Нетрадиционные формы взаимодействия классного руководителя с семьёй. Формы взаимодействия классного руководителя с родителями

Индивидуальность ребенка изначально формируется в семье, таким образом воспитательная работа школы не может строиться без учета этого фактора. Необходимость организации работы с семьями исходит не из обязанности родителей оказывать какую-либо помощь школе, а из стремления обеспечить гармоничное индивидуальное развитие каждого школьника, что может осуществляться только при отсутствии педагогического противостояния семьи и школы, наличия благоприятных условий в семье, гармонии семейного воспитания и системы школьного воспитания.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Взаимодействие классного руководителя и семьи школьника.

В.Б. Скирневская.

г. Сергиев Посад, МБОУ СОШ№6, учитель английского языка.

«Когда случается что-то неладное с ребятами и начинают доискиваться причин этого, одни утверждают: это школа виновата, она обо всем должна позаботиться, ей принадлежит главная роль в воспитании. А другие напротив, считают, что школа в основном все-таки учит, а воспитывать должна семья. Я думаю, что и те, и другие не правы.»

Л. Камиль.

Классный руководитель является организатором воспитательной работы в классе. Он объединяет воспитательные усилия учителей, родителей, общественности.

Индивидуальность ребенка изначально формируется в семье, таким образом воспитательная работа школы не может строиться без учета этого фактора. Необходимость организации работы с семьями исходит не из обязанности родителей оказывать какую-либо помощь школе, а из стремления обеспечить гармоничное индивидуальное развитие каждого школьника, что может осуществляться только при отсутствии педагогического противостояния семьи и школы, наличия благоприятных условий в семье, гармонии семейного воспитания и системы школьного воспитания. Классный руководитель более осведомлен в отношении общественной жизни школьника, его жизнедеятельности вне семьи, в его интеллектуальном развитии. Более компетентен в вопросах психологии, педагогики, права. Поэтому его знания могут оказаться весьма полезными в ситуациях требующих разрешения проблем и противоречий семейного воспитания в условиях многодетной семьи, семьи с единственным ребенком, в неполных семьях. Используя педагогический такт классный руководитель берет на себя роль советчика, консультанта-специалиста, представителя учебно-воспитательного процесса школы.

Круг функциональных обязанностей классного руководителя, направленных на взаимодействие школы и семьи, включает:

– Анализ и оценку индивидуальности учащегося, уровень его воспитанности.

– Изучение и анализ состояния и условий семейного воспитания, воспитательных влияний окружающей среды.

– Построение модели воспитательной подсистемы, учитывающей миссию образовательного учреждения, принятые ценности, воспитательную концепцию, ресурсные возможности.

– Обеспечение связи общеобразовательного учреждения с семьей, установление контактов с родителями (законными представителями учащихся), оказание им помощи (лично, через психолога, социального педагога, педагога дополнительного образования).

– Проведение консультаций, бесед с родителями (законными представителями) обучающихся.

– Помощь учащимся в установлении отношений с окружающими людьми, своей семьей.

С целью выработки единых требований, общих принципов в семейном воспитании и в учебно-воспитательном процессе школы необходимо знакомить родителей с целями и задачами, содержанием и методикой деятельности классного руководителя уже на первом родительском собрании. В дальнейшем применять различные формы психолого-педагогического просвещения родителей, из которых наиболее доступные и интересующие родителей -- индивидуальные консультации специалистов, график работы которых есть в любой школе. Одной из наиболее действенных в смысле улучшения взаимоотношений учеников, родителей, учителей, и широко практикующихся форм работы классного руководителя является вовлечение родителей в совместную с детьми деятельность. И конечно родительские собрания – способ выслушать друг друга, обсудить насущные проблемы детей, а не только итоги их успеваемости.

Важной частью практической деятельности классного руководителя по поддержанию контактов с семьей является регулярное личное посещение учащихся дома. Классный руководитель посещает семьи своих воспитанников, изучая на месте не только бытовые условия, но и характер организации семейного воспитания. Опытному наставнику многое могут рассказать сама атмосфера дома, отношения между членами семьи. Исключительно важно соблюдать при посещении учащегося на дому некоторые правила: не приходить без приглашения, проявлять высокий такт в разговоре с родителями, не предъявлять претензий; всегда начинать с похвалы и комплиментов, исключить жалобы на ученика, говорить о проблемах и подсказывать не навязчиво пути их решения в соответствии с возможностями семьи; беседовать в присутствии учащихся, только в исключительных случаях наедине с родителями; всячески подчеркивать свою заинтересованность судьбой воспитанника.

Однако посетить семью классный руководитель не всегда может. Тогда родителей приглашают в школу для беседы. Такие встречи позволяют разрешить сообща многие сложные вопросы воспитания и обучения. Во время индивидуальных бесед с родителями педагог выясняет условия жизни и работы школьников, обсуждают конкретные случаи их поведения, намечают пути устранения недостатков в учебной деятельности.

Классному руководителю необходимо информировать родителей не только об учебных делах детей, но и о взаимоотношениях в классном коллективе. Важно вместе с родителями искать пути закрепления у школьников положительных качеств и преодоления недостатков в их поведении. Некоторые классные руководители применяют и такую форму связи с семьей, как переписка с родителями. Она позволяет информировать их об успеваемости и поведении школьников. Эта форма связи с семьей практикуется обычно в сельских школах, где родители живут на большом расстоянии от школы и поддерживать с ними непосредственную связь трудно. Однако и в городских школах переписка помогает лучше изучить условия жизни и домашней работы школьников и облегчает воспитательную работу с ними. Для переписки с родителями используется и ученический дневник. Классные руководители делают в нем краткие записи об отношении ученика к учебным и общественным обязанностям, о нарушении дисциплины и порядку. Родители просматривают и подписывают дневник.

