Общественная ценность труда. Проблема ценностей человека в психологии

В контексте данного исследования необходимо пояснить термин «профессиональная позиция». Вопросы выявления механизмов становления профессиональной позиции и роли ценностных ориентаций в этом процессе остаются сложными для исследования, поскольку в науке не сложилось сколько-нибудь устойчивое понимание о содержании и структуре профессиональной позиции, о функциях составляющих ее элементов. В настоящее время сложилось известное противоречие между пониманием определяющей роли позиции в профессиональной деятельности и поведении человека и невниманием к ее формированию на этапе профессиональной социализации человека.

Профессиональная позиция, как феномен, рассматривается и исследуется более в русле педагогики, чем собственно психологии . В одном из наиболее полных трудов на эту тему о профессиональной позиции педагога говорится так: «Профессиональная позиция педагога как система его ценностно-смысловых отношений к социокультурному окружению, самому себе и своей деятельности определяет его профессиональное бытие в воспитательном взаимодействии с ребенком, его место в пространствах современного воспитания». В профессиональной позиции выделяются вневоспитательный, нормативный, технологический, системный и концептуальный уровни, определяемые способностью осознанно выбирать эффективные в конкретной ситуации ориентиры деятельности.

Ведущие факторы становления профессиональной позиции педагога-воспитателя по Н.М. Борытко - рефлексия как осмысление своей профессиональной деятельности, самооценка как оформление профессиональных смыслов в ценности и самосознание как способность к произвольности профессиональной деятельности и поведения. Критерием динамики становления позиции педагога-воспитателя является его профессиональное саморазвитие, показателями - его профессиональная свобода и достоинство.

Становление профессиональной позиции педагога-воспитателя как цель его непрерывного образования определяет необходимость выполнения системы трех принципов: рефлексивности (предполагающем осмысление собственного опыта педагога, обнаружение профессионально-личностных смыслов), интерактивности (соотнесение собственных смыслов, осознание, формирование ценностных ориентиров) и проективности (развитие профессионального самосознания, утверждение своей профессиональной позиции в деятельности), которые отражают три уровня профессионального бытия педагога (смысловой, семантический и экзистенциальный).

Эти принципы реализуются в логике трех фаз освоения содержания, применения методов и форм образовательного процесса педагога-воспитателя:

целью рефлексивной фазы, характеризующейся системным анализом, является обращение к смыслам своей деятельности, понимание своей самости как профессионально-педагогической позиции, достижение внутреннего согласия;

ценностная фаза посвящена оформлению смыслов деятельности в процессе системного моделирования в индивидуальные ценности и применению позиции как инструмента понимания мира, иной самости;

в проективной фазе воспитательная позиция педагога как система ценностно-смысловых ориентаций становится концептуальным основанием гуманитаризации его профессиональной деятельности и поведения.

Три ступени непрерывного образования педагога-воспитателя - это три «переломных» момента в его профессиональной карьере, три его «переходных возраста»: от выбора профессии и романтических мечтаний о ней к профессиональной подготовке; от искусственно-имитационных условий деятельности в вузе к сложной педагогической реальности; от реактивной педагогической деятельности, от самоутверждения себя в профессии к профессионально-педагогическому творчеству.

Первая ступень - выбор профессии, подразделяется на этапы допрофессионального образования (усвоение мотивационно-психологических и процессуальных компонентов педагогической деятельности, идентификация социальной роли учителя с определенной предметной областью науки, культуры) и этап начальной профессиональной подготовки (осмысление педагогической деятельности как воспитательной, т. е. направленной на качественное преобразование ребенка, на «становление человеческого в человеке»). Итогом является ориентация человека в мире профессий, выбор педагогической деятельности как профессиональной.

Вторая ступень - самоопределение в профессии, разделяется на этапы овладения сущностными механизмами педагогической деятельности, готовностью к трансформации социокультурного опыта, поиска (в процессе студенческого исследования) и утверждение (в последипломном образовании) своего педагогического стиля, осознание воспитания как преобразующего взаимодействия. Итогом данной ступени представляется концептуальная позиция педагога-воспитателя, определение системы принципов своей профессионально-педагогической деятельности.

Третья ступень - профессиональное саморазвитие, подразделяется на этапы преимущественно курсовой подготовки и индивидуально-группового консультирования педагога в процессе его профессионально-педагогического творчества. Профессиональная субъектно-авторская позиция педагога-воспитателя как ценностно-смысловое образование реализуется в системе педагогической деятельности, становится не только основой, но и источником саморазвития педагога, его профессиональной свободы и утверждения собственного достоинства .

Н.М. Борытко делает вывод, что система смыслов как видение результата представляет собой основание позиции как инварианта деятельности. На основании исследований А.А. Бодалева, Д.Н. Завалишиной, В.С. Ильина, И.А. Колесниковой, Я.А. Коломинского, В.А. Кутырева, Б.Ф. Ломова, Л.М. Лузиной, Н.Н. Обозова, И.Е. Пискарева, В.Н. Сагатовского, Н.Н. Сергеева, П. Сорокина, И.Д. Фрумина, Н.Е. Щурковой и др. он приходит к выводу о трех типах профессионально-педагогической позиции: когнитивистском (когда в качестве ведущего педагогического результата видится овладение воспитанниками знанием), бихевиористском (опыт поведения и деятельности, умения и навыки) и экзистенциалистском (эмоционально-ценностные отношения, жизненная позиция) .

В психологической научной литературе практически не встречается сколько-нибудь концептуально обоснованного и целостного мнения о феномене профессиональной позиции. Психологами-практиками признается его значимость на уровне упоминания, например Ю.М. Жуковым : «Уяснение психологом-практиком собственной позиции при взаимодействии с другими участниками тех или иных акций - одна из важнейших задач, и она должна непременно решаться в процессе организации собственной активности. Неопределенность и нечеткость решения будут создавать массу проблем, отвлекая внимание и ресурсы от выполнения непосредственной работы с клиентами и заказчиками».

При определении профессиональной позиции Ю.М. Жуков имеет ввиду уточнение того, какое место деятельность психолога занимает в системе процессов, развертывающейся в реальной жизни, и какова цель этой деятельности. Необходимо решить, в каком отношении цели и задачи психолога находятся с целями и задачами других участников событий, как квалифицировать тот вид деятельности, которым он занимается .

