Николай некрасов любовная лирика. Новаторство любовной лирики Н.А

Сочинение

Каждому из нас с детства знакомы проникновенные стихи и поэмы Николая Александровича Некрасова. Его творчество занимает особое место в русской литературе и в мировой культуре. Большинство читателей знают этого поэта как певца народной жизни. С любовью, сочувствием и пониманием, с глубоким проникновением в самую суть жизни рисовал Некрасов простого человека. Он подмечал в нем живой ум, сметку, талант, большое человеческое достоинство.

Но мало кто знаком с любовной лирикой Некрасова, которую, по моему мнению, можно поставить на одну ступень с любовными стихотворениями Пушкина, Фета, Тютчева. Благодаря высокой художественности и глубокой проникновенности, произведения Некрасова о любви можно назвать жемчужинами русской любовной лирики.

Любовь для Некрасова — сложное и противоречивое чувство:

Я не люблю иронии твоей.

Оставь ее отжившим и не жившим,

А нам с тобой, так горячо любившим,

Еще остаток чувства сохранившим, —

Нам рано предаваться ей.

Несмотря на то, что поэт прибегает к использованию причастий прошедшего времени, у читателя не складывается ощущение ушедших чувств. И эта мысль утверждается в последних двух строчках произведения.

Любовь у Некрасова — земное чувство. Чаще всего оно лишено идеальности и воздушности:

Мы с тобой бестолковые люди:

Что минуты, то вспышка готова!

Облегченье взволнованной груди,

Неразумное резкое слово.

Несмотря на некоторую обыденность этого чувства, любовь все же остается борьбой двух людей. Оно отличается их стремлением друг к другу, с одной стороны, и отторжением — с другой. По мнению Некрасова, невозможно жить вечно с возлюбленной в мире и согласии:

Говори же, когда ты сердита,

Все, что душу волнует и мучит!

Будем, друг мой, сердиться открыто:

Легче мир — и скорее наскучит.

Поэт не представляет собе мир любви без прозы жизни, считая ее частью человеческих отношений. Быт неизбежен, но во многом он способствует усилению чувств:

Если проза в любви неизбежна,

Так возьмем и с нее долю счастья:

После ссоры так полно, так нежно

Возвращенье любви и участья.

Для Некрасова любовь — страдание и боль. Она обогащает человека, делает его лучше, ценнее его внутренний мир. Но, в то же время, человек становится зависим и слаб внутренне. Таков закон любви:

Прости! Не помни дней паденья,

Тоски, унынья, озлобленья, —

Не помни бурь, не помни слез,

Не помни ревности угроз!

Лирический герой обращается к объекту своей любви и просит его забыть все сложности и трудности этого чувства. Вчитываясь в эти строки, понимаешь, как много преград встает перед любящими людьми. Но есть и другая сторона этого чувства:

Но дни, когда любви светило

Над нами ласково всходило

И бодро мы свершали путь, —

Благослови и не забудь.

Таким образом, лирический герой из всего того, что принесла с собой любовь, призывает помнить только самое лучшее, искреннее и чистое.

В стихотворении «Поражена потерей невозвратной» перед нами предстает картина гибели любви по воле судьбы. Из жизни уходит возлюбленная лирического героя. Поэт рисует человека, который очень зависим от своего чувства. Потеря близкого, родного существа делает его слабым и безвольным. Но любовь не вернуть, как не повернуть и время вспять. Лирическому герою очень сложно понять такие законы мироздания:

Ей все равно — холодный сумрак гроба,

Позор ли, слава, ненависть, любовь —

Погасла и спасительная злоба,

Что долго так разогревала кровь.

Человек одинок в своем горе, и никто не может помочь ему, только сменяют друг друга чувства ненависти и любви.

На мой взгляд, стихи Некрасова о любви отличаются реальностью и противоречивостью. Это всегда страдание, но страдание, облагораживающее человека.

Аннотация. В этой статье познакомим учащихся с любовной лирикой Н.А.Некрасова, особенностями выраженного в ней чувства, художественными средствами, использованными автором.

Ключевые слова: Некрасов — певец любви, вечная тема, Авдотья Панаева, глубина и сложность чувств лирических героев, художественные средства выразительности.

Стихи Н.А.Некрасова, передавшие высокое чувство любви, не затерялась среди поэтических шедевров, заняли достойное место в русской любовной лирике и нашли своих читателей. Это потому, что поэт по-новому выразил вечную тему, сказал своё слово в любовной поэзии.

Не будем предварять чтение стихов рассказом об истории любви, вдохновившей поэта на их создание. Открывая поэтический сборник, редкий читатель знает жизненную подоплёку произведения. Оно нравится или не нравится, волнует или нет, близко тебе или не твоё. Читая, думаешь О себе и часто удивляешься, что поэт испытывал то же самое, что и ты. Такова особенность поэзии: интимные переживания под пером мастера приобретают широкое обобщающее значение, становятся выражением наших чувств.

Пусть это будет урок-открытие Некрасова-лирика, человека, способного глубоко и сильно любить, страдать от непонимания любимой женщины, оставаясь певцом «любви, не знающей конца».

Стихотворение «Я не люблю иронии твоей …» (1850).

Заставила вздрогнуть резко хлопнувшая дверь. Накопившееся за день раздражение стало причиной очередной ссоры. Словно удар в сердце, больно ранит каждое слово. Прости, что не понял. Прости, что не сдержался. Прости за то, что люблю и боюсь, что ты уйдёшь навсегда.

Вопросы по анализу стихотворения:

— О чём стихотворение? (О сложных взаимоотношениях с любимой женщиной, о
её частом раздражении, которое разрушает любовь.)

— Какие художественные средства придают выразительность стихотворению? (Олицетворение: «кипят во мне мятежно ревнивые тревоги и мечты», «не торопи развязки неизбежной». Метафора: «кипим сильней, последней жаждой полны, но в сердце тайный холод и тоска». Сравнение: «так осенью бурливее река, но холодней бушующие волны».

Подобным образом проводится работа над стихотворением «Мы с тобой бестолковые люди …» (1851).

Примерные вопросы:
— О чём стихотворение? (О ссорах с любимой, о прозе любви.)
— Какой предстаёт возлюбленная? (Своенравной, независимой, неуступчивой)
— Обратите внимание на последнее четверостишие. Какова его особенность?

Оно афористично, то же можно сказать и о втором четверостишии.
— Какой вывод можно сделать из этих стихотворений об отношениях лирического
героя с любимой женщиной? (Ясно, что отношения с любимой сложные, их омрачают постоянные размолвки и ссоры. Но лирический герой стремится сохранить чувства, избежать разрыва, продлить совместную жизнь.)

— Чем отличаются по содержанию эти стихотворения от пушкинских? (В стихах Пушкина переданы возвышенные чувства, прекрасные или грустные мгновения любви, а у Некрасова — сложные переживания, связанные с прозой любви.)

Это особенность некрасовской интимной лирики, его вклад в русскую любовную поэзию. Однако в 1855 году поэт создал стихотворение, прочитав которое И.С.Тургенев написал Некрасову: «Стихи твои «К***» просто пушкински хороши – и я их тотчас на память выучил».

