Оформления план урока по сольфеджио. Открытый урок по сольфеджио "игровые формы работы на уроке сольфеджио"

Интервалы

Открытый урок по сольфеджио, 2-й год обучения

Образовательное учреждение МКОУ ДОД ДТДиМ
Автор занятия (ФИО, должность) Злотенко Евгения Владимировна. педагог дополнительного образования
Предмет сольфеджио
Темя занятия интервалы
Место учебного занятия первое занятие тематического блока "Интервалы"
Год обучения 2
Тип урока урок изучения нового материала
Форма занятия групповая
Продолжительность 45 минут
Цель занятия Формирование понятия интервал
Задачи занятия

Образовательные:

  1. Изучение и первичное закрепление нового учебного материала
  2. Введение новой терминологии

Развивающие:

  1. Развитие образного мышления
  2. Развитие познавательного интереса
  3. Развитие умения применять знания на практике
Структура урока
  1. Организационный момент
  2. Вхождение в тему
  3. Основная часть
  4. Закрепление занятий
  5. Подведение итогов
  6. Домашнее задание
Методический, дидактический материал
  1. Образовательная программа "Созвучие" хоровой студии ДТДиМ
  2. Давыдова Е.В. Методика преподавания сольфеджио: Учеб. пособие - М: Наука, 1986 - 160 стр.
  3. Камозина О.П. Неправильное сольфеджио, в котором вместо правил - песенки, картинки и разные истории! - издание 5-е, стереотипное. Серия "Учебные пособия для ДМШ" - Ростов-на-Дону: Феникс, 2013 - 91 с.
  4. Калинина Г.В, Сольфеджио. Рабочая тетрадь. 1 класс. М: изд-во "Издатель Калинин В.В.", 2008 - 32 с.
Методы обучения
  1. Объяснительно-иллюстративный
  2. Эвристический (частично-поисковый)
  3. Репродуктивный
Оборудование
  1. Фортепиано
  2. Проектор
  3. Экран
  4. Ноутбук

Пояснительная записка.

Занятие предназначено для учащихся 2 года обучения по предмету сольфеджио. Это первое занятие в изучении этой темы, направленное на первоначальное формирование понятия интервал, знакомство с его количественной величиной, понятиями мелодический и гармонический интервал, диссонансами и консонансами, а также с первоначальным образно-эмоциональным восприятием интервалов на слух. Исходя из психологических особенностей детей данного возраста, в занятии использованы разнообразные формы подачи материала. Вся новая терминология даётся не сухим теоретическим языком, а в виде песенного материала. Использование презентации помогает лучшему запоминанию нового материала. Все новые знания закрепляются не только через слово, но и через действие («Я слышу и забываю. Я вижу и запоминаю. Я делаю и понимаю»).

Ход урока.

Педагог: Здравствуйте, ребята! (презентация, слайд 1)
Сегодня мы с вами отправимся в путешествие за новыми знаниями! Познакомимся с новыми музыкальными понятиями, которые очень нам пригодятся. Мы начинаем изучать интервалы.

Интервалы - это те кирпичики, из которых состоит любое музыкальное произведение, как дом складывается из маленьких кирпичиков, так и любая мелодия состоит из интервалов.

Вы, наверное, слышали это слово и раньше. Оно используется не только в музыке (слайд 2) . Фонари расположены на определенном расстоянии друг от друга, то есть, расположены с определенным интервалом, между опорами моста находится определенное расстояние - интервал. Продолжите дальше…

Ученики: деления на математической линейке нарисованы с одинаковым интервалом, ступеньки на лестнице идут с определенным интервалом. Перемена - это интервал между уроками, а каникулы - интервал между четвертями.

Педагог: Молодцы! Интервал - это расстояние (слайд 3) . А в музыке интервал — это расстояние между двумя звуками (слайд 4) (слайд 5) . В интервале звуки могут идти последовательно, друг за другом, как в мелодии - тогда такой интервал будет называться мелодическим. А если звуки в интервале звучат вместе - то такой интервал будет называться гармоническим. То есть мы также можем сказать, что интервал - это два звука, взятые вместе или последовательно (слайд 6) . Давайте попробуем вместе повторить эти 2 определения интервалов (слайд 7) .

1) интервал — это расстояние между двумя звуками
2) интервал - это два звука, взятые вместе или последовательно

А теперь работаем по цепочке - каждый называет одно из определений интервала.

(Дети называют определения интервала)

Педагог: Правильно, молодцы, все справились с заданием!

А теперь послушайте и определите, какой интервал звучит - гармонический (ноты звучат вместе) или мелодический (ноты звучат последовательно).

(Дети слушают и дают ответы)

Педагог: Правильно, молодцы!

Интервалы могут быть узкими, когда звуки близко расположены друг к другу (показ на инструменте) и широкими, когда звуки находятся далеко друг от друга (показ на фортепиано).

