Неолитическая цивилизация. Экономическая история доиндустриальных цивилизаций

Всемирная история: В 6 томах. Том 1: Древний мир Коллектив авторов

НЕОЛИТ И НЕОЛИТИЧЕСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ

НЕОЛИТ И НЕОЛИТИЧЕСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ

Неолит - эпоха, охватывающая в областях динамического развития древних культур примерно три тысячелетия (VII–V тыс. лет до н. э.) и знаменующая начало принципиально нового этапа эволюции человеческой культуры. Изменения, произошедшие в эту эпоху в материальной культуре, хозяйстве, быту, этносоциальной и демографической сферах, были столь значительны, что получили в науке название «неолитическая революция». В это время уже окончательно утверждается оседлость. Происходят решающие перемены во всей стратегии жизнеобеспечения, связанные с переходом от простого присвоения природных пищевых ресурсов к их активному «искусственному» воспроизводству. Возникшая производящая экономика положила начало культурно-хозяйственной дивергенции земледельческого tf скотоводческого направлений развития. Новые возможности стабильного самообеспечения, основывавшиеся на земледелии и скотоводстве, вызывали ускорение темпов роста народонаселения. Производящая экономика и связанная с нею оседлость и хозяйственная дивергенция приводили к формированию этнокультурных общностей, имеющих значительно большую пространственную стабильность, чем в предшествующие эпохи. На характер этой стабильности стал оказывать влияние не только природный, как прежде, но и демографический фактор, значение которого с наступлением неолита неизмеримо возросло. Коренные изменения в хозяйственной деятельности стали во многом определять социальные отношения во всех основных сферах жизни общин - в системе брака и семьи, в родственных, экономических и общественных регламентациях. Утвердившийся в неолите хозяйственный механизм, по существу, уже предопределял возникновение частной собственности, имущественного расслоения, разрушение социального эгалитаризма и появление государства. Таковы наиболее показательные характеристики неолита, если рассматривать эту эпоху максимально обобщенно - как этап в усредненной схеме эволюции человеческой культуры. Конкретные проявления эпохи, разумеется, многообразны и порой даже трудно сопоставимы при рассмотрении различных территорий.

Орудия и утварь эпохи неолита: 1 - каменный топор в деревянной муфте (стоянка Воймежное, Русская равнина); 2 - зернотерка (Телль Гихейю, Южная Аравия); 3 - каменные сосуды и песты (Телль Гихейю, Южная Аравия); 4 - расписные сосуды (поселение Хаджилар, Юго-Западная Анатолия).

Приведенные выше общесоциологические признаки базируются на конкретном археологическом и палеоэкономическом содержании неолита. С собственно археологической точки зрения, эта эпоха характеризуется появлением новых технологий: регулируемого обжига глины, шлифовки каменных орудий, ткачества. Принципиально важным является первое из этих достижений. Благодаря ему в быт широко внедрилась керамическая посуда - кухонная, столовая, тарная. Использование шлифовки было вызвано необходимостью изготовления крупных утилитарных каменных орудий (топоры, тесла, навершия булав и др.) и престижных изделий (жезлы и т. п.), потребность в которых именно в это время возрастает. Указанные предметы не могли быть изготовлены в требуемом совершенстве при использовании только существовавших прежде способов и приемов обработки камня. Некоторые из этих орудий требовались для разнообразных работ по дереву (строительные работы, изготовление деревянной утвари, саней-волокуш, лыж и т. д.). Общий набор орудий в рассматриваемое время дополнился прежде всего еще довольно простым земледельческим инструментарием (специализированные мотыги, серпы).

В неолите получили дальнейшее развитие и бытовавшие ранее технологии. Археологически неолит остается все-таки эпохой камня. Обработка камня традиционными способами достигает в нем полного расцвета, а состав сложных и комбинированных орудий становится максимально разнообразным. Наконечники стрел, копий и дротиков настолько совершенны, что в последующем эти же изделия из металла только повторяли форму и размеры существовавших ранее каменных. В неолитическую эпоху подверглись одомашниванию животные и окультурации растения.

Выдающийся вклад в решение проблемы происхождения культурных растений был сделан академиком Н.И. Вавиловым после более сотни экспедиций, охвативших десятки стран мира и практически все регионы СССР. Первый вариант схемы центров культивирования растений был опубликован Н.И. Вавиловым в 1926 г. Наибольшую стройность эта схема получила в последней работе ученого в 1940 г. В этом, четвертом, варианте она содержит семь основных географических центров происхождения культурных растений. Наиболее значительным среди них является юго-западноазиатский центр, включающий Анатолию, Кавказ, Иран, Афганистан, Среднюю Азию и Северо-Западную Индию. В пределах этого центра выделены три очага, имеющие самостоятельное значение: кавказский, переднеазиатский (с территориями внутренней Сирии, Анатолии, Палестины, Иордании, Ирана, Северного Афганистана и Средней Азии) и северо-западноиндийский (охватывает Пенджаб, Северную Индию, Белуджистан, Южный Афганистан и Кашмир).

Работы Н.И. Вавилова, основывавшиеся на сформулированном им «дифференциальном ботанико-географическом» методе, во многом гениально предвосхитили последующие открытия археологов. В частности, именно в пределах юго-западноазиатского центра были открыты памятники, содержащие наиболее ранние находки культурных злаков (пшеница, ячмень, просо). Подтвердились и предположения о самостоятельности в рамках этого центра кавказского и других очагов. Н.И. Вавилов, по существу, положил основу для нового - палеоэтно-ботанического подхода к изучению древности. В частности, он писал по этому поводу: «Невольно исследователь растительных культур подходит вплотную к проблеме автономии и взаимоотношения человеческих культур. Мы не сомневаемся в том, что, детально изучив очаги формообразования важнейших культурных растений, ботаник в состоянии внести существенные поправки в представления историков и археологов. Автономные очаги генов культурных растений являются и вероятными автономными очагами человеческой культуры» (Избр. труды. М., 1965. Т. 5. С. 119).

Раннеземледельческое неолитическое население вело, как правило, комплексное хозяйство. Первые следы доместикации животных (овцы, козы) отмечаются в материалах переднеазиатских памятников, относимых к VIII тысячелетию до н. э. Этот процесс зависел от биологических ресурсов конкретных территорий, этологии животных и прежде всего их способности поддаваться одомашниванию, а также от уровня культуры, исторического и социального опыта человеческих коллективов. Так, овцы и козы были одомашнены в Передней Азии и на Кавказе, так как именно там располагался естественный ареал того единственного вида дикого барана (переднеазиатский муфлон), который оказался оптимальным для этих целей. Значительно позже подошло к доместикации животных население пустынных районов Юго-Западной Азии (например, Аравийского полуострова). Здесь, по всей видимости, был одомашнен верблюд, но уже много тысячелетий спустя после овец, коз и начала разведения коров на территории соседнего Восточного Средиземноморья. Еще более масштабны различия механизмов этого процесса, если сопоставлять его проявления на различных континентах. Однако при всех различиях того, какие виды животных приручались и когда это происходило, последствия перехода к скотоводству, так же как и к земледелию, везде были однонаправленными.

Масштабы последствий при переходе к производящему хозяйству на различных территориях оказывались различными. В плодородных долинах крупных рек этот процесс потенциально приводил к созданию раннегородских цивилизаций, развившихся уже в посленеолитическое время. А в районах с экстремальными природными условиями он не получал своего полного завершения. Но и здесь последствия перехода к производящему хозяйству имели принципиальное значение для будущей социальной эволюции тех или иных обществ. Наиболее существенным здесь явилось то, что новая форма хозяйства позволяла получать избыточный продукт.

Труд при оседлом земледельческом хозяйстве индивидуализировался в несравненно большей степени, чем прежде. Соответственно персонифицировались и результаты труда. Иным становилось отношение к экономической территории, эксплуатируемой общинами. Подготовка разрозненных участков земли к посеву, долгий уход за ними, включавший иногда и искусственное орошение, неизбежно приводили к закреплению конкретных участков земли за минимальными социальными ячейками - семьями. Земли, не требовавшие приложения дополнительных усилий по их использованию, оставались одинаково доступными для всех членов коллектива, но и они находились во владении определенной общины или рода. Таким образом, прежняя достаточно аморфная система племенных территориальных приоритетов в неолитическое время постепенно конкретизировалась в понятиях дифференцированной собственности племени, общины, рода и семьи.

