Официальный государственный символ третьего рейха. Различие фашистской и славянской свастики

Свастика — древнейший и наиболее распространенный графический знак в мире. Крест с обращенными вниз концами украшал фасады домов, гербы, оружие, украшения, деньги и предметы быта. Первые упоминания свастики датируется восьмым тысячелетием до н.э.

Значений у данного знака масса. Древние народы считали его символом счастья, любви, солнца и жизни. Все изменилось в 20 веке, когда свастика стала символом гитлеровского правления и нацизма. С тех пор люди позабыли о первобытном значении, а знают только то, что означает свастика Гитлера.

Свастика как эмблема фашистского и нацистского движения

Еще до того, как нацисты появились на политической арене Германии, свастику использовали военизированные организации в качестве символа национализма. В основном носили этот знак бойцы отряда Г. Эрхардта.

Гитлер, как он сам написал в книге под названием «Моя борьба», утверждал, что заложил в свастику символ превосходства арийской расы. Уже в 1923 году, на съезде нацистов, Гитлер убедил своих собратьев, что черная свастика на бело-красном фоне символизирует борьбу с евреями и коммунистами. Все начали постепенно забывать ее истинное значение, а начиная с 1933 года свастика у людей ассоциировалась исключительно с нацизмом.

Стоит учитывать и то, что не любая свастика есть олицетворением нацизма. Линии должны пересекаться под углом 90 градусов, а края должны быть заломлены в правую сторону. Крест в обязательном порядке должен находиться на фоне белого круга, окруженного красным фоном.

После окончания II Мировой Войны, в 1946 году, Нюрнбергский трибунал приравнял распространение свастики к уголовному преступлению. Свастика стала запрещенной, это указано в параграфе 86а уголовного кодекса Германии.

Что касается отношения Россиян к свастике, то Росскомнадзор отменил наказание за ее распространение без целей пропаганды только 15 апреля 2015 года. Теперь вы знаете, что означает свастика Гитлера.

Разнообразные ученые выдвигают гипотезы, связанные с тем, что свастика обозначает текущую воду, женский пол, огонь, воздух, луну и поклонение богам. Также этот знак выступал в роли символа плодоносной земли.

Левосторонняя или правосторонняя свастика?

Некоторые ученые полагают, что нет разницы, в какую сторону направлены изгибы креста, но есть и специалисты, имеющие другую точку зрения. Определять направление свастики можно как по краям, так и по углам. А если рядом нарисовано два креста, концы у которых направленные в разные стороны, можно утверждать, что этот «набор» олицетворяет мужчину и женщину.

Если говорить о славянской культуре, то одна свастика обозначает движение по солнцу, а другая – против него. В первом случае имеется в виду счастье, в другом – несчастье.

На территории России неоднократно находили свастику в разнообразных исполнениях (трех, четырех и восьми лучевую). Предполагается, что данная символика принадлежит индо-иранским племенам. Подобную свастику находили еще и на территории таких современных стран, как Дагестан, Грузия, Чечня… В Чечне свастика красуется на многих исторических памятниках, при входе в склепы. Там она считалась символом Солнца.

Интересен и тот факт, что та свастика, которую мы привыкли видеть, была излюбленным символом императрицы Екатерины. Она рисовала его везде, где обитала.

Когда началась революцию, свастика стала популярной среди художников, но нарком быстро это изгнал, так как данная символика уже стала символом фашистского движения,только-только начавшего существование.

Различие фашистской и славянской свастики

Самое существенное отличие славянской свастики от немецкой – направлением ее вращения. У фашистов оно идет по часовой стрелке, а у славян — против нее. На самом деле это далеко не все отличия.

Арийская свастика от славянской отличается толщиной линий и фоном. Количество концов у славянского креста может быть четыре или восемь.

Точное время появление славянской свастики назвать очень сложно, но впервые ее обнаружили на местах поселения древних скифов. Отметины на стенах датируются четвертым тысячелетием до н.э. Свастика имела различный дизайн, но схожие очертания. В большинстве случаев она значила следующее:

  1. Поклонение богам.
  2. Саморазвитие.
  3. Единство.
  4. Домашний уют.
  5. Мудрость.
  6. Огонь.