Нам пока хватит восьми простых интервалов. У каждого из вас есть имя, и у каждого интервала тоже есть собственное название. Но имена у них необычные - звучат загадочно, пришли они к нам из древнего языка - латыни (слайд 8) . Прима, секунда, терция, кварта, квинта, секста, септима, октава.
Прима переводится с латыни как первая, секунда - вторая, терция - третья и так далее.

Так как интервал - это расстояние, значит, мы его можем измерить. Но чем? Расстояние между странами измеряется километрами, между рядом стоящими людьми можно измерить сантиметрами, а интервалы измеряются ступенями (слайд 9)

Каждый интервал сокращенно записывается цифрой от 1 до 8. И эта цифра обозначает количество ступеней в интервале. В приме - одна, в секунде - 2, в терции - 3 и так далее.
Как называется ансамбль музыкантов, в котором играет 4 человека?

Ученики: квартет (слайд 10) .

Педагог: Правильно. А интервал, в котором 4 ступени - кварта. А если вместе играют 5 человек?

Ученики: квинтет (слайд 11) .

Педагог: Правильно, молодцы! А интервал, в котором 5 ступеней называется квинта. Давайте будем называть по порядку названия интервалов и показывать столько пальцев, сколько ступеней в интервале. Прима - один пальчик, секунда - 2 и т.д. (слайд 12) .

Проговариваем вместе названия интервалов с показом количества ступеней.

А теперь, чтобы лучше запомнить названия интервалов и научиться их петь - разучим песню про интервалы.

Разучиваем слова 1 куплета и припев: (слайд 13)

1) Если ноты ходят парами,
Их называют интервалами,
И сейчас мы по - порядку вам их
С удовольствием споём.

Припев:
Прима, секунда, терция, кварта.
Квинта, секста, септима, октава.
Октава, септима, секста, квинта,
Кварта, терция секунда, прима.

Педагог: А теперь послушайте музыкальную загадку. Чем отличаются эти 2 интервала?

Играю диссонанс и консонанс.

Ученики: Первый звучит - неприятно, некрасиво, а второй - красиво, ласково.

Педагог: Правильно! Некоторые интервалы могут звучать резко, напряженно - они называются диссонансы. А интервалы, которые звучат слитно, благозвучно - называются консонансы (слайд 14)
Разучиваем 2 и 3 куплет песни про интервалы (слайд 15)

2) Словно ёжики с колючками,
Бывают интервалы злючками,
Это септимы с секундами,
Их называют диссонанс.

3) А другие - очень милые,
Благозвучные, красивые,
Примы, терции, октавы, кварты,
Квинты, сексты называют консонанс.

Исполняем песню про интервалы целиком. На припеве дети показывают на пальцах количество ступеней (слайд 17, 18)

А теперь попробуем построить интервалы от нотки до. До-до - 1 ступень - прима. До-ре - 2 ступени - секунда. До-ми - три ступени - терция и т.д. (слайд 19)

Педагог: А теперь запишем в тетрадях наши интервалы от нотки до также как и на слайде (слайд 20) (Дети записывают интервалы в тетрадь).

Музыка - это наполовину - математика, а наполовину - поэзия.

Интервал - это не только определенное количество ступеней, но и определенный образ, характер, настроение. На наших последующих занятиях мы будем учиться определять интервалы на слух.

И чтобы нам это было легче сделать, нам будут помогать в этом картинки - ассоциации, подсказки (слайд 21)

Прима - это два одинаковых звука - как два одинаковых человечка. Секунда - колючая как ёжик, терция - мягкая и ласковая как кошечка, кварта - призывная, как голос трубы, а ещё - с неё начинается гимн России. Квинта - пустая и гулкая как звук в пещере, а ещё - это интервал, на который настроен аккомпанемент волынки. Секста - широкая и благородная как олень, а также - с неё начинается любимая всеми песенка про ёлочку. Септима - колючая, злая как баба яга, а октава - самый широкий интервал, как самая длинная шея у жирафа.

Педагог: Итак, давайте подведем итог, всего того, что мы с вами сегодня узнали. Мы узнали, что такое интервал

Ученики: Интервал - это расстояние между двумя звуками.

Педагог: Мы узнали, что интервалы бывают мелодическими и гармоническими. Что это означает?

Ученики: гармонический - два звука, взятые вместе, а мелодический - последовательно.

Педагог: Мы с вами теперь знаем, что интервалы могут звучать приятно, благозвучно, или резко, напряженно. Как называются такие типы интервалов?

Ученики: диссонансы и консонансы.

Педагог: А также мы узнали, что интервал - это не только подсчет ступеней, а очень важный элемент музыкального языка, каждый интервал имеет свой образ и своё настроение.

