Оформление логопедического кабинета в доу. Оборудование логопедического кабинета

Для логопедического пункта выделяется отдельный кабинет, отвечающий санитарно-гигиеническим нормам.

На двери кабинета необходимо повесить табличку с расписанием работы логопеда, его фамилией, именем и отчеством.

Логопедический кабинет должен быть эстетично оформлен, украшен комнатными растениями. Не рекомендуется вешать на стены картины, эстампы, рисунки и таблицы, не связанные с коррекционным процессом, так как они отвлекают внимание учеников во время занятий и создают ненужную пестроту обстановки.

Зоны логопедического кабинета

1. Зона индивидуальной работы. Предназначена для проведения индивидуальных логопедических занятий. Оборудование: полка, стулья, настенное зеркало для индивидуальной работы над звукопроизношением.

2. Зона групповой работы. Предназначена для проведения групповых занятий с учащимися. Оборудование: парты, стулья ученические, классная доска, индивидуальные зеркала.

3. Зона учебно-методического и учебно-дидактического материала. Предназначена для размещения учебно-методической литературы, наглядно-иллюстративного материала, игр. Оборудование: шкаф для пособий.

4. Рабочее место учителя-логопеда. Предназначено для организации работы педагога. Оборудование: письменный стол, стул, компьютер, принтер

В логопедическом кабинете должно находиться следующее оборудование:

1. Парты по количеству занимающихся учеников. Подставки для карандашей и ручек.

2. Классная доска, расположенная на высоте, соответствующей росту учеников начальной школы. Часть доски желательно разлиновать как тетрадь для письма учащихся 1-го класса, для того чтобы демонстрировать правильное написание букв, соединений и упражнять детей в каллиграфии.

3. Шкафы в достаточном количестве для наглядных пособий, учебного материала и методической литературы.

4. Настенное зеркало 50X100 см для индивидуальной работы над звукопроизношением, которое желательно повесить возле окна. Если нет такой возможности, то его можно повесить на любой другой стене, но со специальным освещением.

5. Зеркала 9 X12 см по количеству учеников, занимающихся коррекцией звукопроизношения.

6. Стол возле настенного зеркала с местным освещением для индивидуальной работы с учениками, несколько стульев - для детей и учителя-логопеда.

7. Набор логопедических зондов, этиловый спирт для обработки зондов, вата, бинт.

8. Фланелеграф, наборное полотно, набор картин.

9. Фильмоскоп с набором диафильмов и диапозитивов по развитию речи для детских садов и начальных классов школы по родному языку и предмету «Ознакомление с окружающим миром», развитию математических представлений.

10. Экран для демонстрации диафильмов и диапозитивов, расположенный в свернутом виде над доской.

11. Настенная касса букв.

12. Настенная слоговая таблица.

13. Индивидуальные кассы букв и слогов для каждого ученика, схемы представлений, звуковые и слоговые схемы слов.

14. Стандартная таблица прописных и заглавных букв, прикрепленная над доской.

15. Наглядный материал, используемый при обследовании устной и письменной речи учащихся, размещенный в отдельном ящике или конвертах, расположенный по лексическим темам и фонетическим группам.

16. Наглядно-иллюстративный материал по развитию речи, систематизированный по темам.

17. Учебные пособия в виде карточек-символов (например, с графическим изображением звуков, слов, предложений), карточек с индивидуальными заданиями, альбомов для работы над звукопроизношением.

18. Различные речевые игры, лото.

19. Наборы цветных шариковых ручек (синего, зеленого и красного цветов) для каждого ребенка.

20. Методическая и учебная литература.

21. Полотенце, мыло и бумажные салфетки.

Немалое количество детей страдают проблемами с речью, что связывают с постоянным просмотром мультфильмов и компьютерными играми вместо общения с родителями и друзьями, чтения и пересказывания сказок. Для исправления детских речевых отклонений в детских садах и школах работают логопеды. Однако часто этого недостаточно, поэтому родители в поисках решения этой проблемы обращаются в частные специализированные центры и логопедические кабинеты. Талантливый и квалифицированный логопед имеет все шансы открыть свой такой кабинет и зарабатывать деньги частным образом. Бизнес-план логопедического кабинета поможет организовать свой бизнес, а наш пример опишет основные моменты и финансовые показатели, которые нужны для расчета рентабельности вложений.

Резюме проекта

Актуальность логопедического кабинета будет выше в крупном городе, поэтому расчеты ведутся с ориентиром на данную геолокацию. Для начала нам необходимо проанализировать аудиторию, провести мониторинг конкурентов и сформировать свое предложение с учетом их слабых сторон. Наш логопедический кабинет будет работать ежедневно: в будни с 13:00 до 19:00, в выходные дни с 10:00 до 19:00. Длительность урока составит 45 минут.

