Общественные отношения входящие в предмет экологического права. Предмет и задачи экологии

В теории права предмет правового регулирования считается основой выделения правовых норм в определенную отрасль права <15>. Предмет играет роль системообразующего фактора отрасли права. Под предметом правового регулирования понимается строго определенная область общественных отношений, качественно отличающихся от иных общественных отношений, образующих предмет другой отрасли права. Так как в качестве объекта правового регулирования в рассматриваемой нами сфере выступает природа (окружающая среда) и ее отдельные элементы - земля, недра, воды и др. и связанные с ними интересы человека, можно сказать, что предметом являются общественные отношения по поводу природы или окружающей среды.

Обычная ошибка при ответе на вопрос о предмете экологического права - утверждение о том, что данное право регулирует отношения людей, общества к природе. Однако право регулирует общественные отношения, то есть отношения между людьми по поводу определенного объекта. В нашей ситуации это - воды, атмосферный воздух, богатства недр и т.д., или природа.

За категорией "общественное отношение по поводу природы" стоят разнообразные экологические интересы человека, его потребности, удовлетворяемые за счет ресурсов природы. Ранее мы определили основные из них - экологические, экономические, эстетические, рекреационные, научные, культурные. Реализуются эти потребности в постоянном и активном взаимодействии человека с внешним миром - природой и обществом.

Какие же более конкретные общественные отношения регулируются правом окружающей среды? В научной и учебной литературе по экологическому праву в качестве его предмета традиционно выделяется две группы общественных отношений - по использованию природных ресурсов и по охране окружающей среды (охране природных ресурсов) <16>.

Действительно, названные две группы отношений общепризнанны, и прежде всего они образуют предмет экологического права. Но как реакция на общественную потребность, формируемое экологическое право России регулирует некоторые иные отношения, выходящие за рамки традиционных. Это отношения собственности на природные объекты и ресурсы и отношения по защите экологических прав и законных интересов человека и гражданина.

Таким образом, учитывая интересы и потребности человека и гражданина в сфере взаимодействия общества и природы, опосредованные в праве, предмет современного российского экологического права образуют отношения:


Собственности на природные объекты и ресурсы;

По природопользованию;

По охране окружающей среды от разных форм деградации;

По защите экологических прав и законных интересов физических и юридических лиц.


В доктрине экологического права отношения, регулируемые им, называются экологическими.

Приведенная классификация видов экологических отношений - принципиальная, наиболее важная, целесообразная и научно обоснованная. Ее целесообразность заключается во взаимосвязанном, одновременном решении в праве комплекса проблем, касающихся принадлежности природных ресурсов, распоряжения ими, обеспечения рационального использования природных ресурсов, охраны природы от разных форм деградации, защиты экологических прав и законных интересов человека. Научная обоснованность такой классификации подтверждается природоресурсным законодательством (земельным, водным, горным и др.), в котором регулируются отношения собственности на соответствующий природный ресурс, по его использованию и охране, а также доктриной земельного, водного, горного и иного природоресурсного права.

При таком подходе к правовому регулированию общественных отношений в сфере взаимодействия общества и природы обеспечивается учет интересов как природы, так и человека, в чем проявляется биосоциальная сущность человека.

В контексте отношений собственности на природные ресурсы <17> в экологическом праве решаются общественно значимые проблемы владения природными богатствами и распоряжения ими. При регулировании прав собственности учитывается особенный, общественный характер объекта собственности и потому в экологическом праве доминирует государственная, а не частная собственность на природные ресурсы. Владея ими, государство распоряжается природными ресурсами в общественных интересах путем предоставления их в пользование юридическим и физическим лицам.

<17> Обратим внимание на то, что в законодательстве устанавливается право собственности на природные ресурсы, а не природные объекты. Так, согласно ст. 9 Конституции РФ земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности. Понятие природного объекта более широкое, оно включает в себя и соответствующий природный ресурс. По действующему законодательству отношения собственности распространяются на часть природы, которая используется или может быть использована человеком.

По поводу отношений собственности в контексте предмета водного законодательства О.С. Колбасов писал: "В той части, в какой отношения водного хозяйства являются по существу отношениями по использованию и охране вод, они являются предметом водного законодательства. К их числу принадлежат отношения исключительной государственной собственности на воды..."

С учетом юридического понятия категорий "собственность на природные ресурсы", "использование природных ресурсов" представляется, что по содержанию понятие собственности шире понятия использования природных ресурсов и поэтому отношения собственности не могут быть частью отношений по использованию. Отношения собственности на природные ресурсы целесообразно выделять в предмете законодательства и права в самостоятельную группу отношений.

Применительно к отношениям по природопользованию и охране окружающей среды в литературе высказываются разные суждения. "Природопользование и охрана природы - это не две самостоятельные формы взаимодействия общества и природы и даже, как принято говорить, не две стороны одной медали, а единая сложноподчиненная, взаимообусловленная задача управления природопользованием в процессе производственной деятельности" <18>. С таким категоричным и абсолютным суждением едва ли можно согласиться. Между тем оно в известной степени дало основание Н.И. Краснову высказать сомнение в обоснованности выделения охраны природы в качестве самостоятельного направления деятельности общества и государства <19>.

Действительно, в определенной, но небольшой мере отношения по природопользованию и охране окружающей среды совпадают. Так, правовое регулирование сброса сточных вод в водоем есть регулирование водопользования. В то же время правовое регулирование сброса сточных вод есть не что иное, как охрана водного объекта от загрязнения.

Однако экологическое право регулирует множество отношений по охране окружающей среды вне отношений по природопользованию. Это отношения по нормированию вредных воздействий на природу, по экотоксикологическому испытанию агрохимических и иных экологически опасных химических веществ, по их регистрации, транспортированию, по экологической сертификации и т.п.

Конечной целью и одновременно задачей регулирования всех этих видов общественных отношений является сохранение благоприятного состояния окружающей среды или его восстановление.

Отношения по природопользованию <20> регулируются главным образом применительно к отдельным природным ресурсам - земле, водам, атмосферному воздуху, недрам, лесам, растительному миру вне лесов, объектам животного мира. Соответственно речь идет о регулировании землепользования, водопользования, пользования недрами и т.д. Посредством регулирования таких отношений обеспечивается решение ряда общественно значимых задач. Главная из них - двуединая задача: по удовлетворению материальных, а также в известной мере эстетических и других потребностей человека и по предупреждению разных форм деградации природы, включая истощение природных ресурсов, ее загрязнение; иначе говоря, это важнейшая задача по обеспечению сохранения экологического равновесия. Основной принцип осуществления природопользования - принцип рационального, то есть экологически обоснованного использования природных ресурсов.

<20> Под природопользованием понимается использование человеком природных ресурсов в целях удовлетворения его разнообразных потребностей - физиологических, экономических, эстетических, научных и др., а также использование природной среды для удаления отходов производства и потребления.

Правовое регулирование общественных отношений по охране окружающей среды <21> касается трех видов вредных воздействий на нее: химических, физических и биологических. Примером регулирования охраны окружающей среды от химических воздействий служит регулирование сброса предприятиями в водоемы сточных вод, выбросов загрязняющих веществ, содержащихся в выхлопных газах автомобилей, применения агрохимических средств, использования хладоагентов и иных химических веществ, влияющих на состояние озонового слоя Земли.

Охрана окружающей среды (природных комплексов, объектов, ресурсов) - деятельность, направленная на сохранение или восстановление благоприятного состояния природной среды, воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий.

Многообразны регулируемые экологическим правом отношения по охране окружающей среды от физических воздействий на нее. Это регулирование охраны окружающей среды от:


Шума, создаваемого самолетами, производственными объектами;

Вибрации, создаваемой в процессе строительства или эксплуатации транспортных средств, к примеру метро;

Электромагнитных полей, создаваемых при использовании электротехники;

Радиоактивных воздействий. Хотя радиоактивные вещества являются химическими, они оказывают физическое воздействие в форме облучения;

Чрезмерного давления на землю в процессе использования тяжелой сельскохозяйственной техники, что приводит к разрушению структуры почвы;

Сброса теплых сточных вод в водоемы.