Чтение стихотворения «Давно — отвергнутый тобою…»
— Что дало основание Тургеневу сравнить это стихотворение с пушкинским? (Очевидно, это стихотворение напомнило писателю
«Я помню чудное мгновенье … » Пушкина.)
— Как вы думаете, чем? (Здесь переданы переживания возвышенные, не омрачённые повседневностью, обобщённые в поэтические образы. Кроме того, так же, как у Пушкина, говорится о разных периодах любовных отношений.)
— Каких? (Когда чувство только зародилось, когда лирический герой был любим, когда его разлюбили.)
— Какой художественный приём помогает поэту выразить переживания?

(Стихотворный параллелизм: вместе с настроением героя изменяется и картина водной стихии.)

— В чём отличие стихотворений по содержанию? (У Пушкина передано светлое чувство воскресения лирического героя, а у Некрасова показан конец любви, безнадёжность чувства.)

— Это стихотворение отличается от предыдущих и в лексическом плане. В чём суть этого отличия? (В первых двух стихотворениях встречаются непоэтические слова: «бестолковые люди» (неразумные, глупые), «вспышка», «доля (часть) счастья», «ирония», «остаток чувства», «развязка»).

Прозаические, свойственные прозе, выражения в поэтической речи называются прозаизмами.
— Оправданно ли использование прозаизмов в этих стихотворениях? (Да, так как это соответствует характеру любовного чувства, выраженного в стихотворениях, повествующих о прозе любви.)

В последнем стихотворении прозаизмы отсутствуют, так как оно передаёт обобщённо-возвышенные переживания, в нём нет житейских перипетий.

История любви

Героиня стихов Н.А.Некрасова — Авдотья Яковлевна Панаева. Она была женой Ивана Ивановича Панаева (1812-1862) — прозаика, мемуариста, редактора журнала «Современник», который он издавал вместе с Некрасовым с 1847 года. Происходил из богатой и славной литературными традициями дворянской семьи, был внучатым племянником Г. Р,Державина, к литературе имели отношение его отец и дядя.

К моменту знакомства с будущей женой принадлежал к золотой молодёжи своего времени, вёл рассеянный образ жизни, блестящей служебной карьере государственного чиновника предпочёл занятия литературой. Панаев был знаком со многими выдающимися деятелями литературы и искусства своего времени, оставил «Литературные воспоминания», имеющие большое значение для истории литературы.

Его брак с Авдотьей Яковлевной Брянцевой был мезальянсом. Родилась она в Петербурге в 1819 году в актёрской семье. В детстве много страдала от жестоких притеснений своей матери. О том, что пришлось пережить девушке, Некрасов писал:

Ты под своим родимым кровом
Врагов озлобленных нашла
И в отчуждении суровом
Печально детство провела.
Ты в жизнь невесело вступила …
Ценой страданья и борьбы,
Ценой кровавых слёз купила
Ты каждый шаг своей судьбы.
Ты много вынесла гонений,
Суровых бурь, враждебных встреч,
Чтобы святыню убеждений,
Свободу сердца уберечь.

Образование Авдотья Яковлевна получила в Петербургском театральном училище, где готовили к профессиональной сценической деятельности. Но театральная карьера не состоялась из-за встречи с Панаевым. Неравный брак не был принят его роднёй.

Продолжительные переговоры с матерью не дали результата, и Панаев обвенчался без её согласия, получив в письме проклятие. Однако мать вскоре смирилась. Авдотья Яковлевна стала молодой хозяйкой дома Панаевых, в котором привыкли жить безалаберно, роскошно, по-барски. Добрейшей души человек, мягкий, весёлый, Иван Иванович продолжал вести богемный образ жизни.

Его жене отводилась роль робкой и изящной куклы светско-аристократического салона молодого литератора, что не соответствовало сильному, гордому характеру Авдотьи Яковлевны, созданной царствовать, повелевать. Выйдя замуж за Панаева, она вырвалась из гнетущей обстановки родительского дома. Но легкомыслие, рассеянный образ жизни мужа, его холостяцкие привычки заставили её почувствовать полное одиночество.

«Тревожной и одинокой молодостью» назвала она этот период. В 1843 году В.Г.Белинский привёл в дом Панаевых молодого литератора Некрасова, которого он тогда, по словам И.С.Тургенева, «лелеял и всюду рекомендовал и выводил в люди». С того времени личная и творческая жизнь этих людей тесно переплелись.

Несколько лет Некрасов был влюблён в Авдотью Яковлевну, прежде чем она отозвалась на его чувство:

Как долго ты была сурова,
Как ты хотела верить мне
И как и верила, и колебалась снова,
И как поверила вполне!
Счастливый день! Его я отличаю
В семье обыкновенных дней;
С него я жизнь мою считаю,
Я праздную его в душе моей!
(«Да, наша жизнь текла мятежно … », 1850)

В 1847 году по инициативе Некрасова на деньги Панаева был приобретён журнал «Современник». Официальным редактором из-за неблагонадёжности издателей по их просьбе стал профессор Московского университета А.В.Никитенко, а через год — Панаев.

Ближайшей помощницей по изданию «Современника» оказалась Авдотья Яковлевна, имевшая литературный талант. В 1847 году она опубликовала своё первое и лучшее произведение — «Семейство Тальниковых», отразившее впечатления её тяжелого детства.

Некрасова и Панаеву сближали тяжелые жизненные испытания, общие симпатии и антипатии, духовные интересы, совместная литературная работа. Когда в 1848 году цензура запретила почти весь материал, предназначенный для журнала, Панаева и Некрасов, чтобы спасти «Современник», написали вместе обширный роман «Три страны света» (под псевдонимом Н.Н.Ставицкий). Эта работа ещё больше сблизила их, и Авдотья Яковлевна приняла решение уйти от Панаева.

Их союз был труженическим и одновременно возвышенным. Однако совместная жизнь сложилась не безоблачно: отношения часто бывали сложными, приносившими обоим страдания. Толки и сплетни вокруг этого «незаконного» гражданского брака, характер того и другого, болезнь поэта, его страсть к карточной игре, смерть троих детей — всё так или иначе сказывалось на совместной жизни, вносило разлад. Радость и мучительность этой любви отразились в поэзии Некрасова, ставшей памятником любимой женщине.

— Откройте стихотворение «О письма женщины, нам милой» (чтение стихотворения).

— На мой взгляд, в этом стихотворении выражен внутренний диалог лирического героя с самим собой. Если вы согласны с моей мыслью, то попробуйте её раскрыть, если нет — докажите обратное.

Однако сердце редко послушно разуму, и избавиться от писем любимой женщины лирический герой не в силах, несмотря на страдания, которые они причиняют.
— Попробуйте кратко сказать, о чём это стихотворение. (Это стихотворение о любви, воспоминанием о которой остались письма, бережно хранимые героем.)

— Через несколько лет Некрасов написал стихотворение, очень похожее на предыдущее — «Прощанье» (чтение стихотворения).

— Как вы считаете, это стихотворение полностью повторяет мысль предыдущего или выражает что-то новое? Какое из них более оптимистично?

В последнем стихотворении есть надежда на продолжение отношений, а в первом остались лишь воспоминания о любви, свидетельство которой — сохранённые лирическим героем письма.

Расстались Некрасов и Панаева в 1862 году. Авдотья Яковлевна после смерти
И.И. Ланаева вышла в 1864 году замуж за публициста А.Ф. Головачёва, который вскоре скончался, оставив её с малолетней дочерью без средств к существованию. Она снова занялась литературной работой: писала повести и романы для журналов. Незадолго до смерти написала «Воспоминания», рассказав о литераторах, среди которых жила и работала долгое время.

