Общая и моторная плотность урока физической культуры. Общая и моторная плотность занятия

Эффективность занятия во многом зависит от нагрузки, доли интенсивной работы и отдыха во время занятий. Так, одним из показателей эффективности занятия является его плотность.

Общая плотность - это отношение времени, использованного педагогически оправданно, но ко всей продолжительности занятия.

Чем рациональнее используется время на уроке, тем выше плотность. Плотность урока имеет существенное значение, поскольку она оказывает влияние на нагрузку, на выполнение поставленных перед уроком задач, на успешное выполнение учебной программы. Определяется плотность занятия в целом и по частям

Моторная плотность - это отношение времени, затраченного на выполнение физических упражнений, ко всей продолжительности занятия, что и определяет продуктивность каждого конкретного занятия.

Факторы, влияющие на моторную плотность:

  • 1 Тип урока (начального разучивания, совершенствования)
  • 2 Вид программы (гимнастика, лыжная подготовка, спортивные игры)
  • 3 Количество и качество инвентаря
  • 4 Количество учащихся в классе, их подготовленность
  • 5 Мастерство педагога.

Пути повышения моторной плотности.

  • 1 Использование безостановочных методов (поточный, круговой)
  • 2 Заблаговременная подготовка инвентаря.
  • 3 Увеличения количества отделений и групп
  • 4 Хорошая дисциплина.
  • 5 Использование временно освобождённых учеников.
  • 6 Сочетание объяснения с показом (если это возможно) .
  • 7 Введение дополнительных заданий во время ожидания.
  • 8 Методические указания давать во время выполнения упражнений (если это возможно)

Требование к моторной плотности занятия не исключает осуществления учебно - воспитательных задач. Правильное целесообразное чередование умственной и физической деятельности детей является показателем продуманного содержания занятия и его квалифицированного проведения.

Определять плотность занятия необходимо в целом и по частям. Это обусловлено неодинаковыми возможностями и условиями организации работы в подготовительной, основной и заключительной частях занятия. Точный учёт времени деятельности педагога и воспитанников на уроке определяется по скользящей стрелке секундомера.

Общее время, затраченное на занятия (или его часть), принимается за 100%. Относительно общего времени занятия рассчитываются процентные величины.

Так как моторная плотность занятия - это отношение времени, затраченного учащимися непосредственно на двигательную активность, к общей плотности занятия, то для ее расчета необходимо прохронометрировать время выполнения учениками физических упражнений (t), умножить на 100% и разделить на общее время занятий (t общ):

Время, педагогически оправданное *100% общая плотность = время занятия

В числитель (педагогически оправданное время) входит выполнение физических упражнений, слушание, наблюдение, организация занятия, словом всё то, без чего нельзя провести занятие. Это время умножается на 100% и делится на общее время занятия. Общая плотность полноценного занятия по физической культуре должна приближаться 100%.

Моторная плотность урока в процессе постоянно меняется и зависит от различия применяемых упражнений, места их использования и методов применения. Показатели моторной плотности меняются также в зависимости от типа урока.

На необходимые вспомогательные действия - раздача пособий, перестроение детей, перестановка физкультурных снарядов - в процессе занятия отводится минимальное время. Необходимо заранее обдумать организацию этих действий и исключить возможность непроизвольной затраты времени.

Случайные организационные неполадки - недостатки в физкультурной форме ребенка, отсутствие необходимого инвентаря на занятии, появление посторонних лиц - определяется как педагогически неоправданная затрата временим.

Педагогически оправданным является восприятие детьми объяснений, указаний, словесных инструкций, наблюдение демонстрации воспитателем физических упражнений, осмысливание заданий, объяснение способа выполнения упражнений детьми, выполнение физических упражнений и отдых.

При подготовке к занятию воспитатель обязан продумать до мельчайших подробностей план проведения урока и решить, где должен быть просто показ упражнения, где подробное объяснение с показом, а где только распоряжение или команда.

На плотность занятия влияет и его содержание, в котором упражнения должны сочетаться по характеру, сложности, длительности выполнения, эмоциональности воздействия.

Рациональное использование времени, занятия во многом зависит от способов организации детей для выполнения упражнений. Основными из них являются фронтальный, поточный, сменный, групповой и индивидуальный.

При фронтальном способе организации группы упражнения выполняются сразу всеми детьми. Этот способ эффективен для достижения высокой плотности занятия и обеспечения большой активности детей, он широко применяется при ознакомлении с учебным материалом и его закреплением. При фронтальном способе: педагог не может удержать в поле зрения всех детей; ребенок не имеет возможности наблюдать за действиями других детей; применим к движениям, не требующим подстраховки от травматизма.

Поточный способ заключается в выполнении одного и того же упражнения по очереди, беспрерывным потоком. Применение этого способа целесообразно с детьми старшей и подготовительной групп. Чаще применяется для закрепления и совершенствования умений и навыков, воспитания физических качеств.

Способ выполнения упражнений сменами заключается в распределение детей на группы - смены, которые по очереди проделывают упражнения. При сменном способе воспитателю удобно следить за выполнением задания; обращать внимание детей на требования к правильности движения. Этот способ эффективен при разучивании учебного материала.

При групповом способе дети распределяются на группы, каждая из которых выполняет самостоятельное задание воспитателя. Этот способ позволяет: рационально использовать время занятия; воспитывать самостоятельность, сознательность, ответственность, сдержанность; сохранять высокую двигательную активность и плотность занятия; одновременно разучивать 2-3 вида упражнений; углубленно разучивать движения одной подгруппой.

Индивидуальный способ заключается в выполнении упражнения каждым ребенком отдельно, а остальные наблюдают за ним. Ценность индивидуального выполнения в том, что оно позволяет обратить внимание каждого на качество движения, увидеть основные недостатки. При этом способе снижается активность детей и физиологическая нагрузка, повышается отвлекаемость детей.

Комбинация фронтального и группового способов позволяет повысить физическую нагрузку. Групповой способ в виде круговой тренировки увеличивает моторную плотность занятий при условии, что упражнение в основных движениях проводится без интервалов».

Объяснения на занятиях должны быть краткими, четкими, выразительными, с тем, чтобы представления о движениях у детей создавались точные и правильные.

Важным средством повышения плотности занятия является их музыкальное сопровождение. Музыка, обладающая исключительной силой эмоционального воздействия, оказывает благотворное влияние на повышение качества движения. Она способствует выразительности, четкости, координации движений; эмоциональному переживанию музыкальных образов; развитию слуха; воспитанию временной ориентировки.

Стоит отметить, что при всей важности моторной плотности занятия она не может достигать 100%, так как в противном случае не оставалось бы времени для объяснения материала, его осмысления детьми, анализа ошибок, что неизбежно привело бы к снижению качества и эффективности учебной работы в целом.