Целевая аудитория:

  • Дети с 5 до 10 лет (70%).
  • Дети с 11 до 13 лет (25%).
  • Взрослые, нуждающиеся в исправлении речи, например после инсульта (5%).

Наши конкуренты:

  • Центры развития.
  • Аналогичные логопедические кабинеты.
  • Логопеды на дому.
  • Логопеды в образовательных учреждениях.

Мы будет арендовать небольшое помещение в крупном спальном районе города, вблизи детских садов и школ, обязательно с хорошей транспортной развязкой. Наш кабинет будет находиться на 1-м или 2-м этаже здания.

Риски бизнеса

Рисков немного: большая конкуренция и вероятность повышения арендной платы.

С конкуренцией можно бороться высоким уровнем педагогического образования, хорошей рекламой, живыми отзывами, красивым дизайном логопедического кабинета и приемлемыми ценами. Кроме того, важно не открыть логопедический кабинет по соседству с заведением, где уже оказываются подобные услуги.

Чтобы в один прекрасный момент арендная плата не повысилась до невероятных размеров, необходимо подписать договор на долгий срок с арендодателем. Мы будет подписывать минимум на 1 год аренды, оплачивая при этом сразу 2 месяца вперед.

Чтобы спланировать затраты, мы составляем бизнес-план логопедического кабинета с расчетами, где учитываем стартовые и ежемесячные вложения, просчитываем рентабельность и перспективность бизнеса.

Регистрация

Для открытия логопедического кабинета необходимо пройти регистрацию в налоговых органах. Мы выбираем форму регистрации предпринимательской деятельности ИП, систему налогообложения УСН 15%. Указываем код ОКВЭД 93.5 «Предоставление прочих персональных услуг», что позволяет нам предлагать логопедические услуги.

Также необходимо заключить договор аренды для своего логопедического кабинета, получить разрешение от пожарной инспекции на соответствие требованиям противопожарной безопасности помещения и разрешение от СЭС.

Поиск помещения

Мы будем арендовать помещение на 1-м этаже в крупном спальном районе большого города. Недалеко есть школа, детский сад, музыкальная школа и хорошая транспортная развязка.

Для логопедического кабинета понадобится помещение общей площадью не менее 35 кв. м. Там будет общий зал для занятий с детьми, приемная, где родители будут ожидать ребенка, и санузел. Зал для занятий займет около 20 кв. м. 10 кв. м необходимо для приемной, 5 кв. м – для санузла. Такое помещение будет стоить около 30 тыс. рублей в месяц.

В помещении мы сделаем хороший косметический ремонт, обставим его мебелью, необходимым количеством зеркал, оборудуем зал для занятий, приемную и санузел с новой сантехникой. На косметический ремонт мы выделим 100 000 тыс. рублей. Ремонт будем делать самостоятельно. По той причине, что делается ремонт и вкладываются немалые средства, мы заключаем договор аренды на 1 год с правом выкупа помещения. Мы оплачиваем сразу 2 месяца аренды помещения.

Оплата коммунальных платежей и телекоммуникаций будет в районе 5 тыс. рублей.

При выборе помещения для логопедического кабинета мы обращаем внимание на этажность, состояние дома снаружи, исправность канализации, электропроводки, вентиляции, наличие документов.

Установка мебели и оборудования

Для нашего логопедического кабинета понадобятся мебель, материалы, оборудование в санузел и немного электроники. Кроме столов, стульев и стеллажей понадобится создать и игровой уголок для детей, ведь ученики в основном – это детки с 5 лет, а им нужна перемена. Подробная смета по количеству и затратам в таблице:

Наименование Цена, руб. Количество Сумма, руб.
Стол и стул для ребенка 5 000 4 20 000
Стол и стул для логопеда 3 000 1 3 000
Стеллаж для книг 3 000 1 3 000
Шкаф 3000 1 3 000
Зеркало большое 3 000 1 3 000
Набор зеркал 5 шт. маленьких 1 000 1 1 000
Пуфик 2 000 2 2 000
Осветительные приборы 5 000 5 000
Учебные материалы (книги, журналы, инструменты) 20 000 20 000
Ноутбук 30 000 1 30 000
Канцелярия 3 000 3000
Цветы в горшках 3 000 3000
Игрушки для детей 1000 1000
Диван в приемную 15 000 15 000
Журнальный столик 3 000 3 000
Телевизор маленький в приемную (б/у) 15 000 15 000
Электрочайник 2 000 2 000
МФУ 10 000
Сигнализация 3 000
Итого 145 000

Возможно, потом надо будет подкупить декор в зал для занятий, дополнительную литературу и обучающих материалов, еще немного игрушек, а также коврик в зону игр.

Персонал

Для логопедического кабинета практически не нужны работники. В приоритете хороший логопед – сам собственник кабинета. При большом спросе можно пригласить еще одного логопеда в помощь. Кроме того, нужны администратор, который будет встречать учеников и их родителей, проводить консультации по телефону, следить за порядком в приемной и остальных помещениях логопедического кабинета.

