Новые разработки уроков музыки. Открытый урок преподавателя дши



Открытый урок преподавателя ДШИ им. А.А. Пантыкина Швецовой М.Н.

Дата проведения: 18.11.2012

Присутствовали: Дерябина Т.В., Закирова Г.Г.. Иванова И.Анатол.

Тема урока: Развитие технических навыков в начальный период обучения на примере гамм и других элементов техники.

Методическое сопровождение урока:

    Г.М. Цыпин, Обучение игре на фортепиано, М., Просвещение, 1984

    С.Е. Фейнберг, Пианизм как искусство, М., Классика-XXI, 2003

    Конрад Вольф, Уроки Шнабеля. М, Классика - XXI. 2006

    И. Гофман, Фортепианная игра. Ответы на вопросы о фортепианной игра, М., Классика-XXI. 2002

    С.В. Грохотов. Как научить играть на рояле. Первые шаги, М.. Классика - XXI,

2005

Цель урока: Создание условий для успешного освоения гамм и других элементов техники.

Задачи:

    Обеспечить психологическое благополучие ученицы на занятии, способствующее лучшему восприятию материала.

    Использовать различные упражнения для освоения гамм, аккордов и арпеджио.

    Добиваться качественного исполнения гамм и других элементов техники.

    Побуждать ученицу к размышлениям, самоконтролю и самоанализу.

План урока

    Методическое сообщение

    Работа над гаммой До мажор. аккордами и арпеджио.

    Работа над гаммами

    Освоение упражнений на легато.

    Освоение упражнений на подкладывание первого пальца

    Игра гаммы отдельно каждой рукой и двумя руками в расходящемся движении от одного звука.

    Работа над аккордами

    Освоение упражнений на опору пальцев.

    Игра аккордов отдельно каждой рукой па две октавы.

    .

    Освоение упражнений на легато по три звука.

    Освоение упражнений на легато по четыре звука.

    Игра арпеджио по три звука отдельно каждой рукой на две октавы.

    Игра арпеджио по четыре звука отдельно каждой рукой на две октавы.

    Работа над длинными арпеджио.

    Освоение упражнения на подкладывание первого пальца.

    Освоение упражнения па позиционную игру.

    Игра арпеджио отдельно каждой рукой на две октавы.

III Итог всей работы: Сыграть гамму До мажор на две октавы отдельно каждой рукой, двумя руками в расходящемся движении от одного звука, аккорды на две октавы отдельно каждой рукой; короткие арпеджио на две октавы отдельно каждой рукой; длинные арпеджио на две октавы отдельно каждой рукой.

Наши руки построены не параллельно, а симметрично, поэтому даже подвинутому пианисту трудно играть правой и левой рукой одно и то же через октаву или две - следовательно, начинать играть гамму в прямом движении нецелесообразно. Когда учим гамму, надо играть каждой рукой отдельно, причем правой начинать снизу вверх, а левой рукой сверху вниз. Играя двумя руками, надо начинать в противоположном движении раньше, чем в прямом. В этом большой трудности для ученика не будет, так как он начал играть гамму, когда звуки из которых она состоит, были усвоены раньше.

Играть гамму следует в умеренном темпе, так как только тогда возможен контроль за legato . Всегда приготовленные пальцы, внятное произношение и грамотное подкладывание первого пальца. Для уверенного исполнения гаммы следует обратить внимание на то, что четвертый палец всегда имеет свое место. Каждый раз, задавая гамму, преподаватель определяет положение четвертого пальца в правой и левой руках. Внимательное отношение к аппликатуре воспитывает аккуратность, точность в исполнении.

Работая над мажорной гаммой, параллельно начинать осваивать аккорды и арпеджио. Это необходимые элементы техники, которые развивают устойчивость, хорошую опору в пальцах, позиционную игру, расположение пальцев в тоническом трезвучии и его обращениях. Ученик начинает слышать сначала двухголосие (терции тонического трезвучия 1-3 пальцами, 3-5 пальцами), затем трехголосие (аккорды тонического трезвучия 1-3-5 пальцами). Часто плохо прослушивается в аккордах верхний голос. Для этого вес руки нужно направить к 5 и., наклонив к нему кисть. После освоения аккордов тонического трезвучия включить в работу его обращения. Затем играть короткими и длинными арпеджио.

Начиная работу над гаммами и другими элементами техники, ученик сталкивается со сложностью в подкладывании первого пальца. Часто ученик напрягает первый палец или неудачно приспосабливается к его подкладыванию. Опоздание на клавишу или резкое нажатие на нее приводит к неровной игре гамм. Также сложность вызывает исполнение на легато, в гамме и арпеджио, выравнивание голосов аккорда, игра с опорой, ведение мелодической линии.

Поэтому необходимо разработать упражнения в помощь ученику. ,

    Упражнение должно соответствовать поставленной задаче. Оно нужно для преодоления встретившейся трудности.

    Упражнение должно быть легче и проще, чем преодолеваемая трудность.

    Целесообразно делать упражнение максимально коротким.

    Правильно организованное упражнение достигает результатов в короткий срок.

В упражнении следует облегчать преодолеваемую трудность. Цель должна стать

легко достижимой. Нужно разработать такие упражнения, которые безукоризненно удаются.

Содержание урока

II Работа над гаммами, аккордами и арпеджио с ученицей первого класса Щукиной Катей.

1. Работа над гаммами

    Отрабо тать лега тов упражнени ях:

а) Играть и петь со словами последовательности из двух звуков, трех звуков и

пятипальцевые, правой рукой, затем левой рукой.

б) Усложнить пятипальцевые упражнения.

    От работать подк ладывание первого пальца:

а) На крышке инструмента: положить руку и «подводить» свободный первый

палец ко второму, третьему, четвертому и пятому пальцам правой и левой руки.

