Общая характеристика психотерапии как составляющей практической психологии. Психотерапия как вид психологической помощи

Психотерапия (перевод с гречес. psyche — душа и therapeia — лечение) дословно переводится как «лечение души». Сегодня термин не имеет однозначного толкования. С учётом широты трактовок данного понятия, выделяются два основных подхода: клинический и психологический.
Первый подход психотерапию трактует как сферу научных знаний о методах лечения, влияющих на состояние и функционирование организма в сферах психической и соматической деятельности. Другой вектор понимает психотерапию как особый вид межличностного взаимодействия, при котором клиентам оказывается профессиональная помощь психологическими средствами при решении возникающих у них проблем или затруднений психологического характера. Следовательно, ключевая цель второго подхода — не излечение от психических расстройств, а помощь в процессе становления сознания и личности, при которой психотерапевт предстает спутником клиента, его другом и наставником.
Психотерапия как научная дисциплина должна иметь свою теорию и методологию, собственный категориальный аппарат и терминологию и т. д., одним словом, все то, что характеризует самостоятельную научную дисциплину. При этом разнообразие направлений и течений, школ и конкретных методов психотерапии, основанных на различных теоретических подходах, приводит к тому, что в настоящее время не существует даже единого определения психотерапии. В литературе их насчитывается около 400. Одни из них четко относят психотерапию к медицине, другие акцентируют внимание на психологических аспектах. Российская традиция состоит в том, что психотерапия определяется, прежде всего, как метод лечения, т.е. входит в компетенцию медицины. Зарубежные определения психотерапии в большей степени подчеркивают ее психологические аспекты.
Психотерапевтическое вмешательство, или психотерапевтическая интервенция -- это вид (тип, форма) психотерапевтического воздействия, который характеризуется определенными целями и соответствующим этим целям выбором средств воздействия, т.е. методов. Термин психотерапевтическое вмешательство может обозначать конкретный психотерапевтический прием, к примеру, разъяснение, уточнение, стимуляция, вербализация, интерпретация, конфронтация, научение, тренинг, советы и пр., а также более общую стратегию поведения психотерапевта, которая тесным образом Связана с теоретической ориентацией (прежде всего, с пониманием природы того или иного расстройства и целями и задачами психотерапии).
Психология и медицина применяют различные виды вмешательств (интервенций). Подразделяют все виды интервенций, используемые в медицине, на четыре группы: медикаментозные (фармакотерапия), хирургические, физикальные (физиотерапия) и психологические (психотерапия).
Психологические интервенции, или клиника-психологические интервенции и составляют сущность психотерапевтического вмешательства. С точки зрения указанных авторов, клинико-психологические интервенции характеризуются: I) выбором средств (методов); 2) функциями (развитие, профилактика, лечение, реабилитация); 3) целевой ориентацией процесса на достижение изменений; 4) теоретической базой (теоретическая психология); 5) эмпирической проверкой; 6) профессиональными действиями.
Рассмотрим основные характеристики клинико-психологических интервенций.
Методы клинико-психологических интервенций -- это психологические средства, которые выбирает психотерапевт. Они могут быть вербальными или невербальными, ориентированными в большей степени либо на когнитивные, либо на эмоциональные, либо на поведенческие аспекты и реализуются в контексте взаимоотношений и взаимодействий между пациентом или пациентами (теми, кто нуждается в помощи) и психотерапевтом (тем, кто эту помощь оказывает).
Типичными психологическими средствами являются, беседа, тренировка (упражнения) или межличностные взаимоотношения как фактор влияния и воздействия.
Функции клинико-психологических интервенций состоят в профилактике, лечении, реабилитации и развитии. Клинико-психологические интервенции, выполняющие функцию лечения (терапии) и частично реабилитации, являются по своей сути психотерапевтическими интервенциями.
Цели клинико-психологических интервенций отражают целевую ориентацию на достижение определенных изменений. Клинико-психологические интервенции могут быть направлены как на более общие, отдаленные цели, так и на конкретные, более близкие цели. При этом всегда психологические средства воздействия должны четко соответствовать целям воздействия.
Теоретическая обоснованность клинико-психологических интервенций состоит в ее взаимосвязи с определенными психологическими теориями научной психологии. Эмпирическая проверка клинико-психологических интервенций связана, прежде всего, с изучением их эффективности, они должны всегда осуществляться профессионалами.
