Образ луны в русской литературе научная работа. Описание лунной ночи из разных книг

У этого термина существуют и другие значения, см. Луна (значения). Луна … Википедия

ЛУНА - постоянно используемый вместе со звездами религиозный символ, означающий власть ночных сил. Символизирует корабль, неутомимо несущий свет через тьму к рассвету. Луна связана, с одной стороны, с мировым яйцом, а с другой с гробом. Сложный и… … Символы, знаки, эмблемы. Энциклопедия

Лунарные мифы мифы о Луне (обычно состоящей в неких отношениях с Солнцем), встречающиеся практически у всех народов. Наиболее распространённый сюжет, встречающийся у индоевропейских, сибирских, индейских народов мотив небесной свадьбы: Солнце и… … Википедия

Содержание 1 Список 1.1 A 1.2 С 1.3 D 1.4 E … Википедия

Порталы о космосе: Астрономия Космонавтика Метеориты Экзопланетология … Википедия

Missile to the Moon Жанр фантастика … Википедия

Другие фильмы с таким же или схожим названием: см. Путешествие на Луну. С Земли на Луну From the Earth to the Moon … Википедия

- (от лат. будущее) одно из главных направлений в искусстве авангарда нач. 20 в. Наиболее полно был реализован в визуальных и словесных искусствах Италии и России. Начался с опубликования в париж. газете “Фигаро” 20 февр. 1909… … Энциклопедия культурологии

- (миниатюра Геррады Ландсбергской … Википедия

Книги

  • Тайны Другой стороны ночи. "Темная ночь" души. Внутренние пути во Вселенную (комплект из 3 книг) (количество томов: 3) , Нил Лейтон. "Тайны другой стороны ночи" . Книга 171;Тайны Другой стороны ночи 187;- это глубокое и всестороннее исследование, посвященное феномену осознанных сновидений. Согласно мысли авторов,…

Изображение жизни не может быть полным без описаний природы. Поэтому так часто в литературе используется пейзаж. Пейзаж создает эмоциональный фон, на котором развёртывается действие, подчёркивает психологическое состояние героев, придает рассказанным историям более глубокий смысл. Предмет исследования нашей работы – функции лунного пейзажа в произведениях русских поэтов таких, как С. А. Есенин, А. А. Фет, В. Брюсов. Таким образом, целью работы является определение понятия лунного пейзажа, его роли в художественном произведении на материале стихотворений русских поэтов. Лунный пейзаж очень часто выполняет символическую функцию, несет особую смысловую нагрузку в художественном произведении. Это объясняется тем, что в сознании людей луна всегда вызывала мистические ассоциации, с ночным светилом люди связывали активизацию потусторонних сил. На образ луны в поэзии обращает внимание М. Н. Эпштейн в своей книге «Природа, мир, тайник вселенной». Она посвящена пейзажным образам в русской поэзии. Эпштейн прослеживает повторы образов у многих поэтов.

Лунный пейзаж в лирических произведениях

Образ луны в стихотворениях С. А. Есенина

Лунный, или как его еще называют «лунарный», пейзаж является разновидностью пейзажа по источнику света. Его антиподом является солярный (солнечный) пейзаж. Такое противопоставление солнца и луны идет с незапамятных времен. Выбор автором того или иного источника света определяется психологическим складом личности писателя, художественным замыслом произведения, поэтому предпочтение автором солнечного или лунного пейзажа может дать важную информацию для понимания его творчества. Принято считать, что солнечные пейзажи отражают оптимистический настрой автора, а лунные характерны для произведений с выраженным элегическим тоном.

Так, в поэзии самым «лунным поэтом» по праву можно назвать С. А. Есенина. По словам М. Н. Эпштейна, у него «из светил на первом месте образ луны-месяца, который встречается примерно в каждом третьем произведении Есенина (в 41 из 127 – очень высокий коэффициент)». Причем, как отмечает М. Н. Эпштейн, «в ранних стихах, примерно до 1920г. , преобладает «месяц» (18 из 20), в поздних – луна (16 из 21)».