Некрасов в 1870 году познакомился с сиротой, дочерью солдата Фёклой Анисимовной Викторовой, которую в среде поэта звали Зинаидой Николаевной. На момент знакомства ей было 19 лет, а Некрасову — 50. Она стала другом, скрасила последние годы жизни. В стихах, посвящённых ей, выражена глубокая благодарность за преданность и верность. За полгода до смерти Некрасов обвенчался с ней и завещал небольшое наследство, стараясь обеспечить её будущее.

Вдохновительницей Некрасова считается «муза мести и печали», но в стихотворении «Зачем насмешливо ревнуешь … «, посвящённом Панаевой, поэт называет Авдотью Яковлевну второй музой:

Зачем насмешливо ревнуешь,
Зачем, быть может, негодуешь,
Что музу тёмную мою

Я прославляю и пою?
Не знаю я тесней союза,
Сходней желаний и страстей —
С тобой, моя вторая муза,
у музы юности моей!

Будучи другом, возлюбленной, единомышленницей, соратницей по «Современнику», А.Я Панаева вдохновила поэта на создание замечательных любовных произведений (так называемого «Панаевского цикла»), любовь к ней одухотворяла поэта, помогала жить и творить даже после разлуки.

Свидетельством этого стали «Три элегии», написанные через 10 лет после расставания, в которых Некрасов предстаёт перед нами певцом «любви, не знающей конца».

Историю страстной и мучительной любви великого поэта достойно завершит замечательное стихотворение «Прости».

Надеюсь, «Панаевский цикл» поможет вам лучше понять поэта, открыть для себя Некрасова-лирика, способного сильно и страстно любить, оставившего нам замечательные лирические откровения, которые не утратили своей красоты и глубины и в наши дни.

Любому человеку на нашей необъятной планете знакомо такое всепоглощающее чувство, как любовь. Каждый в самом раннем возрасте познает это нежное чувство, но, конечно, у всех это познание происходит по-разному. Кто-то считает главной любовью материнские чувства, а кто-то жить не может без юной красавицы, которую помнит с молодых лет и до самых седин. В любом случае, данное чувство живет в каждом из нас, и жить без него мы не можем. Без любви не рождаются семьи, не появляются на свет дети, ведь дети – это плод настоящей любви, ведь те девять месяцев, что мать носит малыша в утробе – настоящее испытание для пары, и если пара это испытание проходит, на свет появляется настоящая, большая и дружная семья.

Но, помимо повседневной жизни, любви есть место и в литературе. Кажется, что подавляющего большинства произведений просто не появилось бы на свет, если бы творцом не двигало это сильное, великое чувство. Как много поэм написано именно о любви, как много песен слагается в честь этого чувства, а уж сколько стихов – невозможно сосчитать. Сегодня, впрочем, как и всегда, стихи – лучшее признание в любви, ведь мужчины часто не могут придумать ничего иного, кроме слов, а женщины как раз и любят ушам. Эту простую истину поэты усвоили еще тогда, когда только зарождалась литература, и успешно применяют простую формулу и по сегодняшний день.

Скорее всего, без любви не родилось бы подавляющее большинство произведений.

Благодаря любви многие поэты могли творить. Часто для того, чтобы создать произведение, необходима муза, и поэты находили эту музу в прекрасной женщине. Они были очарованы красотой, улыбкой, или другими важными, но едва заметными простому обывателю вещами. Конечно, Николай Некрасов не стал исключением из правил, а, скорее подтвердил их, ведь в его произведениях тема любви занимает особое место. Здесь можно найти настоящую, неподдельную искренность, терпение и понимание, множество душевных мук, страданий и переживаний – все это поэт старался не только выложить на бумагу, но и донести до своей избранницы. Возможно, это и стало причиной того, что стихотворения актуальны, понятны и интересны людям любого возраста – тем, кто только открывает для себя это светлое чувство, и даже тем, кто уже давно забыл, что такое – любить по-настоящему.

Любовная лирика Николая Некрасова

Несмотря на то что Некрасов не вызывает ассоциаций именно с любовной тематикой, этот вопрос им охвачен довольно широко. В этом нет ничего удивительного. Поэт был довольно привлекательным мужчиной, который часто не мог устоять перед женской красотой, а что сделать поэту для того, чтобы покорить сердце возлюбленной? Поэт делал то, что умел, и то, что получалось у него лучше всего – писал стихи, и стихи получались красивые.

Некоторые из них несут в себе трагедию и боль утраты, другие описывают неземное счастье, которое дарит искренняя любовь. В любом случае, каждое стихотворение – это важные этапы жизни поэта, и они подробно рассказывают о его личной жизни, и даже о его характере.

Сам Некрасов однажды признавался в обыденном разговоре, что первые его любовные стихотворения получили право на свое существование благодаря его мимолетной и совсем еще юношеской влюбленности в служанку – тогда эти чувства казались ему настоящими, горячими и несбыточными – девушка была до безумия прекрасна, и ровно настолько же недоступна не только из-за своего социального положения, но и из-за нерешительности поэта, его страха быть отвергнутым. В будущем в жизни поэта присутствовали другие женщины – подобная любвеобильность свойственна каждому поэту, однако, то первое чувство он запомнил навсегда.

Позже в жизни поэта были женщины, которые удостоились целого цикла произведений – именно их можно было назвать настоящими музами, именно они вели поэта вперед и мотивировали. Он писал без остановки, зная, что его возлюбленная прочитает произведение и не будет сдерживать эмоций – он знал, что, благодаря подобному вдохновению, будет услышан.

Стихотворения Некрасова о любви

Где твое личико смуглое
Нынче смеется, кому?
Эх, одиночество круглое!
Не посулю никому!

А ведь, бывало, охотно
Шла ты ко мне вечерком,
Как мы с тобой беззаботно
Веселы были вдвоем!

Как выражала ты живо
Милые чувства свои!
Помнишь, тебе особливо
Нравились зубы мои,

Как любовалась ты ими,
Как целовала, любя!
Но и зубами моими
Не удержал я тебя...

Данное стихотворение – самое открытое проявление эмоций, которые рождаются у человека, потерявшего свою возлюбленную. Некрасов, пусть и в немного шуточной манере, рассказывает о том, как счастлив он был со своей избранницей, как приятно они проводили время вместе, и как замечали даже самые необычные положительные черты друг друга. Конечно, Некрасов жалеет, что подобные отношения прекратились, любимая ушла, и теперь поэт, к сожалению, даже не знает, где она и с кем. Во всем произошедшем он винит исключительно себя – это он не уберег отношения, не удержал девушку рядом с собой, и теперь вынужден лишь вспоминать. Данному стихотворению свойственна необычайная искренность, чистота и открытость – так и чувствовал Николай Некрасов.


Давно - отвергнутый тобою,
Я шёл по этим берегам
И, полон думой роковою,
Мгновенно кинулся к волнам.
Они приветливо яснели.
На край обрыва я ступил -
Вдруг волны грозно потемнели,
И страх меня остановил!
Поздней - любви и счастья полны,
Ходили часто мы сюда.
И ты благословляла волны,
Меня отвергшие тогда.
Теперь - один, забыт тобою,
Чрез много роковых годов,
Брожу с убитою душою
Опять у этих берегов.
И та же мысль приходит снова -
И на обрыве я стою,
Но волны не грозят сурово,
А манят в глубину свою...

