Средства связи предложений в тексте
Лексические средства связи
- Лексический повтор. Например: Гроздья рябины наклонились к земле. Земля как будто тоже тянулась к дереву.
- Однокоренные слова. Например: Благодарность - это способ показать другому свое отношение. Уметь благодарить - быть человеком умным и понимающим.
- Синонимы.Например: Все поле, открывшееся перед взором нашим, было усеяно ромашками. Цветыразрослись до самого горизонта.
- Антонимы. Например: Злопамятность делает человека несчастным. А отходчивость и добродушие, наоборот, облегчают жизнь.
- Описательные обороты. Например: Лев не любит, когда ему мешают. Грозный царь зверей не привык к суете.
Грамматические средства связи
- Личные местоимения. Например: Во вторник Сергей пришел снова. Он хотел еще раз увидеть Ольгу, увидеть ее глаза и каштановые волосы.
- Указательные местоимения (такой, тот, этот). Например: Купить билет на самолет можно через Интернет. Такой способ очень удобен: он экономит ваше время и позволяет спокойно принять решение.
- Местоимённые наречия (там, так, тогда и др.). Например: Люблю и одновременно ненавижу старые, заброшенные деревни. Там меня охватывает странное и противоречивое чувство.
- Союзы (преимущественно сочинительные). Например: Михаил ушел. Но Аня, хоть и расстроенная, осталась.
- Частицы. Например: Утром он купил кольцо и огромный букет. Неужели настал тот самый день?
- Вводные слова и конструкции (может быть, итак, во-первых и др.). Например: Все билеты были раскуплены. Может быть, это и к лучшему.
- Единство видовременных форм глаголов. Например: Запахло свежей травой. Пригрело лучами солнца.
- Неполные предложения и эллипсис, отсылающие к предшествующим элементам текста. Например: На завтра мы запланировали прогулку по парку. На послезавтра - посещение десткой выставки.
- Синтаксический параллелизм. Например: Эти люди не покупали продукты в магазинах. Эти люди не носили привычную одежду.
Советую повторить и знать наизусть, как таблицу умножения, классификацию местоимений по разрядам.
Разряды местоимений по значению
- Личные: я, ты, он, она, оно, мы, вы, они.
- Возвратное: себя.
- Притяжательные: мой, твой, его, её, наш, ваш, их и свой.
- Указательные: этот, тот, такой, таков, столько, а также устар.:эдакий (этакий), сей, оный.
- Определительные: весь, всякий, каждый, любой, другой, иной, самый, сам, а также устар.: всяческий, всяк.
- Вопросительные: кто, что, какой, каков, который, чей, сколько.
- Относительные: кто, что, какой, каков, который, чей, сколько.
- Неопределённые: местоимения, образованные от вопросительно-относительных с помощью приставок не, кое- и суффиксов -то, -либо, -нибудь: некто, нечто, несколько, кое-кто, кое-что, кто-либо, что-нибудь, какой-то, сколько-нибудь и др. под.
- Отрицательные: никто, некого, ничто, нечего, никакой, ничей.
1. Биссектрисы углов B и C трапеции ABCD пересекаются в точке O, лежащей на стороне AD. Докажите, что точка O равноудалена от прямых AB, BC и CD.
2. В выпуклом четырёхугольнике ABCD углы BCA и BDA равны. Докажите, что углы ABD и ACD также равны.
3. В трапеции ABCD с основаниями BC и AD диагонали пересекаются в точке P. Докажите, что площади треугольников АPB и CPD равны.
4. В треугольнике ABC с тупым углом ABC проведены высоты AA 1 и CC 1 . Докажите, что треугольники A 1 BC 1 и ABC подобны.
5. Внутри параллелограмма ABCD выбрали произвольную точку E. Докажите, что сумма площадей треугольников BEC и AED равна половине площади параллелограмма.
6. Высоты BB 1 и CC 1 остроугольного треугольника ABC пересекаются в точке E. Докажите, что углы BB 1 C 1 и BCC 1 равны.
7. Докажите, что медиана треугольника делит его на два треугольника, площади которых равны между собой.
8. Известно, что около четырёхугольника ABCD можно описать окружность и что продолжения сторон AB и CD четырёхугольника пересекаются в точке M. Докажите, что треугольники MBC и MDA.
9. На средней линии трапеции ABCD с основаниями AD и BC выбрали произвольную точку F. Докажите, что сумма площадей треугольников BFC и AFD равна половине площади трапеции.
10. Окружности с центрами в точках I и J пересекаются в точках A и B, причём точки I и J лежат по одну сторону от прямой AB. Докажите, что AB⊥IJ.
11. Основания BC и AD трапеции ABCD равны соответственно 5 и 20, BD=10. Докажите, что треугольники CBD и ADB подобны.
12. Точка Е- середина боковой стороны АВ трапеции АВСD. Докажите, что площадь треугольника ЕСD равна половине площади трапеции.
13. Через точку O пересечения диагоналей параллелограмма ABCD проведена прямая, пересекающая стороны BC и AD в точках L и G соответственно. Докажите, что CL=AG.
14. Сторона AB параллелограмма ABCD вдвое больше стороны AD. Точка K - середина стороны AB. Докажите, что DK - биссектриса угла ADC.
15. Биссектрисы углов A и B параллелограмма ABCD пересекаются в точке F стороны CD. Докажите, что F - середина CD.
16. Окружности с центрами в точках O 1 и O 2 не имеют общих точек. Внутренняя общая касательная к этим окружностям делит отрезок, соединяющий их центры, в отношении m :n . Докажите, что диаметры этих окружностей относятся как m :n .
17. На стороне АС треугольника АВС выбраны точки D и E так, что отрезки AD и CE равны (см. рисунок). Оказалось, что углы АEB и BDC тоже равны. Докажите, что треугольник АВС -равнобедренный.
