О дивный новый мир краткое по главам. Анализ романа Олдоса Хаксли «О дивный новый мир

Действие этого романа-антиутопии происходит в вымышленном Мировом Государстве. Идет632-й год эры стабильности, Эры Форда. Форд, создавший в начале двадцатого века крупнейшуюв мире автомобильную компанию, почитается в Мировом Государстве за Господа Бога. Его таки называют - «Господь наш Форд». В государстве этом правит технократия. Дети здесьне рождаются - оплодотворенные искусственным способом яйцеклетки выращиваютв специальных инкубаторах. Причем выращиваются они в разных условиях, поэтому получаютсясовершенно разные особи - альфы, беты, гаммы, дельты и эпсилоны. Альфы как бы людипервого сорта, работники умственного труда, эпсилоны - люди низшеи касты, способные лишьк однообразному физическому труду. Сначала зародыши выдерживаются в определенных условиях, потом они появляются на свет из стеклянных бутылей - это называется Раскупоркой.
Младенцы воспитываются по-разному. У каждой касты воспитывается пиетет перед болеевысокой кастой и презрение к кастам низшим. Костюмы у каждой касты определенного цвета.
Например, альфы ходят в сером, гаммы - в зеленом, эпсилоны - в черном.Стандартизация общества - главное в Мировом Государстве. «Общность, Одинаковость, Стабильность» - вот девиз планеты. В этом мире все подчиненоцелесообразности во благо цивилизации. Детям во сне внушают истины, которые записываютсяу них в подсознании. И взрослый человек, сталкиваясь с любой проблемой, тотчасвспоминает какой-то спасительный рецепт, запомненный во младенчестве. Этот мир живетсегодняшним днем, забыв об истории человечества. «История - сплошная чушь». Эмоции, страсти - это то, что может лишь помешать человеку. В дофордовском мире у каждогобыли родители, отчий дом, но это не приносило людям ничего, кроме лишних страданий.
А теперь - «Каждый принадлежит всем остальным». Зачем любовь, к чему переживанияи драмы? Поэтому детей с самого раннего возраста приучают к эротическим играм, учат видетьв существе противоположного пола партнера по наслаждениям. И желательно, чтобы этипартнеры менялись как можно чаще, - ведь каждый принадлежит всем остальным. Здесь нетискусства, есть только индустрия развлечении. Синтетическая музыка, электронный гольф, «синоощущалки - фильмы с примитивным сюжетом, смотря которые ты действительноощущаешь то, что происходит на экране. А если у тебя почему-то испортилосьнастроение - это легко исправить, надо принять лишь один-два грамма сомы, легкогонаркотика, который немедленно тебя успокоит и развеселит. «Сомы грамм - и нетудрам».-Бернард Маркс - представитель высшего класса, альфа-плюсовик.
Но он отличается от своих собратьев. Чересчур задумчив, меланхоличен, даже романтичен.
Хил, тщедушен и не любит спортивных игр. Ходят слухи, что ему в инкубаторе для зародышейслучайно впрыснули спирт вместо кровезаменителя, поэтому он и получился такимстранным.Линайна Краун - девушка-бета. Она хорошенькая, стройная, сексуальная (про такихговорят «пневматичная»), Бернард ей приятен, хотя многое в его поведениией непонятно. Например, её смешит, что он смущается, когда она в присутствии другихобсуждает с ним планы их предстоящей увеселительной поездки. Но поехать с нимв Нью-Мексико, в заповедник, ей очень хочется, тем более что разрешение попасть тудаполучить не так-то просто.Бернард и Линайна отправляются в заповедник, туда, где дикие люди живут так, как жило все человечество до Эры Форда. Они не вкусили благцивилизации, они рождаются от настоящих родителей, любят, страдают, надеются. В индейскомселении Мальпараисо Бертран и Линайна встречают странного дикаря - он непохожна других индейцев, белокур и говорит на английском - правда, на каком-тодревнем. Потом выясняется, что в заповеднике Джон нашел книгу, это оказался том Шекспира, и выучил его почти наизусть.Оказалось, что много лет назад молодой человек Томаси девушка Линда поехали на экскурсию в заповедник. Началась гроза. Томас сумел вернутьсяназад - в цивилизованный мир, а девушку не нашли и решили, что она погибла.
Но девушка выжила и оказалась в индейском поселке. Там она и родила ребенка, а забеременела она еще в цивилизованном мире. Поэтому и не хотела возвращаться назад, ведь нет позора страшнее, чем стать матерью. В поселке она пристрастилась к мескалю, индейской водке, потому что у нее не было сомы, которая помогает забывать все проблемы;
индейцы её презирали - она, по их понятиям, вела себя развратно и легко сходиласьс мужчинами, ведь её учили, что совокупление, или, по-фордовски, взаимопользование, - это всего лишь наслаждение, доступное всем.Бертран решает привезтиДжона и Линду в Заоградныи мир. Линда всем внушает отвращение и ужас, а Джон, или Дикарь, как стали его называть, становится модной диковиной. Бертрану поручают знакомить Дикаряс благами цивилизации, которые его не поражают. Он постоянно цитирует Шекспира, которыйрассказывает о вещах более удивительных. Но он влюбляется в Линайну и видит в нейпрекрасную Джульетту. Линайне льстит внимание Дикаря, но она никак не может понять, почему, когда она предлагает ему заняться «взаимопользованием», он приходит в яростьи называет её блудницей.Бросить вызов цивилизации Дикарь решается после того, как видитумирающую в больнице Линду. Для него это - трагедия, но в цивилизованном мирек смерти относятся спокойно, как к естественному физиологическому процессу. Дeтeй c сaмoгoрaннeгo вoзpaстa водят в палаты к умирающим на экскурсии, развлекают их там, кормятсладостями - все для того, чтобы ребенок не боялся смерти и не видел в нейстрадания. После смерти Линды Дикарь приходит к пункту раздачи сомы и начинает яростноубеждать всех отказаться от наркотика, который затуманивает им мозги. Панику едва удаетсяостановить, напустив на очередь пары сомы. А Дикаря, Бертрана и его друга Гельмгольцавызывают к одному из десяти Главноуправителей, его фордейшеотпу Мустафе Монду.Они разъясняет Дикарю, что в новом мире пожертвовали искусством, подлинной наукой, страстямиради того, чтобы создать стабильное и благополучное общество. Мустафа Монд рассказываето том, что в юности он сам слишком увлекся наукой, и тогда ему предложили выбор междуссылкой на далекий остров, где собирают всех инакомыслящих, и должностью Главноуправителя.
Он выбрал второе и встал на защиту стабильности и порядка, хотя сам прекрасно понимает, чему он служит. «Не хочу я удобств, - отвечает Дикарь. - Я хочу Бога, поэзию, настоящую опасность, хочу свободу, и добро, и грех». Гельмгольцу Мустафа тоже предлагаетссылку, добавляя, правда, при этом, что на островах собираются самые интересные люди на свете, те, кого не удовлетворяет правоверность, те, у кого есть самостоятельные взгляды.
Дикарь тоже просится на остров, но его Мустафа Монд не отпускает, объясняя это тем, чтохочет продолжить эксперимент.И тогда Дикарь сам уходит от цивилизованного мира.
Он решает поселиться на старом заброшенном авиамаяке. На последние деньги он покупаетсамое необходимое - одеяла, спички, гвозди, семена и намеревается жить вдали от мира, выращивая свой хлеб и молясь - Иисусу ли, индейскому ли богу Пуконгу, своемули заветному хранителю орлу. Но как-то раз кто-то, случайно проезжавший мимо, видит на склоне холма страстно бичующего себя полуголого Дикаря. И снова набегает толпалюбопытных, для которых Дикарь - лишь забавное и непонятное существо. «Хотимби-ча! Хотим би-ча!» - скандирует толпа. И тут Дикарь, заметив в толпеЛинайну, с криком «Распутница» бросается с бичом на нее.На следующий день парамолодых лондонцев приезжает к маяку, но, войдя внутрь, они видят, что Дикарь повесился.

