Образовательный процесс кратко. Образовательный процесс как система

В Санкт-Петербурге расследуют жуткий случай: . По словам психологов, р ебёнок, переживший насилие, в среднем 17 раз пытается рассказать взрослым о случившемся, прежде чем его наконец услышат и поверят ему. Какие слова и изменения в поведении должны насторожить родителей?

Рассказать напрямую

Сексуальное насилие над детьми в 70% случаев совершают родственники или знакомые. Получается, что насильник - не какой-то абстрактный злодей с улицы, а тот, кого хорошо знают и родители. Поэтому рассказать о пережитом ужасе ребёнку сложно вдвойне.

Но любой ребёнок, которого изнасиловали, всё равно пытается сделать это. Часто он делает это не напрямую, а завуалированно. Например, он может рассказывать историю и говорить, что она произошла не с ним, а с какой-то другой девочкой или мальчиком.

Дети могут завуалировать собственные истории под истории из книг или мультиков, - говорит преподаватель кафедры психологии образования и педагогики факультета психологии МГУ имени М.В. Ломоносова Анна Скавитина . - Взрослые обычно не придают значения этим рассказам или вовсе отмахиваются: "Не говори глупости".

Ни зоопарк, ни кино

Поведение ребёнка, пережившего насилие, меняется, - рассказала семейный психолог Ирина Обухова. - То, что раньше нравилось, уже не доставляет удовольствия. Появляется явная апатия ко всему на свете.

По словам специалиста, малыш может резко стать равнодушным к любимым игрушкам и играм. Также он отказывается от прогулок и развлечений вроде игровой комнаты или кино.

На пустом месте таких изменений обычно не бывает - скорее всего, за этим скрывается психологическая травма.

Больше, чем невоспитанность

Один из признаков того, что ребёнок пережил сексуальное насилие - неожиданное слишком сексуальное поведение.

Маленькая девочка встаёт, задирает платье и показывает всем, какие у неё трусики. Она явно ожидает, что окружающие будут этим восхищаться, - рассказала директор центра помощи пережившим сексуальное насилие "Сёстры" Мария Мохова. - Это значит, что ребёнок воспринимает такое поведение как норму.

По словам Марии Моховой, часто взрослые списывают подобные странности на невоспитанность или влияние кино. Тем самым они совершают большую ошибку.

Нарисовать беду

Рисунки ребёнка - это отражение его внутреннего состояния. Если ещё вчера они были радостными и яркими, а сегодня - мрачные и тёмные, это повод задуматься.

Пережившие насилие дети часто рисуют, используя красные и чёрные цвета, - рассказала директор центра помощи жертвам насилия "Ветка ивы" Клавдия Никитина. - Чёрный ассоциируется с травмирующими событиями, красный - цвет боли и крови. Также рисунки могут быть в серых тонах, нечёткие. Тяжёлые воспоминания мозг детей воспринимает схематично, без отдельных деталей.

Хранящие страшный секрет дети часто рисуют то, что с ними произошло - прямо или косвенно.

Бывает, что сцена секса изображается напрямую или у мужчин на картинке прорисован половой член, - рассказала Анна Скавитина. - Насилие может быть изображено символически, например, это драка или зверь, запутавшийся в сетях.

Заподозрить неладное можно, наблюдая за игрой ребёнка. Он воспроизводит половой акт, используя кукол или мягкие игрушки.

Сам он может даже не понимать и не знать, что это такое. Будет повторять то, что с ним сделал насильник, - рассказала Клавдия Никитина.

По словам психологов, пока ребёнка никто не слышит, он носит в себе психологическую травму. Он не в силах пережить её в одиночестве, и это может привести к необратимым последствиям.

