Cтраница 1
Общая социология, подобно общей биологии, осуществляет теоретический синтез и устанавливает наиболее общие законы. Эта структура, если вспомним, отражает общий замысел строения социологической науки, высказанный Контом, то есть можно наблюдать преемственность подходов, которая сохранялась длительное время во французской социологии.
Общая социология, подобно общей биологии, осуществляет теоретический синтез и устанавливает наиболее общие законы; это философская сторона науки.
Общая социология, таким образом, является наукой, которая находится на более высоком уровне абстракции, чем история. Она оперирует понятиями, а история занимается описанием фактов и событий, которые служат социологии для дальнейших абстракций и обобщений. Отношение же, сложившееся между ними, есть отношение взаимной связи и выгоды. Ибо если социология использует описание и объяснение конкретных общественных явлений, которые предоставляет ей история, для создания общих понятий, то история при исследовании конкретных общественных явлений исходит из знания, которое дает социология, т.е. из общих понятий, которые она вырабатывает. Кроме того, необходимо иметь в виду, что наряду с такой связью общей социологии и истории существует и тесная связь между социологией и экономической историей, которая специально изучает экономическую активность людей в истории человеческого общества.
В общей социологии это определяется как различие между идиографическим и номотетическим методами, раскрытое в работах В.
Так формируются общая социология, изучающая общество в его тотальности, и частные социологические дисциплины, которые изучают отдельные общественные явления. С появлением и конституированием отдельных отраслей социологии возникает и вопрос об определении их предметов и их отношении к общей социологии. На эти вопросы давались различные ответы в зависимости от того, как определялись предмет общей социологии и ее отношение к отдельным социологическим дисциплинам, а также в зависимости от того, как понималась общая социология: как исключительно теоретическая или же как теоретическая и эмпирическая наука.
С развитием общей социологии связано возникновение социологических учений о праве. По мнению С.А. Муромцева, правовые явления следует изучать не только догматически (обращая внимание лишь на писаное право, на предписания, содержащиеся в нормативных актах), но прежде всего социологически, изучая действие права в обществе, юридическую практику, правопорядок.
Отказ от общей социологии актуализирует вопрос понятийного аппарата, которым мы оперируем на эмпирическом уровне. В самой социологической теории возникает проблема соотношения реализма и номинализма, которая, конечно же, не может быть разрешена только на уровне эмпирического познания.
Относительно предмета общей социологии существовали и существуют различные мнения.
Определение предмета общей социологии не только показывает, чем она как наука отличается от остальных общественных наук, но и дает возможность более точно определить ее место в системе общественных наук, а также выяснить, насколько тесно она связана с отдельными из них.
Тогда как общую социологию мы определили как науку о наиболее общих закономерностях возникновения и развития человеческого общества как целостности общественных отношений, предметом политэкономии является только один вид общественных отношений, т.е. одна область общественной жизни. Энгельса, в самом широком смысле слова, есть наука о законах, которые господствуют в сфере производства и обмена материальных средств жизни в человеческом обществе. Многие экономисты определяют предмет политической экономии сходным образом. Согласно их пониманию, политэкономия - это наука, предметом которой является экономический базис общества как целостность, т.е. процесс воспроизводства, производство, распределение, обмен и потребление. Она исследует законы, которые управляют этой целостностью и определяют ее развитие. Предметом ее изучения являются структура экономической целостности и функциональная и каузальная связь между отдельными ее частями. Политическая экономия как наука, предмет которой можно определить подобным образом, возникла прежде социологии и стремилась установить закономерности, которым подчиняется хозяйственная жизнь.
Автор в учебнике Общая социология обобщает и сиссте-матизирует теоретический материал по проблемам курса, содержащийся в мировой литературе.
Таким образом, общая социология изучает общество, устанавливая при этом, чем является общество как совокупность общественных отношений в смысле его понятийного отличия от природы, каковы закономерности возникновения общества и человека, закономерности структуры и движения человеческого общества. Проще говоря, предметом изучения общей социологии является общество, его возникновение, структура и его движение.
