Норман фостер проекты. Купол на крыше здания немецкого парламента Рейхстага в Берлине, Германия

Марианна Бродач

В каждом проекте сэр Норман Фостер и его команда используют элементы, присущие зданиям высоких технологий, и каждое творение достойно отдельного внимания.

В этой подборке читайте о первом в мире экологичном высотном здании, «большой оранжерее», самом необычном здании мэрии, башне-«огурце», изогнутом небоскрёбе, первой высотке Нью-Йорка с «Золотой» оценкой по LEED и частном космодроме.

ОБ АРХИТЕКТОРЕ

Сэр Норман Фостер - английский архитектор, один из основателей и руководителей архитектурного бюро Foster and Partners. Является обладателем множества наград, в числе которых самые престижные Притцкеровская и Императорская премии. Был возведён королевой Елизаветой II сначала в звание рыцаря, а затем барона. Фостер, отмечающий в следующем году свой 80‑летний юбилей, родился в Манчестере (Великобритания). Окончил Школу архитектуры и городского планирования Манчестерского университета. В 1961 году выиграл стипендию на обучение в Йельском университете (США), откуда вышел со степенью магистра в области архитектуры. Здесь же Фостер познакомился с Ричардом Роджерсом. В 1967 году вместе с ним, а также с сёстрами Чизман учредил архитектурную студию Team 4, где команда создала много проектов в стиле хай-тек. Позже Фостер основал свою архитектурную студию Foster Associates, которая в 1990 году была
переименована в Foster and Partners. Сотрудничество с архитектором Ричардом Фуллером, с которым архитектор познакомился в 1698 году, повлияло на то, что при проектировании Фостер всё больше внимания стал уделять сохранению окружающей среды.
Проекты бюро Фостера реализованы по всему миру. Первым значимым объектом стала штаб-квартира Willis Faber & Dumas (Великобритания, 1975). Своё первое высотное здание - Hongkong and Shanghai Bank - Фостер построил в Гонконге (КНР, 1986). Широко известны работы студии над терминалом лондонского аэропорта «Станстед» (Великобритания, 1991), высотным зданием Commerzbank во Франкфурте-на-Майне
(Германия, 1997), виадуком Мийо (Франция, 2004), башней Hearst Tower в Нью-Йорке (США, 2006), зданием «Хан-Шатыр» в Астане (Казахстан, 2010), а теперь и магазином Apple в Стамбуле (Турция, 2014).
Для России архитектурное бюро Foster and Partners также разработало
несколько проектов. Это 600‑метровая башня «Россия» в Москве-Сити, проекты реконструкции Новой Голландии в Санкт-Петербурге, «Хрустального острова» в Нагатинской пойме, здания «Апельсин» на месте ЦДХ, Музея изобразительных искусств им. Пушкина и др. По различным причинам пока ни один из этих проектов не осуществлён.

Главное правление банка Commerzbank

Commerzbank во Франкфурте-на-Майне (Германия, 1997) - одно из самых высоких зданий в Европе. Вместе с тем это первое в мире экологичное высотное здание. Горизонтальная проекция небоскрёба представляет собой треугольник со скруглёнными вершинами и немного выпуклыми сторонами. Центральная часть сооружения занята огромным треугольным атриумом, проходящим по всей высоте здания.

Атриум является каналом естественной вентиляции для смежных офисных помещений. Примерно две трети года сотрудники банка могут регулировать уровень естественной вентиляции путём индивидуального открытия окон. Только при сложных погодных условиях автоматизированная система управления оборудованием климатизации задействует систему механической вентиляции. Благодаря такой схеме организации вентиляции энергопотребление в Commerzbank на 30 % ниже, чем в традиционных высотных зданиях таких же размеров. Охлаждаемые теплоёмкие перекрытия с замоноличенными трубопроводами используются для естественного охлаждения здания вместо традиционной системы кондиционирования воздуха. Снижению энергозатрат способствуют также двухслойные светопрозрачные ограждения, теплозащитное остекление, герметичные стеклопакеты.
Особенностью комплекса являются зимние сады. Они размещены по спирали вокруг треугольной формы здания и занимают четыре этажа. Сады заполняют большие объёмы неразделённого офисного пространства и одновременно играют важную роль в создании микроклимата здания: за счёт аккумулирования теплоты солнечной радиации создаются дополнительные теплопоступления. Издали зимние сады создают впечатление прозрачности здания. Источники рассеянного света, расположенные в садах, в ночное время подсвечивают Commerzbank тёплым жёлтым светом.

«Большая оранжерея» Национального ботанического сада Уэльса

«Большая оранжерея» занимает центральную часть Национального ботанического сада Уэльса в Кармартен-шире (Великобритания, 2000). Здесь используются характерные для этого места экологические условия, в данном случае - для обогрева и обслуживания здания с наиболее эффективным потреблением энергии.
Частично отопление осуществляется при помощи котла, работающего на биомассе. Это современная уста-новка по сжиганию древесных отходов от садовой стрижки и предварительно обработанных отходов, поставляемых подрядчиками, занимающимися сбором мусора. По сравнению со сжиганием нефтепродуктов, в данном процессе в воздух выделяется незначительное количество серы и окислов азота. Более того, количество углекислого газа, которое получается в процессе горения, приблизительно равно его количеству, поглощённому растениями во время роста. Благодаря этому обеспечивается близкий к равновесию цикл углекислого газа.
Для управления климатическими параметрами в оранжерее применяется автоматизированная система управления, которая в случае необходимости открывает стеклянные панели, из которых состоит кровля здания.

Здание лондонской Мэрии City Hall

Необычная форма City Hall (Лондон, Великобритания, 2002), напоминающая яйцо, была выбрана архитектором не случайно: площадь поверхности наружных ограждающих конструкций на 25 % меньше, чем у здания кубической формы того же объёма.
Мэрия имеет 17‑градусный наклон в южную сторону, причём перекрытие каждого этажа образует своеобразный ступенчатый козырёк, выступающий наружу и исполняющий роль солнцезащитного элемента офисных помещений, расположенных этажом ниже.
Форма здания, наклон, применение элементов фасада в качестве солнцезащитных устройств, использование штор-жалюзи, расположенных внутри двойного фасада, позволяют снизить теплопоступления от солнечной радиации в летнее время (и теплопотери зимой) и минимизируют воздействие прямого солнечного освещения, которое может вызвать дискомфорт.
На фасадах установлены специально изготовленные светопрозрачные элементы. Интересно, что каждая из панелей уникальна по форме при ширине около 1,5 м. С помощью лазерной обработки им была придана конфигурация в соответствии с данными, полученными при расчёте формы здания. Это гарантировало высокую точность изготовления и обеспечило лёгкость последующего монтажа конструкций.

Офис швейцарской страховой компании Swiss Re

Высотное здание, в котором находится головной офис швейцарской страховой компании Swiss Re (Лондон, Великобритания, 2004), получило за свою оригинальную форму неофициальное название «Корнишон» (The Gherkin). Такая форма отвечает специфическим требованиям малого пространства, на котором расположено строение: в этом случае оно выглядит менее громоздким, чем обычный прямоугольный блок с такой же эквивалентной площадью помещений; двойной изгиб башни уменьшает отражения и улучшает светопроницаемость; тонкий профиль максимально увеличивает пространство и степень проникновения дневного света на уровне земли.