21 января 2013, 22:27

Большинство школьников время от времени становятся жертвами агрессивных действий - их толкают или пинают, чтобы отнять игрушку, или они становятся жертвой оскорбления со стороны другого человека, пытающегося спасти лицо. Тем не менее существует некоторый процент детей, становящихся хроническими жертвами хулиганов и задир. Как в Европе, так и в США около 10% детей, учащихся начальной школы и подростков, становятся хроническими жертвами агрессии. Дороти Эллисон в своем романе "Хулиган из Каролины" дает описание такого издевательства. Когда Шеннон после окончания занятий садилась в школьный автобус, она шла по узкому проходу мимо дюжины улюлюкающих мальчиков и еще дюжины краснеющих и шепчущихся девочек. Пока она продвигалась по проходу, я наблюдала, как мальчики пододвигались на край сиденья, чтобы помешать ей сесть рядом, a девочки отворачивались, словно Шеннон была заразной. На сиденье перед нами Дэнни Харборо наклонился над проходом и сделал вид, будто его тошнит: "Вши ползут! Вши ползут!" крикнул кто-то, когда автобус пришел в движение, а Шеннон еще не нашла себе места.
В этом эпизоде Шеннон - жертва словесного оскорбления. Однако дети довольно часто также становятся и жертвами физического издевательства: представьте себе ребенка, которого каждый день другие дети бьют на игровой площадке. Как вы можете представить, дети плохо переносят такие ежедневные издевательства своих сверстников. Исследования показывают, что дети, становящиеся хронической жертвой агрессии, часто уединяются и впадают в депрессию; они не любят ходить в школу; у них низкая самооценка.
Одни дети, оказавшись хроническими жертвами агрессии, слишком остро реагируют, когда их задирают, а другие ретируются и подчиняются агрессии.
Почему некоторых детей постигает печальная участь жертв? Прежде всего, чтобы ответить на эти вопросы, нужно более пристально взглянуть на детей, становящихся жертвами агрессии. Небольшой процент этих детей на деле агрессивны сами. Эти младшие дети часто чересчур остро реагируют на вызов, беспокойны и легко раздражаются. Их агрессивные сверстники вскоре понимают, что таких детей легко задеть. Группа детей может, например, оскорблять или смеяться над ними, зная, что они, вероятнее всего, затеют драку, даже если противники численно будут их превосходить.
Подавляющее большинство детей, становящихся жертвами агрессии, не отличаются сильной реакцией, они не слишком беспокойны или раздражительны. Напротив, эти жертвы, как правило, замкнуты и покорны. Они не желают или не могут защититься от агрессии своих сверстников, и поэтому их обычно называют пассивными жертвами. Когда на них нападают, они показывают очевидные признаки страдания и обычно уступают нападающим, тем самым вознаграждая агрессивное поведение.
Как дети оказываются жертвами? История семьи и стиль воспитания помогают ответить на этот вопрос. Чтобы понять влияние этих сил, нам нужно отличать жертв с повышенной реактивностью от пассивных жертв и в последней группе отличать мальчиков от девочек. Жертвы, чересчур остро реагирующие, как правило, растут во враждебной, карающей или даже жестокой семейной обстановке. Среди пассивных жертв у мальчиков, как правило, оказываются матери, которые чересчур сильно их опекают и проявляют слишком сильное эмоциональное участие в их жизни, в отличие от них девочки - пассивные жертвы - обычно имеют контролирующих и неотзывчивых матерей.
Положение жертв агрессии всегда вызывает жалость, а иногда заставляет даже ужаснуться, но и этим детям можно помочь. Их можно научить справляться с направленной на них агрессией эффективнее, а не просто бурно и остро реагировать или пассивно уступать (например, не разражайтесь гневными упреками, когда на вас нападают; не показывайте, что вы испугались, когда вам угрожают). Кроме того, может помочь повышение самооценки у этих детей. Когда на них нападают, дети с низкой самооценкой могут подумать: "Я проигравший и надо с этим примириться, потому что у меня нет выбора". Повышение самооценки детей делает их менее терпимыми к личным нападкам.
как помочь ребенку?: Как ни странно, но только в одиночку ребенок сможет разрешить эту ситуацию. Вы можете помочь ему только полезным советом, не более. Прямое вмешательство только ухудшит ситуацию. На обидчиков оно не подействует, зато окончательно понизит статус вашего чада в школе, и, скорее всего, к дразнилкам добавится еще одна – «маменькин сынок». Что в свою очередь может отдалить вас от ребенка. А там и так называемый «школьный невроз» не за горами. Втягивать в конфликт учителя тоже не стоит. Как только за ним закроется дверь, конфликт в классе разгорится с новой силой.
