет целью наказать девиантов, которые нарушили устои общества. Причем, предусматривается максимальное наказание. Применяется к нарушителю, совершившему преднамеренный поступок (чаще всего – преступление).

Особенность этого стиля – он ничего не компенсирует жертве девиантного поведения. Правосудие вершится на основе моральной справедливости.

Общество имеет главные доминирующие ценности, нарушение которых ведет только к карающему действию (человеческая жизнь, собственность и т.д.). Но, в тех обществах, где нет четко зафиксированных основных ценностей, девиантные поступки не влекут карательных санкций. К примеру, в архаичных обществах центральные ценности – религиозные. Жесткие карательные санкции следуют за нарушения табу, семейных традиций. В то время, как за убийство за покушение на собственность карательных санкций не последует.

В высоко развитых обществах очень большая концентрация ценностей – их много.

Такой социальный институт, как государство, тяготеет к карающему стилю социального контроля. Самым страшным поступком в государстве считается предательство или государственная измена и влечет за собой смертную казнь или пожизненное заключение.

Интенсивность применения карающего стиля социального контроля противоположна социальной дистанции .

Социальная дистанция – степень близости между людьми. Главными характеристиками социальной дистанции являются: частота взаимоотношений, их тип (формальный или неформальный), интенсивность взаимоотношений (степень эмоционального включения) и их продолжительность, а также природа связи между людьми (отношения предписанные или непредписанные).

Чем больше социальная дистанция между девиантом и агентом социального контроля, тем большую роль играют моральные правила . Например, родственники убийцы склонны простить его поступок, при условии, что в будущем этого не повторится.

Карающий стиль социального контроля обратно пропорционален отношениям между жертвой преступления и агентом социального контроля . Если жертва близка по социальной дистанции агенту социального контроля, то ответ на преступление будет жесткий (например, в США, за убийство полицейского преступник, чаще всего, будет убит полицией при задержании).

Социальный контроль бывает обычно двух видов – нисходящий и восходящий.

Нисходящий социальный контроль сверху вниз, когда группа, занимающая более высокое социальное положение, контролирует группу, занимающую положение более низкое .

Восходящий социальный контроль снизу вверх – нижестоящие контролируют вышестоящих (система общественного мнения на Запа де).

Карающий стиль социального контроля всегда нисходящий . Проступки против вышестоящих на социальной лестнице наказываются жестче.

Карающий стиль социального контроли прямо пропорционален социальному неравенству. Чем беднее человек, тем жестче наказание.

Карающий стиль социального контроля подразделяется в свою очередь на несколько видов:

1) Открытое наказание – ответ уполномоченных органов на поступок девианта в соответствии с нормами права.

2) Скрытое наказание (неформальный контроль) – группа может сама наказать своего члена за какой-либо проступок (особенно распространено в криминальных культурах).

3) Непрямой ответ – психическое заболевание может быть ответом на нанесенную обиду.

4) Самоубийство – самонаказание (самоконтроль).

2. Компенсирующий стиль социального контроля.

Компенсирующий стиль – принудительный стиль социального контроля: нарушитель компенсирует ущерб, нанесенный жертве . Чаще всего – это материальная компенсация. После принесения компенсации за материальный ущерб ситуация считается урегулированной и девиант наказанным .

В этом стиле главное внимание уделяется результату проступка, и не имеет значение был умысел при совершении проступка или нет. В центре внимания этого стиля всегда стоит жертва и именно ей уделяется большее внимание .

В компенсирующем стиле обычно присутствует третья сторона , которая принуждает к компенсации (арбитр, адвокат, суд и т.д.).

Компенсирующий стиль не применяется при убийстве, государственной измене, терроризме – здесь всегда применяется карающий стиль. Иногда карающий стиль может сочетаться с компенсирующим (например, тюремный срок за совершенное преступление с дополнительной мерой наказания – с конфискацией имущества).