Основу фасада здания-«огурца» составляют три базовых элемента: первые два - наружная оболочка из двойного стекла с низкой излучательной способностью и внутреннее остекление, расположенное на расстоянии 1,0-1,4 м от наружного. Третий элемент - это система механических козырьков, находящихся между оболочками и образующих воздушные камеры.
В здании предусмотрена система вентиляции смешанного типа с преимущественным использованием естественной вентиляции. Было установлено, что в течение 40 % времени естественная вентиляция может применяться в дополнение к системе кондиционирования воздуха и в определённые периоды может выступать единственной формой охлаждения воздуха для некоторых участков здания.
Стратегия взаимодействия здания с окружающей средой основана на размещении небесных садов в шести треугольных врезках в краях каждой круглой плиты настила - в плане полы похожи на ступицы автомобильных колёс с радиальными спицами. Полы на разных уровнях повёрнуты по отношению к полам соседних уровней, и, таким образом, сады кажутся поднимающимися спиралью по периферии здания.
Сады образуют часть системы естественной вентиляции здания, в них высажены растения, интенсивно насыщающие воздух кислородом.

Штаб-квартира Hearst Tower

Здание Hearst Tower (Нью-Йорк, США, 2006) - офис одноимённой корпорации - первым из всех высотных башен Нью-Йорка получило оценку «Золотой» по сертификации LEED. Потребление энергии в здании на 26 % меньше, чем у аналогичного по назначению и традиционного по конструкции высотного объекта.
Башня имеет сплошное остекление. Высота каждой панели равна четырём этажам. При строительстве здания была применена диагональная сетка, используемая во многих других проектах архитектора.
В Hearst Tower смонтировано 15 скоростных лифтов, в которых максимально использованы энергосберегающие технологии. В частности, пассажиропоток регулируется интеллектуальной системой управления движением лифтов.
Среди экологичных решений можно отметить, например, сбор дождевой воды и использование конденсата, образующегося от работы системы кондиционирования, для бытовых целей.

Башня The Bow

The Bow является самым высоким зданием в Калгари (Канада, 2013). Небоскрёб имеет форму дуги, напоминающую изгиб реки Боу, в честь которой оно и названо. Такая форма выбрана ещё и потому, что вогнутая часть, обращённая на южную сторону, по сути выступает в роли солнечной ловушки. В этом случае достигается значительное уменьшение потребления энергии. Кроме того, при изогнутой форме здания требуется меньше стальных конструкций, т. к. на такое здание воздействуют меньшие аэродинамические нагрузки.

Фасады имеют сплошное остекление и узнаваемую сетчатую оболочку (высота каждого треугольника равняется шести этажам). За счёт этого в офисах стало возможным использование преимущественно естественного освещения.
Во всю высоту здания простирается атриум, который защищает помещения как от перегрева, так и от переохлаждения. На трёх уровнях он разделён зимними садами, где высажены различные растения и организованы зоны отдыха для сотрудников.

Космодром «Америка»

Космодром «Америка» (Нью-Мексико, США, 2014) - первый в мире частный космодром, предназначенный для суборбитальных полётов космических туристов и для запуска космических кораблей с исследовательскими целями.
Здание имеет внушительные размеры, но в пустынной местности не выглядит громоздким, т. к. органично вписано в окружающую среду благодаря использованию природных форм и удачному цветовому решению.
Часть здания заглублена в землю, что защищает его от воздействия палящих лучей заходящего солнца и снижает затраты энергии на охлаждение. Массивные ограждающие конструкции позволяют использовать перепад наружных температур в течение суток для охлаждения здания днём и обогрева ночью.

Марианна Бродач - вице-президент НП «АВОК», профессор МАрхИ, главный редактор журнала «Здания высоких технологий».

При благоприятных параметрах наружного воздуха в здании имеется возможность организовать приток свежего воздуха с помощью естественного проветривания не только для помещений, расположенных по периметру здания, но и для внутренних помещений, оснащённых световыми фонарями.
Пассивные методы защиты здания от негативных воздействий наружного климата, таких как резкие суточные перепады температуры, позволили отказаться в здании космодрома от энергозатратных систем охлаждения и отопления здания и сделали возможным использование только альтернативных источников энергии. В качестве источника теплохолодоснабжения используется геотермальная энергия. Для дополнительного охлаждения применяются системы с климатическими балками. ●


Энергоэффективность , Зелёное строительство


Норман Фостер

Биография Нормана Фостера к его архитектурным решениям шла длинным и извилистым путём. Родился архитектор в 1935 г. в Манчестере в семье простых рабочих. Финансовое положение того времени вынудило Нормана оставить образование: несколько лет он работал в казначействе города, одновременно изучал торговое право. После Фостер ушёл служить в британские ВВС, однако уже тогда начал задумываться о профессии архитектора. По окончании службы будущий архитектор стал работать в пекарне, затем на заводе и, приближаясь к архитектуре, перешёл в мебельный магазин.

Лишь в 21 год Норман Фостер поступил в архитектурную Школу при Манчестерском университете. По её окончании в 1961 году, он выигрывает стипендию на обучение в Йельском университете в США. Там он знакомится с Ричардом Роджерсом и к 1963 году Фостер возвращается в Англию, где вместе с Роджерсом основывает мастерскую "Team 4" (Команда 4). В результате совместной работы данной команды родился такой архитектурный стиль, как «хай-тек», совершенно новое для того времени направление в архитектуре.* Проект фабричного здания «Рилайенс контролс» 1966 года, делает имя архитектора знаменитым. И здесь начинается его долгий путь уже по лестнице архитектуры.


Фабрика по производству компьютеров «Рилайенс контролс» (1966). Норман Фостер считает этот проект особо важным, поворотным пунктом в своем творчестве

В 1967 Фостер открывает свою архитектурную фирму "Foster and partners". И до 1983 года он работает с Бакминстером Фуллером над рядом проектов. Одним из первых таких проектов является главный офис Willis Faber & Dumas – страховая компания в Великобритании (1971-75 годы). Внутренняя планировка, эскалаторы вокруг атриума, сад на крыше и бассейн для сотрудников, который работает в качестве теплоотвода, демонстрируют постоянную озабоченность энергетическими показателями и социальными аспектами архитектуры.

Хай-тек - (англ. hi-tech, от high technology - высокие технологии) - стиль в архитектуре и дизайне, зародившийся в недрах позднего модернизма в 1970-х и нашедший широкое применение в 1980-х. Главные теоретики и практики хай-тека (по большей части практики, в отличие от архитекторов деконструктивизма и постмодернизма) в основном англичане - Норман Фостер, Ричард Роджерс, Николас Гримшоу, на каком-то этапе своего творчества Джеймс Стирлинг и итальянец Ренцо Пиано.