В областях своего интенсивного развития земледелие приводило к разрушению племенной структуры и замене ее на относительно небольшие союзы общин, объединенных экономическими интересами и не предполагающих жестких регламентаций. Экономический фактор приобретал все большее значение и во внутриобщинной жизни. При этом родовые связи не утрачивали своей роли. Трудовая кооперация, различные виды взаимопомощи, семейно-брачные отношения - все это находило свое выражение, прежде всего в сфере родовых структур. Однако по мере утверждения отношений собственности и появления новых ценностей социального престижа и тут происходили определенные трансформации. Они особенно проявлялись в сегментации родов и сосредоточении норм родовых отношений в большей мере на круге лиц, объединенных относительно узким родством (большая семья, братская семья, патронимия и т. п.).

В ходе указанных перемен укреплялась социальная и экономическая роль семьи. Появление избыточного продукта и возможность его наследования привносили в семейно-брачные отношения фактор прямой экономической зависимости членов семьи друг от друга, главным образом, жены от мужа и детей от отца. Усложнились брачные обряды и церемонии. Они стали сопровождаться различными формами выкупа в виде дарений родителям невесты. Дарение стало практиковаться и в других сферах внутриобщинной и межобщинной жизни. Смысл его состоял в утверждении отдельными членами общины своего социального статуса и налаживании дружеских отношений между соседними общинами.

Появление элементов частной собственности и разрушение эгалитарного общества не могло не сказаться на формах общественной регламентации и организации власти. Регламентации расширялись за счет экономической сферы, особенно в отношениях землепользования и взаимных экономических обязательств как между членами общины, так и между общинами в целом. Решения по важным вопросам жизни, вероятно, принимались по-прежнему еще собранием всех взрослых членов. Однако вес голосов участников собраний не был одинаковым. Традиционно признавалось первенство мнений авторитетных представителей родов, знахарей и колдунов. С появлением имущественных различий этот круг пополнялся лицами, владевшими относительно большой собственностью, которая использовалась хозяином частично на нужды рода и общины. Потомки таких лиц имели больше возможностей играть впоследствии важную роль в жизни общины, так как вместе с имуществом отца они наследовали и атрибуты социального престижа.

Наследственной власти в эпоху позднеродовой общины еще не существовало. Но уже появились элементы представительской власти, которые передавали право решения межобщинного или племенного уровня конкретным лицам, представляющим отдельные общины и роды.

Происшедшие в неолитическую эпоху изменения в хозяйстве и образе жизни людей привели к значительным переменам в мировоззрении, религиозных представлениях, культах и обрядах. Более эффективным стало накопление позитивных знаний, прежде всего в областях, имеющих практическое значение - в селекции животных и растений, в агро- и зоотехнике. Более детализованным стал счет времени. С утверждением земледельческих производственных циклов вырабатывался земледельческий календарь, с которым увязывались новые общинные праздники и обряды. Видоизменилась иерархия культов. Появилась тенденция к персонификации природных явлений и зародились умилостивительные обряды. Отражением наметившихся перемен в социальной сфере жизни явилось усиление культа предков, служившего, в частности, освящению общинных и родовых норм обычного права. Изменились характер и акценты религиозного отношения к животным. Объектом почитания наряду с дикими становятся и домашние животные, и их место в верованиях определяется реальным местом, занимаемым ими в хозяйственной жизни людей. Одной из основных мировоззренческих идей становится идея единства всех природных стихий, цикличности происходящих в мире перемен, круговорота жизни и смерти в виде умирания и воскрешения.

Как уже отмечалось выше, развитие неолитических производств имело окончательным результатом возникновение городской цивилизации и становление государств. Это произошло, например, в долинах крупных рек - Нила, Тигра, Евфрата. Сложившееся поливное земледелие, водообеспеченность и наличие пригодных для возделывания земельных ресурсов делали возможным здесь непрерывный и поступательный характер исторического процесса.

Иначе обстояло дело на обширных пространствах степей и гор Евразии, в пустынных областях Африки и Азии. В середине IV тысячелетия до н. э. в этих регионах происходят грандиозные по масштабам культурные катаклизмы. Начавшееся в это время резкое изменение климата в сторону иссушения привело к подвижкам целых культурных массивов, их перемещениям и внутренним трансформациям на огромной территории от окраин Центральной Азии до Карпат и Балкан.

Цветущие оседло-земледельческие культуры Средней Азии и Ирана, Кавказа, Причерноморья и Балкано-Карпатского региона прекращают свое существование. Дальнейшие судьбы некоторых из них, олицетворявших в свое время высшие достижения тех или иных регионов, зачастую даже не фиксируются археологически.

На историческую арену выходят новые динамичные культуры, приведенные в движение теми же климатическими изменениями, которые захватывают небывало широкие пространства. Так, например, ареал древнеямной культуры охватывает территорию между Волгой и Дунаем, а куро-аракская культура распространяется от Северного Кавказа до Сирии и Палестины. Масштаб миграций и культурных трансформаций этого периода столь велик, что определяет собой перелом эпох. На смену неолиту-энеолиту приходит эра металла.

Указанные перемены не коснулись территорий экстенсивного развития неолит-энеолитических культур. Конечно, климатические изменения IV тысячелетия до н. э. коснулись также пустынных и лесных культур, развивавшихся более или менее изолированно от внешнего мира. Но здесь перемены ограничились сужением их ареалов соответственно изменению границ лесного пояса или скоплением населения в природных убежищах в виде водообеспеченных долин и оазисов Евразии. В этих своеобразных культурных «рефугиумах» развитие культур, как правило, происходило без кардинальных сдвигов или даже перемен.

Из книги Чаша и клинок автора Айслер Риан

Неолит Примерно в то самое время, когда Леруа-Гуран писал о своих находках, наши знания о доисторических временах продвинулись намного вперед благодаря впечатляющим результатам раскопок двух поселений времен неолита: Чатал-Хююка и Хаджилара. Они были найдены в древней

автора Берчу Думитру

Глава 4 НЕОЛИТ АКЕРАМИЧЕСКИЙ ГОРИЗОНТ Первые земледельцы и скотоводыВот на этом фоне и из этих элементов и должен был сложиться неолит - эпоха, когда человек поднялся на новую ступень развития и научился производить для себя средства существования. В Румынии проблему

Из книги Даки [Древний народ Карпат и Дуная] автора Берчу Думитру

РАННИЙ НЕОЛИТ: 5500–3500 ГГ. ДО Н. Э Происхождение и источники Рис. 7. Ранний неолит в Румынии.I - культура хаманджия; II - культура дудешти; III - культура криш; IV - культура линейно-ленточной керамики; V - культура Нижнего Буга1 - Молдова-Векь; 2 - Вэршанд; 3 - Чумешти; 4 - Беря

Из книги Япония до буддизма [Острова, заселенные богами] автора Киддер Джейн Э.

Глава 2 НЕОЛИТ Деление эпохи Дзёмон на периоды было произведено в соответствии с типами керамики, которые С. Яманучи соотносит с пятью стадиями эволюции гончарного мастерства. Эти периоды довольно продолжительны и потому не требуют наличия специальных знаний типологии

автора Бадак Александр Николаевич

Неолит Неолит - высшая и последняя стадия каменного века. О его общих хронологических рамках говорить сложно, поскольку с усилившейся неравномерностью исторического развития неолитическую эпоху первобытные племена проходили в разное время.Так, например, на ближнем

Из книги Всемирная история. Том 1. Каменный век автора Бадак Александр Николаевич

Неолит на юге и западе Европы Процесс перехода от охотничье-собирательского и рыболовческого хозяйства к земледелию и скотоводству, от мезолитических орудий труда к неолитическим был своеобразным в различных областях и совершался в несравненно более сложных и

Из книги Всемирная история. Том 1. Каменный век автора Бадак Александр Николаевич

Неолит в восточной Европе Восточное побережье Балтийского моря в неолитический период было населено рыболовческо-охотничьими племенами.Следы их обитания обнаружены в нескольких местах, в том числе в верхних наслоениях островной стоянки в торфянике Кунды и в стоянке

Из книги Всемирная история. Том 1. Каменный век автора Бадак Александр Николаевич

Неолит в средней Азии У разных племен Средней Азии в период неолита культура находилась на разных ступенях развития.Так, например, если в южных районах современной Туркмении и Таджикистана еще в V тысячелетии до н. э. возникли центры древнейшего земледелия, то в Приаралье

Из книги Всемирная история. Том 1. Каменный век автора Бадак Александр Николаевич

Неолит в северной Азии На сегодняшний день несколько ранних неолитических памятников IV тысячелетия до н. э. открыты и на Урале и к востоку от него.Стоянки древних племен, населяющих в древности эту территорию, тоже принадлежали охотникам и рыболовам, которые только что