Общую для большинства психотерапевтических подходов цель психотерапии можно сформулировать следующим образом: общая цель психотерапии состоит в помощи пациентам изменить свое мышление и поведение таким образом, чтобы стать более счастливыми и продуктивными. При работе с пациентами эта цель дифференцируется на ряд задач, а именно:
1) терапевт помогает пациенту ᴫучше понять свои проблемы;
2) устраняет эмоциональный дискомфорт;
3) поощряет свободное выражение чувств;
4) обеспечивает пациента новыми идеями или информацией о том, как решать проблемы;
5) помогает пациенту в проверке новых способов мышления и поведения за пределами терапевтической ситуации.
В ходе разрешения этих проблем терапевт применяет 3 базовых методики.
1. В первую очередь, терапевт обеспечивает психологическую поддержку. В первостепенном порядке это значит сочувственно выслушать пациента и дать ему взвешенный совет в кризисной ситуации. Поддержка также заключается в том, чтобы помочь пациенту осознать и использовать свои силы и умения.
2. Второй метод терапии состоит в устранении дезадаптивного поведения и формировании новых, адаптивных стереотипов.
3. И наконец, терапевт содействует инсайту (осознанию) и самораскрытию (самоэксплорации), в результате чего пациенты начинают лучше понимать свои мотивы, чувства, конфликты, ценности.
Несмотря на различия в теориях, целях и процедурах, психологическое лечение сводится к тому, что один человек пытается помочь другому (даже в том случае, когда речь идет о групповой психотерапии, при которой каждый участник является своего рода психотерапевтом по отношению к другому члену группы).
Комплексный подход в лечении различных заболеваний, учитывающий наличие в этиопатогенезе трех факторов (биологического, психологического и социального), обусловливает необходимость корригирующих воздействий, направленных на каждый фактор, соответствующий его природе. Это означает, что психотерапия как основной или дополнительный вид терапии может применяться в комплексной системе лечения пациентов с самыми разнообразными заболеваниями. Показания к психотерапии определяются ролью психологического фактора в этиопатогенезе заболевания, а также возможными последствиями перенесенного ранее или текущего заболевания.
Самым значимым показанием к психотерапевтической работе с конкретным пациентом является роль психологического фактора в возникновении и течении болезни. Чем более выражена психогенная природа заболевания (т.ᴇ. чем более выражена психологически понятная связь между ситуацией, личностью и болезнью), тем более адекватным и необходимым становится применение психотерапевтических методов.
Показания к психотерапии также обусловлены возможными последствиями заболевания. Понятие «последствия заболевания» можно конкретизировать. Они могут быть связаны с клиническими, психологическими и социально-психологическими проблемами.
В первую очередь, это потенциальная вторичная невротизация - манифестация невротической симптоматики, спровоцированная не первичными психологическими причинами, а психотравмирующей ситуацией, в качестве которой выступает основное заболевание.
Во вторую очередь, это реакция личности на болезнь, которая может как способствовать процессу лечения, так и препятствовать ему. Неадекватная реакция личности на болезнь (например, анозогнозическая или, напротив, ипохондрическая) также нуждается в коррекции психотерапевтическими методами.
В-третьих, возможны психологические и социально-психологические последствия. Тяжелая болезнь, изменяющая привычный образ жизни пациента, может приводить к изменению социального статуса; невозможности реализации и удовлетворения значимых для личности отношений, установок, потребностей, стремлений; к изменениям в семейной и профессиональной сферах; сужению круга контактов и интересов; снижению работоспособности, уровня активности и мотивационных компонентов; неуверенности в себе и снижению самооценки; формированию неадекватных стереотипов эмоционального и поведенческого реагирования.
В-четвертых, в процессе хронического заболевания возможна динамическая трансформация личностных особенностей, т.ᴇ. формирование в ходе болезни личностных особенностей (повышенной сенситивности, тревожности, мнительности, эгоцентричности), нуждающихся в корригирующих воздействиях.
Вполне очевидно, что в каждом конкретном случае показания к психотерапии определяются не только нозологической принадлежностью, но и индивидуально-психологическими особенностями пациента, в том числе, его мотивацией к участию в психотерапевтической работе.
