Одна из цивилизаций древнего востока. Древняя восточная цивилизация

Шесть тысяч лет назад человечество переходит в новый этап своего развития – в Древний мир (4 – 1-е тысячелетие до нашей эры), когда на сцену жизни выходят первые цивилизации.

На чем зиждились цивилизации?

Этот способ существования племен (на некоторой стадии их перехода в народ) и народов стал возможным лишь с появлением государств. Неважно, какого размера они были – в пол-Востока или в рамках одного полиса.

Другой важной чертой цивилизационного процесса являются наличие государственной власти и появление общественных классов. Появлялся глава государства – император, царь или деспот. За ним тянулся особый класс – аппарат управления страной. Довольно многочисленный, такой же тиранический, как и глава государства.

Шла классификация общества. Сочетались рабство и свободные сословия. Значительным моментом в деятельности древних цивилизаций являлось наличие армий для защиты границ, как от варваров, так и таких же новых государств. И не всегда рядом расположенных.

Но чаще воинские формирования существовали для захвата других территорий для привлечения трудовых и обладания природных ресурсов или для выхода на торговые пути, морские территории.

Цивилизации Древнего Востока

История свидетельствует, что некоторые цивилизации (античные греческая и римская) как будто специально создавались для присоединения чужеземных государств и народов, чуждых друг другу по менталитету, традициям, характеру деятельности, верованиям: одни поклонялись конкретному богу, другие – держались за многобожие.

Плодородие дало толчок торговле продуктами питания, потому что сами шумерцы все не съедали. За ней пошло и ремесленничество, поскольку меньше людей стали выращивать пропитание.

Эта часть народа позже переродилась в управленцев, жрецов. Шумер, с его безразмерным плодородием, породил и негатив: города притягивали крестьян, а поля заболачивались или засыпались песчаными барханами.

Шумерская письменность, потребность в которой диктовала торговля, возникла за три столетия до египетской. На артефактах найден перечень продаваемого зерна, скота.

Но не все так безоблачно происходило в Шумере. Он фактически состоял из ряда политически самостоятельных городов. Некоторые объединялись между собой, возвышаясь над другими, искали новые территории.

Шумерский зикурат — древнее культовое сооружение. Реконструкция

Так, аккадский правитель Саргон подчинил себе все другие города цивилизации Шумер, а затем увеличил его территорию до Средиземного моря.

Так родилась первая мировая империя. Но и она просуществовала недолго. Но, как и все цивилизации, Шумер закономерно подошел к своему концу. Но его культура стала основой для возникновения цивилизации Вавилона.

Вавилон

После гибели Аккадского царства роль переходит к шумерскому городу Вавилон с умнейшим правителем Хаммурапи, известным создателем свода правовых норм. Последующие двадцать веков он становится крупнейшим в мире и столицей цивилизации, взявшей с собой все лучшее от погибшей, шумерской. Ее знаменитая, хотя и недостроенная стометровая башня-храм, признана одним из семи «чудес света».

Хетты

Ближайшим «соседом» Шумер и Вавилона была Хеттская цивилизация. Хетты появились в Малой Азии (современная Турция) почти одновременно с развитием Шумерской цивилизации. От племен они быстро сформировались в народ. Осознали, что выживают только сильные, и они создали мощную по тем временам армию. Передвигались быстро на лошадях, а не пешим ходом, как соседи по Древнему Востоку, и с более поражающим оружием из металла. Их государство крепко простояло на «ногах» пять веков.

Хетты стали влиять на политику всего Ближнего Востока, показав свою военную силу. Один из полководцев захватил даже хорошо укрепленный Вавилон и разграбил его. Об этой тенденции, присущей всем цивилизациям, мы рассказали выше.

После Вавилона хетты обратили взоры на Египет. Но силы были равны, и битва закончилась «ничьей», — правители побратались. И хетты, и египтяне поняли, что лучше дружить, чем враждовать. Поэтому стали дожидаться, когда кто-то ослабнет, чтобы добить. В тринадцатом веке до нашей эры хеттская цивилизация пала под напором более сильных народов Средиземноморья.

Египет

Египет — один из несравненных долгожителей в восточной цивилизации. Географически он чем-то похож на Шумер: с двух сторон пустыни, а посредине полноводный Нил с плодородными долинами. Так же разливался, как Тигр и Евфрат, причиняя неудобства земледельцам и одновременно помогая им. Иначе этот народ просто не выжил бы.

Социальной особенностью цивилизации Египта было сплошное подчинение пяти миллионов человек правителям – фараонам, царям, а иногда жрецам, в которых видеть богов народ приучали с малолетства. В царстве была периодизация династий – ранняя, древняя, переходная, новое царство и так далее, по которым исчисляли года. Велось деление на территории по географическому принципу – Верхний и Нижний.

Его история – период расцвета городов, земледелия, торговли, культуры, искусства (правление Тутанхамона), ремесел, строительного дела (пирамиды, храмы, двух- трехэтажные жилые дома из кирпича) и так далее.

Восьмой, или Поздний период, оказался самым критическим для египетской цивилизации. Она разрывалась на части многочисленными войнами – ассирийцев, персов, Александра Македонского. Жирную точку поставил Цезарь Август в тридцатых годах до нашей эры. Исчезло и государство, и его язык.

История. Всеобщая история. 10 класс. Базовый и углублённый уровни Волобуев Олег Владимирович

§ 2. Цивилизации Древнего Востока

Междуречье: народы, государства, цивилизация. Самые первые цивилизации в истории человечества – цивилизации Древнего Востока – возникли в долинах многоводных рек, наиболее благоприятных для поступательного развития общества. Таким регионом было Междуречье (Месопотамия), расположенное в долинах рек Евфрат и Тигр. Здесь с появлением шуме?рских городов-государств сформировалась одна из ранних цивилизаций. Образование городов было связано с необходимостью проведения ирригационных работ, объединивших и скоординировавших усилия множества людей. Увеличение площади обрабатываемых земель в болотистых или засушливых районах стало возможно при организации коллективного труда, требовавшего управления и контроля. Возникновение организующих центров общественной жизни было связано с усложнением социальной структуры – появлением жрецов, воинов, ремесленников, а также с необходимостью отстаивать интересы поселений в конфликтах с соседями и укреплением власти военных вождей. С выделением слоя управляющих и жрецов начала складываться государственная власть, опирающаяся на волю богов, авторитет правителя и военную мощь.

Государство включало религиозный и административный центр – город и зависимые от него сельские общины. В каждом городе находились храм, владевший землями вне города, на которых велось храмовое хозяйство, и дворец правителя – военного вождя. В борьбе за власть между верховными жрецами и военными вождями с течением времени одерживали победу вожди, становившиеся царями.

В обширных храмовых хозяйствах, которые постепенно превращались в царско-храмовые, использовался труд крестьян, получавших наделы для ведения личного хозяйства, и рабов. Между городами-государствами велись войны, которые в конечном счёте привели к складыванию единого государства под властью царей Акка?да. Власть царя передавалась по наследству.

Жрецы и писцы являлись носителями культуры. Важнейшим достижением шумерской цивилизации историки считают изобретение письменности – кли?нописи, в дальнейшем применявшейся и другими народами Передней Азии.

В первой половине II тыс. до н.э. бо??льшая часть Междуречья оказалась под властью царя Хаммура?пи (правил в 1792 – 1750 до н. э.). Столица его государства – Вавило?нии стала одним из крупнейших торговых и культурных центров Древнего мира.

Это был огромный город Вавилон, населённый представителями многих народов. Здания в столице строились из сырцового кирпича, а главные архитектурные сооружения облицовывались глазурованной цветной плиткой, покрытой изображениями животных. Над городом возвышался ступенчатый храм с высокой башней (90 м), со строительством которой связана библейская легенда: после Всемирного потопа люди решили построить башню до небес; за эту дерзость Господь покарал строителей: наделил их разными языками, и они, перестав понимать друг друга, рассеялись по всей земле.

Гудеа – правитель шумерского города-государства Лагаш. XXII в. до н.э.

В Нововавилонском царстве, как и в предшествующее время, центрами экономической, культурной и политической жизни являлись крупные города, которые управлялись советом старейшин, состоявшем преимущественно из жрецов. Совет старейшин выполнял административные и судебные обязанности. Основу богатства государств Междуречья составлял труд крестьян, ремесленников и рабов. Последние работали преимущественно в храмовых хозяйствах и на строительстве. Большое развитие получила торговля – как внутренняя, так и внешняя. Мерилом стоимости были серебряные слитки. Отношения в обществе регулировались законами.

Первый в истории подробный свод законов был составлен царём Хаммурапи.

Царь Хаммурапи получает законы от бога Солнца Ша?маша. Рельеф. XVIII в. до н. э.

В XII – XI вв. до н. э. происходит возвышение другой державы – Ассирии, расположенной севернее Вавилонии. В результате жестоких завоевательных походов ассирийских царей почти вся Передняя Азия оказалась под их властью. В 689 г. до н. э. ассирийцы захватили и разрушили Вавилон, однако так и не смогли установить прочную власть над покорёнными странами. В 605 г. до н. э. Ассирийская держава была уничтожена объединёнными силами миди?йцев, живших к северо-востоку от Междуречья, и возродившегося Вавилона.

Раненый лев. Ассирийский рельеф . VII в. до н. э.

Древний Египет. В середине IV тыс. до н. э., когда уже существовали шумерские города-государства, сложилось египетское государство, занимавшее долину реки Нил от первого порога до впадения в Средиземное море. В отличие от Междуречья, здесь проживало этнически однородное население и существовала привязанная к разливам Нила единая экологоэкономическая система.