Из этого можно сделать вывод, что славянская свастика обозначала высокодуховные, благородные и позитивные вещи.

Немецкая свастика появилась в начале 20-х годов прошлого века. Обозначает она совсем противоположные вещи, по сравнению со славянской. Немецкая свастика, по одной из теорий, знаменует чистоту арийской крови, ведь Гитлер сам говорил, что эта символика посвящена победе арийцев над всеми другими расами.

Фашистская свастика красовалась на захваченных зданиях, форме и ременных пряжках, флаге Третьего Рейха.

Подводя итоги, можно сделать выводы, что фашистская свастика заставила людей забыть о том, что имеет еще и положительную трактовку. Во всем мире она ассоциируется именно с фашистами, но никак не с солнцем, древними богами и мудростью… Музеи, имеющие в своих коллекциях древние орудия труда, вазы и прочие предметы старины, украшенные свастикой, вынуждены убирать их с экспозиций, ведь люди не так понимают значение этого символа. И это, на самом деле, весьма печально… Никто и не вспоминает, что когда-то свастика являлась символом гуманного, светлого и прекрасного. У незнающих людей, услышавших слово «свастика», сразу всплывает образ Гитлера, картины войны и ужасные концлагеря. Теперь вы знаете что означает знак Гитлера в древней символике.

Tags: ,

До сих пор, рассматривая фотографии и хронику времен Второй мировой войны, глядя на немецкую униформу, по спине пробегают мурашки. Воздействие внешнего вида военнослужащего на психику противоборствующей стороны имеет огромное значение. Ведущий передачи «Цена победы» радиостанции «Эхо Москвы» Дмитрий Захаров подготовил подробный обзор формы одежды и символики солдат вермахта.

Полностью прочесть и послушать оригинальное интервью можно по ссылке .

Почему форма одежды? Ну, надо сказать, что в Третьем рейхе солдат должен был быть не только самым элегантным представителем нации, но и идеальным мужчиной. Соответственно, форма, которая разрабатывалась для этого идеального мужчины, должна была соответствовать герою нации. Над этим работало очень много людей и, наверное, сейчас уже достаточно много людей знают, что свою руку к разработке и пошиву немецкой формы приложил знаменитый кутюрье, Дом моды которого существует по сей день, Хуго Босс. Более того, в 1931 году Хуго Босс-старший вступил в Национал-социалистическую партию и начал разрабатывать костюмы для СС, СА, «Гитлерюгенда», высшего партийного руководства Германии и, естественно, для войсковых частей различных видов войск.

Основатель «Hugo Boss» приложил свою руку к пошиву немецкой формы


Особое внимание немцы стали уделять камуфляжным тканям, потому что новая война предполагала новые стандарты ведения боевых действий, большую скрытность. На первых порах это не проявилось, и первая основная ассоциация с германской армией, которая существует, наверное, у большинства людей и по сей день, — это серые мундиры с четырьмя карманами, очень элегантные (надо отдать им должное), очень удобные в носке, сделаны из прочных и качественных тканей.

Если вспомнить хронику войны, посмотреть на фотографии англичан, французов или нас, то ни английская, ни французская, ни советская форма не вызывала ощущения скрытой угрозы. А элемент скрытой угрозы был одним из основных компонентов ведения боевых действий германской армии. В своей книге офицер генштаба Германии Эйке Миддельдорф неоднократно обращается к вопросу скрытой угрозы. Скрытая угроза должна была создаваться всегда. Не обязательно окружать противника полностью — нужно создать видимость окружения и двигаться дальше; не обязательно предпринимать какие-то резкие немотивированные действия — достаточно намекнуть на то, что они произойдут. И эта идея пронизывала буквально все, в том числе и разработку униформы для германской армии.

Групповое фото юношей из «Гитлерюгенда». Из собрания фотоснимков Ведомства по делам расовой политики НСДАП, 1933 год

За основу основного, скажем так, немецкого кителя, который носили и офицеры, и солдаты, была взята модель Первой мировой войны, которая была доработана: своим внешним видом она придавала большую статусность, большую подтянутость, в то же время была предельно функциональна.

