Общественное движение 50 60 годов. Грузинская общественная организация намерена добиваться его перезахоронения на родине

Внутриполитическое положение России после поражения в Крымской войне. Подъем крестьянского и общественного движения на рубеже 50-60-х годов. Кризис власти. Либерально-буржуазные течения и их место в идейной жизни страны. А.И. Герцен и Н.П. Огарев. Вольная русская типография в Лондоне. "Полярная звезда", "Колокол". Н.Г. Чернышевский и Н.А. Добролюбов. Журнал "Современник". Их роль в борьбе за ликвидацию крепостного права.

Реформа 1861 г. и отношение к ней русского общества. Крестьянские выступления. Позиции А.И. Герцена и Н.П. Огарева, Н.Г. Чернышевского. "Великорусс". "Эпоха прокламаций": "Барским крестьянам от их доброжелателей поклон" Н.Г. Чернышевского; "К молодому поколению" Н.В. Шелгунова; "Молодая Россия" П.Г. Заичневского. "Земля и воля" 60-х годов.

Польское восстание 1863 г. и русская общественность.

Либеральное и консервативное движение: адрес тверского дворянства 1862 г.; требование дворянской конституции.

Общественное движение в середине и второй половине 60-х годов. Журнал "Русское слово". Д.И. Писарев и "нигилизм". Полемика "Современника" с "Русским словом". Кружки Н.А. Ишутина. Покушение Д.В. Каракозова на Алекандра II. С.Г. Нечаев и "нечаевщина". Создание русской секции I Интернационала.

Общественное движение в России 70-90-х годов XIX в.

Революционное народническое движение 70-х - начала 80-х годов XIX в. Идеология народничества. М.А. Бакунин. П.Л. Лавров. П.Н. Ткачев. Народнические организации начала 70-х годов: "чайковцы", "долгушинцы". "Хождение в народ". Кружок "москвичей". "Земля и воля" 70-х годов XIX в. "Народная воля" и "Черный передел". Убийство Александра II 1 марта 1881 г. Крах "Народной воли".

Рабочее движение во второй половине XIX в. Стачечная борьба. Первые рабочие организации. Возникновение рабочего вопроса. Фабричное законодательство. Фабрично-заводская инспекция.

Либеральное народничество 80-90-х годов XIX в. Н.К. Михайловский. Распространение идей марксизма в России. Г.В. Плеханов. Группа "Освобождение труда" (1883-1903). Возникновение российской социал-демократии. Критика Г.В.Плехановым народничества. Марксистские кружки 80-х годов XIX в.

Петербургский "Союз борьбы за освобождение рабочего класса". В.И. Ульянов. "Легальный марксизм". П.Б. Струве. "Экономизм". Идейная борьба по вопросу о путях развития капитализма в России на рубеже XIX-XX вв.

Земское либеральное движение второй половины XIX в.

Политическая реакция 80-90-х годов XIX в. Эпоха контрреформ

Обострение социально-политических противоречий в стране к концу 70-х годов XIX в. Кризис самодержавной власти на рубеже 70-80-х годов. Политика лавирования. Создание Верховной распорядительной комиссии по охране государственного порядка и общественного спокойствия во главе с М.Т. Лорис-Меликовым. Смерть Александра II и отставка М.Т. Лорис-Меликова.

Александр III. К.П. Победоносцев. М.Н. Катков. Манифест о "незыблемости" самодержавия (1881). Назначение министром внутренних дел Д.А. Толстого. Политика контрреформ. Цензура и просвещение. "Временные правила" о печати 1882 г. Указ о средней школе (1882). Указ о "кухаркиных детях" (1887). Университетский устав 1884 г. И.Д. Делянов. Аграрно-крестьянский вопрос о политике самодержавия. Учреждение Крестьянского поземельного банка (1882). Закон об общине (1893). "Положение о земских участковых начальниках" (1889). Земская (1890) и городская (1892) контрреформы. Итоги и значение контрреформ.

Внешняя политика России во второй половине XIX в.

Международное положение России после Крымской войны. Изменение внешнеполитической программы страны. А.М.Горчаков. Основные направления и этапы внешней политики России второй половины XIX в.

Борьба России за отмену ограничительных условий Парижского договора 1856 г. Отношения с Францией, Пруссией и Австрией на рубеже 50-60-х годов. Политика России и западноевропейских держав в годы польского восстания. Позиция России в войнах Пруссии за объединение Германии. Лондонская конвенция 1871 г. и отмена нейтрализации Черного моря.

Россия в системе международных отношений после франко-прусской войны. Союз трех императоров.

Россия и восточный кризис 70-х годов XIX в. Цели политики России в восточном вопросе. Положение славянских народов в составе Османской империи и национально-освободительное движение на Балканах. Политика России и других великих держав в 1875-1877 гг. Русско-турецкая война 1877-1878 гг.: причины, планы и силы сторон, ход военных действий на Балканском и Кавказском театрах военных действий. И.В. Гурко. М.Д. Скобелев. Сан-Стефанский мирный договор. Берлинский конгресс и его решения. Роль России в освобождении балканских народов от османского ига.

Внешняя политика России в 80-90-е годы XIX в. Складывание новой расстановки сил на международной арене. Возобновление Союза трех императоров (1881). Образование Тройственного союза (1882). Ухудшение отношений России с Германией и Австро-Венгрией. Заключение русско-французского союза (1891-1894).

Присоединение Средней Азии к России

Социально-экономический и политический строй среднеазиатских ханств в XIX в. Русско-английское соперничество в Средней Азии.