Компенсирующий стиль применяется при средней и дальней социальной дистанции . Всякие близкие отношения препятствуют компенсирующему стилю. Например, редко выплачивают компенсацию за нанесенный ущерб соседи, поскольку здесь могут разорваться близкие связи, существующие между людьми, а если близкие связи рвутся, то они уже никогда не возобновляются, особенно, если участвует третья сторона – суд. Между друзьями редко выплачивается компенсация.

При нисходящем контроле компенсирующий стиль очень редок, так как часто у нарушителя с более низким статусом не хватает средств на выплату компенсации, к тому же компенсация как бы уравнивает вышестоящего с нижестоящим, поэтому компенсации редки, или вообще невозможны (например, в феодальном обществе, если простолюдин убил феодала, то применялся карающий стиль, так как компенсация уравнивала феодала с простолюдином). При восходящем социальном контроле компенсация выплачивается. (Богатый и известный человек, садясь в тюрьму теряет свой социальный статус, поэтому он откупается).

Современный мир более склонен к компенсирующему стилю социального контроля, чем к карающему (адвокаты двух сторон судебного разбирательства склонны договориться до суда и ответственная сторона выплачивает ущерб жертве, если нет серьезного правонарушения, то до тюремного заключения дело редко доходит, что объясняет развитие института адвокатов на Западе).

В нашей стране этот стиль очень слабо действует ввиду правовой неграмотности граждан и высокой платы за адвокатские услуги.

3. Терапевтический стиль социального контроля.

Этот стиль направлен не на наказание, а на изменение личности девианта и состоит из процедуры психотерапии – это как бы символическое изменение личности девианта.

Действует этот стиль только при согласии девианта к терапии (насильственная терапия – это наказывающий стиль).

Здесь имеет место попытка психотерапевта (или аналитика) разрешить внутриличностные проблемы, помочь личности исправиться, переоценить свое поведение, вернуть человека в общество и научить его жить в соответствии с нормами.

Агенты терапевтического стиля – врачи-психотерапевты, психоаналитики, религиозные деятели. Например, в религии с индивида за проступки вина снимается полностью и это помогает человеку адаптироваться к ситуации.

В рамках данного стиля большое значение имеет поведение девианта . Если поведение человека невозможно объяснить, его считают не совсем нормальным и применяют к нему терапевтический стиль социального контроля. В Уголовном кодексе существует такое понятие, как вменяемость: психически невменяемый на момент преступления человек не несет уголовной ответственности.

Терапевтический социальный контроль обратно пропорционален социальной дистанции . Если отец изобьет свою семью, подумают, что он больной. Если родители бьют детей, им советуют обратиться к психиатру, а не приглашают органы охраны правопорядка. Чем больше социальная дистанция между девиантом и жертвой, тем больше склонны считать человека преступником, а не больным.

4. Регулирующий стиль социального контроля.

Цель регулирующего стиля – урегулировать отношения между девиантом и жертвой девиантного поведения и привести их к гармонии . Применяется при нарушении отношений между двумя сторонами: между двумя индивидами, между индивидом и организацией, между организациями. Потерпевшей стороне этот стиль не дает ни моральной, ни материальной компенсации.

В наше время регулирующий стиль распространен достаточно широко. Он действует в области семейных отношений; в случаях конфликтов между студентами и преподавателями; между школьниками и учителями; между работниками на предприятии и т.д. Применяется, когда обе стороны укоренены в группе, где существуют длительные и пересекающиеся отношения; когда обе стороны принадлежат к одной родственной группе (если нет корыстных интересов); при длительном проживании группы на одном месте (русская крестьянская община).

Действие регулирующего стиля прямо пропорционально равенству сторон. Две стороны должны быть равны по социальному статусу; допускается лишь позиционное «муж–жена, дети–родители». Практически невозможно урегулировать отношения между представителями различных социальных групп.

Регулирующий стиль широко распространен среди организаций. Организации очень трудно наказывать, т.к. у них множественные пересекающиеся связи. В начале ХХ века в Европе возникают профсоюзы. С их появлением регулирующий стиль среди организаций стал доминирующим. Владельцы предприятий могут вступать с профсоюзами в связь и не чувствовать себя при этом униженными.