Это объясняется тем, что в раннем творчестве поэта больше фольклорного начала, чем в зрелом (месяц более близок фольклору, это сказочный персонаж). Интересно, что в образе месяца Есенин подчеркивает его форму, внешний облик:

За темной прядью перелесиц, Время – мельница с крылом

В неколебимой синеве, Опускает за селом

Ягненочек кудрявый – месяц Месяц маятником в рожь

Гуляет в голубой траве. Лить часов незримый дождь.

Ах, и сам я в чаще звонкой Оглядись спокойным взором,

Увидал вчера в тумане: Посмотри: во мгле сырой

Рыжий месяц жеребенком Месяц, словно желтый ворон,

Запрягался в наши сани. Кружит, вьется над землей.

В образе же луны поэт больше описывает свет, который она излучает, и то чувство, которое оно внушает лирическому герою:

В деревянные крылья окна Золото холодное луны,

Вместе с рамами в тонкие шторы Запах олеандра и левкоя.

Вяжет взбалмошная луна Хорошо бродить среди покоя

На полу кружевные узоры. Голубой и ласковой страны.

Луна вносит в душу лирического героя печаль, тоску и даже отчаяние, уносит его в мир воспоминаний об ушедшей юности. Есенин сохранил и перенес в свои стихотворения народное понимание луны, которое существовало и в 19 веке. А новаторство его лирике заключается в том, что поэт видит в природе гармонию, единый мир, ставит ее на первое место в отличие от поэтов 19 века, которые лишь мечтали об этом.

Лунный пейзаж Ф. И. Тютчева

Тютчев - признанный мастер лирического пейзажа, но его пейзажные стихи трудно отделить от философских. Двумя-тремя ёмкими штрихами он умеет создать пейзаж символический, выражающий одновременно и внутреннюю жизнь природы, и важное духовное состояние человека.

В своем творчестве Тютчев постоянно сравнивает человека с природой - и часто, казалось бы, не в пользу человека: человеческая жизнь хрупка, ничтожна - природа вечна, нетленна.

Неудивительно, что в своих стихотворениях поэт часто обращался к вечным образам природы, таким как луна. Приблизительно, из 241 стихотворения образ луны встречается 16 раз, что составляет 6,6%.

У Тютчева двоякое отношение к луне: с одной стороны, поэт восхищенно относится к ней, обоготворяя ее:

На месяц взглянь: весь день, как облак тощий,

Он в небесах едва не изнемог, -

Настала ночь - и, светозарный бог,

Сияет он над усыпленной рощей!

А с другой, этот образ для него - что-то зловещее и угрожающее:

Вот, как призрак гробовой,

Месяц встал

Чаще, конечно, встречается первое восприятие образа луны. На примере употребления образа луны видно особенности мировоззрения поэта, который постоянно связывает человека с природой, показывает их единство. Например, стихотворение "Рим ночью":

В ночи лазурной почивает Рим.

Взошла луна и овладела им,

И спящий град, безлюдно-величавый,

Наполнила своей безмолвной славой

Как сладко дремлет Рим в ее лучах!

Как с ней сроднился Рима вечный прах!.

Как будто лунный мир и град почивший -

Все тот же мир, волшебный, но отживший!.

В этом стихотворении город, который всегда олицетворяет мир людей, связывается с луной, уже другим миром - миром природы. Тютчев пишет, что они сроднились, то есть человек сроднился с природой. Известно, что Тютчев был сторонником религиозного философского учения, отождествляющего Бога с природой и рассматривающего природу как воплощение божества. Именно об этом и говорится в анализируемом стихотворении. Видно, что Тютчев приветствует единение этих двух миров: в стихотворении много восклицательных знаков. Судя по этому стихотворению, поэт просто обожествляет луну.

Луна в стихотворениях В. Брюсова

При всем обилии образов в творчестве Брюсова можно заметить, что от сборника к сборнику переходят отдельные наиболее характерные стихотворения и "любимые образы".