Большинство авторов различных публикаций отмечают только негативную роль противоречий между педагогами и родителями. Эти противоречия рассматриваются как фактор, препятствующий полноценному сотрудничеству школы и семьи в деле воспитания учащихся. Но можно взглянуть на них и как на ведущую движущую силу развития активного взаимодействия педагога и родителей в интересах формирования личности ребенка. Расхождения во взглядах, действиях учителя и родителей порождаются разными причинами, но принципиально важным является то, что инициатива и выбор алгоритма разрешения возникающих противоречий должны принадлежать педагогу как более профессионально подготовленному субъекту педагогического процесса.


Развитие культуры становиться актуальной проблемой в современном обществе. С грустью приходится признать, что в последние годы наблюдается общее снижение культуры поведения общения. Этому весьма умело способствует поток негативной информации с телевидения, газет, которые меняют сознание ребёнка об окружающей действительности. Культура начинается с рождения ребёнка, с семьи. Родители являются первыми и основными учителями ребёнка до его поступления в школу и выполняют эту роль в дальнейшем. Эффективность работы педагога, школы по обучению детей во многом зависит от того, насколько она взаимодействует с семьёй. Ведущую роль сотрудничества школы и семьи играют классные руководители. Перед педагогом стоит огромная ответственность за подрастающее поколение. И моя задача привлечь родителя к сотрудничеству, подвести его к значению и пониманию принципов.

Следует начинать работу и взаимодействие с теми, кто желает участвовать в жизни класса, поддерживает педагогов, даже если таких меньшинство. Постепенно, тактично классный руководитель вовлекает остальных родителей, опираясь на единомышленников, учитывая интересы каждого ребёнка и его семьи.

Формы взаимодействия классного руководителя с родителями могут быть разными. Коллективными, групповыми, индивидуальными. Любая из них решает важнейшие задачи способствующие единению семьи, установлению взаимопонимания родителей и детей.

Суть взаимопонимания классного руководителя и семьи заключается в том, что обе стороны должны быть заинтересованы в изучении и развитии в нём лучших качеств и свойств. Это помогло мне и родителям объединить свои усилия в создании условий для формирования у ребёнка тех качеств и свойств, которые необходимы для самоопределения и самореализации ученика, для преодоления трудностей и самореабилитации в случае неудачи.

В основе сотрудничества взаимодействия семьи и классного руководителя лежат принципы взаимного доверия и уважения. Взаимной поддержки и помощи, терпения и терпимости по отношению друг к другу.

Сотрудничество целесообразно начинать с систематического изучения семьи. Особенностей и условий семейного воспитания ребёнка.

Для формирования сотруднических отношений важно представлять классный коллектив как единое целое, как большую семью, которая сплачивается и интересно живёт.

Из опыта работы с родителями я подчеркнула много нового. Открыла новые направления для решения поставленных задач. Некоторые из направлений использовала при проведении родительских собраний. Как, в какой форме они проходят в моём классе, и хочу рассказать.

К родительскому собранию нужно готовиться заранее. Выбор темы для меня диктуется многими и самыми разными обстоятельствами. Общим настроем класса, погодой, самочувствием педагога, наличием наглядного материала. Но выбор этот - безграничен. Важно – уловить те интонации познания окружающего мира, которые позволяют и ребёнку и родителю почувствовать себя сопричастным к доброму и прекрасному, что открывается для них в этом мире.

На родительском собрании родители не пассивные слушатели, а активные участники обсуждения тех или иных вопросов.

На наших встречах родители никогда не услышат моральные нотации детям. Замечания учителя о нелестных отзывах, об успеваемости их детей. Такие вопросы я рассматриваю только в индивидуальном порядке, оставаясь один на один с родителем.

Мы договариваемся о совместных действиях, советуемся, размышляем о необходимости педагогических знаний. При общении с родителями часто звучат фразы: “ А как вы думаете?”, “Давайте вместе подумаем, как быть?”, “Хочется услышать ваше мнение”.

Главное условие наших встреч – это добровольное участие детей и их родителей. Поэтому первое собрание, полезно посвятить проблеме сотрудничества педагога и родителей в воспитании детей.

Можно обсудить с родителями следующие вопросы:

1. Что понимают под сотрудничеством людей?

2. Почему необходимо сотрудничество педагога и родителя?

3. Что мешает педагогу и родителю успешно сотрудничать?

4. Что необходимо, чтобы взаимодействие учителей и родителей было плодотворным?

5. Какие формы совместной деятельности могут сблизить, сдружить взрослых и детей в нашем коллективе?

Наши собрания не сводятся к монологу учителя, а принимают характер беседы, взаимного обмена мнениями, идеями, совместного поиска. На основе этого мы с родителями определяем, как построить совместную работу по преодолению выявленных недостатков, закреплению положительного опыта.

Особую заботу вызывает взаимодействие с отцами детей. Как привлечь их к воспитательной работе в классе, повысить роль в воспитании ребёнка. С этой целью я организую специальные встречи.

