Общественное движение 50 60 годов 19 века. Россия в начале XX в

Общественное движение в России второй половины XIX в.

Причины подъема общественного движения:

    сохранение старой социально-политической системы и, в первую очередь, самодержавного строя с его полицейским аппаратом, привилегированным положением дворянства, отсутствием демократических свобод;

    нерешенность аграрно-крестьянского вопроса, который оставался центральным в общественной жизни страны;

    социальные противоречия между крестьянами и помещиками, между рабочими и предпринимателями, либеральной буржуазией и консервативным дворянством, между самодержавием и народами;

    половинчатость реформ 60-70-х годов и колебания правительственного курса (то меры в сторону либерализации, то усиление репрессий).

В пореформенный период окончательно оформились три направления в общественном движении - консерваторы, либералы и радикалы. У них были разные политические цели, организационные формы и методы борьбы, духовные и морально-этические позиции.

Консерваторы.

Социальную основу этого направления составляло реакционное дворянство, духовенство, мещанство, купечество и значительная часть крестьянства.

Идеи:

    "официальной народности";

    православие провозглашалось основой духовной жизни народа и активно насаждалось;

    незыблемость самодержавия

    свертывание реформ и проведение контрреформ

    укрепление позиций дворянства;

    сохранение помещичьего землевладения

    идеи панславизма единение славянских народов вокруг России

    патриархального образа жизни, религиозности, безусловного подчинения власти.

Идеологами консерваторов были К.П. Победоносцев, Д.А. Толстой, М.Н. Катков.

М.Н. Катков в газете "Московские ведомости" доступно для народа формулировал основные идеи консерватизма. Консерваторы были охранителями-государственниками. Они отрицательно относились к любым массовым социальным действиям, ратуя за порядок, спокойствие и традиционность.

Либералы

Социальную основу либерального направления составляли обуржуазившиеся помещики, часть буржуазии и интеллигенции (ученые, писатели, журналисты, врачи и др.).

Идеи:

    введение конституционных начал, демократических свобод и продолжение реформ

    создание общероссийского выборного органа (Земского собора)

    расширение прав и функций местных органов самоуправления (земств)

    конституционная монархия

    сохранение сильной исполнительной власти

    признание неприкосновенности личности, ее права на свободное духовное развитие

    развитие капитализма и свободы предпринимательства

    ликвидация сословных привилегий

    понижение выкупных платежей

    проведение мероприятий, способствующих становлению в России правового государства и гражданского общества

Идеологами либералов являлись К.Д. Кавелин, Б.Н. Чичерин, В.А. Гольцев, Д.И. Шаховской, Ф.И. Родичев, П.А. Долгоруков.

Либералы стояли за эволюционный путь развития, считая реформы главным методом социально-политической модернизации России. Они были готовы к сотрудничеству с самодержавием. Поэтому их деятельность в основном состояла в подаче на имя царя "адресов"(ходатайств) с предложением программы преобразований. Наиболее "левые" либералы иногда использовали конспиративные совещания своих сторонников.

Особенности российского либерализма :

    его дворянский характер из-за политической слабости буржуазии

    близость к консерватизму

Либералов и консерваторов объединяла боязнь народного "бунта" и действий радикалов.

Либералы не создали устойчивой и организационно оформленной оппозиции правительству.

Радикалы

Во второй половине XIX в. радикалы не имели широкой социальной основы , хотя объективно они выражали интересы крестьян и рабочих. В их движении участвовали выходцы из разных слоев общества, посвятившие себя служению народу.

Лидеры: Герцен и Чернышевский.

Основные идеи:

    некапиталистическое развития России

    "общинный социализм"

В истории движения радикалов второй половины XIX в. выделяются три этапа :

    60-е годы складывание революционно-демократической идеологии и создание тайных разночинских кружков;

    70-е годы оформление народнической доктрины и деятельность организаций революционных народников;

    80-90-е годы - активизация либеральных народников и начало распространения марксизма, на основе которого были созданы первые социал-демократические группы.

    «ШЕСТИДЕСЯТНИКИ»

В 60-е годы сложилось два центра радикального направления . Один - вокруг редакции "Колокола", издаваемого А.Г. Герценом в Лондоне. Он пропагандировал свою теорию "общинного социализма" и резко критиковал грабительские условия освобождения крестьян. Второй центр возник в России вокруг редакции журнала "Современник". Его идеологом стал Н.Г. Чернышевский, кумир разночинной молодежи того времени. Он также критиковал правительство за сущность реформы, мечтал о социализме, но, в отличие от А.И. Герцена, видел необходимость использования Россией опыта европейской модели развития.

На основе идей Н.Г. Чернышевского образовалось несколько тайных организаций: кружок "Великорусе" (1861-1863), "Земля и воля" (1861-1864). "Левые" радикалы поставили задачу подготовки народной революции. Для этого землевольцы развернули активную издательскую деятельность в своей нелегальной типографии. Своим программным документом землевольцы считали статью Н.П. Огарева "Что нужно народу?", опубликованную в июне 1861 г. в "Колоколе". Статья предостерегала народ от преждевременных, неподготовленных выступлений, призывала к объединению всех революционных сил.

    «ЗЕМЛЯ И ВОЛЯ»

Земля и воля". Это была первая крупная революционно-демократическая организация. В нее входило несколько сотен членов из разных социальных слоев: чиновники, офицеры, литераторы, студенты. Организацию возглавлял Русский центральный народный комитет. Отделения общества были созданы в Петербурге, Москве, Твери, Казани, Нижнем Новгороде, Харькове и других городах. В конце 1862 г. к "Земле и воле" примкнула русская военно-революционная организация, созданная в Царстве Польском.

Одни участники организаций (в том числе Н.Г. Чернышевский) были арестованы, другие эмигрировали. Правительству удалось отбить натиск радикалов первой половины 60-х годов. В общественном мнении наметился резкий поворот против радикалов и их революционных устремлений. Многие общественные деятели, прежде стоявшие на демократических или либеральных позициях, перешли в лагерь консерваторов (М.Н. Катков и др.).

Во второй половине 60-х годов вновь возникли тайные кружки. Их члены сохранили идейное наследие Н.Г.Чернышевского, но, разуверившись в возможности народной революции в России, перешли к узко заговорщической и террористической тактике . Свои высокие нравственные идеалы они пытались воплотить безнравственными средствами. В 1866 г. член кружка Н.А. Ишутина Д.В. Каракозов совершил покушение на царя Александра II.

На рубеже 60-70-х годов, во многом на основе идей А.И. Герцена и Н.Г. Чернышевского, оформилась народническая идеология. Она стала весьма популярной у демократически настроенных интеллигентов последней трети XIX столетия. Среди народников сложилось два направления:

    революционное

    либеральное

    Революционные народники

Основные идеи революционных народников:

    капитализм в России насаждается "сверху" и на русской почве не имеет социальных корней;

    будущее страны в общинном социализме;

    крестьяне готовы к восприятию социалистических идей;

    преобразования должны осуществляться революционным методом.

М.А. Бакуниным, ПЛ. Лавровым и П.Н. Ткачевым были разработаны теоретические основы трех течений революционного народничества

    бунтарского (анархического),

    пропагандистского

    заговорщического

М.А. Бакунин считал, что русский крестьянин по своей природе бунтарь и готов к революции. Поэтому задача интеллигенции - идти в народ и разжигать всероссийский бунт.

ПЛ. Лавров не считал народ готовым к революции. Поэтому основное внимание он придавал пропаганде с целью подготовки крестьянства. "Разбудить" крестьян должны были "критически мыслящие личности" - передовая часть интеллигенции.

П.Н. Ткачев, так же как и ПЛ. Лавров, не считал крестьянина готовым к революции. В то же время он называл русский народ "коммунистом по инстинкту", которого не надо учить социализму. По его мнению, узкая группа заговорщиков (профессиональные революционеры), захватив государственную власть, быстро вовлечет народ в социалистическое переустройство.

    "Земля и воля " (1876-1879).

В 1876 г. уцелевшие участники "хождения в народ" образовали новую тайную организацию, с 1878 г. принявшую название "Земля и воля". Ее программа предусматривала:

    осуществление социалистической революции путем свержения самодержавия

    передачу всей земли крестьянам

    введение "мирского самоуправления" в деревне и городах

Во главе организации стояли Г В. Плеханов, А.Д. Михайлов, С.М. Кравчинский, Н.А. Морозов, В.Н. Фигнер и др.