Профессиональная позиция психолога-практика понимается Ю.М. Жуковым в контексте заключения «психологического контракта», некоей договоренности о сути, методах, результатах работы, также о том, кто будет ее оплачивать. В сущности, контрактинг фиксирует распределение ответственности в процессе работы. Он ориентирован на некие профессиональные стандарты, известные всем участникам ситуации психологической помощи. Оценка эффективности здесь также базируется на профессиональных стандартах.

Рассматривая проблему профессиональной позиции через призму заключения контракта, Ю.М. Жуков в большей мере уделяет внимание именно ролевому аспекту реализации позиции психолога-практика. Перечисляет спектр ролей, в которых оказывается психолог в ходе психологической помощи. Такой подход к профессиональной позиции более адекватен и продуктивен при решении вопроса маркетинга психологических услуг, но с точки зрения изучения становления профессиональной позиции психолога-практика, как понимаем ее мы, он несколько однобок.

Психолог-практик в норме, перед тем, как приступить к оказанию помощи, должен сформировать четкое представление, кто он здесь собственно, и что собирается делать, что хочет получить на выходе в актуальных условиях. Следовательно, в фокус его внимания становятся его личные ценности, убеждения, ожидания от работы, личные цели его жизни на данном отрезке жизни. То, насколько психолог осознает все это, определит адекватность его включений в психологический контакт, уменьшит возможную травматичность как для клиента, так и для него самого. Проработанность своих личных регуляторов деятельности может существенно облегчить психологу овладение перечисляемыми Ю.М. Жуковым ролями Эксперта, Учителя, Консультанта .

Проблему профессиональной позиции можно рассмотреть также и в контексте изучения профессионально значимых качеств личности психолога-практика. Так, например, Исаева М.В отмечает, что обращение к проблематике профессионально значимых личностных качеств психолога-практика связан с приходом в психологическую и педагогическую науку новых гуманистических тенденций, с новым осмыслением содержания психологии профессионализма в связи с резко изменившейся и постоянно изменяющейся ситуацией в психологии, образовании, экономике и стране в целом. Она подчеркивает, что на первый план обществом выдвигаются требования высокой профессиональной подготовки специалистов, которая не может быть полной без формирования личности будущего психолога, без развития его профессионально значимых личностных качеств.

Уже в 1930-1940-е годы в зарубежной психологии возникло понимание того, что изучение отдельных свойств личности в профессиональной деятельности недостаточно. Это повлекло за собой переход к многостороннему, так называемому характерологическому описанию, позволяющему дать целостную личностную оценку профессионала. М.В. Исаева отмечает, что в зарубежной психологии данная проблема рассматривается в русле таких направлений, как психоаналитическая психология (З. Фрейд, Х. Томе, Х. Кехеле, К. Хорни, К.-Г. Юнг); поведенческая психология (Скиннер Б.Ф., Бандура А.), гуманистическая психология (К. Роджерс, А. Маслоу, И. Ялом).

Личностный подход - не просто учет индивидуальных особенностей личности в профессиональной деятельности, но, прежде всего изучение путей становления личности профессионала.

Помимо этого существуют тенденции рассматривать профессионально значимые личностные качества психолога исходя из его основных видов деятельности - психотерапевт (Х. Томе, Х. Кехеле), психолог-консультант (Р. Мэй, Кочюнас Р.), ученый (Эйдрюсон Б.Т., Хантер М.). В то же время развитие профессионально значимых качеств личности психолога упоминается преимущественно только в материалах по супервидению. Супервизия - один из методов подготовки и повышения квалификации в области психотерапии; форма консультирования психотерапевта в ходе его работы более опытным, специально подготовленным коллегой, позволяющая психотерапевту систематически видеть, сознавать, понимать и анализировать свои профессиональные действия и свое профессиональное поведение. Но эти работы труднодоступны даже для более зрелого круга психологов, не говоря уже о студентах и начинающих.

Были предприняты попытки рассмотрения проблемы профессиональной позиции и через формирование образа профессионала - Иванова Е.М пишет о том, что одним из средств, ускоряющих процесс профессионализации молодых специалистов, может быть формирование образа профессиональной деятельности уже на завершающих этапах их обучения. При чем этот образ должен быть не просто отражением конкретной реальности. Это должен быть синтез отражения, переживания, знания, осознания и мысленного преобразования человеком той объективной реальности, которая его окружает, которую он ощущает, понимает, принимает или отвергает, оценивает, «примеряет» и реконструирует, то есть происходит порождение образов конкретной реальности. Тогда образы могут рассматриваться как порождаемые субъектом модели предметной ситуации, цели и средств ее достижения в условиях «субъектной активности человека». В качестве компонентов этой активности рассматриваются ценностный опыт, операциональный опыт, коммуникативный опыт, рефлексивный опыт, опыт привычной активации (индивидуально особенные «внутренние» средства активизации собственных усилий, Осницкий А.К., 1997). Благодаря сформированности этих компонентов человек обретает возможность целенаправленно, умело, сообразуясь с интересами окружающих, осознанно и активно решать задачи, возникающие перед ним. Кроме того, образ характеризуется как субъективная модель реальности, как «система регуляторов человеческого поведения», включающая три компонента: образ объекта, образ субъекта и образ субъект-объектных и объект-субъектных отношений (Климов Е.А., 1999). В исследованиях Е.М. Ивановой (1992) образ профессионала включал в себя построение гипотетической операциональной модели учебно-профессиональной деятельности, аналитической профессиограммы и описательной характеристики образа будущего профессионала, содержащей мотивационно-потребностную направленность, осознание ценности и осмысления процесса, организации и исполнения работы, оценку своей готовности, своих возможностей и осознание индивидуальных способов преодоления как объективных, так и субъективных сложностей.