Сотрудник З/п
Педагог на совмещение 10 000
Администратор 20 000
Итого 30 000

Маркетинг и реклама

Прежде чем открывать логопедический кабинет, необходимо провести анализ конкурентов и изучить аудиторию. Сформировать график работы и ценовую политику. Чтобы привлечь как можно больше учеников, логопед может использовать классические инструменты рекламы.

Подробнее в таблице:

Кроме того, привлекать учеников можно акциями и выгодными предложениями. Будут использоваться бесплатная консультация или скидка 50% на первый урок. В перспективе можно создать лендинг с реальными отзывами благодарных клиентов, фотографиями и полезными материалами.

Ежемесячно логопед должен тратить деньги на поддержание имиджа и привлечение новых учеников – около 20 тыс. рублей (таргетинг в социальных сетях, флаеры, плакаты).

Расходы и доходы

В этом пункте мы сформируем таблицы по стартовым и ежемесячным расходам, просчитаем ориентировочную прибыль с активного 3-го месяца работы, определим налог на прибыль, высчитаем рентабельность ежемесячных вложений и срок окупаемости стартовых инвестиций.

Стартовые расходы

На запуск бизнеса планируется выделить 865 000 рублей.

Ежемесячные расходы

Доходы

Стоимость зависит от возраста ученика и частоты его посещения логопедического кабинета. Цена 1 урока с логопедом составит:

  • Для ребенка – 1 300 рублей.
  • Для взрослого – 1 500 рублей.
  • Групповые занятия с детьми до 5 человек – 5 000 рублей занятие.
  • Выезд на дом + 200 рублей к тарифу.
  • Абонемент на месяц (8 занятий) – 8 000 для детей.
  • Абонемент для группы детей до 5 человек – 30 тыс. рублей.
  • Абонемент для взрослого – 9 600 рублей.

Первый месяц нам нужен для активной рекламной кампании, проведения акционных занятия и бесплатных консультаций. Цель – привлечь внимание максимального объема целевой аудитории. Как только начнет работать реклама и появится эффект «сарафанного радио», мы ожидаем 50% заполненности рабочего графика логопеда. Примерный график и ориентировочная выручка с услуг в таблице:

День недели / Время 10.00-11.00 11.00-12.00 13.00-14.00 14.00-15.00 15.00-16.00 16.00-17.00 18.00-19.00
Вторник Групповые занятия детские
Среда _ Индивидуальное занятие детское Групповые занятия детские Индивидуальное занятие детское
Четверг Индивидуальное занятие детское Индивидуальное занятие со взрослым
Пятница Детское индивидуальное занятие по абонементу Групповые занятия детские (по абонементу) Групповые занятия детские Индивидуальное занятие со взрослым
Суббота Индивидуальное занятие детское Индивидуальное занятие детское Индивидуальное занятие детское Индивидуальное занятие со взрослым
Воскресенье Индивидуальное занятие детское Индивидуальное занятие детское Индивидуальное занятие детское Занятия по абонементу группы детей Индивидуальное занятие со взрослым

Подсчитаем количество занятий в месяц и ожидаемую прибыль:

Наименование Цена, руб. Количество Сумма, руб.
Групповые занятия детские 5 000 12 60 000
Индивидуальное занятие детское 1 300 40 52 000
Индивидуальное занятие со взрослым 1 500 5 7 500
Абонемент детский 9 500 2 19 000
Групповые занятия детей по абонементу 30 000 2 60 000
Итого 146 500

Для увеличения прибыльности рассматривается вариант зонирования основного зала для занятий на 2 части, где смогут работать оба логопеда одновременно.

Подсчитаем показатели рентабельности логопедического кабинета.

Подсчитаем разницу между доходами и расходами для расчета налога:

146 500 – 85 000 = 61 500.

Рассчитываем налоговую выплату:

61 500 х 0,15 = 9 225 рублей.

Таким образом, чистая прибыль составит:

61 500 – 9 225 = 52 275 рублей в месяц.

Подсчитаем рентабельность:

(52 275 / 85 000) х 100 = 61,5%.

Показатель рентабельности логопедического кабинета достаточно на хорошем уровне. При 50% наполненности графика к 6 месяцам в планах увеличить рентабельность до 100%.

Теперь посчитаем период окупаемости стартовых инвестиций:

370 000 /52 275 = 7,07 месяца.

В итоге

Частный логопедический кабинет – достаточно прибыльный бизнес. Однако очень важно, чтобы сам логопед-предприниматель имел необходимые сертификаты для подтверждения своей квалификации и активно занимался саморазвитием, использовал новые техники развития речи и привлекал не менее квалифицированного логопеда в помощь.