Египетское государство представляло собой классическую восточную деспоти?ю , т. е. сверхцентрализованное государство, в котором вся полнота власти принадлежала наследственному монарху. Слово фараона (царя) было законом: он назначал на высшие должности чиновников, распределял между ними поручения, отдавал приказы. Установление законов, государственное строительство, ирригационные работы, горное дело, внешняя политика – всё определялось правителем. В его распоряжении находились государственные ресурсы – человеческие, земельные, продовольственные, вещевые. В управлении страной фараон опирался на придворную знать и правителей но?мов (от гр . «область, округ») – административно-территориальных единиц, на которые делился Египет.

Египтяне считали фараона сыном бога Солнца, почитали как символ благосостояния и процветания страны.

Одной из главных личных забот правителя было создание ещё при жизни собственной усыпальницы. Согласно религиозным верованиям египтян, человек после смерти продолжал жить в загробном мире. Но поскольку душа не может существовать без тела, его необходимо было сохранить.

В связи с этими верованиями в Египте разработали методику бальзамирования тел, что давало возможность длительного или, как предполагали египтяне, вечного сохранения мумии. Усыпальница и её содержимое – всё, что необходимо умершему в загробной жизни, – должны были соответствовать положению человека в земном обществе.

Рамзес II. Рельеф . XIII в. до н. э.

Одной из обязанностей фараонов было также строительство храмов, украшавшихся статуями богов. Каждый город имел своего бога-покровителя. Верховным богом в Египте считался бог Солнца Ра. Когда столицей государства стал город Фивы, его покровитель бог А?мон начал отождествляться с Ра – Амон-Ра. Грамотность, знания, образование – вся духовная жизнь общества сосредоточивалась в руках жрецов. Жрецы главных храмов оказывали большое влияние на внутреннюю и внешнюю политику фараонов.

Древняя Индия. Во II тыс. до н. э. на полуостров Индостан вторглись ар?ии – племена индоевропейского происхождения. Это завоевание положило начало формированию новой цивилизации. Характерной чертой индийского общества являлось его деление на четыре ва?рны (санскр . «качество, цвет») – сословия , отличающиеся положением в обществе. Три из них считались высшими: бра?хманы (жрецы), кша?трии (воины) и ва?йшья (земледельцы, ремесленники, торговцы). Их представители назывались «дважды рождёнными», так как проходили обряд посвящения – второе рождение. В низшую варну входили шу?дры, призванные обслуживать «дважды рождённых». Человека к варне относили по рождению, переход из одной варны в другую был невозможен. В сословно-кастовую систему общества входили также неприкасаемые – те, кто не принадлежал ни к одной варне, – племена, занимавшиеся охотой и собирательством, а также представители «грязных» профессий. В Индии, как и в других древних цивилизациях, было распространено рабство.

Земледельческое население жило общинами, являвшимися коллективными владельцами земли и ирригационных сооружений. Общины содержали обслуживающих их нужды ремесленников. В Индии община имела не только экономическое значение, она была в большой степени автономна и в политическом отношении. Государство облагало общину повинностями, но в её внутреннюю жизнь не вмешивалось, хотя царская власть в индийских государствах носила характер восточной деспотии с неограниченной властью монарха при полном бесправии подданных. В то же время в Индии не было жёстко централизованных держав. Когда применительно к ним используется, например, термин «империя» , то следует помнить, что это было объединение ряда государств и племён, правители которых находились в разной зависимости от центральной власти и друг от друга.

Танцующий бог Шива. Индия

Брахманы были единственными грамотными людьми и носителями знания. Они совершали религиозные обряды, трактовали священные тексты. Письменность на древнеиндийском языке – санскри?те – носила слоговый характер. Мифология изложена в Ригве?де – первом известном памятнике индийской литературы, содержащем более 1000 религиозных гимнов, и в эпических поэмах «Махабха?рата» и «Рама?яна».

Высшее место в пантеоне богов занимали Бра?хма – творец Вселенной, Ви?шну – сохранитель и Ши?ва – разрушитель. Древняя религия брахманизм со временем видоизменялась. В результате её развития сложился индуи?зм, который в настоящее время широко распространён в Индии и считается одной из мировых религий.

В середине I тыс. до н. э. в Индии появляется новая религия – буддизм. Её основателем стал Бу?дда (санскр . «просветлённый»), наследный принц из рода Гаута?ма (другое имя – Шакьяму?ни – отшельник из племени ша?кья). Вступив на путь аскетической жизни, Гаутама пришёл к заключению, что поскольку жизнь – это страдание, то выход из круга страданий – в отказе от желаний. «Просветлённым» он стал после того, как достиг особого состояния – нирва?ны (санскр . «блаженство»), абсолютной отрешённости от внешнего мира. После смерти Гаутамы его ученики составили жизнеописание и свод высказываний Учителя. Статуи Будды и бодхиса?тв (существ, стремящихся к просветлению), установленные в храмах, призваны спасти всё живое от страданий.

В религиозно-философских и этических воззрениях индуистов и буддистов важнейшее место занимает понятие «ка?рма» (санскр . «дело, действие»). Сумма добрых или злых деяний в прежних существованиях определяет, в какой форме произойдёт перевоплощение человека после смерти – реинкарнация (лат . «повторное воплощение»). В отличие от индуизма, буддизм не признаёт кастового деления и наличия богов – творцов мира, управляющих человеческими жизнями. С течением времени индуизм в Индии вытеснил буддизм, который получил широкое распространение в странах Юго-Восточной Азии.

Древний Китай. Колыбелью древнекитайской цивилизации были земли по среднему течению реки Хуанхэ. Во второй половине II тыс. до н. э. здесь возникло первое государство. В последующие века территория Китая постоянно расширялась, он стал огромной по размерам страной.

В V в. до н. э. Китай распался на ряд государств – наступил так называемый период Борющихся царств. К этому времени относится возникновение конфуциа?нства – этико-политического учения, ставшего в дальнейшем основой государственной идеологии и образа жизни китайцев. В условиях крушения устоев семейно-кланового быта, бедствий и страданий простого народа основатель учения Конфу?ций (ок. 551 – 479 гг. до н. э.) обратился к старинным традициям общественной жизни. В них учёный нашёл основы, обеспечивающие государственную устойчивость. В центре конфуцианского учения – социальные идеалы и нормы поведения. Образцом для подражания, по Конфуцию, становился благородный человек, обладающий идеальными качествами, главные из которых – гуманность и долг. Гуманность, в трактовке философа, включала справедливость, чувство собственного достоинства, бескорыстие, любовь к людям и т. д.; долг понимался как моральные обязательства, к числу которых относилось стремление к знаниям.

Конфуций учил, что каждый человек, включая правителя, должен знать свои права и обязанности, строго следовать нормам поведения. Место в общественной жизни определяется не знатностью и богатством, а только знаниями и добродетелями. Важнейшим принципом поведения является подчинение старшим. Конфуцианский культ предков – как умерших, так и живых – и сыновняя почтительность обеспечивали прочность семьи, а семейная иерархия проецировалась на иерархию социально-политическую.

Всадник на верблюде. Китай

В конце III в. до н. э. в Китае сложилось единое централизованное государство , основателем которого стал император Цинь Шихуанди? (259 – 210 до н. э.). При следующей династии Хань (правила в 206 до н. э. – 220 н. э.) конфуцианство утвердилось в Китае в качестве государственной идеологии («хань» стало самоназванием китайцев). Под его влиянием появилось особое привилегированное сословие чиновников – шэньши? (кит . «учёные мужи»), в которое включались лица, выдерживавшие жёсткий экзамен на учёную степень и получавшие после этого право занимать государственные должности. С упрочением положения шэньши в Китае сложилась централизованная бюрократическая империя, идеологически опиравшаяся на конфуцианские устои и буддизм.

Культурное наследие Древнего Востока. Древневосточные цивилизации внесли немалый вклад в развитие мировой культуры. К культурному наследию Древнего Востока относятся изобретение письменности и числовых обозначений (цифровых символов), календаря, зачатки научных знаний, архитектурные памятники, произведения художественной литературы, первые законы, регулирующие общественную жизнь, и т. п.

Благодаря письменности стала возможной устойчивая передача накопленных знаний от поколения к поколению, сложилась система образования. Распространение письменности, её активное использование в делопроизводстве и при заключении торговых сделок привело к переходу от её сложных форм (иероглифической и клинописной) к более простой и доступной (буквенной). Первый фонетический алфавит, возникший в Финикии, лёг в основу современных алфавитов – греческого, латинского, кириллического и др.

Первые литературные произведения также появились на Востоке. Это и героический шумерский эпос о Гильгаме?ше, и произведения разных жанров, созданные египтянами. Около 900-х гг. до н. э. в Палестине началось составление текстов Пятикнижия (То?ры), рассказывающего об истории еврейского народа. На рубеже II – I вв. до н. э. были созданы «Исторические записки» Сы?ма Ця?ня, в которых описывалось прошлое Китая.

Немалыми были и достижения в медицине. Мумифицируя умерших, египтяне знакомились со строением человеческого тела, составляли описания болезней и фармакологические предписания. До наших дней сохранился папирус, являвшийся учебником по анатомии и хирургии. Методика иглоукалывания, возникшая в Китае, с успехом применяется в медицине и в настоящее время.

Астрономические наблюдения, позволявшие египтянам, вавилонянам, китайцам предсказывать разливы рек, определять время солнечных и лунных затмений, стимулировали развитие математических знаний. В Междуречье использовалась шестидесятиричная система счисления, а год делился, как это было в древнеегипетском календаре, на 12 месяцев. В странах Древнего Востока на основе математических расчётов и с применением технических навыков были созданы монументальные архитектурные сооружения, получило развитие изобразительное искусство – живопись, барильефы, скульптура.

Памятники древневосточных цивилизаций – пирамиды, храмы, статуи, живопись, украшения – поражают воображение: одни – своей грандиозностью, другие – яркой художественной изобразительностью.