Охрана окружающей среды от биологических воздействий включает правовое регулирование:


Переселения и гибридизации объектов животного и растительного мира;

Биотехнологий;

Поступления в окружающую среду микроорганизмов (вирусов, грибков, бактерий, в том числе возбудителей инфекционных заболеваний человека);

Предупреждения эпизоотий и борьбы с ними.


Правовое регулирование охраны окружающей среды от химических, физических и биологических воздействий осуществляется с целью сохранения или восстановления благоприятного состояния окружающей среды в смысле ее чистоты, незагрязненности.

Правовое регулирование отношений собственности на природные богатства, природопользования, а также отношений по охране окружающей среды от вредных воздействий служит одновременно средством, обеспечивающим поддержание экологического равновесия в природе и соблюдение экологических прав и законных интересов физических и юридических лиц.

Что касается оснований для выделения отношений по охране экологических прав и законных интересов физических и юридических лиц в качестве самостоятельной группы общественных отношений в составе предмета права окружающей среды, то они связаны, с одной стороны, с невозможностью регулирования таких специфических отношений в рамках иных отношений, а с другой - с тем, что человек, его здоровье и имущественные интересы являются самостоятельным объектом права окружающей среды наряду с объектами и ресурсами природы. Урегулированные правовыми нормами, такие отношения формируются и реализуются в сфере деятельности правоохранительных органов - прокуратуры, судов и некоторых других государственных органов.

В отдельных научных работах последних лет в предмет экологического права наряду с отношениями по природопользованию и охране окружающей среды включаются отношения по обеспечению экологической безопасности. Здесь важно и уместно отметить также, что в соответствии со ст. 72 Конституции РФ природопользование, охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности отнесены к совместному ведению федеральных органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Федерации. Ранее эти направления деятельности, образующие предмет совместного ведения, были закреплены в таком виде Федеративными договорами, подписанными 31 марта 1992 г.

Обратим внимание, что в России понятия "экологическая безопасность" и "обеспечение экологической безопасности", введенные в понятийный аппарат природоохранительной практики, экологического законодательства и права без какого-либо научного обоснования, стали достаточно обиходными, широко употребляемыми. Неоднократно понятие "экологическая безопасность" употребляется в Федеральном законе "Об охране окружающей среды", в других более чем 40 федеральных законах, более чем в 300 указах Президента РФ и постановлениях Правительства РФ, более чем в 500 ведомственных нормативных правовых актах. В стране созданы подразделения по экологической безопасности (к примеру, в составе Совета безопасности при Президенте РФ). Полномасштабная государственная научно-техническая программа "Экология России", начатая в 1991 г., была свернута, и с 1992 г. началась реализация Федеральной программы "Экологическая безопасность России". Наконец, Государственной Думой РФ 17 ноября 1995 г. принят Федеральный закон "Об экологической безопасности", не подписанный Президентом РФ. В настоящее время в Государственной Думе РФ обсуждается новая редакция проекта Федерального закона по вопросам экологической безопасности.

В какой степени обоснованно выделение обеспечения экологической безопасности в качестве самостоятельного направления деятельности общества и государства? Каково содержание понятия "обеспечение экологической безопасности"? В каком соотношении это понятие находится с понятием "охрана окружающей среды"? Каков практический смысл введения нового понятия и нового направления практической деятельности? Нельзя ли обеспечить так называемую экологическую безопасность в рамках охраны окружающей природной среды? Если нет, то почему? Что произошло в России в 90-е годы, в связи с чем появилось основание для выделения общественных отношений по обеспечению экологической безопасности наряду с отношениями по охране окружающей среды? И, наконец, с помощью каких правовых средств обеспечивается экологическая безопасность? Для ответа на некоторые поставленные вопросы обратимся к Федеральному закону "Об охране окружающей среды".

Под экологической безопасностью в этом Законе понимается состояние защищенности природной среды и жизненно важных интересов человека от возможного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, их последствий. Юридическими средствами защиты перечисленных в определении экологической безопасности интересов являются нормирование, оценка воздействия на окружающую среду, экологическая экспертиза, экологическое лицензирование, сертификация, контроль, применение мер юридической ответственности, а также правовые средства защиты экологических прав и законных интересов человека и гражданина. Другими словами, речь идет, по существу, об охране окружающей среды, об охране и защите экологических прав и законных интересов человека и гражданина.

Анализ принятого ранее Государственной Думой РФ Закона "Об экологической безопасности" убеждает, во-первых, в том, что он не определяет и не регулирует собственные четкие, конкретно выраженные отношения, которые не охватывались бы Законом "Об охране окружающей среды". Во-вторых, он не предлагает какие-либо особые инструменты обеспечения экологической безопасности, отличные от инструментов регулирования охраны окружающей среды в целом. В основном он воспроизводит применяемые правовые природоохранительные меры. Представляется, что ни особых общественных отношений, ни особых мер обеспечения экологической безопасности просто не существует. Соответственно отсутствуют основания для выделения обеспечения экологической безопасности в самостоятельное направление деятельности в сфере взаимодействия общества и природы. Отсутствует и потребность в самостоятельном Законе об экологической безопасности.

Современная концепция правовой охраны окружающей среды основана на идее необходимости обеспечить предупреждение и возмещение вреда окружающей среде, здоровью и имуществу граждан, народному хозяйству, который может быть причинен загрязнением окружающей среды, порчей, уничтожением, повреждением, нерациональным использованием природных ресурсов, разрушением естественных экологических систем и другими экологическими правонарушениями. Реализация этой концепции направлена на защиту экологических интересов человека, общества, государства и окружающей среды, т.е. именно на обеспечение экологической безопасности.

В контексте охраны окружающей среды обеспечение экологической безопасности видится в ряде аспектов. Оно может рассматриваться как основной принцип охраны окружающей среды, в соответствии с которым любая деятельность, связанная с вредным воздействием на окружающую среду, а также предусматриваемые в законодательстве и осуществляемые на практике правовые и иные природоохранительные меры должны оцениваться с позиций экологической безопасности.

В известной мере в научном и практическом плане понятие "обеспечение экологической безопасности" может употребляться как синоним охраны окружающей среды, имея в виду, что соответствующая деятельность направлена на сохранение или восстановление благоприятного состояния окружающей среды.

Обеспечение экологической безопасности может рассматриваться также как важнейшая перспективная цель и задача деятельности по восстановлению и сохранению благоприятного состояния окружающей среды, прежде всего с точки зрения ее чистоты (незагрязненности) и ресурсоемкости.

Насколько автору известно, ни в национальном природоохранительном законодательстве зарубежных государств, ни в международных соглашениях в области охраны окружающей среды понятие "экологическая безопасность" не употребляется. Нет его и в таких новейших международных документах, как Декларация Рио и Повестка дня XXI века, принятых Конференцией ООН по окружающей среде и развитию, которая проводилась в июне 1992 в Бразилии. Предмет и законодательства, и практической деятельности составляет охрана окружающей среды и регулирование использования природных ресурсов.

Полагаем, что экологическая безопасность в России может быть обеспечена путем последовательного осуществления системы научно обоснованных правовых, организационных, экономических, технических, воспитательных и иных мер по охране окружающей среды и рациональному использованию природных ресурсов. Для того чтобы научно обосновать выделение обеспечения экологической безопасности в качестве самостоятельного направления деятельности по охране окружающей среды и соответственно отношения по обеспечению экологической безопасности, необходимо, очевидно, пересмотреть концепцию охраны окружающей среды и выделить из группы отношений по охране окружающей среды специфические отношения по обеспечению экологической безопасности.

