О духовнике и старцах. Любому ли христианину нужен духовный руководитель

Происхождение имени Милица . Имя Милица русское, славянское, православное.

Краткая форма имени Милица . Цица, Мила, Милена, Миля, Милочка, Милка.

Имя Милица славянское имя, означающее «милая». Является самостоятельным именем. Часто употребляется как краткая форма имен Мила, Милана, Милада и других имен, начинающихся на «мил-», которым является родственным именем.

Имя Милица есть в православных святцах. Сербская православная церковь причислила Милицу к лику святых. Также ее называют еще Святая Милица и Княжна Сербская.

Святая Милица была женой святого князя Лазаря, погибшего во время великой Косовской битвы (1389 г.), когда защищал Святую Церковь от мусульман. Милица управляла страной, пока не подрос ее сын Стефан (Высокий). После этого она ушла в Жупаневачский монастырь, получила там имя Евгения. В 1402 году сын на время покинул страну, и она, несмотря на монашеский чин, взяла бразды управления государством. Святая Милица заботилась о вдовах, принимая в монастырь многих жен, чьи мужья-воины пали на поле брани; помогала строить и поддерживала многие монастыри и церкви. В конце жизни приняла великую схиму с именем Евфросинии. После своей кончины совершила множество чудес. Ее мироточивые мощи исцелили много больных.

Описание значения имени - смотрите имя Милена.

Именины Милицы

Известные люди с именем Милица

  • Милица Сербская ((ок. 1335 - 1405) жена сербского князя Лазаря Хребеляновича, происходит из княжеской династии Неманичей (её отец - князь Вратко, в народной традиции известен как Юг-Богданович) ; святая)
  • Милица Корьюс ((1909 – 1980) певица (колоратурное сопрано) и актриса, блестящая исполнительница роли Карлы Доннер в музыкальном фильме «Большой вальс» (1938), за эту работу она была номинирована на премию «Оскар»)
  • Элен Вальер (Валье) ((1932 – 1988) псевдоним; урожденная - Элен де Полякофф, и о ком знают также под именем Милица Полякова-Байдарова, французская актриса, сестра Марины Влади)
  • Милица Николаевна ((1866 - 1951) Великая княгиня, супруга великого князя Петра Николаевича, урождённая черногорская княжна из династии Петрович-Негош, дочь черногорского князя Николы I Петровича и Милены Вукотич; сестра великой княгини Анастасии Николаевны, тетка княжны императорской крови Елены Петровны)
  • Милица Йовович (Милла (Милица) Йовович, более известная как Милла Йовович; американская актриса черногорско-русского происхождения, музыкант и модель)
  • Милица Матье ((1899 - 1966) египтолог, искусствовед и историк)
  • Милица Янкович ((1881 - 1939) сербская писательница, писала в том числе и детские книги)
  • Милица Нечкина ((1901 - 1985) советский историк, академик АН СССР (1958), академик АПН СССР (1966), лауреат Сталинской премии второй степени (1948))

Время от времени каждый человек испытывает необходимость обратиться за советом. Так, поиск работы, проблемы в отношениях, травля в школе или первая влюбленность - это лишь несколько из множества обстоятельств, в которых вам может потребоваться совет бывалого человека. Если нужно обратиться за советом в письменном виде, то рассмотрите все отличия от разговора лицом к лицу: заранее оцените ситуацию, сообщите всю необходимую информацию и задайте уместные вопросы.

Шаги

Как составить письмо

    Представьтесь. Если вы еще не знакомы с человеком, то в самом начале следует представиться и написать небольшой абзац о себе (после приветствия). Опишите себя в нескольких предложениях и сообщите сведения, которые касаются причины вашего письма.