18. В равностороннем треугольнике ABC точки M, N, K - середины сторон АВ, ВС, СА MNK - равносторонний.
19. В равностороннем треугольнике ABC точки M, N, K - середины сторон АВ, ВС, СА соответственно. Докажите, что ВMKN - ромб.
20. В равнобедренном треугольнике ABC (АВ = ВС ) точки M , N , K - середины сторон АВ, ВС, СА соответственно. Докажите, что треугольник MNK - равнобедренный.
21. Дан правильный восьмиугольник. Докажите, что если последовательно соединить отрезками середины его сторон, то получится правильный восьмиугольник.
22. В параллелограмме АВСD проведены перпендикуляры ВЕ и DF к диагонали АС. Докажите, что треугольники BEF и DFE равны.
23. В параллелограмме ABCD диагонали AC и BD пересекаются в точке O . Докажите, что площадь параллелограмма ABCD в четыре раза больше площади треугольника BOC .
24. В параллелограмме ABCD точка M - середина стороны AB . Известно, что MC =MD . Докажите, что данный параллелограмм - прямоугольник.
25. Докажите, что отрезок, соединяющий середины оснований трапеции, делит её на две равные по площади части.
Разбор типовых вариантов заданий №25 ОГЭ по математике
Первый вариант задания
Окружности с центрами в точках I и J пересекаются в точках А и В, причём точки I и J лежат по одну сторону от прямой АВ. Докажите, что прямые АВ и IJ перпендикулярны.
Алгоритм решения:
- Делаем чертеж.
- Определяем место расположения точек I и J.
- Используем свойство серединного перпендикуляра.
- Делаем вывод.
Решение:
1. Делаем чертеж, согласно условия:
2. Определяем место расположения точек I и J:
Точка I равноудалена от точек A и B. Аналогично, точка J равноудалена от концов отрезка AB.
3. По свойству геометрического места точек, равноудаленных от концов отрезка, эти точки расположены на серединном перпендикуляре к отрезку AB.
А если две точки I и J лежат на серединном перпендикуляре, прямая IJ совпадает с ним.
Следовательно, прямые IJ и АВ перпендикулярны.
Второй вариант задания
Окружности с центрами в точках Е и F пересекаются в точках С и D, причём точки Е и F лежат по одну сторону от прямой CD. Докажите, что прямые CD и EF перпендикулярны.
Алгоритм решения:
- Рассмотрим треугольники CEF и DEF и установим их равенство.
- Воспользуемся свойством равных фигур для определения вида треугольника CED.
Решение:
1. Делаем чертеж по условию задачи:
2. Рассмотрим треугольники CEF и DEF и установим их равенство:
У них CE=DE, как радиусы окружности с центром в точке Е,
Аналогично, CF = DF, как радиусы окружности с центром в точке F.
EF – общая сторона.
Значит, данные треугольники равны.
Тогда по свойству равных фигур .
Рассмотрим треугольник CED. У него CE=DE, поскольку это соответствующие стороны равных фигур. Значит, треугольник равнобедренный.
EF – биссектриса угла E. следовательно, EF – высота по свойству равнобедренного треугольника. Отсюда следует, что .
Утверждение доказано.
Третий вариант задания
Окружности с центрами в точках М и N пересекаются в точках S и Т, причём точки М и N лежат по одну сторону от прямой ST. Докажите, что прямые MN и ST перпендикулярны.
Алгоритм решения:
- Делаем чертеж по условию задачи.
- Рассмотрим треугольники SMN и TMN и установим их равенство.
- Воспользуемся свойством равных фигур для определения вида треугольника SMT.
- Используем свойство равнобедренного треугольника и делаем вывод.
Решение:
1. Делаем чертеж согласно условия задачи.
2. Рассмотрим треугольники SMN и TMN. Они равны по трем сторонам:
SM=TM как радиусы окружности с центром в точке М,
SN=TN как радиусы окружности с центром в точке N,
а MN – общая сторона (см. рисунок выше).
3. По свойству равных фигур, , как соответствующие углы в равных треугольниках.
4. Рассмотрим треугольник SMT.
В нем по доказанному выше , а значит MN – биссектриса угла M. Данный треугольник равнобедренный с равными сторонами SM и TM.
Следовательно, MN – высота по свойству биссектрисы равнобедренного треугольника. Следовательно, .
Утверждение доказано.
Четвертый вариант задания
В выпуклом четырёхугольнике ABCD углы ВСА и BDA равны. Докажите, что углы ABD и ACD также равны.
Алгоритм решения:
- Выполняем рисунок по условию задачи.
- Устанавливаем подобие треугольников BOC и AOD.
- Записываем соотношение для сторон.
- Устанавливаем подобие треугольников AOB и DOC.
- Делаем вывод.
Решение:
1. Выполняем чертеж по условию задачи:
2. Рассматриваем треугольники BOC и AOD.У них:
углы ВСА и BDA равны по условию задачи,
углы BOC и AOD равны как вертикальные.
Значит, треугольники BOC и AOD подобны по двум углам.
3. Для подобных треугольников BOC и AOD записываем соотношение соответствующих сторон:
Доказательство:
Рассмотрим треугольники BEC и AED. BE = EA, так как E - середина стороны AB по условию. EC= ED по условию, а BC = AD по свойству параллелограмма (противолежащие стороны равны). Таким образом, BE = EA, EC= ED, BC = AD. Следовательно, треугольники BEC и AED равны по трём сторонам.
В равных треугольниках - равные элементы. Значит, углы CBE и DAE равны. Так как их сумма равна 180° по свойству параллелограмма, то углы равны 90° (180 / 2 = 90) .
Следовательно, данный параллелограмм - прямоугольник.