Фетискиным Н.П., Тарадановой И.В., Мироновым Т.И изучались перцептивные профессионально-ролевые позиции современных психологов, представления о профессионально-ролевых позициях современных психологов у студентов психологических отделений и их влияние на процесс вузовской подготовки. По материалам опросных исследований была создана перцептивно-метафорическая типология современных психологов. Все психологи были дифференцированы на две группы: «теоретиков» и «практиков». Каждая из групп была разделена на две подгруппы. Так, группа «теоретиков», по мнению будущих психологов, включала в себя два направления - «подлинно-научное» и «компиляционное». Первое направление олицетворяли «психологи-исследователи» (генераторы новых идей и подходов, создатели методов, методик и технологий), «просветители» (методологи и преподаватели психологических дисциплин) и «эксперты». По мнению 78% испытуемых, отрицательным типом психолога является «теоретик-компилятор», «делающий карьеру» на использовании «готовых» идей, концепций и «не привносящий в науку ничего нового». Однако дефицит психологической литературы и потребность психологии в синтезаторах психологических идей заставляет поставить под вопрос приемлемость и корректность столь оценочно-атрибутивного подхода.

Психологи-практики были дифференцированы на «групповиков» и «консультантов». Среди «групповиков» были выделены следующие негативные типы: «психологи по диплому», характеризующиеся дефицитом способностей к работе с группами и практической психологии в целом; «квазипсихолог» - в работе проявляет собственные комплексы и допускает перенос на собственные проблемы или используемыми средствами заводит клиента в тупик. «Психиатр» - без должного основания и образования излишне погружает клиента в его проблему и тем самым усугубляет его положение. «Дрессировщик» - не учитывая барьеры клиента, пытается сформировать у него те особенности, которые считает для себя наиболее важными. «Квазидруг» - легко переступает дистанцию «психолог-клиент», стремится стать другом клиента, опускаясь затем до уровня сплетен.

Среди ролей психолога-консультанта выделено больше позитивных типов, чем негативных. К ним будущие психологи отнесли: «исполнитель» - качественно выполняет заказы клиента, действуя в рамках одной из психокоррекционных программ. «Тренер» - совместно с клиентом формирует новые поведенческие стратегии; «новатор» - способен изменить структуру отлаженной программы в адекватном направлении; «друг» - характеризуется развитой эмпатией, может работать сверхнормативно в целях достижения желаемого результата.

Коллектив авторов отмечает, что выделенные перцептивные типы практических психологов отражают не только уровень развития практической психологии и готовность будущих психологов к выполнению профессионально-ролевых позиций, но и состояние вузовской подготовки в целом.

В основном в определениях феномена профессиональной позиции преобладают дескриптивные, описательные исследования.

Нами на основании теоретического анализа научной литературы была предложена следующая точка зрения на профессиональную позицию психолога. Профессиональная позиция психолога-практика есть совокупность психических регуляторов (отношения, ценностные ориентации) деятельности и взаимодействий с клиентами, и ценностные ориентации в ее составе выступают в качестве системообразующих компонентов. Это совокупность (система) ценностей, норм, установок, ролевых осуществлений и предписаний, запретов на некоторую деятельность или на особый ее характер. Все это осуществляется в профессиональной деятельности и направляет ее. Профессиональную позицию, в особенности, психолога-практика, достаточно сложно отделить от личностной, поскольку круг профессиональных обязанностей консультанта-психолога задан спектром различных ситуаций, в которых оказывается клиент - мы имеем в виду межличностные отношения, конфликты, проблемы социального общения. Очевидно, что невозможно быть профессионалом в проживании жизни оптимальным способом, вероятнее, это менее всего достижимо в том случае, когда человек идет в психологию как сферу деятельности, чтобы опосредованно разобраться в своих проблемах и неудачах. Профессиональная позиция психолога-практика закреплена в юридических документах, «Кодексе профессиональной этики» и законодательных актах, касающихся психологической и психотерапевтической помощи.

Но эти нормы профессиональной деятельности становятся регуляторами поведения только в том случае, если они сами внутренне приняты как необходимые компоненты системы ценностных ориентаций. Профессиональная позиция психолога-практика, на наш взгляд, специфична самим радикалом отношения к человеку, обратившемуся за помощью. Человек при этом - уникальная Личность, равноправный субъект диалога, и равноценный по своей человеческой ценности самому психологу. Он не может выступать средством реализации амбиций, решения своих, психологических, личностных проблем психолога. Необходимым компонентом сформированной профессиональной позиции является осознание психологом меры своей ответственности за результат консультативного контакта, меры вмешательства в чужую жизнь, иногда совершенно незнакомого человека, его близких.

Этот вопрос часто замалчивается в литературе, посвященной разнообразным аспектам консультирования , считается, что психолог-профессионал даже не будет над этим задумываться, поскольку предполагается, что в процессе прохождения тренингов и профессионального самосовершенствования вопросы этики становятся исключительно вопросами распределения ответственности в консультативном (или каком-либо другом) социальном контакте. Предполагается, что уровень личностной интеграции и степень осознанности поведенческих процессов достаточно велик, чтобы вообще больше об этом не думать.

Мы рассматриваем консультативную работу как помощь в формировании культурно-продуктивной личности, способной адекватно удовлетворять возникающие потребности в рамках существующего социума. В процессе консультирования происходит корректировка и изменение социальных установок клиента в сторону большей адекватности регуляции социальной жизни человека. Психологическое консультирование особенно эффективно, если направлено на базовые социальные установки и на систему ценностных ориентаций личности, регулирующих поведение и деятельность человека в наиболее значимых ситуациях социальной активности.

В процессе изменения социальных установок клиента особую роль играет личность самого консультанта. Его социальные установки, представления о целях консультирования, мотивы, личностный смысл его работы реализуются в контакте «психолог-клиент» и определяют его, тем самым, оказывая влияние на всю последовательность консультативной работы. От конструктивности этих факторов, в свою очередь, зависит профессиональное и личностное самосохранение психолога. Профессиональные и личностные деформации, психосоматические заболевания, уныние, депрессивные состояния у психологов можно обозначить как результат деструктивного отношения к базовым жизненным ценностям, неадекватного, «суженного» осмысления своей жизни и работы в целом.

Следует отметить, что мы не затрагиваем здесь этические моменты деятельности психолога, в особенности те, которые декларируются. Этические требования - во многом являются внешними ограничивающими факторами в поведении и деятельности, ценности же сами по себе - регуляторы внутренние, но становятся ими только в случае личностной значимости именно для этого конкретного человека.