В данном произведении тему любви поэт умело сочетает с пейзажной лирикой – именно это помогает полностью прочувствовать весь спектр эмоций, которые ему приходилось испытывать. Проходя по давно знакомым местам, поэт ощущает, как больно ему было, когда избранница его отвергла. Все, что окружает поэта в данный момент, возвращает в душу былые чувства, позволяет заново окунуться в омут страданий и почувствовать горечь и трагедию. Поэт одновременно мучается и наслаждается, ведь, как бы ни была сильна его боль и горечь, чувство любви прекрасно и неповторимо.

Если, мучимый страстью мятежной,
Позабылся ревнивый твой друг,
И в душе твоей, кроткой и нежной,
Злое чувство проснулося вдруг -

Все, что вызвано словом ревнивым,
Все, что подняло бурю в груди,
Переполнена гневом правдивым,
Беспощадно ему возврати.

Отвечай негодующим взором,
Оправданья и слезы осмей,
Порази его жгучим укором -
Всю до капли досаду излей!

Но когда, отдохнув от волненья,
Ты поймешь его грустный недуг
И дождется минуты прощенья
Твой безумный, но любящий друг -

Позабудь ненавистное слово
И упреком своим не буди
Угрызений мучительных снова
У воскресшего друга в груди!

Верь: постыдный порыв подозренья
Без того ему много принес
Полных муки, тревог сожаленья
И раскаянья позднего слез...

Данное стихотворение написано в форме своеобразного напутствия девушке, которая рассталась со своим кавалером. Поэт рекомендует не держать на бывшего возлюбленного зла, он убеждает прекрасную даму в том, что мужчина уже понял самостоятельно все ошибки, которые ему довелось совершить, много раз пожалел о своих действиях. Опытный поэт знает, что помнить обиды нет необходимости, а в памяти нужно оставлять только самые приятные моменты совместной жизни. Пусть все обернулось не так радужно, как хотелось, однако, любовь была, и остаться от нее должны только положительные впечатления.

Как ты кротка, как ты послушна,
Ты рада быть его рабой,
Но он внимает равнодушно,
Уныл и холоден душой.

А прежде... помнишь? Молода,
Горда, надменна и прекрасна,
Ты им играла самовластно,
Но он любил, любил тогда!

Так солнце осени - без туч
Стоит, не грея, на лазури,
А летом и сквозь сумрак бури
Бросает животворный луч...

Данное стихотворение Николая Некрасова отлично демонстрирует, как влюбленная девушка способна меняться. Она подстраивается под своего партнера, старается сделать его счастливым, совсем забывая про особенности своего характера. Некрасов считает это одновременно и хитростью, и ошибкой – он напоминает девушке о том, какой она была раньше, чем жила и чем интересовалась, однако, встретив мужчину своей мечты, она все это потеряла. Стихотворение показывает, как все в жизни изменчиво – сначала гордая и своенравная красавица отвергает кавалера, играет его чувствами, а потом сама влюбляется и подчиняется.

О письма женщины, нам милой!
От вас восторгам нет числа,
Но в будущем душе унылой
Готовите вы больше зла.
Когда погаснет пламя страсти
Или послушаетесь вы
Благоразумья строгой власти
И чувству скажете: увы!
Отдайте ей ее посланья
Иль не читайте их потом,
А то нет хуже наказанья,
Чем задним горевать числом.
Начнешь с усмешкою ленивой,
Как бред невинный и пустой,
А кончишь злобою ревнивой
Или мучительной тоской...

О ты, чьих писем много, много
В моем портфеле берегу!
Подчас на них гляжу я строго,
Но бросить в печку не могу.
Пускай время мне доказало,
Что правды в них и проку мало,
Как в праздном лепете детей.
Но и теперь они мне милы -
Поблекшие цветы с могилы
Погибшей юности моей!

Это произведение рассказывает о переписках между возлюбленными, обо всей их ценности в моменты, когда двое находятся в отношениях, и обо всей их горести, когда отношения подходят к концу. Поэт рекомендует после расставания избавляться от подобных переписок хотя бы потому, что они делают человеку больно – не нужно раз за разом перечитывать то, что еще недавно горело в груди, а сейчас оставляет лишь ожог. Некрасов ностальгирует по своей юности, в которой не мог избежать подобных ошибок, и старается максимально предостеречь других.

Заключение

Времена меняются, меняется наше окружение, меняется весь мир. Одно остается неизменным из века в век – это человеческие чувства. Как бы ни развивалась наша Вселенная, люди всегда будут любить, и до скончания веков признаваться в любви с помощью стихотворений. Произведения Некрасова о любви – это своеобразный учебник по миру жаркой любви, который способен скрасить любые переживания и наставить молодых на истинный путь.

О любовной лирике Некрасова долгое время не писали, находя её не специфичной для этого поэта. Когда же о ней находили возможным говорить, то представляли её либо созданной в пушкинских традициях, либо весьма однообразной, воспроизводящей сходные мотивы. Между тем любовная лирика Некрасова является столь же новаторской, как и всё его творчество, и при этом разнохарактерной в различные периоды творчества.

Стихи 30-х годов созданы в выспренно-романтическом духе и изображают, например, полет от «бедствий жизни бурной» беспорочной души «юной девы в край лазурный», где она должна встретиться с другой душой, ей родственной. Лирическая пьеса 1847 года «Ты всегда хороша несравненно... », посвященная женщине, с которой поэт был близок до встречи с А. Я. Панаевой, написана уже в реалистической манере и представляет собою портрет той, с которой лирический герой делит «настоящее горе». Но при этом стихотворение исполнено неподдельного восхищения героиней, оно всё пронизано светом, противопоставлением «темному морю» жизни, признательностью за поддержку, исходящую от подруги, любованием её жизнерадостной весёлостью, молодостью, умом, добротой и нежностью. И сам поэт платит ей своей ласковостью, называя её голову «головкой», а глаза — «глазками».

Особое место в любовной лирике Н. А. Некрасова занял панаевский цикл, связанный с именем умной, талантливой и красивой А. Я. Панаевой, ставшей в 1848 году женой поэта. Рядом с лирическим героем оказывается теперь образ своеобразной героини, отличающейся сильным характером, огненной горячностью, волей и независимостью. Стихи показывают, что взаимоотношения любящих сразу меняются, становятся напряженными и нелегкими. Впервые возникает тот «поединок роковой», который предварит в чем-то родственный денисьевский цикл Ф. И. Тютчева и окажет на него своё художественное воздействие. И у одного, и у другого поэта отраженный в их циклах любовный союз был недозволенным в глазах общественного мнения, преследуемым «толпой», что отзовётся в особом мотиве этих стихов и определит их драматическую напряженность. Перипетии запечатленных в стихах Некрасова чувств прихотливы, сложны, непредсказуемы, сами переживания мятежны и мучительны, они подстать характерам любящих. Бросается в глаза, что герой и героиня некрасовской лирики — новые люди, наделенные современными взглядами, причастные к творческому труду.