Предмет экологического права складывается объективно, помимо воли и сознания человека. Объективность обусловлена тем, что природа удовлетворяет разнообразные интересы и потребности человека и общества. Последнее заинтересовано в адекватном регулировании своего взаимодействия с природой, как минимум, по двум соображениям. Первое касается собственного интереса, связанного с удовлетворением своих потребностей. Второе обусловлено знанием законов развития природы. В силу их действия человек должен охранять не только собственные интересы, но и интересы иных видов. В качестве одного из принципов проекта Международного пакта по окружающей среде и развитию сформулирован принцип уважения всех форм жизни. В российском праве этот принцип реализуется посредством регулирования охраны объектов растительного и животного мира в специальном законодательстве.

3. Система и тенденции развития экологического законодательства России Концепцией развития экологического законодательства предусматриваются обновление (внесение изменений и дополнений, принятие новой редакции) Закона об охране окружающей среды, приведение в соответствие с реалиями природоресурсного законодательства, экологизация других отраслей законодательства России.

Контуры совершенствования законодательства об охране окружающий среды в основном определяются. Начата работа над проектом нового Закона РФ об охране окружающей среды. Основные изменения этого Закона видятся в следующем:


в усилении экологических прав граждан с расширением их возможностей контроляза экологической обстановкой и экологической деятельностью государственных органов и должностных лиц;

в расширении сферы свободы экологической и иной информации;

в создании стройной системы государственного управления качеством окружающей среды во главе с координирующим органом;

в усилении экономических механизмов воздействия на загрязнителей;

во введении в текст Закона нового для России явления и правового института в виде оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС);

в расширении экологических функций самоуправления.


По аналогичному пути должны развиваться и остальные акты собственно экологического законодательства – другие законы, а также указы Президента, постановления Правительства, акты министерств и ведомств.

Наряду с продолжением экологизации природоресурсного законодательства должно осуществляться сочетание специфики природопользования с гражданско-правовыми установлениями, предусмотренными Гражданским кодексом.

Переход к признанию равенства участников регулируемых отношений, неприкосновенности собственности исвободе договора, обеспечению восстановления нарушенных прав и их судебной защите означает коренной пересмотр устоявшихся взглядов на экологическое благополучие общества и методы его обеспечения, что обусловливает необходимость внесения дополнений в природоресурсное законодательство при сохранении исторических традиций и менталитета российского природопользователя.

Аналогично перестраиваются другие отрасли законодательства. В частности, Кодекс России об административных правонарушениях может быть дополнен:


а) рядом новых составов экологических проступков;

б) усилением административных, прежде всего штрафных, санкций, способных оказать воздействие на загрязнителя;

в) установлением в Кодексе порядка взыскания штрафа с юридических лиц.


Все больше возможностей у субъектов Российской Федерации в соответствии с нормами Конституции и прежде всего со ст. 73. Но самые главные резервы совершенствования правовой системы находятся в сфере органов местного самоуправления. Строго говоря, их деятельность выходит за рамки создания, совершенствования законодательства. Однако если иметь в виду регулирование экологических отношений, установление местных правил вокруг них, реализацию экологического законодательства, повышение его эффективности, то роль местного самоуправления трудно переоценить.

Активизируется правотворческая деятельность субъектов Российской Федерации, которые принимают в настоящее время уставы и иные основополагающие законы о своей деятельности и призваны восполнять пробелы в федеративном экологическом законодательстве по вопросам совместной компетенции, конкретизировать федеральные и свои собственные акты по вопросам окружающей среды, развивать собственную правовую экологическую систему в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Подходы к совершенствованию природоресурсного законодательства формулируются следующим образом:


уравнение в правах различных форм собственности на природные ресурсы – в соответствии с Конституцией РФ;

большее придание природоресурсным отношениям характера гражданско-правовых при сохранении специфики природопользования и ресурсопотребления;

открытие или раскрытие природоресурсных отношений, т. е. вовлечение в их обсуждение, контроль, охрану, использование граждан, органов местного самоуправления, средств массовой информации;

устранение монополизма в эксплуатации природоохранных сооружений, привлечение антимонопольных средств воздействия;

повышение роли судов в рассмотрении споров в связи с природными ресурсами;

учет и использование регионального, экосистемного принципа в управлении и контроле;

первоочередность использования природных ресурсов для рекреационных и иных гуманитарных целей.


Важно изучение опыта других стран, его творческое осмысление, перенимание с учетом национальной специфики. Можно констатировать, что и в других странах, например в США, весьма дифференцированно осуществляется пользование природными ресурсами – от востока к западу в зависимости от времени освоения, вхождения штатов в федерацию, заселенности, обводненности, засушливости территорий и т. п.

В природоресурсном законодательстве, может быть, как ни в каком другом, важна роль субъектов Российской Федерации, обладающих широкими правотворческими функциями как самостоятельно, так и вместе с Российской Федерацией. Последнее не менее важно, чем остальное, так как Россия систематически консультируется со своими субъектами: все проекты законодательных актов Российской Федерации направляются до принятия в субъекты Российской Федерации, проходят там экспертизу, получают оценку, учитываемую при обсуждении и принятии акта. Кроме того, представители субъектов Российской Федерации – по два от каждого – присутствуют в Совете Федерации – верхней палате российского парламента и имеют решающее слово при определении судьбы того или иного проекта.

Главным в налаживании эффективного, рационального и цивилизованного использования природных ресурсов является не только совершенствование федерального, масштабного регулирования природопользования, хотя и это с учетом сказанного необходимо, но и организация надлежащего применения законодательства, реализация возможностей, имеющихся у субъекта Российской Федерации, у органа местного самоуправления. Перенос центра тяжести в подобном ракурсе составляет суть правовой реформы в России вообще и в экологии в частности.

Общие принципы реформирования экологических норм российского законодательства сводятся к следующему:


к признанию приоритетности экологии перед экономикой (хотя это и трудно в период экономического кризиса);

к полному открытию экологической информации, причем не только формальному: необходим комплекс мер по ее доведению до граждан, обучению их обращению с ней;

к созданию экономического механизма охраны окружающей природной среды (сохранение в то же время государственных мер воздействияна загрязнителей, как это практикуется и в достаточной степени в других странах, например, в США);

к комплектованию системы государственных органов, уполномоченных на охрану окружающей среды, во главе с координирующим органом;

к соединению всех звеньев организации, контроля и наложения взысканий без каких-либо пробелов в этом механизме охраны окружающей среды;

к публичности осуществления основных властных и контрольных полномочий;

к признанию реалий, например, разных видов собственности на природные ресурсы, что порождает известные правовые последствия в осуществлении управления и контроля в области охраны окружающей среды;

к законодательному размежеванию исполнительной и судебной властей, обеспечению их самостоятельности и независимости.


Немаловажны проблемы организации законодательного процесса, которые имеют довольно общий (не только экологический) характер.

Коротко перечислим их, это:


недостаточная проработанность законопроектов, выносимых для обсуждения в российском парламенте – Федеральном Собрании РФ;

ведомственность и лоббирование законопроектов, что является само по себе нормальным явлением, распространенным и в других странах, но накладывается на отсутствие длительных парламентских традиций, устоявшихся обычаев и процедур;

множественность противоречивых проектов и точек зрения по одному и тому же вопросу;

отсутствие, как правило, квалифицированных правовых экспертиз законопроектов, иных способов получения компетентных заключений;

погоня за множественностью принятия законов в ущерб их качеству.


Отсюда появление противоречий, пробелов, нестыковок в законодательстве.

Экологическое законодательство - это совокупность законов, которые регулируют отношения, образующие предмет экологического права. Основываясь на критерии объекта правового регулирования, совокупность таких законов можно подразделить на три группы: законодательство об окружающей среде, о природных комплексах и природоресурсное законодательство. Объектом экологических отношений, регулируемых законами первой группы, является окружающая среда (природа) в целом, второй - природные комплексы, третьей - отдельные природные объекты.