Из книги От тайны к знанию автора Кондратов Александр Михайлович

Неолитическая революция Около 12 тысяч лет назад заканчивается последний ледниковый период. В это же время первые племена делают следующий шаг в своем развитии - от древнекаменного века к среднекаменному (мезолиту). Изобретен лук и стрелы, появляются новые орудия труда,

Из книги Мифы и правда о женщинах автора Первушина Елена Владимировна

Неолитическая путешественница На север Европы неолит приходит гораздо позже. В тот период здесь не было больших городов, подобных азиатским, однако неолитические европейцы создали не менее поразительные памятники культуры.В 1990-х гг. фермер Мартин Грин из Дорчестера в

Из книги Прародина Русов автора Рассоха Игорь Николаевич

P.P.S. Ностратики, Y-хромосомы и неолитическая революция Данное дополнение, как и несколько небольших вставок в основном тексте, сделано уже после выхода книги в свет, для ее второго издания.Первый вопрос, который здесь следует разобрать, касается переживаемого сегодня бума

Из книги Народ майя автора Рус Альберто

Неолит Собиратели растений должны были наблюдать, что в некоторых условиях зерна, брошенные в почву, прорастали и превращались в растения. От наблюдения природного явления до его намеренной реализации был только один шаг, и возможно, что многие собиратели начали то, что

Из книги Древний Китай. Том 1. Предыстория, Шан-Инь, Западное Чжоу (до VIII в. до н. э.) автора Васильев Леонид Сергеевич

Карта-схема 1. Неолит в Китае Карта. Неолит в Китае

Из книги 50 великих дат мировой истории автора Шулер Жюль

«Неолитическая революция» 6600 год до н. э. (?) Специалисты по древнейшей истории разделили ее на эпохи в зависимости от «индустрии» - обработки камня нашими предками. Технику оббитой гальки сменила более совершенная техника расщепленного камня, а затем - шлифованного

Из книги История Европы. Том 1. Древняя Европа автора Чубарьян Александр Оганович

Глава II НЕОЛИТ И ЭНЕОЛИТ 1. «НЕОЛИТИЗАЦИЯ» ЕВРОПЫ В VI-V ТЫС. ДО Н.Э.Новый каменный век, или неолит, начинается на крайнем юго-востоке Европы, на юге Балкан, на рубеже VII и VI тыс. и примерно в то же время - в Северо-Западном Средиземноморье. Определенный промежуток времени он

Неолит завершающий этап каменного века и начало истории цивилизации. В эпоху неолита произошел грандиозный переворот, названный английским ученым Гордоном Чайльдом неолитической революцией. Неолитическая революция это переход от присваивающего хозяйства (охоты, собирательства, рыболовства) к хозяйству производящему (земледелию и скотоводству). Этот период фундаментальных преобразований занял от 2 до 4 тыс. лет и привел к целенаправленному воспроизводству главных продуктов питания на основе развития земледелия и скотоводства. До настоящего времени человечество продолжает жить за счет выделившиеся в неолите в отдельные виды деятельности земледелия и скотоводства. Уже 6-7 тыс. лет назад начали выращивать все те злаки, овощи и фрукты, которые кормят нас и сегодня. В дальнейшем число их увеличилось не намного, но лишь шло их распространение на новые территории. Так, пшеницу, ячмень, просо и чечевицу, освоенные человеком неолита, выращивают ныне в разных районах земного шара. Пшеница была царицей неолита, и хлеб на нашем столе изобретен тогда же. Предполагают, что именно неолитический человек освоил большинство полезных растений. Труд первых земледельцев был весьма тяжелым. Сколько физических усилий требовалось, чтобы вскопать землю простой палкой-копалкой, костяной или роговой мотыгой, чтобы роговым серпом или кремниевым лезвием колосок за колоском срезать жесткие стебли злаков и, наконец, растереть зерна на каменной плите зернотерке. Но труд земледельца возмещался, ибо появился более устойчивый источник обеспечения, нежели собирательство.

Неолит период бури и натиска в доместикации. Все те животные, которых начал одомашнивать неолитический человек корова, бык, овца, коза, свинья, разные породы птиц разводят и сегодня. В наши дни, как 7 тыс. лет назад, эти животные дают человеку мясо, молоко, масло и сыр. Однако, первые земледельцы вначале использовали только мясо, шкуры и шерсть и лишь спустя некоторое время по достоинству оценили и включили в свой рацион питания молоко. Одомашненные лошади и крупный рогатый скот имели еще одно преимущество. Кроме мяса, шерсти, шкуры и молока, они давали человеку свою энергию, став рабочим скотом и транспортным средством. Приручив лошадь, человек получил возможность стремительного преодоления огромных пространств. Без лошади трудно представить процесс развития цивилизации. К концу неолита в доместикации наступило некоторое затишье. Был уже создан своего рода грандиозный золотой фонд домашних животных и началось их распространение по Земле.

Таким образом, в эпоху неолита произошло первое общественное разделение труда земледелие и скотоводство выделились в отдельные виды деятельности. Скотоводство отделилось от земледелия, и появились оседлые земледельческие и кочевые скотоводческие племена. Усилилась неравномерность в историческом развитии, и человечество пошло в цивилизацию разными путями и разными темпами.



В неолите сам процесс перехода к земледелию скотоводству был куда более сложным, чем, к примеру, переход от палеолита к мезолиту. Земледелие и скотоводство, выделившись в отдельные виды деятельности, пока еще не стали ведущими и основными отраслями хозяйства, а носили только подсобный характер. Так, где природные условия не способствовали возникновению и развитию земледелия и скотоводства, неолитический человек вел образ жизни своих предков палеолитических и мезолитических охотников и рыболовов. Высокоорганизованная охота и рыболовство еще долго были основным или даже единственным видом хозяйства. Многие охотники и рыболовы не знали земледелия даже как вспомогательного вида хозяйствования. Если к конце неолита в Месопотамии, Египте, в Индии и Китае преобладало земледелие, то в Европе оно было развито значительно меньше, а в остальных областях земного шара вообще находилось в зачаточном состоянии. На первых порах производящее хозяйство сочеталось с присваивающим. Но каждая последующая эпоха способствовала развитию земледелия, скотоводство и рыболовства, а охоту и собирательство все более и более сводила на нет.

Неолит время новых технологий и материалов. Хотя это и каменный век, но его каменная индустрия достигла совершенства и высокой техники обработки орудий труда. Если палеолит называют эпохой оббитого камня, то в неолите люди научились камень резать, сверлить и полировать. Орудия труда стали не такими грубыми, а в их изготовлении начали использовать новые материалы диорит, яшму, нефрит. Для получения высококачественных сортов камня перешли к его подземной добыче, появились первые кремневые шахты. При помощи новой техники обработки были созданы новые орудия труда, которые человек неолита мог использовать в земледелии: мотыги, песты, ступки, зернотерки, утяжелители для палок-копалок в виде массивных дисков или колец с отверстиями посередине. Характерно появление топоров нового типа, тонких и плоских, имеющих форму трапециевидного клина, т.н. колунов. Их уже можно было использовать для рубки деревьев. Археологи находят многочисленные челны, весла, лыжи и сани, в изготовлении которых топор незаменим.

Все это облегчало и улучшало жизнь неолитического человека. И хотя по физическим данным он не ушел далеко от своих предков, но это был уже человек новой культуры, новых изобретений и открытий. На протяжении сотен тысяч лет всего пять материалов камень, дерево, кость, шкуры животных и глина удовлетворяли человека. Однако, начиная с эпохи неолита, он сам стал создавать необходимые ему материалы. Превращаясь из собирателя и охотника в земледельца и скотовода, он сначала изобрел керамику и текстиль, а в конце неолита сплав металлов.

Появление керамики великое событие в истории человечества и важный шаг его цивилизационного развития. Неолит часто называют керамическим веком. Появившимся не на пустом месте глиняным сосудам неолита предшествовали различные емкости для воды, собранных кореньев, пойманной рыбы и т.д. Ими могли быть тыквы, крупные орехи, плетеные корзины, рога, черепа животных и человека. В эпоху неолита стали изготовлять керамические сосуды для хранения семян, мыса, воды, для приготовления пищи на огне. До появления гончарного круга их делали способом налепа, когда из глиняной массы, куда добавляли песок, толченые раковины или рубленую траву, изготовляли жгуты толщиной 3-4 см и накручивали их по спирали, сглаживая и затирая швы рукой или палочкой. Затем их скромно украшали узором в виде линий, штрихов, зигзагов и ямок, после чего обжигали на костре. Обычно этим трудоемким ремеслом занималась женщина, ибо она вела домашнее хозяйство, а появление такой посуды значительно облегчало домашний труд, улучшая приготовление пищи и ее хранение.