Формирование и функционирование небольших социальных групп неизменно сопровождается возникновением целого ряда законов, обычаев и традиций. Их главной целью становится регуляция общественной жизни, сохранение заданного порядка и забота о поддержании благополучия всех членов общины.

Социология личности, ее предмет и объект

Такое явление, как социальный контроль, имеет место во всех типах общества. Впервые этот термин использовал французский социолог Габриэль Тард Он, называя так одно из важнейших средств коррекции преступного поведения. Позже социальный контроль стал рассматриваться им в качестве одного из определяющих факторов социализации.

В числе инструментов социального контроля называются формальные и неформальные поощрения и санкции. Социология личности, которая выступает разделом социальной психологии, рассматривает вопросы и проблемы, связанные с тем, как взаимодействуют люди в пределах определенных групп, а также то, каким образом происходит формирование отдельной личности. Эта наука под термином «санкции» понимает также и поощрения, то есть это следствие какого-либо поступка, независимо от того, положительную или отрицательную окраску он имеет.

Что такое формальные и неформальные позитивные санкции

Формальный контроль общественного порядка возложен на официальные структуры (правозащитную и судебную), а неформальный осуществляют члены семьи, коллектива, церковной общины, а также близкие и друзья. В то время как первый базируется на государственных законах, второй основан на общественном мнении. Неформальный контроль выражен посредством обычаев и традиций, а также при помощи средств массовой информации (публичное одобрение или порицание).

Если раньше такой вид контроля был единственным, то сегодня он актуален только для небольших групп. Благодаря индустриализации и глобализации современные группы насчитывают огромное количество людей (до нескольких миллионов), поэтому неформальный контроль оказывается несостоятельным.

Санкции: определение и виды

Санкциями социология личности называет наказание или вознаграждение, используемые в общественных группах по отношению к отдельным индивидам. Это реакция на выход индивида за границы общепризнанных норм, то есть последствие поступков, которые отличаются от ожидаемых. Учитывая виды социального контроля, различают формальные позитивные и негативные, а также неформальные позитивные санкции и негативные.

Особенность позитивных санкций (поощрений)

Формальными санкциями (со знаком «плюс») становятся различные виды публичного одобрения официальными организациями. Например, выдача грамот, премий, титулов, званий, государственных наград и назначение на высокие должности. Такие поощрения обязательно предусматривают соответствие индивидуума, к которому их применяют, определенным критериям.

В отличие от них не существует четких требований для того, чтобы заслужить неформальные позитивные санкции. Примеры подобных поощрений: улыбки, рукопожатия, комплименты, похвалы, аплодисменты, публичное вынесение благодарности.

Наказания, или негативные санкции

Формальными наказаниями выступают меры, которые изложены в юридических законах, правительственных постановлениях, административных инструкциях и распоряжениях. Индивид, нарушивший действующие законы, может быть подвергнут заключению, аресту, увольнению с работы, штрафу, служебному взысканию, выговору, смертной казни и другим санкциям. Отличие таких мер наказания от тех, которые предусмотрены неформальным контролем (неформальные негативные санкции), в том, что для их применения необходимо наличие конкретного предписания, регулирующего поведение индивида. Оно содержит критерии, относящиеся к норме, перечень действий (или бездействие), которые рассматриваются как нарушения, а также меру наказания за поступок (или его отсутствие).

Неформальными негативными санкциями становятся виды наказаний, не закрепленные на официальном уровне. Это могут быть насмешки, презрение, устные выговоры, недоброжелательные отзывы, замечания и другие.

Классификация санкций по времени применения

Все существующие виды санкций разделяют на репрессивные и превентивные. Первые применяют после того, как индивид уже совершил действие. Размер такого наказания или поощрения зависит от общественных убеждений, которые определяют вредность или полезность поступка. Вторые (превентивные) санкции предназначены для предотвращения совершения конкретных действий. То есть их цель – склонить индивида к тому поведению, который считается нормальным. Например, неформальные позитивные санкции в школьной системе образования призваны выработать у детей привычку «поступать правильно».