    • Например, если вы обращаетесь к эксперту-консультанту за советом по воспитанию ребенка, то можно написать следующее: “Меня зовут Анна Петрова, мне 36 лет и я воспитываю двух дочерей”. Если вы не спрашиваете о том, как правильно воспитывать детей при полной занятости на работе, то необязательно указывать, где и кем вы работаете.
    • Если вы не знакомы с человеком, то кратко опишите, как вы о нем узнали. Например, напишите “Обращаюсь к вам по совету [имя человека]. Она полагает, что вы способны помочь мне”.
  1. Укажите причину письма. После информации о себе (если необходимо) переходите прямо к сути письма. Сразу укажите причину, которая побудила вас написать письмо. Существует ряд способов вежливо начать письмо:

    • ”Пишу вам, чтобы узнать, не могли бы вы мне помочь в следующем…”;
    • ”Буду признательна, если вы поможете мне советом в такой ситуации…”;
    • ”Хочу обратиться к вам за советом”;
    • ”Возможно, вы могли бы помочь мне разобраться в одной проблеме”.
  2. Конкретно очертите желаемый совет. Составьте 3–5 вопросов, на которые вы хотите получить ответы. Не составляйте длинный список из сложных вопросов, для ответов на которые требуется много времени. Пишите кратко и по существу, чтобы увеличить вероятность ответа на ваше письмо.

  3. Кратко поясните, почему вам не удается достичь цели своими силами. Если ваш вопрос касается некой проблемы или ситуации, которую не удается решить самостоятельно, то лаконично опишите все, что вы уже предпринимали, а также возможные причины неудач.

    • Советчику важно знать, что причина неудачи заключается не в вашей лени, а вам действительно нужна помощь. Также это позволит сэкономить время и силы, поскольку теперь человек не станет предлагать те варианты, которые вы уже испробовали.
    • Например, если вам нужен совет о том, как реагировать на обидчиков в школе, то напишите: “В школе меня часто обижают хулиганы. Как мне нужно вести себя, чтобы они прекратили надо мной издеваться? Как помочь другим школьникам, которых тоже обижают? Что делать, чтобы подобные ситуации происходили не так часто?”
  4. Будьте лаконичны. Вряд ли вы дождетесь ответа, если составите очень длинное и подробное письмо. Ни у кого нет времени читать и разбираться в письмах большого объема. Ответ на такое письмо также должен быть объемным, чтобы рассмотреть все затронутые вами вопросы. Краткий текст письма - лучший способ получить ответ, особенно при обращении к известному человеку или знаменитости.

    • Как правило, объем письма не должен превышать 300–400 слов. Такой объем позволяет кратко представиться и описать волнующие вас проблемы.
  5. Напишите заключительные слова. В завершение письма следует написать: “Заранее благодарен”. Также не помешает указать несколько способов связаться с вами. В конце важно выразить свою благодарность за внимание и возможное участие. Важно помнить, что человек не обязан помогать вам, поэтому он заслуживает благодарности, даже если просто прочитает ваше письмо.

    • Например, напишите: “Благодарю Вас за уделенное время. Я понимаю, что у Вас много дел. Мне очень важен любой совет. Если потребуется, то с радостью расскажу подробности по телефону или за чашкой кофе. В конце письма я укажу все свои контактные данные”.

    Важные элементы письма

    1. Приветственная часть. Приветствие располагается в самом начале письма и показывает, кому оно адресовано. Если письмо адресовано незнакомому человеку, то приветствие должно быть официальным. При близком знакомстве с человеком можно использовать более неформальное обращение, но никогда не забывайте об элементарной вежливости.

      • Например, обратитесь к незнакомому человеку так: “Уважаемый [имя и отчество человека]!” или “Здравствуйте, [имя и отчество человека]!” В менее официальном письме можно написать “Дорогой [имя человека]!”
    2. Прощальная часть. Прощание или завершающая часть включает пожелания добра, а также ваше имя. Если письмо написано от руки, то имя можно написать печатными буквами через пару строк после прощания, а затем в пустых строках поставить свою подпись. Если письмо напечатано на компьютере, то после прощания и перед именем добавьте несколько пустых строк, напечатайте письмо и поставьте свою подпись.