Мотивы продвижения России в Среднюю Азию. Активизация русской политики в 60-е годы XIX в. Русско-бухарские отношения и образование Туркестанского генерал-губернаторства. Утверждение России в районе Красноводска. Присоединение Хивы. Включение Кокандского ханства в состав Туркестанского края. Подчинение туркменских племен. Русско-английские соглашения. Противоречия в этом регионе. Организация военно-административного управления Средней Азией. Значение присоединения Средней Азии к России.

Социально-экономическое развитие России в начале XX в.

Административно-территориальное деление России в начале XX в. Население страны. Рост и движение населения. Социальная структура. Рабочий класс. Крестьянство. Буржуазия. Дворянство.

Общая характеристика российской промышленности в начале XX в. Российский монополистический капитализм и его особенности. Экономический кризис и депрессия 1900-1908 гг. Промышленный подъем 1908-1913 гг.

Сельское хозяйство. Общие условия его развития в начале XX в. Помещичье хозяйство. Крестьянское хозяйство.

Россия в начале XX в.

Обострение экономических, социальных и политических противоречий в стране на рубеже XIX-XX вв. Назревание революционной ситуации. Сущность и особенности революционной ситуации в России.

Выступления российского пролетариата. Первомайская демонстрация в Харькове (1900). Обуховская оборона (1901). Стачка в Ростове-на-Дону (1902). Всеобщая стачка на Юге России (1903). Декабрьская всеобщая стачка в Баку (1904).

Крестьянские волнения в начале XX в. Движение демократической интеллигенции и студенчества. Образование партии эсеров. Либерально-буржуазное движение. "Союз освобождения".

"Искра". II съезд РСДРП. Возникновение меньшевизма и большевизма как идейных течений российской социал-демократии.

Внутренняя политика царизма. Николай II. Усиление репрессий. "Полицейский социализм". "Зубатовщина" ("гапоновщина"). Политика правительства в крестьянском вопросе.

Внешняя политика России в конце XIX - начале XX в.

Внешняя политика царизма в Европе, на Ближнем и Среднем Востоке на рубеже XIX-XX вв.

Обострение противоречий между империалистическими державами на Дальнем Востоке. Дальневосточная политика России. Строительство КВЖД. Аренда Порт-Артура. Оккупация Маньчжурии. Борьба в правящих кругах России по вопросам внешней политики. Дипломатическая изоляция России.

Русско-японская война 1904-1905 гг. Планы и силы сторон. Ход военных действий на суше и на море. А.Н.Куропаткин. С.О.Макаров. Сражения под Ляояном и на реке Шахэ. Оборона Порт-Артура. Мукденское сражение. Цусима. Портсмутский мир. Причины поражения России в войне. Отношение к войне классов и партий.

Общественное движение на рубеже 50-60 гг. XIX в.

Наименование параметра Значение
Тема статьи: Общественное движение на рубеже 50-60 гг. XIX в.
Рубрика (тематическая категория) История

Особенностью русского общественно-политического движения в период подготовки ʼʼвеликих реформʼʼ явилось единое требование отмены крепостного права представителями различных идейных течений (от сторонников официальной народности - М. П. Погодин, до демократов - А. И. Герцен и Н. Г. Чернышевский). В 1853 ᴦ. в Лондоне А. И. Герцен и Н. П. Огарев создали ʼʼВольную русскую типографиюʼʼ, издания которой - альманах ʼʼПолярная звездаʼʼ и газета ʼʼКолоколʼʼ (с 1857 ᴦ.) - разрабатывали теорию общинного народнического социализма. В то же время ʼʼлондонские пропагандистыʼʼ, учитывая политическую обстановку в России, широкий общественный подъем, колебания правительства, видели свою роль в сплочении всœех антикрепостнических сил, чтобы оказать моральное давление на власть и побудить ее к глубоким преобразованиям в интересах всœех слоев общества. Отмена крепостного права была первым требованием ʼʼКолоколаʼʼ. Герцен и Огарев считали долгом правительства освободить крестьян с землей за умеренный выкуп. В начале 1858 ᴦ. они приветствовали Александра II как деятеля на поприще освобождения крестьян. Другими необходимыми реформами издатели ʼʼКолоколаʼʼ считали введение гласности и отмену цензуры, преобразование судебной систе­мы, введение суда присяжных, изменение порядка местного самоуправления, отмену рекрутчины в армии. О том же писали русские корреспонденты ʼʼКолоколаʼʼ, среди которых были известные общественные деятели, литераторы и ученые (К. Д. Кавелин, В. А. Панаев, М. П. Погодин, Б. Н. Чичерин). Герцен издал их политические статьи в специальном сборнике ʼʼГолоса из Россииʼʼ. ʼʼКолоколʼʼ остро реагировал на известия о сопротивлении реформам консервативно настроенной бюрократии. Не по­щадил он и самого царя, когда летом 1858 ᴦ. до Лондона дошли проекты ʼʼПоложения о крестьянах, вышедших из крепостной зависимостиʼʼ. Получив известие об отмене крепостного права, издатели ʼʼКолоколаʼʼ приветствовали данный акт и назвали Александра II ʼʼОсвободителœемʼʼ.