Результатом такой политики становится конформизм: своеобразная "маскировка" истинных мотивов и желаний индивида под камуфляжем привитых ценностей.

Роль позитивных санкций в формировании личности

Многие специалисты приходят к выводу, что неформальные позитивные санкции позволяют осуществлять более гуманный и эффективный контроль поведения индивидуума.
Применяя различные меры поощрения и подкрепляя общественно приемлемые действия, можно воспитать такую систему убеждений и ценностей, которая будет препятствовать проявлению девиантного поведения. Психологи рекомендуют как можно чаще применять неформальные позитивные санкции в процессе воспитания детей.

Большинство социальных групп функционируют в согласии с определенными законами и правилами, которые в той или иной степени регулируют поведение всех членов сообщества. Это законы, традиции, обычаи и обряды.

Первые разработаны на государственном или региональном уровнях, и их соблюдение обязательно абсолютно для всех граждан конкретного государства (а также для нерезидентов, находящихся на его территории). Остальные носят, скорее, рекомендательный характер и неактуальны для современного человека, хотя для жителей периферии по-прежнему имеют немалый вес.

Конформизм как способ адаптации

Сохранение привычного положения вещей и существующего порядка необходимо людям, как воздух. Детей с малых лет обучают тому, как желательно или даже необходимо себя вести в обществе других людей. Большинство воспитательных мер направлено на то, чтобы устранить из их поведения поступки, которые могут быть неприятными для окружающих. Детей учат:

  • Сдерживать проявления жизнедеятельности организма.
  • Не раздражать людей громкой речью и яркой одеждой.
  • Соблюдать границы личного пространства (не прикасаться к другим без необходимости).

Ну и, конечно, в этот список входит запрет на совершение актов насилия.

Когда человек поддается воспитанию и развивает соответствующие навыки, его поведение становится конформистским, то есть социально приемлемым. Таких людей считают приятными, ненавязчивыми, с ними легко общаться. Когда же поведение индивида отличается от общепринятого шаблона, к нему применяют различные меры наказания (формальные и неформальные негативные санкции). Цель этих действий в том, чтобы обратить внимание человека на характер его ошибок и откорректировать модель поведения.

Психология личности: система санкций

В профессиональном лексиконе психоаналитиков санкции означают реакцию группы на действия или слова отдельного субъекта. Различные виды наказаний применяют для осуществления нормативного регулирования социальных систем и подсистем.

Следует отметить, что санкции – это и поощрения. Наряду с ценностями вознаграждения стимулируют соблюдение существующих социальных норм. Они служат наградой тем субъектам, которые играют по правилам, то есть для конформистов. Вместе с тем девиантность (отклонение от законов) в зависимости от тяжести проступка влечет за собой определенные виды наказаний: формальные (штраф, арест) или неформальные (выговор, осуждение).

Что такое «наказание» и «порицание»

Применение тех или иных негативных санкций обусловлено тяжестью социально неодобряемого проступка и жесткостью норм. В современном обществе используют:

  • Наказания.
  • Порицания.

Первые выражаются в том, что на нарушителя может быть наложен штраф, административное взыскание или ему ограничивают доступ к социально ценным ресурсам.

Неформальные негативные санкции в форме порицаний становятся реакцией членов социума на проявления нечестности, грубости или хамства со стороны индивида. В таком случае участники общины (группы, коллектива, семьи) могут перестать поддерживать отношения с человеком, выражают ему общественное неодобрение и указывают на особенности поведения. Конечно, есть любители читать нотации по поводу и без него, но это уже совсем другая категория людей.

Суть социального контроля

По мнению французского социолога Р. Лапьера, санкции стоит разделять на три основных вида:

  1. Физические, которые используются для наказания человека, нарушившего социальные нормы.
  2. Экономические, которые заключаются в блокировке удовлетворения самых важных потребностей (штраф, пеня, увольнение).
  3. Административные, суть которых в понижении социального статуса (предупреждение, взыскание, отстранение от должности).