Групповая и индивидуальная психотерапия представляют собой две основные формы психотерапии. Специфика групповой психотерапии как лечебного метода заключается в целенаправленном использовании в психотерапевтических целях групповой динамики в лечебных целях (ᴛ.ᴇ. всей совокупности взаимоотношений и взаимодействий, возникающих между участниками группы, включая и группового психотерапевта).
Ключевыми направлениями, или подходами, в психотерапии являются три: психодинамический, феноменологический (экзистенциально-гуманистический), поведенческий (когнитивно-поведенческий).
Психодинамический подход утверждает, что мысли, чувства и поведение человека детерминированы бессознательными психическими процессами. Фрейд сравнивал личность человека с айсбергом: верхушку айсберга представляет сознание, основную же массу, расположенную под водой и не видимую, — бессознательное.
Динамическое направление в психотерапии основано на глубинной психологии — психоанализе. Сегодня в рамках динамического направления существует много различных школ, однако общим, объединяющим взгляды представителей этого подхода, являются представления о бессознательных психических процессах и психотерапевтических методах, используемых для их анализа и осознания.
Экзистенциальная психотерапия рассматривает видение психики с позиции природы. Понятие «экзистенция» происходит от латинского слова existere, означающего «выделиться, появляться». В переводе русский язык имеется в виду процесс, связанный с возникновением или становлением. По этой причине экзистенциальные методы в психотерапии связаны с психологической работой на онтологическом уровне (от греческого ontos — «бытие»), направленной на помощь пациентам в отстаивании и утверждении своей модели существования, несмотря на ограничения, которые накладывает жизнь.
Экзистенция - специфическая форма существования, характерная только для человека в отличие от всего сущего. Отличие здесь состоит в том, что человеческое существование - осознанно и осмысленно. При этом - и это важно для психотерапевтической практики - разнообразные жизненные неурядицы, психические травмы, неправильное воспитание (не дающее ребенку ощущения любви и защищенности) могут «замутнять» человеческое существование, делать его безвольным «автоматом», живущим неосознанно и бессмысленно. Следствием же такой «замутненности бытия» и являются разнообразные расстройства из области «малой психиатрии» и психосоматики. Примечательно, что «большие» психические расстройства (подробно исследовавшиеся одним из основателей экзистенциальной психологии - Карлом Ясперсом), равно как и тяжелые, неизлечимые соматические заболевания, рассматриваются нередко как «экзистенциальный вызов», могущий при правильном к нему отношении привести больного не к «замутнению», а, напротив, к «прояснению» (термин Ясперса) экзистенции.
Арсенал психотерапевтических приемов, используемых гуманистическими психотерапевтами чрезвычайно широк. При этом можно с уверенностью сказать, что предпочтение ими отдается методам разговорного типа, т.к. именно в свободном разговоре возможно возникновение той самой «экзистенциальной коммуникации». Впрочем, особенно на ранних этапах лечения, психотерапевты гуманистического толка могут привлекать и любые другие методы, вплоть до гипноза - если это поможет освободиться от конкретных факторов «замутняющих» экзистенцию пациента.
Важнейшие направления гуманистического «семейства»: Dasein-анализ (экзистенциальный психоанализ по Бинсвангеру), ᴫᴏготерапия (экзистенциальный анализ по Франклу), клиент-центрированное консультирование по К. Роджерсу, гештальт-терапия, транзактный анализ.
Поведенческое направление в психотерапии основано на психологии бихевиоризма и использует принципы научения для изменения когнитивных, эмоциональных и поведенческих структур. Поведенческая психотерапия включает широкий круг методов. Развитие методических подходов в рамках этого направления отражает эволюцию целей поведенческой психотерапии от внешнего к внутреннему научению: от методов, направленных на изменение открытых форм поведения, непосредственно наблюдаемых поведенческих реакций (основанных, преимущественно, на классическом и оперантном обусловливании) до методов, направленных на изменение более глубоких, закрытых психологических образований (основанных на теориях социального научения, моделирования и когнитивных подходах).
В целом поведенческая психотерапия (модификация поведения) направлена на управление поведением человека, на переучивание, редукцию или устранение симптома и приближение поведения к определенным адаптивным формам поведения — на замену страха, тревоги, беспокойства релаксацией до редукции или полного устранения симптоматики, что достигается в процессе научения за счет применения определенных техник.

