В современных условиях шанс стать процветающей страной получает такое государство, которое обеспечивает максимальный простор для реализации творческого потенциала человека. Такая политика предполагает выявление талантов, поиск способностей людей, умение использовать их для блага и интересов общества.
Для этого нужны определенные предпосылки, прежде всего, создание равных стартовых возможностей для молодого поколения, предоставление возможностей добиваться получения образования более высокого качества и уровня. В странах с рыночной экономикой сфера образования – такой же бизнес, как в любой другой сфере. Разумеется, важную роль играет конкуренция. Нельзя возразить против того, что конкуренция – феномен, относящийся в современную эпоху ко всей системе образования, – как внутри той или иной страны, имеющей рыночную экономику, так и в международном масштабе. Механизмы конкуренции позволяют совершенствовать механизмы образовательных услуг.
Кто лидирует сегодня в производстве знаний, средствах информации, в науке и образовании, тот и является мировым лидером. Пока таковым государством является США. И многие, если не большинство исследователей, считают, что это вполне естественно: США
– единственная сверхдержава современности. Ее ведущая роль в информационной экономике – следствие лидирующего положения в мире. А может быть, напротив, лидерство США в современном мире
– следствие их лидерства в производстве знаний. А что же Россия? Хотя Россия по праву гордится своими традициями в области фундаментальных наук, нельзя не видеть, что их основы заложены в конце XIX века и середине XX века. В последнее же десятилетие XX века и в первые годы XXI века и в России деградируют, стремительно подталкивая страну к уровню показателей «третьего мира». Нельзя, сидя на нефтяной и газовой трубах, полноценно войти в современное информационное общество. Отметим, что ключевая идея второй президентской программы В.В. Путина (изложенная им 26 мая 2004 г. в ежегодном послании к Федеральному собранию)
– удвоение ВВП страны, повышение ее конкурентоспособности в мире. И не столько в области экономики, скорее в использовании тотальной конкурентоспособности во всех областях жизнедеятельности, в том числе в системе образования. Известно, что в развитых странах мира рост ВВП до 80% достигается, прежде всего, за счет развития наукоемких технологий. Но доля России – страны с богатейшими культурными, научными, образовательными традициями -на мировом рынке уровень развития высоких технологий необычайно низок, достигает всего 1%, по этому показателю наша страна уступает даже маленькому Гонконгу. Сегодня в России, как и все общество, переживает драматический период, от итогов развития которого зависит не только будущее страны, но и возможно, ее существование как государства. Если за последние 10-15 лет развитые страны в два раза увеличили потенциал инфраструктуры и доступность образования, то Россия, наоборот, эти показатели уменьшила в 1,5 раза. Разрушительные тенденции и близорукость проводимой государством политики приобрели опасные масштабы. За последние 5 лет реальный объем ассигнований на нужды образования в России сократился примерно в 5 раз. Россия, в которой снижение ассигнований на и науку привело к утрате потенциальных талантов, не имеющих возможность получить достойное образование, приводит к «утечке мозгов» из страны. В настоящее время экономические потери России от «утечки мозгов» весьма велики.
Особенно это касается молодежи, которая подготовлена к высококвалифицированной работе, но еще не дала никакой отдачи своей стране, которая воспитала и выучила. Например, знаменитый физико-технический институт превратился в какой-то степени в поставщика высококвалифицированной силы в США, где даже установили льготные правила въезда для этой категории людей. Поэтому в принципе логично поставить вопрос о компенсации за данную утечку. Частично в качестве такой компенсации можно рассматривать помощь различных западных фондов российской науке и образованию.
Несмотря на негативные тенденции, российская система образования пока еще остается одной из достаточно эффективных. Ее положительный опыт перенимается во многих странах. Высоко котируется и имеет большой международный авторитет наше высшее образование. По числу студентов на 10 тыс. жителей Россия стоит в одном ряду с Японией, Францией, Великобританией, Германией и Италией. По числу выпускников ВУЗов на те же 10 тыс. – на 4-ом месте (после США, Канады, Японии). По абсолютной численности молодежи с высшим техническим образованием она продолжает занимать первое место в мире. Из 74 ведущих университетов Европы 11 -российские (МГУ стоит на втором месте после Сорбонны).