б) На клавиатуре: Опираться на пятый палец, а закругленным первым свободно «шагать» по клавишам. При гибкой кисти, очень легкие восьмушки, которые звучат на фоне долгого звука, (см. Приложение)

в) Упражнение «Капельки»: Опираться на третий палец в ноту до диез, затем фа диез, а первым пальцем легко на стаккато играть каждую восьмушку чередуя звуки ниже - выше. (см. Приложение)

г) Упражнение на подкладывание по черным клавишам: Сначала обыграть группу из двух, затем из трех черных клавиш. Каждое звено повторить несколько раз в разных октавах правой и левой руками. Вовремя подводить под ладонь первый палец, помогая кистью двигаться в нужную сторону. Слушать ровность мелодической линии, (см. Приложение)

д) Упражнение на подкладывание по белым клавишам: от каждой ступени гаммы играть пять нот по порядку правой рукой вверх, а левой рукой вниз, подкладывая первый палец после третьего. Контролировать ясность произношения и ровность мелодической линии, (см. Приложение)

    Сыграть гамму До мажор правой рукой на одну октаву, затем на две октавы. Так же левой рукой. В расходящемся движении от одного звука «до» на одну, затем на две октавы. Контролировать ровность звучания при подкладывании первого пальца, развитие мелодической линии, соединение звуков на легато.

    Работа над аккордами

    Отработать опо ру пальцев в упражнениях.

а) Играть терции тонического трезвучия первым - третьим пальцами, третьим - пятым пальцами в разных октавах правой, затем левой рукой.

б) Играть квинты первым - пятым пальцами в разных октавах правой рукой, затем левой рукой.

    Подготов ить аккорд, слушать голоса в упражнениях

а) Ученице сыграть терции тонического трезвучия первым-третьим пальцами, третьим - пятым пальцами.

б) Играть квинты первым-пятым пальцами в разных октавах отдельно каждой рукой. Слушать и петь голоса.

в) Играть аккорд. Преподаватель нижний и средний голос, ученик - верхний и наоборот.

г) Сыграть тоническое трезвучие первым-третьим-пятым пальцами поочередно с задержанием каждых звуков. Вслушиваться в звучание голосов. Сыграть аккорды в разных октавах. Далее осваивать обращения тонического трезвучия, запоминая аппликатуру.

    Сыграть аккорды: тоническое трезвучие с обращениями отдельно каждой рукой на две октавы. Контролировать звучание всех голосов аккорда.

    Работа над короткими арпеджио

    Отрабо тать легато в упражнениях:

а) Играть арпеджио по три звука. Рука «дышит» после каждого звена

б) Играть арпеджио по три звука объединяющим движением кисти от первого пальца к пятому пальцу. Вести мелодическую линию вверх, затем вниз. (См. Приложение)

в) Играть арпеджио по четыре звука, снимая руку после каждого звена.

г) Играть арпеджио с легкими акцентами по три звука, чтобы снять ударения с первого пальца. (См. Приложение)

    Сыграть короткие арпеджио по четыре звука отдельно каждой рукой на две октавы. Контролировать ровность звучания, соединение на легато.

I. Техника - это общее понятие, включающее гаммы, арпеджио, аккорды, двойные ноты, октавы, всевозможные туше, legato , staccato , а также динамические оттенки. Все это необходимо для формирования законченной техники.

Вся техника классического периода, да и романтиков насыщена гаммообразными последовательностями или отдельными ее видами, а также арпеджио. К этому нужно быть заранее подготовленным. Учащиеся, не прошедшие школу гамм, будут заметно отставать в техническом развитии. Без сознательного и целенаправленного развития техники невозможно достигнуть каких-либо результатов в искусстве игры на фортепиано. Поэтому формированием технических умений и навыков у учащихся - пианистов нужно заниматься уже на начальном этапе обучения.

Одна из важнейших задач - это выработка у ученика пространственной точности пальцевого аппарата, то есть умения безошибочно, чисто и точно попадать пальцами на нужные клавиши. Часто приходится наблюдать случаи неаккуратной, как говорят «грязной игры». Поэтому преподаватель должен прежде всего не допускать в игре ученика никаких неточностей.

Работа над техникой должна вестись систематически. Уже в начальный период обучения ученик знакомится с различными видами упражнений, которые постепенно развивают у него разносторонне технические навыки.

Сначала это цикл упражнений на non legato . Здесь воспитывается хорошее ощущение клавиатуры, усваиваются правильные движения, устойчивость пальцев, а главное - ученик постепенно привыкает контролировать слухом звучание каждой нажатой клавиши.

Постепенно задания усложняются и упражнения на non legato сменяются упражнениями на legato . Главная задача на этом этапе - умение плавно соединять звуки, добиваться слышимого legato .

Начинать следует с соединения двух звуков 2-3 п.. 3-4 п.. 1-2 п., 4-5 п. затем трех звуков 2-3-4 п., 1-2-3 п., 3-4-5 п.

Такие упражнения мои ученики играют и поют со словами.

Заключительное упражнение на legato - пятипальцевые последовательности. Они являются основой для того, чтобы начать изучение гамм. Освоив пяти пальцевые упражнения, ученик научится точно ставить пальцы в клавиши, соединять на легато звуки, вести мелодическую линию.

Гаммы - следующий этап работы над упражнениями. Здесь закрепляются и развиваются навыки игры legato , вырабатывается плавность и ровность мелодической линии, развивается пальцевая беглость, ученик постепенно начинает знакомиться с основными закономерностями аппликатуры, техническими формулами и т.д.

Гаммы надо начинать играть только тогда, когда ученик уже превосходно знает их, так что может спеть голосом. Не задумываясь, может от каждой ноты построить любую гамму на клавиатуре одним пальцем. Только тогда, когда он знает гаммы, можно начинать играть их.

Обычно начинают с До-мажорной гаммы, потом играют Соль-мажорную и продолжают так. прибавляя по одному знаку. В пианистическом отношении ученику гораздо легче играть гамму с черными клавишами, так как это способствует удобному расположению на клавиатуре («длинные» пальцы на черных клавишах). В этом случае рука лежит естественно.

Но часто начинают изучать гаммы в порядке квинтового круга. Усвоить гамму До мажор легче, чем гамму со многими диезами. Лучше начать играть гамму первым и вторым или первым и третьим пальцами, держа руку ближе к черным клавишам, чтобы ученику не приходилось ерзать рукой. Когда он довольно свободно в умеренном темпе двумя пальцами будет играть любую из мажорных гамм, можно начать постепенно применять обычную более сложную аппликатуру. Освоив мажорную гамму, отдельно каждой рукой, включить в работу исполнение двумя руками.