Для становления концепций хай-тека очень важна деятельность группы «Аркигрэм», перенёсшей идеи поп-арта и научной фантастики 1960-х гг. в архитектуру. Также важны с технологической стороны работы Б. Фуллера (геодезические купола; с конца 1960-х по 1983 год он сотрудничал с Н. Фостером), О. Фрея, разрабатывавших кинетические структуры.

Хай-тек, согласно классификации Ч. Дженкса, относится к позднему модернизму, то есть его характеризуют прагматизм, представление об архитекторе как элитном профессионале, обеспечение архитектурой обслуживания, сложная простота, скульптурная форма, гипербола, технологичность, структура и конструкция как орнамент, анти-историчность, монументальность. Практически все архитектурные критики вслед за Дженксом архитекторов хай-тек называют новым поколением модернистов, так как, несмотря на иронию 1970-х, они не порывают с традициями европейской архитектуры, они не спорят с Витрувием: их произведения очень функциональны, удобны, и в них есть своя красота. Но если хай-тек - пик модернизма, даже шире - пик идеи «современности» в архитектуре, в таком случае хай-тек можно считать поэтичным завершением целой эпох

Ранний хай-тек

Одним из первых важных осуществлённых сооружений хай-тека принято считать Центр Помпиду в Париже (1977), построенный Ричардом Роджерсом и Ренцо Пиано.

Поначалу проект был встречен в штыки, но к 1990-м годам споры утихли, и Центр стал одной из признанных достопримечательностей Парижа (как некогда Эйфелева башня).

В Англии реальные хай-тек здания появились позже. Первые лондонские сооружения в стиле хай-тек были построены только лишь в 1980-1990-х годах (здание компании Ллойдз, 1986).

В какой-то мере медленная реализация современных проектов в духе хай-тека в Англии была связана с политикой принца Чарльза, развернувшего тогда активную деятельность в рамках архитектурного конкурса на реконструкцию Paternoster Square (1988). Принимая участие в архитектурных дебатах, принц выступил в поддержку новых классицистов и против архитекторов хай-тек, называя их постройки уродующими лицо Лондона. Ч. Дженкс призывает «королей оставить архитектуру архитекторам», даже высказывается мнение, что начинается новая волна монархизма с диктатурой принца в архитектуре

Современный хай-тек

Хай-тек уже с 1980-х гг. выражал престижность (все здания хай-тек очень дорогие), Ч. Дженкс называет их «банковскими соборами», можно даже говорить о том, что современный хай-тек формирует имидж крупнейших коммерческих фирм. В Лондоне архитектурные дебаты вокруг хай-тека утихли, а наиболее яркие его представители признаны и пользуются уважением (Норману Фостеру присуждено звание рыцаря).

Начиная с 1990-х гг. хай-тек все чаще пытается соединиться с природой, не спорить с ней, но войти в диалог. Таким образом, постепенно хай-тек перерастает в био-тек и эко-тек (особенно это заметно в работах архитекторов родины хай-тека - Англии и итальянца Р. Пиано).

Основные черты
Использование высоких технологий в проектировании, строительстве и инжиниринге зданий и сооружений.
Использование прямых линий и простых фигур.
Широкое применение стекла, пластика, металла.
Трубчатые конструкции из металла и лестницы, выведенные наружу здания.
Децентрированное освещение, создающее эффект просторного, хорошо освещённого помещения.
Широкое использование серебристо-металлического цвета.
Высокий прагматизм в планировании пространства.
Частое обращение к элементам конструктивизма и кубизма (в противоположность био-теку).
В виде исключения жертвование функционалом в угоду дизайну и стилю хай-тек.

Норман Фостер - современный английский архитектор, один из лидеров стиля хай-тек. Один из немногих архитекторов, чьи здания дважды удостаивались Премии Стерлинга, Любой проект он доводит до высшей степени технического совершенства.

архитектор

Норман Фостер родился 1 июня 1935 в Манчестере, в семье рабочего. Служил летчиком в Королевских военно-воздушных войсках, затем учился на архитектурном отделении Манчестерского университета и в архитектурной школе Йельского университета в США. В 32 года он основал свою фирму из трех человек.

Сегодня в мире нет более чествуемого архитектора. Фостер - лауреат многих высших архитектурных премий. Его мощная простран-ственная конструкция из стекла и металла Центра изобразительных искусств в Норвиче была отмечена наградами Королевского института британских архитекторов и Американского института архитекторов.

Еще одной премии Королевского института архитекторов удостоились проекты мэтра архитектуры: аэропорт Стенстед в Эссексе и пристройка к зданию Королевской академии искусств в Лондон, гармонично сочетающаяся со старинной архитектурой. За проект реконструкции рейхстага Германия удостоила Фостера Ордена за заслуги - это высшая награда в области культуры. Он является дважды кавалером Ордена за заслуги - в 1997 году его удостоила этого звания британская корона. В 1990 был возведен королевой сначала в рыцари, а потом и в бароны.

Кроме того Норман Фостер - обладатель королевской золотой медали за вклад в архитектуру, золотой медали Французской академии архитектуры, золотой медали AIA - Американского института архитектуры, а также титула лауреата Притцкеровскои премии 1999 года - аналога Нобелевской премии в области архитектуры - награды Архитектурной ассоциации Premium Imperiale и т.д.

В этом же году Фостер стал пожизненным пэром с титулом «Лорд Фостер с берега Темзы».
Фостера ценят за виртуозную художественную трактовку, многообразие возможностей техники, за постоянное стремление ее гуманизировать, превратить ее в источник радости и красоты, дать человеческое измерение масштабу.

Именно в этом состоит ядро его творческой концепции, ее глубинная цельность, объединяющая столь, казалось бы, разные по назначению и образным характеристикам объекты мастера.


Небоскреб Swiss Re

В 2003 году в Лондоне вырос знаменитый «огурец» Нормана Фостера. За необычную форму он прозван в народе «корнишоном» (gherkin). Это одно из самых оригинальных современных зданий в мире. Небоскреб был построен для штаб-квартиры швейцарской страховой фирмы Swiss Reinsurance Company в Великобритании и известен как башня Swiss Re. Его высота около 180 м. В основу проекта легли принципы экологичности и рациональности как при строительстве, так и при эксплуатации здания.

Небоскреб удивляет своей необычной конструкцией. Он строился с учетом законов аэродинамики. Конструкция в форме боба устойчива к ветровым нагрузкам и, следовательно, снижает нагрузки на стены, освобождает большие пространства внутри здания и даже позволяет открывать окна. Кривизна спиралей, устремляющихся ввысь, придает небоскребу пространственную динамичность.

  1. Башня Коммерцбанка, Франкфурт-на-Майне (Германия), 1991-97гг.
  2. Millau Viaduct, Франция, 1993-2004 гг.
  3. The Sage Gateshead, Гейтсхед (Великобритания), 1997-2004 гг.
  4. EXPO Station, Сингапур, 1997-2000 гг.
  5. Интерьер City Hall, Лондон (Англия), 1998-2002 гг.
  6. City Hall, Лондон (Англия), 1998-2002 гг.
  7. SECC Conference Centre, Глазго (Шотландия), 1995-97 гг.