На примере собрания “Роль отца в воспитании детей”.

Подготовка.

  1. Анализ сочинений учащихся “Как я провёл выходной день”.
  2. Подготовка выступлений отцов о своей роли в воспитании детей.
  3. Анализ анкеты учащихся, в которой предлагалось продолжить фразы:
  • В свободное время я люблю……
  • Человек, с которым я хотел бы быть в трудную минуту, - это……
  • Мне интересно общаться с……
  • Если б я был папой, то……
  • Выпуск газет “ Наши папы”, в которых рассказано о профессии отцов, их увлечениях.
  • План проведения

    1. Вступительное слово о цели собрания, о причинах его проведения.
    2. Выступление двух отцов о своём участии в воспитании ребёнка.
    3. Анализ результатов анкетирования:
    • сколько учащихся стремятся к общению с отцом;
    • о чём мечтают дети, чего ждут от отцов;
    • сколько отцов приняли участие в организации выходного дня.
  • Зачитываю некоторые сочинения.
  • Распределение отцов в две группы. Каждая обсуждает возникшие вопросы в микроколлективах. Высказывания мнений отцов.
  • Некоторые собрания проходят в форме беседы, задушевного разговора, обмена опытом.

    Приведу примеры некоторых из них.

    1. Родительское собрание, посвящённое семье.

    Родители совместно с детьми заранее готовят рассказ о своей семье. Традиции моей семьи, любимые праздники, песни, любимое время года, место отдыха. Приносят фотографии, альбомы с записями рецептов любимых семейных блюд.

    Я в сою очередь готовлю различные рубрики о семье, о воспитании ребёнка, фотогалерею, выставку детских работ.

    После обмена рассказами и обсуждением вопросов мы все вместе пьём чай.

    2. На проведённом собрании в форме беседы, по теме “Секреты бабушкиного сундучка” мы пригласили бабушек и дедушек. Сколько радости, тепла, любви почувствовали наши дети. Сколько нового и интересного узнали мы о старинных вещах, о традициях, приметах, праздниках. О том, как жили люди, трудились, уважали чужой труд, заботились о близких.

    3. На вечере, посвящённом теме “Улыбка” дети и родители делились радостью, чувствами вызывающими радость.

    Было предложено ответить на вопросы: “Когда я улыбаюсь, что я чувствую…?”, “Почему я улыбаюсь”, “Какие песни об улыбке я знаю”.

    Такие тёплые встречи помогают выразить свои чувства, лучше понять ребёнка, найти более целесообразные способы решения проблем воспитания конкретной личности в семье и школе. Моим девизом в работе с родителями являются внимательность, проникновенность, неторопливость.

    Выступление на педагогическом совете школы

    Тема: "Формы взаимодействия классного руководителя с родителями". Романова Лариса Вениаминовна, учитель русского языка и литературы ГБОУ школы № 217 Красносельского района г. Санкт-Петербурга РР

    «Самое сложное в работе с детьми -

    это работа с их родителями».

    (Старый школьный афоризм).

    Старый школьный афоризм гласит: «Самое сложное в работе с детьми - это работа с их родителями».

    Главными задачами классного руководителя в этом направлении являются способствование единению, сплочению, установлению взаимоотношений родителей и детей, созданию комфортных условий для ребенка в семье и в школе, а также всестороннее систематическое изучение семьи, особенностей и условий воспитания ребенка, в целях повышения мотивации к обучению.

    Огромное значение в работе с родителями учащихся коррекционного класса имеет заранее продуманная и чётко организованная система сотрудничества, так как положительные результаты работы классного руководителя с учащимися во многом зависят от контактов с их родителями. Ведь все мы педагоги, работающие с пятиклассниками, знаем, какие тревожные чувства и опасения вызывает начало обучения в среднем звене школы, как у детей, так и у их родителей. Поэтому свою работу с родителями я организую по возможности схожей с той работой, которую провожу с их детьми, так как интересы и тех и других, связанные с учебно-воспитательным процессом, практически одинаковы.

    Для обеспечения нормального физического и психического здоровья пятиклассников взаимодействие семьи и школы осуществляю по следующим направлениям:

    1. Психолого-педагогическое просвещение родителей. 2. Вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс. 3. Участие семей в учебно-воспитательном процессе.

    Чтобы все эти направления совместной деятельности классного руководителя и семьи были эффективны, в своей практической работе с родителями пятиклассников я использую коллективные, индивидуальные и групповые формы взаимодействия. Причём во всех случаях реализую как традиционные, так и нетрадиционные формы работы.

    Хочется остановиться более подробно на некоторых формах работы с родителями, которые использую в своей практической деятельности.

    Одной из главных и наиболее распространённых форм взаимодействия классного руководителя с родителями является родительское собрание.

    Эта школа повышения у родителей компетентности в вопросах обучения детей, формирующая родительское общественное мнение, родительский коллектив. На собрании обсуждаются проблемы жизни класса, задачи учебно-воспитательной работы класса и многое другое.В своей работе я использую разные формы проведения родительских собраний: организационные, тематические, итоговые. Их характер и направленность подсказывает мне сама жизнь, система организации работы в детском коллективе.

    Темы родительских собраний могут быть самыми разнообразными:

    • «Свободное время в жизни школьника».
    • «Как помочь ребёнку стать уверенным».
    • «Роль семьи в успешном обучении ребёнка».
    • «О трудностях учения».