К числу важнейших изобретений эпохи неолита следует отнести и появление текстиля. Уже тогда человек проявил желание найти новые способы изготовления одежды. И это, вероятно, была одна из причин и предпосылок изобретения прядения и ткачества. Для изготовления неолитических тканей использовались в основном растительные волокна лен, крапива, но применяли и полоски кожи, волос, древесное волокно, а в конце неолита овечью шерсть. Неолитические ткани богато орнаментировались цветными нитями. Для своей текстильной индустрии человек неолита придумал различные приспособления: деревянные гребни для чесания волокна, глиняные и деревянные катушки для нитей, веретено, глиняные и каменные пряслица и, значительно позже, прялку.

С появлением прядения и ткачества изменился и внешний вид неолитянина. Грубую одежду из звериных шкур он сменил на более изящную, сшитую из льняных и шерстяных тканей, украшенную тесьмой, кистями и бахромой. Неолитические модницы, как правило, предпочитали ярко окрашенные ткани, преимущественно красного, желтого и синего цвета.

Итак, в эпоху неолита произошло второе общественное разделение труда ремесло стало отделяться от земледелия. Вскоре это выразилось в появлении особых ремесленных поселений городов, что привело к отделению города от деревни.

Неолит возродил и закрепил оседлость, ибо занятие земледелием предполагало оседлый образ жизни. С появлением ремесла улучшились бытовые условия и возникли первые более или менее стационарные поселения, а затем и поселения городского типа. Наряду с землянками и шалашами, свайными постройками и болотными поселками человек неолита начал строить дома из глины, дерева и камня. В таких домах уже был закрытый очаг и первая неолитическая мебель, вокруг дома располагались хозяйственные постройки: амбары, сараи, кладовые. У дома находился огород, который обрабатывали простейшими орудиями. В Малой Азии, Сирии и Палестине появились богатые и развитые поселки, которые иногда окружали стеной. В сфере строительства эпохи неолита распространилось необычное и отчасти загадочное явление мегалиты. Это оригинальные постройки из огромных каменных глыб, среди которых выделяются святилища, родовые усыпальницы. Отдельно стоящие камни воздвигнуты в память о выдающихся членах рода. Назначение многих мегалитических сооружений точно не известно.

Неолит это пик в развитии матриархата, когда еще больше возросла хозяйственная и общественная роль женщины. Домашнее хозяйство (заготовка пищевых припасов, изготовление сосудов, одежды и т.д.), которым управляла женщина, первый и единственный раз в истории человечества воспринималось людьми, как самая ответственная и жизненно важная сфера. В руках женщин эпохи неолита концентрировалась вся действительная власть: земля, поля, урожай. Начала появляться и первая семья, т.н. матриархальная семья, ибо муж переселялся в дом жены и в ее родовой коллектив. Личного имущества у такой семьи не было. Исключение составляло оружие и только потому, что делалось под руку. Взаимобрачующиеся роды, чтобы не потерять друг друга, старались селиться рядом, но не перемешиваясь. Возникали более крупные, чем род, объединения людей племена.

В ходе неолитической революции появились раннеземледельческие комплексы или раннеземледельческие культуры, которые стали исходным пластом первых цивилизаций. В неолите сложилось несколько центров формирования и развития раннеземледельческих культур. Особую культурную зону образовал иордано-палестинский комплекс.К северу от Мертвого моря, в долине р. Иордан, расположен холм Телль-эс-Султан, представляющий собой руины упоминаемого в Библии города Иерихона. Жители Иерихона вели оседлый образ жизни, обустраивая свое поселение, которое занимало 4 гектара и было окружено стеной из камня. К стене, высота которой составляла 4 м, примыкала круглая каменная башня диаметром 7 м и высотой 8 м, являвшаяся сторожевым постом для контроля за окрестностями (значит, было, что защищать!). Жители города особо преуспели в домостроительстве, которое свидетельствует о довольно высоком по меркам неолита уровне благосостояния. Дома строили из сырцового кирпича, пол жилых помещений покрывали известковой штукатуркой, окрашенной в красный или кремовый цвет. Красили и стены дома: до метровой высоты шла красная панель, а выше кремовая окраска. Между домами располагались дворики, где обычно готовили пищу. Видимо качество питания жителей Иерихона было достаточно высоким. Они употребляли в пищу пшеницу, получаемую в результате обмена из более северных областей, и мясо, которое давала охота. Иерихонцы одомашнили козу, собаку и кошку. Иерихон вряд ли можно назвать городом в точном смысле этого слова, видимо он был ближе к поселению городского типа.

В особый центр раннеземледельческих культур выделилась Малая Азия. Ее расцвет характеризует поселение Чатал-Хююк, расположенное на 13 гектарах плодородной Конийской долины. В неолите здесь существовало более 20 оседлых поселений и Чатал-Хююк, вероятно, являлся их столицей, центром этой сельскохозяйственной округи, ее организационным и идеологическим лидером. Это довольно богатое поселение насчитывало от 2 до 6 тыс. человек. Люди жили в добротных домах из сырцового кирпича. Внутри дома из глины делали сиденья типа скамьи. Жители Чатал-Хююка занимались скотоводством и земледелием, культивируя 14 видов растений и выращивая крупный и мелкий рогатый скот. Несколько видов пшеницы, ячмень, горох, фисташковое и миндалевое масло, вино из семян крапивного дерева производили в этом земледельческом центре. О высоком уровне благосостояния его жителей свидетельствует и их интерес к своему внешнему виду. Он не ограничивался обилием внешний украшений (ожерелья, бусы, подвески, браслеты), но дополнялся различными видами древнейшей косметики (румяна, охра, жировые вещества). Богатый мир Чатал-Хююка отражают и его святилища с сюжетной стенной росписью и глиняными рельефами. Отличительная особенность Чатал-Хююка наличие, наряду с глиняной, деревянной посуды.

Третьим центром раннеземледельческих культур была Северная Месопотамия с примыкающими к ней областями Западного Ирана. Население этих районов вело оседлый образ жизни, о чем свидетельствуют прочные долговременные глинобитные дома на каменном фундаменте. Отдельные поселения уже имели солидную первобытную фортификацию с башнями и специально оформленными воротами. Их обитатели выращивали, пшеницу, ячмень, горох и чечевицу, а также разводили овец, коз и домашних свиней. Кроме глиняной посуды они пользовались разнообразными каменными сосудами. Здесь же впервые встречается привычный для нас серп изогнутой формы. Вероятно, в эпоху неолита жизнь в этих района было достаточно благополучна. Свободное время люди коротали за игрой в фишки, которые делались из глины.

Особую культурную зону образовал в эпоху неолита раннеземледельческий центр на Балканах. Оседлые земледельцы и скотоводы, позаимствовав ряд сортов пшеницы и ячменя, а также мелкий рогатый скот из Малой Азии, простимулировали распространение земледелия в Европе. Отличительная особенность балканской раннеземледельческой культуры отражена богато орнаментированной керамикой и терракотовой скульптурой. В неолите центры ранних земледельцев и скотоводов появились также на территории Молдавии и юго-западной Украины, на Кавказе, в Средней Азии, в горных областях Белуджистана, в долине Ганга, в среднем течении Хуанхэ (т.н. культура яншао). Именно в зоне раннеземледельческих культур формировались первые цивилизации, но они не вырастали здесь автоматически. Не везде развитие раннеземледельческих обществ завершилось быстрым и самостоятельным формированием первых цивилизаций. Это произошло лишь там, где продуктивность земледелия была особенно значительна, а темпы социального развития высоки.

После перехода от земледелия к скотоводству население земного шара выросло в 15 раз. Такой демографический взрыв соответствует первой в истории человечества демографической революции, которой способствовали высокий жизненный уровень и возросшее благосостояние человека неолита. Он жил в прочном благоустроенном доме, в окружении разнообразных бытовых предметов, которых не знали его предки, ютившиеся в пещерах и шалашах. Человек неолита вел принципиально новый образ жизни, на формировании которого сказались и прочная оседлость, и относительная обеспеченность продуктами питания. Необходимость наладить достойную организацию потребления новых видов питания породила целый ряд бытовых изменений. Сформировалась новая строительная традиция. Своеобразный архитектурный эталон неолита, который получил повсеместное признание. Благоустроенные долговременные жилища, конструкция которых различна в разных экологических зонах, с обмазанными известью, иногда лощеными полами, с окрашенными стенами символ благосостояния эпохи неолита. Другим таким же символом стала богато орнаментированная посуда разнообразной формы. Орнамент появился тогда, когда условия жизни позволили неолитическому человеку видеть в окружающих его предметах не только практическое их предназначение, но и образы прекрасного.