Педагог: А теперь давайте разберем ваше домашнее задание (приложение 1 )
1) Выполнить задания из рабочей тетради (заполнить таблицу и соединить стрелочками названия интервала и его ступеневую величину) (слайд 22 )
2) Дома необходимо будет заполнить кроссворд, и если заполните его правильно, то в центре кроссворда у вас появится тема нашего занятия (слайд 23 )
3) Выучить слова песни про интервалы.

Злотенко Е. В., г. Железногорск

План – конспект открытого урока по сольфеджио 1 класс преподаватель:

Райманова Людмила Владимировна

Цель деятельности педагога по классу теоретических дисциплин состоит

Тема урока:

«Интервалы»

Эпиграф:

«Интервал – сердце и душа музыки…»

Леонард Берстайн

Цель урока: повышение познавательной активности и интереса к предмету сольфеджио у учащихся путем применения различных форм музыкальной деятельности.

Задачи: 1. Образовательная : формировать первичные знания, умения и навыки по теме: «Интервалы».

2. Развивающая: развивать слуховое представление, вокально-интонационные навыки, мелодический слух, музыкальную память, мышление и творческие способности учащихся.

3. Воспитательная: воспитать музыкально – художественный вкус и интерес к предмету сольфеджио.

Форма урока : групповая

Методы реализации поставленных задач:

- Словесный (беседа, рассказ, объяснение),

- Наглядный

- Практический (пение упражнений, игра на инструменте).

- Игровой.

Тип урока: интегрированный урок систематизации и обобщения знаний.

Дидактическое и материально-техническое обеспечение урока:

    Карточки с рисунками

    Ритмические карточки

    Клавиатура

    Шумовые инструменты

    Ноутбук

    Проектор

    Фортепиано

    Презентации

    Магнитофон

Применение педагогических технологий

    Технология проблемного обучения.

Создание проблемной ситуации (средний уровень проблемности) вопросами учителя: «Что такое гамма?», «Сколько ступеней в гамме?», «Назовите устойчивые и неустойчивые ступени?», «Что такое мажор и минор?», «Что такое тоника?». Учащиеся включаются в активную мыслительную деятельность, высказывают собственное мнение, приходя к новым знаниям. Закрепляем их на практике – поем, определяем на слух.

    Технология личностно-ориентированного обучения

На уроке создаются необходимые условия для самореализации учащихся (все принимают активное участие в процессе урока), развития индивидуальных познавательных способностей (каждый ребенок высказывает свое личное мнение по данной проблеме), развития творческого воображения каждого ученика (эмоциональный отклик на музыку, сочинение текста на заданный ритм и т. д.). Отношения «учитель – ученик» строятся на принципах сотрудничества.

    Технология индивидуализации и дифференциации.

Использование элективной формы дифференциации в обучении – выбор видов деятельности, необходимых для обучения данной группы учащихся, для усвоения данной темы. Выбор методических приемов и методов: метод наглядности (наглядные дидактические пособия, использование ТСО – ноутбук, планшетная доска, магнитофон); метод эмоционально-волевого воздействия (оперирование образами, сравнениями); метод эвристической беседы (подход к новому знанию, получение и закрепление его).

    Технология формирования мотивации или игровая технология.

Включение в учебный процесс игровых моментов – «Угадай-ка!», « Музыкальная зарядка» – повышает интерес учащихся к занятиям сольфеджио, активизирует их творческую деятельность (внутренняя мотивация – потребность в познавательном процессе). Учитель создает на уроке так называемую «ситуацию успеха» - самостоятельное решение задач, ощущение успеха повышают мотивацию учащихся к урокам сольфеджио (внешняя мотивация).

5.Здоровьесберегающая технология.

На уроке очень важен стиль общения педагога с учениками. Необходимо создать положительный эмоциональный фон, который влияет на здоровье детей. Сама музыка – мощное средство релаксации и арт-терапии . Она позволяет снимать нервно-психические перегрузки, восстанавливать положительный эмоционально-энергетический тонус. Необходимо включение в процесс урока ритмотерапии (несложные движения и жесты под музыку), музыкально-эмоциональной психотерапии (расширение спектра доступных учащемуся переживаний на звучащую музыку).

Пояснительная записка к уроку

Учитывая возрастные особенности детей младшего школьного возраста – конкретность мышления, неустойчивость внимания, эмоциональное восприятие явлений окружающей жизни, на уроке приходится быстро переключаться с одной формы работы на другую.

Как показывает практика, дети легко и быстро воспринимают и усваивают то, к чему испытывают эмоциональный интерес. Именно осознанная ребенком и эмоционально наполненная мотивация является, пожалуй, самым действенным двигателем в его обучении чему-либо. Лучшим способом для достижения этого психологически комфортного для ребенка состояния является ИГРА как естественная форма его существования .

Опора в обучении на игру выводит ребенка из-под дидактического «пресса», учебный процесс становится для него психологически комфортным и, главное, - влияет на качество усвоения материала (дети начинают все «схватывать на лету»).