В самой России отражением общественного мнения стали русские га­зеты и журналы, обсуждавшие на своих страницах острые вопросы современности и главный из них - освобождение крестьян. В ʼʼСовременникеʼʼ (в Петербурге) Н. Г. Чернышевского публиковались записки и статьи с обоснованием крайне важно сти освобождения крестьян с землей за минимальный выкуп. В либеральных изданиях (ʼʼОтечественных запискахʼʼ А. А. Краевского (Петербург), ʼʼРусском вестникеʼʼ М. Н. Каткова (Москва) осуждалось крепостничество, говорилось о преимуществах экономики, основанной на свободном труде и частной собственности, а консти­туционная монархия типа английской с гарантиями свободы слова, с судом присяжных, парламентом и ʼʼдиктатомʼʼ закона представлялась как наиболее рациональная политическая система. Те же ценности свободы личности, свободы совести и слова отстаивала славянофильская периодика, хотя идеологами славянофильства проповедовалась самобытность русского пути, незыблемость самодержавной власти. В защиту свободы и политики реформ выступали и те, кто в николаевскую эпоху занимал консервативные позиции. Так, рьяный поборник теории официальной народности в 1840-е гᴦ., историк и публицист М. П. Погодин теперь, обращаясь к Александру II, писал: ʼʼСвобода! Вот слово, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ должно раздаться на высоте самодержавного русского престола! Простите политических преступников... Объявите твердое намерение освободить крестьян... Облегчите цензуру...ʼʼ

После отмены крепостного права общественное движение утратило некоторую общность позиций, в нем углубился раскол между приверженцами социалистической идеи (демократами), сторонниками постепенных реформ в России ʼʼсверхуʼʼ (либералами) и консерваторами, поддерживавшими только те преобразования, которые помогали сохранить самодержавие.

Общественное движение на рубеже 50-60 гг. XIX в. - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Общественное движение на рубеже 50-60 гг. XIX в." 2017, 2018.

  • - Портрет XIX века

    Развитие портрета в XIX веке предопределила Великая Французская революция, которая способствовала решению новых задач в этом жанре. В искусстве довлеющим становится новый стиль - классицизм, и поэтому портрет теряет пышность и слащавость работ XVIII века и становится более... .


  • - Кёльнский собор в XIX в.

    В течение нескольких веков собор продолжал стоять в незавершённом виде. Когда в 1790 году Георг Форстер прославлял устремлённые ввысь стройные колонны хора, который уже в годы его создания рассматривали как чудо искусства, кёльнский собор стоял незаконченным каркасом,... .


  • - Из резолюции XIX Всесоюзной партийной конференции.

    Вариант №1 Инструкция для студентов КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ СТУДЕНТОВ Оценка «5»: 53-54 балла Оценка «4»: 49-52 баллов Оценка «3»: 45-48 баллов Оценка «2»: 1-44 баллов На выполнение работы необходимо 1 час 50 мин. – 2 часа.Уважаемый студент! Вашему вниманию... .


  • - XIX век

    Социалистический реализм Неопластицизм Пуризм Кубофутуризм Арт... .