    Каждое родительское собрание требует тщательной подготовки, создания своего рода «сценария», программы, для того чтобы оно проходило в обстановке заинтересованности, при активном участии родителей. Готовясь к собранию, заранее предлагаю родителям анкету (Приложение 2) по проблеме, результаты которой выносятся позже для беседы; рекомендую прочесть книги или использовать домашние сочинения детей, часто родители пишут ответные письма детям. Заранее продумываю оформление классной комнаты (оформляем с детьми выставку творческих работ, подбираю литературу для родителей, готовлю памятки (Приложение 3); фрагменты сочинений детей по теме).

    Выступая перед родителями на собрании, использую диалог, втягиваю их в обсуждение и ставлю в позицию не учеников, а сотрудников, участников взаимной консультации, которые обмениваются мнениями на равноправной основе.

    Ведь не секрет, что каждый взрослый норовит не только слушать других, сколько говорить сам. Поэтому стараюсь организовать на родительском собрании такую жизнь, чтобы родители могли действительно учиться брать советы, принимать решения, подпитываться оптимизмом - не только от классного руководителя, но и друг от друга (со - брание -“совместно брать”) и чем больше они унесут, тем богаче станут наши ученики и мы сами.

    И еще один маленький “секрет”: во многих статьях психологов можно встретить совет начинать разговор с родителями с похвалы ребенку. И это абсолютно правильный совет. Причем заканчивать разговор тоже лучше с похвалы.

    И еще важное: готовить заранее приглашения (Приложение 4) родителям, где вы просите их о встрече (обратите внимание - не “вызываете” в школу, а именно “просите о встрече”), т.к. очень нуждаетесь в их совете, поскольку никто лучше них не знает, какой подход нужен к их ребенку И если родители поймут, что педагоги искренне заинтересованы в их мнении, а не являют собой «истину в последней инстанции», то охотно пойдут на контакт.

    Для того чтобы преодолеть беспокойство родителей, боязнь разговора о своём ребенке провожу индивидуальные консультации - собеседования с родителями. Готовясь к таким консультациям, определяю заранее ряд вопросов, ответы на которые помогают в планировании воспитательной работы с классом, даю родителям возможность рассказать об их ребёнке всё то, с чем они хотели бы познакомить в неофициальной обстановке:

    В случае необходимости приглашаю учителей-предметников с целью совместного обсуждения проблемы и поиска путей устранения её.

    При сотрудничестве классного руководителя с семьёй большое воспитательное значение имеет беседа . В своей работе беседу использую в целях предупреждения конфликтных ситуаций, для налаживания взаимоотношений между родителями, детьми и учителем. При работе с родителями проводила беседы по следующим темам:

    • Если ребёнок лжёт.
    • Режим дня в жизни школьника.
    • Детская агрессия.
    • Тревожность детей. К чему она может привести?

    Для организации совместной деятельности родителей и детей использую различные формы, например:

    Формы познавательной деятельности:

    Формы досуга:

    Родители с удовольствием посещают внеклассные мероприятия и уроки. Благодаря проведению дней открытых дверей и внеклассных мероприятий, родители находятся в курсе дел класса, видят успехи и неудачи своих детей.

    Не менее важная форма взаимодействия семьи и классного руководителя - это ежедневная связь с родителями, которую осуществляю через дневники , где отображаю всю информацию о прожитом дне, об успехах и тревогах.Приучаю родителей и к электронной переписке.

    Посещение семьи эффективная форма индивидуальной работы педагога с родителями, не посещающими школу или редко идущими на контакт. При посещении семьи Михайловых в декабре 2012 года состоялось зна­комство с семьёй и условиями жизни ученика, что впоследствии помогло выработать правильный подход к обучению ребёнка.

    Хорошо налаженное и организованное взаимодействие семьи и школы даёт возможность осознать родителям необходимость приобретения новых знаний для формирования и развития здоровой и полноценной личности, а также формирует потребность у семьи в непосредственном общении с педагогами, которые помогают вырастить физически и социально здорового школьника.

    Приложение 1.

    Семь правил успешного проведения родительского собрания

    1. Уважайте!
    2. Помогайте!
    3. Объясняйте!
    4. Доверяйте!
    5. Учитесь!
    6. Спрашивайте!
    7. Благодарите!

    Важно!

    1. Говорите о проблеме, а не о персоналиях.
    2. Отмечайте успехи и резервы. Никаких обсуждений конкретного ребенка. Если хвалите, то всех - за что- нибудь.
    3. Классный руководитель не диктует правильное решение, а стимулирует к его поиску коллектив родителей.

    Правила поведения классного руководителя на родительском собрании.

    1. Снять собственное напряжение перед встречей с родителями.
    2. Дать родителям почувствовать ваше уважение и внимание.
    3. Убедить родителей в том, что у школы и семьи одни проблемы, одни задачи, одни дети.
    4. Постараться понять родителей, правильно определить наиболее волнующие проблемы.
    5. Словом и делом помочь родителям находить оптимальные пути и способы решения проблемных ситуаций, формировать у них уверенность в том, что в воспитании детей они всегда могут рассчитывать на вашу поддержку и помощь других учителей.
    6. Разговаривайте с родителями спокойно, доброжелательно, заинтересованно. Важно, чтобы родители всех учеников (и благополучных и «сложных») ушли с собрания с верой в своего ребенка.