Древний Восток стал колыбелью цивилизаций, возникших в Египте, Передней, Южной и Восточной Азии. Европейская цивилизация через Античность восприняла культурные достижения народов Месопотамии и Египта. Культурные достижения индийской и китайской цивилизаций стали известны европейскому миру много позже, уже в период Нового времени.

Вопросы и задания

1. Где и когда зародились самые древние цивилизации?

2. Сравните, что общего в цивилизациях Древнего Востока и выявите их главные отличия друг от друга.

3. Охарактеризуйте деспотию и её основные черты. Приведите примеры.

4. Используя дополнительные источники информации, в том числе интернет-ресурсы, подготовьте проект об одном из религиозно-философских учений Древнего Востока.

5. Обсудите на уроке, какой вклад внесли древневосточные цивилизации в мировую культуру.

Из книги История. Всеобщая история. 10 класс. Базовый и углублённый уровни автора Волобуев Олег Владимирович

§ 2. Цивилизации Древнего Востока Междуречье: народы, государства, цивилизация. Самые первые цивилизации в истории человечества – цивилизации Древнего Востока – возникли в долинах многоводных рек, наиболее благоприятных для поступательного развития общества. Таким

автора

Из книги Другая история литературы. От самого начала до наших дней автора Калюжный Дмитрий Витальевич

Из книги История отравлений автора Коллар Франк

Монархии древнего Востока Страна фараонов слыла центром распространения ядов, таким же, каким в свое время станет ренессансная Италия. Вместе с тем мы знаем не так уж много примеров политических отравлений в Египте. До нас дошло достаточно сведений о попытках незаконной

Из книги Цивилизации Древнего Востока автора Москати Сабатино

Глава 9 Лицо древнего востока Восточные изоиды На предыдущих страницах мы рассмотрели большое количество событий, политических и социальных форм, религиозных концепций, литературных и художественных произведений. Но всему этому по-прежнему не хватает единства,

Из книги Всемирная военная история в поучительных и занимательных примерах автора Ковалевский Николай Федорович

ИЗ ВОЕННОЙ ИСТОРИИ ДРЕВНЕГО ВОСТОКА Первые в мировой истории крупные цивилизации образовались на Востоке. Древнейшие зачатки государственности возникли несколько тысяч лет назад в долинах Нила, Тигра и Евфрата, Инда и Ганга, Хуанхэ, в бассейнах Черного и Каспийского

Из книги 100 великих тайн Древнего мира автора Непомнящий Николай Николаевич

ЦИВИЛИЗАЦИИ БЛИЖНЕГО ВОСТОКА Древнейший город на планете? В Сирии обнаружены руины города, возраст которого, по мнению ученых, составляет не менее 6000 лет. Возможно, это самый старый город на планете. Находка фактически изменила традиционные представления о появлении на

автора Семенов Юрий Иванович

2.4.11. Линейно-стадиальное понимание истории и советская (ныне российская) историология древнего мира вообще, историология Древнего Востока в первую очередь Сейчас у нас принято изображать советских историков как несчастных жертв марксистского диктата. В этом,

Из книги Философия истории автора Семенов Юрий Иванович

4.3.3. Эпоха Древнего Востока (III - II тысячелетия до н.э.) Первые классовые общества возникли как небольшие острова в море первобытного общества. Это произошло в конце IV тысячелетия до н.э. почти одновременно в двух местах земного шара: в с северной части долины Нила и на юге

автора Шишова Наталья Васильевна

3.2. Доосевые культуры Древнего Востока Уровень материальной цивилизации и генезис социальных связейЕсли на Западе друг друга сменяли совершенно различные культуры, то на Востоке мы имеем дело с чем-то незыблемым, которое модифицируется только в своих проявлениях,

Из книги История и культурология [Изд. второе, перераб. и доп.] автора Шишова Наталья Васильевна

3.3. Послеосевые культуры Древнего Востока Культура Древней ИндииДревнеиндийская цивилизация - одна из самых величайших и таинственных на Востоке. На ее основе сформировался индо-буддийский тип культуры, отличающийся оригинальностью и своеобразием и существующий до

автора Семенов Юрий Иванович

2. ЭПОХА ДРЕВНЕГО ВОСТОКА (III-II тысячелетия до н.э.) 2. 1. Возникновение первых классовых обществ Первые классовые общества возникли как небольшие острова в море первобытного общества. Это произошло на рубеже IV-III тысячелетия до н.э., по-видимому, почти одновременно в двух

Из книги ВЫПУСК 3 ИСТОРИЯ ЦИВИЛИЗОВАННОГО ОБЩЕСТВА (XXX в. до н.э. - XX в. н.э.) автора Семенов Юрий Иванович

2.8. Духовная культура Древнего Востока Возникновение политарного общества было огромным прогрессом в развитии человечества. Существенные изменения произошли в культуре. На протяжении почти всей истории первобытности существовала одна единая культура общества в целом.

Из книги История религии: конспект лекций автора Аникин Даниил Александрович

Тема 3 Религии Древнего Востока

Из книги Курс лекций по социальной философии автора Семенов Юрий Иванович

4. Эпоха Древнего Востока (III-II тысячелетия до н.э.) Первое в истории человечества классовое общество было политарным. Оно появилось впервые в конце IV тысячелетия до н.э. в виде двух исторических гнезд: крупного политарного социоисторического организма в долине Нила

Из книги Чудеса света автора Пакалина Елена Николаевна

Чудеса Древнего Востока Вавилонская башня Вавилонскую башню древние не причисляли к чудесам света, и совершенно напрасно. Она до сих пор считается одной из самых знаменитых и необычных построек Древнего Вавилона, расположенного на берегу реки Евфрат в Передней Азии. О

К III тысячелетию до н. э. на Древнем Востоке возникли первые очаги цивилизации. Некоторые ученые называют древние цивилизации первичными для того, чтобы подчеркнуть, что они выросли непосредственно из первобытности и не опирались на предшествующую цивилизационную традицию. Одна из характерных особенностей первичных цивилизаций состоит в том, что в них присутствует значительный момент первобытных верований, традиций и форм общественного взаимодействия.

Первичные цивилизации возникли в сходных климатических условиях. Ученые отмечают, что их зона охватывала территорию с тропическим, субтропическим и отчасти умеренным климатом, среднегодовая температура которых была достаточно высокой - около + 20° С. Лишь несколько тысячелетий спустя зона цивилизации стала распространяться к северу, где более суровая природа. А это означает, что для возникновения цивилизации нужны определенные благоприятные природные условия.

Историки также указывают, что родиной первичных цивилизаций, как правило, являются долины рек. В III тысячелетии до н. э. цивилизация возникла в долине реки Нил в Египте, между реками Тигр и Ефрат - в Месопотамии. Несколько позднее - в III-II тысячелетии до н. э. в долине реки Инд зародилась индийская цивилизация, во II тысячелетии до н. э. в долине реки Хуанхэ - китайская.

Конечно, не все древние цивилизации были речными. Так, в особой географической ситуации развились Финикия, Греция и Рим. Это тип приморских цивилизаций. Особенность приморских условий накладывала особый отпечаток на характер хозяйственной деятельности, а это, в свою очередь, стимулировало формирование особого типа социальных и политических отношений, особых традиций. Так формировался другой тип цивилизации - западный. Таким образом, уже в Древнем мире начинают складываться два глобальных и параллельных типа цивилизации - восточный и западный.

Возникновение древнейшего мирового очага цивилизации произошло в южном Двуречье - долине рек Ефрата и Тигра. Жители Двуречья сеяли пшеницу, ячмень, лен, разводили коз, овец и коров, возводили ирригационные сооружения - каналы, водохранилища, с помощью которых осуществлялось орошение полей. Здесь в середине IV тысячелетия до н. э. появляются первые надобщинные политические структуры в форме городов-государств. Эти города-государства долгое время воевали друг с другом. Но в XXIV в. до н. э. правитель города Аккада Саргон объединил все города и создал крупное шумерское государство. В XIX в до н. э. Шумер был захвачен семитскими племенами - аморитами, на развалинах древнего Шумера было создано новое восточное государство - Вавилонское. Во главе этого государства стоял царь. Личность царя обожествлялась. Он одновременно являлся руководителем государства, верховным главнокомандующим и верховным жрецом.

В древневавилонском государстве общество было социально неоднородным. В него входили родовая и военная знать, жрецы, чиновники, купцы, ремесленники, свободные общинники-крестьяне и рабы. Все эти социальные группы располагались в строгом иерархическом порядке в виде пирамиды. Каждая группа занимала строго определенное место и отличалась от других своей социальной значимостью, а также обязанностями, правами и привилегиями. Господствующей в Вавилоне была государственная форма собственности на землю.

Жители Древнего Двуречья внесли огромный вклад в мировую культуру, Это, во-первых, шумерское иероглифическое письмо, трансформировавшееся в массовой документации царско-храмовых хозяйств в упрощенную клинопись, что сыграло решающую роль в возникновении впоследствии алфавитной системы. Во-вторых, это постоянно развивающаяся усилиями жрецов система календарного счета и элементарная математика. Тот алфавит, те сведения о календаре и звездном небе с его знаками зодиака, та десятиричная система счета, которыми мы пользуемся и сегодня, восходят именно к Древнему Двуречью. К этому можно добавить развитое изобразительное искусство, первые географические карты и много другое.

Словом, шумеры и вавилоняне были первыми, кто шел по пути становления государственности. Их вариант развития хозяйства и форм собственности во многих отношениях был эталонным для тех, кто шел вслед за ними.

Особенности древней восточной цивилизации

Прежде всего, это высокая степень зависимости человека от природы, которая накладывала существенный отпечаток на мировоззрение человека, его ценностные ориентиры, тип хозяйствования, социальное и политическое устройство.

