Образец психолого-педагогической характеристики классного коллектива. Склонность к аморальному поведению

Психолого-педагогическая характеристика классного коллектива …класса.

В классе учатся 22 человека, из них 12 мальчиков и 10 девочек. Большинство детей 2000-2001 года рождения. Учатся вместе с 1го класса. За лето выбыли (Ф.И.О. учащегося), и прибыли 2 новых ученика: (Ф.И.О. учащегося). Смена классного руководителя была при переходе из начальной школы в среднюю. Многие дети живут в неполных семьях. В классе 4 ребенка из многодетных семей: (Ф.И.О. учащегося). Из беседы с классным руководителем стало известно, что в целом дети воспитываются в хороших семьях, где родители уделяют должное внимание своим детям. Из всего классного коллектива 2 ученика, склонны к правонарушениям (Ф.И.О. учащегося).

Старостой класса является Ф.И.О. учащегося. Девочка с ролью старосты справляется хорошо. Старается поддерживать дисциплину в классе, ведет контроль над посещаемостью и успеваемостью, помогает классному руководителю в организации дежурства в классном кабинете. Учебный сектор класса помогает старосте в контроле над успеваемостью и своевременном исправлении неудовлетворительных оценок одноклассников.

Неформальным лидером класса является Ф.И.О. учащегося. Очень энергичный, активный, отзывчивый и доброжелательный мальчик. Принимает активное участие в организации и проведение различных мероприятий, как классных, так и общешкольных. Любит находиться в центре внимания, как одноклассников, так и учителей. В классе мнение Ильи уважают и зачастую прислушиваются к нему.

Как таковые, группы выражены слабо. Большинство учащихся объединены по своим группкам, в основном по интересам и по месту жительства, насчитывающим 2-3 человека. В классе преобладает спокойный, деловой, доброжелательный настрой. Все дети в дружеских отношениях друг с другом. Мальчики и девочки дружат между собой, исключение составляет Ф.И.О. учащегося, которая иногда становится объектом неприязни некоторых учеников, что обусловлено ее поведением и манерой общения с одноклассниками.

Классный руководитель спокойная, доброжелательная женщина. Старается поддерживать в классе дружественную атмосферу, организует в классе различные мероприятия, ведет контроль посещаемости и активно сотрудничает с родителями учеников. При организации мероприятий обращает внимание на интересы каждого учащегося в отдельности и в соответствии с ними распределяет роли. Учащиеся в свою очередь любят классного руководителя, стараются ее не огорчать.

В классе почти все хорошисты, отличников нет. Низкая успеваемость у Ф.И.О. учащегося. На уроках дети активны, хорошо воспринимают материал, но часто отвлекаются на посторонние темы, на переменах подвижны. Класс в целом дружный, с хорошим потенциалом. Учащиеся умеют работать совместно. Класс проявляет высокую заинтересованность в успехе, стойко преодолевает трудности, ученики дорожат честью класса. При решении коллективных задач быстро ориентируются, находят общий язык. В целом учащиеся хорошо знают друг друга, отношения между ними доброжелательные. Однако, учащиеся не всегда умеют терпеливо и внимательно выслушать друг друга на классных собраниях, на перемене, при выполнении различных дел.

Критическое отношение к своим недостаткам проявляется далеко не всегда, но большинство может оценить свою работу. Дети умеют оценивать и деятельность своих товарищей. Школьники переживают удачи и неудачи своего класса, болеют за свой коллектив. При проведении общественных мероприятий стараются держаться вместе. Более 95 % учащихся занимаются в различных кружках, как в школе, так и за ее пределами. Увлекаются музыкой, рисованием, футболом, шахматами, игровыми видами спорта, акробатикой. Используют полученные знания, умения и навыки на уроках, в разнообразных конкурсах и соревнованиях проводимых в школе. Класс активный, дети принимают активное участие во всех школьных мероприятиях, у многих детей есть выраженные черты лидера: Ф.И.О. учащегося.

Учебная мотивация носит разнообразный характер. Родители учащихся заинтересованы в хороших результатах учебной и воспитательной деятельности. Активно посещают родительские собрания, школу, приходят на беседы с классным руководителем. Все обучающиеся прилежны, опрятны, обеспечены учебниками и необходимыми школьными принадлежностями. Это позволяет сделать вывод, что родители заботятся о своих детях.

Классный коллектив по большей части уже сформировался. Но в связи с частым изменением состава класса рекомендованы мероприятия по сплочению классного коллектива и мероприятия, направленные на дружелюбное отношение к новеньким.

На основании анализа результатов наблюдений, бесед с классным руководителем, учителями-предметниками и работы в классе, можно утверждать, что класс является достаточно способным, подготовленным к учебе и готовым к преодолению трудностей различного характера. Дети добрые, жизнерадостные, активные. Почти всегда проявляют творчество, самостоятельность и инициативу. Культура поведения и навыки общения почти у всех учащихся сформированы на достаточно высоком уровне. Но из-за невозможности со стороны учащихся порой адекватно оценить свои действия и поступки, необходимо дальнейшее проведение мероприятий по духовно-нравственному воспитанию учащихся с целью формирования у них системы ценностей, с позиции которых они будут оценивать свои действия и поступки.