Если посчитать, сколько разновидностей униформы имели немецкие солдаты и офицеры, то получится где-то десять разновидностей: это была форма парадная, выходная, форма для докладов, дополнительная выходная форма, повседневная, патрульная, полевая и рабочая. Соответственно, к форме предполагалось наличие всевозможных разгрузок, как это сейчас называют. Был специально разработан ранец, в который можно было поместить вся и все — это для пехоты, для солдат. И многочисленные просмотры немецких парадов и марширующих колонн действительно вызывают ощущение этой тревоги и фатальности, над которой, видимо, хорошо поработали не только Хуго Босс, но и идеологи, и модельеры.

Униформа солдат и офицеров вермахта имела около десяти разновидностей


Надо сказать, что к форме, естественно, прилагались всевозможные атрибуты: это петлицы, по которым определялась принадлежность к тем или иным родам войск; это канты на фуражках, которые тоже позволяли это сделать; ну и, соответственно, всевозможные элементы, которые отличали тех, кто чего-то добился.

Если говорить о немецких наградах, то все они имели свои жаргонные названия. И надо сказать, что здесь шла некая внутренняя конкуренция между вермахтом, то бишь германской армией, и НСДАП и СС соответственно, поскольку СС — это было как бы военное приложение НСДАП, личные войска Гитлера, партийные, потому что ни вермахт, ни люфтваффе, ни кригсмарине, ни одни другие войска в германской армии не являлись политическими. Ни один солдат и офицер германской армии в соответствии с немецким законодательством не мог быть членом никакой партии. Собственно говоря, вермахт особо НСДАП никогда не любил и активно организовывал покушения против Гитлера, последнее из которых было почти результативным.

На немецкой форме можно было носить не более шести наград. Награды были у немцев лаконичные, не цветные, за исключением немецкой звезды, которую в армии звали «яичницей» за присутствие желтого цвета. Обычно это был белый или черный металл. И, естественно, самыми престижными наградами были Железный крест и Рыцарский крест Железного креста, которые доставались очень и очень немногим.


Вручение Железного креста Ханне Райч, 1941 год

Что касается СС, то там разработкой стилистики формы и многого другого лично занимался рейхсфюрер Генрих Гиммлер, который был очень заинтересован в германском эпосе. И все, что имело к этому какое бы то ни было отношение, он стремился привнести в разработку и создание формы и символики войск СС.

Если говорить о войсках СС, то обычно ассоциативный ряд рисует людей в черной форме. Но на самом деле черная форма у них далеко не у всех была ежедневной, и полевые части СС носили точно такую же серую форму или камуфляжную как и все остальные войсковые части Германии.

Наверное, стандартный стереотип восприятия — это присутствие черепа с костями на форме эсэсовцев. На самом деле история черепа с костями ничего общего с запугиванием и устрашением противника не имеет. Это очень древний германский знак, который означал готовность к самопожертвованию, готовность принести себя в жертву во имя Родины. Этот символ существовал еще во времена Фридриха Прусского, и когда его хоронили, гроб накрыли черным полотном, по углам которого был вышит череп с двумя костями, причем у черепа не было нижней челюсти. Считалось, что это был тот самый череп, который был на Голгофе, череп Адама, который лежал в основании креста, на котором был распят Иисус Христос.

Этот символ был очень распространен в Германии и в Первую мировую войну. Солдаты и офицеры заказывали себе кольца с изображением этого черепа. Естественно, когда пошла борьба за политическую власть, все, что может работать на эту власть, адаптировалось ею, и Гитлер со своим окружением решил использовать этот символ также в свою пользу. Некоторые изменения во внешний вид черепа с костями внес Гиммлер. Поскольку он окончил все-таки сельскохозяйственное учебное заведение, то обратил внимание, что форма черепа не совсем правильная — нет нижней челюсти, и велел доработать символ в соответствии с анатомическими параметрами. Именно такой, анатомически правильный череп и появился как символ войск СС и, в первую очередь, дивизии «Мертвая голова», которая весьма и весьма активно действовала на всех фронтах в годы Второй мировой войны.

