Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Двое рыбаков возились с лодкой (1) привязанной к корме (2) одного из баркасов (3) нагруженных (4) дубовой клёпкой и сандалом.
Пояснение (см. также Правило ниже).
Приведем верное написание.
Двое рыбаков возились с лодкой, привязанной к корме одного из баркасов, нагруженных дубовой клёпкой и сандалом.
1, 3 - выделение причастного оборота
3 - выделение следующего прич. оборота
То есть под цифрой 3 запятая одновременно обозначает конец первого и начало второго.
Запятые должны стоять на местах 1, 3.
Ответ: 13|31
Правило: Обособление определений и обстоятельств. Задание 17.
ОБОСОБЛЕНИЕ ОПРЕДЕЛЕНИЙ И ОБСТОЯТЕЛЬСТВ
В задании 16 от учащихся требуется умение видеть обособленные и необособленные второстепенные члены предложения и расставлять запятые в предложениях с обособлением. При том, что обособляться могут все второстепенные члены, в данное задание включены лишь случаи обособления/необособления определений и обстоятельств . Таким образом, в задании могут встречаться сочетания двух видов обособленных членов, и расстановка знаков препинания будет зависеть от особенностей обособления определений (см. пункт 16.1) и обстоятельств (см. пункт 16.2)
16.1 Обособленные определения. Основные понятия.
Обособленные определения - это выделенные по смыслу при помощи интонации и запятых определения.
Следовательно, необособленные - не выделенные запятыми и интонацией .
Выражаются как обособленные, так и необособленные определения чаще всего* полными формами прилагательных или причастий . Это согласованные определения , то есть оно согласуется в роде, числе и падеже со своим главным словом (= ГС) . Как обособленные, так и необособленные определения обозначают признак предмета (главного слова).
*Обратите внимание : случаи обособления несогласованных определений, выраженных именами существительными, в данном разделе не рассматриваются, так как задания ЕГЭ не содержат подобных примеров.
Если у определения нет зависимых слов, то это одиночное определение .
Если от определения можно задать вопрос к другому слову (словам), то есть при определении есть зависимые слова, его называют распространённым . Самый яркий пример распространённого определения- причастный оборот (=|ПО|) .
Пример 1 . Машина (какая?) (ГС) «скорой помощи» , |стоящая поперёк мостовой |, успела привлечь зевак. Определение к слову «машина» выражено причастием «стоящая»; от него мы задаём вопрос где? - к «поперёк мостовой». И причастие, и зависимые от него слова включаются в причастный оборот.
Пример 2 . Точно так же бывают обороты при имени прилагательном: На стекле (ГС) каком?, |серебряном от инея| , мороз нарисовал узоры . От прилагательного «серебряном» ставится вопрос от чего? к «от инея», следовательно, прилагательное и зависимое слово составляют определительный оборот(=|ОО|).
И причастный, и определительный оборот являются одним членом предложения - определением.
Если определений несколько, то они могут быть однородными , если они относятся к одному члену предложения и между ними есть (или можно вставить) союз И или есть запятые;
и неоднородными , если относятся к разным членам предложения и между ними нет или нельзя вставить союз И или нет запятых.
Приведём примеры распространённых однородных определений, выраженных причастными оборотами:
Пример 3 : Мальчишка , |катавшийся на санках| и |игравший с сестрёнкой| , оказался сыном нашего соседа.
К главному слову мальчишка относятся два распространённых определения, каждый из которых выражен причастным оборотом: «катавшийся» + зависимые слова и «игравший» +зависимые слова
Схема: ГС +(ПО и ПО) .
Как видите, между двумя однородными ПО запятая не ставится, по общему правилу употребления запятых при однородных членах, соединённых одиночным союзом И .
Пример 4 : В следующем примере распространённые определения не являются однородными, так как относятся к разным членам предложения:
Мальчишка , |катавшийся на санках| ,(1) и |играющий со своей дочкой| сосед оказались папой и сыном. Катающимся был мальчишка, а играющим - сосед.
Схема: ГС+ПО , И ПО+ГС . Если выбросить оба оборота, предложение не сломается: Мальчишка и сосед оказались папой и сыном . Запятая под номером 1, таким образом, нужна не для однородных определений, а для границы первого причастного оборота.