Профессиональная позиция - совокупность регуляторов социального поведения в сфере профессиональной деятельности специалиста. Главным компонентом профессиональной позиции являются, с нашей точки зрения, личностно-значимые ценности. Они определяются на основе личностных смыслов, вкладываемых и реализуемых в работе не только отдельной личностью, но и теми, кто ранее трудился в этой сфере деятельности, а также социальным, экономическим, духовным, политическим и другими контекстами существования деятельности. Вопрос о соотношении личностных ценностей и ценностей, как бы «вложенных» в профессиональную деятельность, достаточно актуален при рассмотрении профессиональной позиции психолога-практика. Достаточно трудно, или практически невозможно провести четкую границу между ними; отследить их влияние и процесс их встраивания во внутреннюю картину профессиональной помощи. При этом очень важен именно процесс осознания специалистом своих собственных ценностей, личностных смыслов работы, собственной мотивации к помощи другому человеку.

В качестве регуляторов социального поведения специалиста также выступают законодательно закрепленные нормы профессиональной деятельности, сценарные предписания работы, запреты, внутренняя концепция психологической нормы и не-нормы для клиента и для самого психолога, ситуации выбора того или иного пути воздействия на личность собеседника, мера осознания собственной ответственности в контакте. Влияние перечисленных факторов довольно интересно, но объем данной работы не предусматривает их изучения.

Специфика деятельности психолога-практика, помимо направленности «человек-человек», состоит в том, что в силу предмета деятельности может оказаться психотравматичной для самого специалиста, нести сильный стрессовый заряд. Соприкосновение с чужой психологической реальностью, часто дисгармонической, вхождение в нее, принятие, необходимость действовать в ней может сильно отразиться на психологе-практике, на его самочувствии, восприятии мира и себя в нем.

Какие ценности являются ведущими для профессиональной позиции психолога-практика? Прежде всего, можно говорить о ценностях, способствующих успешности в профессиональной деятельности, о тех, которые помогают специалисту сохранять себя в разнообразных консультативных контактах, и тех, которые могут деструктивно сказаться не только на практической деятельности, но и на личности самого психолога. Изменения в личности и поведении, происходящие под влиянием ценностей, становятся отчетливо видны только с течением времени; можно провести аналогию с постепенным накоплением и увеличением сбережений в банке. Очень многое при этом зависит от того, в какие именно направления психолог «инвестирует» себя: в развитие и познание себя, своего внутреннего мира, в любовь к окружающим, стремление помочь, в совершенствование своей деятельности для того, чтобы иметь более ощутимый материальный доход и так далее.

Так, например, перевес в сторону ценностей, имеющих, так называемый «децентрированный» характер - «творчество», «жизненная мудрость», «счастье других», «развитие», «свобода», может, при определенных условиях, говорить о том, что их носитель способен руководствоваться при оказании психологической помощи несколько другими приоритетами, чем при доминировании «высокое материальное положение», «уверенность в себе», «общественное признание» и др.

До сих пор мы говорили о том, что ценности сами по себе могут оказывать конструктивное или разрушающее воздействие на личность психолога; имеет смысл сказать также и о том, что ценности организуются в разнообразные структуры и конфигурация их также влияет на деятельность и самосохранение психолога.

В профессиональной позиции присутствует и когнитивный компонент, знание о том, каким должен быть психолог. К этому внутреннему эталону конкретный человек может относиться по-разному, принимая его либо как положительный эталон и стремясь осуществить в собственной практике, либо используя его как негативный образец деятельности. Сформированность данного эталона зависит от таких факторов, как опыт наблюдения за действиями более профессиональных коллег в ситуации учебного консультирования или психологического тренинга, опыт собственной практической деятельности, оказания помощи друзьям, членам семьи, работа по осознанию своих собственных внутриличностных конфликтов, работа с собственными проблемами.

В.Н. Карандашев указывает на то, что во многих странах требуется длительный период изучения психологии, который превышает по продолжительности собственно академическое обучение. Он перечисляет этические принципы и правила в профессиональной деятельности психолога:

Принцип профессиональной компетентности.

Принцип ненанесения ущерба человеку.

Принцип объективности.

Принцип уважения клиента.

Соблюдение профессиональной конфиденциальности .

Далее В.Н. Карандашев указывает на то, что личностные качества составляют важный фундамент профессиональной успешности психолога. Это, в первую очередь, коммуникативные свойства личности, умение понимать людей, психологическая интуиция, доброжелательность, уважительное отношение к людям, тактичность, способность к эмпатии, умение сохранять дистанцию, отсутствие чрезмерной самоуверенности и веры в непогрешимость своих психологических выводов. Профессиональному психологу необходимо иметь адекватную самооценку, понимать индивидуальные особенности своей личности, свои способности, сильные и слабые стороны характера. При этом полезно знать способы компенсации собственных недостатков. Психолог не может быть одинаково успешен во всем, поэтому ему надо формировать индивидуальный стиль профессиональной деятельности с учетом индивидуальных особенностей. Значимыми качествами психолога, по Карандашеву, являются самостоятельность суждений, чуткость, проницательность, эмоциональная стабильность, терпеливость, устойчивость к агрессии, способность к рефлексии своих переживаний и профессиональных умений .

Вырисовывается странный парадокс: с одной стороны, действительно, бессмысленно писать о влиянии ценностей на профессиональную позицию, в том плане, что единственным действенным средством их формирования и коррекции был, есть и всегда останется только сам психологический тренинг, причем глубинный, но имеющий в основе какую-то изначальную, априорную систему ориентиров и нормативов нравственного развития поведения психологов, а следовательно, и критерии их личностного роста, проистекающие из над-психологической ценностной системы, старой и достаточно «апробированной». Такое ценностно-ориентированное психологическое консультирование должно «притягивать» под свое осуществление тренера только соответствующего типа, для которого нравственная сторона его деятельности важна не только как предмет отвлеченных умствований, но побуждает его самого к изучению и изменениям собственной жизни, ее целей и смыслов. Психоаналитик ответил бы нам, что у данного специалиста дисгармонически преобладает Супер-Эго, выполняя подавляющую функцию и не давая возможности обрести «истинную личностную свободу». С другой стороны, любая (подчеркиваем!) консультативная ситуация есть ситуация выбора действия в стрессовых условиях: условиях недостаточной информации и с высоким уровнем риска, и выбор стратегии этих действий иногда напрямую зависит от того, что сам специалист считает для себя приемлемым и выполнимым.