Специализируется в области общей социологии и методологии науки; на формирование его мировоззрения оказали влияние инструментализм Дьюи и идей Манхейма. Между тем каждый из методов применим лишь на определ. Востоком и Западом чревата атомной войной. Для устранения этого конфликта необходимо прежде всего исследовать его с науч. Обнаружив противоположность этих позиций (вост.
Приведенные дефиниции предмета общей социологии позволяют четко очертить границы, в которых нам предстоит двигаться, стремясь дать более точное определение этого предмета. В то же время они указывают и на необходимость отметить, с каких позиций мы будем походить к такому определению. Именно поэтому, приступая к определению предмета общей социологии, подчеркнем, что мы исходим из трех моментов.
Итоги эксперимента͵ предпринятого Парсонсом, можно было предвидеть. Тем более что уже первые шаги в данном направлении вызвали резкую и нелицеприятную критику со стороны гарвардского коллеги Парсонса, русско-американского ученого П. Сорокина, непримиримого к чисто нормативной трактовке культуры. Желанная ʼʼзолотая серединаʼʼ между двумя подходами была найдена Парсонсом, как нетрудно догадаться, в ущерб версии ʼʼпониманияʼʼ*.
Несмотря на это, усилия преодолеть взаимную неприязнь ʼʼтеории системʼʼ, ᴛ.ᴇ. объясняющего, структурного подхода, и ʼʼтеории действияʼʼ, склонной к методологии ʼʼпониманияʼʼ, регулярно предпринимаются мировым социологическим сообществом. Начиная с 80-х гᴦ. созываются многочисленные симпозиумы и конференции по этой проблеме. Приобретают известность новые научные подходы: теория структурации Э. Гидденса, интеграции действия и теории систем Ю. Хабермаса, методологический индивидуализм Р. Бу-дона, многомерная социология Дж. Александера. Этот перечень достаточно внушителен, однако все упомянутые в нем социологические перспективы склонны решать проблему в инструментальном плане, соотнося человека и социальное пространство - самодостаточное, качественно нейтральное и вбирающее ценности не иначе как в виде норм и правил поведения. Не социальное становится ипостасью человеческого, а человек становится продуктом и характеристикой социального.
Долго копившееся несогласие с идеями Парсонса бурно изливается в 60-е гᴦ. потоками критики сразу с двух сторон. Представители леворадикального направления в социологии в лице неомарксистской франкфуртской школы (М. Хоркхаймер, Т, Адорно, Э. Фромм, Г. Маркузе и др.), с одной стороны, обвиняли Парсонса, а вместе с ним и всю академическую социологию в идеологизации науки. С другой стороны, они доказывали невозможность объективной науки и приверженность Парсонса ʼʼбуржуазному объективизмуʼʼ, ибо наука, по их мнению, вне ʼʼпринципа партийностиʼʼ существовать не может. Симпатии Парсонса к ʼʼклассическим канонамʼʼ социальной науки с их несомненностью и доказательностью полученного знания волновали франкфуртцев гораздо меньше.
В дискуссию с Парсонсом вступают и сторонники феноменологической социологии во главе с австро-американским социологом Альфредом Шюцем (1899-1959). Им было чуждо представление о человеке как о лишенном права грлоса, неспецифическом объекте исследования, так же как понимание социальной среды как незави-
* Интересно, что в современных американских социологических справочниках Парсонс все-таки причислен к прямым наследникам М. Вебера.
симой от человеческого сознания и опыта. Люди, по Шюцу, приходят не в застывший мир жестких форм, а в незавершенное творение, ежесекундно достраивая его своими поступками. Общество - это не совокупность наблюдаемых фактов, внешних форм жизни, а в первую очередь взаимно разделяемые и совместно творимые смыслы, или интерсубъективность*.
Сфера их обитания - ʼʼ.жизненный мирʼʼ повседневного, обыденного существования людей, наполненный здравым смыслом, ᴛ.ᴇ. дорефлексивным, очевидным знанием, не вызывающим у них ни малейшего сомнения, замешательства. Именно данный мир является основой всего остального, в т.ч. научного познания.