Мост Мийо. В 2004 году на юге Франции построен самый высокий в мире мост (2).
Расстояние от земли до дорожного полотна составляет в самой высокой точке 270 м. А одна из опор моста поднимается на 343 м. Французы гордятся тем, что новый мост длиннее Елисейских полей и выше Эйфелевой башни. Виадук Мийо - это совместный франко-британский проект.

На бетонных опорах закреплена система из 154 стальных тросов-вантов, поддержи-вающих полотно автомобильной дороги шириной 27,35 м. Мост обеспечил прямое автомобильное сообщение между Францией и Испанией.

Напротив Тауэра располагается 10-этажное pretty egg (5, 6)- высокотехнологичное, органичное, динамичное и монументальное здание мэрии Лондона - проект, призванный разрушить распространенный миф о «чопорных и консервативных лондонцах».

Концепцию здания автор определил как «образец демократичности, открытости, устойчивого развития и непрерывного движения вперед». Свое творение Фостер назвал «жизнеутверждающим зданием». А чрезмерно экстравагантную форму Фостер объяснил тем, что яйцо - это образ будущего и символ новой жизни.

  1. Международный аэропорт, Гонконг, 1992-1998 гг.
  2. Дворец Мира и Согласия (Palace of Peace and Reconciliation), Астана (Казахстан), 2006 г.
  3. Здание факультета права Кембриджского университета, Англия, 1990-95 гг.
  4. Купол Рейхстага, Берлин (Германия), 1999г.


Юридическая школа в Кембриджском университете (4) - самая большая в Великобритании. Новый четырехэтажный корпус здания факультета права с подземными аудиториями занимает 8,5 тысяч квадратных метров.

Фостер «вписывает» здание в гигантский полуцилиндрический объем, выполненный из треугольной стальной решетки. Традиционное место стен занимает рефлектирующая поверхность стекла. Она образует условную границу, отделяющую внутреннее пространство здания от внешнего мира.

Фостер - мастер самых новых и самых красивых реконструкций во всем мире. При реконструкции Рейхстага в Берлине (5) Фостер сохранил не самые политкорректные надписи русских солдат на стенах. Сейчас весь мир знает обновленное здание с прозрачной полусферой над залом заседаний, ставшей визитной карточкой нового Берлина. Купол, внутри которого проходит широкая лестница с перилами, стал своеобразной смотровой площадкой, с которой открывается панорама столицы Германии.

Люди, сидящие в ресторане под этим куполом, могут наблюдать заседание конгресса, что само по себе является метафорой прозрачности современной германской политики. Здание Рейхстага после реконструкции попало в Книгу рекордов Гиннесса.

комментарий

Глядя на работы Нормана Фостера, первое, что хочется сказать - «комментарии излишни». Ради диалога с человечеством люди стремятся к совершенству, добиваясь при этом краткости слов, точности действий, логики в поступках.
Такова, пожалуй, и архитектура Фостера: за кажущейся простотой и ясностью форм содержится глубина и, если хотите, жизненная мудрость и сила характера. По сути, все работы Фостера семантичны, так или иначе напоминают различные предметы и образы. Этот прием оправдан, так как он вызывает ассоциативный ряд у людей, наблюдающих за архитектурными объектами. Своего рода произведения изобразительного искусства или скульптура в архитектурном исполнении.
А когда на образ накладываются конструктивные решения, они придают лаконичной форме графическую эстетику. Ведь здание как архитектурный проект - это совокупность инженерных частей единого организма. Талант архитектора заключается в умении взрастить здоровый и красивый плод.
И еще одно достоинство Фостера в разработке объекта - он всегда точно улавливает атмосферу города и национальный характер той страны, в которой работает. Здания, построенные по всему миру, стоят в нужном месте в должном виде.

В своих проектах Фостер использует открытые эстетизированные пространственные конструкции, большие плоскости из стекла и металла, многофункциональность свободной планировки и изысканную деталировку. Даже принципиальные противники технологической образности подпадают под чары этого удивительного архитектора. Его архитектурные достоинства неоспоримы - эта новая по духу архитектура формально совершенна и рождает многообразные образные ассоциации.

Фостер увлечен идеей экологичности и очень внимателен к новациям в области энергосбережения. Для него экологический аспект архитектуры является едва ли не ключевым. Свои идеи архитектор стремится воплотить с максимальным использованием естественного света и воздуха, привлекая для этой цели самые смелые инженерные решения. «Почему мы постоянно вводим искусственный свет, когда можно проектировать здания, полные естественного света? Зачем нужны дорогостоящие системы кондиционирования там, где можно попросту открыть окно?».

Спроектированные им здания сами регулируют потоки воздуха и света, активно экономя энергию. Лорд Норман Фостер - не только главная звезда современной архитектуры, но одновременно и человек, стоящий над ней, переосмысливающий ее принципы. Отличие Фостера от прочих современных архитекторов в том, что он пытается строить надолго.

Сегодня Фостер работает в Лондоне, проживает во Франции и Швейцарии на виллах, которые спроектировал сам. Он имеет лицензию пилота, самостоятельно летает на личном реактивном самолете.



1. Al Raha Beach Road Development, Абу Даби, 2009 г.
Для возведения сооружения выбран один из богатейших районов города. Помимо экологичности и энер-госбережения, в этом проекте заложено много хитростей и новейших технологий. Сама форма постройки такова, что с южной стороны она будет освещаться естественным путём, а с других сторон - энергией, полученной с южной, находясь при этом в тени.
2. Хрустальный остров - проект культурно-делового центра. Предполагаемое место размещения - Москва, Нагатинская пойма, время завершения работ - 2014 год. Небоскрёб высотой 450 м будет иметь общую площадь внутренних помещений более 2,5 млн м2, что сделает его самым вместительным зданием на планете.
3. Beach Road, Сингапур, 2007 г.
Многофункциональный комплекс займет территорию целого квартала в центре города. В него войдут разнообразные общественные пространства и 4 расставленных попарно небоскреба.


Norman Foster

Британский архитектор, лауреат Императорской и Притцкеровской премий. Зарубежный почётный член Российской академии художеств.

б иография

Фостер родился в Манчестере (Англия), в семье, принадлежащей рабочему классу. Он был единственным ребенком в семье Роберта и Лилиан Фостеров. Отец работал маляром на вагоностроительном заводе Metropolitan-Vickers. Мать Нормана имела цыганские корни, работала на заводе. По воспоминаниям самого Фостера, у выходца из района, где он рос, “было столько же шансов попасть в университет, сколько стать Папой Римским”.

Норман учился на отлично в местной школе. Он рос замкнутым ребенком, его часто обижали сверстники. В детстве Норман увлекался техникой: паровозами и самолетами. За отличную успеваемость родители подарили ему книгу об архитектуре Фредерика Гибберда (Frederick Gibberd). Благодаря этой книге Норман познакомился с творениями ведущих архитекторов того времени: Фрэнка Ллойда Райта (Frank Lloyd Wright) и Ле Корбюзье (Le Corbusier). Мальчика заинтересовала архитектура и в поисках новых сведений он начал посещать местную библиотеку.