16.1.1. БАЗОВОЕ ПРАВИЛО обособления определений
Вернёмся ещё раз к примеру Мальчишка , |катавшийся на санках| , и |играющий со своей дочкой| сосед оказались папой и сыном.
Почему после слова «мальчишка» перед ПО (=причастным оборотом) стоит запятая, а перед словом «сосед» нет?
Существует ряд правил, регламентирующих это. Определим самое важное, практически единственное правило, которое нужно знать при выполнении задания 16 при работе с определениями.
Причастный (определительный) оборот всегда обособляется, если стоит после главного слова.
Вот по этой схеме обособление происходит всегда: ГС+ПО.
Пример 5 : Человек , |не помнящий прошлого| , лишает себя будущего. Обособился причастный оборот, стоящий после главного слова.
Пример 6 : Были слышны звуки , |похожие на стоны деревьев| . Схема: ГС+ОО.
Обособился определительный оборот, стоящий после после главного слова
Меняем местами ПО и ГС в приведённых предложениях:
Пример 7 .|Не помнящий прошлого| человек лишает себя будущего . Обособления нет, так как схема иная: ПО+ГС
Пример 8 . Были слышны |похожие на стоны деревьев| звуки . Обособления нет. Схема: ОО+ГС
Обратите внимание: Нет такого правила: причастный оборот выделяется запятыми . Совершенно необходимо соблюдение условий для его выделения.
16.1.2. ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ПРАВИЛА обособления определений
Нижеприведённые правила можно назвать дополнительными только с точки зрения необходимости для выполнения задания 16. Эти правила входят в школьный курс русского языка, обязательны для изучения, но в заданиях ЕГЭ написания, регламентированные данными правилами, не встречались.
1. Причастный оборот должен обособляться в позиции перед определяемым словом , если определение имеет значение причины или уступки .
Пример 9 : |Измученная многодневной засухой| , земля жадно утоляла жажду. (Почему земля утоляла жажду? Потому, что была измучена засухой.) Схема: ПО+ГС.
Пример 10 : |Украшенная блестящими шарами |, ёлка то и дело привлекала внимание котёнка. Почему елка привлекала внимание? Потому что была украшена. Схема: ПО+ГС.
Пример 11 : Выросший в нищете и голоде , Павел враждебно относился к тем, кто был в его понимании богатым. Почему так относился? Потому что вырос в нищете.
Схема: ПО+ГС.
Если значения причины нет, то оборот по общему правилу не выделяется.
|Повешенный на дерево| скворечник в этот же день оказался заселенным . (Нет причины, нельзя утверждать, что его заселили потому, что он оказался повешенным. Обособления нет, действует базовое правило.)
2.Обособление происходит всегда, если определение относится к личному местоимению.
Схема: ПО+(ГС=ЛМ). , где ЛМ личное местоимение.
Пример 12 |Увлечённый разговором| , он прислушался.
Пример 13 Разгорячённый и взволнованный , он вбежал в комнату.
Пример 14 Обогащенный новыми понятиями и чувствами он принялся перечитывать опять свои книги.
Очень часто эти два правила сочетаются в одном предложении:
Пример 15 Утомленный ходьбой по болоту, забрел я в сарай и заснул глубоко: с одной стороны есть причина (почему заснул?), с другой - главное слово-личное местоимение.
Вышеперечисленные правила относились к обособлению причастных и определительных оборотов.
Существует ещё один тип обособления, отличающийся от других.
3. Обособляются несколько нераспространённых определений, соединённых союзом и (или без него, с запятой), стоящие после главного слова.
Схема: ГС+Определение + И+ Определение.
Пример 16 Мартовская ночь , облачная и туманная , окутала землю.
Пример 17 Весенний дух , весёлый и беспутный , ходил повсюду.
Обращаем внимание на то, что в заданиях очень часто встречаются предложения с двумя−тремя причастными (определительными) оборотами, что усложняет процесс выделения их границ. При этом может получиться, что обороты либо последовательно идут друг за другом, либо встраиваются один в другой, либо находятся справа и слева от ГС. При этом в предложениях могут быть и будут необособленные определения, выраженные одиночными прилагательными, причастиями и местоимениями.
Приведём примеры разбора наиболее трудных предложений с обособленными и необособленными определениями
ПРИМЕР 1. Издали он увидел дом , |непохожий на другие| , |построенный каким-то итальянским архитектором| .