Одним из таких образов является образ луны. Нельзя сказать, что Брюсов часто использует этот образ в своих стихотворениях, но луна, несомненно, любима поэтом и встречается в некоторых его стихотворениях ("Творчество", "Встреча после разлуки" и другие).

Из выбранных 148 стихотворений Брюсова лишь в 13 из них употреблено слово "луна" (это примерно 8,8%), зато при прочтении этих стихотворений чувствуется, что у поэта было особенное отношение к луне.

Например, стихотворение "Кода сижу один и в комнате темно":

Когда сижу один и в комнате темно,

И кто-то за стеной играет долго гаммы, -

Вдруг фонари зажгут, и свет пройдет в окно,

Начертит на стене оконные две рамы;

И мыслю я тогда, усталый и больной:

Фонарь, безвестный друг! Ты близок! Ты со мной!

А после из-за крыш поднимется луна,

И, вспыхнув, облака уйдут, как фимиамы,

И светлый луч луны, пройдя стекло окна,

Начертит явственней оконные две рамы;

О, как оживлен! Дрожа, мечтаю я:

Луна, заветный друг! Ты близко! Ты моя!

В этом стихотворении чувствуется обостренное восприятие мира, лежащее в основе поэтического вдохновения, которое было в высшей степени свойственно Брюсову. Сначала в безжизненном образе фонаря он видит друга, единственного спутника, нарушающего его одиночество. Поэт этому рад, но позже появляется образ луны, и он оживляется, волнуется. Сразу заметно, что Брюсов трепетно относится к луне. Строчки из другого стихотворения "Я бы умер с тайной радостью в час, когда взойдет луна" еще раз это доказывают.

Мне кажется, что в образе луны поэт видит воплощение невероятного спокойствия и гармонии. С другой стороны, луна для Брюсова - это олицетворение чуда, какой-то загадки ("И, словно унесенный в лунный свет, я упивался невозможным чудом"). А в стихотворении "Конь блед" Брюсов видит уже не ту луну, тихую и спокойную его спутницу, в нем это что-то устрашающее, опасное:

Лили свет безжалостный прикованные луны,

Луны, сотворенные владыками естеств.

В этом свете, в этом гуле - души были юны,

Души опьяневших, пьяных городом существ.

Преемственность в творчестве Брюсова заключается в том, что эпиграфы многих стихотворений Брюсова принадлежат Лермонтову ("Кинжал", "У земли"), Тютчеву ("Помню вечер, помню лето", "Я люблю"), Пушкину ("Начинающему", "Первая русская книга после далеких скитаний"). На самом деле, можно заметить общее в творчестве поэта и классиков. Как у Лермонтова и у Тютчева, в стихотворениях Брюсова можно проследить связь поэта с природой, их единство, тем более большинство образов, используемых поэтом в своих стихотворениях, относятся к природе, в том числе и образ луны, к которому и классики нередко обращались.

Новое в лирике Брюсова это то, на самом деле, в своих стихотворениях Брюсов изображает картину, предмет так наглядно и точно, как не всякий рисунок в силах это сделать, и передает настроение или движение души. Поэзия поэта многообразна, многолика, многозвучна, как жизнь, которую она отображает. В создание образа луны Брюсов внес много нового: это и открытость выражаемых чувств, и создание очень чёткого, конкретного образа, и необычные эпитеты.

III Заключение

Проведя работу по изучению стихотворений поэтов различных литературных направлений, можно сделать следующие выводы. Каждый поэт использует образ луны в своей лирике, но насколько часто он это делает и с какой целью, зависит от его взглядов, от литературного течения, к которому он принадлежал.

На самом деле, каждый поэт по-разному относится к луне.

Для поэтов 19 века луна - это образ природы, а природа для них - это Божество. Для поэтов же серебряного века луна была не просто картиной природы, а неким символом, обозначавшим для каждого разное.

Таким образом, употребление и отношение поэтов к образу луны зависит от той эпохи, в которой они жили.