Общие сведения о группе

Всего обучающихся в группе

Среди них мальчиков ________ девочек________

Возрастной состав группы______________

Льготный контингент:

Сироты_________ полусироты_______ на попечении________ инвалиды________

Из многодетных семей_______ Из малообеспеченных семей__________

Из полных и неполных семей________ Др. категории______________

Психолого-педагогическая характеристика группы

Уровень обучаемости детей:

Высокий уровень____________ Достаточный уровень__________

Средний уровень____________ Низкий уровень_____________

Одаренные и способные ______________

Социометрическая характеристика группы:

Лидеры группы______________________

Популярные______________

Непопулярные____________________

Изолированные___________________

Самоуправление группы, его структура, состав (наличие актива или его отсутствие, наличие или отсутствие неформальных лидеров, их влияние на деятельность и поведение обучающихся)______________________________________________________________________

Характер взаимоотношений детей (наличие или отсутствие взаимопомощи, конкуренции (кто является инициаторов этого: педагог или дети) ____________________

Образовательная деятельность – степень выраженности мотивации к дополнительному образованию, осуществление контроля за успеваемостью со стороны педагога и учащихся______

Характеристика дисциплины на занятиях, во время перерывов__________

Характеристика интересов детей. Роль педагога и детей в выявлении и поддержании этих интересов, каким образом педагог и актив группы использует увлечения детей в образовательной и досуговой деятельности__________________________

Характеристика участия группы в жизниУДО (в каких мероприятиях дети принимали участие, кто осуществлял подготовку и руководство, значение этих мероприятий для становления личности обучающихся)_______________________________________

Характеристика личности педагога дополнительного образования и его стиля общения

Образование, его общая культура_____________________________

Степень выраженности организаторских способностей, знание возрастных и индивидуальных особенностей развития детей и умение применять их в образовательном процессе_______

Насколько дружным, сплоченным Вам показалась группа детей и почему?

Каковы, на Ваш взгляд, причины негативных явлений в группе, с которыми Вам пришлось встретиться?

Что бы Вы изменили в подходе педагога к организации учебно-воспитательного процесса в группе и почему?

Какова, по Вашему мнению, роль родителей учащихся в жизни детского объединения?

Что из профессиональной деятельности педагога Вы бы взяли для своей педагогической деятельности?

Отчет по производственной (преддипломной) практике

Я для себя понял(а)____________________________________________________________________

Практика меня научила________________________________________________________________

Самым интересным было______________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

Возникшие трудности, что способствовало их преодолению

____________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________

Собран практический материал для написания ВКР

___________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________

Оформлена следующая документация___________________________________________________

____________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________

Совершенствовал(а) компетенции_______________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

Самооценка процесса и результатов профессиональной деятельности________________________

____________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________

Ближайшие и перспективные цели, направления самосовершенствования_______________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________

Дата

Подпись

АТТЕСТАЦИОННЫЙ ЛИСТ ПО ПРАКТИКЕ

ФИО_____________________________________________________________________

обучающийся (аяся) на 4 курсе по специальности СПО 44.02.03 «Педагогика дополнительного образования»

Успешно прошел (ла) производственную (преддипломную) практику

В объеме 144 часов с «___» _____ 201__г. по «___ » _____ 201__г.

В организации_______________________________________________________________

наименование организации, юридический адрес

Профессиональные компетенции Виды работ, выполненных обучающимся во время практики Оценка уровня овладения компетенциями (по 5 – бал. шкале)
ПК1.1.Определять цели и задачи, планировать занятия ПК 2.1. Определять цели и задачи, планировать досуговые мероприятия, в т.ч. конкурсы, олимпиады, соревнования, выставки. П.К.2.3. Мотивировать обучающихся, родителей (лиц их заменяющих) к участию в досуговых мероприятиях. Составление конспектов занятий, досуговых мероприятий по основным образовательным программам УДО Составление плана работы с родителями: консультирование по вопросам обучения и воспитания, подготовка материалов к родительскому собранию или проведение родительского собрания
ПК1.2.Организовывать и проводить занятия П.К. 2.2. Организовывать и проводить досуговые мероприятия. ПК1.3. Демонстрировать владение педагогической деятельностью Проведениезанятий, досуговых мероприятий
ПК1.4.Оценивать процесс и результаты деятельности занимающихся на занятии и освоения дополнительной образовательной программы. Осуществление педагогического контроля и оценивания результатов во время занятий,результатов досуговой деятельности и общения детей
ПК1.5.Анализировать занятия. ПК. 2.4. Анализировать процесс и результаты досуговых мероприятий. Анализ и самоанализ проведенных занятий, досуговых мероприятий
ПК1.6.Оформлять документацию, обеспечивающую образовательный процесс. ПК.2.5. Оформлять документацию, обеспечивающую организацию досуговых мероприятий. Ведение документации Планирование занятий идосуговых мероприятий, методического материала к ним по избранному виду деятельности в соответствии с требованиями
ПК 3.1. Разрабатывать методические материалы (рабочие программы, учебно-тематические планы) на основе примерных с учетом области деятельности, особенностей возраста, группы и отдельных занимающихся. Составление учебно-методических материалов к занятиям, мероприятиям. Учебно-тематическое планирование с учетом вида УДО, особенностей группы и отдельных обучающихся
ПК 3.2. Создавать в кабинете (мастерской, лаборатории) предметно-развивающую среду. Участие в проектировании и создании предметно-развивающей, комфортной образовательной среды в кабинете.
ПК 3.3. Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области дополнительного образования на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов. Самоанализ и анализдеятельности других педагогов. Постоянное самообразование.
ПК 3.4. Оформлять педагогические разработки в виде отчетов, рефератов, выступлений. Оформлениеотчетной документации, презентации к выступлению на итоговой конференции, дневника по практике в соответствии с требованиями.
ПК 3.5. Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области дополнительного образования детей. Подбор и обобщение материала, необходимого для выполнения ВКР.Планирование и проведение опытно-практической или опытно-экспериментальной работы и обработка результатов в соответствии с темой ВКР

Характеристика профессиональной деятельности обучающегося во время производственной (преддипломной) практики (вхарактеристике отмечаются уровень теоретических знаний студента, умение организовать свой рабочий день, объем и качество выполнения программы практики, отношение к работе: интерес, инициатива, исполнительность, дисциплинированность и другие качества, проявленные практикантом в период практики, а также замечания и пожелания студенту).

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

Оценка выполнения программы практики:

Дата___________201___

Подпись ответственного лица организации (базы практики)

ФИО, должность

Подпись руководителя практики от колледжа

____________________________________/ ФИО, должность


Приложение 1.