    3. Контактные данные. В нижней части письма (уже после имени) укажите свой номер телефона, адрес электронной почты и другие способы связаться с вами. Обязательно приложите адрес электронной почты или номер телефона. Если вы надеетесь получить в ответ обычное письмо, то разборчиво укажите свое имя и обратный адрес на конверте.

      • Приложите к письму уже подписанный конверт с необходимым количеством марок, чтобы ваши шансы получить ответ возросли. В таком случае советчику нужно будет лишь написать свой ответ и вбросить письмо в почтовый ящик.

    Как выбрать адресата

    1. Составьте список людей, которые могут вам помочь. Если вам нужен совет на конкретную тему, то следует обращаться к тем людям, у которых имеется подобный опыт и знания. Например, за советом по лечению болезни лучше обратиться к медсестре или знакомому врачу.

      • Если вы хотите стать автором-документалистом, то попробуйте составить список заслуженных писателей, издателей или агентов, к которым можно обратиться за советом.
      • Указывайте имена ваших знакомых и тех, кого вы не знаете лично. Это могут быть учителя или преподаватели, бывшие начальники и коллеги, известные люди из сферы, которая вас интересует или даже автор колонки советов в газете.
      • Не забывайте о родственниках. Наши родители и бабушки с дедушками имеют богатый жизненный опыт. Они всегда могут дать полезный совет. Если не удается придумать адресата, то вспомните о родственниках.
      • Конечно, можно обратиться за советом к знаменитостям, но вероятность получить ответ будет чрезвычайно низкой. Даже если вы получите ответ, то вряд ли он будет написан этим человеком. Например, если обратиться за советом к Президенту, то ответ будет написан стажером или другим сотрудником отдела по связям с общественностью. Более того, ответ обычно представляет собой общие фразы, в которых не будет ответа на ваш вопрос.
    2. Подумайте, какой ответ вы желаете получить. Перед выбором адресата необходимо решить для себя, какой ответ вы надеетесь получить. Вам действительно нужен совет или вы хотите завести новые знакомства в определенной сфере?

      • Например, советчик может познакомить вас со специалистами в данной области, научить искать ответы на подобные вопросы или просто написать ответ.
      • Некоторые люди из списка могут иметь обширные знакомства и необходимые навыки, которых нет у других. Если вам нужен лишь совет, то напишите тому, с кем вы знакомы лично, или автору колонки советов в газете.
    3. Соберите информацию о потенциальных советчиках. Такой шаг не потребуется, если вы пишете письмо своему знакомому. Если же вы не знакомы с человеком, то соберите информацию, чтобы убедиться, что он действительно сможет вам помочь.

      • Например, если вам требуется совет в вопросе отношений, то узнайте, имеет ли потенциальный адресат специальное образование или опыт работы семейным психологом.
      • Такой анализ поможет сэкономить время. Например, автор колонки советов - неплохой выбор адресата, но каждый из них специализируется в разных темах. Один автор специализируется в отношениях, другому интересны поделки и творчество, третий разбирается в бытовых вопросах.
    4. Подумайте, зачем человеку помогать вам. Если работа школьного психолога заключается в том, чтобы давать советы, то другие люди из вашего списка могут не сталкиваться с такими просьбами изо дня в день. Задумайтесь, что может подтолкнуть человека помочь вам? Чем можно заслужить такое внимание? Можно взывать к добродетельности или предложить взамен собственные услуги.

      • Например, напишите знакомому человеку: “Я знаю, что у тебя хватает забот без моих вопросов, но полагаю, что именно ты сможешь мне помочь. В знак благодарности с радостью испеку вкусный торт”.
      • Если человек не знаком с вами, то можно предложить компенсацию за услуги (если у вас есть такая возможность).
    • Если вы используете традиционную почту, то разборчиво напишите имя и адрес получателя на конверте. Также укажите свое имя и обратный адрес на случай, если письмо нужно будет вернуть вам. Используйте необходимое количество марок.
    • Письмо от руки следует писать аккуратным и разборчивым почерком. Никто не станет отвечать на неопрятное и неразборчивое послание. Напечатайте письмо с помощью программы для работы с текстами, чтобы придать ему изящный и аккуратный вид.
    • Если вы хотите отправить письмо по электронной почте, то следуйте тем же правилам, что и при составлении обычного письма.