Во 2МВ символ черепа активно использовался дивизией СС «Тотенкопф»


Надо сказать, что начало боевых действий на Восточном фронте внесло в жизнь германской армии свои суровые коррективы. Естественно, у немецких солдат и офицеров были шинели. Однако немцы изначально не собирались воевать зимой, и шинель у них была, скорее, демисезонная и на прохладную погоду, но никак не на 30-ти и 40-градусные морозы, с которыми им пришлось столкнуться во время боевых действий зимой 1941/42 года. Соответственно, это поставило перед немецкими разработчиками формы задачу сделать одежду теплой. И такая форма появилась в 1942 году. Это была двусторонняя куртка, с одной стороны белая, с другой — серая либо в защитном камуфляже (он был или в виде битого стекла, или в виде разводов на воде), у которой выворачивались карманы, которая была прилично утеплена и которую можно было надеть на все. Это была, наверное, первая бесформенная форма, которая абсолютно не сковывала движений и позволяла достаточно удобно работать при любых погодных условиях, в том числе даже на снегу.


Дивизия «Мертвая голова» продвигается вперед. Северные районы СССР, 1941 год

Отдельная разработка формы была проведена для Африки. Один из командиров в составе Африканского корпуса Роммеля в своих мемуарах пишет, что первые впечатления от формы, которую они получили для войны в пустыне, были достаточно ошеломляющими, потому что и шорты, и френч были толстые. В дневное время, когда температура доходила до сорока и более градусов, это казалось нелепым, было очень жарко. Но перепады температур в пустыне были столь велики, что к ночи эта форма оказывалась как нельзя более подходящей.

Получается, что форма не только определяет внешний вид, не только воздействует на психологию противника и психологию тех, кто носит эту форму, но еще и исполняет огромное количество функций.

В отличие от СС на пряжках солдат люфтваффе никаких девизов не было


Несколько слов о свастике как символе Третьего рейха. Итак, свастика — это очень древний символ. Когда шла разработка нацистской символики, у НСДАП все так или иначе крутилось вокруг креста той или иной формы: все-таки крест был стандартным германским символом на протяжении многих столетий, начиная с тех же тевтонских рыцарей.

Вообще-то, свастика — это тибетский, буддистский и индуистский символ, которому много-много тысяч лет, который символизировал собой движение солнца. И если вы побываете в Индии, то увидите свастики всех сортов и мастей, нарисованные на чем угодно: на жилищах, на машинах, на прилавках…

Соответственно, жесткая форма свастики, видимо, очень импонировала Гитлеру и Гиммлеру. Она была очень лаконична. А если вспомнить, что знамена нацистов были красные с белым кругом, где посередине размещалась свастика, и знамена немецких коммунистов — красные с белым кругом, где размещался черный серп и молот, то на большом расстоянии все это воспринималось единообразно, и в начале борьбы за влияние на общество все это выглядело как вариации на одну и ту же тему. Так или иначе, свастика в Германии прижилась, но она являлась не национальным символом, а политическим. Она не являлась символом вермахта. И, более того, если вспомнить конфликт командира ягдгешвадера-77 Гордона Голлоба с Герингом, который обвинил его в трусости и недостаточной эффективности действий, то Голлоб просто-напросто распорядился закрасить на «мессершмиттах» своей дивизии свастику. Так они всю войну без свастики на хвостах и пролетали. Ну, в общем, таких прецедентов было достаточно много.


Эрвин Роммель во время боевых действий в Африке

Пару слов о том, как выглядела немецкая пехота. Как упоминалось выше, у рядовых и офицеров было порядка десяти разновидностей формы, которую они носили. В основном эта форма была серого, как у нас принято говорить, мышиного цвета. Возникает вопрос: почему немцы избрали именно серый цвет? Но на самом деле в условиях боя, когда поднимается пыль, грязь и прочее, все становится серым. Можно почитать Ремарка или кого-то еще из тех, кто писал о войне: пыль, пыль и грязь. Соответственно, серый цвет наиболее адаптивен, наиболее незаметен.