Образец ведения оценочного дневника

Приложение 2

СВЕРДЛОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ

ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ

контрольных занятий по направлению_____________________________________________________________________________________

и контрольных досуговых мероприятий

студент__ гр.___ Ф.И.О__________________________________________________________________________ Учебный год: 201__/201___

Место печати


Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Министерство образования Московской области

Государственное образовательное учреждение

высшего образования Московской области

«Государственный гуманитарно-технологический университет»

коллектив школьный особенность психологический

Составила:

студентка 4 курса

физико-математического факультета

Балакина Дарья Дмитриевна

Орехово-Зуево-2017

Психолого-педагогическая характеристика классного коллектива

Во время прохождения практики в МОУ Лицей я была закреплена за 6 «Г» классом, в период с 27.02 по 23.04 2017 г. Год основания учреждения - 1987. В лицее обучается 1196 учеников, сформированных в 45 классов.

В 6 «Г» классе обучаются 28 человек (из них 12 мальчиков, 16 девочек). Учащиеся 2003-2005 года рождения, по национальности все русские. Коллектив сформирован в 2011 учебном году, практически все дети обучались вместе с 1 класса. В основном ученики из полных семей, однако, 6 учеников воспитываются в неполной семье. Малоросьян Сергей и Фролов Сергей находятся под опекой.

Старостой класса является Мария Белова. Мария - очень ответственная ученица, поэтому ей не зря доверили эту должность. Мария старается поддерживать дружескую атмосферу в коллективе, дисциплину. Помимо этого, она ведет контроль над посещаемостью, помогает классному руководителю в организационных делах. В коллективе ее уважают, какого-то презрения со стороны одноклассников не наблюдается. Также есть и заместитель старосты - Ильина Алена, которая в любой ситуации помогает Марии, когда это необходимо. Помощником старосты является Полина Вяткина, которая выполняет поручения старосты Марии и ее заместителя Алены.

Учащиеся умеют организоваться для выполнения коллективных дел, сами распределяют между собой работу. Взаимоотношение и взаимовыручка класса на очень высоком уровне. Дети в любой ситуации помогают, поддерживают друг друга, не преследуя, при этом, каких-то корыстных целей. Если и бывают конфликты, то они решаются довольно быстро, дипломатическим путем, без драк, ссор и руганей. К любому мероприятию коллектив подходит серьезно, основательно, во время обсуждения все вносят конкретные предложения, а затем также вместе их раздумывают, приходя к общему выводу. Одним из обязательных поручений класса являются дежурство в классе по составленному графику, которое ежедневно выполняется всеми учащимися. За этим стоит заслуга классного руководителя Валиевой Ирины Ивановны, учителя русского языка и литературы с 30-летним стажем, работающую с данным классом второй год. К классному руководител дети относятся с уважением, с любовью. Каждое ее мнение - уважаемо, авторитетно. Если есть какие-то спорные вопросы, то класс обязательно идет к ней, чтобы их решить.

Ребята активно принимают участие в школьных мероприятиях, но наблюдалось и безответственность в подготовке к празднику «8 марта»: не подготовились к мероприятию, забыв нарисовать стенгазету на каникулах.

Регулярно в классе организуются совместные поездки-экскурсии по Московской и Владимирской области.

На данном этапе развития отношений в классе присутствует деление на группировки, но нет группировок, отрицательного характера, существует деление на группы мальчиков и девочек. Взаимоотношение и взаимовыручка класса на очень высоком уровне. Эмоциональный фон класса, в принципе, положительный. Большинство детей любят учиться, получать новые знания по предметам, что говорит о положительном отношении к учебе, в целом. С отношением к труду проблем тоже не возникает. Дети без лишних слов выполняют задание учителей, классного руководителя. Дети в любой ситуации помогают, поддерживают друг друга, не преследуя, при этом, каких-то корыстных целей. На переменах явно виден дружелюбный настрой одноклассников друг к другу, они распределяются в группы по интересам и дружеским симпатиям. Однако Малоросьян Сергей имеет небольшое количество друзей в классе. Мальчик воспитывался в Детском доме. Видно, что Сергей закомплексован из-за несоответствия материальных возможностей своей семьи и семей одноклассников. В этой связи необходимо уделить внимание вопросу сплоченности Сергея и классного коллектива, привлечь его к участию в классных мероприятиях.

Как таковых, «социометрических» звезд, и учеников с определенным статусом не наблюдается. Однако высокостатусными учениками являются Козлова Александра и Кирова Арина. Девочки активные, настойчивые, имеют авторитет среди учащихся класса, способны организовать учащихся на любое внеклассное мероприятие, прилежные ученицы и адекватно реагируют на критику.

Лидером класса нельзя назвать кого-то конкретного. Во время проведения классного мероприятия было заметно, что решения команд принимаются совместно. Поэтому в основном отношения между ребятами дружные, они чувствуют себя одним коллективом, одной командой.

В классе 4 отличника: Ильина Алена, Гераськина Ольга, Белянин Александр, Евсюхин Захар. Остальные ребята учатся хорошо. Неуспевающих ребят нет, потому что со стороны отличников наблюдается взаимопомощь в решении проблем по учебе остальным ребятам. Во время урока дисциплина в классе на высшем уровне, изредка класс шумит, но исключительно из-за рабочих моментов. Повышенный интерес к таким учебным предметам, как математика, русский язык, иностранный язык, наблюдается у большинства учащихся. Ребята очень ответственно подходят к заданиям по ИЗО, консультируются друг с другом по рабочим вопросам. Не смотря на большую загруженность по учебе, ребята добросовестно посещают факультативные занятия, и во внеурочной деятельности проявляют себя как ответственные к труду ученики. Домашние задания учениками сдаются и выполняются вовремя, все без исключений относятся к нему, как к обязательному закреплению знаний дома. Поэтому при проверке домашних работ у учителей не возникает проблем.

Учащиеся всегда с большой ответственностью подходят к выполнению трудовых поручений со стороны учителей. Без каких-либо негативных отголосков выполнялись все просьбы по уборке в классе или стереть с доски, отнести тетради в другой кабинет. Без участия 6 «Г» не проходит ни одно общешкольное мероприятие. Они участники Патриотического смотра (1.03.17), победители соревнований «Веселые старты» и призеры соревнований по пионерболу среди шестых классов.