План урока:

    Организационный момент. 1 мин.

    Проверка домашнего задания. 3 мин.

    Теоретическая разминка (по карточкам). 12 мин.

Вокально-интонационная работа.

    Ритмическая разминка. Шумовой оркестр. 10 мин.

    «Музыкальна зарядка» 1 мин.

    Интервалы. (Сказка про интервалы). Слуховой анализ. 10 мин.

    Музыкальный диктант. 5 мин.

    Вывод. Подведение итогов урока. 2 мин.

    Домашнее задание. 1 мин.

Ход урока

    Организационный момент.

Учитель: Добрый день, дорогие ребята! Я очень рада видеть вас здоровыми и счастливыми. Давайте друг друга поприветствуем нашей песенкой «Пора начать урок».

    Проверка домашнего задания.

1.На ритмический рисунок стихотворения «Маша» сочинить мелодию на звуках ми, фа, соль, ля и записать её. Научиться петь свою мелодию со словами и названием нот. (с.34 №4)

III . Теоретическая разминка.

Учитель: А теперь давайте приготовим, наши карточки-помощники и вспомним всё то, что мы с вами проходили. Я буду загадывать вам загадки, а вы мне будете показывать правильные ответы на карточках.

У .:1. Ключ красивый, необычный, друг высоких нот…

Дети: скрипичный ключ – показывают карточку

У .:2.В начале нотного стана знак стоит неустанно.

Басовым нотам подсказка, когда звучит страшная сказка.

Д.: басовый ключ – показывают карточку

У. :А теперь давайте споём песенки про эти музыкальные ключи.

(Звучит песенка «Ключи скрипичный и басовый»).

У.: 3.Четыре чёрточки, похожих на решёточки.

Всякий это слышит – стала нота выше!

Д.: Диез – показывают карточку

У.: 4 .Чтобы сделать ноту ниже, есть другой значок – пароль ,

Называется он просто: понижающий …

Д.: бемоль

У.: Вспомним с вами песенку про диез и бемоль.

(Звучит песня «Динамические оттенки»).

У.: 5.Светлый мир просторный, открыл нам лад … (мажорный)

6.Мир в полумрак погружённый, лад нарисует… (минорный)

А сейчас мы с вами исполним 2 песни. Одну в мажорном ладу, а другую в минорном. Внимательно смотрим на экран поём и дирижируем в размере 2/4.

(Демонстрируются на проекторе песни «Кукла» и «Осенняя песенка»).

И в заключение повторения пройденных тем, давайте вспомним с вами про устойчивые и неустойчивые ступени.

Д.: Устойчивые – это I , III , V ступени, а неустойчивые – II , IV , VI , VII ступени

(Исполняют - «Песенка устойчивых ступеней» и «Песенка неустойчивых

ступеней»).

IV . Ритмическая разминка. Шумовой оркестр.

У.: Ребята, а сейчас мы с вами поиграем в «Ритмическое эхо». Но для начала давайте вспомним ритмослоги, которые мы проходили. Откройте учебник на странице 38. Проговариваем ритмослогами предложенные ритмические группы, тактируя.

(дети проговаривают ритмослоги с тактированием).

У.: Молодцы! А теперь я буду простукивать ритм, а вы мне как эхо будете повторять, но не просто повторять, а выкладывать в карточках.

(Звучит «Ритмическое эхо»).

Кто сможет повторить?

(Дети повторяют ритмический рисунок, на ударном инструменте проговаривая вместе с учителем ритмослоги. После чего один из учеников выкладывает ритм на доске).

- А мы тем временем, каждый на своём инструменте, проговаривая ритмослогами, повторим как эхо.

(Дети повторяют ритмический рисунок на шумовых инструментах вместе с преподавателем.)

У.: А сейчас мы с вами изобразим шумовой оркестр. Перед вами на доске ритмическая партитура на песню «Белка пела и плясала». Только петь её буду я, а вы будете моим оркестром, только ритмическим.

Что такое оркестр?

Ответы детей.

Дальше выходят по одному человеку из каждой ударной группы-ложки, маракас и бубен. Разбирается ритмический рисунок каждой ударной группы, проговаривая ритмослогами. Остальные ребята на местах также работают с инструментами.

V . « Музыкальная зарядка».

VI . Интервалы. Сказка про интервалы.

С чего предпочтительнее начинать? Со знакомства с интервалами, это – первый этап. Каждому интервалу соответствует наглядный, доступный образ. Чаще всего это какое-то животное, зверушка, известная ребёнку. Я пытаюсь всеми возможными способами описать, обозначить, показать, обыграть тот образ, с которым у ребёнка впоследствии будет связан интервал. Выбор образа неслучаен – он эмоционально соответствует звучанию интервала, его настроению. Каждый интервал имеет по крайней мере два имени – «образное» (игровое) и академическое. Дети на уроках знакомятся с соответствующими каждому интервалу образами и слышат, как их характер выражается в звучании. В итоге они учатся узнавать, различать и сравнивать созвучия.

