Одночлен и его стандартный вид. VIII

В математике существует множество различных математических выражений, и кекоторые из них имеют свое закрепившиеся названия. С одним из таких понятий нам и предстоит познакомиться – это одночлен.

Одночлен - это математическое выражение, которое состоит из произведения чисел, переменных, каждая из которых может входить в произведение в некоторой степени. Для того, чтобы лучше разобраться с новым понятием, необходимо ознакомиться с несколькими примерами.

Примеры одночленов

Выражения 4, x^2 , -3*a^4, 0.7*c, ¾*y^2 являются одночленами. Как видите, одно только число или переменная (в степени или без) тоже является одночленом. А вот, например, выражения 2+с, 3*(y^2)/x, a^2 –x^2 уже не являются одночленам , так как они не подходят под определения. В первом выражении используется «сумма», а это недопустимо, во втором – «деление», в третьем – разность.

Рассмотрим еще несколько примеров.

Например, выражение 2*a^3*b/3 тоже является одночленом, хотя там и присутствует деление. Но в данном случае деление происходит на число, и поэтому соответствующее выражение можно переписать следующим образом: 2/3*a^3*b. Еще один пример: какое из выражений 2/х и х/2 является одночленом, а какое нет? правильно ответить, что первое выражение не одночлен, а второе одночлен.

Стандартный вид одночлена

Посмотрите на следующие два выражения-одночлена: ¾*a^2*b^3 и 3*a*1/4*b^3*a. На самом деле это два одинаковых одночлена. Не правда ли, что первое выражение выглядит более удобным, чем второе?

Причиной этого является то, что первое выражение записано в стандартном виде. Стандартный вид многочлена - это произведение, составленное из числового множителя и степеней различных переменных. Числовой множитель называется коэффициентом одночлена.

Для того, чтобы привести одночлен к его стандартному виду, достаточно перемножить все числовые множители, присутствующие в одночлене, и поставить получившееся число на первое место. Затем перемножить все степени, у которых одинаковые буквенные основания.

Приведение одночлена к его стандартному виду

Если в нашем примере во втором выражении перемножить все числовые множители 3*1/4 и потом умножить a*a, то получится первый одночлен. Это действие называется приведение одночлена к его стандартному виду.

Если два одночлена различаются только числовым коэффициентом или равны между собой, то такие одночлены называются в математике подобными.























Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Тип урока: интегрированный (с ИКТ), урок введения новых знаний.

Цели и задачи (алгебра): ввести понятие одночлена; степень одночлена; стандартный вид одночлена. Научить учащихся приводить одночлены к стандартному виду. Продолжить формирование навыков выполнения действий со степенями. Совершенствовать вычислительные навыки учащихся. Развивать внимательность, аккуратность.

Цели и задачи (ИКТ): научить использовать в практической деятельности встроенный редактор формул в MS Office Word; развивать навык самостоятельной работы.

Материалы, используемые на уроке: презентация, компьютерный класс с установленным пакетом MS Office (Word), опорный конспект практической работы, карточки с заданием для самостоятельной работы, мультимедиа установка.

Ход урока

I. Организационный момент .

Приветствие учащихся.

II. Устные упражнения.

(слайд на экране2).

  • Представить в виде степени: y 3 *y 2 ; (y 3) 5 ; y 7 *y 3 ; (y 7) 4 ; а 10 /а 8 .
  • Каким числом (положительным или отрицательным) является значение выражения: (-8) 10 ; (-5) 27 ; 7 5 ; -2 8 ; -(-1) 7 .
  • Вычислите: (3*2) 2 -3*2 2 ; (-3) 8 /3 7 .

III. Изучение нового материала.

Сообщение темы урока и целей и задач урока (слайд 3,4).

6*x 2 *у; 2*x 3 ; mn 7 ; ab; -8 (слайд 5)

  • Прочитайте выражения, записанные на доске.
  • Что собой представляют эти выражения?

Выражения такого вида называются одночленами.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ: Одночлен – это произведение чисел и переменных, степеней переменных либо число, переменная, степень переменной.

Посмотрите внимательно на экран (слайд 7). Какие из следующих выражений являются одночленами? Почему?

IV. Закрепление нового материала.

№463 – самостоятельно. Проверка фронтальная. (Слайд 8).

V. Изучение нового материала.

Пусть у меня есть одночлены

2х 2 у*9y 2 и 8х*9ху (слайд 9)

Воспользуемся переместительным и сочетательным законами умножения. Получим:

2*9*х 2 *у*y 2 =18х 2 y 3 и 8*9*х*х*у=72х 2 у.

  • Что мы получили?
  • Что собой представляет?

Мы представили одночлен в виде произведения числового множителя, стоящего на первом месте и степеней различных переменных. Такой вид одночлена называется стандартным видом.

  • Какой же одночлен называется одночленом стандартного вида?

ОПРЕДЕЛЕНИЕ: одночлен называется одночленом стандартного вида, если имеет 1 числовой множитель, стоящий на первом месте (коэффициент), произведение одинаковых переменных в нем записано в виде степени.

Прочитайте те одночлены, которые записаны в стандартном виде. Назовите их коэффициенты.

VI. Закрепление нового материала.

№464 – устно, №465 – под руководством учителя.

VII. Задание, выполняемое на компьютере (практическая работа).

Программа MS Word. Встроенный редактор формул. Использование встроенного редактора формул для записи одночленов. Файл «Стандартный вид одночлена» на рабочем столе. Заполните подготовленную таблицу, используя встроенный редактор формул.

Заполните таблицу. (Слайд 15)

Проверка – на экране (слайд 16) и сохраненные файлы учащихся.

VIII. Изучение нового материала.

  • Что записано на доске?
  • Назовите показатель степени переменной Х?
  • Назовите показатель степени переменной Y?
  • Найдите сумму показателей степеней. Это число называется степенью одночлена.

На странице 84 учебника найдите определение степени одночлена. Прочитайте его.

IX. Закрепление нового материала .

№ 473 – устно;

№ 467(а; г) – комментировано у доски.

X. Самостоятельная работа .

На экране по вариантам (слайд 19). (У каждого учащегося на парте листок с заданием для выполнения работы – Приложение 2 )

Проверка – самопроверка с записью (на экране слайд 20).

XI. Подведение итогов.

  • Что же такое одночлен?
  • Одночлен, какого вида называют стандартным одночленом?
  • Что называется степенью одночлена?

XII. Домашнее задание.

П.19, №466, 468, 476, 470.

Спасибо за урок! (слайд 23)

Список использованной литературы:

  1. Алгебра. 7 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / [Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк, К.И. Нешков, С.Б. Суворова]; под ред. С.А. Теляковского. - М.: Просвещение, 2007.