Ребята дружат не только в школе, но и вне ее, например, гуляют на улице, ходят вместе в кино и общаются в социальных сетях. Алексеев Александр, Досейкин Арсений и Евсюхин захар вместе ходят в спортивную секцию по футболу, Рисина Анна и Серегина Анастасия - в кружок рисования. Остальные ребята абсолютно все заняты в свободное время от школы: танцы, музыка, дзюдо, стрельба, увлечения фотографией, репетиторы. В любой ситуации ребята стараются поддерживать, сопереживать друг другу в трудный момент. Отношение к приходу новых учителей, родителей, директора, новых одноклассников тоже положительное. Дети друг к другу весьма требовательны. Каждый хочет от другого работы, а не пустого сидения на месте. Все это говорит о неравнодушии при выполнении какого-то коллективно-творческого дела, за конечный результат в каких-то конкурсах, мероприятиях. Отношение к моральным поступкам благоприятное, дети их одобряют, и, наоборот, презирают, не одобряют аморальные. Классный коллектив, в целом, исполнительный - любит работать, выполнять общественно-полезные дела. Если надо помочь - они всегда помогут без лишних слов. Класс общительный. Каждый из детей любит общаться, узнавать что-то новое - как друг о друге, так и вообще.

Влияние социального окружения на класс положительное. Дети вредных привычек не имеют. К правонарушениям, или иным, вызывающим осуждение, поступкам никто не склонен. Все это говорит о том, что родители правильно воспитывают своих детей. Благоприятная, в целом, атмосфера в классе - свидетельство не только правильного влияния окружающих и родителей, но и учителей, а также взаимодействия между ними. Поскольку возрастной ценз класса 12-14 лет, то у детей не имеется четкой позиции, четкого мнения по поводу событий, происходящих в стране и за рубежом. Родители оказывают большую помощь в организации работы в классе, а также в воспитании детей. Проявляют большой интерес в выполнении домашних работ своих детей. Так как класс учится во 2 смену, наряду с еще тремя шестыми классами, о взаимоотношении с другими классами сказать трудно, но отношения с коллективами других шестых классов хорошие, учащиеся чувствуют себя среди них комфортно, нашли себе друзей.

Денисова Ксения - добрая, прилежная ученица. Имеет хороший контакт с одноклассниками, отзывчива, не сильна в точных науках, но увлекается литературой и профессионально занимается художественной гимнастикой, в которой достигла не мало достижений - получила первый взрослый разряд и на данный момент выступает как кандидат в мастера спорта.

Алексеев Александр - незаурядный, ответственный ученик, имеющий очень хорошие знания во многих учебных предметах. На уроках математики показал себя как ученик, выполняющих обязательный уровень нагрузки и способный к изучению более сложного материала. После выполнения заданий не редко на уроках ему становится скучно, и он отвлекается на беседы с соседкой по парте. Из-за чего я сделала вывод, что этого ребенка нужно постоянно занимать обязанностями и заданиями, потому что у него есть способность обгонять одноклассников по темпу выполнения.

Ирина Ивановна Валиева. Образование: высшее (окончила Киргизский государственный университет город Фрунзе, 1987). Специальность: русский язык и литература. Стаж работы: 30 год. Работает с классом второй год. Интересы: путешествия, книги. Ирина Петровна зарекомендовала себя не только как опытный специалист, но и как руководитель. Любое ее мнение для учеников - авторитетно. Она спокойная, доброжелательная женщина. Старается поддерживать в классе дружественную атмосферу, организует различные мероприятия, ведет контроль посещаемости и активно сотрудничает с родителями учеников. При организации мероприятий обращает внимание на интересы каждого учащегося в отдельности и в соответствии с ними распределяет роли. Очень хорошо знает каждого ученика, называет его сильные и слабые стороны, как правильно нужно взаимодействовать с ним. Учащиеся, в свою очередь, любят классного руководителя, стараются ее не огорчать, и всячески оказывают ей содействие. Спрашивая детей с других классов, об Ирине Петровне говорят как о профессионале своего дела, который умеет красиво объяснять, подавать материал, а также держать дисциплину на своих уроках. Коллектив учителей высоко оценивает своего коллегу. Завуч и директор лицея также доброжелательно высказались о ней.

За время практики классу были даны следующие виды психологических методик: методика для определения уровня групповой сплоченности, тест «Коммуникативные и организаторские склонности». По их результатам можно сделать следующие выводы: первый - уровень групповой сплоченности высокий, это говорит о том, что имеется сплоченный коллектив, где среди всех ценится и уважается личность каждого ученика, учащиеся не только осуществляют активную значимую деятельность внутри класса, но и оказывают положительное воздействие на окружающих. Таким образом, классифицировать группу учеников как классный коллектив можно, так как условия достижения высокого уровня развития группы, которая характеризуется высокой сплоченностью, единством целостно-нормативной ориентации, ответственностью за результаты совместной групповой деятельности, выполнены. Второй вывод: коммуникативность и организаторские способности у большинства ребят на высоком уровне. Это означает, что они быстро ориентируются в сложных ситуациях, инициативны. Предпочитают самостоятельность в выборе и принятии решений, отстаивают свое мнение и добиваются, чтобы оно было принято. Из наблюдений за классом можно сказать, что результаты тестирования правдивы, поскольку большинство ребят, и правда, очень уверены в себе, настойчивы, например, Кирова Арина и Силкина Ксения - одни из «заводил» класса. Материалы и протоколы исследований прилагаются (смотреть в конце).