Поведение жертвы, которую дразнят и травят в детстве, закладывает модель поведения во взрослом будущем, создавая образ «сиротки», неудачника. У таких людей всегда будет одно оправдание - «виноваты другие». Существует несколько способов переломить ситуацию. Посоветуйте ребенку Способ 1. Смех Объясните ребенку, что обидчики ждут его реакции, причем негативной. Слезы, грусть только подольют масла в огонь. Расскажите ему о том, что только позитивный настрой поможет переломить ситуацию, как бы не было трудно и обидно. Подумайте вместе вот над чем: злопыхатели тратят столько сил и энергии, чтобы вашему ребенку стало плохо, ну разве стоит им устраивать праздник? Посмейтесь над ситуацией от души.
Способ 2. Терпение и такт Обязательно донесите до вашего ребенка следующее: Во-первых, неприятности не у того, кого дразнят, а у того, кто это делает. Во-вторых, уверенный в себе человек не станет указывать на недостатки других, даже если они реальные. Так что, скорее всего, причина дразнилок - это банальная зависть. Возможно у вашей дочки косички красивее, чем у обидчицы, или мальчики обращают на вашу дочку больше внимания и это раздражает соперницу. В-третьих, порекомендуйте обратить на факт зависти остальных одноклассников. Убедить ребенка будет не очень легко, приводите примеры, которые его убедят. Для этого вспомните, чье мнение для него авторитетно.
Способ 3. «Провокации не пройдут» Равнодушный взгляд на обидчика, безэмоциональный подход, что называется «полный игнор» - такой способ тоже может сработать. Со временем злослов потеряет к вашему ребенку интерес и переключится на другого, который будет выдавать так необходимые ему истерики и слезы. Способ 4. Не родись красивым Если у вашего ребенка, безусловно, самого лучшего и талантливого, есть повод сомневаться в собственной красоте, то расскажите ему о том, что внешность в жизни еще далеко не все. Приведите в пример конкретные достижения знаменитых людей с нестандартной внешностью. Расскажите о Савелии Краморове, Вудди Алене и других.
Кроме того, существуют варианты коммуникативного сближения с одноклассниками. Помогите подружиться с одноклассниками Вариант 1. «Турпоход» Ничто так не сближает людей, как совместное проведение досуга. Хорошо подготовленный выезд на природу с классом может способствовать приобретению друзей, укреплению отношений.
Вариант 2. «Спортивная арена» Так же для более быстрой адаптации ребенка можно записать его в какой-нибудь кружок или спортивную секцию. И было бы не лишним, если бы туда ходили еще и дети из его класса. Конечно, запись мальчиков на бальные танцы, например, не будет способствовать поднятию статуса.
Зачастую родители пытаются либо научить ребенка «давать сдачи» или начинают действовать самостоятельно, на свой страх и риск, но забывают о том, что последствия таких поступков могут оказаться не самыми приятными.
Неправильные решения: Решение проблем кулаками Главный неправильный совет, который вы можете дать своему чаду, – это решить проблему кулаками. Конечно, иногда это действительно самый действенный способ, который заставит обидчиков зауважать ребенка. Зачастую у первоклашки повышается самооценка, даже если он не победит в этом бою.
Совет: Задумайтесь, насколько хороша для ребенка уверенность в том, что любой вопрос можно решить с помощью драки? Основы того, как он будет поступать во взрослой жизни, закладываются именно сейчас. Не лишним будет показать на примерах из фильмов, историй об известных людях, звездах, что вместе с силовым решением существуют и другие, не менее действенные способы Колпак с колокольчиками Иногда, предупреждая нападки лидера, ваш ребенок может примерить на себя роль придворного балагура. Это позволяет оставаться в тени лидера, под его опекой.
Совет: Расскажите ребенку, что раз приняв на себя эту роль, вряд ли он сможет отказаться от нее в будущем. Его просто не будут принимать всерьез.
Перевод или «Школьные скачки» Перевод в другую школу также не будет являться выходом. Только в самых крайних случаях уместно такое решение, таких как возникновение «школьного невроза» или возможные депрессивные расстройства.
Совет: Подумайте, есть гарантии, что на «развязанные шнурки» не обратят внимания и в новом коллективе? Никаких! Ведь в старом коллективе ничего не решилось, а ребенок просто сбежал «с поля боя». И если конфликт в новой школе повториться, то у ребенка будет большой соблазн постоянно переходить из школы в школу.
Нет сомнений, что правильную тактику выбирать надо именно с первого класса школы, ведь, фактически, она будет действовать на все время обучения. Именно сейчас, а не через три или пять лет, закладываются черты характера. Стремительно падающую самооценку восстановить будет куда сложнее, чем создать хорошие отношения в классе с самого начала. Так что готовим сани с лета.