Сегодня страшными пророчествами Олдоса Хаксли никого не удивишь. То, что казалось отвратительным, мерзким, неестественным и все-таки маловероятным в первой половине 20 века, в 21-ом уже составляет реалии нашей жизни, если, конечно же, приглядеться. Мы переживаем время, когда прогнозы столетней давности можно проверить и оценить, насколько их автор был близок к истине. Люди перечитывают Оруэлла, Замятина (роман «Мы»), Одоевского, Хаксли, критикуя, вдумываясь, проверяя: кто угадал? Чья взяла? Точнее, какой сценарий всеобщего проигрыша оказался наиболее реальным?

Дивный новый мир зиждется на сильнейшем Мировом Государстве. На дворе 632-й г. эры стабильности, Эры Форда – божества и вдохновителя эпохи. Форд – создатель крупнейшей в мире автомобильной компании. «Господь наш Форд» подменяет Бога как на религиозном (ему молятся и в честь него проводятся ритуалы), так и на бытовом уровне (люди говорят что-то вроде «Форд его знает» или «сохрани Форд»). Технократия охватила весь мир, кроме специальных резерваций, которые оставлены в качестве заповедников, так как климатические условия в тех местах были признаны экономически невыгодными для водружения стабильности.

Главная особенность антиутопии Хаксли в том, что в его мире биологические открытия (метод Бокановского) позволяют осуществить генетическое программирование: искусственно оплодотворенные яйцеклетки выращивают в специальных инкубаторах с помощью различных методик. В результате, получается кастовое общество, где каждая группа заранее подготовлена к определенной функциональной нагрузке.

Откуда название «О дивный новый мир»? Его в романе произносит Джон, это цитата из «Бури» Шекспира (слова Миранды). Дикарь несколько раз повторяет его, меняя интонацию от восторженной (как у Шекспира) до саркастической (в конце романа).

Какой жанр: утопия или антиутопия?

Жанровая природа романа не оставляет сомнений в своей определенности. Если утопия – это сказка о счастливом будущем, которого хотелось бы достичь, то антиутопия – сценарий грядущего, которого хотелось бы избежать. Утопия – идеал, его невозможно воплотить, поэтому вопрос о его реализации из разряда риторических. Но вот о ее противоположной крайности писатели хотят предупредить человечество, указать на опасность и не допустить ее выхода за пределы книжных страниц. Конечно, по совокупности признаков «О дивный новый мир» — антиутопия.

Но есть в этом романе и утопические аспекты. Многие люди отмечают, что естественное программирование людей, менталитет потребления и кастовость – основы стабильности, которой так не хватает современному миру. По сути, Хаксли решил все злободневные проблемы человечества, полностью подчинив планету воле и сознанию мирового правительства. Даже биологические и физические законы пали ниц перед могучей мыслью альф. Не это ли предел мечтаний? Нет войны, нет эпидемий, нет социального неравенства (его никто не осознает, всех устраивает место, которое они занимают), все стерильно, предусмотрено, продумано. Даже оппозиция не преследуется, а просто высылается из страны и живет себе с единомыщленниками. Не к этому ли все мы стремимся? Вот и разберись, не утопию ли изобразил автор?