Вопрос профессиональной позиции психолога достаточно сложен сам по себе. Он лишь недавно начал рассматриваться в трудах по акмеологии, профессиональному психологическому консультированию. В определенной мере это может выступить доказательством того, что практическая психология в своем развитии перешла с этапа набора, «коллекционирования практик», этапа «технического» на этап осмысления, вопроса «Зачем?» и уже в состоянии предложить несколько осмысленных ответов. Эта тематика разрабатывается в трудах Г.С. Абрамовой, А.А. Деркача, Т.А. Флоренской, С.А. Белорусова, Б.С. Братуся и др.

Вот как пишет о позиции психолога М.В. Розин: «Теперь уточним позицию психолога. Он помогает (влияет, понимает) не только как знающий, но и как лицо, вовлекающее нас в новые формы жизни (при условии, что мы сами активны и куда-то идем); решает свои профессиональные задачи, создавая как знания, так и символические описания. С одной стороны, психолог познает, с другой - заражает нас определенным бытием, определенной жизнью и не только описывает в знании нашу индивидуальность, но и способствует ее росту (или - это не нужно забывать - ущербности), определенному способу ее бытования и существования» .

«… наряду с деятельностью психологов, действительно полезной для пациента или клиента (в качестве примера здесь можно указать на психологическую помощь, основанную на изменении ценностных и смысловых содержаний сознания клиента), не менее распространены случаи деятельности и усилий психологов, приводящих к деструкции психики пациента или клиента, к фрустрациям, хотя осознаются результаты такой деятельности прямо противоположно, во вполне оптимистическом ключе» .

Разные концепции и виды психологической помощи преследуют разные цели и навязывают пациенту разные способы существования (психического здоровья). При том, что как правило, пациент об этом не информирован или же не в состоянии уяснить результат принятия им того, или иного решения, то есть он не может понять последствия, проистекающие из принятия им определенной концепции психологической помощи .

Надо отметить, что возможная деструктивность одних видов ценностных ориентаций и конструктивность других, равно как и потенциальное влияние их конфигураций в принципе не доказуемы, поскольку предполагает слишком длительное и слишком пристальное наблюдение и изучение жизни конкретного человека. Лабораторное, лонгитюдное исследование влияние структур ценностных ориентаций на жизнь человека, в частности, психолога, с установлением четких закономерностей малоосуществимо еще и потому, что намеренно подвергать личность заведомо деструктивному (или предполагаемо деструктивному) воздействию противоречит принципу «Не навреди». Хотя практически ежедневно перед нашими глазами и в человеческой истории такая картина представлена вполне, а кое-что и в нашей, собственной жизни…

Жизнь человеческая осуществляется в связи со всеми проявлениями жизни общества, в том числе и духовной. Как духовное существо, человек не должен рассматриваться в положении отрыва, уединения, он всегда находится в определённом контексте и должен мыслиться во взаимосвязи с обществом, с культурой, с историей. Э. Шпрангер отмечал, что «…ценности, возникшие в исторической жизни, которые по своему смыслу и значению выходят за пределы индивидуальной жизни, мы называем духом, духовной жизнью или объективной культурой». Психолог-консультант, определяя цели изменения базовых социальных установок и ценностных ориентаций личности не только клиента, но и своих, должен учитывать тот духовный контекст, в котором находится и он сам, и клиент. Конструктивность профессиональной позиции психолога зависит от широты и глубины осмысления деятельности в не только социальном, но и в духовном контексте, определяется этими факторами. Несмотря на очевидность, эта проблема изучена недостаточно. Поиск ответов на вопрос о влиянии системы ценностных ориентаций на личностное и профессиональное самосохранение психолога-практика будет способствовать решению блока проблем профессиональной подготовки психологов-консультантов, соблюдения ими психогигиены и психопрофилактики в процессе консультирования.

Личностные и профессиональные ценности не могут быть одинаковыми для мужчин и женщин в силу того, что разные факторы приобретают для них различную личностную значимость. События личной жизни, гендерные стереотипы, социальные требования несомненно по-разному отражаются на структурах ценностных ориентаций и жизненных стратегиях, связанных с ними. Психотерапевт М. Эриксон постоянно подчеркивает, что такой важный фактор, как начало половой жизни, сексуальный опыт носит у мужчин и женщин неравноценное значение. «Для женщины, чтобы ее сексуальный опыт был полным, это означает в биологическом отношении: зачатие, девятимесячный период беременности, роды, постоянный уход до шести-девяти месяцев, и затем воспитание ребенка до 16-18 лет. Когда женщина начинает жить активной половой жизнью, происходит перестройка всей ее эндокринной системы. … Потому что, с биологической точки зрения, в сексуальной жизни участвует все тело женщины» . Если эти изменения становятся заметны в телесной сфере, то происходят изменения и в мировосприятии женщины, ее ценностях. Изменяется также и духовная сфера. Также имеет значение, как, в каком личностно-значимом контексте происходили эти события.

Затрагивая тему формирования профессиональной позиции, необходимо остановиться и на специфике практической психологической помощи как вида деятельности с точки зрения влияния ценностных ориентаций на различные стороны этого процесса.

Введение

Ценностные ориентации - критерии (этические, эстетические, политические, религиозные и т. п.), на которых базируются и которыми объясняются оценки личностью или общностью окружающей реальности, дифференцированного, избирательного подхода к ней и способ ориентации.

Ценностные ориентации формируются, складываются, развиваются и меняются в ходе накопления человеком жизненного опыта в условиях изменяющегося мира, а находят свое выражение в целях, социальных выборах, представлениях, идеалах, интересах личности или группы в условиях реального взаимодействия.

Ценностные ориентации достаточно жестко привязаны как к интеллектуально-волевой, так и к эмоциональной сферам социальной активности субъекта и во многом, а нередко и решающим образом обусловливают содержательную сторону как индивидуальной, так и групповой деятельности и общения.