    Предупреждения

    • Следует понимать, что во многих случаях не приходится рассчитывать на ответ, особенно при обращении к знаменитости или популярному автору колонки советов, которые получают тысячи писем и сообщений каждый день.

С первой лекцией для друзей милосердия, добровольцев и всех желающих в лектории в поддержку Общества друзей милосердия в конференц-зале Первой Градской больницы выступил прот. Владимир Воробьев, ректор Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Он рассказал о старцах, с которыми был лично знаком. После лекции отец Владимир ответил на вопросы о духовниках и старцах.

«Мы очень благодарны отцу Владимиру за то, что он согласился прийти на нашу первую беседу, которая проводится для друзей милосердия.
Общество друзей милосердия было создано почти год назад, в день памяти святого Иоанна Милостивого, — сказал во вступительном слове к лекции прот. Аркадий Шатов, председатель Комиссии по церковному социальному служению, настоятель храма царевича Димитрия при Первой Градского больнице. – Оно было создано в связи с кризисом, нам перестало хватать средств на дела милосердия. Наши детские дома, патронажная служба, богадельня, сестры по уходу, которые работают в разных больницах, школа, в которой учатся дети из детских домов и многодетных семей – все эти наши подразделения перестали получать достаточное финансирование от наших благотворителей. Поэтому мы решили создать общество, объединяющее людей, готовых пожертвовать сотую часть своих доходов для помощи тем, кто нуждается. Благодаря малым пожертвованиям этих небогатых людей мы просуществовали же год. Мы уже давно обещали нашим друзьям милосердия устраивать беседы с известными священниками на интересные нашим друзьям темы. И вот сегодня отец Владимир пришел к нам, чтобы начать этот цикл бесед».

Как быть, если при большом уважении и благодарности к духовнику, нет взаимопонимания с ним, и есть желание перейти к другому духовнику, к которому чувствуешь большую близость. Это неправильно?
Что значит, нет взаимопонимания с духовником? Это ведь может быть по-разному. Бывает, что у людей настолько разный темперамент, настроения, что они друг друга просто не понимают. Так в жизни бывает довольно часто. Духовники — это, по большей части, не святые люди, очень хорошие люди, но не святые, поэтому может быть не достигается такое взаимопонимание, какое хотелось бы достигнуть. Со святыми людьми это всегда легче, потому что у святых людей темперамент, характер уходят на второй план, сильнее действует благодать. Так что, такое может быть и может быть, что с другим священником легче возникает контакт, взаимопонимание.

Я думаю, что в ряде случаев можно откровенно сказать об этом духовнику и, по благословению, можно перейти к тому священнику, с которым есть контакт. Ведь отношения с духовником имеют очень большое значение для духовной жизни человека. Если не получается с этим духовником, а может получиться с другим, то из каких-то формальных запретов, что нельзя менять духовника (а такое мнение у нас распространено), из таких запретов исходить нельзя, мне так кажется.

Но дело в том, что духовник тебя обличает в каких-то недостатках, в каких-то страстях. Бывает, что духовник очень занят, у него не хватает времени, сил. А ты это воспринимаешь на свой счет: духовник относится ко мне плохо. И если человек по таким соображениям идет к другому духовнику, то это большая ошибка.