Доходность от этого бизнеса будет высока, как только график будет заполнен на 100%. Кроме того, рабочий график можно увеличить, как и помещения для занятий, чтобы вести одновременно несколько рабочих групп с разными логопедами. Как только спрос на услуги превысит возможности графика, можно будет увеличить арендуемую площадь или открыть логопедический центр с несколькими залами для занятий.

В таком случае у нас будут отдельные логопеды для индивидуальных занятий с детьми, для групповых занятий и для занятий со взрослыми.

Лариса Боглачева

Подготовила : учитель-логопед МБДОУ № 11 г . Донецка

Боглачева Лариса Леонидовна

Здравствуйте, уважаемы коллеги не так давно я вступила в ваши ряды.

Первой трудностью, с которой я столкнулась, это была подготовка и организация логопедического кабинета для работы по назначению.

Перечитав большое количество специализированной литературы, статей, советов других специалистов, которые делятся своим опытом, я сделала свои выводы и приступила к работе.

Основным назначение логопедического кабинета в ДОУ как мы знаем , является коррекция речевых нарушений речи у детей.

Во-первых, логопедический кабинет должен быть оснащен :

логопедическим зеркалом (50*100 см) ;

Индивидуальным зеркалом для работы с детьми;

логопедическими зондами и шпателями , спиртом медицинским, ватой

стерильной, чистым полотенце;

Рабочим местом учителя-логопеда для работы с документацией и

проведения индивидуальных консультаций родителей;

Столами и детскими стульями (5-6 шт) для детей, которые можно

регулировать в зависимости от роста ребенка;

шкафы, стеллажи для хранения развивающих игр, пособий для развития мелкой моторики, дыхания, психических функций, для хранения методической и наглядно-дидактической литературы;

Настенными часами;

Магнитной доской.

Во-вторых любой логопедический кабинет , визуально нужно поделить на основные зоны :

1. артикуляционная зона : большое настенное зеркало,

индивидуальное зеркало, фотоальбомы, плакаты с артикуляционной гимнастикой, инструментарий для постановки звука;

2. зона дыхания : содержит материалы, игры, упражнения для

развитие речевого дыхания;


3. зона фонального восприятия (интонационная) : игрушки,

музыкальные инструменты, картинки с эмоциями;


4. зона развития общей моторики : пособия, игры, игрушки,

природный материал, пальчиковые игры на развитие тонкой моторики работы рук;

5. методическая зона : планы, конспекты, библиотека

методической литературы;


6. зоны развития грамматики и лексики : наглядно-

дидактические пособия и игрушки; предметные, сюжетные и

серии наглядных картинок для развития связной речи; картотеки (скороговорки, чистоговорки, потешки, загадки, пальчиковые игры, словесные игры и упражнения); герои кукольного и настольного театра; настенная азбука, фишки, магнитная касса букв и слогов ;


И еще одной зоной 7-ой, можно добавить мотивационную зону : в нее входят предметы для поощрения - символы (медальки, наклейки или что-то другое) за хорошую работу и успехи ребенка.

В кабинете учителя - логопеда должно быть чисто , уютно, комфортно. Созданная вами среда, позволяет развивать психические функции ребенка (память, мышление, восприятие, внимание, формировать представления об окружающем мире.

Логопедический кабинет в детском саду , не должен быть офисным и академическим.

Весь материал (игры, игрушки, пособия, должны быть доступны для использования детьми по мере прохождения лексических тем и постоянно обновляться. У ребенка должно появится, желание и стремление идти в кабинет учителя- логопеда , ведь там интересно, необычно и скучать не придется!

Желаю Вам удачи, по созданию своего логопедического кабинета !

Публикации по теме:

Оформление и оснащение музыкального уголка в группах ДОУ «Оформление и оснащение музыкального уголка в группах ДОУ» 1. «Музыка в детском саду» В детском саду с целью приобщения ребенка к музыке,.

В предверии каждого нового года я стараюсь создать неповторимую сказочную атмосферу в логопедическом кабинете. Для этого разрабатываю вместе.

ОРГАНИЗАЦИЯ РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО КАБИНЕТА ДОУ (учитель-логопед Трашенкова Л. В.) Современные.

Цель: Эффективное развитие индивидуальности каждого ребенка, с учетом его склонностей, интересов и уровня развития. Задачи: Обогащать познавательный.

В настоящее время особую актуальность приобретает проблема развития речи детей, в этом особая роль принадлежит театру и театрализованной.

Паспорт логопедического кабинета Паспорт логопедического кабинета Учителя-логопеда Назаровой Елены Владимировны МБОУ «ОСОШ №1» СП «Детский сад «Ладушки» П. Октябрьский.

«Правильная речь открывает человеку новый мир»

Н. М. Карамзин

В одна тысяча девятьсот девяносто девятом году в городе Санкт-Петербурге я получила специальное образование (курсы логопеда). Это и определило мою дальнейшую судьбу.