Среди жителей Индии распространен рассказ о лунном камне, и они называют его джандараканд, т.е. «лунные лучи», - так пишет знаменитый персидский ученый-энциклопедист конца 10 века аль-Бируни в своем... шпат - беломорит - внутри оказывается синим, отдающим фосфоресцирующим сиянием. Это свечение - неразгаданное явление призации. К сожалению, тонны лунного камня, добывавшегося на рудниках Северной Карелии, использовали как обычный шпап, т.е. керамическое сырье. Так что скоро месторождение иссякло, как...

https://www.сайт/magic/17444

На небе была красивая , светящаяся, полная луна . И внезапно она начала закатываться. В левую сторону. Это было так необычно. Это было потрясающе! Закатилась она по полукруглой траектории и очень быстро. Как...

https://www..html

Луна - серебряная монета, отчеканенная на небесном Дворе,
В скрижалях облаков запечатлела поцелуи ночи
На тонких пальчиках проснувшихся деревьев,
Луна - злая золотая кошка, защитница небес и звёздный страж,
Истории раскрытые страницы, мёд в чашке...

https://www.сайт/poetry/1147938

Лунный камень

«Лунный камень» - самый известный и, бесспорно, лучший роман Уилки Коллинза, первый английский собственно детективный роман. В нем рассказана не только таинственная история похищения алмаза, который переходил от одного незаконного владельца к другому, принося с собой проклятье, но и «странная семейная история». В этом прекрасном произведении...

https://www..html

Луна. rem

Округлилась, прикатилась белоликая луна,
Оживилась, удивилась, -во всем небе,лишь,она.
Нет ни облачка, ни тучки, даже звезд огонь угас,
Представляет свои штучки, соло-луно-ночный джаз.

Как вертело то светило, завертела телеса,
Как измаила...

Луна – небесное тело, расположенное ближе всех к Земле, которое является его естественным спутником и ярчайшим, после Солнца объектом. Кроме того, это еще и единственный объект солнечной системы, на который ступала нога человека.
Луна привлекала к себе внимание во все времена. Люди веками смотрели на нее, любуясь лунными кратерами, пытаясь изучить ее происхождение и законы. Луна вращается в том же направлении, что и большинство небесных тел. Вокруг Земли она двигается со скоростью около 1 км/с. Так как, там отсутствует атмосфера, на Луне нет ни воды, ни воздуха, ни погоды. А температура имеет довольно большой разброс: от –120 °С до +110 °С. Сила притяжении меньше Земной в 6 раз (1,62 м/с2). Еще в 1610 году, Галилео Галилей в телескопическое оборудование, наблюдал за лунной поверхностью и обнаруживал различные впадины и кратеры.

Протяженные темноватые пятна или как их называют «Лунные моря», занимают около 40 % видимого лунного рельефа. В былые времена, атаки метеоритов и астероидов на лунную поверхность, были обычным делом. Возможно даже, что Луна принимала на себя все удары небесных тел, которые предназначались нашей Земле! Но она, как своеобразный щит, отражала все нападения. Возможно именно Луне, нам следует сказать спасибо за то, что жизнь на нашей планете, не исчезла, от падения какого-нибудь, метеорита или астероида. Сейчас, частота столкновений небесных тел с Луной практически равна нулю, но кратеры, которые мы можем наблюдать на поверхности Луны навсегда остались, как своеобразное напоминание о заслугах нашего верного спутника.

Строение Луны

Масса спутника Земли в 81 раз меньше нашей планеты. Для исследования лунного строения, использовались различные методы, в том числе и сейсмические. Верхний слой лунной поверхности, представлен корой, толщина которой достигает 60 км. Кора состоит из горной породы базальт. В морских и материковых районах, его состав имеет существенные отличия. Мантия – расположенная под лунной корой, делится на верхнюю – 250 км, среднюю – 500 км и нижнюю – 1000 км. До этого уровня вещество недр находится в твердом состоянии, и представляет собой холодную и мощную литосферу, с незатухающими сейсмическими колебаниями. Приближаясь к концу границы нижней мантии, температура возрастает, приближаясь к температуре плавления, поэтому сейсмические волны быстро поглощаются. Эта часть спутника представляет собой лунную астеносферу, в центре которой находиться жидкое ядро, состоящее из сульфида железа, радиусом 350 км. Температура в нем, колеблется от 1300К до 1900К, при массе не более 2% от массы всей Луны.

