Неравенство в образовании. Только доступное образование сделает Россию сильным государством

В современных условиях шанс стать процветающей страной по­лучает такое государство, которое обеспечивает максимальный про­стор для реализации творческого потенциала человека. Такая поли­тика предполагает выявление талантов, поиск способностей людей, умение использовать их для блага и интересов общества.

Для этого нужны определенные предпосылки, прежде всего, со­здание равных стартовых возможностей для молодого поколения, предоставление возможностей добиваться получения образования более высокого качества и уровня. В странах с рыночной экономи­кой сфера образования – такой же бизнес, как в любой другой сфе­ре. Разумеется, важную роль играет конкуренция. Нельзя возразить против того, что конкуренция – феномен, относящийся в современ­ную эпоху ко всей системе образования, – как внутри той или иной страны, имеющей рыночную экономику, так и в международном масштабе. Механизмы конкуренции позволяют совершенствовать механизмы образовательных услуг.

Кто лидирует сегодня в производстве знаний, средствах инфор­мации, в науке и образовании, тот и является мировым лидером. Пока таковым государством является США. И многие, если не боль­шинство исследователей, считают, что это вполне естественно: США

– единственная сверхдержава современности. Ее ведущая роль в информационной экономике – следствие лидирующего положения в мире. А может быть, напротив, лидерство США в современном мире

– следствие их лидерства в производстве знаний. А что же Россия? Хотя Россия по праву гордится своими традициями в области фунда­ментальных наук, нельзя не видеть, что их основы заложены в конце XIX века и середине XX века. В последнее же десятилетие XX века и в первые годы XXI века и в России деградируют, стремительно подталкивая страну к уровню показателей «третьего мира». Нельзя, сидя на нефтяной и газовой трубах, полноценно вой­ти в современное информационное общество. Отметим, что ключе­вая идея второй президентской программы В.В. Путина (изложенная им 26 мая 2004 г. в ежегодном послании к Федеральному собранию)

– удвоение ВВП страны, повышение ее конкурентоспособности в мире. И не столько в области экономики, скорее в использовании тотальной конкурентоспособности во всех областях жизнедеятель­ности, в том числе в системе образования. Известно, что в развитых странах мира рост ВВП до 80% достигается, прежде всего, за счет развития наукоемких технологий. Но доля России – страны с бога­тейшими культурными, научными, образовательными традициями -на мировом рынке уровень развития высоких технологий необычай­но низок, достигает всего 1%, по этому показателю наша страна ус­тупает даже маленькому Гонконгу. Сегодня в России, как и все общество, переживает драматический период, от итогов развития которого зависит не только будущее страны, но и возмож­но, ее существование как государства. Если за последние 10-15 лет развитые страны в два раза увеличили потенциал инфраструктуры и доступность образования, то Россия, наоборот, эти показатели умень­шила в 1,5 раза. Разрушительные тенденции и близорукость прово­димой государством политики приобрели опасные масштабы. За последние 5 лет реальный объем ассигнований на нужды образова­ния в России сократился примерно в 5 раз. Россия, в которой сниже­ние ассигнований на и науку привело к утрате потенци­альных талантов, не имеющих возможность получить достойное об­разование, приводит к «утечке мозгов» из страны. В настоящее вре­мя экономические потери России от «утечки мозгов» весьма велики.

Особенно это касается молодежи, которая подготовлена к высоко­квалифицированной работе, но еще не дала никакой отдачи своей стране, которая воспитала и выучила. Например, знаменитый физи­ко-технический институт превратился в какой-то степени в поставщи­ка высококвалифицированной силы в США, где даже установили льгот­ные правила въезда для этой категории людей. Поэтому в принципе логично поставить вопрос о компенсации за данную утечку. Частич­но в качестве такой компенсации можно рассматривать помощь раз­личных западных фондов российской науке и образованию.

Несмотря на негативные тенденции, российская система образо­вания пока еще остается одной из достаточно эффективных. Ее по­ложительный опыт перенимается во многих странах. Высоко котиру­ется и имеет большой международный авторитет наше высшее об­разование. По числу студентов на 10 тыс. жителей Россия стоит в одном ряду с Японией, Францией, Великобританией, Германией и Италией. По числу выпускников ВУЗов на те же 10 тыс. – на 4-ом месте (после США, Канады, Японии). По абсолютной численности молодежи с высшим техническим образованием она продолжает занимать первое место в мире. Из 74 ведущих университетов Евро­пы 11 -российские (МГУ стоит на втором месте после Сорбонны).

