Общее между психикой и сознанием. Соотношение понятий "психика" и "сознание"

Сознание и психика

Сознание в отечественной психологии трактуется обычно как высший уровень психического отражения объективной реальности и саморегуляции. Сознание в таком виде, в котором оно имеется у человека, имеется только у него. Это не тавтология, а скорее констатация того, что в психическом развитии человек очень сильно обогнал других животных. Психика - способность, основывающаяся на работе центральной нервной системы, человека и животных сложным образом отражать и реагировать на меняющиеся условия окружающей среды. В чем же собственно различаются понятия "сознание" и "психика" кроме того, что сознанию присущ некий высший уровень?

Сознание выступает как непрерывно меняющаяся совокупность чувственных и умственных образов, непосредственно предстающих перед субъектом в его внутреннем мире. В эту совокупность входят образы и весьма наглядные, и смутные, и совсем нерефлексируемые. Сознание является интегрирующим процессом. Это место, в котором воедино сходятся визуальные образы, и звуковые, настоящие впечатления и воспоминания, схемы и идеи.

Однако похожая психическая деятельность по формированию и сопоставлению психических образов происходит и у животных, особенно таких как собаки, лошади, дельфины, обезьяны. Чем же психическое отражение объективного мира человеком отличается от аналогичных процессов у животных? Сознание, каким мы его только что описали, безусловно есть и у животных.

Важным отличием является не наличие процесса формирования психических образов на основе предметного восприятия объектов окружающей действительности, а специфические механизмы его протекания. Именно механизмы формирования психических образов и особенности оперирования ими обусловливают наличие у человека такого феномена, каким является сознание.

Сознание человека активно опирается на речь, и в этом его основное преимущество. Благодаря речи - внешней и внутренней - сознание становится способным на организацию очень сложной деятельности. Животные оперируют почти исключительно наглядным мышлением, благодаря речи человек способен к абстрактно-логическим размышлениям.

Сознание человека значительно более активно, чем сознание животного. Животное просто не способно составить жизненный план хотя бы на несколько лет вперед. Человек не только способен составить такой жизненный план для себя, но также может принять участие в составлении коллективного плана с другими людьми. До сих пор, разумеется, человеком двигают инстинкты и эмоции, которые являются проявлениями инстинктов, однако человек способен "жертвовать" текущими эмоциями ради успеха в будущем, ради абстрактных идей и ценностей.

Сознание человека в большей степени обладает свойством интенции (направленности). При восприятии окружающие объекты проходят сильную дифференциацию: некоторым уделяется максимум внимания, некоторые игнорируются. Человек может управлять своим вниманием на уровне понимания, осознавая важность того или иного объекта. Также он имеет способность непосредственно управлять собственным вниманием, направляя свой взор туда, куда надо.

Очень характерной особенностью сознания человека является наличие самосознания - способности к самонаблюдению, самопониманию (рефлексии). Наше самосознание весьма развито, благодаря нему мы не только саморефлексируем, но и отражаем сам факт наличия у нас самосознания. Самосознание важно, например, для понимания собственных возможностей, способностей, для управления собственным психическим состоянием. Самосознание позволяет человеку оперировать нравственными категориями, применять эти категории к себе самому, ругать себя или хвалить.

Самосознание делает возможным другую нашу способность - к критике. Критика - чуть ли не самый главный инструмент нашего разума. Она позволяет отделить истину от лжи, очевидное от неочевидного, доказанное от сомнительного, хорошее от плохого, красивое от некрасивого и т.д. Самосознание вырабатывает у нас привычку сомневаться. И эта привычка срабатывает не только тогда, когда нам сообщают нечто фантастическое, но и, например, когда нам говорят совершенно убедительно. Благодаря самосознанию мы знаем, что нас часто обманывали в совершенно уверенных интонациях. Самосознание предоставляет и другие механизмы для "тонкой адаптации" к окружающему миру.

У любого человека имеется картина (модель) мира. У одних она более научная и менее противоречивая, у других наоборот. Тем не менее эта картина мира должна обладать целостностью. Наше сознание во многом занято именно тем, что формирует эту целостную картину мира, сопоставляя разные факты и явления, моделируя возможные события, причинно-следственные связи.

Если сознание так много может и умеет, можно ли было бы вообще отказаться от термина "психика"? Нет. Дело в том, что психику можно рассматривать как содержательное наполнение высшей нервной деятельности человека. Можно провести аналогию (довольно грубую): нервная система это компьютер, психика это операционная система и программы. Но деятельность центральной нервной системы так сложна, и информации обрабатывается так много, что сознание можно рассматривать лишь как верхушку айсберга психики. Подавляющее большинство информации не доходит до сознания, а если и доходит, то уже в обобщенном виде. Слуховой анализатор обрабатывает многие тысячи "килобайт" поступившей информации - сознанию достается лишь "сообщение" вроде такой: "поющий низкий женский голос".

Бессознательное имеет огромное значение в работе психики. Благодаря бессознательным механизмам мы, например, строим свои движения. Маленький ребенок даже и не слышал такого слова "инерция", однако умело использует ее в своих движениях. Большинство людей очень слабо представляет то, как устроено цветовое зрение, однако прекрасно различают цвета. То же можно сказать и про инстинкты: даже в науке найдены далеко не все инстинкты, двигающие нами, но они продолжают управлять нашим поведением, невзирая на наши знания.

Психическая деятельность включает в себя огромное количество процессов. Часть этих процессов элементарные, часть - очень сложные, включающие в себя подпроцессы. К числу таких самых сложных процессов относится и сознание. Сознание можно считать высшим психическим процессом, так как оно интегрирует в себя все другие сложные процессы, такие как память, внимание, речь и др.

Интересно, что благодаря клиническим исследованиям мы теперь знаем, что сознательная деятельность и осознанное поведение человека в значительной степени определяется переднелобными и теменными полями коры головного мозга. При поражении переднелобных полей человек теряет способность сознательно и разумно управлять своей деятельностью в целом, подчинять спои действия более отдаленным мотивам и целям. То есть теряется способность к целеполаганию. Человек продолжает действовать, но или по привычке, или под воздействием наглядных стимулов. Поражение теменных полей приводит к утрате представлений о временных и пространственных отношениях. Утрачиваются также логические связи.

Психику имеют как люди, так и животные. Сознание же возникла на определенном историческом этапе становления психики человека и является результатом и продуктом его трудовой деятельности.

Сознание, как и психика, является одним из самых сложных и в то же время загадочных проявлений мозга.

Слово "сознание" достаточно широко используется в повседневной речи и научной литературе. Однако нс существует единого понимания того, что оно означает. Действительно, этим термином обозначаются два понятия, различные по содержанию. В более элементарном значении - это просто бодрствование с возможностью контакта с внешним миром и адекватной реакцией на происходящие события, то есть то, что утрачивается во время сна и нарушается при некоторых болезнях.

Однако в научной литературе, особенно по философии и психологии, под словом "сознание" понимается высшее проявление психики, связанное с абстракцией, отделением себя от окружающей среды и социальных контактов с другими людьми. В этом значении термин "сознание" применяется обычно только к человеку (Ю. И. Алексин дров. 1997).

При всем различии обоих этих значений слова "сознание" их соединяет мир субъективных, т. е. переживаемых внутри себя ощущений, мыслей и чувств, что творят духовный мир человека, его внутреннюю жизнь. Общность двух указанных значений слова "сознание" основывается на факте, что следует из ответа научного познания: сложное, как правило, нс возникает из ничего, а происходит в результате эволюции от своего более простого предшественника (в данном случае сознание имеет в своей основе также более простые психические проявления, такие как чувство и эмоции).

Говоря о мозговых основах психики и сознания, необходимо отметить, что изолированной группы нейронов, которые представляют собой "центр сознания", нет. Однако после появления методов "изображения живого мозга", таких как позитронно-эмиссионная томография, функциональный магнитный резонанс, компьютерная ЭЭГ и т. п, появились некоторые концепции мозговой организации субъективно переживаемых феноменов. Это концепции "светлого пятна" или "прожектора". Вторая занимает промежуточное положение, претендуя на объяснение как простых, так и сложных феноменов с помощью повторного входа возбуждения в "светлое пятно", механизм кольцевого движения возбуждения и информационного синтеза. Третья ориентирована на объяснение мозговой основы сознания как высшей формы психического, ее интегрирующей роли благодаря связи с языком.

Вопрос о функциональный смысл субъективных переживаний, их роль в поведении является одной из важнейших проблем науки о мозге. Представляя собой результат синтеза информации, психические феномены содержат интегрирующих ее оценку, способствуя тем наиболее эффективному нахождению поведенческого акта и выбора решения.

Сознание - высший уровень психического отражения действительности и взаимодействия человека с окружающим миром, что характеризует ее духовную активность в конкретных исторических условиях. В ее развитии ведущую роль играет образ жизни, неодинаков в условиях каждой из общественно-экономических формаций. Поскольку сознание является общественным продуктом, то она, естественно, приобретает новых свойств в зависимости от специфики общественных условий жизни людей, изменяясь вслед за развитием экономических отношений и тому подобное. Так, в эпоху первобытного строя сознание людей определялась теми отношениями, которые возникли на основе общественной собственности. Потом она изменилась под влиянием частной собственности на средства производства и разделения общества на группы, классы.

Четкая связь зависимости сознания от мозга (как материального субстрата психики) и психики показывают факторы эволюционного развития человека. Прежде всего следует обратить внимание на то, что возникновение сознания у человека, появление речи и возможности трудиться были подготовлены эволюцией человека как биологического вида. Прямохождение освободило передние конечности от функции ходьбы и способствовало развитию их специализации, связанной с хватанням предметов, их задержанием и манипулированием ими, что в целом способствовало созданию для человека возможности трудиться. Одновременно с этим происходило развитие органов чувств. У человека зрение стало доминирующим источником получения информации об окружающем мире.

Вообще развитие органов чувств не могло возникнуть изолированно от развития нервной системы в целом, поскольку с появлением человека как биологического вида отмечаются существенные изменения в строении нервной системы, и прежде всего головного мозга. Так, объем головного мозга человека превышает объем мозга его ближайшего предшественника - человекообразной обезьяны - более чем в два раза. Если у человекообразной обезьяны средний объем мозга равен 600 см3 то у человека он составляет 3 400 см. Еще в большей пропорции увеличивается площадь поверхности больших полушарий, так как количество извилин коры головного мозга и их глубина у человека значительно больше.

Однако с появлением человека возникает не только физическое увеличение объема головного мозга и площади коры. Возникают существенные структурные и функциональные перестройки мозга. Например, у человека, по сравнению с людиноподібною обезьяной уменьшилась в процентном соотношении плоскость проекционных полей, связанных с элементарными чувствительными и двигательными функциями, и увеличилось процентное содержание интегративных полей, связанных с высшими психическими функциями.

Такое резкое разрастание коры головного мозга, ее структурная эволюция прежде всего связаны с тем, что ряд элементарных функций, которые у животных полностью осуществляются самыми низкими отделами мозга, у человека уже требуют участия коры. Возникает дальнейшая кортикалізація управления поведением, большая подчиненность элементарных процессов в коре по сравнению с тем, что наблюдается у животных. Можно предположить, что эволюция коры головного мозга в процессе филогенеза человека, наряду с ее социально-историческим развитием, обусловила возможность появления высшей формы развития психики-сознания.

Сегодня благодаря клиническим опытам мы знаем, что сознательная деятельность и осознанное поведение человека в значительной степени определяются передньолобовими и теменными полями коры головного мозга. Так, при поражении передньолобових полей человек теряет способность сознательно и разумно управлять своей деятельностью в целом, подвергать свои действия более отдаленным мотивам и целям. В то же время поражение теменных полей приводит к утрате представлений о временных и пространственных отношениях, а также логических связей. Интересен тот факт, что лобные и теменные поля у человека по сравнению с человекообразными обезьянами развиты в наибольшей степени. Если лобные поля у обезьяны занимают около 15 % площади коры головного мозга, то у человека они занимают 30 %. Кроме того, передньолобові и нижньотім"яні участки коры у человека имеют некоторые нервные центры, отсутствующие у животных.

Следует также отметить, что на характере структурных изменений головного мозга человека отразились результаты эволюции двигательных органов. Каждая группа мышц тесно связана с соответствующими двигательными полями коры головного мозга. У человека двигательные поля, связанные с той или иной группой мышц, имеют разную площадь, размер которой напрямую зависит от степени развития той или иной группы мышц. При анализе соотношений размеров площади двигательных полей обращает на себя внимание то, насколько велика по отношению к другим полям площадь двигательного поля, связанного с кистями рук. Кисти рук человека имеют наибольшее развитие среди органов движения и наиболее связаны с деятельностью коры головного мозга. Необходимо подчеркнуть, что подобный феномен встречается только у человека (рис. 1.13).

Рис. 1.13. в

Сознание масс и свою структуру. По мнению академика А. В. Петровского, она содержит в себе совокупность знаний о мире; различие субъекта и объекта; отношение личности к объективной действительности, к другим людям, к себе; возможность целенаправленной деятельности.

Сознание тесно связано с речью и без нее в своей высшей форме не существует. Одной из характеристик сознания является способность к коммуникации, т. е. передаче другим людям того, что создает данный человек с помощью языка и других знаковых систем. Обмениваясь друг с другом разнообразной информацией, люди выделяют в ней главное. Так происходит абстрагирование, т. е. отвлечение от всего второстепенной и сосредоточение сознания на самом существенном. Вкладываясь в лексике, семантике в понятной форме, это главное впоследствии становится достоянием индивидуального сознания человека по мере того, как он усваивает язык и учится пользоваться ею как средством общения и мышления.

Лекция 6. Психика и сознание человека

Сознание является высшим уровнем отражения человеком дей­ствительности, благодаря чему достигается познание и преоб­разование окружающего мира, в случае если психику рассматривают с ма­териалистических позиций, и собственно человеческой формой пси­хического начала бытия, в случае если психику трактуют с идеалистической позиции.

В истории психологии проблема сознания является трудней­шей и наименее разработанной.

Независимо от того, каких мировоззренческих позиций при­держивались исследователи сознания, с ним неизбежно связы­вали так называемую рефлексивную способность, ᴛ.ᴇ. готовность сознания к познанию других психических явлений и самого себя. Наличие у человека такой способности является основа­нием для существования и развития психологии, ибо без нее психические явления были бы закрыты для познания. Без реф­лексии человек не мог бы иметь представление о том, что у него есть психика.

Психологическая характеристика сознания включает:

Ощущение себя познающим субъектом;

Способность мысленно представлять существующую и вооб­ражаемую действительность;

Способность контролировать собственные психические и поведенческие состояния и управлять ими;

Способность воспринимать окружающую действительность в форме образов.

Сознание тесно связано с волевым контролем со стороны чело­века его собственных состояний психики и поведения. Сознание отличается от бессознательного тем, что человек произвольно, ᴛ.ᴇ. при помощи волевого усилия, сознательно сосредоточивает свое внимание на мысленном представлении, какой-либо идее, воспо­минании, определœенном течении мыслей, отвлекается от несуще­ственного в данный момент.

Сознание связано с речью и без нее в высших своих формах не существует; Осознание чего-либо возможно только при его словес­но-понятийной означенности, наделœенности определœенным смыс­лом, связанным с человеческой культурой. Слова-понятия содержат в себе указания на общие и отличительные свойства отражаемого в сознании класса предметов. В сознании отражаются не всœе и не слу­чайные, а только основные, главные, сущностные характеристики предметов и явлений, ᴛ.ᴇ. то, что присуще именно ими отличает их от других, внешне похожих на них предметов и явлений.

Важнейшая характеристика сознания - его способность к ком­муникации, ᴛ.ᴇ. передаче другим людям того, что осознает данный человек с помощью языка и других знаковых систем.

Сознание структурировано и включает в себя несколько слоев. В работах ведущего отечественного психолога В.П. Зинченко вы­делялись два уровня сознания: бытийное и рефлексивное.

Первый исходный уровень - бытийное сознание (сыознание для бытия), или экзистенциальное, - включает в себя:

Биодинамические свойства движений, опыт действий;

Чувственные образы.

На бытийном уровне сознания решаются очень сложные зада­чи, поскольку для эффективного поведения необходима актуали­зация нужного в данный момент образа и нужной программы дви­жений. Образ действия должен вписываться в образ мира, что и обеспечивает бытийный слой сознания.

Второй уровень сознания - рефлексивное (сознание для созна­ния) - включает в себя:

Значение;

Значение - содержание общественного сознания, усваиваемое человеком.

Смысл - субъективное понимание человеком ситуации, инфор­мации и отношение к ним.

Смысл и значение взаимосвязаны: смысл указывает на значе­ние того или иного предмета͵ явления для личности. Происходят процессы взаимной трансформаций значений и смыслов (осмыс­ление значений и означение смыслов).

Рассмотрим эту схему с точки зрения целостности сознания.

Мир предметно-практической деятельности соотносится с биодинамической тканью движения и действия бытийного уровня со­знания.

Мир представлений, воображений, культурных символов и зна­ков соотносится с чувственной тканью бытийного слоя сознания.

Мир идей, понятий, житейских и научных знаний соотносит­ся со значениями рефлексивного уровня сознания.

Мир человеческих ценностей, переживаний, эмоций соотно­сится со смыслами рефлексивного уровня сознания.

Сознание проявляется и присутствует во всœех этих мирах. Оно управляет самыми сложными формами поведения, требующими от человека постоянного внимания и сознательного контроля, и включается в действие в тех случаях, когда: возникают неожиданные, интеллектуально сложные пробле­мы, не имеющие очевидного решения; требуется преодолеть физическое или психологическое со­противление на пути движения мысли или телœесного органа; нужно осознать конфликтную ситуацию и найти из нее выход; человек оказывается в ситуации, содержащей потенциаль­ную угрозу для него в случае непринятия немедленных дей­ствий.

Подобного рода ситуации возникают перед людьми практиче­ски непрерывно, в связи с этим сознание как высший уровень психи­ческой регуляции поведения постоянно функционирует.

В последних работах В.П. Зинченко, наряду с другими психо­логами, признает ограниченность любой модели сознания, в ко­торой не представлен его духовный слой: ʼʼВ своих ранних рабо­тах по структуре сознания я развивал двухслойную модель. Теперь я убежден в ее недостаточности. Духовный слой сознания в чело­веческой жизни играет не меньшую роль, чем бытийный и реф­лексивный слоиʼʼ. Наличие духовного слоя для психологов в на­стоящее время становится очевидным. Более того, духовный слой в структуре целого сознания должен играть ведущую роль, одушев­лять и воодушевлять бытийный и рефлексивный слои. При этом в рамках материалистически ориентированной психологии отсут­ствуют понятия для выражения духовных компонентов сознания. В современной научной психологии, в отличие от христианской, еще чересчур мало опыта обсуждения проблем сознания на базе трехслойной модели и требуется немалая концептуальная работа для того, чтобы без противоречий ʼʼвписатьʼʼ духовный слой в струк­туру сознания.

Лекция 6. Психика и сознание человека - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Лекция 6. Психика и сознание человека" 2017, 2018.

Психика человека — это системное качество, которое реализуется через многоуровневые системы головного мозга. Психика не дается человеку от рождения и не развивается сама по себе, она формируется в процессе общения и взаимодействия ребенка с другими людьми. Специфические человеческие качества формируются у человека только в процессе усвоения культуры предшествующих поколений.

Функции психики

Основными функциями психики являются отражение и регулирование. Они непросто взаимосвязаны между собой, а обуславливают друг друга. Так отражение регулируется, а процесс регулирования основан на информации, которая получается в процессе отражения.

Функции отражения и регулирования обеспечивают выживание организма в существующем мире. Поведение регулируется на основе отражения событий окружающего мира.

Психическое отражение нельзя сравнивать с зеркальным (механическим) отражением. Психическое отражение действительности всегда подвергает обработке поступающую информацию. Другими словами, психическое отражение является активным, так как связано с какой-то необходимостью и потребностями. Психическое отражение всегда субъективно, то есть принадлежит какому-либо субъекту. Психическое отражение действительности является преобразующим.

Формула психического отражения:

Таким образом, очевидно, что реальный мир не равен психическому отражению. В свою очередь, психическое отражение имеет ряд особенностей:

  1. Дает возможность правильно воспринимать окружающую действительность (без искажений).
  2. Психический образ совершенствуется и углубляется в результате активной психической деятельности человека.
  3. Отражение обеспечивает выбор поведения и деятельности.
  4. Отражение носит индивидуальный характер, так как преломляется через индивидуальные особенности человека.
  5. Отражение носит опережающий характер.

Объективная реальность существует вокруг нас независимо от человека или другого живого существа. Но как только она отражается нашей психикой, так сразу превращается в субъективную реальность, так как отражается конкретным субъектом. Мы уже говорили, что отражение является правильным, но немеханическим.

Дело в nом что одну и ту же информацию люди воспринимают совершенно по-своему. Причем на ракурс (особенности) восприятия влияют психические процессы и способность к эмоциям. Классический вариант различий в восприятии в примере со стаканом воды, который либо наполовину пуст, либо наполовину полон. В отражение вмешивается эмоциональная оценка, то есть отражение происходит через эмоции и чувства.

Другим примером субъективного восприятия может быть восприятие осенней природы: разные люди видят пейзаж в разных оттенках. Одни называют основным цветом зеленый, другие – желтый третьи – коричневый. Даже один и тот же человек может отражать одну и ту же картину мира по-разному, в зависимости от условий: состояние здоровья, общее настроение и т.д. Также погоду по-разному воспринимает человек при условии наличия или отсутствия теплой одежды.

Внешний мир можно воспринимать по-разному:

  • репродуктивно (как факт), основываясь только на ощущениях;
  • созидательно, включая процессы мышления и воображения (додумывая ситуации, наделяя окружающее воображаемыми деталями).

Иногда один из видов восприятия вытесняет другой, и в жизни можно столкнуться с людьми весьма «приземленными» (реалистами) или теми, кто живет практически в придуманном мире. В норме человек владеет обоими способами восприятия действительности, сочетая или чередуя их. Высшим уровнем психического отражение является сознание.

Сознание можно представить как совокупность чувственных и умственных образов, предстоящих во внутреннем опыте субъекта. Суть понятия «сознание» в сочетании слогов: «со-знание», что означает знание о самом себе, понимание себя.

Казалось бы, что может быть проще, чем понимание себя, но, по сути, это отражение внутренних образов. Человек отличается от животных тем, что он не просто живет инстинктами, он осознает себя как личность со всеми потребностями и желаниями. Мы не только испытываем боль, но и оцениваем высшие чувства, такие как любовь, дружба, патриотизм и мн. др.

Сознание любого индивида уникально. Оно обуславливается внешними факторами и внутренними составляющими. Другими словами, сознание не только отражает окружающее и собственные внутренние составляющие, но и отражает отражение окружающего другими субъектами.

Это сложное понятие можно проиллюстрировать примером: человек, находясь среди других людей, отражает:

  • окружающую действительность: природу, здания, погодные условия, время суток и т. д.;
  • других людей: их внешний вид, поведение, речь и т. д.;
  • самого себя, свои ощущения и состояние;
  • восприятие окружающими людьми пространства: что им нравится, как они реагируют на погоду и др.;
  • восприятие окружающими людьми самого человека: ощущение приветливости, негатива или пренебрежения по отношению к себе.

Все это проходит через сознание человека, обогащая его внутренний опыт, обрастая отношениями и оценочными суждениями. Это происходит благодаря взаимодействию высших психических функций (память, мышление, восприятие и т.д.), которые в общем-то и образуют сознание.

13. Понятие о психике и сознании

Психика - это свойство животных и человека отра­жать объективный мир в его связях и отношениях.

Психическое отражение - это активное отражение мира в связи с какими-то потребностями. Это субъективное, избирательное отражение. При этом существующая незави­симо от человека объективная реальность преобразуется в субъективную психическую реальность, преломляясь через индивидуальность субъекта в процессе его поведения и деятельности.

Психика человека состоит из трех групп психических явлений:

Психические процессы (познавательные, эмоциональ­ные, волевые, мотивационные и другие);

Психические состояния (творческий подъем, усталость, радость, сон, стресс и т.д.);

Психические свойства человека (темперамент, способ­ности, характер, направленность личности);

Психическая деятельность зависит от особенностей че­ловеческого организма и функционирования коры го­ловного мозга, в которой выделяют:

Сенсорные зоны (принимают и обрабатывают инфор­мацию от органов чувств и рецепторов);

Моторные зоны (управляют скелетной мускулатурой тела и движениями, действиями человека);

Ассоциативные зоны (служат для переработки инфор­мации).

В психологии существуют и другие представления о струк­туре психики. Например, австрийский психиатр и психолог 3. Фрейд в психике человека выделял три уровня: бессозна­тельное, предсознательное и сознательное.

Главное отличие психики человека от психики живот­ных - это наличие сознания, особенно самосознания.

Сознание - это высший уровень психического отраже­ния действительности человеком. Сознание определяет предварительное, мысленное построение действий, пре-дусмотрение их последствий, контроль и управление по­ведением человека, его способность отдавать себе отчет в том, что происходит в окружающем мире и в нем самом. Самосознание - неотъемлемый признак сознания, оценка человеком самого себя как личности.

Исторически сознание возникло вместе с мышлением и речью в процессе деятельности и общения людей. Соз­нание ребенка также развивается в процессе взаимодей­ствия с людьми. Человек может терять сознание во время сна, обморока, шока, под влиянием наркоза, хотя пси­хика при этом и продолжает функционировать.

Формы сознания: индивидуальное, групповое и обще­ственное. Первые два изучаются психологией, третье - общественными науками.

Структуру сознания можно рассматривать в плане раз­личных аспектов отношения человека к миру. Как следует из самой этимологии слова «сознание», его ядром является знание, а также формы его проявления и преобразования (ощущение, восприятие, представление, понятие, сужде­ние, умозаключение). Различные формы знания составля­ют весьма существенную часть содержания сознания, но не исчерпывают его полностью. Не менее важным компонен­том сознания являются эмоциональные переживания, а также воля, выражающаяся в целенаправленности дейст­вий человека.


1.4. Деятельность и поведение человека

Деятельность - это активное взаимодействие субъек­та с окружающим миром, направленное на производст­во определенных продуктов материальной или духовной культуры. Психологическая структура деятельности такова: цель -» мотив ^способ -> результат.

Мотив - это то, ради чего осуществляется деятель­ность. Мотив - это внутренний побудитель человека к активной деятельности, связанный с удовлетворением его потребностей.

Основные виды деятельности: общение, игра, учение, труд.

Всякая деятельность состоит из действий и поступков.

Действие - это элементарная часть деятельности, в которой достигается ближайшая цель, не разлагаемая на более простые. Действия могут осуществляться различ­ными способами, которые называются операциями.

Поступки - это действия, которые связаны с нравст­венными принципами, с моралью. Например, действия по защите оскорбляемого хулиганом невинного человека или бескорыстное возвращение законному владельцу найденного бумажника с деньгами.

В зависимости от степени осознанности действий и по­ступков выделяют следующие компоненты деятельности:

Умения - в целом представляют собой сознательно контролируемые части деятельности, хотя и включают в себя автоматически выполняемые части - навыки.

Навыки - это автоматизированные компоненты уме­ний, реализуемые на уровне бессознательного контроля.

Привычки - в отличие от навыков могут контролиро­ваться сознательно, но в отличие от умений не всегда явля­ются разумными и полезными. Например, дурные привыч­ки: курение, сквернословие и др.

Деятельность является одним из проявлений поведе­ния человека. Поведение, следовательно, более широкое понятие. Животные тоже обладают поведением, но не дея­тельностью, которая отличается целенаправленностью и осознанностью совершаемых действий.

1.5. Биологическое и социальное в человеке

Человек - это особое существо. С одной стороны, он обладает биологическим началом, относится к высшим млекопитающим. С другой - это существо социальное, поскольку общественные отношения изменили как его телесную организацию, так и сам характер существова­ния. А многие психологи уточняют, что человек - это существо биопсихосоциальное.

Диалектика взаимосвязей биологического и психиче­ского, психического и социального до сих пор представ­ляет для науки серьезную проблему.

Говоря о процессе развития человека в соответствии с генетическим кодом, психологи пользуются термином «со­зревание». При этом они спорят о том, в какой степени поведение человека определяется созреванием, а в какой - социальным научением.

Природные (биологические) особенности человека вы­ступают только в качестве предпосылок, необходимых условий психического развития. Например, свойства нерв­ной системы лежат в основе темперамента, а задатки ~ в основе способностей.

Установлено, что во многом именно генами опреде­ляется множество психологических характеристик чело­века (активность и пассивность, мнительность и тревожность, самостоятельность и зависимость, альтруизм и эгоизм, интеллект, агрессивность, сексуальность и т.д.). Однако, биологические особенности сами по себе еще не определяют личностные качества человека (способно­сти, характер, убеждения и т.п.). При формировании личности человека исключительно велика роль социаль­ной среды, социального опыта, в том числе и воспита­ния в широком смысле этого слова.


Тема 2. Психические процессы