ПРИМЕР 2. Над ещё не улёгшимся после недавней бури бескрайним морем возвышалось небо , унизанное ярко мерцавшими звёздами .
16.2. Обособленные обстоятельства. Основные понятия
Обособленные обстоятельства - это одиночные деепричастия и деепричастные обороты . Деепричастие - особая форма глагола, отвечает на вопросы что делая? и что сделав?, относится всегда к глаголу и обозначает добавочное действие по отношению к основному. Например, в предложении Сделав большой круг по газетному переулку в Кисловке , Левин опять вернулся в гостиницу и, положив перед собой часы , сел, ожидая двенадцати. выделенные слова - деепричастия, подчёркнуты как обстоятельства вместе с зависимыми от них словами, то есть деепричастными оборотами (=ДО)
16.2.1 Основное правило обособления деепричастий и деепричастных оборотов.
В отличие от причастий и причастных оборотов, одиночные деепричастия и деепричастные обороты выделяются запятыми всегда, независимо от места их расположения .
Случаи, когда деепричастия не выделяются, то есть не обособляются, не влючены в задания ЕГЭ и не входят в объём информации, необходимой для выполнения задания 16.
16.2.2 Особые случаи. Постановка запятых при нескольких сказуемых или нескольких оборотах (одиночных деепричастиях).
Сложность заданий состоит зачастую в том, что в предложении могут быть различные комбинации сочетаний обособленных обстоятельств и сказуемых. Например, при одном сказуемом могут быть два (и более) ДО или одиночных деепричастия; могут быть два, три сказуемых, и каждому свой (свои) ДО. Рассмотрим эти варианты подробнее.
1. В предложении два однородных сказуемых, а деепричастный оборот относится к одному из них.
Пример 1. В кармане галифе Сергей нащупал крошки махорки и, осторожно стряхнув его содержимое в руку , завернул толстую неуклюжую цигарку .
В предложении два однородных сказуемых, ДО относится к сказуемому «завернул». Деепричастный оборот, находящийся после союза И , отделяется от него запятой (союзы не включаются в деепричастный оборот). Заметим, что ДО легко исключается из предложения, если границы оборота выделены верно, то предложение не сломается: В кармане галифе Сергей нащупал крошки махорки и завернул толстую неуклюжую цигарку.
2. Если к одному сказуемому относится несколько ДО , то есть при сочетании деепричастных оборотов, знаки препинания между ними расставляются так же, как и при однородных членах предложения:
Пример 2. Он пошел , пошатываясь и все поддерживая голову ладонью левой руки , а правой тихо дергая свой бурый ус . В предложении три однородных обособленых обстоятельства, относящихся к одному сказуемому, запятые перед И и перед А стоят/не стоят по правилу однородных членов.
3. Деепричастные обороты, относящиеся к разным глаголам-сказуемым, выделяются по отдельности:
Пример 3. Сергей, постояв еще минуту , медленно направился к груде угля и, аккуратно подстелив полу шинели , сел на большой кусок антрацита. Сказуемых два, к каждому относится свой деепричастный оборот.
Если рядом стоящие деепричастные обороты относятся к разным глаголам-сказуемым и союз и не включается в их состав, то каждый из них выделяется отдельно:
Пример 4 Он стоял , прислонясь к груде цибиков чая , и, бесцельно поглядывая вокруг себя , барабанил пальцами по своей трости, как по флейте . Извлечём ДО, чтобы убедиться в верной постановке знаков препинания. Он стоял и барабанил пальцами по своей трости, как по флейте.
Задание № 16. Знаки препинания в предложениях с обособленными членами.
Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(ы), на месте которой(ых) в предложе
нии должна(ы) стоять запятая(ые).
1. Созданный Блоком (1) «страшный мир» города и его Незнакомка (2) пугающая (3) и неодолимо
влекущая к себе (4) подавляют поэта.
2. Двое рыбаков возились с лодкой (1) привязанной к корме (2) одного из баркасов (3) нагружен
ных (4) дубовой клёпкой и сандалом.
3. В Крыму Васильев подолгу любовался горами (1) устремлёнными к солнцу (2) и (3) окутанны
ми розовой дымкой (4) деревьями.