Учитель во время демонстрации презентации про интервалы, рассказывает сказку, про то, как пятеро друзей ёжику помогли.

    Читая сказку во время просмотра презентации, озвучивать интервал (на инструменте или пропевая).

    После завершения сказки провести занимательный слуховой анализ. Преподаватель играет интервалы, а дети показывают картинку с соответствующим персонажем сказки, на которой написано академическое название интервала.

СКАЗКА ПРО ТО,

КАК ПЯТЕРО ДРУЗЕЙ ЁЖИКУ ПОМОГЛИ

В далёкой, жаркой африканской саванне жили-были друзья: высокая Жирафа (ч8 ), две антилопы – большая и малая (б6 и м6 ) - и храбрая Зебра (ч4 ).Друзья весело проводили время, играя в разные забавные игры. Очень часто мечтали они о далёких путешествиях. Но самое длинное путешествие было для них всегда одно – поход к дальнему озеру (ч5 ) на водопой. Там они всегда болтали о том, о сём с птицей – носорогом (б3 и м3 ), которую все звали Тари. Тари много знала, так как летала за озеро и даже была в лесу за рекой, а может и дальше.

И вот однажды, возвращаясь с водопоя, друзья остановились под своим любимой пальмой. Они обсуждали то, что им сегодня рассказала Тари: в речке, что протекала через их озеро поселился ужасный крокодил (б7 )…

Он был такой страшный и ужасный, что никто не решался переплыть через речку на другую сторону.

Вдруг внимание друзей привлёк странный шум, исходящий откуда-то из огромного дупла старого дерева. Внезапно оттуда выскочил странный зверёк, он свернулся комочком, покатился и замер (м2 и б2 ). Раньше друзья никогда не видели такого зверя.

Д олго ли, коротко ли, но друзьям удалось познакомиться со странным зверем. Он оказался не такой уж и страшный, как им показалось поначалу. Зверька звали Ёжик – Колючка. Колючка поведал свою печальную историю. Он не помнит, как очутился здесь в саванне и набрёл на это огромное дерево. Но он точно знает, что его дом там, в маленьком лесочке, на другом берегу реки. Но вот как перебраться туда? Ёжик этого не знал.

Не знали и друзья, как помочь ёжику. Тогда решили они пойти за советом к птичке Тари.

Все вместе: Жирафа, две антилопы, зебра и ёжик Колючка, отправились к озеру. Там они быстро разыскали свою знакомую птичку и рассказали ей всё как есть. Немного подумав, Тари полетела на разведку к тому месту, где видела последний раз крокодила.
Она быстро нашла его, так как он так громко ревел (б7 и м7 ), что его нашёл бы даже слепой…Мудрая птица сразу же принялась за дело: она выяснила, почему крокодил так зол, и почему он так громко кричит. Всё оказалось очень просто: крокодил никогда не чистил зубы, и поэтому они у него сильно разболелись. Тари предложила крокодилу свою помощь – удалить больные зубы, а он за это обещал ей пропустить через реку её друзей. Сказано – сделано. Тари быстро справилась со своей задачей.

После этого Тари слетала за друзьями, которые без труда смогли помочь ёжику перебраться через речку. На этом заканчивается история про то, как пятеро друзей помогли ёжику вернуться домой.

Слуховой анализ .

А теперь давайте вспомним – как звучат наши сказочные животные. Я буду озвучивать их на инструменте, а вы мне будете показывать картинки с соответствующим персонажем. И называть интервалы, которые написаны на обратной стороне.

VII . Музыкальный диктант.

Цель: развитие ладовых ощущений учащихся

Необходимые материалы : нотный материал для групповой работы, нотный стан с нотками

Участники: все учащиеся

1 диктант

Перед вами мелодия диктанта с пропущенными звуками. Пользуясь ритмическими «подсказками», допишите недостающие ноты.

2 диктант-устный « Колобок»

Звучит презентация с диктантом «Колобок». Задача ребят - настроиться по устойчивым ступеням и спеть ноты, вместе с колобком тактируя. А затем выложить этот диктант на своих нотоносцах нотами.

VIII . Вывод. Подведение итогов.

Цель : проанализировать выполнены ли задачи урока.

Проведение: учитель предлагает ученикам озвучить, какие задачи выполнены, какие нет, достигнута ли цель урока. Затем подсчитываюся нотки, которые раздаются на протяжении всего урока – у кого самое большое количество, получают пятёрки.

Наш урок подошел к концу, сегодня мы повторили с вами пройденный материал, узнали новые теоретические термины - названия интервалов, а также закрепили полученные сведения в виде практических заданий, в игровой форме. Надеюсь, наш урок прошел плодотворно, мы все хорошо потрудились. На следующем занятии мы продолжим изучение данной темы, более подробно.