Было предпринято второе "хождение в народ" для длительной агитации крестьян. Землевольцы также занимались агитацией среди рабочих и солдат, помогли организовать несколько стачек. В 1876 г. при участии "Земли и воли" в Петербурге на площади перед Казанским собором была проведена первая в России политическая демонстрация. Перед собравшимися выступил Г. В. Плеханов, призвавший бороться за землю и волю для крестьян и рабочих. Полиция разогнала демонстрацию, многие ее участники были ранены. Арестованных приговорили к каторге или ссылке. Г.В. Плеханову удалось скрыться от полиции.

В 1878 г. часть народников вновь вернулась к идее необходимости террористической борьбы . В 1878 г среди землевольцев начались дискуссии о методах борьбы. К этому их побуждали и правительственные репрессии, и жажда активной деятельности. Споры по тактическим и программным вопросам привели к расколу.

    "Черный передел "

В 1879 г. часть землевольцев (Г.В. Плеханов, В.И. Засулич, Л.Г. Дейч, П.Б. Аксельрод) образовали организацию "Черный передел" (1879-1881). Они сохранили верность основным программным принципам "Земли и воли" и агитационно-пропагандистским методам деятельности.

    "Народная воля" (1879-1881).

Ее возглавили А.И. Желябов, А.Д. Михайлов, СЛ. Перовская, Н.А. Морозов, В.Н. Фигнер и др. Они входили в Исполнительный комитет центр и главный штаб организации.

Программа народовольцев отражала их разочарование в революционной потенции крестьянских масс. Они считали, что народ задавлен и доведен до рабского состояния царским правительством. Поэтому своей главной задачей они полагали борьбу с этим правительством .

Программные требования народовольцев:

    подготовку политического переворота и свержение самодержавия

    созыв Учредительного собрания

    установление в стране демократического строя

    уничтожение частной собственности

    передачу земли крестьянам

    фабрик рабочим

Народовольцы провели ряд террористических акций против представителей царской администрации, но главной своей целью считали убийство царя. Они предполагали, что это вызовет политический кризис в стране и всенародное восстание. Однако в ответ на террор правительство усилило репрессии. Большинство народовольцев было арестовано. Оставшаяся на свободе СЛ. Перовская организовала покушение на царя. 1 марта 1881 г. Александр II был смертельно ранен и через несколько часов скончался.

Этот акт не оправдал ожиданий народников . Он еще раз подтвердил неэффективность террористических методов борьбы, привел к усилению реакции и полицейского произвола в стране. В целом деятельность народовольцев в значительной степени затормозила эволюционное развитие России.

    Либеральные народники

Это направление, разделяя основные теоретические взгляды революционных народников, отличалось от них неприятием насильственных методов борьбы . Народники-либералы не играли заметной роли в общественном движении 70-х годов. В 80-90-е годы их влияние возросло. Это было связано с потерей авторитета революционных народников в радикальных кругах из-за разочарования в террористических методах борьбы. Либеральные народники

      выражали интересы крестьян

      требовали уничтожения остатков крепостничества

      ликвидации помещичьего землевладения

Они призывали к проведению реформ для постепенного улучшения жизни народа. Основным направлением своей деятельности они избрали культурно-просветительскую работу среди населения. С этой целью они использовали печатные органы (журнал "Русское богатство"), земства и различные общественные организации. Идеологами либеральных народников были Н.К. Михайловский, Н.Ф. Даниельсон, В.П. Воронцов.

    Радикалы в 80-90-х гг. Первые марксистские и рабочие организации

В 80-90-е годы XIX в. в радикальном движении произошли коренные изменения. Революционные народники потеряли свою роль главной оппозиционной силы. На них. обрушились мощные репрессии, от которых они не смогли оправиться. Многие активные участники движения 70-х годов разочаровались в революционном потенциале крестьянства. В связи с этим радикальное движение раскололось на два противостоящих и даже враждебных друг другу лагеря. Первый сохранил приверженность идее крестьянского социализма, второй увидел в пролетариате главную силу общественного прогресса.

    "Освобождение труда"

Бывшие активные участники "Черного передела" Г.В. Плеханов, В.И. Засулич, Л.Г. Дейч и В.Н. Игнатов обратились к марксизму. В этой западно-европейской теории их привлекла идея достижения социализма путем пролетарской революции .

В 1883 г. в Женеве была образована группа "Освобождение труда".

Ее программа :

    полный разрыв с народничеством и народнической идеологией

    пропаганда социализма

    борьба с самодержавием

    опора на рабочий класс

    создание рабочей партии

Важнейшим условием социального прогресса в России они считали буржуазно-демократическую революцию, движущей силой которой будут городская буржуазия и пролетариат. Крестьянство они рассматривали как реакционную силу общества. В этом проявилась узость и односторонность их взглядов.

Группа "Освобождение труда" действовала за границей и не была связана с возникавшим в России рабочим движением.

В самой России в 1883-1892 гг. образовалось несколько марксистских кружков (Д.И. Благоева, Н.Е. Федосеева, М.И. Бруснева и др.). Свою задачу они видели в изучении марксизма и пропаганде его среди рабочих, студентов и мелких служащих. Однако и они были оторваны от рабочего движения.

Деятельность группы "Освобождение труда" за рубежом, марксистских кружков в России подготавливали почву для возникновения российской социал-демократической партии.

Организации рабочих. Рабочее движение в 70-80-х годах развивалось стихийно и неорганизованно. В отличие от Западной Европы русские рабочие не имели ни собственных политических организаций, ни профессиональных союзов. "Южно-российский рабочий союз" (1875) и "Северный союз русских рабочих" (1878-1880) не сумели возглавить борьбу пролетариата и придать ей политический характер. Рабочие выдвигали лишь экономические требования повышение заработной платы, сокращение рабочего дня, отмена штрафов. Наиболее крупным событием стала забастовка на Никольской мануфактуре фабриканта Т.С. Морозова в Орехово-Зуеве в 1885 г. ("Морозовская стачка"). Рабочие впервые потребовали государственного вмешательства в их отношения с фабрикантами. В результате был издан закон 1886 г. о порядке найма и увольнения, упорядочении штрафов и выплаты заработной платы. Был введен институт фабричных инспекторов, обязанных следить за выполнением закона. Закон усилил уголовную ответственность за участие в стачках.

    "Союз борьбы за освобождение рабочего класса"

В 90-е годы 19 в. в России наметился промышленный подъем. Это способствовало увеличению численности рабочего класса и созданию более благоприятных условий для развития его борьбы. Стачки имели экономический и слабо организованный характер.

В 1895 г. в Петербурге разрозненные марксистские кружки объединились в новую организацию "Союз борьбы за освобождение рабочего класса". Его создателями были В.И. Ульянов (Ленин), Ю.Ю. Цедербаум (Л. Мартов) и др. Аналогичные организации были созданы в Москве, Екатеринославе, Иваново-Вознесенске и Киеве. Они попытались встать во главе стачечного движения, издавали листовки и направляли пропагандистов в рабочие кружки для распространения марксизма среди пролетариата. Под влиянием "Союза борьбы" в Петербурге начались стачки текстильщиков, металлистов, работников писчебумажной фабрики, сахарного и других заводов. Забастовщики требовали сократить продолжительность рабочего дня до 10,5 ч, повысить расценки, своевременно выплачивать заработную плату. Упорная борьба рабочих летом 1896 и зимой 1897 г., с одной стороны, заставила правительство пойти на уступки: был издан закон о сокращении рабочего дня до 11,5 ч. С другой, оно обрушило репрессии на марксистские и рабочие организации, часть членов которых сослали в Сибирь.

Среди оставшихся на свободе социал-демократов во второй половине 90-х годов начал распространяться "легальный марксизм". П.Б. Струве, М.И. Туган-Барановский и др., признавая некоторые положения марксизма, отстаивали тезис об исторической неизбежности и незыблемости капитализма, критиковали либеральных народников, доказывали закономерность и прогрессивность развития капитализма в России. Они выступали за реформистский путь преобразования страны в демократическом направлении.

Под влиянием "легальных марксистов" часть социал-демократов России перешла на позиции "экономизма". Главную задачу рабочего движения "экономисты" видели в улучшении условий труда и быта. Они выдвигали только экономические требования и отказывались от политической борьбы.