  • - Консерватизм в России XIX столетия

  • На рубеже 50-60-х гг. XIX в. после поражения России в Крымской войне наблюдался подъем общественного движения либеральной и революционно-демократической направленности.
    Слово «либерал» в России XIX в. понимали как «свободно мыслящий человек, желающий большей свободы для народа и самоуправления». Осознавая необходимость преобразований, представители либерального направления считали, что провести их в России может только просвещенный монарх. Свою же задачу либералы видели в подготовке реформ сверху. Крупнейшими идеологами русского либерализма были К.Д. Кавелин (1818-1885) и Б.Н. Чичерин (1828-1904).
    К. Д. Кавелин, профессор-историк Московского университета, приглашенный для воспитания наследника, так сформулировал девиз отечественного либерализма: «...Не тот народ имеет будущность, который умеет храбро умирать в битвах, на виселице и в каторге, а тот, который умеет переродиться и вынести реформу». Кавелин считал, что России нужна не революция, а гражданский мир. Он пытался сблизить славянофилов и западников, либералов и социалистов, считая, что крайние направления общественной мысли дополняют и уравновешивают друг друга. Долг и искусство политика состоят в том, чтобы разъяснить каждому его назначение: консерваторам указывать на опасность застоя, радикалов предупреждать о возможных катастрофических последствиях действий «сломя голову». В итоге добиваться постепенной реформы. Кавелин призывал разночинную интеллигенцию не к революции, а к упорному повседневному труду на благо народа, труду созидающему, обустраивающему жизнь. При этом Кавелин не требовал ликвидации монархии, признавал эту форму власти самой подходящей для России того времени, считая, что российский абсолютизм «должен быть прогрессивный и просвещенный». Главным делом своей жизни Кавелин считал участие в подготовке крестьянской реформы. В 1855 г. им была подана «Записка об освобождении крестьян», где он выдвигал идею постепенного освобождения крестьян с земельным наделом. Эта идея легла в основу правительственной программы. Но как только программа Кавелина была напечатана в «Современнике», его отстранили от воспитания наследника, хотя на смену Кавелину вскоре был приглашен другой либерал, его ученик Б. Н. Чичерин.
    Б.Н. Чичерин был сторонником буржуазных реформ западноевропейского образца, выступал за закон, право как главные регуляторы человеческих отношений. Он писал: «Восстание может быть крайним прибежищем нужды, в революциях выражаются иногда исторические повороты народной жизни, но это всегда насилие, а не право». Чичерин считал, что путь к свободе - через «возвышенные права», он выступал за политические свободы и права - выражать свое мнение, менять местожительство и подданство, равенство перед законом и т. д.
    В 1858 г. в герценовских «Голосах из России» Чичерин опубликовал статью «Современные задачи русской жизни», где сформулировал требования русского либерализма того времени:
    1) свобода совести;
    2) свобода от крепостного состояния;
    3) свобода общественного мнения;
    4) свобода книгопечатания;
    5) публичность всех правительственных действий;
    6) публичность и гласность судопроизводства.
    Чичерин считал, что история России «доказывает яснее дня, что самодержавие может вести народ грамотными шагами на пути гражданственности и просвещения», в то же время Россия не созрела для народного представительства и его преждевременное введение «может породить только смуту». Социализм он обозначал как «чистый бред воображения», «фантазии о будущем блаженстве человеческого рода», считал, что так как в природе господствует неравенство сил, свойств, то и в обществе не может быть социального равенства.
    Другим направлением общественной мысли на рубеже 50-60-х гг. XIX в. было революционнодемократическое. Складываются два революционных центра: один в Лондоне при редакции «Колокола», другой в России вокруг журнала «Современник».
    В 1852 г. вслед за своим другом Н.П. Огаревым, А.И. Герцен отправился в добровольное изгнание в Лондон, где на следующий год основал Вольную русскую типографию, имея целью распространять в России идеи освободительного движения. В 1855 г. он приступил к изданию альманаха «Полярная звезда». Поместив на обложке издания силуэты казненных декабристов, он еще раз подчеркнул, что их традиции и идеалы продолжают жить на новом этапе освободительного движения. В альманахе печатались материалы о декабристах, Пушкине, Белинском, Чаадаеве. Успех «Полярной звезды» привел Герцена к мысли о выпуске бесцензурного периодического издания, которое могло бы быстро откликаться на текущие события, пропагандировать идеи и лозунги освободительного движения.
    С 1 июля 1857 г. Герцен и Огарев стали издавать газету «Колокол». В первом номере Герцен сформулировал программу из трех пунктов:
    1) освобождение крестьян,
    2) упразднение цензуры,
    3) отмена телесных наказаний.
    В дальнейшем Герцен уточнил, что имеет в виду освобождение крестьян с землей, выкупленной государством.
    В июле 1861 г. в «Колоколе» была опубликована статья Н.П. Огарева «Что нужно народу?». В ней были сформулированы следующие требования: передача крестьянам земли, «которой теперь владеют», сокращение размеров выкупа и податей государственных крестьян, общинное владение землей, сокращение армии, избавление народа от засилья чиновников, введение самоуправления и всенародного представительства. Огарев призывал народ «сближаться с войском», «собираться с силами», чтобы «дружно и сильно отстоять против царя и вельмож землю мирскую, волю народную».
    В 1865 г. издание «Колокола» было перенесено в Женеву, ставшую центром русской эмиграции. В 1867 г. издание было прекращено.
    Центральными фигурами российского революционного центра были Н.Г. Чернышевский и Н.А. Добролюбов. Накануне отмены крепостного права среди революционеров российского центра складывается план действий, центральное место в котором занимал выпуск прокламаций, поэтому часто этот период революционного движения в России называют «эпохой прокламаций». Первой прокламацией был «Великорусс». К осени 1861 г. вышли три его выпуска. «Великорусс» был обращен к «образованным классам». В нем содержался призыв «устранить произвольное управление» и «заменить его законностью». В прокламации выдвигалось требование передачи крестьянам земли, которой они пользовались при крепостном праве, и освободить их от выкупа, «приняв его на счет всей нации. «Великорусс» требовал свободной конституции, в которой найдут свое отражение такие демократические принципы, как «ответственность министров, вотирование бюджета, суд присяжных, свобода исповеданий, свобода печати, уничтожение сословных привилегий, самоуправление по областным и общинным делам». Неотъемлемой частью демократических преобразований считался вопрос об освобождении Польши. Выпуск «Великорусса» рассматривался революционерами как основа для объединения демократических сил страны.
    Наиболее радикальным из всех агитационных документов была прокламация «Молодая Россия», вышедшая в мае 1862 г. Автором ее был студент П.Г. Заичневский, являвшийся одним из организаторов революционного кружка в Москве. Главной его целью было установление «социальной и демократической республики», а основным методом достижения этой цели являлся террор. П.Г. Заичневский призывал к «кровавой, неумолимой революции, которая должна изменить радикально все, все без исключения основы современного общества и погубить всех сторонников нынешнего порядка». Предполагалось введение коммунистического строя с общественным производством, общественным воспитанием детей, отменой брака и семьи.
    В «эпоху прокламаций» было выпущено много агитационных документов, адресованных различным слоям общества: «Барским крестьянам от доброжелателей поклон», «К крестьянам», «К молодому поколению», «К солдатам». Однако данные документы были достаточно разноречивы, что свидетельствовало об отсутствии единства среди революционеров.
    «Земля и воля» 60-х гг.
    Подъем крестьянского движения, который последовал за отменой крепостного права, вселял в революционеров надежду на скорое восстание. Большинство из них сходилось на предположении, что открытое выступление может произойти в 1863 г., когда истекал срок подписания уставных грамот. Стремясь не отстать от событий, группа революционеров - Н.А. Серно-Соловьевич, Н.Н. Обручев, А.А. Слепцов, М.Л. Михайлов, Н.В. Шелгунов - провели серию нелегальных встреч и переговоров с целью создания тайной организации.
    Летом 1861 г. была достигнута договоренность о создании тайной общероссийской организации «Земля и воля». В качестве программной основы общества была взята прокламация Огарева «Что нужно народу?». Организация была строго конспиративной. На протяжении всего короткого периода ее существования (осень 1861 - весна 1864 г.) руководящие органы претерпевали неоднократные изменения. Большинство ученых считают, что во главе «Земли и воли» находились братья Н.А. и А.А. Серно-Соловьевичи, А.А. Слепцов и Н.Н. Обручев. Непосредственное влияние на деятельность центра организации оказывал Н.Г. Чернышевский. «Земля и воля» была организована как федерация кружков. В 1862 г. было создано 14 местных отделений. Самым крупным из них было московское отделение, которое насчитывало около 400 членов.
    После ареста в июле 1862 г. Чернышевского и Н.А. Серно-Соловьевича «Земля и воля» переживала трудный период. Во главе организации стали Н.И. Утин и Г.Е. Благосветлов. Общая численность «Земли и воли» возросла и достигла 3 тыс. человек. Центральный комитет поддерживал связь с «Колоколом», издавались прокламации. Среди попыток «Земли и воли» воплотить в жизнь свои революционные замыслы самой заметной был так называемый «казанский заговор». Рассчитывая на крестьянское восстание в 1863 г., члены организации рассматривали Поволжье как наиболее вероятный район выступления. В Казани сложилась сильная землевольческая организация, которая группировала вокруг себя революционное общество. Несколько землевольческих организаций направили в Казань заранее приготовленные прокламации, оружие и деньги. Но в апреле 1863 г. «казанский заговор» был раскрыт. Пятеро наиболее активных его участников были осуждены на каторжные работы.
    В 1863 г. «Земля и воля» испытывала глубокие потрясения: не оправдались надежды на крестьянское восстание, усилились правительственные репрессии, возникли серьезные разногласия с Герценом. В этой обстановке весной 1864 г. Центральный комитет «Земли в воли» разослал по отделениям уведомление о «приостановлении» работы общества.
    Московское отделение «Земли и воли» не подчинилось решению о самороспуске. Оно стало устанавливать связь с другими кружками распавшейся «Земли и воли» и собирать их в новую организацию. Ее возглавил Николай Ишутин. Деятельным его сподвижником был его двоюродный брат Дмитрий Каракозов. В 1863 г. им было по 23 года, оба они были студентами Московского университета. Ишутинцы считали своей целью подготовку крестьян к социалистической революции. На первых порах в их деятельности преобладал пропагандистский уклон. Чтобы быть ближе к крестьянам, они открыли ватную фабрику в Можайском уезде Московской губернии. Затем некоторые члены общества стали склоняться к тактике партизанских действий и индивидуального террора. С этой целью была создана группа «Ад», подготавливавшая устройство побега Чернышевского с каторги. Под влиянием этих теорий в апреле 1866 г. Д. Каракозов совершил неудачное покушение на царя Александра II. Это привело к усилению репрессий правительства. Был разгромлен кружок Ишутина, закрыты оппозиционные журналы, запрещены студенческие кружки. Сам Каракозов был казнен.