Общие выводы. В результате своих наблюдений, бесед с классным руководителем, а также учителями-предметниками и работы с классом, делаю свой вывод о 6 «Г» классе - весьма спокойный, способный коллектив, с которым можно работать. Дети очень добрые, жизнерадостные, активные, инициативные, отзывчивые. У ребят хорошие культура общения и воспитание. Несмотря на хорошую групповую сплоченность, в классе необходимо проводить мероприятия по дальнейшему сплочению и гармонизации отношений учеников и классного коллектива. А также необходимо давать возможность ребятам с достаточно высоким показателем организаторских способностей проявить свои умения. Следует уделить внимание возрастным особенностям учеников. Из-за разности в возрасте некоторых учеников, соответственно раннего взросления, необходимо проводить беседы на нравственные вопросы, обсуждать насущные проблемы. Необходимо использовать все возможности для создания комфортных условий для каждого школьника с целью его развития и воспитания.

Приложение

№1 Методика на определение индекса групповой сплоченности «Психометрический тест К.Э. Сишора». (Источник: Ахвердова О.А., Гюлушанян К.С., Коленкина В.В. Практикум по социальной психологии, 2006)

Цель тестирования: оценить уровень групповой сплоченности классного коллектива.

Групповая сплоченность - чрезвычайно важный параметр, показывающий степень интеграции группы, ее сплоченность в единое целое, - можно определить не только путем расчета соответствующих социометрических индексов. Значительно проще сделать это с помощью методики, состоящей из 7 вопросов с несколькими вариантами ответов на каждый. Ответы кодируются в баллах согласно приведенным в скобках значениям (25 максимально, 7 минимально).

Текст опросника

Внимательно прочитайте каждый вопрос и выберите один из ответов, наиболее точно соответствующий Вашему мнению.

I. Как бы вы оценили свою принадлежность к своему классу?

1. Чувствую себя членом, частью коллектива (5).

2. Участвую в большинстве видов деятельности (4).

3. Участвую в одних видах деятельности и не участвую в других (3).

4. Не чувствую, что являюсь членом коллектива (2).

5. "Существую" отдельно от других членов коллектива (1).

6. Не знаю, затрудняюсь ответить (1).

II. Перешли бы вы учиться в другой класс, если бы представилась такая возможность?

1. Да, очень хотел бы перейти (1).

2. Скорее бы перешел, чем остался (2).

3. Не вижу никакой разницы (3).

4. Скорее всего, остался бы в своем классе (4).

5. Очень хотел бы остаться в своем классе (5).

6. Не знаю, трудно ответить (1).

III. а) Каковы взаимоотношения между учениками в Вашем классе на уроках?

1.Лучше, чем в большинстве классов (3).

2. Примерно такие же, как в большинстве классов (2).

4. Не знаю (1)

б) На различных мероприятиях ("огоньках", культпоходах, экскурсиях и т.п.)

1. Примерно такие же, как в большинстве классов (2).

2. Лучше, чем в большинстве классов (3).

3. Хуже, чем в большинстве классов (1).

4. не знаю (1).

в) Вне школы:

2. примерно такие же, как и в других классах (2)

3.Хуже, чем в других классах (1).

4. Не знаю (1).

IV. Каковы взаимоотношения с классным руководителем?

1. Лучше, чем в большинстве классов (3).

4. Не знаю (1).

V. Каково отношение к делу на уроках и различных мероприятиях?

1. Лучше, чем в большинстве классов (3).

2. Примерно такие же, как в других классах (2).

3. Хуже, чем в других классах (1).

4. Не знаю (1).

Индекс рассчитывается как среднее арифметическое по группе:

· 21-25 баллов - высокий,

· 12-20 баллов - средний,

· 7-11 баллов - низкий.

· Таблица результатов

Набранные баллы

Алексеев Александр Павлович

Белова Мария Алексеевна

Белянин Александр Николаевич

Вяткина Полина Сергеевна

Герасимова Ангелина Сергеевна

Досейкин Арсений Антонович

Евсюхин Захар Денисович

Иванова Анастасия Юрьевна

Ильина Алёна Алексеевна

Калимулина Ангелина Ринатовна

Кирова Арина Павловна

Козлова Александра Юрьевна

Матвеев Никита Владимирович

Миронов Александр Сергеевич

Морозов Даниил Александрович

Серёгина Анастасия Владимировна

Силкина Ксения Александровна

Смирнов Виталий Дмитриевич

Спиридонов Николай

Александрович

Сусанова Елена Дмитриевна

Фролов Сергей

Викторович

Обработка и интерпретация результата теста в 6 "Г" классе.

Охвачено 23 респондента.

Итоговый индекс групповой сплоченности: 21.

Прохождение уровня групповой сплоченности в данной группе - высокий.

№2 Тестирование «Коммуникативные и организаторские склонности» В.В. Синявский, В.А. Федорошин (КОС)

Инструкция: на каждый вопрос следует ответить «да» или «нет». Если вы затрудняетесь в выборе ответа, необходимо все-таки склониться к соответствующей альтернативе (+) или (-).

Текст опросника:

1. Много ли у Вас друзей, с которыми Вы постоянно общаетесь?

2. Часто ли Вам удается склонить большинство своих товарищей к принятию ими Вашего мнения?

3. Долго ли Вас беспокоит чувство обиды, причиненное Вам кем-то из Ваших товарищей?

4. Всегда ли Вам трудно ориентироваться в создавшейся критической ситуации?

5. Есть ли у Вас стремление к установлению новых знакомств с разными людьми?

6. Нравится ли Вам заниматься общественной работой?

7. Верно ли, что Вам приятнее и проще проводить время с книгами или за каким-либо другим занятием, чем с людьми?

8. Если возникли какие-либо помехи в осуществлении Ваших намерений, то легко ли Вы отступаете от них?

9. Легко ли Вы устанавливаете контакты с людьми, которые значительно старше Вас по возрасту?

10. Любите ли Вы придумывать и организовывать со своими товарищами различные игры и развлечения?

11. Трудно ли Вы включаетесь в новую для Вас компанию?

12. Часто ли Вы откладываете на другие дни те дела, которые нужно было бы выполнить сегодня?

13. Легко ли Вам удается устанавливать контакты с незнакомыми людьми?

14. Стремитесь ли Вы добиваться, чтобы Ваши товарищи действовали в соответствии с Вашим мнением?