Надо сказать, что на первом этапе войны немцы красили самолеты по схеме: светло-зеленый и темно-зеленый сверху, бледно-голубой снизу. Но, начиная с 1942 года, они стали красить самолеты и истребители в серый и темно-серый цвета, сизые такие, оттенок крыльев голубя. Почему? Потому что на небольшом удалении этот самолет уже скрадывался, размывался. Серый — он достаточно безлик, как писали Стругацкие, «серые начинают и выигрывают». И, действительно, как элемент камуфляжа он был эффективен. Наша авиация тоже, начиная с 1943 года, адаптировала серые цвета для большей скрытности.

Символы Германии, которые существуют на сегодняшний день - это не просто изображения, это логотипы, которые представляют собой целое государство. И в каждом из них кроется своя история.

Немецкий триколор

В каждой стране есть Гимн, Герб и Флаг. Это три атрибута, без которых не может обойтись ни одно государство. Германия - не исключение. Каждый символ из перечисленных прошёл немалый путь и может многое о себе рассказать.

Немецкий орёл сильно похож с римским. Точнее, это его модификация, если можно так сказать. В далёком 800 году Карл Великий приказал восстановить фундаментальный символ могучей птицы и после этого провозгласил орла эмблемой своего государства. Однако изображением-талисманом немецкой столицы является, как ни странно, медведь. Это животное - символ Германии. Причем в качестве герба он был принят в Берлине в XIII веке. Медведь является символом силы и предусмотрительности.

Дубовые листья

Многие слышали про орла, однако не всем известен ещё один символ Германии. Дубовый лист - именно о нём идёт речь. В Германии дуб издавна считался “немецким” деревом. На это есть несколько весомых причин. Одна из них кроется в том, что прочная древесина и листья с ярко выраженными линиями ещё с далёких времён существования германцев стали полноправными символами стойкости, мужества и бессмертия.

Спустя некоторое время дуб приобрёл ещё одно значение, став символом верности. После 1871-го года, когда была создана Германская империя, стали довольно популярными. Они очень быстро распространились. Практически везде: на монетах, орденах и даже памятниках можно было видеть этот национальный символ Германии, который благополучно заменил устаревший лавровый лист.

Земли Германии

Все знают, что эта страна поделена на федеральные земли, которых всего 16. Самой крупной является Бавария, а самой маленькой - Саар. Каждая из земель имеет свой флаг и свой герб. И, надо сказать, они отличаются намного более сложными изображениями, чем государственные символы Германии. Хотя некоторые флаги и гербы земель известны каждому.

Например, флаг Баварии - белые и голубые ромбы, идущие в ряд. Ведь именно такая эмблема красуется на автомобилях BMW. Герб федеральной земли Бавария - это два льва, которые держат четырёхчастный щит. Внутри него, кстати, красуется ещё один небольшой щиток.

Хочется отметить, что практически на половине гербов немецких земель изображены животные. Например, на эмблеме земли Баден-Вюртемберг изображено три грифона, Берлин символизирует медведь, Бранденбург - орёл, Эссен - лев, а Нидерзаксен - конь. На остальных гербах красуются здания, архитектура и другие интересные изображения. Бремен можно узнать по красной эмблеме с серебряным ключом, Гамбург - замок с тремя башнями, а Северный-Рейн Вестфалия - это река и конь.

Каждый народ имеет свою собственную символику, которая отражает традиции и характер нации, который долгое время формировался в ходе её богатой истории. Так и изображения, красующиеся на сегодняшний день на гербах земель, берут своё начало в очень глубокой древности, и имеют непосредственное отношение к истории германского народа.

Цветочный символ

Говоря про национальные символы Германии, хотелось бы отдельным вниманием отметить такой малоизвестный, как василёк. Все знают, что у каждой страны есть “своё” растение. В Германии таковым является василёк - нежный и невероятной красивый цветок, растущий в полях. Он считается символом счастливого предзнаменования. Интересно то, что во временя правления Вильгельма Первого этот цветок был символом владычества. Тогда у василька появилось даже второе название - “цветок императора”. Таким образом, “растительными” символами Германии является даже несколько представителей - это василёк и дуб, о котором уже говорилось выше.