    Демократизация системы народного просвещения, появление большого числа специалистов с высшим образованием из дворян и разночинцев значительно расширили круг интеллигенции. Российская интеллигенция - уникальное яв-ление социальной жизни России, возникновение которого можно отнести к 30-40-м годам XIX в. Это небольшой слой общества, безусловно связанный с социальными группами, профессионально занятыми умственным трудом (интеллектуалами), но не сливающийся с ними. Отличительными чертами интеллигенции стали высокая идейность и принципиальная направленность на активное противодействие традиционным государственным началам, основанные на восприятии западных идей.

    В этой среде развивались различные направления общественной мысли. Во второй половине 50-х годов гласность стала первым проявлением "оттепели", наступившей вскоре после воцарения Александра II. 3 декабря 1855 г. был закрыт Высший цензурный комитет, ослаблены цензурные правила.

    Широчайшее распространение получили в России нелегальные издания "Вольной русской типографии", созданной А. И. Герценом в Лондоне весной 1853 г. Герцен с июля 1855 г. стал издавать сборник "Полярная звезда", названный в память одноименного альманаха декабристов Рылеева и Бестужева. Спустя некоторое время, в 1857 г. Герцен вместе с Н. П. Огаревым начал издавать газету-обозрение "Колокол" (1857-1867), которая, несмотря на официальный запрет, в больших количествах нелегально ввозилась в Россию и имела огромный успех. Этому немало способствовала актуальность публикуемых материалов и литературное мастерство их авторов.

    Либеральное движение конца 50-х - начала 60-х годов было самым широким в России и имело множество различных оттенков. Но так или иначе либералы выступали за установление мирным путем конституционных форм правления, за политические и гражданские свободы и просвещение народа. Будучи сторонниками легальных форм борьбы, либералы действовали через печать и земство. Первыми изложили программу российского либерализма историки К.Д. Кавелин и Б.Н. Чичерин, которые в своем "Письме к издателю" (1856) высказались за реформирование существующих порядков "сверху" и провозгласили основным законом истории "закон постепенности".

    Большое распространение в конце 50-х годов получили либеральные записки и проекты реформ, развивалась либеральная журналистика.

    Трибуной либеральных идей на рубеже 50-60-х годов стал новый журнал "Русский вестник" (1856-1862), основанный М.Н. Катковым. Либералом-славянофилом А.И. Кошелёвым издавались журналы "Русская беседа" и "Сельское благоустройство". В 1863 г. в Москве начался выпуск одной из крупнейших русских газет "Русские ведомости", ставшей органом либеральной интеллигенции. С 1866 г. либеральный историк М.М. Стасюлевич основал журнал "Вестник Европы".