15. Трудно ли Вы осваиваетесь в новом коллективе?

16. Верно ли, что у Вас не бывает конфликтов с товарищами из-за невыполнения ими своих обязанностей, обязательств?

17. Стремитесь ли Вы при удобном случае познакомиться и побеседовать с новым человеком?

18. Часто ли в решении важных дел Вы принимаете инициативу на себя?

19. Раздражают ли Вас окружающие люди и хочется ли Вам побыть одному?

20. Правда ли, что Вы обычно плохо ориентируетесь в незнакомой для Вас обстановке?

21. Нравится ли Вам постоянно находиться среди людей?

22. Возникает ли у Вас раздражение, если Вам не удается закончить начатое дело?

23. Испытываете ли Вы чувство затруднения, неудобства или стеснения, если приходится проявить инициативу, чтобы познакомиться с новым человеком?

24. Правда ли, что Вы утомляетесь от частого общения с товарищами?

25. Любите ли Вы участвовать в коллективных играх?

26. Часто ли Вы проявляете инициативу при решении вопросов, затрагивающих интересы Ваших товарищей?

27. Правда ли, что Вы чувствуете себя неуверенно среди малознакомых Вам людей?

28. Верно ли, что Вы редко стремитесь к доказательству своей правоты?

29. Полагаете ли Вы, что Вам не доставляет особого труда внести оживление в малознакомую Вам компанию?

30. Принимаете ли Вы участие в общественной работе в школе?

31. Стремитесь ли Вы ограничить круг своих знакомых небольшим количеством людей?

32. Верно ли, что Вы не стремитесь отстаивать свое мнение или решение, если оно не было сразу принято Вашими товарищами?

33. Чувствуете ли Вы себя непринужденно, попав в незнакомую Вам компанию?

34. Охотно ли Вы приступаете к организации различных мероприятий для своих товарищей?

35. Правда ли, что Вы не чувствуете себя достаточно уверенным и спокойным, когда приходится говорить что-либо большой группе людей?

36. Часто ли Вы опаздываете на деловые встречи, свидания?

37. Верно ли, что у Вас много друзей?

38. Часто ли Вы смущаетесь, чувствуете неловкость при общении с малознакомыми людьми?

39. Правда ли, что Вас пугает перспектива оказаться в новом коллективе?

40. Правда ли, что Вы не очень уверенно чувствуете себя в окружении большой группы своих товарищей?

Обработка результатов и интерпретация

Коммуникативные способности - ответы "да" на следующие вопросы: 1, 5, 9, 13, 17, 21, 25, 29, 33, 37; и "нет" на вопросы: 3, 7, 11, 15, 19, 23, 27, 31, 35, 39.

Организаторские способности - ответы "да" на следующие вопросы: 2, 6, 10, 14, 18, 22, 26, 30, 34, 38; и "нет" на вопросы: 4, 8, 12, 16, 20, 24, 28, 32, 36, 40.

Подсчитывается количество совпадающих с ключом ответов по каждому разделу методики, затем вычисляются оценочные коэффициенты отдельно для коммуникативных и организаторских способностей по формуле: К = 0,05 . С, где К - величина оценочного коэффициента С - кол-во совпадающих с ключом ответов.

Оценочные коэффициенты может варьировать от 0 до 1. Показатели, близкие к 1 говорят о высоком уровне коммуникативных и организаторских способностях, близкие к 0 - о низком уровне. Первичные показатели коммуникативных и организаторских способностей могут быть представлены в виде оценок, свидетельствующих о разных уровнях изучаемых способностей.

Фамилия Имя Отчество

Коммуникативные способности

Организаторские способности

Коммуникативные способности

Организаторские способности

Алексеев Александр Павлович

Африканова Валерия Петровна

Белова Мария Алексеевна

Белянин Александр Николаевич

Вяткина Полина Сергеевна

Герасимова Ангелина Сергеевна

Гераськина Ольга Алексеевна

Денисова Ксения Владимировна

Досейкин Арсений Антонович

Евсюхин Захар Денисович

Иванова Анастасия Юрьевна

Ильина Алёна Алексеевна

Калимулина Ангелина Ринатовна

Кирова Арина Павловна

Козлова Александра Юрьевна

Конькова Елизавета Геннадьевна

Малоросьян Сергей Александрович

Матвеев Никита Владимирович

Миронов Александр Сергеевич

Морозов Даниил Александрович

Рисина Анна Сергеевна

Серёгина Анасасия Владимировна

Силкина Ксения Александровна

Смирнов Виталий Дмитриевич

Смоляков Дмитрий Александрович

Сусанова Елена Дмитриевна

Фролов Сергей Викторович

Тест был проведен на определение у детей коммуникативных или организаторских способностей. В ходе теста было задано 40 вопросов: 20 на коммуникативные и 20 на организаторские способности. Результаты подсчитываются в баллах (максимум 20 за каждую категорию). В случае, если в одном из столбцов будет значительно больше (немного больше) баллов, чем в другом, то можно считать, что у учащегося преобладает та или иная способность. Результаты, обозначенные восклицательным знаком (!) можно считать недействительными из-за отсутствия интересна у учащихся к прохождению теста.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Сущность теоретических подходов к формированию детского коллектива в начальной школе. Анализ функциональных обязанностей классного руководителя по формированию коллектива. Психолого-педагогическая характеристика детей младшего школьного возраста.

    курсовая работа , добавлен 14.11.2013

    Работа в качестве учителя-предметника в прикрепленном классе. Взаимопосещение и взаимоанализ уроков. Проведение и анализ внеклассной работы классного руководителя по предмету. Составление психолого-педагогической характеристики коллектива класса.

    отчет по практике , добавлен 01.02.2009

    Определение сущности, общая характеристика и анализ закономерностей развития детского коллектива в современной педагогической науке. Выявление отклонений развития и характерных особенностей социальной нормы и социального контроля в детском коллективе.