Если спросить своего духовника: «Батюшка, я не нахожу с вами взаимопонимания, а с другим батюшкой у меня полный контакт. Благословите уйти», и он скажет: «Конечно, иди и поскорее!» — это способ решения вопроса не очень подходящий. В таких случаях обычно ищут какого-то третейского совета. Если удастся найти духовного человека, старца (сейчас уже очень мало таких старцев), но надо найти третьего человека, который может понять, и с ним посоветоваться, как быть. Чтобы не полагаться на свои пристрастия, свои страстные душевные движения, чтобы основываться не на них, иначе может быть большая ошибка. Связь с духовником очень важна. Если ты ему очень благодарен, если он очень уважаем тобой, если тебя Господь к нему привел когда-то, то это не просто так. И рвать эту связь просто так, потому что что-то стало трудно, — нельзя. Трудности не значат, что надо сразу перебегать к другому, с которым может быть будет легче, а может быть и не будет. Так что торопиться в таких вещах не следует, а надо быть очень осторожным.
Но в принципе, я думаю, что такие случаи бывают, и это вполне естественно. И можно их решать.

Батюшка, а почему Вы ездили по разным старцам? Может быть Вас что-то не устраивало? Были ли у старцев друзья?
У старцев друзья, я думаю, могут быть. Почему бы нет. У святых бывали друзья, даже у Христа были друзья.

Почему я ездил к старцам? Вы знаете, я мало ездил. Я вполне мог побывать еще у многих старцев-современников. Я мог побывать у владыки Афанасия (Сахарова). Я себе не могу простить до сих пор, что я к нему не поехал. Мог бы побывать еще у многих замечательных старцев. Но мне всегда было стыдно, я думал: «У меня есть духовный отец, он мне все говорит, у меня нет вопросов, которые я мог бы задать еще и старцу, что я буду старца отвлекать и собой нагружать?» Я поэтому не ехал. А теперь я очень жалею, потому что, если есть возможность увидеть святого человека, то никогда не упускайте эту возможность. Это самое дорогое в жизни. Даже хотя бы увидеть его, взглянуть на него, рядом постоять — это самый драгоценный опыт, который поставит все остальное на место в вашей душе и жизни. Поэтому я и ездил к старцам, когда можно было. Но я спрашивал отца Всеволода: «Можно ли мне поехать к отцу Тавриону?». Он благословлял: «Да-да, поезжай». Он никогда никакой ревности не проявлял и не думал, что я от него хочу уйти.

Я еще не сказал про отца Тихона Пелиха, которого мы с отцом Аркадием тоже знали близко. Он тоже был замечательным старцем. Мне с ним пришлось долго тесно общаться еще при жизни отца Всеволода.

Я думаю, если есть такая возможность, то нужно ездить к старцам, только это должны быть настоящие старцы. Не нужно подчиняться легкомысленному любопытству и действовать по принципу: куда народ идет, туда и я пойду. Так не нужно. Но если известно, что есть такой святой человек, то хорошо бы его увидеть.

Как Вам удалось познакомиться с теми людьми, о которых Вы сейчас рассказываете. Вы их как-то искали? А где сейчас найти старцев?
Я, например, видел прославленного недавно старца схиархимандрита Серафима (Романцова). Это Глинский старец, последние годы он провел в Сухуми. Это был великий старец, сейчас его на Украине причислили к лику святых. Как я его увидел? Очень просто. Мы летом поехали на Кавказ в путешествие, в конце перешли перевал и спустились в Сухуми, и естественно пришли в храм, а отец Серафим стоял в храме и исповедовал. Вот так я его увидел.
К отцу Тихону я попал, когда учился в семинарии и к отцу Всеволоду попасть не мог. А отец Тихон тогда служил в и к нему можно было попасть. И я к нему стал ходить.

К отцу Серафиму (Тяпочкину) я даже не помню как мы попали, специально или проездом. Но я о нем слышал от своих близких друзей и решил к нему поехать. У меня вопросов к нему никаких не было. Приехал, и там случайно оказались мои друзья – его духовные дети. Тогда еще молоденькая Наташа, теперь матушка Наталья Бояринцева, подвела меня к отцу Серафиму и говорит: «Батюшка, вот Володя. Мы давно знакомы». Он на меня смотрит и говорит: «Он священником будет, священником». Она говорит: «Володя мне книжки давал читать духовные». «Ну тем более».
Конечно, для меня это запомнилось и много значило. А вопросов у меня не было, я ничего не спрашивал. Но, конечно, такое общение запоминается на всю жизнь.