Стихотворение «Когда огонь в твоей крови... » (1848) интересно как своеобразный договор о тех новых отношениях, которые, по Некрасову, должны быть установлены между любящими, которые вступают в союз. Прежде всего, это любовь-страсть, горящая огнём и потому заслуживающая определения «действительной любви». Вместе с тем это союз единомышленников, обладающих передовыми убеждениями, в том числе и убеждением в равенстве мужчины и женщины. Без этих начал единение немыслимо. Третья строфа, говорящая об этом, пронизана решимостью и — в последних стихах — иронией. Разумеется, это не призыв к подруге стать покорной, а категорическое отрицание рабского состояния женщины. «Если страсть... слаба и убежденье не глубоко», то женщина попадает в положение рабыни (Некрасов усиливает это слово эпитетом «вечной»). Такой исход абсолютно неприемлем. Союз должен быть свободным, «по сердцу». Понятие «свобода» резко противостоит здесь рабству. «Насильственное бремя» прежних «постыдных» уз должно быть отринуто и забыто. Об этом говорится во второй строфе.

Но если эти условия приняты, женщина обретает равные права с мужчиной, глубоко осознанные ею, высокое человеческое достоинство, а значит — и подлинную свободу, и настоящую веру. И тогда никакая клевета, никакая молва толпы не могут быть страшными. Они становятся бессильными перед твердыней, созданной обоими. Эпитет «разумные» (права) в первом шестистишии содержит в себе зерно и прообраз той этики «разумного эгоизма», которую вскоре сформулирует Н. Г. Чернышевский.

В стихотворении «Я не люблю иронии твоей... » (1850) лирический герой с его напряженным чувством ощущает себя на своеобразном рубеже: с одной стороны, он сохраняет властную страсть к своей возлюбленной и хочет сберечь своё чувство нетленным, а оттого намерен освободить его от всего наносного, лишнего, в том числе и иронии своей подруги, в которой так явственно проявляется самобытный характер этой женщины, но которая задевает ранимое сердце героя.

Лирический герой признается, что ещё ревнивые тревоги кипят в нём «мятежно». Он хочет с надеждой глядеть в будущее. Но, с другой стороны, знаменательно, что на третий год супружества уже ощутим «остаток чувства» и на горизонте уже брезжит «развязка неизбежная». Поэт ощущает пограничность возникшей ситуации, кризис отношений. Он обостренно чувствует, что тревожная развязка недалека и осознает в её и своём сердце «тайный холод и тоску», которые не скрыть внешним «кипением» и видимой полнотой жажды. Увы! Она «последняя». Вот отчего так настойчиво звучит анафорическое «пока...пока», а в последнем пятистишии возникает яркое сравнение остывающей страсти с осенней бурливой рекой, которая катит ещё бушующие, но уже холодные волны.

Лирическое признание «Мы с тобой бестолковые люди... » (1851) красноречиво говорит о неповторимом новаторстве Некрасова в сфере любовной лирики. Верный правде жизни, поэт обнажает «прозу в любви», о которой сказано в заключительном четверостишии. Эта проза передаётся откровенным упоминанием ссор, размолвок, вспышек, резкостей, взаимных мучений. Но поразительно, что поэт намерен и эти горькие минуты обратить в свою противоположность, взять, как некую дань, и с прозы «долю счастья». Некрасов побуждает и нас видеть неприметный просвет во мгле и полосе мрака. Ведь за ссорой и «полно», и «нежно» наступает «возвращенье любви и участья». Стихотворение подтверждает, что союз любящих в лирическом романе Некрасова оказался истинно свободным, освобожденным от покорной рабской зависимости. Поэт зовёт подругу к полному и откровенному проявлению своих чувств, выражению своих мыслей и мнений: «Говори же, когда ты сердита, // Всё, что душу волнует и мучит!» В произведении этом раскрыта подлинная «диалектика чувств»: их столкновение, развитие, переход одного переживания в другое, ему противоставленное.

В «панаевский цикл» вошла и маленькая лирическая трилогия о письмах, составившая его внутренний подраздел. Наиболее примечательно по построению первое из этих стихотворений — «О письма женщины, нам милой! » (1852). Оно имеет двухчастную структуру и состоит из двух неравных строф. Первая часть (шестнадцатистрочная строфа) носит обобщающий характер и говорит о таком восприятии женских писем, которое может быть знакомо или интересно многим. Оттого поэт использует местоимения множественного числа «нам», «вы» и соответствующие им формы глаголов «послушайте», «скажите», «отдайте», «не читайте». Впрочем, и единственное число употребляется так, что оно касается разных лиц («начнешь»). Строфа эта является горьким выводом из накопленного опыта, она несколько наставительна и дидактична. Тем не менее, она ярко эмоциональна: она начата с междометия «о» и восклицания, которое поддержано восклицанием срединного, восьмого стиха, а закончено выразительным многоточием, заключающим смысловую недосказанность. Строфа эта и внутренне драматична: в ней сталкиваются такие контрастные понятия, как «восторг» и «зло», «страсть — благоразумье», «усмешка» и «злоба». Но все эти антонимичные слова и стоящие за ними переживания объединены одним доминирующим чувством грусти: эпитету «унылой» (в начале строфы) вторит словосочетание «мучительной тоской» (в её конце).

Вторая часть (десятистишие) носит иной, нежели первая, конкретный характер: она заключает в себе частный случай и касается интимных подробностей из жизни лирического героя и в известной мере — самого автора. Поэтому на смену местоимениям множественного числа приходят «ты» и «моём», «я» и «мне». Есть и другое отличие этой второй строфы от первой. Если стихотворение начато было восторгом и о восторгах, то заканчивается оно скорбными мотивами «могилы юности» и «поблекших цветов». Во второй строфе также заметны контрасты (от писем «проку мало», а они «мне милы»), противоречивость переживаний подчеркивается противительным «но» (гляжу на письма «строго», но бросить «не могу»; в них правды «мало», но они всё-таки «милы»). Но в целом стихи второй строфы объединены скорбным настроением. Это своеобразная эпитафия, прощающаяся не только с юностью, но и с поздней любовью; это предощущение угасания страсти и затухания прежнего чувства. На этот раз размолвка любящих проявляется в том, что вдруг осознаётся неискренность писем и их детский «лепет». И всё-таки поэт говорит о письмах любви, которая так тесно связывает прошлое, настоящее и будущее. Поэтому мысль о времени («мне время доказало») становится в этом стихотворении одной из определяющих.

Своеобразным продолжением этих строф станут незаконченные стихотворения «Письма » и «Горящие письма ». В них уже вихрем ворвутся темы рока и безумия.

Лирическая миниатюра «Прости » (1856) обращена к А. Я. Панаевой и вызвана намерением найти примирение с нею после размолвки, когда поэт окажется рядом с нею за границей. Самые разные чувства одушевляют это стихотворение. Здесь и просьба о прощении за прежние обиды (восклицанием «Прости!» начато послание), и заклинание о забвении (троекратно повторяется слово «не помни», которое в двух стихах становится анафорой), и исповедь (отсюда такая обнаженная правда отношений, переданная в перечислении однородных членов: не помни «тоски, унынья, озлобленья», «бурь», «слёз», «ревности угроз»), и возвышение переживаемой любви (сравнение её с ласковым светилом), и призыв к памяти о самом прекрасном, и благословение. И всё это умещено в лаконичные восемь строк четырехстопного ямба! Две строфы, казалось бы, симметричны: обе они говорят о прошедших днях, содержат по четыре стиха, заканчиваются восклицаниями. Но они и принципиально различны по содержанию и эстетической окрашенности: в первой строфе говорится о «паденье» и о низменном; во втором четверостишии — о восходе, бодром свершении пути и возвышенном.