В Харькове в спорткомплексе с бассейном произошел шокирующий случай. Мать пятилетнего мальчика заявила, что ее сын стал жертвой педофила. По словам женщины, произошло это… в душевой, куда ребенок пошел после бассейна. Мама Артема в это время стояла за дверью душевой и даже не подозревала, что зашедший туда незнакомый мужчина делает с ее сыном.

Благодаря камерам видеонаблюдения руководству спорткомплекса удалось выяснить, что в тот момент, когда мальчик находился в душевой, туда действительно заходил мужчина. И в бассейне этого человека хорошо знают. Оказалось, это бывший сотрудник районной прокуратуры, который после увольнения из правоохранительных органов несколько лет проработал в этом спорткомплексе юристом.

— Я этого человека никогда раньше не видела, — рассказала «ФАКТАМ» мама пятилетнего Артема Татьяна (фамилию ребенка не называем по этическим соображениям). — Поскольку в спорткомплекс ходят и дети, и взрослые, в душевой действительно одновременно могут быть и те, и другие. Обычно там много людей. Но в день, когда все это случилось, их было на удивление мало. Артем с другими мальчишками и тот самый мужчина. Он зашел следом за детьми.

— Вы его видели?

Конечно. Я ведь стояла возле душевой и, как обычно, ждала своего Тему. Забежав в душ, сын через несколько минут выскочил ко мне в коридор, чтобы взять полотенце. Сказал, что еще немного постоит под горячей водой, потому что хочет согреться. В этот момент к нам подошел мужчина, который, судя по всему, тоже направлялся в душевую. Он протянул мне какой-то тюбик. «Знаете, детям лучше мыть голову шампунем», — сказал. Я объяснила, что сын моет голову дома, а тут просто ополаскивается. Увидев, что я даю сыну полотенце, этот мужчина сказал: «Давайте я помогу донести. Я тоже туда иду». Я не увидела в этом ничего зазорного.

Артем с этим мужчиной зашли в душевую, а я осталась ждать сына в коридоре. Через некоторое время оттуда быстро вышли другие мальчики. Они как будто были чем-то напуганы и быстро разошлись. А Тема все не выходил. Я начала его звать. Обычно сын, услышав мой крик, тут же отзывается, но не в этот раз. Я кричала все громче, но Тему не слышала. Хотела зайти, но останавливало то, что душевая мужская.

Потом Тема все-таки вышел. Он был закутан в халат, а плавки почему-то держал в руках. Хотя тренер не разрешает им снимать плавки в душевой. Я спросила сына, зачем он их снял. Тема ничего не ответил. У него были красные глаза и какой-то стеклянный взгляд. Ребенок был неподвижен, как мумия. «Дядя хороший», — сказал Тема. «При чем здесь дядя?» — спрашиваю. Мужчина, который предложил поднести сыну полотенце, вышел из душевой вслед за Темой. Он был в одних штанах. Посмотрел на нас с какой-то странной ухмылкой, подошел поближе и начал сушить голову. Хотя розетки были и в другом конце коридора, куда мужчина направлялся сначала. Думаю, он специально подошел ближе, чтобы слышать наш с сыном разговор. Тема на мои вопросы не отвечал. «Мама, я хочу кушать, — сказал сын. — Пойдем отсюда скорее». Когда я опять спросила, что случилось, выпалил: «Мамочка, я так тебя люблю! Поехали».

Уже по дороге домой Тема расплакался. «Мама, дядя плохой», — сказал он. Я поняла, что произошло что-то страшное. Решила вернуться в спорткомплекс и найти того мужчину. Артем заходить обратно отказался, поэтому я побежала сама. Описала того мужчину администратору, но женщина сказала, что он только что уехал на машине.

Что произошло в душевой, Артем рассказал уже дома.