    Работа над длинными арпеджио

    Отработать подкладывани е первого пальца.

а) Играть на legato поочередно звуки тонического трезвучия в первой и второй октавах первым-третьим пальцами (до-соль-до), подкладывая первый палец под ладонь отдельно каждой рукой.

б) Играть на legato поочередно звуки тонического квартсекстаккорда в первой и второй октавах первым-четвертыми пальцами, подкладывая первый палец рукой под ладонь отдельно каждой рукой

    Отрабо тать позиционную игру в упражнен иях:

а) Играть с задержанием звука «до» первым пальцем. Точно попадать в следующий звук «до» первым пальцем. Быстро переность кисть руки ближе к клавиатуре.

б) Переводить руки из позиции в позицию, подводя первый палец под ладонь сначала к третьему, затем к четвертому пальцам.

в) Показать прием «скольжения» с позиции на позицию без соблюдения legato в момент перехода от третьего или четвертого пальцев к первому (позиционная игра).

    Сыграть длинные арпеджио отдельно каждой рукой на две октавы. Контролировать ровность звучания при подкладывании первого пальца, развитие мелодической линии, соединение звуков на легато.

    Итог всей работы : Сыграть гамму До мажор на две октавы отдельно каждой рукой, двумя руками в расходящемся движении от одного звука, аккорды на две октавы отдельно каждой рукой; короткие арпеджио на две октавы отдельно каждой рукой; длинные арпеджио на две октавы отдельно каждой рукой.

Отзыв об открытом уроке
преподавателя ДШИ Швецовой М.Н.

Дата проведения урока: 18.11.2009 г.

Урок проводился с ученицей первого класса Щукиной Катей.

Урок, проводимый преподавателем Швецовой М.Н., был достаточно хорошо организован и спланирован. Преподаватель четко соблюдал намеченный план урока; ясно сформулировал цель урока, задачи; хорошо владеет материалом урока, что подтверждает методическим сообщением.

Для раскрытия темы занятия преподавателем был подобран необходимый материал. Преподаватель четко разъяснял необходимость каждого задания. Подобраны разнообразные упражнения для подготовки к исполнению гамм.

М.Н.Швецова на уроке стимулирует ученика, в меру поощряет и подбадривает, использует метод личного показа, помогает, подсказывает, как справиться с возникшими трудностями.

Развитие технических навыков, в период начального обучения, вырабатывает у учащегося настойчивость, трудолюбие, решительность, желание добиваться намеченных целей.

Иванова И. А.


Навыки, приобретенные на уроке, а так же развитие их в процессе последующих занятий, необходимы для технического роста ученика, успешного исполнения им концертной программы.

ОТЗЫВ ОБ УРОКЕ

Тема урока «Развитие технических навыков в начальный период обучения на примере гамм и других элементов техники», раскрыта достаточно полно. Цели и задачи урока достигнуты через смену видов деятельности и смену заданий.

Педагог в своей работе с ученицей использует много подготовительных игровых упражнений, творчески подходит к заданиям. В ходе урока было заслушено обширное методическое сообщение, показана поэтапно работа с ученицей подготовительного класса над гаммой До мажор, аккордами, арпеджио длинными и короткими. Использовалось много наглядных материалов. Тон учителя доброжелательный, спокойный, что способствует активному участию ученицы в процессе обучения.

Обучающую, развивающую и воспитательную цели, поставленные на этом уроке, педагог выполнил.

Преподаватель

Закирова Г.Г.

Игру "Крестики-нолики" можно использовать на уроке музыки в качестве обобщающего урока,закрепления музыкального материала, на внеклассных мероприятиях.Игра развивает кругозор, музыкальную память,воображение.К игре прилагается инструкция по работе с презентацией.Интерактивная игра создана в программе Microsoft PowerPoint.

Ко Дню рождения композитора
Цель:Открыть выразительные средства музыкальных и живописных образов посредством музыки Модеста Петровича Мусоргского.
Задачи:1.Воспитательная: Вызвать эмоциональный отклик на музыку.Почувствоватьи попытаться понять, что так заинтересовало М. Мусоргского в творчестве Виктора Гартмана. 2.Образовательная: Познакомить с пьесами из фортепианной сюиты«Картинки с выставки». Определить средства музыкальной выразительности.
3.Развивающая^ Развивать умение анализировать музыкальные произведения, сопоставлять средства выразительности с содержанием произведений.4.Создание макета одного из образов сюиты.

Целевая аудитория: для 5 класса

Конспект и презентация "В гостях у народных музыкантов" подготовлены для урока музыки в 1 классе, 3 четверти. Материал посвящен творчеству бродячих музыкантов, артистов - скоморохов. УМК "Планета знаний", 1 класс, Т.И.Бакланова

Целевая аудитория: для 1 класса

Урок по теме "Народные традиции и обряды. Масленица" разработан для учащихся 4-х классов по программе Е.Д.Критской. При сокращении информативной части может с успехом использоваться при проведении урока в 3 классе. Также может быть проведен урок-праздник, если добавить народные костюмы и больше песенного материала. К сожалению, с музыкальными файлами урок не загружается на сайт.

Целевая аудитория: для 4 класса

Урок обобщения и систематизации знаний для 6 класса по теме "История возникновения музыкальных инструментов". Проводится в форме игры между командами, на которые делится класс. Способствует формированию познавательности и коммуникативности у детей.

Целевая аудитория: для 6 класса

Урок направлен на формирование представления обучающихся об интонационной природе музыки, изобразительности и выразительности, создающих музыкальный образ. Одновременно на разных этапах урока продолжается работа по планомерному развитию музыкального слуха обучающихся (звуковысотного, тембрального, метроритмического). В ходе урока используются приёмы из авторской методики музыкально-певческого воспитания Д.Огороднова.

Целевая аудитория: для 1 класса

Разработка "Опера: Руслан и Людмила" включает в себя конспект урока и презентацию.
Цели и задачи:
1.воспитание уважения к музыке как явлению жизни;уточнение понятия «музыкальная драматургия» и его зависимости от замысла композитора на примере музыки М.И. Глинки.
2. знакомство с понятием «сонатная форма» и его структурой
3. формирование умения осознанно слушать музыку, опираясь на жизненный опыт и ранее полученные знания;
4.развитие речи, образного и ассоциативного мышления детей,
Тип урока:знакомство с оперой «Руслан и Людмила М.И.Глинки».