В целом среди российских марксистов в конце XIX в. не было единства. Одни (во главе с В.И. Ульяновым-Лениным) выступали за создание политической партии, которая повела бы рабочих на осуществление социалистической революции и установление диктатуры пролетариата (политической власти рабочих), другие отрицая революционный путь развития, предлагали ограничиться борьбой за улучшение условий жизни и труда трудящихся России.

Общественное движение во второй половине XIX в., в отличие от предшествующего времени, стало важным фактором политической жизни страны. Многообразие направлений и течений, взглядов по идейно-теоретическим и тактическим вопросам отразило сложность общественной структуры и остроту социальных противоречий, характерных для переходного времени пореформенной России. В общественном движении второй половины XIX в. еще не сложилось направление, способное осуществить эволюционную модернизацию страны, но были заложены основы для формирования в будущем политических партий.

Они развернули активную антиправительственную деятельность. В отличие от консерваторов и либералов они стремились к насильственным методам преобразования России и коренному переустройству общества (революционный путь).

На рубеже 50-60-х гг. XIX в. после поражения России в Крымской войне наблюдался подъем общественного движения либеральной и революционно-демократической направленности.
Слово «либерал» в России XIX в. понимали как «свободно мыслящий человек, желающий большей свободы для народа и самоуправления». Осознавая необходимость преобразований, представители либерального направления считали, что провести их в России может только просвещенный монарх. Свою же задачу либералы видели в подготовке реформ сверху. Крупнейшими идеологами русского либерализма были К.Д. Кавелин (1818-1885) и Б.Н. Чичерин (1828-1904).
К. Д. Кавелин, профессор-историк Московского университета, приглашенный для воспитания наследника, так сформулировал девиз отечественного либерализма: «...Не тот народ имеет будущность, который умеет храбро умирать в битвах, на виселице и в каторге, а тот, который умеет переродиться и вынести реформу». Кавелин считал, что России нужна не революция, а гражданский мир. Он пытался сблизить славянофилов и западников, либералов и социалистов, считая, что крайние направления общественной мысли дополняют и уравновешивают друг друга. Долг и искусство политика состоят в том, чтобы разъяснить каждому его назначение: консерваторам указывать на опасность застоя, радикалов предупреждать о возможных катастрофических последствиях действий «сломя голову». В итоге добиваться постепенной реформы. Кавелин призывал разночинную интеллигенцию не к революции, а к упорному повседневному труду на благо народа, труду созидающему, обустраивающему жизнь. При этом Кавелин не требовал ликвидации монархии, признавал эту форму власти самой подходящей для России того времени, считая, что российский абсолютизм «должен быть прогрессивный и просвещенный». Главным делом своей жизни Кавелин считал участие в подготовке крестьянской реформы. В 1855 г. им была подана «Записка об освобождении крестьян», где он выдвигал идею постепенного освобождения крестьян с земельным наделом. Эта идея легла в основу правительственной программы. Но как только программа Кавелина была напечатана в «Современнике», его отстранили от воспитания наследника, хотя на смену Кавелину вскоре был приглашен другой либерал, его ученик Б. Н. Чичерин.
Б.Н. Чичерин был сторонником буржуазных реформ западноевропейского образца, выступал за закон, право как главные регуляторы человеческих отношений. Он писал: «Восстание может быть крайним прибежищем нужды, в революциях выражаются иногда исторические повороты народной жизни, но это всегда насилие, а не право». Чичерин считал, что путь к свободе - через «возвышенные права», он выступал за политические свободы и права - выражать свое мнение, менять местожительство и подданство, равенство перед законом и т. д.
В 1858 г. в герценовских «Голосах из России» Чичерин опубликовал статью «Современные задачи русской жизни», где сформулировал требования русского либерализма того времени:
1) свобода совести;
2) свобода от крепостного состояния;
3) свобода общественного мнения;
4) свобода книгопечатания;
5) публичность всех правительственных действий;
6) публичность и гласность судопроизводства.
Чичерин считал, что история России «доказывает яснее дня, что самодержавие может вести народ грамотными шагами на пути гражданственности и просвещения», в то же время Россия не созрела для народного представительства и его преждевременное введение «может породить только смуту». Социализм он обозначал как «чистый бред воображения», «фантазии о будущем блаженстве человеческого рода», считал, что так как в природе господствует неравенство сил, свойств, то и в обществе не может быть социального равенства.
Другим направлением общественной мысли на рубеже 50-60-х гг. XIX в. было революционнодемократическое. Складываются два революционных центра: один в Лондоне при редакции «Колокола», другой в России вокруг журнала «Современник».
В 1852 г. вслед за своим другом Н.П. Огаревым, А.И. Герцен отправился в добровольное изгнание в Лондон, где на следующий год основал Вольную русскую типографию, имея целью распространять в России идеи освободительного движения. В 1855 г. он приступил к изданию альманаха «Полярная звезда». Поместив на обложке издания силуэты казненных декабристов, он еще раз подчеркнул, что их традиции и идеалы продолжают жить на новом этапе освободительного движения. В альманахе печатались материалы о декабристах, Пушкине, Белинском, Чаадаеве. Успех «Полярной звезды» привел Герцена к мысли о выпуске бесцензурного периодического издания, которое могло бы быстро откликаться на текущие события, пропагандировать идеи и лозунги освободительного движения.
С 1 июля 1857 г. Герцен и Огарев стали издавать газету «Колокол». В первом номере Герцен сформулировал программу из трех пунктов:
1) освобождение крестьян,
2) упразднение цензуры,
3) отмена телесных наказаний.
В дальнейшем Герцен уточнил, что имеет в виду освобождение крестьян с землей, выкупленной государством.
В июле 1861 г. в «Колоколе» была опубликована статья Н.П. Огарева «Что нужно народу?». В ней были сформулированы следующие требования: передача крестьянам земли, «которой теперь владеют», сокращение размеров выкупа и податей государственных крестьян, общинное владение землей, сокращение армии, избавление народа от засилья чиновников, введение самоуправления и всенародного представительства. Огарев призывал народ «сближаться с войском», «собираться с силами», чтобы «дружно и сильно отстоять против царя и вельмож землю мирскую, волю народную».
В 1865 г. издание «Колокола» было перенесено в Женеву, ставшую центром русской эмиграции. В 1867 г. издание было прекращено.
Центральными фигурами российского революционного центра были Н.Г. Чернышевский и Н.А. Добролюбов. Накануне отмены крепостного права среди революционеров российского центра складывается план действий, центральное место в котором занимал выпуск прокламаций, поэтому часто этот период революционного движения в России называют «эпохой прокламаций». Первой прокламацией был «Великорусс». К осени 1861 г. вышли три его выпуска. «Великорусс» был обращен к «образованным классам». В нем содержался призыв «устранить произвольное управление» и «заменить его законностью». В прокламации выдвигалось требование передачи крестьянам земли, которой они пользовались при крепостном праве, и освободить их от выкупа, «приняв его на счет всей нации. «Великорусс» требовал свободной конституции, в которой найдут свое отражение такие демократические принципы, как «ответственность министров, вотирование бюджета, суд присяжных, свобода исповеданий, свобода печати, уничтожение сословных привилегий, самоуправление по областным и общинным делам». Неотъемлемой частью демократических преобразований считался вопрос об освобождении Польши. Выпуск «Великорусса» рассматривался революционерами как основа для объединения демократических сил страны.
Наиболее радикальным из всех агитационных документов была прокламация «Молодая Россия», вышедшая в мае 1862 г. Автором ее был студент П.Г. Заичневский, являвшийся одним из организаторов революционного кружка в Москве. Главной его целью было установление «социальной и демократической республики», а основным методом достижения этой цели являлся террор. П.Г. Заичневский призывал к «кровавой, неумолимой революции, которая должна изменить радикально все, все без исключения основы современного общества и погубить всех сторонников нынешнего порядка». Предполагалось введение коммунистического строя с общественным производством, общественным воспитанием детей, отменой брака и семьи.
В «эпоху прокламаций» было выпущено много агитационных документов, адресованных различным слоям общества: «Барским крестьянам от доброжелателей поклон», «К крестьянам», «К молодому поколению», «К солдатам». Однако данные документы были достаточно разноречивы, что свидетельствовало об отсутствии единства среди революционеров.
«Земля и воля» 60-х гг.
Подъем крестьянского движения, который последовал за отменой крепостного права, вселял в революционеров надежду на скорое восстание. Большинство из них сходилось на предположении, что открытое выступление может произойти в 1863 г., когда истекал срок подписания уставных грамот. Стремясь не отстать от событий, группа революционеров - Н.А. Серно-Соловьевич, Н.Н. Обручев, А.А. Слепцов, М.Л. Михайлов, Н.В. Шелгунов - провели серию нелегальных встреч и переговоров с целью создания тайной организации.
Летом 1861 г. была достигнута договоренность о создании тайной общероссийской организации «Земля и воля». В качестве программной основы общества была взята прокламация Огарева «Что нужно народу?». Организация была строго конспиративной. На протяжении всего короткого периода ее существования (осень 1861 - весна 1864 г.) руководящие органы претерпевали неоднократные изменения. Большинство ученых считают, что во главе «Земли и воли» находились братья Н.А. и А.А. Серно-Соловьевичи, А.А. Слепцов и Н.Н. Обручев. Непосредственное влияние на деятельность центра организации оказывал Н.Г. Чернышевский. «Земля и воля» была организована как федерация кружков. В 1862 г. было создано 14 местных отделений. Самым крупным из них было московское отделение, которое насчитывало около 400 членов.
После ареста в июле 1862 г. Чернышевского и Н.А. Серно-Соловьевича «Земля и воля» переживала трудный период. Во главе организации стали Н.И. Утин и Г.Е. Благосветлов. Общая численность «Земли и воли» возросла и достигла 3 тыс. человек. Центральный комитет поддерживал связь с «Колоколом», издавались прокламации. Среди попыток «Земли и воли» воплотить в жизнь свои революционные замыслы самой заметной был так называемый «казанский заговор». Рассчитывая на крестьянское восстание в 1863 г., члены организации рассматривали Поволжье как наиболее вероятный район выступления. В Казани сложилась сильная землевольческая организация, которая группировала вокруг себя революционное общество. Несколько землевольческих организаций направили в Казань заранее приготовленные прокламации, оружие и деньги. Но в апреле 1863 г. «казанский заговор» был раскрыт. Пятеро наиболее активных его участников были осуждены на каторжные работы.
В 1863 г. «Земля и воля» испытывала глубокие потрясения: не оправдались надежды на крестьянское восстание, усилились правительственные репрессии, возникли серьезные разногласия с Герценом. В этой обстановке весной 1864 г. Центральный комитет «Земли в воли» разослал по отделениям уведомление о «приостановлении» работы общества.
Московское отделение «Земли и воли» не подчинилось решению о самороспуске. Оно стало устанавливать связь с другими кружками распавшейся «Земли и воли» и собирать их в новую организацию. Ее возглавил Николай Ишутин. Деятельным его сподвижником был его двоюродный брат Дмитрий Каракозов. В 1863 г. им было по 23 года, оба они были студентами Московского университета. Ишутинцы считали своей целью подготовку крестьян к социалистической революции. На первых порах в их деятельности преобладал пропагандистский уклон. Чтобы быть ближе к крестьянам, они открыли ватную фабрику в Можайском уезде Московской губернии. Затем некоторые члены общества стали склоняться к тактике партизанских действий и индивидуального террора. С этой целью была создана группа «Ад», подготавливавшая устройство побега Чернышевского с каторги. Под влиянием этих теорий в апреле 1866 г. Д. Каракозов совершил неудачное покушение на царя Александра II. Это привело к усилению репрессий правительства. Был разгромлен кружок Ишутина, закрыты оппозиционные журналы, запрещены студенческие кружки. Сам Каракозов был казнен.