Неприятие структурно-функциональной методологии с ее безликим, четко организованным социальным пространством оказывается столь сильным, что оппоненты Парсонса задумываются, нельзя ли ʼʼвообще обойтись без требования научной объективности в социологической теории и в то же время не утратить границы, отделяющие социологическое исследование от пустопорожнего резонерстваʼʼ**. Стоит ли сосредоточиваться на поиске надежных и ʼʼстрогихʼʼ методов социологического исследования и заведомо недостижимого теоретического единообразия?
Где гарантии, что исследователь, принадлежащий к тому же обществу, что и люди, поведение которых он изучает, не искажает действительность самим фактом своего проникновения в нее, а тем более конкретными процедурами? В случае если Парсонс в принципе не задумывается над тем, как получено наше знание, а стало быть, насколько оно достоверно, то феноменологов эта проблема не оставляет безучастными.
Что же делать науке? Каким образом можно ʼʼохватить системой объективного знания структуры субъективных значенийʼʼ??** И что тогда означает научное познание!
Отвечая на обращенные к самому себе вопросы, Шюц беспощадно разрушает все иллюзии ʼʼтрадиционныхʼʼ социологических школ относительно неисчерпаемых возможностей науки и доступности социальной сферы. Ни прошлое, ни будущее состояния общества не бывают сколько-нибудь серьезно изучены, ибо мы никогда не сможем полностью перевоплотиться в наших предшественников или наследников, ᴛ.ᴇ. осмыслить происходящее так, как это может сделать переживший его человек. Остается настоящее,
* То есть то, что возникает между субъектами в процессе их взаимодействия. ** История теоретической социологии. В 5-ти т. Т. 1. От Платона до Канта - М., 1995, с. 20.
*** Schutz A. Collected Papers I: The Problem of Social Reality. - The Haque 1962. P. 35. "
Но и оно не всецело доступно. Мы не в состоянии проникнуть в сознание другого человека, его мысли и намерения." -у;.;
Что же остается? Область опосредованного опыта͵ анонимного общения (mitwelt), при котором люди воспринимают друг друга как социальные типы, лишенные биографии, непредсказуемости и свободы. Объективное знание, по Шюцу, ограничено ʼʼобобщенными типами субъективного опытаʼʼ*. Социолог вынужден игнорировать предельные глубины поведения в сознании человека и рассматривать социальные события и явления в их абстракции, за.лределами непосредственных контактов людей друг с другом.:>‣‣‣-1> <,t* *J
В письме к Парсонсу Шюц признается: ʼʼВсе науки о действии, таков мой тезис, могут достичь аналитической высоты, где они бы работали исключительно с объектами, созданными действиями и через действия их субъекта͵ не обращаясь к самому субъекту или его действиям или, другими словами, отбрасывая категории действия как таковыеʼʼ**.
Казалось бы, и Шюц, и Парсонс, несмотря на исходные непримиримые различия, в конце концов приходят к одному и тому же - наличию обезличенной социальной среды с ее анонимными силами и процессами. При этом есть маленький Нюанс. В гуманитарном знании в отличие от знания точного употребление одних и тех же понятий отнюдь не означает их одинаковое осмысление.
У Шюца налагаемые на человека культурные рамки, образцы верований и поведения (ᴛ.ᴇ. ʼʼтипификацииʼʼ) безупречны лишь в среде опосредованного опыта. При этом парадокс реальной жизни состоит по сути в том, что социальные предписания не столько ограничивают, сколько пробуждают человеческую свободу. Зная нормы и стандарты поведения в обществе, люди не тратят времени на детальное изучение ситуации, но могут, имея общее о ней представление, выказать немалую изобретательность и непринужденность. И если для Парсонса социальные институты - это объективная реальность, эмпирически явленный, непреложный факт, то для Шюца - это общезначимые представления о тех или иных сторонах общественной жизни, наше видение того, что неким образом существует. Оно не фатально.