Законодательство об окружающей среде в собственном смысле - новое явление для России. Оно стало развиваться лишь с 90-х годов прошлого века. Наряду с Федеральным законом "Об охране окружающей среды" к нему, в частности, относятся:

Федеральный закон "Об экологической экспертизе";

Федеральный закон "О радиационной безопасности населения";

Федеральный закон "Об отходах производства и потребления";

Федеральный закон "О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами".

Законодательство о природных комплексах , также новая структурная часть российского законодательства, включает:

Федеральный закон "Об особо охраняемых природных территориях";

Федеральный закон "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах";

Федеральный закон "О специальных экологических программах реабилитации радиационно загрязненных участков территории";

Федеральный закон "О континентальном шельфе Российской Федерации";

Федеральный закон "Об исключительной экономической зоне Российской Федерации";

Федеральный закон "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне";

Федеральный закон "Об охране озера Байкал";

Федеральный закон "О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации".

Значительный удельный вес в системе экологического законодательства занимает природоресурсное законодательство . В отличие от законодательства об окружающей среде в собственном смысле, природоресурсное законодательство более развито, поскольку, как подчеркивалось ранее, экологическое законодательство в советской России развивалось преимущественно применительно к использованию и охране отдельных природных ресурсов.

Природоресурсное законодательство - это совокупность законов, регулирующих отношения по использованию и охране отдельных природных объектов. Оно включает:

Земельный кодекс Российской Федерации;

Федеральный закон "Об обороте сельскохозяйственных земель";

Закон РФ "О праве граждан Российской Федерации на получение в частную собственность и на продажу земельных участков для ведения личного подсобного и дачного хозяйства, садоводства и индивидуального жилищного строительства";

Федеральный закон "О мелиорации земель";

Федеральный закон "О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения";

Федеральный закон "О землеустройстве";

Федеральный закон "О государственном земельном кадастре";

Водный кодекс Российской Федерации;

Федеральный закон "О плате за пользование водными объектами";

Лесной кодекс Российской Федерации;

Федеральный закон "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О недрах";

Федеральный закон "Об участках недр, право пользования которыми может быть предоставлено на условиях раздела продукции";

Федеральный закон "О животном мире";

Федеральный закон "Об охране атмосферного воздуха".

Здесь нами только названы акты без какой-либо их характеристики. В дальнейшем их содержание будет раскрыто применительно к конкретным вопросам. Об их объекте сказано в названии того или иного закона. Достаточно отметить, что эти законы являются, как правило, кодификационными, головными применительно к соответствующим институтам экологического права или отраслям природоресурсного законодательства.

6. История развития российского права окружающей среды

Нормы об охране природы можно найти уже в первых нормативных актах российского государства. Вопрос об истории развития нормативного регулирования защиты прав собственности на природные ресурсы, охраны природы и природопользования в России целесообразно рассмотреть применительно к трем периодам: а) до 1917 г., б) в советский период и в) на современном этапе.

а) Как и в других древних или средневековых государствах, охрана природных ресурсов осуществлялась прежде всего через защиту прав собственности, экономических, военных и налоговых интересов государства. Так, в «Русской правде» (1016 г.) предусматривалась охрана общинной собственности, объектом которой, к примеру, был лес, или собственности князя. В «Русской правде» устанавливался штраф за кражу дров. Здесь же предусматривался штраф за уничтожение или повреждение борти, т.е. дупла, наполненного сотами с медом. Статья 69 «Пространной правды» за покражу бобра предусматривала штраф в 12 гривен, т.е. такое же наказание, как и за убийство холопа*. В соответствии с Соборным уложением 1649 г. ловля рыбы в чужом пруду или садке, бобров и выдр также рассматривалась как кража имущества.

Особое отношение к охране лесных ресурсов проявилось и по военным соображениям. Уже с XIV в. был установлен заповедный характер оборонительных лесных засек, служивших средством защиты от набегов татар. («Засека» – преграда из срубленных в наваленных деревьев.) Законодательством того времени строго запрещалась вырубка деревьев в засечной черте. Такие леса охранялись специальными сторожами.

В русском законодательстве средних веков, предусматривался довольно широкий набор санкций за нарушение правил, касающихся природных объектов: штраф, «бить ботогами нещадно» («батог» – палка, прут, трость), «бити кнутом без всякой пощады», отсечение кисти левой руки. При наказании принимался во внимание факт повторности нарушения. Так, в соответствии с Соборным уложением 1649 г. за лов рыбы в чужом пруду пойманный с поличным подвергался в первый раз битью ботогами, во второй раз – кнутом, а в третий раз – отрезанию уха. Широко применялась смертная казнь (за порубку деревьев в заповедном засечном лесу, лов мелкой сельди и др.).

Предмет является основным атрибутом отрасли, имеющей специализацию.

Предметом экологического права являются общественные экологические отношения (т.е. отношения между людьми, возникающие по поводу объектов материального мира, составных частей природной среды и природы в целом).

Предметом экологического права является не взаимодействие между обществом и природой, а именно общественные отношения.

За данными отношениями (в сфере взаимодействия общества и природы) находятся разнообразные интересы и потребности человека: в частности это

    экологические (т.е. связанные с природной средой)

    экономические (связанные с использованием ресурсов)

    научные (связаны с познанием законов природы)

    рекреационные и иные.

Поскольку потребности разнообразны, а сфера взаимодействия широка и необъятна предметом экологического права являются те отношения, о которых говорится в

части 3 Преамбулы ФЗ «Об охране окружающей среды» - это общественные отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду как важнейшую составляющую окружающей среды, являющуюся основой жизни на Земле, в пределах территории РФ, а также её континентального шельфа и исключительной экономической зоны.

Характеристика отношений:

1) это отношения в сфере взаимодействия общества и природы

2) это отношения, возникающие при осуществлении человеком деятельности, которая воздействует на окружающую природную среду

3) территориальное ограничение.

С учётом направлений взаимодействия общества и природы и видов экономически значимой деятельности человека можно выделить следующие экологические отношения:

1) отношения по рациональному использованию природных ресурсов

2) по охране природной среды

3) по обеспечению экологической безопасности – выделение этой группы отношений производится представителями кафедры экологии МГУ, Бринчук с этим мнением не согласен.

Первые две группы отношений называются как исключительный предмет отрасли экологического права . Данная позиция выражена и в природноресурстном законодательстве (ст.3 Земельного кодекса, ст.5 Водного кодекса и т.д.).

1)

2) отношения по защите экологических прав и законных интересов человека.

Представители кафедры МГУ последнюю группу отношений включают в отношения по обеспечению экологической безопасности.

Учитывая сказанное и разнообразные точки зрения,

вывод: экологическим правом регулируются:

1) отношения собственности на природные ресурсы

2) отношения по использованию ресурсов это исключительный предмет

3) отношения по охране природной среды экологического права

от разных форм деградации

4) отношения по обеспечению экологической безопасности.

Особенности отношений, регулируемых экологическим правом:

1) поскольку данные отношения возникают по поводу природной среды и составляющих её элементов в этих отношениях проявляются экологические взаимосвязи между данными элементами

2) отношения, связанные с производством материальных благ (т.е. отношения в сфере природопользования) имеют экономический характер (это вид производственных отношений)

3) поскольку большинство компонентов природной среды могут быть объектами права собственности или иных прав (как вещных, так и обязательственных) => данные отношения имеют имущественный характер. Исключение составляет такой объект как атмосферный воздух – он не может быть объектом присвоения.

4) данные отношения являются публичными, т.к. в них проявляется интерес неограниченного круга лиц как настоящего, так и будущих поколений людей

5) данные отношения должны быть гласными (открытыми).

Существует точка зрения, связанная с пониманием предмета экологического права в узком смысле, т.е. как общественных отношений, возникающих исключительно в связи с охраной природной среды от различных форм деградации (это природоохранные отношения). Это мнение неверно.

Метод ЭП

Метод – это совокупность административно-правовых и гражданско-правовых приёмов и способов воздействия на участников и субъектов экологических отношений.