Таким образом, методы руководства, рациональное сочетание показа и объяснения воспитателя также оказывают влияние на плотность занятий. Также повышению плотности занятия способствует подготовленность воспитателя к ведению занятия.

ВВЕДЕНИЕ

В качестве традиционной формы педагогической упорядоченной организации занятий урок, как известно, характеризующийся прежде всего, следующими признаками:

это основная форма занятий, имеющих образовательно-воспитательную направленность, содержание, время и место которых предопределяются программой, планом и расписанием, разработанными с педагогических позиций; в системе занятий отдельный урок лишь относительно самостоятельное звено, связанное в определенной последовательности с другими равнозначными звеньями;

ведущей фигурой в уроке выступает педагог - специалист, который целесообразно, исходя из педагогических принципов, организует занятие, обучает, воспитывает занимающихся, направляет их деятельность соответственно логике решения намеченных задач;

поведение и взаимоотношения участников урока, а также внешние условия его проведения (обстановка, техническое оснащение и т.д.) регламентируются так, как это необходимо для его образовательно-воспитательного эффекта; контингент занимающихся, как правило, постоянен и относительно однороден (по крайней мере, в группах и подгруппах).

Занятия, в полной мере характеризующиеся такими признаками, можно назвать собственно-урочными. В системе физического воспитания он наиболее широко представлены в общем, обязательном курсе по программам образовательно-воспитательных учреждений, особенно школьных. Во многом аналогичные признаки имеют занятия урочного типа, организуемые под руководством специалистов в добровольном физкультурном, в частности спортивном движении (в секциях коллективов физической культуры, спортивных клубах, сборных командах и т.д.). Однако они характеризуются и определенными особенностями, вытекающими в первую очередь из того, что выбор предмета занятий, установки на достижения, а также затраты времени и сил прямо зависят от индивидуальных склонностей, интересов, способностей занимающий, а также от особенностей регулирования бюджета свободного личного времени, расходование которого далеко не всегда поддается унифицированной регламентации. Тем не менее, и в такой ситуации предпочтительными формами организации процесса физического воспитания зачастую являются урочные формы, особенно когда необходимо обеспечить четко упорядоченное формирование знаний, умений, навыков и строго направленно воздействовать на развитие двигательных и связанных с ними способностей.Эффективность урока во многом зависит от нагрузки, доли интенсивной работы и отдыха во время занятий, а так же его плотности.

Плотность урока играет важнейшую роль в правильно организованном и построенном уроке и не учитывать её во время проведения нельзя. Преподаватель всегда должен стремиться повышать плотность урока как общую так и моторную и находить для этого рациональные пути её повышения.

Цель: изучить общую и моторную плотность урока и пути её повышения

1. Изучить понятия общая и моторная плотность урока, а так же пути ее повышения;

2. Провести исследование общей и моторной плотности уроков.

База исследования: Политехнический колледж г.Благовещенска Амурской области

При подготовке к уроку учитель решает вопросы, связанные с физической нагрузкой. Под физической нагрузкой понимается определенное воздействие на организм занимающихся, вызываемое процессом урока и физическими упражнениями.

Физическая нагрузка в значительной мере определяется дозировкой физических упражнений, т. е. количеством упражнений, их повторяемостью, временем, отводимым на выполнение упражнений, а также условиями их выполнения.

Все физические упражнения оказывают влияние на организм занимающихся – одни более, другие менее сильно. Урок, состоящий из большого количества упражнений, дает и большую физическую нагрузку. Следовательно, нагрузка на уроках может быть различной, и учитель обязан ее регулировать. Нельзя допускать перегрузки учеников. Это может вызвать утомление и отразиться на их работоспособности. Вместе с тем не следует ограничиваться и очень слабой нагрузкой, так как тогда влияние физических упражнений на организм будет недостаточным.

Учителю на каждом уроке следует добиваться достаточной физической нагрузки на организм занимающихся, что параллельно с решением образовательных задач обеспечит необходимое улучшение функциональной деятельности организма. Для этого нужно умело пользоваться физическими упражнениями и знать, какое влияние они оказывают на организм занимающихся. Существует много способов для определения влияния физических упражнений на организм. К ним относятся: измерение кровяного давления, температуры тела, пульса, исследование состава крови и другие. Из указанных способов учитель чаще всего может использовать измерение пульса.

Примером простого способа определения влияния физической нагрузки может быть следующим.

До начала бега, ходьбы в чередовании с бегом, преодоления полосы препятствий или других упражнений у ученика измеряется пульс. Затем проводятся упражнения, после чего вновь измеряется пульс (два-три раза на протяжении 2 – 3 мин.). Показатели пульса до упражнения и после него сравниваются. Если пульс, как правило, учащенный, в течение 3 мин. не приходит к показателям, которые были до упражнения, или становится более редким, то это рассматривается как неблагоприятный сигнал, свидетельствующий о большой нагрузке или об отклонениях в деятельности сердечно-сосудистой системы данного ученика. И это и другое должно привлечь серьезное внимание учителя.

Учитель ведет постоянное наблюдение за самочувствием учащихся.

Существует много внешних признаков, определяющих состояние занимающихся: дрожание рук и ног, усталое выражение лица, ухудшение осанки, снижение активности, побледнение лица, вялость, ухудшение качества выполнения упражнений, жалобы учащихся на чувство усталости и т.п. Все эти симптомы являются показателями чрезмерной физической нагрузки и обязывают учителя немедленно ограничить количество и интенсивность упражнений или полностью их прекратить.

Практически абсолютной постепенности в нарастании нагрузки быть не может, так как между отдельными упражнениями обязательно будут короткие перерывы, да и сами упражнения не могут быть одинаковыми по своему влиянию на занимающихся. Поэтому, составляя урок и определяя физическую нагрузку, надо учитывать, что новые и трудные упражнения, игры с большой подвижностью, упражнения требующие решительности и проявления смелости, а также упражнения типа заданий и с элементами соревнований всегда связаны с повышенной нагрузкой. Для того чтобы не допустить перегрузки учащихся, надо чередовать трудные упражнения с менее трудными, а знакомые с незнакомыми.

Трудностью в регулировании нагрузки является значительное количество одновременно занимающихся детей, имеющих различную физическую подготовку. В практической работе надо ориентироваться на детей со средней физической подготовкой.

Более сильным ученикам следует давать индивидуальные задания, предлагая им дополнительные упражнения, а ослабленных детей внимательно оберегать от перегрузки, ограничивая их в выполнении упражнений.