Гимн Германии

И, наконец, несколько слов о национальном гимне страны. Ведь, как уже было сказано, символы Германии - это не только флаги и гербы. Это ещё и гимн. Это устный символ страны, который словами способен передать то, что наиболее полно характеризует как государство, так и народ, живущий в нём. Авторство “Песни немцев” принадлежит Йозефу Гайдну, композитору, и поэту Гоффманну фон Фаллерслебена. В дословном переводе название гимна означает “Германия - превыше всего”. В песне чувствуется патриотизм народа, их любовь к своей стране, традициям и всему, что связано с их Родиной. Возможно, именно на этой любви и держится это могучее и сильное государство.

Орел - одна из наиболее распространенных фигур, изображающихся на гербах. Эта гордая и сильная царь-птица символизирует не только власть и господство, но также мужество, храбрость и проницательность. В XX веке орла в качестве эмблемы избрала нацистская Германия. Подробнее об имперском орле 3 рейха читайте ниже в статье.

Орел в геральдике

Для символов в геральдике существует определенная, исторически сложившаяся классификация. Все символы подразделяются на геральдические и негеральдические фигуры. Если первые, скорее, показывают, как различные цветовые области делят само поле гербового щита и имеют абстрактное значение (крест, кайма или пояс), то вторые изображают образы предметов или существ, выдуманных или вполне реальных. Орел относится к естественным негеральдическим фигурам, считается, что он второй по распространенности в этой категории после льва.

Как символ верховной власти орел известен еще со времен Античности. Древние греки и римляне отождествляли его с верховными богами - Зевсом и Юпитером. Это олицетворение активной солярной энергии, мощи и нерушимости. Часто он становился персонификацией небесного бога: если уж небожитель перевоплощался в птицу, то только в такую величественную, как орел. Орел также символизирует победу духа над земной природой: воспарение к небесам - это ни что иное, как постоянное развитие и вознесение над собственными слабостями.

Орел в символике Германии

Для исторической Германии король птиц служил геральдическим символом довольно давно. Орел 3 рейха - лишь одно из его воплощений. Началом этой истории можно считать основание Священной Римской империи в 962 году. Двуглавый орел стал гербом этого государства в XV веке, а прежде принадлежал одному из его правителей - императору Генриху IV. С этого момента орел неизменно присутствует на гербе Германии.

В период монархии над орлом располагалась корона как символ имперской власти, в период республики - исчезала. Прототипом современного является геральдический орел Веймарской республики, принятый в качестве государственного символа в 1926 году, а затем восстановленный в послевоенное время - в 1950 году. Во времена же прихода к власти нацистов было создано новое изображение орла.

Орел 3 рейха

После прихода к власти нацисты использовали герб Веймарской республики до 1935 года. В 1935 году Адольф Гитлер сам учредил новый герб в виде черного орла с распростертыми крыльями. Этот орел держит в лапах венок из дубовых веток. В центр венка вписана свастика - символ, позаимствованный нацистами из восточной культуры. Орел, смотрящий вправо, использовался в качестве государственной символики и назывался государственным или имперским - Райхсадлер. Орел, смотрящий влево, остался в качестве символа партии под названием Партайадлер - партийный орел.

Отличительные черты нацистской символики - четкость, прямые линии, острые углы, что придает символам грозный, даже зловещий вид. Эта бескомпромиссная острота углов отразилась на любом творении культуры времен Третьего рейха. Подобная мрачная величественность присутствовала и в монументальных архитектурных строениях, и даже в музыкальных произведениях.

Символика свастики

Прошло уже больше 75 лет с момента разгрома нацистской Германии, а ее главный символ - свастика - до сих пор вызывает множество нареканий в обществе. Но свастика - это гораздо более древний символ, нацистами только позаимствованный. Он встречается в символике многих древних культур и символизирует солнцеворот - ход светила по небу. У самого слова «свастика» индийское происхождение: на санскрите оно означает «благополучие». В западной же культуре этот символ был известен под другими названиями - гаммадион, тетраскелион, филфот. Сами же нацисты называли этот символ «хакенкройц» - крест с крюками.