Образование, которое ориентировано на подготовку специалистов, обладающих специфическими знаниями и навыками, направлено на обеспечение эффективности инновационного процесса. Такой специалист должен быть профессионалом, способным комплексно сочетать исследовательскую, проектную и предпринимательскую деятельность. Это исследователь, создатель интеллектуальных ценностей, способный реализовать их и на этой основе создать новые материальные ценности, а также обеспечить превращение последних в товар. Во всем мире специалисты такого профиля считаются элитой менеджмента. В 2004-2005 г. в КГТУ (КАИ) началось обучение по специальности «физика и менеджмент наукоемких технологий». Лучше поздно, чем никогда. Таковые вызовы времени, на которые необходимы соответствующие этим вызовам ответы.
Вполне соответствует вектору реформ назначение нового министра образования РТ, экономиста, пришедшего непосредственно из главного вуза республики Раиса Фалиховича Шайхелисламова. Представляя Шайхелисламова сотрудникам министерства и руководителям учебных подразделений республики, премьер-министр РТ Р. Минниханов отметил: «Министерство станет основным исполнителем проектов по реализации инновационного образования в Татарстане». И на традиционной республиканской августовской педконференции Р. Шайхелисламов выступил с докладом «Инновационный подход к управлению образованием в Республике Татарстан». Инновации, по словам министра, не самоцель, а средство и принцип решения поставленных задач. Первая из них направлена на воспроизводство и развитие главного ресурса системы образования – педагогических и научно-педагогических кадров. Процесс выращивания научной смены сохраняет оптимизм в оценке ближайшего будущего отечественной науки. Этот процесс должен быть непрерывным. Интеллектуализация общества, активное включение в общественные преобразования наиболее талантливой и творчески одаренной части населения, прежде всего молодежи одна из приоритетных задач государственной политики РТ. Развитие интеллектуального потенциала республики зависит не только от эффективной поддержки и социальной защиты одаренной молодежи, сочетаемой с психолого-педагогической и профессиональной помощью в развитии таланта, но и от уровня интеллектуального развития окружения талантливой личности. Интеллектуальный потенциал общества – продукт творческого развития и саморазвития каждой личности. Чем больше таких личностей и чем гармоничнее они связаны, тем богаче общество.
Реалии настоящего времени объективно актуализируют вопрос о постоянном изучении состояния интеллектуального потенциала и поиска путей его развития. В процессе такого изучения стоит двуединая задача – выявление уровня интеллектуального потенциала республики и определение причин, тормозящих его развитие.
Национальный интеллектуальный потенциал фактически становится двигателем наукоемких, интеллектоемких экономик, который сможет обеспечить опережающее воспроизводство «человеческого капитала» и общественного интеллекта. По мнению теоретика – патриарха современного менеджмента П. Дракера, «работник интеллектуального труда является важнейшим ресурсом и активом любой корпорации. Результат такого труда … – наиболее ценный капитал XXI века».
Реалии XXI в. – глобализация и информатизация, высокие технологии и Интернет – кардинально изменяют мир и условия жизнедеятельности человека. В России новые технологии пока еще мало применяются из-за крайней дороговизны. Персональных компьютеров у нас в 19 раз меньше, чем в США. Интернетом пользуются в 144 раза меньше, чем в США и в 250 раз меньше, чем в Швеции. Специалисты подсчитали: если двигаться такими темпами, то к 2050 году доступ в Интернет будут иметь лишь 20% нашего населения, в то время как в западных странах – практически каждый. Прорыв России вряд ли возможен до тех пор, пока у подрастающего поколения не будут сформированы навыки активного воздействия на складывающуюся информационно-технологизированную реальность. Это необходимо для интеллектуального развития молодежи, обеспечения ей возможности комфортно жить в условиях нового столетия. Путь к этому -превращение Интернета из элитарной технологии в общедоступное средство учебы и работы. Решение этой масштабной задачи под силу только государству. Даже в такой продвинутой стране, как Япония, государство считает необходимым выделять немалые средства (93 млрд. долл.) на массовое обучение населения пользованию Интернетом. Российские же показатели просто удручающих: на 20002005 гг. правительством и бизнесом выделено на интернетизацию образования по 1 млрд. долларов.