    Подъем народных волнений в первые пореформенные годы и жестокое их подавление правительством оказали определенное влияние на либеральное движение. Своеобразным явлением российского либерализма была позиция тверского губернского дворянства, которое еще в период подготовки и обсуждения крестьянской реформы выступило с конституционным проектом. А в 1862 г. тверское дворянское собрание признало неудовлетворительность "Положений 19 февраля", необходимость немедленного выкупа крестьянских наделов при помощи государства. Оно высказалось за уничтожение сословий, реформы суда, управления и финансов. В целом либеральное движение было гораздо умереннее требований тверского дворянства и ориентировалось на введение конституционного строя в России как на отдаленную перспективу. Стремясь выйти за рамки местных интересов и объединений, либеральные деятели провели в конце 70-х годов несколько общеземских съездов, к которым правительство отнеслось довольно нейтрально. В 1880 г. лидеры либерализма С.А. Муромцев, В.Ю.Скалон, А.А. Чупров обратились к М.Т. Лорис-Меликову с призывом ввести конституционные начала.

    В условиях политического кризиса на рубеже 50-60-х годов активизировали свою деятельность революционные демократы - радикальное крыло оппозиции. Идеологическим центром этого направления стал с 1859 г. журнал "Современник", которым руководили Н.Г. Чернышевский (1828-1889) и Н.А. Добролюбов (1836-1861). А.И. Герцен и Н.Г. Чернышевский в начале 60-х годов сформулировали концепцию революционного народничества (русского социализма), соединив, по сути, социальный утопизм французских просветителей с бунтарским движением российского крестьянства. Усиление крестьянских волнений в период проведения реформы 1861 г. вселили в деятелей радикального направления надежду на возможность крестьянского восстания в России. Летом и осенью 1861 г. революционные демократы распространяли листовки и про-кламации с призывами к крестьянам, учащейся молодежи, солдатам, раскольникам готовиться к борьбе: "Барским крестьянам от их доброжелателей поклон!", "К молодому поколению", "Великорусе" (1861) и "Молодая Россия" (1862-1863).

    Агитация оказала определенное влияние на развитие и расширение студенческого движения, явившегося первоначально выражением солидарности с крестьянским движением пореформенного периода. Осенью 1861 г. студенческое движение охватило Петербург, Москву и Казань, в обеих столицах прошли уличные демонстрации студентов. Формальным поводом к волнениям послужили вопросы внутренней университетской жизни, но их политический характер проявился в борьбе против произвола властей. Правительство провело аресты среди студентов, многие были исключены и высланы.

    В конце 1861 - начале 1862 г. группой революционеров-народников (Н.А. Серно-Соловьевич, М.Л. Михайлов, Н.Н. Обручев, А.А. Слепцов, Н.В. Шелгунов) была создана первая после разгрома декабристов конспиративная революционная организация общероссийского значения - "Земля и воля". Ее вдохновителями были Герцен и Чернышевский. Организация распространяла нелегальную литературу, напечатанную в Лондоне и в тайных типографиях в России. Велась подготовка к восстанию, назначенному на 1863 год. В середине 1862 г. правительство, заручившись поддержкой либералов, развернуло широкую репрессивную кампанию против революционных демократов. "Современник" был закрыт (до 1863 г.). Лидеры радикалов - Н.Г. Чернышевский, Н.А. Серно-Соловьевич и Д.И. Писарев были арестованы. Обвиненный в составлении прокламаций и подготовке антиправительственных выступ-лений, Чернышевский был приговорен в феврале 1864 г. к 14 годам каторги и поселению в Сибирь навечно. Серно-Соловьевич тоже был сослан навечно в Сибирь и погиб там в 1866 г. Писарев 4 года провел в Петропавловской крепости, был освобожден под надзор полиции (вскоре утонул). После ареста своих руководителей и провала планов вооруженного восстания, готовившегося отделениями "Земли и воли" в Поволжье, ее Центральный народный комитет весной 1864 г. решил приостановить деятельность организации.

    В 60-е годы на волне отрицания существующего порядка среди студенческой молодежи распространилась идеология нигилизма. Отрицая философию, искусство, мораль, религию, нигилисты называли себя материалистами и проповедовали "эгоизм, основанный на разуме". В то же время под влиянием социалистических идей, например, романа Н.Г. Чернышевского "Что делать?" (1862), возникли артели, мастерские, коммуны, надеявшиеся распространением коллективного труда подготовить социалистическое преобразование общества. Потерпев неудачу, они распадались либо переходили к нелегальной революционной деятельности. Осенью 1863 г. в Москве под влиянием "Земли и воли" возник кружок под руководством разночинца Н.А. Ишутина, который в 1865 г. превратился в довольно крупную подпольную организацию, имевшую филиал в Петербурге (руководитель И.А. Худяков). 4 апреля 1866 г. ишутинец Д.В. Каракозов совершил неудачное покушение на Александра II. Вся организация была разгромлена, Каракозов повешен, 9 членов организации, в том числе Ишутин и Худяков, отправлены на каторгу. Журналы "Современник" и "Русское слово" были закрыты.

    Демократизация системы народного просвещения, появление большого числа специалистов с высшим образованием из дворян и разночинцев значительно расширили круг интеллигенции. Российская интеллигенция - уникальное явление социальной жизни России, возникновение которого можно отнести к 30-40-м годам XIX в. Это небольшой слой общества, безусловно связанный с социальными группами, профессионально занятыми умственным трудом (интеллектуалами), но не сливающийся с ними. Отличительными чертами интеллигенции стали высокая идейность и принципиальная направленность на активное противодействие традиционным государственным началам, основанные на восприятии западных идей.