В социальной психологии групп ценностные ориентации напрямую связаны с проблематикой групповой сплоченности, выражающейся, прежде всего, в степени проявления такого социально-психологического феномена межличностных отношений, как ценностно-ориентационное единство.

Вполне понятно, что индивид (во всяком случае, психически нормальный и действующий не по принуждению) практически в каждой из своих групп членства стремится обеспечить реализацию тех или иных своих жизненных целей, обусловленных ценностными ориентациями. Не менее очевидно, что адекватно оценивающий собственные потребности и условия среды индивид будет соотносить специфику конкретной группы членства с конкретными потребностями и в зависимости от этого строить свое взаимодействие с партнерами как в предметно-деятельностной, так и в ценностной сферах. Однако, как считают некоторые зарубежные социальные психологи, существуют универсальные ценностные ориентации личности, связанные с социальным взаимодействием, определяющие доминирующую поведенческую стратегию индивида практически в любом контактном сообществе.

Вполне понятно, что вопрос о ценностных ориентациях как личности, так и группы невозможно рассматривать в отрыве от понятия собственно ценностей.

Проблема ценностей человека в психологии. Иерархия ценностей человека.

Система ценностных ориентаций определяет содержательную сторону направленности личности и составляет основу ее отношения к окружающему миру, к другим людям к себе, основу мировоззрения и ядро мотивации жизненной активности, основу жизненной концепции и “философии жизни”.

Ценности в психологии рассматриваются как ключевые жизненные ориентиры, определяющие способ и характер деятельности.

Ценность представляет собой объективную значимость явлений в качестве ориентиров человеческой деятельности.


Изучением ценностей человека занимается аксиология (axios - ценность).

Ценности вырабатывались человечеством путем обобщения происходивших типичных ситуаций и “оформлялись” в виде значимых принципов, ориентирующих жизнь человека. Существует некое единое для всех людей аксиологическое поле, в котором содержатся эти смысловые универсалии, и человек не придумывает ничего нового, а лишь “выбирает” из уже имеющихся те, которые соответствуют его индивидуальности.

Есть общечеловеческие ценности, в которых соединяются воедино ценности общественной и индивидуальной жизни. Они представляют собой определенную систему важнейших материальных и духовных ценностей. Основными элементами этой системы являются:

  • природный и социальный мир;
  • нравственные принципы, эстетические и правовые идеалы;
  • философские и религиозные идеи и другие духовные ценности

В личностном плане ценность может быть определена как такое отношение к предметам и явлениям действительности, которое показывает человеку его истинное благо, раскрывает перед ним возможность жизни, способной принести наибольшее счастье.

Общеизвестны два класса ценностей, которые выделил М. Рокич:

  1. терминальные - убеждения в том, что какая-то конечная цель индивидуального существования стоит того, чтобы к ней стремиться;
  2. инструментальные - убеждения в том, что какой-то образ действий или свойство личности является предпочтительным в любой ситуации.

Это деление соответствует традиционному делению на ценности-цели и ценности-средства.

Терминальные ценности:

  • активная деятельная жизнь (полнота и эмоциональная насыщенность жизни)
  • жизненная мудрость (зрелость суждений и здравый смысл, достигаемые жизненным опытом)
  • здоровье (физическое и психическое)
  • интересная работа
  • красота природы и искусства (переживание прекрасного)
  • любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком)
  • материально обеспеченная жизнь
  • наличие хороших и верных друзей
  • общественное признание и т.д.

Инструментальные ценности:

  • жизнерадостность (чувство юмора)
  • самоконтроль (сдержанность, самодисциплина)
  • образованность (широта знаний, высокая общая культура)
  • широта взглядов (умение понять другую точку зрения)
  • эффективность в делах (трудолюбие, продуктивность в работе) и пр.

Отечественный психолог В.Н. Мясищев рассматривал ценности с точки зрения психологии отношений. Как известно из его теории личность характеризуется несколькими типами отношений, или, говоря иначе, выделяются подсистемы личности такие, как интраиндивидная, интериндивидная и метаиндивидная. Все ценности или аксиологическое “Я” человека имеют непосредственное отношение к этим подсистемам.

  1. Интрапсихические отношения - “Человек - Я сам”. Здесь выделяются три типа отношений:
  • отношения к телу (соответствует ценности здоровья)
  • к психическим способностям (познавательные процессы, интеллектуальные способности, знания, умения навыки)
  • духовное отношение к себе.

Второй пункт можно отнести к инструментальным ценностям, благодаря совершенствованию которых человек может достичь своих целей. Последний характеризует ценности саморазвития, духовного роста, стремлением индивида обнаружить и реализовать смысл своей жизни.

2. Интерпсихические отношения - “Человек - другой”

  • микросоциальным отношениям соответствуют ценности такие, как любовь, семья, дружба
  • мезасоциальным - работа, карьера, признание и т.д.
  • макросоциальным отношениям соответствуют общечеловеческие ценности, затрагивающие политические и правовые идеалы, этические и эстетические нормы.

3. Транспсихические отношения “Человек - мир объектов”

  • отношения с вещами (материальный достаток и финансовое благополучие)
  • отношения к идеям (этические, эстетические, религиозные, философские ценности).

Поскольку не может быть ценностей вне сфер взаимодействия личности, представляется правомерным рассматривать их с точки зрения обращенности их к тому или иному типу отношений человека. Система ценностных ориентаций в той или иной степени “привязана” к этим трем отношениям. Ценности некоторых типов могут преобладать у одних людей и быть неразвитыми у других. Ценностная ориентация личности представляет собой сложную сеть взаимодействий различных ценностей, где одни доминируют, являются ведущими для данного человека, другие служат для их достижения, третьи могут быть вовсе не активизированы, но потенциально присутствуют в аксиологическом “Я” индивида.

  • РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ЦЕННОСТЕЙ СТУДЕНТОВ-ПСИХОЛОГОВ
  • ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ СТАНОВЛЕНИЕ
  • ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ ПСИХОЛОГОВ

Представлены результаты изучения профессиональных ценностей профессии психолог. Определено понятие «профессиональные ценности психолога» и рассмотрены их составляющие. Показано, что получение вузовского образования влияет на формирование и изменение профессиональных ценностей студентов.