Целевая аудитория: для 3 класса

План - конспект открытого урока

по специальности «фортепиано» с ученицей 1-го года обучения

Выполнила: Ильина Ирина Ивановна

преподаватель по классу фортепиано

МБОУДОД «Школы искусств п. Н. Лапсары г. Чебоксары

Тема урока :

« Освоение средств музыкальной выразительности на начальном этапе обучения »

Тип урока: комбинированный

Цель урока: закрепление понятия средств музыкальной выразительности на материале изучаемых произведений.

Задачи урока:

Образовательные:

Закрепить изученные теоретические знания (штрихи, лад, темп, ритм, мелодия, динамика),

Продолжить формирование практических навыков (игра штрихами legato, staccato; работа с динамическими оттенками, исполнение произведения в заданном темпе);

Развивающие :

Развитие слуха,

Координация движений,

Активизировать образное музыкальное мышление через различные виды деятельности. Воспитывающие:

Воспитывать любовь к музыке,

Воспитывать эстетический вкус,

Воспитывать усидчивость, собранность.

Методические приемы:

Словесный, наглядный, практический;

Активизация слуха, обращение к музыкальному восприятию ученика;

Прямая и наводящая формы воздействия.

Развитие мышления

Оборудование : фортепиано, 2 стула, таблица «средства музыкальной выразительности». Рисунки, картинки, нотные пособия. Портрет К.Рейнеке и А. Пушкина. Ноутбук

Применение педагогических технологий :

Здоровьесберегающая:

Развиваются мышцы пальцев, что положительно влияет на память, которая будет интенсивнее развиваться..

Рациональная организация урока: физкультминутка, включение игровых моментов, гимнастика для глаз, упражнения на расслабление мышц, упражнение «Радуга» и «Говорящие пальцы»

Чередование различных видов учебной деятельности (игра гамм, упражнений сменяется повторением выученных пьес и слушание музыки).

Предварительная подготовка:

Разучивание музыкальных произведений;

Работа над гаммой

Репертуарный план урока :

1. Гамма До мажор

2.М. Крутицкий «Зима»

3. К. Рейнеке «Скерцино»

4.Д. Кабалевский «Клоуны» (прослушивание)

5.П. И. Чайковский «Старинная Французская песенка» (прослушивание)

6. Г. Галынин пьесы из цикла «В зоопарке» (прослушивание)

План урока:

1.Организационный момент

2.Разминка. Упражнения, направленные свободу двигательного аппарата, пальчиковая гимнастика

3. Работа с музыкальным материалом

4.Закрепление пройденного материала – выразительные средства в музыке - с использованием игровой технологии (игра по карточкам, рисунки, картинки)

5. Итог урока

6. Домашнее задание

Ход урока:

1 . Организационный момент . Приветствие. Озвучивание темы урока, задач. Посадка за инструментом

2. Разминка .

Упражнение «Радуга»

Дуговые упражнения над клавиатурой с последующими погружениями в нее. Упражнение вырабатывает свободную ориентировку на клавиатуре и мускульное ощущение расстояния. Руки переносятся дуговым движением свободно и плавно. Можно представить себе, как прозрачная капелька катится по радуге вниз и звонко падает в глубокое озеро.

Нарисуй ее над клавиатурой, а концы радуги пусть звучат, приговаривая:

Ой ты, радуга-дуга

Под тобой лежат луга.

В небе ты повисла, словно коромысло.

Я красивую такую

В пол минуты нарисую.

Сначала рисуй правой рукой, потом левой. А теперь попробуем вместе двумя руками. Дома повторяй это упражнение.

Упражнение «Говорящие пальцы».

Запомни стишок:

Фокус-покус, трали-вали,

Едет мышь на самосвале.

Ты чего же, это, мышь,

Сверху вниз на нас глядишь?

Кыш! Кыш! Кыш!

Проговори – простучи стишок такими пальцами:

1 1 2 2 1 1 3 3

1 1 4 4 1 1 5 5

1 1 2 2 1 1 3

1 1 4 4 1 1 5

Пальчиковая игра: « Волшебный платок»


Педагог:

У меня живет проглот –
Весь платок он скушал, вот!
Сразу стало у проглота
Брюшко, как у бегемота!
Берём небольшой платок за уголок и целиком вбираем его в ладонь, используя пальцы только одной руки. Другая рука не помогает. Сначала одной рукой, потом другой.

Далее проверяем знание ученицей гаммы “До мажор” каждой рукой отдельно в 2 октавы в прямом движении и двумя руками в расходящемся движении. Затем разнообразим игру гаммы с подтекстовками и в разных темпах: “Гамму я играю громко и играю хорошо”, “А теперь играю быстро – получу оценку “пять”. Сыграть гамму 1-ым и 2-ым пальцем (упражнение на подкладывание первого пальца) .

3 . Работа с музыкальным материалом .

Педагог: Какое произведение ты нам сейчас исполнишь?

Ученица: М. Крутицкий «Зима»

Педагог: Скажи, какой характер у пьесы?

Ученица: Грустный, взволнованный немного.

Педагог: Что ты себе представляешь, когда исполняешь это произведение?

Ученица:: Холодную зиму, темный лес.

Педагог : А какая природа зимой?

Ответы ученицы.

Педагог: На первый взгляд – однообразна: все снег да холод. Но ведь нет: то мороз трескучий ударит, то оттепель. А какой зимний день разный! То – сверкающий, солнечный, звонкий, то – хмурый, мягкий, тихий…

Зима, пожалуй, самое волшебное время года. Она дарит самые любимые праздники, самые веселые забавы, самые интересные сказки долгими, таинственными вечерами.
И видится зима каждому по-своему. У А.С.Пушкина она – холодная, великолепная красавица, как Снежная королева.