В духовной жизни восточного человека господствовали религиозно-мифологические представления и канонизированные стили мышления. В мировоззренческом плане в восточных цивилизациях отсутствует разделение мира на мир природы и социума, естественный и сверхъестественный. Поэтому восприятию мира восточным человеком присущ синкретический подход, выражающийся в формулах «все в одном» или «все во всем». С точки зрения религиозной жизни, восточной культуре присущи нравственно-волевая установка на созерцательность, безмятежность, мистическое единение с природными и надприродными силами. В восточных мировоззренческих системах человек абсолютно несвободен, он предопределен в своих действиях и судьбе космическим законом. Наиболее распространенный символ восточной культуры «человек в лодке без весел». Он свидетельствует о том, что жизнь человека определяет течение реки, т. е. природа, общество, государство - поэтому человеку весла не нужны.

Восточные цивилизации обладают удивительной стабильностью. А. Македонский покорил весь Ближний Восток, построил громадную империю. Но однажды все вернулось на круги своя - к своему извечному порядку. Восточная цивилизация ориентирована прежде всего на воспроизводство сложившихся социальных структур, стабилизацию сложившегося образа жизни, господствовавшего на протяжении многих столетий. Характерной чертой восточной цивилизации является традиционализм. Традиционные образцы поведения и деятельности, аккумулирующие опыт предков, рассматривались как важная ценность и воспроизводились в качестве устойчивых стереотипов.

Поскольку в восточных обществах изменения происходили крайне медленно, то несколько поколений людей могло существовать в одних и тех же условиях. Отсюда проистекает уважение к опыту старших поколений, культ предков. Восточные цивилизации не знают так называемой проблемы «отцов и детей». Там существовало полное взаимопонимание поколений.

Общественная жизнь восточных цивилизаций построена на принципах коллективизма. Личностное начало не развито. Личные интересы подчинены общим: общинным, государственным. Коллектив общины определял и контролировал все стороны жизнедеятельности человека: нравственные нормы, духовные приоритеты, принципы социальной справедливости, форму я характер труда.

Политическая организация жизни восточных цивилизаций получила в истории название деспотий. Рассмотрим подробней, что представляла собой восточная деспотия.

Одним из характерных признаков восточного деспотизма является абсолютное преобладание государства над обществом. Государство предстает здесь как сила, стоящая над человеком. Оно регулирует все многообразие человеческих отношений (в семье, обществе, государстве), формирует общественные идеалы, вкусы. Глава государства (фараон, патеси, халиф) обладает всей полнотой законодательной и судебной власти, бесконтролен и неответствен, назначает и смещает чиновников, объявляет войну и заключает мир, осуществляет верховное командование армией, творит высший суд как по закону, так и по произволу.

Важный признак восточного деспотизма - политика принуждения, а то и террора. Основной задачей насилия было не наказание преступника, а нагнетание страха перед властью. Один из мыслителей эпохи Просвещения Ш. Монтескье (1689-1755) отмечал, что народы Азии управляются палкой, которая всегда должна быть прочной и постоянно находиться в руках правителя. Страх - единственное движущее начало этого образа правления. И если правитель хотя бы на миг опускал карающий меч, все шло прахом. Режим начинал медленно распадаться. Во всех деспотиях Востока страх перед верховной властью, как это ни парадоксально, сочетался с безграничной верой в ее носителей. Подданные одновременно трепещут и веруют. Тиран в их глазах предстает как грозный защитник народа, карающий зло и произвол, царящие на всех ступенях продажной администрации. Единство страха и любви создавало внутренне непротиворечивую систему восточного деспотизма.

Для восточного деспотизма характерна общественно-государственная собственность (прежде всего на землю). Согласно религиозно-нравственным учениям, земля, вода, воздух и другие природные ресурсы были дарованы всему человечеству. За частными лицами признавались владельческие права, в некоторых случаях - права на мелкую собственность, в основном на жилье и хозяйство.

В условиях восточного деспотизма ни одно частное лицо не имело хозяйственной свободы. Над всем хозяйством был административно-бюрократический контроль.

В социальном плане структурной основой восточного деспотизма была уравнительность, полное отсутствие или крайне незначительная роль сословных различий, горизонтальных связей вообще.

Все древневосточные общества имели сложную иерархическую социальную структуру. Низшую ее ступень занимали рабы и зависимые люди. Однако большую часть населения первых государств составляли земледельцы-общинники. Они находились в зависимости от государства, уплачивали подати и регулярно привлекались к общественным работам (несли государственные повинности) - строительство каналов, крепостей, дорог, храмов и т. п. Над производителями возвышалась пирамида государственной бюрократии - сборщики налогов, надсмотрщики, писцы, жрецы и т. п. Венчала эту пирамиду фигура обожествляемого царя.

Политически основу восточного деспотизма составляло абсолютное господство аппарата государственной власти. Идеальная деспотия состояла только из чиновников и подчиненной им безмолвной толпы. От чиновников требовалось только одно - беспрекословное повиновение.

Государственный бюрократически организованный аппарат власти состоял из трех ведомств: 1) военного; 2) финансового и 3) публичных работ. Военное ведомство поставляло рабов-иностранцев, финансовое - изыскивало средства, необходимые для содержания армии и управленческого аппарата, для пропитания массы людей, занятых в строительстве, и т. п. Ведомство публичных работ занималось строительством и поддержанием оросительных систем, дорог и пр. Как видим, военное и финансовое ведомства служат дополнениями ведомства публичных работ, а все три ведомства являлись главными ведомствами управления на Древнем Востоке.

Характерной чертой политической системы восточного деспотизма было существование на низовом уровне автономных и большей частью самоуправляемых коллективов. Это были сельские общины, цеховые организации, касты, секты и другие корпорации, как правило, религиозно-производственного характера. Старейшины и руководители этих коллективов выступали как связующее звено между государственным аппаратом и основной массой населения. Именно в рамках этих коллективов определялись место и возможности каждого человека: вне их жизнь индивида была невозможна.

Сельские общины, экономически независимые и самоуправляющиеся, в то же время не могли обходиться без центральной, организующей власти: хороший или плохой урожай зависел здесь от правительства, от того, заботилось оно или нет об орошении.

Именно на сочетании корпоративной автономности низовых коллективов и цементирующей их государственности зиждилась достаточно цельная и стабильная система восточнодеспотической власти.

Вместе с тем, исторические памятники свидетельствуют, что деспотическое правление в чистом виде существовало далеко не во всех странах Древнего Востока и не на всех этапах их длительного развития. В государствах Древнего Шумера власть правителя была значительно ограничена элементами республиканского правления. Правители избирались советом старейшин. Деятельность правителей контролировалась советом знати или народным собранием. Таким образом, власть носила выборный и ограниченный характер.

В Древней Индии даже в период наивысшего укрепления центральной власти значительную роль играл Совет царских чиновников, что свидетельствует об ограниченности власти монарха. Более того, в Древней Индии наряду с монархиями существовали государства и с республиканской формой правления (демократические - «ганы» и аристократические - «сингхи»).

Поэтому утверждать, что восточная деспотия - это такая форма правления, при которой подданные полностью зависят от произвола властей, не совсем верно. Действительно, такой строй существовал во многих древних азиатских государствах, однако власть в них принадлежала, как правило, не единоличному правителю, а многочисленной правящей группировке.

Как это ни парадоксально, подданные восточных правителей не мыслили себя вне этого, по их мнению, вполне справедливого, порядка вещей. Они не стремились освободиться от него. Жесткость норм повседневного бытия воспринималась людьми как нормальное явление.

В таком обществе развитие идет циклами. Его исторический путь графически выглядит в виде пружины, где каждый виток - это один цикл, в нем можно выделить 4 стадии:

1) усиление централизованной власти и государства;

2) кризис власти;

3) упадок власти и ослабление государства;

4) социальная катастрофа: бунт народа, нашествие иноземцев.

При таком циклическом развитии общество имело богатейшую духовную жизнь, высокоразвитые науку, культуру. На Востоке возникают древнейшие системы письменности. Самые ранние тексты Месопотамии и Египта в большинстве своем представляют документы хозяйственного учета, типа бухгалтерских книг или записи молитв. Со временем на глиняных табличках или папирусах начинают записывать поэтические тексты, а на каменных стеллах высекать надписи о важных исторических событиях.

Именно на Востоке зарождаются зачатки науки (арифметики, географий, астрономии), современных мировых религий. В Палестине к началу нашей эры сформировались основы новой религии, которая в Римской империи получила название христианства. Значительно раньше, чем в Европе, книгопечатание возникло в Египте, Китае и других странах. Первые прообразы египетских книг появились в XXV в. до н. э. и китайских - в XIII в. до н. э. Для развития книгопечатания огромное значение имело изобретение бумаги в Китае (II в. до н. э.). Появление первых книг в Китае относится к VII-VIII вв., когда уже было известно применение бумаги в качестве материала для письма и был впервые введен ксилографический способ печатания (оттиск с гравюры по дереву).

Первая Цивилизация возникла 62 в. назад.

Последняя Цивилизация остановилась 41 в. назад.

К древневосточным относят цивилизации, сложившиеся в конце V - II тысячелетиях до Р.Х. в Северной Африке и Азии.

Эти цивилизации, развивавшиеся, как правило, изолированно друг от друга, называют речными, так как их зарождение и существование были связаны с великими реками - Нилом, Тигром и Евфратом, Индом и Гангом, Хуанхэ и Янцзы.

+++++++++++++++++++++++++++++++++++++++

И м типологически близки государства, существовавшие во II - начале I тысячелетия до Р.Х. на Балканском полуострове и островах Эгейского архипелага.

Д ревневосточные цивилизации возникли независимо друг от друга. Они создали первые системы письменности, открыли принципы государственности и нормы сосуществования людей, различавшихся этнически, социально, имущественно, профессионально и религиозно. Их исторический опыт был использован цивилизациями, возникшими в более позднее время.