а) изменением количества упражнений и игр;

б) различным количеством повторений упражнений;

в) увеличением или уменьшением времени, отводимого на выполнение упражнений;

г) применением различного темпа выполнения;

д) увеличением или уменьшением амплитуды движений;

е) осложнением или упрощением выполнения упражнений;

ж) применением в упражнениях различных предметов.

Плотность урока и пути ее повышения

При определении общей плотности урока учитывается вся полезная деятельность учащихся и учителя, включая организацию учащихся, объяснение и показ упражнений, а также непосредственное выполнение физических упражнений.

В моторную плотность урока входит только время, затраченное на выполнение физических упражнений, то есть непосредственная физическая нагрузка.

В педагогической практике различают два вида плотности урока: общая плотность и двигательная (или моторная) плотность урока. Общей плотностью урока называется отношение времени, использованного педагогически оправданно, ко всей продолжительности урока.

К педагогически оправданному использованию времени относятся следующие виды деятельности, или компоненты урока: восприятие учащимися объяснений, демонстраций, указаний учителя, анализ действия своих товарищей, выполнений упражнений, необходимый отдых, установка снарядов, рыхление песка в прыжковых ямах и так далее.

К неоправданным затратам учебного времени относятся: опоздание на урок, преждевременное завершение его, простои в занятиях, вызванные нарушениями дисциплины, поломкой инвентаря и так далее.

Стремясь к высокой нагрузке, учитель должен стараться добиваться максимально высокой моторной плотности. Однако он должен учитывать, что при изучении нового материала в силу целого ряда объективных причин, таких как обстоятельное объяснение, многократный показ, моторная плотность и физическая нагрузка значительно ниже, чем на уроках повторения и совершенствования учебного материала.

Способами повышения моторной плотности урока являются применение нестандартного, универсального спортивного оборудования и проведение круговых тренировок.

Задавшись целью качественного проведения уроков, учитель физкультуры должен стремиться обеспечить в каждом из них возможно больший объем нагрузки, при котором простои и неоправданные затраты учебного времени на уроке сводились бы к минимуму. Этим самым повышается плотность урока, то есть отношение времени, затраченного на выполнение движений к общей продолжительности урока.

Методика определения величины моторной плотности урока заключается в том, что до начала урока из состава класса выбирается любой ученик (ученица), за которым ведётся наблюдение в течение всего урока.

Причём ни ученик, ни учитель, проводящий урок, об этом не должны знать. Наблюдатель держит в руке секундомер и включает его в момент начала любых двигательных действий ученика: строевых упражнений, ходьбы, бега, общеразвивающих и специальных упражнений, игр и так далее.

По окончании выполнения упражнения секундомер выключается на время отдыха до начала следующего упражнения. Таким образом, секундомером суммируют время выполнения физических упражнений и не учитывают время отдыха, ожидания очереди выполнения, слушания объяснений учителя и так далее. При анализе урока следует принимать во внимание, что на величину моторной плотности урока влияют многие факторы (например, возраст учащихся, их количество в классе, количество мальчиков и девочек, уровень подготовленности учащихся, грамотность использования оборудования и инвентаря и так далее.). Вместе с тем величина моторной плотности урока больше зависит от типа урока.

Естественно, что на уроках ознакомления с новым материалом и его разучивания моторная плотность урока будет невысокой. Однако это не может служить критерием плохой работы учителя. С другой стороны, если на уроке совершенствования изученного материала не продумана методика организации занятий и ученики тратят много времени в ожидании возможности выполнить упражнение, то моторная плотность урока должна быть одним из основных критериев методической грамотности учителя.

Двигательная плотность урока вычисляется следующим образом: за 100% принимается 90 мин., отведенные на урок. По отношению к этому времени и рассчитывается общая и моторная плотность урока. Например, если на выполнение движений было затрачено 45 мин., то расчет производится по формуле:

Следовательно, моторная плотность урока в нашем примере составляет 50%

В правильно организованном уроке общая плотность его колеблется в пределах 100%. Пределы же моторной плотности урока должны достигать:

30- 70%, так как от учеников требуется более точное выполнение упражнений, и они затрачивают больше времени на разучивание и освоение упражнений.

По видам спорта двигательная плотность урока выглядит следующим образом:

гимнастика

легкая атлетика

Баскетбол

Волейбол

Существует множество факторов, влияющих на повышение плотности урока. И прежде всего при проведении урока следует избегать длительных пауз на объяснения между упражнениями, хотя объяснение имеет такое же важное значение, как и непосредственное выполнение движений.

На повышение плотности урока влияет четкое планирование процесса обучения и воспитания, достаточное количество спортивного инвентаря, его расположение в зале, выбор мест занятий, всевозможные перестроения, применение дополнительных заданий в ходе урока, объяснение и показ, наличие наглядных пособий, применение нестандартного, универсального спортивного оборудования и проведение круговых тренировок.

Примерные величины моторной плотности урока физкультуры:

Тип урока

Моторная плотность

1. Вводный

2.Ознакомление с новым материалом

3.Разучивание нового материала

4.Закрепление и совершенствование нового материала

5.Контрольный

6.Комбинированный

7.Соревнование

8.Сюжетный(сказка, путешествие)

9.Круговая тренировка

На основе данных педагогических наблюдений учитель обязан проводить педагогический анализ урока. Анализ каждого проведенного урока будет тем глубже и полнее, чем шире и рациональнее используются методы наблюдения.

5. Исследование общей и моторной плотности уроков, проведенных студентами 1-4 курса Политехнического колледжа г.Благовещенска

Для решения задач исследования нами были проанализированы данные хронометрированных уроков.

Было хронометрировано уроки разных студентов.

Целью являлось выявление показателей общей и моторной плотности урока и соответствие их задачам урока, возрастным особенностям занимающихся.Анализ результатов показал,

Уроки проводимые в 1-2 курсах носили преимущественно образовательную направленность и моторная плотность составляла от 50% до 70%, а общая плотность от 85% до 90%.

Вывод: Согласно поставленным задачам урока в данных группах мы пришли к выводу, что общая плотность урока приближалась к 90%, что говорит о методически грамотно построенных уроков, моторная плотность приближалась к 70%, так как уроки носили образовательную направленность то соответственно моторную плотность свыше 70% получить было трудно в данных классах.

Уроки 3-4 курсах носили преимущественно тренировочную направленность и моторная плотность составляла от 70% до 85%, а общая от 90% до 97,5%.

Вывод: На 3-4 курсах были показаны результаты общей и моторной плотности уроков выше, чем 1-2 курсах, связано это прежде всего с тем, что уроки в данных классах носили преимущественно тренировочную направленность, ребята на этих курсах уже более подготовленные и на объяснение учебного материала затрачивается меньше времени нежели на 1-2 курсах, это соответственно прежде всего влияет на моторную плотность урока.