В осуществлении всех перечисленных видов санкций, кроме провинившегося, принимают участие другие люди. Это и есть социальный контроль: общество использует понятие нормы для коррекции поведения всех участников. Целью социального контроля можно назвать формирование прогнозируемой и предсказуемой модели поведения.

Неформальные негативные санкции в разрезе самоконтроля

Для осуществления большинства видов социального наказания присутствие посторонних лиц становится обязательным. Например, человек, нарушивший закон, должен быть осужден в соответствии с принятым законодательством (формальные санкции). Судебный процесс может требовать участия от пяти-десяти человек до нескольких десятков людей, ведь тюремное заключение – это очень серьезная мера наказания.

Неформальные негативные санкции могут быть использованы совершенно любым количеством людей и также оказывают на нарушителя огромное влияние. Даже если индивид не приемлет обычаи и традиции той группы, в которой он находится, ему неприятна враждебность. После определенного сопротивления ситуация может разрешиться двумя способами: уход из данного общества или согласие с его социальными нормами. В последнем случае значение имеют все существующие санкции: позитивные, негативные, формальные, неформальные.

Когда социальные нормы внедрены глубоко в подсознание, необходимость применения внешнего наказания значительно ослабевает, так как индивид развивает способность самостоятельно контролировать свое поведение. Психология личности – это раздел науки (психологии), занимающийся исследованием различных индивидуальных процессов. Довольно много внимания она уделяет изучению самоконтроля.

Суть этого явления в том, что человек сам сопоставляет свои поступки с общепринятыми нормами, этикетом и обычаями. Когда он замечает отклонение, то способен сам определить тяжесть проступка. Как правило, следствием таких нарушений становятся угрызения совести и мучительное чувство вины. Они свидетельствуют об успешной социализации индивида, а также о его согласии с требованиями общественной морали и нормами поведения.

Значение самоконтроля для благополучия группы

Особенностью такого явления, как самоконтроль, является то, что все мероприятия по выявлению отступления от норм и применению негативных санкций выполняются самим нарушителем. Он и судья, и присяжные, и палач.

Конечно, если о проступке станет известно другим людям, общественное порицание также может иметь место. Однако в большинстве случаев даже при сохранении события в тайне отступник будет наказан.

Согласно статистике, на 70% социальный контроль осуществляется при помощи самоконтроля. К этому инструменту в той или иной мере прибегают многие родители, руководители предприятий и даже государств. Правильно разработанные и внедренные наставления, корпоративные правила, законы и традиции позволяют добиться впечатляющей дисциплины при минимальных затратах времени и усилий на проведение контролирующих мероприятий.

Самоконтроль и диктатура

Неформальные негативные санкции (примеры: осуждение, неодобрение, отстранение, порицание) становятся мощным оружием в руках умелого манипулятора. Используя эти приемы как средство внешнего контроля над поведением членов группы и одновременно сводя к минимуму или даже исключая самоконтроль, руководитель может получить немалую власть.

При отсутствии собственных критериев для оценки правильности поступков люди обращаются к нормам общественной морали и списку общепринятых правил. Для сохранения равновесия в группе внешний контроль должен быть тем жестче, чем хуже развит самоконтроль.

Обратной стороной избыточного контроля и мелочной опеки человека становится торможение развития его сознания, приглушение волевых усилий личности. В разрезе государства это может привести к установлению диктатуры.

Благими намерениями…

В истории немало случаев, когда диктатура была введена как временная мера - ее целью называли наведение порядка. Однако наличие этого режима на протяжении длительного времени и распространение жесткого принудительного контроля граждан мешают развитию внутреннего контроля.

В результате их ждала постепенная деградация. Эти личности, не привыкшие и не умеющие брать на себя ответственность, не способны обойтись без внешнего принуждения. В дальнейшем диктатура становится им необходима.

Таким образом, можно заключить, что чем выше уровень развития самоконтроля, тем более цивилизованно общество и тем менее ему нужны какие-либо санкции. В обществе, члены которого характеризуются высокой способностью к самоконтролю, с большей вероятностью может быть установлена демократия.