Лекция, реферат. Особенности психотерапии как вида психологической помощи - понятие и виды. Классификация, сущность и особенности.

Оглавление книги открыть закрыть

1. Профессия и ее роль в жизни человека. Профессионально важные качества
2. Понятие о профессиограмме и психограмме. Профессионализм и профессиональная компетенция.
3. Соотношение академической (научной), житейской и практической психологии
4. Значение рефлексии в жизнедеятельности психолога
5. Основные направления деятельности современного психолога
6. Психодиагностика как одно из направлений практической психологии
7. Содержание психологической помощи в процессе психологической коррекции
8. Характеристика психологического консультирования как вида психологической помощи
9. Особенности психотерапии как вида психологической помощи
10. Понятие о службе психологической помощи
11. Основные качества профессиональной деятельности квалифицированного психолога
12. Задачи взаимодействия клиента с психологом (социальные, этические, нравственные, собственно психологические)
13. Диалог в контексте профессиональной деятельности практического психолога. Особенности глубинного общения
14. Ценности и ценностные ориентации практического психолога как основа его личностно-профессионального саморазвития

знать

  • методологические основы психотерапевтического воздействия на человека и семейную группу;
  • концептуальные основы отличия семейной психотерапии от индивидуальной помощи;
  • концептуальные отличия содержания психологической помощи разных школ семейной психотерапии;

уметь

  • определять круг членов семьи, вовлеченных в семейный конфликт;
  • определять терапевтические мишени в работе с семьей;
  • определять, в какой концептуальной парадигме следует работать с конкретной семьей и конкретным видом семейного конфликта;

владеть

  • основной терминологией, используемой в семейной терапии;
  • навыками анализа отличий в подходах разных терапевтических школ;
  • навыками анализа задач, решаемых определенными терапевтическими техниками.

Виды психологической помощи человеку. Семейная психотерапия и ее особенности

Прежде чем начать разговор о семейной психотерапии, обратимся к родовому понятию психологическая помощь. Современный профессиональный словарь в основном выделяет три термина, обозначающие разные формы оказания психологической помощи: психологическая коррекция, психологическое консультирование и психотерапия. Несмотря на то что за каждой из практик психологической помощи стоят свои цели и методы, грань между ними не столь очевидна.

Будем называть психологической коррекцией помощь, в которой подготовленный специалист помогает клиенту приобрести навыки, необходимые для адекватной социализации: учебные (навыки устной речи, чтения, счета, письма) и поведенческие (навыки коммуникации и контроль поведения). Процедуры помощи в этом случае основаны на модели модификации поведения (в бихевиористской парадигме) и имеют вид тренировки навыков. Позиция специалиста оценочная. Специалист в области психологической коррекции обычно ориентирован на понятие нормы и выступает от лица какой-либо организации, чаще всего учебного или социального учреждения. Из сказанного следует, что оценка эффективности работы производится не клиентом - получателем помощи, а учреждением, членом которого тот является. Оценка, таким образом, объективирована и исходит от других - родителей, учителей, социальных работников.

Под психологическим консультированием понимается «профессиональное взаимоотношение между обученным консультантом и клиентом, которое предпринимается с целью помочь клиенту прояснить его взгляды на его жизненное пространство и научить достигать жизненно важные цели через хорошо обдуманные выборы и решение проблем эмоциональной и межличностной природы» .

Особенно сложно провести границу между психологическим консультированием и психотерапией. Н. Burks и Jr. Stefflre приводят результаты исследования, в котором группе профессионалов-исихотерапевтов и группе профессионалов-консультантов демонстрируют видеозапись сеанса психологической помощи с просьбой определить, к какому виду помощи относится отснятый материал. Оказалось, что обе группы квалифицировали предъявленный материал в соответствии со своей профессиональной принадлежностью: психотерапевты назвали этот вид работы психотерапией, а консультанты - консультированием. Эта информация позволяет утверждать, что грань между консультированием и терапией весьма тонкая, и ее определить также сложно, как в момент раннего утра определить - это еще ночь или уже утро.