Но в прекрасной сказке отчетливо проступает явь: в жертву порядку приносятся нравственность, культура, искусство, институты семьи и брака, а так же сама суть выбора, ведь человеческая жизнь предрешена и запрограммирована с самого начала. У эбсилона, скажем, возможность выбиться в альфы отнята на генетическом уровне. Значит, все наши представления о свободе, справедливости, любви разрушаются во благо комфорта. А стоит ли оно того?

Описание каст

Стандартизация людей - главное условие гармонии в эре Форда и одна из основных тем в романе. «Общность, Одинаковость, Стабильность» – лозунг, во имя которого уничтожено все то, что есть в душе человека. Все вокруг подчинено целесообразности, материальному и грубому расчету. Каждый «принадлежит всем» и живет сегодняшним днем, отвергая историю.

  1. Альфы – люди первого сорта, занимаются умственным трудом. Альфа-плюсовики занимают руководящие должности (Мустафа Монд – его фордейшество), альфа-минусовики – это чины пониже (комендант в резервации). Физические параметры у них наилучшие, как и другие возможности и привилегии.
  2. Беты – женщины, которые представляют собой пары для альф. Есть плюс и минус беты: умнее и глупее, соответственно. Они красивы, всегда молоды и стройны, умны достаточно, чтобы исполнять обязанности на работе.
  3. Гаммы , дельты и, наконец, эпсилоны – рабочие классы. Дельты и гаммы - обслуживающий персонал, работники сельского хозяйства, а эпсилоны - низшие слои населения, умственно отсталые исполнители рутинной механической работы.

Сначала зародыши пребывают в строго определенных условиях, потом они «вылупляются» из стеклянных бутылей – «раскупориваются». Особи, конечно, воспитываются по-разному. У каждой из них воспитывается уважение к высшей касте и презрение к кастам низшим. Даже одежда у них разнится. Отличие в цвете: альфы - в сером, эпсилоны - в черном, дельты - в хаки и т.д.

Главные герои романа

  1. Бернард Маркс . Его имя – соединение из имен Бернарда Шоу (писатель, приветствующий социализм и коммунизм в СССР) и Карла Маркса (идеолог социализма). Писатель иронизировал над советским режимом, который считал прообразом своего выдуманного государства, поэтому присвоил своему герою имена таких значимых для идеологии СССР людей. , как и социализм, сначала выглядел приятно, покорял своей оппозиционностью злу во славу добра, но концу романа раскрыл свою подноготную.
    Альфы высшего порядка иногда выбиваются из строя, ведь развиты чрезмерно. Таким был и психолог Бернард Маркс, главный герой произведения «О дивный новый мир». Он настроен скептически по отношению ко всему прогрессивному мироустройству. В оппозиции находится и его друг, преподаватель Гельмгольц. У Бернарда негативное восприятие действительности сложилось оттого, что ему «плеснули спирта в кровезаменитель». Он на 8 см меньше других альф и уродливее их. Он чувствует собственную неполноценность и критикует мир хотя бы за то, что не может насладиться всеми положенными ему благами. Девушки обходят его вниманием, скверный нрав и «странность» отпугивают от него друзей. Начальство тоже негативно относится к сотруднику, чувствуя в нем подвох, но Бернард хорошо работает, поэтому ему удается сохранить место и даже пользоваться служебным положением, чтобы хоть как-то привлекать женщин. Если в первой части герой играет, скорее, положительную роль, то к финалу его подлая и трусливая сущность обнажается: он предает друзей ради тщеславия и сомнительных благ его мира, которые он столь оживленно отрицал.
  2. Джон (Дикарь) – второй главный герой в романе «О дивный новый мир!». Его личность сформировалась под влиянием томика Шекспира, который он нашел в резервации. Линда научила его читать, а у индейцев он перенял повадки, философию жизни и тягу к труду. Он был рад уехать, так как «белокожего» сына «блудливой сучки» (Линда «взаимопользовалась» со всеми) не принимали в племени. Но, как только он приехал в Новый мир, его разочарованию не было предела. Линайну, которую он полюбил, мог пригласить к себе на ночь любой мужчина. Бернард из друга превратился в жалкого корыстолюбца: он использовал Джона, дабы заставить общество полюбить и принять себя. Линда в забытье сомы (это синтетический наркотик, который выдают всем членам общества в качестве лекарства от переживаний и грусти) даже не узнала его и, в конце концов, умерла. Джон восстает против Нового мира, устроив бунт: он выкинул сому, призывая стайку дельт к свободе, а они в ответ поколотили его. Он поселился один недалеко от Лондона в заброшенном аэропорту. Выбивая из тела порок, Дикарь истязал себя импровизированной плетью, молился ночи напролет и трудился, что есть сил. Однако его неотступно преследовали репортеры и любопытные жители Лондона, постоянно вторгаясь в его жизнь. Как-то раз приехала целая толпа зевак, а среди них Линайна. Герой в порыве отчаянья и злобы на ее похоть избил девушку на радость обезумевшим зрителям. На следующий день дикарь повесился. Таким образом, финал романа — приговор тому удушливому прогрессивному миру, где каждый принадлежит всем, а стабильность перевешивает саму суть человеческого бытия.
  3. Гельмгольц Уотсон – Его инициалы скроены из фамилий немецкого физика Гельмгольца и основателя бихевиоризма Уотсона. От этих реально существующих людей персонаж унаследовал последовательное и твердое стремление к новым знаниям. Например, он искренне интересуется Шекспиром, понимает несовершенство нового искусства и пытается преодолеть эту убогость в себе, осваивая опыт предков. Перед нами верный друг и сильная личность. Он работал преподавателем и дружил с Бернардом, сочувствуя его взглядам. В отличие от друга, он действительно имел в себе мужество противостоять режиму до конца. Герой искренне хочет научиться искренним чувствам и приобрести нравственные ценности, приобщаясь к искусству. Он осознает убожество жизни в дивном мире и отправляется на остров инакомыслящих после участия в протестной акции Джона.
  4. Ленайна Краун – ее имя образовано из псевдонима Владимира Ленина. Вероятно, автор хотел показать порочную сущность героини этим именем, как бы намекая на способность Ульянова угодить и нашим и вашим, ведь многие исследователи до сих пор считают его немецким шпионом, который организовал переворот в России за кругленькую сумму. Так вот, девушка столь же безнравственна, но ее так запрограммировали: в их среде даже считалось неприличным долго не менять сексуального партнера. Вся сущность героини в том, что она всегда делает то, что считается нормой. Она не пытается выбиться из колеи, даже искреннее чувство к Джону не может ее разубедить в правильности и непогрешимости общественного строя. Ленайна предает его, ей это ничего не стоит. Но самое страшное, что она не осознает своего предательства. Легкомыслие, примитивные и пошлые вкусы, глупость и внутренняя пустота – все это относится к ее характеристике с первой страницы и до последней. Этим автор подчеркивает, что она – не личность, ей несвойственна диалектика души.
  5. Мустафа Монд – Его имя принадлежит основателю Турции, который воссоздал страну после Первой мировой войны (Кемаль Мустафа Ататюрк). Он был реформатором, много изменил в традиционном восточном менталитете, в частности, начал политику секуляризма. Благодаря его деятельности страна встала на ноги, хоть и порядки при нем мягкостью не отличались. Фамилия героя принадлежит британскому финансисту, основателю Imperial Chemical Industries, Альфреду Монду. Он был знатным и богатым человеком, и его взгляды отличались радикализмом и категорическим неприятием рабочего движения. Демократические ценности и идеи равенства были чужды ему, он активно выступал против того, чтобы идти на какие-либо уступки требованиям пролетариата. Автор подчеркнул, что герой противоречив: с одной стороны, это проницательный, умный и конструктивный лидер, а с другой — противник всякой свободы, убежденный сторонник кастового общественного строя. Впрочем, в мире Хаксли это сливается гармонично.
  6. Моргана Ротшильд - ее имя принадлежит американскому банковскому магнату Джону Пирпонту Моргану, меценату и талантливому предпринимателю. Однако и у него в биографии есть темное пятно: в гражданскую войну он торговал оружием и на кровопролитии сделал целое состояние. Видимо, это и задело автора, убежденного гуманиста. Фамилия героине досталась от банкирской династии Ротшильдов. Об их успешном обогащении ходят легенды, а вокруг их семьи витают слухи о тайных заговорах и конспирологических теориях. Род большой, у него много ответвлений, поэтому нельзя точно сказать, о ком именно думал писатель. Но, вероятно, всем богачам досталось лишь зато, что они богачи, и сама их роскошь несправедлива, пока другие еле концы с концами сводят.
  7. Проблематика