Образование, которое ориентировано на подготовку специалис­тов, обладающих специфическими знаниями и навыками, направле­но на обеспечение эффективности инновационного процесса. Такой специалист должен быть профессионалом, способным комплексно сочетать исследовательскую, проектную и предпринимательскую деятельность. Это исследователь, создатель интеллектуальных цен­ностей, способный реализовать их и на этой основе создать новые материальные ценности, а также обеспечить превращение последних в товар. Во всем мире специалисты такого профиля считаются эли­той менеджмента. В 2004-2005 г. в КГТУ (КАИ) началось обучение по специальности «физика и менеджмент наукоемких технологий». Лучше поздно, чем никогда. Таковые вызовы времени, на которые необхо­димы соответствующие этим вызовам ответы.

Вполне соответствует вектору реформ назначение нового мини­стра образования РТ, экономиста, пришедшего непосредственно из главного вуза республики Раиса Фалиховича Шайхелисламова. Пред­ставляя Шайхелисламова сотрудникам министерства и руководите­лям учебных подразделений республики, премьер-министр РТ Р. Минниханов отметил: «Министерство станет основным исполнителем проектов по реализации инновационного образования в Татарстане». И на традиционной республиканской августовской педконференции Р. Шайхелисламов выступил с докладом «Инновационный подход к управлению образованием в Республике Татарстан». Инновации, по словам министра, не самоцель, а средство и принцип решения по­ставленных задач. Первая из них направлена на воспроизводство и развитие главного ресурса системы образования – педагогических и научно-педагогических кадров. Процесс выращивания научной сме­ны сохраняет оптимизм в оценке ближайшего будущего отечествен­ной науки. Этот процесс должен быть непрерывным. Интеллектуали­зация общества, активное включение в общественные преобразова­ния наиболее талантливой и творчески одаренной части населения, прежде всего молодежи одна из приоритетных задач государствен­ной политики РТ. Развитие интеллектуального потенциала республи­ки зависит не только от эффективной поддержки и социальной защи­ты одаренной молодежи, сочетаемой с психолого-педагогической и профессиональной помощью в развитии таланта, но и от уровня ин­теллектуального развития окружения талантливой личности. Интел­лектуальный потенциал общества – продукт творческого развития и саморазвития каждой личности. Чем больше таких личностей и чем гармоничнее они связаны, тем богаче общество.

Реалии настоящего времени объективно актуализируют вопрос о постоянном изучении состояния интеллектуального потенциала и поиска путей его развития. В процессе такого изучения стоит дву­единая задача – выявление уровня интеллектуального потенциала республики и определение причин, тормозящих его развитие.

Национальный интеллектуальный потенциал фактически становит­ся двигателем наукоемких, интеллектоемких экономик, который смо­жет обеспечить опережающее воспроизводство «человеческого ка­питала» и общественного интеллекта. По мнению теоретика – патриар­ха современного менеджмента П. Дракера, «работник интеллектуаль­ного труда является важнейшим ресурсом и активом любой корпора­ции. Результат такого труда … – наиболее ценный капитал XXI века».

Реалии XXI в. – глобализация и информатизация, высокие техно­логии и Интернет – кардинально изменяют мир и условия жизнедея­тельности человека. В России новые технологии пока еще мало при­меняются из-за крайней дороговизны. Персональных компьютеров у нас в 19 раз меньше, чем в США. Интернетом пользуются в 144 раза меньше, чем в США и в 250 раз меньше, чем в Швеции. Специалис­ты подсчитали: если двигаться такими темпами, то к 2050 году дос­туп в Интернет будут иметь лишь 20% нашего населения, в то время как в западных странах – практически каждый. Прорыв России вряд ли возможен до тех пор, пока у подрастающего поколения не будут сформированы навыки активного воздействия на складывающуюся информационно-технологизированную реальность. Это необходимо для интеллектуального развития молодежи, обеспечения ей возмож­ности комфортно жить в условиях нового столетия. Путь к этому -превращение Интернета из элитарной технологии в общедоступное средство учебы и работы. Решение этой масштабной задачи под силу только государству. Даже в такой продвинутой стране, как Япо­ния, государство считает необходимым выделять немалые средства (93 млрд. долл.) на массовое обучение населения пользованию Ин­тернетом. Российские же показатели просто удручающих: на 2000­2005 гг. правительством и бизнесом выделено на интернетизацию образования по 1 млрд. долларов.