Следующее определение психотерапии дает представление о его значительном сходстве с консультированием: «Психотерапия является процессом, цель которого - вызвать изменения. Этот процесс происходит в рамках профессиональных отношений, характеризующимся наличием договорных обязательств между участвующими сторонами, доверительностью и эмпатией. В ходе этого процесса в центре внимания эксплицитно или имплицитно оказывается личность клиента, техника психотерапии или и то и другое. В результате происходят устойчивые изменения в многочисленных сферах жизни клиента» . Критерии отличия психологического консультирования от психотерапии, сформированные на основе текста Н. Burks и Jr. Stefflre, и дополненные несколькими позициями приведены к табличной форме и представлены ниже (табл. 7.1).

Несмотря на то что отличия между терапией и консультированием могут быть найдены и обозначены в описательной нестрогой форме, многие специалисты утверждают, что различий между ними меньше, чем сходства, и что существует большая зона пересечений, в которой консультирование и психотерапия неразличимы. Различие также сведены к минимуму в обыденном языке в странах Европы и в США. Далее будем использовать термины «психологическое консультирование» и «психотерапия» как близкие по значению и взаимозаменяемые понятия.

Таблица 7.1

Критерии различия между психологическим консультированием

и психотерапией

Критерий различия

Психологическое консультирование

Психотерапия

Психические процессы, которые находятся в фокусе внимания специалиста

Преимущественно сознательные уровни психики

Сознательные и бессознательные уровни психики

Психологические цели

Изменение эмоциональных, когнитивных, поведенческих характеристик с целью лучшей адаптации

Глубокое изменение личности клиента, субъективно воспринимаемое как благополучие

Психологическое время, на котором сфокусирован процесс

Настоящее клиента

Прошлое клиента и его личная история

Психологическое содержание отношения со специалистом

В большей мере основано на осознании, границах и контроле

Насыщены феноменологией переноса/контрнере- носа

Психологический статус клиента

Преимущественно «здоровые» люди

Преимущественно «больные» люди

Продолжительность

процесса

От одной встречи до одного года (полутора лет) работы

Несколько лет систематических встреч

Подготовка специалиста

Гуманитарное (психологическое образование) и специальная подготовка

Медицинское образование, ординатура но психиатрии, специальная подготовка

Степень проработанности личных проблем профессионала

Непродолжительная личная терапия

Личная терапия, суперви- зия, постоянное участие в балиитовской группе 3

Возраст формирования профессиональных навыков, личный опыт

22-25 лет, личный опыт незначительный

30 и более лет, личный опыт создания семейных отношений, опыт потерь

Оценка эффективности

Основана преимущественно на объективных показателях адаптации

Совмещает в себе объективную и субъективную оценку

Вопросы для размышления

  • 1. Как вы думаете, какие виды жизненного опыта в наибольшей степени способствуют становлению психотерапевта-профессионала?
  • 2. Как вы думаете, какой профессионал - консультант или терапевт-должен работать на телефонных линиях «горячей помощи»?
  • 3. Как вы думаете, правомерно ли объединять в одну деятельность психологическое консультирование и психотерапию?
  • 4. Сколько времени, по вашему мнению, потребуется, чтобы создать профессиональную систему психотерапевтической помощи населению в России?

Семейная психотерапия как особый метод, обращенный не к отдельному индивиду, а к семейной группе возник в США в 1950-е гг. из попыток понять особенности функционирования семей, в которых один из ее членов болен шизофренией. В теории одного из основоположников семейной психотерапии Грегори Бейтсона шизофрения рассматривается как результат патологических коммуникаций в семье .

«Семейная терапия - это психотерапевтический метод, цель которого так изменить нарушенные отношения между членами семьи, чтобы с помощью изменений в динамике и структуре отношений - в семье и ее подсистемах уменьшились или полностью исчезли жалобы, проблемы, симптомы отдельных членов семьи, а также улучшилось функционирование системы в целом» .