Д ревний восток стал колыбелью современной цивилизации. Здесь появляются первые государства, первые города, письменность, каменная архитектура, мировые религии.

С ознание человека Древнего Востока было мифологическим. Причинно-следственные связи виделись ему как личностные силы, наделенные сознанием и волей.

В странах Древнего Востока Вселенная отождествлялась с государством. Сложившийся там идеал можно описать формулой «праведно жить, праведно мыслить и праведно действовать в нашей праведной общине». Идеалу соответствовал человек тихий - скромный, кроткий, смиренный, покорный установленному богами порядку вещей.

П олная покорность богам (и обожествленному правителю) была основой моральных ценностей и стержнем идеального человека. Ему противопоставлялся человек высокомерный, гордый и строптивый. Наихудшим из грехов было непослушание богам.

Т руд земледельца и скотовода признавался одной из высших ценностей, усердие - единственной дорогой к благополучию. В бедности видели зло, но богатство, если оно не было взаимосвязано с бескорыстием и помощью нуждающимся, обычно не считалось абсолютным добром. Более значимым было, как правило, приобретение высшего блага - мудрости.

К орпоративность древневосточных обществ делала семью одной из важнейших ценностей. Представления о норме семейной жизни были сопряжены с согласием между супругами, многодетностью и почитанием родителей.

П ервые государства возникают в долинах рек. Земледелие на древнем востоке было очень продуктивным, но для этого требовались ирригационные системы (осушение, орошение). Для строительства ирригационных систем требовалось большое количество рабочей силы. Одна община не могла справиться с такими работами, и была необходимость объединения общин под контролем единого государства. Впервые это происходит в Двуречье (река Тигр, река Евфрат), Египет (река Нил) в конце 4 – начале 3 тысячелетия до нашей эры. Позднее государства возникают в Индии и в Китае, эти цивилизации получили название речные.

Н а Древнем Востоке сложилась первая в истории командно-распределительная система экономики. Ее основой было земледелие (как правило, ирригационное), отделившееся от ремесла на начальном этапе складывания государства. Хозяйство носило натуральный характер.

И рригационная экономика, требовавшая трудоемких земляных работ, была основана на восточной форме собственности; верховным собственником земли выступало государство в лице царя. Он был главным организатором работ по созданию и поддержанию в порядке системы ирригационных сооружений, ведал распределением воды и урожая. Проблема избытка рабочей силы решалась путем поголовного привлечения общинников к строительству грандиозных сооружений.

Д ругой тип хозяйства - простое товарное производство - был представлен городским ремеслом

П ри отсутствии прямых (независимых от верховной власти) экономических, политических и культурных связей между общинами централизованное государство играло огромную роль. Оно было обожествленной силой, контролирующей, регулирующей и направляющей действия и поступки людей.

О сновой порядка была ничем не ограниченная и никем не контролируемая власть царя - живого бога или главного жреца. Он был верховным собственником земли, верховным главнокомандующим, высшей инстанцией в суде. Опорой власти царя был бюрократический аппарат, управлявший от его имени.

Ш еловек был полностью подчинен государству. Оно эксплуатировало не отдель-ного общинника, а всю общину. Как пользователи земли общинники отдавали государству часть урожая, выполняли общественные работы и несли рекрутскую повинность. Земледельцев нередко прикрепляли к земле, а ремесленников - к профессии.

Т акой тип государственности является деспотическим (от греческого слова деспот - повелитель). Страны Древнего Востока почти не знали социальных смут. Это отчасти объяснялось тем, что отсутствовали представления о личности. В общественном сознании царило единомыслие. Понятия царь и справедливость сливались, а личную собственность и социальные низы в какой-то мере защищали традиция и закон.

П ервый этап развития государств Древнего Востока связан с формированием первых очагов цивилизаций - номовых государств в Египте и городов-государств в Двуречье - и охватывает конец V - IV тысячелетие до Р.Х.

В торой этап - эпоха централизованных царств - приходится на III-II тысячелетия до Р.Х. Возникшие в это время цивилизации Эгеиды, Закавказья, Иранского нагорья и Аравийского полуострова находились в теснейшем контакте с древними цивилизациями Ближнего Востока, тогда как современные им цивилизации Индии и Китая развивались изолированно.

Д ля этой эпохи характерно господство натурального хозяйства. Становление двух форм собственности на землю, воду и полезные ископаемые - царско-храмовой и общинной - стало основой сосуществования двух секторов экономики - общинного и централизованного, государственно-храмового.

Т ретий этап - первая половина I тысячелетия до Р.Х. - эпоха возникновения и гибели великих империй - таких, как Новоассирийская, Нововавилонская, Ахеменидская и Циньская. Ведущей тенденцией их развития была интеграция составляющих эти супергосударства регионов и выравнивание уровней их развития.

Д ля этой эпохи были характерны рост роли товарного хозяйства и частной собственности.

Д ревневосточные общества на Ближнем Востоке прекратили существование после походов Александра Великого (336-323 гг. до Р.Х.). На Среднем и Дальнем Востоке древние цивилизации, в большей степени развивавшиеся изолированно, плавно вросли в цивилизации средневековые (заметно отличавшиеся от феодальной цивилизации Западной Европы).

Д ревневосточное общество было иерархичным и делилось на сословия - замкнутые группы населения со сходным набором обязанностей и привилегий; принадлежность к сословиям была наследственной. Каждый человек занимал строго определенную общественную нишу.

Н а вершине иерархии стояли царь и высший слой знати, состоявшей из родовой, управленческой и военной аристократии и жречества. К средним слоям принадлежали чиновники; бюрократический аппарат контролировал все сферы жизни. Низ общественной иерархии составляли ремесленники и свободные общинники-земледельцы.

В ряде стран Древнего Востока население делилось на касты, отличавшиеся от сословий полной изолированностью друг от друга.

Д ревневосточное общество было построено на общинном коллективизме. Община не только была основной производственной единицей, но и ообеспечивала социальную стабильность. Община имела самоуправление и была замкнутой. Принадлежность к ней являлась привилегией. Члены общины обычно несли коллективную ответственность за всё, что случалось на ее территории.

Т акая система могла существовать только при неизменности ее звеньев и при соблюдении традиции, мыслившейся как абсолютная истина. Главным было воспроизведение опыта отцов, который считался высшей ценностью. Это замедляло изменения в обществе.

П ервые государства появились в дельте Тигра и Евфрата (на рубеже V-IV тысячелетий до Р.Х.) и в долине Нила (в начале IV тысячелетия до Р.Х.) - в областях с сухим и жарким климатом. В это время там осваивались орудия труда из меди. Племена степи и лесостепи Евразии тогда только переходили к земледелию, а племена лесных и приполярных областей жили в условиях высокопродуктивного присваивающего хозяйства, основанного на охоте, рыболовстве и промысле морского зверя.

В долинах Нила, Тигра и Евфрата основой земледелия была ирригация. Возникновение системы дамб и каналов в Египте диктовалось необходимостью подвести к полям и как можно дольше удержать там воду с плодородным илом во время разливов Нила. В болотистом Южном Двуречье с помощью каналов воду с полей отводили.

П редки египтян появились в долине Нила, которую населяли родственные им по языку семитские племена, около 5000 г. до Р.Х. В первой половине IV тысячелетия до Р.Х. родовые общины в Египте состояли из больших патриархальных семей. Ее возглавлял патриарх, далее шли его сыновья и внуки с детьми и неотделившиеся родственники. Они совместно трудились на земле, бывшей собственностью общины.

П осле появления дамб и каналов во второй половине IV тысячелетия до Р.Х. урожай вырос. Община получила излишки, достаточные для содержания нетрудоспособных и для освобождения ремесленников от обработки земли. Так как излишки были невелики, осталась потребность в их уравнительном распределении и в организации труда по поддержанию системы каналов. Эти задачи выполняли жрецы, осуществлявшие контакт общины с богами. К жрецам попали рычаги управления экономикой и, как следствие, власть над общиной.

К ооперация родовых общин способствовала перерастанию их в номы - общины, где преобладали территориальные и соседские связи, основанные на совместном владении землей, на поддержании единой системой каналов и на почитании общих богов. Центром нома был храм, а его верховный жрец считался главой общины. Ему выделяли участок земли, который обрабатывали общинники. Со временем центры номов стали городами.

Б ольшие патриархальные семьи распались на малые. Они состояли из двух поколений - родителей, их неженатых сыновей и незамужних дочерей. Родовые связи уступили место соседским.

П еремены в сельском хозяйстве и распад родовых связей внутри общины привели к появлению аппарата управления. Его содержали общинники. В результате войн между номами в Египте распространилось рабство и появилась постоянная дружина, подчинявшаяся главе общины - жрецу.

Н омы (в Египте их было около 40), объединившие общины вокруг местной ирригационной системы, стали первыми государствами (иногда их называют протогосударствами). Центрами подобных политических образований был город с храмом верховного бога, вокруг которого селились ремесленники. Ном делился на податные округа. Подати шли на содержание правителя, аппарата управления и дружины.

П роцесс образования государства в Египте завершило объединение номов. В конце IV тысячелетия до Р.Х. 22 южных нома образовали Верхнее царство со столицей в Иераконполе. 20 номов на севере составили Нижнее царство со столицей в Буто.

А налогичным был процесс образования государств в Южном Двуречье. В конце V тысячелетия до Р.Х. его заселили шумеры - народ, чья прародина неизвестна, а язык не похож ни на один из существующих. Себя они называли черноголовыми. Позднее это стало самоназванием всех народов Двуречья.

В начале IV тысячелетия до Р.Х. родовые общины Южного Двуречья владели сетью мелких каналов. Общины типа номовых и единая система каналов появились позднее.