Не только трудолюбие, но и понимание прекрасного характерно для человека неолита. Сложные узоры, украшающие глиняные сосуды, делали их произведениями искусства! Через мир богато орнаментированной керамики шло эстетическое воспитание и развитие, формировались новые идеи и образы. Человек неолита украшал свое жилище фигурками людей и животных, сделанных из бивня мамонта, разнообразными статуэтками из глины, дерева и других материалов. Очень широко было распространено украшение одежды, оружия, утвари резьбой, вышивкой и т.д. При этом декоративные традиции охотничьих, земледельческих и скотоводческих племен имели свои особенности, отражавшие их быт и род занятий. В неолите начал стремительно формироваться вещный мир, культура. Вследствие неолитической революции материальная культура вышла на первый план, тогда как духовная превратилась как бы во второстепенный феномен, испытывая серьезное влияние материальных факторов в культуре. И в то же время изобразительное искусство эпохи неолита как бы свидетельствует о некотором регрессе. В отличие от реалистического изобразительного искусства палеолита, оно становится условно-схематичным. Человек неолита как бы разучился рисовать или умышленно не стремится к сходству с оригиналом. Причина такого странного изменения стиля еще не до конца изучена. Некоторые ученые считают, что это может быть связано с развитием абстрактного мышления.

Специфика труда земледельцев и скотоводов способствовала накоплению и первичной систематизации различного рода знаний о живой и неживой природе. Был создан солидный задел для формирования своего рода преднауки. Накапливались знания в области селекции искусственного отбора наиболее полезных животных. Появились первые счетные приспособления связки соломы, кучки камней, шнуры с узелками или нанизанными на них раковинами.

По мере накопления знаний человек неолита все меньше отождествлял себя с природой и все больше осознавал свою зависимость от неведомых ему сверхъестественных добрых и злых сил, которые определяли его жизнь. Эпоха неолита сформировала простой и понятный для всех принцип, актуальность которого сохранилась и в начале XXI века: в мире идет извечная борьба доброго и злого начал. Неолитический человек старался умилостивить силы зла и поклонялся добрым силам, как своим защитникам и покровителям. В центре религиозных верований находились силы природы, особенно солнца и земли, дальнейшее развитие получил материнско-родовой культ хозяек и хранительниц домашнего очага. Религиозные верования неолита усложнились, создавая и поддерживая множество норм и табу, складывалась магическая практика, которая всецело являлась монополией жрецов и колдунов. Жрецы окончательно взяли на себя установление связи между человеком и богами, причем в особо отведенных для этого местах. Развитие земледелия, скотоводства, ремесла новый уровень благосостояния и образ жизни привели к изменению человека, раскрыли его способности, которые он уже осознавал как свое личное умение, мастерство, искусность. Уже не требовалось на каждом шагу прибегать к помощи богов. Тем более, что и боги, благодаря усилиям жрецов, не позволяли себе терпеть каждодневные просьбы от человека. Со времен неолита боги отдалились от человека, но и сам человек отдалился от богов.

В неолите жреческая корпорация монополизировала не только сферу религиозных верований. Культовые комплексы становились особыми научными центрами, где проводились регулярные научные наблюдения, медицинские манипуляции, а жрецы стали первой интеллектуальной профессией на Земле.

В конце неолита начался переход от устного способа хранения и передачи информации к письменному. Появилось рисунчатое письмо пиктография. Это пока еще не письмо в полном смысле этого слова, хотя и оно позволяло делать довольно сложные записи. У некоторых племен из счетных шнуров развились своеобразные эквиваленты пиктографии, передававшие мысль формой, цветом и расположением узелков, т.н. узелковое письмо. Настоящее знаковое иероглифическое письмо появилось позже, став сигналом возникновения цивилизации. Стремительно двигаясь в направлении прогрессивного развития, человек неолита уже встал одной ногой на первые ступеньки цивилизации: появились протогорода, т.н. поселки городского типа, монументальное строительство, начала письменности. Следующий, решающий шаг человек сделал уже в бронзовом веке, пройдя кризис и потрясения эпохи энеолита.


Неолит завершающий этап каменного века и начало истории цивилизации. В эпоху неолита произошел грандиозный переворот, названный английским ученым Гордоном Чайльдом неолитической революцией. Неолитическая революция это переход от присваивающего хозяйства (охоты, собирательства, рыболовства) к хозяйству производящему (земледелию и скотоводству). Этот период фундаментальных преобразований занял от 2 до 4 тыс. лет и привел к целенаправленному воспроизводству главных продуктов питания на основе развития земледелия и скотоводства. До настоящего времени человечество продолжает жить за счет выделившиеся в неолите в отдельные виды деятельности земледелия и скотоводства. Уже 6-7 тыс. лет назад начали выращивать все те злаки, овощи и фрукты, которые кормят нас и сегодня. В дальнейшем число их увеличилось не намного, но лишь шло их распространение на новые территории. Так, пшеницу, ячмень, просо и чечевицу, освоенные человеком неолита, выращивают ныне в разных районах земного шара. Пшеница была царицей неолита, и хлеб на нашем столе изобретен тогда же. Предполагают, что именно неолитический человек освоил большинство полезных растений. Труд первых земледельцев был весьма тяжелым. Сколько физических усилий требовалось, чтобы вскопать землю простой палкой-копалкой, костяной или роговой мотыгой, чтобы роговым серпом или кремниевым лезвием колосок за колоском срезать жесткие стебли злаков и, наконец, растереть зерна на каменной плите зернотерке. Но труд земледельца возмещался, ибо появился более устойчивый источник обеспечения, нежели собирательство.

Неолит период бури и натиска в доместикации. Все те животные, которых начал одомашнивать неолитический человек корова, бык, овца, коза, свинья, разные породы птиц разводят и сегодня. В наши дни, как 7 тыс. лет назад, эти животные дают человеку мясо, молоко, масло и сыр. Однако, первые земледельцы вначале использовали только мясо, шкуры и шерсть и лишь спустя некоторое время по достоинству оценили и включили в свой рацион питания молоко. Одомашненные лошади и крупный рогатый скот имели еще одно преимущество. Кроме мяса, шерсти, шкуры и молока, они давали человеку свою энергию, став рабочим скотом и транспортным средством. Приручив лошадь, человек получил возможность стремительного преодоления огромных пространств. Без лошади трудно представить процесс развития цивилизации. К концу неолита в доместикации наступило некоторое затишье. Был уже создан своего рода грандиозный золотой фонд домашних животных и началось их распространение по Земле.

Таким образом, в эпоху неолита произошло первое общественное разделение труда земледелие и скотоводство выделились в отдельные виды деятельности. Скотоводство отделилось от земледелия, и появились оседлые земледельческие и кочевые скотоводческие племена. Усилилась неравномерность в историческом развитии, и человечество пошло в цивилизацию разными путями и разными темпами.

В неолите сам процесс перехода к земледелию скотоводству был куда более сложным, чем, к примеру, переход от палеолита к мезолиту. Земледелие и скотоводство, выделившись в отдельные виды деятельности, пока еще не стали ведущими и основными отраслями хозяйства, а носили только подсобный характер. Так, где природные условия не способствовали возникновению и развитию земледелия и скотоводства, неолитический человек вел образ жизни своих предков палеолитических и мезолитических охотников и рыболовов. Высокоорганизованная охота и рыболовство еще долго были основным или даже единственным видом хозяйства. Многие охотники и рыболовы не знали земледелия даже как вспомогательного вида хозяйствования. Если к конце неолита в Месопотамии, Египте, в Индии и Китае преобладало земледелие, то в Европе оно было развито значительно меньше, а в остальных областях земного шара вообще находилось в зачаточном состоянии. На первых порах производящее хозяйство сочеталось с присваивающим. Но каждая последующая эпоха способствовала развитию земледелия, скотоводство и рыболовства, а охоту и собирательство все более и более сводила на нет.