Отличия семейной психотерапии от других видов индивидуальной и групповой работы

  • Первичной единицей анализа в семейной терапии являются отношения , которые складываются между членами семьи.
  • Работа производится в наиболее значимой социальной группе - группе происхождения и первичной социализации, т.е. там, где человек получил первые комму ни кати вн ые oi i ыты.
  • Проблемы в отношениях нс просто обсуждаются (говорение о проблемах) или имитируются через разыгрывание ролей, они привносятся в живую ткань семейной жизни, в реальную семейную ситуацию и приводят к изменениям в пей.
  • Семейная психотерапия эффективна не только как метод помощи семье, но и при многих видах внесемейных проблем личностной и межличностной природы с невротической, психосоматической и даже психотической симптоматикой.
  • 2 Burks Я, Stefflre Jr. Theories of counseling. New York, London: McGraw-Hill, 1979.
  • Психотерапия - что это? Современные представления. М. : Независимая фирма«Класс», 2000. С. 24.
  • Балинтовская группа (названа по имени британского психоаналитика МайклаБалинта) - форма групповой работы, целью которой является анализ взаимоотношенийпсихоаналитика (психотерапевта, консультанта, тренера) с его клиентом. В более общемсмысле - профессиональная помощь работающему в области человеческих отношенийпрофессионалу.
  • 2 Шизофрения - один из видов психических заболеваний, причины которого в разныхобластях научного знания локализованы в разных сферах: от социальной (как у Бейтсона)до генетической (найдены гены маркеры, отвечающие за экспрессию шизофрении в локализованные хромосомах). Разные взаимно противоречивые трактовки этиологии этого заболевания устойчиво сохраняются в разных областях психологического, клинического и философского знания.
  • Базисное руководство по психотерапии / А. Хайл-Эверс [и др.]. СПб.: Восточно-Европейский Ин-т психоанализа, 2001. С. 463.

Психологическое консультирование – это в первую очередь психологическая помощь, оказываемая специалистом (психологом – консультантом) людям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации. Процесс основывается на личной беседе, в которую входят изучение проблемы, с которой столкнулся человек, а так же советы и рекомендации, подталкивающие к ее решению. Психолог консультант выслушивает клиента, учитывая индивидуальные особенности, старается вникнуть и разобраться в ситуации, разъяснить ее.

Как и в любом виде профессиональной деятельности, в консультировании существуют свои особенности проведения работы. Здесь имеются свой временной регламент (от 45 минут до двух и более часов). В некоторых случаях человеку (семье) предлагается прийти на консультацию повторно. Обязательным условием проведений консультаций является полная конфиденциальность, то есть невынесение за пределы кабинеты психолога информации, которую он узнает от клиента (человека, обратившегося за консультацией). Необходимым условием проведения консультации является специально оборудованное помещение, чаще всего это отдельный кабинет.

Вся деятельность психолога консультанта направлена на то, чтобы способствовать самостоятельному разрешению сложной ситуации клиентом. Психолог убежден в том, что каждый физически и психически здоровый человек в состоянии справиться со всеми, возникающими в жизни трудностями, в том числе и психологическими. Но далеко не всегда клиенту удается изначально сформулировать проблему, с которой он обратился. Такого рода помощь является одной из основных задач психолога - консультанта.

Помимо психологического консультирования существует такой вид помощи как психотерапия.

Психотерапия так же применяется для помощи людям психологическими средствами. Это направление часто путают с консультированием или ставят в один ряд из-за наличия некоторой схожести, выражающейся следующем: взаимодействие пациента и психотерапевта, оказание профессиональной помощи при решении возникающих проблем или затруднений психического характера, схожесть в процедуре и профессиональных навыках.

Но стоит разделять эти два понятия, так как психологическое консультирование относится в большей степени к полюсу ситуационных проблем, решаемых на уровне сознания, а психотерапия - к глубокому анализу проблем, с ориентацией на бессознательное.

Психологическое консультирование отличается от психотерапии, во-первых тем, что оно направлено на здорового человека, который имеет в повседневной жизни трудности, жалобы, может чувствовать себя нехорошо, но в состоянии ставить перед собой цели для дальнейшего развития. Во-вторых, консультирование основывается на здоровых сторонах личности, вне зависимости от нарушений. Здесь действует принцип: вне зависимости от неблагоприятных факторов, воздействий или трудностей, человек может найти в себе силы для улучшения своей жизни. В-третьих, психологическое консультирование ориентированно на настоящее и будущее человека, а так же подразумевает краткосрочную помощь, до 15 встреч. В–четвертых, различием является то, что работа направленна на изменение поведения и развитие личности, в контексте взаимодействия человека и окружающей его среды.

Целью любого психологического вмешательства является изменение психического состояния и поведения индивида, в случае психологической помощи это устранение психологических проблем и нарушений поведения.