Любовный роман с Панаевой будет завершен в 1863 году, когда произойдёт окончательный разрыв с нею. Но эхо «панаевского цикла» будет не раз ещё отдаваться в лирике Некрасова, в частности в драматических «Трех элегиях » (1874). Скорбные стихи, обращенные к Зине (Ф. А. Викторовой), с которой Некрасов обвенчается за несколько месяцев до своей смерти, проникнуты безмерной благодарностью за её самоотверженное служение больному другу.

В трёх лирических обращениях с одинаковым названием «Зине » нарисован не только измученный болями умирающий поэт, но и страдающая молодая женщина, наделенная добротой, чуткостью и отзывчивостью («В сердце твоём // Стоны мои отзываются»). Мы отчётливо видим то нежные, то плачущие украдкой, то любящие, то утомленные очи Зины, о труде, надломленности и судьбе которой думает прощающийся с нею великий человек.

Николай Алексеевич Некрасов

Любовная лирика Некрасова была несколько необычной для современников. Это лирика прозы жизни, прозы любви с размолвками и взаимными упреками. В центре любовной лирики – Панаевский цикл, посвященный Авдотье Яковлевне Панаевой, с которой 22-летний Николай познакомился в 1842 году. В столичную красавицу был влюблен молодой Ф.М. Достоевский. С мужем, повесой и кутилой, у Авдотьи Яковлевны не складывались отношения, и вскоре молодой Некрасов добился расположения девушки. Вскоре Николай Некрасов выкупил вместе с Иваном Панаевым журнал «Современник», и молодые люди поселились втроём в одной квартире. Авдотья Яковлевна, оставаясь официальной супругой Панаева, стала гражданской женой Некрасова. Их незаконные отношения продолжались 15 лет. Вероятно, в 1847 году, когда Панаева стала женой (гражданской) Некрасова и они написали совместный роман «Три страны света», появились строки:

Когда горит в твоей крови
Огонь действительной любви,
Когда ты сознаешь глубоко
Свои законные права, -
Верь, не убьет тебя молва
Своею клеветой жестокой!
Постыдных, ненавистных уз
Отринь насильственное бремя
И заключи - пока есть время -
Свободный, по сердцу союз.

Тяжело переживал некрасов и смерть их общего сына, прожившего всего лишь нескольок часов. Душа моя уныла и слаба:

Ни гордости, ни веры благодатной -
Постыдное бессилие раба!
Ей все равно - холодный сумрак гроба, Позор ли, слава, ненависть, любовь, - ,
Погасла и спасительная злоба,
Что долго так разогревала кровь.
Я жду... но ночь не близится к рассвету,
И мертвый мрак кругом... и та,
Которая воззвать могла бы к свету, -
Как будто смерть сковала ей уста!
Лицо без мысли, полное смятенья,
Сухие, напряженные глаза -
И, кажется, зарею обновленья
В них никогда не заблестит слеза.

Здесь такое состояние прострации, такая мера отстраненности от всего (позор, слава, любовь, ненависть), такая вынутость из жизни и раздавленность, что можно представить и без комментария: здесь может быть только - он, она и смерть ребенка. В стихотворении ни объяснение, ни комментарий не нужны.

Панаева, прототип героини его любовной лирики, предстала независимой, сильной, своенравной и неприступной. Характер лирической героини, по словам Скатова, проявляется «в разных, неожиданных даже, его проявлениях, самоотверженный и жестокий, любящий и ревнивый, страдающий и заставляющий страдать». Герой же, напротив, человек рефлектирующий, склонный к мнительности, подозрениям, унынию, озлоблению («Застенчивость»). Герой потерял надежду, веру в будущее, но вместе с тем пытается понять причины его «бессилия обидного». Он готов подарить своей возлюбленной целый мир, но при встрече с ней он потерян.

Мотивы ссоры, расставания и разлуки, особые художественные формы: письма, разговорная речь – будут продолжены другим поэтом-новатором - В. Маяковским, у которого тема любви также получает очень своеобразную трактовку. А пока Панаевский и Денисьевский цикл Тютчева имеют много общего. «Нервность» интонации, передающая почти «достоевские”» страсти; фрагментарность, обозначаемая на письме многоточиями, которыми кончаются многие стихотворения. Мотивы страдания, "незаконности” любви, "мятежности” пронизывают оба цикла и тем самым объединяют - в интимной лирике.

Отношения между любящими стали в лирике Некрасова более сложными: духовная близость сменяется размолвкой и ссорой, герои часто не понимают друг друга, и это непонимание омрачает их любовь.

Связь с циклами денисьевским. исследует тонкие движения человеческой души, изображает "жизнь сердца”, проникает в сокровенные уголки внутреннего мира людей. О "страницах любви” у Н. Некрасова говорят робко, пытаясь растворить их в гражданской лирике. Трагическое восприятие жизни, сострадание ближнему, беспощадная рефлексия и в то же время безудержная жажда счастья - вот отличительные черты поэзии Некрасова.

Окружающая действительность может быть сурова не только по отношению к затаенной любви, но и к той, которая уже стала реальностью. В стихотворении "Тяжелый год - сломил меня недуг...” мир предстает в очень важных измерениях и обозначениях: беда - счастье - борьба - "жизнь без счастья” - враг - друг - любимая. Героиня была самым надежным оплотом, но все-таки "не пощадила”. Причина этого не столько в ней самой, сколько в объективных обстоятельствах, в общей несчастливости жизни. Поэт не обвиняет, а оправдывает свою избранницу:

Истерзана, озлоблена борьбой...
Страдалица! Стоишь передо мной...

В любви, по Н. Некрасову, нет и не может быть застылости и однообразия. Вспомним стихотворение "Да, наша жизнь текла мятежно...” Оно увлекает и силой выраженного в нем чувства, и видением этапов любви, и найденной художником формой выражения этого чувства.

Самые первые строки - своеобразный конспект повести или романа, открывающие напряженность, динамизм отношений любви, их зависимость от воздействия мира: "Да, наша жизнь текла мятежно, полна тревог, полна утрат”.

Любящие расстались на время. Их жизнь в разлуке изображается как терпеливое ожидание новой встречи:

Но с той поры, как все кругом меня пустынно,

И жизнь скучна, и время длинно,
И холоден я к делу своему.

Постепенно в воспоминаниях герой возвращается к началу любви. Для него очевидно, что нарастание чувства сопровождается усилением сомнений. Главенствующая роль в союзе двух сердец принадлежит вере. Не случайно слово "вера” или производные от него повторяются в тексте так часто:

Как ты хотела верить мне,

И как поверила вполне!

Динамику чувства Н. Некрасов соединяет с диалектикой жизни. Так поэт помогает нам открыть в изменчивых формах бытия незыблемые ценности. Одна из них - любовь, творящая, возводящая свои вершины, делающая каждый день счастливым.

Н. Некрасов показывает нам самые разные этапы любовного чувства, объединяя их подчас в одном произведении. Так происходит в стихотворении "Давно отвергнутый тобой...”. В начале лирический герой предстает перед нами отчаявшимся, готовым к самоубийству, но затем возвращается счастье взаимности, а с ней и полнота жизни. Однако развязка оказалась неизбежной. Любовь ушла, и все вокруг утратило привлекательности. Человеческие чувства не защищены от вторжения враждебного мира. Непредсказуемость судьбы создает ощущение трагизма.