А сегодня к кому Вы посоветуете обратиться из старцев? Очень нужно.
А сегодня я не знаю к кому обращаться. Вот к отцу Илию многие обращаются. Отец Илий – замечательный батюшка. Но он очень болеет и теперь трудно стало к нему попасть. Многие называют сейчас каких-то других старцев. Но я их не знаю. Так получилось, что я теперь никого не знаю. Поэтому посылать к кому-то не могу.

Надо ли относиться к , как к старцу? Нужно ли искать совета старцев, если есть духовник? И в каких случаях?
Нет, не нужно относиться к духовнику, как к старцу, если он не старец. Нужно относится к нему как к духовнику. Это очень непросто и важно научиться это делать. Духовник, хотя он не старец, но он дается человеку от Бога. И в наше время найти настоящего духовника это тоже совсем не просто. Если Господь приведет вас к настоящему духовнику, если сможете стать настоящим духовным чадом, то это величайший Божий дар. Если у вас правильное отношение к духовнику то, тогда Господь будет указывать вам через него духовный путь и может быть будет открывать через него волю Божию, хотя у него и нет дара прозорливости. А вот для вас будет открываться, по вашей вере, так бывает очень часто.

Зависит это именно от того как вы к нему относитесь. К духовнику надо относиться с любовью ради Христа, а не с пристрастием. Относиться к духовнику с пристрастием — это грех. Это не только бесперспективно, но и очень опасно. Некоторые выбирают себе в качестве духовников тех батюшек, которые им почему-то больше нравятся. Иногда выбирают молодого и красивого, или еще почему-нибудь. Это неправильно. Отношения с духовником должны быть духовными, а не душевными.

К духовнику нужно относиться с доверием, бескорыстно, т.е. не надеяться получить от него что-то. Я имею ввиду не деньги и не подарки. Часто мы хотим оказаться в церкви на особом положении: если я буду ближе к батюшке, я приду и буду главным или главной. Это тоже корысть. Отношения должны быть бескорыстными. К духовнику нужно относиться со смирением. Задача духовника прежде всего указывать нам наши грехи, недостатки. Это значит делать нам больно. Это можно сделать только тогда, когда человек приходит с доверием и со смирением. Вот вы приходите к врачу, врач говорит: «Вам нужно укол сделать или операцию». И вы ему верите, и начинаете по послушанию мучиться и страдать – вас колят, режут, процедуры неприятные делают, потому что вы верите врачу и верите, что он делает это для вашего здоровья. Так же и к духовнику нужно относиться. Вот врач говорит: «Вы знаете, у вас серьезная болезнь». Теперь даже говорят больному о том, что у него рак. Кому это приятно? Вдруг тебе сообщают, что у тебя рак. Но также духовник говорит: «Ты знаешь, у тебя гордыня. Ты не умеешь себя вести, ты ведешь себя по-хамски». Это неприятно слышать. Но духовник должен нам такое говорить. А мы должны принимать это с благодарностью, с доверием, с желанием исправиться. Вот тогда это будут настоящие отношения.

А когда вы любите чтобы вас по головке гладили, это не духовное отношение, это корысть. Мы хотим, чтобы батюшка только утешал, ободрял и никогда никаких замечаний не делал, а как только он скажет что-то неприятное, значит батюшка плохой. «Батюшка испортился», — это очень часто приходится слышать. Раньше батюшка был хороший, а теперь он испортился.

Если есть духовник, так и слава Богу. Но если есть возможность попасть к святому человеку, к старцу, то я думаю, настоящий духовник не будет против, он обязательно вас к нему пошлет.


Бывает так, что даже очень хороший духовник затрудняется ответить на какой-то вопрос, дать какой-то совет. Действительно трудно бывает сказать, выходить замуж за этого или не выходить. Подходят очень часто: «Батюшка, благословите замуж». «За кого?» «Вот за этого». Думаешь: «Ой, Господи помилуй! Что же будет-то из такого брака!». А у них уже все налажено, они уже о свадьбе договорились. И у священника очень трудное положение. И бывает так, что священник не выдерживает характера и идет на поводу у своих духовных чад. Он говорит не то, что он должен сказать, он просто не может отказать. Это плохо. Священником быть, к вашему сведению, очень трудно. Трудно делать человеку больно, трудно говорить людям не то, что они хотят услышать.