Через год, вернувшись на родину в село Михайловское, я была приглашена в специальную (коррекционную) школу на должность учителя-логопеда.

Мне отвели рабочую площадь 9 м 2 в медицинском блоке (вместо 24 м 2 по санитарным нормам). В наследство «досталось» шикарное окно – 180 х 150 см.

Из всего логопедического оборудования приходилось довольствоваться партами, стульями, доской и зеркалами. Руки мыли в тазике.

Одна из стен кабинета, оклеенная фотообоями, была так привлекательна для детей, что на ней все время образовывались дыры.

Единственным достоинством помещения стал покрытый линолеумом пол.

Специфика школы такова: много детей, требующих моего внимания, но при этом помещение маленькое. Исходя из существующих условий, уделила внимание разработке методик по улучшению коррекционной, развивающей оздоровительной работы. Это дало свои положительные результаты. Я чувствовала, что они могли быть лучше. Но окружающая обстановка кабинета, его маленькая площадь, недостаток дизайна стала серьезным препятствием в логопедической работе.

Администрация школы, заинтересованная в результатах повышения качества знаний, умений и навыков, приняла решение расширить помещение и оснастить его оборудованием. И за три года мой рабочий кабинет преобразился до неузнаваемости.

Первое, что было сделано – увеличена площадь до 26 м 2 . Проведены штукатурно-малярные работы, в результате которых стены выкрашены в спокойные (кофе с молоком) тона. Вставлено большое пластиковое окно, через которое проходит много солнечного света. Картину дополняет белая штора с розовым узором, часы, вазы с цветами (фото 1).

Помещение хорошо освещено искусственным светом. Мягкий свет ламп зрительно расширяет пространство. Есть и локальный свет над зеркалом, около учебной доски (фото 2, 3).



Новая школьная мебель расположена в двух секциях. В первой секции проводятся групповые занятия, во второй – индивидуальные. Между ними имеется ширма зеленого цвета, разделяющая группы на занятиях (фото 4, 5).


Единое напольное покрытие светлого голубого цвета стирает границы между двумя условными зонами.

Детям приятно подойти к умывальнику, перед и после проведения занятий, взять в руки ароматическое мыло, расслабить их под освежающей струей воды. Ребенок успокаивается, освобождается от нервных перегрузок, достигается внутреннее спокойствие, душевное равновесие (фото 6).


Интерьер кабинета способствует настрою на выполнение учебной работы. Чтобы внимание педагога было максимально сконцентрировано, нет раздражающих деталей дизайна. Соответственно, имеется определенное цветовое покрытие, гармонично подобранное для хорошего настроения, самочувствия и несущее положительную энергию. Все продумано до самых мелких мелочей. Окружающая обстановка помогает осуществить задуманное дело.

На полу темно-зеленая ковровая дорожка – часто на занятиях служит лесной лужайкой (фото 7).


На одной из стен кабинета в одну строку наклеены высказывания выдающихся людей:

«Дивишься драгоценности нашего языка; что ни звук, то и подарок; все зернисто, как сам жемчуг…» .

«Усваивая родной язык, ребенок усваивает множество мыслей, чувств, образов, логику… Таков великий народный педагог – родное слово» .

«Что значит и что могут дать (эти) несколько часов правильной речи среди целых суток неправильного разговора!» .

«Образование не дает ростков в душе, если оно не проникает до глубины!» .

«Какая осторожность и нежность нужны, чтобы сорвав цветок, не уронить каплю» .

Эти высказывания создают в пространстве кабинета возвышенный, душевный настрой. Сложно ярче и точнее показать всю значимость работы логопеда, передать дух, царящий во время занятий (фото 8).


На боковой стороне рабочего стола логопеда создана логопедическая полянка. Из цветной бумаги изготовлены цветочки, зеленая трава, движущиеся гусеницы, летящие бабочки, птицы. От дуновения воздуха оживают лепестки, цветки или бабочки приходят в движение. С помощью логопедической полянки можно выполнять дыхательную гимнастику, можно заняться счетом фигурок (фото 9).

Или вот еще, на полочке стоит волшебный мешочек. Его наличие вполне обосновано: в нем могут находиться отгадки на предложенное задание.

Золотое правило логопедического кабинета (вывешено на дверях внутри помещения) – сотрудничество педагога и ученика.

Неслучайно он получил название «Золотая речь». «Золотая» потому, что ученику с речевыми дефектами нужна грамотная коррекционно-развивающая поддержка педагогов и родителей. Только тогда речь школьника от совместных усилий приобретет «золотую» речевую норму.

Для реализации задуманной идеи немаловажное значение в успешной логопедической работе имеет дизайн логопедического кабинета.