    Стабильность Нового мира описывается в реплике Верховного Контроллера:

    Все счастливы. Все получают то, чего хотят, и никто никогда не хочет того, чего он не может получить. Они обеспечены, они в безопасности; они никогда не болеют; они не боятся смерти; им не досаждают отцы и матери; у них нет жен, детей и возлюбленных, могущих доставить сильные переживания. Мы адаптируем их, и после этого они не могут вести себя иначе, чем так, как им следует.

    Основная проблема заключается в том, что искусственное равенство, которое на поверку оказывается биологическим тоталитаризмом, и кастовое устройство социума не могут удовлетворить мыслящих людей. Поэтому некоторые альфы (Бернард, Гельмгольц) не в силах приспособиться к жизни, они чувствуют не единение, а одиночество, отчуждение от окружающих. Но без сознательных членов общества дивный новый мир не возможен, именно они отвечают за программирование и благополучие всех остальных, лишенных разума, свободы воли и индивидуальности. Такие люди либо воспринимают службу, как каторгу (как Мустафа Монд), либо отбывают на острова в состоянии мучительного разногласия с обществом.

    Если все смогут думать и глубоко чувствовать, стабильность рухнет. Если людей лишить этих прав, они превращаются в омерзительных тупоголовых клонов, способных лишь потреблять и производить. То есть, общества в привычном значении уже не будет, его заменят функциональные касты, искусственно выведенные, как новые сорта картошки. Поэтому решать проблемы общественного устройства генетическим программированием и разрушением всех основных его институтов – это все равно, что уничтожить общество, как таковое, чтобы решить его проблемы. Это как будто из-за боли в голове человек себя обезглавил…

    В чем смысл произведения?

    Конфликт в антиутопии «О дивный новый мир» - не только спор между старым и новым мировоззрением. Это противостояние двух ответов на вечный вопрос «оправдывает ли благая цель любые средства?». Мустафа Монд (воплощение идеолога Нового мира) полагает, что ради счастья можно пожертвовать свободой, искусством, индивидуальностью и верой. Дикарь, напротив, ради всего этого хочет отказаться от спасительной стабильности, он считает, что она этого не стоит. Оба они запрограммированы воспитанием, поэтому конфликт превращается в коллизию. Дикарь не примет «ложь во спасение», на основе которой и построен «дивный новый мир», его воспитали высоконравственные идеалы шекспировских времен, а Мустафа сознательно выбирает стабильность, он знает историю человечества и разочаровался в нем, поэтому он считает, что нечего церемониться, и все средства хороши для достижения этого самого «блага». В этом и заключается смысл произведения.