Чтобы быть эффективной, система образования должна соответствовать реалиям XXI века, поскольку специалистам нового столетия предстоит решать сложнейшие глобальные задачи, связанные с переходом мирового сообщества к новому технологическому укладу (информационному) со вступлением в эпоху непрерывного образования. Для создания российской школы XXI в. необходимо уже сегодня начать широкий эксперимент по переходу на обязательное 10-летие обучение и бесплатное 12-летие. Содержательная часть реформы состоит в создании профильной средней школы. Важнейшая линия стратегического развития – изменение ситуации с компьютерной грамотностью нового поколения.
Это позволит повысить конкурентоспособность системы образования. Появится возможность привести российское образование в соответствии с мировыми стандартами, не допустить увеличения технологического отставания от западных стран. Кроме того, на наш взгляд, следует сохранить и обогатить имеющийся образовательный потенциал.
Совершенно ясно, что политика российского государства в сфере образования не адекватна реальным потребностям страны, не отвечает ее стратегическим интересам и, с этой точки зрения, в перспективе может выступать как дестабилизирующий фактор. Ее главным принципом должна стать вековая крестьянская мудрость: «Умирай, но весной землю вспаши и засей, голодуй всю зиму, но зерно на посев сохрани». Этот принцип позволит сохранить основной капитал нации – ее кадровый потенциал, ее интеллект, высокую образованность населения. А это в свою очередь позволит создать новый, демократический и экономически эффективный тип российского государства и вступить на тот путь, по которому ныне продвигается весь цивилизованный мир.
Абдрахманова Р.Я.,
ст. преподаватель Альметьевского филиала ИЭУП
Образование как интегративный фактор цивилизационного развития, ч.: 4.1. – Казань: Издательство «Таглимат» Института экономики, управления и права (г.Казань), 2005. – 284 с.
Еще каких-то 20-30 лет тому назад российское образование считалась одним из самых качественных в мире. Сегодня же нашу систему образования не ругает только ленивый, а подавляющее большинство выпускников учебных заведений демонстрируют настолько невысокий уровень знаний, что становится "за державу обидно".
Еще каких-то 20-30 лет тому назад российское образование считалось одним из самых качественных в мире. Сегодня же нашу систему образования не ругает только ленивый, а подавляющее большинство выпускников учебных заведений демонстрируют настолько невысокий уровень знаний, что становится "за державу обидно" (в частности, согласно статистическим данным, знания около 80% студентов-первокурсников платных отделений российских ВУЗов соответствует знаниям школьников 8 класса советского периода).
А больше всего огорчает то что, несмотря на регулярное проведение реформ по улучшению отечественной системы образования, "воз и ныне там": качество современного российского образования не столько улучшается, сколько стремительно ухудшается. Если в 1990 году по уровню знаний и грамотности Советский Союз занимал 33 место среди 174 государств, то уже в 1998 году Россия опустилась на 62 место. И "падение" наших позиций все продолжается и продолжается.
Во многом такая ситуация складывается из-за того, что хорошо себя зарекомендовавшая советская школа разрушилась, а новую модель образовательной системы, соответствующей современным европейским тенденциям, нашим специалистам до сих пор создать так и не удалось.
К счастью наше общество понимает, что от состояния системы образования зависит не только престиж, но и судьба государства. Поэтому и правительство России, и общественность прикладывает максимум усилий для того, чтобы выявить актуальные проблемы российского образования и найти эффективные пути их устранения. Что это за проблемы? Давайте рассмотрим наиболее очевидные и актуальные из них.
Падение социального статуса педагога
В Советском Союзе педагоги имели особый статус: родители не сомневались в профпригодности преподавателей и не подвергали сомнению их рекомендации по воспитанию и развитию детей, а школьники и студенты воспринимали учителей, как неких "небожителей", к которым нужно относиться с исключительным уважением и почтением.
Что мы наблюдаем сегодня? Студенты и ученики школ позволяют себе врываться в кабинет во время урока или лекции, препираться с педагогом и оскорблять его, заниматься своими делами в процессе обучения (например, играть на мобильном телефоне или "бродить" по интернету), не реагировать на замечания учителя. При этом, некоторые родители не только оправдывают такое поведение своих детей, но и сами ведут себя не лучшим образом.