Известно, что Луна повернута к Земле, только одной стороной, поэтому все давно мечтают узнать: какие же тайны скрывает обратная сторона Луны. Сама по себе, Луна не светится. Просто солнечные лучи, отражаясь от Земли, освещают разные ее части. В связи с этим объясняются и фазы Луны. Она повернута к нам темной стороной и двигается по орбите между Солнцем и Землей. Каждый месяц наступает новолуние. На следующий день на западном небе появляется яркий серп «обновленной» Луны. На остальную часть Луны, свет, отраженный от Земли практически не попадает. Через неделю, можно наблюдать половину диска Луны. Через 22 дня, наблюдается и последняя четверть. А на 30 сутки опять наступает новолуние.

Характеристики Луны

Масса: 0,0123 массы Земли, то есть 7,35*1022кг
Диаметр на экваторе: 0,273 диаметра Земли, то есть 3476 км
Наклон оси: 1,55°
Плотность: 3346,4 кг/м3
Температура поверхности: –54 °C
Расстояние от спутника до планеты: 384400 км
Скорость движения вокруг планеты: 1,02 км/с
Эксцентриситет орбиты: e = 0,055
Наклон орбиты к эклиптике: i = 5,1°
Ускорение свободного падения: g = 1,62 м/с2

Образ луны неразрывно связан с мистикой. Волшебные происшествия так или иначе имеют отношение к этому небесному светилу, будь то загадочная гибель Берлиоза или грандиозный полет Маргариты. Не говоря уже о том, что луна нередко сопровождает появление Воланда и его свиты (может, наоборот?!)

Булгаковская луна является особенной хотя бы потому, что она гораздо больше похожа на реальное действующее лицо, нежели на объект в ночном небе. Она постоянно меняется; цветовая гамма охватывает желтый, белый, красный, золотой и серебристый оттенки; для всех персонажей она разная и вместе с тем объединяющая (например, Бездомный и Мастер встречаются в лунную ночь, а Иешуа и Понтий Пилат идут по лунной дороге).

На мой взгляд, луна – некий , связанный, в первую очередь, с изменчивой вечностью (оксюморон возникает из-за того, что луна неизменно сияет на небосклоне Булгакова, но каждый раз по-разному). Все в мире суетно и мимолетно, все проходит – и только одинокая луна распространяет вокруг прохладное сияние.

Луна связана с какой-то совершенно необъяснимой тревогой, вечерней московской тоской, неразгаданной тайной. Эта загадка беспокоит: почему-то в важные моменты жизни булгаковские герои устремляются к лунному свету. Так, например, Бездомный, пытаясь собрать воедино и осознать все, известное ему о Воланде, в смятении всматривается в луну, плывущую за решеткой. Вот он, источник волнения, причина появления «тупой иглы в сердце»! Да и мне, признаться, доводилось испытывать неизъяснимую грусть, глядя на ночное небо.

Давно известно, что животные отличаются удивительным чутьем (я сейчас не о людях, как, надеюсь, понятно) – так чего же тогда собаки и волки из века в век воют именно на луну? Что они чувствуют так отчетливо, о чем мы только подозреваем?

Для каждого персонажа луна имеет особое, неповторимое значение; но осознание его дается не всем. Рассмотрим эпизод гибели Берлиоза: в последний миг перед его глазами мелькнула луна, но уже разваливающаяся на куски. Наверное, луна здесь – жизненные ориентиры председателя МАССОЛИТа. И они рухнули. В последний раз Михаил Александрович обратился к ним – и все оказалось фальшью, обратилось в прах. Обломки луны редактора – крах всей его деструктивной теории, подтверждение творческой несостоятельности.