    Хаксли должен быть доволен. Многие отмечают, что прав был именно этот писатель, когда придумывал «ощущалки» (кино без смысла, зато полностью воспроизводящее ощущения героев), «сому» (наркотик, эквивалентный сегодняшним травке, ЛСД, которые может приобрести даже ребенок), «взаимопользование» (аналог свободной любви, секс без обязательств) и т.д. Совпадают не только формы (вертопланы, электро-магнитный гольф, искусственные аналоги пищи), которые еще можно списать на технический прогресс цивилизации, но и сущностные характеристики: дух и букву «дивного нового мира» впитала наша действительность. Во-первых, люди всех возрастов помешаны на сексе, а не на любви: молодятся, выставляют голое тело в сеть, носят откровенные наряды, чтобы быть не красивыми, нет, сексуальными. Замужние женщины, женатые мужчины, маленькие дети, их бабушки с дедушками, молодые пары на фоне жирного пластмассового сердца в день Св. Валентина – все приторговывают собой, обнажаясь и кривляясь ради иллюзорного одобрения фолловеров. Они вываливают свою подноготную на всеобщее обозрение, публикуя откровенные фотографии, подробности из личной жизни, адреса, телефоны, место работы и т.д. Во-вторых, веселый досуг – это теперь пьяное сборище, как акт единения у Хаксли: мужчины и женщины принимают сому, видят галлюцинации и в эйфории наркотического блаженства чувствуют близость. Общие интересы или убеждения упраздняются, людям просто не о чем разговаривать, значит, нет основания для единения, кроме сомы, алкоголя или других стимуляторов радости. Перечислять можно еще долго, но современный человек и сам понимает, что к чему.

    Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Действие этого романа-антиутопии происходит в вымышленном Мировом Государстве. Идет 632-й год эры стабильности, Эры Форда. Форд, создавший в начале двадцатого века крупнейшую в мире автомобильную компанию, почитается в Мировом Государстве за Господа Бога. Его так и называют – “Господь наш Форд”. В государстве этом правит технократия. Дети здесь не рождаются – оплодотворенные искусственным способом яйцеклетки выращивают в специальных инкубаторах.

Причем выращиваются они в разных условиях, поэтому получаются совершенно разные особи – альфы, беты, гаммы, дельты и эпсилоны. Альфы как бы люди первого сорта, работники умственного труда, эпсилоны – люди низшеи касты, способные лишь к однообразному физическому труду. Сначала зародыши выдерживаются в определенных условиях, потом они появляются на свет из стеклянных бутылей – это называется Раскупоркой. Младенцы воспитываются по-разному. У каждой касты воспитывается пиетет перед более высокой кастой и презрение к кастам низшим. Костюмы у каждой касты определенного цвета. Например, альфы ходят в сером, гаммы – в зеленом, эпсилоны – в черном.

Стандартизация общества – главное в Мировом Государстве. “Общность, Одинаковость, Стабильность” – вот девиз планеты. В этом мире все подчинено целесообразности во благо цивилизации. Детям во сне внушают истины, которые записываются у них в подсознании. И взрослый человек, сталкиваясь с любой проблемой, тотчас вспоминает какой-то спасительный рецепт, запомненный во младенчестве. Этот мир живет сегодняшним днем, забыв об истории человечества. “История – сплошная чушь”. Эмоции, страсти – это то, что может лишь помешать человеку. В дофордовском мире у каждого были родители, отчий дом, но это не приносило людям ничего, кроме лишних страданий. А теперь – “Каждый принадлежит всем остальным”. Зачем любовь, к чему переживания и драмы? Поэтому детей с самого раннего возраста приучают к эротическим играм, учат видеть в существе противоположного пола партнера по наслаждениям.

И желательно, чтобы эти партнеры менялись как можно чаще, – ведь каждый принадлежит всем остальным. Здесь нет искусства, есть только индустрия развлечении. Синтетическая музыка, электронный гольф, “синоощущалки – фильмы с примитивным сюжетом, смотря которые ты действительно ощущаешь то, что происходит на экране. А если у тебя почему-то испортилось настроение – это легко исправить, надо принять лишь один-два грамма сомы, легкого наркотика, который немедленно тебя успокоит и развеселит. “Сомы грамм – и нету драм”.

Бернард Маркс – представитель высшего класса, альфа-плюсовик. Но он отличается от своих собратьев. Чересчур задумчив, меланхоличен, даже романтичен. Хил, тщедушен и не любит спортивных игр. Ходят слухи, что ему в инкубаторе для зародышей случайно впрыснули спирт вместо кровезаменителя, поэтому он и получился таким странным.

Линайна Краун – девушка-бета. Она хорошенькая, стройная, сексуальная (про таких говорят “пневматичная”), Бернард ей приятен, хотя многое в его поведении ей непонятно. Например, ее смешит, что он смущается, когда она в присутствии других обсуждает с ним планы их предстоящей увеселительной поездки. Но поехать с ним в Нью-Мексико. в заповедник, ей очень хочется, тем более что разрешение попасть туда получить не так-то просто.

Бернард и Линайна отправляются в заповедник, туда, где дикие люди живут так, как жило все человечество до Эры Форда. Они не вкусили благ цивилизации, они рождаются от настоящих родителей, любят, страдают, надеются. В индейском селении Мальпараисо Бертран и Линайна встречают странного дикаря – он непохож на других индейцев, белокур и говорит на английском – правда, на каком-то древнем. Потом выясняется, что в заповеднике Джон нашел книгу, это оказался том Шекспира, и выучил его почти наизусть.