Неолит время новых технологий и материалов. Хотя это и каменный век, но его каменная индустрия достигла совершенства и высокой техники обработки орудий труда. Если палеолит называют эпохой оббитого камня, то в неолите люди научились камень резать, сверлить и полировать . Орудия труда стали не такими грубыми, а в их изготовлении начали использовать новые материалы диорит, яшму, нефрит. Для получения высококачественных сортов камня перешли к его подземной добыче, появились первые кремневые шахты. При помощи новой техники обработки были созданы новые орудия труда, которые человек неолита мог использовать в земледелии: мотыги, песты, ступки, зернотерки, утяжелители для палок-копалок в виде массивных дисков или колец с отверстиями посередине. Характерно появление топоров нового типа, тонких и плоских, имеющих форму трапециевидного клина, т.н. колунов. Их уже можно было использовать для рубки деревьев . Археологи находят многочисленные челны, весла, лыжи и сани, в изготовлении которых топор незаменим.

Все это облегчало и улучшало жизнь неолитического человека. И хотя по физическим данным он не ушел далеко от своих предков, но это был уже человек новой культуры, новых изобретений и открытий. На протяжении сотен тысяч лет всего пять материалов камень, дерево, кость, шкуры животных и глина удовлетворяли человека. Однако, начиная с эпохи неолита, он сам стал создавать необходимые ему материалы. Превращаясь из собирателя и охотника в земледельца и скотовода, он сначала изобрел керамику и текстиль , а в конце неолита сплав металлов .

Появление керамики великое событие в истории человечества и важный шаг его цивилизационного развития. Неолит часто называют керамическим веком. Появившимся не на пустом месте глиняным сосудам неолита предшествовали различные емкости для воды, собранных кореньев, пойманной рыбы и т.д. Ими могли быть тыквы, крупные орехи, плетеные корзины, рога, черепа животных и человека. В эпоху неолита стали изготовлять керамические сосуды для хранения семян, мыса, воды, для приготовления пищи на огне. До появления гончарного круга их делали способом налепа , когда из глиняной массы, куда добавляли песок, толченые раковины или рубленую траву, изготовляли жгуты толщиной 3-4 см и накручивали их по спирали, сглаживая и затирая швы рукой или палочкой. Затем их скромно украшали узором в виде линий, штрихов, зигзагов и ямок, после чего обжигали на костре. Обычно этим трудоемким ремеслом занималась женщина, ибо она вела домашнее хозяйство, а появление такой посуды значительно облегчало домашний труд, улучшая приготовление пищи и ее хранение.

К числу важнейших изобретений эпохи неолита следует отнести и появление текстиля. Уже тогда человек проявил желание найти новые способы изготовления одежды. И это, вероятно, была одна из причин и предпосылок изобретения прядения и ткачества . Для изготовления неолитических тканей использовались в основном растительные волокна лен, крапива, но применяли и полоски кожи, волос, древесное волокно, а в конце неолита овечью шерсть. Неолитические ткани богато орнаментировались цветными нитями. Для своей текстильной индустрии человек неолита придумал различные приспособления: деревянные гребни для чесания волокна, глиняные и деревянные катушки для нитей, веретено, глиняные и каменные пряслица и, значительно позже, прялку.

С появлением прядения и ткачества изменился и внешний вид неолитянина. Грубую одежду из звериных шкур он сменил на более изящную, сшитую из льняных и шерстяных тканей, украшенную тесьмой, кистями и бахромой. Неолитические модницы, как правило, предпочитали ярко окрашенные ткани, преимущественно красного, желтого и синего цвета.

Итак, в эпоху неолита произошло второе общественное разделение труда ремесло стало отделяться от земледелия. Вскоре это выразилось в появлении особых ремесленных поселений городов, что привело к отделению города от деревни.

Неолит возродил и закрепил оседлость, ибо занятие земледелием предполагало оседлый образ жизни. С появлением ремесла улучшились бытовые условия и возникли первые более или менее стационарные поселения, а затем и поселения городского типа. Наряду с землянками и шалашами, свайными постройками и болотными поселками человек неолита начал строить дома из глины, дерева и камня. В таких домах уже был закрытый очаг и первая неолитическая мебель, вокруг дома располагались хозяйственные постройки: амбары, сараи, кладовые. У дома находился огород, который обрабатывали простейшими орудиями. В Малой Азии, Сирии и Палестине появились богатые и развитые поселки, которые иногда окружали стеной. В сфере строительства эпохи неолита распространилось необычное и отчасти загадочное явление мегалиты . Это оригинальные постройки из огромных каменных глыб, среди которых выделяются святилища, родовые усыпальницы. Отдельно стоящие камни воздвигнуты в память о выдающихся членах рода. Назначение многих мегалитических сооружений точно не известно.

Неолит это пик в развитии матриархата, когда еще больше возросла хозяйственная и общественная роль женщины. Домашнее хозяйство (заготовка пищевых припасов, изготовление сосудов, одежды и т.д.), которым управляла женщина, первый и единственный раз в истории человечества воспринималось людьми, как самая ответственная и жизненно важная сфера. В руках женщин эпохи неолита концентрировалась вся действительная власть: земля, поля, урожай. Начала появляться и первая семья , т.н. матриархальная семья, ибо муж переселялся в дом жены и в ее родовой коллектив. Личного имущества у такой семьи не было. Исключение составляло оружие и только потому, что делалось под руку. Взаимобрачующиеся роды, чтобы не потерять друг друга, старались селиться рядом, но не перемешиваясь. Возникали более крупные, чем род, объединения людей племена .

В ходе неолитической революции появились раннеземледельческие комплексы или раннеземледельческие культуры , которые стали исходным пластом первых цивилизаций. В неолите сложилось несколько центров формирования и развития раннеземледельческих культур. Особую культурную зону образовал иордано-палестинский комплекс.К северу от Мертвого моря, в долине р. Иордан, расположен холм Телль-эс-Султан, представляющий собой руины упоминаемого в Библии города Иерихона. Жители Иерихона вели оседлый образ жизни, обустраивая свое поселение, которое занимало 4 гектара и было окружено стеной из камня. К стене, высота которой составляла 4 м, примыкала круглая каменная башня диаметром 7 м и высотой 8 м, являвшаяся сторожевым постом для контроля за окрестностями (значит, было, что защищать!). Жители города особо преуспели в домостроительстве, которое свидетельствует о довольно высоком по меркам неолита уровне благосостояния. Дома строили из сырцового кирпича, пол жилых помещений покрывали известковой штукатуркой, окрашенной в красный или кремовый цвет. Красили и стены дома: до метровой высоты шла красная панель, а выше кремовая окраска. Между домами располагались дворики, где обычно готовили пищу. Видимо качество питания жителей Иерихона было достаточно высоким. Они употребляли в пищу пшеницу, получаемую в результате обмена из более северных областей, и мясо, которое давала охота. Иерихонцы одомашнили козу, собаку и кошку. Иерихон вряд ли можно назвать городом в точном смысле этого слова, видимо он был ближе к поселению городского типа.

В особый центр раннеземледельческих культур выделилась Малая Азия . Ее расцвет характеризует поселение Чатал-Хююк, расположенное на 13 гектарах плодородной Конийской долины. В неолите здесь существовало более 20 оседлых поселений и Чатал-Хююк, вероятно, являлся их столицей, центром этой сельскохозяйственной округи, ее организационным и идеологическим лидером. Это довольно богатое поселение насчитывало от 2 до 6 тыс. человек. Люди жили в добротных домах из сырцового кирпича. Внутри дома из глины делали сиденья типа скамьи. Жители Чатал-Хююка занимались скотоводством и земледелием, культивируя 14 видов растений и выращивая крупный и мелкий рогатый скот. Несколько видов пшеницы, ячмень, горох, фисташковое и миндалевое масло, вино из семян крапивного дерева производили в этом земледельческом центре. О высоком уровне благосостояния его жителей свидетельствует и их интерес к своему внешнему виду. Он не ограничивался обилием внешний украшений (ожерелья, бусы, подвески, браслеты), но дополнялся различными видами древнейшей косметики (румяна, охра, жировые вещества). Богатый мир Чатал-Хююка отражают и его святилища с сюжетной стенной росписью и глиняными рельефами. Отличительная особенность Чатал-Хююка наличие, наряду с глиняной, деревянной посуды.

Третьим центром раннеземледельческих культур была Северная Месопотамия с примыкающими к ней областями Западного Ирана. Население этих районов вело оседлый образ жизни, о чем свидетельствуют прочные долговременные глинобитные дома на каменном фундаменте. Отдельные поселения уже имели солидную первобытную фортификацию с башнями и специально оформленными воротами. Их обитатели выращивали, пшеницу, ячмень, горох и чечевицу, а также разводили овец, коз и домашних свиней. Кроме глиняной посуды они пользовались разнообразными каменными сосудами. Здесь же впервые встречается привычный для нас серп изогнутой формы. Вероятно, в эпоху неолита жизнь в этих района было достаточно благополучна. Свободное время люди коротали за игрой в фишки, которые делались из глины.