По словам Гитлера, свастика выбрана в качестве символа непрерывной борьбы арийской расы за господство. Знак был развернут на 45 градусов и помещен в белый круг на фоне красного полотнища - так выглядел флаг нацистской Германии. Выбор свастики был весьма удачным стратегическим решением. Этот символ очень эффектный и запоминающийся, а тот, кто первый раз знакомится с его необычной формой, неосознанно испытывает желание попытаться нарисовать этот знак.

С той поры для древнего знака свастики настала пора забвения. Если ранее весь мир не гнушался использовать прямоугольную спираль в качестве символа благополучия - от рекламы "Кока-Колы" до поздравительных открыток, то во второй половине ХХ века свастика была надолго изгнана из западной культуры. И только сейчас, с развитием межкультурной коммуникации, истинное значение свастики начинает возрождаться.

Символика дубового венка

Кроме свастики на гербе Вермахта присутствовал и другой символ. В лапах орел 3 рейха держит Этот образ значит для германского народа гораздо больше, чем свастика. Дуб издавна считался важным для немцев деревом: подобно лавровому венку в Риме, дубовые ветви стали знаком власти и победы.

Изображение дубовых веток было призвано наделять владельца герба мощью и стойкостью этого царственного дерева. Для Третьего рейха оно стало одним из символов верности и национального единства. Символика листьев использовалась в деталях униформы и орденов.

Татуировка с нацистским орлом

Представители радикальных меньшинств склонны доводить степень своей преданности группе до предела. Нацистская символика часто становится деталью татуировок, в том числе и орел 3 рейха. Обозначение наколки лежит на поверхности. Для того чтобы решиться увековечить фашистского орла на своем теле, нужно абсолютно разделять и соглашаться с взглядами национал-социалистов. Чаще всего орла наносят на спину, тогда контуры крыльев ложатся четко на плечи. Встречаются также подобные татуировки и на других частях тела, например на бицепсе или даже на сердце.

После войны: поверженный орел

В нескольких музеях мира поверженный бронзовый орел 3 рейха демонстрируется в качестве военного трофея. Во время взятия Берлина войска союзников активно уничтожали всяческую нацистскую символику. Скульптурные изображения орла, свастики и других значимых образов сбивали со зданий, особо не церемонясь. В Москве подобный орел демонстрируется в (бывшее название - Центральный музей Красной Армии) и в Музее Пограничной службы ФСБ. На фото ниже - подобный бронзовый орел в экспозиции Имперского военного музея в Лондоне.

Орел Вермахта без свастики

Сегодня орел Вермахта все еще ассоциируется с нацистской символикой. Характерный силуэт и контур позволяет опознать в любом, казалось бы, нейтральном изображении птицы орла Третьего рейха и без свастики. Например, в городе Орле в декабре 2016 года разразился скандал из-за того, что в декоре новых скамеек разглядели нацистский символ. Впрочем, местная пресса отмечает, что подобные дискуссии относительно похожести/непохожести и ассоциаций с фашистами возникают практически вокруг каждого нового изображения орла не только в одноименном городе, но и вообще во всей стране. Вспомните, например, символ Спецсвязи - орла с распростертыми крыльями утвердили еще в 1999 году. При сравнении его с предметом нашей статьи можно заметить, что логотип действительно напоминает орла 3 рейха на фото.

Кроме той части населения, что воспринимает любой намек на фашистскую символику в логотипе как личное оскорбление, существует также и категория людей, которая относится к этому с юмором. Частое развлечение дизайнеров - вырезать свастику из изображения герба с орлом для того, чтобы туда можно было вставить все, что угодно. Более того, встречаются даже карикатуры, где вместо орла может быть любой другой персонаж с крыльями. По той же причине популярен орел 3 рейха без фона, нарисованный в векторном формате. В таком случае его гораздо легче "вытянуть" из первоначального документа и добавить на любое другое изображение.