Средний показатель моторной плотности уроков на всех курсах, составил 74.95% , такие показатели приближаются к высокому показателю, так как баскетбол является техническим видом и в процессе обучения учитель много времени затрачивает на объяснение техники и показа упражнений.

Средний показатель общей плотности уроков, составил 92%, так как показатель свыше 90% является высоким.

Самая высокая общая плотность урока была зафиксирована на отметке 97,5%, исходя из вывода протокола хронометрирования связано это было с методической грамотностью преподавателя и с хорошей подготовкой к уроку.

Самая низкая общая плотность составила 84% как написано в выводе протокола хронометрирования связано это было с несвоевременной подготовкой инвентаря в результате чего преподаватель потерял большое количество времени урока.

Самая высокая моторная плотность урока составила 85% связано это с грамотно выдержанными частями урока, хорошо поставленной структурой урока, студентам было предложено большое количество физических упражнений.

Самая низкая моторная плотность составила 50%связано с низкой подготовленностью занимающихся и в связи с этим была применена индивидуальная работа и объяснение общих моментов урока в процессе проведения основной части.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Урок физической культуры в колледже является достаточно сложным учебно-воспитательным процессом, который имеет множество различных компонентов, свою специфичную структуру и содержание.

Он также является основной формой организации занятий по физическому образованию, воспитанию и развитию занимающихся с 1-4курс.

Урок оказывает разностороннее влияние на организм и личность учащихся, формирует у них различные мотивы к занятиям физическими упражнениями, которые в некоторой степени влияют на проведение урока в целом.

Также на качество проведения урока непосредственно влияет и сама подготовка учителя к нему, его способности организовать детей и урока в целом, вызвать у них интерес к занятиям.

Хорошо подготовленный, организованный и проведенный урок является достоянием затраченных сил и стараний учителя, залогом гармоничного развития школьников, без потери здоровья, а с приобретением его, повышение у них интереса к физической культуре и спорту.

К урокам физической культуры необходимо тщательно и добросовестно готовиться, особенно начинающим учителям.

Без подготовки к уроку нельзя провести его достаточно плодотворно и успешно.

В ходе своей педагогической деятельности учитель не должен забывать о роли общей и моторной плотности урока, он должен всегда стремиться повышать её разнообразными способами и приближать её к максимально возможным 100%. От высокой общей и моторной плотности урока во многом зависит эффективность того или иного урока.

По проведенному исследованию в Политехническом колледже, можно сделать вывод, что уроки проходили согласно поставленным задачам с высокой общей и моторной плотностью. Преподаватели стремились повышать общую и моторную плотность урока путем повышения физической нагрузки за счет физических упражнений, применяли групповой метод занятий (реже индивидуальный), использовали нестандартное оборудование т.д.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Железняк, Ю.Д. Основы научной методической деятельности в физической культуре и спорте: учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / Ю.Д. Железняк, В.К. Петров. – М.: Издательский центр Академия, 2002. – 264 с.

2. Качашкин, В.М. Методика физического воспитания: учебное пособие для учащихся школьных педагогических училищ. – 5-е изд., доп. / В.М. Качашкин. – М.: Просвещение, 1980. – 304 с. Ил.

3. Матвеев, Л.П. Теория и методика физической культуры: учебник для институтов физической культуры / Л.П. Матвеев. –М.: Физкультура и спорт, 1991. – 543 с.

4. Методические указания по библиографическому оформлению научно-исследовательских работ. – Пенза 1988. – 21 с.

5. Гужаловский, А.А. Основы теории и методики физической культуры: Учебник для техникумов физической культуры / А.А. Гужаловский. – М.: Издание Физкультура и спорт, 1986. – 352 с.

6. Петров, П.К. Физическая культура. Курсовые и выпускные квалификационные работы / П.К. Петров. – М.: Издательский центр «ВЛАДОС – ПРЕСС», 2002. – 112 с.

7. Богословский, В.П. Сборник инструктивно-методических материалов по физическому воспитанию: Пособие для учителя / В.П. Богословский. – М.: «Просвещение», 1984. – 144 с.

8. Ашмарин, Б.А. Теория и методика физического воспитания: учебник для студентов факультета физической культуры педагогических институтов / Б.А. Ашмарина. –М.: «Просвещение», 1990. – 287 с.

9. Ашмарин, Б.А. Теория и методика физического воспитания: Учебное пособие для студентов факультета физического воспитания педагогических институтов / Б.А. Ашмарин. – М.: «Просвещение», 1979. – 360 с.

10. Холодов, Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений, 2-е издание / Ж.К Холодов, В.С. Кузнецов.– М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 480 с.

11. Эхо, Ю.П. Практическое руководство для тех, кто пишет дипломные, курсовые, контрольные работы, доклады, рефераты, диссертации: Успех без минимальных проблем / Ю.П. Эхо – М.: Издательство «Металур». 1996. – 112 с.

12. Курамшин, Ю.Ф. Теория и методика физической культуры: Учебник для студентов высших учебных заведений / Ю.Ф. Курамшин. – М.: Советский спорт, 2007. – 464 с.

Различают общую (педагогическую) и моторную (двигательную) плотность урока.

Общая плотность урока - это отношение педагогически оправданных (рациональных) затрат времени к общей продолжительности урока.I

Общая плотность урока включает в себя следующие педагогически целесообразные мероприятия:

1) организацию учащихся, проверку домашнего задания, постановку учебных задач;

ение и закрепление теоретических сведений;

3) проведение общеразвивающих упражнений;

4) инструктирование, регулирование, коррекцию (исправление ошибок), помощь, страховку;

5) подготовку и уборку снарядов, необходимые перемещения учащихся на уроке и т.д.;

6) изучение техники физических упражнений, воспитание физических качеств;

7) методическую подготовку учащихся, формирование умений самостоятельно заниматься, а также организаторских навыков;

8) мотивацию учащихся;

9) использование наглядных пособий, технических средств, показ упражнений;

10) педагогический контроль;

11) подведение итогов, выполнение упражнений на расслабление, постановку домашних заданий;

12) воспитательную работу на уроке.

Для определения общей плотности (ОП) урока или его частей суммируются показатели времени активной деятельности на уроке. Сюда входит время, затраченное на выполнение физических упражнений, слушание, наблюдение и организацию урока, кроме времени на неоправданные ожидание и простои. Это время умножается на 100% и делится на общее время урока: AAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAA

ОП = tад * 100% / tобщ

Общая плотность полноценного урока физической культуры должна приближаться к 100%. К снижению общей плотности урока приводят следующие причины:

Неоправданные простои на уроке (опоздание с началом, несвоевременная подготовка мест занятий и инвентаря, ожидание очереди перед выполнением упражнений);

Неподготовленность учителя к уроку; непродуманные организация и содержание урока, приводящие к паузам;

Излишняя и малоэффективная словесная информация для учащихся на уроке;

Неудовлетворительная дисциплина занимающихся, что приводит к нерациональному использованию времени из-за многократного повторения команд и распоряжений, замечаний ученикам, повторений объяснения и т.п.