Особенность метода – он в себе сочетает оба вида приёмов и способов.

Степень сочетания зависит от конкретного вида экологического отношения.

Например, в отношениях по использованию природных ресурсов применяется совокупность гражданско-правовых приёмов и способов; это диспозитивный метод (способ). Т.к. это горизонтальные отношения и субъекты признаются равными.

В данных отношениях всегда незримо присутствует государство в лице своих органов, которые в определённых случаях могут вмешаться в отношения по использованию ресурсов по своей воле.

К экологическим отношениям применяется формула: не всё разрешено, что прямо не запрещено законом . Поскольку экологические права являются неотъемлемыми, и человек не может отказаться от них по собственному желанию.

Роль правового регулирования экологических отношений заключается в подробной регламентации всех полномочий, которыми наделяются органы гос. власти или органы местного самоуправления в данных отношениях. Здесь аналогии неприменимы даже при наличии пробелов в законодательстве.

Понятие ЭП

Определение понятия ЭП как отрасли права зависит от понимания и специфики предмета.

Экологическое право – это специализированная комплексная отрасль права, которая включает в себя ряд относительно самостоятельных отраслей:

    земельное право

    горное (недреное) право

    водное право

    лесное право

    фаунистическое право (фауна)

    воздухоохранное право (это отношения по охране атмосферного воздуха от различных форм негативных воздействий).

Однако комплексный характер ЭП обусловлен не этим обстоятельством, а тем, что экологические отношения регулируются:

1) собственно ЭП и его источниками

2) нормами, содержащимися в источниках иных отраслей права (гражданского, административного, уголовного права и др.).

С точки зрения правового регулирования гражданское, административное, уголовное право называют экологизированными отраслями (т.е. они содержат экологические требования).

Экологическое право как отрасль права – это система основанных на эколого-правовых идеях норм, регулирующих общественные отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду как важнейшую составляющую окружающей среды, являющуюся основой жизни на Земле (ч.3 Преамбулы к ФЗ «Об охране окружающей среды»).

В узком смысле (Крассов): экологическое право – это природоохранная отрасль.

Развитие общества за период своего существования воздействовало на окружающую природную среду, преобразовывало ее. Нежелательные последствия для природы, а также для человека потребовали развития определенного спектра знаний, направленных на изучение вопросов восстановления, сохранения, рационального использования и охраны окружающей природной среды, закономерностей обеспечения природных условий жизни человека и др. Международным сообществом были обозначены глобальные проблемы современности: экологический кризис, охрана окружающей среды.

Термин «экология» возник в конце XIX в. Впервые в научную терминологию слово «экология» было введено немецким ученым-биологом Геккелем в 1886 г. и имело сферу своего применения только в рамках науки биологии. Слово «экология» в переводе с греческого означает «наука о доме» (oikos - дом, жилище, logos - учение) .

Сначала экология развивалась как часть биологии. «В узком смысле экология (биоэкология) - одна из биологических наук, изучающая отношения организмов (особей, популяций, сообществ) между собой и окружающей средой. Предметом изучения биоэкологии (общей экологии) являются объекты организменного, популяционно-видового, биоценотического и биосферного уровней организации в их взаимодействии с окружающей средой...

В широком смысле экология (глобальная экология) - комплексная (междисциплинарная) наука, синтезирующая данные естественных и общественных наук о природе и взаимодействии природы и общества. Задачи глобальной экологии - изучение законов взаимодействия природы и общества и оптимизация этого взаимодействия» .

Так или иначе любые общественные отношения должны осуществляться посредством правового регулирования. И сегодня экологическое право является самостоятельной юридической дисциплиной, одной из отраслей права, прошедшей свой этап формирования и развития. Кроме того, экологическое право является наукой и учебной дисциплиной. С принятием и вступлением в силу Федерального закона «Об охране окружающей среды», интенсивным развитием земельного законодательства, проведением административной реформы органов государственной власти Российской Федерации за последние два года наступил новый этап в развитии экологического права. Сегодня наступил процесс «экологизации» отдельных отраслей права.

Эффективными средствами обеспечения соблюдения экологических требований законодательства могут быть только нормы международного, административного, уголовного, гражданско-правового законодательства, принимаемые и изменяемые с учетом анализа судебной практики, а также иного практического опыта применения норм экологического права лицами, участвующими в процессе природопользования.

Экологическое право можно определить как совокупность правовых норм, регулирующих общественные (экологические) отношения в сфере взаимодействия общества и природы в интересах сохранения и рационального использования окружающей природной среды для настоящих и будущих поколений

Самостоятельность отрасли права определяется наличием своего предмета правового регулирования, а именно специфическими общественными отношениями, на упорядочение которых направлены нормы права, а также метода правового регулирования.

«Становление науки экологического права началось в 70-х годах, хотя и до этого публиковались отдельные работы Г.А. Аксененка, Н.Д. Казанцева, Г.Н. Полянской, И.В. Павлова и других ученых. Знаковой была знаменитая работа О.С. Колбасова «Экология: политика – право», вышедшая в издательстве «Наука» в 1975 г. Конечно, благодаря работам Г.Н. Полянской, Н.Д. Казанцева и других специалистов, некая база была создана, но эколого-правовую парадигму, основу современного экологического права (и именно его) представил и сформулировал О.С. Колбасов. Не менее значительна была и роль В.В. Петрова, представителя университетской науки, написавшего первые учебники экологического права в нашей стране, не только сформировавшего основы преподавания экологического права, но и сыгравшего самую важную роль в создании Закона «Об охране окружающей природной среды», принятого 19 декабря 1991 г.»

Предметом экологического права являются общественные отношения в области взаимодействия общества и окружающей среды. Данные общественные отношения, таким образом, и сам предмет экологического права делятся на три составные части:

1) природоохранное право (или природоохранительное право), которое регулирует общественные отношения по поводу охраны экологических систем и комплексов, общих природоохранных правовых институтов, решения концептуальных вопросов всей окружающей среды. Назначением этой части является обеспечение регулирования всего природного дома, естественного жилища людей в комплексе;

2) природоресурсное право, которое регулирует общественные отношения по предоставлению отдельных природных ресурсов в пользование, а также вопросы их охраны и рационального использования - земли, ее недр, вод, лесов, животного мира и атмосферного воздуха;

3) нормы других самостоятельных отраслей права, обслуживающие общественные отношения, связанные с охраной окружающей среды, объединяемые задачей защиты окружающей среды (нормы административного права, уголовного права, нормы международного права).

Методом экологического права является способ воздействия на общественные отношения. Выделяются следующие методы:

экологизации (проявление общеэкологического подхода ко всем без исключения явлениям общественного бытия, проникновение глобальной задачи охраны окружающей среды во все сферы общественных отношений, регулируемые правом);

административно-правовой и гражданско-правовой (первый исходит из неравного положения субъектов права - из отношений власти и подчинения, второй основан на равенстве сторон, на экономических инструментах регулирования);

историко-правовой и прогностический (обоснование надежности принимаемых правовых и экономических мер, возможно, с учетом социальных и иных изменений, недопущение повторения ошибок, знание будущих состояний, процессов и явлений).


См.: Боголюбов С.А. Экологическое право: Учебник для вузов. М.: НОРМА, 2001; Ерофеев Б.В. Экологическое право России: Учебник для юридических вузов. М.: Юридическая литература, 2000; Петров В.В. Экологическое право России: Учебник для вузов. М.: БЕК, 1996.