Ц ентром общины был храм с зернохранилищами и мастерскими. Вокруг него группировались поселения. Так зародились первые города. Самым древним из них шумеры считали Шуруппак. Главой общины был верховный жрец храма - эн. Ему выделяли участок земли, считавшийся владением бога.

Н омовые хозяйства Египта и храмовые хозяйства Двуречья были столь сложными организмами, что из-за необходимости учета их деятельности возникла письменность - в начале IV тысячелетия до Р.Х. - в Египте, на рубеже IV-III тысячелетий до Р.Х. - в Шумере.

Шумерская письменность, развившаяся из рисунка, стала основой иных систем письма Двуречья, Передней Азии и Ирана. Символы и их группы обозначали слоги, понятия или детерминативы (пояснения понятий). Эту систему назвали клинописью, так как при письме на глине - основном писчем материале Двуречья - удобно было воспроизводить знаки, напоминающие клинья. Такая форма знаков сохранялась и при письме на камне.

Е гипетская письменность, как и у шумеров, развилась из рисунка. Каждый рисунок (пиктограмма, иероглиф) означал и слог, и понятие, и детерминатив. Писчим материалом была своего рода бумага, приготовленная из стеблей папируса, поэтому рисуночная форма знаков сохранилась.

Р азличают три вида египетского письма: парадная иероглифика, курсив-иератика (жреческое письмо) и скоропись-демотика (народное письмо). Позднее появился алфавит из 21 знака, обозначавшего согласные звуки, но широкого распространения он не получил.

Е гиптяне верили, что «знание вышло из Египта», родины наук. Время разлива Нила они определяли по звездам. На этой основе египтяне выделили знаки Зодиака, разделили год на 365 суток, а сутки - на 24 часа. Из опыта деления земельных участков и исчисления объемов урожая появилось знание основ геометрии и алгебры. Традиция мумификации тел умерших способствовала развитию анатомии и хирургии. Египтяне первыми выплавили стекло, что было основано на знании химических процессов. Слово химия произошло от имени, которым египтяне наделили свою страну, - Та-Кемет (Черная земля). Эти науки были суммой практических знаний и не подкреплялись теорией.

Ц ивилизации Древнего Востока:

Д вуречье, Междуречье, Месопотамия. В отличие от других цивилизаций оно являлось открытым государством. Через Двуречье проходили многие торговые пути. Двуречье постоянно расширялось, вовлекало новые города, в то время как остальные цивилизации были более замкнутые. Здесь появились: гончарный круг, колесо, металлургия бронзы и железа, боевая колесница, и новые формы письменности. Земледельцы заселили Двуречье в 8 тысячелетии до нашей эры. Постепенно они научились осушать заболоченные участки.

Д вуречье было богато зерном. Жители меняли зерно на недостающие предметы в хозяйстве. Глина заменяла камень и дерево. Люди писали на глиняных табличках. В конце 4 тысячелетия до нашей эры, в южном Двуречье, возникло государство Шумер.

В о 2 тысячелетии до нашей эры возрастает значение Вавилона, где правил царь Хаммурапи. С 14 по 7 век до нашей эры усиливается Ассирия, а её сменило Нововавилонское государство. В 6 веке до нашей эры Вавилон был завоёван Персидским царством.

Е гипет. Располагался в долине реки Нил, который делился на верхний и нижний. Первые государственные объединения назывались номы. В результате длительной борьбы верхний Египет присоединил к себе нижний. В Египте были сильны позиции жречества.

К итай. Сформировался в долине реки Хуанхэ. Река Хуанхэ часто меняло своё русло и затопляло обширные территории. Во главе государства стоял обожествлённый правитель. В Китае существовал тотальный контроль над населением, население выполняло тяжёлые повинности.

И ндия. Сложилась в долине реки Инд. Здесь были созданы крупнейшие ирригационные системы и большие города. На высоком уровне развития было ремесло, были созданы канализационные системы. Высшим органом управления был Паршиат – Брахманы - Царь. Во второй половине тысячелетия до нашей эры в Индию вторглись племена Ариев, которые заселяли реку Ганг. Они установили систему Варн.

++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++

Материалы хрестоматии позволяют составить более конкретное представление об общественном строе стран Древнего Востока (док. №1), об их государственно-политическом устройстве (док. № 2), об одной из причин периодического распада и восстановления государств (док. №3), о культуре и культурно-исторических контактах стран Древнего Востока (док. №14).

Понимание специфики древневосточных цивилизаций невозможно без ознакомления с работами ведущих историков, в которых дается общая характеристика стран Древнего Востока, рассматриваются отдельные аспекты общества и государства, ведутся споры о месте древнейших цивилизаций в мировой истории.

Л.И. Семенникова рассматривает всемирную историю с точки зрения цивилизационного подхода. Она выделяет три типа цивилизации, для каждого из которых характерен свой собственный тип исторического развития. Первый тип цивилизации - аборигены Австралии, индейцы Америки, многие племена Африки, малые народы Сибири и Севера Европы. Для них характерна непрогрессивная форма существования, то есть развитие отсутствует. Второй тип цивилизации - это страны Востока. Они развиваются циклически, как бы по спирали. Один цикл минимально отличается от другого, поэтому изменения во всех сферах общественной жизни происходят крайне медленно: несколько поколений людей живут практически в одних и тех же условиях. Третий тип цивилизации - тип прогрессивного развития - представлен античной цивилизацией (Древняя Греция и Древний Рим) и современной европейской цивилизацией. США, Канада, Австралия, Новая Зеландия и некоторые другие страны относятся к этому же типу развития. Он был привнесен на новые территории из Европы большими массами эмигрантов. В параграфе "Феномен Востока" охарактеризованы основные черты восточных государств, позволившие отнести их к циклическому типу развития. Прежде всего автор раскрывает своеобразие общественного сознания, сформировавшегося на Древнем Востоке. Характеристика восточного типа цивилизации не случайно начинается с выявления особенностей менталитета. Согласно современным представлениям общество, не может перейти на качественно новую ступень развития без соответствующего изменения социальной психологии большей части населения. Между тем отмеченные в статье черты общественного сознания воспроизводились из поколения в поколение и препятствовали появлению стремления к новизне, поскольку освящались религиозно-мифологическим мировоззрением, санкционировавшем неизменность бытия. Далее охарактеризован общественный строй: прочность общины, обусловленная духом коллективности, явившемся результатом хозяйственной необходимости, привела к тому, что на принципах коллективизма было построено все общество: личностное начало было развито слабо. Это способствовало жесткому сословному делению древневосточных обществ, что крайне затрудняло формирование классовой структуры. Богатые и бедные члены общины чувствовали себя принадлежащими к одной общности, одному сословию. Лишенные собственности работники царских и храмовых хозяйств также причисляли себя к одной категории людей, хотя их имущественное положение могло различаться еще сильнее. Еще одним следствием существования общины было отсутствие частной собственности в полном смысле этого слова. Свободные общинники могли в ряде стран Древнего Востока покупать и продавать землю, но верховным собственником земли выступало государство, эксплуатировавшее общинников через систему налогов. Лишенные собственности работники государственного сектора могли распоряжаться огромными хозяйствами, если занимали высокую должность, и получать с них доход, но эта земля принадлежала государству. Еще одна особенность общественного строя на Востоке - наличие только вертикальных связей, отсутствие связей между общинами. Существование вертикальных связей было обусловлено структурой государственного управления: оно осуществлялось при помощи огромного бюрократического аппарата, имевшего иерархическую структуру. Самодостаточность общины приводила к тому, что внешние связи были сведены до миниума. Колоссальную роль в таком обществе играет государство, приобретая форму восточной деспотии. Условием существования такой власти является господство государственной и общественнойна землю, а также зависимое положение человека по отношению к системе власти.

Л.И. Семенникова обращает внимание на удивительный на первый взгляд расцвет культуры на Востоке в условиях полного подавления индивида. Главную причину этого феномена автор видит в том, что сосредоточенность общества на высших духовных ценностях выполняла роль компенсаторного механизма, позволявшего жить в условиях полного отсутствия свободы. древний восток распад государство культура

И.М. Дьяконов - сторонник единства всемирно исторического процесса. По его мнению, все человечество проходит в своем развитии ряд сменяющих друг друга стадий, причем автор выявляет одни и те же стадии и для восточных и для западных обществ. Относительно народов, не обнаруживающих тенденции к развитию, И.М. Дьяконов полагает, что они просто задерживаются на родовой стадии из-за особенностей окружающей среды, но поскольку эпоха классовых обществ составляет всего 1-2% от продолжительности существования человека, это отставание незначительно. Для Древнего мира автор выделяет две стадии (по терминологии Дьяконова - фазы) общественного развития. Это ранняя древность (по преимуществу эпоха меди и бронзы), для которой характерно существование непрочных относительно крупных государств, представляющих собой объединение ряда мелких государственных образований (город и прилежащая округа) под началом наиболее сильного из них. Примеры: государство Шемера и Аккада, Хеттское царство (хеттам было известно железо, но не сталь). Крайне примитивное оружие не давало возможности широко применять труд рабов: мужчина о лопатой мог быть опасен. Поэтому в рабском состоянии находились в основном женщины и дети, а положение взрослых мужчин мало чем отличалось от образа жизни свободных общинников или работников государственного сектора. То есть рабство носило патриархальный характер: рабы работали в доме наравне с членами семьи, а в государственном секторе - наравне с местными работниками, лишенными собственности на средства производства (исключение составляли женщины и подростки в царских и храмовых хозяйствах, которые действительно эксплуатировались как рабы). Прочные государства возникали лишь там, где это вызывалось хозяйственной необходимостью, как в Древнем Египте. Вторая стадия - имперская древность. Переход к этой стадии происходил в результате изобретения стали, что сделало возможным ведение широкомасштабных войн и образование империй, а также создало возможность для "классической" эксплуатации рабов, В государствам этого типа Дьяконов относит Ново-Ассирийскую державу, Ново-Вавилонскую, Персидскую и ряд других стран. Но, несмотря на существенное увеличение численности рабов, классической их эксплуатация была только в Римской империи.