IX. Домашнее задание.

Цель преподавателя : Организовать учащихся для эффективного выполнения домашнего задания .

Цель учащихся : Написать домашнее задание и понять как его выполнять.

Задачи :

1) Сообщить учащимся домашнее задание.

2) Разъяснить методику выполнения

3) Мотивировать необходимость и обязательность этой работы.

Критерии усвоения : Учащиеся поняли, как нужно выполнять домашнее задание, об этом свидетельствует их активное участие в разговоре.

Преподаватель: А теперь открываем дневники и записываем домашнее задание.

Первое задание – выучить названия интервалов.

Второе задание – по учебникам стр.39 №6

Преподаватель: Вот подошёл урок к концу. Сегодня вы все хорошо поработали. Молодцы! Мне очень понравилось с вами работать, большое спасибо! До свидания!

Учащиеся: До свидания!

  1. Открытый урок по сольфеджио преподавателя теоретических дисциплин МБУДО "ДМШ № 2" города Красноярска Вяткиной Елены Ивановны

Тема урока : "Некоторые формы слухового анализа".

Цель урока: показать максимальную взаимосвязь слухового опыта обучающихся с теоретическими знаниями, а также различные стороны музыкального слуха в их взаимодействии.

Характеристика группы: в группе занимаются ученики 2 класса семилетнего цикла обучения. Все дети имеют хорошие музыкальные данные: чисто интонируют, отличаются быстрой слуховой реакцией. К занятиям относятся добросовестно; дисциплинированны, успешно и с удовольствием осваивают учебную программу.

Ход урока.

1.Теоретическая "разминка":

1) определение тональностей по ключевым знакам, используя "считалочки" квинтового круга (тональности до 7 знаков включительно);

2) определение по записи на доске интервалов и аккордов вне лада с предварительным пропеванием каждого созвучия (дано: м.3, ч.4, м.6, соответственно в первой, второй и малой октавах; Б.6, М5/3, М6/4, D7).

2. Определение на слух интервалов и аккордов вне тональности: диапазон малой - второй октав с использованием широкого расположения аккордов (определить на слух аккорды в широком расположении ученики должны, "собрать" пропеванием каждый аккорд в тесное расположение).

3. Метроритмические упражнения, включающие пройденные длительности и ритмические группы (подготовка к мелодическому диктанту).

по заданию преподавателя дети выбирают тактирование в умеренном темпе; - звучит диктант в первом проигрывании: ребята определяют размер, наличие повторности фраз;

После второго проигрывания дети считают и расставляют такты и записывают последний такт;

С трех последующих проигрываний над тактами записывается ритм; затем дети поют мелодию диктанта на нейтральный слог, сопровождая пение шагами (доли) и хлопками (ритм). Теперь ученикам предлагается оформить мелодию нотной записью;

В шестом проигрывании преподаватель добавляет к мелодии второй голос,

Последние три проигрывания позволяют ученикам проанализировать получившуюся интервалику и закончить запись двухголосия. После этого диктант сольфеджируется на 2 голоса; второй голос исполняет преподаватель, поскольку ученики 2 класса еще не обладают навыками самостоятельного двухголосного исполнения только что записанного примера.

5. Слуховой анализ главных гармонических функций в пьесе П. И. Чайковского "Болезнь куклы" из "Детского альбома".

Предварительно дети вспоминают понятия главных трезвучий, основных ладовых функций. Затем преподаватель настраивает группу в тональность произведения соль минор, предлагает послушать и определить небольшие гармонические обороты. В процессе звучания пьесы дети определяют размер, количество тактов, гармоническую пульсацию, после чего распределяют функции в тактах.

6.Заключительная часть урока: подведение итогов урока и разбор домашнего задания.

Домашнее задание:

2) к диктанту подобрать аккомпанемент из главных трезвучий.

Продолжительность урока: 65 минут.

Основной этап

1.Работа в тональности Ля мажор:

А) Педагог : Ребята, мы с вами проходили тональность Ля мажор. Скажите, сколько знаков при ключе в этой гамме?

Учащиеся: три диеза (перечисляют)

Педагог : Давайте повторим знаки альтерации по считалке.

Учащиеся: проговаривают хором считалку про знаки альтерации

Педагог : А что такое знаки альтерации? Какие знаки альтерации вы знаете и каков принцип их действия?

Учащиеся: перечисляют знаки альтерации и объясняют принцип их действия.

б) Педагог : мы сейчас споем гамму Ля мажор. Пожалуйста, примите правильное положение, расправьте плечи, старайтесь петь без напряжения, красивым, плавным звуком.