    В этой среде развивались различные направления общественной мысли. Во второй половине 50-х годов гласность стала первым проявлением "оттепели", наступившей вскоре после воцарения Александра II. 3 декабря 1855 г. был закрыт Высший цензурный комитет, ослаблены цензурные правила.

    Широчайшее распространение получили в России нелегальные издания "Вольной русской типографии", созданной А. И. Герценом в Лондоне весной 1853 г. Герцен с июля 1855 г. стал издавать сборник "Полярная звезда", названный в память одноименного альманаха декабристов Рылеева и Бестужева. Спустя некоторое время, в 1857 г. Герцен вместе с Н. П. Огаревым начал издавать газету-обозрение "Колокол" (1857-1867), которая, несмотря на официальный запрет, в больших количествах нелегально ввозилась в Россию и имела огромный успех. Этому немало способствовала актуальность публикуемых материалов и литературное мастерство их авторов.

    Либеральное движение конца 50-х - начала 60-х годов было самым широким в России и имело множество различных оттенков. Но так или иначе либералы выступали за установление мирным путем конституционных форм правления, за политические и гражданские свободы и просвещение народа. Будучи сторонниками легальных форм борьбы, либералы действовали через печать и земство. Первыми изложили программу российского либерализма историки К.Д. Кавелин и Б.Н. Чичерин, которые в своем "Письме к издателю" (1856) высказались за реформирование существующих порядков "сверху" и провозгласили основным законом истории "закон постепенности".

    Большое распространение в конце 50-х годов получили либеральные записки и проекты реформ, развивалась либеральная журналистика.

    Трибуной либеральных идей на рубеже 50-60-х годов стал новый журнал "Русский вестник" (1856-1862), основанный М.Н. Катковым. Либералом-славянофилом А.И. Кошелёвым издавались журналы "Русская беседа" и "Сельское благоустройство". В 1863 г. в Москве начался выпуск одной из крупнейших русских газет "Русские ведомости", ставшей органом либеральной интеллигенции. С 1866 г. либеральный историк М.М. Стасюлевич основал журнал "Вестник Европы".

    Подъем народных волнений в первые пореформенные годы и жестокое их подавление правительством оказали определенное влияние на либеральное движение. Своеобразным явлением российского либерализма была позиция тверского губернского дворянства, которое еще в период подготовки и обсуждения крестьянской реформы выступило с конституционным проектом. А в 1862 г. тверское дворянское собрание признало неудовлетворительность "Положений 19 февраля", необходимость немедленного выкупа крестьянских наделов при помощи государства. Оно высказалось за уничтожение сословий, реформы суда, управления и финансов. В целом либеральное движение было гораздо умереннее требований тверского дворянства и ориентировалось на введение конституционного строя в России как на отдаленную перспективу. Стремясь выйти за рамки местных интересов и объединений, либеральные деятели провели в конце 70-х годов несколько общеземских съездов, к которым правительство отнеслось довольно нейтрально. В 1880 г. лидеры либерализма С.А. Муромцев, В.Ю. Скалон, А.А. Чупров обратились к М.Т. Лорис-Меликову с призывом ввести конституционные начала.

    В условиях политического кризиса на рубеже 50-60-х годов активизировали свою деятельность революционные демократы - радикальное крыло оппозиции. Идеологическим центром этого направления стал с 1859 г. журнал "Современник", которым руководили Н.Г. Чернышевский (1828-1889) и Н.А. Добролюбов (1836-1861). А.И. Герцен и Н.Г. Чернышевский в начале 60-х годов сформулировали концепцию революционного народничества (русского социализма), соединив, по сути, социальный утопизм французских просветителей с бунтарским движением российского крестьянства. Усиление крестьянских волнений в период проведения реформы 1861 г. вселили в деятелей радикального направления надежду на возможность крестьянского восстания в России. Летом и осенью 1861 г. революционные демократы распространяли листовки и про-кламации с призывами к крестьянам, учащейся молодежи, солдатам, раскольникам готовиться к борьбе: "Барским крестьянам от их доброжелателей поклон!", "К молодому поколению", "Великорусе" (1861) и "Молодая Россия" (1862-1863).

    Агитация оказала определенное влияние на развитие и расширение студенческого движения, явившегося первоначально выражением солидарности с крестьянским движением пореформенного периода. Осенью 1861 г. студенческое движение охватило Петербург, Москву и Казань, в обеих столицах прошли уличные демонстрации студентов. Формальным поводом к волнениям послужили вопросы внутренней университетской жизни, но их политический характер проявился в борьбе против произвола властей. Правительство провело аресты среди студентов, многие были исключены и высланы.