В статье С.М. Стама рассматривается вопрос о соотношении города и государства в древних и средневековых обществах. Автор отмечает два варианта понимания феномена города. В первом случае под городом подразумевается населенный пункт, возникший вследствие отделения от сельского хозяйства таких общественных функций как сакральные (жреческие), оборонительные, административные. Образование городов в этом понимании на Древнем Востоке шло параллельно процессу создания государства и являлось одной из основных форм этого процесса. Другой важной формой было формирование постоянной дружины будущих царей. Город как центр ремесла и торговли возник позже вследствие отделения ремесла от земледелия, но на Древнем Востоке этот процесс имел свою специфику. Здесь город как центр сакральных, военных и административных функций часто становился центром ремесла и торговли по инициативе формирующейся царской власти, поскольку умелые ремесленники были нужны для обслуживания царских и храмовых хозяйств, а международная торговля часто велась специальными государственными агентами. Стам С.М. обращает внимание также на отличие между древневосточным и античным городом. Античный город выступает как центр поселения землевладельцев, имеющих земельную собственность за пределами города (однако в границах полиса), но занимающихся по преимуществу ремеслом и торговлей. Город на Древнем Востоке - это место поселения лиц, лишенных земельной собственности где бы то ни было, так как города относились к государственному сектору и жили в нем люди (царская военная и управленческая администрация, жречество, ремесленники и торговцы), оторвавшиеся от общины, а также рабы (частных лиц, государственные и храмовые). На Востоке город был опорой государственной (царской) власти. В античном мире понятия город и государство объединялись термином полис. Государство возникает в результате общественного разделения труда и образования на этой основе общественного неравенства, Древневосточное общество было не классовым, а сословным и решающую роль в процессе образования государства сыграло отделение от сельского хозяйства управленческих и жреческих функций (военные функции отделились лишь частично - в лице военной администрации. Свободные общинники в древних обществах одновременно являлись воинами).

Подведем некоторые итоги. История Древнего Востока имеет большую протяженность во времени. Мы начинаем ее изучение с появления первых государственных образований в долинах Нила и Евфрата во второй половине IV тысячелетия до н.э. и заканчиваем для Ближнего Востока 30-20-ми гг. IV в. до н.э., когда греко-македонские войска под руководством Александра Македонского захватили весь Ближний Восток, Иранское нагорье, южную часть Средней АЗИИ и северо-западную часть Индии. Что касается Средней Азии, Индии и Дальнего Востока, то древняя история этих стран изучается до III-V вв н.э. Эта граница является условной и определяется тем, что в Европе в конце V в. н.э. пала Западная Римская империя и народы европейского континента вступили в период средневековья. Географически территория, называемая Древним Востоком, простирается с запада на восток от современного Туниса, где располагалось одно из древнейших государств - Карфаген, до современных Китая, Японии и Индонезии, а с юга на север - от современной Эфиопии до Кавказских гор и южных берегов Аральского моря. В этой обширной географической зоне существовали многочисленные государства, оставившие яркий след в истории: великое Древнеегипетское царство, Вавилонское государство, Хеттская держава, огромная Ассирийская империя, государство Урарту, мелкие государственные образования на территории Финикии, Сирии и Палестины, Троянское, Фригийское и Лидийское царства, государства Иранского нагорья, в том числе, мировая Персидская монархия, в состав которой входили территории почти всего Ближнего и частично Среднего Востока, государственные образования Средней Азии, государства на территории Индостана, Китая, Кореи и Юго-Восточной Азии.

По природным условиям разные территории Древнего Востока имеют свои особенности, хотя им присущи и общие черты: это районы в основном субтропического климата с очень жарким сухим летом, мягкой зимой; бассейны рек с их плодородными аллювиальными (образованными отложениями рек) долинами перемежаются с каменистыми пустынями, обширными плоскогорьями и горными хребтами. Особенно большую роль в исторических судьбах народов Древнего Востока играли великие реки: Нил (длина ок.2700 км), Евфрат (длина ок.2700 км) и Тигр (длина ок.1900 км), Инд (длина ок.3180 км), Ганг (длина ок.2700 км), Хуанхэ (длина ок.4850 км), Янцзы (длина ок.5800 км), Меконг (длина ок.4500 км). Эти реки, относящиеся к числу самых крупных на земном шаре, образуют обширные бассейны с плодородной, хорошо орошаемой аллювиальной почвой, и им присуще одно свойство, имевшее очень большое значение для исторического развития этих регионов: здесь можно было жить и вести хозяйственную деятельность при условии постоянного регулирования режимов рек, хранения воды в водоемах и водохранилищах с последующим орошением земель через систему искусственных каналов, как в долинах Нила, Евфрата, или отвода лишней влаги и мелиорации земель, борьбы с наводнениями, как в долинах Ганга, Хуанхэ, Меконга. Обильное естественное питание великих рек приводит к сильному подъему уровня воды во время паводка (уровень Нила поднимается в другое время года), грозит страшными наводнениями, которые вызывают необходимость укрепления берегов с помощью дамб, плотин и других сооружений. В реках водилась рыба, которая служила подспорьем в питании населения. В предгорьях, окружающих долины Евфрата и Тигра, на Абиссинском нагорье, расположенном близ долины Нила, в долине Меконге в диком виде росли многие злаковые растения. Они были окультурены и положили начало ячменю, пшенице, просу, рису и другим зерновым культурам. Существование богатого животного мира в предгорьях позволило приручить ряд животных и перейти к культурному скотоводству.

Вместе с тем в аллювиальных долинах, как правило, было мало камня, строительного дерева, металлов (меди, олова, золота, серебра), совершенно необходимых для организации нормальной хозяйственной деятельности. Эти виды сырья, напротив, имелись в горных районах, пустынях и нагорьях, соседствующих с долинами крупных рек. В связи с этим довольно рано, уже с IV тысячелетия до н.э., были установлены необходимые контакты жителей аллювиальных долин (Нила, Тигра и Евфрата) с населением горных районов и пустынь (с Нубией и Синаем, Армянским нагорьем, Тавром и др.), налажен обмен продуктами и сырьевыми запасами. При невысоком уровне производства и торговли эти контакты обычно выливались в форму грабительских войн, результатом которых было насильственное изъятие сырьевых ресурсов и продуктов завоевателями у завоеванных народов или включение их территорий с источниками сырья в состав государства завоевателей и создание крупных военных держав, охватывающих кроме бассейнов великих рек также территория пустынь и нагорий.

Наличие благоприятных возможностей для жизни человека в бассейнах великих рек, контакты с жителями горных районов и плоскогорий привели к развитию производительных сил. Возникают довольно крупные поселения. В отдельных поселениях сосредоточивается большое число людей, здесь (уже в III тысячелетии до н.э.) создаются внушительные по размерам общественные сооружения, появляются оборонительные стены для защиты от нападений врагов, то есть возникают города. Город - принципиально новое явление в истории того времени. Он становится средоточием управления и религиозного культа, в нем концентрируется развитое ремесленное производство, обслуживающее нужды правителя и его администрации, служителей культа, а также работающее на соседнюю сельскохозяйственную округу. Создание производящей экономики, земледелия и скотоводства, освоение металлов (меди, бронзы) для изготовления орудий труда, оружия и предметов быта, появление первых городов привело к разложению родового строя. Усложнилась социальная структура общества, появились различия по богатству, знатности, роду занятий, степени влияния на соплеменников. Сформировались основные сословия древневосточного общества. Одно из сословий составляли свободные общинники, участвовавшие в общинной собственности на землю и обладавшие правом общинного самоуправления, а первоначально и правом участия в выборах вождя-правителя. Другое сословие было представлено членами персонала храмовых и правительственных хозяйств, лишенными собственности на средства производства. Они владели землей с условием службы или работы, а в ряде случаев получали продовольственный паек. Среди них могли быть как крупные администраторы, так и зависимые работники, положение которых представляло собой нечто среднее между положением свободных и рабов. Отдельным сословием было жречество. Кроме того, были рабы, которые по существу также представляли собой особое бесправное сословие. Институт рабства был слабо известен в родовом обществе. Рабство стало возможным на той стадии развития человеческого общества и его производительных сил, когда отдельный индивидуум мог в процессе труда дать не только необходимый, но и прибавочный продукт, таким образом использование его в процессе труда становилось выгодным. Но примитивность оружия той эпохи (короткий медный кинжал, копье с медным наконечником, несовершенный лук) делали невозможным использование больших масс мужчин-рабов не только в хозяйстве свободных общинников, но даже в храмовых и правительственных хозяйствах: мужчина, находящийся в положении раба и вооруженный медной лопатой мог быть опасен. Поэтому как рабы эксплуатировались в основном женщины и подростки. Положение взрослого взятого в плен мужчины мало чем отличалось от образа жизни зависимых работников храмовых и правительственных хозяйств. С переходом к стальному оружию и образованием империй количество рабов возросло, их эксплуатация стала носить более организованный характер, но никогда на Древнем Востоке рабы не были основой производства. Главными производителями на всем протяжении древневосточной истории являлись формально свободные общинники, которые с оформлением сильной государственной (царской) власти стали эксплуатироваться посредством взимания налогов со стороны государства, которое постепенно стало считаться верховным собственником земли.