Наиболее значительное развитие школы и педагогики в России пришлось на вторую половину XIX в. Это была эпоха важных социальных реформ: судебной, воинской, земской, школьной. В 1861 г. манифестом Александра II (1818 - 1881) крестьяне в России освобождались от крепостной зависимости. Все слои русского общества становились гражданами, наделялись равными правами и обязанностями.

Во второй половине XIX в. в России начинается новый, буржуазно-демократический, народнический этап освободительного движения. На арену общественной жизни выступают разночинцы, то есть выходцы из разных сословий общества (мещане, духовенство, купечество , крестьяне). Это была пора расцвета национальной русской педагогики, представители которой внесли достойный вклад в развитие мировой педагогической мысли. Правительство всерьез занялось перестройкой школьной системы. В 1856 г. был восстановлен Ученый комитет , который занялся подготовкой проектов новых школьных уставов. Подготовка к школьной реформе осуществлялась в течение восьми лет (1856 - 1864). В 1864 г. правительство утвердило Положение о начальных народных училищахи Устав гимназий и прогимназий . В соответствии с «Положением» к начальным народным училищам были отнесены все городские и сельские элементарные школы, содержащиеся за счет казны и общественных пожертвований. В народные училища принимались дети всех сословий, как мальчики, так и девочки. Срок обучения составлял примерно три года. Учителями начальных народных училищ могли быть как светские, так и духовные лица. Но если для светских учителей необходимо было подтверждение наличия определенного уровня образования и благонадежности, то для священников подобных подтверждающих документов не требовалось. Осуществлял руководство деятельностью начальных народных училищ, уездный училищный совет . Совет имел право открывать и закрывать школы, назначать и увольнять учителей. В него входили представители:

  • министерства просвещения (учитель гимназии);
  • министерства внутренних дел (исправник);
  • духовного ведомства (священник);
  • уездного земства;
  • местного самоуправления.

Устав гимназий и прогимназий 1864 г. устанавливал три типа гимназий - классическую (с преподаванием двух древних языков), классическую (с одним древним латинским языком) и реальную (без древних языков). В гимназиях устанавливался семилетний срок обучения. Учебный план реальной гимназии был более прогрессивным. Он включал изучение математики, естествознания , физики, черчения, два новых языка (французский и немецкий). Однако, согласно Уставу 1864 г. только классические гимназии открывали учащимся доступ в университет. Также учреждался новый тип неполного среднего образования - прогимназия с четырехлетним курсом обучения по программам классического или реального образования.


В 1860-е годы в России получает развитие женское образование . Все государственные женские учебные заведения принадлежали либо Министерству народного просвещения, либо Ведомству императрицы Марии Федоровны . Первые имели семилетний курс обучения. После его окончания девушки получали аттестат домашней учительницы. Выпускницы учебных заведений, которые подчинялись Мариинскому ведомству, имели восьмой дополнительный педагогический класс, по окончании которого без экзаменов могли поступить на платные Высшие женские курсы.

Педагогическая мысль в России и Беларуси во второй половине XIX в. развивалась под влиянием различных исторических событий, общественных и философских взглядов. В этот период разворачивается мощное общественно-педагогическое движение, в котором выделялись три основных направления:

  • буржуазно-либеральное (Н.И. Пирогов, Н.А. Корф и др.);
  • буржуазно-демократическое (К.Д. Ушинский и др.);
  • революционно-демократическое (Н.Г. Чернышевский, Н.А. Добролюбов и др.).

Сторонники реформ воспитания не были едины в своих взглядах. Радикально настроенные Д.И. Писарев, Н.Г. Чернышевский и Н.А. Добролюбов превращали дискуссию о судьбах школы и воспитания в политическую полемику.

Писатель и публицист Николай Гаврилович Чернышевский (1828 - 1889) раскрыл «диалектическую» связь между политическим режимом, материальным достатком и образованием. Он писал: «Кто находится в нищете, тот не может развивать своих умственных сил…, кто не пользуется политической властью, тот не может спастись… и от невежества». В воспитании Чернышевский видел инструмент для революционной переделки общества и человека. Недостатки российских школ он видел в низком научном уровне обучения, схоластических методах преподавания, казарменном духе воспитания, перенасыщенности содержания учебников деталями и подробностями, а также в неравенстве женского образования по сравнению с мужским. Чернышевский руководствовался антропологическим подходом к человеку и воспитанию. Он видел необходимость воспитания разнообразных познавательных, умственных, эстетических, трудовых и других потребностей. Таким образом, развитие потребности - есть важнейшее условие становления личности.

Николай Александрович Добролюбов (1836 - 1861), соглашаясь с взглядами своего старшего товарища, стоял на более умеренных позициях и видел идеал воспитания в удовлетворении «естественных потребностей человека», освобождении «внутреннего человека». Он полагал, что цель образования состоит не столько в сообщении некий знаний, сколько в научении детей самостоятельно думать, внушении им любви к знаниям, раскрытии простора для деятельности и способностей. Добролюбов критиковал ущемление права на образование из-за сословных, религиозных, национальных ограничений. В трактате «О значении авторитета в воспитании » (1857) Добролюбов выделял роль и личный пример учителя, его умение разумно руководить развитием детей, обеспечивая свободу в проявлении качеств, «необходимых для передового человека».