Предыдущая

Предмет играет роль системообразующего фактора отрасли права. Под предметом правового регулирования понимается строго определенная область общественных отношений, качественно отличающихся от иных общественных отношений, образующих предмет другой отрасли права. Так как, в качестве объекта правового регулирования, в рассматриваемой нами сфере, выступает природа (окружающая среда) и ее отдельные компоненты - земля, недра, воды и др., и связанные с ними интересы человека, можно сказать, что под предметом понимаются те волевые общественные отношения, которые имеют своим объектом охрану и использование ее отдельных объектов в процессе взаимодействия между обществом и природой и урегулированные нормами экологического законодательства. Правильное определение предмета правового регулирования является обязательным условием для правильного применения правовых норм. Среди особенностей характеризующих отношения, входящие в предмет экологического права следует выделить следующие:

  • 1. - в предмет правового регулирования экологического права входят общественные отношения в сфере взаимодействия общества и природы, которые имеют волевой характер; 2. - в предмет входят только те волевые общественные отношения, которые возможно урегулировать нормами права (так нельзя обязать природопользователей создавать природные ландшафты, ибо они созданы в процессе эволюционного развития биосферы); 3. - в предмет экологического права входят только те, волевые общественные отношения, которые нуждаются в правовом регулировании со стороны государства (обязанность соблюдать нормативы качества, ПДК выбросов и сбросов и т. д.); 4. - специфика и множество объектов правового регулирования экологического права влияют и на специфичность отношений, входящих в предмет, это позволяет выделить следующие группы волевых общественных отношений:
    • а) отношения, связанные с изъятием веществ и энергии из природной среды (недропользование - сопряжено с изъятием полезных ископаемых, охота - с отстрелом диких животных и т.п.)
    • б) отношения, связанные с использованием полезных качеств природного объекта (сх землепользование основано на плодородии почв, использование лечебных природных ресурсов основано на их целебных и оздоровительных качествах и свойствах);
    • в) отношения, связанные с привнесением в ОПС веществ и энергии, не существовавших в ней ранее, либо существовавших в незначительных количествах (так, недра могут быть использованы для захоронения отходов; воздушная среда для выбросов загрязняющих веществ; и т. п.);
    • г) отношения, возникающие в связи с преобразованием природного объекта, которое может быть радикальным - в ходе которого изменяется природная функция этого объекта (комплекса) (создание искусственного водоема в той или иной местности изменяет режим функционирования данной экологической системы; выращивание лесопосадок повышает биопродуктивность защищаемых ими с/х земель и т.п.) и частичным - т.е. изменение используемого объекта, в силу чего происходит совершенствование его экологических функций (внесение удобрений повышает плодородие пахотных земель - активизация полезных свойств и качеств; рекультивация земель - нейтрализация негативных последствий хозяйственной деятельности).

Таким образом, за категорией «общественные отношения» стоят разнообразнейшие интересы общества, его потребности, удовлетворяемые за счет природных ресурсов. Основными из таковых являются - экологические, экономические, научные, рекреационные, культурные, эстетические. Все они реализуются в постоянном взаимодействии человека с природой. Кроме этого, экологическим общественным отношениям присущи специфические цели. В качестве основных из них в интересах настоящего и будущих поколений законодательством установлены следующие: - сохранение природных богатств и естественной среды обитания человека; - предотвращение экологически вредного воздействия хозяйственной и иной деятельности; - оздоровление и улучшение качества ОПС; - укрепление законности и правопорядка.

Современное Экологическое право есть результат объединения существовавших до 1980 года автономных отраслей права -природоохранительного права (система юридических норм, регулирующих общественные отношения по сохранению, воспроизводству, изучению и оздоровлению окружающей среды) и природоресурсного (система юридических норм, регулирующих общественные отношения по рациональному использованию природных ресурсов с целью удовлетворения потребностей, прав и законных интересов различных природопользователей). Именно поэтому в научной и учебной литературе по экологическому праву названные группы общественных отношений выделяют в исключительный предмет отрасли.

Природоресурсныые отношения объединяют в себе - земельные, горные, водные, лесные, по использованию животного мира и атмосферного воздуха. Природоохранительные -земельно-охранительные, по охране недр, водоохранительные, лесоохранительные, по охране животного мира, атмосферного воздуха, природо-заповедные, по охране генетического фонда и микроорганизмов (ст. 4 Закона «Об охране ОПС»).

Совокупность этих отношений и составляет предмет экологического права.

В тоже время экологическое право регулирует в настоящее время и иные отношения, не являющиеся традиционными. Это отношения собственности на природные ресурсы и объекты и отношения по защите экологических прав и законных интересов человека и гражданина.

Таким образом, учитывая интересы и потребности человека в сфере взаимодействия общества и природы, опосредованные в праве, предмет современного российского права окружающей среды образуют отношения:

По охране ОПС от разных форм ее деградации; - по природопользованию; - собственности на природные объекты и ресурсы; - по защите экологических прав и законных интересов физических и юридических лиц. В доктрине права окружающей среды отношения, регулируемые им, называются экологическими.

Приведенная классификация видов экологических отношений - принципиальная, наиболее важная, целесообразная и научно обоснованная. Ее целесообразность заключается во взаимосвязанном, одновременном решении в праве комплекса проблем, касающихся принадлежности природных ресурсов, распоряжения ими, обеспечения рационального использования природных ресурсов, охраны природы от различных форм деградации и защиты экологических прав. Научная обоснованность такой классификации подтверждается природоресурсным законодательством (земельным, водным и др), в котором регулируются отношения собственности на соответствующий природный ресурс, по его использованию и охране, а также доктриной земельного, водного, горного и иного природоресурсного права.

В целом общественные экологические отношения это - совокупность однородных отношений, обладающих органическим и устойчивым единством. Критерий единства - сфера взаимодействия общества и природы, в которой возникают такие отношения.

В современных условиях сфера общественных отношений, регулируемых экологическим правом, определяется на основе его содержания и тенденции развития. Однако в научной литературе нет четкого, единообразного подхода к определению содержания экологического права. Анализ действующего законодательства об охране окружающей природной среды позволяет определить, какие вопросы и как регулируются этой отраслью законодательства, а также каковы тенденции развития данной отрасли. Это позволяет считать экологическое право самостоятельной отраслью права, обладающей специфическим предметом правового регулирования – отношениями в сфере взаимодействия общества с окружающей природной средой, т.е. экологическими отношениями.

Взаимодействие общества и природы – объективно существующее явление. Природа возникла раньше, чем общество и человек, и они являются порождением природы. Природа развивается по объективным законам, тогда как общество функционирует на основе законов социального развития. А человек, будучи биологическим существом, является социальным индивидом. Процесс взаимодействия человека с природой всегда осуществляется с помощью определенных способов привлечения природных объектов, их полезных свойств и качеств, в сферу жизнедеятельности человека с целью удовлетворения разнообразных потребностей и интересов. Соответственно определенный тип и уровень экономического, исторического, социального и демографического развития позволяет выделить особенности взаимодействия общества и природы на определенном этапе. Процесс взаимодействия общества и природы осуществляется на основании определенных закономерностей.

Экологическая функция государства направлена на гармонизацию отношений общества и природы, обеспечение оптимального сочетания экономических и экологических интересов общества. Поэтому государство, реализуя интересы общества, и осуществляя экологическую функцию, определяет правовые формы регулирования общественных отношений, которые возникают в сфере не только принадлежности природных объектов, обеспечения экологической безопасности, но также их использования, воспроизводства, охраны окружающей природной среды и человека от негативного воздействия. Объективно существующее взаимодействие общества и природы порождает разнообразные экологические отношения между определенными субъектами, а также правовые формы, которые должны оптимально отвечать и соответствовать этим отношениям.

Предметом экологического права являются общественные отношения, возникающие между субъектами по поводу обеспечения экологической безопасности, принадлежности, использования, воспроизводства (восстановления) природных объектов и комплексов, а также охраны, в определенных случаях защиты человека, окружающей природной среды от вредного воздействия в целях его предотвращения, устранения и удовлетворения экологических и иных интересов.

Термин «экология» был введен в научную терминологию немецким биологом Эрнстом Геккелем в 1866 году в монографии «Общая морфология организма», который определял экологию как учение об условиях существования живых организмов во взаимодействии со средой, в которой они существуют (в границах биологии). Хотя автор слишком узко подходил к пониманию экологии, его заслуга состоит в том, что он впервые выделил экологию в самостоятельное понятие, а это стимулировало углубленное ее исследование в науке и дальнейшее практическое применение в разных сферах общественной, правотворческой и правоприменительной деятельности.