Что делать духовному чаду в случае смерти духовника? Моя подруга говорит, что несколько настоящих духовников быть не может. И теперь у нее нет духовника, она ходит в разные храмы. Мысль что духовник больше не нужен, мне кажется странной и неправильной. Правильно ли это?
Думаю, что вы совершенно правы. У человека в течение жизни может быть несколько духовников. У меня было несколько очень хороших духовников.

Когда нужно идти к старцу, а когда к своему приходскому священнику?
Приходской священник — это уже третья категория священников. Они бывают совсем разные. Одно дело – духовник, другое — приходской священник. Не всякий приходской священник может быть духовником. Духовник — это духовный отец, тот человек, которому открыто ваше сердце, который вас знает, который постоянно за вас молится и страдает вашими болезнями. Он за вас перед Богом предстоит. Он берет на себя ответственность за вас, он не просто так вам говорит: «Так нельзя поступать», он мучительно ищет правильный путь для вас. А приходской священник может быть совсем и не интересуется вами. Это разные вещи. Поэтому, к кому лучше идти? Лучше к тому, кто вами серьезней занимается.
Если есть возможность поехать к старцу, к настоящему старцу, то это хорошо.

Если нет духовного отца, а нужно решить серьезный вопрос, к кому можно обратиться за духовным советом?
К духовному человеку, к духовному священнику. Нужно искать такого, наиболее опытного. Нужно помолиться, нужно поспрашивать, чтобы вам указали рассудительного, опытного духовника, который может посоветовать, и к нему можно пойти. Если вдруг никого не будет около вас… Я помню, спрашивал своего старца, а как быть, если совсем не к кому пойти, как, например, во время гонений. Он сказал так: «Помолись получше и потом начинай делать то, что тебе подскажет совесть, постарайся от всех страстей отрешиться и подумай, как по совести поступить. И начинай делать. И молись. Если будет что-то получаться, значит, есть воля Божья. А если молишься, начинаешь что-то делать и ничего не получается, значит воли Божьей нет». Мысль очень простая – если ты искренне от души, от всего сердца с сокрушением, с покаянием, со смирением молишься, просишь и стараешься, то Господь обязательно тебе укажет. Укажет просто в обстоятельствах жизни. Не оставит тебя в гибельном состоянии. Мы думаем, что вот все умерли, я один остался и погибну. Нет, Господь не оставит.

Как попасть к старцу, который принимает в настоящее время. И как не ошибиться. Обычно рассказывают об уже умерших. Это очень интересно, но нужен совет сейчас. Обратиться не к кому. Уже были скорби от неправильных советов.
Эта проблема была всегда и всегда будет. Могу вам сказать только по своему опыту одно. Я тоже в молодости много слышал о разных старцах и святых. Это были годы советской власти. И вокруг меня никого не было. Долгие годы у меня не было никакого духовника и я не знал, куда пойти. Я был верующим, но я даже не знал, в какой храм пойти. В те времена мы были очень запуганы. И родители нас пугали, говорили: «Будешь сейчас ходить в храм, выгонят из школы, из университета, а может и посадят». Так что мы боялись, священникам не доверялись, потому что среди них бывали осведомители. Смолоду я стал молиться: Господи: «Дай мне духовного отца». И потом еще просил, как я теперь понимаю, очень дерзновенно: «Покажи мне старца, у которого я могу узнать Твою волю. Я хочу поступать по Твоей воле. У кого мне спросить?» И я разделял духовного отца и старца. И молился я так много лет, и только потом, через десятки лет, я понял, что Господь буквально исполнил мою просьбу. У меня был и духовный отец, и был старец, который мне писал: «Такова воля Божия». И не какого-нибудь старца мне Господь дал, а именно такого, какого я просил, который мне волю Божию открывал.