Например, если простой на уроке по вине преподавателя составил 1 мин, то общая плотность урока будет равна:

ОП = 39 мин * 100% / 40 мин = 97,5 %

Моторная плотность урока - это отношение времени, использованного непосредственно на двигательную деятельность учащихся, к общей продолжительности урока.

Для расчета моторной плотности (МП) необходимо время выполнения физических упражнений tфу умножить на 100% и разделить на общее время занятия, урока tобщ:

МП = tфу * 100% / tобщ

Например, установлено, что суммарное время, затраченное учащимися на выполнение физических упражнений, равно 25 мин. В этом случае моторная плотность урока будет равна:

МП = 25 мин * 100% / 40 мин = 62,5%

Моторная плотность в процессе урока постоянно меняется. Неизбежность таких изменений можно объяснить прежде всего различием содержания применяемых упражнений, местом их использования и методами применения. Показатели моторной плотности меняются также и в зависимости от типа урока. Так, на уроках совершенствования техники движений и развития физических качеств она может достигать 70-80%, а на уроках разучивания двигательных действий и формирования знаний, требующих значительных затрат времени на умственную деятельность занимающихся, моторная плотность может находиться на уровне 50%.

При всей важности моторной плотности урока она не может достигать 100%, так как в противном случае не оставалось бы времени для объяснения материала, его осмысления учащимися, анализа ошибок, что неизбежно привело бы к снижению качества и эффективности учебной работы в целом.

Урок – основная форма организации занятий физическими упражнениями.

По сравнению с другими формами физического воспитания урок физической культуры имеет ряд преимущества, так как он:

а) является самой массовой формой организованных, систематических и обязательных занятий школьников;

б) проводится на базе научно обоснованной государственной программы, рассчитанной на длительные сроки обучения;

в) осуществляется под руководством педагога при учете возрастно-половых и индивидуальных особенностей школьников;

г) содействует всестороннему и гармоничному физическому совершенствованию всех учащихся вне зависимости от их двигательных способностей, спортивных результатов, распределения на медицинские группы и т.д.

Уроки физической культуры в общеобразовательной школе проводятся 2 раза в неделю по 40-45 мин каждый. Их основное содержание - двигательная деятельность.

Требования к уроку.

1. Четкость постановки целей и задач.

2. Соответствие состава учебного материала учебной программе и характеру поставленных задач.

3. Целесообразный отбор средств и методов обучения с учетом дидактической цели и задачи урока.

4. Тесная связь уроков с предыдущими и последующими.

5. Сочетание фронтальной, групповой и индивидуальной работы.

6. Постоянное видоизменение содержания урока, методики его организации и проведения.

7. Обеспечение травмобезопасности урока.

8. Постоянный контроль за ходом и результатами учебной деятельности учащихся.

Образовательные задачи

Оздоровительные задачи

Воспитательные задачи

Классификация уроков в зависимости от решаемых задач.

По признаку преимущественной направленности на решение образовательных, оздоровительных или воспитательных задач различают четыре разновидности уроков.

1. Комбинированные уроки. В них примерно в одинаковой мере представлены все три группы задач физического воспитания.

2. Уроки с преимущественно оздоровительной направленностью проводятся в двух вариантах: первый – развивающие (формирующие) уроки, служащие развитию различных систем организма, второй – восстанавливающие (реабилитационные) уроки, направленные на восстановление сил и работоспособности.

3. Уроки с преимущественно воспитательной направленностью дифференцируются в зависимости от конкретных задач нравственного или эстетического воспитания.

4. Уроки с преимущественно образовательной направленностью делятся на пять типов:

Вводные уроки проводятся в начале учебного года, четверти, при изучении нового раздела учебной программы.

Уроки изучения нового материала (обучающие). Их основные задачи – ознакомление учащихся с новыми двигательными действиями и их первоначальное освоение.

Уроки совершенствования применяются для углубленною изучения и закрепления учебного материала.

Смешанные (комплексные) уроки содержат в себе задачи и элементы, характерные для перечисленных выше типов уроков.

Контрольные уроки направлены на определение уровня подготовленности занимающихся, проверку усвоения ими знаний, умений и навыков по теме или разделу программы.

Урок ФК должен повышать устойчивость организма школьников к физическим нагрузкам – направлен на улучшение физического, функционального развития, повышению работоспособности, сохранению и закреплению здоровья.

Эффективность урока – положительный физиологический эффект – постепенное увеличение физической нагрузки. В подготовительной части - легкие по координации и степени воздействия упражнения, т.к. врабатывание органов и систем неравномерно и неодновременно (гетерохронно) – двигательная сис-ма (10-30 с), вегетативные органы (3-5мин). В подгот. части происходит перестройка нервных и гуморальных механизмов регуляции, формирование необходимого двигательного стереотипа, достижение требуемого уровня, функций вегетативных систем обеспечивающих мышечную деятельность. В основной части урока нагрузка должна повышаться в соответствии с возрастом и уровнем физической подготовленности. Возникают выраженные функциональные изменения. В заключительной части нагрузка снижается, упражнения выполняются в замедленном темпе, способствя расслаблению мышц, нормализации функций организма и активации восстановительных процессов. Заключ часть способствует переходу от активной мышечной деятельности к обычному двигательному режиму. При распределении времени урока учитывать направленность и характер деятельности, особенности врабатывания. У школьников врабатывание быстрее, т.к. инертная ССС и дых система. При оценке степени воздействия нагрузки на организм педагог полагается на показатели утомления: внимание, мимике, отношение к занятиям, окраске кожи, степени расстройства координации движений. При оценке пульса необходимо иметь ввиду что он не всегда отражает степень воздействия упражнения (статическая работа влияет на ССС, но незначительное учащение пульса, ЧСС растет при эмоциональных напряжениях).

Моторная плотность

Повышение моторной плотности урока увеличивает эффективность в воспитании физ качеств, в обучении двигательным действиям. Моторная плотность увеличивается при сокращении интервалов отдыха между упражнениями. При разучивании новых движений паузы должны сохранить возбудимость корковых проекций двигательного анализатора. Освоение новых движений происходит быстрее при возбуждении в ЦНС. Для воспитания скорости интервалы отдыха должны обеспечит уровни полного восстановления, воспитание выносливости – интервалы отдыха сокращаются. Поддержание интереса урока связано с целесообразными кратковременным паузами отдыха.