Кроме биологического определения экологии сформировались и продолжают свое становление другие разновидности экологии (геоэкология, антропоэкология, социальная экология и др.). Таким образом, экология в современном ее понимании – понятие более широкое и сложное, чем биологическое явление, рассматриваемое Геккелем. Узкое понимание экологии без ее социального аспекта обедняет это понятие и не согласовывается с объективно существующим взаимодействием общества и природы. Поэтому широкое понимание экологии способствует: осознанию и проведению необходимых экологических мероприятий; созданию надлежащей правовой основы регулирования экологических отношений; обеспечению поддержки безопасного экологического состояния окружающей природной среды, экологического равновесия и гармоничного взаимодействия общества и природы. Широкое понимание экологии не исключает существования ее разновидностей в рамках единого понятия. Однако во всех названных разновидностях экологии принимает участие человек как социальное существо.

Экологические отношения по своему содержанию являются разнообразными, но они взаимосвязаны и едины. Их единство обусловлено связью всех природных объектов между собой, вследствие чего существует единая экологическая система. Вместе с тем единство экологических отношений не исключает существования их разновидностей, обусловленных экологическими факторами.

В частности, природные объекты (земля, воды, растительный мир, леса, недра, фауна, атмосферный воздух и др.) по своим природным характеристикам отличаются один от другого природно-антропогенными ценностями, в силу чего возникают разновидности единых экологических отношений: земельные, водные, флористические, фаунистические, атмосферно-воздушные и прочие, которые обусловливают необходимость определения их правовых форм. Дифференциация экологических отношений по природным объектам не нарушает единства экологических отношений, их предметной целостности. В соответствии со ст. 5 Закона «Об охране окружающей природной среды» объектом правовой охраны выступают также жизнь и здоровье людей наряду с природными ресурсами, природными территориями и объектами, подлежащими особой охране. Непосредственно все многообразие особо охраняемых территорий и объектов охватывается понятием экологическая сеть, правовой режим которой устанавливается в соответствии с Законом «Об экологической сети».

Дифференциация экологических отношений возможна также и по основным сферам деятельности людей в области взаимодействия с окружающей природной средой:

1. отношения, которые возникают по поводу принадлежности природных объектов и природных комплексов определенным субъектам на праве собственности или на праве пользования;
2. отношения, относительно эксплуатации экологических объектов конкретными субъектами с целью удовлетворения своих интересов;
3. отношения, которые возникают при обеспечении экологической безопасности окружающей среды, общества и граждан;
4. отношения, которые складываются в области воспроизводства, восстановления природных объектов, улучшение их качества;
5. отношения, которые возникают в сфере охраны окружающей природной среды, а в определенных случаях и защиты.

Возможно существование производных от них отношений, в частности, эколого-процессуальных, эколого-информационных, а также отношений в сфере рассмотрения экологических споров и пр. Указанные отношения носят производный, подчиненный характер относительно основных экологических отношений и могут иметь место во всех вышеуказанных основных сферах.

В условиях проведения экономической и административной претерпевают значительные изменения и экологические отношения относительно принадлежности природных объектов и комплексов в их видовом многообразии. Принадлежность природных объектов и комплексов в экологическом праве осуществляется на праве собственности и на праве .

До начала 90-х годов все природные объекты в пределах территории находились в исключительной государственной собственности. Право природопользования считалось производным и зависимым от права государственной собственности, им могли обладать граждане и юридические лица.

В соответствии со статьей 13 Конституции земля, ее недра, атмосферный воздух, водные и иные природные ресурсы, находящиеся в пределах территории, природные ресурсы ее континентального шельфа, исключительной (морской) экономической зоны являются объектами права собственности народа. От имени народа права собственника осуществляют органы государственной власти и органы в пределах, определенных Конституцией. Каждый гражданин имеет право пользоваться объектами права собственности народа в соответствии с законом.

Законодательство развивается в направлении правового закрепления многообразия форм собственности (публичная и частная) на некоторые природные объекты. Это позволяет оказывать содействие более эффективному их использованию, развитию инициативы собственников в обеспечении надлежащей охраны природной среды, соблюдению ряда нормативов и правовых предписаний по вопросам экологии. Значительная часть природных ресурсов все же находится в собственности государства. Обусловлено это непосредственно особенностями природных объектов, создающих единую экологическую систему. Поэтому их пребывание в собственности государства на определенном этапе развития общества оказывается целесообразным в силу специфики правового режима установленного для них, а также способствует поддержанию экологического равновесия на территории. Однако это не исключает возможности постепенного перехода части природных объектов в иные формы собственности.

Отношения в области использования субъектами экологических объектов – это эксплуатация природных ресурсов, вовлечение их в хозяйственный оборот, в том числе все виды воздействия на них в процессе хозяйственной и иной деятельности. Вышеуказанные отношения имеют определенные особенности: приоритетность экологических отношений перед другими отношениями; платность за специальное использование природных ресурсов; взимания сбора за загрязнение природной среды и ухудшение качества природных ресурсов; обязательное соблюдение субъектами отношений экологических стандартов, нормативов и лимитов в процессе эксплуатации природных объектов; значительно расширенная судебная защита прав природопользователей и т.п. Отношения в области использования природных объектов необходимо рассматривать в неразрывной связи с отношениями по их охране, восстановлению и обеспечению экологической безопасности.

Особую группу представляют правоотношения в сфере обеспечения экологической безопасности. В юридической литературе не сформировалось общепризнанное мнение относительно вопроса о месте экологической безопасности в предметной сфере экологического права. В настоящее время существует три основных направления. Первое (наиболее приемлемое) – признание отношений по обеспечению экологической безопасности определяющими, основополагающими в системе экологических отношений. Второе – им отводят лишь роль института экологического права. И третье – указанные отношения не имеют специфики и полностью охватываются отношениями по охране окружающей природной среды, где обеспечение экологической безопасности может рассматриваться как цель, на достижение которой может быть направлено множество способов воздействия (политических, экономических, экологических и пр.) и эколого-правовое регулирование.

Отношения в сфере экологической безопасности оказывают содействие защищенности жизненно важных интересов человека и гражданина, окружающей природной среды, постоянному развитию экологических отношений, своевременному выявлению, предотвращению и нейтрализации реальных и потенциальных угроз экологическим интересам. Они обеспечиваются сбалансированным взаимодействием природных, технических и социальных систем, осуществлением широкого комплекса взаимосвязанных политических, экономических, организационных, государственно-правовых и других мероприятий. Проводит экологическую политику, являющуюся важной и необходимой в современных условиях при значительной антропогенной нагрузке, отрицательных экологических последствиях. Законодатель регулирует вопросы предотвращения чрезвычайных ситуаций и устранения их вредных последствий для окружающей природной среды и здоровья человека. Задача предотвращения аварий и катастроф техногенного и природного характера решается путем строгого соблюдения соответствующих норм и правил по безопасной эксплуатации объектов, обращению с опасными веществами и объектами повышенной экологической опасности.

Особое значение в современных условиях развития рыночной экономики приобретают отношения в области воспроизводства (восстановления) природных объектов, улучшение их качественного состояния. Воспроизводство и восстановление природных объектов – объективный процесс, происходящий в окружающей природной среде, его нельзя приостанавливать, наоборот, ему надо всячески способствовать. К сожалению, в действующем законодательстве отсутствует четкое определение воспроизводства, восстановления природных объектов, и законодатель довольно непоследовательно применяет данные термины. В экологическом законодательстве в зависимости от вида природного объекта, его естественных характеристик и проводимых мероприятий возникают общественные отношения в сфере их воспроизводства либо восстановления. Только Кодексом о недрах не регулируются общественные отношения по воспроизводству (либо восстановлению). Недра, как объект экологического права, относятся к практически не восстанавливаемым природным объектам в силу их естественных особенностей и длительного периода времени, необходимого для их воспроизводства. А общественные отношения по их воспроизводству в современных условиях не могут быть предметом правового регулирования.