Необходимо отметить, что в сложившейся ситуации во многом виновно как правительство, которое не в состоянии предложить педагогам достойный уровень зарплаты, в результате чего качественно ухудшился кадровый состав преподавателей , но и сами учителя, позволяющие себе обсуждать личные проблемы при учениках и "срывать" на них свое плохое настроение.
Несоответствие требований рынка труда и номенклатуры дипломов
Специалисты все чаще говорят о том, что российские ВУЗы основной упор делают на подготовку "денежных" специальностей (то есть, тех, которые пользуются популярностью у абитуриентов и за которые они готовы платить). А специалистов, которые действительно требуются для экономического развития нашей страны, готовят по остаточному принципу.
Кроме того, существующая на сегодняшний день система образования просто не в состоянии оперативно реагировать на изменения рынка труда, содержание востребованных специальностей которого меняется каждые 5 лет. В результате молодой специалист выходит из стен ВУЗа с устаревшими знаниями, из-за чего первые годы своей трудовой деятельности ему приходится "тратить" на приобретение нужных знаний и навыков опытным путем.
Образовательные услуги
Но самой главной ошибкой, допущенной по мнению общественности министерством образования , стала переквалификация системы обучения в систему предоставления образовательных услуг. Такого же мнения придерживаются и многие специалисты, утверждающие, что такие понятия как "обучение" и "услуги" несовместимы.
Дело в том, что предоставление услуг подразумевает выполнение работ, по объему соответствующих размеру оплаты. И если принять за аксиому, что образовательные организации предоставляют населению образовательные услуги, то ни о каком качественном и доступном образовании для всех говорить не приходится. Помимо этого, такое потребительское отношение к образованию дает участникам образовательного процесса полное право на такие заявления, как "я не хочу учиться, но мои родители вам платят, вот и старайтесь меня чему-нибудь научить" или "пока вы мне не заплатите за дополнительные занятия, ваш ребенок не будет получать высокие оценки" и т.д.
В результате, мы имеем выпускников с "купленными" дипломами и аттестатами, за которыми стоит только минимальный от необходимого объем навыков и знаний. Чтобы понять, к чему может привести такой подход к обучению, долго думать не нужно: нас будут лечить доктора, которые не видят разницы между, например, гипертонией и гиподинамией, а стратегию экономического развития страны будут разрабатывать специалисты, которые путают дебит с кредитом.
Пути решения проблем системы образования
Из всего изложенного выше очевидно, что решение проблем современного российского образования невозможно без восстановления статуса педагога как элиты страны и наиболее уважаемого члена общества. Естественно, подобный статус должен быть подтвержден соответствующей зарплатой и уважением, как со стороны общественности, так и аппарата чиновников.
Кроме того, очень важно не просто пытаться внедрить западные образцы образовательной системы, многие из которых, кстати, не адаптированы под российский менталитет, а приложить максимум усилий для возвращения страны на естественный путь развития, который, хотим мы этого или нет, неразрывно связан с социалистическим прошлым нашего государства. Другими словами, сегодня России нужна образовательная система советского типа, оснащенная современными технологиями и методиками обучения.
Отечественные реалии в образовательной сфереСтатистика свидетельствует о том, что из 1,5 миллиона специалистов-экономистов, ежегодно выпускаемых высшими учебными заведениями, отечественный рынок труда, бизнес-сообщество способны принять лишь 500 тысяч человек. Тем не менее в стране обозначился острый дефицит современных менеджеров-управленцев, способных решать задачи в условиях конкуренции и рыночных отношений. По различным социологическим данным, у нас насчитывается только 5-8 процентов управленцев, соответствующих требованиям современных стандартов. Между тем по сравнению с 1995 годом число студентов в России выросло в два раза и сейчас составляет 6,5 миллиона, но устроиться по специальности смогут далеко не все.
Совершенно очевиден огромный разрыв в качестве образования, которое дают ведущие высшие учебные заведения (МГУ им. М.В.Ломоносова, Санкт-Петербургский государственный университет, Государственный университет - Высшая школа экономики и некоторые другие авторитетные вузы), с тем, что получают студенты во многих городах России. Анализ показывает, что этот разрыв за последние годы не только не сократился, но и продолжает увеличиваться.