    Использованные литература и интернет - ресурсы:

    • Издательский дом «Первое сентября». Методический журнал

    «Классное руководство». 2012-2013. На сайте: www.1september.ru

    • Сергеева В.П. Классный руководитель в современной школе. М. 2001.
    • Пахомова Л.Е. « С любовью к детям»: материалы к родительским

    собраниям. 5-8 классы. Волгоград: Учитель, 2008.

    • Черных О.Г. Родительские собрания: 5-8 классы. - М.: ВАКО, 2008.

    Дьяконова Ираида Фёдоровна, МАОУ СОШ № 50 , учитель начальных классов, Республика Татарстан

    Аннотация
    Что нужно для успешного сотрудничества классного руководителя и семьи? В своей работе рассматриваю особенности деятельности классного руководителя по взаимодействию с семьёй школьника. Взаимодействие педагогов, родителей и детей может быть успешным, если все положительно настроены на совместную работу, действуют сообща, осуществляют планирование, подводят итоги деятельности. Одна из главных задач классного руководителя - способствовать единению, сплочению семьи, установлению взаимоотношений родителей и детей, созданию комфортных условий для ребёнка в семье, формированию навыков их совместной деятельности и общения.

    Суть взаимодействия классного руководителя и семьи заключается в том, что обе стороны должны быть заинтересованы в изучении ребёнка, раскрытии и развитии в нём лучших качеств и свойств. В основе такого взаимодействия лежат принципы взаимного доверия и уважения, взаимной поддержки и помощи, терпения и терпимости по отношению друг к другу. Это поможет педагогу и родителям объединить свои усилия в создании условий для формирования у ребёнка тех качеств и свойств, которые необходимы для его самоопределения и самореализации в случае неудачи.

    Сотрудничество школы и семьи - это результат целенаправ-ленной и длительной работы классного руководителя, которая, прежде всего, предполагает всестороннее и систематическое изучение семьи, знания особенностей и условий семейного воспитания ребёнка.

    Семья рассматривается как начальная структура членов об-щества, связанных между собой родственными отношениями, совместно живущих и несущих друг за друга моральную ответственность.

    Система семейного воспитания претерпевает значительные изменения и сегодня приходится отмечать, что разрушение семьи в традиционном понимании усугубляет проблемы семейного воспитания по ряду причин:
    - однодетность или малодетность семьи уже во многих поколениях. Воспитываясь в таких условиях, дети не получают практических навыков по воспитанию и уходу за младшими сёстрами и братьями;
    - молодые семьи имеют возможность отделиться от своих родителей. Влияние старшего поколения снижается; остаются не востребованными их жизненный опыт, мудрость. Дети лишаются ласки, внимания бабушек и дедушек;
    - основательно утрачены традиции народной педагогики, которые отмечают, что воспитывать ребёнка надо, пока он маленький и «лежит поперёк лавки, а не вдоль»;
    - осложнение семейного воспитания из-за обострения социальных и экономических трудностей (низкий прожиточный минимум);
    - гипертрофированная политизация общества, когда родители увле-каются просмотром телепередач политического или художественного характера (в виде различных сериалов), а на общение с детьми не остаётся времени.

    Классный руководитель должен быть заинтересован в том, чтобы оказывать помощь молодым родителям в овладении содержа-нием и организацией воспитания детей в семье. Для этого важно знать типы семей, которые классифицируются:
    - по количеству детей: многодетные, молодёжные, однодетные и бездетные;
    -по составу:1) только супруги, 2) родители и дети,3) дети, родители родителей;
    - неполная семья: только один из родителей воспитывает ребёнка;
    - внебрачная семья: когда женщина рожает и воспитывает детей, не зарегистрировав брак.

    Исследования психологов, социологов, педагогов показывают, что семейные обстоятельства и условия, в которых родились и выросли дети, накладывают отпечаток на всю их жизнь и даже предопределяют их судьбу.

    В педагогике рассматривается классификация семей и по характеру взаимоотношений. Мы, педагоги, делим семьи на «благополучные» и «неблагополучные». Их признаки:
    - в «благополучной» семье оба родителя работают, имеют достаточ-но благополучное материальное положение, занимаются вопросами воспитания детей.
    - «формально-благополучные» благополучие нередко носит видимый характер, т.е. определяется лишь анкетными данными, семья не занимается воспитанием детей;
    - «неблагополучные» семьи, где явно просматриваются дефектные воспитания -постоянные окрики, наказания детей. Создаёт надлом в душе ребёнка, это делает его ущербным, он не может найти своё место в семье, а потом и в жизни;
    - родился новый тип: семьи «новых русских» высокообеспеченные и сверх обеспеченные. Социологи и психологи фиксируют в этих семьях наивысший кризис в семейных отношениях и воспитании детей.

    Совместная деятельность педагогов, родителей и детей мо-жет быть успешной, если все положительно настроены на совместную работу, действуют сообща, осуществляют совместное планирование, подводят итоги деятельности.

    Такое взаимодействие предполагает единство требований к ребёнку и организацию совместной деятельности, изучение ребёнка в семье и в школе с помощью специальных методик и составления программ его развития.

    Характер взаимодействия педагогов с семьёй должен быть дифференцированным. Не следует навязывать всем одинаковые формы взаимодействия, надо ориентироваться на потребности, запросы родителей, особенности семейного воспитания, терпеливо приобщать их к делам школы.
    Основными формами работы с семьёй являются: групповые и индивидуальные.