Особую культурную зону образовал в эпоху неолита раннеземледельческий центр на Балканах. Оседлые земледельцы и скотоводы, позаимствовав ряд сортов пшеницы и ячменя, а также мелкий рогатый скот из Малой Азии, простимулировали распространение земледелия в Европе. Отличительная особенность балканской раннеземледельческой культуры отражена богато орнаментированной керамикой и терракотовой скульптурой. В неолите центры ранних земледельцев и скотоводов появились также на территории Молдавии и юго-западной Украины, на Кавказе, в Средней Азии, в горных областях Белуджистана, в долине Ганга, в среднем течении Хуанхэ (т.н. культура яншао). Именно в зоне раннеземледельческих культур формировались первые цивилизации, но они не вырастали здесь автоматически. Не везде развитие раннеземледельческих обществ завершилось быстрым и самостоятельным формированием первых цивилизаций. Это произошло лишь там, где продуктивность земледелия была особенно значительна, а темпы социального развития высоки.

После перехода от земледелия к скотоводству население земного шара выросло в 15 раз. Такой демографический взрыв соответствует первой в истории человечества демографической революции , которой способствовали высокий жизненный уровень и возросшее благосостояние человека неолита. Он жил в прочном благоустроенном доме, в окружении разнообразных бытовых предметов, которых не знали его предки, ютившиеся в пещерах и шалашах. Человек неолита вел принципиально новый образ жизни, на формировании которого сказались и прочная оседлость, и относительная обеспеченность продуктами питания. Необходимость наладить достойную организацию потребления новых видов питания породила целый ряд бытовых изменений. Сформировалась новая строительная традиция. Своеобразный архитектурный эталон неолита, который получил повсеместное признание. Благоустроенные долговременные жилища, конструкция которых различна в разных экологических зонах, с обмазанными известью, иногда лощеными полами, с окрашенными стенами символ благосостояния эпохи неолита. Другим таким же символом стала богато орнаментированная посуда разнообразной формы. Орнамент появился тогда, когда условия жизни позволили неолитическому человеку видеть в окружающих его предметах не только практическое их предназначение, но и образы прекрасного.

Не только трудолюбие, но и понимание прекрасного характерно для человека неолита. Сложные узоры, украшающие глиняные сосуды, делали их произведениями искусства! Через мир богато орнаментированной керамики шло эстетическое воспитание и развитие, формировались новые идеи и образы. Человек неолита украшал свое жилище фигурками людей и животных, сделанных из бивня мамонта, разнообразными статуэтками из глины, дерева и других материалов. Очень широко было распространено украшение одежды, оружия, утвари резьбой, вышивкой и т.д. При этом декоративные традиции охотничьих, земледельческих и скотоводческих племен имели свои особенности, отражавшие их быт и род занятий. В неолите начал стремительно формироваться вещный мир, культура. Вследствие неолитической революции материальная культура вышла на первый план, тогда как духовная превратилась как бы во второстепенный феномен, испытывая серьезное влияние материальных факторов в культуре. И в то же время изобразительное искусство эпохи неолита как бы свидетельствует о некотором регрессе. В отличие от реалистического изобразительного искусства палеолита, оно становится условно-схематичным. Человек неолита как бы разучился рисовать или умышленно не стремится к сходству с оригиналом. Причина такого странного изменения стиля еще не до конца изучена. Некоторые ученые считают, что это может быть связано с развитием абстрактного мышления.

Специфика труда земледельцев и скотоводов способствовала накоплению и первичной систематизации различного рода знаний о живой и неживой природе. Был создан солидный задел для формирования своего рода преднауки . Накапливались знания в области селекции искусственного отбора наиболее полезных животных. Появились первые счетные приспособления связки соломы, кучки камней, шнуры с узелками или нанизанными на них раковинами.

По мере накопления знаний человек неолита все меньше отождествлял себя с природой и все больше осознавал свою зависимость от неведомых ему сверхъестественных добрых и злых сил, которые определяли его жизнь. Эпоха неолита сформировала простой и понятный для всех принцип, актуальность которого сохранилась и в начале XXI века: в мире идет извечная борьба доброго и злого начал. Неолитический человек старался умилостивить силы зла и поклонялся добрым силам, как своим защитникам и покровителям. В центре религиозных верований находились силы природы, особенно солнца и земли, дальнейшее развитие получил материнско-родовой культ хозяек и хранительниц домашнего очага. Религиозные верования неолита усложнились, создавая и поддерживая множество норм и табу, складывалась магическая практика, которая всецело являлась монополией жрецов и колдунов. Жрецы окончательно взяли на себя установление связи между человеком и богами, причем в особо отведенных для этого местах. Развитие земледелия, скотоводства, ремесла новый уровень благосостояния и образ жизни привели к изменению человека, раскрыли его способности, которые он уже осознавал как свое личное умение, мастерство, искусность. Уже не требовалось на каждом шагу прибегать к помощи богов. Тем более, что и боги, благодаря усилиям жрецов, не позволяли себе терпеть каждодневные просьбы от человека. Со времен неолита боги отдалились от человека, но и сам человек отдалился от богов.

В неолите жреческая корпорация монополизировала не только сферу религиозных верований. Культовые комплексы становились особыми научными центрами, где проводились регулярные научные наблюдения, медицинские манипуляции, а жрецы стали первой интеллектуальной профессией на Земле.

В конце неолита начался переход от устного способа хранения и передачи информации к письменному. Появилось рисунчатое письмо пиктография . Это пока еще не письмо в полном смысле этого слова, хотя и оно позволяло делать довольно сложные записи. У некоторых племен из счетных шнуров развились своеобразные эквиваленты пиктографии, передававшие мысль формой, цветом и расположением узелков, т.н. узелковое письмо. Настоящее знаковое иероглифическое письмо появилось позже, став сигналом возникновения цивилизации. Стремительно двигаясь в направлении прогрессивного развития, человек неолита уже встал одной ногой на первые ступеньки цивилизации: появились протогорода, т.н. поселки городского типа, монументальное строительство, начала письменности. Следующий, решающий шаг человек сделал уже в бронзовом веке, пройдя кризис и потрясения эпохи энеолита.

Во-первых, она означала новый статус взаимоотношений человека и природы, первый шаг к ноосфере, формирование неолитического экологического способа производства. Если прежде человек, как и другие виды животного мира, потреблял продукты природы (иногда нанося крупный ущерб флоре и фауне и порождая локальные или крупномасштабные экологические кризисы), то теперь он сам стал воспроизводить условия своего существования, преобразуя природную среду с помощью земледелия, скотоводства, ремесла, строительства; он начал трансформировать естественную среду обитания в искусственно созданную и тем самым уменьшил свою зависимость от природных процессов и цикличных колебаний.

Во-вторых, радикальные перемены произошли в орудиях труда и технологиях, сформировался неолитический технологический способ производства. Потребовалась широкая гамма специализированных орудий труда и технологий для обработки почвы, занятия земледелием и животноводством, переработки их продуктов, занятия разнообразными ремеслами и строительством. Появились колесный транспорт, парусные лодки. Многократно повысилась производительность труда вместе с его разделением, специализацией и кооперацией. Это создало условия для появления межобщинного обмена продуктами труда и создания прибавочного продукта. Коллективный труд все больше уступал место индивидуальному.

В-третьих, технологические перемены повлекли за собой

изменения в экономике, формирование неолитического экономического способа производства. Его основы: сочетание общинной собственности на землю с семейной собственностью на орудия труда и основную часть произведенных продуктов; преобладание семейного воспроизводства при сохранении некоторых коллективно выполняемых работ; развитие натурального обмена как между семьями в общине, так и между общинами и племенами. К концу периода создаются предпосылки для возникновения частной собственности, накопления богатства у племенной верхушки.

В-четвертых, увеличилась численность населения, изменились условия его проживания и формы социальной организации. Благодаря неолитической революции, то есть переходу к земледелию и скотоводству, численность населения в областях с производящим хозяйством возросла в несколько раз. Улучшение и повышение стабильности питания (хотя и сохранились цикличные сезонные колебания) привели к сокращению смертности, продлению жизненного цикла человека, увеличению численности семей и общин. Возникли постоянные поселения, огражденные стенами и рвами, естественными преградами. Созданы первые города -- начала развертываться городская революция, изменившая условия жизни и общения людей. Возникали территориальные общины, которые объединялись в племена, управляемые племенной верхушкой. Возникали и более крупные культурноисторические общности -- но еще не государства и тем более нелокальные цивилизации.