Бог милостив. Если мы будем искать и просить от всего сердца, если мы просим доброго, если мы хотим по-настоящему хорошо поступить, устроить свою жизнь духовно, то Господь обязательно ответит. Может быть не сразу. Может быть, нужно помолиться, потрудиться. Но не надо в этом сомневаться ни одной минуты. Но если у вас будет такое желание, я глубоко убежден, в том что Господь не оставит без ответа.

Это нелегко, и это правильно, что нелегко. Если бы было легко, то мы бы это не ценили. Есть такая поговорка: «Что легко дается, то мало ценится».

Можно ли ездить к старцам и иметь желание исповедоваться у старца. Потому что они великие молитвенники.
Этот вопрос поставлен на мой взгляд немного легкомысленно. Такое доброе желание может быть и хорошо, но вы уже не понимаете что такое старец.

Старец, в том смысле, в котором мы говорили сегодня, это прежде всего очень замученный человек. Мы как-то сказали отцу Иоанну Крестьянкину: «Батюшка, молиться совсем некогда». А он отвечает: «Какая уж тут молитва – весь день разговариваешь, разговариваешь, а потом только один поклон на завтра можешь сделать. Никакой молитвы». Не остается сил и времени. Старцы измучены до последней крайности, старцы не исповедуют, им исповедовать некогда. Они отвечают покороче и побыстрее, если вы к ним попадете. А исповедоваться – у своих духовников.

Как узнать волю Божью. Я не могу выйти замуж?
Нужно молиться. Поискать нужно волю Божью, поспрашивать.

Есть ли сейчас в России старцы, подобные или Оптинским старцам?
На этот вопрос, я думаю, никто вам ответить не сможет. Потому что, кто такой преподобный Серафим Саровский, люди поняли через много лет после его кончины. Его канонизировали только через 70 лет. И то по прямой воле Государя Николая II, а Cинод был против канонизации. Вот сейчас, когда весь мир чтит преподобного Серафима, когда столько чудес произошло, теперь мы знаем кто это такой.
Есть такой образ: чтобы гору увидеть, нужно отойти достаточно далеко, а вблизи она не видна. Находясь вблизи старца, очень часто ты не понимаешь, кто перед тобой. Известно, что у старцев бывают очень тяжелые келейники или келейницы, которые не понимают, кто перед ними находится. И своих старцев буквально мучают. А потом проходит время и оказывается, вот какой святой был. Бог открывает святость и величие таких подвижников не сразу. Может быть, пройдет время, и мы узнаем, что жили рядом с великим святым – отцом Иоанном Крестьянкиным, например. Или кем-то еще. Но сейчас ответить на этот вопрос невозможно.

Любому ли христианину нужен духовный руководитель?
Я думаю, чтобы у каждого был духовный руководитель. Другое дело, что не каждый человек этого хочет. Если человек не хочет, то насильно такое руководство ему навязать невозможно. Он просто не будет слушаться, не захочет, чтобы кто-то им управлял, командовал. Он же свободный гражданин свободной страны! А если человек искренне ищет духовной жизни, то руководитель нужен.

Что говорили или советовали старцы, когда у человека скорби: бедность, трудности в личной жизни, проблемы с окружающими людьми. Когда скорби давят со всех сторон. По человечески ждать улучшений не приходится.
Говорили всегда: терпи, смиряйся и молись.

Бывает ли у старцев иерархия?
Иерархия это когда ты — директор, ты — заместитель директора, а ты — начальник отдела.
Такой иерархии у старцев не бывает. Но, конечно, бывают более великие и менее великие старцы.

Если не можешь выполнить благословение, насколько это страшный грех.
Бывает по-разному, смотря какое благословение. Вообще-то настоящее благословение дается такое, которое можно выполнить.

Можно ли к духовному отцу относиться как к старцу или это ошибка?
Если он не старец – это ошибка.