Чтобы быть эффективной, система образования должна соответ­ствовать реалиям XXI века, поскольку специалистам нового столетия предстоит решать сложнейшие глобальные задачи, связанные с пе­реходом мирового сообщества к новому технологическому укладу (информационному) со вступлением в эпоху непрерывного образо­вания. Для создания российской школы XXI в. необходимо уже се­годня начать широкий эксперимент по переходу на обязательное 10-летие обучение и бесплатное 12-летие. Содержательная часть ре­формы состоит в создании профильной средней школы. Важнейшая линия стратегического развития – изменение ситуации с компьютер­ной грамотностью нового поколения.

Это позволит повысить конкурентоспособность системы образо­вания. Появится возможность привести российское образование в соответствии с мировыми стандартами, не допустить увеличения технологического отставания от западных стран. Кроме того, на наш взгляд, следует сохранить и обогатить имеющийся образователь­ный потенциал.

Совершенно ясно, что политика российского государства в сфе­ре образования не адекватна реальным потребностям страны, не отвечает ее стратегическим интересам и, с этой точки зрения, в пер­спективе может выступать как дестабилизирующий фактор. Ее глав­ным принципом должна стать вековая крестьянская мудрость: «Уми­рай, но весной землю вспаши и засей, голодуй всю зиму, но зерно на посев сохрани». Этот принцип позволит сохранить основной капи­тал нации – ее кадровый потенциал, ее интеллект, высокую образо­ванность населения. А это в свою очередь позволит создать новый, демократический и экономически эффективный тип российского го­сударства и вступить на тот путь, по которому ныне продвигается весь цивилизованный мир.

Абдрахманова Р.Я.,

ст. преподаватель Альметьевского филиала ИЭУП

Образование как интегративный фактор цивилизационного развития, ч.: 4.1. – Казань: Издательство «Таглимат» Института экономики, управления и права (г.Казань), 2005. – 284 с.

Еще каких-то 20-30 лет тому назад российское образование считалась одним из самых качественных в мире. Сегодня же нашу систему образования не ругает только ленивый, а подавляющее большинство выпускников учебных заведений демонстрируют настолько невысокий уровень знаний, что становится "за державу обидно".

Еще каких-то 20-30 лет тому назад российское образование считалось одним из самых качественных в мире. Сегодня же нашу систему образования не ругает только ленивый, а подавляющее большинство выпускников учебных заведений демонстрируют настолько невысокий уровень знаний, что становится "за державу обидно" (в частности, согласно статистическим данным, знания около 80% студентов-первокурсников платных отделений российских ВУЗов соответствует знаниям школьников 8 класса советского периода).

А больше всего огорчает то что, несмотря на регулярное проведение реформ по улучшению отечественной системы образования, "воз и ныне там": качество современного российского образования не столько улучшается, сколько стремительно ухудшается. Если в 1990 году по уровню знаний и грамотности Советский Союз занимал 33 место среди 174 государств, то уже в 1998 году Россия опустилась на 62 место. И "падение" наших позиций все продолжается и продолжается.

Во многом такая ситуация складывается из-за того, что хорошо себя зарекомендовавшая советская школа разрушилась, а новую модель образовательной системы, соответствующей современным европейским тенденциям, нашим специалистам до сих пор создать так и не удалось.

К счастью наше общество понимает, что от состояния системы образования зависит не только престиж, но и судьба государства. Поэтому и правительство России, и общественность прикладывает максимум усилий для того, чтобы выявить актуальные проблемы российского образования и найти эффективные пути их устранения. Что это за проблемы? Давайте рассмотрим наиболее очевидные и актуальные из них.

Падение социального статуса педагога


В Советском Союзе педагоги имели особый статус: родители не сомневались в профпригодности преподавателей и не подвергали сомнению их рекомендации по воспитанию и развитию детей, а школьники и студенты воспринимали учителей, как неких "небожителей", к которым нужно относиться с исключительным уважением и почтением.