Более того, любая неясность, проблема заставляют человека отступать от шаблонов и искать выход из создавшегося положения, проводя прямой, непосредственный эксперимент с социальной действительностью, покидая пределы, доступные социологу. Пос-
* Schutz A. The Phenomenology of the Social World. Evanston, III., 1932/1967. P. 181.
** Schutz to Parsons//The Theory of Social Action: the Correspondence of A. Schutz and T. Parsons/Ed. R. Grathoff. Bloomington, 1978. P. 100.
ледний видит лишь факт свершившегося, новый отработанный в опыте и соответствующий культурным предписаниям ʼʼрецептʼʼ, более не требующий проверок и ставший ʼʼочевидностьюʼʼ, органической частью нашего жизненного мира. По мнению Шюца, социолог обречен работать с гомункулами, а не с живыми людьми. Ведь как бы мы ни отстранялись от индивидуальных особенностей человеческого поведения, ʼʼпервое и оригинальное объективное решение проблемы в основном все-таки зависит от субъективного, подходящего к случаю знания индивидаʼʼ*.
Социологические зарисовки не чересчур сильно искажают нашу повседневную жизнь, вслед за М. Вебером утверждает Шюц. Люди привыкли действовать по ʼʼрецептамʼʼ здравого смысла и не склонны углубляться в собственные мысли и ощущения, не говоря уже о мыслях и чувствах других. Поверхностные, формальные взаимоотношения удобнее и безопаснее. То, что Парсонс принимает хладнокровно, с сознанием дела, Шюц переживает как крайне важно е, но от этого не менее печальное условие научного действа.
Пожалуй, чем далее, тем более социология характеризуется нюансами, полутонами, оттеняющими друг друга. Понятия ʼʼчуть большеʼʼ и ʼʼчуть меньшеʼʼ в теоретической социологии иллюзорны - любое ʼʼчуть-чутьʼʼ непременно оказывается зримым, весомым перемещением теории в совершенно другую плоскость, систему координат: чуть меньше осторожности, осмотрительности - и социолог начинает задыхаться под грузом собственных притязаний; чуть больше сомнений, колебаний в возможности изучения этого мира - и наука легко превращается в словесную живопись вне общезначимых понятий и научной логики. Такова природа социальной реальности, а значит, такова судьба социологии. Стремление социолога сформулировать общепризнанную теорию всегда будет опережать само человеческое творение, непрестанно обновляющийся, незавершенный мир социального.
Общая социология - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Общая социология" 2017, 2018.
Рассматриваются основные теоретические положения социологической науки и этапы ее развития. Раскрывается содержание учений об обществе, социальных институтах, личности, динамике социальных процессов. Анализируются специфика и структура социологического знания и социологического исследования.
Для студентов, обучающихся по специальности «Социология», и всех тех, кто интересуется проблемами современной социологии.
Перед Вами, читатель, третье издание учебника по общей социологии. Первое было опубликовано в 1997 г., второе - в 1999 г. Оба издания разошлись очень быстро. Между тем многие заявки па учебник оказались не удовлетворены и продолжают поступать. В 2000 г. был принят новый Государственный образовательный стандарт, в связи с чем появилась необходимость дополнить и исправить предыдущие издания книги.
Однако причины публикации нового издания выходят за пределы названных. За последние годы в мире произошли громадные изменения, которые наложили отпечаток как на жизнь человечества в целом, так и на процессы, происходящие в российском обществе. Борьба с международным терроризмом, резко активизировавшаяся после событий 11 сентября 2001 г. в Нью-Йорке - разрушение зданий Всемирного торгового центра, - последовавший вслед за ним разгром движения «Талибан» в Афганистане, война в Ираке, в которую оказались вовлечены прямо или косвенно десятки стран, усиливающиеся процессы глобализации, с одной стороны, антиглобалистской борьбы - с другой, быстрое распространение по планете эпидемии новой страшной болезни - атипичной пневмонии, угрожающей жизни и здоровью десятков тысяч жителей многих стран, - вот далеко не полный перечень чрезвычайных событий лишь последних полутора лет, которые требуют социологического осмысления.
СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие 5
Раздел I. Введение в социологию
Глава I. Общество - социология - личность
9
§ 1. Первый взгляд на социологию 9
§ 2. Функции социологии 12
§ 3. Приглашение в социологию 17
Вопросы и задания 23
Литература 24
Глава 2. Возникновение и развитие социологии в XIX - начале XX в
25
§ 1. Предпосылки возникновения социологии 25
§ 2. Позитивизм и натурализм в социологии 28
§ 3. К. Маркс и его роль в социологии 32
§ 4. Психологическое направление в социологии 35
§ 5. Классическая немецкая социология 39
§ 6. Социологическое творчество Э. Дюркгейма 44
§ 7. Предыстория эмпирической социологии 47
§ 8. Русская социологическая мысль 49
Вопросы и задания 52
Литература 52
Глава 3. Социология XX в.: эмпирия и теория
53
§ 1. Развитие эмпирической социологии на Западе в 1920-1930-х гг 53
§ 2. Теоретическая и эмпирическая социология в 1940-1960-х гг 56
§ 3. Развитие социологии на Западе в 1970- 1980-х гг 64
§ 4. Современные движения и теории в социологии 73
§ 5. Отечественная социология: от этапа к этапу 81
Вопросы и задания 87
Литература 87
Раздел II. Предмет социологии, социологическое знание и исследование
Глава 4. Объект и предмет социологии
91
§ 1. Объект социологии 91
§ 2. Предметные зоны социологии 94
§ 3. Социология и другие науки 102
Вопросы и задания 113
Литература 113
Глава 5. Специфика социологического знания
114
§ 1. Природа и характер социологического знания 114
§ 2. Социальный факт 117
§ 3. Знание как предмет социологии знания 121
Вопросы и задания 128
Литература 128
Глава 6. Структура социологического знания
129
§ 1. Подходы к с структуре и отрасли социологическою знания 129
§ 2. Уровни социологическою знания 152
§ 3. Ступени социологического знания i9
Вопросы и задания 142
Литература 143
Глава 7. Структура социологического исследования, ею этапы и элементы
144
§ 1 Виды социологического о исследования 145
§ 2 Программа социологического исследования
§ 3 Методически и раздел программы
§ 4 Обработка и обобщение социологической информации 160
Вопросы и задания 163
Литература 163
Глава 8. Методика и техника сбора социологической информации
164
§ 1 Изучение документов 164
§ 2 Социологическое наблюдение 167
§ 3 Опрос 168
§ 4 Классификация вопросов 173
§ 5 Изучение бюджета времени 176
§ 6 Качественные мет сады в социологии 178
Вопросы и задания 183
Литература 184
Раздел III. Общество и его структура
Глава 9. Социальная общность и ее виды
187
§ 1 Понятие социальной общности в зарубежной и отечественной социологии 187
§ 2 Факторы функционирования социальных общностей 192
§ 3 Виды социальных общностей 195
Вопросы и задания 201
Литература 201
Глава 10. Общество как социальная общность и социальная система
202
§ 1 Трактовка общества в истории социологии и современных социологических теориях
§ 2 Общество как социальная общность 208
§ 3 Общество как социальная система 214
Вопросы и задания 219
Литература 220
Глава 11. Общество и культура
221
Понятие культуры Культура как базис общества 221
§ 2 Элементы культуры 227
§ 3 Этноцентризм и культурный релятивизм 233
Вопросы и задания
Литература 236
Глава 12. Специфика современного российского общества как социальной общности и социальной системы
237
§ 1 Социальный кризис и его особенности в России 2-57
§ 2 Социологические аспекты реформирования российского общества 244
Вопросы и задания 253
Литература 253
Глава 13. Структура общества
§ 1 Морфология общества
§ 2 Основные концепции социальной структуры в западной социологии
§ 3 Концепции социальной структуры
Вопросы и задания
Литература
Глава 14. Социальная стратификация и социальная мобильность
§ 1 Понятие социальной стратификации
§ 2 Социальная стратификация российскою общества
§ 3 Социальная мобильность