    В конце 1861 - начале 1862 г. группой революционеров-народников (Н.А. Серно-Соловьевич, М.Л. Михайлов, Н.Н. Обручев, А.А. Слепцов, Н.В. Шелгунов) была создана первая после разгрома декабристов конспиративная революционная организация общероссийского значения - "Земля и воля". Ее вдохновителями были Герцен и Чернышевский. Организация распространяла нелегальную литературу, напечатанную в Лондоне и в тайных типографиях в России. Велась подготовка к восстанию, назначенному на 1863 год. В середине 1862 г. правительство, заручившись поддержкой либералов, развернуло широкую репрессивную кампанию против революционных демократов. "Современник" был закрыт (до 1863 г.). Лидеры радикалов - Н.Г. Чернышевский, Н.А. Серно-Соловьевич и Д.И. Писарев были арестованы. Обвиненный в составлении прокламаций и подготовке антиправительственных выступлений, Чернышевский был приговорен в феврале 1864 г. к 14 годам каторги и поселению в Сибирь навечно. Серно-Соловьевич тоже был сослан навечно в Сибирь и погиб там в 1866 г. Писарев 4 года провел в Петропавловской крепости, был освобожден под надзор полиции (вскоре утонул). После ареста своих руководителей и провала планов вооруженного восстания, готовившегося отделениями "Земли и воли" в Поволжье, ее Центральный народный комитет весной 1864 г. решил приостановить деятельность организации.

    В 60-е годы на волне отрицания существующего порядка среди студенческой молодежи распространилась идеология нигилизма. Отрицая философию, искусство, мораль, религию, нигилисты называли себя материалистами и проповедовали "эгоизм, основанный на разуме". В то же время под влиянием социалистических идей, например, романа Н.Г. Чернышевского "Что делать?" (1862), возникли артели, мастерские, коммуны, надеявшиеся распространением коллективного труда подготовить социалистическое преобразование общества. Потерпев неудачу, они распадались либо переходили к нелегальной революционной деятельности. Осенью 1863 г. в Москве под влиянием "Земли и воли" возник кружок под руководством разночинца Н.А. Ишутина, который в 1865 г. превратился в довольно крупную подпольную организацию, имевшую филиал в Петербурге (руководитель И.А. Худяков). 4 апреля 1866 г. ишутинец Д.В. Каракозов совершил неудачное покушение на Александра II. Вся организация была разгромлена, Каракозов повешен, 9 членов организации, в том числе Ишутин и Худяков, отправлены на каторгу. Журналы "Современник" и "Русское слово" были закрыты.

    В 1871 г. российское общество было возмущено убийством студента Иванова, члена радикальной подпольной организации "Народная расправа", за неповиновение ее руководителю С.Г. Нечаеву. Нечаев строил свою "Расправу" на основе личной диктатуры и оправданности любых средств во имя революционных целей. С суда над нечаевцами началась эпоха политических процессов (всего более 80), ставших неотъемлемой частью общественной жизни до начала 80-х годов.

    В 70-е годы сложилось несколько близких течений утопического социализма, получивших название "народничества". Народники полагали, что благодаря крестьянской общине ("ячейке социализма") и качествам крестьянина-общинника ("революционера по инстинкту", "прирожденного коммуниста") Россия сможет прямо перейти к социалистическому строю. Взгляды теоретиков народничества (М.А. Бакунина, П.Л. Лаврова, Н.К. Михайловского, П.Н. Ткачева) расходились в вопросах тактики, но все они видели главное препятствие для социализма в государственной власти и считали, что тайная организация, революционные вожди должны поднять народ на восстание и привести его к победе.

    На рубеже 60-70-х годов во всей европейской части России возникли многочисленные народнические кружки. Среди них вы-делялось общество "чайковцев" (Н.В. Чайковский, А.И Желябов, Д.А. Клеменц, С.М. Кравчинский, П.А. Кропоткин, Н.А Морозов, М.А Натансон, С.Л. Перовская и др.). Члены общества вели пропаганду среди крестьян и рабочих, а затем фактически возглавили "хождение в народ". Весной 1874 г. тысячи участников народнических организаций отправились по деревням. Большинство из них ставило своей целью скорейшую подготовку крестьянского восстания. На организуемых ими сходках они призывали не повиноваться властям. "Хождение в народ" продолжалось в течение нескольких лет и охватило более 50 губерний России. Многие народники поселились в деревне в качестве учителей, врачей и т. п. Однако их призывы не находили отклика, крестьяне выдавали пропагандистов властям. Правительство обрушило на народников новую волну репрессий, а в октябре 1877- январе 1878 г. состоялся суд над народниками ("процесс 193-х") - самый крупный политический процесс за всю историю императорской России.

    В конце 1876 г. возникла новая, централизованная всероссийская организация народников так называемая вторая "Земля и воля". Ее конспиративный центр (Л. Г. Дейч, В. И. Засулич, С.М. Кравчинский, АД. Михайлов, М.А. Натансон, С.Л. Перовская, Г.В. Плеханов, В.Н. Фигнер) руководил деятельностью отдельных групп не менее чем в 15 крупных городах страны. Землевольцы создали в деревнях несколько постоянных поселений для ведения революционной пропаганды, стали издавать газету "Земля и воля". Вскоре в организации возникло два течения: одни склонялись к продолжению пропагандистской работы, другие считали единственным средством приближения революции терроризм. В августе 1879 г. произошел окончательный раскол. Сторонники пропаганды объединились в " Черный передел", приверженцы террора - в "Народную волю". "Черный передел", объединявший кружки в Москве, Петербурге и других городах, существовал до 1881 г. К этому времени все его члены либо эмигрировали (Плеханов, Засулич, Дейч), либо отошли от революционного движения, либо перешли в "Народную волю". "Народная воля" объединила кружки студентов, рабочих, офицеров. В строго законспирированное руководство входили А.И. Желябов, А И. Баранников, А.А Квятковский, Н.Н. Колодкевич, А.Д. Михайлов, Н.А Морозов, С.Л. Перовская, В.Н. Фигнер, М.Ф. Фроленко. В 1879 г. народовольцы, надеясь вызвать политический кризис и поднять массы, совершили ряд террористических актов.