4. Сейчас (1) смущённый (2) он стоял перед нами (3) теребя платок (4) и (5) чтото рассматривая
под ногами.
5. Над ещё не улёгшимся (1) после недавней бури (2) бескрайним морем (3) возвышалось небо (4)
унизанное (5) ярко мерцавшими звёздами.
6. Когда на село (1) расположенное в долине (2) легла широкая прохладная тень от горы (3) за
крывающей запад (4) народ собрался у белой старинной церкви.
7. Издали (1) он увидел дом (2) непохожий на другие (3) построенный (4) какимто итальянским
архитектором.
8. Ветви деревьев (1) сплетаясь жёсткими застывшими концами (2) печально звенят (3) переживая
(4) зимнюю стужу.
9. Прижимаясь к самой дороге (1) вокруг меня зеленел лес (2) изредка уступая место (3) порос
шим осокой (4) полям.
10. Нарядных бабочеккрапивниц (1) легко порхающих (2) или греющихся на солнце (3) можно
увидеть в природе (4) уже ранней весной.
11. Город (1) вдали сверкающий на солнце (2) синие леса (3) окаймляющие берега залива (4) каза
лись мне особенно торжественными.
12. Птицы (1) выбирая себе (2) спутников жизни (3) придают большое значение оттенкам опере
ния. И если у пернатого кавалера нет (4) присущей (5) его собратьям шапочки, то шансы полу
чить благосклонность от невесты невелики.
13. Паниковский (1) перебирая ногами (2) ухватился за кузов, потом налёг на борт животом, пе
ревалился в машину и (3) стуча накрахмаленными манжетами (4) упал на дно автомобиля.
14. Слова (1) образованные от географических названий (2) довольно часто ставят перед говоря
щим и пишущим (3) вопросы (4) связанные с нормативным словоупотреблением.
15. В мире не счесть мастероввиртуозов (1) артистично владеющих (2) рисунком, живописью,
композицией и (3) создающих (4) великолепные полотна.
16. Привлечённые запахом (1) цветущей в парке (2) акации (3) мы остановились (4) наслаждаясь
ароматом.
17. Тяжёлая навесь снега согнула гибкие берёзы и тополя (1) образовав (2) причудливые арки (3)
походившие (4) на невиданные зимние грибы.
18. Образованный на речке (1) пруд (2) по диагонали пересекавший усадьбу Абрамцево (3) явился
естественной границей двора с хозяйственными постройками и парка (4) раскинувшегося к юго
востоку от усадебного дома.
19. Талантливый писатель (1) создающий свои произведения (2) совсем не думает о законах и
правилах (3) изложенных в трудах (4) по литературоведению.
20. Россия начала XX столетия (1) обуреваемая революционными страстями (2) и (3) раздирае
мая идеологическими и социальными противоречиями (4) подарила миру Серебряный век.
21. Одним из самых известных произведений Рафаэля является (1) созданный в начале шестна
дцатого века (2) алтарный образ «Обручение Марии» (3) написанный, возможно, ещё в период
пребывания Рафаэля в мастерской Перуджино (4) и относящийся к раннему периоду творчества
художника.
22. Знаменитая «Голубка» Пикассо (1) созданная несколькими штрихами (2) и (3) изображённая
на чёрном фоне (4) в 1949 году стала символом мира.
23. Большой пруд (1) густо заросший кувшинками (2) располагался (3) в удалённой от дома (4)
части старого парка.
24. За полем (1) засеянным (2) рожью (3) только что зацветшею (4) виднелась небольшая дере
венька.
25. В числе чудаков (1) живших в Москве в грибоедовские времена (2) был человек (3) описанный
в комедии «Горе от ума» под именем (4) Максима Петровича.
26. Высокая трава (1) наклонившаяся к земле (2) мягко обвивалась вокруг (3) намоченных
дождём (4) стволов деревьев.
27. Принципы реализма и народности (1) воспринятые Модестом Петровичем Мусоргским в мо
лодые годы (2) проявились в правдивом отражении жизненных явлений и в глубинной народности
музыкального языка (3) ставшего для композитора (4) главным на всю жизнь.
28. Разноцветные заросли (1) образованные одиночными (2) и колониальными коралловыми поли
пами (3) хорошо видны сквозь прозрачные воды тёплых тропических морей (4) в тихий солнечный
день.