Кроме того, образованию в Российской Федерации не хватает не только финансовых средств, но и самых современных технологий образовательного процесса, до сих пор у нас не развита система дистанционного обучения. Да и по вполне объективным причинам во многих вузах преподают люди, не знающие требований сегодняшнего дня. Многое из перечисленного будет решаться в рамках реализации национального проекта Образование. Следует отметить, что органы государственной власти не смогут справиться с возникшими трудностями самостоятельно, поскольку сложившаяся ситуация требует вмешательства бизнес - структур.
По словам заместителя министра образования и науки РФ А. Г. Свинаренко, работодатели должны разработать квалификационные требования к специалистам, так называемые профессиональные стандарты, на основании которых должны формироваться государственные образовательные стандарты.
Позитивной тенденцией в сфере образования явилась разработка законопроекта О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации (в части предоставления права объединениям работодателей участвовать в прогнозировании и мониторинге рынка труда) , поскольку частично снизилось усугубление произошедшего разрыва традиционных связей между системой образования и экономикой ввиду функционально неполного законодательства, по существу не предусматривающего участия работодателей и их объединений в решении стратегических вопросов профессионального образования.
Говоря о взаимодействии образования и бизнеса, надо задать вопрос, какова структура бизнеса. Есть государственные структуры - надо говорить о подготовке кадров для государственных структур, есть акционерные общества со стопроцентным государственным капиталом, структуры, в которых 51 процент акций принадлежит государству, а также полностью частные компании. Я считаю, что форма взаимодействия с каждым структурным видом работодателей должна быть разная, - убеждена заместитель председателя Комитета Государственной Думы по образованию и науке В. Н. Иванова.
Что касается форм взаимодействия системы образования и бизнеса, то они различны: корпоративный договор и отраслевой заказ, образовательный кредит, участие в оценке качества образования и установлении рейтинга вузов. Важно также развитие систем попечительских советов. Ну и, конечно же, особое внимание должно быть привлечено к созданию эффективной оценки образовательного уровня, мониторинга его инновационного развития и трудоустройства дипломированных специалистов.
Среди вышеперечисленных мероприятий особое внимание в настоящий момент уделяется образовательному кредиту. По мнению Президента Российской Федерации В. В. Путина, бизнес может принять в данной ситуации непосредственное участие. Кредиты будут выдаваться банками-агентами, список которых формируется на конкурсной основе. Такое кредитование пока будет осуществляться в экспериментальном режиме лишь в нескольких вузах.
Таким образом, требуется проведение значительных реформ в области образования и законопроект О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации (в части предоставления права объединениям работодателей участвовать в прогнозировании и мониторинге рынка труда) является ключевым фактором в проведении данных изменений.
Качество образования – это принципиально важный вопрос, влияющий не только на интеллектуальный потенциал подрастающего поколения, но и на общее будущее страны. Советская система образования была почти разрушена, но на смену ей не пришло ничего относительного достойного. На кризис российской системы образования влияет не только смена политического строя, но и все более усиливающаяся глобализация.
Рассмотрим основные проблемы российского образования.
Кризис традиционной системы образования
Организация учебной деятельности в современной России во многом унаследована от советской системы образования. Однако на замену индустриальному обществу приходит информационное общество, мир развивается в условиях глобализации, что обуславливает необходимость коренных реформ в нынешней системе образования. В обновлении нуждаются принципы подачи учебного материала, роль учителя в образовательном процессе. Требуется внедрение в учебный процесс инновационных технологий, оснащение учебных заведений компьютерами и современной техникой. Теоретическая подготовка учеников должна быть направлена не на простое заучивание информации, но на ее понимание и умение применить полученные знания в практической деятельности. Стоит отметить, что 21 век – это время стремительного научного прогресса. Таким образом, сегодняшние учебные материалы для образовательных учреждений уже завтра становятся устаревшими. Требуется постоянное обновление преподаваемых знаний в соответствии с последними научными достижениями.
Низкая практическая направленность образования
Сегодняшняя система образования в большей степени направлена на воспитание будущего ученого-теоретика, нежели на подготовку практикующего специалиста. Теоретические знания во многом оторваны от практической деятельности. Ученики, в большинстве своем, не умеют использовать полученные знания в своей профессиональной деятельности. Большинство людей, окончивших вуз, отмечают, что не чувствуют в себе готовности приступить к практике. Причин тому несколько. Это и плохая практическая подготовка, и слабая связь между преподаваемым теоретическим материалом и практикой, и устаревшая система образования, которая больше не соответствует стремительно меняющимся условиям на рынке труда.