11. Физиологические основы физического воспитания школьников.

Половые различия в энергетическом обеспечении мышечной работы

Самым эффективным средством, способствующим правильному разви-тию детей, являются занятия физической культурой и спортом. При органи-

зации этих занятий нужно строго и постоянно учитывать особенности орга-

низма, присущие каждому из возрастных периодов. Систематические занятия

спортом – это одно из эффективных средств нормального развития всех

функций организма.

Включенное в систему образования и воспитания, начиная с дошколь-

ных учреждений, физическое воспитание характеризует основу физической

подготовленности людей – приобретение фонда жизненно важных двига-

тельных умений и навыков, разностороннее развитие физических способно-

стей. Его важными элементами являются «школа» движений, система гимна-

стических упражнений и правила их выполнения, с помощью которых у ре-

бенка формируются умения дифференцированно управлять движениями,

способность координировать их в разных сочетаниях; система упражнений

для рационального использования сил при перемещениях в пространстве

(основные способы ходьбы, бега, плавания, бега на коньках, на лыжах и др.),

при преодолении препятствий, в метаниях, в поднимании и переноске тяже-

стей; «школа» мяча (игра в волейбол, баскетбол, гандбол, футбол, теннис и

Физическое развитие – это биологический процесс становления измене-

ний естественных морфологических и функциональных свойств организма в

течение жизни человека (длина, масса тела, окружность грудной клетки,

жизненная емкость легких, максимальное потребление кислорода, сила, бы-

строта, выносливость, гибкость, ловкость и др.).

Физическое развитие управляемо. С помощью физических упражнений,

различных видов спорта, рационального питания, режима труда и отдыха

можно изменять в необходимом направлении приведенные выше показатели

физического развития.

В основе управления физическим развитием лежит биологический закон

упражняемости и закон единства форм и функций организма. Между тем фи-

зическое развитие обусловлено и законами наследственности, которые необ-

ходимо учитывать как факторы, благоприятствующие или наоборот препят-

ствующие физическому совершенствованию человека. Процесс физического развития подчиняется также закону возрастной

ступенчатости. Поэтому вмешиваться в этот процесс с целью управления им

можно только с учетом особенностей и возможностей организма в различные

возрастные периоды: становление роста, наивысшего развития форм и функ-

ций, старения. Кроме того, физическое развитие связано с законом единства

организма и среды и зависит от условий жизни человека, в том числе и гео-

графической среды. Поэтому при выборе средств и методов физического

воспитания необходимо учитывать влияние указанных законов. Физическое

развитие тесно связано со здоровьем человека.

Здоровье выступает как ведущий фактор, который определяет не только

гармоничное развитие молодого человека, но и успешность освоения про-

фессии, плодотворность его будущей профессиональной деятельности, что

составляет общее жизненное благополучие.

Имеются некоторые половые различия в энергетическом обеспечении

мышечной работы. В крови мужчин на 20% больше эритроцитов (клеток, не-

сущих кислород тканям). Это означает, что у них интенсивнее обмен ве-

ществ, и они обладают большей энергией. Особенности энергетического об-

мена таковы, что даже сидя и отдыхая, мужчина расходует больше калорий,

чем женщина.

При нагрузках же количество энергетических трат возрастает сущест-

венно, и мужчина быстрее теряет силы. С годами мужчины также интенсив-

нее теряют способность к физическим нагрузкам. Каждые десять лет у жен-

щины снижается переносимость нагрузки на 2%, а у мужчины – на 10%, так

что 60-ти летняя женщина способна переносить 90% нагрузки, которую она

осиливала в 20 лет, а мужчина – только 60%.

12. Спортивная техника и энергетическая экономичность выполнения физических упражнений. Экономичность энергетических затрат при двигательной деятельности достигается за счет совершенствования координации двигательных и вегетативных функций. В первую очередь энергозатраты снижаются за счет совершенствования техники выполнения физических упражнений. При несовершенной технике вследствие возникновения в нервных центрах процессов иррадиации в движении могут принимать участие лишние мышцы и лишние двигательные единицы. Такая работа характеризуется повышением расхода энергии. С улучшением техники выполнения двигательного акта в результате процессов концентрации в нервной системе в работу вовлекаются лишь необходимые мышечные волокна. В результате энергозатраты уменьшаются. У спортсменов, хорошо владеющих техникой движений, экономизация энергозатрат обусловлена улучшением координации не только двигательных, но в некоторой мере и вегетативных функций. Они мобилизуются в процессе двигательной деятельности, главным образом по механизму безусловных рефлексов. Вместе с тем при образовании двигательного навыка может происходить изменение характера протекания вегетативных безусловных рефлексов, приспособление их не вообще к мышечной работе, а именно к данному виду двигательной деятельности. В результате снижаются энергетические затраты на обеспечение работы сердца, дыхательных мышц и некоторых других вегетативных органов. Эти особенности функций вегетативных органов, приобретенные в процессе формирования навыков, и составляют условно-рефлекторные дыхательные, сердечно сосудистые и другие вегетативные компоненты двигательного акта. Принцип постепенного усложнения техники движений. При осуществлении спортивных движений функционируют очень сложные временные связи, управляющие одновременной деятельностью многих мышц. Такие связи образуются постепенно, по мере широкого использования ранее образованных двигательных рефлексов. Существенна при этом роль подготовительных упражнений, позволяющих усвоить отдельные фрагменты движения и затем включить их в целостную систему разучиваемого сложного двигательного акта. Принцип многократного систематического повторения упражнений. Временные связи, являющиеся основой двигательных навыков, формируются и совершенствуются при обязательном повторении упражнения. Важное значение при этом имеют число повторений и интервалы, как между повторениями, так и между тренировочными занятиями. Не только недостаточное, но и чрезмерное число повторений (с ним связано развитие утомления) затрудняет формирование навыка. То же нужно отметить и в отношении интервалов между тренировочными занятиями. Принцип разносторонней технической подготовки. Временные связи, образующиеся в процессе формирования двигательного навыка, при многократном стереотипном выполнении движений могут способствовать сужению экстраполяции. Это сужение, возникающее при односторонней тренировке, ограничивает возможность изменять характер движений адекватно изменениям ситуаций. Между тем изменение внешней обстановки и состояния спортсмена могут вызвать несоответствие стереотипной программы выполнения движения новой ситуации. Вследствие этого двигательный акт может быть неполноценным. Обучение стереотипному выполнению только ограниченного числа физических упражнений тормозит также и развитие тренируемости. Принцип индивидуализации обучения. Генетические особенности, детерминирующие способность быстро обучаться новым сложным движениям, у разных спортсменов могут значительно различаться. Весьма различным у них может быть также и фонд ранее приобретенных навыков. Оба эти фактора предопределяют необходимость индивидуального подхода, как при спортивном отборе, так и при обучении технике спортивных движений.