  • Система понятий и общее содержание ориентации в мире профессий
  • Социально-психологическая специфика юношеского (студенческого) возраста
  • Психологические особенности, социально-психологические закономерности и специфика развития личности в юношеском возрасте
  • Семейные перспективы женщин, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья
  • Профессиональное становление личности тренера-преподавателя

В наши дни существует огромное количество всевозможных профессий, из которых необходимо выбирать молодому человеку в начале своего жизненного и профессионального пути. Если раньше подобной проблемы не было, ввиду того, что выбор будущей профессии осуществлялся по пути повторения этого выбора родителем, то сегодня как никогда молодые люди отягощены этой проблемой.

Изучением вопроса о профессиональном становлении личности очень активно занимались и занимаются Е.А. Климов, Т.В. Кудрявцев, Ю.П. Поваренков, О.Г. Носкова, Н.С. Пряжников, Е.Ю. Пряжников и другие. Особенно следует уделить внимание Э.Ф. Зееру, с его точки зрения, профессиональное становление имеет свой потенциал развития. К нему можно отнести социально значимые качества, профессиональные умения, образование, общие и специальные способности и многое другое. Реализация этого потенциала зависит от большого числа факторов, таких как врожденная предрасположенность человека, специфика деятельности профессионала, социальная ситуация. Однако все эти факторы вторичны, первичным же фактором выступает система тех объективных требований к личности, которые детерминированы профессиональной деятельностью. Это объясняется тем, что в ходе выполнения данной деятельности возникают новые качества и уникальные свойства, не присущие учащемуся, но имеющиеся в арсенале дипломированного специалиста. Как таковое, профессиональное становление автор определяет, как совокупность социальных приемов влияния на человека, включение его в разнообразные значимые виды профессиональной деятельности с целью формирования у нее комплекса профессионально важных форм поведения, индивидуальных способов выполнения профессиональной деятельности и др. Другими словами, это «формообразование» личности, подходящей, адекватной тем требованиям, которые предъявляет та или иная профессиональная деятельность. То есть в узком смысле можно сказать, что процесс профессионального становления – это процесс, прежде всего заложения в личность ценностей, необходимых для успешного осуществления профессиональной деятельности. Конечно, в каждом роде профессиональной деятельности эти ценности могут существенно различаться.

Наравне со многими другими профессиональными ценностями, существуют профессиональные ценности такой профессии, как психолог. Вопрос о том, какие именно ценности можно отнести к этой группе, рассматривается многими авторами (И.А. Ральниковой, Е.А. Ипполитовой, Е.В. Сидоренко, Н.Ю. Хрящевой, М.В. Молоканым, Э.Э. Вернером и др.). Н.В. Бачманова и Н.А. Стафурина выделяют, как необходимые умение полно и правильно понимать человека, умение понимать внутренние свойства и особенности человека, умение к сопереживанию, умение анализировать свое поведение и умение управлять самим собой и процессом общения. Н.Н. Обозов, рассматривая специфику психологического консультирования, выделяет следующие профессионально важные качества психолога-консультанта: общительность – как контактность; динамичность – гибкость поведения; избегание разного рода субъективных отклонений в собственных оценках и поведении; толерантность к возможным срывам (невротическим), умение выслушать, понять; умение совместно с клиентом рассмотреть ситуацию затруднений; знание возможных вариантов конфликта. Е.В. Сидоренко и Н.Ю. Хрящева выделяют некоторые из общих как личностных, так и профессиональных качеств психолога, формирование которых, по их мнению, обеспечит эффективную психологическаю деятельность. В качестве этих свойств психолога авторы выделяют психологическую наблюдательность, эмпатию и креативность, психологическое мышление, самообладание и умение слушать. И.А. Ральникова и Е.А. Ипполитова для своего исследования использовали профессиональные ценности, адекватные, по мнению экспертов, для профессии психолога. Это способность к эмпатии (сопереживанию); умение устанавливать контакт; общая интеллектуальность; наблюдательность; способность к рефлексии; творческий склад ума; умение четко формулировать вопросы и выражать свои мысли; здоровье (физическое и психологическое); хорошие взаимоотношения в коллективе; свобода принимать решения; благоприятные условия труда; карьерный рост; достойная заработная плата; признание профессионализма другими людьми.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что среди определений авторами профессиональных ценностей психолога существуют небольшие различия, но в целом исследователи сходятся в их понимании. Чаще всего авторы солидарны в понимании под профессиональными ценностями психолога ценности и качества личности, необходимые для успешного осуществления профессиональной психологической деятельности; и в признании под профессиональными ценностями психологов рефлексии, эмпатии, наблюдательности и спонтанности.

Таким образом, объектом работы является профессиональные ценности, предметом – Профессиональные ценности студентов-психологов.

Цель работы – выявить особенности профессиональных ценностей у студентов-психологов в процессе их обучения.

Гипотеза исследования – вероятно, что в процессе обучения профессиональные ценности студентов-психологов претерпевают изменения.

В исследовании использовались следующие методы: анализ литературных источников, модифицированный вариант методики Е.Б. Фанталовой «Соотношение ценности и доступности профессиональных психологических ценностей».

Выборка исследования: в исследовании приняли участие 15 студентов-психологов 1 курса и 15 студентов-психологов 4 курса. Исследование проводилось на базе АлтГУ.

По результатам проведенного эмпирического исследования выявлено, что для студентов 1 курса более приоритетными оказались такие ценности как способность к эмпатии (р<0,001), умение устанавливать контакт (р<0,001), общая интеллектуальность (р=0,002), наблюдательность (р<0,001) и творческий склад ума (р<0,001). Вероятно, это обусловлено идеализацией студентами на данном этапе профессии психолога, актуализацией ценностей, свойственных именно для данной профессии. Для студентов 4 курса более приоритетными ценностями оказались здоровье (р<0,001), хорошие взаимоотношения в коллективе (р<0,001), свобода принимать решения (р=0,001), благоприятные условия труда (р<0,001), достойная заработная плата (р<0,001) и на уровне тенденции карьерный рост (р=0,051). Вероятно, это детерминировано становлением в конце обучения более реалистичного взгляда на профессиональную деятельность. Повышается значимость ценностей, обуславливающих общий психологический, физический и материальный комфорт в работе, на которую студенты намерены устраиваться. Критерий U-Манна-Уитни показал отсутствие значимых различий в ценностях способности к рефлексии, умении четко формулировать вопросы и выражать свои мысли, признании профессионализма другими людьми. Вероятно, данные ценности актуальны как для студентов, обучающихся на 1 курсе, так и для студентов, заканчивающих обучение и нацеленных на трудоустройство. В целом, можно сделать вывод о том, что студенты 4 курса имеют более «универсальные» ценности, являющиеся позитивными во многих других профессиях. Скорее всего, это связано с их скорым входом непосредственно в профессиональную сферу.