Покинув школу в 16 лет, он работал в офисе казначея Манчестера. Затем проходил службу в Королевских ВВС. После выпуска в 1956 году Фостер посещал Манчестерский университет градоустройства и архитектуры.

В 1956 году Фостер поступил на платное отделение Школы архитектуры и городского планирования Манчестерского университета (University of Manchester’s School of Architecture and City Planning). Чтобы оплатить учебу, Фостер работал мороженщиком и даже вышибалой в ночном клубе. Однако благодаря успехам в учебе и многочисленным призам за свои работы Фостер получил стипендию, которая дала ему возможность путешествовать и практиковаться за рубежом.

Два года учился в Школе архитектуры Йельского университета, где получил ученую степень магистра и встретил Ричарда Роджерса, вместе с которым создал «Бюро четверых».

Из недр этого учреждения вышел весьма широко распространившийся стиль «хай-тек», основа которого была заложена в постройках русского архитектора В. Г. Шухова в конце XIX века. Сам Фостер в интервью называет Шухова своим кумиром и широко использует в своём творчестве шуховские сетчатые оболочки.

В 1962 году Фостер вернулся в Великобританию и с Роджерсом, а также Джорджи Чизман и ее сестрой Венди (Georgie и Wendy Cheesman) создал архитектурную фирму “Team 4”. Фирма специализировалась на промышленном дизайне в стиле хай-тек.

После этого Фостер вместе с Венди Чизман, ставшей к тому времени его женой, основал фирму Foster Associates. С 1968 года Фостер сотрудничал с именитым американским архитектором Ричардом Бакминстером Фуллером (Richard Buckminster Fuller).

В 1990 году Фостер был возведен королевой Елизаветой II в рыцарское звание в 1997 году был награжден орденом “За заслуги” а в 1999 году стал пожизненным пэром, членом Палаты лордов. Титул Фостера – Лорд берега Темзы (Lord Foster of Thames Bank, Reddish). В Палате лордов Фостер не входит ни в правящую партию, ни в оппозицию.

Фуллер стал одним из основных учителей Фостера: по его совету начинающий архитектор начал при проектировании уделять внимание сохранению окружающей среды. Для создания покрытий Фостер использовал сетчатые оболочки – системы металлических стержней, перекрещивающихся в двух направлениях и образующих “мембрану”, при помощи которой можно создавать криволинейные поверхности и перекрывать пролеты шириной более 30-40 метров с минимальными затратами материалов.

П роекты

В 1990 году Foster Associates была переименована в Foster + Partners. Компания проектировала и реконструировала офисные, промышленные, жилые культурные и инфраструктурные объекты. В числе их работ реконструкция Рейхстага в Берлине (1999 год), центрального вокзала в Дрездене (2006 год), стадиона Уэмбли в Лондоне (2007 год). Фостер был проектировщиком вантового виадука Мийо во Франции (2004 год) и лондонского небоскреба Мэри-Экс (2004 год), который часто называли самым экологичным небоскребом.

Фостер также стал автором проекта терминалов аэропортов в Гонконге (1998 год) и Пекине (2008 год), причем последний считается самым большим в мире. Фостер был разработчиком проекта экологически чистого города будущего Масдар-сити в Абу-Даби. Однако часто критики называли его архитектурными решения банальными.

Фостер был разработчиком многих архитектурных проектов для СНГ. В столице Казахстана, Астане, был построен монумент со смотровой площадкой “Байтерек” (тополь) – сооружение высотой 105 метров в виде 300 тонного шара из стекла “хамелеон”, меняющего цвет в зависимости от времени суток, находящееся на пятистах стальных сваях; предполагалось, что оно станет символом столицы и страны.

Он был автором проекта Дворца мира и согласия в Астане. В России Фостер известен как автор проектов реконструкции гостиничного комплекса “Россия” и Пушкинского музея. Кроме того, Фостер был автором проекта превращения комплекса “Новая Голландия” в Санкт-Петербурге в культурно-развлекательный объект. Реконструкция “Новой Голландии” по проекту Фостера началась в 2006 году, причем в ее ходе, по мнению некоторых экспертов, была нарушена историческая застройка острова. Также он был автором проектов 612-метрового небоскреба “Башня Россия” на территории делового комплекса “Москва-Сити” и культурно-делового комплекса “Хрустальный остров” в Нагатинской пойме.

Б ашня Россия

Проект небоскрёба на территории 17 и 18 участков ММДЦ в Москве. Башня должна была бы стать самым высоким зданием в Москве и Европе, однако её строительство было отменено.

Общая площадь строения должна была составить 520,8 тыс. м? общей площади, из которых 320 тыс. м? - наземной. Высота «России» - 612 м, что должно было сделать её самым высоким сооружением, в первую очередь в Москве - проект на 71 метр превосходит Останкинскую телебашню, а также во всей Европе, и второй по высоте в мире. Этажность составляла 118 этажей: таким образом, «Россия» стала бы первой башней в России и Европе, превысившей барьер в сто этажей. Предполагалось разместить в башне 101 лифт и подземную парковку на 3680 автомобилей.

Х рустальный остров

Культурно-деловой центр, проект которого разрабатывался Норманом Фостером. Предполагаемым местом размещения была – Москва, Нагатинская пойма, изначально объявленным временем завершения работ – 2014 год. Небоскрёб высотой 450 м должен был иметь общую площадь внутренних помещений более 2,5 млн м?, что сделало бы его самым вместительным зданием на планете. Стоимость реализации проекта оценивалась в 4 млрд долларов, главным инвестором собиралась выступить компания Russian Land Шалвы Чигиринского.

14 декабря 2007 года предложение о размещении «Хрустального острова» в Нагатинской пойме было одобрено на заседании Общественного совета при мэре Москвы. С возражениями против строительства выступил только Алексей Клименко, вице-президент Академии художественной критики. По его мнению Хрустальный остров напоминает буддийскую ступу и чужд сложившемуся в Москве стилю застройки, поблизости от него находится Коломенское, восприятие которого может пострадать от изменения городской среды. Помимо этого, Нагатинская пойма является экологически опасным районом. После отставки Юрия Лужкова с поста мэра Москвы проект был предан забвению.

М иллениум

Пешеходный мост в Лондоне, пересекающий Темзу.

Название моста переводится с английского как Мост Тысячелетия, поскольку постройка этого сооружения была в ознаменование наступления третьего тысячелетия; мост стал одним из немногих масштабных сооружений, которые были построены в столице Англии в связи с празднованием Милленниума.

это подвесной мост из стали, предназначенный для пешеходов. Он соединяет Сити и Бэнксайд. Находится Millennium между железнодорожным понтоном Блэкфрайарс и виадуком Саусворк. Строить достопримечательность начали в 1998 году, а открытие ее состоялось летом 2000 года. Общая длина – 370 м.

С ити-холл

Здание в Лондоне, служащее резиденцией Администрации Большого Лондона. Совет Большого Лондона, упразднённый в 1986 г., располагался в Каунти-холле, что в Ламбете. Сити-холл – это здание городской мэрии, штаб-квартира администрации Большого Лондона.