13.Два основных тренировочных эффекта. Диагностика тренированности Показатели тренированности в состоянии относительного покоя, при выполнении стандартной и предельной нагрузки

В результате тренировочных занятий в организме спортсмена формиру-

ется особое состояние – эффект тренировки, или тренированность, которая

характеризуется определенным уровнем работоспособности. Для того чтобы программировать поведение спортсмена, необходимо

знать, как влияют тренировочные нагрузки на его организм. При этом боль-

шое значение имеют данные об уровне функций его организма в различных

состояниях. Исследование спортсменов проводят в состоянии покоя, при вы-

полнении стандартной нагрузки и предельной нагрузки.

Показатели тренированности в состоянии покоя. Исследование и срав-

нение состояния организма в покое у спортсменов и нетренированных людей

позволяет выявить изменения, возникающие под воздействием тренировоч-

ных занятий во всех тканях и системах организма.

Спортивная тренировка вызывает ряд морфологических изменений.

Происходит утолщение костей в местах прикрепления сухожилий мышц,

развивающих наибольшие усилия. Вследствие усиления обмена веществ воз-

никает гипертрофия мышц, выражающаяся в увеличении объема мышечных

волокон за счет увеличения количества саркоплазмы или миофибрилл, по-

вышаются твердость и упругость мышц. Увеличиваются емкость коронарных

сосудов, диаметр отверстий сердца, окружность грудной клетки, бронхиаль-

ная проходимость (уменьшение сопротивления движению воздуха при уси-

ленной вентиляции легких).

Наряду с морфологическими изменениями в организме спортсменов от-

мечаются физиологические изменения: увеличение энергетических ресурсов,

запасов белков и углеводов; в мышцах возрастает количество миоглобина.

Повышаются количество и активность ферментов, укоряющих протекание

аэробных и анаэробных реакций.

Вегетативные органы у спортсменов в состоянии покоя работают замед-

ленно. Одним их основных признаков тренированности является редкий

пульс – брадикардия (40 уд/мин и меньше). У спортсменов частота дыхания

реже и легочная вентиляция меньше, чем у нетренированных людей.

Перечисленные изменения показывают, что в состоянии покоя главной

особенностью тренированного организма является очень экономное расходо-

вание энергетических ресурсов. Это выражается в снижении основного об-

мена на 10-15%, в брадикардии, урежении дыхания и снижении легочной

вентиляции.

Показатели тренированности в состоянии относительного покоя, при

выполнении стандартной и предельной нагрузки

Метод оценки тренированности при помощи стандартных нагрузок об-

ладает рядом характерных черт. Он доступен всем испытуемым – как спорт-

сменам, так и неспортсменам, одинаков по форме совершаемого движения,

имеет строго определенные мощность, длительность и ритм. В качестве на-

грузок, используют следующие методы: пробу PWC170, Гарвардский тест, оп-

ределение МПК и некоторые другие.

Реакции всех функций организма на стандартные нагрузки у трениро-

ванных людей по сравнению с нетренированными характеризуются следую-

щими особенностями: 1) у них быстрее повышается уровень всех функций вначале работы; 2) более экономно выполняется работа; 3) быстрее протекают

восстановительные процессы.

Главное различие между тренированными и нетренированными людьми

при выполнении стандартных нагрузок состоит в том, что величина физиоло-

гических изменений у первых меньше, чем у вторых.

Показатели тренированности при предельной работе. Метод исследова-

ния тренированности с помощью предельных нагрузок помогает оценить

уровень способности спортсмена развивать и поддерживать максимальное

усилие. Существуют три варианта таких исследований.

В первом случае регистрируют физиологические изменения при выпол-

нении упражнения непосредственно во время соревнований или в условиях,

близких к ним. Этот вариант дает наиболее полное представление о потенци-

альных возможностях организма. Вместе с тем он сложен организационно и

технически и в известной мере отвлекает спортсмена от основной деятельно-

сти, т.е. от соревнований, и тем самым может явиться помехой к достижению

важного результата.

Можно регистрировать физиологические изменения при развитии мак-

симального усилия спортсменов в лабораторных условиях, что позволяет вы-

явить способность к предельной мобилизации физиологических возможно-

стей организма.

И наконец, третий вариант – регистрируют физиологические изменения,

возникающие в организме человека при работе заданной мощности, длящей-

ся неограниченное время. Сигналом к прекращению работы служит прогрес-

сирующее снижение мощности выполняемой работы или скорость передви-

Физиологические изменения у тренированных людей при выполнении

предельной работы значительно больше, чем у нетренированных. Это объяс-

няется тем, что они выполняют значительно большую мощность работу, тре-

бующую большого расхода энергии. Величина почти всех физиологических

изменений – минутное потребление кислорода, легочная вентиляция, частота

сердечных сокращений, уровень артериального давления, систолический и

минутный объемы крови – у тренированных больше, чем у нетренированных.

Предельная работа характеризуется, как правило, высокой интенсивно-

стью аэробных реакций. Несмотря на значительное повышение уровня почти

всех вегетативных функций, обеспечивающих выполнение работы, возникает

кислородный долг, достигающий 25 л. В результате в организме накаплива-

ются продукты анаэробного распада, возникает ацидотический сдвиг. У тре-

нированных спортсменов концентрация молочной кислоты в крови может

достигать 300 мг%, что вызывает изменение внутренней среды.

Следовательно, признаком тренированности является и способность ор-

ганизма к предельной работе в условиях резко измененной внутренней сре-

Понятие о специфичности состояния тренированности. При оценке

уровня тренированности следует учитывать направленность тренировочного

процесса. Это обусловлено тем, что конкретная направленность тренировоч-ного процесса оказывает такое же конкретное влияние и на характер морфо-

логических и функциональных изменений в организме спортсмена. В связи с

этим рост спортивных результатов в избранном виде спорта не всегда сопро-

вождается повышением функционального уровня всех систем организма.

Условия тренировочного процесса – вид и характер работы, режим дея-

тельности мышц, возможность обеспечения кислородом (аэробные или ана-

эробные условия работы) – вызывают формирование в организме специфиче-

ской функциональной системы, направленной на достижение высокого ре-

зультата в конкретном виде спорта. При этом органы, не участвующие в этой

системе, могут функционировать на низком уровне. Это явление представля-

ет своеобразную плату за приспособление к определенной работе («цена

адаптации»).

В каждом виде спорта главным являются специфические для него требо-

вания. Например, для прыгуна в высоту является техническая подготовка.

Для бегуна-стайера главную роль играет состояние систем, обеспечивающих

транспорт кислорода, аэробную и анаэробную мощность организма.