Таким образом, можно заключить, что получение вузовского образования действительно влияет на студентов, на трансформацию их жизненных перспектив и актуализацию поиска альтернативных вариантов профессионального развития в случае неудачи реализации себя в профессии психолога.

Список литературы

  1. Зеер Э.Ф. Психология профессий. Учебное пособие для студентов вузов.- 2-е изд., перераб., доп. - М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2003.- 15-18с.
  2. Бачманова, Н. В., Стафурина, Н. А. К вопросу о профессиональных способностях психолога // Современные психолого-педагогические проблемы высшей школы: сборник научных трудов. - Вып. 5. - Л., 1985г. с.62-67
  3. Обозов Н.Н. Психологическое консультирование. – Спб.,1993г. – с.32
  4. Сидоренко Е.В. Тренинг коммуникативной компетентности в деловом взаимодействии. – СПб.: Речь, 2008г. – с.84
  5. Ральникова И.А., Ипполитова Е.А.. Трансформация представлений студентов о профессиональных перспективах как фактор самоорганизации в кризисные периоды обучения в вузе // Сибирский психологический журнал. – 2009г. - № 32. – с.18-22

Кто такой психолог?... У многих из нас рождается мысль о том, что это такое аморфное существо, без стержня, плачущее вместе с клиентом. Друзья мои, психолог вовсе не кисейная барышня, вздыхающая о проблемах. Это объективный наблюдатель и целитель души .

В зависимости от сложности и степени проработанности проблемы, с которой обращается клиент к психологу, можно использовать как бережные, аккуратные способы методы работы с клиентом, так и жесткие, хирургические . Ведь нередко человеку приходится делать больно, чтобы он очнулся, "отрезвел" и вышел из своих иллюзий.

Да, я могу и утешить в минуты горя и отчаяния, могу и задать волшебного...(как бы это помягче сказать)) импульса, чтобы человек посмотрел на себя со стороны и увидел сам свою проблему в том неприглядном виде, какой она может быть. Это хирургия . Без нее в адекватном и объективном подходе нельзя. Ведь даже если человек заплатил за консультацию, психолог ни на йоту не должен сомневаться в ценности объективного взгляда.

Можно сколько угодно ходить на тренинги, метаться от одного специалиста к другому, но так и не прийти в равновесие...Более того, наверное, у каждого из нас найдутся свои грустные истории о недобросовестных клиентах или о каких -то вопиющих случаях. Как, например, клиенту нравится просто ныть, едва ли не высасывать энергию из психолога, но никоим образом не заниматься собой или совершенстованием своей личности. "Я совершенство!"...

Вот, например, муж ушел от женщины. Запрос стандартный, к сожалению. Почему? "Он - урод, козел, бросил меня с ребенком...?". "Была ли причина для развода, для его ухода?" "Да, он говорил, что я толстая...". "А вы?" "А я его гнала из дома! И вообще, он пришел в мою квартиру! Ничтожество! " "Он не работал?" "Работал! Целый день, а потом приходил домой и уставший ложился спать" ....В итоге оказалось, что дама сама нашла развлечение на стороне, со своим то ли соседом, то ли с каким-то коллегой...Развелась с мужем. Алименты регулярно мужчина перечисляет. "Мало! Скупердяй! Скотина!", - негодует дама. А смысл запроса в том, почему убегают от нее или даже (совсем безобразие!) не уходят от своих жен к ней!. Не суть. Важно то, что у таких клиентов напрочь отсутствует трезвый и объективный взгляд. И знаете, конечно, долго изучая причины и особенности развития и структуры личности, прихожу к выводу, что есть тот тип клиентов, который так и не понимает, в чем смысл самого обращения запроса . Переложить ответственность на психолога ("Вы скажете мне, как сделать, чтобы Петька женился на мне?"), просто поныть и найти во мне подтверждение, что все мужики козлы, а она, удовлетворяя свои и чужие половые потребности, выходит из себя, что никто к ней и не возвращается, тем не менее, "королева", "совершенство". "Вот, что же я, давалка бесплатная, да?!" . И потом выйдя из кабинета психолога, такая леди скажет, что ж это такое, я ей плачУ и плАчу, а она мне какие-то дурацкие задания дает вроде "опишите себя и свои возможности", а то и вовсе, "я че, дура, чтобы тесты всякие проходить?" .

Нужно ли угождать тем, кто обесценивает психолога ? И, судя по всему, обесценивает и себя? Кто приходит с твердым намерением уличить своего супруга в чем угодно - корысти, измене..? То есть обрести поддержку,а фактически соучастника какого-то деструктивного акта профессионального сознания.

И если психолог заискивает перед клиентом, угождая ему, соглашается и говорит ему только то, что клиент хочет услышать , то это как минимум невежественно и низко по отношению к своему собственному труду.

Мне неоднократно попадаются жуткие мемы и демотиватор о психологах...Гадко как-то от этого на душе...Уважающий себя профессионал, думаю, не станет хохотать над этими картинками...

Занозу всегда вытаскивать всегда больно, а уж из Души тем более... А иногда это не только занозы, а настоящие душевные гнойники Души, даже душевные дыры, которые необходимо также зашивать, лечить, прижигать в болезненных процедурах...А для чего?

Для того, чтобы человек понял,что он Живой, что он Личность, чтобы пробудить понимание того он именно Человек, а не только биологический продукт, чтобы подвести его к осознанию и переосмыслению прежних разрушительных ценностей...