Учащиеся: поют гамму Ля мажор:

С дирижированием в размере 2/4 в заданном ритме ↓

С дирижированием в размере 3/4 в заданном ритме

- «цепочкой» по 1, 2, 3, 4 звука

в) Педагог : Ребята, ваш голос немного проснулся, давайте споем ступеневую распевку А.Агажанова «3,2,1»

Учащиеся: поют распевку

г) Педагог : вы вспомнили все интонации, не забывайте, что в некоторых тактах распевки есть одинаковое количество ступеней, но мелодическое движение разное: восходящее и нисходящее. Я вам буду играть такты вразброс, а вы отгадайте и пропойте

Учащиеся: выполняют анализ на слух ступеней гаммы Ля мажор по распевке

2.Диктант в тональности Ля мажор

а) Педагог: ребята, прослушайте диктант, определите размер

Учащиеся: диктант похож на жанр польки, размер диктанта 2/4

Педагог: давайте определим, какие ритмические группы есть в диктанте

Учащиеся: восьмые, четверти и группа две шестнадцатых и восьмая

Педагог: ребята, я еще раз сыграю диктант, а вы простучите ритм с названием ритмослогов

Учащиеся: простукивают ритм с ритмослогами

Педагог: а сейчас мы проанализируем мелодию диктанта

Учащиеся: поют с дирижированием нотами, записывают диктант

(8 проигрываний)

Педагог: диктант записан успешно всеми учащимися, молодцы, ребята. А сейчас мы поработаем с диктантом, выполняя следующие задания:

Пропеть диктант с названием римских цифр

Пропеть с транспонированием ↓

Пропеть диктант «цепочкой» по тактам

Учащиеся: выполнение заданий

3. Закрепление темы «Интервалы м 6 и

б 6 в тональности»

Педагог: ребята, а сейчас мы повторим тему «Интервалы». Что такое интервал?

Учащиеся: интервал – это сочетание двух звуков, интервалы бывают мелодические и гармонические.

Интервалы бывают чистые, большие и малые.

Интервалы делятся на консонансы и диссонансы

Педагог: давайте повторим таблицу интервалов (видео 1)

Учащиеся: повторяют интервалы

Педагог: ребята, мы с вами выучили интервал сексту. Что вы можете рассказать про этот интервал?

Учащиеся: интервал секста относится к консонансам, он звучит распевно, мягко, широко

Секста охватывает 6 ступеней, бывает большая и малая

В малой сексте 4 тона, в большой сексте 4,5 тона

Малая секста звучит минорно, большая секста звучит мажорно

Педагог: ребята, а давайте вспомним, на каких ступенях в мажоре получаются малые и большие сексты?

Учащиеся: большие сексты в мажоре строятся на I, II, IV,V ступенях. А малые сексты на III, VI, VII.

Педагог: а кто у нас смелый? Кто сыграет и назовет сексты в тональности Ля мажор?

Учащиеся проигрывают и называют сексты в тональности Ля мажор

Педагог: молодцы, ребята! А сейчас мы прослушаем 2 песенки, в которых есть этот интервал. Попробуйте определить, какие сексты использованы композитором.

Прослушивание фрагментов и определение секст

«Олень» (видео 2)

«Оленёнок» (видео 3)

Педагог: ребята, а сейчас прослушайте произведение композитора Д. Кабалевского Рондо. Обратите внимание, что в этом произведении интервал секста звучит много раз то в восходящем движении, то в нисходящем. Такой прием называется параллельные сексты.

Прослушивание произведения.

4.Творческие задания в тональности Ля мажор

Педагог: ребята, а сейчас мы с вами побудем композиторами. Вы знаете, что при сочинении произведений композитор может импровизировать. А что такое импровизация?

Учащиеся: импровизация – это сочинение на ходу.

Педагог: а что важно в импровизации?

Учащиеся: закончить произведение на тонике, чтобы получилось завершение сочинения.

Педагог: я сейчас буду петь нотами в тональности Ля мажор вопросительное предложение, а вы импровизируйте ответное предложение.

Учащиеся выполняют:

Вокальные импровизации

Жанровые импровизации

5.Работа с ритмом

Педагог: отличная работа, молодцы! Ребята, а сейчас мы немного и отдохнем и, в то же время, поработаем с ритмом.

Прохлопывание ритмических рисунков с ритмослогами (видео 4)

Педагог: для следующего упражнения возьмите, пожалуйста, стаканчики

- «ритмостаканчики» (видео 5)

6.Слуховой анализ

Педагог: отличная работа, спасибо, ребята! Урок наш продолжается, и сейчас мы с вами послушаем и отгадаем блоки слухового анализа. Вспомните, какие блоки мы уже проработали?

Учащиеся: гаммы, интервалы и трезвучия.

Педагог: я напоминаю вам, что наши секретики - подсказочки у нас в голове, а отвечать нужно правильными музыкальными терминами.

Учащиеся отгадывают прослушанные элементы.

7.Вокально-интонационные упражнения В.Кирюшина

Педагог: наш урок близится к завершению. Откройте, пожалуйста, тетради на с.32, вокальные упражнения. Сначала мы споем №5 все вместе, повторим его. А, затем, споем номер цепочкой.