Среди тех, кто взбудоражил педагогическую общественность 1860-х гг., возвестив об актуальности реформ воспитания и обучения, был Николай Иванович Пирогов (1810 - 1881). Он родился в семье чиновника. Закончил медицинский факультет Московского университета. Преподавал в Дерптском университете, Петербургской медико-хирургической академии. Основатель отечественной военно-полевой хирургии, участник Крымской войны, Пирогов одновременно был крупным общественным деятелем и педагогом. В 1856 г. Пирогов уходит из Медико-хирургической академии и получает пост попечителя Одесского учебного округа, который занимает в течение двух лет. В том же году в журнале «Морской сборник» появилась его статья «Вопросы жизни » , которая получила значительный резонанс в педагогических и общественных кругах. Эта статья явилась началом общественного переосмысления вопросов обучения и воспитания в России и предварила острую дискуссию о катастрофическом состоянии образования для народа, о схоластике гимназического образования, о надзоре, повинности, физических наказаниях и мн. др. В статье поднималась проблема общечеловеческого воспитания. Критикуя современное ему образование, Пирогов выступал против сословной школы и ранней утилитарно-профессиональной выучки. Он противопоставил официальному курсу образования идею общечеловеческого воспитания, которое должно подготовить высоконравственного человека с широким умственным кругозором. «Быть человеком - вот к чему должно вести воспитание». Пирогов восстает против ранней, преждевременной специализации детей, которая, по его мнению, только суживает кругозор и тормозит их нравственное развитие.

Пирогов разработал проект школьной системы, подготовил открытие университета в Одессе, создал первую в России воскресную школу для взрослых, поощрял методические искания учителей, поднял вопрос о запрете телесных наказаний учащихся. В статье «Нужно ли сечь детей, и сечь в присутствии других детей?» (1858), Пирогов принципиально осудил телесные наказания детей и горячо доказывал, что применение розги антипедагогично, и они должны быть отменены. Однако педагог не был до конца последовательным в этом вопросе и считал, что на практике учителю невозможно полностью обойтись без розги. Пирогов советовал учителям применять ее в гимназиях как исключительную меру наказания и только по постановлению педагогического совета. За эту непоследовательность во взглядах Пирогова часто критиковали его соратники и единомышленники, в частности, Н.А. Добролюбов.

Пирогов предложил прогрессивный проект новой школьной системы , который был направлен против сословной школы. Свою систему он строил по принципу единой школы , которая состояла из нескольких ступеней:

  • Элементарная (начальная) школа (2 года, арифметика, грамматика);
  • Неполная средняя школа 2-х типов (классическая прогимназия 4 года, общеобразовательный характер) и (реальная прогимназия 4 года);
  • Средняя школа 2-х типов (классическая гимназия 5 лет, общеобразовательный характер: латинский, греческий, русский языки, литература, математика, история) и (реальная гимназия 3 года, прикладной характер: профессиональные предметы);
  • Высшая школа (университет) и (профильные вузы).

Вместе с тем Пирогов отмечал, что главным фактором реорганизации системы образования должен стать новый учитель, стремящийся осмыслить мир ребенка «во всех возможных направлениях». Эту проблему он затронул в статье «Быть и казаться?». В ней педагог настаивал, что учитель должен отбросить старые, догматические способы преподавания и применять новые методы обучения и воспитания. Надо будить мысль учащихся, развивать их умственные способности, прививать навыки самостоятельной работы. Опытный учитель должен возбудить внимание учащихся и развить у них интерес к сообщаемому учебному материалу, а это, по мнению Пирогова, самое главное для успешного обучения. Основными дидактическими принципами Пирогов считал осмысленность обучения, активность и наглядность.

В своих работах Пирогов затронул волновавшие русское общество проблемы высшего образования. Он заявил о необходимости реформ университетского образования. Он настаивал на автономии университетов, введении публичного конкурса на занятие университетских кафедр, уменьшении платы за обучение, семестровой системе обучения. К преподаванию в вузах Пирогов предлагал привлечь крупных ученых, рекомендовал усилить беседы профессоров со студентами, проводить семинары и практические занятия, развивать у студентов навыки углубленной самостоятельной научно-исследовательской работы.

Либеральные взгляды Пирогова, его деятельность на посту сначала Одесского, а затем Киевского учебных округов раздражали власти. В 1861 г. он был отстранен от должности попечителя. Правительство сделало вид, что оно намерено использовать опыт Пирогова как педагога , и назначило его руководителем молодых людей, подготовлявшихся за границей к профессуре, но в 1866 г. лишило его и этой должности. Великий хирург, крупнейший ученый, видный общественный деятель и педагог, Пирогов, еще полный сил, удалился в свое небольшое имение на Украине (под Винницей), где прожил свои последние годы и скончался в 1881 г.

В педагогической теории Ушинского основополагающей идеей является - народность воспитания . Свои взгляды относительно народности в воспитании Ушинский изложил в работах: «О народности в общественном воспитании» (1857), «Родное слово» (1861), «О необходимости сделать русские школы русскими» (1867). Под народностью Ушинский понимал своеобразие каждого народа, обусловленное его историческим развитием, географическими, природными условиями. Лучшим выражение народности, по Ушинскому, есть родной язык, который должен лечь в основу обучения русских детей и стать основным предметом изучения в школе. Главную цель воспитания Ушинский видел в духовном развитии человека, которое возможно только при опоре на культуру народа, исторические традиции. Система воспитания, построенная на национальных традициях, развивает в детях патриотизм, гражданственность, национальную гордость. Такого глубокого и основательного обоснования принципа народности воспитания до Ушинского не давал ни один педагог.

По мнению Ушинского, предметом воспитания является человек как таковой, и если педагогика хочет воспитать всесторонне развитого человека, то она должна узнать его во всех отношениях. Организуя процесс целенаправленного воспитания, педагогика использует данные других наук о человеке, которые Ушинский называл « антропологическими» . К ним педагог относил - философию, анатомию, физиологию, патологию, психологию, логику, географию, статистику, политэкономию, историю и др. Эти науки, по Ушинскому, являются фундаментом педагогики. Связи педагогики с науками, в которых изучается природа человека, Ушинский изложил в своем фундаментальном труде «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии» (1868 - 1869).

Ушинский разработал целостную дидактическую систему и лучшую для того времени методику начального обучения. В них он раскрыл принципы отбора содержания учебного материала, его приспособления к особенностям детского возраста. Ушинский придавал большое значение таким дидактическим принципам как: наглядность, прочность и основательность обучения. Он внес вклад в развитие теории урока, разработал его структуру организации и типологию. Большой заслугой Ушинского являются созданные им книги для первоначального классного чтения «Детский мир» (1861), «Родное слово» (1864), содержавшие отрывки из художественных произведений родной литературы и устного народного творчества, материалы по природоведению, географии и истории страны. Научность отобранного материала сочеталась с доступностью и яркостью изложения.

Ушинского по праву считают идеологом педагогического образования в России и учителем русских учителей. Он высоко оценил профессию педагога и многосторонне раскрыл ее социальную роль в обществе. Труд учителя-наставника Ушинский сравнивал с творчеством художника, но если художник и скульптор отражает жизнь в красках, на полотне, в мраморе, композитор - в музыкальных образах, то искусство учителя формирует духовный облик самого человека. Школьный учитель по Ушинскому, не только преподаватель, но в первую очередь наставник, воспитатель, он подобен «плодотворному лучу солнца для молодой души». Русский педагог справедливо считал, что влияние учителя на учащихся составляет ту воспитательную силу, которую нельзя заменить никакими уставами и программами, никакой организацией учебных заведений, что «личность воспитателя значит все в деле воспитания». В 1870 г. в России были открыты первые из учительских семинарий по проекту Ушинского. Эти учебные заведения стали прообразом современных педагогических училищ, в которых и ныне сохраняются традиции подготовки будущего учителя через приобщение его к передовой практике и опыту.