Вот север, тучи нагоняя,
Дохнул, завыл – и вот сама
Идет волшебница-зима.
Пришла, рассыпалась, клоками,
Повисла на суках дубов;
Легла волнистыми коврами
Среди полей, вокруг холмов.
Зима-волшебница очаровывает, околдовывает природу. Все цепенеет, замирает, застывает под ее холодным дыханием.
Чародейкою зимою
Околдован, лес стоит –
И под снежной бахромою
Чудной жизнью он блестит…

Композитор, как и поэт, изображает природу только не словами, а звуками.

Посмотреть слайды с изображением зимы.

Ученица исполняет произведение.

Педагог: как ты думаешь, композитору удалось передать образ зимы? с помощью каких музыкальных средств выразительности?

Ученица: с помощью минорного лада, медленного темпа, низкого регистра, длинных тянущихся нот

Педагог: Да, длинные половинные ноты создают ощущение застылости… Сумрачная мелодия, похожая на русскую песню, разворачивается неторопливо, звучит в низком регистре. А каким штрихом исполняется пьеса?

Ученица: legato

Педагог: один маленький мальчик сочинил слова на эту мелодию:

Вьюга на дворе

Заметает.

На окне узор

Сверкает.

Все в снегу.

Я замерз.

Подходят слова к этой музыке? Попробуй и ты дома придумать текст к этой пьесе.

Физкультминутка.

Упражнение для глаз: подвигать глазками (вправо, влево, вверх, вниз)

Упражнение на раскрепощение мышц шеи, рук, плечевого пояса: поднимаясь на носки, медленно и плавно, вместе со вздохом, поднять ненапряженные руки вверх. Затем легко развести руки в стороны и вместе с выдохом, свободно наклонившись вперед, тяжело уронить расслабленные руки вниз. Руки свободно раскачиваются, пока не остановятся.

Упражнение: свободные повороты головы (вправо, влево, вверх, вниз).

Педагог: Аня, как называется твое следующее произведение?

Ученица: Скерцино.

Педагог: А ты знаешь, что такое скерцино?

Ученица: Да. Так называется небольшое произведение шуточного характера.

Исполнение пьесы ученицей.

Педагог: Эту пьесу написал немецкий композитор и пианист, дирижер Карл Рейнеке. Он жил более ста лет назад. (Показать портрет композитора).

Педагог: Какое настроение у произведения?

Ученица: Веселое, радостное.

Педагог: Давай подробнее рассмотрим, какими красками, т.е. какими средствами музыкальной выразительности композитор передал характер в произведении.

Педагог: Аня, какие образы возникают у тебя, когда ты играешь «скерцино»?

(Ответ ученицы).

4 . Закрепление пройденного материала (выразительные средства в музыке) с использованием игровой технологии (карточки, рисунки, картинки).

Педагог: А теперь тебе будет вот какое задание. Я дам тебе послушать произведения, а ты определи, какие средства музыкальной выразительности здесь используются.

1 произведение: звучит Д. Кабалевский «Клоуны»

2 произведение: звучит П. И. Чайковский «Старинная французская песенка». Во время звучания произведений учащийся выкладывает на стол карточки со средствами музыкальной выразительности, которые, по его мнению, соответствуют данному музыкальному произведению. Далее проходит проверка и обсуждение итогов игры.

Педагог: Ты уже поняла, что можно рисовать не только красками, но также и звуками. Попробуй угадать ряд животных и показать их на картинках.

Звучит Г. Галынин «Чижик»

«Зайчик»

«Медведь»

«Лебеди»

«Слон»

5. Итог урока:

Средства музыкальной выразительности самым непосредственным образом влияют на характер музыкального произведения, его образ. Отмечая выразительное значение тех или иных средств, целостное восприятие музыки учеником становится полноценнее, осознаннее. Важную функцию при изучении выполняют изображение и слово, они помогают детям проникнуться необходимым эмоциональным настроем. Активное переживание музыкального произведения помогает восприятию музыки и положительно сказывается на исполнении.

6. Домашнее задание:

Закрепление пьес «Зима» и «Скерцино»

Придумать слова к «Зиме»

Дома повторять упражнения «Говорящие пальцы» и «Радуга» со словами.

Педагог: На этом наш урок закончен. Спасибо за внимание!

Используемая литература:

1. Смирнова Т. И. «Фортепиано. Интенсивный курс: методические рекомендации»; М.: РИФ «Крипто-логос», 1992г.

2. А. Шмидт-Шкловская «О воспитании пианистических навыков»; М.: «Классика XXI», 2013г.

3. А. Щапов «Фортепианный урок в музыкальной школе и училище»; М.: «Классика XXI», 2009г.

4. Е. М. Тимакин «Воспитание пианиста»; М.: «Советский композитор», 1984г.


Любой разбор урока должен носить аналитический характер, который помогает выявить наиболее удачные фрагменты занятия, а также и те, которые требуют дальнейшего совершенствования. К сожалению, возможности аналитической деятельности в ходе планирования урока используются далеко не в полной мере. Это объясняется как субъективными причинами (педагоги в ожидании негативной обратной связи избегают оценивать деятельность своих коллег), так и объективными (отсутствие практики в методике анализа урока, опыта и смелости в подобных вопросах у руководителей школы), что приводит к формализму в показателях (учитывается часто лишь количество посещенных уроков), а не к качественному, продуктивному анализу. Однако освоение современных педагогических технологий позволяет искать и находить новые подходы.

Работая много лет в Детской музыкальной школе преподавателем и руководителем, я пришла к выводу, что при анализе уроков педагоги испытывают затруднения, так как не очень представляют себе, что надо поставить во главу угла в этом процессе, на что обратить внимание и обсудить. Ведь каждое открытое занятие для педагога, прежде всего, способ повысить свою квалификацию. Поэтому ему крайне важно услышать квалифицированную аргументированную оценку и выстроить перспективу своего профессионального роста. Анализируя педагогическую деятельность (как чужую, так и собственную), педагог учится избегать ненужных ошибок и приобретает новый бесценный опыт. Поэтому цель данной методической работы: повышение профессионального уровня педагога, качества его обучения, а так же методическая помощь педагогам и администрации школы в обучении методам анализа и самоанализа педагогической деятельности.