    К индивидуальным формам можно отнести: беседы с роди-телями по вопросам воспитания ребёнка, консультации, посещение семьи.
    При посещении семьи желательно соблюдать следующие условия:
    - не приходить в семью без предупреждения;
    - не планировать свой визит более, чем на 5- 1О минут (чтобы не быть обременительным);
    - не вести беседу стоя, у входа, в верхней одежде (родители могут растеряться), придите им на помощь: «Разрешите раздеться, где у вас можно присесть и поговорить»;
    - нельзя вести беседу в агрессивных тонах;
    - не поучайте родителей, а советуйте;
    -- желательно вести беседу при ребёнке, выбрав щадящую для него форму и содержание.

    Групповые формы. Наиболее эффективными в последнее время становятся родительские собрания, которые претерпели изменения в структуре и содержании. Существенное значение для взаимодействия имеет стиль общения педагогов на родительских собраниях. Монолог учителя на собрании должен звучать реже, чем диалог с родителями, в процессе которого происходит взаимный обмен мнениями, идеями, совместный поиск решения возникающих проблем.

    Структура проведения родительского собрания. Собрание организуется 1 раз в месяц или четверть, в зависимости от возраста детей и особенностей класса. В начале учебного года на первой встрече с родителями через анкетирование родителей, важно опре-делить день недели, время и согласовать примерную тематику встреч на учебный год (с кем бы они хотели встречаться, получить консультацию). Тематика родительских собраний примерно может быть такой: «Первый раз в первый класс», «Умеете ли вы любить своего ребёнка», «Один день в жизни вашего ребёнка», «Как воспитать себе помощника», «Влияние семейной атмосферы на успеваемость ребёнка», «Воспитание трудолюбия в семье» и т.д.

    Каждое родительское собрание требует от классного руководителя тщательной подготовки, создание своего рода программы для того, чтобы оно проходило в обстановке заинтересованности, при активном участии родителей.

    Готовясь к собранию, желательно заранее предложить родителям анкету по проблеме, которая выносится для беседы, порекомендовать прочесть книги или использовать домашние сочинения детей. (Примеры 2-х анкет).

    Важно заранее продумать оформление классной комнаты (оформить выставку, выпустить тематическую газету, подобрать литературу для родителей, подготовить небольшое выступление детей).

    Не менее значима форма приглашения родителей на собрание. Например:
    Уважаемая Татьяна Ивановна и Игорь Григорьевич!
    Приглашаем, Вас на родительское собрание, которое состоится 10 сентября 2005 г. в 18.00 часов в школе.
    Тема собрания: «Влияние семейной атмосферы на успеваемость учащихся». Классный руководитель: Иванова Нина Ивановна.

    Следует продумать и окончание родительского собрания. В конце встречи можно предложить родителям рекомендации в виде памяток. (Памятки прилагаются).

    Примерная структура родительского собрания.
    Начало собрания должно быть в строго установленное вре-мя. Родители привлекают к такому требованию и стараются его при-держиваться. Максимальная продолжительность 1-1,5 часа.
    1. Вступительное слово классного руководителя 5 минут (представление гостей).
    2. Анализ анкет родителей классным руководителем, чтобы ярче обнаружить проблему встречи (5-7 мин.)
    3. Вступление по теме: специалист или классный руководитель. Вы-ступление должно быть ярким, лаконичным, доступным (10-15 мин.)
    4. Обсуждение проблемы родителями (20 мин.)
    5. Анализ успеваемости класса классным руководителем. Начинать только с положительных результатов. Никогда не называть по фами-лиям отстающих, недисциплинированных детей, не «клеймить их позором». Анализ должен выражать уверенность, что совместная работа позволит исправить положение дел.

    В заключительной части встречи классный руководитель благодарит родителей за участие, совместную работу. Предлагает взять памятку о прошедшей встрече.

    Просит задержаться на минуточку тех родителей, у детей ко-торых есть проблемы в обучении, поведении, для выяснения причин и совместного решения в их преодолении.

    Активными формами взаимодействия могут быть: конференции по обмену опытом семейного воспитания; вечера вопросов и ответов, диспуты; встречи с учителями, администрацией, специалистами (медиками, психологами)

    Классный руководитель привлекает родителей к управлению работой школы и к организации деятельности классов, что предполагает:
    - обсуждение и решение родителями проблем воспитания детей, жизни школы;
    - участие родителей в организации воспитательной работы, помощь в подготовке праздников, в организации экскурсий;
    - помощь в оформлении;
    - ремонт кабинета;
    - создание органов самоуправления (родительский комитет, проблемные группы).

    Одна из главных задач классного руководителя - способствовать единению, сплочению семьи, установлению взаимоотношений родителей и детей, созданию комфортных условий для ребёнка в семье, формированию навыков их совместной деятельности и общения.

    С этой целью целесообразно проводить в школе «Праздник семьи», конкурс «Семья года», соревнования с участием бабушек и внучек, мам и дочерей, отцов и сыновей, выставки семейных творче-ских работ. Могут проводиться совместные творческие встречи, где рассказывают о своих семейных традициях, увлечениях, знании родословной своей семьи.

    Педагогу важно создавать ситуации для воспитания уважи-тельного отношения детей к своим родителям. Этому могут способствовать:
    - поздравления с праздником, днём рождения (подарки, сюрпризы);
    - сочинения, тематика которых связана с рассказом о своих близких; рассказы о профессиях своих родителей;
    - организация выставок результатов труда родителей.