Проект был выполнен в 1998, строительство сооружения заняло около 5 лет и обошлось в 65 миллионов фунтов.

Здание находится в Саутварке, недалеко от Тауэрского моста. В нём десять этажей, его высота - 45 м. Сити-холл наиболее известен своей необычной искривлённой формой, напоминающей нарезанное яйцо. У обоих мэров Лондона - Кена Ливингстона и Бориса Джонсона - она вызвала ассоциацию с формой половой железы. Фостер объяснял непривычный облик сооружения стремлением сократить его поверхность и за счёт этого сэкономить потребляемую энергию.

У Сити-холла нет главного фасада и «неважных» дворовых стен, а впечатление от его внешнего вида во многом зависит от погоды. Здание покрывают 3844 уникальные стеклянные панели. Ни одна из них не повторяет другую. Каждый лист вырезался лазером по специальному лекалу. Весь криволинейный объем строения плавно опоясывает полукилометровая галерея, с которой можно свободно лицезреть работу членов лондонского собрания. (Идея наблюдения за парламентариями была успешно обыграна еще в берлинском Рейхстаге. Другим вдохновившим архитектора на создание обводной галереи сооружением мог стать знаменитый Музей Соломона Гуггенхайма.) В верхней части Сити-холла автор спроектировал так называемую лондонскую гостиную - просторную площадку для выставок и встреч, которую иногда открывают для публики. Попасть сюда можно по изящной винтовой лестнице, пронизывающей наклоненное яйцо. С площадки открываются прекрасные панорамные виды на Тауэр, набережные Темзы и прочие красоты британской столицы.

Х ёрст-тауэр

Hearst Tower

Спроектированное Норманом Фостером здание на Манхэттене, рядом с площадью Колумба. В здании располагается штаб квартира «Hearst Corporation», которая объединяет множество печатных изданий и компаний, включая «Cosmopolitan», «Esquire» и «Сан-Франциско кроникл», «Marie Claire», «Harper’s Bazaar» и другие.

Р ейхстаг

Историческое здание в Берлине, где в 1894-1933 годах заседал одноимённый государственный орган Германии – рейхстаг Германской империи и рейхстаг Веймарской республики. В 1945 году в Советском Союзе здание германского парламента было объявлено главным символом фашистской Германии. Сталин приказал водрузить на нём Знамя Победы. С 1999 года в реконструированном здании рейхстага размещается бундестаг.

После воссоединения Германии 4 октября 1990 года, на следующий день после фактической даты объединения Германии в Рейхстаге состоялось первое заседание первого общегерманского Бундестага. 20 июня 1991 года бундестаг в Бонне 338 голосами против 320 принял решение о переезде в Берлин в здание Рейхстага. После проведения конкурса реконструкция Рейхстага была поручена английскому архитектору лорду Норману Фостеру. В мае 1995 года совет старейшин бундестага после продолжительных дебатов принял решение возвести современный стеклянный купол, внутри которого могли бы ходить люди.

Норману Фостеру удалось сохранить исторический вид здания рейхстага и одновременно создать помещение для современного парламента, открытого по отношению к внешнему миру. Здание разделено на уровни по принципу прозрачности и целесообразности. В подвале и на первом этаже размещены структуры парламентского секретариата, а также технические устройства и системы жизнеобеспечения. Выше находится пленарный уровень с большим залом заседаний, над которым располагается уровень для посетителей. Ещё выше находится уровень президиума, над ним находится фракционный уровень и, наконец, крыша-терраса и впечатляющий купол здания. Прозрачность здания обеспечивается современными строительными материалами: лёгкие стальные конструкции и большие застеклённые площади, декоративный бетон, матово-белый или бежевый природный камень придают массивному зданию серебристый оттенок. Для ориентации используется цветовая концепция датского художника Пера Арнольди: двери каждого уровня выкрашены в определённый цвет.

A lbion Riverside

Albion Riverside в Лондоне - комплекс жилых домов и офисов, который Фостер построил в 1990 году. Криволинейная часть дома - жилая. В?прямоугольном объеме на?дальнем плане находится офис архитектора. Расположен он на южном берегу Темзы в квартале Риверсайд, который Фостер же и построил. Место очаровательное: мощенные камнем набережные и переулки, зелень, скамейки, вода. И здания: чистые линии, много стекла, человеческого размера опоры. Удобные двери. Ничего навязчивого – очень приятное впечатление. Отличная городская архитектура.

T orre de Collserola

Был разработан архитектором сэром Норманом Фостером и испанскими инженерами Хулио Мартинес Calz?n и Мануэль-Жулия-Vilardell. Эта символичная башня была построена в 1991 году строительная компания Cubiertas г MZOV С. А. на 1992 летних Олимпийских играх.

D eutsche Bank Place

Небоскрёб, находящийся в городе Сидней, Австралия. Высота здания 239 метров, 39 этажей и это делает его одиннадцатым по высоте зданием Австралии. Сооружение было разработано архитектором Норманом Фостером из компании Foster and Partners. Строительство началось в 2002 и было завершено в 2005 году. Основной арендатор здания – Дойче Банк занимает 9 этажей и владеет правами на имя здания.

К оммерцбанк-Тауэр

Commerzbank Tower

Небоскрёб в центре Франкфурта-на-Майне. Построенный в 1997 году небоскрёб высотой 259 м, а вместе с антенной - почти 300 м, обогнал 257-метровый небоскрёб «Мессетурм», став самым высоким зданием Европы. Но в 2003 году он отдал свой титул зданиям «Триумф-Палас», а затем Башне на набережной в Москве.

Небоскрёб находится на площади Кайзерплац, в непосредственной близости от него расположены Eurotower - здание Европейского центрального банка, Майнтауэр, небоскрёб Dresdner Bank, Japan Center и небоскрёб Gallileo. Рядом расположен пятизвёздочный отель «Франкфуртер Хоф» (нем. Frankfurter Hof).

Согласно проекту, принятому в июне 1991 года, здание стоит на 111 сваях, ушедших на глубину 48,5 м, составляет 65 этажей (45 из которых - офисы) общей площадью 120 тыс. м? и общим объёмом помещений 538 000 м?. Здание весит 200 000 тонн, из них вес стальных конструкций - 18 800 тонн, что вдвое превышает вес Эйфелевой башни в Париже. Проект небоскрёба создан английским архитектором Норманом Фостером.

Источник-интернет

В современном мировом градостроительстве архитектор Фостер Норман высоко котируется как классик стиля хай-тек. Его архитектурной фирме Foster and partners доверяют наиболее концептуальные градообразующие проекты в странах на всех континентах.

Этот гражданин Британии является лауреатом наипрестижнейших в мире (аналога Нобелевской применительно к архитектуре) и Императорской (высшей в Британии). Германия наградила его своим высшим орденом в области культуры “За заслуги” за проект модернизации своего парламента. Он, создавший ряд проектов для Москва-Сити, также является почетным членом Академии художеств РФ.

Фостер Норман пришел к успеху исключительно благодаря своему таланту и целеустремленности.