Материал разработан и основан на концепциях ведущих российских педагогов, а так же собственном опыте работы. Рекомендации, данные в работе, могут служить памяткой и подсказкой для педагогов при анализе урока, что бы в их отзывах фигурировали не общие «размытые» фразы, а конкретные, конструктивные замечания не только по теории и исполнительству, но и по методике проведения занятия, от которой зависит качество усвоения учащимися учебного материала.

-Теоретическое обоснование содержания и анализа урока: основные педагогические принципы его проведения.

-Практика и методика анализа урока в условиях музыкальной школы, адаптация общих педагогических принципов к специфике музыкального образования.

1. Теория анализа

и основные педагогические принципы урока

Анализ - логический прием познания, представляющий собою мысленное разложение предмета (явления, процесса) на части, элементы или признаки, их сопоставление и последовательное изучение с целью выявления существенных, т.е. необходимых и определенных качеств и свойств (по определению В.И. Цыбасовой).

Анализ любого урока представляет собой комплексный подход, в котором психологический, педагогический, содержательный, методический и предметный аспекты тесно взаимосвязаны. Способствуя улучшению процесса преподавания в целом, анализ имеет первостепенное значение, прежде всего для самого педагога, дающего урок. В ходе анализа он получает возможность взглянуть на свой урок со стороны, осознать его как явление в целом, целенаправленно осмыслить совокупность собственных теоретических знаний, способов, приёмов и методов работы в их практическом преломлении во взаимодействии с классом и конкретными учениками. Это - рефлексия, позволяющая оценить свои сильные и слабые стороны, определить нереализуемые резервы, уточнить отдельные моменты стиля деятельности.

Наряду с анализом урока администрацией школы крайне важно услышать самоанализ преподавателя, его оценку собственной педагогической деятельности. Во многих школах это не практикуется, а напрасно: самоанализ– показатель профессионализма учителя, степени его осмысления задач образования, а не только целей и задач одного урока.

Задачи посещения уроков могут быть разными. Это и ознакомление с работой преподавателя (работой учащихся своего класса по специальности), и контроль администрации, и оказание методической помощи, и открытое занятие как форма методической учебы, повышения квалификации.

Преподаватель и руководитель, посещающие урок, должны быть заранее ознакомлены с целями и схемами предполагаемого анализа.

Модель общего анализа урока

Рассмотримнекоторые важные моменты и акценты анализа урока, которые сложились в российской педагогической практике. Предлагаю обобщенную модель анализа урока с позиции управленческого подхода к деятельности преподавателя:

-анализ целей урока, постановка и доведение целей урока до учащихся;

-анализ структуры и организации урока. Наличие плана урока и организация его выполнения педагогом. Оборудование урока, использование технических средств обучения (ТСО);

-анализ содержания урока. Соответствие требованиям учебной программы. Организация самостоятельной работы учащихся. Повторение, обобщение;

-анализ методики проведения урока, обоснованности и правильности отбора методов, приемов и средств обучения. Разнообразие приемов и методов работы. Использование наглядных пособий, дидактических и технических средств обучения;

-анализ работы и поведения учащихся на уроке. Общая оценка работы класса. Степень овладения практическими навыками. Накопляемость, объективность выставленных оценок;

-анализ домашнего задания, полученного учащимися. Характер домашнего задания (творческий, тренировочный, закрепляющий, развивающий) и его посильность;

-общая оценка степени достижения целей урока,. Аргументированная характеристика достоинств урока и его недостатков. Диагностика причин и предложения по их устранению. Рекомендации преподавателю по самообразованию на основании выводов и предложений;

Администратор должен правильно выбрать стиль беседы с педагогом (доброжелательность, уважительность, тактичность разговора), опираясь на положительные моменты. По окончании анализа урока заполнить и дать педагогу на подпись протокол, удостоверяющий факт анализа данного урока.

Самоанализ урока.

При подготовке к уроку и после него преподавателю важно обдумать и озвучить следующие вопросы.

1. Каково место данного урока в теме, разделе, курсе?

2. Краткая психолого-педагогическая характеристика реальных возможностей учащихся данного класса

3. Как решались задачи триединой дидактической цели на уроке:

1)образовательные (чему учили?);

2)воспитательные (что воспитали?);

3)развивающие (что развивали?);

Была ли обеспечена их комплексность в сочетании со здоровьесберегающими целями?

4. Почему была выбрана такая структура урока? Логическая связь между различными этапами урока.

5. На каких понятиях, идеях, положениях, фактах делается главный акцент на уроке и почему?

6. Какое сочетание методов обучения было выбрано для раскрытия главного материала? Дайте обоснование выбору методов обучения (обязательно это сделать!).

7. Был ли дифференцированный подход к учащимся? Как был организован контроль усвоения знаний, умений, навыков учащихся?

8. Как обеспечивалась работоспособность учащихся в течение всего урока? Какие методы здоровье сберегающей педагогики были использованы?

11. Психологическая атмосфера урока (комфортность). В чем конкретно проявилась культура вашего общения с группой, классом?

12. Удалось ли полностью реализовать все поставленные задачи, задания? Если не удалось, то почему? Как вы сами оцениваете результаты урока? Наметить перспективы своей деятельности.

Таковы общие педагогические принципы разбора и анализа урока. Посмотрим, какова возможность их реализации в практике Детской музыкальной школы.

для администрации музыкальной школы

В музыкальной школе занятия носят несколько специфический характер в первую очередь потому, что основаны не только на теории, но в большей степени на творчестве и импровизации. Урок в музыкальной школе не может быть математически точно выстроен и проведен. В нем всегда найдется место творческому отклонению от общего замысла урока, не нарушающего, впрочем, основной цели занятия. Однако, общие педагогические принципы проведения и анализа урока в целом применимы и к творческому уроку. Необходимо помнить важное педагогическое правило: эффективность урока будет только тогда, когда он методически продуман и подвергнут анализу.

Перед посещением теоретического (группового) урока необходима предварительная работа: знакомство с учебной программой, календарно-тематическими планами по теме, настрой преподавателя на присутствие на уроке постороннего. В зависимости от цели посещения можно поинтересоваться, в каком классе (с каким учеником) целесообразней посетить урок.