Изменение функций организма под влиянием тренировочного процесса

оптимально лишь для данного вида спорта. Так, например, при стандартной

физической нагрузке минутный объем дыхания (МОД) оказался больше у тех

спортсменов, тренировочный процесс которых был направлен на развитие

преимущественно силы (47 л) и скорости (37 л). У спортсменов, тренирую-

щихся на выносливость, он оказался самым маленьким – 29 л. Это свидетель-

ствует о повышении эффективности функций в процессе тренировок.

14. Физиологические механизмы развития тренированности. Генетиче-

ские основы тренируемости. Тренированность и спортивная форма

Спортивная тренировка – это специализированный педагогический про-

цесс, направленный как на повышение общей работоспособности организма,

так и на улучшение спортивных результатов в избранном виде спорта.

В результате тренировки в организме возникает эффект тренированно-

сти, характеризующий уровень специальной работоспособности спортсмена.

Уровень специальной работоспособности называется спортивной формой.

Тренировочный процесс должен отвечать следующим требованиям: быть не-

прерывным, разносторонним, направленным на повышение специальной ра-

ботоспособности. В тренировочном процессе можно выделить три периода,

каждый из которых имеет свою цель и соответствующее ей содержание. Раз-

личают подготовительный, соревновательный и переходный периоды.

Подготовительный период состоит из двух этапов и длится от 3 до 4 ме-

сяцев. Целью первого этапа подготовительного периода является общая фи-

зическая подготовка, второго – развитие специальных двигательных навыков

и физических качеств, необходимых для достижения высоких результатов в

конкретном виде спорта.

Соревновательный период продолжается 4-5 месяцев. В это время

спортсмен принимает участие в основных соревнованиях года. Целью при

этом является сохранение и некоторое повышение уровня тренированности.

Переходный период длится от 4 до 6 недель. В этот период тренировоч-

ные нагрузки уменьшаются и уровень тренированности постепенно снижает-

ся. Спортсменам предоставляется отдых.

15.Понятие об адаптации к различным факторам среды.

Организм спортсмена должен приспосабливаться к физ нагр в относительно короткое время

Приспособительные изменения: в здоровом орг бывает 2 видов)

1) Изм в привычной зоне кколебания фактора среды, когда система функционирует в обычном составе (обычные физ реакции)

2) Изменение при действии чрезмерных (непривычных акторов с вкл в функционирующею систему доп эл-ов и механизмов (адаптационные сдвиги)

Общая и моторная плотность на занятиях по физической культуре у детей дошкольного возраста

Подготовил статью. Турчев В.В.

Оценку эффективности физкультурного занятия для дошкольников проводят по показателю моторной плотности и среднего уровня частоты сердечных сокращений (ЧСС) у детей.

В методике различают общую и моторную плотность занятий.

Общая плотность характеризуется отношением педагогически оправданного времени занятия (восприятие детьми объяснений, указаний, показа воспитателя, проделывания упражнений, наблюдение и анализ, установка и уборка пособий и т.д.) к продолжительности всего занятия.

Например: занятие длится 20 минут, дети были в движении 16 минут, 4 минуты = 2 минуты дети стояли без пользы для дела + 2 минуты: на раздачу пособий, на построение – они педагогически оправданы.

Вывод: общая плотность – это педагогически оправданная деятельность детей на занятии. Её можно записать следующим образом: общая плотность = чистое время + педагогически оправданное время, делённое на длительность занятия.

(16 минут + 2 минуты оправданное время = 18 мин).

18 мин х 100:20 = 90% Общая плотность составляет 90 %.

Моторная плотность характеризует объем непосредственной двигательной деятельности ребенка на занятии. Она выражается отношением времени, затраченного на выполнение физических упражнений и игры ко всей продолжительности занятия.

В моторную плотность занятия входит только время, затраченное на выполнение физических упражнений, т.е. непосредственная физическая нагрузка.

В данном случаи - 16 мин х 100:20 =80%

Моторная плотность занятия в зале (отношение времени занятия, затраченного ребенком на движения к общей продолжительности занятия, выраженное в процентах) должна составлять не менее 70%; на воздухе – не менее 80%.

Для обеспечения тренировочного эффекта на занятиях в зале средний уровень ЧСС у детей 3-4 лет составляет – 130-140 уд/мин, на воздухе – 140-160 уд/мин; у детей 5-7 лет – в зале 140-150 уд/мин; на воздухе – 150-160 уд/мин.

Методика определения величины моторной плотности.

До начала занятия из состава группы выбирается любой ребенок, за которым ведётся наблюдение в течение всего занятия. Причём ни ребенок, ни педагог, об этом не должны знать. Наблюдатель держит в руке секундомер и включает его в момент начала любых двигательных действий ребенка: строевых упражнений, ходьбы, бега, общеразвивающих и специальных упражнений, игр и т.д. По окончании выполнения упражнения секундомер выключается на время отдыха до начала следующего упражнения. Таким образом, секундомером суммируют время выполнения физических упражнений и не учитывают время отдыха, ожидания очереди выполнения, слушания объяснений учителя и т.п.

Высокая моторная плотность от 80 – и более %, средняя – 60-80%, а низкая – все, что ниже 60%. Моторная плотность зависит от возраста детей, от подбора упражнений.

Вместе с тем величина МПЗ больше зависит от типа занятия. Естественно, что на занятиях ознакомления с новым материалом и его разучивания МПЗ будет невысокой. Однако это не может служить критерием плохой работы педагога. С другой стороны, если на занятии совершенствования изученного материала не продумана методика организации занятий и дети тратят много времени в ожидании возможности выполнить упражнение, то МПЗ должна быть одним из основных критериев методической грамотности педагога.

Что касается частоты сердечных сокращений.

Проверка величины нагрузок и приспособляемости организма к тем или иным упражнениям осуществляется путем подсчета пульса в процессе занятий и построения физиологической кривой занятия. Для этого подсчитывают пульс за 15 сдо начала занятий, в начале занятия и в конце каждой его части (вводной, основной, заключительной). На основании полученных данных чертят физиологическую кривую урока, по вертикали - реакцию сердечно-сосудистой системы на физическую нагрузку.

По данным Г. П. Юрко, при правильном распределении нагрузки в вводной части занятия пульс должен повыситься на 15-20 % от исходного, увеличение пульса после выполнения общеразвивающих упражнений может составлять 40% от исходного; выполнение основных движений и проведение подвижной игры должны приводить к увеличению пульса на 70-80% от исходного, а в заключительной части занятия оно увеличивается всего на 10-15% от исходного.

Спустя 3-4 мин после занятия пульс должен прийти к исходному уровню.

Примерный график пульсометрии