Психологическая помощь направлена на устранение психологических проблем и нарушений поведения посредством использования специальных научно обоснованных психологических методов

Выделяют различные виды психологической помощи, которые различаются целями, теоретическими ориентациями, лежащими в их основе, сферами применения, а также степенью профессионализма лица, которое эту помощь осуществляет. Важно понимать, что иногда психологическую помощь нам могут оказать и непрофессионалы родные и друзья, священнослужители и даже случайные знакомые, которым в данный момент небезразлично наше состояние. Кроме такой «стихийной» помощи, некоторые ее виды могут целенаправленно применять специально обученные добровольцы (Раздел 3).

В зависимости от основных целей помощи выделяют:
психологическое консультирование;
психотерапию;
психологическую коррекцию;
кризисное вмешательство;
психологическую реабилитацию;
психологический тренинг.

Психологическое консультирование ориентировано на помощь клиенту в разрешении определенной проблемной ситуации, дает возможность расширить его представления о различных аспектах своей личности, а также социального окружения.

Психотерапия ориентирована на улучшение психического состояния лиц, имеющих психические и поведенческие расстройства, устранение симптомов данных расстройств методами психологического воздействия.

Психологическая коррекция представляет собой направленное психологическое воздействие на определенные психические структуры с целью обеспечения полноценного развития и функционирования индивида.

Кризисное вмешательство экстренная психологическая помощь лицам, находящимся в кризисном состоянии (жертвы межнациональных конфликтов, стихийных бедствий, катастроф; люди, потерявшие близких и др.), направленная на профилактику развития психических расстройств и нарушений поведения.

Психологическая реабилитация помощь больному, ориентированная на максимально полное восстановление его способностей, повышение качества жизни, улучшение социальной адаптации, интеграцию в общество, предотвращение развития стойких нарушений личности и негативных изменений жизненного стиля.

Психологический тренинг выработка у клиента необходимых психологических и поведенческих навыков: преодоления стресса, разрешения конфликтов, принятия решений и т.п.

Психологическая помощь может оказываться как индивидуально, так и в группе (семейная, групповая терапия), а также в рамках целой организации (организационное консультирование).

В зависимости от сфер применения М. Перре и У. Бауманн предлагают выделять психологопедагогические, организационнопсихологические и клиникопсихологические интервенции.

Жестких границ между различными видами психологической помощи не существует, они основываются на использовании сходных методов воздействия. Это касается прежде всего психологического консультирования, психологической коррекции и психотерапии.

Разделение между ними является в значительной степени искусственным и обусловлено законодательными ограничениями тех функций, которые может выполнять психолог в лечебном учреждении:
«В это время [конец 1970х гг., прим. автора] психологи стали активно работать в области психотерапии, прежде всего групповой. Дискуссии о том, может ли психолог заниматься лечебной (психотерапевтической) работой, носили преимущественно теоретический характер, потому что на практике психологи не только хотели, могли и успешно реализовывали эту возможность, но и были в то время более подготовлены к такого рода деятельности, особенно в качестве групповых психотерапевтов. Но поскольку психотерапия является лечебной практикой, а ею по закону может заниматься только лицо, имеющее высшее медицинское образование, то распространение термина «психологическая коррекция» было направлено на преодоление этой ситуации: врач занимается психотерапией, а психолог психологической коррекцией. ... За рубежом более употребительным обозначением деятельности психолога в области психотерапии стал термин «психологическая психотерапия», в нашей стране «психологическая коррекция».

Из приведенной цитаты следует, что термин «психологическая коррекция» был введен с целью сделать более легитимной психологическую практику в клинике. Вместе с тем мы полагаем его использование вполне оправданным в тех случаях, когда речь идет о коррекции аномального развития.

Характер психологической помощи в значительной степени определяется теоретической ориентацией того или иного специалиста. В связи с этим американский психолог Р. Комер отмечает, что внутри профессиональной группы различий, вызванных теоретическими разногласиями, гораздо больше, чем, например, между врачами, клиническими психологами и социальными работниками, которые придерживаются одной концепции1. На сегодняшний день существует значительное количество направлений психологической помощи: психоанализ, бихевиоральная и когнитивно бихевиоральная терапия, экзистенциальная психотерапия, рациональноэмотивная терапия, гештальт терапия и др. Каждое из них определяется тем, что конкретно выдвигается в качестве основной причины возникновения психологических проблем у клиента и каковы основные характеристики здоровой, адаптированной личности. Важнейшие направления психотерапии будут рассмотрены в главе 1.4.