— Он сказал: «Меня обидел дядя», — говорит бабушка мальчика Екатерина . — Рассказал: когда они с двумя другими мальчиками стояли под душем, мужчина, который поднес ему полотенце, стал говорить, что голову нужно мыть шампунем, ведь в бассейне хлорка. Он налил одному мальчику в руку шампунь, но тот испугался и убежал. Остальные тоже выбежали из душевой. Этим ребятам по восемь лет, они постарше. А Артему всего пять, он растерялся. Остался наедине с тем мужчиной. Внук рассказал страшные вещи. Говорит: «Дядя намылил мне голову. Шампунь сильно щипал глаза. Я начал кричать, но он сказал: „Не кричи, или прирежу тебя“. Закрыл мне рот. Я просил его: „Дядя, не надо“. Он начал меня мять. Щипал сисю, потом живот и ниже… Я плакал, но он не отпускал. Потом обнял меня и спросил: „Скажи, ты меня любишь? Вот я тебя сильно люблю“. Стал щипать меня за спину. Потом схватил меня за попу и говорит: „Стой тихо. Я тебе сейчас поставлю одну палочку, чтобы ты никогда не болел“. Я не видел, что-то была за палочка. Но попа болит… Еще он давал мне горячий чай из термоса. Налил мне этот чай в рот, но он был невкусный, и я его выплюнул…»

— Если бы я знала, что происходило в душевой, ей-Богу, убила бы этого человека на месте, — плачет Татьяна. — У сына на попе остался след. Там было покраснение и как будто содрано ногтем. Я в слезах начала звонить тренеру. Выслушав меня, он сказал немедленно вызвать полицию и отвезти ребенка в больницу. Приехавшие на вызов полицейские допросили Артема и повезли нас в спорткомплекс. Увидев, куда мы приехали, сын разрыдался, не хотел выходить из машины. Но полицейские настаивали, и пришлось нести его в спорткомплекс силой.

— Вы показывали сына врачам?

— Да, отвезла его в детскую больницу, куда нас направили. Но я была растеряна и не знала, что ребенка сразу нужно было вести к проктологу. Мы попали к дежурному хирургу, который даже не стал его осматривать. Глянул и сказал: мол, вроде бы все нормально. Добавил, что этим должен заниматься судмедэксперт, и даже нигде не записал, с какими жалобами мы обратились. Тем временем благодаря тренеру и руководителю спорткомплекса мы хотя бы узнали, что за мужчина находился вместе с Артемом в душевой.

— Для меня это был шок, — признается тренер Артема Юрий . — Я знаю Артема и могу точно сказать, что ребенок придумать такое не мог. Мы выяснили, что в тот день в бассейне было всего трое взрослых: одна женщина и двое мужчин. Благодаря установленным в коридорах камерам видеонаблюдения без труда установили, кто из них находился в душевой вместе с Артемом. Нам этот человек знаком. Раньше, при прежнем руководстве, он работал в нашем спорткомплексе юристом. С тренерами общался редко, в основном занимался бумагами. Не могу сказать, что в коллективе его любили. Но подобных вещей за ним не замечали. Один раз только был случай, когда мы из-за отсутствия горячей воды отправили детей погреться в сауну. Это было три или четыре года назад. Но дети выбежали оттуда замерзшие и расстроенные. Сказали: «Нас выгнал дядя». Этим дядей оказался этот юрист. Он говорил, что сидел в сауне с какими-то бумагами, а дети ему помешали.

— По словам сотрудников, этот человек всегда вел себя заносчиво и высокомерно, — рассказал «ФАКТАМ» директор спорткомплекса Андрей . — Раньше он работал в районной прокуратуре. Затем стал юристом. Даже после увольнения из спорткомплекса продолжал плавать в бассейне. Говорил, что это место для него родное. Мы и подумать не могли, что может произойти такое ЧП. Я сразу отдал следователю полиции записи камер видеонаблюдения, предложил свою помощь. В полиции сказали: «Не вмешивайтесь, мы все сделаем сами». Но, честно говоря, активной работы с их стороны я не заметил, ведь случай с Артемом произошел еще в марте. Сейчас от нас скрывают какую-либо информацию.

— Человек, который был в душевой вместе с Артемом, с тех пор бывал в спорткомплексе?

— Что вы, конечно, нет. Уверен, он больше никогда здесь не появится. А если и придет, его никто не пустит.

Что же видели другие дети? По словам пятилетнего Артема, они выбежали из душевой после того, как «дядя предложил им намылить голову шампунем». Мама одного из мальчиков это подтвердила:

— Я ждала своего сына в холле. Когда он вышел, рассказал, что в душе была очень странная ситуация. То, что моего сына там моет какой-то чужой дядя, естественно, мне не понравилось. Мы дали показания полиции.

Родители других мальчиков от комментариев журналистам отказываются.