Учащиеся: исполняют №5

III.Заключительный этап:

Педагог: ребята, наш урок закончился. Вы довольны своей работой? Не устали? Вам было интересно? Как вы считаете, все ли у нас получилось? Есть ли у нас, над чем еще работать?

Ответы учащихся

Оценка работы каждого учащегося.

Цель урока: показать различные виды игровых форм в разных классах на уроке сольфеджио.

Задачи урока:

  • Закрепить теоретические знания учащихся.
  • Способствовать выработке навыков точного интонирования на основе упражнений
  • Выработать у учащихся навыки восприятия и воспроизведения метроритмических упражнений.
  • Способствовать воспитанию чувства метроритма, налаживанию метрической пульсации, координации различных частей тела.
  • Свободно определять на слух ритмические формулы и мелодические обороты. Воспроизводить их.
  • Развивать творческую свободу личности, инициативу и самостоятельность учащихся.
  • Способствовать формированию эстетического вкуса учащихся.

Тип урока: Урок комплексного применения знаний и умений.

Дидактические материалы:

  • карточки лото “Азбука музыки” С. Белецкого
  • плакат “Длительности от целой до тридцатьвторой” С. Белецкого
  • карточки квинтового круга тональностей в виде “Цветика - Семицветика”
  • карточки структурного состава аккордов МБ7, МБ65, МБ43, МБ2, ММ7, Мум.7, ум.7, Б53, М53, ув.53, ум.53, Б6, М6, М64, М64.

Ход урока

В открытом уроке принимают участие учащиеся 1 класса отделения фортепианного и струнного исполнительства, 2 класса отделения народного и духового исполнительства, 6 класса отделения народного и духового исполнительства и 8 класса отделения фортепианного исполнительства. От каждого класса представлено 2 – 4 человека.

Организационный момент, настройка внимания учащихся.

Игровые формы на уроках сольфеджио для учащихся 1 класса:

Повторяем термины: темп, штрихи, тональность, тоника, ступени, устойчивые и неустойчивые ступени.

Игра лото “Азбука музыки” .

Правило об устойчивых и неустойчивых ступенях – поем песенку о разрешении ступеней:

Звуков в гамме ровно семь,
Нужно дружно спеть их все,
Эти звуки все важны,
Мы их выучить должны,
Будем петь и повторять,
Неустои разрешать.

Вторая в первую, четвертая в пятую,
Шестая в пятую, седьмая в первую.
Утром солнышко встает,
Эту песенку поет.

Даже заинька косой,
Разрешает неустои,
Не ленись и повторяй,
Неустои разрешай.

Понятия вводные ступени, тоническое трезвучие – поем песенки – попевки в До мажоре .

Повторяем названия длительностей.

  • Упражнение Л. Белецкой “Длительности от целой до тридцатьвторой” .
  • Ритмическая игра Л. Белецкой “Волшебные пальчики” .

Игровые формы на уроках сольфеджио для учащихся 2 класса:

  • Определяем простые интервалы на слух, поем песенки – попевки, используя карточки лото “Азбука музыки” .
  • Ритмическая игра “Подарок другу” .

Игровые формы на уроках сольфеджио для учащихся 6, 8 классов:

  • Исполняем ритмическую партитуру с применением шумовых инструментов для тембровой дифференциации партий правой и левой рук .

  • Устные мелодические диктанты в игровой форме “Угадай мелодию”. Определить на слух и пропеть после 1 – 2 проигрываний нотами следующие мелодические фразы :

Следующие задания выполняются учащимися, разделенными на две команды.

  • Повторяем квинтовый круг тональностей. Игра “Цветик-Семицветик”.
  • Закрепляем структурный состав пройденных аккордов. Игра “Собери аккорд” .

Ритмический диктант “Братец Мартин”. Записывается в игровой форме “Собери ритм” с использованием карточек. Диктант рассчитан для учащихся 2 класса .

Тембровый канон “Братец Мартин”. Исполняют учащиеся 3, 4 классов, с использованием инструментов К. Орфа.

Учебно-методические пособия.

  1. С. Белецкий Лото “Азбука музыки”. – Омск, 2001
  2. Л. Ефремова “Учиться интересно!” Пособие по сольфеджио. – С. –П., 2006
  3. Т. Камаева, А. Камаев Азартное сольфеджио. – М., 2004
  4. Л. Белецкая Основы музыкального времени, - Омск, 2002
  5. О. Берак Школа ритма. Часть 1 Двухдольность. – М., 2003
  6. Н. Белая Нотная грамота. Элементарная теория музыки. Игры на уроках. – С.–П., 1999
  7. Н. Ладухин 1000 примеров музыкального диктанта на 1, 2 и 3 голоса. – М., 1967
  8. В. Середа Каноны. – М., 1997