Каждый фрагмент кабинета выверен с изысканным эстетическим вкусом и несет рабочую нагрузку. И главная идея положительное влияние дизайна помещения на психологическую атмосферу занятий. Дизайн кабинета соответствует закону детства: «Учимся, играя!», и детям здесь интересно, они с удовольствием идут на занятия!

Коллеги дарят комплименты: «Ты обустроила свой класс, создала свой мир, в котором хочется работать, учить ребенка читать и писать…» Для меня же логопедический кабинет стал творческой мастерской.

Все пространство делится на двенадцать функциональных зон.

Первая зона – коррекции произношения. Настенное зеркало 110х30 см, мини-ширма зеленого цвета, ассоциирующаяся с весенним пробуждением природы; артикуляционные уклады, настраивающие на работу, а также большая мягкая игрушка – собака Малыш, помогающая в упражнениях с языком (фото 10, 11).



Вторая зона – для индивидуальной работы. Здесь располагается настенное зеркало прямоугольной формы размером 110х30 см. Вдоль зеркала наклеены слоговицы - 8 ярко-желтых квадратов 8х8 см, помогающие правильно проговаривать многосложные слова. Такое решение приносит ощущение солнечного света, радостного настроения (фото 12).

Третья зона – оздоровительно-развивающая:

«чудесный песочек» (песочная терапия). Песочница окрашена в голубой цвет (это вода) – «песок, окруженный водой». Цвет песка – желтый Он формирует нейтральный контрастный фон, на котором видны камни, раковины и миниатюрные фигурки. Это невербальная символическая игра, поддерживающая работу пальчиковой моторики (фото 13).

«бегущие огоньки» - офтальмотренажер - стимул усиления зрительного восприятия. С помощью такого тренажера ученики снимают напряжение с глаз после продолжительного выполнения задания. Свет, созданный несколькими потолочными точечными светильниками очень хорошо моделируется и создает каждый раз новое оформление интерьера (фото 14).


Четвертая зона – для работы по развитию речи. Действие разворачивается на лесной полянке, в качестве которой выступает ковровая дорожка. Таким образом, существующая «лесная полянка» оживает сказочными героями. Декоративное построение зоны совершенствует фрагмент кабинета (фото 15).


Пятая зона – образовательная, по освоению чтения и письма. Это пространство оборудовано многофункциональным местом. Сюда входит магнитная доска с комплектом цветных магнитов, указка, учебный материал, песочные часы, «Дружок» - метроном для формирования размеренного темпа и ритма чтения, четыре парты, школьные стулья. Здесь применяется ширма «Логопедический букварь», на которой вывешиваются слова для чтения в медленном, нормальном, быстром темпе. Это удобно при проведении занятий. Ширма в этом случае является объединяющим элементом интерьера, и в тоже время разделяющим на секции (фото 16).

Шестая зона – «и стены учат». На одной из стен вертикально натянуты цветные ленты для крепления демонстрационного и дидактического материала. Картинки крепятся с помощью прищепок и зажимов (фото 17).

Седьмая зона – «экзаменатор». Оборудование представляет собой настенную конструкцию с кармашками для предметных картинок со звуковым и световыми сигналами. «Экзаменатор» позволяет наглядно проверить знания, умения и навыки учеников (фото 18).


Восьмая зона – «Логопедическая дорожка». Она уютно расположилась на голубом фоне пола. Внешний вид варьируется в соответствии с необходимыми условиями. «Логопедическая дорожка» служит для динамичного речемоторного проговаривания текста (или стихотворения) (фото 19, 20).

Девятая зона ТСО (технических средств обучения): магнитофон, микрофон, телевизор, DVD , метроном, аудиотека (кассеты с записями детей и популярными песенками, сказками) (фото 21).


Десятая зона рабочая зона учителя-логопеда. Здесь в момент подготовки к урокам много всего: речевой материал, демонстрационные и раздаточные пособия, игрушки. На рабочем столе находится логопедическая документация.

Одиннадцатая зона – методического, дидактического и игрового сопровождения. Она располагается на полочках изящной этажерки, где находится справочная и учебная литература.

Двенадцатая зона – информационная для педагогов и родителей «Советы логопеда» расположена в коридоре, ведущем в кабинет. Содержит популярные сведения о коррекции и развитии речи (фото 22).


Для тринадцатой школы (в районе двенадцать действующих массовых школ) мне бы хотелось иметь тринадцатую действующую функциональную зону в кабинете, в которой находился бы современный компьютер или ноутбук для использования в обучающем процессе компьютерных логопедических программ. Такие программы («Игры для Тигры») учат детей правильно и красиво говорить по картинкам; развивают физиологическое дыхание. Наберешь побольше воздуха, выдохнешь, и на экране «оживут» кораблики, поплывут от одного берега к другому. «Видимая речь-2», «Мир за твоим окном», «Дэльфа 142» применяются для коррекции устной и письменной речи и т. д.