Оказалось, что много лет назад молодой человек Томас и девушка Линда поехали на экскурсию в заповедник. Началась гроза. Томас сумел вернуться назад – в цивилизованный мир, а девушку не нашли и решили, что она погибла. Но девушка выжила и оказалась в индейском поселке. Там она и родила ребенка, а забеременела она еще в цивилизованном мире. Поэтому и не хотела возвращаться назад, ведь нет позора страшнее, чем стать матерью. В поселке она пристрастилась к мескалю, индейской водке, потому что у нее не было сомы, которая помогает забывать все проблемы; индейцы ее презирали – она, по их понятиям, вела себя развратно и легко сходилась с мужчинами, ведь ее учили, что совокупление, или, по-фордовски. взаимопользование, – это всего лишь наслаждение, доступное всем.

Бертран решает привезти Джона и Линду в Заоградныи мир. Линда всем внушает отвращение и ужас, а Джон, или Дикарь, как стали его называть, становится модной диковиной. Бертрану поручают знакомить Дикаря с благами цивилизации, которые его не поражают. Он постоянно цитирует Шекспира, который рассказывает о вещах более удивительных. Но он влюбляется в Линайну и видит в ней прекрасную Джульетту. Линайне льстит внимание Дикаря, но она никак не может понять, почему, когда она предлагает ему заняться “взаимопользованием”, он приходит в ярость и называет ее блудницей.

Бросить вызов цивилизации Дикарь решается после того, как видит умирающую в больнице Линду. Для него это – трагедия, но в цивилизованном мире к смерти относятся спокойно, как к естественному физиологическому процессу. Дeтeй c сaмoгo рaннeгo вoзpaстa водят в палаты к умирающим на экскурсии, развлекают их там, кормят сладостями – все для того, чтобы ребенок не боялся смерти и не видел в ней страдания. После смерти Линды Дикарь приходит к пункту раздачи сомы и начинает яростно убеждать всех отказаться от наркотика, который затуманивает им мозги. Панику едва удается остановить, напустив на очередь пары сомы. А Дикаря, Бертрана и его друга Гельмгольца вызывают к одному из десяти Главноуправителей, его фордейшеотпу Мустафе Монду.

Он и разъясняет Дикарю, что в новом мире пожертвовали искусством, подлинной наукой, страстями ради того, чтобы создать стабильное и благополучное общество. Мустафа Монд рассказывает о том, что в юности он сам слишком увлекся наукой, и тогда ему предложили выбор между ссылкой на далекий остров, где собирают всех инакомыслящих, и должностью Главноуправителя. Он выбрал второе и встал на защиту стабильности и порядка, хотя сам прекрасно понимает, чему он служит. “Не хочу я удобств, – отвечает Дикарь. – Я хочу Бога, поэзию, настоящую опасность, хочу свободу, и добро, и грех”. Гельмгольцу Мустафа тоже предлагает ссылку, добавляя, правда, при этом, что на островах собираются самые интересные люди на свете, те, кого не удовлетворяет правоверность, те, у кого есть самостоятельные взгляды. Дикарь тоже просится на остров, но его Мустафа Монд не отпускает, объясняя это тем, что хочет продолжить эксперимент.

И тогда Дикарь сам уходит от цивилизованного мира. Он решает поселиться на старом заброшенном авиамаяке. На последние деньги он покупает самое необходимое – одеяла, спички, гвозди, семена и намеревается жить вдали от мира, выращивая свой хлеб и молясь – Иисусу ли, индейскому ли богу Пуконгу, своему ли заветному хранителю орлу. Но как-то раз кто-то. случайно проезжавший мимо, видит на склоне холма страстно бичующего себя полуголого Дикаря. И снова набегает толпа любопытных, для которых Дикарь – лишь забавное и непонятное существо. “Хотим би-ча. Хотим би-ча!” – скандирует толпа. И тут Дикарь, заметив в толпе Линайну, с криком “Распутница” бросается с бичом на нее.

На следующий день пара молодых лондонцев приезжает к маяку, но, войдя внутрь, они видят, что Дикарь повесился.

(Пока оценок нет)

Роман "О дивный новый мир", краткое содержание которого есть в этой статье, написан английским писателем Олдосом Хаксли. Книга впервые была издана в 1932 году. Заглавием стала фраза из пьесы Уильяма Шекспира под названием "Буря".

Мировое Государство

Действие романа "О дивный новый мир", краткое содержание которого вы сейчас читаете, перенесено в вымышленное Мировое Государство. На дворе 632 год так называемой эры стабильности, или эры имени Форда, как ее тут многие называют.

Форд - это реальный исторический персонаж, основавший в начале XX века знаменитую автомобильную империю. Теперь его почитает в качестве самого Бога. В обиходе его так и называют: "Господь наш Форд".

В обществе, описанном в романе "О дивный новый мир" (краткое содержание это подтверждает), царит технократия. Дети появляются на свет не от мамы с папой, а вырастают в специальных инкубаторах, яйцеклетки оплодотворяют искусственным способом.

Что интересно, детей выращивают в разных условиях. Так получается несколько обособленных классов. К альфам относятся будущие представители элитарного класса, как правило, они работают не руками, а головой. Есть также беты, гаммы, дельты и эпсилоны. Последние - представители низшей касты, которые способны только однообразно и монотонно трудиться.

В самом начале зародыш выдерживается в строго определенных условиях. А само рождение представляет собой появление на свет из стеклянной бутылки. Это называют Раскупоркой. С младенческого возраста детей по-разному воспитывают. В каждой касте вырабатывается пиетет к более привилегированным классам и презрение к низшим кастам. Чтобы проще отличать друг друга, каждая каста носит костюмы определенного цвета. Эпсилоны одеваются в черное, а альфы - в серое.

Стандартизация общества

Роман "О дивный новый мир" (читать краткое содержание быстрее, чем произведение целиком) об обществе, в котором за главный принцип взята стандартизация. Девиз, под которым живет планета, включает в себя три составляющих: Стабильность, Одинаковость и Общность. Все вокруг подчиняется целесообразности во благо окружающих и самой цивилизации.