Вопросы и задания
Литература
Глава 15. Социальные группы
§ 1 Проблема социальных групп
§ 2 Понятие и структура социальной группы
§ 3. Классификация социальных групп
Вопросы и задания
Литература
Глава 16. Социальные организации
§ 4 Социальная организация и управление
Вопросы и задания
Литература
Глава 17. Социальное управление
§ 1 Социальное управление как вид управления в обществе
§ 2 Система социальною управления
§ 3 Уровни и функции социального управления
§ 4 Социальное управление и социальная политика
Вопросы и задания Литература
Раздел IV. Социальные институты
Глава 18. Понятие и виды социальных институтов
§ 1 Понятие социального института
§ 2 Структура и функции социального института
§ 3 Классификация социальных институтов
Вопросы и задания
Литература
Глава 19. Социальные институты в сфере экономики
§ 1 Понятие экономического института
§ 2 Институт собственности
§ 3 Институт рынка
§ 4 Институт производства
Вопросы и задания
Литература
Глава 20. Социальные институты в сфере политики
§ 1 Понятие политического института
§ 2 Институт власти
§ 3 Институт государства
§ 4 Институт политических движении и партий
Вопросы и задания Литература
Глава 21. Социальные институты в социальной сфере
§ 1 Понятие института в социальной сфере
§ 2 Институт образования
§ 3 Институт семьи Вопросы и задания Литература
Глава 22. Социальные институты в духовной сфере
§ 1 Понятие института в духовной сфере
§ 2 Институт науки
§ 3 Институт религии
§ 4 Институт культуры Вопросы и задания Литература
Раздел V. Личность
Глава 23. Понятие личности и ее типология
§ 1 Личность как научная проблема
§ 2 Понятие личности в социологии
§ 3 Типология личности Вопросы и задания Литература
Глава 24. Социальные статусы и социальные роли
§ 1 Социальный статус его понятие и виды
§ 2 Понятие и структура социальной роли
§ 3 Ролевой конфликт и способы его преодоления
Вопросы и задания Литература
Глава 25. Структура личности
§ 1 Подходы к изучению структуры личности
§ 2 Внутриличностные механизмы
§ 3 Структура деятельности личности
Вопросы и задания Литература
Глава 26. Образ жизни личности
§ 1 Понятие образа жизни
§ 2 Структура образа жизни
§ 3 Жизненный путь личности
Вопросы и задания Литература
Глава 27. Социализация личности
§ 1 Понятие социализации, ее фазы и этапы
§ 2 Социальные факторы социализации
Вопросы и задания 508
Литература 509
Глава 28 Отклоняющееся поведение и социальный контроль
510
§ 1 Понятие отклоняющегося поведения 510
§ 2 Теории отклоняющегося доведения 513
§ 3 Типология отклоняющегося поведения 515
§ 4 Социальный контроль 520
Вопросы и задания 523
Литература 524
Раздел VI. Социальные изменения и процессы
Глава 29. Динамика социальных процессов
527
§ 1 Социальные изменения и социальные процессы 527
§ 2 Классификация социальных процессов 532
§ 3 Социальные процессы противоречия и конфликты 534
Вопросы и задания 539
Литература 539
Глава 30. Социальное поведение и общественные движения
540
§ 1 Социальное поведение и его типы 540
§ 2 Общественные движения и их исследования в социологии 543
Вопросы и задания 551
Литература 551
Глава 31. Социальные изменения, модернизация и постмодернизм
552
§ 1 Инновация как социальный процесс и источник социальных изменении 552
§ 2 Модернизация и постмодернизм в социологии 559
Вопросы и задания 568
Литература 568
Словарь основных понятии и терминов 569
Литература 579.
I. Первый отдел социологии составляет общее учение об обществе. Сюда войдет: определение общества или социального явления, описание его основных черт, анализ процесса взаимодействия, формулировка основных социальных законов; сюда же должны быть отнесены и история самой социологии, характеристика современных социологических направлений и учение о методах социологии.
II. Второй отдел социологии составляет социальная механика. Задачей этого отдела, наиболее важного из всех остальных, служит изучение закономерностей, проявляющихся в общественных явлениях. Как бы ни казалась пестрой и красочной общественная жизнь, как бы ни сильны были в нас предрассудки вроде свободной воли человека, каждый из вас обязан с этими предрассудками покончить; если бы действительно свобода воли человека существовала, и если бы ход общественных явлений зависел от этой, не связанной причинными отношениями свободной воли, то, конечно, никакая наука, изучающая общество, не могла бы существовать и ставить своей задачей изучение причинных отношений в мире социальных явлений. С другой стороны, опыт и факты показывают, что закону причинности подчинены и поступки людей, и общественная жизнь. Вот почему социальная механика как часть социологии ставит своей задачей: а) разложение сложных общественных явлений на простейшие элементы (подобно химии, разлагающей все сложные тела на ограниченное число элементов); б) изучение свойств этих элементов и тех эффектов, которые они вызывают в поведении людей и общественной жизни; в) идя этим путем, социальная механика в конечном итоге пытается понять весь механизм общественной жизни, раскрыть ее тайны, сделать непонятное понятным, сложное простым, случайное закономерным. Больше того, образно говоря, она хочет построить модель, которая была бы вполне похожей на общество и законы явлений которой объясняли бы и законы общественной жизни.
III. Третьим отделом социологии будет социальная генетика (от "генезис" - значит происхождение и развитие). Содержанием его явится: 1) учение о происхождении и развитии общества и общественных институтов: языка, семьи, религии, хозяйства, права, искусства и т. д.; 2) учение об основных исторических тенденциях, проявляющихся с поступательным ходом истории в развитии общества и общественных институтов.
Социальная механика исследует и формулирует законы статические, постоянно и во все времена проявляющиеся в общественной жизни; социальная генетика ставит своей задачей формулировку законов исторических, то есть постоянных линий направления, данных во времени и обнаруживающихся с ходом истории.
IV. Четвертым отделом социологии будет социальная политика. Этот отдел по своему характеру и целям является чисто практическим, прикладной дисциплиной. Его задачей служит формулировка рецептов, указание средств, пользуясь которыми можно и должно достигать цели улучшения общественной жизни и человека. Иначе социальную политику можно назвать социальной медициной или учением о счастье. Подобно тому как с ростом физико-химических и биологических наук появились чисто прикладные дисциплины (технология металлов, агрономия, медицина и т. д), которые теоретически данные этих наук обращают на служение человеческим целям, так и социальная политика, пользуясь данными теоретической социологии, может и должна использовать их для практического применения в сфере общественной жизни и целях ее улучшения, короче - в целях роста человеческого счастья, увеличения культурных ценностей и ускорения общечеловеческого прогресса. Таковы основные отделы социологии и задачи последних.
Как видим, эти задачи настолько велики и всеобъемлющи, что делают излишними всякие увещания о том, что нужно заниматься социологией, что эта дисциплина стоит того, чтобы поработать над ней, и т. п.
Очертивши кратко предмет социологии, задачи и основные отделы последней, теперь, прежде чем перейти к первому отделу - к общему учению об обществе, - в двух словах я коснусь: а) отношения социологии к другим научным дисциплинам, изучающим общественные явления, б) истории социологии как науки и в) основных направлений, существующих в социологии в настоящее время.
Если предметом изучения социологии является мир людей и высших животных, находящихся в процессе психического взаимодействия, то встает вопрос: каково же отношение социологии к другим социальным наукам? Общественные явления изучаются не только социологией, но и рядом других наук: теорией права, политической экономией, историей, психологией и т. д. Спрашивается поэтому: в каком отношении к этим наукам, изучающим тот же предмет, что и социология, стоит последняя?
Ответы, дававшиеся на этот вопрос, распадаются на три группы: одни ученые под социологией понимали совокупность всех социальных наук. В этом случае социология превращалась в простое название, обозначавшее все социальные науки, взятые вместе.Нет надобности доказывать, что в этом случае она становилась пустым местом и, конечно, нет и не может быть никаких оснований для этого пустого места выдумывать специальное название.