Таким образом, Ушинский оказал огромное влияние на развитие педагогики в России и способствовал появлению плеяды блестящих отечественных педагогов и методистов. Им были разработаны общие принципы профессиональной подготовки педагога и указаны конкретные рекомендации по организации обучения народного учителя в специальных учебных заведениях - в педагогических классах женских школ, в сиротских заведениях, в учительских семинариях, в университетах. Многое из того, что было предложено великим русским педагогом в середине XIX в., успешно используется и на современном этапе профессиональной подготовки учителей.

Большую известность и общественный резонанс получила педагогическая деятельность великого русского писателя, философа и педагога Льва Николаевича Толстого (1828 - 1910). Великий русский писатель был педагогом-гуманистом, основателем отечественной теории свободного воспитания, борцом против существовавшей в те времена системы школьного обучения, подавлявшей личность ребенка.

Главный пункт педагогической концепции Толстого - идея «свободного воспитания» . Вслед за Руссо Толстой высказывал убеждение в совершенстве детской природы, которой воспитание лишь вредит. Он утверждал, что воспитание есть, прежде всего, саморазвитие, а задача воспитателя помогать ученику саморазвиваться в естественном для него направлении, оберегать гармонию, которой человек обладает от рождения. Из этой установки вырастала концепция школы, которая должна была создаваться для ребенка и помогать свободному его развитию. Он доказывал, что создаваемые школы учреждались «не так, чтобы детям было учиться удобно, но так, чтобы учителям было удобно учить».

Следуя за Руссо , Толстой в то же время серьезно расходится с ним: если кредо первого - «свобода и природа», то для второго это «свобода и жизнь», что обозначает учет не только особенностей и интересов ребенка, но и его образа жизни. Исходя из этих принципов, Толстой в Яснополянской школе пошел даже на то, чтобы предоставить детям свободу учиться или нет. Уроки на дом не задавались, и крестьянский ребенок шел в школу, «неся только себя, свою восприимчивую натуру и уверенность в том, что в школе нынче будет весело так же, как вчера». Великий русский писатель идеализировал природу ребенка. Единственным критерием педагогической науки он считал - свободу, то есть право детей самим решать, что изучать, в каком объеме, и вообще, посещать школу или нет. Процесс обучения в яснополянской школе носил спонтанный характер. Преподавание велось в форме свободных бесед, организация учебного процесса не предполагала наличия учебного плана, программ, стабильного расписания. Сам граф преподавал в старших классах математику и историю, проводил физические опыты.

Особое внимание Толстой уделял книгам для первоначального обучения. Предлагаемые в них сведения должны быть занимательными и доступными детскому пониманию, подаваться немногословно. Много места в таких книгах следует уделять материалу из жизни Родины, запоминающемуся и откладывающемуся в детских душах. Учебные книги Толстого выдержали десятки изданий, выйдя в миллионах экземплярах и став, наряду с «Родным словом» Ушинского, самыми распространенными в земских школах. Содержащиеся в них короткие рассказы и притчи, заставляют, и сегодня детей задуматься над вопросами добра и зла, правды и лжи.

Яснополянская школа добилась поразительных результатов. За три месяца дети, не знавшие принуждения к учебе и страха перед учителем, овладевали грамотой, бойко читали, писали, считали. И только на последнем отрезке своей педагогической деятельности, в период серьезного личного кризиса, Толстой стал склоняться к мысли, что все же религиозное образование должно быть принудительным.

Большое значение уделял Толстой личности педагога. В качестве учителей он предпочитал бывших студентов университетов, пусть даже исключенных из них за участие в революционных выступлениях. Толстой считал, что студенты более способны принять его идеи и уважать ту среду, из которой вышли крестьянские дети. Идеальным и совершенным учителем, по мысли Толстого, являлся тот, кто соединял в себе любовь к делу и к своим ученикам. Он считал, что необходимо создать «учительскую семинарию», которая бы готовила из числа самых одаренных крестьянских детей будущих сельских учителей.

История России от древнейших времен до начала XX века Фроянов Игорь Яковлевич

Революционнаа ситуация в России на рубеже 50-60-х годов XIX в. Падение крепостного права

В конце 50-х годов XIX в. кризис феодализма в России достиг своей кульминации. Крепостничество сдерживало развитие промышленности и торговли, консервировало низкий уровень сельского хозяйства. Росли недоимки крестьян, увеличивалась задолженность помещиков кредитным учреждениям.

Вместе с тем в экономике России в недрах феодального строя пробивал себе дорогу капиталистический уклад, возникали устойчивые капиталистические отношения с постепенно складывающейся системой купли-продажи рабочей силы. Наиболее интенсивно его развитие происходило в сфере промышленности. Рамки старых производственных отношений уже не соответствовали развитию производительных сил, что, в конечном счете, привело к возникновению пеовой революционной ситуации в России на рубеже 50-60-х годов XIX в.

В 50-е годы заметно обострились нужда и тяготы народных масс, произошло это под влиянием последствий Крымской войны, участившихся стихийных бедствий (эпидемий, неурожаев и как их следствие - голода), а также усиливавшегося в предреформенный период гнета со стороны помещиков и государства. На экономику российской деревни особенно тяжелые последствия оказали рекрутские наборы, сократившие число работников на 10 %, реквизиции продовольствия, лошадей и фуража. Обострял положение и произвол помещиков, систематически сокращавших размеры крестьянских наделов, переводивших крестьян в дворовые (и таким образом лишавших их земли), переселявших крепостных на худшие земли. Эти акты приняли такой размах, что правительство незадолго до реформы специальными указами было вынуждено наложить запрет на подобные действия.

Ответом на ухудшение положения народных масс стало крестьянское движение, которое по своему накалу, масштабам и формам заметно отличалось от выступлений предыдущих десятилетий и вызывало сильное беспокойство в Петербурге.

Для этого периода характерны массовые побеги помещичьих крестьян, желавших записаться в ополчение и надеявшихся таким образом получить свободу (1854–1855), самовольные переселения в разоренный войной Крым (1856), «трезвенное» движение, направленное против феодальной системы винных откупов (1858–1859), волнения и побеги рабочих на строительстве железных дорог (Московско-Нижегородской, Волго-Донской, 1859–1860). Беспокойно было и на окраинах империи. В 1858 г. с оружием в руках выступили эстонские крестьяне («война в Махтра»). Крупные крестьянские волнения вспыхнули в 1857 г. в Западной Грузии.

После поражения в Крымской войне, в условиях нарастающего революционного подъема обострился кризис верхов, проявившийся, в частности, в активизации либерально-оппозиционного движения среди части дворянства, недовольной военными неудачами, отсталостью России, понимавшей необходимость политических и социальных перемен. «Севастополь ударил по застоявшимся умам», - писал об этом времени знаменитый русский историк В.О.Ключевский. Введенный императором Николаем I «цензурный террор» после его смерти в феврале 1855 г. был фактически сметен волной гласности, позволившей открыто обсуждать самые острые проблемы, стоящие перед страной.

В правительственных кругах не было единства по вопросу о дальнейшей судьбе России. Здесь образовались две противостоящие группы: старая консервативная бюрократическая верхушка (начальник III отделения В.А.Долгоруков, министр государственных имуществ М.Н.Муравьев и др.), активно противившаяся проведению буржуазных преобразований, и сторонники реформ (министр внутренних дел С.С.Ланской, Я.И.Ростовцев, братья Н.А. и Д.А.Милютины).

Интересы российского крестьянства нашли свое отражение в идеологии нового поколения революционной интеллигенции.

В 50-х годах образовались два центра, возглавившие революционно-демократическое движение в стране. Во главе первого (эмигрантского) стоял А.И.Герцен, основавший в Лондоне «Вольную русскую типографию» (1853). С 1855 г. он начал издавать непериодический сборник «Полярная звезда», а с 1857 г. - совместно с Н.П.Огаревым - пользовавшуюся огромной популярностью газету «Колокол». В изданиях Герцена была сформулирована программа социальных преобразований в России, включавшая освобождение крестьян от крепостного права с землей и за выкуп. Первоначально издатели «Колокола» верили в либеральные намерения нового императора Александра II (1855–1881) и возлагали определенные надежды на разумно проведенные реформы «сверху». Однако по мере подготовки проектов отмены крепостного права иллюзии рассеивались, и на страницах лондонских изданий в полный голос зазвучал призыв к борьбе за землю и демократию.