    Классный руководитель должен познакомить родителей с правовыми основами семейного воспитания детей: с конституцией страны, законодательными документами о браке, семье, правах ре-бёнка и защите детства. Важное место среди документов занимает международная конвенция ООН о правах ребёнка, принятая в 1989 году.
    Деятельность классного руководителя плодотворна и эффективна, если учащиеся с радостью идут на контакт, готовы к совместной работе, хорошо воспринимают материал. Это говорит о том, что педагог регулярно проводит с детьми воспитательные мероприятия.
    Таким образом, успешное взаимодействие классного руководителя и семьи, заключается в изучении учащихся, организации и воспитании классного ученического коллектива, повышении качества знаний и укрепления дисциплины, организации и проведении внеурочной и внеклассной воспитательной работы, координации воспитательной деятельности учителей, работы с родителями учащихся.

    АНКЕТА
    «Воспитание трудолюбия в семье»
    1. Распределены ли трудовые обязанности по обслуживанию семьи?
    а) Да;
    б) Нет.
    2. Имеет ли ребёнок трудовые обязанности в семье?
    а) Да в) Эпизодические
    б) Нет г) Не имеет д) Постоянные;
    3. Как относится ребёнок к их выполнению?
    а) Выполняет охотно;
    б) Уклоняется;
    в) Пассивен;
    г) Только за вознаграждение.
    4. Поощряете ли Вы ребёнка за выполнение трудовых поручений?
    а) Да;
    б) Нет.
    5. Наказываете ли Вы ребёнка за невыполнение?
    а) Да;
    б) Нет;
    в) Иногда.
    6. Привлекаете ли ребёнка к совместной работе?
    а) Да;
    б) Нет; .
    в) Иногда.
    7. Есть ли в семье разногласия во взглядах на трудовое воспитание ребёнка?
    а) Да;
    б) Нет.
    8. Знаете ли ребёнок об этих разногласиях?
    а) Да;
    б) Нет.
    9. Какой труд Вы предпочитаете для ребёнка в будущем?
    а) Физический;
    б) Интеллектуальный.

    АНКЕТА
    «Влияние семейной атмосферы на успеваемость ребёнка»
    1. Знаете ли Вы, от чего зависит психологический настрой ре-бёнка на весь день.
    а) Да;
    б) Нет.
    2. Считаете ли Вы нужным использовать возможность дойти до школы
    вместе с ребёнком?
    а) Да, я часто так делаю;
    б) Нет, я не вижу в этом необходимости;
    в) Нет, но хотелось бы знать мнение других.
    3. Какой вопрос Вы задаёте ребёнку по возвращении его из школы?
    а) «Какие оценки ты сегодня получил?»;
    б) «Что было интересного в школе?»;
    в) «Что ты сегодня натворил?».
    4. Что Вы знаете о том, как следует реагировать на успехи и неуда-чи ребёнка
    в школе?
    а) Я много об этом читал, знаю многое;
    б) Я мало что знаю об этом;
    в) Не знаю ничего.
    5. Знаете ли Вы, что создаёт в семье обстановку сует, что служит перегрузкой
    для нервной системы ребёнка?
    а) Да, я знаю;
    б) Знаю, но хотелось бы знать больше;
    в) Не знаю ничего.
    6. Нужен ли Вам совет на тему осуществления контроля за работой ребёнка дома и оказания разумной помощи?
    а) Да, он необходим;
    б) Нет.
    7. Считаете ли Вы, что агрессивные интонации являются неотъем-лемой
    частью воспитательного процесса в семье?
    а) Да, это единственный способ воздействия на ребёнка;
    б) Да, но я избегаю этого;
    в) Нет, это неверно.

    1. Маленкова Л.И. ПЕДАГОГИ, РОДИТЕЛИ, ДЕТИ (методическое пособие для воспитателей, классных руководителей). М.: Изд-во Педагогическое общество России, 2000. - с. 304.

    2. Дереклеева Н.И. Справочник классного руководителя. Начальная школа. 5-11 классы. М.: «ВАКО» 2004, 272 с. - (Педагогика. Психология. Управление)

    3. Фалькович Т.А., Толстоухова Н.С., Обухова Л.А. Нетрадиционные формы работы с родителями. - М.: 5 за знания, 2005. - 240 с. - (Методическая библиотека).

    4. Педагогическая диагностика в работе классного руководителя / сост. Н.А. Панченко. - Волгоград: Учитель, 2007. - 128 с.

    Вам понравился материал?
    Пожалуйста, поставьте свою оценку.

    Необходимость и важность сотрудничества семьи и школы никогда не ставилась под сомнение. Родители являются первыми и основными учителями ребёнка до его поступления в школу и выполняют эту роль в дальнейшем. Эффективность работы школы по обучению детей во многом зависит от того, насколько она взаимодействует с семьёй.

    Ведущая роль в организации сотрудничества школы и семьи играют классные руководители. Именно от их работы зависит то, насколько семьи понимают действия, проводимые школой по отношению к обучению детей, и участвуют в их реализации. Одна из важнейших задач классного руководителя - способствование единению, сплочению семьи, установлению взаимопонимания родителей и детей, созданию комфортных, благоприятных условий для развития ребёнка. Успешное её решение возможно, если в основе воспитательной работы заложена идея сотрудничества педагогов, родителей и детей.