29. Сова ухнула (1) нарушив тишину ночного леса (2) и (3) захлопав крыльями (4) полетела во
тьму.
30. С моря дул влажный холодный ветер (1) разнося по степи (2) задумчивую мелодию плеска (3)
набегавшей на берег волны.
Ключи:
1
24
2
13
3
12
4
123
5
4
6
1234
7
23
8
123
9
12
10
13
11
1234
12
13
13
1234
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа с. Биджан»
Урок русского языка в 11 классе по теме
«Обособленные и необособленные определения и приложения»
Пичугина Оксана Анатольевна,
учитель русского языка и литературы
2015 г.
Конспект модульного урока русского языка в 11 классе по теме «Обособленные и необособленные определения и приложения»
Цель: обобщить знания и умения учащихся по теме «Обособленные и необособленные определения и приложения»; углубить понятия об обособлении и условиях обособления определений и приложений; совершенствовать умение находить в предложении обособленные члены, определять их синтаксическую роль и способы выражения; воспитывать потребность в практическом использовании языка в различных сферах деятельности.Оборудование: учебник, учебные тексты, таблица «Обособление второстепенных членов предложений».
Тип урока: урок-практикум (урок обобщения и систематизации знаний).
УЭ Учебный материал с указанием заданий Руководство по усвоению учебного содержания
УЭ-0 Тема урока «Обособленные и необособленные определения и приложения»
Работая над темой «Обособленные и необособленные определения и приложения» ранее вы узнали:
какие предложения называются обособленными,
как выделяются обособленные члены в устной речи и на письме,
в каких случаях обособляются определения и приложения.
Сегодня на уроке-практикуме, выполняя различные виды работ, вы будете отрабатывать навыки по всему изученному материалу.
Интегрированная цель урока.
В процессе работы вы должны:
закрепить и расширить знания об обособленных и необособленных определениях и приложениях;
совершенствовать пунктуационные навыки;
использовать всю совокупность своих знаний в речи. (1 минута)
УЭ-1 Цель: повторение учебного материала об обособленных и необособленных определениях и приложениях;
определение уровня знаний по теме «Обособленные и необособленные определения и приложения»;
совершенствование умения самостоятельно работать.
Задание. Внимательно прочитайте предложения (знаки препинания не проставлены).
На сосне поросшей мхом мелькает белки хвост пушистый. (А. Фет.)
Перед главной избой тянулся навес подпёртый тоненькими столбиками. (И.С. Тургенев.)
Ему страстному болельщику не хотелось пропустить такой важный матч.
Наконец пошёл снег густой крупный.
Ночи были короткие светлые.
Через полчаса явился худенький и черноволосый человек лекарь. (И.С. Тургенев.)
Жизнь в городе сонная и однообразная пошла своей колеёй. (В. Короленко.)
Прибитая снегом трава лежала полосами. (В. Арсеньев.)
Вечером на огонёк зашёл Василий Петрович сосед.
Омытый дождями молодой месяц светлой прорезью покоился на западной окраине неба. (М. Шолохов.)
Заполните таблицу.
Номера предложений
Обособленные определения Необособленные определения Обособленные приложения Запишите в рабочей тетради число, тему.
На выполнение задания дается 7 минут.
Запишите результат
УЭ-2 Цель: систематизация знаний по теме «Обособленные и необособленные определения и приложения»:
повторение основных правил по постановке знаков препинания в обособленных и необособленных определениях и приложениях.
Прочитайте материал учебника. Выполните задание.
Найдите соответствие цифры, обозначающей предложение, и буквы, указывающей на условия обособления.
А - определение обособлено, так как стоит после определяемого слова;
Б - приложение обособлено, так как стоит после имени собственного;
В - определение обособлено, так как относится к личному местоимению;
Г - определение обособлено, так как имеет добавочное обстоятельственное значение;
Д - определение обособлено, так как отделено от определяемого существительного другими членами предложения;
Ж - приложение обособлено, так как обозначает собственное имя и поясняет нарицательное существительное.
1) Я старался вообразить себе капитана Миронова, моего будущего начальника, и представлял его строгим, сердитым (А.С. Пушкин).
2) Тополи, покрытые росой, наполняли воздух нежным ароматом (А. П. Чехов).