Что мы наблюдаем сегодня? Студенты и ученики школ позволяют себе врываться в кабинет во время урока или лекции, препираться с педагогом и оскорблять его, заниматься своими делами в процессе обучения (например, играть на мобильном телефоне или "бродить" по интернету), не реагировать на замечания учителя. При этом, некоторые родители не только оправдывают такое поведение своих детей, но и сами ведут себя не лучшим образом.

Необходимо отметить, что в сложившейся ситуации во многом виновно как правительство, которое не в состоянии предложить педагогам достойный уровень зарплаты, в результате чего качественно ухудшился кадровый состав преподавателей , но и сами учителя, позволяющие себе обсуждать личные проблемы при учениках и "срывать" на них свое плохое настроение.

Несоответствие требований рынка труда и номенклатуры дипломов

Специалисты все чаще говорят о том, что российские ВУЗы основной упор делают на подготовку "денежных" специальностей (то есть, тех, которые пользуются популярностью у абитуриентов и за которые они готовы платить). А специалистов, которые действительно требуются для экономического развития нашей страны, готовят по остаточному принципу.

Кроме того, существующая на сегодняшний день система образования просто не в состоянии оперативно реагировать на изменения рынка труда, содержание востребованных специальностей которого меняется каждые 5 лет. В результате молодой специалист выходит из стен ВУЗа с устаревшими знаниями, из-за чего первые годы своей трудовой деятельности ему приходится "тратить" на приобретение нужных знаний и навыков опытным путем.

Образовательные услуги


Но самой главной ошибкой, допущенной по мнению общественности министерством образования , стала переквалификация системы обучения в систему предоставления образовательных услуг. Такого же мнения придерживаются и многие специалисты, утверждающие, что такие понятия как "обучение" и "услуги" несовместимы.

Дело в том, что предоставление услуг подразумевает выполнение работ, по объему соответствующих размеру оплаты. И если принять за аксиому, что образовательные организации предоставляют населению образовательные услуги, то ни о каком качественном и доступном образовании для всех говорить не приходится. Помимо этого, такое потребительское отношение к образованию дает участникам образовательного процесса полное право на такие заявления, как "я не хочу учиться, но мои родители вам платят, вот и старайтесь меня чему-нибудь научить" или "пока вы мне не заплатите за дополнительные занятия, ваш ребенок не будет получать высокие оценки" и т.д.

В результате, мы имеем выпускников с "купленными" дипломами и аттестатами, за которыми стоит только минимальный от необходимого объем навыков и знаний. Чтобы понять, к чему может привести такой подход к обучению, долго думать не нужно: нас будут лечить доктора, которые не видят разницы между, например, гипертонией и гиподинамией, а стратегию экономического развития страны будут разрабатывать специалисты, которые путают дебит с кредитом.

Пути решения проблем системы образования


Из всего изложенного выше очевидно, что решение проблем современного российского образования невозможно без восстановления статуса педагога как элиты страны и наиболее уважаемого члена общества. Естественно, подобный статус должен быть подтвержден соответствующей зарплатой и уважением, как со стороны общественности, так и аппарата чиновников.

Кроме того, очень важно не просто пытаться внедрить западные образцы образовательной системы, многие из которых, кстати, не адаптированы под российский менталитет, а приложить максимум усилий для возвращения страны на естественный путь развития, который, хотим мы этого или нет, неразрывно связан с социалистическим прошлым нашего государства. Другими словами, сегодня России нужна образовательная система советского типа, оснащенная современными технологиями и методиками обучения.

Отечественные реалии в образовательной сфере

Статистика свидетельствует о том, что из 1,5 миллиона специалистов-экономистов, ежегодно выпускаемых высшими учебными заведениями, отечественный рынок труда, бизнес-сообщество способны принять лишь 500 тысяч человек. Тем не менее в стране обозначился острый дефицит современных менеджеров-управленцев, способных решать задачи в условиях конкуренции и рыночных отношений. По различным социологическим данным, у нас насчитывается только 5-8 процентов управленцев, соответствующих требованиям современных стандартов. Между тем по сравнению с 1995 годом число студентов в России выросло в два раза и сейчас составляет 6,5 миллиона, но устроиться по специальности смогут далеко не все.
Совершенно очевиден огромный разрыв в качестве образования, которое дают ведущие высшие учебные заведения (МГУ им. М.В.Ломоносова, Санкт-Петербургский государственный университет, Государственный университет - Высшая школа экономики и некоторые другие авторитетные вузы), с тем, что получают студенты во многих городах России. Анализ показывает, что этот разрыв за последние годы не только не сократился, но и продолжает увеличиваться.
Кроме того, образованию в Российской Федерации не хватает не только финансовых средств, но и самых современных технологий образовательного процесса, до сих пор у нас не развита система дистанционного обучения. Да и по вполне объективным причинам во многих вузах преподают люди, не знающие требований сегодняшнего дня. Многое из перечисленного будет решаться в рамках реализации национального проекта Образование. Следует отметить, что органы государственной власти не смогут справиться с возникшими трудностями самостоятельно, поскольку сложившаяся ситуация требует вмешательства бизнес - структур.
По словам заместителя министра образования и науки РФ А. Г. Свинаренко, работодатели должны разработать квалификационные требования к специалистам, так называемые профессиональные стандарты, на основании которых должны формироваться государственные образовательные стандарты.