Основной анализ, как правило, охватывает несколько важных моментов, которые нужно учесть при написании протокола посещения урока:

-проверка домашнего задания учащихся: опрос, учет полученных знаний, поощрение, порицание, аргументированная оценка, вывод и обобщение;

-объяснение новой темы, понятий: глубина подачи материала, соответствие календарному плану, изложение: доступное, грамотное, сжатое или развернутое, умение проиллюстрировать материал голосом, на инструменте (отметить качество), индивидуальная работа с учащимися;

-эффективность и разнообразие закрепления материала и организация самостоятельной работы учащихся: умение охватить вниманием группу в целом и использование индивидуальных методов работы, способность педагога выбрать оптимальные приемы, способствующие активизации обучения, развитие гармонического, мелодического и ритмического слуха учащихся, их умения самостоятельно мыслить, связать предмет со смежными (специальными) дисциплинами, культура записей в тетрадях учащихся, постановка конкретных задач, вопросов и доведение до правильных конкретных ответов, акцент педагога на точном интонировании по сольфеджио и хору, включение игровых моментов и ассоциативного мышления у младших школьников;

-воспитательный аспект урока: тон, настроение, темп урока, эмоциональная окраска, художественные приемы, эстетика преподнесения материала; «живое, не сухое», использование дополнительной литературы и первоисточников как со стороны педагога, так и со стороны детей, внимание преподавателя к интересам, вопросам каждого ребенка, терпение и выдержка при ответах слабоуспевающих и плохо интонирующих учащихся. Занятия эстетического цикла предпочтительней строить в форме беседы, разговора, диалога, нежели в порядке монолога преподавателя или череды вопросов-ответов;

-применение на уроке технических средств обучения, наглядности: умение пользоваться аудио-, видеоаппаратурой без искажения восприятия музыки, качество иллюстраций, раздаточного материала, портретов, работы со школьной доской: аккуратность, лаконичность, грамотность записей;

-обобщение урока, задание на дом (оценки с обязательным объяснением, выводы по усвоению основных понятий, конкретность и продуманность домашнего задания, конечная цель которого – в закреплении темы, задание групповое или индивидуально каждому (по способностям и возможностям), запись в дневниках;

Таким образом, урок должен быть обучающим, развивающим и воспитывающим, что и нужно зафиксировать в конечном итоге при посещении занятия, если оно, конечно, отвечает этим требованиям.

Анализ индивидуального урока (по виду искусства) , урока, как правило, творческого, ориентированного не на среднего ученика, как в группе, а на одного единственного, с учетом только его способностей, творческих возможностей и психики. Поэтому здесь необходим анализ исполнительской культуры ученика. Анализу подвергаются:

-место урока в общей системе занятий (разбор программы, подготовка к концерту, текущая работа, отработка отдельных технических, художественных задач и т.д.);

-количество произведений в программе учащегося, сколько охвачено работой на уроке, распределение внимания на каждое из них, соответствие программным требованиям и индивидуальным возможностям ученика;

-качество выбранной программы: сложность, актуальность, целесообразность и доступность репертуара;

-грамотность в работе над каждым произведением. Технические задачи: внимание к игровому аппарату ученика, координация движения рук, разнообразие приемов и упражнений для повышения технического уровня, отработки отдельных позиций, пассажей и пр., внимание к точности штрихов, авторской аппликатуры, педализация, меховедение, движение смычка, соблюдение темпов, мелизмов, правильная терминология. Выполнение художественных задач: звукоизвлечение, прикосновение, стиль, эпоха автора произведения, жанр, построение и форма, сюжет, кульминация, динамика, образы, аналогии и т.п.;

-разнообразие методов обучения: беседа, объяснение, показ на инструменте или голосом, дирижирование, жестикуляция, использование аудио и видеозаписей лучших исполнителей данного произведения, приемы и упражнения, развивающие исполнительское мастерство;

-постановка конкретных проблем и задач в процессе работы. Недопустимы многократные проигрывания нотного текста на уроке без предварительного определения цели. Оценка педагогом достигнутой цели, усложнение задачи или закрепление навыка. Результативность данного вида работы;

-развитие творческого мышления учащегося, самостоятельности в раскрытии образа, побудительные приемы к развитию фантазии. Не мешает ли педагог во время исполнения замечаниями, частыми остановками, дает ли настроиться, успокоиться, раскрыться и т.д.;

-начало урока–конец: есть ли результаты? Понял ли ученик, что от него требуется? Стал ли он лучше понимать и исполнять хоть одно произведение или часть его? Понятно ли ему, что надо делать дома?

-запись домашнего задания (так ученику легче ориентироваться в продвижении к намеченной цели). Запись в дневнике учащегося обязательна по каждому произведению. Важно: закрепляются ли при записи домашнего задания задачи – что делать, и приемы – как делать? Конкретно ли задание, нет ли общих фраз, ни к чему не обязывающих? В порядке самостоятельности и контроля за пониманием текущих задач в старших классах некоторые учащиеся могут записать задание сами после урока;

-эффективность воспитательной работы на уроке. Профессиональные отношения на уроке: партнерские (ученик-учитель), авторитарные (педагог диктует), стихийные (ученик не понимает, педагог не может объяснить), что преобладает: похвала или порицания?

Подчеркну особые моменты, настраивающие и воспитывающие в ребенке любовь к музыке:

художественная подача произведений (обсуждение программных пьес, придумывание названия для непрограммных),

эмоциональный и душевный контакт педагога с учеником,

доброжелательность, оптимизм, воодушевление педагога, преобладание с его стороны похвалы, слов поддержки,

темперамент педагога, умение пользоваться динамикой речи,

основа урока: диалог. Дает ли педагог высказываться ученику, не диктует ли свою волю?

терпеливость и терпимость к недостаткам ученика. Умение выслушать игру и найти хоть каплю хорошего в исполнении.

Модель аспектного анализа урока (по системам Л. Занкова, В. Давыдова)

Иногда администратор приходит на урок к педагогу для выявления отдельных направлений его педагогической деятельности с целью контроля или оказания методической помощи по некоторым вопросам: например, помочь в налаживании контакта с классом, в умении распределить по времени материал урока, подсказать уместность и целесообразность отдельных методов работы, понаблюдать за деятельностью отдельных учащихся и т.д. В таком случае можно говорить об аспектном анализе урока, которым необходимо владеть каждому руководителю.