3) У второго мальчика, Павлуши, волосы были всклоченные, чёрные глаза, серые скулы, широкое лицо … (И. С. Тургенев).
4) Оглушённый ударом кулака, Буланин сначала зашатался на месте, ничего не понимая (А. И. Куприн).
5) В гневе грома, чуткий демон, он давно усталость слышит (М. Горький).
6) Залитые солнцем, стлались за рекой гречаные и пшеничные нивы (М. А. Шолохов).
1 2 3 4 5 6
Выполнение тестового задания (в парах)
На выполнение заданий - 5 минут
Пользуясь «Ключом», оцените свою работу:
Каждый правильный ответ – 1 балл. Запишите результат
УЭ -3 Цель: систематизация знаний по теме «Обособленные и необособленные определения и приложения»:
повторение основных правил по постановке знаков препинания в обособленных и необособленных определениях и приложениях;
совершенствование навыков работы с текстом;
совершенствование пунктуационных навыков.
Задание 1. Среди предложений 1–7 найдите все предложения с обособленным распространённым согласованным определением. Напишите номера этих предложений.
(1)Весь мир оклеен увлекательными афишами, призывающими с помощью разных средств незаметно скоротать скуку жизни. (2)Музеев уже не хватает для передовых произведений искусства, а пытливые науки с чрезвычайным коэффициентом полезного действия прощупывают окружающую неизвестность, дабы извлечь оттуда пользу для дальнейших удовольствий. (3)У каждого в руках диковинные приборы, позволяющие общаться чуть ли не с Северным полюсом, которые навели бы ужас на наших ничего не смысливших в технике предков.
(4)Но посмотрите, как дрожат стрелки манометров, определяющих духовное благополучие в мире, как стелется горелый чад от перегретых под ногами, перенапряжённых проводов, как обжигает лицо не в меру раскалённый воздух, какие подозрительные гулы ползут по земле не только от пробуждения материков или зарождения новаторских идей, но и ещё от чего-то… (5)Нечто подобное испытываешь во сне, когда, подкравшись к двери, слышишь за нею скрытное, затаившееся дыхание какого-то неописуемого существа, которое только и ждёт момента вставить колено, чуть приоткроется малая щёлка, и ворваться к тебе в тёплое, обжитое жильё.
(6)Такое впечатление, что человечество приблизилось к финалу отпущенной ему скромной вечности. (7)А наука, с разбегу пробившись сквозь нулевую фазу времени и физического бытия, ворвётся в иное, ещё не освоенное математическое пространство с переносом туда интеллектуальной столицы мироздания.
Задание 2. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Первая выставка передвижников (1) открывшаяся в 1871 году (2) убедительно продемонстрировала существование в живописи (3) складывавшегося на протяжении 60-х годов (4) нового направления.
Задание 3. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Путешествие и чтение – занятия родственные: как (1) путешествуя (2)мы узнаём новое, видим, как вновь и вновь открывается (3) манящая нас (4) даль, так и от книги к книге мы идём, как путник от горизонта к горизонту.
Задание 4. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Дорога шла через огромное поле (1) засеянное яровыми (2) и (3)поворачивая вправо (4) углублялась в лес.
Задание 5. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Молодые мастера живописи (1) руководимые И.Н. Крамским (2) вышли из состава Академии (3) отказавшись участвовать в конкурсе на получение золотой медали (4) и организовали «Артель художников» – первую общественную организацию художников в России.
Задание 6. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Двое рыбаков возились с лодкой (1) привязанной к корме (2) одного из баркасов (3) нагруженных (4) дубовой клёпкой и сандалом.
На выполнение заданий – 8 минут
Внимательно прочитайте текст, предложения (знаки препинания в заданиях 2-6 не проставлены).
Пользуясь «Ключом», оцените свою работу:
Каждый правильный ответ – 1 балл
Оцените свою работу, пользуясь шкалой оценок.
УЭ -4 Цель: проверка умения расставлять знаки препинания при обособленных определениях.
Совершенствование навыков работы с текстом.
Задание. Прочитайте текст, определите его основную мысль и стиль. Спишите, вставьте пропущенные буквы, расставьте знаки препинания. Найдите и укажите обособленные определения.