Начало трудовой деятельности

Родился классик хайтека в 1935 году в Манчестере (Великобритания.) Отец будущего архитектора был рабочим на предприятии, изготавливающем паровые турбины и генераторы. Ввиду материальных трудностей семьи 16-летний парень был вынужден оставить школу и устроиться на работу в казначейство родного города. Отец Нормана мечтал о карьере служащего для своего сына. Помимо основной работы, юный Фостер также изучал торговое право. Впрочем, офисная работа вовсе не прельщала молодого парня.

Уже тогда, воодушевленный архитектурой Манчестера, Фостер Норман начал рисовать эскизы придуманных собой зданий. Один из коллег-клерков, увидев однажды эти рисунки, порекомендовал ему заняться архитектурой профессионально.

Однако претворению в жизнь мечты предшествовали сначала годичная срочная служба в Британских ВВС, а затем - два года различных неквалифицированных работ: в пекарне, на заводе, в мебельном магазине. Пройдя собеседование, Фостер Норман устроился на работу в отдел контрактов архитектурного агентства помощником руководителя. Выполняя коммерческую работу, он осознал, что для того, чтобы стать архитектором, обязательно нужно образование.

Образование

21-летнему парню далось пройти по конкурсу на соответствующий факультет Однако набранных баллов не хватило для получения гранта, дающего право учиться за казенный счет.

Поэтому Фостер Норман зарабатывал средства в оплату за учебу, трудясь по нескольку часов в день пекарем, продавцом и даже охранником в ночном клубе. Но полученное не полностью удовлетворяет профессиональные амбиции молодого архитектора. Его манит архитектура заокеанских монстров-небоскребов. Фостер Норман проходит курс обучения в американском Йельском университете. Окончив его, молодой специалист вместе со своим другом и однокашником Ричардом Роджерсом возвращаются в Британию, где регистрируют архитектурную мастерскую "Команда 4".

Рождение хай-тека

В первых их работах - проектированию жилых зданий, украшающих холмистый рельеф Корнуолла, и престижных лондонских апартаментов “Мьюс Хаус” - ощущается утонченная классическая архитектура.

Пребывая в творческом поиске, стремясь пространственно развить американские архитектурные идеи строительства, эта молодая команда создала новый стиль архитектуры - хай-тек. И конечно же, свою часть концептуальных идей нового направления сформулировал архитектор Норман Фостер. Его проекты того периода касаются в основном производственных зданий. Поворотным событием в его творчестве конструирования зданий стал проект 1966 г., разработанный для фабрики по производству компьютеров "Рилайенс Контролс".

Элегантная гармоничность решения, сдержанность и изящество конструкции этого сооружения заставили британцев говорить о новой звезде в области архитектуры. В нем автор творчески использовал эстетику профилированного металла, выполнявшего не только роль жестких диафрагм, но и оригинальных световых рефлекторов, сияющих благодаря вставленным в них флюоресцентным трубкам. Это здание было последним проектом “Команды четырех”, которое создал в содружестве с Ричардом Роджерсом архитектор Норман Фостер.

Фото сего творения убедительно свидетельствует о креативности ее проектировщиков, смело использующих в строительстве дотоле неслыханные материалы и конструкции, изобретающих оригинальные трактовки пространства внутренних объемов, создающих одновременно уникальные и ультрасовременные фасады зданий. Это не было работой ремесленников. Созданное архитекторами творение говорило само за себя: в мировой архитектуре родился новый стиль - хай-тек.

Своя компания, свои идеи

Очевидной для всех стала революция в принципах строительства зданий, которую инициировал Норман Фостер. Проекты хай-тек предполагают замену традиционных стоечно-балочных конструктивных систем на выразительные большепролетные “парящие” секционные конструкции. Их отличает поражающее воображение зеркальное остекление фасадов и, конечно же, новые принципы в разводке коммуникаций. Внешне такая архитектура создает иллюзию сюрреалистичности.

В 1967 году архитектор основывает свою частную фирму “Фостер и партнеры”, в которой до 1983 года (до смерти компаньона) работает в содружестве с Бакминстером Фуллером. Новый напарник Фостера прославился в архитектуре созданием своего ноу-хау: большепролетных легких куполов, перекрывающих большие городские пространства и создающих возможности для локализации отдельных многоцелевых пространств с автономно-поддерживаемым микроклиматом.

Хай-тек, приобретший большую выразительность благодаря законченности, подчеркнутой изящным куполом, нашел свое выражение в лондонских доках и пассажирском вокзале “Фред Олсен центр” (1967 г.), в здании компании “Вилли Фабер и Дьюма” (Ипсвич, 1974 г.)

Следующим этапным зданием, которое принесло архитектору мировую известность, стал Сайнсбери-центр, построенный в Восточной Британии в 1977 г. при университете. Замысел Фостера - объединить под одной крышей совершенно разные по своей функциональности помещения: музей, ресторан, сам университет, зимний сад удалась на славу.

Пожалуй, с этого временного рубежа компании меняется. По заказам богатых частных инвесторов начинает разрабатывать Норман Фостер проекты. 10 лучших из них мы представим в данной статье. Здания, в создание которых он вложил свой талант и душу, ныне являются неотъемлемой частью городского ландшафта многих городов. Итак, начнем нашу виртуальную экскурсию.

Лондон: здание-огурец

Нетипичная архитектура, которую сами лондонцы с долей юмора называют “эротическим огурцом” или “сексапильной сигарой”. Однако гораздо чаще сорокаэтажное здание штаб-квартиры швейцарской страховой компании Swiss Re, кстати, одной из самых крупных в мире, называют “корнишоном” (The Gherkin).

Она вовсе не нарушила, как этого опасались, архитектурный облик столицы Британии, идеально вписавшись в него. Здесь работают тысячи офисных сотрудников. Рестораны и бары находятся на верхнем этаже творения британца.

Нью-Йорк: башня Хорста

Медиаимперия корпорации Hearst в городе, который местные жители называют “большим яблоком”, также получила подарок от Фостера. Проект архитектора предполагал творческую доработку местного долгостроя.

Ввиду наступившей в 30-е годы великой депрессии американцы заморозили, а потом и прекратили строительство классического балочного небоскреба, ограничившись заложенным фундаментом и низшими этажами.

Над ними Норман Востер воздвигнул сверкающую стеклянными панелями трехугольную эргономичную башню с гигантскими окнами из бронированного стекла, в которой нынче трудятся сотрудники известных издательств Cosmopoltan” и Esquire. Ноу-хау архитектора заключается в экологичности здания: обдувающие его естественные воздушные потоки используются для его же вентиляции, а дождевая вода, упавшая на крышу, - для системы кондиционирования и для полива растений.

Франция: мост “Виадук Вийо”

Этим сооружением, превышающим по высоте знаменитую Эйфелеву башню, пополнил свои Норман Фостер проекты (10 лучших). Фото этого моста через реку Тарн, протянувшегося от Южной Франции до Испании, отражает уникальность творческого замысла.