Это будет хорошим дополнением к повышению качественных результатов по коррекции и развитию речи, личности ребенка.

Дизайн кабинета отвечает четырем необходимым условиям организации коррекционно-развивающего, оздоровительного процесса: практично, эстетично, многофункционально, оригинально.

Используя в работе реализованные решения (функциональные зоны), достигла эффективности в учебной и воспитательной работе [см. Приложение ] .

За последние три учебных года (с 2006 года по 2008 год) было выявлено 72 учащихся с нарушением речи. Из них было выпущено 36 учеников. Организация и проведение логопедических занятий дали положительные результаты в виде улучшения устной и письменной речи.


Литература

1. Гоголь Н. В. Предметы для лирического поэта в нынешнее время. – М.: ПСС., 1951. т. VIII , с. 279.

2. Пословицы и поговорки народов мира.

3. Словарь «История философии» под редакцией Грищанова Н. А. Издательство «Книжный дом», 2002.

4. Станиславский К. С., Ивлев С. А. Азбука актерской игры (система К. С. Станиславского)

5. Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям. Киев: Радянська школа, 1974.

6. Сухомлинский В. А., Коломинский Я. Л., Панько Е. А. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста: Книга для учителя. М.: Просвещение., 1988.

7. Ушинский К. Д. «Родное слово». Собр. соч.. М., Л., 1948. Т. 2. с. 574.

8. Януш Корчак. Право ребенка на уважение (аудиокнига). Формат: MP 3. 1 ч. 19 мин.

В процессе осуществления коррекционно-развивающей деятельности учитель-логопед решает типовые профессиональные задачи, предъявляемые к соответствующим видам деятельности.

Учебно-воспитательная деятельность:

— осуществление процесса обучения в соответствии с образовательной программой;

— планирование и проведение учебных занятий с учетом специфики тем и разделов программы и в соответствии с учебным планом;

— использование современных научно обоснованных и наиболее адекватных приемов, методов и средств обучения, в том числе технических средств, информационных и компьютерных технологий;

— применение современных средств оценивания результатов обучения;

— формирование духовных, нравственных ценностей и патриотических убеждений на основе индивидуального подхода;

— применение современных педагогических технологий.

Диагностико-аналитическая деятельность:

— проведение дифференциальной диагностики для определения типа нарушения;

— проведение психолого-педагогического обследования с целью определения уровня психического развития, его соответствия возрастным нормам.

Коррекционно-развивающая деятельность:

— осуществление коррекционного обучения детей с нарушениями речи;

— реализация личностно-ориентированного подхода к образованию, воспитанию и развитию детей с нарушениями речи;

— осуществление профилактики речевых нарушений.

Социально-педагогическая деятельность:

— планирование и проведение мероприятий по социальной профилактике в процессе обучения и воспитания;

— установление контакта с родителями воспитанников, оказание им помощи в семейном воспитании;

— оказание помощи в социализации детей.

Научно-методическая деятельность:

— выполнение научно-методической работы, участие в работе научно-методических объединений;

— анализ собственной деятельности с целью ее совершенствования и повышения своей квалификации.

Консультативная деятельность:

— консультирование родителей детей с отклонениями в речевом развитии, педагогов по проблемам обучения и развития;

— проведение психопрофилактической работы, направленной на создание благоприятного психологического климата в образовательном учреждении, семье.

Культурно-просветительская деятельность:

— формирование общей культуры воспитанников.

Организационно-управленческая деятельность:

рациональная организация образовательного и коррекционного процесса с целью укрепления и сохранения здоровья дошкольников;

— обеспечение охраны жизни и здоровья детей во время образовательного процесса;

— ведение необходимой документации, речевых карт;

— организация контроля за результатами обучения и воспитания;

— управление педагогическим коллективом в целях обеспечения реализации образовательных программ;

— выполнение правил и норм охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты.

Для реализации профессиональных задач и организации более эффективной работы с детьми дошкольного возраста по преодолению речевых нарушений учителю-логопеду необходимо специально оборудованное рабочее место – логопедический кабинет.

Логопедический кабинет предназначен для:

1. Проведения диагностического обследования речевого развития детей дошкольного возраста.
2. Проведения подгрупповых и индивидуальных занятий учителя-логопеда с детьми.

Задачи коррекционной работы:

1) Развитие общих произвольных движений. Совершенствование статической и динамической организации движений, скорости и плавности переключения с одного движения на другое.

2) Развитие тонких дифференцированных движение кисти и пальцев рук.

3) Формирование психологической базы речи. Развитие познавательных психических процессов: внимания, восприятия и памяти разной модальности, мышления, воображения.

4) Развитие речевого аппарата. Совершенствование статической и динамической организации движений артикуляционного, дыхательного и голосового отделов речевого аппарата, координации их работы.