Луна Ивана Николаевича Бездомного – причина всех его приключений на страницах романа. Все начинается с появления позлащенной луны, ее обманчивого света и гибели Берлиоза – и заканчивается полнолунием. Уже давно Иванушка перестал быть Иванушкой, теперь он профессор. Все давно успокоилось, и лишь луна может вновь лишить Бездомного сна. Или, говоря иначе, — оживить. Правда, Иван Николаевич не может постичь значения этого образа до конца (хоть, впрочем, кто может?!) – и потому мучается. Его терзает все то же смутное чувство, что и много лет назад, и он не осознает, что оно означает. Для Бездомного луна – страшная, странная, непостижимо таинственная сила, которая бросает его в тот мир, где его рассуждения неактуальны и невостребованны. Понырев (как, впрочем, и Мастер) в некотором роде опасается лунного воздействия; состояние душевного дисбаланса его явно не устраивает, и он готов смириться со всем, чем угодно, только бы находиться в своей стихии, не попадать туда, где весь он во власти лунного света, который, на мой взгляд, есть жизнь.

Луна Мастера – его истина, то, чего он постоянно искал и не видел душевных сил найти. Обратимся к встрече Бездомного и Мастера в лечебнице. Вначале идет беседа о возможности существовании дьявола, затем…

«Горькая складка обозначилась у губ гостя.

— Будем глядеть правде в глаза, — и гость повернул свое лицо в сторону бегущего сквозь облако ночного светила. – И вы, и я – сумасшедшие, что отпираться!»

Этот эпизод наглядным образом доказывает две вещи: первое (для Мастера) – глядеть на луну и глядеть правде в глаза – вещи вполне равносильные; второе – Мастер не выдержал борьбы и смирился. Это та слабость, из-за которой Мастер лишился бы своего имени, не перенеси он прежде столько мучений и терзаний. Его луна прекрасна, но он оказался недостоин того, чтоб быть с ней наравне. И лишь в конце…

В отличие от Мастера, Бездомного и прочих персонажей, Маргарита не испытывает страха перед лунной бездной. Это в определенном смысле объединяет ее и Воланда – она пришлась по душе дьяволу всех времен и народов. Ее луна – ее ориентир, которому она хранила верность всегда – ее любовь к Мастеру. Это не идеал, не истина, не жизнь — просто чувство, которое стало основой всей ее судьбы. Если представить, что луна – то, к чему стремятся все, то Маргарита определенно находится ближе всего в цели. Она твердо знает, во имя чего рискует и жертвует, и действует сообразно обстоятельствам. Она свободна от ненужных предрассудков и номенклатурных идей Берлиоза, неуверенности и шаткости Мастера, несуразности и ограниченности Иванушки. Маргарита знает и любит жизнь, не пытаясь перевернуть весь мир для собственного блага – и тем не менее переворачивает.

Что же касается Воланда… Может быть, он и луна в какой-то мере тождественны? То есть, опять-таки, если луна – цель, то он ее уже достиг и как бы сроднился с нею?

Библейский сатана весьма однозначен, а булгаковский, если можно столь нелитературно выразиться, по сути своей, довольно симпатичный чертяка. Даже более чем! На всякое зло есть иное зло, и худшее — то, что добром прикидывается. Воланд не прикидывается. Их «взаимодействие» с Га-Ноцри в очередной раз подтверждает то, что нет ни абсолютного добра, ни абсолютного зла. Эти категории всегда относительны и не могут существовать одна без другой.

Вернемся же к луне. Роль ее в романе, скорее всего, столь велика, что моя работа едва ли смогла бы послужить полноценным предисловием к всестороннему исследованию вопроса… Для меня эта мистическая изменчивая луна – знак прошлого. Прошлого Москвы и моего лично (скорее моей предыдущей жизни, раз уж прозвучало слово «мистика»). Прошлого, в которое мне уже не суждено вернуться.

Хотя – как знать?!

Лидия Рыжова