В-пятых, скопление значительных масс людей в поселениях и первых городах, более крупных социальных образованиях, рост продуктивности земледелия и животноводства создавали условия для развития духовной жизни, накопления первичных, эмпирических знаний, передававшихся из поколения в поколение, более углубленного занятия искусством, созданием разнообразных украшений, строительством культовых зданий, формированием более устойчивых религиозных взглядов.

5. Неолитическая революция

Это событие почти недавнего прошлого - конец ледникового периода, начало голоцена: неолитическая революция закончилась 10-12 тысяч лет тому назад. Она также качественно изменила процесс развития рода человеческого, еще больше отделила людей от остального живого мира. Неолитическая революция послужила началом всех существующих ныне цивилизаций. Так же, как и революция в палеолите, которая перевела эволюцию человечества в новое русло общественного развития, новая перестройка имела “техногенный характер”, т.е. определялась развитием искусственных орудий.

В период неолита наши предки не только усовершенствовали технологию обработки камня, но и создали метательное оружие - копья, лук, стрелы. Эти изобретения многократно усилили эффективность охоты и другие возможности жизнеобеспечения первобытного общества. И человек немедленно пустил в дело вновь созданное оружие. Вероятно, так поступило бы любое животное.

Если в той или иной системе появляется вид-монополист, это трагично не только для экологической системы, но и для вида-монополиста. Максимальное использование своих возможностей, стремление к удовлетворению своего сиюминутного превосходства, увы, свойство не только животных. И судьбу монополиста нетрудно предсказать. Вид-монополист достаточно быстро исчерпывает пищевые возможности своей экологической ниши, экосистема начинает деградировать, и вместе с ней вид-монополист встречает свой экологический кризис. В этих условиях возможны два исхода. Первый - вид-монополист начинает деградировать вместе со своей экологической нишей и однажды погибает.

Но возможен и другой исход. Вид-монополист находит новую экологическую нишу, адаптируется к ее возможностям и начинает новый цикл своего развития.

С человеком всегда случалось именно так: человек, становясь монополистом, находил новую нишу и становился еще более грозным монополистом! Изобретение главным образом метательного оружия превратило в конце неолита нашего предка в “абсолютного” монополиста и вызвало новый кризис. Новая перестройка характера антропогенеза стала неизбежной. Человек мог легко исчезнуть с лица планеты, поскольку к этому времени вся планета стала его экологической нишей, его ойкуменой. Но этого не случилось: человек нашел новую экологическую нишу. Вернее, он сам ее создал!

Уже во времена палеолита первобытные люди стали качественно выделяться среди остальных животных: только у них власти биосоциальных законов была противопоставлена нравственность, только у них одних возник духовный мир, а значит, появились и другие ценности, отличные от сиюминутного выживания. Наконец, наши предки “предпочли” общественное развитие биологическому, чисто индивидуальному. Но во многом они оставались еще “детьми Природы”, не отличаясь от других хищников. Они жили охотой и вписывались в естественный круговорот веществ в Природе. Чем лучше было их оружие, чем лучше была организация коллективной охоты, тем больше у них было пищи и быстрее росла численность населения. И всякий новый прием в добыче пищи ими использовался со всей той эффективностью, на которую они были способны. В этом они (впрочем, как и теперь) как раз ничем и не отличались от обычных животных. Им было чуждо думать о будущем и анализировать его.

Неолит, т.е. эпоха быстрого совершенствования технологии обработки и использования камня, превратила биологический вид homo sapiens в хищников-монополистов: создание нового оружия (главным образом, метательного) поставило человечество вне конкуренции со стороны остальных хищников. И эти возможности человек немедленно использовал. По-видимому, за считанные тысячелетия практически полностью были уничтожены все мамонты и крупные копытные - основа рационов неолитических охотников. Технические достижения в очередной раз поставили человечество на грань катастрофы. Но теперь оно оказалось перед перспективой глобального голода, который, по-видимому, имел место почти на всей территории планеты.

Но эта же реальность - недостаток пищи и неизбежность глобального голода - породила еще одно следствие - жесточайшую борьбу за ресурс, и в первую очередь за оставшиеся охотничьи угодья.

И не случайно за время неолитического кризиса население Земли (за исключением зоны тропических лесов) сократилось, вероятно, раз в десять! Впрочем, эти оценки антропологов очень приближенные. Но уменьшение населения Земли в конце ледникового периода действительно имело место! Это показывает резкое сокращение количества неолитических стоянок, изученных антропологами, по сравнению с числом палеолитических стоянок.

Но вот однажды кризис был преодолен. Природа открыла человеку еще одну из своих тайн: он познал потенциальную возможность собственного жизнеобеспечения за счет искусственного кругооборота веществ. Люди научились возделывать землю и выращивать злаки. Это произошло вскоре после окончания ледникового периода, в самом начале голоцена. Так называется тот период межледниковья, в котором мы сейчас живем.

Родиной земледелия, по мнению Н.И. Вавилова, были речные долины “плодородного треугольника” на Анатолийском плато, на территории современной Турции, в истоках великих рек Ближнего Востока - Тигра и Евфрата. И эти догадки Н.И. Вавилова, великого российского биолога, ботаника и агронома, подтвердили современные раскопки. Во всяком случае, именно там возникла культура возделывания пшеницы. Это произошло 8-9, может быть, даже 10 тысяч лет тому назад. Во всяком случае, раскопки в Хаджиляре и Чатал-Куюке, сделанные американцами в 70-х годах, показали, что около 8 тысяч лет тому назад, т.е. за несколько тысячелетий до появления письменности, до возникновения великих государств древности - Египта и Шумера, в тех краях уже существовала развитая земледельческая цивилизация (Mellart J. The Neolithic of the Near Est. N.Y. 1975). И появление земледельческих поселений в Анатолии отделяет от первых фараонов такая же бездна лет, как и век фараонов от века атомного оружия! Может быть, такой факт еще отчетливее показывает скорость возрастания оснащенности человечества техническими средствами. При практической неизменности его чисто природных, биологических характеристик.

Позднее, с интервалом, вероятно, в несколько тысяч лет, на периферии земледельческого мира возникло скотоводство. Этот разрыв во времени и различие географических зон, где произошли описываемые события, чрезвычайно важны для понимания генезиса современных цивилизаций. Но это уже другая тема, и ей посвящена следующая глава. Скажу только, что это одна из причин того резкого разграничения цивилизаций на традиционные и “техногенные”, которое наблюдается и в современном мире. И одна из причин того, что дивергенция видовая (биологическая), характерная для палеолита, сменилась дивергенцией цивилизационной. И не случайно, что именно Ближний Восток сделался одним из центров формирования цивилизаций традиционного типа. Их рождали, прежде всего, географические и климатические особенности этой части Евразийского суперконтинента.

Название этой главы я завершил вопросительным знаком, а затем описал три катастрофические перестройки. А заключить главу я хочу утверждением о том, что действительно после каждой из этих катастроф возникала “новая планета” со своими особенностями планетарной жизни. Каждый раз непредсказуемая эволюция рождала новые формы организации живого вещества и особенности его развития. Организация планетарной жизни претерпевала качественные изменения. И каждая из этих катастроф была очередной ступенью восхождения ЖИЗНИ по пути становления Разума. Первая бифуркация вырвала из животного мира один из его видов, который оказался способным не просто развить свой мозг, но и начать создавать искусственные орудия и покорять огонь. На Земле возникла “вторая природа”, целенаправленно создаваемая представителями живого мира. Планета обогатилась новыми возможностями развития.

Вторая бифуркация привела к возникновению качественно нового образа поведения живого вещества. На Земле утвердился живой вид, создавший основы нравственности, вид, который “отказался” от чисто биологического совершенствования во имя развития общественных форм организации, во имя создания нового типа памяти и, в конечном итоге, во имя создания Коллективного Интеллекта, о чем мне придется еще рассказывать в последующих главах.

Наконец, третья бифуркация, когда человек снова оказался на пороге своего исчезновения с лица планеты, ознаменовалась созданием искусственных биосистем. Возник новый тип эволюционного развития, а у человечества возникла частная собственность и новые стимулы для своей активности - началась эра современных цивилизаций.

Таким образом, за сравнительно короткое время, за четвертичный период, по меньшей мере трижды происходило качественное изменение характера эволюции биосферы, и каждый раз это были ступени по пути восхождения к Разуму.

И на каждой ступени возникала “новая планета”!

Будет ли продолжен этот путь?