Мост между государствами поражает семью высоченными опорами, километрами полотна дороги, вантами с тройным антикоррозионным покрытием. Он не только разгрузил страдающую от постоянных пробок трассу А-75, но и привлек к себе многих туристов, став известной архитектурной достопримечательностью Франции.

Лондон: стадион “Уэмбли”

Самый большой на сегодняшний день стадион в мире, к созданию современного облика которого приложил свою руку Норман Фостер, принял первых зрителей в 2007 году. Легендарная арена страны-родины футбола в своем современном обличии принимает до 90 тысяч зрителей! Архитектором элегантно предупреждена возможность возникновения давки (обычно происходящей на входе и выходе на территорию стадионов.) Люди на трибуны попадают с помощью эскалаторов, имеющих общую длину 400 метров. Главной особенностью проекта является ажурная арка длиной 130 метров, поддерживающая раздвижную крышу спортивного сооружения. Светящаяся арка в ночное время заметна со всех уголков Лондона.

Подобная конструкция крыши важна для ухода за газоном. Благодаря естественному солнечному освещению достигается надлежащий уход за газоном стадиона.

Германия. Берлин. Рейхстаг

В это здание, без преувеличения, стремятся попасть все гости Берлина. Бывший Рейхстаг, который нынче называют Бундестагом, кроме исторической достопримечательности, превратился в чудо хай-тека. Выигравший в 90-е годы конкурс на его реконструкцию Норман Фостер не только снабдил здание федерального собрания (Бундестаг) стеклянным куполом, обеспечивающим 360-градусный обзор города - сердца Германии, но и произвел принципиальную перепланировку его внутреннего объема.

Под оставшейся без изменений внешней оболочкой здания архитектором создана уникальная хайтековская внутренняя среда. Это достигнуто с помощью современных панелей и стальных конструкций. Светлый природный камень и декоративный бетон придают современным помещениям Бундестага одновременно и величественный, и эргономичный вид.

Казахстан. Астана. “Хан-Шатыр”

Как вы думаете, какой архитектор воздвиг наибольший шатер в мире? Вопрос риторический. Здание охватывает просто гигантскую 10 футбольных полей. Его уникальная крыша намеренно оформлена в виде специфического наклонного конуса. Ее уникальность - в асимметрии (заимствованная архитектором идея стиля модерн). Тысячи тросов, жестко скрепляющих ее, во время строительства башни одновременно крепили 650 промышленных альпинистов. Уже само строительство здания походило на шоу!

Внутри же этого достойного хайтековского сооружения находится крупнейший в Казахстане торгово-развлекательный центр с десятками ресторанов, магазинов и супермаркетов, клубов, кинотеатров.

Однако визитной карточкой “Хан-Шатыра” является уникальный для степной страны внутренний бассейн с пляжем (в песчаном покрытии которого использован знаменитый белый вулканический песок с Мальдивских островов.)

Британия. Лондон. Аэропорт “Станстед”

В проектировании этого здания, построенного в 50-километровом отдалении от Лондона, лорд Фостер опять был оригинален. Он изначально отбросил все классические каноны строительства подобных сооружений.

Его главный принцип творчества - сложная простота - опять проявился в полной мере. Уникальная зеркальная крыша терминала, поддерживаемая каркасом из секций труб, контурами напоминающими перевернутые пирамиды, защищает ожидающих от природных осадков. К этому навесу примыкает современное здание аэропорта, напоминающее огромный стеклянный хайтековский куб.

Британия. Бостон. Музей изящных искусств

Растущее количество экспонатов этого крупнейшего в Британии музея создало проблему. Перестало хватать имеющихся помещений для их размещения. На помощь кликнули барона Фостера. В данном случае он, не внося изменения в уже имеющиеся основные фонды музея, возвел современный просторный четырехэтажный корпус, в который переехала вся экспозиция американского искусства. Проблема помещений для музея на долгие годы была разрешена.

Германия. Франкфурт. “Коммерцбанк-Тауэр”

Для Франкфурта это здание имеет архитектурное значение, аналогичное лондонскому Тауэру или башне Эйфеля для Парижа. Попросту говоря, это визитная карточка города. Трехгранный уникальный небоскреб реализовал концепцию европейского экологического здания. Внутри его на уровне четырех этажей спиралью высажены уникальные сады: средиземноморский, североамериканский, азиатский. Люди, пребывающие в здании, находятся в уникальной хайтековско-природной среде.

Жить будущим

Безусловно, одним из наиболее интересных архитекторов современности является Норман Фостер. Проекты, планы британского маэстро от архитектуры опережают время. Он является новатором и революционером в формировании архитектурного облика мегаполисов по всему земному шару. Архитектурная компания “Фостер и партнеры” постоянно строит знаковые и уникальные здания в Европе, в Новом Свете, в Азии. Характерно, что они после своего возведения задают планку высоты уровня архитектуры, становятся точками развития современного строительства городов и регионов.

Он гениален. Его строения уместны в самых различных контекстах: будь это модернизация правительственного здания или реновация производственного корпуса, построение концептуального торгово-развлекательного комплекса или же целевого объекта городской инфраструктуры: моста или же аэропорта.

На сегодняшний день он реализовал проекты в 22 странах. Как главный менеджер своей успешной компании, на много лет вперед планирует свою работу Норман Фостер.

Проекты в России - не самое его прибыльное предприятие, однако оно показательно. Дело в том, что, сперва решившись на сотрудничество с мэтром, правительство Москвы далее пошло путем отсрочек реального воплощения проектов. Речь идет о проекте небоскреба «Россия» высотой 612 метров на территории Московского международного делового центра ”Москва-Сити”. Это здание в 118 этажей, после своего возведения, стало бы самым высоким в Европе. Впечатляет объем застройки, который планировался на площади в 520,8 тысяч квадратных метров. Строительство было начато в 2007 году. Однако уже в следующем из проекта исключили главного инвестора - компанию Шалвы Чигиринского, испытывавшего финансовые трудности. Затем в адрес компани “Фостер и партнеры” поступило предложение уменьшить высоту здания в три раза. Мотивацией послужила ограниченность в средствах правительства Москвы в условиях кризиса. Затем в марте 2012 года планируемую высоту башни установили на уровне 360 метров. И, наконец, от проекта вовсе отказались. Нынче на площади строительства строится принципиально иное сооружение.

Заключение

Нынче он считается архитектором № 1 в мире. В его компании на постоянной основе работают 500 специалистов, и еще 100 он ежегодно нанимает по договору. Секрет успеха маэстро от архитектуры - в личной креативности, а также в мощном ядре его команды, в которое входят люди с мировым именем: Дэвид Нельсон и Спенсер де Грей.

Выходцу из постой рабочей семьи посчастливилось в полной мере реализовать свой огромный творческий потенциал. Ему удалось убедить в верности своих архитектурных идей Британию, а затем и весь остальной мир. Архитектор Фостер Норман активно воплощает в жизнь городов и стран созданный им же самим архитектурный стиль. Несмотря на почтенный возраст (барону-архитектору 80 лет), он не уходит в тень, продолжая опережать по рейтингу всех современных архитекторов стиля хай-тек.