В изумительной лирической миниатюре "Прости”, по форме напоминающей заклинание (благодаря анафорическому повтору слова "не помни”), прослеживается зависимость любви от хода жизни:

Прости! Не помни дней паденья,
Тоски, унынья, озлобленъя, -

Не помни ревности угроз!

Герой наделен благородной памятью, ему горька мысль о расставании с былым. Он хочет, чтобы общее прошлое осталось светлым и в памяти его возлюбленной. Развитие авторской мысли интересно тем, что чувство признательности к пережитому истолковано как возможность избежать болезненного разрыва. Тот, кто любил, должен быть внимательным и терпеливым. Он не имеет права сходить с пьедестала, на которой возвела его любовь. Благородством сердца измеряеются и апогей и закат чувства. Поэтому последние строки звучат как завещание:

Но дни, когда любви светило
Над нами ласково всходило
И бодро мы свершали путь, -
Благослови и не забудь!

"Любви светило” наделяется свойствами живого существа: оно "ласково всходило”, согревало душу, сердце, вселяя в них надежду на возможность преодолеть все неурядицы жизни. Эта метафора делает слова поэта особенно проникновенными.

Таким образом, прочитав даже немногие стихотворения, нельзя не согласиться с утверждением, что Н. Некрасов внес в русскую литературу новые поэтические открытия сокровенных тайн сердца.

Впрочем, слова были новыми, потому что и дела были не совсем привычными, а в русской жизни девятнадцатого века даже из ряда вон выходящими. И речь не просто о житейских делах, которые и сейчас вроде бы сразу бросаются в глаза. А тогда во все глаза прямо били. Классический треугольник (муж, жена, «друг семейства») предстал в комбинациях совсем не классических. Поначалу: фактический и юридический муж (Иван Иванович Панаев), юридическая и фактическая жена (Авдотья Яковлевна Панаева) и - «друг семейства» (Некрасов). Затем новый триумвират: юридический, но не фактический муж (Панаев), его юридическая, но не фактическая жена (Панаева) и ее фактический, но юридически так и не состоявшийся муж (Некрасов). При этом и после всего Панаев остается фактическим другом обоих, то есть этого нового семейства, другом и уже без всяких кавычек и двусмысленностей. При этом все почти всю жизнь проживают в одном месте: буквально - почти в одной квартире, точнее, на одном этаже.

Мемориальный литературно-этнографический музей в деревне Алешунино, Муромского района Владимирской области.
В 1861 году .

Ты всегда хороша несравненно...

Ты всегда хороша несравненно,
Но когда я уныл и угрюм,
Оживляется так вдохновенно
Твой веселый, насмешливый ум;

Ты хохочешь так бойко и мило,
Так врагов моих глупых бранишь,
То, понурив головку уныло,
Так лукаво меня ты смешишь;

Так добра ты, скупая на ласки,
Поцелуй твой так полон огня,
И твои ненаглядные глазки
Так голубят и гладят меня,-

Что с тобой настоящее горе
Я разумно и кротко сношу,
И вперед - в это темное море -
Без обычного страха гляжу...

Тройка

Что ты жадно глядишь на дорогу
В стороне от весёлых подруг?
Знать, забило сердечко тревогу -
Всё лицо твоё вспыхнуло вдруг.

И зачем ты бежишь торопливо
За промчавшейся тройкой вослед?..
На тебя, подбоченясь красиво,
Загляделся проезжий корнет.

На тебя заглядеться не диво,
Полюбить тебя всякий не прочь:
Вьётся алая лента игриво
В волосах твоих, чёрных как ночь;

Сквозь румянец щеки твоей смуглой
Пробивается лёгкий пушок,
Из-под брови твоей полукруглой
Смотрит бойко лукавый глазок.

Взгляд один чернобровой дикарки,
Полный чар, зажигающих кровь,
Старика разорит на подарки,
В сердце юноши кинет любовь.

Поживёшь и попразднуешь вволю,
Будет жизнь и полна и легка...
Да не то тебе пало на долю:
За неряху пойдёшь мужика.

Завязавши под мышки передник,
Перетянешь уродливо грудь,
Будет бить тебя муж-привередник
И свекровь в три погибели гнуть.

От работы и чёрной и трудной
Отцветёшь, не успевши расцвесть,
Погрузишься ты в сон непробудный,
Будешь няньчить, работать и есть.

И в лице твоём, полном движенья,
Полном жизни - появится вдруг
Выраженье тупого терпенья
И бессмысленный, вечный испуг.

И схоронят в сырую могилу,
Как пройдёшь ты тяжёлый свой путь,
Бесполезно угасшую силу
И ничем не согретую грудь.

Не гляди же с тоской на дорогу
И за тройкой вослед не спеши,
И тоскливую в сердце тревогу
Поскорей навсегда заглуши!

Не нагнать тебе бешеной тройки:
Кони крепки и сыты и бойки,-
И ямщик под хмельком, и к другой
Мчится вихрем корнет молодой...

Так это шутка? Милая моя...

Так это шутка? Милая моя,
Как боязлив, как недогадлив я!
Я плакал над твоим рассчитанно-суровым,
Коротким и сухим письмом;
Ни лаской дружеской, ни откровенным словом
Ты сердца не порадовала в нем.
Я спрашивал: не демон ли раздора
Твоей рукой насмешливо водил?
Я говорил: "Когда б нас разлучила ссора,-
Но так тяжел, так горек, так уныл,
Так нежен был последний час разлуки...
Еще твой друг забыть его не мог,
И вновь ему ты посылаешь муки
Сомнения, догадок и тревог -
Скажи, зачем?.. Не ложью ли пустою,
Рассеянной досужей клеветою,
Возмущена душа твоя была?
И, мучима томительным недугом,
Ты над своим отсутствующим другом
Без оправданья суд произнесла?
Или то был один каприз случайный,
Иль давний гнев?.." Неразрешимой тайной
Я мучился: я плакал и страдал,
В догадках ум испуганный блуждал,
Я жалок был в отчаянье суровом...

Всему конец! своим единым словом
Душе моей ты возвратила вновь
И прежний мир, и прежнюю любовь;
И сердце шлет тебе благословенья,
Как вестнице нежданного спасенья...
Так няня в лес ребенка заведет
И спрячется сама за куст высокий;
Встревоженный, он ищет и зовет,
И мечется в тоске жестокой,
И падает, бессильный, на траву...
А няня вдруг: ау! ау!
В нем радостью внезапной сердце бьется,
Он все забыл: он плачет и смеется,
И прыгает, и весело бежит,
И падает - и няню не бранит,
Но к сердцу жмет виновницу испуга,
Как от беды избавившего друга...

Свадьба

В сумерки в церковь вхожу. Малолюдно,
Светят лампады печально и скудно,
Темны просторного храма углы;
Длинные окна, то полные мглы,
То озаренные беглым мерцаньем,
Тихо колеблются с робким бряцаньем.
В куполе темень такая висит,
Что поглядеть туда - дрожь пробежит!
С каменных плит и со стен полутемных
Сыростью веет: на петлях огромных
Словно заплакана тяжкая дверь...
Нет богомольцев, не служба теперь -
Свадьба. Венчаются люди простые.
Вот у налоя стоят молодые:
Парень-ремесленник фертом глядит,
Красен с лица и с затылка подбрит -
Видно: разгульного сорта детина!
Рядом невеста: такая кручина
В бледном лице, что глядеть тяжело...
Бедная женщина! Что вас свело?