Прочитав эту статью, вы узнаете, о чем "О дивный новый мир". Краткое содержание дает исчерпывающее представление об этом. Истины, на которых построено общество, внушаются детям еще во сне. Их записывают на уровне подсознания. Поэтому, когда взрослый человек сталкивается с проблемой, он тут же извлекает из своего подсознания спасительный рецепт, заложенный туда еще во младенчестве.

Еще одна особенность этого мира - жить сегодняшним днем, не оглядываясь на опыт предыдущих поколений. Как будто забыв об истории человечества.

Отношение к дофордовскому миру

В романе "О дивный новый мир" (краткое содержание поможет быстро освежить в памяти сюжет) к дофордовскому миру относятся с пренебрежением. Царившие в то время страсти и эмоции, как считают современники, только мешали человеку реализовать себя в полной мере.

Тогда у каждого были родители, свой дом, много близких, но приносило это только одни страдания. Девиз нового времени гласит, что любой человек принадлежит не себе, а обществу, в котором он живет. Любовные переживания остались в прошлом, с раннего возраста детей приспосабливают к эротическим играм, чтобы они воспринимали секс только как способ наслаждения. А также вкладывают уверенность, что лучше всего менять этого партнера как можно чаще.

В этом мире отсутствует искусство. Существует только индустрия развлечений. Это электронный гольф, синтетическая музыка, фильмы с самым банальным развитием событий, наблюдая за которыми можно ощутить, что происходит с героями на экране. А когда у человека портится настроение, ему доступен легкий наркотик, который тут называют "сомы". Одного грамма достаточно, чтобы успокоиться и повеселеть.

Главные герои

Главный герой романа Хаксли "О дивный новый мир" (в кратком содержании уделим ему особое внимание) - Бернард Макс. Он относится к высшей касте альф-плюсовиков. Но при этом заметно отличается от своих товарищей.

Он слишком меланхоличен, часто погружается в себя, подвержен романтике. При этом он не любит популярных спортивных игр, из-за чего остается хилым и тщедушным. Есть мнение, что, когда он был в инкубаторе для зародышей, вместо кровезаменителя ему случайно впрыснули спирт. Рассказывают, что такое бывает.

Важная героиня романа "О дивный новый мир", краткое содержание которого вы сейчас изучаете, - Линайна Краун. Она относится к классу бета. Она стройна, привлекательна и сексуальна. Ее привлекает Бернард, хотя поведение Макса для нее часто непонятно.

Ее веселит, когда она начинает при окружающих обсуждать планы их отдыха. Макс при этом сильно смущается. Но она очень хочет поехать с ним в заповедник в Нью-Мексико, куда очень сложно попасть. Поэтому старается не обращать внимания на такие мелочи.

Поездка в заповедник

Заповедник занимает важное место в романе "О дивный новый мир". Краткое содержание произведения напомнит тем, кто читал роман, что именно там остались так называемые дикие люди. Так называют тех, кто живет так же, как и все человечество до эры Форда.

Они до сих пор рождаются от живых родителей, испытывают чувства друг к другу, стареют и умирают. В новом мире они оказываются в индейской резервации.

Именно там Линайна и Бернард встречают странного дикаря. Он совсем не похож на окружающих его индейцев, белокурый и при этом говорит на чистом английском, правда, устаревшем. Секрет дикаря оказывается в том, что он наткнулся на книгу Шекспира, которую выучил практически наизусть.

История дикаря

В дальнейшем выясняется, что родители дикаря, как Бернард и Линайна, когда-то также приехали на экскурсию в заповедник. Их звали Томас и Линда. Прямо в резервации их застала сильная гроза, выбраться в цивилизованный мир удалось только Томасу. Все решили, что Линда погибла.

Но ей удалось выжить и обосноваться в резервации. Там у нее родился сын, забеременела она еще в цивилизованном мире. Из-за этого Линда и не захотела возвращаться. Ведь по правилам современного общества родить ребенка - самый большой грех.

Она стала много пить, индийский мескаль помогал ей забыть о проблемах. Индейцы относились к ней с пренебрежением, потому что она развратно вела себя, сходясь с самыми разными мужчинами. Она помнила, что совокупление в мире Форда - это только наслаждение. В индейском же обществе это считалось распутством.

Выезд в свет

Роман "О дивный новый мир" (краткое содержание на "Брифли" тоже есть) рассказывает о том, что Бернард решил вывезти Линду и Джона, так звали дикаря, в Заоградный мир.

Когда это удается, к Линде окружающие по-прежнему относятся с отвращением, ведь она стала матерью, а вот Джон превращается в местную диковинку. Бернард знакомит его с благами цивилизации. Но его сложно удивить. В ответ он только цитирует Шекспира.

Вскоре Джон влюбляется в Линайну, принимая ее за прекрасную Джульетту. Девушка не прочь оказать ему ответные знаки внимания, но когда она предлагает ему близость, Джон свирепеет и называет ее блудницей. Линайна снова в недоумении.

Вызов цивилизации

Вскоре Линда умирает в больнице. Для Джона это трагедия, а вот окружающие воспринимают смерть как естественный физиологический процесс. Их этому учат с самого детства.

Пережив смерть матери, дикарь начинает убеждать окружающих отказаться от сомы, потому что она способна только затуманить мозг. Народ впадает в панику, людей с трудом удается успокоить, а дикаря и Бернарда вызывают к одному из главноуправителей Монду.

Монд разъясняет им, что в новом мире не случайно отказались от искусства и подлинной науки. Только так удалось создать благополучное и стабильное общество. Монд признает, что сам в юности увлекался наукой, но, когда ему предложили сделать выбор - стать главноуправителем или отправиться в ссылку на остров, где собирают всех инакомыслящих, сделал выбор в пользу комфорта. Теперь он гарант стабильности и порядка.