Позитивной тенденцией в сфере образования явилась разработка законопроекта О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации (в части предоставления права объединениям работодателей участвовать в прогнозировании и мониторинге рынка труда) , поскольку частично снизилось усугубление произошедшего разрыва традиционных связей между системой образования и экономикой ввиду функционально неполного законодательства, по существу не предусматривающего участия работодателей и их объединений в решении стратегических вопросов профессионального образования.
Говоря о взаимодействии образования и бизнеса, надо задать вопрос, какова структура бизнеса. Есть государственные структуры - надо говорить о подготовке кадров для государственных структур, есть акционерные общества со стопроцентным государственным капиталом, структуры, в которых 51 процент акций принадлежит государству, а также полностью частные компании. Я считаю, что форма взаимодействия с каждым структурным видом работодателей должна быть разная, - убеждена заместитель председателя Комитета Государственной Думы по образованию и науке В. Н. Иванова.
Что касается форм взаимодействия системы образования и бизнеса, то они различны: корпоративный договор и отраслевой заказ, образовательный кредит, участие в оценке качества образования и установлении рейтинга вузов. Важно также развитие систем попечительских советов. Ну и, конечно же, особое внимание должно быть привлечено к созданию эффективной оценки образовательного уровня, мониторинга его инновационного развития и трудоустройства дипломированных специалистов.
Среди вышеперечисленных мероприятий особое внимание в настоящий момент уделяется образовательному кредиту. По мнению Президента Российской Федерации В. В. Путина, бизнес может принять в данной ситуации непосредственное участие. Кредиты будут выдаваться банками-агентами, список которых формируется на конкурсной основе. Такое кредитование пока будет осуществляться в экспериментальном режиме лишь в нескольких вузах.

Таким образом, требуется проведение значительных реформ в области образования и законопроект О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации (в части предоставления права объединениям работодателей участвовать в прогнозировании и мониторинге рынка труда) является ключевым фактором в проведении данных изменений.

Качество образования – это принципиально важный вопрос, влияющий не только на интеллектуальный потенциал подрастающего поколения, но и на общее будущее страны. Советская система образования была почти разрушена, но на смену ей не пришло ничего относительного достойного. На кризис российской системы образования влияет не только смена политического строя, но и все более усиливающаяся глобализация.

Рассмотрим основные проблемы российского образования.

Кризис традиционной системы образования

Организация учебной деятельности в современной России во многом унаследована от советской системы образования. Однако на замену индустриальному обществу приходит информационное общество, мир развивается в условиях глобализации, что обуславливает необходимость коренных реформ в нынешней системе образования. В обновлении нуждаются принципы подачи учебного материала, роль учителя в образовательном процессе. Требуется внедрение в учебный процесс инновационных технологий, оснащение учебных заведений компьютерами и современной техникой. Теоретическая подготовка учеников должна быть направлена не на простое заучивание информации, но на ее понимание и умение применить полученные знания в практической деятельности. Стоит отметить, что 21 век – это время стремительного научного прогресса. Таким образом, сегодняшние учебные материалы для образовательных учреждений уже завтра становятся устаревшими. Требуется постоянное обновление преподаваемых знаний в соответствии с последними научными достижениями.

Низкая практическая направленность образования

Сегодняшняя система образования в большей степени направлена на воспитание будущего ученого-теоретика, нежели на подготовку практикующего специалиста. Теоретические знания во многом оторваны от практической деятельности. Ученики, в большинстве своем, не умеют использовать полученные знания в своей профессиональной деятельности. Большинство людей, окончивших вуз, отмечают, что не чувствуют в себе готовности приступить к практике. Причин тому несколько. Это и плохая практическая подготовка, и слабая связь между преподаваемым теоретическим материалом и практикой, и устаревшая система образования, которая больше не соответствует стремительно меняющимся условиям на рынке труда.