Второй центр возник в Петербурге. Во главе его стояли ведущие сотрудники журнала «Современник» Н.Г.Чернышевский и Н.А.Добролюбов, вокруг которых сплотились единомышлснпики из революционно-демократического лагеря (М.Л.Михайлов, Н.А.Серно-Соловьевич, Н.В.Шелгунов и др.). Подцензурные статьи Н.Г.Чернышевского были не столь откровенны, как публикации А.И.Герцена, но отличались своей последовательностью. Н.Г.Чернышевский считал, что при освобождении крестьян земля должна передаваться им без выкупа, ликвидация самодержавия в России произойдет революционным путем.

В канун отмены крепостного права наметилось размежевание революционно-демократического и либерального лагерей. Либералы, признававшие необходимость реформ «сверху», видели в них, прежде всего, возможность предотвратить революционный взрыв в стране.

Крымская война поставила правительство перед выбором: либо сохранить существовавшие в стране крепостнические порядки и как следствие этого в конечном счете в результате политической и финансово-экономической катастрофы потерять не только престиж и положение великой державы, но и поставить под угрозу существование самодержавия в России, либо приступить к проведению буржуазных реформ, первостепенной из которых была отмена крепостного права.

Выбрав второй путь, правительство Александра II в январе 1857 г. создало Секретный комитет «для обсуждения мер по устройству быта помещичьих крестьян». Несколько ранее, летом 1856 г. в МВД товарищем (заместителем) министра А.И.Левшиным была разработана правительственная программа крестьянской реформы, которая хотя и давала крепостным гражданские права, но сохраняла всю землю в собственности помещика и предоставляла последнему вотчинную власть в имении. В этом случае крестьяне получили бы в польэование надельную землю, за которую должны были бы выполнять фиксированные повинности. Эта программа была изложена в императорских рескриптах (предписаниях) сначала на имя виленского и петербургского генерал-губернаторов, а затем направленных и в другие губернии. В соответствии с рескриптами в губерниях стали создаваться специальные комитеты для рассмотрения дела на местах, а подготовка реформы получила гласность. Секретный комитет был переименован в Главный комитет по крестьянскому делу. Заметную роль в подготовке реформы стал играть Земский отдел при МВД (Н.А.Милютин).

Внутри губернских комитетов шла борьба между либералами и консерваторами по вопросам о формах и степени уступок крестьянству. Проекты реформы, подготовленные К.Д.Кавелиным, А.И.Кошелевым, М.П.Позеном. Ю.Ф.Самариным, А.М.Унковским, отличались политическими взглядами авторов и экономическими условиями. Так, помещики черноземных губерний, владевшие дорогой землей и державшие крестьян на барщине, хотели сохранить за собой максимально возможное количество земли и удержать рабочие руки. В промышленных нечерноземных оброчных губерниях помещики в ходе реформы хотели получить значительные денежные средства для перестройки своих хозяйств на буржуазный лад.

Подготовленные предложения и программы поступали на обсуждение в так называемые Редакционные комиссии. Борьба вокруг этих предложений велась и в этих комиссиях, и при рассмотрении проекта в Главном комитете и в Государственном совете. Но, несмотря на имеющиеся различия во мнениях, во всех этих проектах речь шла о проведении крестьянской реформы в интересах помещиков путем сохранения помещичьего землевладения и политического господства в руках русского дворянства, «Все, что можно было сделать для ограждения выгод помещиков, сделано», - заявил в Государственном совете Александр II. Окончательный вариант проекта реформы, претерпевший ряд изменений, был подписан императором 19 февраля 1861 г., а 5 марта были опубликованы важнейшие документы, регламентировавшие проведение реформы: «Манифест» и «Общие положения о крестьянах, вышедших иэ крепостной зависимости».

В соответствии с этими документами крестьяне получали личную свободу и могли теперь свободно распоряжаться своим имуществом, заниматься торгово-промышленной деятельностью, покупать и подавать недвижимость, поступать на службу, получать образование, вести свои семейные дела.

В собственности у помещика оставалась вся земля, но часть ее, обычно сокращенный земельный надел и так называемую «усадебную оседлость» (участок с избой, хозяйственными постройками, огородами и т. п.), он был обязан передать крестьянам в пользование. Таким образом русские крестьяне получили освобождение с землей, однако землей этой они могли пользоваться за определенный фиксированный оброк или отбывание барщины. Крестьяне не могли отказаться от этих наделов в течение 9 лет. Для полного освобождения они могли выкупить в собственность усадьбу и, по соглашению с помещиком, надел, после чего становились крестьянамн-собствснниками. До этого времени устанавливалось «временнообязанное положение».

Новые размеры наделов и платежей крестьян фиксировались в особых документах, «уставных грамотах». которые составлялись на каждое селение в течение двухлетнего срока. Размеры этих повинностей и надельной земли определялись «Местными положениями». Так, по «Великороссийскому» местному положению территория 35 губерний распределялась на 3 полосы: нечерноземную, черноземную и степную, которые делились на «местности». В первых двух полосах в зависимости от местных условий устанавливались «высший» и «низший» (1/3 от «высшего») размеры надела, а в степной полосе - один «указной» надел. Если дореформенные размеры надела превышали «высший», то могли быть произведены отрезки земли, если же надел был менее «низшего», то помещик должен был либо прирезать землю, либо сократить повинности. Отрезки производились также и в некоторых других случаях, например, когда у владельца в результате наделения крестьян землей оставалось менее 1/3 всей земли имения. Среди отрезанных земель зачастую оказывались наиболее ценные участки (лес, луга, пашня), в некоторых случаях помещики могли требовать переноса на новые места крестьянских усадеб. В результате пореформенного землеустройства для русской деревни стала характерна чересполосица.

Уставные грамоты обычно заключались с целым сельским обществом, «миром» (общиной), что должно было обеспечить круговую поруку в уплате повинностей.

«Временнообязанное» положение крестьян прекращалось после перевода на выкуп, который стал обязательным только через 20 лет (с 1883 г.). Выкуп проводился при содействии правительства. Основой для вычисления выкупных платежей становилась не рыночная цена на землю, а оценка феодальных по своей природе повинностей. При заключении сделки крестьяне выплачивали 20 % от суммы, а остальные 80 % платило помещикам государство. Предоставленную государством ссуду крестьяне должны были выплачивать ежегодно в виде выкупных платежей в течение 49 лет, при этом, конечно, учитывались набежавшие проценты. Выкупные платежи тяжелым бременем ложились на крестьянские хозяйства. Стоимость выкупленной земли существенно превышала ее рыночную цену. В ходе выкупной операции правительство постаралось также получить назад огромные суммы, которые были предоставлены помещикам в предреформенные годы под залог земли. Если имение было заложено, то из предоставляемых помещику сумм вычиталась сумма долга. Наличными помещики получали только небольшую часть выкупной суммы, на остальную часть выдавались специальные процентные билеты.

Следует иметь в виду, что в современной исторической литературе вопросы, связанные с реализацией реформы, разработаны не до конца. Существуют различные точки зрения о степени трансформации в ходе реформы системы крестьянских наделов и платежей (в настоящее время эти исследования проводятся в широких масштабах с применением компьютеров).

За реформой 1861 г. во внутренних губерниях последовала отмена крепостного права на окраинах империи - в Грузии (1864–1871), Армении и Азербайджане (1870–1883), которая проводилась зачастую с еще меньшей последовательностью и с большим сохранением феодальных пережитков. Удельные крестьяне (принадлежавшие царской семье) получили личную свободу на основании указов 1858 и 1859 гг. «Положением 26 июня 1863 г.» было определено поземельное устройство и условия перехода на выкуп в удельной деревне, который был осуществлен в течение 1863–1865 гг. В 1866 г. была проведена реформа в государственной деревне. Выкуп земли государственными крестьянами был завершен только в 1886 г.

Таким образом крестьянские реформы в России фактически отменили крепостное право и ознаменовали начало развития капиталистической формации в России. Однако, сохранив помещичье землевладение и феодальные пережитки в деревне, они не смогли разрешить все противоречия, что в конечном счете привело в дальнейшем к обострению классовой борьбы.

Ответом крестьянства на опубликование «Манифеста» стал массовый взрыв недовольства весной 1861 г. Крестьяне протестовали против сохранения барщины и уплаты оброков, отрезки земли. Особенно большой размах крестьянское движение приобрело в Поволжье, на Украине и в центрально-черноземных губерниях.