Вижу я, стан твой немного полнее,
Чем бы... Я понял! Стыдливо краснея
И нагибаясь, свой длинный платок
Ты на него потянула... Увлек,
Видно, гуляка подарком да лаской,
Песней, гитарой, да честною маской?
Ты ему сердце свое отдала...
Сколько ночей ты потом не спала!
Сколько ты плакала!.. Он не оставил,
Волей ли, нет ли, он дело поправил -
Бог не без милости - ты спасена...
Что же ты так безнадежно грустна?

Ждет тебя много попреков жестоких,
Дней трудовых, вечеров одиноких:
Будешь ребенка больного качать,
Буйного мужа домой поджидать,
Плакать, работать - да думать уныло,
Что тебе жизнь молодая сулила,
Чем подарила, что даст впереди...
Бедная! лучше вперед не гляди!

Пускай мечтатели осмеяны давно...

Пускай мечтатели осмеяны давно,
Пускай в них многое действительно смешно,
Но все же я скажу, что мне в часы разлуки
Отраднее всего, среди душевной муки,
Воспоминать о ней: усилием мечты
Из мрака вызывать знакомые черты,
В минуты горького раздумья и печали
Бродить по тем местам, где вместе мы гуляли,
И даже иногда вечернею порой,
Любуясь бледною и грустною луной,
Припоминать тот сад, ту темную аллею,
Откуда мы луной пленялись вместе с нею,
Но, больше нашею любовию полны,
Чем тихим вечером и прелестью луны,
Влюбленные глаза друг к другу обращали
И в долгий поцелуй уста свои сливали...

Прости

Прости! Не помни дней паденья,
Тоски, унынья, озлобленья,-
Не помни бурь, не помни слез,
Не помни ревности угроз!

Но дни, когда любви светило
Над нами ласково всходило
И бодро мы свершали путь,-
Благослови и не забудь!

ВЛЮБЛЕННОМУ

Как вести о дороге трудной,
Когда-то пройденной самим,
Внимаю речи безрассудной,
Надеждам розовым твоим.
Любви безумными мечтами
И я по-твоему кипел,
Но я делить их не хотел
С моими праздными друзьями.
За счастье сердца моего
Томим боязнию ревнивой,
Не допускал я никого
В тайник души моей стыдливой.
Зато теперь, когда угас
В груди тот пламень благодатный,
О прошлом счастии рассказ
Твержу с отрадой непонятной.
Так проникаем мы легко
И в недоступное жилище,
Когда хозяин далеко
Или почиет на кладбище.

ПРИЗНАНИЕ

Я пленен, я очарован,
Ненаглядная, тобой,
Я навек к тебе прикован
Цепью страсти роковой.
Я твой раб, моя царица!
Всё несу к твоим ногам,
Без тебя мне мир темница.
О, внемли моим словам:
Несурово, хоть ошибкой
На страдальца посмотри
И приветливой улыбкой
Хоть однажды подари!
Я люблю; ужель погубишь
Ты меня, не полюбя?
Полюби! - когда полюбишь,
Буду жить лишь для тебя!
Лишь твои живые очи,
Ручку, ножку, локон, стан
Вспоминать и дни и ночи
Буду, страстный как волкан;
И покуда будет биться
Жизнь в пылающей крови,
Лишь к тебе, моя царица,
Буду полн огнем любви.
О, скажи, краса младая,
Мне хоть слово; но молю:
Полюби, не отвергая
Так, как я тебя люблю!

ПРОЩАНЬЕ

Мы разошлись на полпути,
Мы разлучились до разлуки
И думали: не будет муки
В последнем роковом "прости",
Но даже плакать нету силы.
Пиши - прошу я одного...
Мне эти письма будут милы
И святы, как цветы с могилы, -
С могилы сердца моего!

Мы с тобой бестолковые люди:
Что минута, то вспышка готова!
Облегченье взволнованной груди,
Неразумное, резкое слово, -

Говори же, когда ты сердита,
Все, что душу волнует и мучит!
Будем, друг мой, .сердиться открыто:
Легче мир и скорее наскучит.

Если проза в любви неизбежна,
Так возьмем и с нее долю счастья:
После ссоры так полно, так нежно
Возвращенье любви и участья...

Да, наша жизнь текла мятежно,
Полна тревог, полна утрат,
Расстаться было неизбежно -
И за тебя теперь я рад!
Но с той поры как все кругом меня пустынно!
Отдаться не могу с любовью ничему,
И жизнь скучна, и время длинно,
И холоден я к делу своему.
Не знал бы я, зачем встаю с постели,
Когда б не мысль: авось и прилетели
Сегодня, наконец, заветные листы,
В которых мне расскажешь ты:
Здорова ли? что думаешь? легко ли
Под дальним небом дышится тебе,
Грустишь ли ты, желая прежней доли,
Охотно ль повинуешься судьбе?
Желал бы я, чтоб сонное забвенье
На долгий срок мне на душу сошло,
Когда б мое воображенье
Блуждать в прошедшем не могло...
Прошедшее! его волшебной власти
Покорствуя, переживаю вновь
И первое движенье страсти,
Так бурно взволновавшей кровь,
И долгую борьбу с самим собою,
И не убитую борьбою,
Но с каждым днем сильней кипевшую любовь.
Как долго ты была сурова:
Как ты хотела верить мне,
И как и верила, и колебалась снова,
И как поверила вполне!
(Счастливый день! Его я отличаю
В семье обыкновенных дней;
С него я жизнь мою считаю,
Я праздную его в душе моей!)
Я вспомнил все... одним воспоминаньем,
Одним прошедшим я живу -
И то, что в нем казалось нам страданьем,
И то теперь я счастием зову...
А ты?.. ты так же ли печали предана?..
И так же ли в одни воспоминанья
Средь добровольного изгнанья
Твоя душа погружена?
Иль новая роскошная природа
И жизнь кипящая, и полная свобода
Тебя навеки увлекли,
И разлюбила ты вдали
Все, чем мучительно и сладко так порою
Мы были счастливы с тобою?
Скажи! я должен знать... Как странно я люблю!
Я счастия тебе желаю и молю,
Но мысль, что и тебя гнетет тоска разлуки
Души моей смягчает муки...

Я не люблю иронии твоей.
Оставь ее отжившим и не жившим,
А нам с тобой, так горячо любившим,
Еще остаток чувства сохранившим -
Нам рано предаваться ей!

Пока еще застенчиво и нежно
Свидание продлить желаешь ты,
Пока еще кипят во мне мятежно
Ревнивые тревоги и мечты -
Не торопи развязки неизбежной!

И без того она не далека:
Кипим сильней, последней жаждой полны,
Но в сердце тайный холод и тоска...
Так осенью бурливее река,
Но холодней бушующие волны...

Где твое личико смуглое
Нынче смеется, кому?
Эх, одиночество круглое!
Не посулю никому!

А ведь, бывало, охотно
Шла ты ко мне вечерком,
Как мы с тобой беззаботно
Веселы были вдвоем!

Как выражала ты живо
Милые чувства свои!
Помнишь, тебе особливо
Нравились зубы мои,

Как любовалась ты ими,
Как целовала, любя!
Но и зубами моими
Не удержал я тебя...