Чудо природы
Байкал - это гиган..ское озеро расположе..ое на востоке нашей страны. Его называют сибирским морем таинстве..ым и загадочным. Окружё..ое горами, оно прекрасно всегда, во все времена суток. Пр..бл..жаясь к нему, зам..раешь от восторга при виде его стекля..ой голубой глади. Вода в озере очень прозрачна. (Не)смотря на большую глубину, видишь (не)больших раков копошащихся на дне, весёлые стайки плавающих недалеко от берега рыбок. (Не)ровное дно Байкала представляет собой систему горных хребтов подвергавшихся изменениям (в)течение многих лет. Многочисле..ые притоки Байкала наполняют озеро водой, а выт..кает из него только река Ангара порожистая и бурная. Озеро до сих пор таит много загадок ещё (не)разгада..ых настойчивыми исследователями.
Ввиду слива неочищенных сточных вод, озеру грозит гибель. Спасти его - важнейшая задача поставле..ая перед учёными.
(Из журнала) На выполнение заданий - 12 минут
УЭ -5 Рефлексия.
Подведение итогов 2 минуты
УЭ -6 В каких случаях обособляются определения и приложения?
Все звёзды мелкие и крупные были ярки и чисты. (И. Бунин)
Обеспокоенные долгим отсутствием товарищей мы не могли найти себе места.
Оглушённый тяжким гулом Тёркин никнет головой. (А Твардовский)
Наташа весёлая и нарядная ежеминутно выглядывала в окно.
Месяц на закате похож на раскалённый уголёк подёрнутый голубоватым теплом тучки. (В. Катаев)
Мы мальчишки собирались иногда отрядами и шли в яр. (К. Паустовский)
Внимательно прочитайте задание. Обдумайте свой ответ и запишите его в форме, которой требует от вас вопрос.
На выполнение задания дается 10 минут.
Пользуясь «Ключом», оцените свою работу:
Каждый правильный ответ «Назовите случаи обособления…» – 1 балл; каждый правильный ответ «Расставьте знаки препинания» – 1 балл
Запишите результат
Ключ
Заполните таблицу.
Номера предложений
Обособленные определения 1, 2, 4, 7
Необособленные определения 5, 8
Обособленные приложения 3, 6, 9
Ключ
1 2 3 4 5 6
Б А Ж Г ВД
Ключ
Задания Ответы
1 134
2 12
3 12
4 1234
5 1234
6 13
Ключ
Чудо природы
Байкал - это гигантское озеро, расположенное на востоке нашей страны. Его называют сибирским морем, таинственными загадочным. Окружённое горами, оно прекрасно всегда, во все времена суток. Приближаясь к нему, замираешь от восторга при виде его стеклянной голубой глади. Вода в озере очень прозрачна. Несмотря на большую глубину, видишь небольших раков, копошащихся на дне, весёлые стайки плавающих недалеко от берега рыбок. Неровное дно Байкала представляет собой систему горных хребтов, подвергавшихся изменениям в течение многих лет. Многочисленные притоки Байкала наполняют озеро водой, а вытекает из него только река Ангара, порожистая и бурная. Озеро до сих пор таит много загадок, ещё не разгаданных настойчивыми исследователями.
Ввиду слива неочищенных сточных вод, озеру грозит гибель. Спасти его - важнейшая задача, поставленная перед учёными.
(Из журнала)
Ключ
В каких случаях обособляются определения и приложения?
Задание. Назовите случаи обособления определений и приложений. Расставьте знаки препинания.
Все звёзды, мелкие и крупные, были ярки и чисты. (И. Бунин) – Одиночные определения, стоящие после определяемого слова.
Обеспокоенные долгим отсутствием товарищей, мы не могли найти себе места. – Относится к личному местоимению.
Оглушённый тяжким гулом, Тёркин никнет головой. (А Твардовский) – Перед определяемым словом и имеет добавочное обстоятельственное значение.
Наташа, весёлая и нарядная, ежеминутно выглядывала в окно. – После имени собственного.
Месяц на закате похож на раскалённый уголёк, подёрнутый голубоватым теплом тучки. (В. Катаев) – После определяемого слова, выражено причастным оборотом.
Мы, мальчишки, собирались иногда отрядами и шли в яр. (К. Паустовский) – Относится к личному местоимению.
Баллы Уровень знаний Оценка
33 Высокий5
29 – 24 Средний4
23 – 15 Низкий3
14 – 0 Очень низкий2