— Они признались мне, что боятся огласки, — говорит Татьяна. — Хотя с их детьми этот человек как раз не успел сделать то, что сделал с моим сыном. Мама одного из мальчиков вообще сказала мне: «Зачем это поднимать? Ваш ребенок ведь жив, а это главное». Нужно ли говорить о том, что сын теперь боится ходить один и по ночам до сих пор просыпается с криком: «Дядя!»? Психологи, которым я показывала ребенка, говорят, что ему была нанесена тяжелая психологическая травма взрослым мужчиной.

— Что показала судебно-медицинская экспертиза?

— Это очень странно, но я до сих пор не знаю ее результатов. Хотя прошло уже три месяца.

Журналистам телепрограммы «Говорить Україна» на телеканале «Україна», которые ездили на место событий и проводили собственное расследование, узнать результаты экспертизы тоже не удалось. Зато, будучи в Харькове, они нашли мужчину, который находился в душевой вместе с пятилетним Артемом. В комментарии не на камеру (который, однако, удалось записать) он отрицал все обвинения и не скрывал, что в городе он человек довольно влиятельный:

«Меня знают все и везде. Поймите меня правильно. Очередь людей из прокуратуры области — моих друзей. Никто никогда не скажет вам в этом городе, что я — ненормальный человек. Меня все уважают. Прокуратура сказала — да, мы все понимаем, вы нормальный человек. Мы тебя знаем 40 лет…»

— Мы случайно встретили этого человека в областной прокуратуре, куда приехали за комментарием, — рассказала «ФАКТАМ» журналист продакшн IVORY films (снимает социальное ток-шоу «Говорить Україна» для канала «Украина») Наталья Торжевская . — Сначала он убежал от камеры. Но, когда вышел из прокуратуры, согласился поговорить. То, что он сказал, вы слышали. Мужчина отрицает свою вину и абсолютно уверен в том, что ему ничего не будет. Мне он показался человеком властным и жестоким. Например, он сначала называл свою жену принцессой и своим вдохновением, а потом резко говорит ей: «Заткнись, я сказал!» С его женой мы тоже пообщались. Женщина смеялась над нашими попытками что-то доказать. Они оба уверены, что эта история ничем не закончится. Изучая биографию мужчины, мы выяснили, что после ухода из прокуратуры он занялся адвокатской практикой. И, кстати, не раз выступал адвокатом в делах о педофилии. А на одном из телеканалов несколько лет назад выступал в качестве эксперта по таким делам.

Разбираясь в этом деле, «ФАКТЫ» пытались дозвониться до человека, который находился в душевой вместе с пятилетним Артемом. Дозвонились до его супруги, которая сказала нам следующее:

— По данному делу идут следственные действия. Есть два уголовных дела. Одно из них — за разглашение тайны следствия. И пока не будет принято процессуального решения по одному и второму делу, советую вам: не лезьте, это неправильно. Мы не имеем права ничего разглашать. Я больше вам ничего говорить не буду. Мы отказываемся от комментариев по той причине, что хотим жить и работать в правовом поле. Мы никуда не жалуемся. Сейчас все в руках правоохранительных органов. Наше с супругом мнение — что все это какая-то бесовщина…

Чтобы лучше донести до читателя позицию мужчины, процитируем его официальный ответ программе «Говорить Україна».

«Я возмущен этими страшными обвинениями. Моей репутации нанесен удар. Она (мать Артема. — Авт .) пишет жалобы на меня во все инстанции: омбудсмену, руководству прокуратуры. Это давление на меня. Я не понимаю, почему все это происходит. Это чертовщина. Это страшные преступления: клевета, необоснованное обвинение меня как человека. Нет ни одного доказательства того, о чем она говорит. Я вынужден защищаться. Ставлю вопрос об открытии уголовного дела по статье 383 Уголовного кодекса Украины за умышленное обвинение человека в совершении преступления. Я буду обращаться к руководству Нацполиции Украины, чтобы они решили вопрос об открытии уголовного дела за умышленное разглашение материалов досудебного расследования без согласия следственного прокурора. Она грубо нарушает закон. Она топчет мое доброе имя, на которое я работал всю жизнь».

В прокуратуре Харьковской области журналистов заверяли, что ни «доброе имя» этого человека, ни его влиятельное положение в обществе на ход расследования не повлияют.