Дикарь уходит из цивилизации

Не найдя понимания в окружающих, Джон уходит из цивилизованного мира. Он селится на заброшенном авиамаяке. Покупает только самое необходимое и начинает выращивать хлеб, молиться. Только неизвестно кому - Иисусу Христу или индейскому богу Пуконгу.

Проезжающие мимо люди как-то замечают дикаря, который бичует себя на склоне холма. Тут же возникает толпа любопытных. Для них это снова только развлечение. Среди них дикарь замечает Линайну, которая вместе с остальными скандирует: "Хотим бича". Он бросается на нее с криком: "Распутница". Так бесславно заканчивается его недолгая история.

На следующий день его находят мертвым на маяке. Дикарь повесился.

Серия: 1 книга – О дивный новый мир

Год издания книги: 1932

Книга Олдоса Хаксли «О дивный новый мир» стала образцом антиутопий для нескольких поколений. Этот роман не раз попадал в разнообразные рейтинги 100 лучших книг прошлого столетия, роман не раз экранизировался и даже запрещался в некоторых странах. В 2010 году Американская ассоциация библиотек даже включила роман в список «Самых проблемных книг». Тем не менее интерес к этому произведению Олдоса Хаксли все так же высок, а читатели относят его к тем книгам, которые меняют их мировосприятие.

Сюжет книги «О дивный новый мир» кратко

В книге Хаксли «О дивный новый мир» читать можно о событиях, развивающихся примерно в 2541 году. Но это по нашему летоисчислению. Согласно местного летоисчисления это 632 год Эры Форда. На нашей планете создано единое государство все граждане которой счастливы. В государстве существуют кастовая система. Все люди разделены на альфы, беты, гаммы, дельты и эпсилоны. Причем каждая из этих групп может иметь еще знак плюс или минус. Член каждой группы людей имеет одежду определенного цвета и зачастую отличить людей из разных групп можно чисто визуально. Добиваются этого за счет того, что все люди выращиваются искусственно на специальных заводах. Здесь им искусственно задают требуемые физические и интеллектуальные характеристики, а затем в процессе воспитания внушают нужные качества, такие как призрение к низшей касте, преклонение перед высшей кастой, неприятие индивидуальности и многое другое.

На одном из таких заводов и работают главные герои книги Олдоса Хаксли «О дивный новый мир». Бернард Макс – доктор по гипнопедии, алфа-плюсовик и медсестра бета Ленайна Краун, которая работает на конвейере производства людей. Сюжет начинает разворачиваться, когда эти двое летят из Лондона в Нью-Мексико в специальный заповедник, где люди живут как раньше. Здесь они встречают молодого человека Джона, который отличается от других индейцев. Как оказывается он рожден естественным путем, бетой Линдой. Линда так же была здесь на экскурсии, но во время бури потерялась. Затем она родила ребенка, зачали которого еще до попадания в резервацию. Теперь она предпочитает спиваться в заповеднике, чем показаться в современном обществе. Ведь мать это одно из самых страшных ругательств.

Бернерад и Ленайна решают забрать Дикаря и Линду с собой в Лондон. Линду помещают в больницу, где она умирает от передозировки наркотиком – сомой. Этот наркотик в современном обществе употребляют для снятия стресса. Дикаря же пытаются познакомить с благами современного мира. Но он вырос на , поэтому ему чужды современные взгляды. Ему нравится Ленайна, но ее свободное отношение к любви его страшит. Он пытается донести до людей такие понятия как красота, свобода, любовь и в порыве гнева разбрасывает таблетки наркотиков во время их ежедневной раздачи. Утихомирить его пытаются Бернард и его друг Гельмгольцем. В итоге всех троих арестовывают и препровождают к Главноуправителю Западной Европы – Мустафе Монду.

В кабинете и Монды происходит увлекательный разговор. Оказывается, у этого человека так же развита индивидуальность. Когда его поймали, то предложили либо место управителя, либо быть сосланным на острова. Он выбрал первой и теперь стал рупором «счастливого общества». В результате Бернарда и Гельмгольцема ссылают на острова, и Мустафа им практически завидует, ведь там столько интересных людей, а Джон решает жить отшельником.

Главный герой книги «О дивный новый мир» Хаксли селится в заброшенной башне, сам выращивает хлеб и занимается самобичеванием, дабы забыть Ленайну. Однажды его самобичевание видят с вертоплана. На следующий день уже сотни вертапланов хотят посмотреть на это зрелище. Среди них и Ленайна. В порыве чувств он бьет ее бичем. Это вызывает всеобщую оргию в которой участвует и Джон. На следующий день его нашли повешенным в собственной башне.

Что же касается по книге Олдоса Хаксли «О дивный новый мир» отзывов, то они практически единогласно носят положительный характер. Тот мир, который выстроил писатель, кажется очень жизнеспособным и для некоторых даже привлекательным. Его часто называют доработанным миром , но он во многом и отличается. Книга достаточно тяжелая, но ее сюжет увлекает и заставляет задуматься. Исходя из этого роман «О дивный новый мир» читать обязательно просто всем, кто жаждет примерять на себе мир абсолютного совершенства.

Роман «О дивный новый мир» на сайте Топ книг

Книгу Олдоса Хаксли «О дивный новый мир» читать популярно вот уже не одно поколение. И она по праву занимает высокое место среди . Кроме того, благодаря своему фантастическому содержанию она попала в наш , а также в рейтинг . И учитывая интерес к произведению - это далеко не предел, и мы еще не раз увидим ее на страницах нашего сайта.
О дивный новый мир: