Общее заключение по работе. План написания заключения

Заключение наряду с введением также является важнейшей частью работы. В нем следует на 1~5 страницах (в зависимости от типа работы) изложить основные выводы.

В заключении излагаются следующие аспекты:

  • - выводы, сделанные автором работы по исследованию теоретической части работы;
  • - итоги анализа предмета исследования;
  • - рекомендации по совершенствованию предмета исследования.

Хорошо, если заключение к дипломной работе будет начинаться с небольшого вступления по теме работы. Выводы в заключении должны быть краткими, лаконичными, но обобщающими суть проанализированного вопроса. Копирование частей текста из введения или основной части работы в заключение не допускается.

Часто преподаватели просят написать заключение в соответствии с поставленными задачами. Тогда в заключении будет хорошо смотреться фраза: "В процессе выполнения работы ее цель была достигнута, а задачи решены. В работе были проанализированы основные источники по теме исследования... В дипломной работе были раскрыты основные положения теории на примере.

Заключение может быть создано в виде сплошного текста или нумерованным списком. Во втором случае, как правило, пишут:" В результате проделанной работы были сделаны следующие выводы". А далее следует нумерованный список.

В заключении допускается осуществить краткий пересказ работы. При пересказе содержания работы могут применяться следующие фразы.

первой главе работы были проанализированы теоретические вопросы исследования...".

"Во второй главе данной работы были рассмотрены основные направления работы предприятия,

третьей главе данной дипломной работы были описаны мероприятия по совершенствованию..."

Если во введении была поставлена гипотеза, то в заключении необходимо обязательно указать подтвердилась она или была опровергнута. Например: "В результате проделанной работы гипотеза подтвердилась, в итоге осуществленного экспериментального исследования было установлено, что у детей с общим нарушением речи наблюдаются сложности в составлении связного текста".

Закончить заключение лучше общим выводом по теме работы, а также перспективами применения разработанных рекомендаций в других условиях или на других предметах исследования.

Например: "Проведенное исследование позволило разработать следующие проектно-практические рекомендации и оценить возможность их внедрения:

  • 1. Первое направление предложенных рекомендаций связано с преодолением текучести кадров путем предоставления особых условий труда для работников в сравнении с другими фирмами Санкт-Петербурга за счет предоставления дополнительных дней отпуска, премирования.
  • 2. Второе направление связано со снижением значительной нагрузки на персонал в напряженные дни за счет привлечения дополнительного персонала и добавочных денежных выплат.
  • 3. Третье направление повышения эффективности системы мотивации связано с развитием нематериального стимулирования персонала. Здесь возможно внедрение различных бонусов, грамот, устных благодарностей.

В работе также хорошо будет смотреться выделение перспектив исследования темы работы. Например: "Перспективы исследования данной темы состоят в необходимости исследования методов мотивации персонала, особенностей оптимизации затрат на мотивацию. При этом всегда следует помнить, что мотивированный работник лучше использует свои способности, новые возможности технические средства, что приводит к получению желаемого результата и более эффективной работе всей организации".

Полный вариант написания заключения к дипломной работе приведен в приложении.

Таким образом, заключение выступает обобщением итогов работы, ее результатов.

Реферат — проверка знаний, поэтому при его создании приходится стараться сделать все максимально правильно. Один из обязательных элементов – написать заключение в реферате . По сути, это отчет, поэтому особое внимание обратите на , соответствие стандартам и правилам. Заключение в реферате – завершающий этап работы над основным разделом. Если оно сильное, то может спасти даже посредственное изложение темы. Грамотные выводы позволят избежать вопросов от преподавателя.

Заключение в реферате – это раздел, составляющий 5-10% от общего объема. Цель написания заключения – систематизировать знания, подвести итоги, выделить утверждения, обозначить достигнутое. Проверяющий должен понять, какие проблемы были рассмотрены, возможно ли их практическое использование.

Заключение реферата:

  • анализирует и структурирует содержание;
  • определяет главное;
  • отвечает на основной вопрос;
  • подытоживает теоретическую и практическую часть;
  • создает положительное впечатление о материале.

Цель заключения реферата – подчеркнуть значимость работы, обратить внимание на самое важное. В этом разделе кратко описывается вся работа, методы достижение цели, результаты, характеристики проблемы, рекомендации автора. Самое главное – написать в заключении гармоничные выводы к каждому параграфу реферата.

Как сделать выводы в реферате

Хотя по ГОСТ выводы в конце глав не обязательны, они повышают качество материала, так как систематизируют содержание. Это отношение автора, мнение об изложенной информации, новый взгляд на нее. Выводы связаны с задачами и целями, поставленными во введении реферата.

Написать выводы в реферате – не значит переписать другими словами информацию, изложенную в работе. Это систематизация изученного материала с целью создания собственной точки зрения на проблему исследования. Новизна не нужна, но требуется мнение автора. С точки зрения синтаксиса это логические суждения, состоящие из ранее высказанных и доказанных тезисов, обоснованных друг другом. Это не значит, что обоснование создано автором. Оно является выводом авторов, работы которых использованы в материале.

Итоги подчинены законам логики. Они основаны на конкретной работе. Методологически это обобщение, определение общих характеристик предмета, свидетельствующих об умении выделить общее из различных подходов и концепций.

Недаром большинство преподавателей считает выводы в реферате самой сложной частью. Это мысли автора, показатель степени проработки информации. Выводы тесно связаны с задачами, целью и содержанием. Основная характеристика – конкретность, четкость формулировки, основанная на статистических и аналитических данных.

Выводы – утверждения, основанные на анализе источников и результатах исследования. Автор настаивает на утверждении, так как удостоверился в его подлинности и может доказать. Это его точка зрения, которую он готов отстаивать.

Для написания выводов используются 3 метода:

  1. дедуктивный – от общего к обобщению;
  2. индуктивный – от отдельных фактов к обобщению;
  3. на основе чужих выводов.

Используя первый метод, выводы следует писать для каждого параграфа. Это требует свободного владения информацией, относящейся к теме. Если студент встречается с новой информацией, знаний может оказаться недостаточно, чтобы изложить данные в логической последовательности. В таких ситуациях вместо систематизации и обобщения получается дублирование информации.

При использовании второго метода за основу берутся внешние источники. Третий метод можно использовать, если удалось найти данные, полностью соответствующие теме. Если это условие не соблюдается, выводы получаются нелепыми, выделяющимися на фоне основного текста.

Как писать заключение к реферату

После написания основной части нужно собрать выводы к параграфам, систематизировать их, перефразировать, избавиться от противоречий. Если объема недостаточно, следует добавить дополнительные данные, ориентируясь на предмет и цель исследования. Выводы в заключении реферата должны иметь такую же направленность, как материал в целом. Это кратко изложенные мысли, не противоречащие теме, сути рассматриваемой проблемы.

Если преподаватель не требует формирования выводов в конце каждой главы, заключение следует писать, как логическое завершение работы. Прочтите еще раз основную часть и попытайтесь пересказать тезисами. Запишите тезисы – они станут основой заключения. Не обязательно рассматривать каждую главу. Главное условие – придерживаться темы, указанной на и . Все пункты должны создать цельную структуру, плавно перетекая друг в друга.

Писать заключение в реферате следует отдельно от общей части. На отдельной странице пишется «Заключение», выравнивается посередине. Делаются 2 отступа. Шрифт, кегль и межстрочный интервал такие же, как в основной части. Недопустимо оформление заключения в виде перечисления.

Старайтесь писать заключение таким образом, чтобы выводы не содержали бессмысленных слов. Старайтесь избегать одинаковых или однокоренных слов слишком близко друг к другу. Копировать фразы из материала можно. Стиль публицистический, отчасти научный.

Заключение к реферату можно писать, используя фразы:

  • подводя итоги, можно утверждать;
  • из результатов исследований можно сделать вывод;
  • подводя итоги исследований и анализа, можем отметить;
  • мы пришли к выводу;
  • резюмируя, можно сказать;
  • исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод.
Не следует указывать в заключении новую информацию. Это обобщение реферата, перечисление результатов.

Образец заключения в реферате

Образец заключения в реферате на тему «Основы здорового образа жизни»:

Итак, в заключении реферата можно отметить, что беспечное отношение части людей в нашем обществе к своему здоровью, наносит социально-экономическое и морально-психологическое ущерб семье, производственному коллективу и обществу в целом; во многом зависит от недостатков в функционировании системы физического воспитания детей и молодежи в недалеком прошлом.

На состояние человеческого организма значительное влияние оказывает психосоматика, поэтому иногда выделяют следующие условия ЗОЖ: эмоциональное, интеллектуальное и духовное самочувствие. Нельзя ставить под сомнение пользу режима дня. Поэтому необходим системный подход к распределению времени. Правильно подобранный режим составляет смену периодов физической и умственной работы периодами расслабления организма. Таким образом, сон должен состоять из 7-8 часов в сутки для взрослого человека.
Выяснена и важность рационально подобранного питания. Здоровый образ жизни неразрывно сочетается с правильным питанием.

Занятия физкультурой — это один из основополагающих элементов здорового образа жизни. Нынешний уровень развития технического прогресса значительно упростил жизнедеятельность человека, но при этом положительном влиянии значительно уменьшилась двигательная активность человека. В наше время люди существенно меньше ходят пешком. Движение необходимо для нормального функционирования организма. Выбор физической активности зависит только от возраста, физических возможностей и индивидуальных желаний человека.

Пример правильного заключения в реферате

Пример заключения реферата на тему «Современны индустриальный город и спортивные практики»

В заключении реферата сделаем краткие выводы по результатам изучения проблемы:

— Выявлено, что в условиях современных индустриальных городов определенные условия, в которых данная деятельность могла бы проявить себя как спорт и подкрепить ее соответствующим социальным отношением призвана государственная, региональная и муниципальная политика в сфере развития физической культуры и спорта. Одной из главных задач является обеспечение территориальной и ценовой доступности учреждений спортивно-досуговой сферы, в основном спортивных школ. Для этого также необходима разработка и реализация муниципальной политики в сфере развития спортивных практик в крупных индустриальных городах.

— Развитию предмета исследования препятствует три больших блока проблем: экономический, социальный и политический. В тоже время изучение практики реализации муниципальных программ, направленных на развитие спортивных практик в крупных городах показывает, что администрациями городов определяются цели, направления и сроки модернизации системы дополнительного образования спортивной направленности. Ряд авторов считает, что при достаточном уровне финансирования данных механизмов реализации программ по изучаемой в реферате теме поможет вывести на новый уровень развитие спорта в крупных городах при условии дальнейшей коммерциализации процесса развития спортивных практик на муниципальном уровне.

Как закончить реферат

Качественное заключение может написать любой. Чтобы , в выводах дайте несколько советов по решению проблемы. Можете указать и ценность исследования. Не лишним будет оценить, выполнены ли поставленные задачи, чего удалось достичь исследованием.

Обязательное условие при написании реферата – высокий уровень грамотности. Даже для студента, изучающего основы экономики, недопустимо сдавать работу с пунктуационными и стилистическими ошибками.

Библиографическое описание:

Нестеров А.К. Как написать введение и заключение [Электронный ресурс] // Образовательная энциклопедия сайт

Чтобы написать введение и заключение нужно приложить определенные усилия. За 10 минут не напишешь. Вставить куски текста из учебников вместо элементов введения и выводов в заключении - тоже не подходит.

Зачем нужно написать хорошее введение и заключение

Введение и заключение важная часть диплома, курсовой, реферата. Фактически, грамотно написанные введение и заключение дипломной работы составляют около 30% успешной сдачи и защиты. Приведу несколько рекомендаций по написанию введения и заключения. После этого значительно легче будет ответить на вопрос, как .

Перед тем, , необходимо определиться зачем вообще нужно написать введение и заключение. Следует отметить, что введение и заключение в дипломе и курсовой составляют основу работы, и им уделяется наиболее серьезное внимание со стороны преподавателей.

Каждая курсовая или дипломная работа должна пройти процедуру защиты. На защите задача преподавателя или комиссии оценить знания студента и раскрытие им темы курсовой или дипломной работы. В первую очередь, полнота раскрытия темы оценивается по введению и заключению курсовой или диплома.

Правильно написать введение и заключение - это тяжелый труд. Причем по мере сложности работы возрастает и сложность этих структурных частей.

Например, написать введение к реферату или контрольной работе можно минут за 20-30, и занимать оно будет чуть более половины листа А4. В курсовой работе введение должно быть, как минимум, на двух страницах и обязательно включать в себя актуальность, цель и задачи курсовой работы. Для курсового проекта ситуация еще более сложная, так как подразумевается серьезная практическая работа по исследованию поставленной темы и разработке мероприятий по совершенствованию ситуации на объекте исследования. В дипломной работе объем введения от 3 страниц и в дополнение к вышеуказанному добавляется предмет, объект, гипотеза исследования и т.д.

Заключение курсовой или диплома содержит выводы по проделанной работе, полученные результаты проведенного исследования и общий результат проделанной работы. Также в заключении должна быть сделана оценка степени достижения поставленной цели дипломной или курсовой работы и выполнения задач исследования, указанных во введении.

По этим причинам, если написать введение и заключение с соблюдением всех правил, то общее впечатление от работы у преподавателя повышается. В этом и заключается основной принцип, зачем нужно написать введение и заключение .

Написать хорошее введение и заключение - это важный аспект успешной защиты диплома или курсовой.

Теперь перейдем к тому, как написать введение и заключение.

Как написать введение

Во введении диплома и курсовой раскрывается актуальность темы, определяются цель и основные задачи, предмет и объект исследования, хронологические рамки и информационная база исследования.

Введение диплома и курсовой должно содержать четкие, ясные формулировки актуальности, цели, задач и т.п., а заключение - выводы по каждой главе и оценку полученных результатов. Выполнение данных требований имеет особое значение при оценке качества курсовой и дипломной работы, так как именно введение и заключение являются "визитными карточками" дипломной работы и на их основе складывается общее мнение о работе в целом при проверке и защите. Написать введение - это значит заложить основу своей работы.

Актуальность изучаемой в курсовой и дипломе темы раскрывается в следующих аспектах:

  • во-первых, объективной и субъективной необходимости ее исследования в современных условиях и применительно к конкретному реальному объекту в стране, регионе, сфере деятельности или области научных знаний;
  • во-вторых, степени научной ее проработанности в трудах ученых, крупных специалистов, практиков и сути самой проблемности, противоречивости этой темы, требующей решения в сложившейся ситуации;
  • в-третьих, значении, роли предмета исследования и влиянии его на состояние в стране, регионе, конкретной сфере деятельности или области научных знаний.

Правильное раскрытие актуальности темы дипломного и курсового проекта свидетельствует об умении отделять главное от второстепенного, выяснять то, что известно в науке, практике и что пока неизвестно в предмете исследования.

От доказательства актуальности изучаемой в курсовой и дипломе темы необходимо перейти к формулировке цели дипломного или курсового проекта, которая заключается в решении проблемной ситуации путем ее анализа, выявления закономерностей, тенденций, недостатков и разработке конкретных рекомендаций.

Исходя из цели дипломного и курсового проекта определяются задачи, которые раскрываются в форме перечисления следующих "ключевых" слов: проанализировать, выявить, изучить, определить, описать, установить, показать, выяснить, разработать, обобщить, внедрить и т.п. Формулировки задач следует тщательно продумывать и излагать, поскольку описание их решения составляет содержание глав, разделов диплома и курсовой. Как правило, заголовки глав, разделов вытекают непосредственно из поставленных задач работы.

Аналогичные требования предъявляются к введению к реферату. Кроме того, реферат, представляя собой обзор литературных источников по выбранной теме, имеет очень небольшое по объему введение - не более 1 страницы. Таким образом, во введении к реферату следует очень емко и лаконично выразить актуальность темы, цель и задачи. Также в реферате следует отказаться от проектных задач в пользу сугубо исследовательских. Это обусловлено тем, что реферат предполагает изучение определенного аспекта без решения прикладных задач, связанных с темой реферата.

Во введении, в дипломе и курсовой предмет исследования определяется тем, что изучается, анализируется в дипломном или курсовом проекте. При указании во введении к диплому и курсовой объекта исследования необходимо ориентироваться на уровень исследования (по стране в целом, отдельному региону, предприятию, конкретной сфере деятельности или области научных знаний).

Отметим, что подобные рекомендации по отношению к предмету и объекту во введении относятся и к реферату. В большинстве случаев указание во введении к реферату актуальности, цели, задач, предмета и объекта исследования является достаточным для выполнения реферата.

Информационной базой исследования может служить общая статистическая информация, периодические издания, результаты различных исследований, отчеты и другие источники, имеющий официальный характер. Хронологические рамки зависят от информационной базы исследования, доступности цифрового материала и основных задач диплома или курсовой.

Устаревшие данные значительно снижают качество диплома, курсовой, реферата и степень адекватности сформулированных выводов современной ситуации в рамках исследования, проведенного в дипломе, курсовой или реферате.

Как написать заключение

Курсовая, диплом, реферат имеют логическое завершение - заключение.

Написать заключение - это итог курсовой, диплома и реферата.

В заключении диплома, курсовой, реферата излагаются краткие выводы по каждой главе (конкретно по пунктам), отражающие степень раскрытия темы, достижения цели и поставленных задач.

Заключение к диплому и курсовой носит форму синтеза полученных в процессе дипломного и курсового исследования результатов теоретического, аналитического и прикладного или рекомендательного характера. Чтобы написать заключение, нужно сделать адекватные выводы по результатам работы. Как правило, заключение курсовой и диплома это итоги исследования, содержащие новое по отношению к исходному знанию и являющиеся предметом обсуждения при защите диплома и курсовой. В связи с этим заключение в дипломе не должно подменяться механическим суммированием выводов в конце глав и вопросов, а должно отражать итоговые результаты исследования по теме дипломного проекта. Что касается курсовой, то здесь требования менее жесткие, однако основу заключения в курсовой должны составлять именно выводы, полученные в ходе курсового исследования.

Что касается заключения к реферату, то здесь необходимо перечислить основные аспекты изученного вопроса и высказать собственную точку зрения по данному вопросу. Итогом реферата является именно мнение автора, выраженное в заключении. Однако в реферате следует применять неопределенно-личную форму при формулировке собственных выводов в заключении реферата.

Как писать заключение в курсовой работе и где взять пример - часто встречающийся запрос.

Курсовая – это исследование, проверка своих знаний и умений по определенному направлению. Она направлена на более глубокое изучение того или иного материала и предмета.

Заключение является одной из важных частей всего изложенного материала. Это итог, в котором отражена вся проделанная работа, сделаны выводы.

Как писать заключение в курсовой работе

При написании итога следует помнить, что он разделяется на три смысловые части, которые очень важны для каждого правильного заключения. Ни в коем случае нельзя опускать ни одну часть.

Приведем пример того, о чем идет речь. Вариант по кулинарии:

«Данная курсовая работа состоит из теоретической и практической части. В ней были рассмотрены различные варианты готовых горячих блюд Абхазии. Были проанализированы используемые продукты. Блюда готовились при использовании ряда кулинарных книг. Для тестирования блюд была приглашена группа независимых экспертов. На основе десяти блюд был сделан вывод об особенностях национальной кухни страны».

Это пример написания заключения в очень коротком варианте. Обычно завершение занимает от 1 до 5 страниц печатного текста. Каждая часть в большей степени раскрывает проект. Наибольшее место отводится второй части.

Структура заключения для курсовой работы

Построение курсового исследования имеет четкую структуру, придерживаться которой крайне рекомендуется:

  1. Первая часть. Цели и задачи работы, их анализ. Здесь необходимо связать начало и конец, введение и заключение. Актуальна ли изложенная тема. Необходимо указать, что было сделано для раскрытия темы;
  2. Вторая часть. Степень достижения результата. Здесь можно написать о методах раскрытия. Что необходимо было делать, для изложения материала курсовой работы. Какие сложности в работе были, как их можно было решить. Подтвердилась ли гипотеза, доказательна ли была проделанная работа;
  3. Третья часть. Общие выводы курсовой работы. Чего добились по теме в анализе и исследовании – своего рода итог. Какие плюсы и минусы вы обнаружили по данной изложенной теме. Есть ли перспективы у данного направления.

Как написать заключение в курсовой работе

Необходимо начать с подведения итогов о проделанной работе. Далее, что использовалось для решения проблемы, темы исследования, а уже в конце — все ли получилось или нет. С примерами по разным направлениям можно ознакомиться ниже.

Фразы, клише, вспомогательные слова

При написании курсовой работы часто применяются шаблоны, которые многие люди по роду своей деятельности и жизненному опыту используют сами по себе, не думая о том, что эти фразы превратились в клише.

Вот наиболее используемые варианты:

  • «в курсовой работе исследовано»;
  • «в курсовой работе изучено»;
  • «материалом для исследования послужили»;
  • «исходя из вышеизложенного»;
  • «в заключении следует отметить»;
  • «изучение темы является важной составляющей».

Образцы правильного написания

Ниже приведены образцы для студентов и школьников.

По медицине

«В своей курсовой работе я провела анализ по рассмотрению одноклеточных микроорганизмов, влияющих на жизненную деятельность человека.

Важные знания для профилактики иммунитета человека необходимо знать всем. Особенно на данную проблему должны обращать внимание молодые слои населения. В будущем им необходимо создавать семью. Нужно помнить, что здоровье человека зависит от поведения в повседневной жизни.

Необходимо знать, как избежать то или иное заболевание. А если это произошло, то знать, как с ним бороться».

По экономике

«Цель курсовой работы достигнута. Изучены проблемы, подведены итоги по вопросам экономики предприятия. Для достижения результата были проанализированы работы многих выдающихся авторов по современной экономике и смежным дисциплинам. Изучены различные журналы экономического направления.

Итак, проведение анализа трудов современных экономистов дало положительный результат в изучении данной проблемы. Материал изучен и подведен итог».

По туризму

«На основе изученного материала по вопросу современного туризма в странах Ближнего Востока был проведен анализ ряда наиболее посещаемых стран. На основе изученного материала были сделаны выводы об особенностях поведения и восприятия туристического мира глазами Ближнего Востока. Готовы ли данные страны к принятию туристов. Были выбраны наиболее интересные страны. Данная курсовая помогла сделать анализ и добилась ожидаемого результата».

По программированию

«Во время выполнения курсовой, были проанализированы все задачи, и был получен положительный опыт по данному вопросу. Разработана база данных для web приложения по успеваемости и произведено подключение студентов в системе online. В итоге полученное приложение работает и является основной системой учета студентов в институте».

Написание заключений, например, по созданию сайта и работе в программе 1С, будут похожи на заключения по программированию.

Оформление заключений по педагогике, по психологии и по истории будет схоже с заключением по медицине. Заключение по организации производства будет похоже на написанное ранее заключение по экономике.

Заключение

Все темы имеют одну структуру, поэтому, если возникают сложности по написанию последней «главы», обращайтесь к любому примеру, структура одна.

Удачных курсовых и хороших баллов!

Заключение

В результате выполнения курсовой работыбыли решены следующие задачи:

Проанализирован технологический процесс;

Определены статические и динамические нагрузки, создаваемые электромеханической системой на двигатель;

Проанализирована работа электропривода, требующего модернизации;

Разработаны требования к модернизированному электроприводу;

Проведен расчет мощности двигателя и преобразователя;

Проведен обзор отечественных и зарубежных аналогов автоматизированных электроприводов, которые применяются в технологическом процессе;

Выбрана защита электропривода;

Рассмотрены вопросы параметрирования и наладки электропривода.

Дальнейшие исследования будут проведены в курсовом проекте по дисциплине «Системы управления электроприводами» и выпускной квалификационной работе (при условии если тема выпускной квалификационной работы соответствует теме курсовой работы).

Тема курсовой работы может быть выбрана на предприятии во время производственной практики. Это позволит сформировать у студентов инженерный подход к решению технических задач и откроет возможности на базе этого материала выполнить выпускную квалификационную работу, связанную с тематикой будущей работы по специальности.

Продолжением исследований, выполненных в курсовой работе по дисциплине АЭП ТПМ и ТК, является курсовой проект по дисциплине «Системы управления электроприводами» и выпускная квалификационная работа.

Варианты курсовой работы

Вариант 1

Модернизация электропривода тарельчатого питателя для производства цемента

Описание технологического процесса

Процесс производства цемента состоит из следующих основных технологических операций:

Добычи сырьевых материалов;

Приготовления сырьевой смеси;

Обжига сырьевой смеси и получения цементного клинкера;

Помола клинкера в тонкий порошок с небольшим количеством некоторых добавок.

В зависимости от способа подготовки сырья к обжигу различают мокрый, сухой и комбинированный способы производств цементного клинкера.

При мокром способе производства измельчение сырьевых материалов, их перемешивание, усреднение и корректирование сырьевой смеси осуществляются в присутствии определенного количества воды, а при сухом способе все перечисленные операции выполняются с сухими материалами. Мокрый способ приготовления сырьевой смеси применяют, когда физические свойства сырьевых компонентов (пластичной глины, известняка, мела с высокой влажностью и так далее) не позволяют организовать экономичный технологический процесс производства сырьевой смеси по сухомуспособупроизводства. При комбинированном способе сырьевую смесь приготовляют по мокрому способу, затем ее максимально обезвоживают (фильтруют) на специальных установках и в виде полусухой массы обжигают в печи. Каждый из перечисленных способов имеет свои достоинства и недостатки.

Способ производства цемента выбирают в зависимо­сти от технологических и технико-экономических факторов: свойств сырья, его однородности и влажности, наличия достаточной топливной базы и другие. Например, наСтарооскольском цементном заводе цемент производят по мокрому способу.Примокром способе производства сырьевые материалы измельчают и сырьевую смесь смешивают с водой. Получаемая сметанообразная масса (сырьевой шлак)содержит 32 - 45 %водыВ качестве сырьевых материалов для производства цементного клинкера используют мягкий глинистый и твердый известняковый компоненты.

Начальная технологическая операция получения клинкера −измельчение сырьевых материалов. Твёрдый известняк дробят в одну - две стадии в щёковых дробилках, а мел в болтушках или в мельнице самоизмельчения. Глиняный шлак, полученный в болтушках или других агрегатах, направляют в сырьевую мельницу, куда подается для измельчения и известняк. В мельницу известняк и глиняный шлак подают в определенном соотношении, соответствующем требуемому химическому составу клинкера. Для получения сырьевого шлака заданного химического состава, его корректируют в бассейнах или в потоке. Выходящий из мельниц сырьевой шлак в виде сметанообразной массы насосами подают в расходный бачок в печной цех на обжиг. Из бачка шлак равномерно сливается во вращающуюся печь. При мокром способе производства для обжига клинкера используют длинные вращающиеся печи со встроенными теплообменными устройствами.

Из печи клинкер поступает в холодильник, где охлаждается холодным воздухом. Охлажденный клинкер отправляют на склад или непосредственно на помол в цементные мельницы. Перед помолом клинкер дробят. Помол клинкера производится совместно с гипсом и другими добавками. Из мельниц цемент транспортируют на склад силосного типа. Питание мельниц - одна из наиболее ответственных технологических операций, от которой зависит не только устойчивая работа помольных аппаратов, но и качество сырьевой смеси.

Сырьевые материалы - известковый и глинистый компоненты, а также корректирующие и другие добавки - измельчаются в мель­нице совместно. Сырьевая смесь - шлак или мука, должна иметь определенный химический состав для получения клинкера требуемого качества. Это достигается только в том случае, когда материалы поступают в мельницу в строго определенном соотношении. В этом случае питание мельниц должно сочетать равномерную подачу сырьевых материалов с точным дозированием компонентов.

По характеру дозирования различают дозаторы (питатели) объемные, весовые, комбинированные.

Объемные питатели, используемые в помольных установках для дозирования сырьевых материалов по объему, бывают тарельчатые, ленточные, ячейковые, ковшовые и другие.

Тарельчатый питатель дозирует сыпучие материалы, представлен на рис. 1.1.

Основная рабочая часть питателя - тарелка (диск) 7,расположенная под течкой 5бункера с материалом. Через открытую течку материал ссыпается на тарелку питателя, вращающуюся с частотой 0,07 - 0,1с‾ 1 , и распределяется на ней в виде усеченного конуса с углом наклона, равным углу естественного откоса материала. Диаметр основного конуса материала на тарелке можно регулировать высотой установки конусной обоймы 4,подвешенной цепями 6к течке 5бункера, чем выше установлена обойма, тем больше высыпается материала на тарелку и тем больше окажется диаметр конуса.

Рис.1.1. Общий вид тарельчатого питателя:

1 − выход материала в течку мельницы; 2 − штурвал; 3 − скребок (нож);4 – обойма; 5 – течка; 6 – цепи; 7 – тарелка; 8 – электродвигатель; 9 – редуктор; 10 – соединительная муфта; 11 – червячная передача

На тарелке горизонтально устанавливается скребок (нож) 3. При вращении тарелки скребок сбрасывает с нее строго определенную часть материала и таким образом осуществляется дозирование. Изменить величину дозировки тарельчатым питателем можно путем регулирования частоты вращения тарелки или положе­ния скребка. Положение скребка меняют штурвалом 2, тарелка приводится во вращение от электродвигателя8через редуктор 9,вал которого соединён между собой муфтой 10.

Тарельчатые питатели разделяются на опорные, устанавливаемые на фундаменте, и подвесные, прикрепляемые непосредственно к течке бункера фланцевыми соединениями.

Диаметр тарелки наиболее распространенных тарельчатых питателей 1300 - 2400мм; их производительность 15 - 80т/ч.

Тракт питания на участке помола обеспечивает подачу шлака, клинкера и гипса в мельницу в необходимыхпропорциях с заданной производительностью, представлен на рис. 1.2.

Рис. 1.2. Тракт питания:

1 – бункер шлака; 2 − бункер клинкера; 3 – бункер гипса;

4 – гипсовый транспортёр, 5 – главный транспортёр