5) Развитие мимической мускулатуры. Нормализация мышечного тонуса, формирование выразительной мимики.

6) Формирование правильного звукопроизношения. Постановка, автоматизация звуков, их дифференциация.

7) Развитие фонематических процессов. Обучение опознанию, различению, выделению звуков, слогов в речи, определению места, количества и последовательности звуков и слогов в слове.

8) Формирование слоговой структуры слова. Тренировка в произношении и анализе слов различной слоговой структуры.

9) Развитие и совершенствование лексико-грамматической стороны речи. Формирование умения понимать предложения, логико-грамматические конструкции разной степени сложности, уточнение, закрепление, расширение словаря по лексическим темам, активизация использования предложных конструкций, навыков словообразования, словоизменения, составления предложений и рассказов.

10) Подготовка к обучению грамоте. Формирование умения устанавливать связь между звуком и буквой, навыков звукобуквенного анализа, слитного чтения с пониманием смысла прочитанного.

3. Консультативной работы учителя-логопеда с родителями (беседы, показ приемов индивидуальной коррекционной работы с ребенком).
4. Консультативной работы учителя-логопеда с педагогами.

Оборудование логопедического кабинета

1. Оснащение кабинета:

Зеркало настенное (50 100 см) с лампой дополнительного освещения;

Зеркала для индивидуальной работы (6 шт.);

Ковер напольный;

Шкафы для хранения пособий;

Столы для детей;

Стулья детские;

Стол, стулья для работы логопеда с документацией.

2. Учебно-методические пособия:

а) для коррекционной логопедической работы:

по звукопроизношению (речевые профили звуков, карточки с изображением символов звуков, картинный материал для автоматизации поставленных звуков, рабочие тетради для закрепления звуков, речевое домино, логопедическое лото, речевые домики);

по фонематическому восприятию (наборы картинок, тетради для развития фонематического слуха);

по лексическому запасу (дидактические игры, наборы картинок);

по связной речи (наборы предметных, сюжетных картинок и серии картинок для составления рассказов разной сложности, тексты для пересказа, алгоритмы, опорные схемы для составления описательных рассказов);

методическая литература по разделам

б) для обследования интеллекта, развития памяти, внимания, мышления:

счетный материал;

пирамидки;

разрезные картинки разной конфигурации;

набор картинок «Четвертый лишний»;

набор карточек на обобщающие темы;

наборы картинок для игр «Чей силуэт», «Что сначала, что потом», «Путаница», «Нелепицы».

в) картотеки:

артикуляционная гимнастика в картинках;

пальчиковые игры;

дыхательные упражнения и игры;

наборы предметных картинок по лексическим темам;

загадки, чистоговорки, скороговорки;

упражнения на релаксации

г) пособия и материалы:

— на развитие дыхания:

воздушные шары

вертушки

мыльные пузыри.

— на развитие мелкой моторики:

матрешки

шнуровки

пирамидки

трафареты

— по обучению грамоте:

настенная азбука

кассы букв и слогов

предметные картинки на каждую букву

трафарет

схемы артикуляции звуков

материал для звукобуквенного анализа и синтеза

3. Педагогическая документация:

  • Логопедические карты на каждого ребенка;
  • Годовой план работы;
  • Список детей группы компенсирующей направленности;
  • Расписание занятий;
  • Циклограмма рабочего времени;
  • Календарно-тематическое планирование;
  • Конспекты фронтальных занятий;
  • Планы индивидуально-подгрупповых занятий;
  • Тетрадь взаимодействия с воспитателями;
  • Отчет о результатах работы;
  • Паспорт логопедического кабинета
Инструкция по технике безопасности учителя-логопеда

Вводная часть:

1. Учитель-логопед должен знать и соблюдать инструкцию по охране жизни и здоровья детей, технике безопасности, строго соблюдать трудовую и производственную дисциплину.

2. Изучать и совершенствовать безопасные приемы труда.

3. Добиваться быстрейшего устранения недостатков в работе, вызывающих несчастные случаи.

4. Строго соблюдать инструкцию по правилам безопасного пользования электрооборудованием, санитарные правила, правила пожарной безопасности и правила личной гигиены.

Перед началом работы необходимо:

— тщательно вымыть руки;

— подготовить для работы все необходимое;

— произвести стерилизацию логопедических зондов кипячением в стерилизаторе, или обработкой этиловым спиртом.

Во время работы необходимо:

1. Выполнять требования врача, связанные с охраной и укреплением здоровья детей.

3. Пользоваться одноразовыми деревянными шпателями.

4. Информировать врача о своих наблюдениях за состоянием здоровья детей.

5. Вести необходимую документацию.

6. Следить за тем, чтобы во время занятий, в руках у детей не было острых металлических предметов.

7. Лекарства, дезинфицирующие средства, спички хранить в закрытом шкафу, в недоступном для детей месте.