Одной из наиболее сложных на сегодняшний день задач является оценка эффективности психологической помощи. Самоотчетов пациентов, а также отчетов терапевтов недостаточно для точного определения достигнутых успехов. Дело в том, что и пациент, и терапевт, вложившие много сил в процесс лечения, склонны оценивать любые позитивные изменения в лечении как своего рода «воздаяние за труды»2. Кроме того, не всегда понятно, что использовать в качестве критерия успеха, через какое время после окончания терапии проводить измерения и, самое главное какие еще факторы повлияли на изменение состояния клиента.

Согласно немецкому психотерапевту В. Лаутербаху, наиболее исследованными в этом аспекте являются когнитивная и поведенческая психотерапия, клиентцентрированная психотерапия по К. Роджерсу, а также различные методы релаксации и гипноза. Результаты исследований свидетельствуют об их высокой эффективности. Заметим, что не включенные в этот перечень методы исследования также могут привести к желаемым результатам. Отсутствие сведений об успешности их применения в клинике во многом связано с теоретической ориентацией на идиографический подход к анализу данных (прежде всего это относится к различным классическим и современным направлениям психоанализа).

У. Бауманн и К. РейнеккерХехт отмечают, что исследование психологической помощи не должно ограничиваться только оценкой ее эффективности, необходимо подходить к данной проблеме дифференцированно, учитывать характер отношений между терапевтом и клиентом, техники терапии, особенности ее различных этапов1. Они предлагают использовать следующие критерии:
эффективность (наличие статистически и клинически значимых изменений, а также позитивные сдвиги, т.е. сдвиги, которые касаются широкого спектра ситуаций, отличаются устойчивостью, отсутствием негативных эффектов, т.е. ухудшение состояния, прекращение терапии и пр.);
рентабельность, т.е. разумное соотношение материальных и моральных затрат и пользы от оказания помощи;
степень удовлетворенности клиента;
теоретическая обоснованность.

Психологическое консультирование и психотерапия как виды психологической помощи: сходства и отличия.

Трудно провести четкую грань между данными двумя направлениями работы психолога. Они представляют собой процесс психологической помощи человеку в становлении его как продуктивной, развивающейся личности, способной к самопознанию и самоподдержке, выбору оптимальных стратегий поведения и их использованию в реальном межличностном взаимодействии, преодолению возникающих трудностей, ответственному и осознанному отношению к своей жизни . Основная задача психолога при осуществлении данной работы – создание условий, при которых это станет возможным.

1. Говоря о соотношении консультирования и психотерапии, как правило прибегают к представлению о двух полюсах континуума. На одном полюсе работа профессионала затрагивает в основном ситуационные проблемы, решаемые на уровне сознания и возникающие у клинически здоровых индивидов. Здесь расположена область консультирования. На другом полюсе - большее стремление к глубокому анализу проблем с ориентацией на бессознательные процессы, структурную перестройку личности. Здесь расположена область психотерапии. Область между полюсами принадлежит деятельности, которую можно называть как консультированием, так и психотерапией.

Кроме того, выделяют специфические черты психологического консультирования, отличающие его от психотерапии:

2. Консультирование ориентировано на клинически здоровую личность; это люди, имеющие в повседневной жизни психологические трудности и проблемы, жалобы невротического характера, а также люди, чувствующие себя хорошо, однако ставящие перед собой цель дальнейшего развития личности;

3. Консультирование сориентировано на здоровые стороны личности независимо от степени нарушения; эта ориентация основана на вере, что "человек может изменяться, выбирать удовлетворяющую его жизнь, находить способы использования своих задатков, даже если они невелики из-за неадекватных установок и чувств, замедленного созревания, культурной депривации, недостатка финансов, болезни, инвалидности, преклонного возраста" (Jordan с соавт.; цит. по: Myers с соавт., 1968);

4. Консультирование чаще ориентируется на настоящее и будущее клиентов, в психотерапии идет работа с прошлым, прорабатываются проблемы, вытесненные в бессознательное;

5. Консультирование обычно ориентируется на краткосрочную помощь (до 15 встреч) и т.д.