Русское общество было потрясено событиями в селах Бездна (Казанской губ.) и Кандеевка (Пензенской губ.), происходившими в апреле 1863 г. Возмущенные реформой крестьяне были расстреляны там воинскими командами. Всего в 1861 г. произошло свыше 1100 крестьянских волнений. Только потопив выступления в крови, правительство сумело сбить накал борьбы. Разобщенный, стихийный и лишенный политической сознательности протест крестьян был обречен на неудачу. Уже в 1862–1863 гг. размах движения существенно сократился. В следующие годы он резко пошел на убыль (в 1864 г. было менее 100 выступлений).

В 1861–1863 гг. в период обострения классовой борьбы в деревне, активизировалась деятельность демократических сил в стране. После подавления крестьянских выступлений правительство, почувствовав себя уверенней, обрушилось с репрессиями и на демократический лагерь.

Из книги Правда о Николае I. Оболганный император автора Тюрин Александр

Уход крепостного права

Из книги История России XVIII-XIX веков автора Милов Леонид Васильевич

§ 1. Отмена крепостного права Военные поражения и русское общество. Воцарение Александра II знаменовало перелом в настроении правительственных кругов и общественности. Неудачи в Крымской войне, дипломатическая изоляция, крестьянские волнения, экономический и

Из книги История России от древнейших времен до начала XX века автора Фроянов Игорь Яковлевич

Революционная ситуация ив рубеже 70-80-я годов. Политическая реакция 80-х - начала 90-х годов На рубеже 70-80-х годов XIX в. в России сложилась вторая революционная ситуация, все признаки которой были налицо. Реформы 60-70-х годов не разрешили противоречий между ростом

Из книги История России с начала XVIII до конца XIX века автора Боханов Александр Николаевич

§ 2. Отмена крепостного права в России Отмена крепостного права затрагивала жизненные основы огромной страны. Александр II не решался взять ответственность всецело на себя. В конституционных государствах все крупные мероприятия сначала разрабатываются в

Из книги Отечественная история (до 1917 г.) автора Дворниченко Андрей Юрьевич

§ 1. Политическая ситуация в России на рубеже 1850-1860-х гг Падение крепостного права.В конце 1850-х гг. отчетливо обозначились кризисные явления в экономике России. Крепостничество сдерживало развитие промышленности и торговли, консервировало низкий уровень сельского

Из книги История Грузии (с древнейших времен до наших дней) автора Вачнадзе Мераб

Глава VII Отмена крепостного права в Грузии. Реформы 60–70-х годов XIX века. Экономическое развитие §1. Отмена крепостного права в Грузии К середине XIX века феодально-крепостническая система в России вошла в стадию тяжелого кризиса. Крепостничество явно тормозило развитие

Из книги История СССР. Краткий курc автора Шестаков Андрей Васильевич

40. Отмена крепостного права в России Манифест Александра II 19 февраля 1861 года. Царь Александр II, боясь того, что крестьяне восстанут и сами разгромят снизу крепостнические порядки, 19 февраля 1861 года подписал манифест об освобождении крестьян. Крестьяне объявлялись

Из книги Империя. От Екатерины II до Сталина автора Дейниченко Петр Геннадьевич

Конец крепостного права Александр II стал императором в разгар кровопролитной Крымской войны. Англо-французские войска взяли Севастополь в кольцо. Военные действия шли не только в Крыму. Англичане высадили десант на берегу Белого моря, обстреливали

Из книги История [Шпаргалка] автора

41. Отмена крепостного права в России: характер, значение К середине XIX в. в Европе крепостного права уже не было. В России дворянство от обязательной службы было освобождено Манифестом о вольности дворянской (1762) и Жалованной грамотой дворянству (1785), но продолжало еще век

автора Комиссия ЦК ВКП(б)

Из книги Российская история в лицах автора Фортунатов Владимир Валентинович

4.7.2. «Салтычиха» как зеркало крепостного права в России В последние десятилетия некоторые российские граждане стали проявлять к истории специфический интерес. Стали составляться родословные. Почти засохшие корни, стволы и ветви генеалогических дерев стали обильно

Из книги Краткий курс истории ВКП(б) автора Комиссия ЦК ВКП(б)

1. Отмена крепостного права и развитие промышленного капитализма в России. Появление современного промышленного пролетариата. Первые шаги рабочего движения. Царская Россия позже других стран вступила на путь капиталистического развития. До 60-х годов прошлого столетия

автора

М.М. Шевченко. История крепостного права в России

Из книги Крепостная Россия. Мудрость народа или произвол власти? автора Кара-Мурза Сергей Георгиевич

Глава VI Классовая борьба в России во время отмены крепостного права и ее историческое значение Дворянские и либерально-буржуазные историки, занимавшиеся изучением реформы 1861 г., создали легенду об «умиротворенном» русском крестьянине. Они доказывали, что в период

Из книги История Украинской ССР в десяти томах. Том четвертый автора Коллектив авторов

Глава IX ПАДЕНИЕ КРЕПОСТНОГО ПРАВА. БУРЖУАЗНЫЕ РЕФОРМЫ 60-70-х ГОДОВ Конец 50-х - начало 60-х годов XIX в. стали переломным этапом в истории России, в том числе и Украины. В эти годы сложилась первая революционная ситуация, со всей очевидностью показавшая невозможность

Из книги ГЖАТСК автора Орлов В С

Падение крепостного права В канун реформы 1861 года антикрепостнические настроения крестьян достигли особенно широкого размаха. Чтобы не допустить ликвидации крепостного права «снизу», то есть самими крестьянами, правительство Александра II вскоре после Крымской войны

Руководитель грузинской организации «Сталин», профессор Григол Ониани намерен начать широкое общественное движение с целью перезахоронения в Грузии тела Иосифа Сталина. Господин Ониани утверждает, что уже заручился поддержкой Грузинской православной церкви (ГПЦ) и «лучших представителей общественности». Правда, патриархия ГПЦ пока не подтвердила заявление профессора, а представители власти его инициативы комментировать отказываются.


«Мы категорически требуем, чтобы этот человек наконец был похоронен в родной земле»,- заявил основатель организации «Сталин» Григол Ониани на специальном брифинге в четверг. Он сообщил журналистам о начале «широкого общественного движения» по перезахоронению Иосифа Сталина . По словам господина Ониани, Сталин должен быть похоронен не в Тбилиси, а в родном Гори, где родился и вырос. «Главное его перезахоронить, а кто придет на могилу с цветами, кто нет - право каждого»,- допустил господин Ониани возможность неоднозначного отношения к памяти советского диктатора.

Григол Ониани заявил, что советовался на этот счет с предстоятелем Грузинской православной церкви патриархом Илией Вторым: «Его святейшество выразил сомнение в том, что русские отдадут нам Cталина».

Впрочем, по словам господина Ониани, в случае согласия Москвы Илия Второй готов отправить в Москву свой самолет, затем лично встретить в аэропорту прах Сталина вместе со всей иерархией грузинской церкви, «на руках отнести прах Иосифа Джугашвили из Тбилиси в Гори», отслужить молебен во спасение души христианина и похоронить по церковным канонам.

В патриархии ГПЦ “Ъ” заявили, что хотя Григол Ониани действительно встречался с патриархом и ставил этот вопрос, «предметного обсуждения не было».

Грузинское правительство едва ли поддержит начинание Григола Ониани - в том числе потому, что оппозиция, и в первую очередь сторонники экс-президента Михаила Саакашвили, сочтут интерес к теме перезахоронения Сталина «проявлением пророссийской ориентации нынешних властей». Так, основатель Республиканской партии Грузии, диссидент советской эпохи Леван Бердзенишвили в беседе с “Ъ” подчеркнул, что Иосиф Сталин - «российский государственный деятель, диктатор, который не имеет к Грузии никакого позитивного отношения».

В начале 1990-х годов вопрос «перезахоронения Сталина на родине» ставил грузинский писатель Леван Саникидзе, но тогда эта тема не получила развития. Огромный памятник Иосифу Сталину в Гори простоял вплоть до 2010 года, когда по приказу президента Саакашвили его перенесли в местный филиал Музея советской оккупации.

После смерти Иосифа Сталина в 1953 году его тело было помещено в Мавзолей рядом с телом Ленина. Но после разоблачения культа личности отношение к Сталину изменилось. В ночь с 31 октября на 1 ноября 1961 года тело Сталина было вынесено из Мавзолея и перезахоронено у кремлевской стены. В 1970 году на могиле Сталина был установлен бюст работы Николая Томского.

Георгий Двали, Тбилиси