Низкий уровень финансирования

Российские учебные заведения всех уровней сталкиваются с постоянным недофинансированием. Хроническая нехватка денежных средств негативно влияет на уровень зарплат работников в сфере образования. С каждым годом эта проблема становится лишь острее, ведь учебным заведениям требуются компьютеры, современное оборудование, учебники, соответствующие новейшим научным достижениям. Реформации в сфере образования невозможны без качественного обновления педагогического состава, но решение этой задачи затрудняется низкой престижностью профессии учителя, являющейся следствием низких заработных плат в сфере образования.

Слабая система взаимосвязи между различными уровнями образования

Основные уровни образования – дошкольное, школьное и высшее. Низкая преемственность между всеми «ступенями» образовательного процесса негативно влияет на качество обучения и мешает глубокому овладению знаниями со стороны учеников. Дошкольное образование в России – это слабо организованная система, не дающая нужного объема знаний, необходимого для начала обучения в школе. Зачастую, обучением дошкольников занимаются лица, не получившие педагогического образования. Еще сложнее дело обстоит с преемственностью между школой и вузом. На данный момент выпускник школы не получает того объема знаний, который требуется для сдачи ЕГЭ и поступления в вуз. Старшеклассники вынуждены обращаться к платным репетиторам, ведь бесплатное образование не соответствует всем нуждам будущих студентов.

Слабое законодательство в сфере образования

Качество образования во многом зависит от законодательства в данной области. На данный момент предпринимаются попытки качественно реформировать закон «Об образовании», однако многие проблемы так и остались нерешенными. В частности, это «размытые» социальные обязательства со стороны государства, плохо прописанные принципы лицензирования учебных заведений. Недоработанные законы о контрольно-надзорных процедурах умножают коррупцию и увеличивают количество вузов, дающих некачественное образование. Чрезвычайно слабы законы об образовании в сельской местности. В частности, в законах не учитывается особая специфика сельских учебных заведений.

Массовый спрос на высшее образование

Несомненно, хорошие вузы в России как были, так и есть. Однако с каждым годом все больше и больше людей стремятся получить высшее образование, что непосредственно влияет на увеличение количества плохих вузов. Рассматриваемая проблема становится все острее еще и потому, что значительно упал престиж профессиональных училищ. Кроме того, многие юноши поступают в вузы лишь для того, чтобы освободиться от воинской повинности, что дополнительно умножает вузы, дающие плохой образовательный уровень;

Коррупция

Коррупция в российской системе образования – это многоликое и многоуровневое явление. Сюда можно включить и денежные поборы с родителей школьников, и хищение бюджетных средств, и взятки, и продажу подложных дипломов, и изготовление поддельных документов об образовании. Против коррупции предпринимается много законов, однако работают ли они, сложный вопрос. В частности, снизить коррупцию предполагалось при помощи внедрения ЕГЭ, однако привела ли эта мера к нужным результатам, до сих пор спорят не только рядовые граждане, но и эксперты. Высокий уровень коррупции в учебных заведениях блокирует возможность вертикальной мобильности посредством получения качественного образования для детей из необеспеченных семей;

Падение престижности обучения в ПТУ и техникумах

Рассматриваемая проблема возникла еще в 90-е годы. С тех пор дефицит рабочих кадров на рынке труда все увеличивается, а количество студентов, проходящих обучение в ПТУ, снижается. По данным 2009 года в вузах обучалось в 7 раз больше студентов, нежели в техникумах и ПТУ. Как итог, в России недостает собственной рабочей силы, и приходиться прибегать к помощи иностранных рабочих кадров. Следствием рассматриваемой проблемы также можно назвать высокую безработицу среди людей с высшим образованием.

Подводя итоги можно заметить, что для решения проблем в российской системе образования явно недостаточно традиционного «косметического ремонта». Проблемы имеются практически на каждом уровне системы, и их решение – это важнейшая стратегическая задача России. Новое время требует новых реформ, способных повысить образовательный уровень российский граждан, умножить количество квалифицированных сотрудников и поднять качество образования в России до международных стандартов.