— В своих заявлениях мама мальчика четко указывает на определенного человека, — сказала телеканалу «АТН Харьков» пресс-секретарь прокурора Харьковской области Вита Дубовик . — Это адвокат. Действительно, раньше он работал в органах прокуратуры. Но это никак не повлияет на ход расследования. Если эксперты покажут, что он действительно осуществил развратные действия по отношению к несовершеннолетнему, будет подписано подозрение. На данный момент расследование проводит полиция по части 2 статьи 156 — развратные действия по отношению к несовершеннолетнему. Максимальная санкция по этой статье — до восьми лет лишения свободы. Самое главное сейчас — получить результаты экспертизы и иметь понимание того, что именно произошло с ребенком в бассейне.

Но когда же будут эти результаты экспертиз? Ведь с момента случившегося и так уже прошло три месяца. Вот что «ФАКТАМ» на этот вопрос ответили в пресс-службе полиции Харьковской области:

— Экспертизы, которые были назначены, проводятся достаточно длительный период времени, могут продолжаться несколько месяцев. Пока результатов нет. Как только они будут, мы сообщим.

Пока маме Артема известно заключение только предварительной психологической экспертизы, в которой сказано: «развратные действия со стороны мужчины по отношению к ребенку имели место».

«ФАКТЫ» будут следить за развитием событий.

Согласно актуальным исследованиям, в Германии каждый шестой ребенок становился жертвой травли или, как это еще называют, моббинга. Однако в реальности с агрессией сталкивался каждый второй ребенок. Что могут сделать родители для того, чтобы защитить своих детей от моббинга? И как им распознать, что их ребенок стал жертвой травли?

Что такое моббинг?

Моббинг – это агрессивные действия, которые могут в течение долгого времени осуществляться по отношению к определенному человеку. Это могут быть угрозы, оскорбления, насильственные действия.

Есть ли типичные жертвы травли?

Карстен Шталь, бывший телеведущий (передача Privatdetektive im Einsatz) ежедневно общается с жертвами моббинга, уже три года активно посещает школы Германии и оказывает помощь школьникам. В марте 2018 года он выпустил книгу, посвященную теме травли: «Ты преступник, ты жертва. Быть сильным против насилия и травли» (Du Täter, Du Opfer. Stark gegen Mobbing und Gewalt).

«Каждый может стать жертвой травли. Неправильная футболка, какой-то талант, изъян или физический недостаток – есть множество причин, по которым человек может стать жертвой моббинга. Часто жертвами становятся потенциальные аутсайдеры, которые не могут должным образом защититься от насмешек», – сообщает Шталь.

Как понять, что мой ребенок подвергается травле?

«Многие дети не осмеливаются говорить об этом. Кроме того, нередко агрессоры заставляют их никому не говорить о случившемся, угрожая насилием. Поэтому родителям нужно внимательно следить за своими детьми», – советует эксперт.

Нужно обращать внимание на следующие моменты: изменилось ли поведение ребенка за последнее время? Если да, в какую сторону? Приводит ли он друзей домой? Его приглашают на детские праздники и дни рождения? Придумывает ли он отговорки, чтобы не пойти в школу? У него хороший аппетит?

Если у вас есть подозрение в том, что ваш ребенок стал жертвой травли, поговорите с ним и расскажите о своем опыте. Возможно, после этого он решится рассказать о той ситуации, которая произошла или происходит с ним.

Важный момент: советы вроде «Не провоцируй их» или «Не обращай на них внимания» не работают. Подобное пассивное поведение, наоборот, провоцирует агрессоров. Проблема может быть решена, если те, кто издеваются над ребенком, поймут, что за ним стоят взрослые, и что они могут вмешаться.

С моббингом нужно бороться там, где он происходит. Например, в школе. Родители должны обязательно пообщаться с учителями, директором школы. Если руководство школы не реагирует не проблему, пообщайтесь с другими родителями, объединитесь с ними.

Что делать, если мой ребенок – тот, кто унижает других учеников?

В таком случае нельзя бездействовать. Найдите причины агрессивного поведения ребенка: возможно, у него проблемы, или раньше он сам был жертвой травли, а теперь решил отомстить. Поговорите с ним и объясните, что насилие и унижение – это не выход, более того, такое поведение нарушает закон и может повлечь за собой последствия.

Должны ли родители пострадавшего от травли ребенка пообщаться с родителями ребенка-агрессора?

Ни в коем случае! Родители виноватого ребенка будут либо защищать его, либо накажут, что сделает его более агрессивным или покажет ему, что наказание – это правильная модель поведения. Из-за этого жертву будут еще больше подвергать насмешкам и унижению.