    Дети, родители, учителя - члены одного коллектива. Их объединяют общие заботы, проблемы, результат решения которых во многом зависит от характера их взаимодействия.

    В основе сотруднического взаимодействия семьи и классного руководителя лежат принципы взаимного доверия и уважения, взаимной поддержки и помощи, терпения и терпимости по отношению друг к другу.

    Совместная деятельность детей, родителей и педагогов может быть успешной, если:

    Дети, родители, педагоги положительно настроены на совместную работу, желают действовать сообща, осознают её цели и находят в ней личностный смысл;

    Осуществляется совместное планирование, организация и подведение итогов деятельности; с учётом желания и возможностей участников работы распределены роли, функции, сферы деятельности;

    Создаются ситуации свободного выбора участниками различных видов, способов, форм и своей позиции в совместной работе;

    Отсутствуют навязывания, давление на детей и родителей; действия, стиль педагога способствует самореализации и самовыражению участников деятельности.

    Сотрудничество педагогов, учащихся, родителей реализуется в различных формах совместной деятельности. Перечислим несколько форм совместной деятельности учащихся, родителей и педагогов, используемые в практике.



    Классное собрание:

    Это разговор равноправных заинтересованных людей. Обсуждаются проблемы, отражающие общие интересы родителей и детей. Собрание проходит особенно активно и заинтересованно, если используется работа по группам, выполнение творческих заданий, решение проблемных вопросов, обсуждение ситуаций из жизни класса. Собрание может иметь форму конференции, диспута, коллективного творческого дела.

    Формы познавательной деятельности :

    общественные смотры знаний, творческие отчёты по предметам, дни открытых уроков, праздник знаний и творчества, турниры знатоков. Во всех этих формах осуществляется непосредственная взаимосвязь детей, родителей и педагогов.

    Формы трудовой деятельности :

    оформление кабинета, сбор макулатуры, посадка памятной аллеи в связи со знаменательным событием в жизни детей и родителей и др.

    Формы досуга :

    совместные праздники, подготовка концертов, спектаклей, соревнования, конкурсы, КВН, домашние клубы выходного дня, родительские школы по интересам.

    Таким образом, организуя совместную деятельность родителей и детей, классный руководитель обеспечивает формирование доброжелательных и взаимозаинтересованных отношений в семье, привлекает родителей к решению проблем детей и всего классного коллектива.

    Родители, классный руководитель - воспитатели одних и тех же детей, и результат воспитания может быть успешным тогда, когда они станут союзниками. В основе этого союза - единство стремлений, взглядов на воспитательный процесс, совместно выработанные совместные цели и воспитательные задачи, пути достижения намеченных результатов.

    Формы взаимодействия классного руководителя с родителями - это способы организации их совместной деятельности и общения. Целесообразно сочетание коллективных , групповых и индивидуальных форм взаимодействия . Например, обсуждение какой-либо проблемы воспитания на родительском собрании можно продолжить при индивидуальных встречах с родителями, а также на групповых консультациях. Перечислим наиболее распространённые коллективные формы взаимодействия педагогов и родителей.

    Родительское собрание - основная форма работы родителей, где обсуждаются проблемы жизни классного и родительского коллектива.

    Родительский лекторий знакомит родителей с вопросами воспитания, повышает их педагогическую культуру, помогает вырабатывать единые подходы к воспитанию детей.

    Вечер вопросов и ответов проводится после опроса родителей или составления по группам проблемных вопросов, возникающих в воспитании детей и взаимоотношениях с ними.

    Диспут - размышление по проблемам воспитания - одна из интересных для родителей форм повышения педагогической культуры. Проходит в непринуждённой обстановке и позволяет всем включится в обсуждение проблемы.

    Встреча с администрацией, учителями класса должна проводиться ежегодно. Педагоги знакомят родителей со своими требованиями, выслушивают их пожелания.

    Особо важной формой является взаимодействие педагогов с родительским коллективом . Вместе они пытаются сформировать советы дел для организации работы с учётом возможностей и интересов родителей.

    Групповые занятия могут носить исследовательский характер. Также групповые занятия могут быть связанны с обучением родителей занятиям и умениям организации деятельности кружков для детей, клубных форм работы в выходные дни.

    Коллективные и групповые формы взаимодействия пронизывают индивидуальные формы . К ним относят беседы, задушевные разговоры, консультацию-размышление, выполнение индивидуальных поручений, совместный поиск решения проблемы, переписку. Индивидуальная работа с родителями требует от педагога гораздо больше усилий и изобретательности, но и эффективность её значительно выше. Именно в индивидуальном общении родители усваивают требования, предъявляемые школой к учащимся, и становятся союзниками классного руководителя.

    От успешного взаимодействия выигрывают все стороны. Положительным результатом сотрудничества для педагогов становится повышение уважения со стороны родителей и общества в целом, улучшение межличностных взаимоотношений с ними, повышение авторитета в глазах детей, родителей и школьной администрации, большая удовлетворённость своей работой, более творческий подход к ней. Для родителей результатом взаимодействия становится лучшее знание детей и школьных программ, уверенность в том, что при обучении учитываются их мнения и пожелания, ощущение своей значимости в школе, укрепление семьи и улучшение общения с детьми. Для детей выигрыш очевиден. Он проявляется в лучшем отношении к школе, к учёбе, в развитии их знаний и умений, успешном социальном положении.