Психолого-педагогический анализ урока проводится со следующих позиций:

-содержание урока;

-насыщенность урока. Значимость темы, мера трудности и сложности;

-композиция урока. Структура, логика, цельность;

-работа над формированием профессиональных умений и навыков: слушать и слышать, думать и задумываться;

-материал, рассчитанный на развитие творчества детей, чувств, использование собственного опыта знаний и исполнительства;

-использование наглядности как усилителя учебного материала;

-практическое применение знаний; обобщения, закрепления;

-педагогическая техника.

-энергетическая сила педагога (голос, мимика, настроение, убедительность речи, умение внушать, вести за собой);

-умение создать у детей настрой к уроку;

-поддержание активности восприятия учебного материала (исполнительского репертуара) в течение урока;

-умение ставить задачи, держать паузу после формулировки вопроса или задачи, что бы не мешать думать и решать проблему; вслушиваться в ответы детей, находить в них позитив;

-культура слушания и исполнения музыки;

-коммуникативные качества.

-интерес к детям, их мыслям и чувствам;

-взаимоуважение педагога и учащихся, стремление к общению;

-реакция на ошибки детей, внимание ко всем детям, дает возможность высказать каждому свою точку зрения, поддерживает, одобряет; на уроке идет диалог, сотрудничество;

-педагог не «вытягивает» ученика подсказками, создает у него чувство, что его принимают и понимают любого;

-поведение детей на уроке: спокойное, смелое, непосредственное или наоборот.

-педагог умеет отдавать инициативу детям, создавая ощущение методического соавторства.

Не обязательно искать в ходе урока все вышеизложенные положения, достаточно некоторых, самых заметных, характеризующих стиль педагога.

Оценка профессионально-педагогической деятельности преподавателя складывается из ряда факторов:

-профессиональные возможности и способности педагога: свободное владение инструментом, теоретическим материалом, вокальные данные, хороший слух и слуховой контроль;

-разнообразие форм и методов обучения: словесный, наглядный, практический и т.д.;

-использование в работе передовых методик, новых программ, экспериментальных курсов;

-кругозор, эрудиция, интеллект в музыкальной и эстетической области;

-грамотность в подаче материала, в орфографии основных музыкальных имен и понятий, использование правильной терминологии;

-развитие мотивации учащихся, побуждение их любознательности и интереса к предмету,

-профессиональная ориентация,

-связь преподаваемого предмета со смежными дисциплинами, соединение теории с практикой;

-умение надолго удерживать внимание детей, используя разнообразные приемы;

-расчет времени в процессе урока, владение дисциплиной в классе без окриков и дерганий учащихся; разумная строгость;

-умение распределять внимание на всех учащихся, не сосредотачиваясь на сильных;

-учет психологии возраста и пола детей, контроль за оптимальным темпом и динамикой урока, не напрягая учащихся;

-исполнительский и эстетический вкус, культура поведения, выразительная грамотная речь;

Любому взрослому интересно узнать, чем занимаются дети на протяжении 5-7 лет в музыкальной школе, что изучают и каких результатов достигают.

Основным предметом в такой школе является специальность – это индивидуальный урок игры на каком-либо инструменте (фортепиано, скрипка, флейта и т.д.). В специальном классе учащиеся получают большую часть практических навыков – владение инструментом, техническую оснастку, уверенное чтение нот. В соответствии с учебным планом уроки специальности дети посещают на протяжении всего срока обучения в школе, недельная нагрузка по предмету составляет в среднем два часа.

Следующим очень важным предметом всего учебного цикла является сольфеджио – занятия, целью которых является целенаправленное и всестороннее развитие музыкального слуха через пение, дирижирование, игру и слуховой анализ. Сольфеджио – исключительно полезный и эффективный предмет, помогает в музыкальном развитии многим детям. В рамках данной дисциплины дети также получают большую часть сведений по музыкальной теории. К сожалению, предмет сольфеджио нравится далеко не каждому. Урок назначается один раз в неделю и длится один академический час.

Музыкальная литература – предмет, который появляется в расписании старшеклассников и изучается в музыкальной школе четыре года. Предмет расширяет кругозор учащихся и их знания о музыке и искусстве в целом. Проходятся биографии композиторов и их основные сочинения (слушаются и подробно разбираются в классе). За четыре года учащиеся успевают познакомиться с основной проблематикой предмета, изучить многие стили, жанры и формы музыки. По году отводится на знакомство с классической музыкой России и зарубежья, а также на знакомство с современной музыкой.

Сольфеджио и музыкальная литература являются групповыми предметами, обычно группу составляют не более 8-10 учеников одного класса. Групповыми уроками, на которые собираются еще больше детей являются хор и оркестр. Эти предметы, как правило, дети любят более всего, там они активно общаются друг с другом и получают удовольствие от совместной игры. В оркестре ребята часто осваивают какой-нибудь дополнительный, второй инструмент (по преимуществу из ударной и струнно-щипковой группы). На занятиях по хору практикуются веселые игры (в виде распевок и вокальных упражнений), пение по голосам. И в оркестре, и в хоре учащиеся учатся совместной, «командной» работе, внимательно друг друга слушают и взаимно помогают.

Кроме названных основных предметов, в музыкальных школах иногда вводятся и другие дополнительные предметы, например, дополнительный инструмент (по выбору учащегося), ансамбль, аккомпанемент, дирижирование, композиция (сочинение и запись музыки) и прочие.

Что же в результате? А в результате вот что: за годы обучения дети получают колоссальный музыкальный опыт. Они на достаточно высоком уровне владеют одним из музыкальных инструментов, могут играть еще на одном-двух других инструментах, чисто интонируют (играют без фальшивых нот, хорошо поют). Кроме того, в музыкальной школе дети получают огромную интеллектуальную базу, становятся более эрудированными, развивают математические способности. Публичные выступления на концертах и конкурсах раскрепощают личность, закаляют его волю, мотивируют к успеху и помогают творческой реализации. Наконец, они получают бесценный опыт общения, находят себе надежных друзей и научаются трудолюбию.