Другие социологи пытались выделить социологию из ряда других социальных наук по различию объектов, изучаемых первыми и второю. Так, например, Зиммель, немецкий социолог, считает, что социология, в отличие от других социальных наук, изучает формы общения, тогда как те изучают содержание социальных явлений (религию, право, хозяйство и т. д.). Нельзя признать удачной и эту попытку: во-первых, само различение формы и содержания очень неясно; во-вторых, если бы даже это различение и было правильно, то оно в лучшем случае дало бы почву для новой социальной науки и ничуть не уничтожило бы потребности в особой науке, роль которой сейчас играет социология.
В чем же дело? Дело в том, что социология, в противоположность специальным общественно-психологическим наукам, изучает не те или иные отдельные, специальные стороны или ряды общественных явлений, а изучает наиболее общие, родовые их свойства, как таковые не изучаемые ни одной из них. Политическая экономия изучает только хозяйственную жизнь общества, правовые дисциплины - только право, теория искусства - только явления искусства и т. д.; ни одна из этих дисциплин не изучает те общие свойства, которые имеются и в хозяйственных, и в правовых, и в художественных, и в религиозных явлениях как частных видах общественных явлений. Поскольку все они суть частные виды общественно-психологического бытия, у всех у них должны быть общие родовые черты и в жизни должны проявляться общие всем социальным явлениям закономерности. Вот эти-то наиболее общие свойства и закономерности, свойственные всем социальным явлениям и не изучаемые ни одной специальной наукой, и являются ближайшим объектом социологии. Следовательно, она - наука о родовых свойствах и основных закономерностях социально-психологических явлений.
В этом отношении социология находится в таком же положении по адресу специальных общественных наук, в каком общая биология находится по адресу специальных биологических дисциплин: по адресу зоологии, ботаники и т. д. Как общая биология служит основой для
Еще рефераты, курсовые, дипломные работы на эту тему:
Социология. Краткий курс. Краткий курс предмет и история социологии
Социология краткий курс.. ru http www litru ru bd b социология краткий курс ооо питер пресс санкт петербург..
Социология. Социология личности
Ответственный за разработку учебно методического комплекса модуля дисциплин магистр социальных наук ст преподаватель Аязбаева.. Казахский Гуманитарно юридический университет..
Общая социология
Ее зборовский.. общая социология.. допущено министерством образования Российской Федерации в качестве..
Социология. Социология в строительной и автодорожной сферах. Учебное пособие
Социология социология в строительной и автодорожной сферах учебное пособие.. к ф н сорокин геннадий вениаминович.. рецензент к ф н доцент кафедры философии и методологии науки факультета философии и культурологи..
Лекция первая. История социологии как область знания лекция вторая. Из каких идей родилась социология: интеллектуальные истоки новой науки лекция третья. Социология огюста конта лекции
Оглавление.. от автора.. лекция первая история социологии как область знания лекция вторая из каких идей родилась социология интеллектуальные истоки новой науки..
Программа курса общая социология
Программа курса общая социология автор кравченко а и доктор социологических наук профессор мгу им м в.. тема социальная стратификация.. теория стратификации п сорокина функциональная теория стратификации современное понимание стратификации основания..
Социология: Психология и социология личности
Хрестоматия часть вторая.. Магнитогорск Часть Психология и социология личности..
Социология образования методические указания к изучению дисциплины для студентов очной формы обучения по программе специалитета специальности «социология»
Утверждаю.. ректор университета..
Лекции история социологии как область знания. Из каких идей родилась социология: интеллектуальные истоки новой науки. социология огюста конта О границах социологии и ее истории
Оглавление.. От автора.. Лекция первая История социологии как область знания лекция вторая из каких идей родилась социология интеллектуальные истоки новой науки..
Общая терминология
Основные позы в классическом танце.. корпус ровный позвоночник находится в состоянии физиологического положения.. наклон назад корпус от талии отклонен назад наклон в сторону корпус от талии наклонен в сторону..