Низкий уровень финансирования
Российские учебные заведения всех уровней сталкиваются с постоянным недофинансированием. Хроническая нехватка денежных средств негативно влияет на уровень зарплат работников в сфере образования. С каждым годом эта проблема становится лишь острее, ведь учебным заведениям требуются компьютеры, современное оборудование, учебники, соответствующие новейшим научным достижениям. Реформации в сфере образования невозможны без качественного обновления педагогического состава, но решение этой задачи затрудняется низкой престижностью профессии учителя, являющейся следствием низких заработных плат в сфере образования.
Слабая система взаимосвязи между различными уровнями образования
Основные уровни образования – дошкольное, школьное и высшее. Низкая преемственность между всеми «ступенями» образовательного процесса негативно влияет на качество обучения и мешает глубокому овладению знаниями со стороны учеников. Дошкольное образование в России – это слабо организованная система, не дающая нужного объема знаний, необходимого для начала обучения в школе. Зачастую, обучением дошкольников занимаются лица, не получившие педагогического образования. Еще сложнее дело обстоит с преемственностью между школой и вузом. На данный момент выпускник школы не получает того объема знаний, который требуется для сдачи ЕГЭ и поступления в вуз. Старшеклассники вынуждены обращаться к платным репетиторам, ведь бесплатное образование не соответствует всем нуждам будущих студентов.
Слабое законодательство в сфере образования
Качество образования во многом зависит от законодательства в данной области. На данный момент предпринимаются попытки качественно реформировать закон «Об образовании», однако многие проблемы так и остались нерешенными. В частности, это «размытые» социальные обязательства со стороны государства, плохо прописанные принципы лицензирования учебных заведений. Недоработанные законы о контрольно-надзорных процедурах умножают коррупцию и увеличивают количество вузов, дающих некачественное образование. Чрезвычайно слабы законы об образовании в сельской местности. В частности, в законах не учитывается особая специфика сельских учебных заведений.
Массовый спрос на высшее образование
Несомненно, хорошие вузы в России как были, так и есть. Однако с каждым годом все больше и больше людей стремятся получить высшее образование, что непосредственно влияет на увеличение количества плохих вузов. Рассматриваемая проблема становится все острее еще и потому, что значительно упал престиж профессиональных училищ. Кроме того, многие юноши поступают в вузы лишь для того, чтобы освободиться от воинской повинности, что дополнительно умножает вузы, дающие плохой образовательный уровень;
Коррупция
Коррупция в российской системе образования – это многоликое и многоуровневое явление. Сюда можно включить и денежные поборы с родителей школьников, и хищение бюджетных средств, и взятки, и продажу подложных дипломов, и изготовление поддельных документов об образовании. Против коррупции предпринимается много законов, однако работают ли они, сложный вопрос. В частности, снизить коррупцию предполагалось при помощи внедрения ЕГЭ, однако привела ли эта мера к нужным результатам, до сих пор спорят не только рядовые граждане, но и эксперты. Высокий уровень коррупции в учебных заведениях блокирует возможность вертикальной мобильности посредством получения качественного образования для детей из необеспеченных семей;
Падение престижности обучения в ПТУ и техникумах
Рассматриваемая проблема возникла еще в 90-е годы. С тех пор дефицит рабочих кадров на рынке труда все увеличивается, а количество студентов, проходящих обучение в ПТУ, снижается. По данным 2009 года в вузах обучалось в 7 раз больше студентов, нежели в техникумах и ПТУ. Как итог, в России недостает собственной рабочей силы, и приходиться прибегать к помощи иностранных рабочих кадров. Следствием рассматриваемой проблемы также можно назвать высокую безработицу среди людей с высшим образованием.
Подводя итоги можно заметить, что для решения проблем в российской системе образования явно недостаточно традиционного «косметического ремонта». Проблемы имеются практически на каждом уровне системы, и их решение – это важнейшая стратегическая задача России. Новое время требует новых реформ, способных повысить образовательный уровень российский граждан, умножить количество квалифицированных сотрудников и поднять качество образования в России до международных стандартов.