Статья 1 Закона «Об охране окружающей природной среды» одной из целей экологической политики государства рассматривает воспроизводство природных ресурсов, а в ч. 2 ст. 69 предусмотрено, что лица, которым причинен ущерб, в результате нарушения законодательства об охране природной среды, имеют право на возмещение неполученных доходов за время, необходимое для восстановления здоровья, качества окружающей природной среды, воспроизводства природных ресурсов до состояния, пригодного для использования по целевому назначению.

Земельным кодексом (ст. 152) и Законом «Об охране земель» (ст. 1 и др.) регулируются общественные отношения по воспроизводству и повышению плодородия почв, повышению продуктивности земель лесного фонда, обеспечению особого режима использования земель природоохранительного, оздоровительного, рекреационного и историко-культурного назначения. Кроме того в п. б ч. 1 ст. 205 ЗК предусмотрена необходимость выделения средств государственного или местного бюджета гражданам и юридическим лицам для восстановления предыдущего состояния земель, нарушенных не по их вине.

В Водном кодексе вопросу воспроизводства водных ресурсов посвящены ст. 2, 11, 12, 13, 14-23 и др. Закон «О животном мире» регламентирует отношения в сфере воспроизводства животного мира (ст. 1,2,9,10, 36, 57-62 и др.). Закон «Об охране атмосферного воздуха» также направлен на регулирование восстановления естественного состояния атмосферного воздуха, а Закон «О природно-заповедном фонде» определяет правовые основы воспроизводства природных комплексов и объектов.

Наиболее урегулирована сфера воспроизводства природных ресурсов флористическим законодательством, в частности лесным. В Законе «О растительном мире» регламентируется воспроизводство природных растительных ресурсов, которое осуществляется собственниками и пользователями (в том числе арендаторами) земельных участков, на которых находятся объекты растительного мира.

Воспроизводство природных растительных ресурсов обеспечивается:

А) содействием природному восстановлению растительного покрова;
б) искусственным восстановлением природных растительных ресурсов;
в) предупреждением нежелательных изменений природных растительных группировок и отрицательного воздействия на них хозяйственной деятельности;
г) приостановлением (временно) хозяйственной деятельности с целью создания условий для восстановления деградированных природных растительных группировок (ст. 23).

Объемы работ по их воспроизводству и способы их проведения определяются проектами, которые утверждаются специально уполномоченными центральными органами исполнительной власти в области охраны окружающей природной среды. Воспроизводство природных растительных ресурсов проводится на основании специально разработанных и утвержденных правил.

Лесным кодексом регулируются отношения по воспроизводству лесов (ст. 79-82), которое осуществляется путем их восстановления и лесоразведения. При этом восстановление лесов осуществляется на лесных участках, которые были покрыты лесной растительностью, а лесоразведение – на предназначенных для создания лесов землях, не покрытых лесной растительностью, прежде всего низкопродуктивных и непригодных для использования в сельском хозяйстве, на землях сельскохозяйственного назначения, выделенных для создания полезащитных лесных полос и иных защитных насаждений. Более детально данный вопрос рассматривается в Постановлении Кабинета Министров № 97 «Об утверждении Правил восстановления лесов и лесоразведения».

Значительную группу составляют экологические охранительные отношения, которые тесным образом связаны с отношениями, возникающими в области воспроизводства и восстановления экологических объектов, но имеют и некоторую самостоятельность в рамках единых экологических отношений. Они складываются в процессе осуществления комплекса охранительных экологических мероприятий соответствующими субъектами. Охрана окружающей природной среды представляет собой систему политических, экономических, правовых, организационных, технических, технологических, санитарных и иных государственных и общественных мероприятий, направленных на обеспечение безопасной для здоровья человека окружающей природной среды. Охранительные отношения по своему смыслу являются сложными. Они включают в себя научно обоснованную организацию учета природных ресурсов, прогнозирование, планирование, материально-техническое обеспечение и финансирование мероприятий, направленных на предупреждение, нейтрализацию вредного воздействия на окружающую природную среду и ликвидацию этих последствий, нормирование и регулирование природопользования, оценку воздействия производственной и хозяйственной и иной деятельности на окружающую природную среду, экологическое образование и воспитание, государственный и общественный контроль за исполнением требований экологического законодательства и пр.

Экологические правоотношения классифицируются на виды и по иным основаниям. По методам регулирования делятся на: управленческие, основанные на властных взаимоотношениях субъектов, и договорные, для которых характерно равенство сторон, автономное положение их относительно друг друга. В зависимости от взаимоотношений субъектов экологического правоотношения они подразделяются на относительные и абсолютные. В относительных четко определяется и управомоченный, и обязанный субъект. В абсолютных персонально определено лишь управомоченное лицо, а обязанными являются все остальные субъекты, призванные воздерживаться от посягательств на интересы управомоченного. В зависимости от характера экологических отношений можно выделить материальные, устанавливающие содержание прав и обязанностей и процессуальные, регулирующие порядок разрешения конкретных вопросов. Для дифференциации экологических правоотношений могут применяться и иные критерии, например, по функциям права, по составу участников, по времени действия и иные.

Экологические отношения как вид общественных отношений имеют много общего с имущественными, административными и другими отношениями, которые регулируются соответствующими отраслями права, и вместе с тем им присущи отличия. Их тождество проявляется: в вопросах содержания собственности; субъектном составе ряда правоотношений; при заключении соглашений, объектами которых выступают природные ресурсы, как имущество особого рода; расширении договорной формы в природопользовании и др. Однако такие элементы не дают оснований для их отождествления и тем более поглощения экологических отношений имущественными или административными. Эти отношения существуют самостоятельно. Между экологическими и иными отношениями существуют значительные отличия, которые позволяют считать их самостоятельными, едиными правоотношениями с присущими только им формами и методами правового регулирования.

Основным, отличительным признаком выступает экологический фактор, который проявляется в различных аспектах:

1. Экологические отношения существуют лишь при нахождении природных объектов в целостной экологической системе, без изъятия из нее. Так, например, добытые полезные ископаемые, выловленная рыба, срубленная древесина перестают быть объектами экологических отношений, поскольку они изъяты (отделены) из окружающей природной среды, разорвана их связь с единой экосистемой. Данные природные ресурсы вовлекаются в хозяйственный оборот, становятся имущественными объектами и переходят в сферу имущественных отношений, которые регулируются гражданским правом.
2. Содержание экологических отношений определяется с учетом законов природы, по которым развиваются природные объекты, поэтому и воздействие человека на данные правоотношения является ограниченным. Кроме того, природная среда – явление относительно постоянное, что обеспечивает стабильность экологических отношений. Модель устойчивого развития природы и общества – стратегическое направление решения экологических проблем, избранное в современный период. Имущественные отношения базируются на социально-экономических законах, и это обусловливает их динамичность.
3. Субъекты экологических отношений обязаны неукоснительно придерживаться и соблюдать экологические стандарты и нормативы, требования, а также лимиты при использовании природных ресурсов, заниматься воспроизводством, охраной природных объектов, а также обеспечением экологической безопасности. В имущественных отношениях в условиях рынка субъекты более свободны в своей деятельности.
4. В экологических отношениях правовой режим содержит значительное количество императивных предписаний, выполнение которых обязательно для субъектов этих отношений. Это касается, прежде всего, таких сфер, как воспроизводство природных объектов, чрезвычайных экологических ситуаций, которые привели к загрязнению природной среды, и т.п. Причем эти мероприятия осуществляются независимо от того, выгодны или не выгодны они с точки зрения экономической. Здесь действует приоритет экологических требований. В имущественных отношениях в условиях рынка использование императивных предписаний – явление более редкое.