    курсовая работа , добавлен 01.05.2011

    Анализ методов и приемов организации взаимодействия между учащимися в классном коллективе. Проблемы взаимоотношений в подростковом возрасте. Опытно-экспериментальные рекомендации педагога по коррекции взаимодействий подростков в классном коллективе.

    курсовая работа , добавлен 09.06.2014

    Сущность учения А.С. Макаренко о коллективе. Характеристики, отражающие внутриколлективную атмосферу, психологический климат, отношения между членами коллектива. Стиль внутриколлективных отношений. Отличительные признаки сформированного коллектива.

    реферат , добавлен 13.01.2011

    Характеристика коллектива восьмого класса. Анализ и оценка психической сферы подростка по В.В. Зеньковскому. Структура плана воспитательной работы классного руководителя. Приоритетные направления воспитательной деятельности. Работа с "трудными" учащимися.

    практическая работа , добавлен 13.11.2010

    Основные требования к оформлению "дневника наблюдений" и характеристики личности и классного коллектива. Программа изучения личности испытуемого-воспитанника. Статус школьника в коллективе класса (группы). Направленность и мотивация поведения личности.

    контрольная работа , добавлен 06.05.2009

    Понятие и сущность теории коллектива, этапы и направления ее развития в отечественной науке. Понятие о коллективе в гуманистической педагогике. Теоретические основы, экспериментальное изучение, анализ и оценка роли коллектива в формировании личности.

    курсовая работа , добавлен 20.03.2010

    Создание мультимедийного учебно-методического пособия

Будет полезна, к примеру, новому классному руководителю при переходе ребят из младшего звена в среднее. Кроме того, с ее помощью педагог-психолог или любой учитель-предметник сможет понять, какие ученики комплектуют тот или иной класс, разобраться в их личностных характеристиках и разработать адекватные методы педагогического взаимодействия с этим конкретным контингентом учащихся. Как же составляется психолого-педагогическая Образец и общие рекомендации вы найдете ниже.

Педагогическая характеристика - это в первую очередь документ. Поэтому произвольная форма ее составления недопустима.

Информация, представленная в рамках характеристики школьного класса, не должна подаваться как случайное или хаотичное нагромождение сведений. Документ должен быть структурирован.

Излагать сведения о школьном коллективе желательно в официально-деловом стиле. Однако при этом информация должна быть понятной не только самому составителю, но и тому, кто будет знакомиться с характеристикой в будущем. Указывать имена, фамилии учеников сокращенно запрещается.

Психолого-педагогическая характеристика коллектива класса должна составляться с учетом трех важных принципов.

Принцип комплексности

Классному руководителю и педагогу-психологу по долгу службы приходится составлять огромное количество характеристик. Неудивительно, что иногда эти документы начинают получаться шаблонными и безликими. Однако этого все же следует избегать, ведь психолого-педагогическая характеристика класса должна отражать полезные сведения, те, которые сможет использовать любой педагог после ознакомления с документом. Полезность же шаблонных фраз сводится, как мы понимаем, к минимуму.

Кроме того, вся информация должна отражаться последовательно и логично. В совокупности представленные в документе сведения должны создавать четкое представление о школьном коллективе, на который составлена характеристика.

Принцип гуманизма

Сведения в характеристике должны быть адекватными и непредвзятыми, ведь только объективная информация может использоваться по назначению. Если же психолого-педагогическая характеристика класса, ученика или даже бывшего воспитанника составлена необъективно, а на основании нее новый учитель, не знакомый с личностью учащегося, начинает строить с ним педагогическое взаимодействие, результат его может оказаться неэффективным. И хорошо, если только неэффективным, а не вредным для развития личности школьника.

Как и врач, учитель должен руководствоваться в своей работе важным принципом - не навреди.

Принцип объективности

Учитель должен помнить, что психолого-педагогическая характеристика будет отличаться от характеристики класса из старшего школьного звена. То есть в действие вступает принцип объективности - каждое анализируемое явление должно быть объяснено с опорой на теоретические положения возрастной психологии.

Составленная в соответствии с этими принципами характеристика будет действительно полезным документом, к которому в своей работе смогут обратиться классные руководители и педагоги-предметники.

Психолого-педагогическая характеристика класса: план

По какому же плану составляется характеристика школьного класса? Предлагаем вашему вниманию следующую ее программу.

  1. Общие сведения о школьном классе: когда класс был образован, кто был его первым классным руководителем, как часто руководители менялись.
  2. Сведения об учениках: количество, возраст, пол.
  3. Характеристика лидеров школьного коллектива, его актива.
  4. Сведения об уровне воспитанности учеников.
  5. Указание микрогрупп в их образования и взаимодействия с остальными членами классного коллектива.
  6. Статусная и социометрическая характеристика класса.
  7. Основные ценности и приоритеты, принятые в классе.
  8. Уровень коммуникативной культуры учеников.
  9. Способы решения конфликтов, принятые в школьном коллективе.
  10. Мнения учителей о классе и отдельных учениках.

А теперь представим конкретный пример того, как выглядит психолого-педагогическая характеристика класса.

Психолого-педагогическая характеристика класса: образец

  1. 10 "А" класс средней школы №15 города Санкт-Петербурга был образован в 2003 году. Первым классным руководителем его была Иванова Алла Сергеевна. В 2008 году руководство приняла Семенова Ольга Петровна.
  2. В 10 "А" классе 20 учеников, 10 из них юноши и 10 - девушки. Всем ученикам исполнилось по 16 лет.
  3. Лидерами в классе являются Яковлев Александр и Соловьев Антон. Якушева Вера, Вусько Александра и Ефимова Ольга - актив класса. Девушки участвуют в учебных соревнованиях и общественной жизни школы.
  4. Уровень воспитанности учеников высок. В классе нет ребят, нарушающих дисциплину.
  5. Лидеры и актив группы представляют собой основные "ячейки" класса. Они ведут за собой остальных ребят и стараются поддерживать высокий уровень сплоченности в классе. Образовались указанные микрогруппы еще в младшем школьном звене.
  6. С помощью социометрического исследования были выявлены лидеры в классе, "звезда" - Якушева Вера, предпочитаемые - Ефимова Ольга, Соловей Вероника, Гунько Виктор, Славский Яков, изолированный - Дорошкевич Иван.
  7. Класс в целом ориентирован на получение знаний, хороших отметок. Дружба и за жизнь класса преобладают в ценностных ориентациях учеников.
  8. Коммуникативная культура класса на высоком уровне.
  9. Конфликты решаются обычно коллективным обсуждением проблемы.
  10. Учителя довольны успеваемостью и поведением учеников 10 "А" класса.