Важнейшей особенностью общественного устройства на Древнем Востоке является существование общины, которая была основной социальной и территориальной единицей. Любое древневосточное государство, за исключением немногих городов, храмовых и царских хозяйств (государственный сектор), состояло из множества сельских общин, каждая из которых имела свою организацию и представляла собой замкнутый мирок. Горизонтальные связи, то есть связи между отдельными общинами отсутствовали. Общины в странах Древнего Востока по происхождению восходят к родовым общинам, однако по своему содержанию, характеру и внутренней структуре они уже были новым явлением. Община постепенно утратила родовой характер и стала организацией соседей, живущих на определенной территории и связанных правами и обязанностями по отношению друг к другу и, что очень важно, к государству. Руководство общины являлось низшим звеном в огромной бюрократической системе управления древневосточных государств. Сама территориальная община состояла из ряда отдельных домохозяйств, которые представляли собой большие семьи или семейные общины. Внутри общины существовала имущественная и социальная дифференциация, выделилась богатая и знатная верхушка и бедняки, арендаторы чужой земли. Состоятельные общинники имели в своем распоряжении рабов, хотя рабство в общине носило патриархальный характер, то есть рабы (женщины и подростки) участвовали в производственном процессе наряду с хозяевами, выполняя наиболее трудоемкие работы (например, мололи зерно между двумя камнями). Исключение составляли немногочисленные хозяйства знатных и богатых общинников, эксплуатация рабов в которых была аналогичной их использованию в храмовых и царских хозяйствах. Несмотря на существенную внутреннюю дифференциацию, община сохраняла коллективистские формы жизни и производства, что препятствовало развитию частнособственнических отношений: древневосточное общество не знало полной частной собственности. Исторически первой причиной устойчивости общинной организации было наличие земледельческого хозяйства, функционирование которого требовало проведения совместных работ по регулированию режима великих рек: отдельная семья, небольшая община не могли справиться с могучей речной стихией. Но затем появились и другие причины: ярко выраженная сословность древневосточного общества, неразвитость классовой структуры, отсутствие частной собственности, слабое развитие товарно-денежных отношений, роль государства в жизни общества, особенности общественного сознания - все эти факторы, обусловленные прочностью общины, в свою очередь содействовали ее устойчивости. Следствие превращалось в причину и не было выхода из замкнутого круга.

Необходимость объединения и координации усилий многочисленных общин привела к возрастанию роли государственной власти в странах Древнего Востока. Требовалось объединение усилий многих общин, руководимых единой государственной администрацией, чтобы создать систему каналов, водохранилищ, дамб и плотин, которые могли противостоять капризам великих рек. Возвышению государственной власти способствовали также прочность общины, неразвитость классовой структуры общества и главное - отсутствие частной собственности на землю. В структуре древневосточных обществ не было собственников, то есть такой категории населения, которая была бы в состоянии противопоставить себя государству в силу своей независимости от него и влиятельности. Все это привело к тому, что государственная власть утвердилась на Древнем Востоке в специфической форме "восточной деспотии". Восточная деспотия - это неограниченная монархия, не связанная в своих действиях никакими законами, которая осуществляет управление государством при помощи огромного, иерархически построенного аппарата чиновников. Причиной появления этого аппарата было активное вмешательство государства в хозяйственную жизнь, прежде всего, организация системы искусственного орошения. Поскольку древневосточный правитель и его бюрократический аппарат выступали в роли организатора системы искусственного орошения, а в конечном счете - всего земледелия и другого производства (ремесленники обслуживали прежде всего, дворцы и храмы), государство стало рассматривать орошаемую землю в качестве собственной: государственной или царской земли. Фактически земля в древневосточных государствах делилась на два сектора. Государственный сектор, где располагались хозяйства, принадлежавшие непосредственно деспоту и зависимому от него, как правило, жречеству. На этих землях работали арендаторы, персонал, получавший паек за работу, и рабы. Первые две категории относились к наиболее эксплуатируемым группам населения, не считая рабов. Второй сектор - общинно-частный. Земля находилась в наследственном владении многочисленных общин, которые платили поземельный налог в пользу государства. Но после выплаты налога и выполнения натуральных повинностей владельцы могли распоряжаться землей вплоть до ее продажи.

Важной особенностью древневосточной деспотии являлось особое положение главы государства - правителя-деспота. В условиях развитого деспотизма правитель считался не только носителем всей полноты власти: законодательной, исполнительной и судебной, - но вместе с тем признавался сверхчеловеком, ставленником богов. Обожествление личности царя-деспота - важная особенность древневосточной деспотии. Однако в разных странах Древнего Востока степень деспотизма была то наиболее полной, как деспотия в Древнем Египте, то весьма ограниченной, как, например, власть царя хеттов. Форма деспотии была наиболее распространенной в странах Древнего Востока, однако там существовали и немонархические формы правления, своего рода олигархические республики, например, в ряде государственных образований Северной Индии, в некоторых городах Финикии.

Сознание древневосточного человека было ориентировано на духовные поиски, постижение смысла жизни, который виделся в потустороннем мире, где располагались истинные причины и цели всего существующего. Прошлое, настоящее и будущее существовали одновременно: души умерших предков находятся рядом с живыми людьми и здесь же обитают души еще не родившихся потомков. Поэтому господствовавшее в странах Древнего Востока религиозно-мифологическое мировоззрение освящало неизменность бытия и тем самым парализовывало всякое стремление к переменам.

В силу отмеченных выше особенностей древневосточных обществ- прочность общины, сословной структуры, неразвитость классовой структуры и товарно-денежных отношений, отсутствие частной собственности, необычайная мощь государства, обожествление правителя-деспота и санкционирование религиозно-мифологическим сознанием неизменности бытия - развитие в государствах Древнего Востока протекало крайне медленно и носило циклический характер. На примере истории Китая можно выделить следующие стадии, составляющие один цикл развития:

  • 1. Укрепление централизованной власти в борьбе против децентрализации, усиление государства.
  • 2. Кризис власти, отступление перед центробежными силами.
  • 3. Упадок власти, ослабление государства.
  • 4. Социальная катастрофа: бунт народа, нашествие иноземцев, привлеченных слабостью государства и легкостью победы.

Тип исторического развития определил особенности массовых движений на Древнем Востоке. Они не были направлены против системы. Их главная причина - произвол власти, нарушение принципов социальной справедливости, признанных в обществе нормой. Мечта восставших - ликвидировать возникшее нарушение (присвоение общинной земли богачами, гнет и непомерные поборы чиновников и т.п.) и вернуть утраченную норму. Эти движения не вели общество вперед. Они лишь показатель сбоев в системе, которая после кризиса восстанавливалась с небольшими изменениями. На стадии социальной катастрофы происходила смена правления, осуществлялись некоторые изменения, ситуация стабилизировалась, и общество выходило на новый виток. Наиболее существенные перемены происходили на стадии социальной катастрофы, когда государственная организация слабела. В условиях стабильности общество тяготело к застою, к неизменности.

На обширных территориях Древнего Востока проживало пестрое население, принадлежащее к разным расам и более мелким общностям, на которые распадаются большие расовые группы: различные племена и народности европеоидной, негро-австралоидной расы (часть населения древних царств Напата и Мероэ - современный Судан), монголоидной расы (на Дальнем Востоке). В свою очередь, европеоидная раса делилась на многочисленные народности, племена и этнические группы, принадлежащие к различным языковым общностям. В ряде географических регионов сложились крупные языковые семьи, которые делились на ветви и группы. На территории Передней Азии жили народности и племена многочисленной семито-хамитской языковой семьи, которая включала семитскую ветвь, египетскую или хамитскую и ряд других. К племенам и народностям, говорившим на семитских языках, относились аккадцы, амореи, ассирийцы, евреи, арабы и некоторые другие племена. Семитоязычные племена занимали в основном территорию Месопотамии и Восточного побережья Средиземного моря, Сирийско-Месопотамской степи и Аравийского полуострова.

Египетская или хамитская ветвь была представлена населением Древнего Египта.

Племена и народности индоевропейской языковой семьи делились на анатолийскую и индоиранскую ветви. На языках первой говорили хеттские племена, лидийцы и другие более мелкие племена Малой Азии. Языки индоиранской ветви бытовали у мидийцев и персов, парфян, скифов, ариев Древней Индии.

Особняком стояла хуррито-урартская языковая семья, на языках которой говорили племена урартов, а также предшественники хеттов. Население древнейшей Индии (до прихода ариев) относят к дравидической языковой семье, древнекитайские племена говорили на языках тибетско-китайской языковой семьи. Вместе с тем известны некоторые языки, например, шумеров (древних жителей южной части Месопотамии), касситов, живших в горах Загроса и др., которые не могут быть отнесены к какой-либо языковой общности и стоят особняком.

Обращает на себя внимание несинхронность возникновения государств у разных народов Древнего Востока. В Месопотамии и Египте они возникли раньше, в Китае - позже. В IV-III тысячелетиях до н.э. многие регионы Древнего Востока (Египет, Месопотамия, Индия) развивались изолированно, но к середине II тысячелетия до н.э. между различными областями Ближнего Востока установились экономические, политические и культурные контакты, а в I тысячелетии сложилось известное единство всего древневосточного мира, что тем более дает основание рассматривать Древний Восток как качественно своеобразный феномен в истории человечества.

Завершив изучение Древнего Востока вы должны уметь ответить на вопрос: Древневосточные цивилизации: особая стадия или особый тип исторического развития? Готовя ответ, следует иметь в виду следующее:

  • 1. Как вы могли убедиться, в исторической науке существуют обе обозначенные точки зрения, поэтому вы можете выбрать любую из них, самостоятельно обосновав соответствующими аргументами.
  • 2. Цивилизационный и стадиальный подходы к истории человечества не находятся в абсолютной оппозиции друг к другу. Цивилизационный подход предполагает возможность выделения определенных стадий для каждого типа цивилизационного развития. Стадиальный подход не исключает учета регионального своеобразия. В том случае, если вы захотите попытаться совместить оба подхода, необходимо уточнить, в каком аспекте вы рассматриваете Древневосточные цивилизации как особую стадию исторического развития, а в каком - как особый тип.