Так выглядит психолого-педагогическая характеристика класса, но это всего лишь "каркас" документа. Сведения все-таки лучше подавать в развернутом виде, тогда характеристика станет более информативной.

Морозова Татьяна, 295 группа.

Характеристика классного коллектива 6 класса

В классе учатся 22 человека, из них 12 мальчиков и 10 девочек. Большинство детей 2000-2001 года рождения. Учатся вместе с 1го класса. За лето выбыли Мальцева Дарья и Гавриловских Виктория, и прибыли 2 новых ученика: Чикишев Тимур и Чупина Дарья. Смена классного руководителя была при переходе из начальной школы в среднюю. Многие дети живут в неполных семьях. В классе 4 ребенка из многодетных семей: Галеев Эдуард, Жантасова Жулдуз, Сафронова Дарья, Чикишев Тимур. Из беседы с классным руководителем стало известно, что в целом дети воспитываются в хороших семьях, где родители уделяют должное внимание своим детям. Из всего классного коллектива 2 ученика склонны к правонарушениям (Файрушина А., Тихонов А.).

Старостой класса является Николаева Диана. Диана с ролью старосты справляется хорошо. Старается поддерживать дисциплину в классе, ведет контроль над посещаемостью и успеваемостью, помогает классному руководителю в организации дежурства в классном кабинете. Учебный сектор класса помогает старосте в контроле над успеваемостью и своевременном исправлении неудовлетворительных оценок одноклассников.

Неформальным лидером класса является Барбанаков Илья. Очень энергичный, активный, отзывчивый и доброжелательный мальчик. Принимает активное участие в организации и проведение различных мероприятий, как классных, так и общешкольных. Любит находиться в центре внимания, как одноклассников, так и учителей. В классе мнение Ильи уважают и зачастую прислушиваются к нему.

Как таковые, группы выражены слабо. Большинство учащихся объединены по своим группкам, в основном по интересам и по месту жительства, насчитывающим 2-3 человека. В классе преобладает спокойный, деловой, доброжелательный настрой. Все дети в дружеских отношениях друг с другом. Мальчики и девочки дружат между собой, исключение составляет Файрушина Александра, которая иногда становится объектом неприязни некоторых учеников, что обусловлено ее поведением и манерой общения с одноклассниками.

Классный руководитель спокойная, доброжелательная женщина. Старается поддерживать в классе дружественную атмосферу, организует в классе различные мероприятия, ведет контроль посещаемости и активно сотрудничает с родителями учеников. При организации мероприятий обращает внимание на интересы каждого учащегося в отдельности и в соответствии с ними распределяет роли. Учащиеся в свою очередь любят классного руководителя, стараются ее не огорчать.

В классе почти все хорошисты, отличников нет. Низкая успеваемость у Файрушиной Саши, Тихонова Саши, Градобоевой Кати. На уроках дети активны, хорошо воспринимают материал, но часто отвлекаются на посторонние темы, на переменах подвижны. Класс в целом дружный, с хорошим потенциалом. Учащиеся умеют работать совместно. Класс проявляет высокую заинтересованность в успехе, стойко преодолевает трудности, ученики дорожат честью класса. При решении коллективных задач быстро ориентируются, находят общий язык. В целом учащиеся хорошо знают друг друга, отношения между ними доброжелательные. Однако, учащиеся не всегда умеют терпеливо и внимательно выслушать друг друга на классных собраниях, на перемене, при выполнении различных дел.

Критическое отношение к своим недостаткам проявляется далеко не всегда, но большинство может оценить свою работу. Дети умеют оценивать и деятельность своих товарищей. Школьники переживают удачи и неудачи своего класса, болеют за свой коллектив. При проведении общественных мероприятий стараются держаться вместе. Более 95 % учащихся занимаются в различных кружках, как в школе, так и за ее пределами. Увлекаются музыкой, рисованием, футболом, шахматами, игровыми видами спорта, акробатикой. Используют полученные знания, умения и навыки на уроках, в разнообразных конкурсах и соревнованиях проводимых в школе. Класс активный, дети принимают активное участие во всех школьных мероприятиях, у многих детей есть выраженные черты лидера: Жантасова Жулдуз, Барбанаков Илья, Мартыненко Алексей.

Учебная мотивация носит разнообразный характер. Родители учащихся заинтересованы в хороших результатах учебной и воспитательной деятельности. Активно посещают родительские собрания, школу, приходят на беседы с классным руководителем. Все обучающиеся прилежны, опрятны, обеспечены учебниками и необходимыми школьными принадлежностями. Это позволяет сделать вывод, что родители заботятся о своих детях.

Классный коллектив по большей части уже сформировался. Но в связи с частым изменением состава класса рекомендованы мероприятия по сплочению классного коллектива и мероприятия, направленные на дружелюбное отношение к новеньким.

На основании анализа результатов наблюдений, бесед с классным руководителем, учителями-предметниками и работы в классе, можно утверждать, что класс является достаточно способным, подготовленным к учебе и готовым к преодолению трудностей различного характера. Дети добрые, жизнерадостные, активные. Почти всегда проявляют творчество, самостоятельность и инициативу. Культура поведения и навыки общения почти у всех учащихся сформированы на достаточно высоком уровне. Но из-за невозможности со стороны учащихся порой адекватно оценить свои действия и поступки, необходимо дальнейшее проведение мероприятий по духовно-нравственному воспитанию учащихся с целью формирования у них системы ценностей, с позиции которых они будут оценивать свои действия и поступки.